Легкий эротизм и завораживающий сентиментализм: Картины Фредерика Лейтона, который побыл лордом один день. Завораживающий сентиментализм и легкий эротизм от лорда Фредерика Лейтона (хотя этот титул он носил всего один день)

Фредерик Лейтон родился 3 декабря 1830 года в Скарборо, графство Северный Йоркшир. Его отец, Эдвард Лейтон, преподавал медицину, а дед был придворным врачом российского императора Александра I.

Лейтон начал рисовать в девять лет, поправляясь после скарлатины. В 1842 году он (прибавив себе несколько лет) поступил в берлинскую Академию художеств. Уже через три года его приняли в Академию художеств во Флоренции.

Этюд головы музыканта из Празднования Мадонны Чимабуэ (Musician"s Head From Cimabue)_26 х 23_х.,м._Частное собрание

В 1850 году он вместе с семьёй вновь оказался во Франкфурте и смог закончить учёбу. В Германии Лейтон приступил к работе над первыми масштабными полотнами (сюжеты, взятые из жизненных сцен итальянского живописца Чимабуэ, жившего во второй половине XIII столетия). Подобный выбор был характерен для художника, воспитанного в традициях классической школы.

Чтобы лучше проникнуться творчеством великих итальянских живописцев, Лейтон в 1852 году принял первое в своей жизни самостоятельное (одиночное) путешествие. В ноябре того же года он был уже в Риме, где с головой окунулся в вихрь светских удовольствий. Руководительницей Лейтона в его похождениях стала Аделаида Сарторис, известная оперная певица.

Салон Аделаиды Сарторис открыл возможность молодому живописцу познакомиться со многими замечательными людьми своего времени, в том числе с Уильямом Теккереем. Особенно тесные дружеские отношения завязались у него с «поэтической» семьёй Браунингов, а также с ведущими французскими академическими живописцами того времени, Ж. Л. Жеромом и А. В. Бугро. Впоследствии, Лейтон создал серию иллюстраций к поэме Элизабет Барретт Браунинг, а после её смерти спроектировал надгробие на её могиле.


1853-1855_Процессия с Мадонной Чимабуэ (Cimabue"s Madonna Carried in Procession)_231.8 х 520.7_х.,м._Британия, Королевская коллекция


1853-1855_Процессия с Мадонной Чимабуэ (Cimabue"s Madonna Carried in Procession)_231.8 х 520.7_х.,м._Британия, Королевская коллекция_деталь

В 1855 году он завершил работу над своей «Мадонной Чимабуэ» и отослал её в Лондон, на выставку Королевской Академии. Картина заполучила огромный успех и была приобретена королевой Викторией за 600 гиней. О художнике заговорили в аристократических кругах Англии.

В 1855 Лейтон так же посещает Всемирную выставку в Париже и остаётся в городе на последующие три года (с перерывами), где совершенствовал своё мастерство. В 1857 году он едет в Алжир. С этой поездки началось его увлечение восточной культурой, мотивы которой впоследствии художник часто использовал в своих живописных полотнах. В дальнейшем мастер побывал в Сирии, Египте и Турции.

В 1859 году Лейтон уже в Лондоне, принц Уэльский приобрёл в этом же году его картину, после чего наследник престола стал не только дальнейшим покровителем живописца, но и его верным другом. В 1859-м художник вступил в 20-й Добровольческий стрелковый корпус Миддлсекса, больше известный как «Стрелковый корпус художников» и принимал самое активное участие в жизни своего подразделения. В 1880-м году Лейтону присвоили звание полковника.

Уже в начале 1860-х годов его ежегодный доход составлял около 4000 фунтов стерлингов. В 1864 году положение Лейтона ещё более упрочилось - он стал членом Королевской Академии художеств. К этому году для художника был построен роскошный особняк с мастерской в Кенсингтоне, на Холленд-Парк-роуд столицы Британии. А в 1869-м году Лейтона назначили инспектором художественных школ при Королевской Академии. Крупнейшим произведением, созданным живописцем в этом году, стали две фрески «по индустриальным мотивам».

1878 год принёс Лейтону новые почести и обязанности. Его избрали президентом Королевской Академии и наградили французским орденом Почётного легиона. Тогда же ему был присвоен дворянский титул. В 1880-м году правительство Италии предложило мастеру прислать свой автопортрет для уникальной коллекции автопортретов знаменитых живописцев, которая хранится в галерее Уффици. А в 1896 году, перед самой смертью, Лейтон первым из британских художников удостоился титула барона.

Умер Лейтон 25 января 1896-го года. Гроб с его телом выставили в Королевской Академии, а 3 февраля художника со всеми гражданскими почестями похоронили в лондонском соборе Св. Павла.



1856-1858_Притворная смерть Джульетты (The feigned death of Juliet)_113.6 х 175.2_х.,м._Аделаида, картинная галерея Южной Австралии


1856-1858_Рыбак и сирена (The Fisherman and the Syren)_66.3 х 48.7_х.,м._Частное собрание


1858-1859_Павония (Pavonia)_53 х 41.5_х.,м._Частное собрание



1860 (ок)_Портрет Мэй Сарторис (May Sartoris)_152.1 х 90.2_х.,м._Форт Уорт, Художественная галерея Кимбелла



1863 (ок)_Эухарис - Девушка с корзиной фруктов (Eucharis ­ A Girl with a Basket of Fruit)_83.8 х 57.8_х.,м._Частное собрание



1864 (ок)_Медовый месяц художника (The Painter"s Honeymoon)_83.8 х 77.5_х.,м._Бостон, Музей изобразительных искусств


1864-1865_Портрет миссис Джеймс Гатри (Mrs James Guthrie)_210.8 х 138.4_х.,м._Нью-Хейвен, Йельский центр британского искусства


1864_Орфей и Эвридика (Orpheus and Euridyce)_127 х 109.2_х.,м._Лондон, Дом-музей Лейтона



1865 (ок)_Мать с ребенком (Mother and Child)_48 х 82_х.,м._Блэкберн, Музей и Художественная галерея



1866_Греческие девушки собирают камешки на берегу (Greek Girls Picking up Pebbles by the Sea)_84 х 129.4_х.,м._Частное собрание

1867-1868_Венера, раздевающаяся перед купанием (Venus Disrobing for the Bath)_203 х 91_х.,м._Частное собрание


1868 (ок)_Актея, нимфа побережья (Actaea, the Nymph of the Shore)_57.2 х 102.3_х.,м._Оттава, Национальная галерея

1868_Знак дружбы Ионафана Давиду (Jonathan"s Token to David)_171.5 х 124.5_х.,м._Миннеаполис, Институт искусств








1877 (ок)_Урок музыки (Music Lesson)_92.8 х 118.1_х.,м._Лондон, Художественная галерея Гилдхолл



1890 (ок)_Поэтесса трагедий (The Tragic Poetess)_х.,м._Частное собрание


1890-е_Фатицида (или Фауна) (Faticida)_152.5 х 109_х.,м._Ливерпуль, Художественная галерея леди Левер


1891-1892_И море отдало мертвых, бывших в нем (And the sea gave up the dead which were in it)228.6 х 228.6_Лондон, музей Тейт


1891_Персей и Андромеда (Perseus and Andromeda)_235 х 129.2_х.,м._Ливерпуль, картинная галерея Уолкера


1891_Персей и Андромеда (Perseus and Andromeda)_235 х 129.2_х.,м._Ливерпуль, картинная галерея Уолкера_деталь


1892 (ок)_Сад Гесперид (The Garden of the Hesperides)_169 х 169_х.,м._Ливерпуль, картинная галерея леди Левер


1891 (ок)_Возвращение Персефоны (Return of Persephone)_203.2 х 152.4_х.,м._Лидс, Музей и Художественная галерея




1895 (ок)_Жаркий июнь (Flaming June)_120.6 х 120.7_х.,м._Пуэрто-Рико, музей Понсе


1895-1896_Персей спешит на спасение Андромеды (Perseus on Pegasus Hastening to the Rescue of Andromeda)_184.2 х 184.2_х.,м._Leicesetershire Museums



Portrait of Mrs. Augusta Frederica Annie Magniac_112 х 187_х.,м._Частное собрание



Антигона (Antigone)_61 х 50.8_х.,м._Частное собрание


Вакханка (Bacchante)_128.5 x 95.3_х.,м._Частное собрание






Интерьер собора святого Марка в Венеции (The Interior of St Marks Basilica, Venice)_30 х 48_х.,м._Частное собрание



Леандра (Leandra)_33 х 24.5_х.,м._Частное собрание




Мисс Дин (Miss Dene)_61 х 51_х.,м._Частное собрание



Никандра (Nicandra)_27 х 22_х.,м._Частное собрание

Пан (Pan)_153.6 х 62.2_х.,м._Частное собрание


Портрет девушки (A Girl)_х.,м._Частное собрание

Фредерик Лейтон (англ. Frederic Leighton, 3 декабря 1830, Скарборо — 25 января 1896, Лондон) — известный английский художник XIX века, представитель классического направления в живописи, оказавший влияние на художников-прерафаэлитов.

Особенности творчества художника Фредерика Лейтона : Лейтон работал в разных жанрах, писал портреты и иллюстрации, но более всего он прославится своими картинами на античную тематику. Живопись Лейтона отличается виртуозным рисунком, чистыми яркими цветами, чувственностью и аристократизмом. Его работы нашли большой отклик у европейского зрителя, знаменитых коллег-художников и высших особ королевского двора.

Известные картины Фредерика Лейтона: «Пылающий июнь » 1985, «В саду Гесперид » 1892, «Рыбак и сирена » 1858, «Дедал и Икар » 1869, «Персей спасает Андромеду» 1896.

Лорд Фредерик Лейтон был одним из видных представителей художественного мира XIX века, он был лауреатом многих национальных премий, а также удостоился почетных званий и наград. Его творческий путь пересекался не только со знаменитыми художниками викторианской эпохи, но и с королевской семьей и высшей европейской аристократией.

Фредерик Лейтон: путешествия как основа творчества

Лейтон родился в городе Скарборо на берегу Северного моря, в графстве Йокшир в семье медиков. Его отец был врачом, ушедшем в отставку в середине жизни из-за наступления глухоты, а дед был главным медиком в семье Российского Императора Александра I, жил в Санкт-Петербурге, где смог заработать хорошее состояние. Материальное благополучие семьи позволило Лейтону заниматься своей карьерой без каких-либо затруднений: его отец до конца своих дней выплачивал достойное пособие. В одном из своих писем художник писал, что родители вовсе не были против его обучения живописи, но лишь при условии, что он станет действительно выдающимся художником.

С раннего детства Фредерик Лейтон много путешествовал и долгое время жил заграницей, поэтому говорил на французском, немецком, итальянском и испанском языках.

Свой художественный путь будущий художник начал с обучения в Берлинской академии художеств, для поступления в которую был вынужден прибавить себе несколько лет. Затем три года занимался живописью во Флоренции, но настоящее серьезное обучение его ожидало во Франкфурте. Он писал под руководством художника-назарейца Эварда Якоба фон Штайнле . Назарейцы призывали раскрыть красоту и простоту христианского искусства и имели немалое влияние на викторианскую живопись и прерафаэлитов.

Лейтон так много времени проводил за границей, что многие стали сомневаться в его британском происхождении. Этому также способствовала его особенная колоритная внешность. Сомнения вызывали также его религиозные убеждения, так как, судя по переписке, он не был удовлетворен христианским учением, а в частности протестантской церковью: «Библия влияет на меня не более, чем выдумки старой жены» . Возможность видеть мир, испытывать влияние самых разных художников и общаться на разных языках сделали его человеком широких и смелых взглядов.

Художник окончательно вернется в Лондон спустя только 17 лет, но уже до этого события он станет известным. Картина« Мадонна Чимабуэ », где изображена идущая по улицам Флоренции праздничная процессия с картиной Богоматери кисти Чимабуэ XIII века, в 1855 году произвела впечатление на саму королеву Викторию. Она приобрела его работу за крупную для тех лет сумму в 600 гиней, а мастер получил свою первую награду. Эта картина поражала своими размерами и тщательностью написания. Для создания ее автор использовал множество эскизов и потратил два года своей жизни. Последующие несколько лет Лейтону не удалось повторить первого успеха, зато он совершил ряд путешествий, побывал в Алжире, Сирии, Египте и Турции, что сформировало глубокий интерес к восточной культуре.

Фредерик Лейтон: череда успеха

Несмотря на уже появившуюся известность, Лейтон не торопился вернуться в Лондон, а переехал в Париж, где остался на пять лет. В Париже художник уделяет особое внимание цвету, изучая полотна французских и итальянских мастеров XVII века, учится передавать его тонкость и обостренность.

В 1860 году Лейтон возвращается в Лондон, где встречается с прерафаэлитами. Его замечает наследник престола — принц Уэльский и становится не просто его постоянным заказчиком, но покровителем и близким другом. В этом же году художник начал свою государственную службу, вступив в «Стрелковый корпус художников». В 1880-м году Лейтон получил звание полковника.

Если в первые годы творчества Летойна, его живопись воспринимали неоднозначно, находя в ней нечто чуждое британскому искусству, то с 1960-х годов он достигает всеобщего признания. В 1878 году живописец стал Президентом Королевской академии художеств. Современники отмечали, что его президентство было временем настоящего успеха, он выполнял свои обязанности максимально честно и скрупулезно. Художник продолжал заниматься живописью, а также создавал скульптуру, в которой, однако, ему не удалось достигнуть аналогичного успеха.

Спустя восемь лет Лейтону был присвоен статус барона и буквально за несколько дней до его кончины, он первым и пока единственным среди художников сподобился звания лорда. Его яркая внешность, острый ум, элегантная утонченная живопись делали его настоящим украшением не только английского, но всего европейского художественного общества.

Личность художника и его живопись

Лейтон прожил свою жизнь максимально публично, никогда не был женат и не имел детей. При этом исследователи не могут точно сказать о его взаимоотношениях и романтических привязанностях. Дневники и переписка не проливают свет на личную жизнь художника, которую он принципиально не афишировал.

Подавляющее большинство картин Летойна — это сюжеты из античных мифов или исторические, редко религиозные сцены. Такой выбор тематики был был невероятно точным отражением не только личных пристрастий художника, результатом его путешествий и близкого знакомства с образцами высокого искусства, но и общего веяния всей Викторианской эпохи. В каждом его произведении можно увидеть классическую холодную красоту, идеальные пропорции, олимпийское спокойствие, но при этом в образах сквозит тонкая чувственность. Обнаженное женское тело в живописи Лейтона служит основой для большинства его повествований, концентрацией всех его идеалов от классической сдержанности до откровенного соблазна. Присущая ему сентиментальность усиливала популярность его работ.

Наиболее известна и всеми узнаваема его поздняя картина« Пылающий июнь», навеянная многочисленными образами спящих античных нимф и богинь. Фигура девушки невероятно гибкая, податливая и реалистичная, при этом в ее формах легко можно прочитать микеланджеловский монументализм.

Лейтон, обладая хорошим достатком, приобрел собственный дом в Холланд-Парк-Роуд в Лондоне, который стал его мастерской. Архитектор передал в облике здания личность его владельца: сдержанный фасад и пышущий восточным убранством интерьер. После смерти Фредерика Лейтона все его имущество перешло к двум его сестрам — Александре и Августе. Чтобы решить ряд своих финансовых проблем, они были вынуждены продать внушительную часть коллекции на аукционе Christies в 1896 году. Дом Лейтона был превращен в музей Leighton House Museum — популярный туристический центр, где сегодня каждый может своими глазами увидеть мозаику, фонтаны, персидские ковры и сусальное золото, некогда принадлежавшие успешному художнику.

Дом Лейтона посещали великие живописцы его времени, музыканты, а также члены королевской семьи. В коллекции хозяина особняка можно было обнаружить произведения, письменных работ, восковые модели фигур для его будущих картин.

Фредерик Лейтон был одним из самых выдающихся людей викторианской эпохи. О том, насколько выдающимся, свидетельствует хотя бы тот факт, что похоронен он в соборе Святого Павла рядом с самим сэром Кристофером Реном.

Знаменитый художник происходил из семьи прославленных медиков. Его дед сэр Джеймс Бонифаций Лейтон пользовал русских царей Александра I и Николая I. Служба при Российском императорском дворе способствовала финансовому благополучию Джеймса Лейтона, а после его кончины выгодная вакансия перешла по наследству к его сыну Фредерику Септимусу.

Впрочем, довольно скоро он подал в отставку. По одной версии, в связи с прогрессирующей глухотой. По другой, по причине слабого здоровья супруги. Как бы то ни было, семейство покинуло Россию и отправилось в странствия по Европе, которые затянулись на целых 20 лет.

Скитания по Европе и первые проблески таланта

Сначала был Париж, потом Германия, затем Италия, куда ж без нее. Парадоксально, но факт: будучи одним из выдающихся английских живописцев всех времен и точно самым выдающимся художником викторианской эпохи, Лейтон при этом вырос и всю жизнь оставался под сильнейшим итальянским влиянием.

Юный Лейтон был прирожденным лингвистом и скоро уже бегло говорил по-французски, по-немецки и по-итальянски. В 1842 году он стал студентом Берлинской академии художеств. Ему тогда было всего 12 лет. Пришлось соврать насчет своего возраста, чтобы поступить.

Потом — новые переезды и новые школы и учителя. Впрочем, Лейтон-старший не разделял интересов и пристрастий сына и не поощрял его успехов в искусстве. В письме 1879 года знаменитый живописец признавался:

Мои родители дали мне все возможности учиться рисованию, но решительно не одобряли мою идею стать художником, если только я не стану знаменитым».

Возможно, это в какой-то мере объясняет его маниакальное упорство в работе. С другой стороны, сам Лейтон вырос человеком, чутким к творчеству и проблемам молодых художников, и часто оказывал им финансовую поддержку из собственного кармана.

В 1851 году семейство Лейтонов наконец вернулось на историческую родину. Однако к тому времени уже финансово независимым 21-летний Фредерик предпочел снова податься в Италию. Там он встретил Аделаиду Сарторис, привлекательную и умудренную пожилую даму, которая стала его самым большим другом и ментором, а также Роберта и Элизабет Баррет Браунингов, ставшими его друзьями на всю оставшуюся жизнь. Благодаря этим знакомствам, Лейтон вошел в широкие артистические круги, где тусовались в числе прочих Уильям Теккерей и Джордж Санд.

В это же время он начал работу над прославленной «Мадонной Чимабуэ». Именно благодаря ей он обратил на себя внимание интересующейся искусством публики. Кроме того, эта картина продемонстрировала многие из отличительных особенностей художника, которые он совершенствовал на протяжении всей жизни: она педантично спланирована, мастерски написана, демонстрирует большой талант в искусстве композиции и очень статична.

Это живописное полотнище – его длина превышает 5 метров — в 1855 году выставлялось в Королевской академии художеств, где приглянулась принцу Альберту. Тот упомянул ее в разговоре с королевой Викторией, и та купила ее любимому мужу за 600 гиней – целое состояние по тем временам. Неплохой старт для начинающего художника.

Впрочем, сам Лейтон не очень радовался факту приобретения его работы королевой, опасаясь, что за этим может последовать негативная реакция со стороны критиков. И оказался совершенно прав. В следующем году его работы, представленные на выставке в Академии художеств, были разнесены арт-прессой в пух и прах и еще несколько лет ему не удавалось повторить первоначальный успех.

«И рисует тоже»

Любопытно, что сам Лейтон не считал себя великим художником и говорил:

Слава богу, я никогда ни в чем не был талантлив».

Тут он явно скромничал. Он был не только чрезвычайно трудолюбивым и талантливым живописцем, но и скульптором, полиглотом, свободно владевшим как минимум 5 языками, великолепным пианистом и певцом и светским львом с безукоризненными манерами. Вообще, Лейтон был настолько многогранной личностью и настолько преуспевал во всем, за что бы ни брался, что едва ли не производил впечатление человека, в жизни которого живопись была не более чем случайным достижением.

И рисует тоже», — как заметил один из его собратьев по ремеслу.

Впрочем, под внешним образом успешного и уверенного в себе человека скрывалась довольно робкая и сомневающаяся натура. Лейтон был очень одиноким человеком. Его друг принц Уэльский охарактеризовал его как «чрезвычайно чувствительного». Будучи публичным человеком, практически постоянно находившимся в центре внимания, Лейтон оставался при этом тайной за семью печатями. Вечный холостяк, не оставивший дневников и весьма скупо упоминавший детали своей личной жизни в переписке, он до сих пор остается предметом многих споров.

Его любимой моделью и музой была Ада Алиса Пуллен, девица-кокни, пытавшаяся заработать на хлеб себе и младшим сестрам, позируя художникам. Их знакомство состоялось в начале 1880-х. Лейтон питал самые теплые чувства к Дороти Дин (сценический псевдоним Ады Пуллен). Она позировала ему для многих полотен, написанных в последнее десятилетие его жизни, включая «Пламенеющий июнь». Дороти мечтала сделать карьеру актрисы, и Лейтон приложил немало усилий, чтобы поспособствовать ее успеху, однако, напрасно. Бернард Шоу знал художника и его любимую модель и, по слухам, именно они послужили прототипами профессора Хиггинса и Элизы Дулиттл в его пьесе «Пигмалион».

Неутомимый путешественник

В начале 1890-х годов здоровье Лейтона стало понемногу расшатываться. По совести говоря, всю свою сознательную жизнь он провел, работая не покладая рук, ведя бурную светскую жизнь и неутомимо путешествуя, так что расплата была неизбежна.

В начале 1895-го врачами была диагностирована стенокардия. Они рекомендовали ему спокойный отдых где-нибудь в теплых краях. Лейтон, к сожалению, был хронически гиперактивным человеком, просто не умевшим вести другой образ жизни. Летом того года он вернулся в Лондон, где его ждали обязанности президента Академии художеств – на этот пост он был избран в 1878 году и занимал его рекордные 18 лет. А в начале осени снова отправился в путешествие.

Помимо регулярных поездок по Европе, особенно в Италию, где он старался бывать каждый год, Лейтон также бывал в Северной Африке и на Среднем Востоке. Его первая неевропейская поездка состоялась в 1857 году, когда он посетил Алжир. По его собственному признанию, эта поездка произвела на него сильнейшее впечатление и именно тогда зародилась его глубокая любовь к Востоку.

В 1868 году он посетил Египет и сам оттоманский владыка тогдашнего египетского государства по личной просьбе о содействии художнику сына королевы Виктории Альберта Эдварда (будущего короля Эдварда VII) одолжил ему свой пароход для путешествия по Нилу. О том, насколько сильна была в Лейтоне страсть к путешествиям, свидетельствует его письмо сестре Августе, написанное в 1893 году:

Я совершил грандиозное путешествие по Германии – 30 городов за 30 дней».

Будучи несвязанным семейными обязательствами, он мог путешествовать практически ежегодно, уезжая далеко и надолго. Одним из главных его занятий во время этих поездок было создание набросков с натуры.

Это самый ни к чему необязывающий отдых, который я могу себе позволить, и к тому же прекрасно скрашивает часы досуга», — писал он.

Другим было коллекционирование. Кроме того, путешествия были для Лейтона также важной частью его самообразования.

Наследие

1 января 1896 года было объявлено о пожаловании сэру Фредерику Лейтону титула барона. Он, кстати, единственный английский художник, удостоившийся этой чести. Сама жалованная грамота датирована 24 января, а днем 25 января теперь уже лорд Лейтон умер у себя в доме после нескольких дней настолько тяжелых мучений, что врачи вынуждены были прибегнуть к использованию морфина.

Известие о смерти лорда Лейтона было передано в телеграмме от имени руководства Академии художеств королеве Виктории. Ее Величество телеграфировала свои соболезнования сестрам покойного художника.

Согласно оставленному им завещанию, 10.000 фунтов стерлингов полагались Королевской академии художеств, которую он вспоминал и на смертном одре. Чтобы выполнить волю покойного, его сестры вынуждены были продать практически все его шикарные коллекции керамики, текстиля и прочего, собранные за время средиземноморских и восточных путешествий. Распродажа состоялась на аукционе Кристис и заняла 9 дней. Спустя два года после смерти мастера его дом в Кенсингтоне стал музеем его памяти.

Несмотря на то что в момент своей кончины Лейтон был чем-то вроде национального института, после смерти его имя и репутация быстро пришли в забвение, а работы стали объектом насмешек. И должно было пройти почти 70 лет, прежде чем его творчество снова вернулось в моду.

Барон Фредерик Лейтон (англ. Frederic Leighton, 3 декабря 1830 - 25 января 1896) - английский художник, яркий представитель викторианского академизма (салонного искусства), в некоторых отношениях близкий к прерафаэлитам.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Фредерик Лейтон родился 3 декабря 1830 года в Скарборо, графство Северный Йоркшир. Его отец, Эдвард Лейтон, преподавал медицину, а дед был придворным врачом российского императора Александра I. В детстве много путешествовал по Европе.

Лейтон начал рисовать в девять лет, поправляясь после скарлатины.

В 1842 году он (прибавив себе несколько лет) поступил в берлинскую Академию художеств. Уже через три года его приняли в Академию художеств во Флоренции. Серьёзно писать Фредерик Лейтон начал во Франкфурте в 1846 году. Здесь он поступил в местный институт культуры. Через два года Лейтон покидает Франкфурт, в связи с революционными волнениями и переезжает в Париж.

В 1850 году он вместе с семьёй вновь оказался во Франкфурте и смог закончить учёбу.

В 1855 году он завершил работу над своей «Мадонной Чимабуэ» и отослал её в Лондон, на выставку Королевской Академии. Картина заполучила огромный успех и была приобретена королевой Викторией за 600 гиней. О художнике заговорили в аристократических кругах Англии. В 1855 Лейтон так же посещает Всемирную выставку в Париже и остаётся в городе на последующие три года (с перерывами), где совершенствовал своё мастерство.

В 1857 году он едет в Алжир. С этой поездки началось его увлечение восточной культурой, мотивы которой впоследствии художник часто использовал в своих живописных полотнах.

В дальнейшем мастер побывал в Сирии, Египте и Турции. В 1859-м художник вступил в 20-й Добровольческий стрелковый корпус Миддлсекса, больше известный как «Стрелковый корпус художников» и принимал самое активное участие в жизни своего подразделения.В 1880-м году Лейтону присвоили звание полковника.

Уже в начале 1860-х годов его ежегодный доход составлял около 4000 фунтов стерлингов.

В 1864 году положение Лейтона ещё более упрочилось - он стал членом Королевской Академии художеств. К этому году для художника был построен роскошный особняк с мастерской в Кенсингтоне, на Холленд-Парк-роуд столицы Британии. А в 1869-м году Лейтона назначили инспектором художественных школ при Королевской Академии.

1878 год принёс Лейтону новые почести и обязанности. Его избрали президентом Королевской Академии и наградили французским орденом Почётного легиона. Тогда же ему был присвоен дворянский титул.

В 1880-м году правительство Италии предложило мастеру прислать свой автопортрет для уникальной коллекции автопортретов знаменитых живописцев, которая хранится в галерее Уффици. А в 1896 году, перед самой смертью, Лейтон получил титула барона.

25 января 1896-го года Лейтон скончался. Гроб с телом мастера выставили в Королевской Академии, а 3 февраля Лейтона со всеми почестями похоронили в лондонском соборе Св. Павла.

ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКА

В Германии Лейтон преступил к работе над первыми масштабными полотнами (сюжеты, взятые из жизненных сцен итальянского живописца Чимабуэ, жившего во второй половине XIII столетия). Подобный выбор был характерен для художника, воспитанного в традициях классической школы. Чтобы лучше проникнуться творчеством великих итальянских живописцев, Лейтон в 1852 году принял первое в своей жизни самостоятельное (одиночное) путешествие.

Крупнейшим произведением, созданным живописцем в 1869 году, стали две фрески «по индустриальным мотивам».

Лейтон писал картины главным образом на сюжеты из античной литературы и истории с изображениями обнаженных женских фигур. Он часто вводил в свои композиции сентиментальные подробности. Именно эта особенность его работ стала одной из причин популярности художника.


Лейтон обладал большим даром рисовальщика.

Среди наиболее известных картин Лейтона – Сиракузская невеста (1866); Электра у гробницы Агамемнона (1869); Летняя луна (1872); Купание Психеи (1890). Скульптурные работы Лейтона, такие, как Атлет, борющийся с Пифоном (Лондон, галерея Тэйт), выполнены в неоклассицистической манере.

КАРТИНА «ПЫЛАЮЩИЙ ИЮНЬ»

Картина была написана в 1895 году и считается важнейшим произведением художника. Возможно, на изображение фигуры спящей женщины на картине Лейтона вдохновили многочисленные греческие скульптуры спящих нимф и наяд. В правом верхнем углу находится ветка олеандра, сок листьев которого ядовит, что может быть намёком на тонкую грань между сном и смертью.

Картина никак не связана ни с мифологическими, ни с библейскими темами. Фредерик Лейтон написал ее только ради удовольствия, сумев уловить очарование июньского дня и прекрасной женщины. В качестве модели художнику позировала актриса Дороти Дени. Она же запечатлена на картинах художника «Купание Психеи», «Феба» и других.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ФРЕДЕРИКА ЛЕЙТОНА

В 1859 году в Лондоне принц Уэльский приобрёл его картину, после чего наследник престола стал не только дальнейшим покровителем живописца, но и его верным другом.

В Риме, где он с головой окунулся в вихрь светских удовольствий, руководительницей Лейтона в его похождениях стала Аделаида Сарторис, известная оперная певица. Салон Аделаиды Сарторис открыл возможность молодому живописцу познакомился со многими замечательными людьми своего времени, в том числе с Уильямом Теккереем. В 1879 году Аделаида Сарторис скончалась, и эту смерть Лейтон переживал очень тяжело.

Дороти Дин стала его новой натурщицей после смерти Аделаиды Сарторис. Дороти послужила моделью для таких работ Лейтона, как «Пылающий июнь», «Плененная Андромаха» и «Сад Гесперид». А после смерти мастера она получила по его завещанию значительную сумму. Кроме того, известно, что Лейтон всегда с удовольствием посещал дом родителей Дороти (она родилась в бедном рабочем квартале Лондона), говоря, что там он отдыхает душой, и занимался образованием девушки.

Барон Фредерик Лейтон (англ. Frederic Leighton, 3 декабря 1830 - 25 января 1896) - английский художник, яркий представитель викторианского академизма (салонного искусства), в некоторых отношениях близкий к прерафаэлитам.

Фредерик Лейтон родился 3 декабря 1830 года в Скарборо, графство Северный Йоркшир. Его отец, Эдвард Лейтон, преподавал медицину, а дед был придворным врачом российского императора Александра I.

Лейтон начал рисовать в девять лет, поправляясь после скарлатины. В 1842 году он (прибавив себе несколько лет) поступил в берлинскую Академию художеств. Уже через три года его приняли в Академию художеств во Флоренции.
Серьёзно писать Фредерик Лейтон начал во Франкфурте в 1846 году. Здесь он поступил в местный институт культуры. Через два года Лейтон покидает Франкфурт, в связи с революционными волнениями и переезжает в Париж.

В 1850 году он вместе с семьёй вновь оказался во Франкфурте и смог закончить учёбу. В Германии Лейтон преступил к работе над первыми масштабными полотнами (сюжеты, взятые из жизненных сцен итальянского живописца Чимабуэ , жившего во второй половине XIII столетия). Подобный выбор был характерен для художника, воспитанного в традициях классической школы.

Чтобы лучше проникнуться творчеством великих итальянских живописцев, Лейтон в 1852 году принял первое в своей жизни самостоятельное (одиночное) путешествие. В ноябре того же года он был уже в Риме, где с головой окунулся в вихрь светских удовольствий. Руководительницей Лейтона в его похождениях стала Аделаида Сарторис, известная оперная певица.

Салон Аделаиды Сарторис открыл возможность молодому живописцу познакомиться со многими замечательными людьми своего времени, в том числе с Уильямом Теккереем. Особенно тесные дружеские отношения завязались у него с супругами Браунинг, а также с ведущими французскими академическими живописцами того времени, Ж. Л. Жеромом и А. В. Бугро. Впоследствии, Лейтон создал серию иллюстраций к поэме Элизабет Барретт Браунинг, а после её смерти спроектировал надгробие на её могиле.

В 1855 году он завершил работу над своей «Мадонной Чимабуэ» и отослал её в Лондон, на выставку Королевской Академии. Картина заполучила огромный успех и была приобретена королевой Викторией за 600 гиней. О художнике заговорили в аристократических кругах Англии.

В 1855 Лейтон так же посещает Всемирную выставку в Париже и остаётся в городе на последующие три года (с перерывами), где совершенствовал своё мастерство. В 1857 году он едет в Алжир. С этой поездки началось его увлечение восточной культурой, мотивы которой впоследствии художник часто использовал в своих живописных полотнах. В дальнейшем мастер побывал в Сирии, Египте и Турции.

В 1859 году Лейтон уже в Лондоне, принц Уэльский приобрёл в этом же году его картину, после чего наследник престола стал не только дальнейшим покровителем живописца, но и его верным другом. В 1859 году художник вступил в 20-й Добровольческий стрелковый корпус Миддлсекса, больше известный как «Стрелковый корпус художников» и принимал самое активное участие в жизни своего подразделения. В 1880 году Лейтону присвоили звание полковника.

Уже в начале 1860-х годов его ежегодный доход составлял около 4000 фунтов стерлингов. В 1864 году положение Лейтона ещё более упрочилось - он стал членом Королевской академии художеств. К этому году для художника был построен роскошный особняк с мастерской в Кенсингтоне, на Холленд-Парк-роуд столицы Британии. А в 1869 году Лейтона назначили инспектором художественных школ при Королевской Академии. Крупнейшим произведением, созданным живописцем в этом году, стали две фрески «по индустриальным мотивам».

1878 год принёс Лейтону новые почести и обязанности. Его избрали президентом Королевской академии и наградили французским орденом Почётного легиона. Тогда же ему был присвоен дворянский титул. В 1880-м году правительство Италии предложило мастеру прислать свой автопортрет для уникальной коллекции автопортретов знаменитых живописцев, которая хранится в галерее Уффици. А в 1896 году, перед самой смертью, Лейтон первым из британских художников удостоился титула барона.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →