Изложение на тему дети бегущие от грозы. Описание картины маковского "дети, бегущие от грозы"

«Дети, бегущие от грозы» 1872 г. Холст, масло 167 х 102 см.
Третьяковская галерея, Москва, Россия

Описание картины Маковского К.Е. «Дети, бегущие от грозы»

На своей картине «Дети, бегущие от грозы» автор изображает сельский пейзаж. Об этом свидетельствует узенькая речка, спрятанная в густой растительности, разноцветные луговые цветы и виднеющийся вдалеке лес. На переднем плане картины дети, которые пошли в лес за грибами, но внезапно попали под начинающуюся грозу.

Они спешат скорее укрыться где-нибудь от дождя. Девочка, несёт на себе своего маленького брата, проходя через небольшой речной мостик. Возникает ощущение, что этот мостик очень шаткий, вот-вот не выдержит, и сломается под их тяжестью.

Художнику удалось очень чётко и точно изобразить переживания и эмоции на лицах детей, которые окутаны страхом по поводу начавшейся непогоды. Маленький брат девочки очень трогательно обхватывает своими ручками её шею, а она поддерживает его за ножки, чтоб он не упал.

Внешний вид детей говорит о том, что они родом из обычной крестьянской семьи: щёчки у них пухленькие и розовые, глаза – большие и выразительные, а волосы – светлые.

Вся картина пестрит разнообразными цветами и оттенками. Она очень яркая и красочная, что придаёт ей особенную прелесть. Она привлекает внимание, и завораживает. Хочется ей любоваться долго-долго.

"Дети, бегущие от грозы" – одна из самых обаятельных передвижнических картин Константина Маковского. В те годы он много путешествовал по России, привозил зарисовки, а иногда и готовые картины из Саратовской, Тверской, Тамбовской губерний. Но именно эту картину он заканчивал в Петербурге. У нее весьма интересная история.

Константин Егорович Маковский. Дети, бегущие от грозы 1872 г. Холст, масло.
Третьяковская галерея, Москва

Мы видим босоногую девочку, в переднике у нее завязаны собранные грибы, на плечах сидит маленький братишка, крепко обхватив сестру пухлыми ручками. Девочка одета в простенький сарафан. Она испуганно оглядывается туда, откуда идут тучи, прикидывая, успеют ли они добраться до дому, прежде чем хлынет ливень. Мальчик же уткнулся в нее, на тучи он не смотрит. Видно, что он тоже испуган, а сестренка ему кажется защитой.

Дети пытаются добежать до дома раньше, чем разразится гроза – а это будет с минуты на минуту. Перед нами короткий момент, предшествующий грозе. Небо затянуто, физически ощущается, какой там сейчас тяжелый, душный воздух. Порывы ветра клонят высокую траву, растрепывают выбившиеся из-под косынки волосы девочки и, кажется, подталкивают детей. А внизу, у самой земли, болотные травы не колыхнутся. Зато ненадежный мостик ощутимо шатается под ногами девочки. Кажется, тревожное ощущение ожидания грозы объединило настроение природы и детей. Великолепно написано небо, в нем отражено всё разнообразие предгрозового состояния: чередование оттенков, надвигающиеся тучи, яркие проблески солнца.

Эту девочку Маковский встретил в Тамбовской губернии. Он вышел на природу с мольбертом, а вокруг него собралась стайка деревенских детей. Бойкая глазастая девчонка спросила: «А что ты делаешь?». Художник ответил, что рисует, и предложил и ее нарисовать. Договорились устроить «сеанс» завтра. На следующий день вокруг Маковского собралось еще больше детворы – а той девочки не было. Зато пришел ее маленький братик, который и рассказал, что вчера сестренка пошла по грибы, а он увязался за ней. Когда возвращались, погода резко переменилась, запахло грозой. Торопясь успеть домой до дождя, девочка посадила малыша на плечи. Перебираясь через хлипкий мостик на болоте, она поскользнулась и увязла. Братишка выбрался на землю, а сестра совсем промокла. К вечеру у нее поднялся жар, и лежала она теперь в постели, сил набиралась. Эта история легла в основу картины и дала ей название.

Много лет художник вспоминал, что вот бы той глазастой девчушке показать, что из истории их получилось…


Спасибо за ваши комментарии!

Серия сообщений " ":
Часть 1 -
Часть 2 -
...
Часть 15 -

Константин Маковский – художник многогранный, в чьем творчестве переплелись разнообразные стили. Возможно, не все его работы вызывают восторг. Даже репродукция картины Маковского «Дети, бегущие от грозы» впечатляет. Неудивительно, что это одно из самых известных полотен русского живописца, и, наверное, самых трогательных.

Описание картины «Дети, бегущие от грозы»

Полотно написано в 1872 году, когда художник был увлечен идеями Передвижников. Его произведения тех лет посвящены повседневной обыденной жизни. На этой картине также обычная сельская сцена. Дети пошли в лес собирать грибы, но надвигается буря, и они спешат домой.

На переднем плане – девочка, несущая на спине своего младшего братика. На их лицах читается испуг. Малыш крепко прижимается к старшей сестре, которая с опаской оглядывается на покрытое тучами небо. Заметно, что уже поднялся ветер – по развевающимся волосам, наклонившимся растениям. Автор сумел очень детально и филигранно передать все нюансы предгрозового состояния природы. Кажется, что даже чувствуется, какой тяжелый и душный воздух. Под босыми ногами девочки – шаткая кладка через болото, и ее скользкость, ненадежность тоже очень хорошо ощущается.


Но, несмотря на ощущение страха, которые испытывают сестрички, впечатление от картины «Дети, бегущие от грозы» совсем не тягостное или удручающее. Даже наоборот – чувствуется уверенность, что эта история закончится хорошо. А светлое солнечное пятно на заднем плане только подчеркивает оптимистический настрой и добавляет веры в позитивное завершение этого приключения сельских детей.

История написания

На картине изображена девочка, с которой художник познакомился во время путешествий российскими глубинками в поисках сюжетов для работ. Крестьянская девчушка оказалась бойкой и смелой. Она стала расспрашивать художника, что он делает. Тогда Маковский предложил нарисовать ее. Встреча была назначена на следующий день, но девочка так и не пришла.

Впоследствии, художник узнал историю о походе за грибами. Только в реальности хеппи-энда не случилось. Девочка поскользнулась на влажной кладке и упала в болото, после чего заболела. Эта история и стала базисом для сочинения сюжета картины. А детей Маковский нарисовал уже по памяти.

Какова судьба героини этого полотна, художник так и не узнал, но помнил об этом эпизоде, произошедшем в Тверской губернии, всю жизнь. Спустя многие годы автор картины «Дети, бегущие от грозы» в письме к своему брату вспоминал эту милую девчушку и высказывал сожаления о том, что так и не смог показать ей картину. Художнику хотелось, чтобы девочка узнала, как эта банальная история вдохновила его на написание еще одного шедевра.

Работа была закончена уже в Петербурге и вскоре оказалась в коллекции семейства Нарышкиных. Сейчас картина Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы» хранится в Третьяковской галерее.

Категория

Художник Владимир Егорович Маковский родился в 1846 году, 26 января. Живописец создал много интересных полотен. Его перу принадлежит и картина «Дети бегут от грозы».

О художнике

Кажется, что мальчику было на роду написано стать художником, так как его отец являлся одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Домой к Маковским часто приходили известные люди: Тропинин, Щепкин, Брюллов, Гоголь. Семья устраивала вечера, на которых музицировали, рисовали, читали. Поэтому с детства будущий художник находился в атмосфере искусства.

Старшая сестра Владимира, а также братья, как и он, стали художниками. Первые уроки ребенку давал В. А. Тропинин. В 15 лет В. Маковский написал жанровую картину «Мальчик, продающий квас».

В 1861 году юный художник поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1866 году, получив за успехи

Полотно «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» Владимир Егорович создал в 1869 году. За эту работу он получил золотую медаль Виже-Лебрень. В том же году у художника родился сын. Это способствовало появлению множества картин на детскую тему: «Пастушки», «Крестьянские мальчики», «Возвращение с ночного».

Картина «Дети бегут от грозы» была написана художником в этот период - в 1872 году.

Что изображено на полотне

Достаточно беглого взгляда на картину, чтобы понять - на ней нарисованы девочка и мальчик. Скорее всего, это брат и сестра. Девочка несет малыша, спешит вместе с ним укрыться от грозы. В такую непогоду в лесу и в поле находиться нельзя, так как может ударить молния. Непогоду, напряжение маленьких героев отражает картина. Дети бегут от грозы и пытаются успеть домой, пока еще не начался дождик, ведь если он их промочит, можно заболеть.

Девочка понимает, что нужно торопиться домой. Там, под крышей, ливень их не достанет. Хорошо лежать в тепле, на печи, когда за окном идет дождь. Но чтобы поскорее это осуществилось, нужно очень спешить.

Поэтому сестра взвалила маленького брата на спину и быстро идет вместе с ним. Самостоятельно малышу было бы тяжело бежать. Это понимал и В. Е. Маковский.

Картина «Дети, бегущие от грозы»: описание сестры и брата

Художнику удалось очень точно передать взгляды главных героев, даже мельчайшие детали их одежды. Гроза идет справа, именно в эту сторону смотрит девочка. Взгляд ее сосредоточен и насторожен. Она пытается понять, удастся ли опередить стихию.

Хотя девочка сама еще не очень большая, но видно, что она серьезная и смышленая, знает, как быстрее добраться до дома. Именно поэтому она взвалила братишку на спину и очень торопится, так как понимает, что шутить с грозой опасно, нужно успеть добежать до укрытия. Все эти мысли навевает картина. Дети бегут от непогоды, и пока у них получается опередить стихию.

Одета главная героиня полотна в типичную крестьянскую одежду - светлую холщовую рубаху и сарафан. На голове у нее платок. В то время с непокрытой головой появляться на людях было неприлично, поэтому девочка одета согласно традициям тех лет.

На брате - рубашка и штаны, они задрались, видны его голые ножки. Как и у сестры, на них нет обуви. Крестьяне летом ходили босиком, так как ботинки, туфли были непозволительной роскошью. Такую обувь надевали только по праздникам и перед походом в церковь.

У девочки русые волосы. Они немного растрепались, а платок сбился. Но ребенку некогда всё это поправлять. У мальчика волосы светлые, он смотрит на нас своими большими пронзительными глазами и крепко держится за сестру. Всё это передал в своей картине Маковский. «Дети, бегущие от грозы» - творение, вызывающее большую симпатию и сострадание.

Природа

Дети ходили в лес за грибами. Девочка не бросила свою добычу, а завернула ее в передник. Ведь грибы - хорошее подспорье для крестьянского стола.

Доска шаткого мостика прогнулась под легкой поступью девочки, внизу - небольшой пруд. Автор изобразил осоку, листья кувшинок.

На полотне «Дети, бегущие от грозы» автор смог передать, как колышутся на ветру растения. На переднем плане они нарисованы темно-зелеными красками. На заднем мы видим желтое поле. Это поспело зерно, и колосья приобрели такой оттенок. Поэтому можно сказать, что картина «Дети бегут от грозы» отражает период конца лета.

Откуда идет гроза

Ветер дует в спину ребятам и чуть вправо, ведь их волосы, стебли травы, полевых цветов направлены как раз в противоположную сторону.

Но не всё так печально на полотне. Видно, что с другой стороны проглянуло солнце. Это означает одно из двух: гроза уже прошла или у детей есть большой шанс успеть домой, так как стихия только-только начинается, и тяжелые тучи еще не успели закрыть всё небо.

Вот что изображено на полотне «Дети, бегущие от грозы». Описание картины поможет читателю мысленно перенестись в то время. При взгляде на полотно нам наверняка хочется, чтобы брат с сестрой быстрее попали домой и укрылись в тепле от непогоды.

Материал беседы разработала:

учитель начальных классов

МОУ «Лицей №4» г. Саранска

Кочетова Елена Александровна

Константин Егорович Маковский «Дети бегущие от грозы». 1872 Холст. Масло. 167*102 см Государственная Третьяковская галерея

Задачи этап урока по работе над картиной:

Привлечь внимание детей к красоте и опасности такого природного явления, как гроза;

Учить сопоставлять художественный текст и картину;

Формировать умение воспринимать цвет на картине как символическую передачу чувств и мыслей автора;

Способствовать развитию чувств и эмоций детей.

1.Художник и его картина.

В своем творчестве художник обращался к самым различным темам. Встречаются у него и портреты, и жанровая живопись, и изображение исторических событий. Но особенно притягательными являются полотна, изображающие явления природы и события народной жизни, самих людей из народа. Одна из них – «Дети, бегущие от грозы», сочетающая в себе и зарисовку картин природы, и изображение внешности сельских ребятишек, и отражение человеческих чувств и эмоций.

2.Композиция картины.

Какова композиция картины? (На картине мы видим сельский пейзаж, привлекающий своей реалистичностью. Буйство луговых трав, лес, виднеющийся вдали. Неглубокая речушка, протекающая сквозь густую растительность, тоненький, хрупкий мостик, переброшенный через эту речушку. А на мостике – сельская девочка. Она босиком, в легоньком платьице. Ее волосы растрепал ветер. Она и сама-то не такая уж взрослая, но у нее на плечах младший брат, и она спешит укрыться сама и спрятать его от надвигающейся грозы.)

Кто является героями картины? Как автор смог показать, что эти герои – главные? (Девочка и её младший брат являются центром произведения. Автор использовал теплые тона и светлую гамму красок для описания детей: розовый, оранжевый, светло-жёлтый).

Поговорим о действующих лицах картины – детях. Что вы заметили? (Они из небогатой семьи – одеты довольно бедно, босиком, не бросают, несмотря на страх, грибы. Может быть, это единственное блюдо на ужин. Дети очень испуганны. Их жалко, хочется им помочь.)

Как они оказались на этом лугу? (Было хорошее утро, ясное и теплое. Девочка взяла младшего братца и пошла в лес за грибами. Они уже направлялись домой, когда в дороге их настигла гроза. Художник изобразил их переходящими неглубокую речушку по хрупкому мостику из двух досочек. Вероятно, до деревни еще далеко, а поблизости нет никакого укрытия, где можно было бы спрятаться и переждать ливень.)

3.Чувства, вызываемые картиной.

Что на картине говорит о надвигающейся грозе? (Темное небо, собравшиеся тучи, поднявшийся ветер, тревожный взгляд девочки, направленный в небо.)

Почему так тревожен взгляд девочки? (Страшно и опасно оказаться в открытом поле в разгар грозы. Девочка, вероятно, знала рассказы взрослых о несчастных случаях, происходивших с людьми во время грозы. Но она еще боится и за младшего братика, за которого она в ответе. А малыш крепко обнимает сестру своими крошечными ручонками, прижимается к ней всем тельцем и чувствует, что сестра его спасет.)

Какое впечатление производит картина? (И страшно, и интересно одновременно: успеют ли дети добежать до начала грозы? Впечатление усиливается тем, что картина словно наполнена движением стихии и движением детей, стремящихся убежать от грозы, опередить ее.)

Кого вам напоминают герои этого полотна? (Сестрицу Аленушку и братца Иванушку, убегающих от гусей-лебедей.)

Вспомните, мы описывали картину В. М. Васнецова “Иван-царевич на Сером Волке”. Картина тоже была мрачная, но была на ней деталь, которая позволила надеяться, что всё закончится хорошо. Какая это деталь? (Цветущая яблонька. Белый цвет – это символ надежды.)

Абсолютно верно. Какая деталь в данной картине позволяет надеяться на благополучное завершение приключения детей? (Полосы света, пробивающиеся через тучи и окрашивающие поле в желтый цвет, и дети, при написании которых художник тоже использовал тёплые тона).

4.Свет и цвет картины.

Проанализируем колористику картины. Какие краски преобладают? Какое впечатление они вызывают? (Краски тёмные, холодные: серая, тёмно-синяя, темно-зелёная. Есть светлые: через черные тучи ещё проблескивает солнце, освещая жёлтым светом поле.).

Опишите грозовое небо (нахмурившееся, затянутое тучами небо; быстро бегущие тучи; проникающие лучи; разорванные ветром облака; сгустившиеся тучи; образовавшие тёмную полосу на горизонте; пугающие тучи; чернеющие на горизонте).

Опишите пейзаж (дующий ветер, согнувший деревья, сгибающий деревья, встрёпанная ветром трава, желтеющее поле; угасающие лучи солнца, лес, виднеющийся вдали, неглубокая речушка, протекающая через луг, мостик, переброшенный через речку).

Опишите детей (испуганные лица, напряжённое ожидание, растрепанные волосы, сбившийся платок, собранные грибы, высоко подвязанный фартук, перепуганный малыш, крепко вцепившийся в сестру, озирающиеся назад, спешащие домой).

Почему художник платочек на голове девочки и рубашку мальчика написал именно красным цветом? (Красный цвет – символ опасности, и эта опасность в виде грозы угрожает детям сверху.)

5.Взаимосвязь картины и словесных художественных произведений.

Гроза не раз становилась предметом описания мастеров слова, как поэтов, так и прозаиков. Вспомните, у каких авторов мы встречались с описанием этого природного явления? (Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», Л.Н.Толстой «Как мальчика застала гроза в лесу».) (Чтение детьми подготовленных произведений).

Какое из произведений больше соотносится с сюжетом картины?