Кто танцует танго. Почему вам нужно научиться танцевать танго. Место рождения танца

Музыкальный стиль, который существовал в Аргентине, дал начало и новому виду танца под названием милонга. Странствующие музыканты наигрывали веселые песни, а публика в такт пританцовывала под эту музыку. В XIX веке эмигранты, танцуя милонгу, добавляли движения танцев своей страны, формируя первые элементы танго, того самого, в котором выражается эмоциональный накал, внутренний надрыв и переживания людей, покинувших свою родину. В какой стране зародился танец танго? Поговорим об этом в нашей статье.

Что такое аргентинское танго?

Как-то Луи Армстронг сказал: "Если ты спросишь, тебе никто не ответит". Также и аргентинское танго. Оно имеет много общего с джазом. в которой нет правил, но есть практики и способы. При изучении танец, в первую очередь познаются варианты импровизаций.

Зрелищно и страстно танцуют танго в кинофильмах Ричард Гир с Дженифер Лопес («Давайте потанцуем») или обворожительный Аль Пачино («Запах женщины»).

Профессионалы танго - Себастьян Арсе, Хавьер Родригез - танцуют просто великолепно. Но это шоу, постановочные танцы. Настоящее аргентинское танго - это простой танец обычных людей. Он глубокий и чувственный, не для зрителей. Он для двоих, вернее для троих: двое танцующих и музыка. в котором объятия важнее шагов, можно сказать, что это язык тела, на котором говорят партнеры.

Прелесть танца заключается в том, что партнеры друг друга не знают. Однако если ты начал танцевать с одним партнером, нужно пройти с ним четыре блока, на которые разбита милонга. Протанцевать один или два танца с партнером, а затем уйти - это неприлично. Здесь все события разворачиваются, как в жизни. В первом танце партнеры знакомятся, во втором - "притираются", в третьем, когда уже достаточно познакомились, происходит кульминация отношений, а четвертый танец - прощание.

Место рождения танца

Родина танго - Буэнос-Айрес. В трущобах этого города, ставшего приютом эмигрантов, зародился танец, объединивший в себе элементы и мотивы фламенко, африканские ритмы, кубинскую хабанеру и милонгу, исполняемую странствующими музыкантами. Таким образом, появившееся в период с 1860 по 1880 годы танго, стало сложным переплетением музыкальных и танцевальных традиций разных стран Европы, откуда прибывали эмигранты в поисках лучшей жизни.

Следует отметить, что первая волна эмигрантов - это в основном мужчины. Они приехали заработать денег, чтобы впоследствии перевезти свои семьи. Были среди них и одинокие, приехавшие в Буэнос-Айрес, чтобы разбогатеть. Работа занимала большую часть дня. Вечером наступала пора развлечений и отдыха. Каждый выбирал сам, чем заниматься. Многие шли в клубы, где был алкоголь, музыка, танцы. Именно там была благодатная почва для рождения танго - симбиоза многих культур и танцевальных традиций. С этого времени начинается история танца танго.

Первоначальная репутация танца

Место, где жили эмигранты, прибывшие со всего мира, было на окраине Буэнос-Айреса. Район назывался Arrabal (пригород). Здесь же прямо на улице жили нищие, промышляли воры и женщины легкого поведения - проститутки. Эта публика танцевала танго как в игорных клубах и публичных домах, так и просто на улице, либо в кабаре и барах.

Со временем идея танца и его эмоциональная подоплека приобрела самые разнообразные оттенки: от несчастной любви и тоски до сарказма. Но никогда танцующие люди не передавали через танго свое хорошее настроение или эйфорию.

Аргентинское танго танцевали мужчины в увеселительных заведениях со своими приятелями. Даже бытовало мнение, что это только мужской танец. Он для них был способом показать себя, продемонстрировать таланты и понравиться женщине. Но в конце XIX века в мир танго впервые вошли женщины. Это были проститутки из публичных домов. Танец мачо и проститутки - так в середине прошлого века называли танго, и в связи с этим считали его неприличным.

Как танец попал в Париж?

До сих некоторые выясняют, в какой стране зародился танец танго: в Аргентине или Уругвае. Но, где бы он не появился, в Европу он все-таки был привезен. Молодых людей из богатых аргентинских семей родители отправляли на учебу в европейские страны. Предприимчивые маэстро, не стеснявшиеся на родине получать уроки жизни в борделях, где и освоили танго, привезли его в Париж, заразив местную молодежь тангоманией. Танец нравился парижанам. Его исполняли на всех городских мероприятиях. Вскоре вся Европа познакомилась с этим танцем, в вот на родине танго, в аргентинском обществе, танец был принят только после признания в Париже.

Запреты и гонения

Однако, не всем по нраву была близость партнеров в танце. Не обошлось без гонений со стороны церкви. Папа Римский Пий X собирался наложить запрет танцевать неприличный танец христианам. Ситуацию спасли румынские танцоры, которые без эмоций и страсти станцевали танго в Ватикане. Хитрость и расчет сработали, запрет был снят.

В России этот удивительный танец также стал популярен в начале XX века. Хотя указ министра народного просвещения с официальным запретом танго был издан в 1914 году. Судьбу танго в свое время разделили венский вальс, мазурка и полька. Невзирая ни на какие запреты танец, что называется пошел в массы и пришелся по душе людям. Томную и страстную одновременно мелодию слушали с заигранных патефонных пластинок. В ритме танго звучали "Брызги шампанского" и "Утомленные солнцем", задушевные песни в исполнении Петра Лещенко и Александра Вертинского.

Популяризация танца

Единство двух элементов танца: мира музыки и танцевального искусства смог пронести через свою жизнь аргентинский певец и композитор Карлос Гардель, сын эмигранта из Тулузы. Ему принадлежит значимая роль в популяризации танго. В какой стране зародился танец? В Аргентине, именно она стала родоначальницей танго. Отсюда и пошла популяризация танца в мире. Хуан Дарьенцо создал ритмичное танго, пользуясь современными аранжировками. Карлос Ди Сарли - классик мелодичного и лиричного танца. Сценическое танго создал Освальдо Пуглиезе. С 90-х XX века началась новая волна тангомании. Повсеместно начали открываться школы танго, в которые на работу приглашали преподавателей из Аргентины.

Феномен мегаполиса

Танго, которое видят зрители на соревнованиях бальных танцев - это только шоу. Настоящее аргентинское танго, как говорилось выше, это импровизация, без эффектных па. Танцоры пропускают музыку через себя, это разговор двух тел, драма, заканчивающаяся с последними тактами музыки. Этот танец нужно чувствовать. У русских это получается. Они считаются лучшими в европейских странах танцорами, а признали это аргентинцы. И без разницы, в какой стране зародился танец танго, главное, он живет и развивается. У него есть любители и почитатели.

Конечно, Россия не Аргентина, где каждый вечер в десятках кафе двери открыты для любителей танго. Танцевальные вечера (милонги) проводятся даже днем. Во время обеденного перерыва аргентинцы бегут потанцевать. В России, в частности, в Санкт-Петербурге милонги проходят несколько раз в неделю. Они являются настоящим феноменом мегаполиса, на таких вечерах можно на несколько часов погрузится в атмосферу аргентинских улиц, страсти и любви.

Как танцевать?

Аргентинское танго сильно отличается от других танцев. В его хореографии последовательность шагов не заучена, она рождается в ритме танца партнером под заданную музыку.

Но если говорить об обучении танго, то в танце есть несколько основных движений: "восьмерка", "поворот" и "перенос". Его красота заключается в импровизации и сиюминутном вдохновении партнеров. Каждая танцующая пара трактует звучащую музыку по-своему и выражает это движениями. Стоит немного попрактиковаться и можно приходить на милонги - танцевальные вечера, которые устраивают любители танго по всему миру.

На уроках танго учатся чувствовать партнера, ощущению ритма и пространства и при этом умению импровизировать. Этот танец, как никакой другой выражает чувства без слов, демонстрирует зрителю уникальные истории и просто дарит наслаждение совершенной гармонией. Очень проблематично, если партнерша начинает контролировать себя, свои ноги, напрягать тело, бояться ошибок, превращаясь в комок мышц. В танце детали должны уходить на второй план. Можно сказать, что этот танец сравним с трансом под музыку, во время которого за несколько минут перекачивается огромное количество энергии.

Школы танго

Как правило, в школах уроки танго берут люди, для которых танец - потребность, а не времяпрепровождение. Причем, возраст не имеет значения. Обучаясь танцу, люди понимают, как выражать свободу своих эмоций через движения. Идея танца заключается во взаимодействии партнера и партнерши, которое передается через руки и соприкосновение тел.

Партнёров учат "водить", то есть делать такие движения, чтобы партнёрша совершала определённые шаги или фигуры. Это, конечно, весьма упрощённый подход к танцу. В нормальном танце такого фактически нет. Будет правильным сказать, что существует зависимость движений партнёрши от движений партнёра. В танце мужчина не задумывается о шагах, он думает о направлении движения, куда он переместит женщину в следующую секунду.

При обучении танго партнер должен понимать, что партнерша может не пойти в том же направлении или сделать не те шаги. Порой женщины стараются украсить танец, делая движения ногами, которые, как им кажется, партнер не заметит. Ничего страшного в этом нет. Ничего не мешает ему пойти за ней. В танце нет превалирующей роли ведущего и ведомого, главное в нем - это чувствовать партнера, а это проявляется, как в умении вести партнершу, так и следовать за ней.

В Москве почти каждый день (а бывает, что и несколько раз в день) где-нибудь проходит милонга — вечеринка, где танцуют танго. Количество школ и студий танго, появившихся в России начиная с конца 90-х, растет — все больше людей хотят найти пространство для того, чтобы спокойно и красиво выражать свои самые сложные эмоции. «Газета.Ru» решила выяснить, в чем секрет этого магического и популярного танца.

Недавно австралийские ученые из университета Новой Англии обнаружили благотворное влияние аргентинского танго на душевное здоровье человека. Участники эксперимента в возрасте от 18 до 75 лет, жалующиеся на депрессию, тревогу, стресс и бессонницу, две недели посещали уроки танго.

В результате у большинства заметно улучшился общий эмоциональный фон, возросла самооценка и способность радоваться жизни. Эффект сохранялся еще около месяца после окончания занятий.

Теория страсти

Изначально танго появилось в Аргентине в конце XIX века среди низших слоев общества. В 1910-х танец проникает в элиту и быстро завоевывает всеобщую любовь. Примерно тогда же он попадает в Европу, где начинается настоящая тангомания, а к началу 20-х — в США. 1935-1955 годы — «золотой век» танго, время создания музыки, под которую в основном и танцуют сегодня — под оркестры Хуана Д"Арьенцо, Освальдо Пуглиезе. С середины 50-х творчество композитора Астора Пьяццоллы окончательно возводит танго в ранг серьезной музыки. Формируются разные стили: салон, милонгеро, фантазия, нуэво, модерно…

Базовые элементы танго - это шаг и поворот, представленные в огромном количестве вариаций. Особенность танго в том, что это танец-импровизация, и его невозможно выучить — каждый раз, сочетая элементы по-новому, вы создаете абсолютно новый танец. При этом инициатором выступает мужчина, а роль женщины — чутко улавливать направление и пульс танца. В то же время это не игра в «угадалку» — мужчина должен достаточно ясно давать понять партнерше, как танец будет идти дальше, а она в свою очередь — его понимать.

И вот тут начинается самое интересное: чтобы диалог состоялся, партнеры вынуждены научиться доверять и открываться друг другу.

«Люди становятся более открыты к отношениям. Танго учит решать проблемы в парах. Если ты хочешь от кого-то что-то получить, ты должен дать ему то, что нужно ему, — рассказывает Джиджио Джованни , танцор и преподаватель танго с 20-летним стажем из Аргентины, живущий в Москве. «Обычно мы прячемся за словами, а когда танцуешь, тебе некуда деваться. Все становится ясно».

Невербальное общение, происходящее в танго, не может быть лживым, в отличие от повседневной жизни. «Танго учит мужчину быть мужчиной, — продолжает Джиджио. — Ведь на самом деле это непростая задача.

Быть мужчиной как животным может каждый. Танго учит быть джентльменом, понимать, что ты хочешь и как это получить.

В свою очередь женщины становятся более женственны, учатся слушать, чувствовать ситуацию».

Танго не только проигрывает историю общения изнутри, но и выстраивает отношения людей вокруг себя. Жизнь в танго-сообществе очень активна: неизбежно появляются новые знакомства, не нужно задаваться вопросом о том, куда пойти вечером. Для женщин это повод сменить джинсы и майки на платья и изящные туфли, для мужчин — почувствовать себя неотразимыми.

«Конечно, в танго гендерный дисбаланс достаточно ярко выражен, — рассказывает Анна Зюзина , преподаватель танго и сооснователь одной из первых московских танго-школ. — И мужчина, который реально научился танцевать, будет пользоваться успехом у женщин. Самооценка растет — у некоторых она даже иногда перепрыгивает порог адекватности. Конечно, нравиться девушкам — это уже момент интересный. А хорошая самооценка потом помогает и в других областях жизни».

«Для меня танго — аллегория жизни, — продолжает Джиджио. — Бесполезно идти в танго с целью найти что-то определенное, например семейное счастье, если ты сначала не нашел самого себя. А если ты нашел себя, тогда возможно все остальное. Танго — это и страдание, и страсть, и меланхолия. Кто танцует танго, легче преодолевает эти чувства в жизни. Грусть — тоже мастерство, нужно уметь ее проживать».

Практика любви

iStockphoto

Но танго — это, безусловно, не только о грусти, иначе оно бы не было так популярно. Прежде всего этот танец привлекает возможностью по-настоящему красивого общения между мужчиной и женщиной.

«В жизни обычно проходит довольно много времени, прежде чем ты в первый раз обнимешься с любимым человеком, — говорит Джиджио. — А танго с объятия начинается, и притом это просто объятие, просто танец.

Конечно, есть игра, есть флирт, но мы это любим, и русский народ это любит. Потому что они страстные. Как мы».

Кроме того, танго — хороший повод разобраться со своими психологическими проблемами. «Танго — социальный танец, и все это сообщество работает по всем законам общества, — говорит Анна. — Если человек видит, что у него что-то не получается не только «там», но и здесь, он корректирует свое поведение, и ему потом становится проще общаться с людьми».

Навыки, полученные на занятиях, отрабатываются на учебных танцевальных вечерах, иногда под присмотром преподавателя. Во многие школы можно прийти на такую практику, даже если вы учитесь в другой. А те, кто уже достаточно уверен в своих силах, могут отправляться на настоящую милонгу — вечер, где танцуют танго.

Излюбленные площадки московских тангерос — кафе «Теплица», Сад им. Баумана, Екатерининский парк, Музей Москвы, студия ТИР, дизайн-завод «Флакон», «Ритм-Блюз» кафе. Музыку принято ставить блоками из трех-четырех композиций танго почти без пауз — это «танда». Между тандами идут «кортины» — короткие вставки другой музыки, например сальсы или рок-н-ролла, когда можно побеседовать с партнером или найти нового.

Прерывать танду — грубое нарушение «кодигос», танго-этикета. Он, кстати, расписывает нормы поведения на милонгах до мельчайших деталей. Запоминаются они легко, помогая и избежать неловких ситуаций, и почувствовать себя на настоящем танцевальном ретровечере.

Частный случай

iStockphoto

Конечно, личная история взаимоотношений с танго у каждого уникальна. Но мы все равно попросили двоих московских тангерос — мужчину и женщину — рассказать свою.

Максим Муравьев, танцует с 2010 года :
«Я пришел в танго после окончания учебы в университете. Захотелось изменить свою жизнь… На поставленный себе вопрос «Как?» в голове зажглась лампочка с надписью «Аргентинское танго». Мне это показалось странным — я не знал, что это за танец, и никогда ничего не танцевал… Через полгода шумно отметил свой день рождения на милонге, а через год постепенно узнал, что такое «кодигос», и втянулся окончательно. Учиться всегда было интересно, и сейчас тоже. Считаю, для танго это обязательный бесконечный процесс.

Танго привносит баланс — жесткому человеку добавляет мягкости, мягкому — жесткости…

Мужчине дает уверенность в собственных силах, возможность реализовать скрытые потенциалы, веру в себя.

Я благодаря танго нашел свою любовь и связал с ней дальнейшую жизнь. Появилось новое окружение, много знакомств. Ритм танго прочно вошел в ритм жизни… Или скорее наоборот».

Лена Щекина, танцует с 2008 года:
«Незадолго до знакомства с танго я решила, что хочу заниматься парными танцами. И тут коллега предложила сходить с ней на закрытие московского фестиваля танго. Выйдя после концерта, я уже точно знала, какими именно танцами буду заниматься. Начала буквально через неделю, а после первого же занятия поехала покупать весьма недешевые профессиональные туфли. Так что это была любовь с первого взгляда.

Первый раз на милонгу я отправилась после четырех месяцев обучения: было очень страшно и интересно одновременно... Конечно, первые месяцы — самые сложные: изучаешь движения, пытаясь еще и в музыку попадать, и с партнером контакт сохранять. А потом становится легче, хотя это процесс многоэтапный, есть свои взлеты и падения. Сейчас я не учусь, но хожу на практики и милонги. Танго привносит в жизнь атмосферу праздника…

Моей подруге танго помогло выбраться из депрессии после развода, несколько знакомых нашли свои вторые половинки благодаря танго. Я встретила много замечательных людей.

А еще я стала свободней. Танго помогает, с одной стороны, научиться управлять телом, а с другой — внутренне раскрепоститься. Ведь не так-то просто в первый раз ответить на приглашение на танец или самой пригласить мужчину взглядом.

А еще танго учит классно обниматься».

Где научиться танцевать танго в Москве

ИТАР-ТАСС/ Сергей Карпов

Школа аргентинского танго «ТангоМио» . Основана в 2004 году одной из первых тангер Москвы, Милой Вигдоровой, и Анной Зюзиной. Здесь на постоянной основе обучают преподаватели, приглашенные из Буэнос-Айреса, а также регулярно проводят мастер-классы лучшие мировые мастера танго.

Первая московская школа танго Casa del Tango . Создана в 1998 году хореографом и преподавателем танго Валентиной Устиновой. Первые ученики Casa — ныне известные всей Москве тангеры.

Театр-студия аргентинского танго Влады Захаровой. Руководитель — чемпионка России по аргентинскому танго, профессиональный педагог-балетмейстер, преподает с 2000 года. Школа постоянно организует выступления учеников и педагогов на различных площадках и даже поездки в Аргентину.

Школа аргентинского танго GoTango. Существует с 2004 года. Форум на сайте этой школы известен, пожалуй, всему русскоязычному танго-сообществу и живет невероятно активной жизнью — здесь обсуждают самые разные вопросы, связанные с танго, узнают расписание танго-событий, а также ищут (и находят!) пару для занятий и милонг.

Клубы «Планетанго» и «Ла Милонга» . Помимо уроков танго эти клубы организуют регулярные практики, милонги (часто тематические — например, при свечах или по случаю праздника), семинары и мастер-классы зарубежных преподавателей, фестивали.

Российское танго-сообщество охватывает множество городов: Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Самара, Ярославль, Краснодар и т.д. Да и приехав в другую страну, вы точно не будете чувствовать себя одиноким — во многих странах есть с кем потанцевать.

Этот удивительный танец родился в конце XIX века, когда в поисках счастья и лучшей жизни в Буэнос-Айрес начали прибывать иммигранты из Европы, терзаемой голодом и войнами. И, как напоминание о родине, кроме музыкальных инструментов, они везли с собой музыкальные традиции и танцы своих стран.

Еще с давних времен в Аргентине существовал стиль песни, а после и танца, под названием «милонга». Это были веселые или ироничные песни странствующих музыкантов. Таким же стал и танец, который впоследствии, как это ни парадоксально, оказал наиболее важное влияние на зарождение танго. В XIX веке из привезенных иммигрантами из Европы танцев стали выбирать отдельные движения и адаптировать их к милонге, прокладывая путь к первому варианту танго. Этот танец в полной мере воплощал весь эмоциональный накал, всю силу переживаний людей, по воле судьбы покинувших родину.

«Милонга», по мнению Хосе Гобело (основатель «Академии дель люнфардо», считается авторитетом в том, что касается темы танго), является словом из африканского языка Квимбунда, будучи множественной формой слова «мулонга». «Мулонга» на этом языке означает «слово». Таким образом, «милонга» значит «слова». В 1872 году, когда Хосе Эрнандес опубликовал свою самую знаменитую книгу «Мартин Фиерро» (где в стихах описывается жизнь «гаучо» - аргентинского ковбоя), термин милонга уже приобрел смысл некоего собрания, где можно потанцевать. Десятилетие спустя, в 1883 году, Вентура Линч писал: «На окраинах города, милонга столь общепринята, что танцуется на всех собраниях людей, ее можно слышать исполняемой под музыку гитар, аккордеонов, расчесок и бумаги,а уличные музыканты играют ее оркестром из флейты, арфы и скрипки. Ее также танцуют в дешевых казино вокруг рынков на площадях 11 сентября и Конституции, во время других танцевальных мероприятий и похоронных процессий».

В наши дни милонга имеет несколько значений: стиль музыки, танец, общественное место, где можно потанцевать, а также свое изначальное значение (много слов, или длинный рассказ). Например, во фразе «no me vengas ahora con esa milonga» («не начинай сейчас всю эту трепотню»).

Что касается термина «танго», то единого мнения о его происхождении нет. Если обратится к предыстории танго, то все покрывается густым туманом. Слово «танго» появилось гораздо раньше, чем танец с таким названием. Сперва слово появилось за пределами Аргентины, на одном из Канарских островов, и в других частях Америки, со значением «собрание негров для танцев, для игры на барабанах; также, африканское название этого барабана». Словарь Испанской Королевской Академии Словесности, издания 1899 года, определяет Танго, как «Веселье и танец негров или низших слоев общества в Америке», а также дает и второе значение слова: «Музыка для этого танца». Здесь надо помнить, что для испанского мира, Америка является целым континентом, а не только США. В данном случае словарь говорил об испанской части Америки, исключая США и Канаду.

Сам танец (техника танца) построен так, что без импульса мужчины женщина и шагу не ступит. Для танго действительно нужны двое, потому что этот танец не вписывается в концепцию «мужчина ведет, женщина – следует».

К началу ХХ века аргентинское танго уже готово было завоевывать Европу. Сначала его «приютила» Франция. Произошло это благодаря богатым аргентинцам, которые регулярно бывали в Париже - их приемы регулярно посещались знатью. Из Парижа танец моментально «переселился» в другие европейские столицы. Консервативная Европа начала активно обучаться и интересоваться аргентинским танго, устраивать вечеринки с участием оркестров из Аргентины. Дерзкий и бескомпромиссный характер танца вызывал постоянное раздражение и запреты со стороны власть предержащих, однако попытки остановить популярность этого чувственного танца с его прикосновениями бедрами и переплетениями ног, не имели никакого успеха. Даже женской моде пришлось измениться, дабы подстроиться к движениям из танго - весьма громоздкие платья той поры были заменены более легкими и свободными.

По всему миру один за другим стали возникать салоны и школы аргентинского танго, а в Европе аристократия устраивала так называемые "tang o tea" – чаепития под танго. Соблазнительный и откровенный танец спровоцировал настоящую тангоманию. В 30-е и даже в начале 40-х годов прошлого столетия танго оставался танцем №1. А в 50-е годы,столкнувшись с новыми формами поп-музыки, танго вынуждено было уступить позиции и перейти в разряд «классики», к которой относились скорее с уважением, чем с наслаждением. Молодежь увлеклась новыми музыкальными течениями...

Но сегодня танго вновь возвращается к нам в том исконном стиле, как его танцевали и танцуют в Аргентине, когда мужчина и женщина заново открывают очарование и удовольствие от танца вдвоем. В танго приходят взрослые зрелые люди, которые, уже многое знают о себе и мире. «Спокойная мужественность», «элегантная женственность» – это сказано о мужчинах и женщинах в аргентинском танго. И подстраивая себя «под танго» (в том числе и путем освоения техники танца) мужчины и женщины действительно развивают в себе эти качества.

Танго не стоит на месте, оно динамично развивается. Это находит выражение в стилях этого танца. Обычно выделяют четыре группы стилей аргентинского танго: милонгеро, танго-салон, танго-нуэво и танго-фантазия. Милонгеро танцуют на милонгах; нуэво и фантазия требуют больше пространства, их танцуют чаще всего в шоу; салон более универсален, его с успехом можно танцевать как на переполненном танцполе, так и в шоу.

Луи Армстронг однажды сказал: «Если ты спросишь, что такое джаз, тебе никто не ответит». Аргентинское танго имеет много общего с джазовой музыкой в том смысле, что у импровизации не существует никаких установленных правил, но существуют распространенные практики и способы. Люди,изучающие джазовую музыку или аргентинское танго, изучают варианты импровизации. И в этом смысле свойства аргентинского танго определяют распространенные практики импровизации.

Аргентинское танго – это всегда импровизация, зачастую даже не знакомых друг с другом людей. Они ни о чем не договариваются заранее, не подсказывают друг другу движения.

Танго – это особенный язык, на котором мужчина и женщина говорят без слов.


Когда прошел примерно год с начала моих занятий танго, мне стало интересно, а откуда, собственно, взялось само слово «танго », что за скрытый смысл оно несет, или вовсе в нем нет никакой интриги? Поиски в различных словарях, энциклопедиях, Интернете дали богатую пищу для размышлений. Периодически друзья и знакомые тоже интересуются предметом моих увлечений. Так постепенно родилась идея статьи, в которой захотелось собрать воедино всю информацию, что мне удалось найти по этому вопросу. Все, что Вы прочитаете в этом тексте, отнюдь не является истиной в последней инстанции и вовсе не претендует на звание правды. Это всего лишь краткий перечень существующих гипотез, мифов, легенд, догадок с примесью исторических фактов и справок.

Совершенно точно одно: слово «танго» появилось гораздо раньше, чем возник танец под этим названием. Слово это вовсе и не аргентинского происхождения. Как оказывается, следы его можно обнаружить в африканских наречиях. В том или ином произношении его использовали в Конго, Нигерии, Танзании, Судане, а также на Канарских островах и в различных частях Америки. Так, Винсенте Росси указал на возможность происхождения слова «танго» от какого-либо из африканских диалектов. Эта теория представлена в опубликованной им в 1926 году книге «Cosas de negros» («Дела Черных»).

Еще один танго-исследователь, Рикардо Родригес Молас, соглашается с Росси и приводит целый ряд слов, которые могли стать прародителями «танго». Например, нигерийское племя йоруба поклоняется богу «шанго». В Конго существует танец «ланго». Народность банту словом «тамгу» обозначает танец как таковой.

Хосе Гобело, авторитет в теме танго, добавляет к этому, что в Танзании есть область «танга» и озеро Танганьика. Афро-южноамериканцы исполняют ритуальные пляски «tang» под барабаны, которые называются «танго» или «тамбо» (возможно, от испанского слова «tambor» — барабан).

Молас указывает, что в Конго слово «танго» обозначает «круг», «закрытое место», «частное пространство, вход в которое надо спрашивать». Гобело добавляет, что это слово можно трактовать как «место встречи» и «особое место».

Работорговцы под словом «танго » имели в виду места, где перед погрузкой на корабль собирали рабов. Оно же обозначало места содержания и продажи рабов в Америке. Возможно, таким образом слово «танго» появилось и прижилось в портовых городах Буэнос Айресе и Монтевидео, которые долгое время были перевалочными пунктами работорговли.

Многие исследователи сходятся в том, что первоначальный смысл слова «танго» — все же закрытое пространство, где африканцы собирались потанцевать, а позднее - и сам этот танец.

Некоторые исследователи проследили трактовку слова «танго» в разных изданиях Словаря Испанской Королевской Академии Словесности. Результаты — очень любопытны. Например, в издании 1899 года «танго» определено как «веселье и танец негров или низших слоев общества в Америке». Второй смысл слова — «музыка для этого танца». В данном случае под Америкой следует понимать испанскую часть целого континента без Канады и США. Издание 1914 года находит происхождение «танго» в латыни и пытается связать его с глаголом «тангир» («играть на инструментах»). Например, выражение «эго танго» имеет смысл «я играю». Там же можно найти упоминание слова «тангере» в значении «трогать». Позднее эти ссылки были удалены из словаря, возможно, в их правильности усомнились. В издании Словаря 1925 года добавлена следующая трактовка слова «танго»: «танец высшего общества, ввезенный из Америки в начале столетия». Вот так на страницах одной книги «танго» прошло путь от «низших» до «высших» слоев общества. И только в издании 1984 года термин «танго» приобрело нынешний смысл - аргентинский танец.

А вот и еще несколько любопытных версий происхождения слова «танго». В разное время в родстве с ним были «заподозрены» китайская династия Тан, французский глагол tangier (трогать), некая мексиканская песня «старинное танго» (ссылка на нее найдена в архивах Святой Инквизиции в Мексике), безудержные танцы негров-колонистов под названием «тангО» (с ударением на «о») и даже японцы, жившие на Кубе (по мнению Эдуардо С. Кастильо).

Наверное, не имеет смысла спорить, какая из упомянутых версий ближе к истине. Скорее всего, существуют и другие объяснения, значения и смыслы этого слова. Более того, сам танец, который сейчас обозначают словом «танго » претерпел сильные изменения и назывался по-разному в разные периоды времени. Но это уже другая тема. Если Вам известна еще какая-либо информация, касающаяся затронутого вопроса, поделитесь ей в комментариях, это интересно.

Танго - это, конечно, прежде всего танец, но также и много больше. Танго - это движение, чувство и музыка - все вместе. Танго - это отношения мужчины и женщины. Танго - это маленькая жизнь пока звучит музыка и пока длится объятие. Танго - это мироощущение.


Это дикое танго огня
на изломе страха и боли.
Это наша с тобой игра…
Мы - актеры без главной роли.

Это души, лишённые сна,
это чувства, лишённые тела.
Это вера на всех одна…
Мы взлетаем легко и смело!

Это танго забытых грёз…
Танец птиц, потерявших небо.
Это - дождь обжигающих слёз,
рядом ангел и грустный демон.

"Танго - это смесь ярости, боли, веры и отсутствия."
"Танго - это печальная мысль, которую даже можно станцевать."
"Аргентинское танго - это печальная мысль, выраженная в танце.

Точное место происхождения танго – и танца и самого слова – теряется в мифах и неписаной истории. Но есть общепринятая теория. В середине девятнадцатого века в Аргентину завезли африканских рабов, которые начали изменять местную культуру. Слово «танго» может быть чисто африканским в значении «замкнутое пространство», а может быть португальским (или латиноамериканским – произошедшим от слова «tanguere» означающего «прикасаться»), подобранным рабами на корабельных бортах.
Так или иначе, слово «танго» в период заселения Аргентины рабами из Африки стало означать место, где чернокожие рабы и свободные негры собирались для танцев.


В конце XIX – начале XX века Аргентина переживала массивный приток мигрантов.
В Аргентине стали жить все: африканцы, испанцы, итальянцы, британцы, немцы, поляки, русские, сами аргентинцы…
В результате произошло слияние культур, и каждая национальность заимствовала танцы у другой. Африканские ритмы тангано и кандомбе, аргентинская милонга, кубинская хабанера, испанское фламенко, ритуальные танцы индейцев, польская мазурка, немецкий вальс и другие танцы народов мира слились воедино в один танец Аргентинское танго.


К началу XX века танго (как танец, так и популярная музыка) заняло прочное положение в Буэнос-Айресе и спустя несколько лет распространилось по провинциям страны и даже пересекло Ла-Плата и попало в Монтевидео, столицу Уругвая, где стало такой же частью городской культуры, как и в столице Аргентины.

Шествие танго по миру началось в первой трети двадцатого века, когда сыновья из богатых аргентинских семей проложили путь в Париж и подарили танго обществу, жадному до новаторских идей и терпимому к сомнительной природе танца и связям с молодыми, богатыми молодчиками из Аргентины.


В 20-х и 30-х годах 20 века танго продолжало распространяться по миру. Танец появился в кино. Певцы танго разъезжали с концертами. К тридцатым годам начался Золотой Век аргентинского танго. Аргентина стала одной из десяти богатейших стран мира. Танго превратилось в фундамент, первооснову ее культуры. Золотой Век этого танца длился вплоть до пятидесятых годов. Но расцвет танго был обусловлен экономическими причинами.

В пятидесятые годы правительство начало проводить политику репрессий. Это, разумеется, отразилось в текстах песен, и постепенно репрессии перекинулись на культуру.

Танец и музыка ушли в подполье; по всей стране закрывались танцевальные залы, запрещались большие публичные собрания - но танго выжило в маленьких, малоизвестных местечках и, конечно, в сердцах людей. Однако уход в подполье сопровождался вторжением рок-н-ролла, и из-за него танго пребывало в упадке вплоть до середины восьмидесятых годов, когда в Париже появилось сценическое шоу «Танго Аргентино».

И снова Париж стал местом, откуда танго во второй раз понеслось по миру. Шоу вызвало взрыв увлеченности этим стилем в Европе, Северной Америке и Японии.

Сегодня танго является одним из самых популярных в мире танцев.

Танго. Fernando Gracia and Sol Cerquides

Плечи расправь, да выпрямь осанку,
Мы этой ночью станцуем танго.
Смотри мне в глаза и чувствуя такт,
Отдайся вся танцу. Поворот. Шаг.