Народы россии. Электронный журнал "мастер-педагог"

Россия славится, как многонациональное государство, на территории страны проживает более 190 народов. Большинство из них оказалось в РФ мирным путем, благодаря присоединению новых территорий. Каждый народ отличается своей историей, культурой и наследием. Разберем подробнее национальный состав России, рассмотрев отдельно каждый этнос.

Крупные народности России

Русские - самый многочисленный коренной этнос, проживающий на территории России. Численность русских людей в мире приравнивается к 133 миллионам человек, однако некоторые источники указывают цифру до 150 миллионов. В Российской Федерации проживает более 110 (почти 79% от всего населения страны) миллионов русских, большая часть русских также обитает в Украине, Казахстане и Белоруссии. Если рассматривать карту России, то русский народ в многочисленности распределен по всей территории государства, проживая в каждом регионе страны...

Татары, по сравнению с русскими, составляют всего 3,7% от всего населения страны. Татарский народ имеет численность в 5,3 миллиона человек. Данный этнос проживает по всей стране, самый густонаселенный татарами город является Татарстан, там обитает более 2 миллионов человек, а самый малонаселенный регион - Ингушетия, где не наберется и тысячи человек из татарского народа...

Башкиры являются коренным народом республики Башкортостан. Численность башкир составляет около 1,5 миллиона человек - это 1,1% от общего числа всех жителей Российской Федерации. Из полуторамиллионного народа большая часть (примерно 1 млн) проживает на территории Башкортостана. Остальные башкиры живут на всей территории России, а также в странах СНГ...

Чуваши являются коренными жителями Чувашской республики. Их численность 1,4 миллиона человек, что составляет 1,01% от общего национального состава россиян. Если верить переписи населения, то около 880 тысяч чувашей проживают на территории республики, остальные обитают во всех регионах России, а также в Казахстане и Украине...

Чеченцы являются народом, обосновавшимся на Северном Кавказе, их родиной считается Чечня. В России численность чеченского народа равнялась 1,3 миллиона человек, но по статистике с 2015 года количество чеченцев на территории РФ увеличилось до 1,4 миллиона. Данный народ составляет 1,01% от всего населения России...

Мордовский народ имеет численность около 800 тысяч человек (примерно 750 тысяч), это 0,54% от общего числа населения. Большая часть народа проживает в Мордовии - около 350 тысяч человек, далее идут области: Самарская, Пензенская, Оренбургская, Ульяновская. Меньше всего данный этнос обитает в Ивановской и Омской области, там не соберется и 5 тысяч, принадлежащих к мордовскому народу...

Удмуртский народ имеет численность 550 тысяч человек - это 0,40% от всего населения нашей необъятной Родины. Большая часть этноса проживает в Удмуртской республике, а оставшаяся рассредоточилась по соседним регионам - Татарстан, Башкортостан, Свердловская область, Пермский край, Кировская область, Ханты-Мансийский автономный округ. Небольшая часть удмуртского народа перекочевала в Казахстан и Украину...

Якуты представляют коренное население Якутии. Их численность равняется 480 тысячам человек - это около 0,35% от общего национального состава в Российской Федерации. Якуты составляют большую часть жителей Якутии и Сибири. Также они проживают в других регионах России, самые густонаселенные якутами регионы - это Иркутская и Магаданская области, Красноярский край, Хабаровск и Приморский округ...

По статистике, доступной после переписи населения, в России проживает 460 тысяч бурятов. Это составляет 0,32% от общего количества россиян. Большая часть (около 280 тысяч человек) бурят обитает в Бурятии, являясь коренным населением этой республики. Остальной народ Бурятии проживает в других регионах России. Самая густонаселенная бурятами территория - Иркутская область (77 тысяч) и Забайкальский край (73 тысячи), а менее населенная - Камчатский край и Кемеровская область, там не отыскать и 2000 тысяч бурят...

Численность народа Коми, проживающего на территории Российской Федерации, составляет 230 тысяч человек. Эта цифра составляет 0,16% от всего населения в России. Для проживания этот народ облюбовал не только республику Коми, которая является для них непосредственной Родиной, но и другие регионы нашей необъятной страны. Народ Коми встречается в Свердловской, Тюменской, Архангельской, Мурманской и Омской областях, а также в Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах...

Народ Калмыкии является коренным для республики Калмыкии. Их численность составляет 190 тысяч человек, если сравнивать в процентах, то 0,13% от всего населения, проживающего в России. Больше всего этого народа, не считая Калмыкию, проживает в Астраханской и Волгоградской областях - около 7 тысяч человек. А менее всего калмыков обитает в Чукотском автономном округе и Ставропольском крае - менее тысячи человек...

Алтайцы являются коренным народом Алтая, поэтому проживают главным образом в этой республике. Хотя некоторая часть населения покинула историческую территорию обитания, теперь они проживают в Кемеровской и Новосибирской областях. Общая численность Алтайского народа составляет 79 тысяч человек, в процентах - 0,06 от общего числа россиян...

Чукчи относятся к малочисленному народу из северо-восточной части Азии. В России народ чукчи имеет небольшую численность - около 16 тысяч человек, их народ составляет 0,01% от всего населения нашей многонациональной страны. Этот народ разбросан по всей России, однако большая часть осела в Чукотском автономном округе, Якутии, Камчатском крае и Магаданской области...

Это самые распространенные народы, которые могут встретиться вам на просторах России-матушки. Однако список далеко неполный, ведь в нашем государстве есть и иностранцы. Например, немцы, вьетнамцы, арабы, сербы, румыны, чехи, американцы, казахи, украинцы, французы, итальянцы, словаки, хорваты, тувинцы, узбеки, испанцы, британцы, японцы, пакистанцы и т.д. Большинство из перечисленных этносов составляет по 0,01% от общей численности, но есть народы, имеющие больше 0,5%.

Продолжать можно бесконечно, ведь огромная территория РФ способна вместить под одной крышей множество народов, как коренных, так и прибывающих из других стран и даже материков.

§ 1 Многонациональная Россия

Главное богатство каждой страны - это её население. В России проживает около ста сорока миллионов человек.

Если посмотреть в главный документ Российской Федерации - Конституцию, то мы увидим, что начинается она со слов «Россия - многонациональная страна».

Давайте порассуждаем и разберемся. Что обозначают эти слова? Какие народы проживают в нашей стране?

Послушайте стихотворение Владимира Степанова:

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим - степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один - рыбак с рожденья,

Другой - оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия,

У нас у всех одна.

Более ста восьмидесяти народов населяют ее территорию. У каждого народа свои традиции, обычаи, праздники, свой язык, свой костюм. Такая многонациональность - настоящее богатство России.

§ 2 Народы России

Русские составляют большую часть населения нашей страны, поэтому государственным является русский язык.

Предками народов Центральной России являются славяне. К славянам относятся такие народы, как русские, белорусы, украинцы. Изначально эти территории привлекали людей своими лесами с грибами, ягодами, зверями; реками, полными рыбой. В Центральной России также проживают татары, мордва, марийцы, чуваши.

Сибирь - самая большая территория России. Ее населяет много разных народов, которые хорошо сохранили свои традиции, обычаи и языки. Живут они единой семьей, помогая друг другу. Самые многочисленные коренные народы Сибири - буряты, якуты, тувинцы. В тайге расположились эвенки. Шорты и алтайцы обитают в горах. Манси и ханты селятся между реками Енисей и Обь. А вот секульпы, ненцы приспособились к суровым условиям Тундры. На Севере дальневосточной земли живут такие народы, как чукчи, эскимосы, коряки. Они ловят рыбу и других морских обитателей.

Многонационален и Северный Кавказ. На Кавказе проживают дагестанцы, чеченцы, ингуши, осетины и другие народы. Кавказская земля очень плодородна, поэтому люди занимаются земледелием и садоводством. Ее народы издавна считались прекрасными воинами. Они отлично стреляют и ездят верхом.

Издавна на территории Руси жило множество народов. Плечо к плечу вставали они на защиту своей страны. В братских могилах рядом похоронены русские, удмурты, алтайцы, ненцы, осетины и другие народы, воевавшие в Великой Отечественной войне. Однажды один из дагестанских солдат во время допроса гордо ответил фашистам: «Я тоже русский. Мы все дети одной матери-Родины - России».

§ 3 Дружба народов

Невозможно представить русскую культуру без таких имен, как Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Федор Иванович Тютчев и других известных деятелей, которые воспевали в своих произведениях русскую землю. Они были разных национальностей, но отдавали всю свою душу и жизнь служению России.

Владимир Иванович Даль, отец которого был датчанин, а мать - немкой, создал «Толковый словарь живого великорусского языка». Он всегда утверждал: «Я русский по духу».

Все народы должны жить в дружбе, мире, согласии. Проживая на одной земле, представители разных народов становятся схожими между собой, обогащают свою культуру и традиции. С большим удовольствием провожают Масленицу блинами и пирогами. Очень нравится этот праздник русскому народу. Татары отмечают свой праздник - Сабантуй. Летом, когда на полях закончены все работы, народ выходит отметить его танцами, играми, состязаниями в доблести. Похожий праздник есть и у бурят - Сурхарбан.

В нашей стране исповедуют разные религии. Но все они учат тому, что нужно жить в мире, любить друг друга, уважать и почитать старших, делать добро, защищать свою Родину.

Ход урока

1.Организационный момент.

  • Здравствуйте, ребята!

Вот уж и зима настала,

Небо хмурится с утра.

Предстоит нам дел немало

За работу всем пора.

Вы и я - мы следопыты

Дверь в познание открыта,

Не пора ли заглянуть?

Ну, друзья, смелее в путь!

2.Актуализация знаний.

Звучит песня о Родине «Я ты он, она, вместе дружная семья»

  • Ребята, а как вы думаете, что такое Родина?(символы России)
  • Что обозначает слово Федерация?(объединение, союз)

Стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну, наш общий дом.

  • Рассмотрим карту России
  • Как называются люди, которые живут в нашей стране?
  • Почему карта раскрашена в разные цвета?
  • Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна, это не только леса, поля, реки и города. Страна-это, прежде всего люди, которые живут в ней. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих.
  • Люди, каких наций живут в нашей стране?
  • Как думаете о чем будем говорить на уроке? (про народы России, их традиции, на каких языках говорят, какую одежду носят, о праздниках)
  • Объединим все наши высказывания и сформулируем цель нашего урока (узнать какие народы живут в России)

4.Работа по теме урока (поиск решения проблемы)

Стихотворение В.Степанова «Российская семья»(презентация- картинки народов России)

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

  • Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру, традиции.
  • А как народы понимают друг друга если они говорят на разных языках? (Мы живем в одной стране, русский язык является государственным языком, его должны знать все народы живущие в Российской Федерации)

Физкультминутка «Танец «Блины - блиночки»»

1.Праздники

  • А что такое народные традиции? (То, что передается из поколения в поколение, например: народные праздники, обряды)
  • Какие русский народные праздники вы знаете?(Масленица, Рождество, Пасха)

Дидактический материал «Пазлы» + описание праздников (Масленица(русский),Сабантуй(татарский),

«Праздник молодого оленя»(ненецкий))

  • Соберите пазлы, найдите, какой иллюстрации праздника соответствует описание, и приготовьтесь рассказать одноклассникам.

Вывод:

  • У каждого народа свои традиции, но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России.

2.Костюмы.

  • Рассмотрите иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах. (Русские, Ненцы, Мордва, Татары, Башкиры, Чуваши)
  • Посмотри на русский национальный костюм. Как одеты женщины, мужчины? (народный сарафан, рубаха, кокошник, кафтан)
  • Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди-ненцы. Рассмотрите их одежду. Одежда очень теплая. Как вы считаете почему? (На севере очень холодно)
  • Как вы думаете из чего ненцы шьют свою одежду?(из оленьих шкур, ведь одежда должна быть теплой и удобной)
  • Ненцы одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется малица. Она украшена мехом и нашивкой.
  • А посмотрите, какой красивый Мордовский национальный костюм.
  • Обязательным атрибутом женского костюма является красный пояс-пулай.
  • Посмотрите. Что особенного в национальном костюме? (на голове у мужчин-тюбитейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент)
  • Одежда башкир отличается большим разнообразием. Но основу башкирского костюма составляет у женщин – туника, а у мужчин – халат. Мужские шапки- с меховой строчкой, а у женщин украшенные налобные повязки.
  • Рассмотрим народный костюм чувашей.
  • В основе чувашского женского костюма лежит туникообразная рубаха – кепе и штаны с широким шагом – йем. Мужчины носили кӗпе (рубашка), йӗм (штаны), сапоги, валенки, лапти, шляпу, а жених - ҫулӗк, кӗрÿ тутри (вышитый наспинный платок с бахромой).

Дидактический материал «Часть-целое»

Вывод: Каждый народ, создавая нац. костюм, стремится сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали по праздникам.

3.Народные промыслы

  • Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.
  • Какие народные промыслы вы знаете? (Дымковская игрушка, хохлома, матрешки, гжель)
  • Другие народы России тоже занимаются народными промыслами.
  • На Севере России – резьбой по кости и шитьем одежды из меха.
  • На юге России (осетины и ингуши) делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры.
  • В Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.

Творческое задание «Народные промыслы»

Вывод: У каждого народа есть чем удивить, поразить. Предметы быта сделанные руками народных мастеров становятся настоящими художественными произведениями, они отражают характер народа и неисчерпаемую фантазию.

4.Музыка.

Послушайте как звучат инструменты разных народов нашей страны. С давних пор любимыми инструментами русских является балалайка.(мелодия балалайки, татарская мелодия, лезгинка, мелодия народов севера)

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,

("Надуть" живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.

(Другая изогнута, как носик.)

Вот фарфоровые чашки,

(Приседать, одна рука на поясе.)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(Кружиться, рисуя руками круг.)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки,

(Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес.

(Сделать большой круг.)

5.Первичное осмысление и закрепление

  • Что объединяет эти народы? нации?
  • Какие отличительные признаки у этих народов, наций?
  • Теперь мы знаем, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы.

6.Рефлексия.

Звучит музыка «Это ты-родина моя Россия»

  • Ребята выходите в круг.
  • Передайте по кругу сердечко, тот у кого в руках сердечко говорит:

«Сегодня я узнал…»

«Мне было интересно…»

«Мое настроение…»

«Мне понравилось выполнять…»

Домашнее задание Р.т.стр.7-8 задание 5.

Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока по окружающему миру

(музыка, ИЗО, технология) ФГОС ООО во 2 классе по теме «Россия как многонациональная страна» (программа «Школа России» по учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир».

Цели педагогической деятельности:

расширить представления учащихся о России как о многонациональной стране.

Задачи

Образовательные - усвоение учащимися понятий «народ», «нация», «многонациональный народ», «народности».

дать представления о национальной музыке, национальном костюме, традициях.

Развивающие – развивать познавательный интерес учащихся через создание проблемной ситуации, организацию игровых ситуаций, стимулирование проявлений любознательности.

Воспитательные – воспитание эстетического восприятия учащихся через музыку, национальные традиции, воспитание любви к родине, к своему краю.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся: понимать, что в России живет более 100 народностей;

Получат возможность познакомиться с некоторыми обычаями и традициями народов Севера.

Регулятивные: учащиеся действуют в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;

Познавательные : учащиеся контролируют, оценивают процесс и результат деятельности;

Учащиеся углубляют представления о многонациональном составе РФ.

Коммуникативные: учащиеся работают в сотрудничестве (пары, группы);

Договариваются о распределении работы в совместной деятельности.

Нравственно-этическая ориентация: учащиеся проявляют навыки сотрудничества в различных ситуациях;

Учащиеся учатся находить выход из проблемной и спорной ситуации;

Учащиеся учатся уважению, культуре и искусству народов нашей страны и края;

Учащиеся учатся уважительно относиться к мнению товарищей, умению отстаивать свои позиции и соблюдать правила общения.

Методы и формы обучения

Проблемно-поисковый, здоровьесберегающие; групповая, фронтальная, индивидуальная,

Средства

Электронный ресурс «Презентация», дидактический материал (пазлы, «Часть-целое», творческое задание «Народные промыслы»), демонстрационный материал (костюмы народов России, тексты о народных праздниках), музыкальные фрагменты.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы взаимодействия

Формируемые УУД

Промежуточный контроль

1.Организационный момент

Создает эмоциональный настрой, читает стихотворение.

Слушают стихотворение, настраиваются на работу на уроке

Фронтальная

Личностные:

проявляют положительный настрой на работу

2.Актуализация знаний

Звучит музыка «Я, ты, он, она…»

Читает стихотворение,

задает вопросы:

Ребята, а как вы думаете, что такое Родина?

Полное название нашей страны?

Что обозначает слово Федерация?(

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная

Коммуникативные:

Строят высказывание;

Участвуют в учебном диалоге;

Проявляют интерес и уважение к высказываниям ребят;

3.Мотивация к учебной деятельности

Создает проблемную ситуацию для возникновения у учащихся потребности включения в учебную деятельность. Организует формулировку темы и постановку цели урока учениками и фиксирует на доске.

Дети пытаются сформулировать тему урока, обсуждают цель.

Фронтальная

Регулятивные:

Самостоятельно формируют цель урока после обсуждения;

Умеют организовать рабочее место;

Личностные:

Стремятся включиться в работу на уроке, и сориентированы на участие в коллективную деятельность

Устные ответы

Физкультминутка

4.Поиск решения проблемы

Беседа на тему «Россия - многонациональная страна»(презентация, стихотворение В.Степановой «Российская семья», Выявление детей разных национальностей среди одноклассников (спросить этих детей о их народности). Работа с учебником.

Отвечают на вопросы, рассказывают о своей национальности, знакомятся с народностями и национальностями по тексту (учебник, заранее заготовленные тексты)

Фронтальная

Познавательные:

Перерабатывают полученную информацию и делают вывод на основе полученных знаний;

Коммуникативные:

Доносят свою позицию до других учащихся, оформляют свои мысли в устной форме с учетом своего жизненного опыта

Устные ответы

4.Поиск решения проблемы (открытие нового)

1.Знакомят со слайдами презентации (праздники)

«Пазлы»

2.Организует работу по ознакомлению учащихся с костюмами народов России.

Поясняет задания и проводит групповой контроль:

«Часть-целое».

3. Организует работу по ознакомлению учащихся с народными промыслами.

Творческое задание «Народные промыслы».

4.Организует работу по ознакомлению учащихся музыкой народов России и инструментами.

1.Знакомятся с новой информацией. Обсуждают, задают уточняющие вопросы. Делают выводы, высказывают свое мнение.

Самостоятельное выполнение заданий в группе.

Принимают участие в игре

Раскрашивают нац. посуду, рассуждают, отвечают на вопросы, делают выводы.

Знакомятся с новой информацией о народных праздниках, музыкой народов России.

Фронтальная,

групповая.

Личностные:

Понимают особые роли культуры в жизни общества, формируют эстетические чувства наблюдательности и фантазии;

Определяют и высказывают простые общечеловеческие правила.

Регулятивные:

В диалоге учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы и работы других;

Формируют умения рационально строить свою деятельность.

Познавательные:

Ориентируются в своей системе знаний;

Обобщают, систематизируют и перерабатывают полученные знания;

Игра (дидактический материал для закрепления знаний). Ответы на вопросы

Контроль выполнения упражнений и устные ответы.

4.Первичное осмысление и закрепление.

Задает вопросы: что объединяет эти народы, нации? Какие отличительные признаки у этих народов, наций?

Почему люди должны жить в мире, дружить?

Отвечают на вопросы, делают выводы,

обсуждают.

Самостоятельное выполнение заданий в группах.

Фронтальная,

групповая

Познавательные:

Систематизируют полученные знания путем поиска информации (в учебнике, рассказе учителя и воспроизведению в памяти)

Регулятивные:

Ориентируются в полученной информации.

Правильность выполнения игровых и практических заданий.

Физкультминутка: музыкальная под музыку народов - выполнение движений.

5.Итоги урока.

Рефлексия

Задает вопрос: почему наше государство называют многонациональным.

Включает музыку «Это ты- Родина моя», предлагает детям выйти в круг и передать по кругу сердечко.

«Тот у кого в руках сердечко, говорит:

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Мое настроение…

Мне нравилось выполнять…»

Дети отвечают на вопрос (Предполагаемый ответ: потому что, в нашей стране живут люди разных национальностей и относятся друг к другу как братья, по доброму, с уважением.) Определяют свое эмоциональное состояние, на уроке передавая сердечко по кругу.

Фронтальная

Индивидуальная

Личностные:

Понимают значение добрых, толерантных отношений в многонациональной стране и принимают его

Регулятивные:

Прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала

Оценивание работы учащихся на уроке в группах

6.Домашнее задание

Д/з по теме в рабочей тетради

Записывают домашнее задание

Индивидуальная

МБОУ «Рембуевская СШ» Самойленко Ю.О., Лукина М.А.,

Максимова А.А.,Жигули А.А., Юдинцева О.В.

МБОУ «Луковецкая СШ» Корельская Л.С.







































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о России как многонациональной стране.

Задачи:

Образовательные:

  • актуализировать знания о понятиях столица, страна, символы, познакомить детей с различными национальностями, традициями, языком, культурой народов России.

Развивающие:

  • развивать элементарную информационную грамотность и мотивационно подготавливать школьников к самостоятельной работе на компьютере;
  • развивать коммуникативные способности детей;
  • совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • развивать психологические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к культуре, традициям, религии, языку разных народов;
  • прививать любовь к Родине, народу.

Ход урока

I. Организационный момент

Ребята вы готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!

II. Повторение пройденного

Ребята, перед вами кроссворд, давайте его разгадаем.

Вопросы к кроссворду:

  1. Как называлось наше государство? (Русь)
  2. Столица нашей Родины? (Москва)
  3. От какого слова образовалось слово русский? (русичи)
  4. Маленькая ячейка общества? (семья)
  5. Торжественный символ России? (гимн)
  6. На нем говорят.? (язык)

Молодцы, давайте внимательно посмотрим на наш кроссворд.

Скажите, какое слово мы с вами разгадали еще? (Россия)

Что означает слово Россия? (ответы детей).

Какие символы России вы уже знаете? (герб, гимн, флаг)

III. Введение нового материала

3.1 Сообщение детей о символах России. Ученики рассказывают о символах России, прослушивание гимна.(слайды № 1,2,3)

3.2 - А еще ребята, мы должны знать основной закон государства - Конституция РФ.

3.3 Работа по учебнику:

Давайте прочитаем, какими словами начинается конституция.

Дети читают текст: "Россия - многонациональная страна".

Итак, перед нами проблема, в которой мы должны разобраться?

Что означают эти слова: "Россия - многонациональная страна"? (высказывания детей)

Учитель читает стихотворение В.Степанова:

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.

Мы отправляемся с вами в путешествие по нашей стране.

IV. Работа по теме урока

Мультимедийная презентация в сопровождении сообщений детей.

Центральная Россия (слайды № 7,8,9)

Центральная Россия - самый заселенны район страны. В нем проживает 5 часть всего населения России. В том числе и мы с вами. Наши предки - славяне, издавна жили в этих местах. Главное богатство - непроходимые дремучие леса, в которых водилось много пушного зверя, ягод, грибов. Реки были полны рыбой. Все это привлекало сюда людей.

История русского народа неразрывно связана с центральной Россией.

Южная Россия (слайды №10,11,12,13)

Самый многонациональный район России Северный Кавказ. В нем проживают представители более 100 народов. Один только Дагестан является исторической родиной для 30 народов - авганцев, лакцев, лизгин, недаром Дагестан называют страной языков.

Народы Кавказа издавна славились как отличные воины, наездники и стрелки. Кавказская земля необычайно плодородна, поэтому население занимается земледелием, садоводством.

Поволжье (слайды № 14,15,16)

На востоке европейской части России протянулся район - Поволжье. Разные народы поселились здесь. Например: Калмыки. 300 лет назад они жили в Западном Китае, но многочисленные войны вынудили калмыков искать новую Родину, почти весь народ покинул Китай и переселился в Россию, Поволжье.

Калмыки говорят на калмыцком языке, похожем на язык монголов. Калмыки пасут лошадей, овец, верблюдов.

Урал (слайды № 17,18,19)

В центре нашей страны расположен удивительный край- Урал. Природные богатства привлекали на Урал людей самых разных национальностей. И сейчас этот край остается одним из самых многонациональных в России. Например: башкиры. Название этого народа переводится как "волк-вожак". По древней легенде, именно волк был предком башкир - отличных наездников и стрелков.

Западная Сибирь (слайды № 20,21,22,23,24,25,26,27,28)

Современная Западная Сибирь - самый заселенный район Сибири. Здесь проживают более 15 миллионов человек. Главным богатством западной Сибири это крупнейшее месторождение нефти, газа, угля. Настоящая кладовая!

Говоря о Сибиряках, мы, подразумеваем не только русских, но и представителей других народов и народностей. Коренных народов Сибири около 3 десятков. Самые многочисленные - якуты, буряты, тувинцы. По всей Сибирской тайге расселились почти 25 тысяч эвенков. Алтайцы и шорты предпочитают горы. Ханты и манси издавна обитают на равнине между реками Обь и Енисей. А вот ненцы, секульпы хорошо приспособились к жизни в Тундре. Северные окраины дальневосточной земли населяю эскимосы, чукчи, коряки. Они добывают рыбу и морского зверя.

Эвенки - называют "индейцы Сибири". Представители этого народа потомственные охотники, искусные следопыты и хотя численность не превышает 39 тысяч расселены эвенки от Восточной Сибири до Приморья.

Самый многочисленный народ Сибири - якуты. Их насчитывается 380 тысяч. Занимаются разведением рогатого скота, охотой, рыболовством.

Средин народов Сибири есть и совсем малочисленные - кеты. Их насчитывается не много более тысячи человек. Живут они в тайге. Похожи кеты на американских индейцев. Никто не понимает их языка. Велика наша Сибирь, много в ней разный народов. Сохраняя свои языки и обычаи они живут единой семьей, помогают друг другу.

Карта России (слайд №29,30)

Наша страна настолько большая, что на территории России могли бы разместиться целые материки, такие как Австралия и Антарктида. Россия граничит с 14 странами. Протяженность границ около 600 тысяч км. Наша страна - многонациональное государство. В России более 130 различных народов. У каждого народа свои обычаи, традиции, культура и язык.

V. Физкультминутка (под музыку С.Ротару "Я, ты, он, она- вместе целая страна).

VI. Знакомство с понятиями: религия, обычаи и язык.

Презентация (слайды № 33,34,35)

Сообщение учителя: одна из главных особенностей каждого народа - язык, на котором он говорит. В зыке народа отражается его история, традиции, творчества. Ребята из нашего класса подготовили свое национальное выступление на родном языке, (выступление ребят в национальных костюмах).

А еще, ребята, у каждого народа есть своя религия. Более 1000 лет назад почти все люди не Земле верили в добрых и злых духов. Они считали, что весь окружающий мир населен многочисленными богами: солнца, воды, ветра:. Слово религия означает "благочестие, святыня". На Руси принята религия христианство. Построено много христианских храмов. Священная книга православных христиан - Библия. Православие самая распространенная религия среди народов России. Православные в нашей стране это русские, карелы, коми, якуты, осетины и другие.

Среди татар, башкир, кабардинцев, чеченцев в России распространено мусульманство. Священная книга мусульман - Коран. Храм мусульман называется Мечеть.

Калмыки, буряты и тувинцы исповедуют одну из самых древних религий мира - буддизм. Буддисты строго соблюдают основные правила учения Будды, главное из которых - правдивость. Их храм называется Синагога.

VII. Работа с учебником. Знакомство с произведениями поэтов, художников разных народов.

Прислушивание музыки, стихов.

VIII. Обобщение.

Работа в рабочей тетради.

IX. Итог урока

Будьте добрыми, терпимыми, уважайте друг друга, дружите, любите людей и свою Родину.

Песня "Широка страна моя родная".

Россия - это многонациональное государство, на территории которого проживает более 200 различных народов. Подобное разнообразие стало возможным благодаря большой площади, занимаемой государством. Давайте выясним, что мы знаем о народах России?

Центральная Россия

Центральная Россия - это самый большой и наиболее заселенный регион страны. Именно здесь испокон веков жили наши предки - славяне. Густые леса, в которых всегда можно было хорошо поохотиться, собрать много ягод и грибов, полноводные реки, богатые рыбой, всегда привлекали сюда людей.

Представителем восточных славян является русский народ, который составляет 80% населения России. Это самая многочисленная этническая группа на территории Европы. Национальный язык - русский.

Южная Россия

На юге Российской Федерации расположен самый многонациональный регион - Северный Кавказ. На относительной небольшой площади проживает более 100 различных народов. На территории только одного Дагестана в течение многих лет проживают бок о бок представители 30 народов: лизгины, аварцы, даргинцы, лакцы и многие другие. При этом каждый народ имеет свой язык и обычаи.

Рис. 1. Жители Кавказа

Для всех народов Кавказа давней и доброй традицией является гостеприимство. Даже малознакомых или совсем незнакомых людей здесь встречают очень радушно. Гость в доме для каждого жителя Кавказа является самым почетным человеком, которому оказывают повышенное внимание.

Поволжье

Н востоке страны расположен протяженный регион - Поволжье. Здесь обитает много народов, но самыми примечательными являются калмыки. Три столетия назад они обитали в Китае, но из-за многочисленных войн были вынуждены покинуть историческую родину. Перебравшись в Россию, они обосновались в Поволжье, где занялись своим привычным делом: разведением лошадей, верблюдов, овец.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Калмыки - прекрасные пастухи

Урал

В центре Российской Федерации расположен прекрасный край - Урал, богатый всевозможными природными ресурсами. Благодаря этому в регионе можно встретить представителей самых разных народов. К примеру, здесь проживают башкиры - в прошлом отличные стрелки и наездники. В переводе название этого народа переводится как «волк-вожак», который, согласно древним сказаниям, был предком всех башкир.

Западная Сибирь

Среди бескрайних просторов Сибири наиболее густо заселенной является западная ее часть. Главным природным богатством этого региона являются залежи угля, газа, нефти. Однако сибиряки - это не только русские, но и представители многих других народов: тувинцы, буряты, якуты, эвенки. На северных окраинах проживают такие малочисленные народы как чукчи, эскимосы, коряки, которые испокон веков занимаются рыбным промыслом и охотой на морского зверя.

Самый малочисленный народ Сибири - кеты, численность которых не превышает одной тысячи человек. Издавна они живут в тайге и говорят на наречии, которое практически никто больше не понимает. Внешне кеты очень похожи на американских индейцев.

. Всего получено оценок: 64.