Урок по повести Белый Бим Чёрное Ухо. Сочинение по произведению «Белый Бим Черное Ухо Тест по рассказу белый бим черное ухо

Представляем вам викторину по знаменитой повести «Белый Бим Чёрное ухо» писателя Гавриила Троепольского! Викторину составили юная пиратка из команды нашего детского сайта-фрегата Леся Максим и её мама Кристина.

Писатель Гавриил Николаевич Троепольский родился 29 ноября 1905 года в селе Ново-Спасское на Елани (сейчас Новоспасовка Грибановского района Воронежской области). Окончил сельскохозяйственное училище. Первые пять лет после того (1925-1930 гг.) работал сельским учителем.

Первая литературная попытка Г. Н. Троепольського относится к 1938 году. Тогда в альманахе «Литературный Воронеж» был опубликован его рассказ «Дедушка». Примерно в 1953-1954 гг. к его предыдущим рассказам добавилось ещё несколько, и вышла целая книга, которую читатели и критики оценили как вещь талантливую и самобытную. В 1956 году вышла вторая книга - «У крутого яра». По его сценарию был поставлен кинофильм «Земля и люди». В сорокавосьмилетнем возрасте Г. Троепольский стал известным писателем - случай в истории литературы очень редкий. Произведения писателя переведены на многие языки народов СССР и на иностранные языки.

В повести «Белый Бим Чёрное ухо» (1971 г.) Г. Н. Троепольский с большой верой показывает победу добра над злом и неправдой, поднимает сложные нравственные проблемы. Это произведение отмечено Государственной премией СССР за 1975 год.

Коротко о произведении. Эта широко известная повесть о собаке - умном, добром сеттере Биме, и о людях - добрых и злых, который встречает на своем пути Бим. Он, ища своего хозяина Ивана Иваныча, попадает в различные приключения, преодолевает расстояние, боль и страх, но всё равно не покидает надежды на то, что он найдёт своего хозяина и они будут вместе, как прежде.

Вот что в предисловие к своей повести написал сам автор, Гавриил Троепольский. Прислушайтесь:
«...Читатель, друг!.. Ты подумай! Если писать только о доброте, то для зла - это находка, блеск. Если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце-концов не будут их замечать. Если писать только о серьёзно-печальном, то люди перестанут смеяться над безобразным...
...И в тишине уходящей осени, овеянный её нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всём этом - слово . Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми. Может быть, поэтому я пишу о судьбе собаки, о её верности, чести и преданности.
...Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души - само собой разумеющееся состояние.
...Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве - доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле...»


Уроки доброты (по повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)
Арсланова Рафиля Сабирзяновна, учитель русского языка и литературы МБОУ» Гимназия№2» имени Баки Урманче г. Нижнекамска, Республика Татарстан.
Цели:
1. Обучающие: продолжить работу по обучению анализу литературного текста, выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.
2. Развивающие: развивать аналитическое мышление, творческое воображение и художественный вкус учащихся.
3. Воспитательные: воспитывать личность, имеющую нравственные качества: доброту, ответственность за своих близких, совесть, милосердие, любовь к людям, животным, способствовать воспитанию дружбы и взаимопонимания в классном коллективе, побудить учащихся задуматься над тем, что есть добро и зло.
Планируемые результаты:
Метапредметные УУД: понимать тему идею произведения, анализировать художественный материал, подбирать цитаты из текста для подтверждения собственной позиции, делать выводы; работать в группе, коллективно обсуждать проблемы; владеть монологической и диалогической речью; находить информацию, используя ресурсы Интернета; научиться выполнять проектно – исследовательскую работу
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу, высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать проблему (цель, задачи) урока.
Познавательные УУД: сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать закономерности, выдвигать гипотезу, строить рассуждения.
Коммуникативные УУД: взаимодействовать с учителем, слушать и слышать собеседника, осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности
Личностные УУД: осмыслить значение общения для передачи и получения информации; формировать ответственное отношение к учению.
Технология проведения Деятельность учителя и учащихся.
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цели: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.
УУД:
Личностные: самоопределение и
построение жизненных планов во
временной перспективе.
учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.
- Древнегреческий мыслитель Сократ говорил, что людей много, а найти человека среди них трудно.
-Как вы думаете, какой смысл в этом высказывании?
И хотела бы начать нашу встречу со слов Гавриила Троепольского:
«Белый Бим Черное ухо" - это "слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми
В моей книге единственная цель – это говорить о доброте, доверии, искренности, преданности».
Учитель: Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Если после нашего урока в ваших сердцах доброты и милосердия будет больше, то будем считать, мы не зря провели с вами время. Нам предстоит, поразмышлять о прочитанном, каждый имеет своё мнение и должен его высказывать. При этом нельзя забывать об уважении: выслушать другое мнение, даже если оно не совпадает с вашим. Сегодня мы не только будем размышлять и высказывать свое мнение
по произведению, но и представлять свои минипроекты.
---слово учащемуся. 1 проект – слово о писателе Гавриил Николаевич Троепольский родился в селе Новоспасовка Воронежской губернии в 1905 году в семье сельского священника, в которой было шестеро детей. В доме Троепольских любили
труд - работали с малых лет, высоко ценили знания, книгу. Его жизнь вместила в себя целую эпоху: ему было 12 лет, когда произошла революция в 1917 г; в 15 лет он узнал, что такое гражданская война;
в 36 лет испытал ужасы Великой Отечественной войны. Гавриилу Троепольскому пришлось учиться в четырех учебных заведениях. Уже со средним образованием он поступает в сельскохозяйственное училище. Потом работал учителем в городе Воронеже. На 66-м году жизни Троепольский опубликовал произведение, принесшее ему мировую славу - повесть «Белый Бим Черное Ухо», которую посвятил памяти Александра Трифоновича Твардовского. Мировую известность принесла ему книга о Биме, которую прочитали в Европе, в Японии, в Китае. В 1975 г. автор был удостоен государственной премии СССР за книгу. По повести в 1977 году был снят фильм. Повесть была переведена и издана во многих странах мира. Умер Троепольский в 1995 году. Уже после смерти писателя в Воронеже, где он жил долгие годы, около театра кукол, установлен памятник Биму.
2 минипроект – как же собака Бим появилась в жизни писателя? Одинокий человек, у которого умерла жена, взял себе месячного щенка и выкормил его. Бим был совершенно не похож на свою породу шотландских сеттеров: «туловище белое, но с рыженьким отливом, только одно ухо и одна нога были черные, второе ухо желтовато-рыжего цвета. С таким окрасом, Бим не мог называться породистой собакой, но для хозяина это было уже не столь важно: Бим был уже его другом, а друзей всегда нужно уважать”. Теперь Иван Иванович был не одинок. «Он не заметил, как в одиночестве, постепенно начал вслух разговаривать с Бимом».
II. Формулирование темы урока, постановка цели.
Повторение пройденного материала.
Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.
УУД:
Познавательные: самостоятельное
Формулирование познавательной цели, проблемы.
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные: целеполагание Учитель подводит детей к формулированию темы и цели урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Учащиеся ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
Учитель: Из всех домашних животных, которых одомашнил человек, лишь одно стало ему настоящим другом - собака. Эта дружба человека и собаки уходит своими корнями в далёкое прошлое. Собака умеет преданно любить, хорошо приспосабливается к различным условиям и усваивает уроки.
Человек принял собаку в круг своей семьи, а она воспринимает эту семью как свою стаю, где хозяин - вожак. Собака и поныне служит человеку: помощником на охоте, сторожем, пастухом, ищейкой и поводырем слепых, но главное – она стала ему спутником и другом.
---Какие высказывания, поговорки вы приготовили по теме «Собака – друг человека»? 4 минипроект вы делали дома - проверим сейчас:
Задание: нарисовать слева на листе бумаги тот образ, который выражает значение слова «жестокость». Объясните, почему вы выбрали именно его. Написать те слова, которые ассоциируются у вас с этим словом. Справа нарисовать образ, который выражает значение слова «милосердие». Назвать и написать те духовные ценности, которые противостоят жестокости. (любовь к ближнему, сострадание).
Учитель: К сожалению, некоторые люди не любят животных, жестоко относятся к ним. Это серьезная проблема, люди проявляют жестокость, забывая или не зная, что есть на свете такое прекрасное слово - милосердие.
Тема нашего разговора - жестокость и милосердие. Обратившись к произведению Г. Н. Троепольского «Белый Бим и Черное ухо», мы выясним смысл этих слов, их место в жизни героев и в нашей жизни, а также сформулируем нравственное отношение людей к животным.
III. Изучение нового материала.
Цели: приобретение новых знаний,
развитие умения искать ответы на
поставленные вопросы, подведение
детей к самостоятельному выбору
способа действия с информацией.
УУД:
Коммуникативные: сотрудничество
в поиске и выборе информации.
Познавательные: построение
логической цепочки рассуждений,
выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные: составление плана и
последовательности действий. Учитель создает эмоциональный настрой на работу по теме. Формулирует задание на осмысление нового материала. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Учащиеся составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель).
5 минипроект– кратко пересказать содержание повести
«Белый Бим черное ухо» - повесть о собаке, которая была очень верна своемухозяину. Совсем маленьким щенком его взял к себе бывший журналист, одинокий пенсионер, Иван Иванович. Глубокая любовь и верная преданность связали их. И всё бы было хорошо, если бы однажды Иван Иванович не попал в больницу с сердечным приступом. С этого момента у Бима началась очень непростая жизнь. В поисках своего хозяина Бим попадал и к злым людям, которые держали его на цепи, и просто к хулиганам. Раны, полученные от жестоких людей, Бим залечивал в лесу. После всех скитаний и поисков своего доброго хозяина он, наконец, снова в городе. Вредная Тетка, которая видит, что во дворе постоянно сидит и ждет кого-то собака, вызывает бригаду, которая занимается отловом бродячих собак. Она говорит, что Бим опасен, может быть переносчиком болезней и может даже покусать кого-нибудь. Бригада приезжает, но Бим не дается в руки ловцам, но его все же забирают и отвозят в приют. Из Москвы возвращается Иван
Иванович. Он узнает, что случилось с Бимом, выясняет адрес приюта и тут же едет за своей собакой. Но приехав в приют, он узнает, что Бима закрыли за железными дверями в машине. Всю ночь Бим пытался открыть, отгрызть эту несчастную дверь, лапами раздирая железо, желая вырваться на свободу, чтобы продолжить поиски своего хозяина. Иван Ивановичу открыли дверь, но Бим был уже мёртв.
Учитель: Сейчас на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком не жила собака.
Ученые выявили три основные причины, когда нашим друзьям нужна помощь:
Это жестокость, бездушие, безответственность людей, которые выгнали, выбросили, оставили на улице беззащитное животное.
Животное остается на улице, так как его хозяин умирает, а родственники не берут это животное в свой дом.
Животные теряются или убегают от нерадивых хозяев.
----посмотрим, как влияют эти причины на нашего главного героя.
IV. Закрепление нового материала.
Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.
УУД:
Познавательные: выбор наиболее
эффективных способов решения
задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.
Коммуникативные: контроль,
коррекция, оценка действий партнера.
Регулятивные: контроль способа
действия и его результата с заданным эталоном. Учитель подводит к первичному обобщению, побуждает высказывать свое мнение. Обеспечивает положительную реакцию детей на высказывание одноклассников.
Учащиеся решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
Приглашаю Вас к размышлению. Аналитическая беседа по произведению.
Обратимся с вами к герою повести - Биму.
Чем больше всего покорил вас Бим?
(Своей верностью, преданностью и привязанностью, когда без друга не мог ни есть, ни пить, а мог только ждать, любить, надеяться. Пройдя через зло и жестокость, он остался самим собой. Сцена, где Бим плакал над письмом Ивана Ивановича, это было так по-человечески.
Как вы думаете, почему Бим добрый, верный пес?
(Бим воспитывался добрым человеком и жил в уверенности, что доброта - это норма, по-другому быть не может. Бим твердо усвоил: двери существуют для того, чтобы каждый мог войти. Попроси - и тебя впустят. Он привык доверять людям.)
Расскажите об Иване Ивановиче, хозяине Бима. Что это за человек? –
(Иван Иванович - человек большой души, и не удивительно, что собака Бим добрая, верная, преданная. У такого человека иной быть нельзя. Иван Иванович любит природу, знает и понимает ее. Дружба с Бимом дарила ему минуты счастья в его одиночестве)
Как Иван Иванович относится к Биму? Они друзья?
«Ты молодец, Бим! Будем жить вместе хотя бы и без родословной. Ты хороший пёс. Хороших собак все любят…», - пишет автор в повести. Им действительно было хорошо вместе и дома, и на лугу. Друзья все больше понимали друг друга, любили и жили на равных – человек и собака.
А как он относится к природе?
(Он преклоняется перед природой, потому что она дарит человеку радость бытия, врачует раны человеческой души. Ему хочется, чтобы каждый человек мог получить эти благородные минуты общения с природой. Он хочет обратиться к людям с такими словами:
" О беспокойный Человек! Слава тебе вовеки, думающему, страдающему ради будущего! Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности".)
--- Обратите внимание на слова небольшого лирического отступления, которые полностью можно отнести к Ивану Ивановичу: "Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовозвестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого - и счастливого, и несчастливого - он сейчас - украшение жизни. Вот так среди нас, человеков, есть скромные люди с чистым сердцем, "незаметные" и "маленькие", но с огромной душой. Они-то и украшают эту жизнь".
"маленьким" человеком с огромной душой и является Иван Иванович.
--- Были ли хозяин и собака вдвоем счастливы?
Они были нужны друг другу, и это главное. Бим стал хорошей охотничьей собакой, доверчивой и честной, доброй, преданной. Но однажды хозяина увезла скорая помощь. На прощанье Иван Иванович сказал Биму: - Ждать, мальчик, ждать. Бим ждал и искал хозяина.
---Бим расстается с хозяином и становится страшно. Посмотрите на
рисунок. Удалось ли автору передать состояние Бима?
Мне кажется, да. Бим грустный, но в глазах надежда. Он твердо знает: надо ждать!
---учитель читает стихотворение:
С деревьев скоро лист падет, а Бим все ждет…Из черной тучи снег идет, а Бим все ждет…Друг почему-то не идет, а Бим все ждет…Пусть год пройдет, и век пройдет, А Бим все ждет…
поиски хозяина. Что узнал Бим о людях? Какие люди встретились ему?
Добрые: Злые:
Иван Иванович
Даша, Степановна
Матрена, Михей
водитель скорой Тетка
Семен Петрович
“Серый”
мать Толика
Злые люди безымянны: нет имени, нет души. Добрые люди жалеют Бима, они видят, что пес
попал в беду. Разговаривают с ним, изливают ему свою душу. Всеони любят животных, сочувствуют им, это черта хорошего человека.
---Добрых людей много, почему же зло победило?
На своем пути он встречает множество людей, препятствий, пытается верить и доверять людям.
Учитель: «Наступила ночь. Холодная и морозная. Откуда только силы взялись у Бима после услышанного во дворе выстрела. Он добрался до двери и стал царапаться в нее. Он грыз зубами клоки жести, а когда силы оставляли его, он вновь царапался, уже лежа. Звал... просил... к утру в фургоне стало тихо...». Хотя повесть кончается трагично - Бим погибает, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах. Подумайте над
смыслом слов Иван Ивановича:"Неправда. И весна обязательно будет. И будут подснежники...В России бывают и зимы, и весны обязательно".
В чем суть этого философского раздумья?
(Как зима и весна, чередуясь, проходят печали и радости, улыбки и слезы в нашей жизни. Светлых дней будет больше, если человек достигнет гармонии в мире природы.)
Учитель: Жестокость людей идет от равнодушия, а равнодушие – это духовная смерть; когда утрачивается способность сочувствовать чужому страданию, человек перестает быть человеком.
У вас, наверно, тоже возникали проблемы, переживания, когда к вашим друзьям меньшим относились «немилосердно» Давайте попробуем оценить собственные поступки, собственное поведение.
Используем для этого методику «Анализ жизненных ситуаций».
- Довольны ли вы собой и тем, как вам живётся?
- Знакомо ли вам чувство неловкости и стыда?
- Бывает ли вам страшно за себя и окружающих?
- Чем вы особенно дорожите в себе и близких?
-Приходилось ли тебе заново оценивать собственный поступок?
Расскажи об этом.
Учитель: Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра, милосердия. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра, милосердия всхожими или же сорняки зла, жестокости погубили их. Я верю в то, что каждый из вас станет добрым, отзывчивым, милосердным Человеком.
Повесть Троепольского – печальная повесть о двух любящих и заботящихся друг о друге сеттера Бима и его хозяина Иван Ивановича. Повесть учит нас добру, состраданию к братьям нашим меньшим. Она рассказывает о тех, кто не умеет понимать, сочувствовать горю попавшей в беду собаке, заставляет нас задуматься о своих поступках, о необходимости внимательного и бережного отношения к животным, которые так же, как и мы, умеют любить, страдать, радоваться, горевать, испытывать чувство страха и тоски. Помните - мы в ответе за тех, кого приручили!
Какой след оставил Бим в вашем сердце?
«… Смотрел фильм первый раз и книгу раньше не читал. Очень понравилось. Бим – славный, умный пёс. После фильма я очень хочу себе собаку…»
«… Жалко было Бима всегда: когда он был привязан к дереву в метель, когда его лапка застряла между рельс, особенно, когда он умер…»
«… Бим навсегда останется в сердцах читателей. Он такой верный и преданный. А как он любил своего хозяина!..»
«… Прости нас, Бим. Мы так спешили, хотели тебя найти, но не успели тебе помочь. Спасибо тебе за верность и преданность своему Другу –Человеку. Спасибо за то, что ты был! Прости нас, Бим!»
Вывод: Несмотря на усилия добрых людей, торжествует зло. Смерть собаки – укор для всех. Пусть люди помнят о Биме, пусть никогда не оттолкнут собаку, не предадут, не обидят, не откажут в помощи, пусть борются со злом.
7 минипроект – рисунок Мне предложили прочесть книгу Троепольского «Белый Бим черное ухо». Я был поражен содержанием произведения и мне захотелось запечатлеть собаку Бима. Говорят, что у каждой собаки своя судьба: счастливая и грустная. Обидно, что у белого Бима вот такая печальная судьба, она у меня получилась преданной и верной, которую хочется любить и жалеть.
- Перед вами изображение сердечка, напишите на них, как люди должны относиться к животным и прикрепите свои пожелания на плакате рядом с Бимом. Заключительное слово учителя.
Человек всегда остается человеком, сыном природы и ее защитником. «Осенний лес неподражаем. Он храм для раздумий. В осеннем солнечном лесу,- пишет автор,- человек становится чище". Но каждый ли? Человек, пришедший безжалостно убивать, не сможет этого почувствовать. Каждый, кто прочитал эту книгу, по мысли автора, должен заглянуть в себя и
спросить: "А не потерял ли я еще человечность, могу ли, как и прежде, назвать себя верным сыном своей матери-природы?" Когда вспоминаешь всех маленьких героев этого произведения, то в воображении возникает образ трогательного, чистого, верного, беззащитного до поры существа, жизнь которого закончилась трагически. Ему противостоит образ злобного, жадного, равнодушного человека, почему-то уверенного в своей безнаказанности.
6 минипроект
--- в повести много мудрых слов и мыслей, важных для любого человека.
Можете ли вы зачитать те слова из текста, которые можно взять за девиз и идти с ним по жизни…
«… иные люди могут продать честь, верность и сердце. Благо собаке, не знающей этого!»
«Есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметный» и «маленький», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь…».
Хотелось сказать людям: "Не проходите мимо, когда на ваших глазах
торжествует зло, равнодушие».
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели: сопоставление поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.
УУД: Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка;
Личностные: установление учащимся значения результатов деятельности для удовлетворения своих потребностей, жизненных интересов. Учащиеся формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Учитель отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
- Закончить наш урок мне хочется строчками из стихотворения поэта Е. Евтушенко.
Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы. Убивайте лишь зверей внутри себя.
Вижу, что повесть вас тронула, и поэтому я советую вам прочитать и другие произведения о животных.
----а девизом вашей жизни пусть станут слова Л. Толстого.
«Сострадание к природе так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью сказать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными».
Я желаю вам сохранить в ваших сердцах доброту и сердечность, чуткость и внимание, ответственность за «братьев наших меньших». Будьте хорошими хозяевами для своих четвероногих друзей!
8 минипроект «Памятники собакам».
Рефлексия. Продолжите предложение:
Этот урок научил меня…
Этот урок заставил меня задуматься…
Мне захотелось…
- Я хочу сказать, что раньше я…
-Очень хотелось бы изменить в первую очередь…
-В чём я абсолютно уверен (- а), так это в том…
-Для меня важным в разговоре было…
- Вы бы посоветовали своим друзьям, близким прочитать эту книгу? Почему?
На дом: 1.Дать письменный ответ на один из вопросов:
Какое чувство во мне оставила повесть? Чему учит нас книга Г. Троепольского?
2.Написать письмо Биму.
Дает комментарий к домашнему заданию.

Сочинение «Белый Бим Черное Ухо».

Эта повесть была написана Гавриилом Трое польским в тысячу девятьсот семьдесят первом году и сразу произвела потрясающий успех. Этим успехом она пользуется по настоящее время. В этой книге описывается история жизни шотландского сеттера. У Бима был совершенно нехарактерный для его породы окрас.Его хозяином был Иван Иванович, человек с большим и добрым сердцем. До того как выйти на пенсию он работал журналистом. А также принимал участие в Великой Отечественной войне. Иван Иванович очень любил свою собаку. Бим был собакой охотничьей породы, поэтому Иван Иванович часто ездил с ним на охоту.

Как-то случилось так что Иван Иванович серьезно заболел и ему пришлось ехать лечиться в Москву. Он попросил свою соседку присматривать за Бимом и ухаживать за ним. Однажды она, по неосторожности, нечаянно выпустило собаку из квартиры. Оказавшись на улице, Бен не захотел возвращаться в квартиру, ему без Иван Ивановича там было очень грустно и одиноко. Ему пришлось очень многое пережить, он сталкивался с абсолютно разным отношением людей к себе. Кто-то проявлял себя, по отношению к Биму, очень жестоко, прогонял его или обижал. А некоторые, наоборот, относились к нему очень хорошо, сочувствовали ему и заботились о нём. Биму многое пришлось пережить, пока он ждал своего хозяина, и голод, и холод, и жестокость людей. Но он не сдавался и не терял надежды, а только преданно ждал возвращения Ивана Ивановича. К сожалению, эта долгожданная встреча так и не состоялась. Одна злая соседка недолюбливала Бима и оговорив его, добилась того что его увезли собачий приют. Иван Иванович, вернувшись домой и не обнаружив там своего Бима, сразу же занялся его поисками. Ему удалось узнать где находится его любимая собака, и Иван Иванович сразу же едет в приют. К сожалению, Иван Иванович находит Белого Бима в приюте уже мертвым.

Это трогательная история никого не может оставить равнодушным, Мне до, слез было жаль и белого Бима и его хозяина Ивана Ивановича. Когда я прочитал эту книгу, меня не покидала мысль о том, что такие истории повторяются и в наше время. Ведь в подобных ситуациях находятся десятки и сотни собак по всему миру. Мне очень жаль, ведь они такие беззащитные, И становится совершенно непонятным, как люди сначала заводят собаку, берут на себя ответственность за благополучие, а затем со спокойной душой выгоняют ее на улицу. Ведь не просто так большое количество беспризорных собак оказалась на улице. Почему некоторые люди, такие как Иван Иванович из повести “Белый Бим Чёрное ухо” относится к своим животным ответственностью, ценят их преданность, а другие относятся к братьям своим меньшим с жестокостью и равнодушием? Есть ли ответ на этот вопрос, не знаю. Но знаю одно – однозначно, наш мир был бы светлее и лучше, если бы люди перестали быть жестокими и равнодушными, что друг другу, что к братьям своим меньшим.

Если вам понравилось сочинение по произведению «Белый Бим Черное Ухо», то так же вам могут понравиться и следующие сочинения

Урок внеклассного чтения

в 8 классе по повести «Белый Бим Чёрное Ухо»

Тип урока: комбинированный. Тема: Проблема добра и зла (вопросы нравственности к повести). Цели урока:
    образовательные: проанализировать повесть в соответствии с темой урока; расширить запас слов учащихся, объясняя значение эпических терминов; развивающая: развитие речи учащихся; воспитательные: способствовать воспитанию доброты, жалости, чувства любви, ответственности, как составляющих понятия «доброта»; учить видеть и различать добро и зло; способствовать формированию интереса к данной проблеме, порождающего явление высказаться.
Подготовка к уроку:
    организация домашнего задания; самостоятельное чтение повести; нарисовать иллюстрации; ответить на вопросы:
    какие чувства вы испытывали, прочитав повесть? какие герои добрые, а какие злые? Обоснуйте ответ. как вы понимаете, что такое зло и что такое добро? какие художественные средства использует автор при описании героев?
индивидуальные задания для учеников – консультантов:
    сообщение о жизни писателя; подобрать цитаты о доброте, зле, совести и счастье из текста; выучить стихотворения Д.Нартова «Человек и собака», С.Никулина «Белый Бим»; составление схемы: «Путь Бима в поисках хозяина».
Оформление доски:
    презентация урока; выставка книг на тему; «Братья наши меньшие»; эпиграфы к уроку.

ХОД УРОКА

    Звучит музыка Свиридова «Вальс», на фоне высвечивается слайд 1,2. Учитель обращается к эпиграфам и просит их прокомментировать слайд 3;
    Жизнь идёт потому, что есть трудности и есть надежда. Жизнь идёт потому, что есть книги, питающие надежду.
Г.Н.Троепольский
    В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности.
Г.Н.Троепольский
    Ученик читает стихотворение Д.Нартова «Человек и собака»; Учитель:
- Здравствуйте!

Мы в мир пришли, чтобы добро творить,
Чтоб злу дорогу в душе преградить.
Так почему ж бывает коротка
Тропинка от добра до зла?...
(Л. Новикова)

    Слайды 4,5 (иллюстрации, вопросы к ним); Словарная работа:
Добро - категория этики, наиболее общее понятие морального сознания, характеризующее положительные нравственные ценности. Зло - категория этики, наиболее общее понятие морального сознания, характеризующее отрицательные нравственные ценности.
    Вопросы к тексту:
    Почему Иван Иванович не дал утопить белого щенка с чёрным ухом? Какие отношения сложились между Иван Ивановичем и Бимом?
- каким видел Бим хозяина? - почему Иван Иванович привязался к Биму?
    Как шло взросление Бима?
    К какому заключению о людях пришёл Бим во время поисках хозяина? Каких плохих (злых) людей встречает Бим? Как меняется его состояние после встречи? Кто для Бима является олицетворением добра?
    Работа со схемой «Добрые и Злые» (слайд 8); Индивидуальное задание: ученик комментирует путь – схему «Поиски хозяина»; Просмотр отрывка из художественного фильма (кадр: отец Толика уводит Бима и привязывает к дереву) и анализ его:
- Ребята, что происходит с Толиком после этого эпизода? - Умеют ли животные плакать как люди? - Найдите и зачитайте когда впервые Бим заплакал? 11. Как автор художественными средствами раскрывает чувства Бима? (слайды 10,11,12,13,14)
    Символ дверь
    Цель, спасение, надежда, гибель, вера, одиночество "Эта дверь никак не походила на другие, что знавал Бим... Но это была дверь, теперь единственная дверь, через которую можно было взывать о помощи и сочувствии..." Двойные, тройные определения:
    одинокий, грустный, ни за что обиженный пёс", "добрыми, наивными, ласковыми и невинными глазёнками", "что-то незнакомое, таинственное".
Цветные эпитеты:
    "...дом, в котором он жил, был серый, и жена его в сером платье", "...с виду он был важный, в серой узкополой шляпе, при сером бантике...", "в сером пиджаке".
Сравнения:
    "седой, как снег" Иван Иванович; "Серый человек храпит, как заяц под берлогой...", "Серый врал, как заправский сочинитель".

Метафоры:

    «...ветки... будто ощупывали друг друга, то притрагиваясь концами, то чуть прикасаясь... Верхушки стволов легонько покачивались – деревья казались живыми...» «лес вздохнул»
    Небо густо забрызгало поляну подснежниками (капельки неба на земле!)
12. Выводы по уроку: (слайд 15) Следы Бима на земле:
    Хрисан Андреевич и Алеша; Толик и родители Толика; Толик и Алеша; Собаколовы и собака Лохматка; «…большой город заговорил о Биме».
Новый Бим. Надежда (слайд 16):
      «Добрых людей много». «Дружба и доверие не покупаются и не продаются»… «Нет, неспокойно и в этом голубом храме с колоннами из живых дубов…»
13. Памятник собаке (слайд 17); Ученик читает стихотворение на фоне музыки: С грустью брожу я по городу, Озадачен вопросом одним: «Где же разыскать эту гордую Собаку, по имени Бим!..» Мне в твоё ухо бы чёрное Прошептать, как ты мною любим, Мысли твои я прочёл бы я, Ты – друг мой, ты – ласковый Бим, Город встречается с вечером, И трамваи проходят звеня. Ищет тепла человеческого Мой Бим. Так ищи же меня!» С.Никулин «Белый Бим» 14. Слово учителя. Вы помните, ребята: Толик найдёт Бима, но быть с ним не сможет. Почему? Как вы расцениваете его поступок?

(Толик оказался слабым… У него не хватило стойкости… Он струсил перед злом…) Почему (Он верил людям… Он хотел получить весточку о хозяине…) как вы считаете, Бим поверил собаколовам и сам пришёл к ним? Просмотр кадра из кинофильма: Иван Иванович ищет Бима в изоляторе для собак. Учитель читает отрывок из 16главы («Иван Иванович попросил их отвести Бима в лес»…до слов: «Любой охотник снимет шапку и постоит молча»). Звучит музыка. «Вальс» Г.Свиридова .
Чтение стихотворения воронежского поэта С. Никулина: Слышу – выстрел стихает Над простором лесным… А мне кажется – лает Белый Бим, Белый Бим. И доверчиво смотрит В человечьи глаза, Будто вовсе не помнит Ни скитаний, ни зла. В ясный день и под вечер, Под ненастьем любым Выбегает навстречу Белый Бим, Белый Бим… Дай обидчику сдачу И не сгинь в темноте, И душою незрячих Научи доброте. Учитель: Как вы думаете, ребята, почему поэт обращается к Биму и просит, чтобы он научил доброте «незрячих душою»? Обобщение. Бим прошёл через многое за свою короткую четырёхлетнюю жизнь: он познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. И потому, пройдя через испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и всё шёл с единственным желанием найти своего друга… Он верил нам, людям, и этим учил доброте. Какой след в душе у вас оставила книга, ребята? (Очень жаль Бима… Я просто представить не могу, что Бима нет… Больно внутри… Как много злых людей...) Заключительное слово учителя : Мы на печальной ноте заканчиваем урок. Прощаемся с Бимом. И пусть его прощание будет молчаливым и строгим: чувство печали не терпит громкоголосья… Напоследок обратим внимание на «Приглашение к размышлению». 15. Домашнее задание. Написать сочинение – размышление, используя одну из цитат повести (раздаточный материал предлагается каждому ученику).

Цитаты из повести Г.Н. Троепольского "Белый Бим Черное Ухо", 1971 Читатель друг! Прости, что в лирическо-оптимистической повести о собаке я иногда напишу одну две сатирические картины. Не обвиняй в нарушении законов творчества, ибо у каждого писателя свои "законы". Не обвиняй, дорогой, и в смешении жанров, ибо сама жизнь - смешение: добро и зло, счастье и несчастье, смех и горе, правда и ложь живут рядом, и так близко друг к другу, что иногда трудно отличить одно от другого. Хуже мне было бы, если б вдруг ты заметил у меня полуправду. Она похожа на полупустую бочку. А ведь разницу между полупустой и полуполной бочкой доказывать нет смысла. Я за то, чтобы писать обо всем, а не об одном и том же. Последнее вредно. Ты подумай! Если писать только о добре, то для зла - это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать, если писать только о серьезно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным. И в тишине уходящей осени, овеянный ее нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом - слово. Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми. Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души - само собой разумеющееся состояние. Теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы. Бим твердо усвоил: поцарапайся в дверь, тебе откроют обязательно двери и существуют для того, чтобы каждый мог войти: попросись - тебя впустят. С собачьей точки зрения, это было уже твердое убеждение. Только не знал Бим, не знал и не мог знать, сколько потом будет разочарований и бед от такой наивной доверчивости, не знал и не мог знать, что есть двери, которые не открываются, сколько в них ни царапайся. Все-таки и у собаки жизнь бывает собачья, ибо она живет под гипнозом трех "китов": "нельзя", "назад", "хорошо". Совесть... От нее никогда и никому не уйти, если она не похожа на идеально прямую хворостину: такую можно согнуть в дугу и, отпустивши по желанию, выпрямить, как вам угодно. Доброта, безграничное доверие и ласка - чувства всегда неотразимые, если между ними не втерлось подхалимство, каковое может потом, постепенно, превратить все в ложное - и доброту, и доверие, и ласку. Жуткое это качество - подхалимаж. И ложь бывает святой, как правда... Так мать поет безнадежно больному ребенку веселую песенку и улыбается. Жизнь идет. Идет потому, что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь. Дружба и доверие не покупаются и не продаются. Укор мертвых - самый страшный укор, потому что от них не дождаться ни прощения, ни сожаления, ни жалости к сотворившему зло кающемуся грешнику. 7

Департамент образования администрации города Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31 им. А.П.Жданова»

муниципального образования г. Братска

Сценарий городского конкурса

«Преданный друг»

по книге Г.Н.Троепольского

«Белый Бим Черное ухо»

Подготовила и провела:

Руководитель МО гуманитарного цикла,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «СОШ № 31»

им. А.П. Жданова

Шилина О.В.

г. Братск, 2015г

«Преданный друг» по книге Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо».

Цели и задачи:

1. Создание условий для проявления интеллектуально-творческого потенциала учащихся, привлечение их к поиску нужной информации.

2. Формирование познавательной активности, развитие потребности учащихся в

повышении своего интеллектуального уровня, формирование коллективного

читательского мнения, воспитание умения глубоко анализировать прочитанное и

аргументированно отстаивать свое мнение.

4. Формирование связей ученических коллективов школ города, организация взаимного общения, развитие потребности учащихся в повышении своего интеллектуального уровня.

5. Воспитывать личность, умеющую сострадать; нравственные качества: доброту,

ответственность за своих близких, совесть, милосердие.

Ход мероприятия.

Слайд 1

    Вступительное слово. Добрый день! Дорогие ребята, коллеги! Жюри!

Большинство из вас отмечали - день рождения. И я не стану спрашивать, почему: ясно и так! Именинный пирог со свечами, сюрпризы, подарки. Представьте себе, у писателей тоже бывают дни рождения.
Слайд 2

29 ноября 1905 года в селе Ново-Спасское Воронежской области родился русский писатель Гавриил Николаевич Троепольский, автор очень известной книги «Белый Бим Черное Ухо». Самым лучшим подарком для писателя будет то, что мы сегодня вспомним о нем самом и его замечательной книге «Белый Бим Черное ухо».
В своей книге писатель обращается к вам, ребята!
Слово Писателя.

Слайд 3

Читатель - друг, к тебе обращаюсь! Прости, что в лирическо-оптимистической повести о собаке я иногда напишу одну-две сатирические картинки. Не обвиняй в нарушении законов творчества, ибо у каждого писателя свои «законы». Не обвиняй, дорогой, и в смешении жанров, ибо сама жизнь смешение: добро и зло, счастье и несчастье, смех и горе, правда и ложь живут рядом, и так близко друг к другу, что иногда трудно отличить одно от другого. Главное, я за то, чтобы писать обо всем, а не об одном и том же. Последнее вредно. Ты подумай! Если писать только о добре, то для зла это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и, в конце концов, не будут их замечать; если писать только о серьезно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным. Впрочем, ведь я пишу только о собаке…
Кто в детстве не мечтал о собаке? Жизнерадостное, любящее, ласковое существо с преданными глазами. Любящее беззаветно и самоотверженно. Способное разделить и радость, и горе. Конечно, мечта о собаке - мечта о друге, чья любовь к нам гораздо больше той заботы, которая требуется от нас.

Слайд 4

Сегодня мы собрались здесь, чтобы провести конкурс «Преданный друг» по книге «Белый Бим Черное ухо» этого замечательного автора.

Вашему вниманию будет предложено 4 конкурсных задания:

Задание № 1 «Художественное чтение отрывка» из книги

Задание № 2 «Биография писателя»

Задание № 3 «Белый Бим Черное ухо» -задания по книге

Задание № 4 « Викторина о собаках»

Позвольте представить наше жюри:

Председатель жюри: Безкровная Юлия Владимировна –зам. директора по НМР ЦРО г.Братска;

Члены жюри:

1.Сапрыкина Елена Анатольевна - учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 5»

2. Тетюшкина Елена Евгеньевна – зам. директора по ВР МБОУ «СОШ № 31»

3. Иванова Лариса Леонидовна - педагог – организатор МБОУ «СОШ № 31»

4. Баранова Ольга Александровна - учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 31»

5. Немцева Галина Алексеевна – учитель русского языка и литературы – ветеран МБОУ «СОШ № 31»

В каждой команде будет сидеть эксперт следить за работой группы, считать баллы за каждый конкурс и передавать их в жюри для подведения общего итога.

Начинаем наш конкурс.

Ведущий:

Писатель так определил назначение своего произведения: «В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности.

Человеческая жизнь – великое чудо. И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее.

Нельзя жить только в свое удовольствие, нужно защищать природу, заботиться о близких и они ответят тебе тем же».

Слайд 5

Задание № 1 Художественное чтение отрывка (не более 3 минут).

Жюри оценивает ваше чтение по 5- бальной системе и заносит свои баллы в протокол.

Чтение отрывков (подведение итого задания 1)

Ведущий: Эта книга о верности, о преданности, бескорыстии, о высоких чувствах. Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг – только потому, что не все они и не так уж часто обладают верностью и преданностью. Вот так и среди нас есть скромные люди, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой и честным сердцем. Они то и украшают жизнь простотой, доверием.

Таким человеком был Гавриил Николаевич Троепольский, о нем и поговорим сейчас, выполнив задание № 2.

Слайд 6-7

Задание № 2

Дайте ответ, каким образом эти слова и цифры связаны с биографией писателя

1 . 110 лет (29 ноября исполнится 110 лет со дня рождения Троепольского)

2.Сельский священник (отец писателя)

3.6 (столько детей было в семье писателя)

4. Селекция, просо (был селекционером, вывел 8 сортов проса)

5. Григорий Романович Ширма (школьный учитель писателя, который привил ему любовь к литературе)

6.25 лет (отдал агрономии)

7. Учитель (работал учителем)

8. 1938 год «Дедушка» (первое произведение Троепольского)

9. Александр Трифонович Твардовский – друг и помощник писателя

10. «Белый Бим Черное ухо» - трогательная лирическая повесть о судьбе собаки, теряющей любимого хозяина, об отношении людей к “братьям меньшим”, которая как рентгеном просвечивает души, выявляя в одних низость и мелочную подлость, а в других – благородство, способность сострадать и любить.

11. 1975 год (удостоен государственной премии)

12. 52 языка мира (переведены книги Троепольского)

14. Воронеж (жил и похоронен писатель)

Слайд 8-9

Проверяем правильные ответы+ эксперты ставят баллы. Молодцы, 2 конкурса уже позади. Продолжаем.

Ведущий:

Повесть "Белый Бим, Черное ухо" была напечатана в 1971 .

"Белый Бим Черное ухо" - это "слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми" , так написал Гавриил Николаевич Троепольский.

Итак, главный герой повести – Бим. Сейчас мы поговорим о его судьбе, его друзьях и врагах и о том, какой след оставил он на земле.

Задание № 3(в нем будет несколько заданий, все они лежат в конвертах и подписаны)

Слайд 10 Задание 3А «Реши кроссворд»

По горизонтали:

1. «Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья..»

По вертикали:

2. Латунный жетон-пластинка с надписью: «Зовут его Бим. Он ждёт хозяина. Хорошо знает свой дом. Живет в квартире один. Не обижайте его люди»

3.Имя девушки, которую нашел Бим на вокзале.

4. Причина болезни хозяина Бима.

5.Новая кличка Бима в деревне.

6. Соседка хозяина Бима.

7. Какую птицу поймал Бим, когда остался в лесу один?

8. Как звали хозяина Бима?

9. С кем оказался Бим в железном фургоне?

Слайд 11 Проверяем правильные ответы, а эксперты ставят полученные баллы.

Ведущий: В жизни не всегда легко отличить добро и зло, но в повести о Биме добро и зло не перемешивается, а узнается с первого взгляда. На одном полюсе – доброта, доверие, на другом – бесчеловечность, жестокость, зло рядом с ложью. Отношение к судьбе одинокого пса разделило людей на два лагеря: Зло и добро.

Слайд 12 Задание 3Б

Заполните таблицу «Друзья и враги Бима»

Друзья Бима - это те добрые и отзывчивые люди, которые в чём-то помогли Биму на его трудном пути к дорогому другу. Они жалеют Бима, видят, что пес попал в беду. Разговаривают с ним, как с человеком, изливают ему свою душу.

неравнодушные люди

Враги Бима- это те люди, которые не любят животных, они не способны на милосердие и сострадание, они жестоки и равнодушны к чужому несчастью, живут только собственными интересами и потребностями.
Автор не дает недоброжелателям Бима имен. Они не достойны этого, люди,
потерявшие человечность. Враги Бима имеют только клички.

Равнодушные люди -

это люди, которые встречаются на жизненном пути Бима, но не принимают должного участия в его судьбе.

Слайд 13 Правильные ответы: проверяем правильные ответы, а эксперты ставят полученные баллы.

Ведущий:

К врагам Бима добавляются еще и равнодушные люди. Равнодушный человек надеется, что все обойдется и без него. У него всегда найдется логичное объяснение своему бездействию. В конце концов, он ничего не делал… такого. Равнодушие всегда маскируется. Оно обманывает. И само верит в свой обман.
Равнодушные люди – полулюди..., недочеловеки, и по сути своей, это страшные люди, потому что у них отсутствуют все чувства, кроме голода, холода и удобства. Равнодушие методично убивает все живое в человеке, все чувства, уничтожает любовь, убивает веру в людей лишает и надежды.
Равнодушным людям не доступны краски жизни. Они не способны переживать, и не способны радоваться. Они не способны любить. И поэтому их тоже никто не любит. Они обречены на одиночество. Если люди будут равнодушны друг к другу, не будут общества, не будет семей, дружбы, любви. Бойся равнодушия! Равнодушие, безразличие способны убивать .

Слайд 14 Задание 3В Посовещавшись в команде, ответьте на вопрос «Какой «след» в вашей душе оставила книга Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо»? Члены жюри вас выслушают и поставят вам баллы.

Говорят свое мнение.

Ведущий: Меня до глубины души задела трагичность окончания этой повести. Ведь быть добрым, отзывчивым, честным в отношениях человеком - это благодарное занятие. И даже животные ценят это и понимают…

Слайд 15 Видеоролик «Стихи о рыжей дворняге» Э.Асадов

Эти произведения, невозможно прочитать без слёз! Бедный Бим, бедная дворняга, а ведь они так хотели найти хозяина! Но умерли из-за подлости человеческой! ЛЮДИ, ЛЮБИТЕ ЖИВОТНЫХ!

Надо верить в добро. Ведь хороших людей намного больше, чем злых и равнодушных.

Слайд 16 Ведущий:

Слышу – выстрел стихает

Над простором лесным…

А мне кажется – лает

Белый Бим…Белый Бим.

И доверчиво смотрит

В человечьи глаза,

Будто вовсе не помнит

Ни скитаний, ни зла.

В ясный день и под вечер

Под ненастьем любым

Выбегает навстречу

Белый Бим…Белый Бим.

Дай обидчику сдачу

И не сгинь в темноте

И душою незрячих

Научи Доброте!

Слайд 17

Задание 4 «Викторина о собаках в литературе, музыке, кино, живописи». За каждый правильный ответ, вы получаете балл, если не ответили, на этот вопрос отвечает следующая команда. Жюри ставит баллы.

    Одна из самых крупных собак. Ох, и красив пес - представительный, внушительный, солидный. Характер у него уравновешенный, как у хорошо воспитанного гражданина. Дрессируется превосходно. Силенки у него - не всякий человек может похвалиться такой, поэтому не пытайтесь применить к нему силу: надо убеждать уговором, лаской. (Дог) слайд 18

    Нет другой собаки, которая бы так хорошо плавала итак любила воду. Собака красивая, с длинной волнистой шерстью, нрава доброго и покладистого. Рассердить ее трудно, лает редко. (Ньюфаундленд, или водолаз) слайд 19

    Эта собака очень красива. Шуба - главное ее украшение, пожалуй, ни одна собака не может похвастаться такой. Морда заостренная, похожа на морду борзой, ушки остроконечные, приподнятые. Окрас обычно из сочетания 3-х или 2-х цветов: белого, коричневого, иногда черного. (Колли) слайд 20

    До чего величественный пес! Поражает в нем все! И размеры, и удивительно разумное, прямо-таки человеческое выражение «лица». Голова большая, массивная, шерсть такая, что до тела не доберешься. Эти собаки часто спасали людей, являя пример милосердия. Одной из них в Швейцарии в горах поставлен памятник. (Сенбернар). Слайд 21

    Как называется наука о собаках (Кинология) слайд 22

    Что важнее для собаки? (нюх)

    Любимая собака президента Российской Федерации? (Лабрадор Конни), а вообще у него три собаки: болгарская овчарка Баффи, японская собака акита-ину Юмэ в переовде «Мечта» слайд 23

    Порода Артемона из произведения А.Толстого «Буратино» (Пудель) слайд 24

    Главный герой (порода собаки) в кинофильме «Ко мне, Мухтар!» (Овчарка) слайд 25

    В каком произведении есть собака по кличке Соколко («Сказка о мертвой царевне» А. Пушкина)

    Этот замечательный пёс умел не только дом сторожить, но и окучивать картошку задними лапами, и посуду мыть -языком облизывать. А вот с охотой ему не везло. Как его звали? (Шарик. Э. Успенский. «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).

    В чем главное отличие зрения собак и человека? (У собаки черно-белое зрение)

    Как звали собаку, о печальной кончине которой поведал в своем рассказе Иван Сергеевич Тургенев? (Муму)

    В каком произведении Михаила Афанасьевича Булгакова главного персонажа профессор Ф.Ф.Преображенский с помощью операции превратил собаку в человека? («Собачье сердце»)

    Как назвали Каштанку в рассказе Антона Павловича Чехова, когда она попала в цирк? (Тетка)

    Название какой породы с английского переводится как «бычья собака»? (Бульдог) слайд 26

    Как звали трехглавого пса, охранявшего вход в Аид - царство мертвых у древних греков? (Цербер) слайд 27

    У какой породы собак язык фиолетового цвета? (Чау-Чау) слайд 28

    Как зовут собаку Микки-Мауса? (Плуто)

    Какой породы была чеховская Каштанка? (Помесь таксы с дворняжкой)

    Какой породы была собака в повести Гавриилы Николаевича Троепольского «Белый Бим Черное ухо»? (Шотландский сеттер) слайд 29

    Как на Руси в древности называли собаку? (Сторожок)

    Как звали собаку, впервые полетевшую в космос?(Лайка, 1958г.) слайд 30

    Какая собака очень часто мелькает на экране центрального телевидения? (Филя, передача "Спокойной ночи малыши")

    Как называется порода самых маленьких в мире собак? (чихуахуа, вес не более 2,5 кг) слайд 31

    Какая собака стала известной под кличкой, состоящей из 4 слов? (Белый Бим Чёрное Ухо, повесть Г.Троепольского)

    Как называется репродукция картины, по которой вы будете писать сочинение? («Вратарь» С.Григорьев) слайд 32

    Как бы вы дали название данной репродукции? Совпадет ли она с авторским? Слайд 33

(«Друзья» Е.Широков)

    Как называется репродукция картины, на которой только собака радуется пришедшему домой двоечнику? (Ф.П. Решетников «Опять двойка») слайд 34

    Как называется песня, в которой поется о ее пропаже, но счастливом возвращении с потомством (Р.Газманов «Люси») слайд 35

    Прослушайте музыку и назовите песню («Пропала собака» или «Висит на заборе, колышется ветром…») слайд 36

    Как звали собаку из кинофильма «Приключение Электроника?» (Рэсси) слайд 37

    Кому поставлен этот памятник? (фронтовым собакам, они спасли 700 тысяч жизней) слайд 38

    Где и чем лечился Бим после ухода из деревни? (В лесу, травами).

    Как называется кинофильм из просмотренного ролика? Кто автор сценария этого фильма? («Белый Бим Черное ухо» Станисла́в Ио́сифович Росто́цкий) слайд 39-40-41

    Как называется кинофильм, посвященный японскому псу, который в течение 9 лет приходил на станцию и ждал своего хозяина («Хатико») слайд 42

    Назовите произведение Л.Андреева, о собаке, с которым вы познакомились летом, готовясь к обучению в 7 классе? («Кусака»)

    В каком возрасте Бим попал к Ивану Ивановичу? (1 месяц)

    Когда Бим плакал первый раз в жизни? (Соседка Степановна дала Биму чистый листок бумаги, от которого пахло руками хозяина).

Вопросы на скорость

    Как называется домик собаки? (будка)

    Как называется «общежитие» для собак? (псарня, питомник, вольер)

    Как звали собаку, которая помогала вытянуть из земли большой овощ? (Жучка, сказка «Репка»)

    Сколько раз выстрелил Иван Иванович в лесу, когда похоронил Бима? И почему?

    Сенбернар с кличкой - как фамилия известнейшего немецкого композитора и пианиста. (Бетховен)

    Замечательный розыскной пёс, который нёс службу в полиции и имел звание комиссара. (Рекс)

    Героиня басни И.А.Крылова, облаявшая слона. (Моська)

    Врач для собак (ветеринар)

    Какие собаки (их две) стали известны всему миру с 1960 года? (Белка и Стрелка)

    Назовите стихи, басни, которые вы читали о собаках и кто их написал (С.Есенин «Песнь о собаке», «Дай Джим на счастье лапу мне», Э. Асадов «Стихи о рыжей дворняге», «Люблю я собаку за верный нрав…», «О собаках» Н.Рубцов, «Бульдог и таксик» Д.Хармс, «Собачкины огорчения» Б.Заходер, Крылов «Слон и Моська»)

    Есть ли в мире памятники собакам? Назовите их? Слайд 43-44

(Воронеж «Памятник Биму», Памятник преданности в Тольятти, Памятник собаке космонавту Лайке в Москве, «Влюбленные собачки в Краснодаре», памятник собакам-подрывникам в Волгограде, Памятник собаке Бобке в Костроме, Памятник собаке Павлова в Санкт-Петербурге» и др.)

Подведение итогов жюри (считают баллы)

Подводя итоги, хочется отметить, что никто из участников не остался равнодушным.

Повесть “Белый Бим Черное ухо” произвела неизгладимое впечатление на Вас, юные читатели. Эта повесть не только о собаке по кличке Бим, но и о людях добрых и злых, равнодушных и сердобольных.

У писателя Троепольского была любимая собака, он очень часто разговаривал с ней, читал ей свои рукописи. Наши “братья меньшие” отзывчивы на ласку, на человеческую доброту. Дружба с ними нужна нам, наверное, для того, чтобы мы становились мудрее, отзывчивее, добрее ко всему живому.

Слайд 45

Давайте смотреть друг другу в глаза,
Друг друга запоминать.
Нас всех ожидает разлука,
Нам всем предстоит умирать.
Давайте же будем добрее,
Друг друга жалеть и любить.
Спасатель нас всех обогреет.
И тьма не сумеет сгубить.
Не знать нам, как смерть обернется,
Как долго мы будем стареть.
И в Вечности может придется
В глаза нам друг другу смотреть.
И, встретившись в новом теле,
Не будет ли стыдно тогда,
Что часто мы здесь не смотрели
Друг другу с любовью в глаза.

Награждения победителей. Сертификаты.