Кнут гамсун. Кнут Гамсун - краткая биография

В истории литературы немало великих мыслителей и художников, чьи произведения остаются непризнанными. Есть писатели, которых просто не читают. Жребий других – издавать свои книги сотнями тиражей, но оставаться в забытьи. Есть авторы, чье поведение или взгляды оскорбительны для читателя, но он читает их произведения и возвращается к ним снова и снова.

К таковым, пожалуй, и можно отнести Кнута Гамсуна, норвежского писателя. Один из самых противоречивых творцов прошлого века, он открыто поддерживал нацистов и, в то же время считался одним из величайших романистов.

Об авторе

Настоящее имя писателя Кнуд Педерсен, он сын портного из Норвегии. Родился в 1859 году в сельской местности, в Гудбрандсдалене. Три года спустя семья переехала в Хамарой, чтобы работать в Хамсунне, на ферме своего родственника.

Гамсун до девяти лет не посещал школу. Его дядя, в доме которого они жили, был властным, к тому же «скупым и вспыльчивым», как писал сам Гамсун, человеком; мог оскорбить и избить по любому поводу. Но он также заведовал и местной библиотекой, где Кнут самостоятельно обучался читать и писать.

Несмотря на скромное происхождение и отсутствие формального образования, две неуклюжие истории, принадлежавшие перу юного писателя-фермера, в малоизвестных изданиях, но были опубликованы. И Гамсун Кнут попросил у богатого норвежского купца Э. Захла финансовую поддержку.

Жизнь в Америке

Гамсун отправился в Копенгаген и изо всех сил пытался выжить. В 18 лет он перебрался в Америку. В Нью-Йорке он был потрясен воздушной железной дорогой, которая шла «по воздуху, над домами», но жил будущий писатель в основном в Висконсине и Миннесоте. Восемь месяцев в Чикаго, где работал на канатной дороге, потом на ферме в Дакоте. Он восхищался принципами, изложенными в «Декларации независимости», Марком Твеном, лекции которого посещал в Нью-Йорке.

Гамсун брался за любую работу, голодал, доводил себя до нервного истощения, но вынужден был вернуться на родину. Несколько статей, которые ему удалось опубликовать, не улучшили его материального положения. И он второй раз едет в Америку – работает кондуктором трамвая, батрачит, выступает с лекциями по литературе. В 1877 году вышла первая книга - «Загадочный человек». Через год – баллада «Свидание» и повесть «Бьергер». В 1888-м он вернулся в Европу и обосновался в Копенгагене. Вскоре в одном из журналов выходят несколько глав романа «Голод».

Возвращение в Норвегию

Гамсун считается самой эпатажной фигурой в литературе того времени. В биографии Кнута Гамсуна много поступков, которые шокировали современников. Например, разъезжая по стране с лекциями, он откровенно провоцировал своими заявлениями норвежских классиков. Однажды пригласил Ибсена на свою лекцию в Осло и при всех обвинил, что тот не пишет, а «царапает дрожащими руками» и несет свое «грубое и ложное» психологическое понимание в массы. Самой шокирующей его выходкой считается заявление в адрес Ибсена: «Вам пора уходить!»

Откровенно говоря, своим поведением он приводил в шок и раньше. Когда он жил в Америке, его сосед по комнате вспоминал, что однажды ночью вернулся домой, Гамсун уже спал, лампа на столе все еще горела, а на столе лежала сигара, нож и записка: «Выкури сигару и воткни нож в мое сердце. P. S. эта записка станет твоим оправданием в суде». А на потолке был нарисован ангел смерти.

Кнут Гамсун не один раз поджигал занавески своего домовладельца и раскалывал голыми руками керамическую плитку. Когда умер отец, Гамсун отказался идти на похороны, а написал вместо этого статью, где утверждал, что четвертая заповедь «устарела» и родители должны чтить своих детей.

Личная жизнь

Поведение Гамсуна отличалось от общепринятого в обществе, он и не старался скрывать свои недостатки. И некоторые проступки, которые порядочный человек просто не мог позволить себе, казались мелкими по сравнению с тем, что Гамсун мог «выкинуть». История его первого брака с Берглиот Бех в 1898 году долгие была поводом для обсуждения. Берглиот была замужем много лет, у нее была дочь. Но Гамсун уговорил ее оставить мужа.

Они прожили вместе восемь лет, и тут их знакомые стали получать клеветнические письма, в которых было предостережение женщинам от какой-либо связи с Гамсуном. Он обвинил в этом супругу и сказал, что не хочет иметь с ней ничего общего. Но при этом забрал все ее деньги и оставил в Бельгии. Он не скрывал этого и признался, что поступил не как «самый порядочный человек», а позже обвинил во всем Бога: «Он меня сделал тем, кто я есть, и несет ответственность».

Второй раз Гамсун женился на красавице Мэри Андерсен в 1909 году. Мэри оставила карьеру актрисы и оставалась с ним до конца жизни. Как бы там ни было, книгами Гамсуна Кнута восхищался весь мир, и сложный характер не помешал ему создать великие произведения.

Мировоззрение писателя

Прежде чем познакомиться с произведениями Гамсуна, нужно немного сказать и о его мировоззрении. Эту тему невозможно обойти, потому что его отношение к Гитлеру подверглось критике тогда и осуждается сейчас. Было бы неправильным утверждать, что писатель был безоглядно предан идеям нацизма. В характере Гамсуна всегда присутствовал некий природный цинизм. Он был уверен, что за его произведения ему все обязаны помогать и финансово, и протежируя его сочинения. Что, собственно, и делали представители как норвежской, так и мировой культуры, понимая, насколько Гамсун важен для них.

В своих статьях и лекциях Гамсун Кнут неоднократно предостерегал читателей и слушателей от пацифизма, утверждая, что война не нечто неестественное. Война ради потребностей - это часть жизни. В пример приводил крестьян, которые убивают животных по необходимости, и назвать это жестокостью может только городской житель, который не жил в деревне. Гамсун был уверен, что мир очистится от всей этой шелухи, которая пришла с Запада. Он без оглядки злословил в адрес Америки и Англии, и считал, что в этот затхлый мир придет новое время, благодаря молодой Германии.

Гамсун был искренен в своих утверждениях и верил, что Норвегия расцветет только под руководством Германии. Оккупацию он считал недоразумением, но был непоколебимым сторонником Третьего Рейха. Свою Нобелевскую медаль, которую получил за роман «Плоды земли», он в 1943 году передал Йозефу Геббельсу. Гамсун встречался с Гитлером, а когда фюрер покончил жизнь самоубийством, написал некролог, где назвал лидера нацистов «борцом за права народов».

Судебный процесс

После войны, на суде, Гамсун Кнут говорил, что ничего не знал о преступлениях фашизма, а был лишь затворником в рабочем кабинете своего дома. На самом деле с 1938 года он не написал ни строчки. Норвежские министры требовали судить военных преступников по всей строгости закона. Но Молотов (дело Гамсуна решалось в Москве) сказал, что надо сохранить жизнь автору «Пана» и «Виктории», создателю лучших произведений Кнуту Гамсуну, и нельзя его судить, как остальных.

На суде Гамсун рассказывал, как горячо любит Норвегию, и все делал для ее блага. Сказал, что ничего не слышал о войне и не заслуживает наказания. И в то же время не принес никаких извинений и не отказался от своих воззрений. Суд признал его виновным в пособничестве фашистам и приговорил к большому штрафу - 425 000 норвежских крон. Гамсун лишился состояния, но остался свободен.

Последние годы жизни

Судебный процесс он описал в своей последней книге «На заросших тропинках», над которой начал работать в психиатрической лечебнице, а продолжил в доме престарелых. Трудно было найти издателя, который бы решился на публикацию. Имя Гамсуна на обложке не принесло бы ничего хорошего. Многие были уверены, что его поддержка нацистов – это оскорбление всего народа.

Кто-то утверждал, что его поведение в военное время нельзя судить столь строго, потому что это поведение старика и безумца, человека, глухого к реальности. Гамсун поставил на карту все свое состояние, оставшееся после суда, и выиграл. Книга была опубликована еще при жизни писателя в 1950 году, имела большой успех, и всем стало ясно, что ни о каком слабоумии писателя не может быть речи.

Личность этого человека не умещается в обычные рамки. Удивительно, но умирающие от голода люди, находившиеся в еще худшем положении, чем герой книги «Голод», не перестали его читать. Книги Гамсуна издавались в СССР и во многих других странах. Конечно, есть режиссеры, которые отказываются от его пьес, читатели, которые не покупают книг Гамсуна.

Кто-то пытается разделять его личность на писателя и политика. Примирить злодея с художником. Но те, кому не безразлична история европейского романа, история литературы, соглашаются, что Гамсун – писатель, без которого трудно представить модернизм в литературе. Кнут Гамсун изобрел новый вид письма – «психологический» роман. Интерес к его творчеству не иссякает и после смерти писателя. Умер Гамсун в феврале 1952 года.

Экранизации Кнута Гамсуна

  • Первые фильмы по книгам Гамсуна были сняты в России актерами МХАТа. Они долго присматривались к совершенно новому искусству и в 1916 году во главе с Б. Сушкевичем взялись за создание фильма «Рабы любви», в 1917-м была снята кинолента «Виктория» под руководством О. Преображенской. Эти постановки не оказали большого влияния на российский кинематограф. Фильмы были немые, и ни один из них не сохранился.
  • В 1921 году в Норвегии выходит фильм по роману «Соки земли», он стал не только первым по произведениям Гамсуна, но и одной из первых немых кинолент Норвегии. Режиссером фильма стал датчанин Г. Соммерфельдт. Премьера пришлась на рождественские праздники и стала важным событием в культуре Норвегии. Этот фильм долгое время считался частично утерянным, но в честь 150-летия писателя в 2009 году он был восстановлен.
  • Новая экранизация по роману Гамсуна «Пан» выходит в Норвегии в 1922 году. Эпилог фильма снимали в Алжире, чем еще больше подогрели интерес публики. В этом же году в Чехословакии выходит кинолента «Последняя радость».
  • В 1923 году в Швеции снимают картину «Сильные волей» по роману «Телеграфист» («Мечтатель»). Над созданием фильма работал профессиональный режиссер, и премьера имела огромный успех.
  • Первый звуковой фильм «Виктория» вышел в Германии в 1935 году, режиссером был известный кинооператор К. Хоффман.
  • В 1937 году в Германии режиссер О. Фьорд снимает фильм по роману «Пан».
  • Очередная кинолента «Последняя глава» по роману Гамсуна выходит лишь в 1961 году в Германии. Режиссером фильма стал В. Лейбнер. Съемки проходили на родине писателя.
  • В 1962-м в Швеции под руководством режиссера Б. Хеннинга выходит фильм «Короткое лето» по роману «Пан».
  • В 1966 году выходит фильм «Голод» режиссера Х. Карлсена, в главной роли с П. Оскарссоном, за которую он получил приз в этом же году на Каннском фестивале, а фильм - «Золотую пальмовую ветвь».
  • Следующая экранизация - «Ледниковый период» - выходит в 1973 году в Германии. Фильм был снят по пьесе Т. Дорста «Толлер», которая была основана на последней книге - «По заросшим тропинкам».
  • В 1989 г. выходит экранизация «Бродяги» режиссера О. Солума.
  • В 1989 г. выходит фильм латышского режиссера О. Дункерса «Виктория».
  • В 1994 г. «Телеграфист» Э. Густавсона по сценарию Л. Кристенсена.
  • В 1995 г. снят фильм Х. Карлсена «Пан».
  • В 1999 г. снимают три короткометражных фильма по рассказам Гамсуна.
  • А в 2007 году появился мультфильм «Муха» С. Эльвестада по рассказу писателя «Обыкновенная муха».

Творчество Гамсуна

Писатель с легкостью играет с читателем, вызывая бурю самых разнообразных эмоций и мыслей, воздействуя на его чувства и сознание. При этом пишет он довольно просто, не пытается приукрасить язык, а порой намеренно добавляет «неотесанные», грубоватые фразы. Вот этим, собственно, он и упрекал тех писателей, которые заботились о вычурности своих сочинений. Он критиковал их за увлечение стилистическими изысками и за отсутствие личностных портретов.

Ранние произведения

Творчество Гамсуна удобно подразделять на периоды. Произведения, относящиеся к раннему творчеству, – «Бьергер», «Свидание», «Загадочный человек», написанные им еще в подростковом возрасте, привлекают внимание скорее с точки зрения эволюции писателя. Здесь тема странствий, любовь к природе, крестьянская жизнь.

К творчеству, богатому любовными историями, человеческими отношениями и психологизмом, можно отнести произведения «Виктория», «Пан», «Мистерии», «Голод». Они принесли автору мировую известность и буквально «разобраны» на цитаты.

Кнут Гамсун больше не коснется тем, затронутых в этих романах, они никогда его не привлекут. Критики скажут, что на это повлияли его убеждения и личностные изменения, которые произошли с ним: он невзлюбил городскую жизнь, технократические процессы, происходившие в то время, и все отчетливее ощущал неприязнь к английской цивилизации.

  • «Мистерии», опубликованные в 1892 году, обозначили новый виток в его творчестве. Сюжет, положенный в основу произведения, был отмечен оригинальностью и новизной. Если норвежские классики Ибсен и Бьернсон, стремились предельно ясно выявить суть характера человека, то в «Мистерии» у Гамсуна чувствуется какая-то недосказанность и недоговоренность.
  • В произведении «Пан» (1894) отчетливо заметно, в каком направлении писатель будет двигаться в дальнейшем. В этом романе Гамсун подошел к человеку как к неотъемлемой части природы. Лейтенант Глан, главный герой, живет в лесу и ощущает свободу и счастье лишь наедине с северным летом, вслушиваясь в дыхание природы. В цивилизованном мире ему неуютно и неловко.
  • «Виктория» (1898) – одно из значительных сочинений мировой литературы, посвященных теме любви. Простой и драматичный сюжет произведения рассказывает о двух людях, об их глубокой и несбывшейся любви, разделенной ложной моралью, имущественными интересами и сословными преградами.
  • Роман «Голод» во многом автобиографический. Он повествует о жизни молодого интеллигента, который пытается заработать на жизнь публикацией своих статей. Гамсун настолько ярко передал сложные настроения своего героя, его отчаяние, гнев и состояние эйфории, что читатель невольно страдает вместе с ним от недоедания, переживает, надеется и мечется в поисках.

В последнем романе есть сходство с произведениями Достоевского. Автор и сам много говорил о русской литературе.

Поздние романы

После многих лет работы над собой, отчаянной борьбы с голодом и бедностью, самоучка, который учился в школе меньше года, Гамсун становится профессиональным писателем. Его более поздние работы поражают широким кругозором автора и свидетельствуют о его прекрасной осведомленности в области истории, философии, культуры, религии и т. д.

  • В работах «Под осенней звездой» (1906) и «Странник, играющий под сурдинку» (1909) появилось что-то новое: героем своих романов становится сам писатель. Он говорит от первого лица, скитается по Норвегии: то уходит в леса, то возвращается в общество, где его ожидает разнообразие человеческих отношений.
  • В 1908 году, в романах «Роза» и «Бенони», Гамсун вернулся к героям произведения «Пан», словно не в силах расстаться с молодостью.
  • «Дети века» и продолжение романа «Местечко Сегельфосс» (1915) раскрывают особенность человеческих отношений. Гамсуну всегда казалась важной тема закрытости, неспособность любящих друг друга людей прорваться через стену непонимания.
  • Роман «Соки земли», за который писатель был удостоен Нобелевской премии в 1920 году, - это гимн крестьянскому труду. Герой произведения Исаак превращает в плодородную землю дикий лесной край.
  • «Женщина у колодца» - произведение, опубликованное в 1920 году, - проникнуто горечью и печалью. Оливер Андерсен, герой романа, - это отражение городской жизни. В прошлом бойкий матрос, он возвращается домой калекой. Так и идет по жизни, искалеченный не только физически, но и духовно.
  • В романе «Последняя глава» (1923) сказалось скептическое отношение Гамсуна к западной цивилизации. Действие произведения протекает в санатории, уменьшенном подобии общества. Здание дало трещину, как и весь мир, над которым пронесся ураган революции и войны. Завершается роман апокалиптической картиной: пожар в санатории уносит жизни всех его обитателей.
  • Время не стоит на месте, и меняется все: человеческая психология и отношения, города, деревни. Все становится другим. Автор пытается уловить то, что меняет историю, и предстает перед читателем в облике предприимчивого Августа – главного героя трилогии «Скитальцы» (1927-1933 гг.).
  • «Замкнутый круг» (1936) – это книга, которой завершилась творческая деятельность писателя. Главный герой страдает не от голода и нищеты, а от обеспеченной жизни. Он не может жить в роскоши, бессмысленно тратит деньги, живет в долг, ему не нравится оседлость, его стихия – это скитания и бродяжничество.
  • Последняя книга Гамсуна «На заросших тропинках» была опубликована в 1949 году. Написал он ее в возрасте 90 лет, но она была, по мнению критиков, «по-прежнему живой и яркой».

Долгое время талант писателя оставался непризнанным на родине – в Норвегии. Музей Кнута Гамсуна, первый в мире, открылся лишь в 2009 году в местечке Хамарой, к 150-летию со дня его рождения. Несмотря на противоречивые элементы биографии этого автора, его произведения достойны прочтения. Достаточно прочесть хотя бы одно из них, чтобы ответить на вопрос, который несколько десятков лет волнует многих, - «Кто такой Гамсун?».

Кнут Гамсун (настоящая фамилия - Педерсен) родился 4 августа 1859 года, на севере Норвегии, в местечке Лом в Гюдсбранндале, в семье сельского портного. В юности учился на сапожника, с 14 лет вел скитальческую жизнь. В 1877-1878 годах Гамсун опубликовал первый сборник стихов и первые рассказы. Не получив на родине признания как писатель, он несколько лет провел в Америке - был водителем конки, рабочим на ранчо. В США Гамсун познакомился с Твеном. Его впечатления от поездок в Америку нашли свое отражение впублицистике. Успех писателю принесла повесть "Голод", впервые опубликованная в Дании. Неоромантические мотивы звучат в его романах "Мистерии" (1892), "Пан" (1894), "Виктория" (1901). В 1906 году роман "Под вечерними звездами" открыл ряд произведений Гамсуна из жизни норвежского Севера - "Бенони", "Странник играет под сурдинку" и другие. В романе "Соки земли", за который писатель в 1920 году получил Нобелевскую премию, воспроизведена будничная крестьянская жизнь, чей уклад близок к естественному круговороту природы. В последнем романе "Кольцо замыкается" ("Круг замкнулся") преобладают настроения одиночества, обреченности и беспомощности человека. Мечты Гамсуна о возрождении былого величия скандинавов привели к тому, что во время Второй Мировой войны приоккупации Норвегии он, увидев в речах Гитлера надежду на возвышение нордических рас, публично поддержал правительство коллаборациониста Квислинга. И хотя вскоре он понял свою ошибку и пытался заступаться за тех, кого преследовали фашисты, норвежцы не простили Гамсуна, и после разгрома нацистской Германии писатель был отдан под суд и подвергся бойкоту со стороны общественности. Годы ожидания суда (1945-1948) были описаны им в книге очерков "По заросшим тропам" (1949), в которой размышлял о своих трагических заблуждениях. Скончался Кнут Гамсун 19 февраля 1952 года в своем любимом поместье Норхольм, которое он приобрел еще в 1918 году. В Норвегии его произведения начали печататься только с 1962 года.

Гамсун (Hamsun) (наст. фам. Педерсен, Pedersen) Кнут (1859-1952), норвежский писатель. В психологических романах «Голод» (1890), «Мистерии» (1892), «Пан» (1894), «Виктория» (1898) изобразил бунт личности против обывательской среды, сложную жизнь человеческого сердца, воспел красоту и силу любви. Городской жизни противопоставлял патриархальный крестьянский уклад жизни, близкий к естественному круговороту природы; в романе «Соки земли» (1917) воспет труд земледельца. В драматической трилогии «У врат царства» (1895), «Игра жизни» (1896) и «Вечерняя заря» (1898) — ницшеанские мотивы. В романах 1920-30-х гг. («Женщины у колодца», 1920; «Кольцо замыкается», 1936) — мотивы одиночества и беспомощности человека в современном мире. Нобелевская премия (1920).

Гамсун (Hamsun; наст. фам. Педерсен, Pedersen) Кнут (4 августа 1859, Лом — 19 февраля 1952, Норхольм), норвежский писатель.

Детство и годы странствий

Родился в многодетной крестьянской семье. Детство провел на севере страны, на острове Хамарей, в 1862-1867 — на хуторе Гамсунд (отсюда его писательский псевдоним). Четырнадцати лет Кнут начинает самостоятельную жизнь, работая продавцом в магазине, грузчиком, школьным учителем, каменщиком, помощником полицейского, но, главным образом, коробейником, разъезжающим с мелким товаром по всей северной Норвегии.

Выпустив в провинциальном издательстве первые сентиментально-романтические произведения — повесть «Загадочный. Любовная история из Нурланна» (1877), балладу «Свидание» (1878) и повесть «Бьергер» (1878), окрыленный успехом юноша отправляется на юг и совершает короткую поездку в Копенгаген, где тщетно ищет издателя для новой повести «Фрида». Он добивается встречи с влиятельным норвежским писателем Б. Бьернсоном, но тот, не обнаруживая в нем таланта, советует ему: «Вы такой большой и красивый. Вам следует стать актером».

В последующие два года Гамсун безуспешно пытается утвердить себя в журналистике и влачит полуголодное существование на случайные заработки. Исчерпав, как казалось, на родине все возможности, Гамсун уезжает в США, где от профессора Р. В. Андерсона, к которому послал его с рекомендательным письмом Бьернсон, получает совет: «В Америке каждый устраивается, как может». Некоторое время он работает батраком на фермах, приказчиком в магазине, позже — помощником проповедника в Миннесоте. К осени 1884 здоровье Гамсуна ухудшается настолько, что друзья, собрав деньги, отправляют его на родину, но уже ранней осенью 1886, потерпев в Осло очередное литературное фиаско, Гамсун возвращается в США. Работает кондуктором омнибуса в Чикаго и батраком на большой ферме в долине Ред-ривер, после чего опять обосновывается в Миннеаполисе, где выступает с лекциями и статьями о современной скандинавской литературе.

Летом 1888 Гамсун едет на родину, но, не сходя в Осло (из-за связанных с этим городом болезненных воспоминаний), тем же пароходным рейсом отправляется далее в Копенгаген. Там он пишет и публикует роман «Голод» (1890), выход которого обозначает его настоящий дебют в литературе. Отныне творчеству Гамсуна сопутствует постоянный успех.

«То, что я описал в «Голоде», действительно пережито мной. Боже, как мне досталось! Но я выжил». Бедность, нищета и голод доводят оказавшегося в столице героя до экстатического состояния — чуждый всем, он воспринимает действительность через дымку обостренных до крайности чувств. Но полностью владеет собой, или, вернее, языком, при помощи которого фиксирует тончайшие, иногда парадоксальные движения души — единственную для него реальность. В романе пунктиром намечена любовная интрига: герой не хочет, чтобы любимая делила его отчаяние, и покидает ее.

Почти через 30 лет Гамсун напишет, что завершая роман, читал «Бесов» и «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, влияние которого прочитывается и в следующей его книге «Мистерии» — прежде всего в более объективной манере повествования.

«Мистерии» (1892)

Мистерии, или таинства, совершаются в душе Нагеля, человека ниоткуда, самовлюбленного и ненавидящего самого себя, склонного к необъяснимым переменам настроения, восстающего против общепризнанных понятий типа «прогресса», «свободомыслия», «веры в науку и демократию». Нагель исповедует ницшеанскую «религию жизни», законы которой одинаково глубоки и непостижимы в природе и в человеке. Его идеал — цельная лишенная сомнений личность, только в таких людях происходит великая самореализация жизни. Однако к ним Нагель причислить себя не может. Воплощение его слабости — это Минутка, человек с извращенным самомнением и нечистой совестью, герой видит в нем свое отражение и избавляется от него, покончив с собой.

В 1894 Гамсун выпускает самую известную свою книгу — повесть «Пан», своего рода поэму в прозе. Ее главный и очень верный в деталях образ природы одушевлен противоречивыми порывами чувств героя, одиночки и поэта, ищущего мистического слияния с мирозданием. Примечательно, что постижения тайны жизни лейтенант Глан ищет не за счет опрощения или приближения к примитиву — оно требует высокого интеллекта. И далеко не всегда познание радостно: нелепо погибает любовница лейтенанта, дочь кузнеца, Ева, заканчивается поражением его любовь, более походящая на поединок гордости, к Эдварде, дочери купца Мака. Природа в изображении Гамсуна — не только идиллия, она также оборачивается мучительной загадкой.

Виктория

В мае 1898 Гамсун в возрасте 46 лет женится на 25-летней Бергльот Бек, осенью того же года он заканчивает свой лучший роман о любви «Виктория». Герой ее, сын мельника Юханнес, настойчиво, как Гамсун, пробивает себе дорогу в жизни и становится писателем. Но он теряет свою любимую, ибо главное для него в любви — это чувство гордости. С бескомпромиссной одержимостью персонажей Достоевского романтический герой Гамсуна готов скорее отказаться от счастья, чем потерять свободу воли, выступающую у него под маской гордости. Юханнес обретает Викторию лишь после того, как та умирает: его победа с большой буквы — мертва.

Завершение романтического периода

Романы и повести 1890-х годов: «Голод», «Мистерии», «Пан» и «Виктория» — это самые известные и значительные произведения Гамсуна. Но они — лишь часть его литературного наследия, создававшегося на протяжении 72 лет. На рубеже веков писатель публикует ряд других художественно значительных произведенийдраматическую трилогию о борьбе ученого Карено, ницшеанца и антилиберала, за свои идеалы («У врат царства», 1895; «Игра жизни», 1896; «Вечерняя заря», 1898), антицерковную драматическую поэму («Мункен Вендт», 1902), драму о любви («Царица Тамара», 1903), интересные путевые записки о путешествии по России и Кавказу («В сказочной стране», 1903), сборник стихотворений «Дикий хор» (1904) и написанный в новом реалистическом ключе роман о рыбацком поселке в родном Нурланне («Мечтатель», 1904).

Старость

В 1906 брак Гамсуна распался, а в 1909 году он женился на Марии Андерсен, умной и одаренной женщине, с которой прожил большую часть жизни. Одна из проблем, волновавших писателя в это время, — старость. В романе «Под осенней звездой» (1907) его вымышленный герой (хотя имя его — Кнуд Педерсен) предпринимает попытку вернуться в мир молодости: он скитается по хуторам, перебивается случайными заработками, влюбляется, водит дружбу с другими бродягами — он сравнивает свое прошлое и настоящее. Увы, возвращение в молодость невозможно. В продолжении романа «Странник играет под сурдинку» (1909) герой приходит к выводу, что увядания всего живого требует сама природа, по сравнению с которой человеческие амбиции — ненужная мелочь. Теме старения посвящена также пьеса «У жизни в лапах» (1910).

«Мне не остановить чумы»

С конца 1910-х годов писатель все активнее работает в жанре публицистики: защищает патриархальный уклад жизни, которому угрожает индустриализация, или «американизм», — против него Гамсун выступал еще в 1889 после возвращения из США. Неприятие технического прогресса и осуждение либерально-буржуазных ценностей становится магистральной тенденцией всего его последующего творчества, в частности, в романах «Последняя радость» (1912), «Дети века» (1913), «Местечко Сегельфосс» (1915), она же прослеживается в романе «Соки земли» (1917), по-библейски сильно воспевающем основу существования человека — патриархальное земледелие. В эпоху революций и войн эта книга идеально отвечала чаяниям уставших от политических потрясений европейцев — в 1920 Гамсун получил за нее Нобелевскую премию.

Следующие два романа, «Женщины у колодца» (1920) и «Последняя глава» (1923), явились, по-видимому, следствием кризиса — в них утверждается пессимистический взгляд на природу человека и обреченность общества. Впрочем, не свойственный Гамсуну нигилистический пессимизм скоро опровергается его трилогией об Августе («Бродяги», 1927; «Август», 1930; «А жизнь идет», 1933) — панорамной картиной Норвегии за предшествующие мировой войне 50 лет. Герой романов, бродяга и авантюрист, воплощает собой дух предприимчивости, он переживает взлеты и падения, подвигает людей на технические и общественные нововведения, он обманывает, обманывается и благодетельствует, и его предприятия чаще всего оборачиваются разорением и бедой. В то же время движет Августом не стяжательство, а неуемная жажда деятельности и желание изменить жизнь: возможно, поэтому, наставительно осуждая его, писатель не может не относиться к нему с сочувственным юмором, хотя в конце концов заставляет пасть жертвой собственного начинания — Августа увлекает за собой в пропасть его собственное образцовое стадо овец.

«Англосаксы пустили жизнь под откос»

Драматические для Норвегии события Второй мировой войны не оставили Гамсуна безучастным. Он публично приветствовал оккупацию страны нацистами. Будучи недовольным режимом В. Квислинга, Гамсун пытался во время визита к Гитлеру повлиять на смещение норвежского премьер-министра, но фюрер аудиенцию оборвал. Тем не менее, Гамсун опубликовал в прессе 7 мая 1945 некролог Гитлеру, в котором воздал ему должное как борцу за «права всех народов».

На сторону нацизма Гамсуна могло склонить несколько факторов: его давняя нелюбовь к Великобритании и США, симпатии к немецкой культуре и Германии, где его много печатали (как, впрочем, и в России), его принципиальная ориентация на иррациональное «природное» начало и известный антиинтеллектуализм (вспомним, как трудно далось ему вхождение в литературу), наконец, главное — стойкая привычка всегда и во всем идти против течения.

26 мая 1945 Гамсун был арестован за пособничество нацистам и помещен под домашний арест, затем переведен в больницу и позднее в дом для престарелых, после чего был подвергнут психиатрическому обследованию, констатировавшему у него «лишь незначительное возрастное ослабление умственных способностей». В декабре 1947 Гамсун был осужден, его присудили к штрафу и аресту имущества. Последние годы он провел в своем поместье Норхольм, выкупленном для него издательством.

«По заросшим тропам»

В 1949 Гамсун в девяносто лет выпустил последнюю свою книгу, об ослаблении умственных способностей отнюдь не свидетельствовавшую. В ней описываются его переживания с момента ареста до подтверждения приговора Верховным судом в 1948 и отражены чувства горечи и обиды. Автор считает, что заслуживает, если не сочувствия соотечественников, то хотя бы большего уважения. Но он не впадает в пафос и не обличает, чаще всего снимая вопросы иронией и самоиронией. Гамсун по-прежнему превосходно владеет стилем и, описывая совершенно глухого человека, демонстрирует, как всегда, абсолютный стилистический слух. В последней его книге читатель встречается не с осужденным политиком, а с уникальным по таланту писателем, которого подарила миру Норвегия.

Из книги «В сказочной стране»

Исаак Башевис-Зингер как-то назвала Кнута Гамсуна отцом модернистской литературы. Но его смело можно назвать также и отцом постмодернистской литературы. После выхода в свет в 1890 году романа «Голод», Кнут Гамсун дал жизнь первому в серии романов, предполагающих всё: от ужасающей абсурдности Кафки до сухой апатии экзистенциалистов, и даже автобиографические исследования Чарльза Буковски.

Несмотря на это, Кнут Гамсун сейчас считается писателем, которого старается избегать литературный истеблишмент. И не потому, что его книги со временем утратили свою значимость, а из-за его крайне правых политических взглядов, которые пришли ему в голову во время Второй мировой войны. Тогда он открыто поддержал Гитлера и норвежское нацистское марионеточное правление.

Мы не будем защищать политические взгляды Гамсуна. Он не только предал свою страну, но, что важнее, человечество в целом, и заслуживает каждую минуту презрения, которые на него свалились. Но литература Гамсуна это совсем другое дело. Хотим мы этого или нет, но игнорировать значимость работ Кнута Гамсуна просто нелепо. Он сыграл важную роль в литературной эволюции, и отрицание этого лишь усложнит ваше восприятие других писателей и литературы в целом.

«В современной литературе я не вижу никого, равного ему по оригинальности творчества»

Максим Горький, 1928 год

Что касается литературной эволюции Гамсуна, очень трудно описать, что именно пришло за писателем. В отличие от любого другого писателя, Гамсун, кажется, возник совершенно сформированным, свободным от любой задаваемой литературой традиции и даже явного влияния. Кнут Гамсун родился в бедной семье в сельском районе Норвегии, будущий писатель занимался самообразованием, но ему не доставало социального и интеллектуального фона, который часто ассоциировался с европейскими писателями того времени. Он начал писать с 17 лет. После долгого периода написания юношеских произведений, к тридцати годам Гамсун нашел свой истинный голос, который не был похож ни на что известное до этого.

По словам Гамсуна, в литературе в те времена преобладали старательно прописанные тома, заполненные разговорами в гостиной и высокопарной прозой, в которой было мало психологического и эмоционального содержания. Гамсун выступал против такой концепции. Используя стиль, который был бы бескомпромиссным и на удивление лирическим, он писал небольшие истории, часто от первого лица, построенные больше на запутанности, чем на действии, противоречивые и зачастую содержащие брутальные махинации человеческого сердца и разума. Как результат, появилась серия захватывающих психологических романов, которые поразили как критиков, так и писателей.

«Гамсун не создаст школы. Он слишком оригинален, а подражатели его всегда будут смешны. Он пишет так же, как говорит, как думает, как мечтает, как поёт птица, как растёт дерево. Все его отступления, сказки, сны, восторги, бред, которые были бы нелепы и тяжелы у другого, составляют его тонкую и пышную прелесть. И самый язык его неподражаем — этот небрежный, интимный, с грубоватым юмором, непринуждённый и несколько растрёпанный разговорный язык, которым он как будто бы рассказывает свои повести, один на один, самому близкому человеку и за которым так и чувствуется живой жест, презрительный блеск глаз и нежная улыбка».

Александр Куприн, «О Кнуте Гамсуне», 1907 год

Некоторые спорят с тем, что Кнут Гамсун создал свои лучшие произведения в первой половине своего творчества, когда были написаны романы «Мистерии», «Пан», «Виктория» и вышеупомянутый «Голод». В этом есть доля правды. С возрастом Кнут Гамсун стал отворачиваться от многих своих инноваций и начал писать эпосы в традициях таких писателей как Толстой и Достоевский. И, тем не менее, в течение этого позднего периода творчества Гамсун создал несколько замечательных произведений, включая романы «Плоды земли», за который он удостоился Нобелевской премии в 1927 году, и «Круг замкнулся», преступно недооцененное размышление о значении работы и жизни, которое является одной из истинных жемчужин западной литературы.

В последние десятилетия жизни Гамсуна его политические взгляды, которые на протяжении многих лет тяготели к правым, выкристаллизовались в странном видении «пан-Тевтонского единства» и достигли своего идеала в поддержке нацистской партии, что привело к падению писателя как общественного человека. Как бы это до сих пор не было грустно для многих, это всё же не отменяет значимости Гамсуна как писателя и его влияния на следующее поколение писателей.

Роман, в современном понимании, во многом состоит сегодня из того, что вложил в него Кнут Гамсун , и никакие концепции этого уже не изменят. Сегодня книги Гамсуна и его имя постепенно возвращается в литературную среду, оставляя его политику позади, где ей и место.

Норвежский писатель Кнут Гамсун (настоящая фамилия Педерсен) родился в Ломе, в Гудбрансдаленской долине, сельскохозяйственном районе Центральной Норвегии. Его родители. Тора (Олдсдаттер) и Педер Педерсен, поселились в Гармутрете, на небольшом хуторе, где Г., его трое старших братьев и две младшие сестры провели раннее детство.


Когда мальчику было 3 года, семья переехала в Хамарой, город в Нурлане, расположенный приблизительно в 100 милях к северу от полярного круга, где родители арендовали Гамсунд, небольшую ферму, принадлежавшую Хансу Олсену, дяде Г. по материнской линии. Следующие шесть лет Г. провел в идиллической обстановке: пас коров, любовался красотой норвежских фиордов и заснеженных горных вершин.

Скоро, впрочем, семья попала в долговую кабалу к Олсену, и 9-летний Г. вынужден был работать на своего дядю, сурового набожного человека, который часто бил его и не давал есть. Будучи не в состоянии выносить издевательства, Г. в 1873 г. убегает в Лом, но на следующий год возвращается в Хамарой и работает там в магазине. В 1875 г. юноша ведет скитальческую жизнь бродячего торговца, а затем устраивается к башмачнику в северном городе Буде. Именно здесь создается его первое произведение, повесть «Загадочный человек» ("Den Gaadefulde"), которая была опубликована в 1877 г., когда Г. было 18 лет.

В следующем году Г. преподает в школе в Вестеролене, а затем становится помощником судебного шерифа, в библиотеке которого открывает для себя Бьернстерне Бьернсона, Генрика Ибсена и Других ведущих скандинавских писателей. В это время Г. выпускает роман «Бергер» ("Bjorger", 1878), одноименный герой которого пишет великие стихи о своей тяжелой жизни.

На деньги нурланского торговца Г. в 1878 г. отправляется в Христианию (ныне Осло), однако писательским трудом обеспечить себя не может, растрачивает сбережения, живет в бедности и в конце концов становится дорожным рабочим в Восточной Норвегии. В 1882 г., заручившись рекомендательными письмами к влиятельным эмигрантам из Норвегии, он едет в Соединенные Штаты, однако связей его оказывается недостаточно, и Г. вынужден работать сначала батраком в штате Висконсин, а затем секретарем норвежского проповедника в Миннесоте. Здесь молодой человек серьезно заболевает, врачи ставят неподтвердившийся, впрочем, диагноз туберкулеза, и он возвращается на родину.

Когда Г. приехал в 1884 г. в Осло, все симптомы болезни, по-видимому бронхита, исчезли Какое-то время он жил в Вальдерсе, где под псевдонимом Кнут Гамсунд (впоследствии «д» из-за типографской ошибки отпало) написал работу о Марке Твене. В Осло его литературная карьера не сложилась, Г. опять бедствует, а затем, в 1886 г, снова едет в Соединенные Штаты. Приехав в Чикаго, он сначала работает кондуктором трамвая, а летом батрачит на пшеничных полях Северной Дакотыю. Разочаровавшись в своих литературных начинаниях, он вновь возвращается в Европу и в Копенгагене, в то время центре скандинавского издательского дела, показывает начатую повесть Эдварду Брандесу, брату влиятельного датского литературного критика Георга Брандеса, редактору ежедневной копенгагенской газеты, на Брандеса одинаково сильное впечатление произвели как изнуренный вид Г., так и отрывок из его повести. В конце того же года повесть появилась на страницах одного из датских литературных журналов, а в 1890 г. была опубликована целиком в Копенгагене под названием «Голод» ("Suit").

«Голод» немедленно произвел сенсацию и создал Г. репутацию серьезного писателя. В этой повести Г. порывает с традицией обличительного реализма, который тогда преобладал в скандинавской прозе, и отказывается от господствовавшей в то время идеи, согласно которой задачей литературы является улучшение условий человеческого существования. Повесть, по существу, не имеет сюжета и рассказывает о молодом человеке из провинции, который живет в Осло и мечтает стать писателем. Совершенно уверенный в собственной гениальности, он предпочитает страдать от нищеты, чем отказаться от амбиций «Это герой Достоевского, – писал американский критик Альрик Густафсон – Больной душой и телом, испытывающий муки голода, он превращает свою внутреннюю жизнь в сплошную галлюцинацию». Страдает главный герой «Голода» не только от отсутствия пищи, но и от отсутствия социальных контактов, от сексуальной неудовлетворенности, невозможности выразить себя. Своей отчужденностью этот герой предвосхищает антигероя литературы XX в.

Как сказал один из переводчиков Г., современный американский поэт Роберт Блай, «живость и острота прозы Г. потрясли всех». Книга написана короткими емкими фразами, ясные, четкие описания чередуются с намеренно субъективными, многозначительными «Голод» писался в то время, когда Артур Шопенгауэр , Эдуард фон Гартман, Фридрих Ницше и Август Стриндберг призывали обратить внимание на те сложные подсознательные силы, которые управляют человеческой личностью. Собственную концепцию субъективной прозы Г. сформулировал в эссе, озаглавленном «Из подсознательной жизни души» ("Fra det ubevidste Sjaeleliv") и появившемся в том же году, что и «Голод». Отказываясь от условностей объективной прозы, писатель предлагает изучать «тайные движения души, происходящие в самых отдаленных глубинах подсознания, анализировать неисчислимый хаос впечатлений, через увеличительное стекло рассматривать изысканную жизнь воображения, поток мыслей и чувств»

Г. снова использует субъективный метод в романе «Мистерии» ("Mystener", 1892), где говорится о шарлатане, который появляется в приморской деревушке и озадачивает жителей своим странным поведением. Роман «Пан» ("Pan", 1894) написан в форме воспоминаний Томаса Глана, который отказывается от цивилизованного существования и живет жизнью охотника и рыболова вблизи провинциального городка в Нурлане. «Я попытался по аналогии с Руссо представить что-то вроде культа природы, чувствительности, точнее, сверхчувствительности души», – признался Г. своему другу, когда работал над «Паном». Возвышенные описания природы выражают ту эйфорию, которую стремился обрести и сам Г., и его главный герой, мистически и пантеистически отождествлявший себя с нурланской деревней. Пламенная страсть Глана к Эдварде, избалованной, своевольной дочери местного купца, порождает в его душе эмоциональный хаос, который в конечном счете приводит героя к самоубийству.

Г. – признанный автор романов и эссе, но его перу принадлежат также поэтические и драматические произведения. С 1895 по 1898 г. он писал драматическую трилогию о жизни философа: «У врат царства» ("Ved rikets port", 1895), «Драма жизни» ("Livets spill", 1896) и «Вечерняя заря» ("Aftenrode", 1898). По общему мнению критиков, в своих пьесах Г. оказался неспособен изобразить характеры героев так же глубоко, как это ему удавалось в романах. Большинство поэтических произведений Г. сжигал до их публикации, однако в 1904 г. он издает сборник стихов «Дикий хор» ("Det vilde kor"), который не уступает его лучшей прозе.

С начала XX в. Г. пишет объемные романы, где много действующих лиц и повествование идет от третьего лица, такие, как «Дети века» ("Bern av tiden", 1913) и его продолжение «Город Сегелфосс» ("Segelfossby", 1915). Согласно Джеймсу У. Макфарлейну, одному из переводчиков Г., эти и последующие романы «стали образной демонстрацией устоявшейся и в целом пасторальной (даже феодальной) системы ценностей писателя: антиинтеллектуализм и аполитичность в сочетании с сильным предубеждением против торгашеского духа».

В переезде Г. на ферму в 1911 г. отразились его усугубившееся отчуждение от общества и неприятие особенно в связи с событиями первой мировой войны – индустриального века. Этими настроениями проникнут роман «Соки земли» ("Markens grede"), который был издан в 1917 г. В нем с большой любовью рассказывается о жизни норвежских крестьян Исака и Ингер, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям.

Именно «за такое монументальное произведение, как "Соки земли"», Г. в 1920 г. был удостоен Нобелевской премии по литературе. Представитель Шведской академии Харальд Йерне в своей речи сказал: «Те, кто ищет в литературе... правдивое изображение реальности, найдет в «Соках земли» рассказ о той жизни, какой живет любой человек, где бы он ни находился, где бы ни трудился». Йерне даже сравнил роман Г. с дидактическими поэмами Гесиода. Читать Нобелевскую лекцию Г. отказался.

Год спустя после выхода «Соков земли» Г. приобрел имение Нерхольм в Южной Норвегии, где сочетал литературную работу с сельскохозяйственной. Роман «Женщины у колодца» ("Konerne ved vandposten") появился в 1920 г. Циничный и безысходный, роман этот повествует о вымирании маленькой приморской деревушки, зараженной ложными, с точки зрения автора, ценностями современного мира. Затем появилась «Последняя глава» ("Siste kapitel", 1923), мрачный роман о сельском санатории.

Переживая депрессию, связанную с неблагожелательными отзывами на свои книги, Г. недолго лечится методом психоанализа, после чего пишет трилогию «Бродяги» ("Landstrykere", 1927), «Август» ("August", 1930) и «А жизнь идет» ("Men livet lever", 1933), главным персонажем которой является бродяга по имени Август. Хотя в этих трех романах Г. вновь возвращается к теме социальной отверженности, бессилие Августа носит на этот раз необратимый характер. Последний роман Г. «Кольцо замыкается» ("Ringen sluttet") издан в 1936 г. В нем описывается бесцельная жизнь человека, надеждам которого не суждено осуществиться, но который тем не менее остается, по словам Г., «властелином в своем роде».

С возрастом Г. становится все более реакционным: в 1934 г. он открыто заявляет о своей поддержке нацистов. Хотя писатель никогда не вступал в норвежскую нацистскую партию, его перу принадлежит несколько профашистских статей, изданных в период немецкой оккупации Норвегии, а в 1943 г. он встречался в Германии с Геббельсом и Гитлером. Тысячи читателей в знак протеста возвратили писателю его книги. В конце войны Г. и его жена были арестованы. Осенью 1945 г. писатель был помещен в психиатрическую клинику в Осло, где провел четыре месяца, после чего был переведен в дом для престарелых в Ландвике. В 1947 г. он предстал перед судом, был признан виновным в пособничестве врагу и приговорен к выплате 425 тыс. норвежских крон (около 80 тыс. долларов по тогдашнему курсу), однако из-за «интеллектуальной деградации» тюремного заключения избежал. «По заросшим тропам» ("Pa gjengrodde stier"), рассказ о судебном процессе, появился в 1949 г., когда Г. было 90 лет. Книга написана чрезвычайно живо, Роберт Блай назвал ее «по-прежнему живой, сжатой и яркой», что, впрочем, ни в коей мере не оправдывает поведение Г. во время войны. Тем не менее эта книга, безусловно, способствовала возрождению интереса к творчеству писателя.

В 1898 г. Г. женился на Берглют Бех, от брака с которой у него была дочь. В 1906 г. супруги развелись, а двумя годами позже писатель влюбился в актрису Марию Андерсен, которая была моложе его на двадцать три года. Они поженились в 1909 г., у них родилось двое дочерей и двое сыновей. В ходе расследования дела Г. в 1947 г. Мария раскрыла интимные подробности их брака, и разгневанный Г. отказался видеть ее в течение последующих трех лет, однако с 1950 г. они снова жили вместе вплоть до кончины писателя, последовавшей 19 февраля 1952 г.

Многие критики сходятся во мнении, что Г., с присущими ему субъективностью, фрагментарностью, лиризмом, нарушением последовательности действия, является родоначальником современной прозы. «На сегодняшний день Г. – это единственный норвежский писатель, не считая Ибсена и Унсет, который является классиком мировой литературы», – считает Харальд Нэсс. С ним согласен Альрик Густафсон, который заявляет, что книги Г. подкупают не обличением, а «чисто литературными достоинствами и запоминаются великолепно очерченными живыми характерами, невиданным богатством литературных приемов и, быть может, в первую очередь своим стилем, который по чуткости, искренности звучания является чистейшей поэзией».

), в течение которых он сменил множество занятий. Писать начал с 17 лет. Первая книга «Загадочный человек. Нурланнская любовная история» (норв. Den Gaadefulde. En kjærlighedshistorie fra Nordland) появилась в 1877 году . В молодости много путешествовал, побывав, в частности, в США . После 1888 года обосновался вКопенгагене . В 1890 году у Гамсуна выходит новаторский психологический роман «Голод» (норв. Sult), принёсший ему славу.

Первое издание романа «Голод» 1890

О своем творчестве Гамсун писал так: «Как современный психолог, я должен осветить и исследовать душу. Я должен исследовать её вдоль и поперек, со всех точек зрения, проникнуть в самые тайные глубины».

Гамсун в 1939 году.

После окончания войны Гамсун был отдан под суд. Он избежал тюремного заключения благодаря преклонному возрасту, однако был оштрафован по гражданскому иску. Позднее он описал судебный процесс в рассказе «По заросшим тропам». Сын писателя Арильд служил военным корреспондентом в специальном пропагандистском взводе, в 1943 г. вошедшем в специальный пропагандистский полк СС «Курт Эггерс» .

После войны Гамсун некоторое время жил в доме для престарелых, а в 1950 году вернулся в Нёрхольм.

Писатель умер 19 февраля 1952 года . Полное собрание его сочинений вышло в свет через два года после его смерти.