Медный духовой музыкальный инструмент. Проверка домашнего задания, повторение пройденного материала. Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова валторна

Немецкое Waldhorn - лесной рог. Таков дословный перевод названия этого инструмента. Предком валторны был охотничий рог, в который трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или какого-нибудь торжественного события, объявить сбор войска. Для того чтобы звук был слышен на далеком расстоянии, рог стали удлинять, а чтобы играть было удобно, его приспособились «скручивать». К одному витку прибавился второй, третий. Так и возникла валторна. В 1664 году французский композитор Жан Батист Люлли впервые ввел валторну в оперный оркестр, а затем она вошла и в симфонический.

Валторна относится к группе медных духовых инструментов. Она играет в оркестре очень важную роль. Звук ее мягкий, благородный. Валторна может хорошо передать и грустное, и торжественное настроение, может звучать и насмешливо, язвительно. Диапазон ее весьма широк: от си контроктавы до фа второй октавы.

Валторна - оркестровый инструмент, хотя для нее существует и специальная, сольная литература. В оркестровых произведениях валторнам часто поручают ответственные сольные эпизоды. Послушайте певучую, проникновенную мелодию, которая звучит в начале второй части Пятой симфонии Чайковского . Валторны открывают симфонию до мажор Шуберта . В симфонии «Манфред» Чайковский доверил четырем валторнам, играющим ffff, проведение основной музыкальной темы, характеризующей героя симфонии. А в «Вальсе цветов» из «Щелкунчика» квартет валторн звучит мягко и певуче. Советский композитор Р. М. Глиэр написал концерт для валторны с оркестром, первым исполнителем которого стал замечательный валторнист В. Полех. Однако чаще всего валторны (их в оркестре обычно именно четыре) исполняют в оркестровых произведениях аккомпанирующие партии.

Л. В. Михеева

Тембр этого инструмента обычно узнаваем сочетанием силы и мягкости, особой эмоциональной остроты. Само звучание слова "валторна" будто вибрирует в большом пространстве. И не случайно. Его вторая половина (horn, corno означает охотничий рог. Первая происходит от немецкого слова Wald - лес. Рог, рожок - древнейший инструмент. Постепенно усовершенствованный, он в середине XVII века оказался в составе придворного оркестра Франции. Долгий и трудный путь проделали мастера разных эпох и разных стран, чтобы стало возможным извлекать дивные звуки из этой длинной, свернутой в круг трубки с очень широким раструбом. Валторна - непременный участник духовых и симфонических оркестров. Звуки валторн придают аккордам плотность и мощь. Солирующая валторна украшает партитуры своей непревзойденной певучестью.

М. Г. Рыцарева

- (нем. Waldhorn лесной рог). Музыкальный духовой инструмент, состоящий из медной кольцеобразной изогнутой трубки; лесной, охотничий рог. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВАЛТОРНА медный музыкальный… … Словарь иностранных слов русского языка

Или рог (corno по итальянски, соr по французски, Hornили Waldhorn по немецки) музыкальный медный духовой инструмент, коническаятрубка которого согнута. рог очень древнего происхождения. Импользовались уже этруски и римляне. Длинная трубка… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Валторна - Валторна. ВАЛТОРНА (от немецкого Waldhorn, буквально лесной рог), медный духовой музыкальный инструмент. Появилась в конце 17 века в результате усовершенствования охотничьего рога. Используется как оркестровый, ансамблевый, сольный инструмент. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (от нем. Waldhorn букв. лесной рог, итал. corno), духовой музыкальный инструмент. Появился в кон. 17 в. в результате усовершенствования охотничьего рога. Современный тип валторны с вентилями создан в 1 й четв. 19 в … Большой Энциклопедический словарь

- (волторна неправ.), валторны, жен. (нем. Waldhorn) (муз.). Медный музыкальный духовой инструмент с мягким тембром. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ВАЛТОРНА, ы, жен. Духовой мундштучный музыкальный инструмент спирально согнутая медная труба с широким раструбом. | прил. валторновый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Жен., нем. духовое музыкальное орудие; свитая кольцом в обороты медная труба, с губником и раструбом по концам. Валторнист муж. валторнистка жен. музыкант на валторне. Валторновый, относящийся до валторны, напр. звук. Толковый словарь Даля. В.И.… … Толковый словарь Даля

Сущ., кол во синонимов: 4 вальдгорн (1) волторна (1) германизм (176) … Словарь синонимов

Немецкое Waldhorn лесной рог. Таков дословный перевод названия этого инструмента. Предком валторны был охотничий рог, в который трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или какого нибудь торжественного события, объявить сбор войска … Музыкальный словарь

Или рог (corno по итальянски, cor по французски, Horn или Waldhorn по немецки) музыкальный медный духовой инструмент, коническая трубка которого согнута. Рог очень древнего происхождения. Им пользовались уже этруски и римляне. Длинная трубка… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Симфонический оркестр , Детское издательство Елена. Веселый музыкальный спектакль в легкой и доступной форме расскажет ребёнку о симфоническом оркестре. Познакомит с голосами основных инструментов, их особенностями, устройством и звучанием в…

Оборудование и материалы: DVD-плеер или ноутбук, телевизор, видеооформление, набор тематических карточек «Медные духовые инструменты», таблица эпитетов.

Оформление доски: тема урока, опорные слова, иллюстративный материал.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с тембрами медных духовых инструментов.
  2. Развить внимание, наблюдательность, умение публично выступать.
  3. Расширить кругозор учащихся.

Вырабатываемые умения и навыки:

  1. Учащиеся должны определять на слух тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра (скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа, флейта, гобой, кларнет, фагот).
  2. Уметь найти нужное изображение инструмента и сопоставить его со звучащим тембром.
  3. Уметь давать словесную характеристику прозвучавшему фрагменту (характер, средства музыкальной выразительности, свое отношение к музыке).
  4. Научиться определять основные тембры медных духовых инструментов (валторна, труба, тромбон, туба).

Тип урока: комбинированный.

Характеристика учащихся: первый год обучения, отделения духовых и народных инструментов; возраст 9-10 лет.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания, повторение пройденного материала.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление новых знаний.
  5. Подведение итогов урока и оценивание деятельности учащихся.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Собрать внимание учащихся. Внимание, ребята, начинаем наше занятие!

2. Проверка домашнего задания, повторение пройденного материала.

Ребята, уже несколько уроков мы с вами знакомимся с тембрами различных музыкальных инструментов. Давайте вспомним, что такое тембр? (Ответ учащихся) . Зависит ли характер музыки от того, какой инструмент ее исполняет? (Ответ учащихся) . Дома вы должны были повторить две группы инструментов симфонического оркестра. Давайте проведем устный опрос по пройденным темам.

Блиц-опрос по темам – «Струнно-смычковые инструменты», «Деревянные духовые инструменты»:

  1. Назовите струнно-смычковые инструменты. (Скрипка, альт, виолончель, контрабас).
  2. Назовите имена знаменитых скрипичных мастеров прошлого. (Страдивари, Амати, Гварнери).
  3. Как звали гениального итальянского скрипача-виртуоза XIX века? (Никколо Паганини).
  4. Как называется прием игры на струнно-смычковых инструментах щипком? (Пиццикато).
  5. На каком струнно-смычковом инструменте можно играть только сидя? (Виолончель).
  6. У какого струнного инструмента симфонического оркестра есть педали? (Арфа).
  7. Этот деревянный духовой инструмент обладает нежным, «волшебным» звуком. Его имя используется в названии одной из опер В.А. Моцарта. Еще, его тембр часто используют для изображения пения птиц. (Флейта).
  8. Название какого деревянного духового инструмента в переводе с итальянского языка значит «вязанка дров»? (Фагот).
  9. Какой инструмент надо добавить, чтобы семейство деревянных духовых инструментов стало полным: флейта, кларнет, фагот? (Гобой).

А сейчас мы посмотрим и послушаем, как звучат разные инструменты, и постараемся их узнать. Музыкальная видеовикторина (Приложение1) HD). Задание выполняется устно. При опросе делается акцент на характере тембра. Кроме того, необходимо найти нужную карточку с изображением самого инструмента):

  1. Диттерсдорф К.Д. Концерт для контрабаса, I часть (контрабас).
  2. Брамс И. Соната для скрипки с фортепиано №2, op.100, III ч. Allegretto grazioso (скрипка).
  3. Вебер К.М. Концерт для кларнета с оркестром №2, op.74, III ч. Alla polacca (кларнет).
  4. Mercadante Saverio Flute Concerto in E Minor, op.57, I ч. Allegro (флейта).
  5. Глиер Р. Концерт для арфы с оркестром ми-бемоль мажор, I ч. (арфа).

Я должен сказать, что вы все, молодцы. Вы все правильно узнали!

3. Объяснение нового материала.

Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с медными духовыми инструментами симфонического оркестра. Запишите тему нашего урока «Медные духовые инструменты».

Искусство трубить в полый рог животного или морскую раковину было известно уже в глубокой древности. Впоследствии люди научились делать из металла специальные инструменты, похожие на рог и предназначенные для охоты, сражений или праздников.

Предками современных медных духовых инструментов были: охотничий рог, военные сигнальные трубы, почтовые рожки, древнегреческие фанфары. Сначала звуки на этих инструментах извлекались только с помощью губ исполнителя. <Рисунок1>, <Рисунок2>. Далее, в начале XIX века, был изобретен механизм вентилей, который резко изменил технику исполнения и многократно увеличил возможности медных духовых инструментов. Какие же инструменты мы называем «Медными духовыми»:

  • валторну <Рисунок3>, <Рисунок4>;
  • трубу <Рисунок5>, <Рисунок6>;
  • тромбон <Рисунок7>, <Рисунок8>;
  • тубу <Рисунок9>, <Рисунок10>.

Не все из выше названных инструментов оснащены вентилями. Их имеют: валторны, трубы, тубы. Вентиль, управляемый пальцами исполнителя, позволяет мгновенно подключать к основной трубке дополнительные. Несколько вентилей, подключающих трубки разной длины, позволяют получить дополнительные звуки. Тромбон не имеет вентилей. Вместо них в нем используют U-образную выдвижную трубку – кулису, перемещение которой изменяет длину инструмента, понижая или повышая, таким образом, извлекаемые звуки.

Видеопримеры (Приложение2) (На уроке используется видео с размером кадра 1280х720 точек (HD). Продолжительность примеров может быть большей, чем приведено в приложении. По мере просмотра примеров дается дополнительная информация) :

1. Моцарт В.А. Концерт для валторны с оркестром №1 ре мажор, II ч. Rondo. Allegro (валторна).

Немецкое слово Waldhorn – лесной рог. Так дословно переводится название инструмента. Предком валторны был охотничий рог, в который трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или какого-нибудь торжественного события, объявить сбор войска. Для того чтобы звук был слышен далеко, рог стали удлинять. А чтобы играть было удобно, его приспособились «скручивать». К одному витку прибавился второй, третий. Вот так и возникла валторна.

2. Арутюнян А.Г. Концерт для трубы с оркестром ля-бемоль мажор (труба).

Труба – один из древнейших музыкальных инструментов. Трубы существовали во многих цивилизациях – в Древнем Египте, Древней Греции, даже в Древнем Китае. Они использовались как сигнальные инструменты. Такую роль труба играла в течение многих веков. В Средние века трубачи были обязательными членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии. В мирное время трубы звучали на праздничных шествиях, рыцарских турнирах, в крупных городах существовала должность «башенных» трубачей, которые извещали о прибытии высокопоставленной персоны или смене времени суток, выполняя, таким образом, роль своеобразных часов. Постепенно, благодаря совершенствованию технологии изготовления труб, интерес к этим инструментам со стороны композиторов стал расти. В эпоху барокко композиторы начинают включать партии труб в оркестр.

3. Serocki Kazimierz Concerto for trombone and orchestra, I ч. Lento espressivo. Allegro (тромбон).

Появление тромбона относится к XV веку. Принято считать, что непосредственными предшественниками этого инструмента были кулисные трубы, при игре на которых у музыканта была возможность передвигать трубку инструмента. Такие трубы делались для удвоения голосов церковного хора. Их тембр очень походил тембр человеческого голоса. Нужно только было сделать сходство интонации, для чего и сделали кулису, дающую вибрато. За время своего существования тромбон практически не изменился в своей конструкции. Первые инструменты, по сути, представлявшие собой тромбоны, назывались сакбутами (от французских слов: saquer – тянуть к себе, bouter – толкать от себя). Они были меньше современных инструментов по размеру и имели несколько разновидностей по регистрам певческих голосов, которые удваивали и тембру которых подражали: сопрано, альт, тенор и бас. Небольшие усовершенствования сакбутов привели к появлению в XVII веке современных инструментов, к которым в это время уже стало применяться итальянское слово trombone.

4. Воан-Уильямс Р. Концерт для тубы с оркестром фа минор, Iч. Прелюдия. Allegro moderato (туба).

Первоначально в качестве основного басового духового инструмента использовался серпент <Рисунок11>, однако он не давал хорошего и устойчивого баса. Первые попытки создать новый медный духовой инструмент низкого регистра взамен серпента предприняли в 1835 году немецкие мастера Вильгельм Виприхт и Карл Мориц. В ходе экспериментов они создали басовый инструмент и назвали его туба. Из-за неудачной конструкции мастера забросили свое изобретение. Но патент на инструмент получили. Современным своим видом туба обязана бельгийскому музыкальному мастеру Адольфу Саксу. Спустя несколько лет «немецкая недоделка» попала к нему. Он экспериментально подобрал инструменту удачную конструкцию и добился превосходного звучания.

4. Закрепление новых знаний.

Ребята, сегодня мы познакомились с медными духовыми инструментами, услышали, как они звучат, увидели, как они выглядят. Давайте попробуем отгадать кроссворд, в котором используются названия пройденных сегодня инструментов (Приложение3).

5. Подведение итогов урока и оценивание деятельности учащихся.

6. Домашнее задание.

Выучить название медных духовых инструментов. Запомнить, как они выглядят. Запомнить их тембры, используя видеохрестоматию для учащихся.


ИНСТРУМЕНТЫ
Укажите нужные инструменты (их может быть несколько в каждой группе).
1. Струнно-смычковые инструменты 1. Флейта

2. Деревянно-духовые инструменты 2. Скрипка

3. Инструмент, являющийся эмблемой 3. Лира

музыкального искусства 4. Альт

4. Струнно-щипковые инструменты 5. Гобой

5. Предшественники современного 6. Лютня

фортепиано 7. Виолончель

6. Струнно-смычковый инструмент - 8. Фагот

предшественник скрипки 9. Контрабас

7. Самый низкий струнно-смычковый 10. Кларнет

инструмент 11. Мандолина

8. Инструмент, имеющий около 12. Клавесин

50 струн и 7 педалей 13. Арфа

9. Самый низкий деревянно-духовой инструмент 14. Кокле

10. Инструмент, близким "родственником" 15. Клавикорд

которого является английский рожок 16. Виола


Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Цифра ответа

ИНСТРУМЕНТЫ
Выберите правильный ответ.
1. В состав струнного квартета не входит... а) альт

б) виолончель

в) контрабас

2. Инструмент, предком которого был охотничий рог - а) труба

б) валторна

в) тромбон

3. Инструменты, внешне напоминающие медные котлы, верх которых затянут кожей -

а) барабаны

б) там-там

в) литавры

4. Клавишный инструмент, похожий на маленькое пианино, но имеющий вместо струн металлические пластинки, по которым ударяют молоточки. Звук этого инструмента высокий, нежный, звенящий, словно хрустальный.

а) клавесин

б) челеста

в) ксилофон

5. Духовой клавишный инструмент, который часто называют королём всех инструментов.


Номер задания

1

2

3

4

5

Буква

ответа


11

СТАРИННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Расшифруйте названия старинных музыкальных инструментов , поставив буквы в нужном порядке.

12


  1. Ударный инструмент, имеющий вид геометрической фигуры

  2. Род барабана в форме вытянутого цилиндра

  3. Русский народный шумовой музыкальный инструмент

  4. Ударный инструмент в виде двух металлических дисков

  5. Медный духовой инструмент с выдвижной кулисой

  6. Ударный инструмент - разновидность гонга

  7. Медный духовой инструмент (английское название - trumpet )

  8. Самый низкий медный духовой инструмент

Инструменты


  1. Клавишно-щипковый 1. Виолончель

  2. Клавишно-ударный 2. Кокле

  3. Клавишно-духовой 3. Кларнет

  4. Струнно-смычковый 4. Рояль

  5. Струнно-щипковый 5. Клавесин

  6. Деревянно-духовой 6. Ксилофон

  7. Медно-духовой 7. Орган

  8. Ударный 8. Валторна

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Цифра ответа

ИНСТРУМЕНТЫ
Определите вид инструмента.

1. Гобой 1. Струнно-смычковый инструмент
2. Валторна
3. Тромбон 2. Деревянно-духовой инструмент
4. Флейта
5. Виолончель 3. Медно-духовой инструмент
6. Кларнет
7. Альт 4. Ударный инструмент
8. Кокле
9. Литавры 5. Струнно-щипковый инструмент
10.Труба


Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Цифра ответа

15

(1) Одночастная форма

(2) Первый раздел сонатной формы

(3) Второй раздел сонатной формы

(4) Форма, имеющая строение: А А 1 А 2 А 3 А 4

(5) Форма, имеющая строение: А В А С А

(6) Название основной темы в сонатной форме

(7) Название основной темы в форме рондо

(8) Форма, имеющая строение: А В А

ЖАНРЫ
Укажите, к какому виду музыки относятся жанры:
1. Соната

2. Кантата

3. Романс 1. Инструментальная музыка

4. Симфония

5. Опера 2. Вокальная музыка

6. Инвенция

7. Оратория 3. Вокально-хоровая музыка

8. Квартет

9. Балет 4. Музыкально-сценическое произведение

10. Прелюдия


Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Цифра ответа

17


  1. Жанр инструментальной музыки

  2. Жанр вокально-хоровой музыки

  3. Жанр инструментальной музыки

  4. Жанр вокальной музыки

  5. Жанр инструментальной музыки

  6. Жанр инструментальной музыки

  7. Жанр полифонической музыки

  8. Жанр камерной музыки
18 Родина танцев
Укажите национальную принадлежность танцев.

1. Халлинг

2. Сарабанда 1. Польский танец

3. Сицилиана 2. Венгерский танец

4. Менуэт 3. Испанский танец

5. Тарантелла 4. Французский танец

6. Чардаш 5. Норвежский танец

7. Краковяк 6. Итальянский танец

8. Полька 7. Английский танец

9. Жига 8. Чешский танец

10. Полонез


Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Цифра ответа

  1. Хота 1. Венгрия
2. Кадриль 2. Италия

3. Куранта 3. Испания

4. Полька 4. Норвегия

5. Чардаш 5. Россия

6. Халлинг 6. Америка

7. Фокстрот 7. Франция

8. Гальярда 8. Чехия


Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Цифра ответа



  1. Польский танец

  2. Русская песня-пляска

  3. Украинский танец

  4. Молдавский танец

  5. Русский танец

  6. Белорусский танец

  7. Русская песня-пляска

  8. Польский танец

20 Танцевальная музыка


1.

1. А. Хачатурян

Лезгинка


2.

2. М. Глинка

Полька


3.

3. С. Прокофьев

Тарантелла


4.

4. М. Мусоргский

Гопак


5.

5. П. Чайковский

Трепак


6.

6. Л. Моцарт

Менуэт


7.

7. А. Гречанинов

Мазурка


8.

8. Д. Шостакович

Вальс


Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Цифра ответа
21.

(1) Французский танец

(2) Испанский танец

(3) Французский танец

(4) Польский танец

(5) Итальянский танец

(6) Итальянский танец

(7) Австрийский танец

(8) Английский танец

Многие-многие столетия, а может, и тысячелетия (точнее сказать трудно) насчитывает история сигнального рога...

Из чего его только не делали… Из рогов животных, из морских раковин, из дерева, из бересты, потом стали делать из металлов: из серебра, меди, латуни, нержавейки, «в безвыходном положении» делали даже из картона и пластика.

Самые известные старинные сохранившиеся рога сделаны из слоновьих бивней и покрыты искусной резьбой. Они назывались Олифанты. В легендах говорится о невероятной силе звука рога Олифанта. Но современный рог из латуни намного превосходит по тембру и громкости костяной рог.

Использовали рога для подачи звуковых сигналов при военных действиях и, конечно, на охоте. Позднее их стали использовать и моряки, и почтовики, и железнодорожники – все, кому нужно было подавать сигналы для оповещения. Но в большинстве областей человеческой деятельности звуковые сигналы рога постепенно были вытеснены современными средствами связи. Осталось только изображение рожков на гербах почтовых и пожарных ведомств, пылятся рожки в музеях, где посетители не могут сразу и понять, что же это за экспонат. Но в кое-каких сферах жизни они по-прежнему используются.

Как только рожки начали делать из металла, появилась возможность компактно закручивать трубу достаточно большой длины, а следовательно, изменять ее акустические свойства. Рог стал громче, ему уже можно было задать звучание и извлекать не одну, а несколько нот. Жан-Батист Люлли ввел охотничий рог в состав музыкального оркестра, что, наверное, и положило начало европейской охотничьей музыке, а охотничий рог стал прародителем многих современных духовых инструментов.

Что же такое охотничий рог, рожок или горн? Это пусть примитивный, но музыкальный инструмент, который может быть сделан из разных материалов в виде конусообразной или прямой трубы, звукоизвлечение на котором производится при вибрации губ сигнальщика, при продутии воздуха через сжатые губы, которые прижаты к мундштуку. Если же вместо мундштука к рожку приделан язычок, который вибрирует и издает только один тон, то назвать этот инструмент рогом язык у меня не поворачивается, а просится только название «дудка», «гудок» или «дуделка».

Наиболее часто охотничий рог имеет вид закрученной медной, латунной или сделанной из иного металла трубки с раструбом с одной стороны и сменным мундштуком с другой. Это и есть так называемая натуральная валторна. Такие рожки разных размеров чаще всего используют на охоте в Европе. При умении из такого рожка можно выдуть несколько нот и сыграть достаточно сложную мелодию. Сигналы, которые используют европейские охотники, в основном используются при проведении загонных охот. В России для охоты с гончими, а иногда и при проведении загонных охот также испокон веков использовались разные рожки и «гудки», среди которых встречаются исконно русские охотничьи рожки, русские роговые сигналы. О них и поговорим.

Развитие русского охотничьего рога, конечно, связано в первую очередь с комплексной псовой охотой, явлением, которое в России обросло множеством традиций, породило новые породы собак, лошадей, новую моду. Псовая охота вдохновляла литераторов, художников и музыкантов, изменила образ жизни многих поколений и стала уникальным культурным пластом мирового значения… Во времена расцвета псовой охоты и сложилась в России своя форма охотничьих рожков и появилась своя система сигналов специально для псовой охоты, на которой охотничий рог был непременным атрибутом каждого участника. Это было средство связи и оповещения. Сигналы, которые подавали участники псовых охот, красочно описаны в произведениях Е.Э. Дриянского, Л.Н. Толстого, А.С. Вышеславцева, Н.Н. Каразина и других. Вот примерный их набор: «Напуск гончих», «По лисице», «По волку», «Направо», «Налево», «Вызов гончих», «Сбор», «Метать гончих», «Зверь взят», «На драку» и другие.


Сигналы не были везде одинаковыми. «Старинные русские сигналы играются обыкновенно более или менее протяжно, во весь дух, начинаются низкою нотою и с нее переходят на высокую. Сигналы польские, наоборот, начинаются нотою высокою, а немецкие отличаются большею виртуозностью и короткостью, сухостью нот и походят на военные», «сигналы эти, заучиваемые охотниками по слуху, трубящиеся больше по преданью, переходя из охоты в охоту, из местности в местность, иногда изменяемые по прихоти и произволу владельцев охот, в последнее время достигли такого разнообразия, что при охотах съезжих, а также для охотников посторонних ориентироваться бывает очень мудрено. Эта путаница увеличивается еще и тем, что в нашу русскую охоту с течением времени заносились сигналы из Польши, Остзейских губерний и с запада, и здесь, переделываемые на свой лад доморощенными доезжачими, становились совершенно уже никому не понятными... Желая достигнуть единообразия в этом деле и восстановить сигналы старинные, вполне русские, редакция («Природы и Охоты») воспользовалась X очередною собачьей выставкою и присутствием на ней опытных доезжачих и охотников, проверила сигналы разных охот, выбрала из них только вполне русские, и положила их на ноты», – писал Л.П. Сабанеев.

В XVIII веке в России был создан оркестр, состоящий из охотничьих рожков:

«По заказу Нарышкина придворный капельмейстер и валторнист Ян Мареш видоизменил эти инструменты: одни стали меньше, другие – больше, а третьи остались прежними. Рога, которые для охоты делались из меди, начали изготавливать из листовой латуни, а их длина разнилась от десяти сантиметров до трех метров. Теперь каждый из них уже имел свой определенный тон. Мареш согласовал их по полутоновому звучанию и создал единый роговой оркестр. Основная сложность игры в таком оркестре заключалась в том, чтобы хорошо считать паузы и вовремя сыграть свою ноту. Для записи произведений рогового оркестра использовалась специальная система нот. Репертуар оркестров получился удивительно богатым – играли и Гайдна, и Моцарта, и Глюка.

Императрица Елизавета, услышав изобретение Нарышкина, пришла в полный восторг и приказала немедля организовать роговой оркестр при дворе. Роговые оркестры быстро завоевали популярность у русской аристократии. Нарышкины и Голицыны, Салтыковы и Разумовские наперегонки создавали свои оркестры. За короткий период в Санкт-Петербурге и Москве их было создано несколько десятков. Свои роговые оркестры имели также Егерский и Конногвардейский полки. Ни одно значимое событие не проходило без их участия. Использовались они и как инструмент внешней политики – в прямом смысле этого слова. Эффект звучания рогового оркестра считался залогом успеха при ведении переговоров с иностранными делегациями.

Мода на уникальные, характерные исключительно для России роговые оркестры просуществовала около ста лет, но потом сошла на нет.

Принципы игры на русских рогах имеют свою специфику и мировой музыкальной практике неизвестны. Каждый музыкант на одном инструменте в определенное время издает только одну ноту – натуральный тон. Оркестр создает слегка колеблющуюся звуковую картину, которая поддерживается акустикой зала. Неоднократные попытки возродить русскую роговую музыку за последние 150 лет не приводили к успеху».


И вот в наше время в Петербурге энтузиасты организовали «Мастерскую охотничьих роговЪ» и не просто воссоздали охотничий рог XIX века, а смогли организовать производство всех видов рогов и рожков, которые использовались в русской псовой охоте. Эти инструменты не только копируют форму, но и имеют такой же оригинальный мундштук, как в старые времена. В ассортименте мастерской есть несколько отличающихся по размеру полукруглых рогов, которыми пользовались борзятники, рога в виде «козьей ножки», которыми пользовались выжлятники, тоже нескольких размеров, а также прямые. Для охоты в наших холодных условиях можно использовать, помимо металлических как пластиковые, так и выточенные из лосиного рога мундштуки.

«Козья нога» или полукруглый рог борзятника не так сильно собирает влагу, как «валторна», поэтому его не нужно продувать перед подачей сигнала в холодное время года. Такой рог обладает особым звуком. Даже самые взыскательные и консервативные гончатники будут удовлетворены сочным звучанием. А уж имея настоящий русский охотничий рог, несложно разобрать ноты, послушать записи и научиться сигналам, которыми пользовалась русская охота 200 лет назад

Как бы ни развивался технический прогресс, охотничий рог пока продолжает оставаться важным инструментом при охоте с гончими. Именно на звук рога приучают гончатники своих собак возвращаться с гона. (По рации же не объяснишь собаке, куда идти.) Для этого каждый раз при кормлении подают сигнал. Живущим в квартирах в любую погоду приходится выходить кормить на улицу, чтобы закрепить навык и «покормить с рогом». Поэтому если рано утром по темноте или вечером вы в городе услышали мощный раскатистый призыв охотничьего рога, то, скорее всего, это гончатник кормит свою собаку.

Помимо классической охоты с гончими можно по примеру европейских коллег использовать сигналы рога и на загонных охотах. Подавать сигналы перед началом и в конце загона, обозначать специальным сигналом, какой зверь в загоне (например «волк»), трубить «сбор», «зверь взят» и прочее. В некоторых хозяйствах даже при наличии раций (которых не всегда хватает на всех участников охоты) пользуются сигналами рога. Помимо традиционного колорита четко поданные сигналы рога информативны и более практичны, потому что исключают шум на номере в отличие от рации.

Будем надеяться, что как у наших предков в XIX веке, так и у нас в XXI рог будет продолжать звучать на охоте.


«Управившись с делом, охотники подали один за другим три сигнала ловчему, что «зверь принят». Минут десять после того борзятники из различных пунктов извещали в рога о том же... На нашей стороне приняли восьмерых. На правой стороне затравили волчицу с тремя молодыми и двух переярков. Наконец подали позыв «Охотникам на съезд!» Рог ловчего гудел уже близ опушки. Когда мы уже подъехали к тенетам, Феопен только что вылез из трущебы и, стоя на лугу, гудел в рог без умолка; подле него собралась уже небольшая кучка собак; остальные одна за другой валились с различных сторон…» Е. Дриянский, «Записки мелкотравчатого».

Текст: Владимир Костенко

Фото: Валентина Феофилактова и из архива «Мастерской охотничьих роговъ В. Головешко и П. Чукавина»