Классный час - викторина "моя родина - россия". Викторина «Что мы знаем о Родине

Викторина «Россия Родина моя»

Цели: Развивать у детей чувство гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:
Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам;
Обогащать, уточнять и активизировать словарь по теме, вводить в словарь слова «малая Родина», «большая Родина»;
Развивать диалогическую и монологическую речь детей;
Закрепить названия стран, городов, названия народных промыслов;
Закрепить умения выразительно читать стихотворения о Родине;
Расширять и закреплять представления детей о нашей стране – России, о своем родном городе, который является частью нашей страны, воспитывать чувство патриотизма.
Воспитывать любовь к Родине, гражданско–патриотические чувства.

Материалы: карта России, карта Свердловской области, глобус, флаги России и других стран, герб России и других стран, аудиозапись «Гимн», фотографии В. В. Путина, матрёшка, гжельская посуда, деревянные ложки с хохломской росписью, дымковская игрушка.

Предварительная работа:

Разучивание стихотворений о Родине, беседы о российской символике, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

Ход игры:
(Дети сидят за столами, предварительно разделившись на мини группы по 5-6 человек в каждой.)

Звучит гимн России, все слушают его стоя.

Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычная встреча, сегодня мы с вами подведем итог вашим знаниям о России: о её государственной символике, о её культуре и обычаях. Вы согласны отправиться в путешествие в “ Страну знаний о России”.

Дети (хором): Да!

Ведущий: Тогда, берите с собой свои знания и вперед.

Дети читают стихи. (Вика, Аня, Наташа)

Воспитатель: 1. Ребята, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле! Вы уже знаете, как называется наша страна? (Ответы детей.) Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия. Давайте повторим его вместе. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?

За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали - Россия.

Ведущий: Да, кстати ваши знания сегодня будет оценивать наши уважаемое жюри.

(Ведущий представляет жюри.)

Ведущий: Ну, а теперь разрешите объявить наш 1 конкурс - “Конкурс приветствия”. (Каждой группе даётся слово для приветствия (показывают и говорят капитаны): показ эмблемы группы, а также девиза)

Ведущий: Отлично! Теперь мы знаем, что обозначают эти эмблемы. Сейчас вы должны быть очень внимательными, так как объявляется 2 конкурс - “Разминка”. Каждой группе будет задан вопрос, на который она должна будет ответить, если ответа не будет, то этот вопрос переходит к другой группе. Балл зачитывается той группе, которая даст правильный ответ.

Внимание вопросы:

Наша страна называется Россия.

Граждане России называются россияне.

Столица России – город Москва.

Кто президент в России Путин.

Кто выбирал президента российский народ.

Какой документ имеет гражданин России паспорт.

В каком документе записаны права гражданина России конституция РФ.

Что должен делать гражданин России, живя в российском государстве соблюдать права и обязанности.

Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн.)

Что такое государственный гимн? (Главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать ее надо стоя, проявляя уважение.) «Гимн» А. Александров.

Для чего нужен герб?

Где мы можем увидеть изображение государственного герба?

Какого цвета орел на современном гербе России?

Что означает золотой цвет? Почему орел двуглавый?

Кто ещё (кроме орла) изображен на Гебе нашей Родины?

Что означает изображение всадника на гербе России?

На гербе какого города помещен всадник, поражающий копьём змея?

Какие цвета есть на флаге нашей страны?

Что означают цвета российского флага - белый, синий, красный?

Ведущий: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием.

3 конкурс - «Пословицы о Родине». Вы должны, также по очереди назвать как можно больше пословиц или поговорок о Родине, родной стороне или родном крае. (Побеждает тот, кто назовет больше)

Ведущий: - Как вы думаете, почему говорят: «Наша Родина - матушка Россия»? (мы зовем Россию матерью, потому что мы здесь родились.)

Ведущий: Как вы понимаете пословицу: «Одна у человека мать - одна у него и Родина»?

Вы правы, у ребенка одна мама, и место где родился человек то же одно.

Мама и Родина очень похожи.
Мама красивая, Родина тоже.
Вы присмотритесь, у мамы глаза
Цвета такого же как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница,
Та, что на наших полях колосится.

Много у Родины общего с мамой,
Самой красивой, ласковой самой!
Так и должно быть: что дорого нам –
Напоминает всегда наших мам!

4 конкурс

Ведущий: Я вам предлагаю поиграть в такую игру “Найди среди флагов разных стран флаг России”. Команда должна выбрать карточку с изображением герба России. Задача усложнена тем, что на флагах этих стран полоски одного цвета. Побеждает та команда, которая быстрее и верно справляется с заданием.)

Где можно увидеть российский флаг? (На государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни государственных праздников.) Белый цвет обозначает чистоту, синий – небо и верность, красный – огонь и отвагу.

Найдите российский герб среди других стран. Игра «Узнай наш герб».

Что изображено на нашем гербе? (Золотой двуглавый орел со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьем поражает змея.) Герб наш символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость.

Динамическая игра «Герб России».

Герб страны – орёл двуглавый
Гордо крылья распустил, (поднять руки в стороны)
Держит скипетр, державу, (поочерёдно сжать в кулак пр. и лев. руку)
Он Россию сохранил (нарисовать руками круг)
На груди орла – щит красный, (приложить руки к груди)
Дорог всем: тебе и мне (наклон головы вправо-влево)
Скачет юноша прекрасный (шаг на месте, с высоким подниманием ноги)
На серебряном коне.
Развевается плащ синий, (плавные покачивания рук вправо- влево)
И копьё в руке блестит. (сжать руки в кулак)
Побеждает всадник сильный, (поставить руки на пояс)
Злой дракон у ног лежит (показать руками)
Подтверждает герб старинный
Независимость страны.
Для народов всей России
Наши символы важны. (поднять руки вверх)

5 конкурс - «Города России».

Россия – самая большая страна в мире! В России свыше тысячи городов, очень много сел и деревень. Назовите города, которые вы знаете. (Ответы детей: Москва, Казань, Екатеринбург, Тобольск, Саранск, Тюмень, Ханты-Мансийск и т. п.).

6 конкурс - «Кроссворд «Природные ископаемые России".

Ведущий: В недрах Земли содержатся огромные богатства – полезные ископаемые. Без них человечество не знало бы, что такое тепло, уют, еда, машины и многое другое, к чему мы так привыкли и без чего современному человеку обойтись трудно.

1. Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Черный и блестящий,
Помощник настоящий. (КАМЕННЫЙ УГОЛЬ)

2 .Из чего делают дымковские игрушки? (ГЛИНА)

3. Природная легко воспламеняющая жидкость, которая находится под землёй. (НЕФТЬ)

4. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК)

5. Благородный металл. (ЗОЛОТО)

6. В воде родится, а воды боится. (СОЛЬ)

7 конкурс. - «Народы России».

Каких народов только нет
В стране великой нашей:
Как пестрый солнечный букет,
Калмыки и чуваши,
Татары, коми и мордва,
Башкиры и буряты –
Всем скажем добрые слова,
Любому будем рады. Л. Мартьянова

Как вы думаете, сколько народов проживает в России? (Дети называют национальности: русские, ханты, татары, чуваши, ненцы, таджики и т. п.). А чем народы отличаются друг от друга? Они могут отличаться внешностью. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный народ в России – русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.

8 конкурс:

Наша страна – это большая дружная семья, которая отличается от других стран своим народом, традициями и обычаями.

Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.

Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки.

1. Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке.Что это? (Матрешка.)

– Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)

2. Эта роспись – просто чудо,

Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком. (Гжель.) Правильно, ребята. Посмотрите, какая красота.

3. Выросла золотая травка на ложке, распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)

4. Все игрушки – непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски. (Дымковская игрушка.)

5. Добрый мастер сделал сказку,

Оживают звери в сказке,
Мишки, зайцы, колотушки –
Деревянные игрушки. (Богородская игрушка.)

9 конкурс. - «Главные праздники России».

В нашей стране есть главные праздники, которые отмечают все граждане России. Отгадайте загадки, чтобы узнать, как называются эти праздники.

1. Дед Мороз принес подарки,
Их под елочку кладет.
Наступил веселый, яркий,
Лучший праздник (Новый год).

2. Чтоб на всей большой Земле
Мир настал для человечества,
Отмечаем в феврале
День (Защитника Отечества).

3. Если нам куда-то надо,
Путь найти поможет карта.
Если нам нужны награды,
Быстрый бег начнем со старта.
А весной мы встретить рады
Женский день (Восьмое марта).

4. Музыка, флаги, шары и цветы,
Столько весенней вокруг красоты!
Первого мая отметим всегда
Радостный праздник (Весны и труда).

5. Идет парад, гремит салют,
Звучит оркестр там и тут,
Не только прадеды и деды
Встречают славный (День Победы).

Разминка. «Флора и фауна родного края».

Игра «Что в лесу растет, кто в лесу живет». (Ответы детей. Деревья, грибы, ягоды, кустарники, трава. В лесу живут: белки, лисы, зайцы, волки, медведи, мыши и т. п.)

Ведущий предлагает детям встать в круг. Для игры понадобится мяч. Воспитатель задает вопрос: «Что в лесу растет?» - и бросает мяч одному из детей. Ребенок называет любое растение и бросает мяч другому игроку. Когда варианты ответов исчерпаны, воспитатель снова задает вопрос: «Кто в лесу живет?» - и бросает мяч ребенку. Дети отвечают.

Итог подводит жюри.

Ведущий: Будущее нашей страны России во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы любите свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми. Все граждане России гордятся Государственным гербом, флагом и гимном. Без этих отличительных знаков не обходится ни одно важное для страны событие.

Пока вы ещё маленькие, вы пока не можете ничего для России сделать. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться, Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.

Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика – будет Родина крепка!”

  1. Объясните происхождение слова «деревня».(Слово «деревня» происходит от слова «дерн», который снимали при подсечном земледелии,)
  2. Шкурки каких животных являлись у древних славян деньгами? Как назывались эти деньги? (Шкурки куницы-куны, шкурки белки- веверицы. Кунами также назывались у славян деньги вообще, а веверицы- самая мелкая денежная единица Древней Руси.)
  3. Каких трех русских богатырей на своей картине изобразил В.М.Васнецов? Как называется эта картина? (На картине «Богатыри» изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)
  4. Как произошло название города Минск? (Минск раньше назывался Менекс или Меньск. Как полагают исследователи, название города произошло от названия небольшой речки Менки или Мени.)
  5. Кому принадлежат крылатые слова «Кто с мечом к нам придет- от меча и погибнет. На том стояла, стоит и стоять будет русская земля»? (Александру Невскому.)
  6. На каком языке читал и писал Чингисхан? (Чингисхан был неграмотным.)
  7. Откуда произошло название города Мытищи? («Мытом» в древности называли торговую пошлину, которую купец при въезде в княжество платил за право вести торговлю. Так появилось название города Мытищи, расположенного некогда на границе Московского княжества.)
  8. Какие горы в нашей стране назывались в старину «каменным поясом», а в Западной Европе- «поясом мира»?(Уральские горы.)
  9. Объясните происхождение слова «рубль». («Рубль» происходит от слова «рубить». В древности денежные слитки- «гривны»- рубили пополам, получая таким образом новые монеты- рубли.)
  10. Когда появилось выражение « битый час»? (После 1404 года, когда в Москве были установлены первые часы и время стало отбиваться в колокол, выражение «битый час» показывало, что прошло действительно много времени- целый час. До этого время определяли по солнцу, на глазок.)
  11. В каком году был заложен каменный Московский Кремль? И почему Москву называли белокаменной? (В 1367 году Кремль был обнесен стеной из белого камня, с тех пор в течение многих столетий за Москвой сохранилось название- Москва белокаменная.)
  12. Кто отлил знаменитую Царь-пушку? (Знаменитый литейщик Андрей Чохов в 1586 году. Отлил пушку весом в 40 тонн, длиной более 5 метров, калибром 89 сантиметров. Пушка украшена орнаментом с изображением растений и животных, а также с изображением русского царя на коне. Отсюда и ее название Царь-пушка.)
  13. Где находится самый старый в Москве памятник? (Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому находится на Красной площади.)
  14. Откуда произошло выражение «у черта на куличках» ? (Кулички или Кулишки- отдаленный район старой Москвы.)
  15. Когда, где и по чьей инициативе была создана первая в России Академия художеств? (1757 году в Петербурге по инициативе М.В.Ломоносова.)
  16. Когда, где и чьей инициативе был основан первый в России университет? (1775 году в Москве по инициативе М.В.Ломоносова был университет, который находился вначале на Красной площади, на месте, где сейчас находится здание исторического музея. Там располагались факультеты- философский, юридический, медицинский.)
  17. Как называли в Древней Руси рабов? Кто мог стать рабом? (Холопы. В холопы попадали военнопленные, а также беднейшие крестьяне, продававшие себя феодалам в рабство. Холопом становился и тот, кто женился на холопке.)
  18. Объясните выражение «мелкая сошка». (В Древней Руси налоги взимали «с сохи», то есть чем больше было земли, тем он был влиятельнее, и наоборот. Поэтому о малоземельном человеке говорили «мелкая сошка».)
  19. Что такое кунсткамера? (Первый в России музей, основанный Петром Великим в 1714 году.)

МКОУ СОШ с.Преображенка

Катангского района Иркутской области

Познавательная игра

«Россия – Родина моя»

Разработала учитель

начальных классов

Егорова Екатерина Юрьевна

Цель деятельности учителя: способствовать воспитанию любви к Родине, развитию познавательных навыков.

Задачи:

    Научить слушать и выделять главное.

    Развивать речь, любознательность, мышление.

    Воспитывать сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению, любовь к Родине.

Метапредметные цели:

Познавательные УУД – развитие познавательного интереса в исследовании родной страны, создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации, поиск необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД - развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника;

Регулятивные УУД - формирование оценочной самостоятельности учащихся, контролирование своей деятельности.

Личностные УУД – проявление познавательной инициативы в оказании помощи ученикам, формирование личностного смысла учения.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас на нашей игре, которая называется «Россия – Родина моя!».

У каждого человека есть Родина, место, где он родился и живёт. Каждый человек любит родные леса и поля, реки и озёра, свою зиму и лето, весну и осень. Человек любит людей, с которыми живёт, свой народ, свою родную землю.

Как велика моя земля!

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса, и степь, и горы!

Раскинулась моя земля.

От севера до юга.

Когда в одном краю весна,

В другом - снега и вьюга.

Родина моя – бескрайняя Россия,

И Сибирь, и Волга, и Урал.

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал.

Каждая берёзка, кустик каждый,

Задремавшие в лесу поля,-

Всё напомнит мне о самом важном-

Только здесь Родимая земля.

Великую землю,

Любимую землю.

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

Как же называется наша Родина?

Россия - самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Ее площадь составляет 17 млн. км 2 . Чтобы совершить путешествие с севера на юг, нам придется преодолеть 4 тыс. км, а чтобы пролететь от ее западных границ до восточных на самолете потребуется около 12 ч., пролетев 10 тыс. км.

С высоты мы увидим крупные и мелкие реки, огромные города и маленькие поселки, бескрайние поля и леса. И все это наша Родина – Россия.

И сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие по нашей необъятной родине, проверить и пополнить знания о ней.

Итак, 1тур «Символы»

Каждое государство имеет свои отличительные знаки – символы.

Задание командам: найти в филворде слова, обозначающие государственные символы и записать их на листочке.

Какие у вас получились слова? (флаг, гимн, герб). (каждое слово – 1 балл).

Что такое флаг?

Флаг – официальный государственный символ, прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: белого, синего и красного цвета. Появился он впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства стал во время царствования Александра III. С 1993 года, это государственный флаг Российской Федерации.

А что символизируют белый, синий и красный цвета?

Есть разные версии. По одной это единство моря, воды и неба.

По другой – это содружество трёх славянских народов.

По третьей – цвета флага символизировали: белый – веру, чистоту; синий – небо, благородность, верность; красный – героизм, отвагу, смелость.

Есть и такая версия: белый – это вера, синий – надежда, а красный любовь.

Задание: раскрасить флаг России в нужный цвет.

Что такое гимн?

Гимн - это торжественная песня.Она исполняется в особых случаях. Например, в случае победы на международных соревнованиях. Тем самым выражается уважение к стране, за которую выступает спортсмен. Гимн мы слушаем и в дни торжественных праздников, государственных собраний, во время парада. Когда исполняется гимн, люди встают. Мужчины должны снять головные уборы.

Композитор – Александр Александров, стихи – Сергей Михалков.

Задание: Вспомнить, с какой строки начинается современный Гимн России? Обведите нужный вариант. За правильный ответ – 1 балл.

    С чего начинается Родина?

    Россия – священная наша держава…

    Славься, Отечество наше свободное…

Ответ: Россия – священная наша держава…(1)

Слушаем гимн Российской Федерации.

(Звучит гимн РФ)

Герб – это отличительный знак. Который есть у всякого государства.

Задание: найти герб России из данных гербов разных стран.

У нас очень красивый герб . В поле красного щита расположен золотой двуглавый орёл. Две головы символизируют единство страны: она как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток. В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас нет царя. Сегодня эти знаки напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, поражающего копьём змия. В России святой Георгий считался покровителем воинов и землепашцев. Таким образом, на российском гербе изображён христианский воин. Он олицетворяет силу добра. Он убивает копьём чёрного змия – символ зла. Наш герб очень древний. Ему уже более 500 лет.

2 тур «Слово рассыпалось»

Задание: из букв составить слово, название основного закона государства.

Конституция - основной закон государства, определя­ющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан. Нынешняя конституция была принята 12 декабря 1993 года.

Конституция РФ определяет для всех своих граждан ряд прав и обязанностей. Какие права и обязанности есть у вас, как граждан РФ?

Заполните таблицй

Права

Обязанности

на жизнь;

Защищать Родину;

на отдых;

соблюдать законы;

на образование;

охранять природу;

на помощь;

платить налоги

на защиту чести и достоинства.

3 тур «Самые-самые…»

    Самый густонаселённый город РФ. (Москва, 12млн111тыс человек)

    Самый известный во всём мире русский сувенир?(Матрёшка. В 2014 году ей исполнилось 124 года.)

    Самая большая птица нашей страны (Пеликан, длина 1,3-1,8 м.)

    Самое глубокое озеро в мире и самое большое по площади в России. (Байкал: максимальная глубина – 1637 метров, площадь – 31,5 тыс. кв. км.)

    Самое древнее название российских супов. (Уха. Вплоть до XIX века ухой на Руси называли всякий мясной, овощной и рыбный суп. Сегодня уха – это особый рыбный суп.)

    Самые распространённое мужское имя. (Александр)

    Самый большой остров России. (Сахалин: площадь – 76,4 тыс. кв. км.)

    Самая большая равнина России. (Западно-Сибирская: площадь – около 3 млн. километров.)

    Самые высокие горы России? (Кавказ.)

    Самая длинная река, протекающая только по территории России. (Лена, 4400 км.) 11.Самое большое по объёму водохранилище России. (Братское на реке Ангаре: объём – 169,3 кв. км.) 12. Назовите самый высокий действующий вулкан в России. (Ключевская Сопка на полуострове Камчатка – 4750 метров.) 13. Какой заповедник России самый большой? (Таймырский – 1500000 га.)

4 тур «Президенты»

В 1991 году наша страна взяла курс на демократическое развитие. Кто был первым президентом России? Вторым? Третьим?

Д.А.Медведев Б.Н.Ельцин В.В.Путин

Кто является действующим президентом России?

5 тур «Пословицы и поговорки»

Наш народ очень любит свою Родину - Россию. Про неё написано много стихотворений и музыкальных произведений. Одним из видов народного творчества являются пословицы и поговорки. Давайте вспомним пословицы и поговорки о Родине.

Задание: соединить начало пословицы с её концом.

На чужой стороне

Родина милей вдвойне.

Родина краше солнца,

дороже золота.

Родная сторона - мать,

чужая - мачеха.

Человек без Родины -

что соловей без песни.

Родина - мать,

умей за неё постоять.

Нет в мире краше

Родины нашей.

Для Родины своей

ни сил, ни жизни не жалей.

6 тур « Праздничное настроение»

Задание: совместить дату и название праздника.

7 тур «России милый уголок»

Как называется наша малая родина?

Задание: Выбрать герб Катангского района.

Герб языком символов и аллегорий отражает природные, исторические и культурные особенности Катангского района.

Территория района располагается в зоне средней тайги. Лесами покрыто более 80% территории района. Преобладают хвойные породы - даурская лиственница, сосна, ель, меньше - кедра и пихты. Жители считают, что лес - главное богатство района: это основной вид топлива, строительного материала, это и кладовая естественных продуктов, ягод, грибов. Лесные богатства Катангского района символически отражены в гербе зеленым цветом. Зеленый цвет символизирует весну, здоровье, природу, молодость и надежду.

На территории района проживают коренные жители эвенки, которые занимаются в основном охотопромысловой деятельностью. Охота на таёжных обитателей (соболя, белку, горностая, лисицу, росомаху) до сих пор является основным источником доходов коренных жителей, как и мясо диких животных (лось, олень). Олень на гербе района - символ разнообразной и многочисленной фауны, а окаймляющая красную перевязь серебряная кайма - аллегория узоров, вышиваемых на одежде и обуви. Серебро - символ чистоты, открытости, божественной мудрости, примирения.

Красный цвет - символ красоты здешней природы, символ богатства земель Катангского района полезными ископаемыми. В районе обнаружены запасы нефти, газа, калийных солей, каменного угля, железной руды, алмазов, цветных и поделочных камней. Красный цвет - символ труда, мужества, жизнеутверждающей силы, красоты и праздника.

Главной речной артерией, прорезающей территорию района в северном направлении, является Нижняя Тунгуска, самый многоводный приток Енисея. Реки для жителей района - кормилицы. Они богаты рыбными ресурсами, которые используются для личных нужд. Кроме рек, в водных ресурсах большое место занимают озёра. Рыба - главный продукт катангчан. Все это отражено в гербе лазоревой оконечностью и рыбами - тугун. Лазурь - символ возвышенных устремлений, искренности, преданности,возрождения.

Есть у района и флаг, который разработан на основе герба.

8 тур «Вопрос – ответ»

1. Имя воина, изображённого на гербе России. (Георгий Победоносец)

2. Как называют воина, который сражается на коне. (всадник)

3. Столица нашей Родины.

4. Главный символ (эмблема) любого государства. (герб)

5. Какого цвета щит на гербе России? (красного)

6. Золотой шар с крестом наверху. (держава)

7. Птица, изображённая на Российском гербе. (орёл)

8. Как иначе называется флаг? (стяг)

9. Какой цвет имеет средняя полоса на флаге России? (синий)

10. Действующий президент России?

11.Сколько голов у орла на гербе России? (две) 12. Торжественная песня – символ государства (гимн)

13. Основной закон государства (Конституция)

Учитель: Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны на­шей великой страны, ее многовековой истории и подви­гов знаменитых предков. Хотелось бы закончить наше занятие словами великого русского поэта Н. А. Некра­сова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Я думаю, что все вы вырастете и станете достой­ными гражданами своей страны. А гордиться нам с вами есть чем.

Клип «Моя Россия»

Берегите Россию-

Нет России другой,

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию,

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию-

Нет России другой.

Классный час – викторина «Россия - Родина моя!»

Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать?

Как важно не опоздать!

Задачи:

    закрепить знания детей о государственных символах России;

    воспитывать чувство любви к своей Родине – России;

    расширять представления о природе России;

    развивать умение отгадывать кроссворды;

    развивать умение правильно строить свой ответ, согласно грамматическим правилам;

    развивать познавательные интересы;

    воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга;

    создать радостное и веселое настроение у детей.

Ход занятия:

    Вступительная часть.

Дети поделены на команды, каждая команда находится за своим столом. В викторине участвуют 3 команды (на столах отличительные флажки этих команд). Каждая команда выбирает себе капитана.

Звучит запись песни «С чего начинается Родина»

Учитель: - Здравствуйте! Ребята, вы прослушали песню «С чего начинается ».

Что такое для вас Родина? (Ответы детей.)

Учитель: - Родина – это дом, в котором мы живём. Это место, где ты родился и вырос.

Дети читают стихи о России.

Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!

Учитель: - Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?

Это название пошло от славянского поселения, обитавшего на берегу реки Рось, которая вытекает из Днепра.

Учитель: - За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми.

За реки разливные в пламени синем -

Тебя по-славянски назвали Россия. (С. Комратова)

Учитель: - Чтобы любить свою Родину, надо её хорошо знать. Давайте проверим наши знания о России.

    Задания викторины.

1 конкурс - разминка: «Что я знаю о России».

( Представители команд вытаскивают карточки с номером вопроса и поочерёдно отвечают; если нет ответа, то отвечает другая команда и получает балл).

Вопросы:
1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
2. Как называется место, где родился и вырос человек? (Родина)
3. Какой город является столицей нашего государства? (Москва)
4. Как называют жителей нашей страны? (Россияне)
5. Кто является главой нашего государства? (Президент)
6. Кто является президентом нашей страны? (В.В. Путин)
7. Как называется государственный символ, на котором изображён двуглавый орёл? (Герб)
8. Какой символ нашего государства называют триколором? (Флаг)
9. Как называется главный закон государства? (Конституция)
10. Кто охраняет границы нашего государства? (Армия)
11. Какое дерево является символом России? (Берёза)
12. Как называется торжественная хвалебная песня, исполняемая в особо торжественных случаях? (Гимн)

    конкурс: «Символы государства».

Учитель: Какие государственные символы вы знаете ? (Герб, флаг, гимн.)

Дети: Россияне, граждане своей страны,

Всё о гербе, флаге, гимне знать должны.

В этих символах сама Россия,

В них - величие страны, в них – сила.

    Восстановить порядок строчек в куплете гимна.

Учитель: - Что такое государственный гимн? (Главная песня страны).

Когда она исполняется? (В особо торжественных случаях, слушать ее надо стоя, проявляя уважение.)

Предлагаю командам восстановить правильный порядок четверостишия из гимна России.

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Стихи детей о гимне России.

Дети: Главную песнь страны

Снова и снова слышим мы.

От юга до севера она звучит,

И сердце у каждого так стучит!

В ней – слава Отечества, слава народа,

Что крепнет союзом, растёт год от года.

Мы с песнею главной по жизни идём,

Гордимся страною, верим и ждём –

Нам годы дадут исполненья мечты

Для счастья народа, любви, красоты!

Учитель: - Современный Государственный гимн России был утвержден Указом Президента России Владимиром Владимировичем Путиным 30 декабря 2000 года. Российский народ услышал его впервые в ночь на 1 января нового 2001 года (16 лет назад). Накануне нового XXI века у России появился новый гимн. Слова Гимна Российской Федерации написал советский писатель Сергей Владимирович Михалков. Он же был автором Государственного гимна СССР.

Исполнение гимна (дети встают и поют 1 куплет гимна с припевом)

    Узнай наш флаг (назвать номер российского флага).

Учитель : - Предлагаю командам на слайде выбрать среди разных флагов российский флаг (дети называют номер флага).

Учитель: - Где можно увидеть российский флаг? (На государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни государственных праздников.) Белый цвет обозначает чистоту, синий – небо и верность, красный – огонь и отвагу (но есть разные толкования цветов)

Учитель: - Трёхцветный флаг России был учреждён первым российским императором Петром Великим ещё в 1693 году (в 17 веке). С тех пор флаг и герб часто менялись у нашего государства. Но в 1993 году Указом Президента Б. Ельцина произошло окончательное восстановление этих символов, они были утверждены в качестве государственных флага и герба.

Стихи детей о флаге России.

Бело-сине-красный флаг,

Ты – страны родимой стяг.

Гордо веешь до небес,

Что мы знаем о тебе?

Самый верхний – белый цвет –

Неба чистого привет.

Пусть над нами будет ясно!

Каждый день будет прекрасным!

Синий цвет – вселяет веру

В Отчизну, в правильное дело.

В нём – народа постоянство,

Дружба, неразрывность, братство.

Сила жизни – красный цвет,

Цвет сражений и побед.

Проливалась красным цветом

Кровь погибших в войнах дедов.

    Узнай наш герб.

Учитель: - Надо найти российский герб среди гербов других стран.

Что изображено на нашем гербе? (Золотой двуглавый орел со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьем поражает змея.)

Герб наш символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость.

Ученики читают стихи о гербе России.

Вот двуглавый орёл появился,

Стал гербом он русской земли,

Крылья поднял, вооружился,

Три короны власть обрели.

Российский герб, овеянный славой:

Скипетр и держава у орла на щите,

И копьём пораженный змей лукавый –

Нет врагов у России нигде!

3 конкурс «Что мы знаем о нашей Родине?».

Учитель: - Задание для команд о городах нашей родины.

1 команда: Назовите столицу первого русского государства (Москва, Петербург, Киев).

2 команда: Назовите столицу современной России (Москва, Петербург, Киев).

3 команда: Назовите северную столицу современной России (Москва, Петербург, Киев).

Учитель: -

1 команда: Что относится к древнерусским сооружениям? (собор, мечеть, кремль).

2 команда: Как называется жилой дом у русского народа? (хата, изба, юрта).

3 команда: Как называется русский праздник проводов зимы? (Рождество, Масленица, Пасха).

Учитель: - Задание о быте и традициях русского народа.

1 команда: - Что не относится к блюдам русской кухни? (щи, манты, блины).

2 команда: - Какая сказка не является русской народной? («Маша и медведь», «Снегурочка», «Красная шапочка»).

3 команда: - Какая река течёт не по территории России? (Енисей, Волга, Амазонка).

4 конкурс «Собери пословицу».

Учитель: - Соберите части известных русских пословиц о родине. Народная мудрость гласит…

Нашему народу ….. родина всего дороже.

Родина любимая - ….. мать родимая.

Человек без Родины, что ….. соловей без песни.

Родину-мать ….. умей защищать.

Нет ничего краше, ….. чем Родина наша.

5 конкурс «Конкурс капитанов».

Учитель: - Русский народ - очень творческий. До нас дошло много произведений народного творчества. Сейчас, дорогие капитаны, вы будете отгадывать, о какой русской народной сказке идёт речь.

Кто-то за кого-то ухватился цепко,

Ох, никак не вытянуть, ох,

Засела крепко. («Репка»)

Колотил да колотил

По тарелке носом,

Ничего не проглотил

И остался с носом. («Лиса и журавль»)

А дорога далека,

А корзинка нелегка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок! («Маша и медведь»)

Ах ты, Петя-простота,

Оплошал немножко,

Не послушался кота

Выглянул в окошко. («Петушок-золотой гребешок»)

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться,

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Кр а сна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»)

    Итог занятия.

1) Подсчёт баллов. Награждение победителей.

2) Учитель: - Пока вы ещё маленькие, вы пока не можете ничего для России сделать. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться, Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне,народ очень мудрый, терпеливый, добрый. Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика – будет Родина крепка!”

3) Дети поют песню о России.

4) Рефлексия.

Учитель: - Ответьте на вопросы: - Что я уже знал?

Что нового я узнал? - Что мне хотелось бы узнать ещё?

ПРИЛОЖЕНИЕ (раздаточный материал для 3 команд):

Как называется страна, в которой мы живём?

Как называется место, где родился и вырос человек?

Какой город является столицей нашего государства?

Как называют жителей нашей страны?

Кто является главой нашего государства?

Кто является президентом нашей страны?

Как называется государственный символ, на котором изображён двуглавый орёл?

Какой символ нашего государства называют триколором?

Как называется главный закон государства?

Кто охраняет границы нашего государства?

Какое дерево является символом России?

Как называется торжественная хвалебная песня, исполняемая в особо торжественных случаях?

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Братских народов союз вековой,

Славься, Отечество наше свободное,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Братских народов союз вековой,

Славься, Отечество наше свободное,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Братских народов союз вековой,

Славься, Отечество наше свободное,

Предками данная мудрость народная!

1 команда: Назовите столицу первого русского государства (Москва, Петербург, Киев).

2 команда: Назовите столицу современной России (Москва, Петербург, Киев).

3 команда: Назовите северную столицу современной России (Москва, Петербург, Киев).

1 команда: Что относится к древнерусским сооружениям? (собор, мечеть, кремль).

2 команда: Как называется жилой дом у русского народа? (хата, изба, юрта).

3 команда: Как называется русский праздник проводов зимы? (Рождество, Масленица, Пасха).

1 команда: Что не относится к блюдам русской кухни? (щи, манты, блины).

2 команда: Какая сказка не является русской народной? («Маша и медведь», «Снегурочка», «Красная шапочка»).

3 команда: Какая река течёт не по территории России? (Енисей, Волга, Амазонка).

Нашему народу Родина наша.

Родину-мать мать родимая.

Нет ничего краше, чем соловей без песни.

Нашему народу Родина наша.

Родина любимая - родина всего дороже.

Человек без Родины, что умей защищать.

Родину-мать мать родимая.

Нет ничего краше, чем соловей без песни.

Нашему народу Родина наша.

Родина любимая - родина всего дороже.

Человек без Родины, что умей защищать.

Родину-мать мать родимая.

Нет ничего краше, чем соловей без песни.

Цель: воспитание любви и уважения к Родине, к Приморскому краю, к городу Уссурийску – своей малой Родине; к людям, прославившим и прославляющих свою страну, свой город.

Задачи:

  • Закрепить знания о Российской символике, о флаге и гербе Приморского края и г. Уссурийска;
  • Закрепить знания о городе – малой Родине и его достопримечательностях;
  • Закрепить в памяти имена людей, прославивших свою страну и город;
  • Продолжать работу над грамматическим строением речи и выразительностью чтения стихов.

Оборудование:

  • портрет Президента РФ;
  • иллюстрация государственных символов (Герб России, Флаг России), Флага Приморского края, Гербов приморского края и г. Уссурийска;
  • изображения 3-х цветных флагов других государств;
  • аудиозапись мелодии песни «С чего начинается Родина»;
  • изображение картин русской природы;
  • портреты Пушкина А.С., Некрасова Н. А., фотографии генерала Карбышева Д.М., героев-афганцев;
  • три конверта с открытками (Москва, Уссурийский тигр, Уссурийск);
  • эмблемы на каждого ребенка;
  • волчок со стрелкой;
  • фото памятников ВОВ;
  • ребус (Приложение 1 );
  • подарки для игроков.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Под музыку дети входят в зал и останавливаются перед стендом с ребусом. На груди у каждого эмблема (Белая ромашка, синий василек, красный мак).

– Ребята, давайте решим головоломку и отгадаем, какое слово здесь спрятано.

(Дети отгадывают слово «Родина»).

– А как вы понимаете слово «Родина»? (Ответы детей)
– Послушайте прекрасное стихотворение З. Александровой «Родина»

Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

– У каждого из нас есть ещё и своя малая Родина. А что значит «Малая Родина»? (Ответы детей)
– Правильно, это место где родился и вырос человек. А где родился ты? (2-3 ответа)
– Ваша малая родина – город Уссурийск. Вот сегодня мы с вами поговорим о нашей необъятной Родине.

Под музыку дети занимают свои места.

(I команда «Белые ромашки»
II команда «Синие васильки»
III команда «Красные маки»)

– Внимание! Внимание! Начинаем игру-викторину «Моя Родина «Россия!» (все вместе)
– В нашей игре участвуют три команды.
Правила игры: команды выполняют задания и набирают очки. Победившую команду ожидает приз.
– Итак начнем!

Маленькая разминка для игроков. Игра «Вопрос – ответ»

  • Как называется наша страна? (Россия)
  • Как называют людей, которые живут в нашей стране? (Россияне)
  • Как называется край в котором мы живем? (Приморский край)
  • Кто руководит нашей страной? Как его зовут? (Президент В.В. Путин) (Показ портрета Президента РФ) .
  • От чего произошло название нашего города? (От названия самой большой реки в Приморье – Уссури)
  • Как назывался первоначально наш город? (Никольск-Уссурийский)

– Каждый Россиянин знает и уважает основные символы своей страны. Какие? (Гимн, герб и флаг) .

Игрокам предлагаются изображения трехцветных флагов разных государств, среди которых изображения Флага России и Флага Приморского края (картинки).

– Уважаемые игроки. Вам предлагается игра-задание «Кто быстрее найдет Флаг России и Флаг Приморского края». (Очко присуждается той команде, которая первая правильно показала Флаг).

Воспитатель заостряет внимание ребят на Флаге России.

– Да, это флаг Российской Федерации. Он трехцветный или ещё по другому его называют триколор.
– Ребята я хочу обратить ваше внимание на ваши эмблемы. Что вы заметили? (Ответы детей)
– Конечно же, цвета ваших эмблем выбраны не случайно. Они символизируют цвета нашего Флага. А кто знает стихотворение о Флаге России?

Дети читают стихотворение Б. Семенова

Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска – солнечный рассвет.
Новый день над Россией встает.
Символ мира, чистоты
Это Флаг моей страны!

Воспитатель предлагает следующее задание командам: собрать три герба, разрезанные на части: герб России, герб Приморского края, герб Уссурийска.

– Какой герб получился у команды «Белые ромашки», «Синие васильки», «Красные маки»? Почему вы так решили? Докажите.
– А теперь давайте немножко отдохнем. Проводится динамическая игра «Герб России».

Герб страны – орел двуглавый
Гордо крылья распустил
(поднять руки в стороны)
Держит скипетр, державу
(поочередно сжать в кулак правую и левую руку)
Он Россию сохранил
(написать руками круг)
На груди орла щит красный
(приложить руки к груди)
Дорог всем: тебе и мне
(наклон головы вправо – влево)
Скачет юноша прекрасный
На серебряном коне
(шаг на месте с высоким подниманием ног)
Развивается плащ синий
(плавное покачивание рук)
И копье в руке блестит
(сжать руки в кулаках)
Побеждает всадник сильный
(руки на поясе)
Злой дракон у ног лежит
(показать руками)
Подтверждает герб старинный
Независимость страны
(поднять руки вверх)
Для народов всей России
Наши символы важны!
(покачивание руками влево–вправо)

– Наша страна гордится людьми, которые в разные периоды времени прославили её своими героическими поступками. Их имена носят улицы нашего города.
– Я предлагаю вам сыграть в игру «Бегущая стрелка». Командам надо называть улицу нашего города, начинающуюся на букву, указанную стрелкой волчка. (ул. Пушкина, ул. Некрасова, ул. Карбышева, ул. Ивасика (герои ВОВ), ул. Францева, ул. Кушнира (герои Афганской войны).

Дети называют улицы, а воспитатель показывает слайды с портретами А.С. Пушкина, Н. Некрасова, и т.д. и данными улицами.

– Ребята, и в наше время с нами тоже живут замечательные люди, которые трудятся на благо своей Родины, своего города. Но самое главное, что растет новое поколение, которое продолжит их славные дела. Это вы, ребята!
– А сейчас я приглашаю вас на фотовыставку «Узнай памятник». (Часть памятника на фотографии прикрыта) . Дети узнают и называют памятник Могилу неизвестного солдата в Москве; памятник уссурийцам, погибшим за освобождение Родины во время ВО Войны, памятник Сергею Лазо.
– Да, ребята, наша страна, наш народ помнит о тех, кто погиб, защищая свой город, свою Родину. Давайте вспомним пословицы о защитниках Родины.

  • Тот герой, кто за Родину горой.
  • Жить – Родине служить.
  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

– И последнее наше задание «Поэтическая страничка».
На подносе – три конверта с открытками (Москва, уссурийский тигр, город Уссурийск). Команды вытягивают конверты и читают стихи о России, Приморском крае, городе Уссурийске.

Моя Родина

М. Лисянский

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы родиной светлой,
Мы родиной милой,
Мы родиной нашей зовем.

Мой край

Л. Бондарь

Как причудливо заморский,
Как волшебный рай,
Русский, нашенский,
Приморский,
Милый сердцу край.
С Уссурийскою тайгою,
Где тигровый ход,
Где Женьшень укрыт листвою,
Где косуль полет!
На манящей синей глади
Лотос–царь цветов
Распустил седые пряди
В водяной покров.
Дорог с детства край Приморский
Родина моя,
Наш чудесный, не заморский,
Русская земля!

Мой город

Н. Червень

Много у России городов прекрасных
Но роднее Уссурийска нет.
Этот город сотню лет построен
Процветать ему тысячи лет.

Хорошеет город год от года
Процветают парки и сады.
Здесь росли, мужали наши деды,
Ходим дружно в садик я и ты.

Может, раскидает нас по свету,
Может, я уеду на несколько дней,
Только точно знаю, что не будет
Никакого города родней!!!

Игра-викторина заканчивается подведением итогов и награждением победителей памятными подарками (набор открыток о родном городе), а всех участников маленькими сувенирами (Российскими флажками).