Как появилась скрипка и где. Строение скрипки

История возникновения скрипки

"И с тех пор каждый знает о скрипичном семействе,
и излишне что-нибудь говорить или писать об этом."
М.Преториус.


История музыки считает, что скрипка в своём наиболее совершенном виде возникла в XVI столетии. К тому времени все смычковые инструменты, действовавшие на протяжении Средних Веков, были уже известны. Они были расположены в определённом порядке и учёные той поры знали с большей или меньшей вероятностью всю их родословную. Количество их было огромное, и сейчас нет уже необходимости вникать в глубины этого дела.

Ничтожные исправления, которые можно было бы внести в изображение старинной "лиры да брачьо", дали бы самое безупречное сходство её с современной скрипкой. Эти свидетельства в виде изображения старой скрипки, относятся уже к 1516 году и к 1530, когда один базельский книготорговец избрал старую скрипку своим торговым знаком.

Так же предшественниками скрипки считают
Ребек
Фидель
Вина, ситар, тар
Кыяк

В это же время, слово "скрипка", во французском его начертании violon, впервые появилось во французских словарях начала XVI столетия. Анри Прюньэр (1886-1942) утверждает, что уже в 1529 году это слово содержится в некоторых тогдашних деловых бумагах. Все же указания на то, что понятие "violon" появлялось около 1490 года, следует признать сомнительными. В Италии слово violonista в значении исполнителя на виоле начало появляться с 1462 года, тогда как самое слово violino в значении "скрипки" вошло в употребление лишь спустя сто лет, когда и получило всеобщее распространение. Англичане только в 1555 году приняли французское начертание слова, которое, впрочем, через три года заменили вполне английским "violin".
На Руси, по свидетельству древнейших памятников, смычковые инструменты были известны очень давно, но ни один из них не развился настолько, чтобы впоследствии стать инструментом симфонического оркестра. Наиболее старым древнерусским смычковым инструментом является гудок. Время, когда зародился гудок, в точности не известно, но существует предположение, что "гудок" появился на Руси вместе с проникновением "восточных" инструментов - домры, сурны и смыков. Эта пора обычно определяется второй половиной XIV и началом XV столетия.
Когда же появились "скрипки" в прямом значении слова - сказать трудно. С достоверностью только известно, что первые упоминания о скрипице в азбуковниках XVI-XVII столетия "одинаково показывают, что толкователи не имели о ней никакого понятия". Во всяком случае, по мнению П. Ф. Финдейзена (1868-1928), инструмент этот не был ещё известен в домашнем и общественном быту Московской Руси, и первые скрипки в своём вполне завершенном виде появились в Москве, по-видимому, лишь в начале XVIII века.

Сейчас трудно уже с точностью установить, когда произошло окончательное завершение того инструмента, который известен теперь под именем "скрипки". Вернее всего это совершенствование шло непрерывной чередой, и каждый мастер вносил нечто своё. Тем не менее, с полной очевидностью можно утверждать, что XVII столетие явилось для скрипки тем "золотым веком", когда произошло окончательное завершение соотношений в строении инструмента и когда он достиг того совершенства, которого уже не смогла перешагнуть ни одна попытка его "усовершенствовать".
История в своей памяти удержала имена великих преобразователей скрипки и связала развитие этого инструмента с именами трёх семейств скрипичных мастеров. Это прежде всего семейство кремонских мастеров Амати, ставших учителями Андрэа Гварнэри (1626?-1698) и Антонио Страдивари (1644-1736). Однако, своим окончательным завершением скрипка обязана больше всего Джюзеппэ-Антонио Гварнери (1687-1745) и в особенности Антонио Страдивари, который и почитается величайшим творцом современной скрипки. Итак, скрипка получила своё наиболее совершенное воплощение к концу XVII столетия. Антонио Страдивари был последним, кто довёл её до современного состояния.
А Франсуа Турт - мастер XVIII века - почитается создателем современного смычка. «Классический» вид смычка, созданный Туртом, сохранился почти без изменения.

Строение скрипки
Корпус скрипки имеет овальную форму с округлыми выемками по бокам, образующими "талию". Верхняя и нижняя плоскости корпуса (деки) соединены друг с другом обечайками. Они имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов определяет силу и тембр звука. Другой важный фактор, влияющий на тембр скрипки - высота обечаек. Корпус покрывают лаком разных оттенков. В верхней деке проделывают два резонаторных отверстия - эфы (по форме они напоминают латинскую букву f).
Кроме формы, на силу и тембр звука смычковых инструментов оказывает большое влияние материал, из которого они изготовлены, и состав лака. В середине верхней деки расположена подставка, через которую проходят струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифок). Струнодержатель представляет собой полоску чёрного дерева, расширяющуюся в сторону крепления струн. Противоположный конец его узкий, толстой струной в виде петли он соединён с пуговкой, расположенной на обечайке.
Внутри корпуса скрипки между верхней и нижней деками вставлен круглый деревянный штифт - дужка. Эта деталь передаёт колебания от верхней деки к нижней, обеспечивая резонанс.
Гриф скрипки - длинная пластинка из чёрного дерева или из пластмассы. Нижняя часть грифа прикреплена к закруглённой и отшлифованной планке, так называемой шейке.

Приёмы игры на скрипке
Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки на грифе (большой палец исключён). По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего. От прижима пальцем струна укорачивается и получает более высокий звук. Струны, не прижатые пальцем, называются пустыми. Партия скрипки пишется в скрипичном ключе.
Прикладывание пальцев левой руки называется аппликатурой. Указательный палец руки называется первым, средний - вторым, четвёртый - третьим, мизинец - четвёртым.
Способы ведения смычка имеют большое влияние на характер и силу звука и вообще на фразировку. На скрипке можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные струны), а не одновременно, но очень быстро - три (тройные струны) и четыре. Кроме игры смычком, пользуются задеванием струн одним из пальцев правой руки (pizzicato).
Только благодаря великим скрипачам, двинувшим технику скрипичной игры решительно вперёд, скрипка заняла то место, которое она заслужила по праву. В XVII столетии этими скрипачами-виртуозами были Джузеппе Торелли и Арканджэло Корэлли. В дальнейшем на благо скрипки много положил труда Антонио Вивальди (1675-1743) и, наконец, целая плеяда замечательных скрипачей. Но, пожалуй, самым виртуозным скрипачом, который когда-либо играл на скрипке, был Паганини. Он мог сыграть даже на одной струне, чем приводил зрителей в восхищение.

Без скрипки не обходится практически ни один концерт классической музыки. На ней можно играть почти без пауз. Музыка не смолкает до тех пор, пока смычок касается струн и кажется, что это струны нашей души.

Первые смычковые инструменты появились, предположительно, в Индии в начале нашей эры. Оттуда они перекочевали к персам, арабам и народам Северной Африки, а позже – в Европу. Смычковые инструменты были как совсем примитивные, так и более сложные. Со временем они стали выходить из обихода, уступив место новым смычковым инструментам – виолам.

Виолы были предшественниками скрипки. Они были больших и маленьких размеров и играли на них разными способами: зажимали во время игры между колен, ставили на опору, играли стоя или сидя и т.д. Виолы, на которых играли, держа их на плече, и стали прообразом скрипки.

Несмотря на внешнюю схожесть этих двух инструментов, различия между ними довольно существенные. На гриф виолы нанесены порожки, а гриф скрипки – без них, у виолы могло быть от пяти до семи струн, а у скрипки их всего четыре. Но самое большое отличие заключается в звучании этих инструментов: у виолы звук приглушённый и мягкий, она не подходит для исполнения в больших концертных залах, а у скрипки наоборот звук пронзительный, яркий. Именно этим скрипка полюбилась многими народами, став национальным инструментов в таких странах, как Румыния, Венгрия, Молдова, Белоруссия и т.д.

Появление первой скрипки относят к концу 15 – началу 16 века. Их сначала изготавливали мастера виол, а позже – скрипичные мастера. В Италии, в городе Бершии, жили и мастерили скрипки Гаспаро Бертолотти, Джованни Паоло Маджини и их ученики. Их скрипки обрели, примерно, такой облик, как современные, но по-настоящему живого звучания скрипки добились мастера из города Кремона. Звучание их скрипок было схоже с интонацией человеческой речи, что сделало скрипку самым совершенным музыкальным инструментом. Имена кремонских мастеров навсегда вошли в историю создания музыкальных инструментов. Это Амати, Гварнери и Страдивари, чьими творениями и сейчас восхищаются истинные ценители искусства.

Совершенствование скрипки вызвало интерес у музыкантов, которые стали осваивать этот инструмент и разрабатывать технику и приёмы игры на нём. Самыми известными виртуозами скрипки были Николо Паганини, Арканджело Корелли, Жан-Мари Леклер и Джузеппе Тартини.

Музыка скрипки была настолько эмоциональна и близка народу, что виолы со временем отошли на второй план, а позже и вовсе перестали использоваться. Так скрипка до сегодняшних дней заняла главенствующую позицию среди музыкальных инструментов.

Смешное и любопытное на нашем сайте

Прообраз скрипки есть у многих народов. А современную форму и размер скрипка приобрела к шестнадцатому веку. В это же время творил и известный итальянский скрипичный мастер Николо Амати, а также его ученики Андреа Гварнери и Антонио Страдивари. Их скрипка до сих пор считается лучшей в мире. Считается, что великий Страдивари создал около тысячи сто шестнадцать музыкальных инструментов и многим из них даже давали имена. Имена давались в честь знаменитых музыкантов, игравших в свое время на той или иной скрипке. Ведь скрипка это индивидуальный инструмент и многие великие скрипачи предпочитали иметь один единственный инструмент, который был им досконально известен. Каждый музыкант влаживал душу в свою скрипку, и она отвечала ему тем же, издавая уникальные мелодии, ни с чем несравнимые по своей красоте.

Скрипка стимулирует работу мозга

Великий ученый Альберт Эйнштейн слыл прекрасным скрипачом, а в детстве даже выступал на концертах. Когда Эйнштейн вырос, он по прежнему любил играть на скрипке, утверждая, что это помогает ему думать. А всем известный Конана Дойла, блистательный сыщик Шерлок Холмс, играл на скрипке, обдумывая очередное дело.

Как связаны скрипка и загадочная улыбка Джоконды? По легенде Леонардо да Винчи приглашал скрипачей каждый раз, когда Мона Лиза приходила к нему позировать для портрета. И удовольствие от музыки навеки запечатлелось в улыбке Джоконды.

А самая маленькая скрипка была создана скрипачом из китайского города Гуанчжоу. Ее длина всего один сантиметр, а на создание ушло целых семь лет. Жаль, что на ней невозможно играть.

Скрипка по праву считается инструментом, потому что звук, который она издает, очень выразительный и красивый. Тональность скрипки имеет нежное звучание, которое способно влюбить в себя любого человека, имеющего музыкальный слух.

Скрипка имеет начало своей истории в индии, где и появились первые инструменты со смычком. Хотя и в Европе в средние века смычок был в ходу, и играли им на самых разных музыкальных инструментах, у которых имелись струны.

В любом симфоническом оркестре, тридцать процентов музыкантов играют на скрипках.

Скрипка - наиболее распространенный смычковый , пользующийся невероятной популярностью еще с XVI века в качестве сольного и аккомпанирующего инструмента в составе оркестра. Скрипку также называют «королевой оркестра».

Происхождение скрипки

Споры о том, когда и где появился этот легендарный музыкальный инструмент, не стихают и по сей день. Некоторые историки предполагают, что смычок появился в Индии, откуда попал к арабам и персам, а от них уже перешел в Европу. В ходе музыкальной эволюции было много различных версий смычковых инструментов, повлиявших на современный вид скрипки. Среди них можно выделить арабский ребаб, германскую роту и испанскую фидель, появление на свет которых произошло в XIII-XV веках. Именно эти инструменты стали прародителями двух главных смычковых - виолы и скрипки. Виола появилась раньше, она была разных размеров, играли на ней стоя, держа на коленях, а позже - на плечах. Такой вид игры на виоле и привел к появлению скрипки.


Ребаб

Некоторые источники указывают на происхождение скрипки от польского инструмента скрипица или от российской скрипели, появление которых относится к XV веку. Долгое время скрипка считалась простонародным инструментом и не звучала сольно. На ней играли бродячие музыканты, а основным местом ее звучания были трактиры и кабаки.

Преображение скрипки

В XVI веке за изготовление скрипок берутся итальянские мастера, занимавшиеся производством виол и лютней. Они облекли инструмент в идеальную форму и наполнили лучшими материалами. Первым мастером, изготовившим первую современную скрипку, считается Гаспаро Бертолотти. Основной вклад в преобразование и изготовление итальянских скрипок все же осуществило семейство Амати. Они сделали тембр звучания скрипки более глубоким и нежным, а характер звучания - более многогранным. Главную задачу, которую поставили перед собой мастера, они выполнили превосходно - скрипка, как и голос человека, должна была в точности передавать эмоции и чувства через музыку. Чуть позже, там же в Италии, над усовершенствованием звучания скрипки работали всемирно известные мастера Гварнери и Страдивари, чьи инструменты на сегодняшний день оцениваются в целые состояния.


Страдивари

В XVII веке скрипка становится сольным участником оркестрового состава. В современном оркестре насчитывает около 30% скрипачей от общего числа музыкантов. Диапазон и красота звучания музыкального инструмента настолько широки, что для скрипки пишутся произведения всех жанров музыки. Великие композиторы мира писали множество непревзойденных шедевров, где главным солирующим инструментом была скрипка. Первое произведение для скрипки было написано в 1620 году композитором Марини и называлось «Romanesca per violino solo е basso».

Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь
и вселяет в нас надежду, остальное-как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
по чьему благословению я по небу лечу…

Трудно встретить в наше время человека, не имеющего представления о скрипке — основном музыкальном инструменте, относящемся к семейству смычковых. Скрипка — один из наиболее благородных, широко распространенных и совершенных музыкальных инструментов нашего времени. Царица музыки — так наиболее метко характеризуют этот удивительный по красоте звучания музыкальный инструмент. Огромные исполнительские возможности, богатство, выразительность и теплота ее тембра обеспечили этому инструменту вместе со своими сородичами — альтом, виолончелью и контрабасом ведущее положение в симфонических оркестрах, в различного рода ансамблях, в сольной исполнительской практике и в народном музыкальном быту.

История скрипки

Сведения по истории смычковых музыкальных инструментов не очень богаты и подробны, как этого хотелось бы. Из истории Индии, Ирана и других государств можно почерпнуть некоторые сведения о существовании этих инструментов свыше двух тысячелетий назад. Можно предполагать, что первые смычковые инструменты появились именно у восточных народов.
Древнейшим смычковым инструментом, по-видимому, был раванострон. Он состоял из пустого цилиндра, сделанного из тутового дерева, одна сторона которого была обтянута кожей широкочешуйчатого водного удава. Палочка, прикрепленная к этому корпусу, служит грифом и шейкой, в верхнем конце палочки сделаны отверстия для двух колков. Струны делались из кишок газели, а смычок из бамбукового дерева, изогнутого дугой, был снабжен волосами. Звук раванострона слабый, глухой, но приятный. По преданию раванострон был изобретен Раваной, царем цейлонским, за 5000 лет до н. э. Раванострон сохранился и до настоящего времени у странствующих жрецов Будды.
К последующим древним смычковым инструментам можно отнести ребаб. Ребаб (ребеб, ребек) имел корпус, сделанный из четырех деревянных пластинок, составляющих рамку, на которой натянуты два куска пергамента, образующие нижнюю и нерхнюю деки. Гриф имеет форму цилиндра и составляет вместе с головкой одно целое. Ножкой служит железный прутик, прикрепленный к грифу, который проходит через весь инструмент и служит опорой во время игры. В IX веке в сочинениях о музыке средних веков упоминается смычковый музыкальный инструмент лира —однострунный инструмент с подставкой, подгрифником и подковообразными отверстиями в деревянной деке (это не та лира, которую обычно изображают в древнегреческой мифологии).
В XIII—XIV столетии появился еще один из видов смычкового музыкального инструмента — фидель, который явился прообразом виолы. Корпус фиделя строился уже по другому принципу, чем лира. Корпус состоял из вытянутой рамки, верхней и нижней деки. Верхняя дека имела вырезы. В таком виде корпус фиделя был похож на гитару, а в дальнейшем перешел к форме виолы.
Уже в XIV столетии появилось большое количество видов виол, а в XVII веке их уже насчитывалось десятки видов. Наиболее широко применялись следующие: очень большая виола — бас; большая бас-виола де-гамба (гамбами (от итальянского гамба — нога) назывались все инструменты, которые во время игры держали между коленями, тогда как виолами де-браччио (от слова «рука») назывались в отличие от гамб все инструменты, которые во время игры держали в руках.); малая бас-виола де-гамба в пяти вариантах по настройке; тенор-виола и альт-виола де-гамба, каждая в двух вариантах настройки; кант-виола де-гамба в четырех вариантах; виола бастарда в пяти вариантах; виола де-браччио в четырех вариантах. Из этих разновидностей виол в дальнейшем развились контрабас, виолончель, альт и виолина — скрипка. Последний инструмент образовался из виолы посредством уменьшения в объеме (виолина — есть уменьшительное от слова «виола»).
Виолина — скрипка или настоящая дискантовая скрипка существует с первой половины XVI столетия. Родина ее — Северная Италия. Изобретение скрипки в таком виде, в каком мы ее знаем, приписывается итальянскому мастеру немецкого происхождения, жившему в Болонье, Гаспару Дуифопруггару (1467—1530), который изготовлял вначале виолы и лютни. Самая древняя скрипка, изготовленная в 1510 г. Гаспаром Дуифопруггаром и сохранившаяся до наших дней, хранится в Нидергейском собрании и г. Аахене. Эта скрипка была сделана для короля Франца I.
Дальнейшее свое развитие смычковые инструменты получили и XVI—XVII веках в городах Северной Италии — Брешии и Кремоне. Наиболее выдающимися мастерами в Брешии были Гаспар Бертолотти (1540—1609) и Паоло Маджини, в Кремоне — Никколо Амати, Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери дель Джезу. В то время самыми распространенными смычковыми инструментами были виолы, поэтому Бертолотти и Маджини делали главным образом эти инструменты. Но известны и скрипки их работы. Особенно ценятся скрипки Паоло Маджини, которые создали ему славу величайшего мастера брешианской школы. На скрипках Маджини играли Берио, Вьетан, Марто и другие знаменитые скрипачи.
Андреа Амати (1535—1612) был основателем кремонской школы скрипичных мастеров. Однако скрипки его работы встречаются в настоящее время редко. Сыновья Амати — Антонио (1555—1640) и Иероним (1556—1630) работали по образцу отца и тем не менее формы их скрипок уже свидетельствовали о значительном прогрессе. Сыном Иеронима — Никколо (1596—1684) заканчивается род мастеров семейства Амати, в течение полутора веков пользовавшегося всемирной славой. Они по праву считаются основателями кремонской школы, но им не суждено было довести скрипку до высшего совершенства. Это сделал величайший мастер всех времен ученик Никколо Амати — Антонио Страдивари, имя которого известно не только любому образованному музыканту, но и вообще всякому культурному человеку.
Антонио Страдивари родился в 1644 г. и по некоторым сведениям можно судить, что уже в 13-летнем возрасте начал заниматься скрипичным мастерством. К 1667 г. Страдивари закончил учение у Амати и с этого времени начал самостоятельно изготовлять смычковые инструменты. Первые самостоятельные работы Страдивари, хотя и носили явные признаки влияния учителя, однако уже отличались изяществом форм и мощным звуком. Период творческих исканий, в течение которого Страдивари выработал собственную модель, длился около 30 лет. Несмотря на то что до конца своей долгой (93 года) жизни он оставался экспериментатором, с 1695 г. существенных отклонений от разработанных им моделей уже не было.
Страдивари создал идеал скрипки как по форме, так и по звуковым качествам. Страдивари также принадлежит честь завершения формирования виолончели в том виде, в котором она дошла до наших дней.
Наиболее способным учеником Антонио Страдивари был Карло Бергонци (1686—1747), скрипки которого имеют много общего с инструментами учителя. Одним из современников Страдивари и его соперником был Бартоломео Джузеппе Гварнери — внук родоначальника династии скрипичных мастеров Андреа Гварнери. Джузеппе Гварнери было присвоено прозвище «дель Джезу», так как на этикетках своих инструментов он ставил значок, напоминающий эмблему монашеского ордена иезуитов. Сведений о жизни Гварнери почти не имеется. Долгое время была распространена легенда о том, что он последние годы провел в тюрьме и там делал скрипки, а тюремщик сбывал эти инструменты с большой выгодой для себя. Однако достоверность этой легенды весьма сомнительна.
Инструменты Гварнери отличаются от скрипок Страдивари более плоской формой деки и покрыты лаками самого разнообразного оттенка — от золотисто-желтого до вишневого. Звук скрипок сильный и сочный, особенно при игре в больших концертных залах. В связи с этим инструменты Гварнери особой популярностью пользовались в XIX веке, когда скрипки вышли за рамки тесных камерных помещений.
Существовали в Италии в XVII—XVIII веках и другие скрипичные школы — венецианская, миланская, неаполитанская, флорентийская и другие. Однако эти школы не приобрели такого значения, как кремонская и брешианская.
Свой вклад в развитие скрипичного мастерства внесли и другие страны. Во Франции скрипка появилась позднее, чем в Италии. Одним из первых скрипичных мастеров во Франции был Каспар Тифенбруккер (1553—1571), он же Дунфопруггар — житель Лиона. Однако скрипки его работы до наших дней не сохранились. Известны в настоящее время только виолы, изготовленные Тифенбруккером.
Наиболее выдающимся из ряда других французских мастеров считают Никола Люпо (1758—1824). Люпо вышел из семьи, которая на протяжении нескольких поколений занималась производством скрипок. Он работал сначала в Орлеане, а затем в Париже. В своих работах Люпо опирался на модели скрипок Страдивари. Однако его инструменты, хотя и отличались громким звуком, но по богатству тембра уступали итальянским образцам.
Из французских мастеров XIX века всемирную славу завоевал Жан Батист Вильом (1798—1875). В 1819 г. Вильом приехал в Париж и там начал делать инструменты для скрипичного мастера Франсуа Жано, сконструировавшего оригинальную модель скрипки без углов и имевшего в связи с этим временно крупный успех своим нововведением. Под руководством высокообразованного Жано Вильом напряженно изучает образцы инструментов прославленных итальянских мастеров, а затем усиленно копирует модели Гварнери, Страдивари, да так искусно, что его работы принимают за оригиналы. Вильом был величайшим знатоком старинных инструментов, громадное количество которых прошло через его руки. Он был невероятно трудоспособен: им было изготовлено около 3000 инструментов. Вильом был непревзойденным мастером смычков, его виолончели имели превосходные концертные качества.
Большую известность получили тирольские скрипки. Тироль — это маленькая горная страна в Альпах, жители которой издавна зинимались резьбой по дереву, а также изготовлением музыкальных инструментов. Самым крупным скрипичным мастером, пользовавшимся в XVII веке чрезвычайной популярностью в Западной Европе, был Якоб Штайнер (1621 —1683). Скрипки Штайнера были похожи по форме на инструменты Никколо Амати, но отличались более высокими сводами дек; звучание инструментов Штайнера имеет мягкий, лирический характер. Было время, когда скрипки Штайнера ценились в несколько раз дороже инструментов Страдивари. Подлинных инструментов работы Штайнера в настоящее время очень мало. Встречающиеся ныне скрипки с этикетками Штайнера являются ничем иным, как подделкой, которой занимались тирольские мастера — последователи Штайнера.
Из немецких мастеров, следовавших образцам Страдивари, выдающихся успехов достигли Бахман, Хунгер, Эрнст и некоторые другие, работавшие в конце XVI II и первой половине XIX века.
В Англии узнали и оценили работы итальянских мастеров значительно позже. Английские мастера копировали Штайнера, а позднее скрипки Маджини, Амати и Страдивари. Известны английские мастера Барак Норман (1678—1740), Ричард Дьюк (работал с 1750 по 1780 г.), Беджамен Банке (1727—1795). Последователем Дьюка был Додд, замечательные смычки которого получили широкую известность.
Из голландцев наиболее известен Генбрик Якобе, работавший в Амстердаме с 1690 по 1712 г., ученик Никколо Амати. Большинство скрипок работы Якобса уже давно снабжены этикетками с именем Амати и обращаются в продаже как подлинные инструменты этого мастера.
В Польше в XVI веке работал замечательный мастер Мартини Гроблич (1555—1610), вероятно, ученик Маджини, следовавший ею образцам. Инструменты Гроблича превосходны и сейчас являются полноценными концертными инструментами. Кроме скрипок, Гроблич делал много виол, которые по технике выполнения, изяществу форм и чудесному звучанию являются шедеврами мирового значения. Из других известных скрипичных мастеров Польши можно назвать имена Яна Даккварта и Гроблича младшего (первая половина XVIII века), Миколая Савицкого (1792—1850), Кпучинского (конец XIX- начало XX века).
В Чехословакии скрипичное мастерство является распространенной профессией. Первые скрипичные мастера пришли в Чехию из Тироля и Баварии в конце XVI века. Наиболее талантливыми мастерами Чехии являются Томаш Эдлингер (1662—1729), Ульрик Эберле (1699—1768), выходец из Тироля, в 1725 г. основавший в Праге собственную мастерскую. В свое время Эберле считался лучшим мастером Центральной Европы; Кашпар Стрнад (1759 1823) работал по моделям Страдивари. Его скрипки пользуются известностью далеко за пределами Чехословакии. Из пражских мастеров XX в. можно назвать Франца Шпидлена (1867—1916), его сына Отакара Шпидлена (1895—1938), талантливого высокообразованного мастера и инструментоведа.

Истрия скрипки в России

Смычковые инструменты в России появились, по-видимому, в очень отдаленное время. Факт существования подобных инструментов в XI веке подтверждается изображением на фреске Киевского Софийского собора фигуры музыканта, держащего у плеча, подобно скрипке, смычковый инструмент. Первое литературное упоминание о скрипке в России было в 1596 г. в словаре Лаврентия Зизания, а одно из самых ранних дошедших до нас изображений — в 1692 г. в «Букваре» Кариона Истомина. Можно предполагать, что скрипка уже в близком к классическому типу виде появилась в России к началу XVI в. В некоторых литературных источниках указывается предположительно, что предшественником скрипки был своеобразный смычковый инструмент, называемый «суной». Такой инструмент бытовал в народной исполнительской практике до второй половины XIX века.
Суна имеет корпус скрипки и по своему устройству ее можно отнести к предшественнице скрипки — смычковой лире. Но если лира имела одиннадцать и более струн, то у суны, так же как и у скрипки, было лишь четыре струны. Наибольшее распространение смычковые инструменты получили на юге России — Молдавии, Украине, а также в Белоруссии и Поволжье.
Хотя скрипки и другие смычковые инструменты были широко распространены в народе, в среду правящих классов эти инструменты проникали лишь в исключительных случаях. Объясняется это постоянным враждебным отношением со стороны церкви, рассматривавшей эти инструменты как «бесовские игры». Не удивительно, что русские народные скрипки XVI и XVII веков, как и другие инструменты, предшествующие им, не сохранились до наших дней. Лишь в XVIII веке смычковые инструменты получили широкое распространение.
В XVIII веке появляются выдающиеся русские скрипачи-концертанты, среди которых замечательный артист и композитор Иван Евстафьевич Хандошкин. В что же время появляются и мастера по изготовлению смычковых инструментов. Вначале — это иностранцы, приглашенные в Россию, а затем и русские. Среди русских мастеров XVIII и XIX веков было много крепостных, обслуживающих оркестры своих господ. Материалы, из которых эти мастера делали свои инструменты были местные. Наряду с елью для верхних дек применялась сосна. Для изготовления нижних дек употреблялись клен, береза, ольха, липа. Среди работ крепостных мастеров были и весьма удачные инструменты, однако имена этих русских умельцев остались в большинстве неизвестными.
Одним из первых известных талантливых русских мастеров является Иван Андреевич Батов (1767—1841) —крепостной графа Шереметева. В 17 лет Батова отдали в обучение московскому инструментальному мастеру Василию Владимирову. Уже в 1789 г. после обучения в штатах крепостного театра Шереметева значился скрипичный мастер Иван Батов. До Отечественной войны 1812 г. Батов широкой известности не имел. Она пришла к нему только и 1814 г., когда Батов поднес Александру I скрипку своей работы и получил за нее награду 2000 руб. В 1822 г. Иван Батов сделал виолончель, высоко оцененную знаменитым виолончелистом того времени Б. Ромбергом. Батов поднес этот инструмент графу Д. Н. Шереметеву и получил за нее вместе со своей семьей вольную. В 1829 г. Батов представил свои инструменты на петербургскую выставку и получил за скрипку и виолончель Большую серебряную медаль. Батов не терпел поспешности в работе. Имеются сведения о том, что он, работая ежедневно напряженнейшим образом, затрачивал около трех месяцев на изготовление скрипки и около пяти месяцев на изготовление виолончели.
Считая, что для качества звука инструментов одним из важнейших условий является наличие старой выдержанной древесины, Батов затрачивал большие средства на ее приобретение. У Батова до последних дней жизни сохранился запас древесины, заготовленной им еще при Екатерине 2. За свою жизнь Батов изготовил сравнительно небольшое количество инструментов: 41 скрипку, 3 альта и 6 виолончелей, не считая тех, которые он делал для оркестра Шереметева. Кроме этого, Батов изготовил несколько контрабасов, а также делал превосходные гитары. К сожалению, подлинные инструменты Батова встречаются очень редко. Большинство инструментов, приписывавшихся Батову, являются подделками. Пользуясь популярностью Батова, некоторые мастера позже вклеивали в различные, чаще всего в инструменты иностранного происхождения, этикетки с именем прославленного русского мастера и таким образом вызвали значительную путаницу в определении его творчества.

Конструкция скрипки

- завиток

Пяточка

Верхняя дека

Обечайки

Нижняя дека

Подставка

Подгрифок