Медиатор для гитары зачем. Материал из которого делают медиаторы. Выбор бренда медиатора

Как выбрать медиатор для электрогитары, как его правильно держать и играть? Такие вопросы часто возникают у начинающих исполнителей. И это понятно: без техники игры медиатором не обходится ни один серьезный электрогитарист.

Читайте статью до конца, чтобы найти ответы и получить проверенные практические советы. С ними вы избежите распространенные ошибки и освоите игру медиатором в максимально короткий срок

Медиатор, или плектр представляет собой небольшую пластинку для игры на струнных щипковых инструментах. Среди них – и электрогитара.

Что дает исполнение медиатором:
— разнообразный по атаке звук;
— расширенную тембровую палитру;
— четкость, «читаемость» на слух исполняемой партии;
— чистоту звучания;
— быстрый темп исполнения.
Выбор медиаторов для гитары сегодня широк. Плектры изготавливаются из всевозможных материалов, различаются по толщине, форме, фактуре, размеру и рисунку.
Как же найти то, что нужно именно вам? Для начала следует сориентироваться во всем этом многообразии.

Материал изготовления

Чаще всего медиаторы делают из пластмассы, металла и дерева. Есть и более экзотические варианты: медиаторы из камня, стекла, панциря черепахи, слоновой кости, кокосового ореха, рога буйвола. Начинать стоит с обычных вариантов, а уже затем пробовать что-то более оригинальное и прихотливое по технике исполнения.

Наиболее распространены сегодня плектры из пластмассы : из нейлона, ацеталя, тортекса, делрина, лексана, акрила, ултема. Они различаются по степени жесткости, гибкости, износостойкости, цене и, конечно, характеру звучания. Определить качество звука и удобство исполнения можно опытным путем: попробуйте несколько вариантов и найдите те, что нравятся лично вам.

Медиаторы из металла дают разнообразный звук: оттенки зависят от сплава. Тембр бывает более звонким и насыщенным, чем у пластмассовых. Или – теплым и нежным. Минусы металлических плектров: они быстро изнашивают струны и могут повредить поверхность инструмента при игре боем.

Медиаторы из дерева обладают тембровым своеобразием. Окраска зависит от свойств древесины – твердости и структуры волокон. Как правило, деревянные плектры обладают более мягким и ярким тоном, чем медиаторы из пластмассы и металла. Однако нужно помнить, что они довольно быстро стачиваются.

Толщина

Толщина медиатора – важнейший параметр. От него существенно зависит, как будет звучать инструмент.

Допустимо выделить две группы:

  • тонкие: 0, 38 – 0, 88 мм;
  • толстые: 0,88 – 3 мм.

Часто толщина указывается на медиаторе в миллиметрах, что очень удобно. Но некоторые производители обозначают буквами:

Тонкие хороши для мягкой аккордовой игры. У них приятный звук. Толстые же позволяют регулировать громкость игры и акцентирование.

Тонкие и средние медиаторы подходят для акустической гитары. С ними звук получается мягким и деликатным. Для электрогитары пригодится вариант потолще: понадобится сильная атака.

Форма

Существует большое разнообразие форм медиаторов. Вот пять основных:

  • Standard – пожалуй, самая популярная форма; при игре дает приятное звучание.
  • Teardrop & Jazz ценят за своеобразие конфигураций и насыщенность тембра.
  • Triangle в виде равностороннего треугольника довольно удобен: можно играть любой стороной.
  • Sharkfin имеет необычную форму: она позволяет играть ребристой или обычной стороной.

Упомянем также, что существуют медиаторы для пальцев – «когти» :

  • для большого пальца;
  • для остальных пальцев.

Пальцевые медиаторы обычно бывают из пластика или металла. Требуют специального освоения. Используются в стилях «сингл стринг», «фидл», «блюграсс». Являются неотъемлемыми спутниками исполнителей на банджо.

Фактура, размер, рисунок

По фактуре медиаторы различают на гладкие и шершавые. Для начала удобны последние: пальцы при игре потеют и скользят, а шероховатую пластинку проще удерживать, и она не выпадет из руки в ответственный момент.

Медиаторы бывают различных размеров . Найдите те, что удобно и надежно ощущаются в руке. Но имейте в виду, что для быстрой игры подойдет медиатор поменьше.

Существуют медиаторы всевозможных расцветок, с рисунками . Это может быть эмблема музыкальной группы или любое тематическое изображение. Выбирайте на свой вкус.

Как же выбрать

Здесь нет универсальных советов, подходящих всем. Опирайтесь на себя и свои собственные ощущения. Медиатор должен удобно лежать у вас в руке. Звук должен нравиться.

Как же все-таки сориентироваться? Исходя из практики, для начинающих подойдут медиаторы стандартной формы из тортекса или ультема. Они проверены многими музыкантами и хорошо себя зарекомендовали.

Для более продвинутых исполнителей подойдут эксперименты с другими формами и материалами. Скорее всего, нужно запастись несколькими вариантами для разных стилей и задач.

Держатели для медиаторов

Как правило, одним медиатором электрогитаристу ограничиться не получается. Хорошо иметь под рукой несколько штук под каждый стиль музыки.

Чтобы плектры не терялись в нужный момент, придумали компактные пикхолдеры , или держатели для медиаторов . Их существует несколько видов для разных случаев. Вот несколько вариантов, которые могут пригодиться.

Держатель на деку гитары. Имеет клейкую ленту, с помощью которой крепится на инструмент. Недорого и очень удобно.

Держатель на струны. Не очень надежно крепится, может потеряться.

Настольный держатель. Хорошо подходит тем, кто репетирует дома или в оборудованном помещении.

Держатель для стойки микрофона. Удобно пользоваться во время концерта.

Чехол для медиаторов. Надежно хранить, но долго доставать и менять плектры во время использования.

Напульсник с кармашками. На первый взгляд удобен, но на практике оказывается, что не совсем так. Требуется много движений и времени на замену медиаторов.

Бесплатное и практичное решение: фиксация медиатора между струнами гитары у первого лада.

Как держать медиатор (хват)

Как правильно держать медиатор? На этот вопрос нет единственно верного ответа. В серьезных учебниках читаем: как удобно. Есть разные возможности, которые работают в разных руках.

Без напряжения

Хват медиатора не должен провоцировать напряжение в кисти. Мышечный зажим плох как для здоровья руки, так и для техники игры на инструменте. Напряжение мышц в руке особенно мешает, когда нужен быстрый темп: либо не получится играть с нужной скоростью, либо рука будет излишне перенапрягаться.

Правильный хват начинается со свободы в пальцах. Держите медиатор фалангами указательного и большого пальцев в виде креста: пусть они смыкаются примерно посередине.

Внимание! Чтобы избежать мышечного зажима в пальцах и кисти при формировании хвата, соблюдайте два условия:

  • не вытягивайте большой палец;

  • не поджимайте указательный палец, то есть не сгибайте его излишне.

Стабильность хвата

Медиатор не должен перекручиваться, вылетать из пальцев во время игры. Поэтому надежно захватывайте плектр сверху и снизу. Тогда он не будет «гулять», а вам не придется сильнее сжимать его, чтобы удерживать.

Для этого держите медиатор фалангами пальцев за самую широкую часть. Не используйте хват кончиками обоих или одного из пальцев: такой хват не надежен, и плектр будет болтаться в пальцах.

Совет: сомкните средний палец правой руки с указательным. Это добавит хвату стабильности, повысит контроль над медиатором, а кисть станет более управляемой.

Ряд профессионалов считает: лучше держать медиатор под небольшим углом. Почему? Так ему не приходится преодолевать большое сопротивление струны. Он начинает скользить, отчего играть получается быстрее и легче.

Гибкость хвата – это возможность легко изменять угол медиатора относительно струн. Описанный выше хват позволяет свободно регулировать наклон плектра при помощи угла сгиба большого пальца.

Повторим, что существуют разные отхождения от описанного нами способа держать медиатор. Бывает, что в разных руках эти варианты работают. Но! Предложенный в статье хват позволяет добиться максимальных результатов в минимально короткие сроки.

Как играть медиатором

Переходим к технике игры медиатором. Прежде всего следует позаботиться о точке опоры для правой руки. А далее – опирайтесь на наш список из 9 важных рекомендаций по технике игры медиатором на электрогитаре.

Создаем опору

Опора обеспечивает естественное – не напряженное – состояние мышц в кисти. Это важно для правильной исполнительской техники.

В качестве опоры используем ребро кисти правой руки. Кладем запястье на бридж гитары. Так играть будет значительно удобнее.

Приводим список из 9 практических советов, которые помогут вам успешно овладеть навыком игры медиатором.


Итак, теперь вы знаете, как правильно выбрать медиатор, как держать и играть им на электрогитаре. Если же остались вопросы или сомнения, вы всегда можете обратиться за помощью в нашу школу. Занятия с грамотным наставником закладывают хорошую основу исполнительского мастерства, позволяют избежать ошибок, а главное – экономят ваше время и ускоряют творческий рост.

Людям, профессионально играющим на гитаре, часто приходится пользоваться медиаторами. Они хорошо разбираются в вопросе о том, какому инструменту какой плектр подходит лучше. А вот начинающие гитаристы часто затрудняются, нужна ли им эта «примочка» вообще, и если да, то какой именно медиатор лучше купить.

Медиатор - это что такое?

Медиатор для гитары представляет собой небольшую пластинку треугольной (чаще всего) формы с закруглёнными обтекаемыми краями, предназначенную для защипывания струн или игры боем. Роль плектра (второе название предмета) заключается в извлечении более качественного звука из инструмента и защите пальцев играющего. Производят медиатор для гитары из различных материалов - пластика (самые дешёвые экземпляры), дерева, кости и металла.

Типы плектров по толщине

Подбирая медиаторную пластинку, начинающему музыканту следует ориентироваться, прежде всего, на её толщину. Она влияет на силу издаваемых инструментом звуков, их громкость и другие параметры. Медиатор для гитары может быть тонким, средним, толстым и очень толстым.


Типы плектров по форме

Типы плектров по материалу

  1. Пластиковые (из целлулоида, нейлона, ацетала, акрила и др.) Акриловые и ацеталовые - более прочные и хорошо себя зарекомендовали. Это самый доступный медиатор для гитары, цена его достаточно низкая по сравнению с другими.
  2. Металлические. Они дают хороший, чистый звук, но слишком портят струны.
  3. Деревянные, из ценных пород - палисандра, чёрного дерева.
  4. Стеклянные - дают хороший многотональный звук.

Несколько советов

Лучше покупайте медиаторы шероховатые, они не будут скользить и выпадать, особенно если пальцы потеют. По размерам берите те, которые удобно держать. Но если нужно играть в быстром темпе, лучше, когда в руке маленький плектр.

Могу поспорить, что много, и что вам при этом было очень досадно. Это, несомненно, подчеркивает исключительную привязанность каждого гитариста к медиатору определённого вида, толщины и формы.

Для начала, давайте ещё раз повторим, что такое медиатор. Медиатор (он же плектр) – это пластинка разнообразных форм и размера, которая служит для защипывания струн на гитаре или на других музыкальных инструментах. Медиаторы для гитар сегодня производят из различных материалов, к примеру, таких как кость, металл, дерево, пластмасса.

Выбор формы (вида) гитарного медиатора

Выбор толщины медиатора

Толщину медиатора, как правило, можно легко определить, т.к. она обозначается практически на всех медиаторах для гитары . Часто можно встретить обозначение толщины в миллиметрах (мм). Но существуют и другие маркировки:

  • Thin (T, тонкий, 0.46 мм), thin medium (TM, средний из тонких, 0.58 мм), medium (M, средний, 0.71 мм), medium heavy (MH, средний из толстых, 0.84 мм), heavy (H, толстый, 0.96 мм) и extraheavy (XH, очень толстый, 1.21 мм)

(Значения толщин приведены исходя из толщин медиаторов фирмы D’ANDREA.

Толщины гитарных медиаторов лежат в диапазоне от 0.3 миллиметра до 3 миллиметров. В таком диапазоне толщин вы без труда можете запутаться.

Запомните, что толщина медиатора, прежде всего, оказывает влияние на тембр звука. Чем тоньше медиатор, тем больше в звуке начинают преобладать высокочастотные составляющие, и может появиться так называемый треск. При использовании толстого медиатора звук приобретает плотность, напряженность и четкость.

В общем случае толстые медиаторы (примерно от 0.8 миллиметров) используйте для соло-партий и рифов, а тонкие (0.45 миллиметра, либо немного толще) – для аккомпанемента.

Ещё одна особенность: чем толще струны, тем более толстый медиатор вам нужно использовать.

Выбираем размер медиатора для гитары

Величина плектра практически никак не влияет на звук ваших струн. Бытует мнение, что маленькими медиаторами при игре можно добиться более высокой скорости.

Определяемся с материалом медиатора

  • Поликарбонат . Звук при игре медиатором из этого материала - нечто среднее между целлулоидом и дерлином. При большой толщине плектра из поликарбоната – появляется стеклянный призвук.

Выбор бренда медиатора

Особых различий в качестве медиаторов от различных фирм нет. Наиболее популярны медиаторы от Jim Dunlop , Ibanez, Gibson, Fender.

Учитывая всё вышесказанное, выбор медиатора во многом зависит от того, насколько вам будет удобно им играть. Не стесняйтесь, экспериментируйте (вплоть до игры монеткой как Billy Gibbons из ZZ Top) и обязательно найдете свой самый удобный медиатор, который вам будет служить верой и правдой.

Очень интересно, какой медиатор используете вы, уважаемые пользователи сайта? Пишите об этом в комментариях!

В наши дни существует огромное количество различных аксессуаров для игры на гитары. Одни из них имеет при себе практически любой гитарист, другие пользуются меньшим спросом по той причине, что в их присутствии нуждаются далеко не все музыканты. Одним из самых популярных аксессуаров для игры на гитаре является медиатор для гитары .

Медиатор или, как его ещё называют, плектр – это тонкая каплевидная пластинка, выполненная из различных материалов и предназначенная для игры на некоторых щипковых струнных инструментах.

Как правило, опытные музыканты используют медиаторы для извлечения из струн более высокого звука, а также для некоторых «заковыристых» переборов (такие, к примеру, довольно встречаются в американской музыке).

Зачастую новички, неопытные гитаристы используют подобного рода аксессуар во избежание натирания неподготовленных для игры подушечек пальцев.

Таким образом, медиаторы являются довольно востребованным аксессуаром среди музыкантов с разной направленностью и уровнем профессионализма.

Виды и типы медиаторов

Классификация аксессуара может производиться по нескольким направлениям:

  • Внешний вид плектра (классический каплевидный, гусиное перо, перстень с «когтем», мизрабы т.д.);
  • Материал изготовления (кость, эбонит, пластмасса, нейлон, металл и т.д.);
  • Оформление, дизайн, а также использованная тематика;
  • Толщина и угол рабочей кромки.

На последнем пункте предлагаю остановиться более подробно. Опираясь на толщину как на меру классификации, можно выделить следующие разновидности медиаторов:

  • тонкие;
  • средние;
  • толстые;
  • очень толстые.

Тонкие медиаторы

Плектры, толщина которых колеблется в пределах 0,38-0,65 миллиметров , принято считать тонкими. Обычно они легко гнутся, а издаваемый с их помощью звук довольно ярко выражен.

Средние медиаторы

Средние медиаторы имеют толщину от 0,65 до 0,88 миллиметров . При использовании такого аксессуара в игре начинает прослеживаться некая серединка звука, а также бас.

Толстые медиаторы

В случае с толстыми плектрами (их толщина составляет от 0,88 до 3 миллиметров ) в игре появляется полный звуковой спектр. Примечательно, что с такими медиаторами легче всего контролировать направление удара.

Как осуществляется игра на гитаре медиатором?

В первую очередь необходимо разобраться с тем, как правильно держать плектр в руке.

По правилам, он берется большим и указательным пальцами правой руки. Медиатор при этом должен располагаться в руке, как показано на картинке ниже:

Примечание : в случае правильного удержания аксессуара из-под пальцев будет выступать лишь небольшой кончик плектра. Обратите внимание, что медиатор является как бы продолжением указательного пальца. Такое его положение - единственно правильное .

Еще один момент, который не стоит упускать из внимания – положение руки. Она визуально должна быть расположена параллельно подставке, но не струнам.

Посмотрим, как располагается рука с медиатором на гитаре:

Как играть бой медиатором?

Практически любой можно подстроить под медиатор. Игра осуществляется таким же образом, как и без использования аксессуара.

Рука должна быть расслаблена, иначе и струны, и плектр очень быстро износят друг друга.

Удары по струнам не должны быть размашистыми, а должны быть экономичными: медиатор должен не бить, а «чесать» струны.

При игре с плектром работать должны исключительно мышцы кисти. В противном случае правильно извлекать звук просто не получится.

Как играть переборы медиатором?

Здесь дела обстоят немного сложней. Дело в том, что если банально дергать медиатором необходимую струну, то звук будет иметь прерывистый, незаконченный характер и слушать будет приятно не каждому.

При использовании плектра в существуют некоторые принципы.

Так, к примеру, верхние три струны, которые считаются басовыми, принято играть сверху (то есть, движение вниз), а нижние – снизу. Можно использовать и переменный штрих.

Примечание : Переменный штрих более распространен. Таким образом, какие бы струны не игрались, всегда бейте одну струну медиатором сверху вниз , а следующую – снизу вверх и так далее.

Как сделать медиатор своими руками?

Очень многие музыканты предпочитают делать медиаторы своими руками , таким образом подчеркивая свою индивидуальность и уникальность.

К примеру, известный гитарист Билли Гиббонс для игры использует плектры из монеток.

Чаще всего, медиаторы вырезают из старых ненужных пластиковых карт. Однако такой вариант мало приемлем, потому что подобного рода пластик довольно быстро стирается. Хотя начинающему гитаристу этого должно хватить на первое время, пока Вы не купите медиатор.

Чтобы сделать медиатор для гитары из старой пластиковой карты, сначала нарисуйте шаблон ручкой или карандашом.

Размеры самодельного медиатора:

  • Длина – 3 см;
  • Ширина – 2,5 см;
  • Толщина – такая же, как толщина пластиковой карты.

Размеры - примерные. Тут главное, чтобы Вам потом было удобно держать медиатор в руках и играть им.

На картинке выше Вы видите, медиатор каких размеров примерно должен получиться.

Таким образом, медиатор должен получиться в форме яйца или треугольника с закругленными краями.

Другой способ сделать медиатор своими руками виниловые пластинки. Плектры из винила служат гитаристам долго. Но не у каждого человека, деятельность которого связана с музыкой, сможет подняться рука на раритет.

Вообще, для изготовления медиатора подойдет любой эластичный материал, который небыстро придет в негодность.

Специальные приборы для изготовления медиаторов

Кроме этого, существуют специальные приборы для изготовления медиаторов:

Вот только необходимо обзавестись материалом, тогда можно наладить хоть целый бизнес и продавать медиаторы 🙂

Цены на разные виды медиаторов

Стоимость аксессуара, как правило, зависит от изготовляемого материала, а также от бренда медиатора для гитары. Цена хорошего плектра, в среднем, составляет 100-200 рублей.

Некоторые доходят до 1000 рублей.

Также некоторые продавцы и мастера изготавливают медиаторы на заказ. Тут цена уже будет варьироваться от предпочтений заказчика, от материала медиатора и т. д.

Интересное : самый дорогой медиатор для гитары в мире стоит 4674 американских доллара . Такой медиатор сделан из метеорита, упавшего когда-то на землю.

Как правило, продажа осуществляется наборами. Но также можно купить медиатор и поштучно.

Сложно ли разобраться в том, как выбрать медиатор для гитары? Эта проблема знакома каждому начинающему гитаристу. И она очень актуальна, ведь музыкальные магазины предоставляют широкий выбор медиаторов. От обилия цветов, формы, толщины и размера разбегаются глаза. Поэтому когда приходит время сделать выбор, многие новички предпочитают взять просто пластмассовый элемент с понравившейся картинкой. Разумеется, это ошибочное решение. Такой аксессуар – важная вещь для игры на любой гитаре. Необходимо следовать некоторым правилам, которые подскажут, как выбрать медиатор для гитары.

Выбираем правильно!

Игра медиатором на акустической гитаре требует особого подхода, так как, выбрав по неопытности слишком тонкий аксессуар, играть будет попросту неудобно. Привычка в игре с его использование формируется годами. Она зависит от многих факторов, главный из которых, конечно же, удобство и комфорт для самого музыканта.

Так как игра медиатором на акустической гитаре требует довольно много времени, лучше сразу же приобрести несколько необходимых моделей. Эти аксессуары имеют небольшой размер, отчего довольно часто теряются. Так что рассмотрите и приобретите несколько видов, опробуйте каждый из них, чтобы понять, какой формат будет оптимальным именно для вас.

Виды и нюансы выбора

Плектр – второе название аксессуара. Его основное предназначение – это извлечение звука из струн. Обычно аксессуар изготавливают из пластика. Лучшие медиаторы для гитары могут иметь треугольную, каплеобразную и другие формы, один конец которых обязательно заострен.

Так как плектр имеет очень простую конструкцию, о качестве не приходится говорить. Производителей, занимающихся созданием этой маленькой, но очень важной вещицы, много. Плюсом будет обладание плектром от известной фирмы. Обратите внимание на Ibanez, Gibson, Fender и прочие. На самом деле, какой бы бренд ни значился на нем, предназначение аксессуара не изменится. Разберем более подробно, какой медиатор лучше для акустической гитары и чем можно заменить медиатор для гитары.

Материал для медиатора


Форма медиаторов

  • Sharkfin. Форма универсальна, для игры используются обе стороны;
  • Triangle. Это треугольник с равными сторонами. Идеально подойдет музыкантам-экспериментаторам;
  • Teardrop & Jazz. Обладает ярким звуком и наибольшей толщиной;
  • Standart. Обладает мягким звуком, наиболее распространен среди новичков.

Толщина плектора


Это основной признак, по которому следует выбирать аксессуар. Чтобы разобраться, как правильно играть медиатором на гитаре, исходить следует из манеры игры, так как:

  • тонкие используются для мягкой игры и чистого звука аккордов;
  • толстые – для регулируемой силы игры, которая по громкости и контролируемой атаке и силы игры может меняться.

Толщина разных моделей может быть от 0,38 до 3 мм.

Давайте разберемся, как играть медиатором на акустической гитаре. Начинать следует с определения, какой медиатор лучше для акустической гитары. Профессионалы советуют остановить свой выбор на мягких моделях. Они могут обладать толщиной от самой тонкой до средней. Благодаря этому звучание инструмента будет мягким, приятным и нежным. Кроме того, его удобно держать в руках. Чтобы разобраться, как играть медиатором на акустической гитаре, следует освоить довольно простую технику.

  • Правильно расположить ребро кисти руки. Правильно это делается параллельно не струнам, а подставке. Ею нельзя опираться на гитару;
  • Для осуществления движений используются пальцы, предплечевые мышцы и сустав локтя.

Узнать, как правильно играть медиатором на гитаре, можно из специальных видео-уроков, предоставляемых профессионалами в широком доступе.

Альтернатива аксессуару

Случаются ситуации, когда необходимо найти то, чем можно заменить медиатор для гитары, так как аксессуара под рукой может просто не быть или он сломается. Что подойдет для замены?

  1. Кусочек пластиковой карты;
  2. Часть CD диска;
  3. Монета. Этот способ не подходит для новичков, да и скорее является эффектным, чем удобным, вдь так музыкант показывает, что может играть любым подручным средством. Его используют некоторые известные любители тяжелой музыки.

Таким образом, лучшие медиаторы для гитары каждый музыкант выбирает для себя сам, ориентируясь на собственные предпочтения и манеру игры.