Как я себе представляю тома сойера. Продолжение эпопеи приключений. Том Сойер и Гекльберри Финн как противостояние мира детства и мира взрослости

Произведение знаменитого американского публициста и писателя Марка Твена о приключениях двух мальчишек до сих пор остаётся самым любимым и читаемым во всём мире. И не только любимым произведением для мальчишек, но и для взрослых, которые вспоминают своё озорное детство. Это история молодой Америки, романтизм которой трогает мальчишек всего мира до сих пор.

История написания «Приключений Тома Сойера»

Первое произведение из серии приключений американских мальчишек было опубликовано в 1876 году, автору в то время было чуть более 30 лет. Очевидно, это и сыграло свою роль в яркости образов книги. Америка конца XIX века ещё не избавилась от рабовладения, половина континента являлось «индейской территорией», а мальчишки оставались мальчишками. По многим свидетельствам, Марк Твен описал в Томе себя, себя не только реального, но и все свои мечты о приключениях. Чувства и эмоции описаны реальные, которые волновали мальчишку того времени, и которые продолжают волновать мальчишек и сегодня.

Главные действующие лица - два друга, Том, которого воспитывает родная одинокая тётка, и Гек, городской беспризорник. Неразлучные в своих фантазиях и приключениях оба мальчишки являются типичными образами, но главные героем остаётся Том Сойер. У него есть младший брат, более рациональный и послушный, есть школьные товарищи, мальчишеская влюблённость - Бэкки. И как у всякого мальчишки, главные события в жизни связаны с жаждой приключений и первой любовью. Неистребимая жажда постоянно вовлекает Тома с Геком в опасные приключения, часть из которых, конечно, выдумана автором, часть - является реальными событиями. В такие, как побег из дома или поход ночью на кладбище, легко верится. И эти приключения, перемежающиеся описанием обычных мальчишеских будней, обычными шалостями, радостями и досадами, обретают реальность благодаря гению автора. Впечатляет описание жизни американцев в то время. То, что утрачено в современном мире, демократизм и дух свободы.

Хроника молодой Америки (сюжет и главная идея)

Городок на берегу Миссисипи, в котором жители смешались в единое общество, невзирая на имущественные, расовые и даже возрастные различия. Негр Джим, в рабстве тёти Полли, метис Индеец Джо, судья Тэчер и его дочь Бэкки, беспризорник Гек и шалопай Том, доктор Робенсон и гробовщик Поттер. Жизнь Тома описывается с таким юмором и с такой естественностью, что читатель забывает, в какой стране это происходит, как будто вспоминает произошедшее с самим собой.

Мальчишка Том Сойер вместе с младшим братом, который явно положительнее его, воспитывается старой тёткой после смерти матери. Он учиться в школе, играет на улице, дерётся, дружит и влюбляется в прекрасную сверстницу Бэкки. Однажды встретив своего старого приятеля Гекельберри Фина на улицы, с которым они провели глубокую полемику о способах сведения бородавок. Гек рассказал свежий метод сведения при помощи дохлой кошки, но необходимо посетить кладбище ночью. С этого и начались все значимые приключения этих двух сорванцов. Происходящие до этого конфликты с тётей, предпринимательские идеи с получением бонусной библии в воскресной школе, побелка забора в виде наказание за непослушание, которое Том с успехов трансформировал в личный успех, отходят на второй план. Всё, кроме любви к Бэкки.

Став свидетелем драки и убийства, двое мальчиков долго сомневаются в необходимости вынести всё увиденное на суд взрослых. Только искренняя жалость к старому пьянице Поттеру и чувство вселенской справедливости заставляют Тома выступить на суде. Тем самым он спас жизнь обвиняемому и поставил свою жизнь в смертельную опасность. Месть Индейца Джо вполне реальная угроза для мальчишки даже под защитой закона. Тем временем роман Тома и Бэкки дал трещину, и это надолго отвлекло его от всего остального. Он страдал. Окончательно было решено сбежать из дома от несчастной любви и стать пиратом. Хорошо, что есть такой приятель, как Гек, который согласен поддержать любую авантюру. К ним присоединился и школьный товарищ - Джо.

Приключение это закончилось так, как и должны были. Сердце Тома и рациональность Гека заставили вернуться в городок с острова на реке, после того, когда они поняли, что их ищут всем городом. Мальчишки вернулись как раз на собственные похороны. Радость взрослых была так велика, что мальчишкам даже не устроили взбучку. Несколько дней приключений скрасили жизнь мальчишек воспоминаниями самого автора. После этого Том болел, а Бэкки уезжала надолго и далеко.

Перед началом учебного года судья Тэчер устроил роскошную вечеринку для ребятишек в честь дня рождения вернувшейся дочери. Путешествие на теплоходе по реке, пикник и посещение пещер, об этом могли бы мечтать и современные дети. Здесь начинается новое приключение Тома. Помирившись с Бэкки, они вдвоём убегают от компании во время пикника и прячутся в пещере. Они заблудились в переходах и гротах, факел, освещавший им путь, сгорел, а провизии с собой не было. Том вёл себя мужественно, в этом сказалось вся его предприимчивость и ответственность подрастающего мужчины. Совершенно случайно они наткнулись на Индейца Джо, прячущего награбленные деньги. После скитаний по пещере Том находит выход. Дети вернулись домой к радости родителей.

Тайна, увиденная в пещере, не даёт покоя, Том рассказывает всё Геку, и они решают проверить клад Индейца. Мальчуганы отправляются в пещеру. После того, как Том и Бэкки благополучно выбрались из лабиринта, городским Советом было принято решение закрыть вход в пещеру. Это стало роковым для метиса, он умер в пещере от голода и жажды. Том и Гек вынесли целое богатство. Поскольку клад не принадлежал никому конкретно, владельцами его стали два мальчишки. Гек получил покровительство вдовы Дуглас, попав под её опеку. Том так же теперь богат. Но Гек смог вынести «светскую» жизнь не более трёх недель, а Том, встретивший его на берегу у хижины-бочки откровенно заявил, что никакое богатство не сможет удержать его от карьеры «благородного разбойника». Романтизм двух друзей ещё не был задавлен «золотым тельцом» и условностями общества.

Главные герои и их характеры

Все главные герои повести, это мысли и чувства автора, его воспоминания о детстве, его ощущение той самой американской мечты и общечеловеческих ценностей. Когда Гек посетовал, что не может жить в праздности, Том ему неуверенно ответил: «Да ведь все так живут, Гек». В этих мальчишках Марк Твен выписывает своё отношение к человеческим ценностям, к ценности свободы и понимания между людьми. Гек, который больше видел плохого, делится с Томом: «Просто делается стыдно за всех людей», когда говорит о неискренности отношений в высшем обществе. На романтическом фоне повести о детстве, написанной с добрым юмором, писателем чётко вырисовываются все лучшие качества маленького человека, и надежда, что эти качества сохранятся на всю жизнь.

Мальчишка, воспитывающийся без матери и отца. Что случилось с его родителями, автор не открывает. По повести создаётся впечатление, что все свои лучшие качества Том получил на улице и в школе. Попытки тёти Поли привить ему элементарные стереотипы поведения не могут увенчаться успехом. Том - идеальный мальчишка и сорванец в глазах мальчишек всего мира. С одной стороны это гипербола, но с другой стороны, имея реальный прототипов, Том действительно несёт в себе всё лучшее, что может нести в себе подрастающий мужчина. Он смел, с обострённым чувством справедливости. Во многих эпизодах именно эти качества он проявляет при сложных жизненных ситуациях. Ещё одна черта, которая не может ни затронуть чувства американца. Это сметка и предприимчивость. Остаётся лишь вспомнить историю с побелкой забора, которая является ещё и далеко идущим проектом. Обременённый различными мальчишескими предрассудками, Том выглядит совершенно обычным мальчиком, что и подкупает читателя. Каждый видит в нём маленькое отражение себя.

Беспризорник при живом отце. Пьяница появляется в повести только в разговорах, но это уже как-то характеризует условия жизни этого мальчугана. Неизменный друг Тома и верный товарищ по всем приключениям. И если Том романтик и лидер в этой компании, то Гек - трезвый ум и жизненный опыт, который также необходим в этом тандеме. У внимательного читателя складывается мнение, что Гек прописан автором, как вторая сторона медали подрастающего человека, гражданина Америки. Личность разделена на два типа - Том и Гек, которые неразрывны. В последующих повестях характер Гек раскроется более полно, и часто, в душе читателя эти два образа смешиваются и всегда получают симпатию.

Бэкки, тётя Полли, негр Джим и метис Индеец Джо

Это все люди, на общении с которыми проявляется всё самое лучшее в характере главного героя. Нежная любовь в девочке сверстнице и настоящая забота о ней в минуты опасности. Уважительное, хотя иногда ироничное, отношение к тётушке, которая тратит все свои силы, чтоб вырастить Тома настоящим добропорядочным гражданином. Негр-раб, который является показателем тогдашней Америки и отношения к рабовладению всей прогрессивной общественности, ведь Том дружит и с ним, оправданно считая его равным. Отношение к Индейцу Джо у автора, а значит и Тома, далеко не однозначное. Романтика индейского мира в то время ещё не была так идеализирована. Но внутренняя жалость к погибшему от голода в пещере метису характеризует не только мальчишку. Реалии Дикого Запада просматриваются в этом образе, хитрый и жестокий метис мстит своей жизнью всем белым. Он пытается выжить в этом мире, и общество разрешает ему это. Того глубокого осуждения, которое казалось бы должно было быть для вора и убийцы, мы не видим.

Продолжение эпопеи приключений

В дальнейшем Марк Твен написал ещё несколько повестей о Томе и друге его Геке. Автор взрослел вместе со своими героями, менялась и Америка. И уже в последующих повестях не было той романтичной бесшабашности, но появлялось всё больше горькой правды жизни. Но даже в этих реалиях и Том, и Гек, и Бэкки сохраняли в себе свои лучшие качества, полученные ими в детстве на берегах Миссисипи в маленьком городке с далёким именем русской столицы - Санкт-Петербург. С этими героями не хочется расставаться, и они так и остаются идеалами в сердцах мальчишек той эпохи.

1. Марк Твен как создатель неповторимого образа.
2. Достоинства и недостатки героя.
3. Том Сойер — один из самых любимых героев в мировой литературе.

Пожалуй, нет в мире мало-мальски грамотного человека, который не читал бы романа знаменитого американского прозаика М. Твена. Он создал немало замечательных произведений, таких как «Приключение Гекльберри Финна», «Принц и нищий», «Жанна Д`Арк» и другие. Но именно «Приключения Тома Сойера» лучше всего знают и любят взрослые и юные читатели во всем мире. В чем же секрет такой большой и длительной популярности? Мне кажется, что он заключается в огромной обаянии, которым талантливое перо автора наделило образ этого беспокойного неугомонного мальчишку.

В мировой литературе существует великое множество образов мальчишек — искателей приключений, но герой Твена — неповторим и своеобразен. На первый взгляд это совершенно обычный мальчишка из маленького провинциального американского городка. Подобно тысячам и миллионам своих соседей Том не любит выполнять домашние обязанности, терпеть не может посещать школу, предпочитает нарядному костюму потертую одежду, а что до обуви, то и вовсе старается обходиться без нее. Посещение же церкви и в особенности воскресной школы являются для него настоящей пыткой. У Тома масса друзей — таких же шалопаев, как и он сам. Его неглупая голова постоянно забита всевозможными фантазиями и выдумками. Скорее всего, если бы родители мальчика были живы, он рос бы более послушным и менее своенравным. Старой деве — тетушке Полли — при всем ее старании никак не удавалось совладать с непоседливым племянником, вверенным ее заботам. Но именно эта свобода позволила Тому оставаться искренним, непосредственным, органичным существом. Разумеется, ему присуще лукавство, он безо всяких угрызений совести может солгать, «стянуть» лакомство без разрешения, но при всем этом, на него почти невозможно рассердиться.

На первый взгляд, Том Сойер — такой же рядовой мальчуган, как и большинство его сверстников. И все же — особенный герой, поскольку Твен наделил его всеми самыми замечательными качествами, которые только могут быть присущи подростку.

Том нежно любит тетушку Полли. Не умея усмирять свои наклонности мальчик тем не менее переживает, если видит, что доставляет тете беспокойство и огорчение. Тому свойственно чувство справедливости. От не терпит притворства, ханжества, неискренности. Именно поэтому послушный братец Сид часто становится объектом неприязни Тома. Порой на мальчика находит желание стать хорошим, «правильным» ребенком, не его вина, что ему чаще всего не удается обуздать свой неуемный нрав. Со всеми мальчишками на свете Тома Сойера роднит то, что он не терпит скуки, рутины, однообразия. Зубрежке, унылому нахождению на церковной службе он всегда предпочтет порку или другое физическое наказание. Это живая, впечатлительная натура с богатым воображением.

Далеко не всякий взрослый человек способен признавать свою неправоту, Тому же это под силу. Раскаявшись в своем побеге из дома, мальчик убеждает друзей вернуться в город.

У Тома Сойера множество незаурядных, черт характера. Одна из них — его предприимчивость. Эпизод с забором недаром стал хрестоматийным. Здесь мальчик проявляет недюжинные способности психолога, организатора. Лидерские качества вообще присущи Тому. Ему без труда удается вдохновлять на рискованные поступки своих менее изобретательных и храбрых приятелей. Том способен от всего сердца сочувствовать тем, кто незаслуженно терпит обиду, несправедливость. Несмотря на свой страх перед индейцем Джо, Том вместе со своим закадычным другом Гекльберри Финном, рискуя жизнью, выручает незадачливого Мэффа Поттера, дав показания в суде. На такой смелый поступок, совершенный сочувствующим мальчиком, способен далеко не каждый взрослый человек. Это, на мой взгляд, настоящий героизм.

Другой эпизод, показывающий нам Тома с самой лучшей стороны, — страницы о том, как он заблудился в пещере с Бекки Тэтчер. Мальчику удалось сохранить хладнокровие, найти выход, при этом еще постоянно поддерживая, утешая и подбадривая девочку. В финале Том и помогает обезвредить шайку бандитов, спасти жизнь добропорядочной горожанки.

Автор вознаграждает своего героя — Том становится богачом, героической личностью, заслуживает уважение самых видных горожан. Однако даже это, последнее, испытание мальчик проходит с блеском. Он не становится заносчивым, не кичится своим героизмом и богатством. Это по-прежнему непосредственный, полный обаяния подросток.

Прощаясь с ним, читатель остается убежден, что Том Сойер сохранит все свои лучшие качества, станет прекрасным человеком и превратившись в взрослого мужчину, совершит еще немало замечательных поступков.

Тема. «Марк Твен. “Приключения Тома Сойера”».

Цели. Познакомить с отрывком из романа М. Твена, учить анализировать поступки героев; развивать навык осознанного чтения, речь учащихся, внимание, воображение; воспитывать негативное отношение к вредным привычкам, в частности к курению.

Статья опубликована при поддержке ОП МРЭО-3. С 2006 года ОП МРЭО-3 предоставляет высококачественные услуги в сфере обслуживания автолюбителей. Регистрация транспортного средства , получение прав европейского образца и техническое обслуживание. Все это выполняется с максимальным удобством для клиента на качественном и современном оборудовании. Будь то оплата госпошлины или прохождение технического осмотра. Посетите официальный сайт компании http://MREO3.ru и ознакомьтесь с предоставляемыми услугами.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учитель. С отрывком из какого произведения мы познакомились на прошлом уроке? Кто его автор? Как настоящее имя этого писателя? Что вы знаете о его детстве? Как зовут главного героя? С кого был написан его образ Марком Твеном? Каким вы представляете себе Тома Сойера? Опишите его. Как вы к нему относитесь? Докажите свое мнение. Каков, по-вашему мнению, данный герой? Можно ли назвать его положительным или все-таки он отрицательный персонаж? А кто в этом произведении является отрицательным героем? Почему?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

III. Актуализация темы урока

У. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним отрывком из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Но сначала вопрос: о чем идет речь в высказывании, записанном на доске?

На доске:

Дети. О привычке.

У. Итак, это привычка. Именно о привычках мы поговорим сегодня на уроке. А поможет нам в этом Марк Твен.

IV. Беседа по теме урока

У. Как вы понимаете выражения: вошло в привычку , сила привычки , вредная привычка ? Какие вредные привычки вы знаете?

Дети отвечают.

– А вот о какой из них пойдет речь сегодня на уроке, вы мне скажете, посмотрев фрагмент известного мультфильма «Ну, погоди!».

Учитель показывает отрывок из мультфильма.

– Итак, о какой же вредной привычке мы будем говорить сегодня на уроке?

Д. О курении.

У. К концу урока мы должны будем с вами объяснить не только Волку, но и всем окружающим, а также самим себе, почему есть такая поговорка: «Курить – здоровью вредить». Послушайте рассказ о том, почему табак так называется и откуда он взялся.

Заранее подготовленные ученики рассказывают о табаке.

Ученик 1. Слово табак происходит от названия провинции Табаго острова Гаити. В ХV веке Христофор Колумб завез семена табака в Испанию. К концу ХVI века курение проникло в Испанию, Португалию, Францию, Англию и Голландию.
В Италии табак был объявлен забавой дьявола. Пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене. А в Англии по указанию королевы Елизаветы I в ХVI веке курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее.
Яков Стюарт, преемник Елизаветы I, объявил курение вредным, неблагочестивым и не подходящим для цивилизованного человека занятием. Свой знаменитый труд «О вреде табака», опубликованный в 1604 году, Яков I закончил словами: «...привычка, противная зрению, невыносимая для обоняния, вредная для мозга, опасная для легких...» Это была первая популярная книга о вреде курения.

Ученик 2. В России в правление царя Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй – отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни. При Алексее Михайловиче, сыне Михаила Федоровича, в специальном Уложении от 1649 года было «велено всех, у кого будет найдено богомерзкое зелье, пытать и бить на козле кнутом, пока не признаются, откуда зелье получено». Частных торговцев табаком повелевалось «пороть, ссылать в дальние города».
Известный французский писатель Оноре де Бальзак написал про курение так: «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации».

V. Знакомство с текстами

У. Многие известные писатели не только обращались к теме борьбы с курением, но и высказывали предостережение подрастающему поколению. Одним из них являлся американский писатель Марк Твен. Давайте прочитаем отрывок из его романа.

Чтение отрывка по цепочке сильными учениками.

ПЕРВЫЕ ТРУБКИ

После вкусного обеда, состоявшего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком.
Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил:
– Да это совсем легко! Знай я это раньше, я уж давно научился бы.
– И я тоже, – подхватил Джо. – Плевое дело!
– Сколько раз я, бывало, смотрю, как курят другие, и думаю: «Вот бы и мне научиться! Да нет, думаю, это мне не под силу», – сказал Том.
– И я тоже. Правда, Гек? Ведь ты слышал это от меня? Вот пусть Гек скажет.
– Да-да, сколько раз, – сказал Гек.
– Ну, и я тоже ему говорил сотни раз. Однажды это было возле бойни. Помнишь, Гек? Там были еще Боб Таннер, Джонни Миллер и Джефф Тэчер. Ты помнишь, Гек, что я сказал?
– Еще бы, – ответил Гек. – Это было в тот день, как я потерял белый шарик... Нет, не в тот день, а накануне.
– Ага, я говорил! – сказал Том. – Гек помнит.
– Я думаю, что я мог бы курить такую трубку весь день, но держу пари, что Джефф Тэчер не мог бы.
– Джефф Тэчер! Куда ему! Он от двух затяжек свалится. Пусть только попробует! Увидит, что это такое!
– Само собой, не сумеет, и Джонни Миллер тоже. Хотелось бы мне посмотреть, как Джонни Миллер справится со всей этой штукой!
– Куда ему! – сказал Джо. – Он, бедняга, ни на что не способен. Одна затяжка – и он свалится с ног.
– Верно, Джо. Слушай-ка: если бы наши ребята могли увидеть нас теперь!
– Вот было бы здорово!
– Но, чур, никому ни слова! А когда-нибудь, когда все будут в сборе, я подойду к тебе и скажу: «Джо, есть у тебя трубка? Покурить охота», – а ты ответишь, как ни в чем не бывало: «Да, есть моя старая трубка, и другая есть, только табак у меня не очень хорош». А я скажу: «Ну, это все равно, был бы крепок». И тогда ты вытащишь трубки, и мы оба преспокойно закурим. Пускай полюбуются!
– Вот здорово, Том! Я бы хотел, чтобы это было сейчас.
– И я! Мы им скажем, что научились курить, когда были пиратами, – то-то будут завидовать нам!
– Еще бы! Наверняка позавидуют!

Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплевывали все чаще и чаще. Все поры во рту у мальчишек превратились в фонтаны: они едва успевали очищать подвалы у себя под языком, чтобы предотвратить наводнение. Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий. У Джо выпала трубка из ослабевших пальцев, у Тома тоже. Фонтаны так и били что есть силы, и насосы работали вовсю. Наконец Джо выговорил расслабленным голосом:
– Я потерял ножик... Пойду поищу...
Том дрожащими губами произнес, запинаясь:
– Я помогу тебе. Ты иди в эту сторону, а я туда... к ручью... Нет, Гек, ты не ходи за нами, мы сами найдем.
Гек снова уселся на место и прождал целый час. Потом он соскучился и пошел разыскивать товарищей. Он нашел их в лесу далеко друг от друга; оба были бледны и спали крепким сном. Но что-то подсказало ему, что теперь им полегчало, а если и случилось им пережить несколько неприятных минут, то теперь уже все позади.
За ужином в тот вечер оба смиренно молчали, и, когда Гек после ужина, набив трубку для себя, захотел набить и для них, оба в один голос сказали: «Не надо», – так как они чувствуют себя очень неважно, – должно быть, съели какую-нибудь дрянь за обедом.

У. Как вы думаете, почему Джо пошел искать ножик, а Том пошел ему помогать? Как говорил Джо? А Том? Прочитайте.

Найдите в тексте и прочитайте, где и в каком состоянии нашел мальчиков Гек?

Дети отвечают.

– Что же произошло в детском организме? Прочитайте об этом в тексте.

На доске:

– Почему Джо и Том решили научиться курить? Докажите словами из текста. Как вы думаете, почему мальчики, а сейчас очень часто и девочки начинают курить?

Выслушиваются ответы детей.

– 70% мужчин и 30% женщин, иначе – 50% взрослого населения нашей планеты, являются курильщиками. По статистике, в некурящих семьях курящими становится не более 25% детей, а вот в курящих семьях число курящих детей превышает 50%. В школах курящие считают некурящих трусами, «маменькиными сынками». Половина школьников, начавших курить, делают это, подражая другим, 42% – из интереса, необычности, таинственности.
Девушки (девочки) начинают курить (60%), аргументируя это тем, что «так красиво», «так модно», «хотят нравиться», «хотят привлечь к себе внимание».
Я хочу предложить вам еще один отрывок, но уже из трилогии русского писателя Льва Николаевича Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».

Чтение отрывка учителем (учащиеся следят по тексту):

Запах табака был очень приятен, но во рту было горько и дыхание захватывало. Однако, скрепив сердце, я довольно долго втягивал в себя дым, пробовал пускать кольца и затягиваться. Скоро комната вся заполнилась голубоватыми облаками дыма, трубка начала хрипеть, горячий табак подпрыгивать, а во рту я почувствовал горечь и в горле маленькое кружение. Я хотел уже перестать и только посмотреться с трубкой в зеркало, как, к удивлению моему, зашатался на ногах; комната пошла кругом, и, взглянув в зеркало, к которому я с трудом подошел, я увидел, что лицо мое было бледно, как полотно. Едва я успел упасть на диван, как почувствовал такую тошноту и такую слабость, что, вообразив себе, что трубка для меня смертельна, мне показалось что я умираю. Я серьезно испугался... и со страшной головной болью, расслабленный, долго лежал на диване.

– Как вы думаете, зачем известный писатель включил в свою повесть это описание? С какой целью?

VI. Итог урока

У. Назовите признаки отравления никотином.

Дети отвечают.

– В отрывке есть такие строки: «Мне показалось, что я умираю». По данным статистики, курение сокращает жизнь человека в среднем на 8 лет. Какие заболевания вызывает курение?

На доске:

– Очень вредно так называемое пассивное курение, то есть когда некурящий вынужден находиться в одном помещении или просто рядом с курящим и дышать табачным дымом.
Для предотвращения распространения массового как активного, так и пассивного курения 17 ноября каждого года проходит Международный день отказа от курения.
Активная работа по борьбе с курением привела к тому, что за последние 30 лет процент курящих, например, в США уменьшился с 52% до 30%.
Давайте подумаем вместе, как можно обратиться к школьникам, чтобы они не только не начинали курить, но даже и попыток не делали. Закончите фразу: «Не надо курить, потому что...» А если бы вы обращались ко взрослым? «Бросайте курить, потому что...»

Дети придумывают продолжения фраз.

– Каков же смысл заложен в поговорке: «Курить – здоровью вредить»? Как вы ее понимаете? Отрывки из каких произведений вам в этом помогли? Кто их авторы?
В заключение урока я предлагаю вам прослушать стихотворение, которое сочинила наша библиотекарь Нина Георгиевна Панкратова.

Два ученика читают стихотворение наизусть:

О вреде курения

Вова с Колей захотели
Покурить немножечко.
Покурили, подурили
И в больницу угодили.

После первой сигареты
Стало Коле плохо:
Просто, словно угорелый,
Он кричал и охал.

Вова время не терял –
Поздравляем Вовочку!
Он коробку искурил...
И еще коробочку.

Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый –
Бледный, нет лица на нем,
А все шепчет: «Ну, курнем?»

Неужели это Вова
На кушеточке лежит?
...Неужели это Вова?
И ни с кем не говорит?

Долго доктора его
Приводили в чувство,
Но не вышло ничего
Из этого искусства!

Всем известно – никотин
Убивает лошадь,
И наш Вова угодил
В грязную калошу.

От куренья только вред!
От куренья много бед!
Кто не курит сигарет,
Тот здоров на все сто лет!

«Годы жизни Марка Твена» - Коннектикут) американский писатель. Марк Твен (30.11.1835, Флорида, шт. Какой из вариантов происхождения псевдонима правильный - неизвестно. Псевдоним «Марк Твен» (англ. Новый удар нанесла смерть дочери. Нужно было неплохо разбираться в науке для создания такого сюжета. Твен был прекрасным оратором.

«Восковая персона» - Что означает «пустота» для болезненного сознания Петра? Многое. Петр умирает, окруженный «наследниками» - Екатериной, Меншиковым, Ягужинским. Масштабы беззаконий, хищений, развращения нравов огромны. Но и тут «посредником» между Тыняновым и эпохой оказался, разумеется, Пушкин. И не один лишь Данилыч вор.

«Сетон-Томпсон о животных» - «Снап». Автор: Казакова Елена Вадимовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 21 г. Костромы. «Посылаю тебе замечательного щенка. Цель исследования: Ход исследования: Из текстов рассказов выбрали цитаты, характеризующие главных героев – животных. «Лобо». Взяли рассказы Э. Сетона-Томпсона «Лобо», «Снап (История бультерьера)».

«Марк Твен Том Сойер» - Тетя Полли вдруг почувствовала угрызения совести» (гл.12). Марк Твен. Внешний облик. Я рассказывал в «Томе Сойере» о собственных проделках. В повседневной жизни. Я был озорным мальчуганом и доставлял моей матери немало хлопот. Дуралей! Том Сойер и Гекльберри Финн Скульптор Ф.Хиббард г. Ганнибал (США).

«Писатель Марк Твен» - «Путевые заметки». Смерть писателя. В России имя Твена узнали в 1872 году. Первого успеха как писатель Твен добился в путешествии. Увлечения писателя. В 1870 Твен женился на Оли?вии Лэ?нгдон. «Самый большой вклад Твена в литературу». Дом-музей Марка Твена в Хартфорде. Сам Твен умер 21 апреля 1910г. от грудной жабы.

«Троепольский» - Одна из улиц г.Воронежа названа в честь писателя. Прочитайте книгу Гавриила Николаевича Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо». Через четыре года повесть удостоена Государственной премии СССР. До самой смерти Твардовского соединяла с Троепольским настоящая дружба, окрепшая с годами. Троепольский Гавриил Николаевич.

Всего в теме 22 презентации

«Приключения Тома Сойера» - замечательная книга, магическая, таинственная. Она прекрасна прежде всего своей глубиной. Каждый человек в любом возрасте может найти в ней что-то свое: ребенок - увлекательную историю, взрослый - искрометный юмор Марка Твена и воспоминания о детстве. Главный герой романа во время каждого прочтения произведения предстает в новом свете, т.е. характеристика Тома Сойера всегда разная, всегда свежая.

Том Сойер - обычный ребенок

Вряд ли Томаса Сойера можно назвать хулиганом, скорее уж он - озорник. И, что важнее, у него есть время и возможность заниматься всеми Он живет с тетей, которая хоть и старается держать его в строгости, но у нее это плохо получается. Да, Тома наказывают, но, несмотря на это, он живет вполне благополучно.

Он сметлив, находчив, как почти каждый ребенок его возраста (примерно 11-12 лет), стоит только вспомнить историю с забором, когда Том убедил всех детей в округе, что труд - это священное право и привилегия, а не тяжкое бремя.

Такая характеристика Тома Сойера выдает в нем человека не очень-то плохого. Далее личность самого известного придумщика и озорника будет раскрываться все новыми и новыми гранями.

Дружба, любовь и благородство не чужды Тому Сойеру

Другая добродетель Сойера - способность любить и жертвовать - предстает перед читателем во всей красе тогда, когда мальчик обнаруживает, что любит Ради нее он даже идет на жертву: подставляет свое тело под удары учительских розог за ее проступок. Это ведь замечательная характеристика Тома Сойера, которая высвечивает возвышенное отношение к даме сердца.

У Тома Сойера есть совесть. Они с Геком стали свидетелями убийства, и даже несмотря на совсем не иллюзорную опасность для их жизни, мальчики решились-таки помочь полиции и вызволить из тюрьмы бедолагу Меффа Поттера. Поступок с их стороны не только благородный, но и мужественный.

Том Сойер и Гекльберри Финн как противостояние мира детства и мира взрослости

Почему Том именно такой? Потому что у него относительно все хорошо. Том хоть и трудный, но любимый ребенок, и он это знает. Поэтому почти все время живет в мире детства, в мире грез и фантазий, лишь изредка выглядывая в реальную действительность. Характеристика Тома Сойера в этом смысле не отличается от характеристики любого другого благополучного подростка. Такой вывод можно сделать, только если соотнести два образа - Для Сойера фантазии - как воздух, которым он дышит. Том полон надежд. В нем почти нет разочарований, поэтому он верит в придуманные миры и в придуманных людей.

Гек совсем другой. У него много проблем, нет родителей. Вернее, есть отец-алкоголик, но лучше бы его не было. Отец для Гека - источник постоянного беспокойства. Родитель его, конечно, пропал несколько лет назад, но доподлинно известно, что он не умер, а значит, он может в любой момент появиться в городе и начать снова третировать своего горемычного сына.

Для Гека фантазии - это опиум, благодаря которому жизнь еще хоть как-то можно выносить, но жить в мире иллюзий взрослый человек не может все время (а Финн именно такой).

Сойера даже немного жаль, потому что он не знает, как обстоят дела на самом деле. Его мир обходится без трагедии, тогда как существование Гека - это постоянная борьба. Совсем так же, как и у обычного взрослого человека: он выходит из мира детства и понимает, что его обманули. Таким образом, готова еще одна характеристика Тома Сойера.

Каким бы Том мог быть взрослым?

Соблазнительный вопрос для всех тех, кто читал «Приключения Тома Сойера». Но, кажется, недаром повествование о мальчиках не говорит ничего об их взрослых жизнях. Тут может быть как минимум две причины: либо в этих жизнях не будет ничего примечательного, либо для кого-то жизнь дальше не преподнесет приятных сюрпризов. И все это может быть.

Каким станет Том Сойер? Характеристика может быть такой: в будущем он обычный, рядовой человек без особенных жизненных свершений. Его детство полно разнообразных приключений, но по большому счету они всегда случались в некоторой зоне комфорта, и это позволяло Тому постоянно фабриковать фантазии.

С Геком другая история. В конце приключений Финн уходит из буржуазного мира, где царят сытость и моральность, в мир улиц, где властвует свобода, на его взгляд. Мальчик-бродяга не терпит рамок. Но вечно жить вне рамок и дышать только воздухом свободы невозможно, ибо любая жизнь нуждается в той или иной форме. Если же отдельно взятом сосуде (человеке) не ограничить, то он вырвется наружу, разрушив сам сосуд. Проще говоря, если Гек не изберет для себя определенную систему ценностей, он может вполне спиться и умереть под забором, как и его папаша, или сгинуть в пьяной драке. Взрослая жизнь не такая светлая, как жизнь ребенка, а жаль.

На этой не слишком радостной ноте нам говорит «до свидания» Том Сойер. Характеристика героя на этом завершается.