Позиционные изменения гласных звуков. Различают количественную и качественную редукцию

Редукция (от лат. reductio - возвращение, отодвигание назад) - изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударностью. В фонетической лит-ре больше говорят о Р. гласных, т. к. гласные являются слогообразующим элементом. Различают количественную и качественную Р. гласных. Количественная Р.- сокращение времени артикулирования (т. е. сокращение длительности). Ударный гласный (как и ударный слог) всегда имеет относительно ббльшую длительность, длительность же безударных зависит от их положения по отношению к ударению; больше всего сокращаются по длительности заударные слоги (не в абсолютном конце слова) и вторые, третьи предударные слоги (не в абсолютном начале слова). Степень сокращения гласных по длительности зависит также и от качества гласных; так, открытый гласный [а], имеющий максимальную собственную длительность в ударном положении по сравнению с другими ударными гласными, в первом предударном слоге сокращается по длительности не столь значительно, как второй предударный и заударный. Эту особенность количественной Р. гласного [а] А. А. Потебня описал числовой формулой: если ударный гласный в слове обозначить цифрой 3, то первый предударный -это 2, а второй предударный и заударный - 1. В фонет1гческой лит-ре есть тенденция распространять эту формулу и на другие гласные, однако экспериментально-фонетические исследования количественных характеристик остальных гласных показывают, что сильнее различаются все предударные от всех заударных, чем 1-й, 2-й и 3-й предударные между собой.
Сокращение длительности гласных - количественная Р.- приводит и к качественной Р., а именно к неполному выполнению артикуляторной программы безударного гласного: при сокращении времени артикулирования гласного [а] язык не достигает максимально низкого положения (как при артикуляции ударного [а]) и безударный [й] произносится как гласный среднего подъёма. При артикуляции безударных [и], [ы], [у] язык не достигает максимально высокого положения, к-рое характерно для этих же ударных гласных, так что они уже не являются гласными высокого подъёма. Сокращение времени артикуляции безударного гласного приводит и к тому, что этот гласный не содержит фазы выдержки и представляет собой нек-рую переходную артикуляцию от предшествующего согласного к следующему.
При Р. слога основным результатом является ослабление контраста между согласным и следующим за ним гласным, т. е. более слитное, нерас-членённое произношение целого слога.
Р. целых звуковых комплексов (напр., последовательности заударных слогов) приводит к очень сильным изменениям звукового состава слова.

Главная > Лекции

1. Фонетические процессы. В речевом потоке звуки взаимодействуют друг с другом и, поэтому, изменяются. Данное изменение звуков называется фонетическими процессами , которые делятся на 2 типа:

    позиционные процессы – изменение звуков, вызванные общими условиями произношения; комбинаторные процессы – это комбинация звуков, связанная с взаимодействиями звуков, с влиянием звуков друг на друга.
2. Позиционные процессы. Позиционные процессы – изменение звуков, вызванные общими условиями произношения. Эти процессы делятся на несколько групп. 1. Оглушение звонкого согласного в абсолютном конце слова. Данный процесс характерен для всех славянских языков, даже заимствованные слова подвергаются оглушению. Оглушение обусловлено слабостью позиции, в которой оказывается согласный. Например: друг – [друк], дуб – [дуп], лёд – [л, от]. 2. Протеза – надставка – появление дополнительного звука в абсолютном начале слова. Данный фонетический процесс встречается в диалектных словах и просторечиях. Протетическими могут быть 3 звука: Например: усеница гусеница. Например: осtо (лат.) → осемь (старослав.) → восемь (русс.). Например: abolla (лат.) → абълка (бол.) → яблоня (русс.). 3. Редукция – это ослабление и изменение гласных в безударном положении. Редукция бывает количественная и качественная .
    Количественная редукция – это ослабление гласных [и], [ы], [у] в безударном положении, при котором гласные ослабевают, становятся более краткими, но своего качества не изменяют. Качественная редукция – это не только ослабление, но и изменение гласных [а], [о], [э] в безударном положении.
Запомните: -позиция под ударением называется сильной, позиция без ударения – слабой; - гласные звуки под ударением редукции не подвергаются ; - гласные в безударном положении произносятся по-разному , это зависит от удаления от ударного слога; - первый слог перед ударением – это первый предударный слог (I) или первая предударная позиция, остальные слоги – это второй предударный или заударный слог (позиция). - при качественной редукции звуки значительно изменяются , поэтому для записи используют специальную систему знаков – транскрипцию. - после твёрдых и мягких согласных гласные подвергаются редукции по-разному.

II предударная позиция (слог)

I предударная позиция (слог)

Ударная позиция

(сильная)

II заударная позиция (слог)

II заударная позиция (слог)

После твёрдых согласных

<о>

После мягких согласных

<э>

3. Комбинаторные процессы. Комбинаторные процессы – это комбинация звуков, связанная с взаимодействиями звуков, с влиянием звуков друг на друга. Комбинаторным процессам подвергаются комбинации звуков. К ним относятся: 1. аккомодация – приспособление одного звука к другому.

Приспособление гласных переднего ряда [и], [э]

    Если звуки [и] оказывается после твердого согласного, то он переходит в звук [ы].
Например: играть – сыграть [сыгр ٰ а т , ] изба – под избой [пъд ызбой]
    В позиции между мягкими согласными под ударением звуки [и], [э] становятся закрытыми, напряженными
Например: сетка – сеть мать – мять

Изменение гласных непереднего ряда [а], [о], [у]

    Под влиянием мягкого согласного гласные непереднего ряда становятся более передними или в экскурсии, или в рекурсии или на всем протяжении артикуляции. Приспособление гласного к мягкому согласному указывается точкой.
Экскурсия – продвижение аккомодации назад. Рекурсия – продвижение аккомодации вперед. Аккомодация может быть:
    прогрессивной – гласные становятся более передними в экскурсии.
Например: мята – [м , а тъ]
    регрессивной – гласные становятся более передними в рекурсии.
Например: мать – [ма т, ]
    прогрессивно-регрессивной – гласные становятся более передними на всем протяжении артикуляции
Например: мять – [м, ат, ] 2. ассимиляция (уподобление) – это уподобление однородных звуков: гласных гласным, согласных согласным. В русском языке чаще происходит ассимиляция согласных. Согласные могут ассимилировать по всем признакам:
    по месту образования
Например: сшить – [шшыт , ] (изменение зубного [c] в небный [ш])
    по способу образования
Например: мужчина[мущи нъ] (изменение щелевого [ж] и смычного [ч] в щелевой [ш , ])
    по глухости
Например: автобус – [ ^ фто бус](изменение звонкого [в] в глухой [ф])
    по мягкости
Например: листик – [л , и с , т , ик](изменение твердого [ c ] в мягкий [ c , ]) Признаки ассимиляции: - по направлению процесса:
    прогрессивной В а нька – Ванькя [В а н , к , а] регрессивной сшить – [шшыт , ]
- по расположению звуков:
    контактная – звуки располагаются рядом п о езд - [п о йьст] дистактная – взаимодействующие звуки разделены другими звуками сейч а с - [чич а с]
- по результату:
    полная – звуки становятся одинаковыми о тдых - [ о ддых] частичная – звуки приобретают общие признаки, но остаются разными л о дка – [л о ткъ]
3. диссимиляция – это процесс расподобления звуков, т.е. звуки, имевшие какой-то общий признак, становятся по этому признаку различными. Диссимиляция больше характерна для говоров и просторечий. Например: кто – [хто] Диссимиляция часто происходит при образовании новых и заимствованных слов. В русском языке диссимиляция проходит только в двух словах. Например: мягкий – [м, ах, к, ий] лёгкий – [л, ох, к, ий] 4. диэреза – процесс упрощения группы согласных, т.е. выкидка одного из согласных. Например: ле стница –[л , э с , н , ицъ] пра здник – [пра з , н , ик] Ответьте на вопросы: Лекция 7 Тема: Понятие о фонеме Словарь: перцептивная функция, сигнификативная функция, фонема, фонематические признаки, нефонематические признаки, реализация фонемы (аллофон, вариант), вид фонемы, позиция нейтрализации, интегральные признаки, дифференциальные признаки, оппозиция (фонем), фонологические школы. План: 1. Звук и фонема. Фонематические и нефонематические признаки. 2. Варианты фонем. 3. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. 4. Фонологические школы. 1. Звук и фонема. Фонематические и нефонематические признаки. Каждый звук речи имеет 3 аспекта:
    физиологический – участие речевого аппарата в образовании звуков; аккустический – звуки речи как физические явления, которые имеют высоту, силу, амплитуду; лингвистический (фонематический) – звуки речи рассматриваются как единицы участвующие в различении звуковых оболочек слов, т.е. в смыслах различения.
Например: [так] - [тан к] Каждый звук речи выполняют 2 основные функции :
    перцептивную (функцию восприятия) сигнификативную (функцию смыслоразличения)
Все звуки, которые составляют слово, называют смысловой оболочкой слова . Благодаря ей мы отличаем одно слово от другого, но не все качества звука участвуют в звукоразличениях. Есть качества, которые обусловлены позицией. Например: Получившийся ряд гласных является зависимым от позиции. Каждый из этих звуков может находиться только в своей позиции. Если изменение гласного зависит от позиции, то этот гласный не участвует в смыслоразличении слов. Такое качество звука называется нефонематическим. Существуют и другие качества, которые не обусловлены позицией. Например: Звуки находятся в одинаковой позиции, но их качества от этой позиции не зависит. Качество звука, необусловленное позицией, называется фонематическим (смыслоразличительным). Это значит, что в процессе различения звука, а, следовательно, звуковых оболочек слов участвуют фонематические признаки слов. Те качества звуков, которые участвуют в смыслоразличении, образуют особую звуковую единицу – фонему. Фон – это минимальная, неделимая, независимая по своему качеству звуковая единица, различающая звуковые оболочки слов и реализующаяся в речи в разных вариантах. 2. Варианты фонем. В различных фонетических условиях фонема может реализовываться в разных звуках или вариантах. Чтобы отличать фонему от звука, следует использовать специальные скобки:
    < > - для обозначения фонем, – для обозначения звуков.
Фонема может реализовываться в разных вариантах. Например: реализация фонемы < о >
Лоно о нъ] [о]
Водяной [въд , и э но . й] . ]
Лён , . о н] [ . о] < о >
Лёня , . о . н , ъ] [ . о . ]
Вода ^ да ] [ ^ ]
Одна из реализаций фонемы, которая меньше всего зависит от позиции называется основным видом фонемы . Все остальные разновидности фонем называют аллофонами или её вариантами . 3. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Фонемы находятся в определенных отношениях, т.е. образуют систему. В каждой системе существуют определенные виды отношений (сходства, противопоставления). Для системы фонем основными отношениями являются отношения противопоставленности друг другу по определенным признакам. Противопоставление фонем называется оппозициями , т.е. фонемы в лингвистике изучаются по своей оппозиции. Например:
    фонемы < т > - < д > находятся в оппозиции по глухости, твердости; фонемы < т > - < ж > находятся в оппозиции по глухости, звонкости, по способу и месту образования.
Признаки, по которым противопоставлены фонемы, называются дифференциальными . Признаки, которые не участвуют в различении, называются интегральными . Систему фонем изучает особый раздел лингвистики, который называется фонологией .

фонетика

фонология

изучают звуки речи

различия

изучает физиологический и аккустический аспект образования звуков. изучает лингвистический аспект, т.е. то, как звук участвует в практическом общении.
4. Фонологические школы. Существует 2 основные фонологические школы :

Московская школа

Ленинградская школа

Представители

Реформатский, Аванесов, Кузнецов Щерба, Матусевич, Кодухов

Состав гласных фонем

Считают, что существует 5-ти фонемный состав гласных, фонема

< ы > рассматривается как вариант

< и >

Фонему < ы > выделяли как самостоятельную, т.е. считали, что существует 6-ти фонемный состав гласных

Обоснование теории

1. не стоит в абсолютном начале слова; 2. возможна только после твёрдого согласного, т.е. в определенной позиции, заменяет в этой позиции фонему < и > ; 3. употребляется в окончаниях существительных наряду с < и >, т.е. различаются по твердым и мягким вариантам;4. < ы > < и > в одной позиции невозможны. 1. подставление другого гласного разрушает связь звучания и значения, т.е. если вместо ил подставим ал, ол , то каждый из этих гласных выполняет опознавательную функцию; 2. < ы > легко произносится в изолированном виде;3. может употребляться в начале слова.
Ответьте на вопросы: Лекция 8 Тема: Словарь: звуковые единицы, сегментные единицы, суперсегментные единицы, слог, неслогообразующие гласные, структура слога, такт, пауза, проклиза, энклиза, синтагма, фраза, ударение, интонация. План: 1. Деление звуковых единиц языка 2. Звуковое членение речевого потока 1. Деление звуковых единиц языка Звуковые единицы языка составляют определенную систему, которая лежит в основе звуковой речи. Звуковая система имеет два типа единиц:
    сегментные единицы – звуки и слоги (линейные единицы); суперсегментные единицы – ударение и интонация.
2. Звуковое членение речевого потока Минимальной единицей речевого потока является звук . Следующей, более крупной, единицей является слог – это совокупность звуков, произносимая толчком выдавливаемого воздуха. Слог – это явление физиолого-аккустическое:
    с физиологической точки зрения – слог соответствует одному мускульному напряжению речевого аппарата; с аккустической точки зрения – слог это сочетание более звучного звука (наличие голоса в звуке по сравнению с шумом) с менее звучным.
Более звучный звук называется слоговым или слогообразующим . Таковыми являются все гласные и некоторые сонорные звуки. Слоги могут образовывать гласные и согласные звуки. Согласные могут быть неслогообразующими. По своей структуре слоги могут быть:
    открытые – заканчивающиеся на гласный - tа ; закрытые – заканчивающиеся на согласный - аt ; неприкрытые – начинающиеся с гласного - t аt; прикрытые - начинающиеся с согласного - а t; полуоткрытые – оканчивающиеся на сонорный - аt .
Такт (фонетическое слово) – это более крупная единица речевого потока, это несколько слогов, объединенных одним ударением. Такт определяется паузами. Такт равен слову, если включает в себя несколько слов. Например: Они ведь/ говорили/ два часа. Если слова незнаменательные (служебные), они примыкают к главному слову спереди или сзади. Примыкание спереди называется проклиза , примыкание сзади называется энклиза. Синтагма – единица речевого потока, нечто соединенное, интонационно-смысловой отрезок речи. Это понятие введено Л.В. Щербой. Синтагма – это фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи, мысли. Например: Завтра вечером/ наша туристическая группа/ в полном составе/ возвращается на базу Эта фраза разделяется на 4 синтагмы. Самой крупной единицей является фраза . Она равна предложению или включает несколько предложений. Единого понятия фразы в лингвистике нет. Фраза – это отрезок речи, включающий в себя законченное сообщение. Ответьте на вопросы:
    Какие два типа единиц имеет звуковая система языка? Дайте определение понятию слог. Что представляет собой слог с физиологической и аккустической точек зрения? Как делятся звуки по своей структуре? Дайте определение понятию такт. Дайте определение понятию энклиза и проклиза. Дайте определение понятию синтагма. Дайте определение понятию фраза.
Лекция 9 Тема: Ударение и его типы Словарь: Ударение, монотоническое ударение, политоническое ударение, квантитативное ударение, постоянное и свободное ударение. План: 1. Понятие ударение. 2. Виды ударения. 1. Понятие ударение. Ударение – это выделение звука, слога или слова путем усилия мускульного напряжения и напора воздушной струи или изменения высоты голоса. 2. Виды ударения. Не все слоги в слове произносятся одинаково. В слове, состоящем из двух и более слогов, один слог обязательно выделяется. Выделение слога в слове называется ударением. Ударение в слове называется словесным. Кроме словесного ударения бывает еще логическое, или смысловое , когда выделяется не определенный слог, а целое слово (иногда несколько слов) речевого такта или фразы. Например: фразе Кому/ не знакома/ эта/ картина! четыре фонетическихслова и, значит, четыре словесных ударения; кроме того, в произношении особо выделяются, несут логическое ударение, слова кому не знакома, потому что они являются словесным центром фразы. В логическом ударении основная роль принадлежит интонации: говорящему удается подчеркнуть значение слова (или слов) повышая и понижая тон голоса. Выделение слога в слове в разных языках достигается особыми языковыми средствами: 1) силой или интенсивностью, артикуляцией - это силовое или динамическое ударение; 2) долготой произношения - это количественное (квантитативное или долготное ) ударение; 3) движением тона (повышением, или понижением, или комбинированием повышения и понижения тона) на фоне нейтрального тона произношения прочих слогов - это музыкальное или тоническое ударение. Чисто динамическое ударение встречается в чешском языке; музыкальное - в китайском, японском, корейском; чисто количественное ударение - в современном новогреческом языке. В большинстве языков эти явления соединены вместе. К числу таких языков относится и русский, в котором ударение квантитативно-силовое, или количественно-динамическое. Ударный слог в русском языке характеризуется наибольшей долготой (удлинением) гласного, что является особенностью русского ударения. Кроме того, он произносится более ясно, отчетливо (безударные ослабляются, произносятся нечетко). Если в большинстве языков ударение прикреплено к определенному слогу или определенной части слова, то в русском языке ударение свободное. Оно может падать на любой слог и на любую часть слова. Другой особенностью русского ударения является его подвижность: в разных грамматических формах одного и того же слова ударение может переходить с одной части слова на другую: зад а ть - з а дал - задала, п я ть -пять ю . Ответьте на вопросы:

Вопросы практических занятий

Тема 1: Теоретическая и прикладная, общая и частная фонетика.
    Что такое языкознание? Какие разделы языкознания существуют? Что такое фонетика? Что является предметом изучения фонетики? Что такое звуки речи? Какие две функции выполняет звук? Приведите примеры. Какие разделы фонетики существуют? Объясните, что такое материальная сторона языка?
Тема 2: Устная и письменная формы речи. Орфоэпия. Литературное произношение.
    Дайте определение понятию «язык». Дайте определение понятию «речь». Дайте определение понятию «речевой акт». Дайте определение понятию «текст». Дайте определение понятию «орфоэпия». Какие две особенности имеет норма произношения?
Тема 3: Звуковые средства языка. Фонетический и фонологический аспекты языка. Фонетика и фонология.
    На что подразделяются звуковые средства языка? Что называется фонетическими единицами? На что делятся фонетические единицы? На что делятся фонетические признаки, что они характеризуют? Чем являются фонетические единицы для фонетических признаков? Что изучает фонетический аспект, что исследует? Что изучает фонологический аспект? На какие разделы делится фонетика? Что является единицей фонетики? Что является единицей фонологии? Единицей чего является звук? Единицей чего является фонема?
Тема 4: Аспекты изучения звуков речи. Устройство речевого аппарата. Артикуляция звуков.
    Перечислите основные аспекты изучения звуков. Из каких органов состоит речевой аппарат? На какие виды делятся органы речи? Перечислите этапы артикуляции? Дайте определение каждому из них.
Тема 5: Гласные и согласные звуки. Классификация звуков.
    Как делятся звуки речи? Как различаются звуки речи? Какие есть источники звуков? Назовите особенности образования гласных звуков? Назовите особенности образования согласных звуков? Какие звуки мы называем ртораскрывателями и ртосмыкателями?
Почему они так называются?
    Какие звуки называются тоновыми? Почему? Каковы принципы классификации гласных звуков? Как делятся гласные звуки по способу образования? Как делятся гласные звуки по месту образования? Как делятся гласные звуки по участию губ? Какие звуки называются открытыми и закрытыми? Назовите основные признаки характеристики согласных? На какие группы делятся согласые звуки по уровню шума? На какие группы делятся согласные звуки по способу образования? На какие группы делятся согласные звуки по месту образования? Как определяются звонкие и глухие согласные? Как образуются твердые и мягкие согласные?
Тема 6: Фонетические процессы.
    Дайте определение понятию «фонетические процессы». Дайте определение понятию «позиционные процессы». Дайте определение понятию «комбинаторные процессы». Перечислите основные позиционные процессы? Дайте определение понятию «оглушение». Приведите примеры. Дайте определение понятию «протеза». Приведите примеры. Дайте определение понятию «редукция». Приведите примеры. Какой бывает редукция? Какие звуки подвергаются количественной редукции? Какие звуки подвергаются качественной редукции? Какие звуки подвергаются качественной редукции? Какая позиция называется сильной? Перечислите основные позиционные процессы? Дайте определение понятию «аккомодация». Приведите примеры. Дайте определение понятию «ассимиляция». Приведите примеры. Дайте определение понятию «диссимиляция». Приведите примеры. Дайте определение понятию «диэреза». Приведите примеры.
Тема 7: Понятие о фонеме
    Какие функции выполняют звуки? Что такое фонема? Какие признаки называются фонематическими? Какие признаки называются нефонематическими? Какие качества звуков образуют фонему? что такое аллофон? Что такое оппозиция? Какие отношения являются основными для системы фонем? Какие признаки называются дифференциальными? Какие признаки называются интегральными? Какие фонологические школы вы знаете?
Тема 8: Звуковое членение речевого потока.
    Какие два типа единиц имеет звуковая система языка? Дайте определение понятию слог. Что представляет собой слог с физиологической и акустической точек зрения? Как делятся звуки по своей структуре? Дайте определение понятию такт. Дайте определение понятию энклиза и проклиза. Дайте определение понятию синтагма. Дайте определение понятию фраза.
Тема 9: Ударение и его типы
    Дайте определение понятию ударение. Дайте определение понятию словесное ударение. Дайте определение понятию логическое или смысловое. Дайте определение понятию силовое или динамическое ударение. Дайте определение понятию количественное (квантитативное или долготное) ударение. Дайте определение понятию музыкальное или тоническое ударение. Дайте определение понятию подвижность ударения. Приведите примеры.

Список использованных источников

1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: Уч. пособие / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2005. 2. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. - М: «Русский язык», 1997. 3. Зиндлер Л.Р. Общая фонетика. - М., 2001. 4. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский язык. Фонетика, графика, орфография, орфоэпия. – М.: Академический проспект, 2005. 5. Коздасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. - М., 2001. 6. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1996. 7. Вещикова И.А. Орфоэпия. Основы теории и прикладные аспекты. /books/element.php?pl1_cid=143&pl1_id=1431

  • Сборник программ для основного общего образования

    Документ
  • Общее языкознание: предмет и задачи курса

    Закон

    Объектом лингвистики явл-ся естественный язык человека. Закономерности устройства, развития и ф-ционирования языка составляют предмет науки о языке. Эти закономерности м.

  • Характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим - ударным элементам. В языкознании наибольшее внимание исследователей обычно приковано к описанию процесса редукции гласных, так как именно гласные являются основным слогообразующим элементом, хотя и не единственным. Редукция согласных - оглушение (лингвистика) - также очень распространена в ряде языков мира (русский , немецкий).

    Типы редукции гласных

    Различают количественную и качественную редукцию гласных. Количественная редукция - сокращение количества гласных (то есть редукция сильная, вплоть до полного устранения звука). Качественная редукция - изменение звучания, «преображение» фонемы.

    Количественная редукция гласных

    Количественная редукция - сокращение времени артикуляции звука, то есть различие по долготе в зависимости от близости к ударному слогу , также отличие по длительности звучания предударных от всех заударных, например, в слове [карав`аны]. При этом качество звука всё ещё можно расслышать.

    Качественная редукция гласных

    Количественная редукция зачастую приводит к качественной, то есть звук утрачивает чёткость и переходит в нейтральный скользящий гласный шва из-за невыполнения говорящим полной артикуляторной программы безударного гласного в силу ряда причин (просторечие , быстрая речь и т. д.). В ряде языков качественная редукция звуков превращается в языковой закон , то есть принимает закономерный фонетический характер. Типичный пример - португальский язык , где безударные гласные народной латыни имеют чёткую систему перехода: [а] > [ə], [э] > [ы], [о] > [у].

    См. также

    Источники


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Редукция (лингвистика)" в других словарях:

      У этого термина существуют и другие значения, см. Конвергенция. Конвергенция (от лат. convergo приближаюсь, схожусь) сближение или совпадение двух и более лингвистических сущностей. Понятие конвергенции имеет два аспекта: глоттогонический и… … Википедия

      - (нем. Ablaut) (именуемый также апофония) чередования гласных в составе одной морфемы, гласные часто выступают в виде внутренней флексии. Пример: собирать соберу сбор соб рать. Термин «аблаут» был введён немецким… … Википедия

      Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/21 июля 2012. Пока процесс обсуждения не завершён … Википедия

      Беглое произношение (также невнятное произношение или пропуски звуков, слогов или слов) это явление смешения и пропуска в речи некоторых слогов, практически всегда присутствующее в речи носителей естественных языков (и недопустимое в некоторых… … Википедия

    Обозначающий ощущаемое человеческим ухом изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим - ударным элементам. В языкознании наибольшее внимание исследователей обычно приковано к описанию процесса редукции гласных, так как именно гласные являются основным слогообразующим элементом, хотя и не единственным. Редукция согласных - оглушение - также очень распространена в ряде языков мира (русский , немецкий , английский).

    Типы редукции гласных

    Различают количественную и качественную редукцию гласных. Количественная редукция - сокращение количества гласных (то есть редукция сильная, вплоть до полного устранения звука). Качественная редукция - изменение звучания, «преображение» фонемы.

    Количественная редукция гласных

    Количественная редукция - сокращение времени артикуляции звука, то есть различие по долготе в зависимости от близости к ударному слогу , также отличие по длительности звучания предударных от всех заударных, например, в слове [карав`аны]. При этом качество звука всё ещё можно расслышать.

    Качественная редукция гласных

    Количественная редукция зачастую приводит к качественной, то есть звук утрачивает чёткость и переходит в нейтральный скользящий гласный шва из-за невыполнения говорящим полной артикуляторной программы безударного гласного в силу ряда причин (просторечие , быстрая речь и т. д.). В ряде языков качественная редукция звуков превращается в языковой закон , то есть принимает закономерный фонетический характер. Типичный пример - португальский язык , где безударные гласные народной латыни имеют чёткую систему перехода: [а] > [ə], [э] > [ы], [о] > [у].