Какое социальное положение у царевны лягушки. Характеристика царевны-лягушки и краткая история персонажа

В сем давно известно, что в сказках хранится и передаётся из поколения в поколение народная мудрость. Только простым глазом она не всегда видна нашему современнику, ибо передана в традиционных образах. Современные дети в наш компьютерный век в большинстве своём растут на других, чужих образах. Очень долго приходилось русским мудрецам прятать древние знания в народные сказки и песни, ибо опасно было говорить прямо, но через традиционные образы нашей культуры даже дети легко ту мудрость в сказках угадывали и постигали. Со временем же чужая культура и традиции всё прочней пускали корни на русской земле, и сегодня не только детям, но и взрослым людям сложно, читая сказку увидеть её истинный смысл. А для того, чтобы открылась потаённая мудрость, надо родной культурой и традицией интересоваться, тогда многое поймёшь, что в сказке между строк написано.

Всем известна сказка «Царевна – лягушка». Давайте рассмотрим её с позиции русской традиции. Начинается она с того, что царь говорит своим трём сыновьям: «Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь».

«Какое легкомыслие!»- скажет современный человек, но на самом деле за этими словами стоит целое мировоззрение. Наши предки верили в единого и многопроявленного Бога, который проявляется множеством Богов, людей, животных, растений, минералов. Короче, нет ничего на свете, кроме Бога. Всё, что мы видим и не видим- всё есть его проявление. Этого единого Бога русичи называли Род . Род Всевышний проявляется тремя ипостасями: морем информации (Дыв), энергией (Свет Рода Всевышнего) и проявленным бытием (Род Рожанич). Когда Свет Рода Всевышнего проходит через Дыв, информация наполняется энергией и проявляется Родом Рожаничем. Так творится проявленное бытие. Род Рожанич проявляется, прежде всего, мужским и женским началом. Наши предки называли их Сварогом и Ладой. Проходя через них, Свет Рода Всевышнего разбивается на спектры энергий, подобно тому, как солнечный свет разбивается на 7 цветов радуги. Эти спектры божественной энергии и есть наши Родные Боги и Богини.

Так, например, Перун несёт энергию справедливости, Велес - мудрости, Макоша - материнства, Леля - юности, влюблённости и красоты и т.д. Но мы знаем, что у любого цвета радуги есть много оттенков. Нас, людей, можно сравнить с этими оттенками, ибо мы - есть проявления этих энергий, каких-то больше, а каких-то меньше. Так в одной семье одни дети больше похожи на маму, другие - на папу, одни - девочки, другие - мальчики, но во всех есть гены обоих родителей. Люди - такие же дети Сварога и Лады, а значит, в нас есть и энергии Сварога и энергии Лады, только в женщина - больше энергий Лады, а в мужчинах - Сварога. И характеры у нас разные: например, кто- то правозащитник (сильны энергии Перуна), кто-то мудрец (сильны энергии Велеса) и т.д.

Свет Рода Всевышнего идёт к нам через солнце, которое наши предки называли Дажбогом, а себя внуками Дажбожими. Действительно, мы живём на этой земле благодаря Солнцу и самой Земле, а значит по факту их дети. К тому же через нас, как и через родных Богов проходит Свет Рода Всевышнего, а значит мы, как и наши родные Боги, как сам Род Всевышний, можем творить мир вокруг себя. Наш дух - частица Бога в нас, принимает Свет Рода Всевышнего и светит, как лампочка, излучая его во внешнюю среду. Этот свет проходит через нашу душу, на которой «нарисованы» определённые образы. Это наши убеждения, представления о мире, наши желания, наши страхи, короче, всё, что накопила наша душа за эту и прошлые жизни. Вот эти образы в нашей жизни и проявляются. Ведь так Род Всевышний творит проявленное бытие: Свет Рода Всевышнего проходит через Дыв и проявляется РодРожанич. А все религии мира твердят нам о том, что человек создан по образу и подобию Бога. А это значит, что в нашей жизни не может случиться ничего, что не «написано» в нашей душе. Поэтому мудрый царь, воспитав из царевичей таких удальцов, «что ни в сказке сказать, ни пером описать», был совершенно уверен, что стрела каждого прилетит именно туда, куда надо. Кроме того, это покажет, кто из царевичей на самом деле готов в будущем стать царём. У кого какие образы в душе, у того такая и жена, у того такое и государство будет.

«Пустил стрелу старший брат - упала она на боярский двор, прямо против девичья терема», и сразу понял царь, что о власти его старший сын мечтает.

«Пустил стрелу средний брат - полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на том крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая», и стало ясно царю, что богатство милее всего его среднему сыну.

«Пустил младший брат - попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягушка-квакушка.

Говорит Иван-царевич: «Как мне за себя квакушку взять? Квакушка не ровня мне!».

- «Бери! - отвечает ему царь. - Знать, судьба твоя такова».

Молодой царевич противится, не может сразу принять свою судьбу, но мудрый царь знает, что суженая не может быть не ровней, и оказывается прав. Он даёт невесткам возможность показать себя, и Лягушка демонстрирует самые прекрасные женские качества: заботу о муже, желание сделать всё, чтобы её милый оказался на высоте. Через хлеб и ковёр она демонстрирует прекрасные образы своей души, которые восхищают не только царя, но и всех его подданных, и, наконец, она предстаёт в полном блеске своей красоты и мудрости на балу. И царю становится ясно, что мудрым правителем будет его младший сын! Иван–царевич влюблён в свою жену и за что теперь не готов расстаться со своей лягушкой! Он так боится её потерять, что сжигает её лягушачью кожу, и… тут же теряет свою возлюбленную. Это очень важный момент!

Страх – это очень сильная эмоция. Иван царевич представил, что он может потерять жену и испугался, то есть он увидел образ и наполнил его энергией страха. Этот образ тут же проявился в его жизни: он потерял Василису Премудрую. Все восточные мудрецы учат, что истинная любовь - есть непривязанность. Привязывать себя к кому-то или привязывать кого-то к себе - это лишение человека (или себя) права выбора, лишение его воли. Нельзя насильно удержать любовь! Можно лишь стараться её поддерживать и дарить! Настоящая любовь всегда вызывает ответную любовь, а желание удержать вызывает желание убежать. Любое ограничение извне вызывает внутренний протест. И ещё одна важная деталь: страх мешает любящим людям проявлять искренность, разговаривать открыто, а без этого невозможно построить хорошие прочные отношения. Стоило Ивану царевичу просто спросить свою жену, почему она скрывает свою красоту под лягушачьей кожей, и осталось бы ему ждать всего лишь три дня и три ночи свою красавицу. Но страх заставил его поступить безцеремонно со своей любимой и потерять её.

Иван царевич отправляется на поиски Василисы Премудрой и ему встречается старичок - мудрец, который даёт путеводный клубочек. Это означает, что в поисках своей суженой царевич становится на путь мудрости. На этом пути ему встречается то медведица с медвежатами, то волчица с волчатами, то соколиха, у которой есть соколята. Но мудрость, любовь и уважение к жизни, не позволили ему охотиться на животных. Он даже щуку пожалел. Клубочек привёл его к Бабе Яге. Баба Яга - это ведунья, которая живёт как бы на границе миров: человеческого - явного и лесного - навного, то есть на границе жизни и смерти и хранит знания как о жизни, так и о смерти. Она-то и разсказывает царевичу, как победить Кощея, то есть, делится с Иваном этими знаниями: «Смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт». Здесь целый букет образов, передающий настоящие древние знания о жизни и смерти! Дуб - это древо Рода. Жизнь и смерть каждого человека всегда связана с его родом. Яйцо - символ жизни, символ продолжения рода. Утка - символ смерти. Это подтверждается некоторыми русскими загадками типа этой:

(отгадка- смерть)

Заяц символизирует страх, сундук - сокровенные знания. Повалить дуб и раскрыть сундук помогает царевичу медведь. Медведь - символ Велеса, Бога мудрости, сакральных знаний и богатства. Но главное, Велес - хранитель Нави, т.е. мира, где находятся души наших предков перед тем, как снова воплотиться в явном мире. Другими словами, Иван–царевич при помощи мудрости и сакральных знаний сваливает древо рода Кощея, лишая его помощи его предков. Сундук разбился - Кощей теряет сакральные знания. Из сундука выскочил заяц - Кощея обуял страх, и он в страхе пытается убежать, спасти яйцо - свою жизнь. Зайца разрывает волк - символ отваги царевича. Из зайца вылетела утка: потеря знаний и страх сделали Кощея Безсмертного смертным. Утку бьёт сокол. Сокол - это символ Рода, солнца, света. Сокол - этот тот, что с кола, т.е. птица, которая пикирует вниз с огромной высоты, как солнечный луч с солнца. Другими словами, светлая сила рода царевича побеждает смертного Кощея, яйцо его жизни выпадает и падает в море. Яйцо - это не только символ жизни, но также и символ Рода. Море - символ мира Нави. Правь - мир Богов, Явь - наш явный мир, Навь - мир, где обитают духи и души предков, откуда они приходят на новые воплощения. Получается, что Кощей не только лишён поддержки своего рода, его род полностью уничтожен в явном мире, он остался один, но в Нави есть души из его рода, готовые прийти на воплощение, родиться. Щука - обитатель мира Нави выносит яйцо (последнюю надежду рода Кощеева) Ивану Царевичу, которое он разбивает и достаёт иглу, на конце которой - смерть Кощеева. Этой иглой он и убивает Кощея и вызволяет из плена свою жёнушку. Так и был побеждён Кощей во всех трёх мирах: в Прави (сокол), в Яви (волк) и в Нави (щука). Современная генетика открыла, что на стадии плодного яйца, из которого впоследствии развивается человеческое тело, на конце одной из его хромосом есть ген смерти. Он «спящий» и включается у каждого человека в свой срок, что приводит к изнашиванию организма и умиранию.

Вопросы жизни, смерти и безсмертия , а также любви, семьи и сохранения рода всегда волновали человечество, но сейчас стоят особенно остро. Подумаем вместе, зачем наши мудрые предки создали эту волшебную сказку и донесли до нас через века.

Сказочных вам открытий!

Центр славянской ведической культуры «ЖИВой РОДник»


Цель урока

  • Вспомнить, какие сказки называют волшебными.
  • Найти эти черты в сказке «Царевна -лягушка».
  • Проанализировать сказку: определить тему, идею и художественные средства.

Напомните, каковы черты волшебной сказки?

  • волшебные события
  • волшебные герои и их помощники
  • волшебная обстановка
  • волшебные предметы

Ответьте на вопросы

  • Кто главный герой сказки?
  • Какие еще есть герои? На какие группы их можно разделить?
  • Как зовут главную героиню? Почему у нее такое имя?
  • Кто главный антигерой (враг) Ивана-царевича?
  • Как он его победил? Кто ему помог?
  • Как вы думаете, почему Василиса оказалась у Кощея? Виноват ли Иван в этом? Почему?

Изобразительно-выразительные средства сказки

  • Гипербола художественное преувеличение, суть которого заключается в усилении художественного впечатления. (Рос не по дням а по часам )
  • Тавтология – риторическая фигура представляющая собой повторение одних и тех же или близких по смыслу слов. (Диво дивное, чудо чудное ).
  • Сросшиеся синонимы – близкие по значению слова ставши единым целым. (Грусть печаль ).
  • Постоянные эпитеты – устойчивое определение какого-либо предмета. (Добрый молодец, серый волк).
  • Важные события происходят три раза .

Изобразительно-выразительные средства в сказке «Царевна-лягушка»

  • Гипербола:
  • Тавтология:
  • Сросшиеся синонимы:
  • Постоянные эпитеты:
  • Троекратное повторения:

махнула левым рукавом – сделалось озеро, махнула правым рукавом, и поплыли по воде белые лебеди, пир на весь мир

старый старичок

спать-почивать

чистое поле, буйна голова, столы дубовые, скатерти самобраные

три сына, три задания, «три пары железных сапог износишь», «три железнх хлеба изжуешь»


Черты волшебной сказки

  • Волшебные события:
  • Волшебные герои и их помощники:
  • Волшебная обстановка:
  • Волшебные предметы:

превращение лягушки в девушку, выполнение заданий, махнула левым рукавом – сделалось озеро, махнула правым рукавом и поплыли по воде белые лебеди

Иван-царевич и животные, которые ему помогают старичок; Василиса прекрасная и мамки-няньки, Кошей Бессмертный, Баба Яга.

избушка Бабы Яги; дуб, на котором хранится смерть Кощея, место (за тридевять земель, в тридевятом царстве)

лягушачья кожа, клубок, сундук, яйцо, игла


Герои сказки

Назовите всех героев сказки, разделив их на группы (докажите своё мнение):

1 – положительные герои, олицетворяющие добро;

2 – отрицательные герои, олицетворяющие зло;

3 помощники героев;

4 – все остальные).


Анализ сказки «Царевна-лягушка»

Животные.

Назовите всех животных, которые упоминаются в сказке, какую роль, положительную или отрицательную, они играют. Докажите свою точку зрения.


Анализ сказки «Царевна-лягушка»

Волшебные действия и события

Назовите все необычные события или действия героев, которые происходят в сказке. Докажите, что такое не возможно в реальной жизни.


Анализ сказки «Царевна-лягушка»

Поступки героев

Назовите все существенные, важные для хода сказки поступки героев, разделив их на положительные и отрицательные. Докажите свою точку зрения.


Анализ сказки «Царевна-лягушка»

Волшебные предметы

Назовите все волшебные предметы, которые присутствуют в сказке, объясните их назначение.


Анализ сказки «Царевна-лягушка»

Народная философия(мудрость)

Чему учит сказка? Какие полезные советы и выводы она содержит?

  • Золотое правило счастливой семейной жизни - доверяй свей второй половине .
  • Иногда за неказистым видом можно просмотреть настоящую красавицу , умницу и умелицу, да еще и царевну.
  • За свое счастье надо бороться , в борьбе обретешь ты счастье свое.
  • Помоги другому и он поможет тебе в трудной ситуации.
  • Не берись делать то, в чем ты ничего не понимаешь.

Домашнее задание

Продолжая работу с эпизодом «Как сватались царевичи?», учитель предлагает вспомнить, как долго искал свою стрелу Иван-царевич, как он вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать». Учитель продолжит, разовьет и дополнит ответы ребят. Действительно, внешний облик царевны-лягушки испугал царевича, что подтверждают его собственные слова: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют».

Но царевна-лягушка второй раз повторяет свою просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь!» Эпизод необычайно выразителен и важен для дальнейшего осмысления сказки. Тут есть над чем подумать учащимся. Что же удержало царевича? Почему он не уходит? - Лягушка оказывается необыкновенной, она говорит человечьим голосом. Это изумляет и покоряет царевича.

Школьники читают текст по ролям или пересказывают, вводя диалог, стараясь передать основные мысли фрагмента. Работа с текстом помогает школьникам ответить на вопрос: «Что мы можем сказать о царевне-лягушке и Иване-царевиче, прочитав первые эпизоды сказки?»

В работе над эпизодом «Первый приказ царя» возможны такие вопросы: какими словами встречает царевна-лягушка Ивана-царевича? Как правильно произнести их? («Что так запечалился? Или услышал от своего отца слово неласковое?») Какие черты характера царевны-лягушки проявились при этом?

Испытания, которым подвергает царь своих невесток, помогают убедиться в необыкновенных достоинствах царевны-лягушки. Царевна сразу догадывается, что царевич опечален, и старается успокоить его. Отметим, какой теплотой, заботой проникнуты ее слова, как задушевна ее речь: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее...»

Учащиеся во время такой беседы выясняют, что царевна была внимательная, добрая, заботливая и скромная («Она заботливо спрашивает царевича, сразу видит, что он чем-то опечален...»; «Она успокаивает его, сама думает, как выполнить приказы царя, но до поры не говорит об этом царевичу. В этом тоже народная мудрость: «Не забегай вперед!»;
«Сначала сделай, а потом и говори...». Так и поступает Василиса Премудрая»).

Обратим внимание, что царевну называют премудрой тогда, когда рассказывают, как она трудится. Учащиеся при чтении и пересказе этого эпизода отмечают и реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта, и особый ритм, как бы сопровождающий эти трудовые процессы:

Взяла она частые решета,
Мелкие сита,
Просеяла муку пшеничную,
Замесила тесто белое,
Испекла каравай - рыхлый да мягкий.

Учащиеся рассказывают о том, как выполнили жены старших братьев приказ царя. Обратим внимание, что сказка преувеличивает недостатки их работы, берется крайняя степень отрицательного (у одной подгорел, у другой сырой). С какой целью вводится это преувеличение? Школьники сумеют сделать вывод, что этим преувеличением подчеркивается искусство Василисы Премудрой, которое удивляет царевича и заслуживает высокой оценки царя: «Вот этот каравай только в большие праздники есть!»

Пересказ третьего эпизода еще более интересен для сопоставительной работы.

Вспомним, что хотел узнать царь («Царь хотел узнать, как умеют жены рукодельничать. Он приказал, чтобы жены сыновей „своими руками“ выткали „к завтрему по ковру“»).

Чем же отличается труд Василисы Премудрой? Она ткет сама, жены других сыновей созывают мамушек, нянюшек и красных девушек. Мамушки и нянюшки ткут кто серебром, кто золотом, кто шелком. Сказка не рассказывает о том, чем ткет Василиса Премудрая, но все оживает под руками искусной мастерицы. При описании ее работы снова изменяется ритм. Учащиеся даже на слух определяют, что эти строчки звучат как стихотворение. Текст этот можно написать заранее на доске и поработать над выразительным чтением отрывка, чтобы дети почувствовали его особый ритм:

Где кольнет иглой раз -
цветок зацветет.
Где кольнет другой раз -
хитрые узоры идут.
Где кольнет третий -
птицы летят.

Вспомним эпизоды, в которых рассказывается, как постепенно возрастает восхищение царевича работой Василисы Премудрой. Если в первом случае хлеб был такой, какого он «никогда не видывал», и царевич «диву дался», то во втором случае ковер получился такой, «что ни вздумать ни взгадать, разве в сказке сказать», и царевич ахнул. Здесь отмечается не только мастерство царевны, но и умение Ивана-царевича оценить это мастерство.

Как бы апофеозом мудрости и красоты царевны-лягушки является ее появление на царском пиру. По мановению ее руки остатки пищи превращаются в озера и лебедей, а затем неожиданно исчезают. Искусство царевны-лягушки становится необычайным, волшебным. Красота Василисы Премудрой открылась всем.

К этому времени школьникам легко будет ответить на вопрос учебника: «В чем истинная красота Василисы Премудрой?»

Работу над художественным пересказом эпизода «Пир» целесообразно совместить с рассматриванием репродукции картины В. Васнецова и иллюстрации И. Билибина.

Картина В. Васнецова создает обобщенный образ прекрасной царевны: рядом с ней гусляры, народ. Иллюстрация И. Билибина конкретно изображает эпизод пира: в центре - Василиса Премудрая, по мановению руки которой происходят чудеса; вокруг люди, пораженные происходящим. Здесь возможны разные виды работ:

1. Опишите устно, что вы видите на каждой из картин (герои, обстановка, внешний вид окружающих людей, их настроение, преобладающие краски).

2. Сравните изображение Василисы Премудрой у Васнецова и Билибина. Такой ли вы представляете себе главную героиню сказки?

После этого школьники объясняют, почему так торопится Иван-царевич сжечь лягушечью кожу царевны. Царевна опечалилась, но она не бранит Ивана-царевича, а лишь горестно упрекает его и одновременно помогает советом.

Последний раз звучат слова Василисы Премудрой в самом конце сказки: «Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти-разыскать, теперь я твоя весь век буду».

Какой же предстает перед нами Василиса Премудрая? Чем удивляет и покоряет она всех? Эти вопросы прозвучат в беседе с учащимися и подведут их к соответствующим выводам о цельности характера Василисы Премудрой, прекрасной, сердечной, скромной, умной, терпеливой, заботливой, трудолюбивой и доброй.

Какой представляют себе Василису Премудрую учащиеся 5 класса? Класс слушает рассказы и оценивает их.

Василиса Премудрая, которой, по словам Горького, свойственны величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собой, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, сосредоточила в себе лучшие черты русского народного характера.

Чтобы подытожить работу, можно использовать вопросы: что приказывал царь своим невесткам? Что он узнал о них? За что Василису назвали Премудрой? В чем была истинная красота Василисы Премудрой?

К следующему уроку школьники готовят выразительное чтение в лицах (эпизоды встреч Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой).

На третьем уроке завершается работа над сказкой «Царевна-лягушка». Урок начинается беседой («Что было после того, как Иван-царевич сжег лягушечью кожу?»), в которой педагог идет от выводов учащихся о характере Василисы Премудрой к вопросу: «Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой?» Если некоторые учащиеся будут говорить о том, что едва ли можно считать его достойным («Ведь он сжег лягушечью кожу»; «Он хотел сначала бежать, отступить»), беседа пойдет еще живее и непосредственнее, потому что другие школьники обязательно будут убеждать своих товарищей, что царевич искупает свою вину. При этом ребята вспоминают путь Ивана-царевича, рассказывают о нем.

После царского пира - кульминационного эпизода сказки, когда Иван-царевич сжигает лягушечью кожу, наступает резкий поворот в сюжете: действие убыстряется, сказка приобретает более динамичный характер. Иван-царевич волею обстоятельств вынужден принимать самостоятельные решения и самостоятельно действовать.

Сразу ли он решает идти на поиски царевны? Вспомним текст: «Загоревал Иван-царевич неутешно. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую». Учащиеся, пересказывая этот эпизод, отмечают, что царевич не раздумывает ни минуты, он принимает решение идти на поиски сразу после исчезновения царевны.

Читая по ролям эпизод встречи со старичком, учащиеся соглашаются, что царевич поторопился сжечь кожу, не оценил мудрость царевны-лягушки и за это наказан. Об этом говорит и старичок, хотя он и помогает Ивану-царевичу в его дальнейшем нелегком пути. Читая в лицах или пересказывая эпизоды встреч Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой, школьники отвечают на вопросы: «Почему он хотел убить их?» («Он был очень голоден»); «Как он об этом говорит?»

Путь Ивана-царевича кончается у Кощеева дуба, описание которого необычайно интересно. Чтобы помочь школьникам понять значение этого описания, учитель ставит вспомогательный вопрос: «Была ли необходима помощь царевичу?» Здесь можно предложить прочитать наизусть описание дуба. Вопрос «Почему так важно подробное описание Кощеева дуба?» дает пищу для новых размышлений учащимся («Подробное описание дуба нужно, чтобы показать, как трудно было победить Ивану-царевичу»; «Если бы дуб Кощеев не такой страшный был, то зверей не надо было бы звать...»).

Итак, в характере царевича мы отмечаем смелость. Он снискал уважение к себе тем, что справедлив, добр, борется против Кощея, которого боится даже Баба-яга, называя его злодеем.

Учащимся Иван-царевич нравится. И о нем у них складывается свое представление, которое они высказывают в рассказах.

Очень важная и неотъемлемая часть нашей жизни - это волшебные русские народные сказки. Они учат отличать зло от добра, ценить в людях хорошие качества. Каждая имеет свой отдельный сюжет, но все без исключения поучительны.

Русские сказки всегда заканчиваются тем, что добро торжествует над злом. У каждого народа есть свои положительные и наша задача - характеристика Царевны-лягушки. Она является одним из самых любимых персонажей детей. Василиса Премудрая - это олицетворение женственности, ума, доброты и заботы. Полная характеристика Царевны-лягушки, которую мы предоставим в данной работе, включает в себя и описание образа героини.

Внешность

Образ прекрасной девушки встает перед нашим взором, когда автор описывает само совершенство божественного творения. Характеристика Царевны-лягушки, как и любого другого героя, должна начинаться с описания внешности. Предлагаем к этому и приступить. Множество образов прекрасных невест есть в русских народных сказках, почему же Царевна-лягушка так сильно запоминается? Она надолго остается в нашей памяти именно потому, что предстает в образе не человеческом. Она трудолюбива, мудра и заботлива. Автор делает акцент на ее внутренних качествах, тем самым показывая, что главное в человеке - не обертка, а внутренний мир.

Наша героиня внутри прекрасна, а снаружи ужасна. Характеристика Царевны-лягушки на этом не заканчивается, важным элементом является и то, какие качества свойственны персонажу.

Внутренний мир

Василиса Премудрая по своей натуре очень проста, но и величественна. Она гордится собой, но не выставляет этого напоказ. Ее сердце наполнено до краев любовью и заботой, иногда возникает ощущение, что оно у нее бездонное. Она готова жертвовать собой ради блага других людей, а это очень важное качество, свойственное малому количеству представителей нашего мира.

Как же в полной мере дать характеристику героине из сказки «Царевна Лягушка»? Очень яркая и разносторонняя натура - вот что на самом деле кроется под лягушачьей шкурой.

Роль

Характеристика Царевны-лягушки нами кратко рассмотрена, но остается еще один очень важный вопрос. Зачем ввели этот образ в русские народные сказки?

Как показалось бы на первый взгляд, сказки пишутся для детей, чтобы они на примере придуманных персонажей учились видеть в людях положительные и отрицательные моменты. Но раньше они писались для взрослых. Образ Василисы Премудрой повествует о том, что жена должна во всем и всегда помогать своему мужу. Всегда быть готовой его поддержать, какая бы беда ни случилась.

Фантазия русского народа сотворила множество различных плохих и хороших образов, но именно Царевна-лягушка - это идеал русской женщины. С помощью сказок мы узнаем еще и то, какие качества ценились на Руси. Доброта, порядочность, умелые руки, ум - все это в полной мере отражается в образе нашей героини. Часто мучает вопрос: "Почему выбран именно образ лягушки?" Все на самом деле очень просто. В сказках часто встречается прием антитезы или противопоставления. Так и здесь Василиса - это имя возвышенное и утонченное, а лягушка - это приземленное и безобразное существо.

Описание Царевны-лягушки из сказки «Царевна-лягушка» поможет вспомнить все об этом герое в деталях.

«Царевна лягушка» описание Василисы Премудрой

В образе лягушки нашла отражение мечта народа об идеальной героине, умной, скромной, трудолюбивой, способной победить силы зла, сотворить новый счастливый и справедливый мир.

Описание Василисы из сказки «Царевна-лягушка» : Работать умела красиво и ловко, В деле любом проявляла сноровку, Хлебы пекла и скатерти ткала, Шила рубашку, узор вышивала, Лебедью белой в танце плыла…

Василиса Премудрая – образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера. Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце.

Основная роль героини волшебной сказки – быть помощницей своего жениха или мужа. Только благодаря ей герои сказок оказываются вместе. Именно поэтому народ и создал такой величественный образ Василисы Премудрой, соединивший в себе истину жизни, тепло и доброту души, любовь, ум.

«Царевна лягушка» характеристика Василисы Премудрой

Когда стрела младшего брата упала на грязное болото, он потерял всякий интерес к жизни, так как в жены ему досталась лягушка. С этого момента его начинают все время преследовать горькие размышления о том, что судьба распорядилась по отношению к нему очень жестоко, дав ему в жены отвратительную, пучеглазую лягушку. Однако, он и предполагает, что Царевна-лягушка – это на самом деле красивая и милая девушка, которую околдовали за то, что она ослушалась отца, в результате чего была заколдована и должна была носить лягушечью шкуру целых три года.

Всю работу по дому Царевна-лягушка делает ночью, так как жених не должен видеть ее в образе девушки. Когда царь велит каждой невесте сшить кафтан для него, то Царевна-лягушка оказывается замечательной рукодельницей и шьет такой кафтан, в котором даже не стыдно выйти королю на праздник. Когда же царь захотел, чтобы каждая из невест испекла хлеб, он даже не предполагал, какой красивый хлеб испечет невеста младшего сына. Украшен хлеб был печатными узорами, а сверху украшали его города с заставами. Когда же они Иван Царевич с невестой явились на пир, то она поразила всей своей необычайной красотой. Во время пира наследник престола совершает опрометчивый поступок, он находит лягушачью кожу и бросает ее огонь.

Василиса Премудрая очень опечалилась, так как оставалось ей носить лягушечью шкуру всего три дня, обернулась Царевна-лягушка кукушкой серой и улетела в царство Кощея Бессмертного. Теперь для него начинаются действительно настоящие приключения, поскольку его невеста оказывается в замке у Кощея и чтобы ее спасти – нужно много пройти и испытать немало трудностей.

Во время своего путешествия в царство Кощея, Иван-Царевич сталкивается и с другими животными, а именно: с зайцем, селезнем и щукой. Сначала он собирался убить их, но потом ему становится жалко животных, и он отпускает их. Животные проявляют свою благодарность и становятся его верными друзьями и помощниками в его нелегком пути к царству Кощея.

Образ Царевны-лягушки ранее рассматривали как архетип тотемной супруги, на которой должен был жениться первобытный охотник для того, чтобы охота выдалась удачной. Рассматривался миф, который объясняет этот смысл ритуала и поясняет, что женитьба необходима для того, чтобы культурный герой смог получить определенные блага для людей.

Описание Василисы Премудрой из сказки «Царевна-лягушка» Вы можете расширить через форму комментариев.