Верхняя дека. Устройство акустической гитары. Чем болеют гитары

Поэтому будем сегодня более углубленно говорить о самом главном, – какое дерево для акустической гитары используют во время производства, а также, какими свойствами обладает та или иная порода древесины.

Как вы знаете, на звучание любого типа гитар (особенно на акустические) влияет большое количество факторов – форма и размер инструмента, вес грифа, крепление пружин и т.д. Но, конечно же, самое главное в любой гитаре – это дерево, ведь именно от него во многом зависит качество звучания.

Опытные слушатели гитарной музыки знают, что звучат все гитары по-разному, в основном это явление объясняется разницей в сортах древесины, из которой их изготавливают. Поэтому, сейчас мы попытаемся разобраться, отбросив все условности и мелкие детали, каким образом различные породы дерева влияют на звук гитары.

Честно говоря, для изготовления гитар применяют огромное количество разных сортов, что вспомнить их все сразу будет довольно сложно. Зато есть, так называемые, «традиционные» сорта, о которых мы и будем дальше говорить.

Верхняя дека

Это наиболее влияющая на звук часть акустической гитары, поэтому начнем именно с нее. Для изготовления верхней деки есть два стандартных сорта дерева – кедр и ель. Кедр (cedar), как правило, имеет «обволакивающее» и более мягкое звучание, а ель (spruce), наоборот, обладает более звонким и резким звучанием.

В акустических гитарах наиболее часто применяют сорт ели под названием «ель ситхинская» (sitka spruce). Произрастает она как в США, так и в Европе. Цены на нее умеренные, т.к. эта порода не является редкой. На более дорогих гитарах можно увидеть верхнюю деку, сделанную из «немецкой ели» (engelmann spruce), ареал произрастания которой в основном находится в Канаде и Альпах.

Этот сорт древесины, в отличие от обычное ели, немного мягче, поэтому звучание не такое резкое. Цвет у немецкой ели имеет бело-молочный оттенок. Хорошо отличить эти два сорта можно по старым инструментам, где немецкая ель с годами становится слегка желтоватой, а обычная ель приобретает золотистый цвет.

На акустических гитарах стоимостью более 3000$, в очень редких случаях, можно встретить еще один сорт под названием «красная ель» (аdirondack spruce). Эта разновидность довольно дорогая и достаточно редкая, обладающая звонким, но более глубоким звуком, в отличие от обычной ели. Именно этот сорт в гитаростроении когда-то считался стандартом, но в нынешнее время основную массу гитар все же делают из ситхинской ели. Поэтому сегодня ель и кедр можно считать самыми популярными породами дерева для изготовления верхней деки.

Сочетание этих двух сортов дает специфическое звучание инструмента – ель более звонкая, а кедр придает более мягкий оттенок. Возможно, вы не знали, но ель подобна коньяку – чем она старше, тем более глубокий звук она приобретает и становится только лучше. Кедр же этим свойством не обладает, зато очень популярен в классических гитарах. Иногда попадаются довольно дорогие и приятно звучащие инструменты, корпус которых полностью выполнен из красного дерева (коа), но это все же исключение из вышеописанных стандартов производства.

Нижняя дека и обечайка

Изготавливают их обычно из одинаковых материалов. Чаще всего это клен (maple), красное дерево (mahogany), и палисандр (rosewood). Стандартом принято считать последние два, поэтому все остальные сорта принято сравнивать в первую очередь с ними. А вот все то, что хорошо для электрогитар, не всегда уместно для акустики. К примеру, липа (basswood) и ольха (alder) практически не используются для изготовления акустических гитар. Так какое дерево лучше?

Начнем с красного дерева. Этот сорт придает гитаре мягкий «ровный» звук средней глубины, где хорошо звучит в отдельности каждая струна. Поэтому, если вы любите играть переборами, то гитара из красного дерева будет отличным выбором для вас. А вот при использовании во время записи микрофона или внутреннего звукоснимателя, это дерево также дает замечательные результаты.

А чем же хорош палисандр? Это дерево отличается более глубоким «вязким» звучанием, особенно это можно почувствовать на басах. Гитары из палисандра хороши для игры в акустическом оркестре, для ритмических партий, а также для тех музыкантов, которые любят более глубокий звук. По отдельности струны слышны немного хуже, но зато можно получить объемный и сложный звук, играя боем. Записываться через микрофон будет немного сложнее, а вот при использовании встроенной электроники результаты вас не разочаруют.

Что касается остальных сортов, то клен, к примеру, обладает более звонким и резким звуком. Он ближе к красному дереву, но все же при этом не имеет той мягкости и мелодичности звучания. Орех (walnut) также довольно известное в гитаростроении дерево, звучание которого не очень глубокое, но довольно звонкое и если сочетать его вместе с кедром, то получается очень хороший инструмент.

Хотелось бы отдельно слово сказать о гавайской коа (koa), которая становится довольно популярной в последнее время. Звук у этого дерева довольно специфичный – немного глуховат, но при этом достаточно глубокий и мягкий без выраженной звонкости. Если звуком коа не может особо похвастаться, то вот внешний вид у нее на 5+, т.к. это один из самых красивых сортов древесины.

Еще есть бразильский палисандр, который считается элитным деревом для акустической гитары. В гитаростроении до 69-го года его использовали практически все производители, но потом был наложен запрет на его экспорт правительством Бразилии. Поэтому теперь приходится отдавать около 2000$ за две хорошие дощечки для стенок гитары, а это мало кому сейчас по карману. В связи с этим, основная масса акустических гитар изготавливается из палисандра, который экспортируют из других стран.

Еще один фактор, который влияет на акустические свойства той или иной древесины – место его происхождения, т.е. один и тот же сорт, произрастающий в разных странах, может немного отличаться по своему звучанию. Список разновидностей дерева еще можно было бы долго продолжать, но все перечислить просто не возможно в рамках данной статьи. Самое главное то, что мы рассмотрели основные сорта, которые наиболее часто встречаются в акустике. Все остальное – исключение, нежели правило.

На основе вышеописанного можно сделать вывод, что перед началом изготовления гитары, толковый мастер, в первую очередь думает о том, какое звучание инструменту он хочет придать в итоге. Когда же будет отдано предпочтение тому или иному звуку, остается самое важное – выбор материала для верхней и нижней деки. Понятия «мягкий звук» или «глубокий звук» здесь весьма относительны, но все же большинство гитаристов и мастеров согласны с этими терминами.

Гриф акустической гитары

Гриф, его накладка, а также струнодержатель практически не влияют на звук, хотя есть такие музыканты, которые утверждают обратное. Возможно, они обладают особым слухом, который у большинства гитаристов не так развит. Тут спорить можно очень долго. Грифы в большинстве своем делают из красного дерева либо из клена. Последний сорт, все же, используют чуть реже. Это относительно недорогие и достаточно твердые породы.

На классических гитарах часто можно встретить кедровый гриф с вклеенной полоской эбони (черное дерево), которое по своим физическим свойствам очень твердое, поэтому из него также принято делать струнодержатели и накладки. Эбони еще и достаточно дорогое дерево, используют его при создании гитар ручной работы и в элитных моделях именитых брендов. Вам же, скорее всего, попадется инструмент с палисандровой накладкой и струнодержателем.

Палисандр хоть и мягче черного дерева, но тоже достаточно хорош и вполне пригоден. Хотя есть музыканты, которые утверждают, что накладка из эбони приятнее, и что играть им на таких инструментах легче. Но вряд ли кто может, из большинства гитаристов, с закрытыми глазами отличить накладку из черного дерева от палисандра путем взятия на грифе ноты или аккорда. Поэтому не стоит слишком заморачиваться насчет этого.

Бытует мнение, что дерево, из которого изготовлены пружины, также придает звучанию свой оттенок, но по большому счету, здесь наиболее важны параметры самой формы и размера пружин, которые практически всегда делают из того же материала, что и верхняя дека.

Если вы столкнетесь с выбором акустической гитары, то как минимум в 9 случаев из 10, инструменты, предлагаемые в музыкальных магазинах будут сделаны из дерева, описанного выше. Если кто не знает, то большинство гитар среднего ценового диапазона делают не из цельного, а из ламинированного дерева. В последнее время такие инструменты по качеству становятся все лучше и лучше. Не опытный, да и бывалый музыкант тоже, не всегда поймет по звуку какое дерево у него в руках, цельное или ламинированное.

Но здесь все же стоит отдать предпочтение той гитаре, у которой верхняя дека будет все же из «настоящего» дерева, т.е. цельная, а остальное все уже не так важно. Но в чем же разница? Влияние дерева на звук в ламинированных гитарах существенно меньше, т.к. прессованные слои вибрируют не так свободно, как это может делать цельная деревянная пластина, поэтому такие гитары лишены своей «индивидуальности».

Расположение волокон – тоже немаловажный момент, который стоит учитывать. На любой приличной акустической гитаре, если хорошо присмотреться, можно увидеть, что верхняя и нижняя деки состоят из двух симметричных кусков. Обычно симметричны как сама форма, так и расположение волокон, которые должны быть ровно расположены. Это достигается при помощи системы специальной нарезки дерева. Благодаря этому можно заставить дерево вибрировать оптимально.

Также стоит обратить внимание, особенно на верхней деке, на расстояние между волокнами. Чем оно больше, тем дерево мягче, а звук, соответственно, менее звонкий и более мягкий. Наилучшим вариантом считается расстояние 1-2 мм по всей поверхности, особенно если оно не сильно изменяется от центра к краю. Иначе говоря – параллельные и ровные волокна позволяют дереву свободно вибрировать, что в итоге отражается в виде хорошего и красивого звучания.

Ну что ж, подведем итоги. Если вы ищите себе инструмент до 300$, то на дерево можете особо не обращать внимание. Лучше всего акцентируйте внимание на качество склейки, удобство игры ну и, конечно же, звучание. А если уже хотите что-то по дороже, то можете прислушаться к вышеописанным рекомендациям.

Так что, если вы не собираетесь посвятить свою жизнь гитарному мастерству, а просто хотите выбрать тот инструмент, который наиболее подходит под ваш стиль игры, то этих советов вам вполне должно хватить, и каких-либо трудностей у вас не возникнет.

Классическая гитара (испанская) — один из самых распространенных видов акустической гитары, инструмент, применяемый для исполнения преимущественно классических произведений. В привычном дизайне существует с XVIII века.

На классической гитаре используются нейлоновые струны, реже ставится карбон. Количество струн — шесть. Основной строй такого инструмента выглядит так: e1-h-g-d-A-E.

Для изготовления корпуса такого инструмента используется в основном палисандр, красное дерево, ель и кедр. Гриф гитары, в отличие от привычного дредноута, довольно широкий — 53 мм. С одной стороны, это очень плохо, поскольку на такой ширине довольно сложно зажимать закрытые аккорды (баррэ). Но с другой стороны, в таком массивном грифе есть очень важный плюс — возможность более качественно зажать нужную струну (ноту). Еще одно отличие от дредноута в том, что между барабаном и головкой грифа находятся всего 12 ладов, а не привычные кантри-инструментам — 14. Наиболее популярный материал для грифа: красное дерево или кедр. Что касается расположения ладов, то тут все строго. Метки обозначения расположены не на самой плоскости грифа, а на его боковой (верхней части). Кстати, эти метки могут не присутствовать на дорогих инструментах.

На классической гитаре не рекомендуется играть медиатором, поскольку он может повредить синтетический материал струн. Поэтому подавляющее большинство гитаристов играют пальцами, нередко отращивая и используя ногти, которые придают инструменту более насыщенное звучание. Чаще всего игра ведется без подключения специальных устройств типа микрофона, усилителя и т.п., однако бывают случаи, когда на гитару ставят пьезоэлектрические звукосниматели. А так, наиболее популярные методом увеличения громкости в больших помещениях является установка микрофона в непосредственной близости от струн.

Для игры на классической гитаре существует и классическая посадка: корпус инструмента лежит на левом бедре, гриф направлен вверх и располагается к полу под углом 45 градусов.

Чаще всего классические гитары производят без гольпеадора (пластмассовая пластина), поскольку в ней нет нужды, и она негативно влияет на звук инструмента. Исключениями являются гитары-фламенко, где довольно мощная игра с ударами по корпусу.

Отходя от общих представлений о классической гитаре, хотелось бы в общих чертах рассказать о ее составляющих.

В центре внимания верхняя дека — элемент, оказывающий непосредственное влияние на звучание инструмента, состоящий из двух дощечек: верхней и нижней. Чуть выше середины верхней деки расположена розетка, на нижней — подставка, на которой расположен пластиковый или костяной порожек, удерживающий струны приподнятыми. С обратной стороны находится нижняя дека, своими размерами идентичная верхней деки.

Связные детали, соединяющие между собой верхнюю и нижнюю деки, называют обечайки. Материал обечаек всегда совпадает с материалом нижней деки.

Другую половину гитары занимает гриф, изготавливаемый из кедра. С лицевой стороны он всегда плоский, с обратной — немного выпуклый. Гриф крепится к барабану в месте схождения обечаек с помощью выступа, который называют пяткой (также именуют порогом или килем). На плоской части грифа расположена накладка из твердого дерева, в которую врезаны 19 железных порожков. На верхней части грифа расположена головка с колковым механизмом.

Отходя от темы описания гитарных составляющих, хотелось бы сказать, что данный инструмент неоднократно предавался экспериментам. На его базе создавались другие гитары, отличающиеся, в основном, количеством струн, однако широкой популярности они не получили.

Итак, подведу итог вышесказанного. В данной статье я в общих чертах рассказал от том, что же из себя представляет классическая гитара и разобрал основные комплектующие этого инструмента. Надеюсь, вам понравился этот материал. Мне остается только пожелать всем вам удачи в изучении гитарной науки. Мы с вами обязательно встретимся в следующих статьях.

ID в контакте: http://vk.com/id17968709

Вконтакте


1-Гриф. 2-Верхняя дека. 3-Нижняя дека. 4-Обечайка. 5-Головка грифа. 6-Пятка грифа. 7-Верхний порожек. 8-Нижний порожек. 9-Ладовый порожек. 10-Колки. 11-Бридж (струнодержатель). 12-Резонаторное отверстие. 13-Кнопка. 14-Защитная накладка. 15-Маркер лада.

Акустическая гитара состоит из двух основных частей - это гриф и корпус. Корпус часто называют декой, хотя это не совсем верно, далее Вы узнаете почему.

Для начала рассмотрим гриф гитары (1). Гриф состоит из ручки грифа, головки грифа (5), пятки грифа (6) и накладки грифа. На головке грифа находятся колки (10)- механизм для крепления и изменения натяжения струн. Накладка грифа прикреплена к ручке грифа. На накладке на определенном расстоянии друг от друга установлены металлические пластинки - порожки (9). Порожки выступают над грифом и разделяют его на лады (лад - это расстояние между двумя порожками). В самом начале грифа у головки крепится верхний порожек (7). Он предназначен для ограничения длины колеблющейся части струны сверху.

Пятка грифа крепится к корпусу гитары. Гриф может быть прикручен болтом или приклеен к корпусу. Крепление грифа болтом позволяет регулировать высоту струн над грифом. Если гриф вклеен в корпус гитары, то он может регулироваться анкером (специальным стержнем внутри грифа), которым можно исправить изгиб грифа. Головка анкера скрыта либо на головке грифа либо в корпусе гитары рядом с розеткой.

Между некоторыми ладами могут находиться точки или другие фигуры из пластика, дерева или перламутра - маркеры ладов (15). Они позволяют ориентироваться на грифе во время игры и украшают гитару. Как правило, они находятся на третьем, пятом, седьмом, десятом, двенадцатом, пятнадцатом и семнадцатом ладах, но бывают и исключения. На игру они никак не сказываются, а лишь помогают ориентироваться музыканту и украшают гитару.

Корпус гитары состоит из верхней (2) и нижней деки (3) (поэтому и не правильно декой называть корпус), которые скреплены между собой фигурными боковыми стенками гитары - обечайками (4).

На верхней деке находится резонаторное отверстие (12), которое украшается пластиковой или бумажной розеткой (хотя на дорогих моделях она может быть выполнена из шпона или перламутра). Под резонатором иногда прикреплена пластиковая пластина (14) для защиты верхней деки от царапин медиатором. Иногда делают гитары с дополнительным резонатором небольшого размера, который может находиться в верхней части деки.

На поверхности верхней деки прикреплен бридж (11) или подставка для струн, к которой крепятся струны. На струнодержателе (реже рядом с ним) находится нижний порожек (8). Расстояние между верхним и нижним порожком называется мензурой. На верхнюю деку приходится немалое усилие из-за натяжения струн, поэтому верхняя дека изнутри усилена специальными рейками, которые называются пружины.

Нижняя дека не имеет отверстий и находится с обратной стороны гитары. Будьте осторожны при игре на гитаре, т.к. нижняя дека дольше всего подвержена царапинам от ремня, пуговиц и других твердых деталей одежды.


Обечайки гитары - это изогнутые тонкие пластины или ламели дерева. Бывают, конечно, и фанерные обечайки или составные, т.е. состоящие из двух слоев. Но в статье пойдет разговор о том, как методом размачивания и нагрева согнуть цельные обечайки для гитары.

Заготовки на обечайки представляют собой две деревянные пластины толщиной от 2 до 2.5 мм ширина и длина естественно следует из размеров гитары, которую вы хотите сделать. Прибавьте к длине 30 мм, к ширине 5-10 мм для пожарной безопасности. На классическую гитару получается что-то похожее на 760*110*2,5 мм. Заготовки обычно равнотолщинные.

На чём основано гнутье?

На том, что при нагреве влажных заготовок древесина начинает гнуться и после остывания и высыхания сохраняет заданную форму. Операция требует изготовления приспособ. От мастера к мастеру устройства различаются, но остаётся один принцип – должна быть штука, на которой греют и гнут и ещё одна, на которой обечайки фиксируют.

У монстров гитаростроения это может быть универсальная установка, но я хочу рассказать вам, как с минимальными затратами можно совершить это таинство.

Первая приспособа - это металлическое нечто, у которого есть рабочая часть, представляющая собой округлость радиусом не большим, чем радиус изгиба в талии вашей будущей гитары.

Эта рабочая часть должна хорошо нагреваться, чтобы при прикосновении влага из дерева начинала выкипать, но при этом древесина не обугливалась. Металлическая поверхность не должна пачкать дерево своими окислами.

Приспособа универсальная с грелкой

На картинке изображено универсальное приспособление и для гнутья, и для сушки, но оно достаточно сложно в изготовлении.

Принцип работы такого устройства это перекладывание обечаек с гибким нагревательным элементом (видно что-то рыжее с хвостиком торчит слева). У нас на форуме Пабло применяет такую технологию. Результат идеальный.

Вкратце. Формируется бутерброд из гибких металлических пластин с гибким нагревательным элементом. Для защиты от легкого подгорания между элементом и обечайкой кладется бумага. В ровном состоянии пакет прогревается, дерево приобретает способность гнуться и весь пакет выгибается по форме. Нюансы ищите на форуме.

Простая форма с подогревом

Нам нужен только шаблон. Надо сделать три прижима: в талии и по краям. Также стенки можно сделать из толстой фанеры или ДВП.

Схема: вырезаете две стенки из фанеры 10 мм (учтите толщину обечаек, контур сушилки - это внутреняя поверхность обечаек, а не внешний контур гитары) и по торцу оббиваете металлическим листом. Приспособа может быть сразу на две половинки обечайки, могут быть две разные на каждую из половинок обечаек. Рабочую поверхность сушилки после закрепления заготовки на приспособу некоторое время надо прогревать.

Есть такой эффект, как поперечное изгибание обечаек при сушке в открытом виде. Причина в том, что дерево изгибается на ту поверхность, которая сохнет сильнее. Лечение: применение внешнего гибкого металлического листа, шнуровка с внешней стороны. Не агрессивная сушка. Фактически после остывания дерево теряет способность гнуться, т.е. ещё влажным его можно засунуть в то, что мы называем ваймой и сохнуть обечайки будут в форме, но внутренней стороной наружу.

Процесс гнутья, один из вариантов

На 5 часов погрузите в воду заготовки, просто утопите в ванной. Только не оставьте их плавать, иначе поверхности дерева неравномерно впитают воду и обечайки изогнуться.

Я начинаю гнуть с талии. Отметили место максимального прогиба в талии и кладёте этим местом на разогретую гнулку. Вода, которая впиталась в древесину и находится на поверхности, закипает. Практически под тяжестью рук и небольшим напряжением по мере увеличения радиуса заготовка гнётся.

Постоянно елозьте по металлу участком, который гнёте, не стоите на одном месте, сначала прогрейте участок, потом гните. Когда вы прикладываете ровную заготовку на радиус, то площадь соприкосновения мала, поэтому постоянное движение необходимо. Кипяточек с кистью для добавления «поддайте-ка парку» также необходим. Сверяйтесь с шаблоном. Талию лучше согнуть очень точно. Когда вы будете гнуть остальную часть обечайки, то талия может постепенно разгибаться, как и всё остальное. Можно, после того как вы согнёте талию, подержать её под струёй холодной воды, чтобы материал остыл, разгибание явно замедляется.

На самом верхнем фото вы видите процесс изгибания обечаек дополнительно с помощью гибкой металлической пластины. Эта пластина позволяет гнуть дерево равномернее, именно изгибая по радиусу, а не переламывая о него. Такая методика позволяет работать с обечайками в местах с дефектами, какими-то опасными неоднородностями или специфической текстурой, предотвращая переламывание. Также пластина затрудняет испарение влаги с внешней стороны, а именно она не должна сильно подсыхать, так как при изгибе растягивается и должна быть пластичная.

По сути, вам нужно согнуть дерево до состояния, когда не требуется больших усилий, чтобы материал лёг в форму. Таким же образом гнёте остальное ещё больше обращая внимание на то, чтобы прогревать как можно большие площади и не гнуть в каком-то одном месте, а то изделие получится угловатое. Если перегнули, то переверните и выпрямите.

На краях и вокруг сучков или волн пользуйтесь палочкой-держалочкой, чтобы давить в самый край обечайки.

Можно остановиться на моменте, когда с небольшим придавливанием к сушилке обечайка ложится точно по поверхности. Закрепите в сушилке в трёх местах: в талии и по краям, больше не надо. Погрейте сушилку час, полтора, потом на несколько дней оставьте достаивать. Когда вы снимаете заготовку с сушилки, отгиб краёв от формы не должен превышать сантиметра.

Изгибание без монтажа, т.е. так это и выглядит. Конечно не могу сказать, что это полностью всё. Я немного красуюсь, смело надавливая на дерево, но индиец это позволяет, сами будьте осторожнее. Я сам намного осторожнее на незнакомом дереве. Некоторое время ещё на окончательную доводку потратить надо, но это уже несущественно. За кадром остаётся только идеальная подгонка - ничего интересного, приложили к шаблону, подогнули на гнулке.

Гну я индийский палисандр толщиной 3.0 мм. Замачивал перед изгибанием часов на пять.

Видео на нашем канале YouTube. Подписывайтесь!

Статьи о гитаре Просмотров: 160954

Почему гитары делают именно из дерева? Из какого дерева гитара лучше? Каково значение влажности и температурного режима хранения древесины? Итак, всё, что вы хотели знать о дереве для изготовления гитар, но боялись спросить

Влияние дерева на звучание гитары иногда недооценивают. Однако это крайне важный момент, давайте разберёмся в этом подробнее.
Что происходит, когда мы дёргаем струну? Правильно, она начинает вибрировать, а вибрация создаёт звук. Степень натянутости определяет высоту звука. Материал струны и её толщина влияют на тембр звука, т.е. на его окрас. Многие производители струн хвалятся своими новыми разработками, придающими гитаре особое неповторимое звучание. И это всё конечно иеет право на жизнь, но...
Если кто-нибудь играл на НЕподключённой электрогитаре, то он поймёт, о чём сейчас пойдёт речь. Представим, что перед нами не гитара, а просто натянутая струна. Если мы её дёрнем, то услышим жалкий писк. Звук образуется и тут же улетучивается. Никакой красоты звучания, силы, бархатистости мы не услышим.
Теперь дёрнем струну на акустической гитаре. Вот это уже звук! Откуда же он берётся? Звук, образуемый струной, загоняется в круглое (резонаторное) отверстие корпуса гитары. Там он резонирует о стенки корпуса и выходит обратно с многократным усилением. Резонирующее дерево здесь выполняет следующие функции:

  • Усиление звука
  • Придание звуку определённого тембра (окраски)
  • Увеличение сустейна (продолжительности звучания звука)

Почему именно дерево? Дело в том, что дерево придаёт струнным инструментам наиболее красивое звучание, это проверено тысячелетиями экспериментов. С развитием технологий появились и новые материалы, из которых иногда делают гитары, например, углепластик. На просторах интернета можно даже найти видео с гитарой, сделанной из воздуного шарика:)) В гонке за удешевением производства, многие бренды начали изготавливать бюджетные гитары из деревянной фанеры/ламината/шпона, причём многие из них звучат вполне прилично. Но всё равно нет ничего лучше гитары из массива дерева.
Дерево обладает уникальными характеристиками с точки зрения обработки звука. Оно плотное, но не настолько как камень. Оно гибкое и лёгкое, но при этом не хрупкое. В дереве есть множество глубоких пор, которых нет в пластике, это придаёт звучанию гитары особую бархатистость.

Из какого дерева делают гитары?

В гитаростроении применяется очень большое количество сортов дерева, вплоть до редких экзотических пород. Однако большинство гитар делается из ограниченного количества пород дерева, которые были выведены методом проб и ошибком. Именно эти породы обладают наилучшими звуковыми характеристиками. Причём для разных видов гитар подходят разные сорта. Важное значение имеет также сочетание разных сортов друг с другом, т.к. гитара состоит из разных элементов и каждый из них делается из отдельного сорта дерева. Рассмотрим, какие породы дерева для изготовления гитар используются в наше время.

Акустические гитары

Дерево для акустических гитар. Наибольшее влияние на звук имеет верхняя дека корпуса гитары. Верхняя дека акустических (в том числе и классических) гитар чаще всего делается из ели (spruce) . Ель обладает ярким, звонким и чётким звуком. Большинство инструментов производится из ситхинской ели (sitka spruce). Более дорогие инструменты делают из ели Энгельмана (Engelmann spruce), эта порода обладает чуть более мягким звучанием. В дорогих гитарах можно встретить верхнюю деку из красной ели (adirondack spruce). Это очень редкая порода, обладающая звуком, близким к ситхинской ели, но при этом более глубоким.
Вторая порода, из которой часто делают верхнюю деку акустических гитар - это кедр (cedar) . В сравнении с елью кедр обладает более мягким, обволакивающим звучанием, но при это менее звонким. Глупо задавать вопрос, какое дерево для гитары лучше, ель или кедр - о вкусах не спорят, они просто разные. Стоит также отметить, что звучание кедра неизменно, а хороший массив ели со временем улучшает своё звучание, прям как вино.

Задняя дека и обечайка тоже играют важную роль в формировании звука, они обычно делаются из одной породы дерева.
Чаще всего задняя дека сделана из красного дерева (mahogany) . Это очень распространённая порода, придающая звуку гитары ровность, мягкость, сбалансированность и чёткость. Отлично прослушивается каждая нота, особенно на высоких частотах. Красное дерево придётся по душе любителям соло и переборов, а также универсалам.
Более дорогая порода задней деки - палисандр (rosewood) . Это очень красивый сорт - тёмно-коричневое дерево со светлыми кофейными прожилками. Звучит палисандр тоже прекрасно - глубокий, вязкий звук. Палисандр преображает звучание низких частот. Эта порода придётся по душе любителям глубокого, насыщенного звука, а также ритмовикам.
Иногда в задних деках можно встрерить другие породы дерева: клён, орех, коа, бубинга и др. Все они так или иначе будут ближе к красному дереву или палисандру.

Остальные элементы гитары (гриф, накладка, порожки) практически не влияют на звук, т.к. принимают минимальное участие в резонировании. Некоторые гитаристы говорят, что гриф влияет на сустейн (продолжительность звучания звука), а накладка грифа на "атаку". Насколько это правда, мне лично проверять не довелось. Гриф акустических гитар чаще всего делают из красного дерева, реже - из клёна. Накладка грифа в 90% случаев делается из палисандра (помягче), в дорогих профессиональных инструментах встречается чёрное дерево (ebony), которое обладает большей чёткостью и лучшей атакой. Но повторюсь, влияние этих элементов на общий звук мизерно.

Электрогитары

Одно время велись долгие споры влияет ли материал электрогитары на выходной звук? Аргументы против были довольно логичны: резонирующая коробка у электрогитары отсутствует, гитара резонирует мало, звук практически сразу улавливается звукоснимателями. Не так давно появился даже новый подвид - сайлент-гитара, у неё отсутствует корпус. Однако разбиваются о многочисленные эксперименты, которые показали, что дерево всё же влияет на характер звучания электрогитары, причём довольно ощутимо.

Больше всего на звук влияет корпус гитары. По сравнению с акустикой в электрогитарах можно наблюдать большее разнообразие сортов древесины. Вот наиболее распространённые:

  • Ольха (Alder). Это самая распространённая порода, из которой делается корпус электрогитар. Доступное дерево, звучит сбалансированно, ровно на всех частотных диапазонах. Это универсальное дерево, которое используется во всех жанрах.
  • Липа (Basswood). Примерно та же ситуация, что и с ольхой, у них даже структура древесины схожа. Однородное по структуре дерево, ровное и сбаланисрованное по звучанию, мало окрашивает звук. Выделяется середина, низы и верхи смягчены. В общем, универсальная порода, к тому же очень лёгкая. Липа является мягкой породой, поэтому её должен защищать хороший слой лака.
  • Красное дерево (Mahogany). Это дерево обожают поклонники тяжёлых стилей музыки, а таже сочного, плотного звука. Тембр тёплый, по частотам явный акцент на нижнюю часть середины, выраженные басы. Верхние частоты мягкие. Для того, чтобы придать верхам большую чёткость топ (верх) корпуса иногда делают из тонкого слоя клёна или его аналогов. Красное дерево относится к тяжёлым породам дерева.
  • Агатис (Agathis). Так называемое бюджетное красное дерево, хотя к красному дереву агатис никакого отношения не имеет, это отдельный сорт, относящийся к семейству сосновых. Просто по звучанию и цвету агатис ближе всего именно к красному дереву, отсюда и пошла путаница. Звук агатиса близок к махагону, но не такой сложный, более плоский. Это недорогое и лёгкое дерево, достаточно просто подвергается обработке. Используется в производстве бюджетных гитар.
  • Болотный ясень (swamp ash). Лёгкий сорт ясеня с большими порами и открытыми волокнами, произрастает на юге США в болотах. Благодаря своей нетипичной структуре дерево отлично резонирует, обладает широким динамическим диапазоном и хорошей акустикой. Певучесть, теплота, отличные басы, чистые "колокольные" верхи, - всё это болотный ясень.
  • Северный ясень (ash). В сравнении со своим болотным родственником это более тяжёлая и плотная порода. Очень звонкое звучание, долгий сустейн. Однако есть и приличный минус - высокий вес. В наше время используется нечасто в связи с широким распространением ольхи и липы.
  • Менее популярные и экзотические породы: орех (walnut), гавайское коа (koa), австралийский лэйсвуд (lacewood), корина (korina), падук (paduk) и др...

По сравнению с выбором акустической гитары в случае с электрогитарой нужно большее внимание уделить грифу. Здесь гитарное дерево ощутимее влияет на звучание. Две самых распространённых породы грифа - это красное дерево и клён. Красное дерево обладает более тёплым, вязким звучанием, зато клён более верхастый и чёткий. Клён выбирают фанаты "стеклянного" фендеровского звука, а также любители виртуозных соло, где важна слышимость, "чеканность" каждой ноты. С накладкой грифа примерно та же ситуация, что и в акустических гитарах (читай выше). Правда тут добавляется ещё вариант с кленовой накладкой, для любителей особой чистоты и "кристальности" звука.

Какое дерево для гитары лучше?

Невозможно выделить лучшее дерево для гитары, это неправильно поставленный вопрос. Для начала определитесь с жанром - какая музыка вам больше нравится? Потом стиль игры - вы любителй ритм-партий или соло-пассажей? Если вы выбираете электрогитару, то расклад примерно такой. Любителям тяжёлой музыки советуем обратить внимание на красное дерево, агатис, эти породы будут лучше звучать в тяжёлых стилях. Если вы любите тяжёлую музыку, но при этом хотите стать виртуозным шреддером, то ищите сочетание красного дерева и клёна в топе или корпуса из красного дерева в сочетании с кленовым грифом. Фанатом чистого звука, чётких кристальных пассажей советуем обратить внимание на инструменты из болотного ясеня и клёна. Ну а если вы ещё не определились или хотите играть всё - выбирайте гитару из ольхи или липы.

© Копирование первоисточника допускается только со ссылкой на главную .