Редукция (от лат. reductio - возвращение, отодвигание назад) - изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударностью. В фонетической лит-ре больше говорят о Р. гласных, т. к. гласные являются слогообразующим элементом. Различают количественную и качественную Р. гласных. Количественная Р.- сокращение времени артикулирования (т. е. сокращение длительности). Ударный гласный (как и ударный слог) всегда имеет относительно ббльшую длительность, длительность же безударных зависит от их положения по отношению к ударению; больше всего сокращаются по длительности заударные слоги (не в абсолютном конце слова) и вторые, третьи предударные слоги (не в абсолютном начале слова). Степень сокращения гласных по длительности зависит также и от качества гласных; так, открытый гласный [а], имеющий максимальную собственную длительность в ударном положении по сравнению с другими ударными гласными, в первом предударном слоге сокращается по длительности не столь значительно, как второй предударный и заударный. Эту особенность количественной Р. гласного [а] А. А. Потебня описал числовой формулой: если ударный гласный в слове обозначить цифрой 3, то первый предударный -это 2, а второй предударный и заударный - 1. В фонет1гческой лит-ре есть тенденция распространять эту формулу и на другие гласные, однако экспериментально-фонетические исследования количественных характеристик остальных гласных показывают, что сильнее различаются все предударные от всех заударных, чем 1-й, 2-й и 3-й предударные между собой.
Сокращение длительности гласных - количественная Р.- приводит и к качественной Р., а именно к неполному выполнению артикуляторной программы безударного гласного: при сокращении времени артикулирования гласного [а] язык не достигает максимально низкого положения (как при артикуляции ударного [а]) и безударный [й] произносится как гласный среднего подъёма. При артикуляции безударных [и], [ы], [у] язык не достигает максимально высокого положения, к-рое характерно для этих же ударных гласных, так что они уже не являются гласными высокого подъёма. Сокращение времени артикуляции безударного гласного приводит и к тому, что этот гласный не содержит фазы выдержки и представляет собой нек-рую переходную артикуляцию от предшествующего согласного к следующему.
При Р. слога основным результатом является ослабление контраста между согласным и следующим за ним гласным, т. е. более слитное, нерас-членённое произношение целого слога.
Р. целых звуковых комплексов (напр., последовательности заударных слогов) приводит к очень сильным изменениям звукового состава слова.
1. Фонетические процессы. В речевом потоке звуки взаимодействуют друг с другом и, поэтому, изменяются. Данное изменение звуков называется фонетическими процессами , которые делятся на 2 типа:
- позиционные процессы
– изменение звуков, вызванные общими условиями произношения; комбинаторные процессы
– это комбинация звуков, связанная с взаимодействиями звуков, с влиянием звуков друг на друга.
- Количественная редукция –
это ослабление гласных [и], [ы], [у] в безударном положении, при котором гласные ослабевают, становятся более краткими, но своего качества не изменяют. Качественная редукция
– это не только ослабление, но и изменение гласных [а], [о], [э] в безударном положении.
II предударная позиция (слог) | I предударная позиция (слог) | Ударная позиция (сильная) | II заударная позиция (слог) | II заударная позиция (слог) |
|
После твёрдых согласных | |||||
<о> | |||||
После мягких согласных | <э> | ||||
Приспособление гласных переднего ряда [и], [э]
- Если звуки [и] оказывается после твердого согласного, то он переходит в звук [ы].
- В позиции между мягкими согласными под ударением звуки [и], [э] становятся закрытыми, напряженными
Изменение гласных непереднего ряда [а], [о], [у]
- Под влиянием мягкого согласного гласные непереднего ряда становятся более передними или в экскурсии, или в рекурсии или на всем протяжении артикуляции. Приспособление гласного к мягкому согласному указывается точкой.
- прогрессивной
– гласные становятся более передними в экскурсии.
- регрессивной
– гласные становятся более передними в рекурсии.
- прогрессивно-регрессивной
– гласные становятся более передними на всем протяжении артикуляции
- по месту образования
- по способу образования
- по глухости
- по мягкости
- прогрессивной В
а
нька – Ванькя [В
а
н
,
к
,
а]
регрессивной сшить – [шшыт
,
]
- контактная – звуки располагаются рядом п
о
езд - [п
о
йьст]
дистактная – взаимодействующие звуки разделены другими звуками сейч
а
с - [чич
а
с]
- полная – звуки становятся одинаковыми о
тдых - [
о
ддых]
частичная – звуки приобретают общие признаки, но остаются разными л
о
дка – [л
о
ткъ]
- физиологический
– участие речевого аппарата в образовании звуков; аккустический
– звуки речи как физические явления, которые имеют высоту, силу, амплитуду; лингвистический (фонематический)
– звуки речи рассматриваются как единицы участвующие в различении звуковых оболочек слов, т.е. в смыслах различения.
- перцептивную
(функцию восприятия) сигнификативную
(функцию смыслоразличения)
- < >
- для обозначения фонем, – для обозначения звуков.
Лоно → | [ло нъ] → | [о] → | |
Водяной → | [въд , и э но . й] → | [о . ] → | |
Лён → | [л , . о н] → | [ . о] → | < о > |
Лёня → | [л , . о . н , ъ] → | [ . о . ] → | |
Вода → | [в ^ да ] → | [ ^ ] → |
- фонемы < т > - < д >
находятся в оппозиции по глухости, твердости; фонемы < т > - < ж >
находятся в оппозиции по глухости, звонкости, по способу и месту образования.
фонетика | фонология |
|
изучают звуки речи |
||
различия |
||
изучает физиологический и аккустический аспект образования звуков. | изучает лингвистический аспект, т.е. то, как звук участвует в практическом общении. |
Московская школа | Ленинградская школа |
|
Представители |
||
Реформатский, Аванесов, Кузнецов | Щерба, Матусевич, Кодухов | |
Состав гласных фонем |
||
Считают, что существует 5-ти фонемный состав гласных, фонема < ы > рассматривается как вариант < и > | Фонему < ы > выделяли как самостоятельную, т.е. считали, что существует 6-ти фонемный состав гласных | |
Обоснование теории |
||
1. не стоит в абсолютном начале слова; 2. возможна только после твёрдого согласного, т.е. в определенной позиции, заменяет в этой позиции фонему < и > ; 3. употребляется в окончаниях существительных наряду с < и >, т.е. различаются по твердым и мягким вариантам;4. < ы > < и > в одной позиции невозможны. | 1. подставление другого гласного разрушает связь звучания и значения, т.е. если вместо ил подставим ал, ол , то каждый из этих гласных выполняет опознавательную функцию; 2. < ы > легко произносится в изолированном виде;3. может употребляться в начале слова. |
- сегментные единицы – звуки и слоги (линейные единицы); суперсегментные единицы – ударение и интонация.
- с физиологической
точки зрения – слог соответствует одному мускульному напряжению речевого аппарата; с аккустической
точки зрения – слог это сочетание более звучного звука (наличие голоса в звуке по сравнению с шумом) с менее звучным.
- открытые
– заканчивающиеся на гласный - tа
; закрытые
– заканчивающиеся на согласный - аt
; неприкрытые
– начинающиеся с гласного - t
аt; прикрытые
- начинающиеся с согласного - а
t; полуоткрытые
– оканчивающиеся на сонорный - аt
.
- Какие два типа единиц имеет звуковая система языка? Дайте определение понятию слог. Что представляет собой слог с физиологической и аккустической точек зрения? Как делятся звуки по своей структуре? Дайте определение понятию такт. Дайте определение понятию энклиза и проклиза. Дайте определение понятию синтагма. Дайте определение понятию фраза.
Вопросы практических занятий
Тема 1: Теоретическая и прикладная, общая и частная фонетика.- Что такое языкознание? Какие разделы языкознания существуют? Что такое фонетика? Что является предметом изучения фонетики? Что такое звуки речи? Какие две функции выполняет звук? Приведите примеры. Какие разделы фонетики существуют? Объясните, что такое материальная сторона языка?
- Дайте определение понятию «язык». Дайте определение понятию «речь». Дайте определение понятию «речевой акт». Дайте определение понятию «текст». Дайте определение понятию «орфоэпия». Какие две особенности имеет норма произношения?
- На что подразделяются звуковые средства языка? Что называется фонетическими единицами? На что делятся фонетические единицы? На что делятся фонетические признаки, что они характеризуют? Чем являются фонетические единицы для фонетических признаков? Что изучает фонетический аспект, что исследует? Что изучает фонологический аспект? На какие разделы делится фонетика? Что является единицей фонетики? Что является единицей фонологии? Единицей чего является звук? Единицей чего является фонема?
- Перечислите основные аспекты изучения звуков. Из каких органов состоит речевой аппарат? На какие виды делятся органы речи? Перечислите этапы артикуляции? Дайте определение каждому из них.
- Как делятся звуки речи? Как различаются звуки речи? Какие есть источники звуков? Назовите особенности образования гласных звуков? Назовите особенности образования согласных звуков? Какие звуки мы называем ртораскрывателями и ртосмыкателями?
- Какие звуки называются тоновыми? Почему? Каковы принципы классификации гласных звуков? Как делятся гласные звуки по способу образования? Как делятся гласные звуки по месту образования? Как делятся гласные звуки по участию губ? Какие звуки называются открытыми и закрытыми? Назовите основные признаки характеристики согласных? На какие группы делятся согласые звуки по уровню шума? На какие группы делятся согласные звуки по способу образования? На какие группы делятся согласные звуки по месту образования? Как определяются звонкие и глухие согласные? Как образуются твердые и мягкие согласные?
- Дайте определение понятию «фонетические процессы». Дайте определение понятию «позиционные процессы». Дайте определение понятию «комбинаторные процессы». Перечислите основные позиционные процессы? Дайте определение понятию «оглушение». Приведите примеры. Дайте определение понятию «протеза». Приведите примеры. Дайте определение понятию «редукция». Приведите примеры. Какой бывает редукция? Какие звуки подвергаются количественной редукции? Какие звуки подвергаются качественной редукции? Какие звуки подвергаются качественной редукции? Какая позиция называется сильной? Перечислите основные позиционные процессы? Дайте определение понятию «аккомодация». Приведите примеры. Дайте определение понятию «ассимиляция». Приведите примеры. Дайте определение понятию «диссимиляция». Приведите примеры. Дайте определение понятию «диэреза». Приведите примеры.
- Какие функции выполняют звуки? Что такое фонема? Какие признаки называются фонематическими? Какие признаки называются нефонематическими? Какие качества звуков образуют фонему? что такое аллофон? Что такое оппозиция? Какие отношения являются основными для системы фонем? Какие признаки называются дифференциальными? Какие признаки называются интегральными? Какие фонологические школы вы знаете?
- Какие два типа единиц имеет звуковая система языка? Дайте определение понятию слог. Что представляет собой слог с физиологической и акустической точек зрения? Как делятся звуки по своей структуре? Дайте определение понятию такт. Дайте определение понятию энклиза и проклиза. Дайте определение понятию синтагма. Дайте определение понятию фраза.
- Дайте определение понятию ударение. Дайте определение понятию словесное ударение. Дайте определение понятию логическое или смысловое. Дайте определение понятию силовое или динамическое ударение. Дайте определение понятию количественное (квантитативное или долготное) ударение. Дайте определение понятию музыкальное или тоническое ударение. Дайте определение понятию подвижность ударения. Приведите примеры.
Список использованных источников
1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: Уч. пособие / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2005. 2. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. - М: «Русский язык», 1997. 3. Зиндлер Л.Р. Общая фонетика. - М., 2001. 4. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский язык. Фонетика, графика, орфография, орфоэпия. – М.: Академический проспект, 2005. 5. Коздасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. - М., 2001. 6. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1996. 7. Вещикова И.А. Орфоэпия. Основы теории и прикладные аспекты. /books/element.php?pl1_cid=143&pl1_id=1431 Объектом лингвистики явл-ся естественный язык человека. Закономерности устройства, развития и ф-ционирования языка составляют предмет науки о языке. Эти закономерности м.Сборник программ для основного общего образования
Документ
Общее языкознание: предмет и задачи курса
Закон
Характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим - ударным элементам. В языкознании наибольшее внимание исследователей обычно приковано к описанию процесса редукции гласных, так как именно гласные являются основным слогообразующим элементом, хотя и не единственным. Редукция согласных - оглушение (лингвистика) - также очень распространена в ряде языков мира (русский , немецкий).
Типы редукции гласных
Различают количественную и качественную редукцию гласных. Количественная редукция - сокращение количества гласных (то есть редукция сильная, вплоть до полного устранения звука). Качественная редукция - изменение звучания, «преображение» фонемы.
Количественная редукция гласных
Количественная редукция - сокращение времени артикуляции звука, то есть различие по долготе в зависимости от близости к ударному слогу , также отличие по длительности звучания предударных от всех заударных, например, в слове [карав`аны]. При этом качество звука всё ещё можно расслышать.
Качественная редукция гласных
Количественная редукция зачастую приводит к качественной, то есть звук утрачивает чёткость и переходит в нейтральный скользящий гласный шва из-за невыполнения говорящим полной артикуляторной программы безударного гласного в силу ряда причин (просторечие , быстрая речь и т. д.). В ряде языков качественная редукция звуков превращается в языковой закон , то есть принимает закономерный фонетический характер. Типичный пример - португальский язык , где безударные гласные народной латыни имеют чёткую систему перехода: [а] > [ə], [э] > [ы], [о] > [у].
См. также
Источники
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Редукция (лингвистика)" в других словарях:
У этого термина существуют и другие значения, см. Конвергенция. Конвергенция (от лат. convergo приближаюсь, схожусь) сближение или совпадение двух и более лингвистических сущностей. Понятие конвергенции имеет два аспекта: глоттогонический и… … Википедия
- (нем. Ablaut) (именуемый также апофония) чередования гласных в составе одной морфемы, гласные часто выступают в виде внутренней флексии. Пример: собирать соберу сбор соб рать. Термин «аблаут» был введён немецким… … Википедия
Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/21 июля 2012. Пока процесс обсуждения не завершён … Википедия
Беглое произношение (также невнятное произношение или пропуски звуков, слогов или слов) это явление смешения и пропуска в речи некоторых слогов, практически всегда присутствующее в речи носителей естественных языков (и недопустимое в некоторых… … Википедия
Обозначающий ощущаемое человеческим ухом изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим - ударным элементам. В языкознании наибольшее внимание исследователей обычно приковано к описанию процесса редукции гласных, так как именно гласные являются основным слогообразующим элементом, хотя и не единственным. Редукция согласных - оглушение - также очень распространена в ряде языков мира (русский , немецкий , английский).
Типы редукции гласных
Различают количественную и качественную редукцию гласных. Количественная редукция - сокращение количества гласных (то есть редукция сильная, вплоть до полного устранения звука). Качественная редукция - изменение звучания, «преображение» фонемы.
Количественная редукция гласных
Количественная редукция - сокращение времени артикуляции звука, то есть различие по долготе в зависимости от близости к ударному слогу , также отличие по длительности звучания предударных от всех заударных, например, в слове [карав`аны]. При этом качество звука всё ещё можно расслышать.
Качественная редукция гласных
Количественная редукция зачастую приводит к качественной, то есть звук утрачивает чёткость и переходит в нейтральный скользящий гласный шва из-за невыполнения говорящим полной артикуляторной программы безударного гласного в силу ряда причин (просторечие , быстрая речь и т. д.). В ряде языков качественная редукция звуков превращается в языковой закон , то есть принимает закономерный фонетический характер. Типичный пример - португальский язык , где безударные гласные народной латыни имеют чёткую систему перехода: [а] > [ə], [э] > [ы], [о] > [у].