Кто живет на памире. Памирские народы. География и климат в местах расселения

Кра́повый берет — форменный головной убор частей и подразделений специального назначения внутренних войск в ряде стран на территории бывшего СССР — России, Беларуси, Казахстане, Узбекистане и Украине, а ранее — ВВ МВД СССР.


Является предметом гордости и знаком исключительной доблести спецназовца.
Право на ношение крапового берета имеют военнослужащие (в/сл.) подразделений специального назначения (СпН), обладающие достаточными профессиональными, физическими и моральными качествами, успешно прошедшие квалификационные испытания. Кроме того, краповый берет может быть вручен за мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга в ходе боевых действий и специальных операций, а также за особые заслуги в деле развития подразделений и частей специального назначения.

История
1978
Впервые, как форменный головной убор спецназа ВВ МВД СССР, краповый берет был принят в 1978 году в 9-ой учебной роте специального назначения (УРСН) 3-го батальона 2-го полка ОМСДОН (Дивизии Дзержинского). Краповый цвет берета соответствовал цвету погон в/сл. внутренних войск. Начальник боевой подготовки внутренних войск генерал-лейтенант Сидоров Александр Георгиевич — поддержал и одобрил эту идею и по его указанию на одной из фабрик были заказаны первые 25 беретов из ткани крапового цвета.

Александр Георгиевич Сидоров

1979 — 1987
Береты надевались во время проведения показных занятий небольшой группой военнослужащих, а также офицерами и сержантами в дни государственных праздников.

1988
В этом году отцом одного из военнослужащих УРСН был сделан подарок — 113 беретов, сшитых из сукна крапового цвета (штатная численность роты). В течение полугода краповые береты с молчаливого согласия старших начальников надевали, находя для этого любой повод.
Основателями новой традиции стали командир роты Сергей Лысюк и его заместитель по специальной подготовке Виктор Путилов.

Сергей Иванович Лысюк

К мысли учредить в своем подразделении экзамен на право ношения крапового берета его подтолкнула книга «Команда „Альфа“» Миклоша Сабо, бывшего солдата войск специального назначения США, в которой описывался процесс отбора, комплектования и обучения «Зелёных беретов» .
В американском спецназе ничего и никогда не давалось просто так, все нужно было заслужить. Право ношения зеленого берета зарабатывалось через изнурительные испытания, через кровь и пот.
— Миклош Сабо, «Команда „Альфа“»
Стремясь к непрерывному совершенствованию процесса обучения спецназовцев, их профессиональному росту, Сергей Лысюк и Виктор Путилов составили программу экзамена, сдача которого автоматически выдвигала сдавшего его в элиту спецназа.

В начальный период квалификационные испытания приходилось проводить нелегально, под видом комплексных контрольных занятий. Ношение крапового берета избранными не находило понимания у командования, считающего, что этот знак отличия должны носить все военнослужащие подразделений специального назначения, невзирая на уровень их подготовки.
1993
31 мая — тогдашний командующий внутренними войсками Куликов А. С. утвердил Положение «О квалификационных испытаниях военнослужащих на право ношения крапового берета». На краповый берет сдают только подразделения спецназа внутренних войск.

1995
22 августа — Приказ МВД РФ от № 326 «О мерах по соблюдению правил ношения установленной формы одежды сотрудниками органов внутренних дел и военнослужащими внутренних войск», согласно которому запрещалось ношение беретов крапового цвета всем, кроме подразделений спецназа ВВ.
с 1996

Постепенное принижение ценности и проявление неуважения к краповому берету в некоторых подразделениях:
Различные подразделения СпН МВД — ОМОНы, СОБРы (ОМСН), отделы спецназа ГУИН (когда они еще были в системе МВД) — начали сдавать на краповый берет у себя в подразделениях. Условия сдачи в этих подразделениях отличались от принятых в спецназе внутренних войск — испытания были легче, некоторые этапы вообще отсутствовали.
Некоторые подразделения милицейского спецназа начали выдавать краповый берет как обычное форменное обмундирование
В линейных частях ВВ командиры, не имея на то никаких оснований, стали выдавать краповый берет посторонним лицам — в основном спонсорам, помогающим воинским частям.
Ряд командиров начинают использовать сдачу как способ поднять личный авторитет, способ наградить военнослужащих, которых по каким-то причинам командир считал необходимым поощрить. Кроме того, некоторые командиры проводили испытания с нарушениями.

8 мая — Указ Президента Российской Федерации № 531 «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия» , согласно которому:

Военнослужащие подразделений специального назначения внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации носят: берет шерстяной крапового цвета; тельняшку с полосами крапового цвета.

Данный указ игнорировал принципы, традиции и приказы главнокомандующего внутренними войсками, которые так или иначе затрагивали эту тему.

Приказ МВД РФ «О порядке прохождения квалификационных испытаний на право ношения крапового берета» — упорядочил процесс сдачи и исключил все спекуляции вокруг высшего символа спецназа.
Нововведения: проведение квалификационные испытаний — централизованно, в 1 месте (в целях отслеживания уровня подготовки участников испытаний); введены предварительные испытания — отбор наиболее достойных военнослужащих, уже имеющих опыт участия в подобных мероприятиях.
сентябрь — первые квалификационные испытания согласно новому Положению

Испытания
Цель испытаний - Выявить военнослужащих с наиболее высокой индивидуальной подготовкой к действиям по обезвреживанию вооруженных преступников, освобождению заложников и выполнению других задач в критических ситуациях и при чрезвычайных обстоятельствах;
Создание стимула для воспитания высоких моральных качеств военнослужащих.


Предварительные

Предварительным этапом испытаний является итоговая проверка за период обучения по программе подразделений специального назначения. Общая оценка за проверку должна быть не ниже, чем «хорошо», а за специальную огневую, специальную физическую и тактическую подготовку внутренних войск — «отлично». Тестирование включает — бег 3 тысячи метров; подтягивание (согласно НФП-87); тест Купера (не путать с 12 мин. бегом) - 4x10 (отжимание от пола, упор присев, упор лежа, упражнение на брюшной пресс, выпрыгивание из положения присев) проводится в семикратном повторении. Тестирование проводится за 1-2 дня до проведения квалификационных испытаний.

Основные

Основные испытания проводятся в один день и включают в себя марш-бросок не менее 10 км, с последующим преодолением препятствий СПП (специальная полоса препятствий) в экстремальных условиях, проверку подготовки по штурму высотных зданий, акробатику и рукопашный бой.

СПП - специальная полоса препятствий

12 километров кросса по пересечённой местности с последующим спринтом на 100 метров. На дистанции нужно преодолевать водные преграды и форсировать «заражённую» местность с надетым противогазом.

Встречаются специальные полосы препятствий типа минных полей, задымлённых участков, пожаров. Периодически приходится ползти или перемещаться перебежками под стрелковым огнем.

На всей дистанции действует специальная группа «психологической обработки», которая оказывает давление на участников с целью выявить психически неустойчивых людей. Потом — подтягивания и акробатика.

Прохождение специальной полосы препятствий — преодолевается с ходу после совершения марша. После прохождения ОШП (огнено-штурмовая полоса) в целях проверки состояния оружия во время прохождения марш-броска и преодоления препятствий производится один холостой выстрел из табельного оружия.

Проверка навыков скоростной стрельбы на фоне утомления. Обучаемые сразу после проверки работоспособности оружия выдвигаются на огневой рубеж для выполнения 1 Специальное учебное упражнение стрельб СУУС из автомата. Время выполнения упражнения — 20 с.
Проверка навыков по штурму высотных зданий с использованием специальных спусковых снаряжений проводится на пятиэтажном здании. Время выполнения упражнений на данном этапе — 45 секунд. Не уложившиеся в данное время к последующим испытаниям не допускаются.

Выполнение акробатических упражнений: подъем разгибом из положения лежа на спине; удар ногами по силуэту с последующим кувырком; сальто вперед с акробатического трамплина или подкидного мостика.

Учебные поединки (имеют особое значение) — поединок ведется в течение 12 минут без перерыва со сменой трёх партнеров, один, из которых такой же экзаменуемый, другие — военнослужащие, уже имеющие краповый берет. В случае пассивного ведения поединка испытуемыми между собой на одну минуту их «разбивают», и с каждым из них поединок ведут проверяющие, которые будут участвовать в испытаниях очередных испытуемых. Если испытуемые по-прежнему проявляют пассивность, «разбивание» повторяется.

Примечание: испытуемому разрешается оказание медицинской помощи на площадке не более 1 мин. за время боя.

Особенности
При наличии 3 замечаний военнослужащий снимается с дальнейших испытаний.
Пройти испытание всем участникам невозможно. До 2 и 3 испытания доходит только 20-30 % от всех, принимающих участие. Испытание будет варьироваться и усложняться, длиться до тех пор, пока это число не будет достигнуто, 12-километровый кросс может перерасти в 15-километровый и так далее.
Инструкторам категорически запрещается оказывать помощь испытуемым в совершении марша и преодолении препятствий, а также вмешиваться в процесс испытания, отдавать какие-либо команды и распоряжения, помогающие участнику.

Решение врача на испытаниях — самое главное.

Церемония вручения

Вручение крапового берета производится при общем построении военной части (участников экзаменационных испытаний) в торжественной обстановке. Военнослужащий, успешно прошедший все испытания, получает берет, становится на правое колено, целует его, надевает на голову, поворачивается к строю, прикладывает руку к головному убору и громко произносит: «Служу Российской Федерации и спецназу!» (ранее «Служу Отечеству и спецназу!»)

С этого момента военнослужащий имеет право носить краповый берет с повседневной и парадной формой одежды. В графе военного билета «Особые отметки» как правило делается соответствующая запись и скрепляется гербовой печатью части. Позже выдается удостоверение с идентификационным номером, подтверждающее право ношения крапового берета.

Лишение права ношения

За поступки, дискредитирующие звание в/сл. подразделения СпН, военнослужащий может быть лишен права ношения крапового берета. Дискредитацией звания военнослужащего подразделения специального назначения является:
Проявление элементов трусости и малодушия в ходе боевых действий;
Просчеты и неразумные действия, повлекшие за собой гибель товарищей, срыв боевой задачи и другие тяжкие последствия;
Снижение уровня своей физической и специальной подготовки;
Применение специальных приемов рукопашного боя вне боевой обстановки и в корыстных целях;
Допущение неуставных взаимоотношений;
Грубые нарушения общевоинских уставов и уголовного законодательства;
Систематическое нарушение воинской дисциплины.
Решение о лишении права ношения крапового берета принимает Совет Краповых беретов воинской части по ходатайству командира подразделения.

Совет Краповых беретов

В отрядах и подразделениях специального назначения внутренних войск созданы «Советы Краповых беретов». В них — самые подготовленные и опытные «краповики», пользующиеся непререкаемым авторитетом среди сослуживцев. Именно по решению совета тот или иной кандидат допускается к квалификационным испытаниям на право ношения крапового берета.
«Совет Краповых беретов Внутренних войск» — образован приказом главнокомандующего внутренними войсками МВД России. Председатель — полковник Игорь Медведев, заместитель назначен полковник Михаил Илларионов. В него вошли еще ряд старших офицеров, а также председатели «Советов Краповых беретов» воинских частей. Именно этим коллегиальным органом, после проведения собрания в г. Смоленск в 2008 году, было выработано предложение о проведении двух этапов соревнований.

Интересные факты
Краповый берет не дает своему обладателю никаких привилегий перед остальными военнослужащими (ни прибавки к зарплате, ни повышения по службе, ни какого-либо другого особенного отношения).
По традиции, «краповики», как и другие военнослужащие подразделений СпН, носят береты с наклоном левую сторону — в отличие от в/сл. ВДВ и Морской пехоты, которые свои головные уборы носят на правую сторону. Этим подчеркивается, что краповый берет не является простым элементом обмундирования, который выдается любому солдату, а обладатель крапового берета — заслужил право ношения, пройдя все испытания. (Части ВДВ и Морской пехоты, участвующих в военных парадах, носят берет с наклоном налево - для большей унифицированности всех участников /есть мнение, что это делается для того, чтобы с трибун был виден околыш в виде флажка, который обычно крепится слева, а на парады справа/ — но только на время проведения парада).
Считается, что краповый берет (как и форму) не следует украшать различными флажками и прочими «значками», использование которых широко распространено в других родах и видах войск. В подразделениях СпН это не принято.
Как бы берет не был изношен, его не заменяют на новый — «крутизна» состоит в том, чтобы берет (как и форма) был как можно более выцветший.

Никто, кроме обладателя берета либо другого «краповика», даже по неосторожности не может касаться крапового берета. Данный проступок строго наказывается.
Этими обычаями подчеркивается, что берет цвета крови является ценностью сам по себе — что вкупе с неформальным характером традиций обеспечивает престиж обладателям.

Другие страны

Традиции спецназа Внутренних войск в большинстве постсоветских государств не только сохранили свой высокий статус, но и развились в настоящий культ. Вручение крапового берета по итогам прохождения квалификационных испытаний лучшим бойцам происходит в спецподразделениях ВВ МВД Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Украины. «Законодательницей мод» здесь считается Россия, где по-прежнему строго соблюдают «правила Лысюка», официально утвержденные 31 мая 1993 года приказом командующего российскими ВВ. А. С. Куликова.

Анатолий Сергеевич Куликов
В разных странах испытания на право ношения крапового берета проходят в соответствии с местными условиями и традициями. Порядок проведения может различаться, но смысл испытаний для всех одинаков — боец должен пройти ряд физических и психологических нагрузок на грани возможности человеческих сил. Общим для всех стран является марш-бросок с полной выкладкой на В 2010 году на право ношения крапового берета состязались 500 претендентов из которых успешно выполнили испытания 15 человек.

Краповый берет, это непростой элемент одежды военнослужащего отряда специального назначения, это символ доблести и чести, право на ношение которого, удостоены не многие. Для получения этого заветного знака отличия есть только две возможности:

  1. Особый берет можно заслужить за участие и проявление отваги в боевых действиях, за проявленное мужество и стойкость.
  2. Можно пройти квалификационные испытания на право ношения этого особого головного убора.

История головного убора

Еще в 1936 году этот элемент одежды был введен в женскую форму. Но в 1963 году его ввели в форму морских пехотинцев, а в 1967 году по решению генерала Маргелова этот элемент формы можно было видеть у бойцов ВДВ. Но официально берет, был введен в форму военнослужащих ВДВ только в 1969 году. Василий Филиппович Маргелов позаимствовал его у морских пехотинцев, так как сам проходил там службу во время войны. Однако краповым он стал не сразу.

В 1980 году, вовремя проведения всемирной олимпиады в Москве, была создана учебная рота спецназа, на основе которой, впоследствии, был организован всем хорошо известный отряд Витязь. Бойцам этого подразделения требовался особый знак, который чем-то отличался от других. Таким знаком отличия был выбран берет, крапового цвета. Краповый берет цвет, имеет такой неспроста, такой же цвет имеет кровь, пролитая бойцами во время участия в боях.

До 1988 года берет надевался исключительно во время парадов, и право его ношения имели все бойцы спецназа. Но впоследствии на избранность этого особого головного убора повлияло братство краповых беретов. Благодаря бывшему командиру отряда «Витязь», Лысюку Сергею Ивановичу, была разработана специальная программа, предполагающая получение этой чести через прохождение определенных испытаний. Братство краповых беретов Витязь проводило эти испытания сначала негласно, но в 1993 году было принято на официальном уровне положение о прохождении квалификационных испытаний на получение права на ношение крапового берета.

Как проходят такие испытания

Испытания имеют две цели:

  • Они предназначены для выявления особо подготовленных бойцов спецподразделений, способных освободить заложников в особых условиях и обезвредить опасных преступников.
  • Другая цель мотивационная, создающая стимул для всего отряда спецподразделения.

К таким испытаниям допускаются не все, такое право есть у военнослужащих, которые пришли на службу в войска и прослужили сроком не менее полугода по контракту или призыву в внутренних войск.

Имеет 2 этапа, на протяжении 2 дней. В первый день претенденты проходят тесты по огневой подготовке, тактике, а также сдаются те дисциплины, которые изучались за время обучения на курсах подготовки спецподразделений. Если претендент проходит этот этап и получает оценку не ниже «хорошо», он допускается ко второму этапу. Кроме этого на предварительном этапе необходимо пройти проверку на физическую подготовленность.

В тесты входит марш-бросок на 3 километра, подтягивания и другие упражнения, входящие в программу. После сдачи предварительных экзаменов, те, кто сдал этот этап и получил оценку не менее «отлично», допускаются к основному этапу. На каждой дисциплине за плохое прохождение могут снять с испытания, поэтому ко второму этапу допускают не всех.

Основной этап включает:

  • Марш-бросок по сложной местности протяженностью около 10 километров.
  • Усложненная полоса препятствий.
  • Стрелковая подготовка.
  • Тест на умение штурмовать многоэтажные здания.
  • Проверка наличия акробатических навыков.
  • Рукопашный бой.

Проходя испытания, бойцы подвергаются не только колоссальным физическим нагрузкам, но и большому психологическому давлению. На этапе марш-броска испытуемым даются дополнительные команды. Какие это команды? Командир, проводящий испытание может дать команду, о внезапной атаке противником или создать имитацию прохождения зоны с отравляющими веществами.

Кроме этого преодоление преград с водой и грязью или эвакуация раненых, только добавляет сложности. Время, отведенное на прохождение этого испытания, назначается согласно погодным условиям и особенностям местности. Не уложившиеся в отведенное время бойцы к дальнейшим испытаниям не допускаются.

Не менее сложный этап полоса препятствий. На этом этапе устанавливается особое наблюдение за испытуемыми. На каждые 5 человек выделяется 1 инструктор, так как нередки случаи получения травм на этом этапе.

Психологическое давление оказывают звуковые эффекты, имитирующие взрывы и выстрелы. Часть полосы задымляется, для создания специальных условий приближенных к реальным боевым действиям. Недаром девиз спецназа звучит как «Спецназ как железо, без действия ржавеет». На испытаниях этих действий очень много.

Такими же сложными являются и последующие этапы. Завершающий этап, где проверяют навыки рукопашного боя проводится в специальной экипировке. В защитном шлеме и боксёрских перчатках, но даже несмотря на такую защиту нередки случаи выбитых зубов и разбитого носа у испытуемых. Однако для тех, кто с честью прошел все испытания, все сложности прохождения испытаний становятся неважными, когда их награждают знаком отличия, полученным в такой сложной борьбе.

Вручение крапового берета проходит в торжественной обстановке и на глазах у своих сослуживцев, боец получает эту награду. В такой момент эмоции переполняют каждого, кто с таким трудом завоевал право носить этот знак отличия. Бойцу, вручается берет и со словами: «Служу отечеству и спецназу!», он становится одним из тех, кто имеет привилегию носить этот головной убор, особенного цвета.

Лишение знака отличия

Такой мере подвергаются бойцы, которые по некоторым причинам не смогли удержать этой привилегии. Лишить такого права могут по разным причинам. Потерять это право гораздо легче, чем его приобрести. Крапового берета могут лишить в случаях, если боец проявит трусость во время боевых действий или его действия привели к тому, что погиб товарищ по его вине.

Кроме этого плохая физическая форма, халатность, нарушение дисциплины и применение навыков специальной подготовки с корыстными целями, могут привести к потере этого права. Такое решение могут принять только в совете краповых беретов, по поступившей жалобе от командира части, где служит боец.

После того как срок службы был сокращен до одного года, к таким испытаниям допускаются лишь военнослужащие, проходящие службу по контракту. Такой знак отличия не дает никаких особых привилегий в отношении других бойцов. Не дает право на получение повышенного денежного довольствия или особого отношения в плане продвижения по службе.

Но каждый боец, который был удостоен чести носить этот знак отличия на своей голове, может сказать, какое большое значение этот атрибут одежды имеет лично для него. Он может потерять цвет и выглядеть не так как сразу после вручения, но это не просто элемент формы, это та награда, к которой стремиться каждый боец отряда специального назначения.

, таджики , хунзы , калаши

Происхождение иранское

Пами́рцы (памирские таджики , припамирские таджики ) - совокупность малых иранских народов, населяющих высокогорные области Памиро -Гиндукуша , разделённого между Таджикистаном , Афганистаном , Пакистаном и Китаем . Говорят на разнородных памирских языках восточноиранской группы иранской ветви индоевропейской языковой семьи . Большая часть памирцев объединены на религиозной основе исповеданием исмаилизма .

Расселение

Области расселения памирцев - западный, южный и восточный Памир , смыкающийся на юге с Гиндукушем - представляют собой высокогорные узкие долины с довольно суровым климатом, практически нигде не опускающиеся ниже отметки 2 000 м над уровнем моря и окружённые крутосклонными покрытыми вечными снегами хребтами, высота которых местами подбирается к 7 000 м. К северу от Гиндукушского водораздела долины принадлежат к бассейну верховий Амударьи (Верхняя Кокча , Пяндж , Памир , Вахандарья). Восточные склоны Памира принадлежат бассейну р. Яркенд , к югу от Гиндукуша начинается бассейн Инда , представленный реками Кунар (Читрал) и Гилгит . Административно вся эта территория, издавна составлявшая эклектичный, но единый ареал, оказалась поделенной между Таджикистаном , Афганистаном , Пакистаном и Китаем в результате экспансии в XIX в. Российской , Британской и Китайской империй и их сателлитов (Бухарского и Афганского эмиратов). В результате ареалы многих памирских народов оказались искусственно разделены.

Этногеографическими единицами на Памире служат исторические области: Шугнан , Рушан , Ишкашим , Вахан , Мунджан , Сарыкол - в целом изначально совпадавшие со сформировавшимися в них народностями. Если в плане материальной и духовной культуры памирцы благодаря тысячелетним взаимным контактам значительно сблизились друг с другом, то изучение их языков показывает, что разные памирские народы вышли из как минимум четырёх древних восточноиранских общностей, лишь отдалённо родственных друг другу и занесённых на Памир независимо.

Пик Исмоила Сомони

География и климат в местах расселения

Площадь Бадахшана в целом - 108159 км², население 1,3 миллиона человек.

Таджикская часть Бадахшана (Горно-Бадахшанская автономная область). - 64 100 км², 216 900 человек. Большую часть территории ГБАО занимает высокогорье Восточного Памира (высшая точка - Пик Исмоила Сомони , бывший пик Коммунизма (7495 м)), из-за которого иногда называется «Крышей мира». На склонах горы имеются мощные фирновые поля и ледники общей площадью 136 км².

К западу и северо-западу от вершины расположено Памирское фирновое плато , одно из самых протяжённых высокогорных плато в мире. Плато протянулось с востока на запад на 12 км. Ширина плато составляет 3 км. Нижняя точка плато расположена на высоте 4700 м, верхняя - на высоте 6300 м.

Памироязычные народы

Классификация памирских народов обычно строится по языковому принципу.

Афганская часть Бадахшана

Таджикский Бадахшан

Северные памирцы

Западные памирцы

Южные памирцы

Южные памирцы - реликтовая группа населения к югу от Шугнана, разговаривающая на двух близкородственных языках-диалектах:

Близкие и соседние народы

Памирец в Китае

Таджикоязычные памирцы

С запада долины памирских народов, окружают территории, занятые таджиками -носителями бадахшанских и дарвазских говоров таджикского языка (дари). Бадахшанцы-таджики в значительной степени близки к собственно памирцам. В некоторых областях таджикский язык вытеснил местные памирские языки в историческое время:

Кроме того, в самом массиве памироязычных народов имеются таджикоязычные группы кишлаков:

Соседние народы

Таджикский язык является для памирцев языком религии (исмаилизма), фольклора, письменной литературы, а также средством общения между различными памирскими народностями, говорящими на разных языках.

Кроме таджикского языка в общении между разными народностями распространён шугнанский язык и в некоторой степени ваханский язык .

Шугнанский язык практически давно уже выполняет роль языка устного общения между памирцами

На современном этапе отмечается усиленная экспансия таджикского языка, которая к примеру активно вытесняет ваханский язык из всех сфер применения включая семейную сферу .

Ваханский язык, как разговорный занимает доминирующее положение во всем Вахане. Общение между ваханцами и таджикоязчным населением Вахана, а также ваханцев и ишкашимцев ведется обычно на ваханском языке .

Для некоторых памирских народностей проживающих в Китае языком межнационального общения является уйгурский и китайский . В Афганистане таковым является дари и в меньшей степени пушту .Согласно Конституции Афганистана памирские языки являются официальными языками в местах компактного проживания памирцев.

Этногенез и история

Памирский воин доисламского периода

Происхождение говорящих на разнородных восточноиранских языках памирцев связывается с экспансией кочевых саков , проходившей, по всей вероятности, несколькими волнами, разными путями, и участвовали в заселении Памира разные ираноязычные общности, выделившиеся ещё за пределами региона . Одна из них - праваханцы, была изначально близка к сакам Хотана и Кашгара и проникла в Вахан, по всей видимости, с востока - из Алайской долины . В историческое время этим же путём на Памир пришли киргизы . Праишкашимцы сформировались в таджикском и афганском Бадахшане и проникли сюда с юго-запада. Мунджанский язык демонстрирует наибольшую близость с бактрийским языком и более отдалённую - с пушту . Вероятно, мунджанцы - остаток бактрийской общности , уцелевший в горах подобно ягнобцам - остаткам согдийцев . Северопамирская общность, распавшаяся на ванджцев, язгулямцев и шугнано-рушанцев, судя по диалектному членению, проникала на Памир с запада вдоль Пянджа и экспансия её закончилась в Шугнане . Приблизительные сроки начала иранизации края (по языковым данным и археологическим раскопкам сакских могильников) - VII-VI вв. до н. э. Наиболее ранними волнами являются праваханцы и праишкашимцы. Следует учесть, что изначально памирцы населяли только бассейн Пянджа и его притоков. Экспансия сарыкольцев в Синьцзян , йидга и ваханцев - в долину Инда относятся к позднейшей эпохе.

Издавна, вероятно ещё задолго до иранизации, горы Памира были одним из основных поставщиков лазурита и рубина для древнего мира. Тем не менее жизнь древних памирцев оставалась весьма замкнутой. Изоляция памирцев оказалась прерванной начиная с II в. до н. э., когда с установлением среднеазиато-китайских связей через долину Пянджа была налажена караванная торговля, получившая название Великого Шёлкового пути (в виде южного его отрезка). Многочисленные попытки завоевания Памира мировыми империями (Сасанидами , тюрками , китайцами , арабами , монголами , Тимуридами и др.) либо терпели крах, либо оканчивались лишь временными успехами и установлением номинальной зависимости от внешней власти. Фактически до XIX в. памирские области представляли собой независимые или полунезависимые княжества.

Согласно исследованиям советского и постсоветского периода, вне пределов Горно-Бадахшанской области (ГБАО), представители памирских народов из ГБАО называют себя «памирскими таджиками» .

Касательно этнической самоидентификации вне ГБАО, к примеру в среде трудовых мигрантов в Российской Федерации , характерно два типа самоопределения :

  1. для контактов с государственными органами (правоохранительные и миграционные учреждения) - представляться таджиками согласно паспортных данных, исходя из соображений государственной принадлежности (таджики - граждане Таджикистана) и частично этнической принадлежности (85% памирцев при опросе не посчитали себя таджиками);
  2. в среде соотечественников (уроженцев ГБАО) - исключительно «памирцы», с уточнением народности (рушанцы, ваханцы, ишкашимцы и т.д.).

Согласно данным анонимного опроса памирцев, проведённого в Таджикистане не назвавшими себя представителями НКО Мемориал , властями Таджикистана осуществляется политика насаждения образа «таджикистанца», под которой подразумевается объединение всех граждан Таджикистана, независимо от народности, под обобщённое понятие таджик в этническом плане. По заявлениям респондентов - памирцы отказываются признавать себя таджиками .

Исследователи этнической самоидентификации и этнической принадлежности народов Памира отмечают, что однозначного ответа на вопрос об этнической принадлежности памирцев нет, что объясняется как объективными так и субъективными обстоятельствами. По их мнению, объективно этническое самосознание памирцев не вполне укладывается в рамки принятых критериев. Субъективные обстоятельства возникли впоследствии того, что по идеологическим соображениям этнические особенности народов Памира умышленно отрицаются. Они утверждают, что для памирцев понятия национальной и этнической принадлежности неравнозначны.

Памирский мужчина из Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана

Поселение и жилище

Специфическая среда обитания со сложным рельефом являлась важнейшим природно-географическим фактором при строительстве поселений и формировании архитектуры данной народности. Помимо специфического рельефа на народное зодчество оказывал влияние сухой, контрастный по температурам климат. Продолжительный теплый период года характеризуется почти полным отсутствием осадков и резкими суточными колебаниями температур. Холодный период устанавливается в ноябре и длится до апреля. Минимальная температура зимой −30, максимальная летом +35. Температурный режим меняется и по высоте. Обилие водных источников обеспечивает орошаемое земледелие, а луга в боковых ущельях на высоте свыше 3000 м - отгонно-пастбищное скотоводство. (Мамадназаров 1977: 7-8) Ярко выраженные строительные традиции определяют региональный характер поселений, усадеб и жилых домов. При выборе места поселения учитывались возможности камнепадов, снежных лавин и паводковых вод. Традиционная форма поселения памирцев - деревня. При большом количестве удобной для земледелия земли, жилища в деревне расположены свободно, при каждом доме имеется двор большей или меньшей величины и очень часто огороды и маленькие участки полей.

Существуют деревни в которых жилища расположены по несколько групп на значительном расстоянии друг от друга, создавая впечатление отдельных хуторков, связанных друг с другом общими арыками, между которыми почти непрерывно тянутся участки полей и садов. В таких хуторках обычно живут близко родственные семьи. Если же деревня расположена в неудобном для земледелия месте, тогда расположение жилищ очень сконцентрировано. Дворов в такой деревне почти нет, а жилища ступеньками располагаются по склону горы. Такие дервени встречаются обычно в узких горных ущельях. Водоснабжение деревень различно. По источникам снабжения и пользования водой можно разбить деревни на три категории: 1 - деревни, пользующиеся водой из горных ключей; 2 - пользующиеся водой главным образом из бурных горных потоков и речек; и 3 - пользующиеся идущими издалека, очень длинными арыками с более или менее медленным течением воды. Жилище памирцев, несмотря на кажущееся однообразие, представляет, однако, очень значительные различия, зависящие от природных строительных ресурсов, климата, бытовых навыков и от социального и имущественного положения его владельца. Обычно жилище одноэтажное, но если оно располагается на крутом откосе, то иногда внизу устраивается хлев. Пристроенный второй этаж встречается очень редко в более крупных и богатых домах. Материалом для постройки обычно служит земля (лесс или глина), из которой складывают стены. В деревнях, расположенных в узких ущельях на каменистой почве, где лёсс дорог и малодоступен, большая часть жилищ и все надворные постройки сложены из камней, скрепленных глиной. Основой для крыши служат несколько бревен, положенных на стены, на которые кладется настил из жердей, засыпаемый сверху землей и глиной. Изнутри здания крыша поддерживается столбами. Жилище обычно делится на зимнее и летнее помещение. Зимняя часть - хона - представляет собой квадратное или прямоугольное помещение, большая часть пола которого приподнята в виде площадки или глинобитных нар, которые служат для спанья, сиденья и т. п. В проходе между нарами под отверстием в потолке, вырывается яма для стока воды, покрытая деревянной решёткой. В хона ведёт небольшая дверь либо с улицы или двора, либо из летнего помещения. Окном для пропуска света служит отверстие в стене, имеющее обычно деревянную створку.

До 1930-х годов застекленных окон в горных деревнях почти нигде ещё не было. Для отопления помещения устроена яма для разведения костра, которая служит для печения хлеба (лепешек). Пищу готовят в очаге, который представляет собой выемку в виде срезанного сверху и сбоку конуса, с гладкими стенками и более широким дном. На дне выемки разводится огонь, а сверху ставится плоский, широкий котел. Отчего устраивается либо в специальном возвышении в углу или вдоль одной из стен, либо в проходе, толще нар. В хона держат зимой молодой скот и птицу, для чего сбоку от входа устраивается специальное помещение, закрываемое дверцей. Необходимо упомянуть о так наз. «летовьях», куда на лето угоняют скот и где в течение нескольких летних месяцев живёт большинство женщин деревни с маленькими детьми, заготовляя впрок молочные продукты. Для жилья служат небольшие хижины, сложенные из камней, часто не замазанные и не утепленные. Практически в каждой деревне имеется мечеть, за исключением самых маленьких (Гинзбург, 1937: 17-24).

Дома памирцев не похожи на жилища других народов. Их устройство остаётся неизменным на протяжении многих столетий, переходя от поколения к поколению. Каждый архитектурный элемент памирского дома имеет свой эзотерический смысл - доисламский и исламский. Каждый элемент дома имеет значение в жизни человека. Дом воплощает в себе целое мироздание, отражая божественную сущность человека и гармонию его отношения с природой. Опорой памирского дома являются 5 столбов. Они названы именами 5 святых: Мухаммад , Али , Фатима , Хасан и Хусейн . Столб Мухаммад - основной в доме. Это символ веры, мужской власти, вечности мира и нерушимости дома. Около его укладывают в колыбель новорожденного мальчика. Столб Фатима - символ чистоты, хранителя домашнего очага. Во время свадьбы возле этого столба одевают и украшают невесту, чтоб она была такой же красивой как Фатима. Столб Али - символ дружбы, любви, верности, соглашений. Когда жених привозит невесту в свой дом их усаживают возле этого столба чтобы их семейная жизнь была полна счастья и у них родились здоровые дети. Столб Хасан служит земле и охраняет её, заботясь о её процветании. Поэтому он длиннее других столбов и непосредственно соприкасается с землей. Столб Хусейн - символ света и огня. Около его читаются молитвы, религиозные тексты, совершается намаз и обряд зажигания свечи («чарогравшан») после смерти человека. Четырёхступенчатый свод дома - «чорхона», символизирует 4 стихии: земля, вода, ветер, огонь.

Брак и семья

Наиболее архаичной формой семьи у памирцев являлась большая патриархальная семья, основанная на принципах агнатного родства. Неразделённость хозяйства являлась основой существования большой семьи, которая в свою очередь была основана на совместном владении землей. Во главе такой семьи стоял старейшина, распоряжавшийся всем имуществом, распределением работ в семье и другими делами. Внутри семьи господствовали патриархальные отношения, младшие беспрекословно подчинялись старшим, а все вместе старейшине. Однако с проникновением в районы расселения памирцев товарно-денежных отношений общинный уклад был подорван, что привело к разложению больших патриархальных семей. На смену патриархальной семье пришла семья моногамная, сохранявшая ещё в той или иной мере патриархальные отношения.

С установлением Ислама было легализовано превосходство мужчины над женщиной. Согласно шариатным нормам муж имел преимущество в деле наследования, в качестве свидетеля, было узаконено право мужа на развод. Фактически положение женщины в семье зависело от степени её участия в производстве, сельском труде, поэтому в горных районах, где женщина принимала большее участие в производительной деятельности, её положение было относительно более свободным. Значительную роль у памирцев играли родственные браки, они стимулировались также и по экономическим причинам. Особенно излюблены были кузенные браки, главным образом, женитьба на дочери брата матери и дочери брата отца.