Мемориал — от слова «Память»?! Памятник – от слова «память

Забота о поселке может выражаться по-разному. Кто-то ремонтирует спортплощадки, а кто-то - «отпечатки истории», то есть памятники. Необходимость в таком ремонте назревала давно, о плачевном состоянии районных мемориальной скульптуры говорили многие. «Памятники возвращают нас в прошлое, не дают забывать знаменательные или трагические события, воспитывают подрастающее поколение», - высказывает свою точку зрения В.П. Чувызгалова, директор Пашийской библиотеки, один из инициаторов восстановления «отпечатков истории» в поселке. Ниже приводятся сводная статья по материалам Валентины Павловны, посвященным этой теме.

Гражданская память о Гражданской войне

Уходят из жизни люди, меркнут воспоминания, стираются события, даты, прошлое становится историей. На смену приходит новая жизнь. И связующей ниточкой уходящего и будущего на земле остаются памятники и наша память.

95 лет назад 25 мая 1918 года началась на Урале гражданская война - один из самых трагичных периодов в истории России. Известный писатель Борис Васильев писал: «Главный итог, который мы вынесли, в том, что гражданская война есть ни с чем ни сравнимая трагедия народа, в которой никогда не было победителей. Братья, щедро проливавшие кровь друг друга, сражались за Россию, за ее завтрашний день, которая каждая из сторон видела и понимала по-разному. Они поступили так, как велела им совесть…».

На территории нашего района упорные бои шли в декабре 1918 года. 12 декабря через Пашию двигались отступающие части Красной Армии. Исполком Совета рабочих депутатов принимает решение об эвакуации оставшихся в поселке партийных работников, членов Делового Совета завода, красногвардейцев и их семей. Проселочными дорогами по реке Чусовой обоз с эвакуированными добрался до Перми. По пути в Пермь группа красногвардейцев под командой М.М. Лядова должна была закупить продовольствие, но в селе Троицкое они попали в засаду и были схвачены белыми.

В ночь с 13 на 14 декабря 1918 года Пашия была занята колчаковцами. В поселок вошли части карательного отряда под командованием полковника Киселева. С приходом белых в поселке и на рудниках начались аресты. Арестовывали всех, кто помогал устанавливать или поддерживал Советскую власть. Арестованных держали в арестантской, которая находилась в подвале волостной Управы (старое здание поссовета).

Первыми были арестованы и 19 декабря расстреляны Александр Александрович Савицкий - военный специалист Пашийского красногвардейского отряда, бывший поручик царской армии, сочувствующий Советской власти и красногвардеец рабочий завода Александр Иванович Некрасов. Их расстреляли по дороге на станцию Багул. Родственникам разрешили забрать их тела и похоронить на поселковом кладбище.

В ночь с 5 на 6 января после пыток и издевательств на заброшенной шахте Никольского рудника было расстреляно 16 человек. Их в лютый мороз полураздетых вывели из арестантской, связали друг с другом веревками тех, кто не мог идти бросили в угольные короба, предварительно набросав туда снега и повели за поселок, на бывший Никольский рудник за речкой Таранчихой. Там арестованных опять били прикладами, кололи штыками, пороли нагайками, а потом расстреляли и сбросили в шахту даже тех, кто еще подавал признаки жизни. Родственников, пришедших на следующий день утром на рудник, к шахте не подпустили, похоронить на кладбище не дали, а шахту завалили каменными глыбами.

На шахте Никольского рудника были расстреляны:

  1. Лядов Михаил Моисеевич - штейгер Сергиевского рудника, член Исполкома Совета рабочих депутатов.
  2. Заморин Василий Алексеевич - рабочий-доменщик, он был первым из рабочих завода записавшихся в Пашийский красногвардейский отряд.
  3. Митяев Василий Иванович - член Делового Совета завода от Зыковского рудника.
  4. Тепляков Иван Махтирович - забойщик Сергиевского рудника, член Делового Совета завода.
  5. Тетерин Илья Федорович
  6. Косков Степан Васильевич - рабочий завода слесарь, красногвардеец.
  7. Денисов Алексей Николаевич
  8. Юропалов Кирилл Андреевич - горнорабочий Зыковского рудника.
  9. Епифанов Алексей Семенович - горнорабочий Зыковского рудника.
  10. Болотов Александр Егорович
  11. Теплоухов Павел Михайлович
  12. Спицын Александр Михайлович - слесарь механического цеха, красногвар-деец.
  13. Акеев Алексей - рабочий завода грузчик, красногвардеец.
  14. Шутов Василий Васильевич - рабочий-доменщик, красногвардеец.
  15. Меркушев Георгий Федорович
  16. Тепляков Алексей - рабочий завода, красногвардеец.

Аресты в поселке продолжались до середины января 1919 года. Одиннадцать дней подвергались издевательствам Жуков Александр Игнатьевич, Чеплыгин Николай Степанович, начальник Народной милиции Кошков Степан Александрович, член Делового Совета завода Пермяков Николай Феофанович и еще 7 красногвардейцев Пашийского отряда. Их 19 января 1919 года повели по узкоколейной железной дороге на станцию Пашия, как будто бы для отправки в город Пермь, и, не доходя до станции, расстреляли. На этом месте сейчас стоят корпуса Горнозаводского цементного завода. В 1968 году их прах был перенесен и торжественно захоронен на площади в городе Горнозаводске, был установлен мемориальный обелиск. В.В.Киреев в своей рукописи упоминает 11 фамилий, но на обелиске сейчас перечислено только восемь.

  1. Жуков Александр Игнатьевич - рабочий завода
  2. Горбунов Александр Спиридонович - кузнец
  3. Иванов Иван Никитич - рабочий-железнодорожник
  4. Осколков Сергей Михайлович - рабочий-молотобоец

Они находились в составе Пашийского красногвардейского отряда, который еще летом был отправлен в город Пермь для охраны артиллерийских складов. Во время взятия Перми колчаковцами они попали в плен и под конвоем были доставлены в Пашию.

5. Тетерин Иван Павлович - член Делового Совета завода, красногвардеец.
6. Пермяков Николай Феофанович - член Делового Совета завода.
7. Тетерин Сергей - рабочий завода, слесарь, красногвардеец.
8. Кошков Степан Александрович - начальник Народной милиции.
9. Чаплыгин Николай Степанович - командир взвода в отряде Красной гвардии.
10.Макушин Дмитрий Павлович - горнорабочий, красногвардеец.
11.Рожков Андрей Андреевич - горнорабочий, красногвардеец.

При эвакуации Пашийского красногвардейского отряда они остались в поселке и были схвачены по доносу предателя.

15 июля 1920 года отмечалась первая годовщина освобождения Урала от колчаковцев. В память о погибших земляках рабочие завода, рудников, копей и углежжений, в порядке субботников, на собственные средства установили на могилах, погибших от рук карателей, временные деревянные обелиски.

Над устьем Никольской шахты был сделан деревянный помост, на котором установили обелиск. На первом обелиске были перечислены фамилии 18 человек. С течением времени борта шахты и памятник обрушились. Кирпичный обелиск был установлен в 1930-е годы. Новый памятник на шахте Никольского рудника появился в 1960-е годы. Но на нем были перечислены почему-то только 14 фамилий наших земляков, зверски загубленных январской ночью 1919 года. Наш краевед В.В.Киреев в своей рукописи «Пашия - рабочий поселок» упоминает фамилии 16 человек.

Деревянные обелиски в 1920 году появились и на могиле расстрелянных по узкоколейке на станцию Пашия, и на поселковом кладбище, где были захоронены первые жертвы колчаковщины А.А.Савицкий и А.И.Некрасов. Еще в сентябре 1918 года на поселковой площади рядом с церковной стеной были торжественно захоронены пашийские красногвардейцы члены продовольственного отряда Дружинин П. Н. и Лязгин Ф.А., погибшие в бою с кулаками у деревни Канабеки. Колчаковцы сравняли их могилу с землей. На ней в 1919 году тоже был установлен обелиск.

В начале 1930-х годов в честь земляков, расстрелянных на Никольском руднике, В.А. Заморина, М.М. Лядова, В.И. Митяева, И.А. Теплякова, в поселке были названы улицы.

В 1935 году на всех братских могилах деревянные обелиски были заменены на кирпичные. В 1960-х годах на местах захоронений героев появились новые памятники. Долгие годы ветераны поселка и учащиеся школы заботились о памятниках, ухаживали за ними, ремонтировали. В 1973 году на поселковом кладбище был установлен новый памятник. Многие жители поселка помнят, что у памятника на Никольском руднике торжественно принимали в пионеры, там проходили пионерские сборы и встречи комсомольцев разных поколений.

По инициативе главы поселения Н.Г.Костаревой, Совета депутатов, при поддержке депутата Законодательного Собрания Пермского края Даута В.А. в начале июля на окраине Пашии за речкой Таранчихой на месте полностью разрушенного был установлен новый памятник нашим землякам, погибшим от рук колчаковцев 6 января 1919 года. На одной стороне памятника высечены слова «Память борцам революции, отдавшим жизнь за Советскую власть», на другой перечислены фамилии 16 человек, которые были сброшены в шахту старого Никольского рудника.




11 июля Пашийская библиотека пригласила ветеранов поселка, главу администрации на открытие памятника. Собравшиеся в тот день у памятника, услышали рассказ о тех трагических событиях, поделились своими воспоминаниями о том, что слышали они от своих родных о том трагическом событии. К памятнику, как и полагается, были возложены цветы.

После публикации в газете моей статьи «Гражданская память о Гражданской войне» («Новости» от 22 июня 2013 г.) о памятниках на братских могилах наших земляков, погибших в Гражданскую войну.

Жители Пашии (хотя мы и не планировали это) стали приносить в библиотеку деньги на ремонт и восстановление поселковых памятников. Кто 300 рублей, кто двести, кто сто, кто пятьдесят набралось пока немного чуть больше тысячи. Библиотека решила поддержать инициативу неравнодушных жителей поселка и продолжить собирать деньги. Нашим поселковым памятникам действительно требуется ремонт и обновление.

К сожалению, молодое поколение пашиян мало знает о тех трагических событиях, которые произошли 95 лет назад в нашем поселке, о наших земляках погибших в годы Гражданской войны. Не осталось живых свидетелей тех событий. Но я уверена, что многие еще помнят рассказы своих отцов и матерей, бабушек и дедушек о том, что происходило в нашем поселке в те далекие годы. В Пашии и в Горнозаводском районе и сейчас живут потомки тех, кто покоится в этих братских могилах. Надеюсь, что кто-нибудь из них откликнется на эту статью.

И чтобы совсем не превратится нам «в Иванов, не помнящих родства» может быть «всем миром» установить нам новые памятники и отремонтировать еще пока сохранившиеся. Говорят, что народ, который не помнит своего прошлого, это народ без будущего. Само слово памятники произошло, как не трудно догадаться, от слова память. Давайте же будем думать о своем будущем уже сейчас. Сохраним нашу память и памятники.

Директор библиотеки В.П. Чувызгалова

Поддержка проекта осуществлена Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края.

06.09.2017 13:35:45

Мемориал «Танк» на улице Советская, по мнению наших читателей, стал болевой точкой в городе. В апреле мы уже писали о том неприглядном виде, в котором находятся памятник и территория вокруг него. Статья была приурочена ко Дню памятников и исторических мест. Сразу же после публикации торговые палатки с газона были убраны, урны вычищены, а боковые стороны постамента с осыпавшейся плиткой выкрашены в чёрный цвет.

Наведённая к Дню Победы чистота радовала недолго. И это неудивительно. Близость торговых центров и более мелких торговых точек, остановки пригородного транспорта и стоянки автомобилей, а также отсутствие общественного туалета не способствуют сохранению порядка.
В итоге терпение граждан лопнуло. На суд общественности в социальных сетях был выложен видеоролик, в котором люди увидели, как на асфальте между «Танком» и забром «замороженной» стройки образовались залежи пивных бутылок, перемежающиеся упаковками от нехитрой закуски любителей горячительного и т.д.
Общественность, представленная людьми самого разного возраста и социального статуса, как и следовало ожидать, возмутило увиденное.
Власти отреагировали оперативно: уже на следующее утро мусор был убран.
Мы попросили прокомментировать проблему заместителя председателя Совета ветеранов войны, труда и Вооружённых Сил Щёкинского района, полковника в отставке Василия Ковика, который неоднократно поднимал вопрос о благоустройстве территории этого значимого для города памятного места:
– Картину, представленную в ролике, наблюдаю часто, так как живу неподалёку. Реакция властей, за утро убравших копившееся несколько дней безобразие, радует, но эта работа должна быть планомерной.
Проблемы, связанные с памятником «Танк», начались во время подготовки к празднованию 70-летия Великой Победы. Именно тогда Совет ветеранов и другие общественные организации района поставили вопрос о приведении в порядок постамента и благоустройстве прилегающей территории. Что из этого вышло, и каким стал постамент – щёкинцы сами видят.
Этой весной в канун Дня Победы я встречался у памятника с отвественными сотрудниками районной администрации, показал им, в каком состоянии находится это священное место и территория вокруг него.
Но в ответ услышал, что всё, оказывается, хорошо: к 9 Мая постамент помыт, установлены для освещения мемориала два фонаря.
В остальном ничего не изменилось: остатки асфальта, щебня, торговые точки, многие из которых нарушают все мыслимые санитарные нормы – всё это портит общий вид мемориала. Где те цветники, сквер, фонтан, что были рядом с танком в былые годы?
И ещё. Пока рядом с памятником будет остановка транспорта, не оборудованная общественным туалетом, многолетние ели у мемориала так и будут выполнять функцию отхожего места.

Памятник – от слова "ПАМЯТЬ"

Памятники возводятся в память какого-то события, или человека, важного для общества. Памятники возвращают нас в прошлое, не дают забывать знаменательные или трагические события, воспитывают подрастающее поколение. В нашем районе тоже есть свои исторические и памятные места. Одни больше известны, другие - меньше, а о некоторых, наверное, и не все озинцы знают. У каждого из памятников своя история установления, "возраст" и облик. Но сегодня хотелось бы поговорить не столько о самих памятниках, сколько об отношении к ним.

Слава богу, в свое время мы не поддались вакханалии вандализма, оправдать которую ненавистью к советской эпохе или другими идеологическими причинами никак нельзя. Грешно и даже смешно мстить памятникам – этим безмолвным свидетелям нашей жизни. Они не могут отвечать за прошедшие этапы истории или изменить её. Разрушенные памятники восстанавливаются. Рано или поздно. Пример тому в нашем районе – восстановленный в Балашах Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Сохранились у нас и памятники В.И. Ленину. Даже приезжающие в район областные журналисты то ли с удивлением, то ли с благодарностью отмечают, что в Озинках есть памятник вождю мирового пролетариата, отмечая при этом, "только его почти не видно в зарослях деревьев". Думаю, все же видно, раз разглядели. Я немного о другом. А вы, озинцы, замечаете этот памятник? Вряд ли. Основанием для такого вывода послужил небольшой эксперимент. Как-то специально опросила порядка десятка человек, помнят ли они, в каком положении запечатлен на этом памятнике Ленин? И знаете, задумались все, но правильно не ответил никто, хотя вариантов было много.

Ответственность перед историей не возникнет на пустом месте. Память нуждается в постоянной подпитке. И памятники без ложной скромности можно назвать теми самыми звеньями одной цепи, что позволяет сохранить историческую связь между поколениями.

У каждого времени свои памятные даты. И памятники тоже свои. Разве думали, уходя на фронт в сороковые роковые, новобранцы о том, что многие из них вернутся домой "в граните и бронзе"… И в бой они шли, как скажет потом о них поэт Твардовский, "не ради славы - ради жизни на земле". Ради жизни на земле пали на фронтах сражений 5363 наших земляков. И в райцентре, и в каждом большом селенье непременно есть памятник павшим землякам. Пусть они неброские, скромные. Главное – они есть. Но всегда ли мы бережно к ним относимся – вопрос другой. Да, к 9 Мая все они приводятся в порядок. Но пройдут торжественно-печальные церемонии, и к некоторым рукотворным памятникам народная тропа, к сожалению, зарастает. Нечасто вы увидите перед ними клумбы с живыми цветами. Еще реже тех, для кого и предназначены памятники – людей. Спросите сегодняшних школьников, чьи фамилии выбиты на обелиске – ответят не все. А часто ли у памятников проходят Часы памяти, Уроки мужества и другие классные и внеклассные мероприятия? А ведь памятники должны "работать". "Работать" с точки зрения патриотического воспитания. Поступки наших дедов - пример для новых поколений. Но, умолчав о подвигах предков сейчас или делая это формально, мы рискуем потом забыть о них. Мы сами делаем свою историю, память, облеченная в форму памятника, - наше воздаяние тем поколениям, которые в свое время отстояли наше Отечество для нас, ныне живущих. И разве не у памятника воину-освободителю могли родиться эти стихотворные строки:

А ветер доносит нам: "Память храните…"

Как тяжко молчанье под гнетом двойным.

И вслух я прочел имена на граните

По списку вечерней проверки войны…

"Книга Памяти" - еще один скорбный памятник погибшим, пропавшим без вести, умершим от ран. Есть эта книга во всех библиотеках, но насколько она востребована – вопрос.

Пожалуй, из всех памятников наиболее посещаем памятник Воину-освободителю и Вечный огонь на центральной площади Озинок. Здесь практически всегда живые цветы, и это, в основном, благодаря традиции молодоженов. А почему бы не зародиться еще одной хорошей традиции? Например, молодежи взять шефство над каждым памятником и сделать так, чтобы у его подножья с весны до поздней осени цвели цветы и чтобы сюда хотелось прийти с поклоном.

Практически не используется в воспитательных целях памятник участникам локальных войн и чернобыльцам. Пусть памятник этот очень скромный. Но ценность любого памятника определяется не материалом, из которого сделан, и даже не величием, а подвигом людей, в честь которых он установлен.

Согласна, саму память из человека нельзя вытравить ничем. Она дана нам на генном уровне и всегда будет совестливой и справедливой в лучшей и здоровой части общества. И все же нам нужны памятники как символы нашей истории. Говорят, что народ, который не помнит своего прошлого, это народ без будущего. Само слово памятники произошло, как не трудно догадаться, от слова память. Давайте же будем думать о своем будущем уже сейчас. Сохранить память и памятники - это должно быть свято.

Светлана КУЛИБАБИНА

Недавно в Новосибирске открыли памятник Александру III. В городе, который появился благодаря тому, что Александр III решил строить Транссибирскую магистраль, память об императоре при советской власти старательно искореняли. Вернее, об императорах, ведь Новосибирск, если кто не знает, сначала назывался Новониколаевск – в честь Николая II. Коммунисты и сейчас по привычке боролись с царём, не понимая, что фактически оказываются в одном ряду с теми, кто призывает снести оставшиеся памятники Ленину и прочим коммунистическим деятелям.

В идеологических войнах XX века победители стремились как можно быстрее изменить в свою пользу историю. Сокрушение памятников входило в число задач первоочередных. Занимались этим не только в нашей стране, но у нас усердствовали особо. Сначала большевики ополчились на императоров и всех, кого можно было занести в пособники царизма, затем демократы поснимали с пьедесталов уже большевиков. В менее революционные времена политика низвержения памятников колебалась вместе с курсом партии и правительства, но всё равно из памяти неизменно пытались что-то и кого-то вытравить.

Чтобы люди помнили о прошлом своей страны, в том числе и о чекистском, руководителя ВЧК стоило оставить на прежнем месте.
В сознании власть имущих памятники уже давно неизменно ассоциируются с чем-то положительным. Наверное, это следствие советских правил, согласно которым Героям Советского Союза и Социалистического Труда полагался бюст на родине, а дважды и трижды героев отливали в бронзе или вырубали в граните на столичном уровне. В 1917 году, правда, таких правил ещё не было: тогда уничтожение статуй стало проявлением инстинктов, требовавших от победителей сокрушить и оплевать кумиров проигравших.

Убирали не просто монументы – старались убрать целые периоды истории. В России изначально памятники ставились не людям, а эпохам. «Медный всадник» – эпохе Петра I, Александрийская колонна – эпохе Александра I.

Наверное, Александр III не всем нравится, хотя я не очень понимаю, как среди его ненавистников могут быть жители Новосибирска. Но ведь дело не в том, нравится он или не нравится, а в том, что с ним связана целая эпоха. Нужно усвоить, что памятник вовсе не обязательно возвеличивает того, кому он поставлен.

Мне вот жаль, что с бывшей площади Дзержинского убрали Дзержинского. И дело не в художественной ценности работы Вучетича. Тем более что стоял он посередине проезжей части, отрезанный от людей непрерывным потоком машин. Памятник, к которому нельзя подойти и положить, скажем, цветы, без санкции соответствующих органов, – это ли не символ эпохи?

М. Швыдкой

Сегодня в мире много спорят о том, в каком виде сохранять и восстанавливать памятники культуры. Японцы, например, хранят отдельные древние камни. Это дает ощущение подлинности истории, освященной веками. Возникает совершенно особая энергетика места.

Когда сгорело под Петербургом Рождествено, фамильное поместье Набоковых, была точка зрения, что необходимо законсервировать... руины. Сейчас, однако, имение восстанавливается в прежнем своем виде. Естественно, что энергетика его будет иной, чем раньше, возможно, что мы восстанавливаем миф о Набокове, а не реальность, но я считаю, что это лучше, чем пепелище.

Практика восстановления и сохранения памятников чрезвычайно тяжела. Питеру повезло, что это город-музей. Но одновременно это огромная проблема городских и федеральных властей. При этом надо помнить, что роль архитектурной среды, в которой живет человек, чрезвычайно важна для его формирования – даже на подсознательном уровне. Человек таков, в каком мире он живет. Люди, выросшие в новостройках Тольятти, и люди, выросшие в историческом центре Тобольска, отличаются друг от друга. Люди, живущие в новостройках в окружении 5- и 9-этажных коробок, не знающие архитектурной формы храма, усадьбы или дворца, – это особый антропологический тип, способный гадить в подъездах и склонный к агрессии.

Сохранение памятников – это не самоцель. Существование внутри исторической среды влияет на формирование морального облика человека. Не буду повторять, что архитектура – это застывшая музыка, замечу только, что это застывший в камне отпечаток ценностной системы людей, передающийся потомкам. Памятники потому и важны для нас, что позволяют общаться с историей напрямую, не через книги и фильмы, а на подсознательном уровне.

Я не говорю уже о том, что использование памятников истории и культуры –это огромная статья дохода для бюджета. Однако деньги, полученные от аренды памятника, должны возвращаться на его содержание, а не исчезать в черной дыре. Мы обсуждаем сегодня с Госкомимуществом форму сотрудничества на сей счет. Либо будет договор между нами, либо постановление правительства.

Памятник культуры должен кормить себя сам. Более того, он организует вокруг себя сервисную среду. <…> Значит, торговые и сервисные структуры, созданные вокруг памятника истории и культуры, тоже должны работать на него, а не отбирать у него деньги. <…> Туризм в Ясную Поляну или в Михайловское включает сервисное обслуживание, которое должно работать на памятник. Значит, надо найти верное законодательное решение, найти точную юридическую форму поддержки памятника. И, как показывает практика, это сегодня самое тяжелое.



В наступающем ХХI веке, при взрыве новых технологий, люди, как ни странно, будут платить все больше для того, чтобы побыть в историческом пространстве. С одной стороны, оно как некая машина времени. С другой – дает гарантию психологической стабильности, что тоже важно. Ведь культура в отличие от технологии решает не только проблему души человеческой, но и проблему национальной и даже биологической идентичности. Я имею в виду человека как существо, обладающее определенными биологическими ритмами, живущее в привычной среде. Что бы ни говорили, поездка на лошадях в Тульскую губернию биологически более сродни нам, нежели перелет через океан. Новые условия жизни меняют многое вокруг нас, но сами мы, к счастью, меняемся медленнее, чем окружающий нас мир. Гармония между технологическим обновлением и психобиологическим консерватизмом в человеке очень важна для его здоровья и даже жизни. Через культуру, связанную с прошлым, мы сохраняем психическую устойчивость нации(Время МН. 2000. № 120).