Методическая разработка по чтению (2 класс) на тему: Тема: В.А.Осеева «Хорошее. Изучение нового материала. Универсальные учебные действия

Главный герой рассказа В.Осеевой «Хорошее» — мальчик Юра. В одно прекрасное утро захотелось ему сделать хорошее дело. Сначала он мечтал спасти сестренку, если та вдруг станет тонуть. Но в это время подошла сама сестренка и попросилась на прогулку с Юрой. Мальчик отмахнулся от сестренки – она мешала ему мечтать.

Потом он воображал, как спасет няню от волков, но сам при этом на просьбу няни убрать посуду ответил отказом. Затем был пес Трезорка, которого Юра мечтал вытащить из колодца, но не обратил никакого внимания, что пес очень хочет пить.

Юра так ничего и не придумал, но ему очень хотелось сделать хорошее дело. В конце концов, он пошел за советом к маме. А мама долго не думала и посоветовала Юре сходить с сестренкой на прогулку, помочь няне с уборкой посуды и напоить собаку водой.

Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа «Хорошее» состоит в том, что самое хорошее, доброе дело – это помощь всем окружающим. Не надо выдумывать какие-то особенные хорошие дела, надо только внимательно посмотреть вокруг и понять, кому и какая помощь нужна. Рассказ учит быть внимательным к людям и помогать тем, кто нуждается в помощи. Мечтать не вредно, но лучше почаще присматриваться к тому, что происходит в реальной жизни.

В рассказе «Хорошее» мне понравилась мама Юры, которая дала ему абсолютно правильные советы по поводу того, какие хорошие дела надо сделать мальчику.

Какие пословицы подходят к рассказу В.Осеевой «Хорошее»?

Не стоит жить в мечтах.
Доброму человеку помощь не в тягость.
Мама – лучший советчик.

На этом уроке вы познакомитесь с рассказами Валентины Осеевой «Хорошее» и «Просто старушка», проанализируете их; поговорите о доброте и добрых поступках.

Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств (рис. 2).

Рис. 2. Киевский институт искусств ()

В 1923 году семья Осеевых переезжает в Москву.

С 1937 года Осеева начинает печатать свои книги. Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборники «Рыжий кот», «Волшебное слово» (рис. 3), «Отцовская куртка».

Рис. 3. Обложка сборника «Волшебное слово» ()

Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорных (рис. 4).

Рис. 4. Валентина Осеева за работой ()

Педагогом она проработала шестнадцать лет, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны.

Заслуги Валентины Александровны в деле подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть «Васёк Трубачёв и его товарищи» (рис. 5).

Рис. 5. Медаль Сталинской премии ()

«Васёк Трубачёв и его товарищи» - трилогия. Трилогия - это три произведения, у которых один автор. Они также объединены замыслом, а их сюжет отличается преемственностью.

По второй части создан кинофильм, который называется «Отряд Трубачёва сражается» (рис. 6).

Рис. 6. Обложка книги «Васёк Трубачёв и его товарищи» ()

Валентина Александровна Осеева прожила 67 лет

Прочитайте рассказ «Хорошее», который был напечатан в сборнике «Рассказы для детей».

Хорошее

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

- Погуляй со мной, Юра!

- Уходи, не мешай думать!

Рис. 7. Иллюстрация к рассказу «Хорошее» ()

Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

- Убери посуду, Юрочка.

- Убери сама - некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет:

«Дай мне попить, Юра!»

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

- Что бы мне такое хорошее сделать?

Погладила мама Юру по голове:

- Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

В рассказе мы видим хорошие мечты, хорошие желания мальчика, но его поступки не очень хороши. Он мечтал совершить подвиг, помочь своим близким, а на самом деле сидел и ничего не делал, а когда его о чём-то просили, отвечал грубо.

Такого мальчика можно назвать фантазёром - он только мечтает, а на самом деле ничего не делает. Но чтобы совершить подвиг или помочь своим близким, не нужно ждать особого случая, нужно действовать.

Какие пословицы подходят к этому рассказу:

  • Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
  • Делу время, а потехе - час.
  • Друзья познаются в беде.
  • Добрый человек доброму и учит.
  • Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

Ответ: первая пословица (Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить ).

Действующие лица рассказа «Хорошее»:

  • Автор
  • Сестрёнка

Прочитайте отрывки рассказа выразительно:

А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А Юра опять думает:

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

(рис. 9) тут как тут. Хвостом виляет:

«Дай мне попить, Юра!»

- Пошёл вон! Не мешай думать!

Слова мальчика, обращённые к сестре, няне и собаке надо читать грубо, резко.

А сестрёнка (рис. 10) тут как тут:

- Погуляй со мной, Юра!

- Уходи, не мешай думать!

Рис. 10. Сестра мальчика ()

А няня (рис. 11) тут как тут:

- Убери посуду, Юрочка.

- Убери сама - некогда мне!

Рис. 11. Няня мальчика ()

Прочитайте рассказ Валентины Осеевой «Просто старушка»

Просто старушка

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет, - ответил мальчик.

- Мама? - удивилась подружка.

- Нет!

- Ну, тётя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! - ответил ей мальчик. - Это просто старушка!

Рис. 12. Иллюстрация к рассказу «Просто старушка» ()

Мальчик так поступил, потому что он увидел, что старушке нужна помощь. А девочка задавала вопросы, потому что никак не могла понять, зачем он бросился помогать посторонней старушке. Мальчик поступил очень правильно, потому что всегда надо помогать пожилым людям, не выясняя, знакомый это вам человек или нет.

Рассказы Осеевой заставляют задуматься о таких качествах, как доброта, внимание, отзывчивость, о том, что нужно делать добрые дела не на словах, а на деле.

Каждый может совершать хорошие поступки каждый день: поиграть с младшими, убрать посуду, убрать игрушки и совершенно не ждать за это награды. А наградой станут улыбки и добрые слова ваших близких.

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста.

Если доброта как солнце светит,

Радуются и взрослые, и дети.

Доброту можно сравнить с солнцем, а его лучами являются добрые дела.

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  3. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  1. Rulibs.com ().
  2. Metod-kopilka.ru ().
  3. Festival.1september.ru ().

Домашнее задание

  1. Прочитать выразительно рассказ «Хорошее» с родителями по ролям.
  2. Подобрать к рассказам «Хорошее» и «Просто старушка» 2-3 пословицы.
  3. Вспомнить, какие добрые поступки вы совершали, рассказать о них.

Ход урока:

I . Орг. момент

Все мы знаем, был звонок, начинаем наш урок!

II . Настройка на урок

    Урок литературного чтения. - Для того чтобы получить знания на уроке и уметь ими пользоваться, нам необходимы определённые личностные качества. Какие?

В нимание, старание, желание работать дружно, активно, уважая мнение говорящего, не стесняясь высказывать своё мнение по возникшим вопросам.

III . Подготовка к работе

1) Разминка речевого аппарата

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

Для чего нужны скороговорки? (Чтобы правильно произносить все звуки языка. Улучшается речь)

    Какие правила чтения скороговорок мы знаем? (Сначала надо читать медленно, затем в обычном темпе, а потом быстро.)

Читаю вместе с детьми.

    Проговорите шёпотом медленно, проговаривая каждый звук. Теперь прочитайте в обычном темпе. А сейчас постарайтесь прочитать быстро.

Проверка домашнего задания.

    какое произведение мы изучали на прошлом уроке. Кто помнит автора этого произведения?

Читаю вопросы:

Как зовут мальчика?

Что было в руке у старика?

Как зовут девочку?

Кто пекла пирожки?

На чем сидел старик в начале рассказа?

Кого попросил Павлик, чтобы его взяли кататься на лодке?

Где Павлик нашел бабушку?

Что пекла бабушка?

На чем чертил старик зонтиком?

Что попросил Павлик у Лены?

На чем хотел покататься Павлик?

Куда положил Павлик руку, когда попросил брата взять его покататься?

Как назвал старика Павлик?

Какое волшебное слово сказал старик?

    Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством В.А.Осеевой.

    Творчество В. А. Осеевой

Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств.

В 1923г. семья Осеевых переезжает в Москву. В 35 лет она начинает печатать свои книги. Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборники “Рыжий кот”, “Волшебное слово”, “Отцовская куртка”, “Простое дело".

Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Она проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны.

    Ребята, кто такие беспризорники? (Человек, оставшийся без присмотра, живущий на улице, бездомный.)

Заслуги Валентины Александровной Осеевой в деле воспитания подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть “Васёк Трубачёв и его товарищи”. Это трилогия. По II части создан кинофильм “Отряд Трубачёва сражается”.

Осеева прожила 67 лет.

Для детей, читающих её книги, она написала вот это письмо.

Дорогие ребята!

- Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

- Не знаю. Я о нем не думала.

Мама огорчилась.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать.

В.Осеева. (Из предисловия к книге:

Осеева В. Три сына. М.:Детская литература, 1975.)

Чему хотела научить детей В.А.Осеева?

О чём, о ком её рассказы, догадались? (О детях, их хороших и плохих поступках)

С каким произведением мы сегодня познакомимся на уроке, прочитайте (на слайде)?

Предположите, о чём может говориться в этом рассказе?

Что означает слово «хорошо», "хороший"? (Значит, достойно, прилично, о человеке с образцовым поведением говорят, что он хороший.)

2. Работа над рассказом "Хорошее"

1) Первичное чтение рассказа (учитель)

Я прочитаю рассказ,а вы подмечайте всё хорошее в этом рассказе.

П роснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

Погуляй со мной, Юра!

1 остановка

Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестрёнка, отошла.

А Юра думает:

«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

Убери посуду, Юрочка.

2 остановка

-Как вы думаете, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?

Убери сама - некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

3 остановка

-Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?

Пошёл вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

Что бы мне такое хорошее сделать?

2) Проверка первичного восприятия.

Ожидали ли вы, что у рассказа может быть такой конец?

Рассказ называется "Хорошее". Как вы думаете, что хорошего в рассказе? Как можно назвать одним словом? (мысли, желания)

А есть ли такое в рассказе, что вам не понравилось? (поступки Юры)

3) Чтение рассказа детьми

- А теперь внимательно прочитаем весь рассказ и выделим то, о чём думал Юра, о чём он мечтал?

Откройте учебники. Читаем по частям.

4) Гимнастика для глаз .

После чтения выполним гимнастику для глаз. Встали возле своих парт.

Вверх-вниз, влево- вправо. Зажмурились, широко открываем глаза.

Представьте себе, что ваш нос стал длинным и вы можете им рисовать. Закрываем глаза, и с закрытыми глазами нарисуйте что-нибудь хорошее, красивое.

5) Анализ произведения. Выборочное чтение:

Итак, насколько вы были внимательны во время чтения, сможете ли ответить на мои вопросы.

Скажите, почему мальчику Юрику захотелось сделать что-нибудь хорошее?

В какое время суток происходит действие рассказа?

Какая погода была в тот день? Найдите и прочитайте эти строки.

Прочитайте о чём мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).

Есть ещё слово сестра. А чем отличаются между собой слова сестра и сестрёнка ?

- Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)

О чём он мечтал потом? Прочитайте. (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)

Что можете сказать об этой мечте?

Прочитайте о чём Юрик ещё мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)

- Что можете сказать об этой мечте?

Итак сделайте вывод, какие мечты были у Юры? (Мечты у Юры были хорошие)

- А теперь посмотрим на его поступки.

Найдите в тексте и прочитайте разговор Юры с сестрой.

Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)

А как он поступил? (Он обидел сестру)

Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)

Как он разговаривал с сестрой? (Грубо)

Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи не мешай думать)

- Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)

Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)

Прочитайте диалог Юры и няни.

Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)

- А как он поступил? (Обидел няню)

Как он с ней разговаривал? (Грубо)

Что он ей сказал? (Некогда мне)

А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)

- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)

Прочитайте, как Юра общался с Трезором. Что Трезорка будто бы хотел сказать Юре?

Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).

Как он поступит с Трезором? (Прогнал его)

Сделайте вывод: какие же были поступки Юры?

Мысли и желания Юры были хорошие, а вот его поступки плохие.

Каким вы себе представляет Юру, был ли он плохим, злым мальчиком? (Нет, просто он не знал, как он может сделать хорошее)

Какой совет вы можете дать Юре? Что бы ему сделать хорошего?

Как вы думаете, какой совет дала Юре мама?

В. Осеева написала этот рассказ очень давно. Когда рассказ был напечатан первый раз, то он заканчивался так: «Что бы мне такое хорошее сделать?» - спрашивает Юра. А мама и отвечает: «Погуляй с сестренкой, помоги няне, напои собаку».

Почему в следующем издании Осеева изменила конец этого рассказа? (Чтобы дети сами догадались, что надо Юре сделать.)

Да, ребята, хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях. Я надеюсь, вы своим родным помогаете по-настоящему. Наша физминутка так и называется "Помогаем маме".

5) Физминутка

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)

6) Работа по характеристике Юры

Продолжим разговор о главном герое рассказа - Юре.

Хотел ли Юра что-то сделать для себя?

Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?

Кто такой герой? (Герой - это тот, кто совершил подвиг.)

О ком думает Юра на самом деле? Думает ли он на самом деле о своих близких - сестрёнке, няне, Трезорке?

(Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

Как считаете, можно ли сделать что-то хорошее, когда думаешь только о себе, а не о других людях?

На партах у вас лежат листочки с разными личностными качествами человека. Переверните и положите поближе к себе. Работать будете в парах. Вам необходимо выбрать и отметить те качества, которые соответствуют характеру Юры. Чья пара будет готова покажите свою готовность.

Мужественный +

трусливый

Непослушный +

послушный

вежливый

думающий о себе +

внимательный

Заботливый +

      Проверим, что вы выбрали и почему именно это качество.

V . Итог урока. Рефлексия.

Итак, мы прочитали и разобрали рассказ.

Как вы думаете, зачем В. Осеева написала рассказ « Хорошее»? (Чтобы дети совершали хорошие дела.)

Вспомните, какие добрые дела недавно вы совершили?

    Будете ли вы ждать награды за свои поступки?

Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я - да, да, да!

Будем старших уважать?

-Да!
Будем дерево сажать? ---Да!
Будем маме помогать? --Да!
А братишку одевать?

-Да!
Позаботимся о кошке? --Да!
Птицам мы насыплем крошки?

-Да!
Позаботимся о друге? ---Да!
И цветы польем на клумбе?

-Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет»

-Да! Да! Да!

Я желаю, чтобы вы совершали только добрые дела и поступки. - Помните, что "Жизнь дана на добрые дела".

Все рассказы В.А. Осеевой интересны и поучительны. Я рекомендую прочитать их.

VI . Домашнее задание

Пересказ текста.

Интересно - не интересно

Не устал - устал

Доволен собой - не доволен собой

Старался - не старался

Волновался на уроке - не волновался

VII . Выставление оценок

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Тыр Тырского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края

Населённый пункт: п. Тыр Хабаровский край Ульчский район

Тип учебного материала: Методическая разработка урока литературного чтения в условиях реализации ФГОС во 2 классе по теме: «В. Осеева «Хорошее»»

Предмет: Литературное чтение

УМК: « Гармония»

Тема: В. Осеева « Хорошее »

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В. Осеевой «Хорошее»

Задачи урока:

Обучающие:

Способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;

Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;

Создать условия для выразительного чтения;

Развивающие :

Формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;

Воспитательные:

Воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;

Воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности;

Планируемые результаты обучения и формирования УУД:

Предметные умения:

Составлять план текста, используя иллюстрации;

Метапредметные умения:

Регулятивные:

Выполнять учебное задание по алгоритму;

Адекватно оценивать результат выполнения учебного задания;

Познавательные:

Определять тему и основную мысль произведения и обосновывать своё мнение;

Подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор;

Коммуникативные:

Адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

Личностные умения :

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения;

Оборудование:

Учебник О.В. Кубасова «Литературное чтение» 2 класс, ч.3, Смоленск «Ассоциация 21 век», 2012г

Выставка книг В. Осеевой;

Приёмы работы: технология критического мышления, обращение к личному опыту .

Ход урока:

Мотивация.

- Ребята, для того чтобы сегодня на уроке получить новые знания, нам необходимы такие же качества характера, как и у пчёлки . Назовите их ! ( трудолюбие, взаимопомощь, дружба, внимание, терпение, прилежание)

- Берём все эти качества с собой на урок, они нам очень пригодятся.

Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. Автор вам уже знаком по изученным произведениям. Составьте его фамилию из букв. (СЛАЙД 1)

Рассмотрите выставку книг В. Осеевой. (СЛАЙД 2) Какие книги вам знакомы? («Добрая хозяюшка», «Всё вместе», «Сторож», «Кто наказал его?», «Плохо»)

Все ли произведения мы читали на уроках литературного чтения? (Нет. Произведение В. Осеевой « Хорошее » мы ещё не читали.)

Как вы думаете, какие задачи мы поставим на сегодняшний урок? (Вспомнить, что мы знаем о В. Осеевой, научиться бегло и грамотно читать произведение, выяснить для чего мы изучаем это произведение.)

Посмотрите (СЛАЙД 3) на ленту жизни писательницы и вспомните по датам о жизни писательницы. (Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. В 1923г. семья Осеевых переезжает в Москву. С 1937г. она начинает печатать свои книги. Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборник «Рыжий кот», «Волшебное слово», «Отцовская куртка», «Простое дело». Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Она проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть “Васек Трубачев и его товарищи”.)

Для детей, читающих её книги, она написала вот это письмо. (СЛАЙД 4)

Чему она хотела научить детей? ( научиться читать и думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных)

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведениями В. Осеевой с рассказом - «Хорошее». Предположите, о чём этот рассказ? (Заполнить на доске древо предсказаний)

Осмысление: первичное восприятие и усвоение нового материала.

- Чтение учителем рассказа.

Кто правильно определил, о чём будет рассказ?

Какой это рассказ - веселый или грустный? Почему?

Как зовут главного героя?

Какое желание однажды появилось у Юрика?(Сделать самому что-то хорошее)

О чем мечтал мальчик?

Как он отвечал сестре, няне, Трезорке?

Как вы думаете, мог ли мальчик сделать что-нибудь хорошее людям, которые его окружали? Почему?

Почему рассказ назвали «Хорошее»? (Хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях»)

Физминутка.

Мы немножечко устали,

А теперь все дружно встали.

Раз - поднялись, потянулись,

Два - согнулись, разогнулись,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - ровно стать.

Вторичное закрепление учебного материала

Прочитайте рассказ в парах по «цепочке» и отметьте то, что было хорошим в нём.

Что хорошего в произведении? (Мысли, желания Юры.)

Что вам не понравилось? (Поступки мальчика. Он мечтал кому-то помочь, но обязательно так, чтобы стать героем.)

Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими? Почему?

Героическим поступком можно назвать поступок, который совершается в трудных условиях, это добрый и благородный поступок для других людей. Предположить, что сейчас я выполню героический поступок, невозможно, это незапланированный поступок.

Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестрёнка тонет, а он ее спасает.

Что сестрёнка испытывает в этот момент? (ужас, страх)

А что испытывает няня, Трезорка?

О ком думает Юра на самом деле? Почему?

Каким вы себе представляете мальчика? Из словаря (СЛАЙД 5) подберите нужные слова. (Грубый, резкий, невежливый, мечтатель)

Сколько действующих лиц в рассказе?

Ребята, обратимся к тексту учебника: кто должен читать слова, после авторских слов: «Юра думает…»?

Есть ли слова у Трезорки? Прочитайте. (То, что думает собака, как будто хочет сказать)

Задание по группам: распределить роли и подготовить выразительное чтение по ролям.

Проверка выполнения задания учащимися и оценивание.

На странице 35 учебника изображены иллюстрации к рассказу. Пронумеруйте картинки по порядку и подберите к каждой картинке заголовок.

Коллективная проверка выполнения учащимися работы.

Юрик проснулся.

Просьба сестрёнки.

Нянина просьба.

Трезорка хочет воды.

Совет мамы.

Что получилось, когда вы расположили картинки по порядку? (картинный план)

Что получилось, когда вы дали название каждой картинке? (составили словесный план)

В. Осеева написала этот рассказ очень давно. Когда рассказ был напечатан первый раз, то он заканчивался так: «Что бы мне такое хорошее сделать?» — спрашивает Юра. А мама и отвечает: «Погуляй с сестренкой, помоги няне, напои собаку». В следующем издании В. Осеева изменила конец этого рассказа. Как вы думаете, почему?

Какое отношение к Юре у вас появилось?

Какой совет вы можете дать Юре?

Какая пословица подходит к нашему рассказу? Почему? (СЛАЙД 6)

Рефлексия

Какую учебную задачу мы ставили на урок?

Удалось ли нам решить поставленную задачу?

Чему учит рассказ В. Осеевой «Хорошее»? (СЛАЙД 7)

Какие хорошие поступки вы можете совершать каждый день?

Будете ли вы ждать за это награды?

Домашнее задание: Пересказать рассказ В. А. Осеевой. Приготовить рассказ о каком-нибудь вашем хорошем поступке.

- Ребята, наш урок я хотела бы закончить словами (СЛАЙД 8)

Я хочу, ч тоб добрыми вы были!

Слов волшебных не забыли!

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями!