Кто написал рассказ война и мир. История создания романа война и мир. История создания романа

«Война и мир» – это легендарный роман-эпопея Л.Н. Толстого, положивший начало новому жанру прозы в мировой литературе. Строки великого произведения созданы под влиянием истории, философии и общественных дисциплин, которые досконально изучал великий писатель, поскольку исторические произведения требуют максимально точных сведений. Изучив множество документов, Толстой осветил исторические события с максимальной точностью, подтверждая сведения мемуарами очевидцев великой эпохи.

Предпосылки написания романа Война и мир

Идея написания романа возникла в результате впечатлений от встречи с декабристом С. Волконским, который поведал Толстому о жизни в изгнании на сибирских просторах. Это был 1856 год. Отдельная глава под называнием «Декабристы» полностью передавала дух героя, его принципы и политические убеждения.

Спустя время автор принимает решение вернуться вглубь истории и осветить события не только 1825 года, но и начало формирования декабристского движения и их идеологии. Освещая события 1812 года, Толстой изучает множество исторических материалов той эпохи – записи В.А. Перовского, С. Жихарева, А.П. Ермолова, письма генерала Ф.П. Уварова, фрейлины М.А. Волковой, а также целого ряда материалов русских и французских историков. Не менее важную роль в создании романа сыграли подлинные планы сражений, приказы и распоряжения высоких чинов императорского дворца во время войны 1812 года.

Но и на этом писатель не останавливается, возвращаясь к историческим событиям начала XIX века. В романе фигурируют исторические личности Наполеона и Александра I, тем самым усложняя структуру и жанр великого произведения.

Главная тема эпопеи Война и мир

Гениальное историческое творение, написание которого длилось около 6 лет, представляет собой невероятно правдивое настроение русского народа, его психологию и мировоззрение во времена императорских сражений. Строки романа пронизаны нравственностью и индивидуальностью каждого из персонажей, которых в романе больше 500. Цельная картина произведения заключается в гениальном воспроизведении художественных образов представителей всех слоев общества, начиная от императора и заканчивая обычным солдатом. Невероятное впечатление производят сцены, где автор передает как высокие побуждения героев, так и низменные, тем самым указывая на жизнь русского человека в различных ее проявлениях.

На протяжении многих лет, под влиянием литературных критиков, Толстой вносит некоторые изменения в некоторые части произведения – сокращает количество томов до 4-х, переносит часть размышлений в эпилог, вносит некоторые стилистические правки. В 1868 году на свет появляется работа, в которой автор излагает некоторые подробности написания романа, проливает свет на некоторые детали стиля и жанра написания, а также особенности главных персонажей.


Благодаря неугомонной и талантливой личности, каким был Лев Николаевич Толстой, мир увидел великую книгу о самосовершенствовании, которая была, есть и будет актуальной среди огромного количества читателей всех времен и народов. Здесь любой найдет ответы на самые сложные жизненные вопросы, черпая мудрость, философию и гениальный исторический опыт русского народа.

Десять тысяч рукописных страниц (это сложенные один на другой 6-7 экземпляров Библии), еще объем в 60 страниц машинописного текста черновых набросков и неизданных отрывков, описанный в подробностях сложный исторический период, охватывающий 15 лет, более 500 персонажей, большинство которых прорисованы весьма детально…. И все это за шесть лет непрерывного кропотливого труда. Так появился на свет гениальный труд Льва Николаевича Толстого - книга «Война и мир».

Произведение не было написано на одном дыхании. Автор вручную переписывал роман восемь раз. А разрозненные эпизоды были переработаны более десятка раз. И хотя сам Толстой не слишком жаловал свое детище, «Война и мир» - роман, получивший мировое признание уже вскоре после своего издания. А на сегодняшний день он переведен уже на 40 языков.

Кто написал «Войну и мир»?

В связи с этим нельзя обойти стороной один прелюбопытнейший факт - влияние творчества Толстого на молодого Мохандаса Ганди, впоследствии ставшего вдохновителем и руководителем движения за независимость Индии от Британской империи. Позиция Толстого в отношении нецелесообразности борьбы со злом с помощью насилия нашла отклик в сердце юного индуса. И спустя годы он смог добиться воплощения этой идеи в реальность.

Лев Николаевич был весьма азартным игроком. Тот, кто написал «Войну и мир», где есть запоминающаяся сцена, в которой Николай Ростов проигрывает в карты большие деньги, сам проиграл однажды главное здание своей усадьбы. Причем новый хозяин не поленился разобрать строение и увезти к себе в имение.

А еще Толстой основал собственную религию. Его последователи активно пытались нести ее в массы простого народа. Основными постулатами учений были всепрощение, отказ от какой-бы то ни было войны (вплоть до отказа от исполнения воинской повинности) и нравственное совершенствование.

Сам граф Толстой на деле стремился вести простую жизнь. Он отказался от авторских прав (это первый случай в истории), не принял Нобелевскую премию и вообще заявлял, что деньги ненавидит. И действительно, в дошедших до наших дней фотографиях виден скорее образ простого русского мужика, а никак не утонченного представителя дворянства.

Рождение замысла знаменитого произведения

Начиналось все с малого. Всего за три года до рождения того, кто написал «Войну и мир», произошло выдающееся восстание декабристов. Лев Николаевич, происходивший из дворянского рода, буквально вырос на историях об этих событиях.


Шли годы. Некоторым участникам неудавшегося переворота было позволено вернуться в родные места. И Толстой задумывает написать повесть о возвращении из ссылки семьи декабристов. По его замыслу это должны были быть Пьер и Наташа Безуховы. Сегодня они хорошо известны нам как герои романа «Война и мир».

Однако размышления о судьбе декабристов все больше уносят писателя во времена самого восстания. А вместе с тем рождается множество вопросов: что подтолкнуло молодых людей к такому отчаянному решению? Какие были предпосылки для переворота в общественной жизни? Как формировался характер будущих декабристов?

Продвигаясь по этим ниточкам, Толстой все больше погружается в историю и останавливается на периоде войны России с Наполеоном.

Работа над романом

Историческое полотно, которое стежок за стежком вывел на страницах своего романа Лев Николаевич Толстой, действительно заслуживает восхищения. Оно отнюдь не является неким размытым вторым планом, на фоне которого развивается игра главных действующих лиц. Скорее, исторические события увлекают своим мощным потоком героев, заставляя их действовать тем или иным образом.

Проникновение во внутренний мир становления характеров своих персонажей - это то, чего хотел достичь Л. Толстой. «Война и мир» - это описание масштабной исторической наковальни, под ударами которой слабые характеры ломаются, а сильные приобретают новую форму и назначение.

Пьер Безухов

Над этим персонажем автор работал особенно тщательно. Роман Толстого «Война и мир» полностью раскрывает становление характера будущего декабриста. Он проходит через многие испытания, в первую очередь тяжелые эмоционально, сталкивается с предательством и несправедливостью. Однако, что было главным для писателя, не теряет веры в возможность изменить существующий порядок.

Появившись в первых главах неуклюжим юнцом, далее он предстает как человек, слишком легко поддающийся любому влиянию. Поначалу даже удивительно, что связывает такого человека с Андреем Болконским.

Потом читатель начинает невольно симпатизировать искренности этого молодого человека. С развитием сюжета романа мы все больше привязываемся к Пьеру и начинаем сопереживать ему. Из недалекого увальня он превращается в человека с твердыми принципами. И хотя он продолжает искать свое место в жизни, его уже никак не назовешь легко поддающимся влиянию.

Идиллическое завершение мытарств Пьера Безухова выглядит даже несколько необычным для всегда пессимистически настроенного Толстого. Однако не стоит забывать, что автор предполагал довести историю до восстания, ссылки и последующего возвращения. Кроме того, роман «Война и мир» написан Толстым в пору счастливого периода в семейной жизни писателя. И его настроение не могло не отразиться в самой книге.

Наташа Ростова

Юная Наташа - средоточие неудержимо бьющей прямо из глубины сердца позитивной энергии. Она весела и непосредственна. И часто мы наблюдаем моменты, когда, казалось бы, более приличным было прикрыть эту непосредственность подобающими манерами. Однако юности свойственно впадать в крайности, и герои романа «Война и мир» потому и предстают перед нами столь настоящими и живыми, что мы видим их настоящие эмоции.

Однако впоследствии легкомысленность сыграла с нею злую шутку, когда, будучи невестой столь желанного когда-то князя Болконского, Наташа принимает ухаживания Анатоля Курагина и соглашается бежать с ним из страны. Но эта же самая искренность позволяет Наташе Ростовой сохранить настоящую чистоту души на протяжении жизни. Она побуждает ее сострадать и помогать другим. Причем сословие для Наташи не имеет никакого значения. Эпизод, когда она, не задумываясь, отдает подводы для перевозки раненых - яркое тому подтверждение.

Андрей Болконский

Этот персонаж - воплощение спокойствия и рассудительности. Возможно, кому-то он кажется скучным, однако его внутренний мир не менее богат, чем у того же Пьера Безухова.

Андрей уравновешен и целеустремлен. Да, как и у других положительных героев этого произведения, его цели на протяжении повествования меняются. Однако всякий раз, определившись со своими желаниями и приоритетами, он действует решительно и конкретно.

Молодой князь Болконский весьма сдержан в проявлении своих чувств. Однако если вспомнить характер его отца, становится понятно, что иным он быть просто не мог. И тот, кто написал «Войну и мир», прекрасно это знал. Ведь прототипом князя Николая Андреевича Болконского послужил родной дед Льва Толстого. И он прекрасно понимал, в каких условиях рос его герой. В детстве, юности, да и в зрелом возрасте Андрей, движимый почтением к отцу, должен был молчать и держать свои эмоции глубоко внутри. Хотя это и не мешало ему иметь собственное мнение.

Вначале мы видим Андрея Болконского весьма честолюбивым офицером. Однако после памятного сражения близ Аустерлица система его ценностей коренным образом меняется. Андрей стремится вернуться к семье и нагнать упущенное, однако жизнь распоряжается по-другому - его жена умирает при родах.

Следующим серьезным поворотом в его жизни стала встреча с Наташей Ростовой. Он увидел в ней то, что было скрыто внутри - не просто внешнюю наивность и непосредственность, но изначальную чистоту доброго и отзывчивого сердца. Тем страшнее был для него удар, который ему нанесла неверность невесты.

Верный своей философии всепрощения, Толстой вкладывает эту добродетель в находящегося при смерти Андрея. Его прощение - это не просто дань церковной догме. Автор описывает его, скорее, как просветление души. Это искреннее и всепоглощающее чувство, которое дарит настоящий покой.

Николай Ростов

Еще один положительный персонаж. Он простой и открытый, преданный и честный. И это далеко не полная его характеристика. «Война и мир» - роман, в котором Толстой постарался отразить все сословия общества. А Николай Ростов в этом контексте - представитель лучшего, что видел автор в офицерах и простых солдатах.

Соня

Девушка, изначально отодвинутая в тень и своим положением в обществе, и сюжетом романа. Однако если потрудиться рассмотреть ее поближе, то вместо скромной серенькой мышки перед нами предстанет по-настоящему сильная натура, не способная предать доверие близких ей людей в угоду личному счастью.

«Война и мир» - роман, который стоит прочесть

«Войну и мир» Толстого неоднократно экранизировали. Впервые фильм вышел в прокат еще в 1913 году. За эту работу брались талантливые режиссеры, в картинах принимали участие звезды с мировым именем. Стоит признать, результаты были впечатляющими.

Последняя экранизация появилась в 2007 году. Это совместная работа команды, в которой были представители Италии, Франции, Германии, России и Польши. Режиссеру действительно удалось передать и дух той эпохи, и характеры персонажей.

Однако если вы хотите по-настоящему прикоснуться к этому шедевру мировой литературы, возьмите в руки книгу и погрузитесь в мир, доступный лишь читателю.

Одним из наиболее фундаментальных и высокохудожественных прозаических произведений в истории отечественной литературы является роман-эпопея «Война и мир». Высокая идейная и композиционная совершенность произведения – плод многолетней работы. История создания «Войны и мира» Толстого отражает упорный труд над романом с 1863 по 1870 год.

Интерес к тематике декабристов

В основе произведения – Отечественная война 1812 года, ее отражение на судьбах людей, пробуждение нравственно-патриотических чувств, духовное единение русского народа. Однако прежде чем приступить к созданию истории об Отечественной войне, автор многократно менял свои планы. Многие годы его волновала тема декабристов, их роль в развитии государства и исход восстания.

Толстой задумал написать произведение, отражающее историю декабриста, который в 1856 году вернулся после 30-летней ссылки. Начало повествования по замыслу Толстого должно было начинаться с 1856 года. Позже автор принимает решение начать свою историю с 1825 года, чтобы показать, какие причины привели героя к ссылке. Но окунувшись в пучину исторических событий, автор почувствовал необходимость изобразить не только судьбу одного героя, а саму декабристского восстания, его истоки.

Первоначальный замысел

Произведение задумывалось в качестве повести, а позже романа «Декабристы», над которым он работал в 1860–1861 годах. Со временем автор не удовлетворяется лишь событиями 1825 года и приходит к пониманию, что необходимо раскрыть в произведение более ранние исторические события, сформировавшие волну патриотического движения и пробуждение гражданского сознания в России. Но и на этом автор не остановился, понимая неразрывную связь событий 1812 года с их истоками, которые берут свое начало с 1805 года. Таким образом, идея творческого воссоздания художественной и исторической действительности планируется автором в полувековую масштабную картину, отражающую события с 1805 по 1850-е годы.

«Три поры» в истории России

Такой замысел воссоздания исторической действительности автор назвал «Три поры». Первая из них должна была отразить исторические реалии XIX века, олицетворявшие условия формирования молодых декабристов. Следующая пора – это 1820-е годы – момент формирования гражданской активности и нравственной позиции декабристов. Кульминацией этого исторического периода, по замыслу Толстого, являлось непосредственное описание восстания декабристов, его поражения и последствий. Третья пора была задумана автором как воссоздание действительности 50-х годов, отмеченных возвращением декабристов из ссылки по амнистии в связи со смертью Николая I. Третья часть должна была стать олицетворением времени наступления долгожданных перемен в политической атмосфере России.

Такой глобальный замысел автора, заключающийся в изображении весьма широкого временного отрезка, наполненного многочисленными и значимыми историческими событиями, требовал от писателя огромного напряжения и художественных сил. Произведение, в финале которого планировалось возвращение Пьера Безухова и Наташи Ростовой из ссылки не укладывалось в рамки не то что традиционной исторической повести, а даже романа. Понимая это и осознавая важность детального воссоздания картин войны 1812 года и ее отправных точек, Лев Николаевич решает сузить исторические рамки задуманного произведения.

Окончательный вариант художественного замысла

В окончательной задумке автора крайней временной точкой оказываются 20-е годы XIX века, о которых читатель узнает лишь в прологе, основные же события произведения совпадают с исторической действительностью с 1805 по 1812 год. Несмотря на то что автор решил передать суть исторической эпохи более кратко, книга так и не смогла соответствовать ни одному из традиционных исторических жанров. Произведение, сочетающее детальное описания всех аспектов военного и мирного времени, вылилось в четырехтомный роман-эпопею,

Работа над романом

Несмотря на то, что автор утвердился с окончательным вариантом художественного замысла, работа над произведением не была легкой. За семилетний период его создания автор многократно бросал работу над романом и возвращался к нему снова. Об особенностях работы свидетельствуют многочисленные рукописи произведения, сохраненные в архиве писателя насчитывающие более пяти тысяч страниц. По ним-то и прослеживается история создания романа «Война и мир».

В архиве нашлось 15 черновых вариантов романа, что свидетельствует о предельной ответственности автора к работе над произведением, высокой степени самоанализа и критики. Осознавая важность тематики, Толстой хотел быть максимально близок к истинным историческим фактам, философским и моральным взглядам общества, гражданским настроениям первой четверти XIX века. Для написания романа «Война и мир» писателю пришлось изучить немало мемуарных произведений очевидцев войны, исторических документов и научных работ, личных писем. «Когда я пишу историческое, я люблю до малейших подробностей быть верным действительности», – утверждал Толстой. В итоге вышло так, что писатель невольно собрал целую коллекцию книг, посвященных событиям 1812 года.

Кроме работы над историческими источниками, для достоверного изображения событий войны автор посещал места боевых сражений. Именно эти поездки легли в основу неповторимых пейзажных зарисовок, превращающих роман из исторической хроники в высокохудожественное произведение литературы.

Название произведения, выбранное автором, олицетворяет главную идею. Мир, который заключается в душевной гармонии и в отсутствие военных действий на родной земле, способен сделать человека по-настоящему счастливым. Л.Н. Толстому, который во время создания произведения писал: «Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях», несомненно, удалось воплотить свой идейный замысел.

Тест по произведению

Краткая биография Г. Уэллса

Родился будущий знаменитый писатель в городе Бромли 21 сентября 1866 г. Его отец в то время был простым садовником, а мать - горничной. Несколько позднее семье Уэллсов удалось скопить немного денег и стать владельцами небольшой лавки товаров из фарфора. Дохода этот бизнес приносил мало и жила семья будущего фантаста в основном на деньги, зарабатываемые отцом игрой в крикет.

Учился автор «Войны миров» Герберт Уэллс в Кингс-колледже в Лондоне. Диплом о его окончании он получил в 1888 г. Позднее ему было присвоено два ученых звания и в конце концов он стал доктором биологии. В 1893 г. Герберт Уэллс решил профессионально заняться журналистикой.

Женат писатель был дважды. Но с первой супругой отношения у него не сложились. Вторая жена Уэллса родила ему двух сыновей и умерла от рака. Последней любовью писателя стала Мария Закревская-Будберг. Эта советская дипломатка предположительно являлась двойным агентом английской разведки и ОГПУ. Встречаться с ней Уэллс начал после того, как она рассталась с Максимом Горьким.

Умер Г. Уэллс в августе 1946 года, 13 числа, в возрасте 80-ти лет из-за проблем с обменом веществ. 16 августа писатель был кремирован в Голдес-Грирн в Лондоне.

Автором каких книг является еще

Кто написал «Войну миров», знают все любители фантастики. Произведение это на самом деле очень известное и популярное. Но помимо него, перу Уэллса принадлежат также такие знаменитые романы, как, к примеру:

  • «Человек-невидимка»;
  • «Люди как боги»;
  • «Когда спящий проснется» и другие.

Самой же первой написанной Уэллсом книгой, была «Машина времени». Это произведение увидело свет в 1895 г. То есть через два года после того, как писатель стал журналистом.

Кто написал «Войну миров Z»

Произведение «Война миров» - поистине бессмертное. Зачитывается им уже не одно поколение юных любителей фантастики. Однако мир не стоит на месте. Кто написал «Войну миров» - понятно. Но за прошедшие после смерти Уэллса десятилетия в свет вышло конечно же, и множество также очень интересных фантастических произведений, написанных другими авторами.

В 2013 г. в Москве на международном кинофестивале состоялась премьера фильма с похожим на «Войну миров» Уэллса названием - «Война миров Z». Снята эта картина-бестселлер была по одноименному роману Макса Букса. Этот актер и сценарист родился и проживает в настоящее время в США. В свет его книга «Война миров Z» или «Мировая война Z» (более точный перевод) вышла в 2006 году. Опубликовано это произведение было издательством «Crown» и имело большой успех. Книга очень понравилась в том числе и режиссеру Марку Форстеру. Поэтому он и решил снять по ней фильм.

Прежде чем Вы прочтете этот очерк, пожалуйста, посмотрите данный ролик:

Вроде бы, как говорится, «и смех, и слезы»… Но, отсмеявшись, те, кому мне довелось показать эти интервью, обычно заметно грустнели. И правда: если повсеместно дело обстоит именно так, смеяться нечему: «Порвалась связь времен», ни больше ни меньше как шекспировская тема.

Каждый год мы принимаем новых студентов в Сретенскую духовную семинарию. Больше половины это вчерашние школьники, остальные — молодые люди с высшим образованием. Уровень их гуманитарной подготовки просто ужасает. Хотя многие закончили школу с прекрасными оценками. То же я слышу от ректоров и преподавателей светских высших учебных заведений.


Чтобы выправить ситуацию, мы на бакалавриате три года читаем курс русской литературы, что называется с нуля, и четыре года — историю. Справедливости ради следует сказать, что на каждом курсе есть один-два неплохо подготовленных студента, но таких — единицы. Советский выпускник-середнячок образца каких-нибудь 1975-1980 годов — корифей по сравнению с отличниками ЕГЭ-2016.

Интервью, которые вы видели, по нашей просьбе провели две известные телекомпании «Красный квадрат» и «Мастерская», чьи корреспонденты опрашивали студентов вузов и молодежь с высшим образованием. Многие молодые люди отказывались, говоря, что не готовы отвечать на вопросы гуманитарного характера. Представленное — отнюдь не выборка худших ответов: таково было наше условие, об исполнении которого нас заверили работники телекомпаний.

Готовя к публикации этот ролик, мы вначале хотели скрыть лица молодых людей. Но потом решили оставить все как есть. Во-первых, молодые люди, отвечающие на наши вопросы, — на удивление живые, симпатичные, находчивые и умные (это не ирония). А во-вторых, по моему убеждению, не они виноваты в том, что практически даже не знакомы с литературой, искусством и культурой России — великим наследием не только нашей страны, но и всего человечества. А ведь это достояние принадлежит в первую очередь именно этим молодым людям — по праву рождения, по праву родного языка. В создавшейся ситуации виноваты действительно не они, а те, кто не передал им их законное духовное наследство. Это не кто иные, как мы — люди среднего и старшего поколений. Мы и виноваты.

Наши родители и деды в непростых, мягко говоря, условиях XX века смогли передать нам бесценное сокровище — великую русскую культуру: литературу и искусство, привить вкус и любовь к ним. Мы, в свою очередь, должны были сделать то же для следующих поколений. Но исполнить свой долг не сумели.

Происшедшему можно найти множество причин — от влияния интернета, непрофессионализма и нерадения чиновников-реформаторов до козней либералов и происков Запада. Можно очень убедительно разъяснить, почему все именно так произошло. Но суть дела от этого не изменится: наше поколение, совершенно очевидно, не исполнило своего долга по отношению к тем, кому мы передадим Россию, вот к этим ребятам с экрана.

Разобравшись с нашим первым традиционным и сакраментальным вопросом «Кто виноват?», перейдем ко второму традиционному вопросу: «Что делать?»

В прошлом году было образовано Общество русской словесности, его возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Одним из проектов общества станет объединение «Пушкинский союз», задача которого, если можно так сказать, возвращение русской классики и — шире — отечественной культуры, литературы и искусства в поле духовной и интеллектуальной жизни молодого поколения. Члены Общества русской словесности, министры культуры и образования В. Р. Мединский и О. Ю. Васильева, ректор МГУ В. А. Садовничий, ректоры многих других вузов, руководители творческих союзов, деятели культуры уже дважды собирались для обсуждения и выработки программы действий.

Всем было очевидно: худшее, что можно предпринять в сложившейся ситуации - начать насильно и назойливо всей мощью государства, Церкви и общества заставлять любить классику. На самом деле реальное и главное - донести до молодежи, уже ушедшей из школы, хотя бы основы нашего культурного наследия, с которым их не сумели познакомить ни школа, ни семья. Привить вкус к русской литературе и искусству. Для нынешних и будущих школьников и студентов общими усилиями вместо нынешнего симулякра гуманитарного образования нужно создать эффективную и целостную образовательную систему с живыми методиками преподавания. Этим и занимаются сейчас многие ведомства и общественные объединения при общей координации Общества русской словесности. Кстати подобный и позитивный опыт уже имеется: деятельность Российского исторического общества.

Чем была велика советская система образования, если оставить в стороне ее идеологическую составляющую? Ведь уже к середине 1970-х годов коммунистическая идеология и без всяких перестроек осталась за скобками уроков большинства думающих учителей. Феномен советского образования зиждился на двух незаурядных и блистательных достижениях. Первое — это Учитель. Второе — уникальная система школьного обучения и воспитания.

Хороший и даже выдающийся учитель был не исключением, а прекрасной, но и привычной нормой. Я вспоминаю свою обычную московскую школу. Все наши учителя с человеческой точки зрения были необычайно интересными личностями. С точки зрения специальности — выдающимися профессионалами.

О том, как обстоят дела сейчас, не мне судить. Но глядя на бытующую ныне в педагогических вузах систему так называемого практико-ориентированного образования, как минимум поражаешься смелости ее создателей. Вспоминается советское пятилетнее педагогическое образование тогдашних студентов. Подготовленные к вузу той школой на том уровне, студенты допускались к практике в классе, начиная лишь с предпоследнего курса. Сейчас же студентов бакалавриата (четыре года обучения) снимают с лекций и направляют для практической работы в школы уже с первого курса. Учителя, с которыми мне доводилось общаться на эту тему, в ужасе от этой системы.

А теперь о системе. Советское образование было выстроено и отлажено так, что даже учитель средних способностей заинтересовывал учеников гуманитарным предметом, доносил и делал понятными и близкими ценности, которые несла наша великая литература. К тому же бесконечные сочинения (напомню: школьные сочинения, отмененные нашими реформаторами, возвращены в школы лишь прямым указанием Президента всего три года назад), опросы, контроль РОНО, подчинявшегося Министерству образования, исключали для большинства культурную амнезию и масштабную безграмотность как явление.

Сегодня школы не подчиняются Министерству образования. Их начальство — региональные и муниципальные органы. Это все равно, как если бы в армии гарнизоны на местах подчинялись не Министерству обороны, а губернаторам.

Сравнение образовательной сферы с армией не случайно. На памяти знаменательные слова лейпцигского профессора географии Оскара Пешеля, сказанные им после победы прусской армии над австрийцами в 1866 году: «Народное образование играет решающую роль в войне. Когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем». Слова эти настолько попали в точку, что их авторство до сих пор приписывается непоколебимому авторитету в государственном и национальном строительстве Отто фон Бисмарку.

Нынешняя система образования, ее реформы и программы настолько часто подвергались критике, что нет смысла вновь приниматься за это дело. На первом съезде Общества русской словесности Президент В. В. Путин поставил совершенно определенные задачи, главные из которых — формирование государственной языковой политики и «золотого» списка произведений, обязательных для изучения в школах. Напомню, сегодня от учителя (одноклассника тех ребят, которых мы только что видели на экране) зависит, будет ли его класс изучать такие шедевры, как «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А. С. Пушкина, «Родина», «Выхожу один я на дорогу…» М. Ю. Лермонтова. Или педагог заменит их на значительно более «совершенные» с его точки зрения произведения. Это — право сегодняшнего учителя.

«Альтернативным», то есть по сути не обязательным для изучения является, кроме приведенных уже произведений, также, например, «Война и мир». В школе мы полностью этот роман тоже не читали, пропуская историософские размышления автора, но доступная для подростка большая часть толстовского шедевра формировала мировоззрение поколений. «Преступление и наказание» тоже из списка вариативных, читай, необязательных для изучения произведений. Даже «Муму», на котором мы учились состраданию и милосердию, — из той же группы. «Молодежь не будет это читать!» С энергией, достойной лучшего применения, нас убеждают и принуждают принять эту «продвинутую» точку зрения.

Но, во-первых, молодые люди, если их по-настоящему ввести в мир отечественной и мировой литературы и искусства, обнаруживают к ним поразительный интерес. И только недоумевают, почему до сих они были отлучены от всего этого сокровища. А во-вторых, альтернатива обращения к лучшим образцам культуры, созданным предшествующими поколениями, совершенно очевидна. О том, к чему приводит нарочитое и снобистское пренебрежение классикой, ясно напоминает нам А. С. Пушкин: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости».

Конечно, пусть окончательно обо всем этом судят профессионалы. Но мы, скромные получатели их выучеников и воспитанников в обществе в целом и в высшей школе в частности, не можем не задавать вопросы.

Собственно, Общество русской словесности и создано как площадка для подобных дискуссий. Разумеется, никто не собирается заставлять молодежь углубляться лишь в классику и принуждать напрочь забыть о современной культуре. Так интерпретировать общественную обеспокоенность упадком гуманитарного образования можно только, если смотреть на проблему взглядом недоброжелательного пристрастия. Пишу это потому, что охотников дискредитировать дело возвращения русской классики немало.

Приведу последний, но показательный пример. Недавно министр культуры В. Р. Мединский собрал у себя наиболее популярных видеоблогеров для обсуждения как раз тех вопросов, о которых мы говорим сегодня. Аудитория этих блогеров — миллионы подписчиков, представители как раз того поколения, о котором мы говорим. Общеизвестный факт: многие из молодых почти не читают. Они не смотрят телевизор. Поэтому, даже если будут осуществлены планы новых постановок классики в сериалах, эти молодые люди такие фильмы попросту не увидят. Они, за редким исключением, не ходят на популярные, тем более научные, лекции. Любимые старшими поколениями деятели культуры для них не убедительны и абсолютно не интересны. Новое поколение значительную часть жизни проводит в сети. Представители их культуры, имеющие на них громадное влияние, совершенно неизвестны нам. Либо вызывают у нас примерно такое же отторжение, какое испытывает нынешний студент с серьгой в носу к людям искусства прошлого века, значимым для нас. Порой создается впечатление, что мы все больше становимся друг для друга инопланетянами.

Блогеры оказались весьма интересными собеседниками, думающими людьми. На совещании у министра они сделали несколько важных предложений, среди которых была идея о том, чтобы привлекать внимание молодежи к классике через тех, кого сама молодежь готова услышать. Мы предложили подумать, возможно ли современным исполнителям, собирающим громадные молодежные аудитории, объединиться для проведения особых концертов по лучшим произведениям отечественной поэзии и музыки. Такие исполнители как никто другой в нашей ситуации могли бы помочь общему делу. Эту идею, как мне показалось, дружно поддержали все наши молодые собеседники.

А если, добавляли они, эти певцы еще и прочтут отрывки из своих любимых стихотворных и прозаических произведений классики и призовут слушателей искать и находить красоту лучших творений русских поэтов, то, без сомнения, они будут услышаны. Тем более что некоторые из самых популярных сегодня исполнителей читают видеолекции, например, по вопросам культуры и искусства начала ХХ века. Все это были рабочие моменты дискуссии. Все понимали, что до окончательных решений еще далеко.

Блогеры, несмотря на свою юность, оказались профессиональными и — главное — благородными собеседниками: ничего из предварительной дискуссии ими не было «вброшено» в сеть. Но присутствующая на встрече корреспондент одного из ведущих информационных агентств преподала им урок «профессионализма»: вырвав из контекста дискуссии несколько фраз и не поясняя никаких подробностей, она опубликовала в своем агентстве сенсационную новость о том, что Патриарший совет по культуре выступил с предложением популяризировать классику с помощью матершинника Шнура и рэпера Тимати. Это было, конечно, довольно странно, но для меня в этой истории наиболее важными оказались порядочность и профессионализм наших молодых собеседников. А желающих дискредитировать намеченную работу еще будет предостаточно. Порой из самых неожидаемых сфер. И к этому надо быть готовым.

«А причем здесь Церковь?» — обратят к нам вопрос из церковной среды. (От среды светской нас ждут более жесткие вопрошания, но пока оставим их в стороне.) Итак, какой смысл для Церкви участвовать в решении, конечно же, важной, но чисто светской проблемы? Наилучшим образом интерес Церкви к гуманитарному образованию выразил один из самых известных старцев ХХ века — преподобный Силуан Афонский: «В последние времена путь ко спасению будут находить люди образованные».

У меня нет сомнений, что, несмотря на всю сложность, поднятая нами сегодня проблема будет решена. Залог тому — общая озабоченность родителей и педагогов, светских и церковных людей, государственных лиц и деятелей культуры. Потерь не избежать, но в целом намечены многие реальные шаги и нашими министерствами, и творческими и общественными сообществами.

Но есть и еще один фактор, вселяющий надежду.

«Дядюшка, ни на кого не глядя, сдунул пыль, костлявыми пальцами стукнул по крышке гитары, настроил и поправился на кресле. Он взял (несколько театральным жестом, отставив локоть левой руки) гитару повыше шейки и, подмигнув Анисье Федоровне, начал не Барыню, а взял один звучный, чистый аккорд и мерно, спокойно, но твердо начал весьма тихим темпом отделывать известную песню “По у-ли-и-ице мостовой”. Враз, в такт с тем степенным весельем (тем самым, которым дышало все существо Анисьи Федоровны), запел в душе у Николая и Наташи мотив песни. Анисья Федоровна закраснелась и, закрывшись платочком, смеясь вышла из комнаты…

— Прелесть, прелесть, дядюшка! еще, еще! — закричала Наташа, как только он кончил. Она, вскочивши с места, обняла дядюшку и поцеловала его. — Николенька, Николенька! — говорила она, оглядываясь на брата и как бы спрашивая его: что же это такое?

…Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de châle давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею.

Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке». — Л. Н. Толстой «Война и мир».

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов),
ответственный секретарь Общества русской словесности
17 марта 2017 г.