Лучшие натюрморты. Натюрморты великих мастеров

Сегодня была на выставке в Национальном украинском музее современного искусства.
Многое понравилось. Делюсь.

Виктор Толочко
1922-2006, Ялта
"Весенний натюрморт", 1985
масло, холст.


Виктор Толочко
"Натюрморт с белым чайником", 1993
масло, холст

/Родился в Мелитополе, участник ВОВ, учился в Харькове. Возглавлял Художественный музей в Ялте, занимавший в то время залы Воронцовского дворца. Потом переехал в Донецк. На склоне лет вернулся в Крым. Писал натюрморты, пейзажи, портреты. Народный художник Украины /.


Ибрагим Литинский
1908-1958, Киев
"Натюрморт с пеонами на рояле", 1958
масло, холст

/Литинский Ибрагим Моисеевич (1908 - 1958)- украинский художник, портретист, мастер политического и киноплаката. Закончил Киевскую художественно-индустриальную школу, после учился в Киевском художественном институте на театральном и кинофакультете (1927 - 1928). Писал портреты выдающихся людей - Сталина, Панаса Саксаганского, Ивана Паторжинского, Наталии Ужвий, Гната Юры. Работы художника находятся в различных частных коллекциях /(с)


Нина Драгомирова
1926
"Натюроморт с овощами", 1971

/Украинская художница, живописец. Окончила Крымское ХУ им. Н. Самокиша (1952). Член НСХУ с 1970. Мастер пейзажа и натюрморта. Работы находятся в многочисленных частных собраниях Украины.(с)/


Сергей Шаповалов
1943, Кировоград
"Натюрморт". 1998
Масло, холст

/Закончил Киевский государственный художественный институт. Член Союза Художников Украины. Заслуженный художник Украины (2008). Значительная часть работ художника находятся в передвижных художественных выставках Министерствах культуры и в музеях Украины. Много произведений художника находятся в частных коллекциях. Принимал участие в зарубежных коммерческих выставках ("Нью-Йорк. Інтер-Експо 2002" (США), "Русский дом" в Берлине (Германия). В 2004 году состоялась персональная выставка художника в Гвадалахаре (Испания) (с)/.



Федор Захаров
1919-1994, Ялта
"Сирень", 1982
масло, холст

/Выдающийся живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Родился в с. Александровское Смоленской области. В 1935 - 1941 учился в художественно-промышленном училище им. М. Калинина в Москве, в 1943 - 1950 - в Московском художественном институте им. В. Сурикова у А. Лентулова, И. Чекмасова и Г. Ряжского. В 1950 переехал в Симферополь, где преподавал Художественном училище им. Н. Самокиша. В 1953 поселился в Ялте. Заслуженный деятель искусства УССР с 1970, народный художник УССР с 1978.

Лауреат Государственной премии УССР им. Т. Шевченко (1987). Мемориальные выставки художника проходили в Государственной Третьяковской галерее (2003), в Симферополе (2004) и Киеве (2005). Произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Национальном художественном музее Украины, Феодосийской картинной галерее им. И. Айвазовского, Симферопольском, Севастопольском художественных музеях и др.(с)/


Сергей Дуплий
1958, Киев
"Флоксы", 2003
масло, холст

/Родился в 1958 году в селе Сидоровка Черкасской области.
Большое влияние на его становление как художника оказало творчество И.Грабаря, Н.Глущенко и Ф.Захарова.
Член Национального Союза художников Украины с 2000 года. Живет и работает в Ржищеве.(с)/



Валнтина Цветкова
1917-2007, Ялта
"Осенние цветы", 1958
масло, холст

/Украинский и российский живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Родилась в г. Астрахань, Россия. Окончила в 1935 Астраханское художественное училище. Награждена орденами и медалями. Народный художник Украины с 1985. Жила и работала в Ялте.(с)/


Степан Титко
1941-2008, Львов
"Натюрморт", 1968
масло, холст

/Родился в селе Стильское Львовской области.
В 1949 году семья художника была репрессирована и сослана в Хабаровский край. В 1959 году Степан Титко закончил школу и поступил на художественно-графический факультет Хабаровского государственного полиграфического института, а в 1961 году - в Хабаровский художественный институт. С 1964 года жил в Комсомольске-на-Амуре и работал художником-оформителем в Институте космонавтики. В 1966 году, вместе с семьей, художник возвращается на Украину, поселяется в г. Новый Роздол Львовской области и работает преподавателем рисования в школе. С 1969 по 1971 год Титко С.И. находится в творческой командировке на японском острове Сакю.

В 1974 году участвовал в «бульдозерной выставке». Был обвинен в формализме и прозападном отношении к искусству.
Произведения Титко С.И. хранятся в музейных и частных коллекциях Украины, Польши, Германии, Франции, США и других стран.(с)/


Константин Филатов
1926-2006, Одесса
"Натюрморт с чашкой", 1970
картон, масло


Константин Филатов
1926-2006, Одесса
"Баклажаны и перцы", 1965
холст на картоне, масло

/Заслуженный художник Украины. Родился в Киеве.
В 1955 году окончил Одесское художественное училище имени М.Б.Грекова. С 1957 года - участник республиканских, всесоюзных и зарубежных художественных выставок. Член Союза художников УССР с 1960 года.
Работал в области станковой живописи. Автор многочисленных жанровых картин, пейзажей, портретов и натюрмортов.
С 1970 по 1974 год - преподаватель Одесского художественного училища.

В 1972 году стал Лауреатом Государственной премии УССР им. Т. Шевченко за картины «Красная площадь» и «В. И. Ленин». В 1974 году присвоено звание "Заслуженный художник УССР".
Произведения К.В. Филатова представлены в музейных и частных собраниях в Украине и за ее пределами. (с)/


Павел Мирошниченко (эта работа очень нравится!)
1920-2005, Севастополь
"Натюрморт", 1992
масло, холст

/Заслуженный художник Украины. Пейзажист, мастер натюрморта. Родился в г.Беловодск, Луганской области.
Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденами и медалями.
С 1946 по 1951 год обучался в Крымском художественном училище им. Н. С. Самокиша. С 1951 года художник жил и работал в г.Севастополь.

С 1965 года Мирошниченко П.П. - член Союза художников Украины.
Работы находятся в Севастопольском художественном музее им. М. П. Крошицкого и других музейных и частных коллекциях в Украине, России, Франции, Германии, Японии, США, Польше и Чехии. Пять морских пейзажей были приобретены для Музея русского искусства в Японии.(с)/


Гаянэ Атоян
1959, Киев
"Васильки", 2001
масло, холст

/В 1983 году окончила Киевский государственный художественный институт. Своим главным учителем считает свою мать - художницу Татьяну Яблонскую . С 1982 года принимает участие в художественных выставках.
В 1986 году была принята в Союз художников Украины.
Произведения Гаяне Атоян находятся в художественных музеях Киева, Запорожья, Хмельницкого, в частных коллекциях Украины и за ее пределами.(с)/



Евгений Егоров
1917-2005, Харьков
"Розы", 1995
бумага, пастель

/Работал в Харьковском художественно-промышленном институте (сейчас ХГАДИ) с 1949 по 2000 гг. (с 1972 по 1985 гг. - ректором)/.


Сергей Шуров
1883-1961, Киев
"Натюрморт", 1950-е
Бумага, акварель


Игорь Котков
1961, Киев
"Натюрморт с красными цветами" 1990
масло, холст

/Окончил Киевскую Республиканскую художественную школу, затем - Художественную Академию в г. Киеве. Работал художником-постановщиком на киностудии "УкрАнимафильм" создавая мультфильмы для взрослых. Постепенно художник выработал свою манеру письма, свой творческий почерк. Сейчас живопись - любимое занятие и дело его жизни. В его творческом арсенале несколько десятков работ в частных коллекциях Украины, России, Германии, Великобритании, США, Канады, две персональные выставки в Киеве и участие во многих других выставках.(с)/


Владимир Микита (класс!)
1931, Закарпатье
"Гуцульский натюрморт", 2002
холст, смешаная техника

/Народный художник Украины.
Родился в селе Ракошино Мукачевского района Закарпатской области. Национальность - русин.
В 1947 году, после 9-ого класса сдал экзамены в Ужгородское училище прикладного искусства и был принят на 3-й курс.
С 1951 по 1954 год находился в рядах Советской армии на острове Сахалин. После армии был принят на работу в Художественно-производственные мастерские Художественного фонда Закарпатья, где работал до выхода на пенсию в 2001 году.

В 1962 году принят в Союз художников Украины. В 2005 году - лауреат Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко.
Награжден орденами Ярослава Мудрого V и IV степени . С 2010 года - Почетный гражданин г. Ужгорода.
Произведения художника находятся в фондах Министерств культуры Украины и России, в различных художественных музеях, включая зарубежные: Литва, Словакия, Германия, Венгрия, Сербия, Венесуэла и в частных собраниях всего мира.(с)/


Анастасия Калюжная (тоже очень нравится)
1984, Керчь
"Натюрморт" 2006
масло, холст

/Анастасия Калюжная окончила Национальную академию изобразительного искусства Украины, Художественную школу Романа Сердюка. Богатый опыт школы украинской живописи послужил основой для развития художницы. Сейчас она работает в Керчи в реалистической манере живописи.(с)/


Михаил Роскин
1923-1998, Ужгород
"Хрустальная ваза с цветами", 1990
бумага, пастель

/Родился в г. Никополь Днепропетровской области. Художественно-профессиональную подготовку получил в Студии военных художников им. М. Б. Грекова. Член Национального союза художников Украины с 1978 г.(с)/


Елена Яблонская
1918-2009, Киев
"Душистый табак на окне", 1945
картон, масло

/Сестра художницы Татьяны Яблонской. Жена выдающегося украинского художника Е.В.Волобуева.
В 1941 году окончила Киевский государственный художественный институт. В 1945 году награждена Медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.".
Член Союза художников СССР с 1944 года.

Мастер станковой живописи и книжной графики. Двадцать лет Елена Ниловна иллюстрировала книги. На ее работах выросло несколько поколений детей. Художница параллельно вела и педагогическую деятельность — учила графиков и скульпторов.
В 1977 году присвоено звание - "Заслуженный художник Украины".
Произведения Е.Н. Яблонской представлены в Национальном художественном музее Украины, в музейных, галерейных и частных собраниях в Украине, Германии, Англии, США и в других странах.(с)/


Оксана Пилипчук
1977, Киев
"Натюрморт", 2001
масло, холст

/Пилипчук Оксана Дмитриевна - художник-живописец, член Национального союза художников Украины, преподаватель Киевского Национального университета строительства и архитектуры (кафедра рисунка и живописи).
Работы хранятся во многих украинских музеях, а также частных коллекциях Украины, Белоруссии, России, Голландии, США, Японии, Словакии, Чехии, Польши, Германии, Израиля, Франции./



Евгений Смирнов
1959, Севастополь
"Натюрморт с зелеными грушами", 2000
масло, холст

/Родился в г. Рыбинск, Ярославской области, Россия. С 1975 по 1979 г.г. учился на живописном факультете Саратовского художественного училища им. Боголюбова. По окончании обучения Евгений Смирнов переезжает в г. Севастополь.
В 1993 году вступает в Национальный Союз художников Украины. С 2005 года - заслуженный художник Украины.
Работы художника находятся в Севастопольском художественном музее им. М.П.Крошицкого и в других музейных и частных коллекциях Украины, России, Германии и других стран./



Вера Чурсина
1949, Харьков
"Вечерний натюрморт", 2005
масло, холст

/График, живописец.
Родилась в с. Борисовка Белгородской обл., Россия.
В 1972 г. окончила Орловский государственный педагогический институт - художественно-графическое отделение.
В 1980 г. защитила диплом в Харьковском художественно-промышленном институте, по специальности "Станковая графика". Заслуженный деятель искусств Украины, член Харьковского отделения Национального союза художников Украины, преподаватель Харьковской государственной академии дизайна и искусств, профессор кафедры живописи.
Принимает участие в международных, всеукраинских и областных выставках.
С 1992 г. - член ХО Национального союза художников Украины.(с)/



Владимир Кузнецов
1924-1998, Харьков
"Натюрморт", 1992
масло, картон

/Закончил Харьковский институт искусств (1954), там же преподавал. Постоянный участник городских, региональных и зональных выставок с 1954 г. Работы художника находятся во многих региональных музеях, в частных коллекциях в России и за рубежом./


Александр Громовой
1958
"Натюрморт", 2011
масло, холст

/Родился в с.Краснополье Николаевской области.
В 1987 году окончил Ужгородский государственный университет, в 1993 году - художественно-графический факультет Одесского педагогического института им.К.Д.Ушинского. Член Национального Союза художников Украины с 1995 года./


Азат Сафин
1961, Харьков
"Натюрморт" 2003
масло, холст


Анна Файнерман
1922-1991, Киев
"Натюрморт с рябиной", 1966
картон, масло

/Родилась в станице Успенской Белоглинского района Краснодарского края России. В 1941 году закончила художественную среднюю школу им. Т. Г. Шевченко. После окончания в 1945 году факультета журналистики Уральского университета поступила в Киевский художественный институт, который закончила в 1951 году.
Во время учебы в институте работала литературным сотрудником и корректором в издательстве "Советская Украина".
Жена известного украинского художника Рапопорта Бориса Наумовича.

Член Союза художников УССР с 1955 года. Произведения хранятся в музейных, галерейных и частных коллекциях в Украине и за ее пределами./


Адальберт Мартон
1913-2005, Ужгород
Натюрморт, 1969
бумага, пасель

/Украинско-венгерский живописец. Мастер закарпатского пейзажа и натюрморта.
Родился в г. Клертон, США. В 1936 году окончил художественно-промышленную школу в г. Габлонци, Чехословакия.
С 1937 года жил и работал в Ужгороде. С 1957 года участвовал в областных, республиканских, всесоюзных и международных выставках. Работы художника находятся в музеях, галереях и частных коллекциях Украины, России, Венгрии, США, Канады и Японии. В 1972 году художник переехал в Венгрию, где и умер в 2005 году.(с)/


Александр Шеремет
1950, Киев
"Натюрморт", 2001
масло, холст



Константин-Вадим Игнатов
1934, Киев
"Чайная церемония" 1972
холст темпера

/Родился в Харькове (Украина). Учился в художественной школе города Киева, также учился в Киевском государственном художественном институте.
В советское время имел репутацию незаурядного иллюстратора и проработал в издательстве «Веселка» около 30 лет, где проиллюстрировал более 100 книг. Член Национального Союза художников Украины./



Леся Прыймыч
1968
"Святвечер", 2013
масло, холст

/Родилась в г.Ужгород Закарпатской обл.
Окончила Львовский государственный институт прикладного и декоративного искусства (1992). Живописец. Член НСХУ (2006)./


Андрей Звездов
1963-1996, Киев
Натюрморт с осенними листьями" 1991
масло, картон


Карл Звиринский
1923-1997
"Натюрморт", 1965


Зоя Орлова
1981, Киев
Натюрморт", 2004
картон, смешанная техника


Олег Омельченко
1980
"Натюрморт с часами", 2010
масло, холст


Николай Кристопчук
1934, Львов
"Косовский натюрморт", 1983
масло, холст


Борис Колесник
1927-1992, Харьков
"Натюрморт", 1970
картон, масло

/Родился в с. Вильшаны Харьковской области.
В 1943-1949 г.г. учился в Харьковском государственном художественном училище, в 1949-1955 г.г. - в Харьковском государственном художественном институте.
В 1965 г. вступил в Союз Художников УССР.
Автор жанровых лирических картин, раскрывающих быт и традиции украинского народа.
Работы Колесника Б.А. хранятся в Музее Русского Искусства в Киеве, в художественных музеях Харькова и других городов Украины и бывшего СССР./


Константин Ломыкин
1924-1993, Одесса
"Груши", 1980
картон, пастель

/Живописец, график. Народный художник Украины.
Родился в г. Глухов, Сумской области. В 1951 году окончил Одесское художественное училище. Член Одесской организации Союза художников УССР с 1953 года.
Автор тематических картин, произведений бытового жанра, пейзажей и натюрмортов.
Заслуженный деятель искусств УССР.
Произведения художника находятся в художественных музеях Украины, а также в частных коллекциях Украины, России, Японии, Франции, Греции, Германии, Италии, Португалии и других стран./


Александр Хмельницкий
1924-1998, Харьков
"Натюрморт с красной шляпой"
масло, холст

/Родился в Харькове.
Учавствовал в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны.
С 1947 по 1953 год обучался в Харьковском государственном художественном институте, затем преподавал в ХГХИ, (Харьковский художественно-промышленный институт), с
1978 года - профессор
В 1956 году был принят в члены Харьковской организации Союза художников Украины, был председателем секции живописи.
В 1974 году участвовал в создании диорамы "Форсирование Днепра" в соавторстве с А. Константинопольским, В. Мокрожицким, В. Парчевским для Музея Великой Отечественной войны в Киеве.
Народный художник Украины. Был членом-корреспондентом Академии искусств Украины с 1997 года.
Произведения художника находятся в музеях, галереях, частных коллекциях Украины и за ее пределами./


Владимир Богуславский
1954, Львов
"Бронзовый кувшин", 2005
масло, холст

/Родился в 1954 году в Киеве. В 1973 - 1978 годах учился в Львовском институте декоративно-прикладного искусства. Стал известным после знаменитых седневских молодежных пленэров (1988), где принимал участие по приглашению Тиберия Сильваши, а также выставок молодежного искусства "Совиарт" (1989-1991). Участник многочисленных международных выставок, масштабных презентаций отечественного искусства. Произведения находятся в музейных собраниях Украины и заграничных частных коллекциях/.

Надеюсь, вам понравилось.
Спасибо за внимание!

Что такое натюрморт?

Натюрмортом называют жанр живописи, в рамках которого изображается неживая природа. Жанр зародился в XVII веке.

Натюрморт в первую очередь удивителен и интересен тем, что заставляет людей видеть красоту и гармонию в повседневных, скучных вещах, окружающих нас постоянно, но ничем не обращающих на себя наше внимание.

Жанр не так прост, как кажется на первый взгляд: в большинстве таких картин художники используют иносказание - пытаются через определённый набор предметов, их расстановку, выбранные цвета, общую композицию сказать людям что-то важное, передать то, что их волнует, поведать о своих чувствах и мыслях.

Несмотря на мрачный перевод «мёртвая природа» , полотна зачастую пестрят яркими красками, радуют зрителя своей оригинальностью и причудливостью, пробуждают желание жить и восторгаться окружающим миром, видеть прекрасное в нём.

Существует множество видов и подвидов натюрморта, например, сюжетно-тематический, творческий, учебно-творческий, учебный. Также их подразделяют по использованным цветам, освещённости, колориту, времени исполнения, месту расположения и т. д.

Основоположниками натюрморта как самостоятельного жанра стали голландские и фламандские художники. Первоначально картины появились в религиозном обиходе. Также в эпоху зарождения жанра распространение получили картины мрачного характера с глубоким философским смыслом и тёмными тонами, в центре композиции, которых были черепа, свечи и некоторые другие атрибуты. Затем, постепенно развиваясь, жанр вбирал в себя всё новые и новые направления и раз за разом получал всё более широкое распространение во всех кругах общества. Цветы, книги, овощи и фрукты, дары моря, посуда и другие предметы быта — всё нашло своё отражение в искусстве. Одними из самых известных художников натюрмортов стали Амбросиус Басхарт, Мигель Парра, Ян Брейгель, Иозеф Лаунер, Северин Розен, Эдвард Ладелл, Ян Давидс де Хем, Виллем ван Алст, Корнелис Бризе.

В России жанр возник в начале XVIII века, но всерьёз этим никто не занимался, он считался «низшим» жанром. В начале XX века натюрмортная живопись достигла наибольшего расцвета; художники создавали свои шедевры, ставили перед собой новые задачи и достигали несказанных вершин в мастерстве, использовали необычные техники, подбирали новые образы. Русский натюрморт в отличие от западного развивался не постепенно, а в ускоренном темпе. Творя в этом жанре, прославились такие русские художники, как К. Петров-Водкин, И. Левитан, И.Ф. Хруцкий, В. Нестеренко, И.Э. Грабарь, М. Сарьян, А. Осмеркин, П.П. Кончаловский, С.Е. Захаров, С.И.Осипов и многие другие.

В современной живописи натюрморт претерпевает новый подъём и теперь прочно занимает полноправное место среди других жанров изобразительного искусства. Сейчас это одно из самых востребованных направлений в живописи. Имея огромное количество возможностей для самореализации себя в творчестве, художники пишут самые разнообразные натюрморты. А зрители, в свою очередь, покупают картины, украшают ими интерьеры, оживляя свой дом и принося в него уют и радость. Натюрмортами постоянно пополняются музеи, открываются всё новые и новые выставки в различных городах и странах, на которые приходят толпы заинтересованных искусством зрителей. Спустя несколько столетий, пройдя долгий полноценный путь развития, натюрморт по-прежнему актуален и не утратил своей значимости в мировой живописи.

Натюрморт в живописи - изображения статичных неживых предметов, объединенных в единый ансамбль. Натюрморт может быть представлен как независимое полотно, но иногда становится частью композиции жанровой сцены или целой картины.

Что такое натюрморт?

Такая живопись выражается в субъективном отношении человека к миру. Это показывает присущее мастеру понимание красоты, которая становится воплощением общественных ценностей и эстетическим идеалом времени. Натюрморт в живописи постепенно трансформировался в отдельный значимый жанр. Этот процесс занял не одну сотню лет, а каждое новое поколение художников понимало полотна и цвет согласно веяниям эпохи.

Роль натюрморта в композиции картины никогда не исчерпывается простой информацией, случайным дополнением к основному содержанию. В зависимости от исторических условий и общественных запросов предметы могут принимать более или менее активное участие в создании композиции или отельного образа, заслоняя ту или иную цель. Натюрморт в живописи как самостоятельный жанр призван достоверно передавать красоту вещей, ежедневно окружающих человека.

Иногда отдельная деталь или элемент вдруг приобретает глубокое значение, получает свой собственный смысл и звучание.

История

Как старый и почитаемый жанр натюрморт в живописи знавал взлеты и головокружительные падения. Суровый, аскетичный и минималистичный помогал создавать бессмертные монументальные обобщенные возвышенно-героические образы. Скульпторы с необычайной выразительностью наслаждались изображением отдельных объектов. Виды натюрморта в живописи и всевозможные классификации зародились в период становления искусствоведения, хотя полотна существовали задолго до написания первого учебника.

Иконописные традиции и натюрморты

В древней русской иконописи большую роль играли те немногие вещи, которые художник осмеливался внести в строгий лаконизм канонических произведений. Они способствуют проявлению всего непосредственного и демонстрируют выражение чувств в работе, посвященной абстрактному или мифологическому сюжету.

Виды натюрморта в живописи существуют отдельно от иконописных произведений, хотя строгий канон и не запрещает изображение некоторых предметов, присущих жанру.

Ренессанс натюрморта

Тем не менее, большую роль играют произведения XV-XVI веков в эпоху Возрождения. Живописец впервые обратил внимание на мир вокруг себя, стремился определить значение каждого элемента на службе человечества.

Современная живопись, натюрморт как популярный и любимый жанр зародились в период Триченто. Бытовые предметы приобрели определенное благородство и значимость владельца, которому они служили. На больших полотнах натюрморт, как правило, выглядит весьма скромно и неброско - стеклянная банка с водой, серебро изящной вазы или нежные лилии на тонких стеблях чаще ютились в темном углу картины, как бедные и позабытые родственники.

Тем не менее, в образе прекрасных и близких вещей было столько любви в стихотворной форме, что современная живопись, натюрморт и его роль в ней уже несмело проглядывали через прорехи пейзажей и тяжелые портьеры жанровых сцен.

Переломный момент

Субъекты получили реальный элемент в картинах и новое значение в 17-м веке - в эпоху, когда преобладал и доминировал натюрморт с цветами. Живопись такого рода приобрела многочисленных поклонников среди дворянства и духовенства. В сложных композициях с выраженной литературной сюжетной линией сцены получили свое место наряду с главными героями. Анализируя произведения эпохи, легко заметить, что важная роль натюрморта аналогичным образом проявилась в литературе, театре и скульптуре. Вещи начали «действовать» и «жить» в этих работах - их показывали как главных героев, демонстрируя самые лучшие и выгодные стороны предметов.

Объекты искусства, сделанные трудолюбивыми и талантливыми мастерами, несут на себе личностный отпечаток мыслей, желаний, влечений конкретного человека. живопись лучше всех психологических тестов помогают отследить психоэмоциональное состояние и достичь внутренней гармонии и целостности.

Вещи преданно служат человеку, перенимая его восторг предметами быта и вдохновляя владельцев на приобретение новых красивых, изящных мелочей.

Фламандский ренессанс

Живопись гуашью, натюрморт как жанр люди приняли не сразу. История появления, развития и повсеместного внедрения различных идей и принципов служит напоминанием о постоянном развитии мысли. Натюрморт стал известен и вошел в моду в середине 17-го столетия. жанра началась в Нидерландах, яркой и праздничной Фландрии, где сама природа располагает к красоте и веселью.

Живопись гуашью, натюрморты пышным цветом расцвели во времена грандиозных перемен, полнейшей смены политических, общественных и религиозных институтов.

Фландрское течение

Буржуазное направление развития Фландрии стало новинкой и прогрессом для всей Европы. Перемены в политической жизни привели к аналогичным нововведениям в культуре - открывшиеся перед деятелями искусства горизонты теперь не ограничивались религиозными запретами и не поддерживались соответствующими традициями.

Натюрморт как стал флагманом нового искусства, воспевавшего все естественное, яркое и прекрасное. Строгие каноны католицизма более не сдерживали полет фантазии и любознательность живописцев, а потому наряду с искусством начали развиваться наука и технологии.

Обычные бытовые вещи и предметы, ранее считавшиеся низменными и недостойными упоминания, в одночасье вознеслись до объектов пристального изучения. Декоративная живопись, натюрморт и пейзажи стали настоящим зеркалом жизни - повседневного распорядка, рациона, культуры, представлений о прекрасном.

Свойства жанра

Именно отсюда, из сознательного, углубленного изучения окружающего мира развился отдельный жанр бытовой живописи, пейзажа, натюрморта.

Искусство, обретшее определенные каноны в 17-м веке, определило основное качество жанра. Картина, посвященная миру вещей, описывает основные свойства, присущие объектам, которые окружают человека, показывает отношение мастера и его гипотетического современника к тому, что показано, выражает характер и полноту знаний о действительности. Художник обязательно передавал материальное существование вещей, их объем, вес, фактуры, цвета, функциональное назначение предметов быта и их жизненную связь с деятельностью человека.

Задачи и проблемы натюрморта

Декоративная живопись, натюрморт и бытовые сцены впитали в себя новые тенденции эпохи - уход от канонов и одновременное сохранение консервативного натурализма изображения.

Натюрморт революционной эпохи времен полной победы буржуазии отражает уважение художника к новым формам национальной жизни соотечественников, уважение к труду простых ремесленников, преклонение перед прекрасными образами красоты.

Сформулированные в 17-м веке проблемы и задачи жанра в целом не обсуждались в европейских школах вплоть до середины 19-го в. Между тем художники постоянно ставили перед собой новые и новые задачи, а не продолжали механически воспроизводить готовые композиционные решения и цветовые схемы.

Современные полотна

Фото натюрмортов для живописи, подготовленных в современных студиях, наглядно демонстрируют разницу между восприятием мира современником и человеком средних веков. Динамика объектов сегодня превосходит все мыслимые пределы, а статика предметов была нормой для того времени. Колористические комбинации 17-го века отличаются яркостью и чистотой цвета. Насыщенные оттенки гармонично вписываются в композицию и подчеркивают задумку и идею художника. Отсутствие любых канонов не лучшим образом повлияло на натюрморты 20-21-го веков, иногда поражающие воображение своей неприглядностью или нарочитой пестротой.

Методы решения проблем натюрморта стремительно меняются каждое десятилетие, способы и техника не успевают за фантазией признанных и не очень мастеров.

Ценность сегодняшних полотен состоит в выражении реальности глазами художников-современников; посредством воплощения на холсте возникают новые миры, которые смогут многое рассказать о своих создателях людям будущего.

Влияние импрессионизма

Следующей вехой истории натюрмортов стал импрессионизм. Вся эволюция направления отразилась на композициях через цвета, технику и понимание пространства. Последние романтики тысячелетия переносили на холст жизнь, как она есть - быстрые, яркие штрихи и выразительные детали стали краеугольными камнями стиля.

Живопись, натюрморты современных художников непременно несут в себе отпечаток вдохновителей-импрессионистов посредством цвета, способов и техник изображения.

Отход от стандартных канонов классицизма - трех планов, центральной композиции и исторических героев - позволил художникам развить собственное восприятие цвета и света, а также доступно и наглядно продемонстрировать свободный полет эмоций зрителям.

Основные задачи импрессионистов - изменение живописной техники и психологического содержания картины. И сегодня, даже зная обстановку той эпохи, трудно найти правильный ответ на вопрос о том, почему импрессионистские пейзажи, такие же радостные и бесхитростные, как стихи, вызывали резкое неприятие и грубые насмешки переборчивых критиков и просвещенной публики.

Импрессионистская живопись не вписалась в рамки общепринятого, поэтому натюрморты и пейзажи воспринимались как что-то вульгарное, недостойное признания наряду с прочими отбросами высокого искусства.

Художественная выставка, ставшая своеобразной миссионерской деятельностью для известных художников того времени, смогла достучаться до сердец и продемонстрировать красоту и изящество Изображения предметов и объектов всеми доступными средствами стали привычным делом даже в стенах грозных заведений, исповедующих одни лишь принципы классического искусства. Триумфальное шествие натюрмортов не прекращается с конца 19-го века, а разнообразие жанров и техник сегодня позволяет не бояться любых экспериментов с цветом, фактурами и материалами.