Китайские народные сказки читать. Сказки о животных

Однажды китайский философ Чжу Си спросил своего ученика: откуда пошел обычай называть года по двенадцати животным и что в книгах про то сказано? Ученик, однако, ответить не смог, хотя упоминания о системе летосчисления по животным в китайских источниках встречаются с начала нашей эры.Не знал ученик и легенды, которую рассказывали в народе. По легенде этой, записанной в приморской провинции Чжэцзян, счет годов по животным установил сам верховный владыка - Нефритовый государь. Он собрал в своем дворце зверей и выбрал двенадцать из них. Но жаркий спор разгорелся, лишь когда надо было расставить их по порядку. Всех обманула хитрая мышь, сумев доказать, что она самая большая среди зверей, даже больше вола. Сказкой «О том, как по животным счет годам вести стали» и открывается сборник.Как и легенда о животном цикле, другие сказки о животных, записанные у китайцев, построены на объяснении особенностей животных, происхождения их повадок или внешнего вида. В них рассказывается, почему враждуют собаки и кошки, почему краб сплющенный или отчего гуси не едят свинины.На смену такого рода сказкам, именуемым в науке этиологическими, приходят забавные истории о проделках зверей, хитрости и находчивости зверя малого перед зверем большим, который по сказочной логике непременно оказывается в дураках.Наибольшее место в сказочном репертуаре китайцев и соответственно в данном сборнике занимают волшебные сказки. Они распадаются на отдельные циклы: повествования о похищении невесты и о вызволении ее из иного мира, о женитьбе на чудесной жене и сказки о том, как обездоленный герой берет верх над злыми родичами.Очень распространены у китайцев сказки о чудесной жене. В сказке «Волшебная картина» герой женится на деве, сошедшей с картины, в другой сказке женой оказывается дева-пион, в третьей - Нефритовая фея - дух персикового дерева, в четвертой - девушка-лотос, в пятой - девица-карп. Древнейшая основа всех этих сказок - брак с тотемной женой. Женитьба на деве-тотеме мыслилась в глубочайшей древности как способ овладеть природными богатствами, которыми она якобы распоряжалась. Яснее всего эта древняя основа проглядывает в сказе «Жэньшэнь-оборотень», героиня которого - чудесная дева указывает любимому место, где растет целебный корень.Во всех сказках, записанных в наше время, тотемная дева превратилась в деву-оборотня. Произошло это, видимо, под влиянием очень распространенной в странах Дальнего Востока веры в оборотней: всякий старый предмет или долго проживший зверь может принять человеческий облик: забытый за шкафом веник через много лет может-де превратиться в веник-оборотень, зверь, проживший тысячу лет, становится белым, а проживший десять тысяч лет - черным, - оба обладают магической способностью к превращениям. Вера в животных-оборотней в народе была настолько живуча, что даже в энциклопедии ремесел и сельского хозяйства в XV веке с полной серьезностью говорилось о способах изгнания лисиц-оборотней: достаточно ударить оборотня куском старого, высохшего дерева, как он тотчас примет свой изначальный вид.Волшебные сказки китайцев, как и некоторых других дальневосточных народов, отличаются особой «приземленностью» сказочной фантастики. Действие в них никогда не происходит в некотором царстве - тридесятом государстве, все необычное, наоборот, случается, с героем рядом, в родных и знакомых сказочнику местах.Раздел бытовых сказок, среди которых есть и сатирические, открывается сказками «Волшебный чан» и «Красивая жена»; они построены по законам сказки сатирической, хотя главную роль пока еще играют волшебные предметы. В других сказках бытовые элементы вытеснили все волшебное. Среди них есть немало сюжетов, известных во всем мире. Где только не рассказывают сказку о глупце, который делает все невпопад! На похоронах он кричит: «Таскать вам не перетаскать», а на свадьбе - «Канун да ладан». Его китайский «собрат» («Глупый муж») поступает почти так же: набрасывается с руганью на похоронную процессию, а носильщикам расписного свадебного паланкина предлагает помочь гроб донести. Кончаются такие сказки всегда одинаково: в русской сказке дурак оказывается избитым, а в китайской - его поддевает на рога разъяренный бык. В китайских сатирических сказках читатель найдет еще один чрезвычайно популярный в разных литературах сюжет: спрятанный в сундуке любовник.В последний раздел книги вошли сказы мастеровых и искателей жэньшэня, а также старинные легенды. Сказы мастеровых - малоизвестная часть китайского фольклора. Многие из них связаны с именами обожествленных героев, научивших своему удивительному искусству других людей или пожертвовавших собой ради того, чтобы помочь мастеровым людям выполнить какую-либо трудную задачу.Завершают сборник три чрезвычайно распространенные в Китае легенды. Легенды, так же как и сказки различных жанров, являют нам своеобразие устного народного творчества китайцев и вместе с тем свидетельствуют, что китайский сказочный эпос не есть явление уникальное. Напротив, китайские сказки - национальный вариант общемирового сказочного творчества, развившегося на базе весьма сходных для большинства народов первобытных представлений и верований.Китайские сказки доносят до нас дыхание жизни китайского народа, рисуют его тяжелое прошлое и показывают, как богат и неисчерпаем старинный китайский фольклор.

М, "Детская литература", 1988 г.

Аудио книга "Китайские народные сказки" предлагает озвучку всех сказок китайского народа из III тома "Сказок народов Азии", серии "Сказки народов мира", 1988 года издания "Детская литература": "О том, как по животным счёт годам вести стали", "Как горная и городская мышь друг к дружке в гости ходили", "Как собака с кошкой враждовать стали", "Заячьи хвосты", "Как птица с рыбой спорили", "Сказка про телёнка-пестрёнка", "Птица чжаогу", "Пять сестёр", "Сад Нефритовой феи", "Портрет девушки из дворца", "Волшебный чан", "Семеро братьев", "Крестьянин и судья", "Глупый чиновник и его умный сын", "Умный сын", "Лепёшка и охапка хвороста", "Семейная драгоценность", "Глупый муж", "Сказка без конца".
Сказка - удивительное творение человеческого гения. Она радует его, дает веру в свои силы, в будущее, увлекает верой в невозможное. Сказкой принято называть устный рассказ волшебного, приключенческого или бытового характера с установкой на вымысел. Китайские народные сказки сразу переносят слушателя в сказочное время и сказочное место, используя традиционные зачины: "Есть в горах...", "Есть на свете гора...", "Давным - давно жил...", "В старину стояла у подножия высоких гор на берегу моря...", "Жил на свете один...", "Очень давно это было...", "Случилось это в давние времена..."
Принято выделять сказки о животных, волшебные и бытовые.
Сказки о животных возникли в глубокой древности. Они были связаны с хозяйственной деятельностью человека. Животные, герои сказок, сохранили следы тотемизма, который верил в родословную связь человека и животного. Первобытный человек одухотворял все окружающее, наделял своими способностями и свойствами, "очеловечивал" тех или иных зверей. И они в сказках разговаривают друг с другом, понимают людскую речь - китайская народная сказка "Про теленка-пестренка".
Если в китайской сказке появляется тигр - это будет важный господин. Тигр символизирует силу и могущество. Тигру поклонялись как божеству. Изображения тигров стерегли двери при входе в храмы. Военачальники украшали ими свои одежды. Но свирепому тигру отводится роль глупца, которого обманывает слабое животное - заяц или кролик, - персонаж, отличающийся особой догадливостью, ловкостью, сметкой.
Во многих сказках рассказывается о ссорах и состязаниях между большими и сильными животными и маленькими, слабыми. Сказки эти, как правило, проникнуты стремлением к социальной справедливости: хотя в сказках говорится про животных, почти всегда, однако, подразумеваются люди. Слабый, то есть социально обездоленный, персонаж побеждает с помощью ума и ловкости более сильного и могучего зверя. Так в китайской народной сказке "О том, как по животным счет годам вести стали", в которой из двенадцати животных самой хитроумной оказалась маленькая мышь, изловчившаяся доказать, что она самая большая даже по сравнению с волом и овцой. Поэтому именно с года мыши начинается двенадцатилетний цикл в Китае.
Ученые считают, что волшебная сказка зародилась при разложении первобытнообщинного строя и переходе к классовому обществу. Предполагают, что именно тогда появились сказки о невинно гонимом младшем брате, падчерице или сиротке. Конфликт между членами семьи отражает общественные и классовые отношения. Старший брат в сказках обычно богат, а младший беден и обделен и т.п. Таким образом, сказочная семья - это схематическое изображение общества, в котором существует социальное неравенство. В китайском эпосе это сказки "Птица чжаогу", "Пять сестер", "Сад Нефритовой феи"
Легендарные сказки объясняют по-сказочному, ссорой или дружбой зверей, какими-то приключениями, - происхождение особенностей строения тел у животных или их повадок. Примером могут быть китайские аудио сказки "Как собака с кошкой враждовать стали", "Заячьи хвосты", "Как птица с рыбой спорили".
Предлагаем вам прослушать прекрасные китайские народные аудио сказки в переводе Б. Рифтина.

Китайская народная аудио сказка о животных "О том, как по животным счёт годам вести стали", в которой из двенадцати животных самой хитроумной оказалась маленькая мышь: она изловчилась доказать, что вол ростом меньше её. Поэтому и поныне, говорится в сказке, с года мыши начинается счёт годам двенадцатилетнего цикла в странах Дальнего Востока и во...

Китайская народная аудио сказка о животных "Как горная и городская мышь друг к дружке в гости ходили", слушайте и читайте краткое содержание. Повстречались однажды горная и городская мыши, разговорились и стали с той поры закадычными друзьями. Пригласила как-то горная мышь городскую мышь к себе в гости и угостила её земляными орехами, сладким...

"Как собака с кошкой враждовать стали" - китайская народная аудио сказка из серии "Сказки народов мира, 3 том - "Сказки народов Азии". "Как собака с кошкой враждовать стали" - волшебная аудиосказка. Всемирно известный сюжет. Литературные истоки в индийском сборнике "Двадцать пять рассказов Веталы". Сюжет напоминает русскую народную сказку...

"Заячьи Хвосты" - китайская народная аудио сказка из серии "Сказки народов мира". Китайская сказка о животных "Заячьи хвосты" - легенда, сказочным образом объясняющая происхождение коротких заячьих хвостов. "В давние - предавние времена хвосты у зайцев были совсем не такие, как сейчас. У первого на земле зайца с зайчихой хвосты были красивые,...

Китайская народная аудио сказка о животных "Как птица с рыбой спорили", слушайте онлайн, скачивайте и читайте полный текст сказки. "Однажды зашёл у рыбы с птицей спор. Рыба с насмешкой поглядела на птицу, которая сидела на дереве, и сказала: -Бедная птица! Неужели ты настолько глупа, что, вылупив глаза, сидишь и ждёшь, пока охотник не убьёт...

Китайская народная бытовая аудио сказка с цепевидным сюжетом "Сказка про телёнка-пестрёнка". Слушайте, и читайте краткое содержание. Давным-давно жила в деревне старуха, одна-одинёшенька. Был у неё только телёнок-пестрёнок. И ходила старуха за телёнком, словно за внучонком. Встанет поутру, лепёшек масляных напечёт, на рожки телёнку повесит, а...

Китайская народная волшебная этиологическая аудио сказка "Птица чжаогу" - о происхождении названия птички "чжаогу" или "ищу сестру". Красивая, поэтичная сказка о злой старухе, жалевшей свою дочь и измывавшейся над невесткой (женой сына, который после свадьбы уехал за Великую стену, видимо на заработки). А дочь её была красавица, и характер...

"Пять сестер" - китайская народная аудио сказка из серии "Сказки народов мира", 3 том - "Сказки народов Азии". Волшебная аудио сказка "Пять сестер" - о недобром и несправедливом отчиме. "...Не велел он падчерицам платья из новой материи шить, не велел хорошей едой кормить. Чуть что ему не по нраву, кричит да ругается..." Завел однажды отчим...

"Сад Нефритовой феи" - еще одна красивая китайская народная волшебная аудио сказка из серии "Сказки народов мира", 3 том - "Сказки народов Азии". "Сад Нефритовой феи" - волшебная сказка, отдаленно ее сюжет напоминает сказку П. П. Бажова "Хозяйка медной горы" и "Малахитовая шкатулка". Главной темой этих сказок проходит необыкновенное трудолюбие,...

Китайская народная волшебная аудио сказка "Портрет девушки из дворца". Главному герою - выдающемуся молодому человеку, по имени Тяньтай, помогает целый сонм мифических существ: это и волшебница горы Ишань, подарившая Таньтаю волшебную циновку, равную по значению ковру-самолёту; и матушка Чёрная рыба, и Байдисянь - бессмертный дух с горы Мэншань,...

Китайская народная волшебная аудио сказка "Волшебный чан" для сайта MyAudioLib читает Надежда Прокма. "Давным-давно жил юноша по прозванью Ван Старший. И вот однажды попросил Ван соседей помочь ему стену из глины сложить. Стал глину копать,.. вдруг смотрит - большой чан, весь плесенью покрыт... Тут с головы Вана соломенная шляпа слетела и прямо...

Китайская народная волшебная аудио сказка "Семеро братьев" призывает к борьбе за освобождение от гнета несправедливой власти. "В старину стояла у подножия высоких гор на берегу моря деревушка. Жил там старик с семью сыновьями. Статными да крепкими были сыновья и росту высокого. Старшего звали Чжуанши - Недюжинная Сила, второго - Гуафэн - Задуй...

Китайская народная бытовая аудио сказка "Крестьянин и судья". Среди бытовых сказок выделяются сказки о судах и судьях. В сказке "Крестьянин и судья" образ судьи особенно важен. Судья призванный вершить суд, отыскивать справедливость в бытовых делах населения, предстаёт спесивым, недалёким чиновником. Предлагаем читать анализ сказки, слушать...

Китайская народная бытовая аудио сказка-анекдот "Глупый чиновник и его умный сын". Читайте и слушайте полный текст сказки. "Давным-давно жил в Китае один важный чиновник. Захотелось ему как-то поудить рыбу. И приказал он своим слугам: - Сделайте мне удочку длинную-предлинную.- Он решил, что чем длиннее удочка, тем больше рыбы можно выловить....

Китайская народная бытовая аудио сказка-анекдот "Умный сын" - читайте и слушайте полный текст сказки в исполнении Надежды Прокмы. "Отправился богач в город и взял с собой сына. Отец по ошибке надел разные туфли: левую - на тонкой подошве, а правую - на толстой. Идёт и чувствует, что ему неудобно, будто охромел на одну ногу. В чём дело? Он и...

"Лепешка и охапка хвороста" - китайская народная аудио сказка из серии "Сказки народов мира", 3 том - Сказки народов Азии. Бытовая аудиосказка - басня "Лепешка и охапка хвороста", в которой голодный батрак проучил своего хозяина, принеся ему несколько хворостин вместо охапки. На гнев хозяина ответил: "Не беда, хозяин. Ты размочи хворост, он...

"Семейная драгоценность" - китайская народная аудио сказка из серии "Сказки народов мира", 3 том - "Сказки народов Азии". Сказка - притча "Семейная драгоценность" о том, как кузнец приучал своего сына к работе. И когда тому удалось за десять дней заработать юань, отец вручил ему сундук, при этом сказав: "Не злато - серебро, не редкие сокровища...

Китайская народная бытовая аудио сказка "Глупый муж". У каждого народа есть сказка с похожим сюжетом о похождениях незадачливого мужа. "Был у одной женщины глупый муж. Ничего делать не умел, за что ни возьмётся, всё у него вкривь да вкось..." Как во всех подобных сказках разных народов, глупый муж побывал во всех переделках как по-писанному:...

Китайская народная бытовая аудио сказка "Сказка без конца" в которой император очень любил слушать сказки, но не любил, когда сказки заканчивались. Поэтому, как сказка окончится, так рассказчика и казнили. Такие они императоры!.. Привели, однажды, стражники одного юношу рассказывать сказку императору. Тот не испугался, стал рассказывать о том,...

Аудио "Словарь трудных слов к китайским народным сказкам" дает объяснение следующим словам и выражениям, встречающимся в книге: как по животным счет годам вести стали; Юй-ди, Нефритовый владыка; Небесный дворец; Великая стена; Шелковичный червь; Кан; Ямынь; Циновка; Запретный императорский город; Пагода; Барабаны третью стражу отобьют;...

Китай – древняя цивилизация с многовековой историей и необъятным багажом мудрости. Многие достижения этого народа отражаются в произведениях китайской детской литературы.

Китайские сказки закладывают в ребенке основные моральные нормы, которые ценятся в обществе. Они учат справедливости и находчивости, помощи ближним, и дают представление о том, что действительно важно в жизни.А другие художественные произведения развивают воображение и творческое начало в ребенке.

Детская литература Поднебесной наполнена мифическими образами птиц и животных, которые могут превращаться в кого захотят, и даже в человека.

С каких произведений стоит начать знакомство с сокровищницей китайской мудрости? Об этом вы узнаете ниже, из нашей подборки произведений для детей разных возрастов.

«Волшебная картина»

Возраст: 7+

Перевод на русский язык: да

Главный герой сказки – привлекательный юноша Чжу-Цзы, живущий вместе со своей матерью. Они были настолько бедны, что денег не всегда хватало даже на еду. Пришел день, когда остались у них всего 10 монет. Мать отправила Цжу-Цзы на рынок за редькой, чтобы приготовить обед.

По пути юноше встретился торговец, продававший картины. На одной из них была изображена девушка небывалой красоты. Чжу-Цзы только взглянул на картину, как сразу же влюбился в изображенную на ней незнакомку. Не задумываясь, на последние деньги он купил картину и принес ее домой. Мать Чжу-Цзы была огорчена, но не сказала сыну ни слова.

Наступила ночь. В комнате юноши, где и была повешена картина, раздался странный звук и шорох. И с картины сошла прекрасная незнакомка…

Сказка учит детей простым и вечным ценностям: не обманывать, сдерживать обещания, помогать ближним в трудных ситуациях.Ведь добро, сделанное другим, обязательно вернется назад. Полную версию сказки «Волшебная картина» вы можете прочитать в этом выпуске, в рубрике «Китайские сказки».

«Величайшее из сокровищ»

Возраст: 7+

Перевод на русский язык: да

Речь в сказке пойдет о богатом мастере Ли, его скромной дочери Емэй, ее муже – уличном торговце улитками и их сыне – Ли Молотке. Именно о них и их непростых отношениях пойдет речь в сказке.

Произведение учит детей, что действительно нужно ценить в жизни и людях, и в чем на самом деле состоит богатство каждого из нас.

«Рыбак и помещик»

Возраст: 7+

Перевод на русский язык: да

Главные герои сказки – рыбак Чан Сан и помещик-богач Лу.

Узнав о том, что бедный Чан внезапно стал богатым, помещик Лу был удивлен и одновременно огорчен. Ведь теперь у него появился конкурент. Лу предлагает рыбаку помериться с ним богатством: пусть каждый из них бросает свое золото в реку. У кого золото закончится первым – тот проиграл.

Чан Сану предложение помещика пришлось не по душе. Ведь золото можно потратить гораздо полезнее и помочь тем, кто действительно нуждается в помощи. Но выбора у рыбака нет, и он вынужден принять предложение Лу.

Сказка учит детей правильному обращению с деньгами: не бросать их «в реку», а помогать нуждающимся. И не забывать о тех, кто был дорог и близок, даже если сейчас у вас разные социальные статусы.

«Тетушка тигрица»

Возраст: 9+

Перевод на русский язык: да

Тигрица, прожившая на свете так долго и научившаяся превращаться в старуху в корыстных целях, — именно о ней пойдет речь в сказке. Эти превращения она использовала, чтобы охотиться на маленьких детей, которых поедала. На память от каждого ребенка Тигрица оставляла украшение, которое пришивала себе на плащ.

Однако с девочкой Мэй-Мэй коварным планам Тигрицы не суждено было сбыться. Девочка обхитрила ее и расправилась со старухой раз и навсегда.

Сказка учит детей сообразительности и находчивости, которые помогают найти выход даже в самой трудной ситуации. Не доверять незнакомым людям, за милой внешностью которых порой может скрываться злая человеческая сущность. Последнее особенно важно в сегодняшнем мире.

«Линь большой и Линь маленький»

Возраст: 12+

Перевод на русский язык: да

Сказка о двух братьях, потерявших родителей, и решивших отправиться странствовать по миру.

Приходит время, и жизненные пути двух братьев Дао Линя и Сяо Линя кардинально расходятся. Причиной тому послужили абсолютно разные характеры главных героев. Сяо Линь думает только о себе: «Я хочу, чтобы мне было хорошо». В то время как Дао Линь заботится об окружающих и о поиске справедливости: «Я хочу поступать правильно, и точка!».

Книга учит детей жить в обществе, когда необходимо учитывать не только свои желания, но и интересы окружающих. Учит идти на компромисс. Ведь даже правильные жизненные установки, навязываемые окружающим в бескомпромиссной форме, скорее отталкивают, чем привлекают людей. Вы согласны?

«Пейзаж души»

Возраст: 14+

Перевод на русский язык: да

Книга состоит из двух частей. В первой приводятся стихотворения о природе великого китайского поэта, в основном впервые переведенные на русский язык. Во второй части – статьи, исследующую тему пейзажной поэзии Китая.

«Пейзаж души», как и прочие книги Ли Бо, учат замечать невидимые на первый взгляд изменения природы и наслаждаться красотой окружающего мира. А также формируют эстетический вкус у подрастающего поколения.

«Рассказы Ляо Чжая о необычайном»

Возраст: 14+

Перевод на русский язык: да

Рассказы поражают и завораживают отсутствием границ между реальностью и фантазией.

Оса в обличье прелестной девушки в зеленом платье. Влюбленные, нашедшие приют в рукаве монаха-волшебника. Недалекий ученый, превратившийся в лошадь. Все эти герои населяют страницы необычного произведения Пу Сунлина, известного под псевдонимом Ляо Чжай.

Рассказы известного китайского писателя не просто развлекают. Они учат поиску справедливости в мире, борьбе со злом и недалекостью.

«Врата небесного спокойствия»

Возраст: 14+

Перевод на русский язык: да

1989 год. Китай. Только что было подавлено восстание студентов. Их предводитель – прекрасная Аямэй, спасается от преследования и убегает за сотни километров от Пекина.

Лейтенанту Чжао приказано разыскать и поймать бунтарку. Во время преследования в руки лейтенанта попал личный дневник Аямэй. Прочитываю страницу за страницей, Чжаолучше узнает девушку: о чем она мечтала, как жила, что произошло с ее возлюбленным. В его душе зарождается сострадание к ней.

Но вот преследование окончено: у руин древнего храма солдаты Чжао настигли уставшую Аямэй…

Произведение Шань Са учит справедливости и не полагаться слепо на бездумные приказы, а прислушиваться к самому себе и поступать по совести.

Являясь неотъемлемой составляющей народного фольклора, сказки служат опорой, источником знаний о любом народе, нации, так как в них отражается быт той среды, в которой они возникли, природные условия и особенности самобытной культуры, исторического развития. И китайские народные сказки - не исключение. В сказочном репертуаре китайцев наибольшее место занимают волшебные сказки, которые подразделяются на отдельные смысловые категории:

О поисках исчезнувшей красавицы-невесты

Одним из самых древних циклов, из которых состоят китайские народные сказки, считаются повествования о поисках пропавших невест: «Как юноша любимую искал», в которой девушку выкрал злой оборотень, или «Сказка про хитрого У-гэна и верного Ши-е», в которой героиню похитил Черный орел. Возможно, в представлении древних китайцев похищение возлюбленной рассматривалось как наказание за пренебрежение традицией выбирать в жены девушку только из своего рода. Все китайские народные сказки подобного типа имели одинаковую структуру и дальнейшее развитие сюжета. Заключалось оно в том, что герой отправлялся на поиски суженой, любой ценой стремился отнять ее у злодея-разлучника и вернуть в мир людей. Естественно, заканчивалось сказание абсолютным хеппи-эндом - благополучным возвращением домой в качестве победителя и с любимой невестой. В сравнении с европейскими аналогами подобных сказочных сюжетов в китайских нет витиеватого описания красивой (царской) жизни, излишней пышности слога, да и главные герои - не принцы и заколдованные принцессы, а обычные крестьянские пары.

О стезе и испытаниях

Существуют волшебные сказки про испытание, которые придумывают отцы дочерей в своем царстве для будущего зятя. Сказка под названием "Небесный барабан" - тому пример. В ней главный герой берет в жены небесную фею, но этот брак отец феи не считает действительным и уводит свою дочь на небо, где держит ее в небесной тюрьме. Для возвращения своей возлюбленной юноша должен пройти в царстве своего тестя многочисленные испытания, которые не были пройдены до женитьбы, что нарушило священный брачный ритуал. Только после выполнения всех задач, которые поставлены перед ним отцом любимой, герой снова сможет увидеться со своей супругой.

Другой пример - сказка «Красная Лилия», в которой главный герой, бедный крестьянин Дулинь, получив в жены прекрасную фею, девушку, вышедшую из цветка, не оценил в полной мере своего счастья: стал ленивым, заносчивым. Расплата не заставила себя долго ждать. Фея, не вынеся его пренебрежительного отношения, сбежала верхом на павлине на Луну. Год понадобился Дулиню, чтобы осознать и исправить свою ошибку. Стоило ему начать вновь трудиться, как жена к нему вернулись и их жизнь снова стала «сладкой как мед».

Борьба со злыми родственниками

Китайские сказки для детей включают и те, которые повествуют о «победе» несчастного главного героя над своими ужасными родственниками: корыстным и ненавистным старшим братом и его супругой, над мачехой или же отчимом. В таких историях присутствует ярко выраженная характерная для многих фольклорных сказаний разных народов черта - идеализация младшего брата. А китайские народные сказки еще и представляют этого героя как хранителя родовых традиций и семейного очага, например, как в «Сказке про младшего брата». В ней младший брат получает в наследство кусок непригодной земли, собаку, на которой пашет, и петуха. От ненависти старший брат убивает несчастного пса и птицу. Убитый горем герой хоронит друзей недалеко от своей хижины. А наутро на месте захоронения вырастает чудо-дерево, вместо листвы на котором - монеты.

Бытовые и сатирические сказки

Китайские народные сказки, относящиеся к категории «бытовые», включают и откровенно сатирические истории, например, «Красивая жена» и «Волшебный чан». В бытовых сказках главенствующую роль играют всяческие волшебные предметы, вокруг особенностей которых и разворачивается сюжетное действо. Однако, в сравнении с русскими сатирическими сказками, в китайских судья обычно мудрый и положительный. Примером может послужить целый сборник сказаний о справедливом судье Бао-гуне, который славился своей честностью и неподкупностью.

Отдельного внимания заслуживает китайская народная сказка «Братья Лю». Согласно ее сюжету, у матери было пять сыновей-близнецов, звали всех Лю и после добавляли порядковый номер - первый, второй и т. д. Юноши обладали каждый отдельным волшебным свойством. Жили они дружно и счастливо до тех пор, пока злой правитель, разгневавшись из-за испорченной охоты, не арестовал одного из братьев. Но герои встали на защиту своего брата, используя свои сказочные сверхспособности. Они не только освободили своего младшего, но и избавили от злого правителя и всей его свиты население края.

Отражение образного мышления

Существует несколько видов китайских сказок: волшебная сказка называется "сяньхуа", мифическая сказка - это "гуши", детские сказки - "тунъхуа". Наиболее интересными являются сказки, которые называются "шэньхуа". Зачастую они имеют связь с понятиями "вымысел", "миф" и "легенда". В давние времена люди старались дать объяснение непонятным явлениям природы любыми доступными способами. Поэтому сказка является отражением образного мышления которое основывается на воображении.