Изображение губительной власти денег в повести Бальзака «Гобсек» (Первый вариант). Изображение губительной власти денег в повести "Гобсек" (по одноименному произведению Оноре де Бальзака)

Точность и широта изображения французской действительности сочетаются у Оноре де Бальзака с глубиной проникновения во внутренние закономерности общественной жизни. Он раскрывает классовые конфликты эпохи, обнажает буржуазный характер общественного развития Франции после революции 1789 года. В образах коммерсантов, ростовщиков, банкиров и предпринимателей Бальзак запечатлел облик нового хозяина жизни – буржуазии. Он показал людей алчных и жестоких, без чести и совести, наживающих свои состояния путем явных и тайных преступлений.

Пагубная власть капитала проникает во все сферы человеческой жизни. Буржуазия подчиняет себе государство («Темное дело», «Депутат от Арси»), хозяйничает в деревне («Крестьяне»), распространяет свое тлетворное влияние на духовную деятельность людей – на науку и искусство («Утраченные иллюзии»). Разрушительное действие «финансового принципа» сказывается и на частной жизни людей. Под ядовитым действием расчета деградирует человеческая личность, распадаются родственные связи, семья, рушатся любовь и дружба. Эгоизм, развивающийся на почве денежных отношений, становится причиной человеческих страданий.

Губительное воздействие денег на человеческую личность и человеческие отношения с большой художественной выразительностью показано в повести «Гобсек».

В центре повести – богатый ростовщик Гобсек. Несмотря на миллионное состояние, он живет очень скромно и замкнуто. Гобсек снимает комнату, напоминающую монашескую келью, в мрачном сыром доме, бывшем прежде монастырской гостиницей. На внутреннем убранстве его жилища, на всем его образе жизни лежит печать строгой экономии и размеренности.

Гобсек одинок. У него нет семьи, нет друзей, он порвал все связи с родственниками, так как ненавидел своих наследников и «даже мысли не допускал, что кто-либо завладеет его состоянием хотя бы после его смерти». Одна-единственная страсть – страсть к накоплению – поглотила в его душе все другие чувства: ему неведомы ни любовь, ни жалость, ни сострадание.

Бальзак использует детали портрета для раскрытия внутренней сущности своего героя. Во внешнем облике Гобсека неподвижность, мертвенность, отрешенность от всех земных, человеческих страстей сочетаются с чем-то хищным и зловещим. Пепельно-желтые тона и сравнения с драгоценными металлами дают понять читателю, что именно страсть к золоту уничтожила в нем человеческое начало, сделала его мертвым еще при жизни.

В повести изображена та социальная среда, в которой действует Гобсек, точно намечены два противоположных полюса современного ему общества. С одной стороны, бедняки, честные труженики, обреченные на унылое существование (белошвейка Фанни Мальво, стряпчий Дервиль), с другой – горстка богачей, проводящая дни в погоне за роскошью и наслаждениями (молодой граф де Трай, графиня де Ресто), чей моральный облик представлен в резко отталкивающем виде.

Обладая большим практическим опытом и проницательным умом, Гобсек глубоко постиг внутреннюю сущность современного ему общества. Он увидел жизнь в ее неприкрытой наготе, в ее драматических контрастах и понял, что в обществе, где идет борьба между бедными и богатыми, подлинной движущей силой общественной жизни являются деньги. Гобсек говорит: «Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги», «из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это… золото». Страсть Гобсека к накопительству – это закономерное порождение буржуазной системы, концентрированное выражение ее внутренней сущности.

На примере Гобсека Бальзак показывает, что деньги не только убивают человеческую личность, но и вносят разрушения в жизнь всего общества. Гобсек, замкнувшийся в своей келье, совсем не так безобиден, как это может показаться на первый взгляд. Его мораль: «Лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили».

С потрясающей силой разрушительный характер накопительства Гобсека раскрывается в финале повести. К концу жизни его жадность превращается в безумную манию. Он становится ненасытным «удавом», бесследно поглощающим разнообразные дары, приносимые клиентами. Когда после смерти Гобсека открыли его кладовые, то оказалось, что в них без всякой пользы лежали и гнили огромные массы товаров.

Писатель мастерски показывает те разрушительные процессы, которые совершаются как в духовной, так и в материальной сферах буржуазного общества.

    • Тема поэта и поэзии – вечная в литературе. В произведениях о роли и значении поэта и поэзии автор высказывает свои взгляды, убеждения, творческие задачи. В середине XIX века в русской поэзии оригинальный образ Поэта создал Н. Некрасов. Уже в ранней лирике он говорит о себе как о поэте нового типа. По его словам, он никогда не был «баловнем свободы» и «другом лени». В своих стихах воплощал накипевшие «сердечные муки». Некрасов был строг к себе и своей Музе. О своих стихах он говорит: Но не льщусь, чтоб в […]
    • Эпоха, отраженная Н. В. Гоголем в комедии «Ревизор» ― это 30‑е гг. XIX в., время царствования Николая I. Писатель вспоминал впоследствии: «В „Ревизоре“ я решился собрать в одну меру все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Н. В. Гоголь не только хорошо знал действительность, но и изучил многие документы. И все же комедия «Ревизор» ― это художественное […]
    • А. С. Пушкин - великий русский национальный поэт, основополож­ник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихот­ворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирс­ких руд», «Арион», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как «свобода», «воль­ность». В первый период своего творчества - период окончания лицея и про­живания в Петербурге- до 1820 года- […]
    • На протяжении всей своей творческой деятельности Бунин создавал стихотворные произведения. Своеобразную, неповторимую по художественному стилю лирику Бунина нельзя спутать со стихами других авторов. В индивидуальном художественном стиле писателя отражается его мировоззрение. Бунин в своих стихотворениях отзывался на сложные вопросы бытия. Его лирика многопланова и глубока в философских вопросах постижения смысла жизни. Поэт выражал настроения растерянности, разочарования и в то же время умел наполнить свои […]
    • Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно […]
    • Поэтическое бунтарство Маяковского было связано с его принадлежностью к русскому футуризму рубежа XIX–XX веков. В России в декабре 1912 года был опубликован первый манифест кубофутуристов «Пощечина общественному вкусу», подписанный Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым. В нем они призывали «сбросить с парохода современности» не только Пушкина, но и Толстого, Достоевского. Они объявляли «непреодолимую ненависть к существующему до них языку», требовали «увеличение словаря в его объеме […]
    • Константин Дмитриевич Бальмонт был широко известен как поэт-символист, переводчик, эссеист и историк литературы. В России он пользовался огромной популярностью последние 10 лет ХIХ века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось более 50 лет и в полной мере отразило состояние тревоги, страха перед будущим, желание замкнуться в вымышленном мире. В начале творческого пути Бальмонт писал множество политических стихотворений. В «Маленьком султане» он создал жестокий образ царя Николая II. Это […]
    • Настя Митраша Прозвище Золотая курочка Мужичек в мешочке Возраст 12 лет 10 лет Внешность Красивая девочка с золотыми волосами, лицо всё в веснушках, а лишь один нос чистенький. Мальчик невысокого роста, плотного телосложения, имеет большой лоб и широкий затылок. Его лицо в веснушках, а чистенький носик смотрит вверх. Характер Добрая, рассудительная, поборола в себе жадность Смелый, смекалистый, добрый, мужественный и волевой, упрямый, трудолюбивый, целеустремленный, […]
    • Куприн изображает истинную любовь как высшую ценность мира, как непостижимую тайну. Для такого всепоглощающего чувства не существует вопроса «быть или не быть?», оно лишено сомнений, а потому часто чревато трагедией. «Любовь всегда трагедия, - писал Куприн, - всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Куприн был глубоко убежден в том, что даже безответное чувство способно преобразить жизнь человека. Об этом он мудро и трогательно поведал в «Гранатовом браслете», грустном […]
    • Антон Павлович Чехов был замечательным мастером короткого рассказа и выдающимся драматургом. Его называли «интеллигентным выходцем из народа». Своего происхождения он не стеснялся и всегда говорил, что в нем «течет мужицкая кровь». Чехов жил в эпоху, когда после убийства народовольцами царя Александра II начались гонения на литературу. Этот период русской истории, длившийся до середины 90-х годов, называли «сумеречным и хмурым». В литературных произведениях Чехов, как врач по специальности, ценил достоверность […]
    • К началу IV действия комедии «Ревизор» городничий и все чиновники окончательно уверились в том, что присланный к ним ревизор ― значительное государственное лицо. Силою страха и благоговения к нему «фитюлька», «пустышка» Хлестаков стал тем, кого в нем видели. Теперь нужно защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. Чиновники убеждены, что проверяющему необходимо дать взятку, «подсунуть» так, как это делается в «обществе благоустроенном», т. е. «между четырех глаз, чтобы и уши не слышали», […]
    • Язык… Сколько значения несет в себе одно слово из пяти букв. С помощью языка человек с раннего детства получает возможность познавать мир, передавать эмоции, сообщать о своих потребностях, общаться. Возник язык в далеком доисторическом периоде, когда появилась потребность у наших предков, во время совместного труда, передать свои мысли, чувства, желания своим сородичам. С его помощью мы теперь можем изучать любые предметы, явления, окружающий мир, а со временем усовершенствовать свои знания. У нас появилась […]
    • К наиболее запоминающимся произведениям Л. Н. Толстого можно отнести его рассказ «После бала». Созданный в 1903 году, он пронизан идеями христианства и милосердия. Автор постепенно выводит в центр внимания полковника Б., отца Вареньки. Впервые знакомство происходит на балу в честь окончания масленичной недели, у губернатора. Статный старик - отец красавицы-Вареньки, в которую был самозабвенно влюблен рассказчик. И в эпизоде бала читателю дается портрет этого героя: "Отец Вареньки был очень статный красивый, […]
    • История России за 10 лет или творчество Шолохова через кристалл романа "Тихий Дон" Описывая жизнь казаков в романе «Тихий Дон», М. А. Шолохов оказался ещё и талантливым историком. Годы великих событий в России, с 1912 года мая месяца по март 1922 года, писатель воссоздал подробно, правдиво и очень художественно. История в этот период создавалась, изменялась и была детализирована через судьбы не только Григория Мелехова, но и множества других лиц. Они приходились ему близкими родными и дальними родственниками, […]
    • Здравствуй, дорогой брат! Получили наконец твое письмо, очень рады, что у тебя все хорошо. Отличное фото… ты такой красивый на нем! Совсем взрослый, смотрю и не узнаю. Мама тоже говорит, что ты очень возмужал. Я очень скучаю по тебе, Сережа… Жду, что ты вернешься и будешь снова катать меня на мотоцикле, и все девчонки будут мне завидовать. А я буду гордиться своим красавцем-братом! Знаю, что тебе трудно там. Наверно, труднее, чем нам дома ждать тебя. Ждать всегда трудно, время тянется так медленно, но […]
    • На прошлых выходных мы с родителями ходили в зоопарк. Этого дня я ждал всю неделю. На улице была чудесная осенняя погода, светило теплое солнышко, дул легкий ветерок. Настроение у всех было отличное. При входе в зоопарк мы купили билеты, различные лакомства для животных и прошли внутрь. Наш поход начался с осмотра вольеров с волками. Некоторые из них ходили по клетке и скалили свои острые клыки. Другие спали и никак на нас не реагировали. Постояв немного у их вольеров, мы пошли дальше. В нашем зоопарке очень […]
    • Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни человека, изобразив наиболее яркие ее моменты, но и показать, как сформировался характер его героя, в каких условиях развивался, какие особенности психологии и мировоззрения того или иного персонажа привели к счастливой либо трагичной развязке. Финал любого произведения, в котором автор проводит своеобразную черту под определенным […]
    • "Чем проще слово, тем более оно точно" - цитата великого русского писателя Максима Горького. Попытаемся разобраться, что же хотел этим сказать знаменитый писатель. Во-первых, нам необходимо точно понять, что же на самом деле "СЛОВО". Что это, и почему оно все-таки так важно. Что есть "слово", и чем оно отличается от простого набора букв? Конечно, вопрос кажется глупым и полностью лишен смысловой нагрузки. Но все же ответим на него. Слово, в первую очередь, отличается от сумбурного набора букв и звуков тем, что […]
    • Древняя столица России всегда привлекала воображение художников, писателей и поэтов. Даже строгая красота Петербурга не могла затмить то очарование, которым всегда обладала Москва. Этот город для Лермонтова наполнен неземной музыкой колокольных звонов, которую он сравнивал с увертюрой Бетховена. Только бездушный человек может не видеть этой величественной красоты. Для Лермонтова Москва являлась источником мыслей, чувства и вдохновения. В Москве происходит действие «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого […]
    • Одним из лучших произведений Булгакова стала повесть «Собачье сердце», написанная в 1925 году. Представители власти сразу оценили ее как острый памфлет на современность и запретили издавать. Темой повести «Собачье сердце» становится изображение человека и мира в сложную переходную эпоху. 7 мая 1926 года в квартире Булгакова был произведен обыск, изъяты дневник и рукопись повести «Собачье сердце». Попытки вернуть их ни к чему не привели. Позже дневник и повесть были возвращены, но Булгаков дневник сжег и больше […]
  • Тема: Оноре де Бальзак. Повесть «Гобсек». Изображение губительной власти денег в повести О. де Бальзака «Гобсек»

    Цель: помочь учащимся глубоко и осознанно усвоить идейное содержание повести, сформулировать проблемы, поставленные в ней; совершенствовать умения характеризовать образы героев, анализировать художественный текст, сопоставлять образы; развивать логическое и абстрактное мышления, связную речь; воспитывать высокие нравственные качества.

    Оборудование: портрет Бальзака, иллюстрации к повести, таблицы, эпиграф на доске.

    Форма урока: урок – пресс-конференция

    В нем живут два существа:

    скряга и философ, подлое

    существо и возвышенное

    О. Бальзак

    Ход урока

    І. Орг. момент.

    ІІ. Приветствие учителя.

    Здравствуйте учащиеся, здравствуйте учителя и гости. Я рада всех видеть на нашем уроке. А урок сегодня в будет не простой, тема его ______________________________________________________________. Пройдет наш урок в виде пресс-конференции, поэтому сейчас я приглашаю занять места действующих лиц нашей конференции впереди класса, а остальные сегодня не просто учащиеся, они – корреспонденты различных известных украинских и иностранных издательств. Они будут высказывать свое мнение, будут задавать нашим героям различные каверзные проблемные вопросы, а также покажут свои знания и умения.

    ІІІ. Вступительное слово учителя.

    Великие писатели подобно Колумбам, совершенствуя свой бессмертный подвиг, открывают нам новые миры. Бальзак поразил своих современников открытием в обществе. Перед изумленным взором художника возникла бездна. Он заглянул в нее и понял, что никакое, даже совершенное произведение, не способно вместить драму современной жизни. Он посвятил ей все свое творчество.

    Представим, что у нас на уроке присутствует писатель Бальзак некоторые из его литературных героев, литературный критик. Они расскажут нам о себе, об эпохе, в которую жили.

    Вопрос Бальзаку.

    Что вы можете нам рассказать о себе?

    Бальзак: Родился в Туре, во Франции, в 1799 году. Я – сын разбогатевшего крестьянина по имени Бальсе, что крайне огорчало меня, поэтому я переделал имя на «Бальзак» и прибавил впереди частичку «де» - знак дворянского происхождения.

    Вопрос Бальзаку.

    Расскажите нам о годах учебы, о творческой деятельности.

    Бальзак: Учился в колледже, потом в школе прав. Работал писцом в нотариальной конторе, но без интереса. Испросил у отца двухгодичный срок для того, чтобы стать писателем. Получил скудное содержание.

    Литературный критик: (добавляет и быстро зачитывает)

    «Стены мансарды пропускают зимний холод. Дует изо всех щелей. Юноша путается в старую шаль, которую ему прислала сестра, подбирает под себя озябшие ноги, согревает дыханием покрасневшие пальцы рук и пишет, пишет. За работой он забывает даже о том, что голоден, а голоден он в эту зиму постоянно. Родители посылают ему очень мало денег. Вольно же ему было браться за сомнительное ремесло литературы, отказавшись от почетной карьеры юриста! Но ни отцу, ни строгой и своенравной матери не удалось сломить непокорного. Юноша тверд в своем решении. Он еще не знал тогда, о чем и как будет писать, но был убежден, что создает что-то великое, значительное»

    Вопрос Бальзаку.

    Что было характерно, на Ваш взгляд, для эпохи, в которой вы жили?

    Бальзак: 20-30-е годы были временем бурного развития естественных наук и философской мысли в Европе. Во Франции – это период Реставрации и Июньской монархии. Я первый в западноевропейской литературе попытался начать художественное исследование устройства современного общества, их повседневную жизнь, их борьбу за власть и золото, их интриги и тайны. Казалось, что я способен проникнуть в самые затаенные уголки человеческого сердца, изображая прозу жизни.

    Вопрос Бальзаку.

    Когда к вам пришла слава?

    Бальзак: Первый роман, с которого можно считать меня состоявшимся писателем – это «Шуаны» (1979 г.), затем в 1830 году я написал повести «Дом кошки, играющей в мяч», «Супружеское согласие», «Гобсек», «Силуэт женщины» и многие другие, которые объединены в цикл «Человеческие комедии».

    Вопрос Бальзаку.

    Вы задумали произведение о современном обществе, но не казалось ли вам эта задача чрезмерно трудной?

    Бальзак: Да, если бы я взялся написать только один роман и в нем сказать все о своем времени, это было бы невыполнимо. Но я задумал написать 144 романа, объединив их общим названием «Человеческие комедии». Удалось написать 95.

    Вопрос Бальзаку.

    Где вы находили в себе силы и черпали источник вдохновения?

    (немного рассказать о знакомстве Бальзака с Эвелиной Ганской).

    Вопрос Бальзаку.

    Как Вы связываете свою жизнь с Украиной?

    ІV. Сообщение учителя об истории создания повести.

    Повесть «Гобсек» стала одной из вершин творчества Бальзака и всей мировой литературы. Она имеет три редакции. Первый вариант был создан в 1830 году (написал очерк для журнала «Мода», который назывался «Ростовщик»). В 1835 году появляется новая редакция «Папаша Гобсек», третье - «Гобсек».

    По жанру и композиции – это сложное произведение. Жанр произведения новелла (небольшое эпическое произведение с сюжетом, часто неожиданной развязкой). Практически все элементы данного жанра присутствуют в произведении.

    V. Вопросы учителя ко всем корреспондентам.

    Что можно сказать о композиции повести? В чем ее особенность?

    История Гобсека – это рассказ в рассказе. О необыкновенной фигуре ростовщика Гобсека рассказывает не автор-повествователь, а рассказчик, стряпчий Дервиль. (Композиция – кольцевая, ретроспективная, она предназначалась для более полного и глубокого раскрытия образа главного героя произведения).

    Вопрос к Дервилю:

    Каково Ваше социальное положение, профессия? Как к Вам относится автор?

    Дервиль: Я – выходец из демократической среды, юрист, «стряпчий, человек высокой честности, знающий, скромный, с хорошими манерами, стал другом семейства Гранлье. Своим поведением в отношении госпожи де Гранлье достиг почета и клиентуры в лучших домах Сен-Жерменского предместья»

    (10 лет знакомства)

    Дервиль: Во-первых, я его друг, во-вторых, мы – люди одной профессии. Возможно, это будет нескромно, но я - опытный юрист, великолепно знающий «кухню» предпринимательства и сферы накопительства. В-третьих, сам Бальзак симпатизирует мне.

    Вопрос к Дервилю:

    Кто первым услышал Ваш рассказ о Гобсеке?

    Дервиль: Члены семьи де Гранлье.

    Вопрос к Гобсеку:

    Каково Ваше происхождение? Что означает Ваша фамилия?

    Гобсек: В переводе с английского «живоглот».

    Расскажите о своей молодости и юности.

    Гобсек: Мать – еврейка, отец – голландец, полное имя Жан Эстер ван Гобсек. В 10 лет мать пристроила меня юнгой на корабль (отплыл из Ост - Индии, где я скитался 12 лет. Все перепробовал, чтобы разбогатеть: искал клад, имел отношения к перипетиям войны за независимость США, был корсаром и т. д.)

    Вопрос к Гобсеку:

    Какие нравственные уроки, идеалы вынесли Вы из своей бурной молодости и зрелости?

    Гобсек: Часто, спасая жизнь, я вынужден был жертвовать моральными принципами. «Из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это…золото. В золоте сосредоточены все силы человечества… Человек везде одинаков: везде идет борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так лучше самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили».

    Вопрос к Гобсеку:

    Почему Вы выбрали занятие ростовщика? Кто Ваши клиенты?

    Гобсек: Я разбогател на преступных операциях и , теперь мне не нужно рисковать жизнью ради богатства. Мое положение прочно и устойчиво в обществе. Под моим контролем находится золотая молодежь, актеры и художники, светские люди, игроки – самая занятная часть парижского общества.

    Вопрос к Гобсеку:

    Каково Ваше жизненное кредо? Во что Вы верите?

    Гобсек: Деньги – это товар, который можно выгодно продать и купить. Я верю в безграничную силу и власть золота. «Золото – вот духовная ценность нынешнего общества». Только золото может дать человеку абсолютную, реальную власть над миром.

    Вопрос к Фанни Мальво:

    Как связана Ваша судьба с папашей Гобсеком? Как складываются Ваши с Дервилем?

    Почему Бальзак с беспощадной критикой обрушивается в своей повести не на Гобсека, а на представителей высшего света: графиню де Ресто и Максима де Трай?

    В характере Максима де Трай мы не найдем ни одной положительной черты. Рассказчик называет его «элегантным мерзавцем». «Бойтесь его как дьявола, - шепнул на ухо старику Дервиль. - Это сущий убийца».

    Вопрос к Дервилю:

    В чем сила воздействия Максима де Трай на людей?

    Он умеет ловко манипулировать людьми. Он способен найти в каждом человеке сокровенные струны и сыграть на них нужную мелодию.

    Вопрос к литературному критику:

    Кто такой Максим де Трай? Какие отношения связывают его с графиней де Ресто?

    Чем запятнала себя графиня де Ресто?

    Какой эпизод, который увидел Дервиль, ужаснул его?

    Считаете ли Вы, что Максим де Трай является в рассказе своеобразным двойником Гобсека?

    Да, потому что сам герой говорит об этом «Мы с вами друг для друга необходимы, как душа и тело».

    Гобсек – человек проницательный, он прекрасно знает низкую и коварную натуру людей, подобных Максиму де Траю, поэтому отказывается принять его вызов на дуэль, заканчивая свою речь очень точными словами: «Чтобы пролить свою кровь, надо ее иметь, милый мой, а у тебя вместо крови грязь». Автор говорит: «В этой крупной Гобсек был ненасытным удавом». О какой идет речь?

    Он получил фиделкомисс, т. е. юридическое право пользоваться чужим имуществом для передачи его в дальнейшем третьему лицу.

    Как ведет себя Гобсек в этой ситуации?

    (Он ведет себя достойно, он не воспользовался выгодной ситуацией и не «погрел руки» на наследстве графа, а, напротив, приумножил его).

    До совершеннолетия Гобсек сыну графа де Ресто – Эрнесту выделил крайне скудное содержание. Как он объясняет это решение?

    Гобсек (можно задать вопрос классу):

    «Несчастье – лучший учитель. В несчастье он многому научится, узнает цену деньгам, цену людям – и мужчинам и женщинам. Пусть поплавает по волнам парижского моря. А когда станет искусным лоцманом, мы его в капитаны произведем ».

    Вопрос к Дервилю:

    Разгадали ли Вы загадку Гобсека? Что вы увидели в кабинете Гобсека, когда за вами пришел инвалид? (с. 67-68, зачитать)

    «Хоть я поставил себе целью изучить его, должен, к стыду своему, признаться, что до последней минуты его душа оставалась для меня тайной за семью замками».

    «Да неужели все сводится к деньгам?» - этот вопрос мучил Дервиля.

    VІІ. Проверка домашнего задания.

    Автор завершает свой рассказ о жизни и смерти ростовщика – описанием его богатства. Итог жизни героя плачевен, все нажитое им добро пришло в негодность, осталось невостребованным. Нажива, власть, которою обладал Гобсек, поглотили лучшие ценности мира: дружбу, любовь близких.

    Послушаем, как ответили на этот вопрос «акулы пера».

    (Учащиеся зачитывают свои сочинения-миниатюры)

    VІІІ. Заключительное слово учителя.

    Образ скупого появляется в поэме «Мертвые души» (Плюшкин). «Скупой» встречается в комедии Мольера, Алена Ивановна (старуха-процентщица) в романе Достоевского «Преступление и наказание», ростовщик из повести Гоголя «Портрет». Все эти персонажи отрицательные, их авторы обличают за духовное оскуднение и стремление разбогатеть за счет слабостей и несчастий других людей.


    Сочинение

    Роль денег в современном обществе – главная тема в творчестве Бальзака.

    Создавая \"Человеческую комедию\", Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников.

    Одной из многих тем, звучащих в его произведениях, является тема губительной власти денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием золота. Это особенно ярко отражено в двух известных произведениях Бальзака - \"Гобсек\" и \"Евгения Гранде\".

    Произведения Бальзака не утратили своей популярности и в наше время. Они популярны и среди молодых читателей, и среди людей старшего возраста, черпающих в его произведениях искусство понимания человеческой души, стремящихся разобраться в исторических событиях. И для этих людей книги Бальзака - настоящая кладовая жизненного опыта.

    Ростовщик Гобсек является олицетворением власти денег. Любовь к золоту, жажда обогащения убивают в нем все человеческие чувства, заглушают все другие начала.

    Единственное, к чему он стремится, это обладать все большими и большими богатствами. Кажется абсурдом, что человек, владеющий миллионами, живет в бедности и, взыскивая по векселям, предпочитает ходить пешком, не нанимая извозчика. Но и эти поступки обусловлены лишь стремлением сэкономить хотя бы немного денег: живя в бедности, Гобсек при своих миллионах платит налога 7 франков.

    Ведя скромную, незаметную жизнь, казалось бы, никому не вредит и ни во что не вмешивается. Но с теми немногими людьми, которые обращаются к нему за помощью, он настолько беспощаден, настолько глух ко всем их мольбам, что напоминает скорее какую-то бездушную машину, чем человека. Гобсек не пытается сблизиться ни с одним человеком, у него нет друзей, единственные люди, с которыми он встречается, это его партнеры по профессии. Он знает, что у него есть наследница, внучатая племянница, но не стремится найти ее. Он ничего не хочет знать о ней, потому что она - его наследница, а Гобсеку тяжело думать о наследниках, потому что он не может смириться с тем, что он когда-нибудь умрет и расстанется со своим богатством.

    Гобсек стремится как можно меньше расходовать свою жизненную энергию, поэтому-то он не переживает, не сочувствует людям, всегда остается безразличным ко всему окружающему.

    Гобсек убежден, что только золото правит миром. Однако автор наделяет его и некоторыми позитивными индивидуальными качествами. Гобсек умный, наблюдательный, проницательный и волевой человек. Во многих суждениях Гобсека мы видим позицию самого автора. Так, он считает, что аристократ ничем не лучше буржуа, но свои пороки он скрывает под личиной порядочности и добродетели. И он жестоко мстит им, наслаждаясь своей властью над ними, наблюдая, как они пресмыкаются перед ним, когда не могут заплатить по векселям.

    Превратившись в олицетворение власти золота, Гобсек в конце жизни становится жалок и смешон: в кладовой гниют накопленные кушанья и дорогие предметы искусства, а он торгуется с купцами из-за каждой копейки, не уступая им в цене. Умирает Гобсек, устремив взгляд на огромную груду золота в камине.

    Папаша Гранде - коренастый \"добряк\" с шевелящейся шишкой на носу, фигура не настолько таинственная и фантастическая, как Гобсек. Биография его вполне типична: сколотив себе состояние в смутные годы революции, Гранде становится одним из самых именитых граждан Сомюра. Никто в городе не знает истинных размеров его состояния, и его богатство является предметом гордости для всех жителей городка. Однако богач Гранде отличается внешним добродушием, мягкостью. Для себя и своей семьи он жалеет лишний кусочек сахара, муки, дров, чтобы топить в доме, он не чинит лестницу, потому что ему жаль гвоздя.

    Несмотря на все это, он по-своему любит жену и дочь, он не настолько одинок, как Гобсек, у него есть определенный круг знакомых, которые периодически его навещают, поддерживают добрые отношения. Но все же из-за своей непомерной скупости Гранде теряет всякое доверие к людям, в поступках окружающих он видит лишь попытки разжиться за его счет. Он только делает вид, что любит своего брата и заботится о его чести, на самом же деле делает лишь то, что ему выгодно. Он любит Нанетту, но все же бессовестно пользуется ее добротой и преданностью ему, беспощадно эксплуатирует ее.

    Страсть к деньгам делает его совершенно бесчеловечным: смерти жены он боится из-за возможности раздела имущества.

    Пользуясь безграничным доверием дочери, заставляет ее отказаться от наследства. Жену и дочь он воспринимает как часть своей собственности, поэтому его потрясает то, что Евгения посмела сама распорядиться своим золотом. Гранде не может жить без золота и по ночам часто пересчитывает свое богатство, спрятанное в кабинете. Ненасытная алчность Гранде особенно отвратительна в сцене его смерти: умирая, он вырывает из рук священника позолоченный крест.

    Для каждой эпохи характерны свои проблемы и приоритеты. Во Франции 1789 г. на первом месте было финансовое благополучие. Но писатель показал, какой разрушительной силой может обладать золото. Ведь предоставляя людям более широкие возможности для благополучия и достижения своих целей, в то же время драгоценный металл возводит на пьедестал материальные ценности. Общество в гонке за достатком забывает о духовном. Французская буржуазия тех времен: коммерсанты, банкиры, ростовщики, предприниматели – вот новый образ хозяина жизни, воплощение успешности. Но Оноре де Бальзак акцентировал внимание читателей именно на негативном влиянии богатства, которое делает из человека алчное, жестокое существо, не знающее совести и чести, готовое ради состояния пойти не только на тайные, но и явные преступления.

    Пагубная власть капитала закрадывается во все сферы общественной и частной жизни людей. Золото, словно яд, изменяет личность человека. В результате он деградирует, его потребности снижаются до уровня животного. В такой атмосфере не ценятся родственные связи, нет уважения к семье, дружба и любовь рушатся. Богатые имеют эгоистичные натуры и заставляют страдать тех, кто не попал под разрушительное влияние денег.

    Власть золота очень выразительно показана Бальзаком в облике Гобсека - богатого ростовщика. Ему удалось стать миллионером, но это никоим образом не повлияло на его образ жизни. Он все так же замкнут и скромен, не имеет собственного жилья, а снимает крохотную комнату в сыром и мрачном доме. Он стал жертвой собственной же нездоровой экономии и размеренности.

    Богатство сделало Гобсека одиноким. Но, похоже, это совершенно не волнует его. Он сам не допустил бы, чтобы кто-то после его смерти унаследовал все его сбережения. Поэтому у него нет друзей и семьи, а все родственные связи он оборвал. Ему чужды нормальные человеческие чувства: жалость, сочувствие, любовь и дружба. Он имеет единственную страсть – накапливать.

    Оноре де Бальзак специально детализирует портрет главного героя таким образом, чтобы максимально продемонстрировать его истинную сущность. Его внешняя мертвенность, неподвижность и отрешенность от всего земного трансформируется в зловещие и хищные черты. Именно золото сделало его мертвым при жизни и убило в нем человеческое начало.

    Гобсек представлен в произведении на фоне двухсторонней социальной среды. Это богачи, которые посвятили свою жизнь наслаждениям и роскоши. Их моральный облик показан отталкивающе. А с другой стороны это бедные, но в то же время честные труженики. Они обречены на жалкое и унылое существование, а порой даже выживание. Гобсек, видя такой контраст в обществе, быстро определился, на чьей стороне хочет быть. Он понял, что главной силой в современной жизни являются именно деньги. Ростовщик подчеркивает, что только финансовое благополучие может быть жизненной целью. Это та надежная опора, которая заставляет уверенно проживать отведенные судьбой дни.

    Гобсек своей страстью к накопительству обязан той буржуазной системе, которая и разделила общество на богатых и бедных. И у него был выбор: или задавят его, или он сам сделает это с другими. Гобсек выбрал последнее, так как никто не желает себе худшего.

    Нельзя сказать, что главному герою чужды абсолютно любые отношения. Но опять же и те единственные, которые были в его жизни, носят деловой характер. Речь идет о взаимосвязи кредитор-должники. Правда, в этой роли Гобсек все так же лишен любой человечности. Он страшен в общении с людьми. Еще никому не удалось разжалобить его. Он наживается на нуждах, пороках, горе и абсолютно не чувствует укоров совести.

    В финале повести разрушительная власть золота раскрывается на полную мощь. Жадность и ненасытность Гобсека к старости перерастает в безумство и манию накопительства. После его кончины в кладовых обнаружили массу испорченного имущества. И никто не сожалел о смерти Гобсека…

    Разрушительная власть денег - не единственное о чем писал Бальзак:

    • Краткое содержание повести Оноре де Бальзака «Гобсек»
    • «Гобсек», художественный анализ повести Оноре де Бальзака
    • Сочинение по повести Оноре де Бальзака «Гобсек»

    Я прочитала повесть Бальзака «Гобсек». В этой повести автор рассказывает об истории жизни Гобсека. Этот человек занимался в Париже ростовщичеством. Он не видел ничего зазорного в своей профессии, отдавался этому целиком. За свою жизнь Гобсек повстречал немало людей. Он видел достойных людей на грани нищеты, богатеев, которые заслуживали презрения. Гобсек искренне восхищается людьми честными. Он пытается заработать на всем и на всех. Даже своему другу Дервилю он соглашается дать деньги взаймы под проценты.

    В течение жизни в характере Гобсека остается все меньше положительных качеств. Окружающие люди вызывают у него все меньше сочувствия. Он не хочет отдавать наследство молодому графу де Ресто. Но жаждой денег в этом произведении страдал не только Гобсек, но и графиня де Ресто. В пылу гнева на умершего мужа, из-за страха за будущее детей она сжигает бумаги мужа. Из-за этого все наследство переходит во власть Гобсека. Рассказчик пытается доиться от Гобсека возврата наследства де Ресто, но Гобсек отказывается это сделать.

    В конце жизни Гобсек оказывается одиноким богатеем. Он безумно богат, но живет нищенский образ жизни. После его смерти рассказчик обнаружил несметные богатства. Это было золото, драгоценные камни, паштеты, колбасы, кофейные зерна, сахар, специи и многое другое. Самое страшное заключалось в том, что большая часть продуктов была испорчена. Гобсек из-за своей неуемной жадности не мог сойтись в цене с торговцами, чтобы продать им эти товары. В итоге они портились и пропали, не принеся пользы.

    Именно в этом и заключалась губительная власть денег над Гобсеком и над графиней де Ресто.