Как правильно бросать жребий в православии. Что такое жребий: история и правила игры. Значение слова жребий

Когда-то, на заре своего воцерковления, дали мне несколько брошюрок "для новоначальных". Запало в памяти то место в одной из них, в котором говорилось о способе узнавания воли Божией через жребий. Предлагалось написать возможные варианты на бумажках, спрятать их за иконочки в красном угле и помолиться три раза, после чего достать из-за иконочек готовый ответ.
Честно говоря, не вижу здесь никакой разницы - узнавать волю Божию таким образом или же через старца - ибо в обоих случаях исход ответа зависит от твоей личной просьбы Богу в виде молитвы. Ибо перед походом к старцу имеется обычай также читать молитву, чтобы наперед точно создать себе в душе уверенность в том, что ответ будет именно от Бога, а не от человека. Помолившись перед жребием, ты также уверен в том, что Бог твою молитву не презрит.
Во-вторых, "мифологическое", точнее, религиозное сознание (впрочем, как и суеверное) базируется на том положении, что СЛУЧАЙНОСТЕЙ В ЭТОМ МИРЕ ПРОСТО НЕ СУЩЕСТВУЕТ.
В-третьих, этот способ освящен библейскими примерами. Апостолы бросали жребий на двенадцатого своего коллегу. Язычники-неверы бросали жребий, чтобы узнать о виновности пророка Ионы (и сам пророк этот результат подтвердил вплоть до повеления исполнить волю жребия - бросить виновника в море). Жребий же указал на виновника нарушения всеобщего поста Ионафана. Церковь этим способом избирала патриархов... И так далее...

Существует даже чин молитвы перед жребием:
"Господи Иисусе Христе, Апостолам Твоим жребием волю Свою открывый и Апостола Матфия жребием на служение Себе призвавый, старцу Алексию Патриарха Всероссийского Тихона в жребии указавый, дай, Господи, и мне неключимому узнать волю Твою и дай сил со смирением принять и исполнить ее. И не вмени мне этого прошения в грех, да не буду с теми богоубийцами, у Креста Твоего метавшими жребий об одежде Твоей, но да буду с теми боголюбцами, которым Ты, Господи, жребием открывал волю Свою. Не дай врагу нашего спасения посмеяться надо мной, но сотвори со мной по милости Твоей. Ты, Господи, дал обетование рабам Своим, что будут их молитвы услышаны, услышь и мою молитву и скажи мне путь, в онь же пойду. Аминь".
Насколько понимаю, конкретных канонов по этому поводу нет, поэтому внутри церкви мнения сильно расходятся. Схиигумен Савва всем своим чадам - в том числе архимандриту Рафаилу Карелину - рекомендовал данный способ ("Можно и даже похвально пользоваться жребием в недоуменных случаях. Перед этим надо сделать три поклона с Иисусовой молитвой и прочитать “Царю Небесный”, трижды “Отче наш”, трижды “Богородице Дево, радуйся” и “Верую”. Только надо иметь живую веру и уповать на Бога"). Однако, отец Рафаил так и не дерзнул этим советом воспользоваться. При этом задававшему ему подобный вопрос о жребиях он ответил, что если уж жребий брошен - то обязательно нужно его исполнить. Отец Димитрий Смирнов - категорически против. Сравнивает с гаданием. По-моему, он тут явно не прав, ибо таким же образом можно гаданием назвать и посещение старцев - и тогда все старчество на помойку вместе с ликом преподобных оптинских... Кстати, ведь многие к старцам и обращаются как к оракулам, так что...))))
Епископ Серафим (Домнин) о жребии писал, что есть такой в церковном предании обычай, и обосновывал его словами книги Притчей: «В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа». Как говорится в святоотеческой литературе, имей на все свои дела свидетельство из Писания. И вот оно, свидетельство))
Столько длинное теоретическое предисловие является весьма необходимым постольку, поскольку этот древний обычай стал причиной моей прелести (или "прелести" - узнаю после смерти). Именно он довел меня до нынешнего состояния. Пожалуй, расскажу ситуёвину подробно.

Случилось однажды так, что мама привезла мне в монастырь деньги и отдала мне в руки, чтобы я распорядилась ими. Раньше до того я всегда »брыкалась» и не брала, а в этот раз почему-то взяла, якобы чтобы передать бухгалтеру. А сама тут же атаковалась всеразличными помыслами: если отдать бухгалтеру или благочинной, то непременно эта жалкая тысяча рублей уйдет на очередное мороженое для насельниц в матушкино отсутствие — грех один будет (как раз в то время все подобные денежные передачки кончались мороженым), лучше отдать местным многодетным малоимущим, а еще лучше отдать маме обратно, но если обидится?.. И так далее и тому подобное, так что сама не знала, что же лучше, а некого было спросить, т.к. все духовники и игуменья были как раз в отъезде, а решать надо было скорее, чтобы избавиться от помыслов и вернуться к молитве (да и пустынники советуют не дать деньгам переночевать у себя, лучше сразу с ними разбираться). Так вот, с трепетом, ужасом и усугубленной до верхнего предела молитвой я бросила жребий и выпало — оставить себе. Этого варианта я совсем не ожидала, поэтому решила, что здесь, видимо, воля Божия так устроила — но для чего?.. Зачем мне в монастыре деньги? Или для всяких предметов, требующихся для моего послушания (всяких канцелярских штучек), или же Бог соизволяет мне на мое давнее желание отшельничества? Вопрос этот меня взволновал еще более, поворот дела был серьезный. Поэтому я решила дополнительно обратиться к прп. Онуфрию Великому, иконка которого почему-то оказалась кем-то поставленной в библиотеке (никто не знал, откуда она там взялась). Я решила, что он-то уж точно знает, способна ли я к отшельничеству или нет, ведь он на опыте все прошел сам… Попросила его, чтобы ответ был указан так: я брошу жребий в виде бумажных комочков с ответами, какой из них подкатится ближе к иконке — тот и ответом будет!.. Как же я удивилась, что эти комочки полетели как-то СТРАННО: один из них под углом в 90 градусов улетел в сторону, будто кто-то его отбросил, а второй в икону прямо стукнулся!.. Я поняла: это знамение, ответ ДАН! Выпало отшельничество!.. И как только я это увидела, в сердце наступила тихая радость и появились слова: "Господь не отвергает твоего усердия!.."
Я побоялась впасть в прелесть и отправилась к нашей Старице, как только она приехала в монастырь. В "Старце Силуане" пишется о том, что необходимо ловить самое первое слово духовника, а то, что будет не первым - то человеческое... Первым же моим вопросом было: как относиться к жребиям? Она ответила, что как к воле Божией, что Церковь не отвергает этого способа. По всем законам "первого слова" она подтвердила волю Божию!.. Но как только я рассказала подробнее, то она стала уже как-то по-человечески рассуждать и ничего конкретно не ответила. Кстати, даже игуменья говорила, что прав благословлять на отшельничество у них нет… (Лишь впоследствии выяснилось, что на Кавказе пустынничают отнюдь не наумовцы, а чада старца Кирилла).
Я стала пассивно ожидать развязки данной истории, в полной уверенности, что Господь Сам все сделает.
Между тем, помыслы об отшельничестве расцветали во всех подробностях, и я стала планировать приобретение самых необходимых вещей. Самой необходимейшей штуковиной должен был бы стать чугунный котелок литра на два размером, да такой, чтобы и на костре его можно было бы подвесить, и на печку поставить. Вот только больно как-то жалко было тратиться на него из единственной тысячи рублей, да и приобретение само, и поиск товара в монастырских условиях были почти невозможны. И вот - очередное знамение! Случайностей не бывает! Пошла я на очередное послушание - пасти коров. И в одно прекрасное утро в одном из лесов нашла выброшенный кем-то такой вот именно котелок!.. Господь уже вещественно стал подавать знаки и готовить мне все необходимое!.. Но и тут я на всякий случай бросила жребий - брать ли мне этот котелок, для меня ли он тут находится... И выпало - конечно, для меня! Радости моей предела не было))

Прошло полгода, и случилось одно огромное искушение, с которым мне никто не помог справиться, а Старица ясно сказала, что справляться я здесь должна одна. И я ушла из монастыря. Также жребием определила, что именно сейчас ПОРА, что нужно податься на Алтай (причем в более-менее конкретную местность; посмотрела потом в Интернете карту и храмы — все совпадает, в том числе и с моей совестью)).
Честно сказать, процесс ухода был первым звоночком о том, что что-то как будто идет не по плану... План был таков: я пешком доберусь до автовокзала, откуда поеду прямиком на Алтай. Но меня перехватили сестры на лошадях, и тут я впервые засомневалась в правильности этого пути... Что-то пошло не так, что-то я не предусмотрела...
Меня лишили послушничества через снимание подрясника и отправили домой. К тому же и все монастырские вещи у меня в итоге забрали, а значит - все вещи вообще, так что путешествовать на Алтай стало не в чем. Пришлось принять выжидательную тактику и приостановиться в миру. И разобраться, почему Господь на Алтай сразу меня не пустил.
Когда я нашла в интернете массу полезностей на тему выживания в дикой природе, я поняла, что Бог просто-напросто избавил меня от преждевременной смерти. Для чего-то мне надо бы пожить подольше)) Кстати, ведь и умереть "в подвиге" случай представлялся еще в процессе побега из монастыря - тогда я едва не утонула в болоте, была уже по пояс, но спаслась молитвой Богородице - каким-то чудом удержалась на тонкой-претонкой веточке, непонятно каким образом вытянувшей меня из трясины и при этом сразу и сломавшейся))
Оказывается, не все в жизни идет по плану человеческому - реальный План гораздо хитрее!
Но разочарование в собственном планировании на время превратилось в разочарование жребием. И вместо того, чтобы в очередной раз его кидать, я стала размышлять логически, пытаясь разобраться в непонятных судьбах Божиих. Предположив, что Господь хочет от меня обучения отшельничеству, я предприняла поездку на . Дело окончилось все же жребием. Он сказал, чтобы я уезжала в Россию замуж - именно за того самого бывшего монаха, судьба с которым меня познакомила на просторах интернета непосредственно после ухода из монастыря... Я уточнила: когда? Жребий ответил, что когда моя наставница сама меня выгонит. Это показалось мне нереальным, но - увы - случилось сие непосредственно на следующий же день! И это вновь стало для меня очередным знаком верности моего пути.
Для верности я предприняла последнюю проверку. А именно, предположила возможность ошибочности жребия по причине единоличностной молитвы. И решила проверить его молитвой совместной. Итог - все верно.
Мои духовные сухумские брат с сестрой посчитали, что все это блажь и полнейшая прелесть. Моим аргументом против этого был случай с Авраамом: ведь тот решился тоже на явное попрание Заповеди (на убийство) в полной уверенности, что узнал волю Бога. Так что и в моем случае, мол, Господь может остановить руку Авраамлю и пресечь ошибочное действо...
Вот тут самое странное и больное произошло. Когда я приехала в Россию, меня мой будущий муж не встретил. И это я восприняла именно как отвращение руки Авраамли от убийства... И я поехала в ближайший монастырь к своей давней знакомой.
Три дня, проведенные там, были мучительнейшим временем. Я раздваивалась мозгами до шизофрении, не могла никак понять - ошибся ли жребий... И если ошибся - то Бога нет. Между тем, Его реальность реальнее, чем я сама... И в конце концов, я поняла, что от меня требуется Поступок. Чтобы сохранить веру и рассудок, нужно все же сделать по жребию.
И когда решение было принято, отошла всякая шизофрения, на душе неастал мир)) И это не смотря на все канонические проклятия в мой адрес...
Не даром аж двое человек мне внушали в последнее время, что единственное лекарство от прелести - это побывать в ней и пережить ее... Возможно, до конца жизни этот вопрос так и не будет решен для меня однозначно, ведь вариант прелести я вполне допускаю. Оттого и боль, оттого и "держи ум твой во аде" выполняется поневоле.
Дивны дела Божии!))

Как Православная Церковь относится к обычаю бросать жребий? Можно ли руководствоваться для принятия важных жизненных решений результатом выпавшего жребия?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

В библейские времена часто использовался жребий для определения воли Божией. В Священном Писании говорится: «В полу бросается жребий, но все решение его - от Господа» (Притч. 16: 33). Раз в год в в день очищения (Йом Кипур) первосвященник бросал жребий о двух козлах: «один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения» (Лев. 16: 8). Господь повелел по жребию разделить между коленами Израильскими землю Обетованную (см.: Нав. 18: 6-10). В этом сказалась Премудрость Божия. Завоеванная Ханаанская земля в климатической, географическом, хозяйственном и других отношениях отличалась большими контрастами. Были целые области совершенно непригодные для обитания (Иудейская пустыня). Другие области, напротив, были плодородные, отличались мягким теплым климатом, были близки к морю, как, например, Галилея. Могли возникнуть распри. Из истории печально известно, что самые болезненные и кровавые споры бывали из-за территорий. Поскольку все представители избранного народа знали, что способ деления жребием определил Господь Бог, и верили, что «все решение его (то есть жребия) - от Господа», то на протяжении 15-вековой истории Израиля ни разу не было между коленами недовольства своими уделами. С помощью жребия при Давиде были распределены чреды служения священников и левитов (см.: 1 Пар. 24: 5; 25: 8).

Необходимо ясно видеть принципиальную разницу между жребием, к которому прибегают верные Господу люди после усиленной молитвы для решения вопросов, очень важных для жизни Церкви (избрание апостола Матфия (см.: Деян. 1: 21-26); Патриарха Тихона в самом начале русской смуты XX века) или народа (раздел Палестины по уделам), от тех случаев, когда определяется, какой шахматист будет играть белыми фигурами, или когда два мальчика решают, кому достанется оказавшаяся у них конфета. Все это - лишь технический прием, чтобы избежать споров и ссор. В этих случаях результат жребия бывает вероятностно-статистическим. В повседневной жизни у человека есть определенное пространство свободы в делах, которые никак не влияют на его жизнь. Тем более было бы кощунственно думать о воле Божией, когда разбойники по жребию делят награбленное.

Язычники тоже прибегали к жребию при необходимости принятия важных решений. Невозможно допустить, чтобы в этих занятиях людей, приписывающих результат жребия идолам, могла проявляться воля Божия. В поэме «Против Маркиона, в пяти книгах», приписываемой Тертуллиану, метание жребия язычниками приравнивается к прочим их непотребным занятиям - «следовать пустым идолам, производить себе толпу богов, метать жребии , гадать, называть звезды ложными именами, предсказывать судьбы рождающихся» (Кн.1. Гл.1).

Однако в тех случаях, когда некоторых язычников Божественный Промысл использовал как Свое орудие, результат жребия был проявлением воли Божией. Так, в начале 588 года Навуходоносор осадил столицу иудейского царства. Халдейский царь не сразу решился на этот шаг. В это время было несколько восстаний среди покоренных народов. Навуходоносор готов был идти на столицу аммонитян Равву. Находясь в затруднении, царь прибег к жребию. И жребий пал на Иерусалим. Это вполне согласуется с тем, что написано в книге пророка Иеремии: «И ныне Я отдаю все земли сии в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего» (Иер. 27: 6). Пророк Иона, вопреки повелению Божиему сел на корабль, чтобы бежать в Фарсис. Однако «Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться» (Иона 1: 4). Корабельщики-язычники прибегли к жребию, чтобы определить виновника, из-за которого поднялась буря. Жребий указал на Иону.

В истории Православной Церкви неоднократно прибегали к жребию для решения спорных вопросов. По жребию определили, где поставить раку новопрославленных благоверных князей Бориса и Глеба. В летописи сообщается, что в 1467 году в Новгороде прибегли к жребию в решениии вопроса о том, какому святому строить храм. В XVII веке жребием решались спорные дела лиц духовного звания, которым присяга была запрещена.

По примеру святых апостолов трижды выбирался с помощью жребия Патриарх. Первый раз - 20 марта 1642 года архимандрит Симонова монастыря Иосиф. Митрополит Макарий (Булгаков) в многотомной истории Церкви так описывает это событие: «Когда прибывшие в Москву иерархи представились государю, он просил их прежде всего вознести усердные молитвы к Богу, да дарует Он Церкви Своей нового верховного пастыря и учителя. А когда они удалились, велел приготовить шесть жребиев и написать на них имена, на каждом жребии по одному имени тех шести лиц, которых сам же предварительно избрал (в том числе двух архиепископов - Серапиона Суздальского и Пахомия Астраханского, одного архимандрита - Симонова монастыря Иосифа и трех игуменов - московского Богоявленского монастыря Иону, Соловецкого Маркелла и псковского Святогорского Макария), запечатал все эти жребии своею царскою печатью и отослал чрез боярина своего князя Алексея Михайловича Львова в соборную церковь к находившимся там святителям с тем, чтобы они, помолившись Богу и Пречистой Богородице, вынули пред Ее чудотворною иконою Владимирскою один из присланных жребиев, “кого Бог изволит и Пречистая Богородица изберет быти патриархом”, и тот жребий прислали нераспечатанным к государю. Святители взяли сначала три жребия, положили их в драгоценную панагию, которую носили прежние патриархи, поставили панагию в киоте на пелене пред чудотворною иконою Владимирской Богоматери и начали молебствие. По окончании молебна старший из архиереев - Новгородский митрополит Афоний - велел Ростовскому митрополиту Варлааму вынуть один из трех находившихся в панагии жребиев и держать в руках, а два остальные отложить. Потом положили в ту же панагию другие три жребия из шести присланных царем, поставили ее пред тою же чудотворною иконою на пелене, вновь совершили молебствие, и из панагии вынут еще один жребий митрополитом Сарским Серапионом, а два остальные отложены. Наконец в ту же панагию положили два прежде вынутые из нее жребия и поставили ее пред чудотворною иконою Богоматери. По окончании третьего молебствия один из этих двух жребиев вынул архиепископ Суздальский Серапион и поднес митрополиту Аффонию и всему Собору. Аффоний, не распечатывая жребия, отдал его князю Львову для доставления государю. Царь распечатал жребий пред всем своим царским синклитом и объявил, что “благоволи Бог и Пречистая Богородица быти патриархом Иосифу, архимандриту Симонова монастыря”, и тотчас же послал князя Львова в соборную церковь возвестить о том самому архимандриту Иосифу пред всем освященным Собором» (Кн. 6. Гл. 3). Патриарх Иосиф много заботился о строгом исполнении церковных уставов, благолепии церковной службы, благоустройстве храмов и духовном просвещении.

По жребию был выбран патриархом митрополит Новгородский Никон (1605-1681). Возникший при нем церковный раскол не дает права подвергнуть сомнению, что в этом избрании была воля Божия. Первый царь избранного народа Саул закончил правление крайне неблагополучно, но избран он был Богом: «Господь открыл Самуилу за день до прихода Саулова и сказал: завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его в правителя народу Моему - Израилю» (1 Цар. 9: 15-16). Мы не должны оценивать пути Господни с помощью ограниченного человеческого разума.

Избрание патриарха на Поместном Соборе 5/18 ноября 1917 года проходило в храме Христа Спасителя после молебна перед чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Старец Алексий Зосимовский, человек святой жизни, из трех кандидатов (архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский Тихон) выбрал того, кто при открытом голосовании набрал меньше первых двух. Митрополит Антоний, получивший при голосовании больше половины голосов (309), позже писал Патриарху Тихону: «Сие избрание нужно назвать по преимуществу делом Божественного Промысла по той причине, что оно было бессознательно предсказано друзьями юности, товарищами Вашими по академии. Подобно тому, как полтораста лет тому назад мальчики в Новгородской бурсе дружески, шутя над благочестием своего товарища Тимофея Соколова, кадили перед ним своими лаптями, воспевая ему величание как Божиему угоднику, а затем их внуки совершали уже настоящее каждение пред нетленными мощами его, то есть Вашего небесного покровителя Тихона Задонского, так и Ваши собственные товарищи прозвали Вас патриархом, когда Вы были еще мирянином и когда ни они, ни Вы сами не могли и помышлять о действительном осуществлении такого наименования».

Надо особо сказать о тех, кто, находясь перед выбором, любит прибегать к жребию. Это не должно делать. Господь дал нам разум, чтобы, восходя постепенно в духовной жизни, стяжать дар рассуждения. Если так легко можно с помощью жребия решать вопросы, то не нужны были бы опытные наставники, ни труды, чтобы познать истину. Человек, прибегающий к жребию, легко попадает в искушение. После жребия, не имея крепкой веры, он начинает мучиться сомнением в том, что жребий указал волю Божию. Сомнения растут, но он боится отказаться от исполнения того, что указано жребием.

При трудности принятия решения надо усиленно помолиться, читая в течение некоторого времени акафисты или каноны Господу или Матери Божией. Приступая к чтению и после него каждый раз просить вразумления. Опыт показывает, что борьба помыслов затихает и становится ясно, что надо делать. «Молитесь, да будет воля Божия; вы знаете, что нет ничего лучше воли Божией» (святитель Филарет Московский).

0 Ох, уж эти древние римляне, сколько они придумали разнообразных поговорок и фразеологизмов , которые пользуются успехом и в наши непростые времена. Однако отдельным несознательным гражданам до сих пор не понятно значение многих из них. Поэтому мы создали отдельную категорию, в ней вы найдёте ответы на многие ваши вопросы. Строго рекомендую добавить наш скромный ресурс сайт к себе в закладки, потому что у нас ежедневно появляется любопытная инфа . Сегодня речь пойдёт о таком популярном в узких кругах выражении, это Жребий брошен , значение вы сможете прочесть немного позже.
Впрочем, прежде чем вы продолжите, обязательно прочтите ещё пару моих популярных статей по тематике фразеологизмов . Например, что значит Делу время, а потехе час ; как понять И на старуху бывает проруха ; кто автор фразы Всё течёт, всё меняется ; смысл выражения Притча во языцах и т. п.
Итак, продолжим, что значит Жребий брошен ? Этот термин был заимствован из латинского языка "Alea iacta est " (алеа якта эст).

Жребий брошен - это выражение обозначает решимость к исполнению чего-либо; на кон поставлено всё, и уже нет дороги назад


Жребий брошен - означает рискнуть всем ради великой цели, подчёркивается необратимость происходящего


Синоним поговорки Жребий брошен : назад пути нет; мосты сожжены; либо грудь в крестах , либо голова в кустах; выбор сделан.

Происхождение фразы Жребий брошен историки связывают с такой известной личностью, как Юлий Цезарь, который произнёс её перейдя небольшую речушку под названием "рубикон ". Что примечательно, по некоторым источникам, он сказал эти слова на греческом языке "ανερρίφθω κύβος", что можно перевести, как "да будет брошен жребий". Об этом пишет Плутарх в своём труде «Pompejus» в 60-й главе. Кстати, граница Италии и Галлии (современная Франция) проходила в те времена именно по реке "Рубикон". Гай Юлий занимал должность наместника, в этой самой Галлии, и стремился захватить власть над всем Римом.

Произнеся ставшие впоследствии эти крылатые слова, он оказался на территории северной Италии. С этого момента, началась продолжительная и кровопролитная гражданская война (продолжалась 4 года ), унёсшая жизни, как простых солдат, так и людей облечённых властью.

Исследователи в один голос утверждают, что Цезарь пошёл на большой риск, отправившись на Рим с небольшим количеством войск. В итоге, удача была на стороне Цезаря, и всё получилось, как нельзя лучше. Он захватил Рим, а Помпей поспешно отступил, что позволило в конечном итоге Цезарю стать весьма хитрым и умелым диктатором.

Прочтя эту статью, вы узнали, Жребий брошен значение

У меня вопрос о жребии. После сошествия Святого Духа на Апостолов и Божию Матерь они бросили жребий - в какую страну им идти проповедовать Евангелие. Следует ли в современной жизни Православным полагаться на жребий, когда не знаешь как поступить в той или иной ситуации, когда стоишь перед выбором, в какую сторону «повернуть» на дороге жизни. Часто сами мы не можем сделать такой выбор. Можно ли в этом случае бросить жребий, например, монету, и считать, что как выпал жребий - такова воля Божия? Наверное, перед этим нужно усердно помолиться. А не просто бросать монету? Можно ли считать жребий видимым выражением воли Божией?
Людмила , г. Балаково, Саратовская область

Отвечая на Ваш вопрос односложно, скажу так: да, конечно, бросать жребий в затруднительной ситуации можно. Мы знаем из Евангелия (см. Деян. 1, 23-26), что жребием пользовались Апостолы, ведь именно по жребию был избран вместо отпавшего Иуды Искариота Апостол Матфий. Можно найти и иные примеры из жизни Церкви, когда люди прибегали к жребию при решении очень важных вопросов (так, жребием на Поместном соборе в 1917 году был избран Патриарх Всероссийский Тихон, недавно прославленный как священноисповедник). Но как и любое дело, жребий должен быть предварен молитвой . Нельзя бросать жребий по пустякам, иначе это будет не что иное, как искушать Господа.
И все же нельзя считать жребий абсолютным средством выявления воли Божией. Может быть, иногда вместо жребия лучше не торопиться, а помолиться, посоветоваться с опытными людьми, с духовником, подумать. Старцы советовали «все делать с пожданием». Даже если и есть какая-то убежденность, то все равно лучше не спешить. Если хочешь узнать истину, то нельзя стремиться к заранее желаемому выбору. Такое состояние души, при котором человек стремится жить по воле Божией, а не по своей воле, является проявлением смирения, а смирение - это необходимая составляющая духовной жизни. Ведь мы часто действительно не знаем как поступить. Мы мыслим себя от рождения до смерти, Бог же мыслит человека от рождения в вечность и именно из «интересов» наших в вечности устраивает Свой промысел о нас. («Глубиною мудрости человеколюбно вся строя и полезная всем подавая»…).
Утвердитесь в мысли, что без воли Божией ничего не бывает и все по Его благой воле происходит. Возымейте этот настрой мыслей, все принимайте как от Бога и нисколько не сомневайтесь и не бойтесь. Наша жизнь нам дана для крестоношения, для уподобления Христу. Бог к нам очень близок. Вопрошайте Его во всех жизненных ситуациях. И Он даст ответ. Научитесь доверять Богу. Такое расположение духа и такой настрой мыслей избавит Вас от различных на первый взгляд неразрешимых ситуаций.

Можно ли свои венчальные свечи впоследствии передавать на венчание своим детям?
Раба Божия Ольга

Ответ однозначен: нет, нельзя. В Церкви везде Христос, и все говорит о Нем; все таинства, все священнодействия, священные предметы служат именно единению человека с Богом, выражая те или иные истины духовной жизни. Например, при венчании венцы обозначают славу Горнего Царства (которая даруется за подвиг самоотверженной любви), полотенце, на которое встают венчающиеся, символизирует облако, так как брак совершается на небесах. О свечах же известно, что это символ молитвы. Огонь символизирует горение души к Богу. А мягкость воска - это знак добровольной податливости человека воле Божией. Но, конечно, свечи ставят или зажигают при разных молитвах. Во время же венчания новобрачные молятся уже не только каждый сам за себя, но и за супруга или супругу. Таким образом, венчальная свеча - это святыня, принадлежащая только этой конкретной семье, поэтому передавать свои венчальные свечи детям не следует.
Если же у кого либо в семье остались венчальные свечи от уже почивших родителей, то эти свечи можно просто дожечь перед иконами.

Священник Дионисий Толстов

На снимке: Священноисповедник Патриарх Всероссийский Тихон был избран на высокое служение жребием в 1917 г. Жребий тянул известный старец Зосимовой пустыни Алексий (Соловьев) - он тоже недавно прославлен как святой преподобный. Как видим, и в новой истории Церкви через жребий народ церковный узнавал волю Божию.

ЖИВОЕ СЛОВО

БРОСАТЬ ЛИ ЖРЕБИЙ?

Иеромонах Гавриил (Богданов) (Новая Земля, Земля Франца-Иосифа):

– Признаюсь, мне самому метать жребий не приходилось. И когда прихожане спрашивают меня, допустимо ли это, стараюсь всё же нацелить их на молитву. Как научила меня одна старица, в случае затруднения можно попросить: «Помоги, Господи, волю Божию исполнить!» То есть дай мужества, помоги, укрепи, наставь и открой мне, что делать, если я буду к этому готов. Практика показывает, что такое вопрошание обычно не остаётся без ответа. Господь меняет обстоятельства, или открываются дополнительные детали, которые помогают понять, как тебе поступить. Но если этого не происходит, то, как советуют святые отцы, можно, например, трижды прочитав канон Богородице, исполнить то, что Господь первым положит на сердце.

Только всё это на крайний случай. Скажем, у нас на архипелаге некоторые прихожане живут за сотни, тысячи километров от духовника. А если говорить о материке, там обычно нетрудно доехать до духовного отца или обратиться к мирянину, имеющему дар рассуждения. Сам я, когда оказываюсь на Большой земле, просто испрашиваю совета у старцев. Это что касается исполнения пастырских обязанностей или, скажем, своего внутреннего устроения. Но если речь идёт о внешних сложностях, то, что Господь посылает, то и хорошо.

Протоиерей Виталий Размыслов (г. Сыктывкар):

– В Ветхом Завете, конечно, встречается такое – метание жребия. И я слышал, что некоторые православные священники таким образом ищут ответы. Но думаю, что в современном состоянии человеку лучше этого не делать. Господь ответит и без метания жребия, нужно только проявить смирение.

Мы очень нетерпеливы и пытаемся поторопить Господа, но, когда возникают трудности, лучше посоветоваться с духовником. Он попытается понять, как нам поступить, руководствуясь не только нашей выгодой, земными установками. Постарается исследовать положение человека. Нужно ли ему решиться на покупку того или иного жилья? На этот счёт возникает немало сомнений. Ещё более распространённый вопрос: ложиться ли на операцию? Сам я руководствуюсь советом святого Василия Великого не избегать врачей. Полагаюсь на волю Божию, на то, что медики поставлены Самим Господом, Он даёт им образование, талант. Не всегда результат лечения был положительным, но я оставался при мнении, что поступил правильно. Если Господь считает необходимым послать скорби, нужно их перенести.

Какие вопросы мне обычно задают? Подходит женщина, говорит, что у неё плод остановился в развитии, замер, сердцебиения не слышно. Что делать? Жребий бросать? С одной стороны, аборт – смертный грех, с другой – врачи твёрдо уверены, что это единственный выход. Значит, нужно послушать врачей. Очень часто люди сомневаются, отправляться ли в паломничество. Им предлагают путёвки, но на Святой Земле стреляют, в Москве взрывы – и начинаются гадания. Конечно, желательно испросить благословения у священника, но даже если не получится это сделать, сам факт, что тебе предложили поехать поклониться святыням, – дар Божий. Нельзя им пренебрегать, не нужно бояться, Господь сохранит. Другое дело, если предлагают отправиться повеселиться или, скажем, приглашают на «Поле чудес»...

Метание жребия допустимо лишь в каких-то крайних обстоятельствах, после соборной молитвы, как это было, например, при избрании Патриарха Тихона. Три кандидата, предложенных Собором, были достойнейшими людьми, так что не было уверенности, кого предпочесть. И множество православных христиан, в том числе духовно опытные, ответственные люди, вместе молились, чтобы Господь через жребий Сам выбрал Предстоятеля. Они имели полную решимость принять Его волю, какой бы она ни была.

И совсем другое дело, когда человек мечет жребий по любому поводу – у него это входит в привычку, превращается в банальное гадание. Это уже грех, и диавол непременно воспользуется подобной хулой на Духа, сделав человека своей игрушкой. Ведь гадающий в этом случае не ищет воли Божией, а вымогает у Него согласие, точнее, пытается обыграть, как это происходит на «Поле чудес». У человека слабого, грешного метание жребия может стать чем-то вроде игры в рулетку.

Протоиерей Сергий Гомаюнов (г. Вятка):

– Я считаю, что метание жребия, гадание по Библии, когда человек пытается произвольно истолковать текст Священного Писания, неуместны, если речь идёт о твоей судьбе. С Господом такие отношения недопустимы. Его воля закрыта от нас, она не имеет ничего общего с нашими представлениями, логикой. Вспоминаю эпизод из Евангелия, где Христос говорит открыто, что ждёт Его в Иерусалиме. Смерть! И тогда апостол Пётр предлагает: если всё известно, зачем идти. Что же отвечает ему Господь? Он говорит: «Отойди от меня, сатана». Пётр, исходя из человеческого разумения, хочет как лучше, но это «лучше» не имеет ничего общего с волей Творца. И представьте, что он предлагает в этой ситуации метнуть жребий. Это было бы недостойно и лукаво.

Почему воля любящего Господа обычно сокрыта от нас? Не потому, разумеется, что Он с нами в прятки играет. Просто, как правило, мы не готовы Его волю принять. И нам даётся время, посылаются испытания, чтобы приблизиться к пониманию того, что Бог мыслит о нас, как поступить. Это далеко не всегда плохо – когда мы пребываем в недоумении, не понимаем, что делать. Злодею всё понятно, он решителен, лишён сомнений. Но человек не совсем пропащий колеблется, не знает, как поступить. Это располагает его к тому, чтобы просить у Господа вразумления, духовного зрения. Подменить этот труд метанием жребия – невозможно.

Как невозможно подменить постоянное обращение к Евангелию гаданием по Библии. Священное Писание нужно открывать не произвольно, в случае крайней нужды, а каждый день умудряться, читая его. Ум святого плавает в Писании, напитан им, к этому и мы все должны идти. В Евангелии содержатся все ответы, просто мы не умеем видеть их. Был случай, когда человек подошёл к духовно опытному пастырю с вопросом: «Открой мне волю Божию, как поступить?» Батюшка улыбнулся: «Ишь, чего хочешь? Читай Евангелие, поймёшь».

Как поступать в случае затруднения? Идти на ощупь, не торопясь, не проявляя нетерпения, стараясь расслышать голос совести, не забыть о заповедях, молиться, принимать Святые Дары. Потом, оглядываясь назад, понимаешь: всё произошло, как должно, наилучшим образом, Господь тебя будто по лезвию ножа провёл. Доверие нужно иметь. Ведь мы за Господа решаем, как нам быть, а потом ропщем на Него. Человек приходит, просит: благословите поступить так-то и так-то. Убеждаешь его, что это не дело, а потом узнаёшь, что он к другому священнику обратился и к третьему. И будет ходить по храмам, пока не услышит, что хочет. Разве у такого откроются глаза? Он держит их закрытыми, чтобы впотьмах творить свою волю, и не ведает, что купается в свете.

В критических ситуациях, когда ответ требуется немедленно и никто не подскажет, что делать, спроси себя – как Господь повёл бы Себя на твоём месте, на что бы Он тебя благословил. Недавно смотрел фильм о воине-мученике полковнике Константине Васильеве. Он погиб, пытаясь освободить заложников в «Норд-осте», предложил себя взамен. В нескольких десятках метров от него бандиты размозжили голову девушке-почтальону Ольге Романовой. Узнав о том, что происходит в «Норд-осте», она, как и Васильев, бросилась на помощь. Оба были православными христианами. Они не думали, что их жизнь закончится подобным образом. Но евангельское сознание таково, что человек задолго готовится к подвигу, сам того не ведая. А в нужный момент приходит единственно верное решение.