Краткий рассказ о профессии художника. Профессия художник. Кто такой художник

Задумывались ли вы, что в современном обществе художники, я хочу сказать, настоящие художники - это почти единственные люди, которые занимаются своим ремеслом с удовольствием?

… Более всего, как мне кажется, нашим современникам недостает любви к своей профессии. Они выполняют свою работу с отвращением. Они намеренно халтурят. И так дело обстоит повсюду, от верха до низа социально лестницы. Политики усматривают в своих обязанностях лишь средство извлечения материальной выгоды, пренебрегая тем удовлетворением, которое некогда получали великие государственные деятели, умело управляя делам страны.

Промышленники, вместо того чтобы поддерживать честь своей фирмы, ищут лишь наживы, ухудшая, фальсифицируя свои изделия; труженики, с бОльшим или меньшим основанием питающие враждебность к владельцам предприятий, работают спустя рукава. Кажется, что ныне почти все рассматривают работу как неприятную необходимость, проклятое ярмо, когда как для нас она составляет смысл бытия и счастье.

Впрочем, не стоит заблуждаться, что так было всегда. Большая часть творений прошлого - мебель, утварь, ткани - свидетельствуют о добросовестности изготовления.

Человеку столь же свойственно работать хорошо, сколь и дурно; я даже думаю, что первое перевешивает, т.к. более соответствует человеческой натуре. Но он внимает и добрым, и скверным советам и в настоящий момент отдает предпочтение скверным.

А между тем, насколько было бы счастливее человечество, если бы работа, вместо того, чтобы являться расплатой за существование, стала бы его целью!

А чтобы сия волшебная перемена стала возможной, людям достаточно было следовать примеру художников или, лучше, самим сделаться художниками (я беру это слово в самом широком смысле - теми, кто получает удовлетворение от того, что они делают ). Остается только желать, чтобы в каждом ремесле были свои художники, чтобы художник-плотник был счастлив, пригоняя шип в паз, чтобы художник-каменщик с любовью гасил известь, чтобы ломовой извозчик с гордостью ухаживал за своими лошадьми, а не давил бы прохожих. Не правда ли, возникло бы идеальное общество?

… - Мэтр, вам, вне всякого сомнения, присущ дар убеждения. Однако вообще зачем надобно доказывать полезность художников? Разумеется, их страстное отношение к работе могло бы, как вы это показали, послужить благотворным примером. Но выполняемая ими работа, бесполезная сама по себе, разве не является ценной в наших глазах? Я хочу сказать, что произведения искусства никоим образом не могут быть отнесены к разряду полезных вещей,т.е. к разряду вещей, дающих нам пропитание, одежду,жилье, удовлетворение наших телесных потребностей.

- Напротив, искусство нас освобождает от рабской зависимости от практической, повседневной жизни, открывая нам волшебный мир упоения и мечты. Люди зачастую заблуждаются относительно того, что полезно, а что нет. Полезным называют то, что отвечает потребностям нашей материальной жизни, и с этим я соглашусь.

Впрочем, ныне усматривают пользу и в роскоши, служащей единственно возбуждению тщеславия и зависти, а эта роскошь не только бесполезна, но, скорее, загромождает жизнь.

Я лично называю полезным все, что дает нам счастье. А на свете ничто не делает нас более счастливым, чем созерцание и мечта. Вот о чем совершенно забывают в наши дни. Человек, снявший с себя обузу повседневных забот, мудро наслаждается бесчисленными чудесами, предстающими его взгляду и духу на каждом шагу, он шествует по земле как бог. Его опьяняет созерцание прекрасных существ, образчики человеческого и животного мира трепетно окружают его, играя юными мышцами, это очаровательные живые машины, гибкие, стройные, чуткие; он лелеет радость, бредя вдоль брегов и долин, где весна расточает роскошь своих зеленых цветущих празднеств, фимиам испарений, шуршание и шелест пчелиных крылышек, любовные песни; он приходит в экстаз от серебряной ряби, которой покрывается смеющаяся поверхность вод; он с энтузиазмом следит за Аполлоном, золотым богом, силящимся отогнать тучи от земли, а те неохотно раздвигаются, подобно одеждам стыдливой возлюбленной.

Какой смертный более счастлив, чем он? И поскольку именно искусство учит и помогает нам оценить эту радость бытия, невозможно отрицать его пользу.

Речь идет не только об интеллектуальных наслаждениях, но и о значительно большем. Искусство указует людям смысл их жизни. Оно пробуждает в них чувствование жизни, помогает уяснить свое предназначение и жизненные цели.

Огюст Роден "Беседы об искусстве"

Справка

Востребованность профессии

Мало востребована

Профессия Художника считается не очень востребованной, так как на рынке труда наблюдается спад интереса к этой профессии. Художники потеряли свою востребованность у работодателей либо в связи с тем, что сфера деятельности изживает себя, либо специалистов стало слишком много.

Вся статистика

Описание деятельности

Заработная плата

средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Уникальность профессии

Довольно распространенная

Большинство опрошенных считает, что профессию Художника нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей профессии Художника , несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Какое необходимо образование

Среднее профессиональное образование (колледж, техникум)

Для того чтобы работать по профессии Художника , не обязательно иметь высшее профессиональное образование по соответствующей специальности. Для данной профессии достаточно иметь диплом о среднем профессиональном образовании, полученный в колледже или техникуме, или, к примеру, достаточно окончить специальные курсы.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Трудовые обязанности

Основными трудовыми обязанностями художника-иллюстратора является создание иллюстраций к книгам, к статьям в журнале, газете. Художник-график занимается оформлением книг, иллюстраций к литературным произведениям, журнальной и газетной графикой, созданием различных рисунков, гравюрой - созданием печатных художественных произведений на металле, дереве, картоне, пластмассе, линолеуме и литографией - гравюрой на камне, а также натурными набросками, эскизами к произведениям архитектуры, скульптуры, живописи, компьютерной графикой. Художник-карикатурист занимается созданием карикатур, комиксов на определенную тематику с использованием определенной цветовой гаммы. Художник-копиист создает профессиональные копии известных картин. Художник миниатюрной живописи работает над созданием миниатюр (росписей) на любом материале - например, на стекле, фарфоре, кафеле. Художник-модельер создает эскизы и разработкой образцов новых актуальных моделей одежды. В обязанности художника-реставратора входит восстановление произведений искусства, имеющих историческую и культурную ценность.

Вид труда

Преимущественно умственный труд

Профессия Художника - это профессия преимущественно умственного труда, которая в большей степени связна с приемом и переработкой информации. В работе Художника важны результаты его интеллектуальных размышлений. Но, при этом, физический труд не исключается.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Особенности карьерного роста

Профессия художника не является карьеристской, карьерный рост складывается в зависимости от творческого потенциала специалиста. В будущем художник может занять должность руководителя творческой группы, директора художественного агентства.

Приветствую вас, дорогие подписчики и посетители сайта!

В одном из своих старых постов я писала о мнениях и размышлениях разных , а также о том, чем дышет современный художник, что пишет и сколько может зарабатывать… Здесь же, давайте вместе с вами поразмышляем о творческой сущности современного художника- творца…

Задумывались ли вы, какой представляется жизнь художника обычному человеку? Причем не только жизнь художника-профессионала, добившегося финансового благополучия. А многих авторов, которые либо только начинают свой путь в искусстве, либо уже умудрены опытом….

Или те, которые еще находятся в поиске , и все никак не могут найти ту линию пересечения своего таланта и художественного видения, связанную с потребностями рынка. И на которой, любимое дело позволило бы без ущемления своих интересов зарабатывать на жизнь.

Жизнь современного художника и проще, и сложнее, чем у мастера в предыдущие века

Из общения со многими своими знакомыми, далекими от мира искусства, по собственному опыту и по разговорам со многими художниками я знаю, что то, чем действительно живет такой мастер, сильно не похоже на то, как его жизнь видят окружающие.

Поэтому, кстати, художников нередко считают людьми «не от мира сего». Так ли это? Действительно ли современные художники- творцы - это почти всегда немного сумасшедшие и чудоковатые, или мы просто не знаем всего того, что переживает творческий и тонкой души человек?

Взгляд со стороны

Я бы хотела сначала сказать про одно явное противоречие. Как выглядит жизнь художника для среднестатистического гражданина, причем вне зависимости от того, в какой стране проживает сам художник или этот самый среднестатистический гражданин

Не ошибусь, если предположу: художников зачастую воспринимают как неких спиногрызов на теле общества. Давайте нарисуем образ современного художника в глазах общества: человек, который не работает на производстве или в офисе, зачастую спит до двенадцати и на публике появляется только в кафе, где с коллегами по творчеству обсуждает малопонятные творческие вопросы, или на выставках. Это так не похоже на жизнь обычного «рабочего» класса, протекающую между местом работы и домом строго по графику.

Многие люди даже задаются вопросом: чем полезен художник? Как он работает на благо обществу? Что он создаёт такого, что облегчило бы жизнь других людей, продвинуло бы цивилизацию на пути научно-технического прогресса? Вроде бы, ничего.

Жизнь современного художника

Ещё более скептично люди относятся к начинающим художникам. Вот, мол, сидит, рисует, денег не зарабатывает. Вечно витает в облаках… Уж лучше бы на нормальную работу пошел… и вообще, художник это не работа…

И только когда к художнику приходит какая ни какая известность, люди вдруг вспоминают, что искусство украшает жизнь, превращает её из серых бетонных будней в красивое насыщенное полотно.

И тут-то самые успешные художники вдруг получают почет от тех, кто ещё вчера качал головой и советовал им идти в офисы перекладывать бумажки, чтобы зарабатывать деньги на жизнь.

Так вот, в действительности именно в этом противоречии и кроется большая проблема современных художников. Ведь до того, как стать известным художником, практически каждый мастер прошел через тот этап, когда к его творчеству, которое сейчас приносит ему серьезные деньги и делает знаменитым, относились со скептицизмом и даже иронией.

Примером может послужить , который шел к пониманию зрителя и славе долгие годы. Не без поддержки, конечно, своей любимой музы -Галы. Творчество не терпит суеты! Зачастую, мы забываем об этом.

Жизнь художника на самом деле…

А на самом деле все самое главное, самое перспективное и самое непонятное для обывателей кроется в этом «сидит, рисует, мечтает, витает…»

Да, действительно, пока художник не стал звездой, среднестатистическому гражданину-критику не так-то легко понять, зачем вообще заниматься искусством. Да и работы многих мастеров, картины которых сегодня стоят миллионы, не понятны большинству обывателей.

Согласитесь, не каждый найдет смысл и красоту в творчестве , одного из самых успешных художников мира. Кстати, картины Пикассо воруют чаще, чем картины других художников! Парадокс?

Но чтобы прийти к такому же успеху, к какому пришел Пикассо, современный художник вынужден искать свой язык в искусстве, свой способ выразить на холсте (или не на холсте) то, что громоздится в его воображении.

Придумывать новое всегда сложнее, чем копировать уже существующее… ведь кубизма не было до Пикассо, не было до Клода Моне, а не представить без имени Альфонс Муха! Ведь творчество художника и есть его жизнь!

И пока он ищет, то живет, как бедняк: его картины не понимают, их не покупают, их не выставляют на выставках, их не хвалят. Нужно как-то сводить концы с концами, при этом продолжая творить красоту, нередко - ещё и под насмешки и упреки близких…

И только спустя годы жизни и десятки (если не сотни) полотен к мастеру приходит та манера, которая затрагивает какие-то струны в душе зрителя и его картины начинают пользоваться спросом.

Пока же это не случилось, будущий мэтр создает прекрасное в далеко не прекрасных условиях. Надо сказать, что успех любит настойчивых! Кто верит в свою мечту, тот непременно обречен на успех!

Есть ещё и такой момент: у истинного художника — того, который станет звездой — очень тонкая душевная организация. Именно она позволяет чувствовать прекрасное, но именно она вызывает страх перед критикой, перед случайной насмешкой над работой, перед возможным провалом выставки.

Известность может прийти неожиданно

И именно из-за неё многие таланты увядают на чердаках и в тесных комнатушках, побоявшись показаться миру.

Также, посмотрите на картины Василия Шульженко. Не всякий человек способен выдержать те потоки негатива, которые изливают на него недоброжелатели. И тем не менее, не работая на острие критики, он не стал бы столь узнаваемым автором…

Самые успешные художники — Василий Шульженко

А ещё c чувством творческого прекрасного связано то, что истинный художник- творец не разменивается на «поденщину» и ремесленное письмо. Бесспорно, многие современные мастера и представители сколотили не плохое состояние написанием портретов «сильных мира сего», или «изобразительным ремеслом» в угоду публике.

То есть написанием таких картин, которые соответствуют моде. Причем, зачастую даже и не важно, чем именно была написана картина… кистью или . Да, да, есть и такие художники- неформалы!

Их имена не отпечатаются в истории, но эти художники стали коммерчески успешны. Например, сегодня очень много известных художников, работающих в модном стиле гиперреализма.

Их картины потрясают зрителей только способностью точно копировать на холсте предметы и людей . Ну, как большое фото, без творческого подхода…

Высекутся ли их имена на скрижалях истории искусства? Большой вопрос. Успешны ли они? Несомненно…

А художник, который ищет творческий подход, свой уникальный способ самовыражения, зачастую бедствует, не соглашаясь писать просто ради денег. Проблема многих художников заключается в том, что им нужно не показать, а доказать зрителю красоту того или иного полотна.

Искусство не должно становиться бизнесом, где потребитель деньгами четко показывает, что ему нужно. Сегодня уже нельзя с первых шагов в искусстве встать в колею портретиста, как это происходило раньше, и сделать себе имя на портретах богатой публики.

Если вы, конечно, не , который стал первооткрывателем стиля поп арта в 60-х годах прошлого столетия… но ведь и он направил искусство в новом направлении.

Успешный современный художник — Энди Уорхол

В искусстве потребитель зачастую не знает, чего хочет, что его восхитит, а пока художник ищет этот способ восхитить, то бедствует, подвергается насмешкам и постоянному давлению в стиле «…нашел бы нормальную работу!».

Да придумать новое и восхитить публику становится все сложнее: все больше она видит, все больше красоты для неё становится обыденностью. Не удивительно, что некоторые современные успешные художники выковали свой успех на оригинальности, граничащей с эпатажем, которую постепенно подстроили под приемлемую для публики концепцию.

Отчасти эти проблемы решает художественное образование, где молодой талант направляют умудренные опытом преподаватели. Отчасти эту же проблему решает интернет: современные художники легко получают обратную связь от широкой аудитории практически без каких-либо финансовых затрат - картину достаточно показать в блоге или соцсети и оценить комментарии.

К тому же, современные художники по-разному зарабатывают: они не только продают картины, но и занимаются оформлением, консультируют дизайнеров и кинорежиссеров, и многим именно такая «побочная» деятельность позволяет обеспечивать себя и свое творчество.

И тем не менее, жизнь и творчество художника-творца до успеха - это чаще всего постоянное метание между творческими порывами души и банальными потребностями в деньгах, осложняемое страхами и психологическими трудностями.

Жизнь и творчество художника

Тоже зернист и не прост: я выполняю заказы, уже обдуманные заранее, а также креативлю и творю, придумывая новое, смешивая разные техники.То есть, работаю Но и показывать не боюсь… Учавствую в выставках, выставляя работы на показ обширной публике. Я считаю, что для творческого человека важно не только получать энергию, а также и делиться ею с другими людьми

  • « Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют» Антон Павлович Чехов

Поэтому, для тех людей, которые смотрят шире на мир искусства, я специально записываю декоративные картины для интерьера на холсте и стекле и декор мебели своими руками. Ведь самовыражение через творчество – потребность многих людей!

Друзья, как вы считаете, может ли прийти успех к художнику, если он вынужден заниматься иными вещами, чтобы прокормить себя?

Видео на десерт: Выставка современного искусства в Каннах /юг Франции/в 2017 году

Друзья, чтобы статья незатерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.

Задавайте вашивопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Спасибо всем. Беседа получилась невероятно оживленная и волнующая:

Александра: Хорошая статья. Только грустная. Утилитарность искусства – сложный вопрос. Я тоже частенько задумываюсь, зачем я художник? В вечность я не рвусь. Право, лучше бы что-нибудь полезное делала. Творить чудеса. А кому они нужны, кроме самого художника?

Maria Trudler: Чудеса для вечности… Кому они нужны? Иногда и самому творцу они не надобны. Столько разбитых скульптур, порванных в клочья картин, сожженных рукописей… К чему стремятся художники, если на пути к этой цели могут уничтожить все свои творения? Несколько дней назад посмотрела фильм «Камилла Клодель». Стоит посмотреть всем, кто задает себе вопросы…
Саша, я никого не принижаю и не возвышаю. Ведь нужны и художники-преподаватели, как ты, художники-ремесленники тоже кому-то нужны. У всех разные пути. Менее всего чувствуется необходимость в тех, кто рвется в вечность.

Александра: Я преподаватель в меньшей степени, чем художник) Но учить чудесам не менее волшебно, чем творить их, и отказаться от этого трудно. Почувствовав себя творцом, человек становится счастливее. А вопросы… Они ведь могут и не возникнуть?

Maria Trudler: У многих и не возникают вопросы. И от этого становится грустно. Твои работы прекрасно иллюстрируют уроки рисования, что ты публикуешь. А не с натуры ты пробовала рисовать когда-нибудь?

Александра: Разумеется) Портреты с фото – это в основном на заказ. А по воображению – редко. Я люблю рисовать людей, а настоящие люди интереснее, чем воображаемые)

Maria Trudler: Значит, тебя не мучают вопросы о пользе того, что ты делаешь. Ведь люди любят свои портреты.

Александра: Маша, очень и очень спорно… Люди не любят портреты, они любят себя. Помнишь, в сказке про Незнайку художник Кисточкин нарисовал портрет Синеглазки. А потом ему пришлось его тиражировать, потому что все девочки хотели, чтобы их портреты были такими же, чтоб там были большие синие глаза и так далее. И все были довольны, кроме художника. Очень жизненное наблюдение. С фотографии, конечно, рисовать проще, но даже в этом случае бывает, что человек себе кажется на рисунке недостаточно красивым.

Maria Trudler: Да, я понимаю о чем ты. Сказку совсем не помню, но у меня даже есть запись в дневнике на эту тему – как люди хотят быть идеально красивыми. Фотошоп для всех это желание исполнил. Поэтому ты права, конечно, художникам-портретистам всегда было трудно угодить людям, приходилось приукрашивать и преувеличивать их “красоту”. Ну, а если художник уловил еще какую-нибудь внутреннюю неблаговидную суть персонажа, то могли и деньги не заплатить.

Onegai: Мне тоже статья понравилась. Она заставляет задуматься. Но как показывает история, Ван Гог тоже никому не был нужен. Он за всю жизнь продал одну картину. Люди не признавали его творчества. А теперь он где? В одном ряду с великими мастерами в почете истории.
Художник это тот, кто понимает… мне кажется так.

Александра: “Вопреки распространённому мифу, Ван Гог никогда не бедствовал, напротив – был весьма популярным и удачливым художником. Его картины активно раскупались и превозносились критикой. Сохранились документы о продажах его 14-ти картин, но это лишь капля в море.” – Из википедии, конечно))
Но, как бы то ни было, сейчас ему, вероятно, все равно, в каком он ряду. Мне думается, лучше быть востребованным при жизни, чем посмертно.
Художник это тот, кто понимает…- да, я понимаю, о чем ты

Maria Trudler: Конечно, “лучше быть востребованным при жизни, чем посмертно”, кто спорит. Если не надо делать для этого компромиссы.
Ван Гог оставил потрясающий подлинный документ о своей жизни и творчестве – его письма к брату. Там все написано. Все остальное мифы и легенды.

Onegai: Ван Гог занимался продажей картин (не своих). Его семья была обеспечена и у них как раз были магазины по продаже картин.

Maria Trudler: Да, в самом начале он продавал картины, так и вдохновился на искусство. Но он от всего убежал. Зачем он нищенствовал, голодал, странствовал, терпел абсолютное непонимание, как ты думаешь? Есть ведь весомая причина в том, чтобы оторваться от такой обеспеченной жизни и завидной карьеры продавца картин? Или это безумие? Наверное, надо быть сумасшедшим, чтобы так поступить. И не только он один так поступил. Вспомним Гогена, Сезанна, Модильяни и других… Искать непонятно что… Искусство? Какое практическое применение у картин, которые даже в гостиных не хотели повесить. Только для смеха и издевательств они годилась в его время. Для развлечения и забавы глупцов. У Ван Гога была очень буйная и сверхчувствительная душа, которую он хотел выразить в линиях и красках…

Юлия Риа: Википедию нужно всегда проверять))) На опыте убедилась.

Maria Trudler: Обязательно. Эта цитата про Ван Гога из википедии весьма показательна в плане достоверности информации.
Не только Ван Гог не был признан современниками. Большинство художников не понимают при жизни. Особенно тех, кто опережает свое время.
“Художник это тот, кто понимает…” Понимает, что он художник? Сергей, а ты понял? Для чего ты рисуешь?

Onegai: Может и понял, а может мне кажется, что я понял. Может я ничего и не понял)

Maria Trudler: Я поняла, что ты уходишь от ответа. Который поднимает много вопросов.

Юлия Риа: “Большинство художников не понимают при жизни”. А ещё я недавно задумалась над такой проблемой. Многие старые мастера не были известны при жизни, но после о них узнали. Сейчас ведь тоже есть много талантливых художников, которых никто не признаёт. Они просто не могут пробиться. И грустно от того, что о них так и никогда могут не узнать. Мне кажется сейчас отношение к искусству прохладнее. С одной стороны больше возможностей возникло, но с другой… побеждает уже не талант, а коммерция.

Maria Trudler : Так было во все времена. Читая письма и дневники художников, я понимаю, что абсолютно ничего не меняется. Есть замечательная книга-документ одного известного галериста, который общался с многими великими художниками его времени. Очень рекомендую к чтению – Амбруаз Воллар “Воспоминания торговца картинами”. Там столько потрясающих историй.
А талантливые художники могут быть рядом с нами – голодные, немытые, небритые, плохо одетые, живущие в подвалах и чердаках… И их никто не замечает, о них никто не знает. Так как не могут поверить, что в такой внешности может скрываться талант. В фильме “Баския” есть очень сильный момент, когда один критик, сидя на скамейке в парке пишет свои мысли о Ван Гоге, а сзади него вылезает из картонной коробки сонный , будущий великий художник и кумир своего поколения.

Александра: Напротив, это самый распространенный штамп. А если человек чистый, хорошо одет и гладко выбрит, кто ж поверит, что он талантливый художник? А вот меня от этого штампа воротит, я, по понятным причинам, считаю, что талант должен быть сытым. Есть ведь и другие примеры – Веласкес, Рембрандт. Но о них почему-то не вспоминают. Раз художник, то должна быть в наличии нечесаная борода, отсутствующий взгляд и захламленная холстами мансарда (или картонная коробка).

Maria Trudler: К сожалению, это не штамп, а грустная реальность. Художники могут быть внешне разные: сытые и голодные, хорошо одетые и плохо, это не имеет значения абсолютно. Ведь важно то, что они делают, а не так, как они выглядят в глазах общества, которое по любому их не замечает. Великие художники прошлого, работавшие на заказ, какие-то периоды своей жизни жили хорошо до тех пор, пока нравились их произведения заказчикам. В момент, когда создавали то, что они хотели, от них сразу отворачивались, они попадали в немилость, и заканчивали кто как, многие в полной нищете, как в частности Рембрандт…

Александра: Я ждала упоминания, что Рембрандт таки умер в нищете) Может, виной тому не зловредное общество, а трагические события личной жизни? Или неумение вести дела? Бог его знает. И вообще, кем надо быть, чтоб умереть богатым? Уорреном Баффетом? Дело же не в этом. А в том, что его общество замечало. Как и Леонардо, Дали, Пикассо и других товарищей, оставивших нам кроме картин немало разумных цитат.
Однако большинство людей считают, что художник непременно голоден, бос и безумен. Мне нравится думать, что художник может быть успешным и благополучным. И главное, что такие истории есть.

Maria Trudler: Вот слова Пикассо: “Сегодня, как вы знаете, я знаменит и очень богат. Но когда я остаюсь наедине с самим собой, мне недостает мужества считать себя художником, в великом, античном смысле этого слова… Я всего лишь массовик-затейник, понимающий потребности своего времени.”
Я люблю читать мысли художников, те, что они сами сказали. Когда они остаются наедине с собой, они становятся искренними. А на глазах у публики можно играть любую роль. У всех людей такая разная жизнь. Нет личной заслуги в том, что кому-то досталась свыше счастливая, “сладкая” судьба, полная богатства и успеха, как нет и виноватых в том, что кому-то – горькая и несчастная. У каждого человека свои испытания.
Про испытания, кстати, есть хорошая, старинная притча 12 века о художниках: “Царь вызывает визиря и спрашивает, сколько в стране художников, на что тот ответил – “600 человек”. “Посади их всех в тюрьму. Сколько рисуют?”. “300″ – сказал визирь. “Теперь создай им роскошную жизнь. Сколько рисуют?”. “3″. Вот три художника настоящих, а остальные только льготами художников пользовались.”
Я думаю, Саша, что я тебя хорошо понимаю. Конечно, художник может быть успешным и благополучным, зависит, что он готов делать для этого.

Wee: Блин, как же я все-таки люблю Леонардо да Винчи.
все художники такие разные. Вспомнился рассказ Патрика Зюскинда “Тяга к глубине”. Там достаточно интересно описано все то, о чем многие говорят: при жизни художник вроде бы и не так глубок, и не так интересен, и лишь после смерти в его работах начинают искать эту самую глубину.
Маша, уже который раз напоминаю себе о том, что у меня на полке стоят и ждут своего часа (скорее, нескольких часов) чтобы я наконец взяла их в руки и погрузилась в Жизнь Ван Гога и Микеланджело.)) пусть даже там многое просто вымысел (но на то те книги и зовутся художественной биографией)

Maria Trudler: Замечательный рассказ Патрика Зюскинда “Тяга к глубине”! Очень правдиво описана жизнь бедняжки-художницы. Я вспомнила еще рассказ Германа Гессе “Художник” (Der Maler). Там герой все беспокоился: «А в самом ли деле нужно то, что я делаю? Может, эти картины и рисовать-то не надо? Разве мне или кому другому будет хуже, если я вместо этого просто пойду погулять или выпью вина? Значит ли живопись для меня самого что-нибудь иное, чем немного самообмана, немного забытья, немного развлечения?»
Хорошо, что Гессе не такой кровожадный, как Зюскинд, который сбросил свою художницу с башни, перед этим разрезав ее рисунки. Но заметка критика в конце рассказа – это блестящая ирония над всей ситуацией, кстати, скорее всего взятой из жизни. Я сама такие истории знаю.
Аленушка, я советую читать первоисточники, например, письма Ван Гога! Это удивительное чтиво. У меня долго том его писем был настольной книгой.

redapp: Художники… да простит меня аудитория блога и его автор, но они мне всегда казались немного не от мира сего. Нет, я не говорю о товарищах, рисующих ПОХОЖЕ, я говорю о тех, кто рисует ИНАЧЕ. Я знаю одну девушку – учится на худфаке одного Челябинского ВУЗа, пишет картины (абстракция какая-то) – она всегда думает по другому, отлично от обычных людей… Я не большой специалист, но в свое время много общался с т.н. творческой тусовкой (студенческой) – начинающими художниками, писателями, журналистами и скульпторами. Это действительно были интересные, и что немаловажно, нестандартные люди, готовые мыслить не по шаблону.

Maria Trudler: Как хорошо вы написали! Спасибо. Тем художникам, кто рисует, думает, живет ИНАЧЕ, несравненно труднее, чем всем остальным. Замечательно, что вы видите разницу. Из молодежной творческой тусовки так мало ребят обычно продолжают рисовать, писать, сочинять, лепить и так далее. Судьба многих уводит в сторону от творчества, что очень жаль. Но они остаются интересные по жизни, что тоже хорошо.

redapp: Уводит по вполне банальным причинам – в какой-то момент люди понимают, что сидеть в офисе менеджером проще и выгоднее, чем творить.
Я не берусь говорить о том – плохо это, или хорошо, но одно точно скажу. Из тех, кто т.с. остался получаются по большей части отличные профессионалы своего дела)

Maria Trudler: Любой творческий путь очень труден. Это риск, авантюра, поэтому обыкновенно родители талантливых детей противятся изо всех сил, пытаясь поставить своих чад на более надежную, безопасную дорогу, проверенную временем. Ясно, что с добрыми чувствами все это делается. А эти ребята, вырастая, сами все видят и понимают, как вы и сказали – сидеть где-то в офисе гораздо нормальнее, чем скитаться одиноко в лабиринтах творчества. А те, кто все-таки остаются, они это делают от безвыходности – просто не могут без самовыражения, это становится необходимостью.

Sue: кто такой художник. кто мечется всю свою жизнь, мечется в мыслях, мечет эти метания на холст или другую поверхность. тот, кто никогда не бывает спокоен и уверен в себе, или в окружающем его мире, или и в том и другом.
они на грани. на грани некоего сумасшествия, в нашем понимании. совсем рядом с тоненькой чертой. один шаг.
так ли? знать бы.

Maria Trudler: Абсолютно точно. Это метание от внутреннего беспокойства не заканчивается, пока не найдет спасительный выход. Но что за субстанция эта такая, которую художники так судорожно желают выплеснуть наружу? Есть ли в ней что-то важное? Что в конечном счете оказывается на полотне? Может это просто освобождение внутреннего напряжения ради душевного равновесия… И никакой ценности в результатах этого самовыражения и нет. Возможно поэтому людям так чужды творения художников…

Оля Раскраскина: Мне пока сложно, что-либо сказать по этому поводу, ведь я в самом начале пути. Но пока мне нравится идея творить для других – творить “в шкаф” я бы не смогла…

Maria Trudler: А если другие не захотят твои работы? Тогда появится и “шкаф”. Всем работам найти практичное применение невозможно.

Оля Раскраскина: Не, ну это понятно… Как всегда, хочется гармонии: чтобы и самому не поступаться принципами в угоду зрителю, но чтобы зрителю нравилось то, что ты делаешь.)) Но это понятно – идеал….

Maria Trudler: Невыполнимый, причем.)) Ты такая солнечная, позитивная и открытая, что будут нравиться работы.

Галина: Я думаю, что художник – это всего понемногу. Он и вдохновитель и романтик и ремесленник. Дело все в том, что эти черты присущи разным художникам в разной пропорции. Кто-то больше ремесленник, а кто-то романтик. Но, у каждого из них найдутся свои поклонники, ценители и защитники. Мне вот не всё, что рисуют признанные гении нравится, но я думаю, что сама в этом виновата, значит, чего-то не понимаю, не дотягиваю…

Maria Trudler: Конечно, как говорят, на каждый поезд найдется путник. На каждого художника обязательно найдется хоть один ценитель.))
А все и не должно и не может нравится. Главное найти своих авторов, близких художников по духу, по мироощущению. Невозможно всех любить и понимать.

sherhan: Искусство, очень субъективно, и художник для некоторых “человек умеющий рисовать”, слово “рисовать” разбивают на “картины” и “все остальное”…а для некоторых мыслитель. Мне кажется, что в современном мире, художником начинаю называть все, кто хоть как-то связан с “творчество”, и “творчество” разбить на…
1.
2.
3.
и т.д.
Поэтому кто такой художник – может ответить только художник своего направления…

Maria Trudler: Да, самые замечательные предположения о том, кто такой художник, оставили сами художники. Такой взгляд изнутри. А снаружи всем остальным трудно понять, что это такое – искусство, зачем оно надо, кто его делает и почему.

P.S. Наша совместная попытка разобраться «Какая польза от художника?» не завершилась чем-то вразумительным, поэтому если есть, что добавить, высказывайтесь в комментариях. Надеюсь, что я когда-нибудь пойму какая польза от меня. Этот вопрос до сих пор для меня болезненный. Мне хочется верить, что польза есть. Так как кроме рисования, я ничего другого не умею делать. На фоне других благородных занятий (лечить, учить, строить, воспитывать, садить и так далее) действительно приносящих ощутимую пользу обществу, художник выглядит полностью бесполезным существом. Но зачем природа будет закладывать способности бесцельно? Это не в ее стиле. Смысл существует, но он скрыт. Его надо искать не на поверхности. Следовательно, поиски и самораскопки продолжаются.

Author name: Publish date: 01.08.2012 Discussion: Categories: About : Привет. Меня зовут Мария Трудлер. Я художник. Люблю искусство. Во всех видах и проявлениях. Пишу картины, рисую. Веду рукописный дневник о творчестве в свободное от рисования время. Избранные записи публикую на блоге.


Роль художника в обществе очень важна: будучи специалистом в области искусства, он способен лучше, чем другие, выражать человеческие чувства и идеалы и создавать прекрасные произведения и т. д. Однако его никак нельзя считать учителем добродетели, политическим лидером или философом. Если же он пользуется авторитетом в этих сферах, то становится интеллектуалом. Признание за ним такого рода авторитета - первый предрассудок, касающийся художника. Подобно писателю и журналисту, он - специалист и авторитет только в своей узкой области - в искусстве. Конечно, иногда художник бывает также политиком или философом, но он становится им не в качестве собственно художника.
Особенно опасно предоставлять художнику право выступать в роли морального учителя. Следует отдавать себе отчет, что и в этом отношении художник ничуть не выше других людей, он не способен быть ни моральным авторитетом, ни проповедником религиозной этики. Художник хорошо изображает человеческие поступки, однако из этого вовсе не следует, что сам он может считаться моральным авторитетом. Наоборот, именно художники провозглашали порой такие взгляды, которые противоречили общепринятой морали, и с презрением относились к простым людям. Таким образом, если художник злоупотребляет своим авторитетом, то это представляет угрозу для общества.
167

Другой предрассудок, касающийся художника,- мнение о том, что он может пользоваться какими-то исключительными правами. Так, например, иногда художники или люди, считающие себя таковыми, добиваются - во имя так называемой «свободы искусства» - права «расписывать» стены домов, не спрашивая на то разрешения хозяев. Точно так же сапожник мог бы заявить о своем праве сшить туфли из моего портфеля без моего согласия, а мясник - о праве зарезать моего кота, чтобы «создать» из него шницель. На самом деле у художника прав не больше, чем у остальных людей,- и тот, кто ему такие права приписывает, становится жертвой предрассудка.
Популярность этих предрассудков объясняется следующим образом. Эстетические ценности, с которыми художник знаком лучше, чем другие, и которые он воплощает в своих произведениях, являются очень высокими ценностями. Почтение, которое мы к ним питаем, переносится нами на их творцов, т. е. на художников. При этом бывает так, что окруженный почетом художник становится подлинным гуру, непререкаемым авторитетом во всех областях. Это происходит тем легче, чем слабей другие авторитеты - особенно моральные,- что свойственно обычно периодам упадка общества.
См.: авторитет, гуру, журналист, интеллектуал, литератор, ценность.
168