IV. Работа с текстом пьесы. Образ катерины

Урок 38. Город Калинов и его обитатели. Д. I-IV

Цель урока: проанализировать созданный автором образ города Калинова и его жителей.
Ход урока


II. Беседа

Назовите основных героев пьесы, их общественное положение. В драме «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Какой принцип положен автором в систему действующих лиц пьесы?

Попробуйте дать определения именам и фамилиям действующих лиц этой драмы: Савел Прокофьич Дикой, Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха). Тихон, Катерина, Кулигин и другие.

Где и когда разворачиваются события?
IV. Слово учителя

С первых страниц пьесы обращаем внимание на мастерство Островского - драматурга. Первое действие проходит летним вечером в общественном саду на берегу Волги. Такой выбор места и времени действия дал драматургу возможность уже в первых явлениях познакомить читателя и зрителя с основными героями пьесы, ввести в сущность ее конфликта. Пейзажный фон «Грозы» дает также определенный эмоциональный настрой, позволяющий по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев.

Чтобы представить волжские пейзажи, рассмотрите картину Левитана «Вечер. Золотой плес». Вот что увидели бы вы, оказавшись на берегу Волги, в тех местах, где проходило действие пьесы: сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников, оранжевые, золотистые краски воды и неба. Над рекой поднимается туман. Противоположный берег лежит в серовато-синей дымке. Тишина и покой.

Обратите внимание на слова Кулигина: «Чудеса! Наглядеться не могу». Кулигин не только любуется прелестью волжских пейзажей, но и другим стремится показать, «какая красота в природе разлита». Ведь, по его мнению, наслаждение природой могло бы смягчить жестокие нравы жителей Калинова.


IV. Работа с текстом пьесы

О чем мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе?

Как относятся к купцам Кудряш, Шапкин, Кулигин? В чем разница в их жизненных позициях?
Задание.

Нарисуйте портрет Дикого, расскажите о его отношениях к домочадцам и жителям города, дайте его речевую характеристику.

(Дикой - дюжий, дородный купчина с окладистой бородой, он в поддевке, смазанных сапогах, стоит подбоченясь, говорит низким, басоватым голосом… или Дикой - маленький, сухонький старикашка с редкой бороденкой и беспокойно бегающими глазками; этот жалкий в сущности чело век способен приводить в трепет окружающих.)

На чем же основано самодурство таких людей как Дикой?

(На власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности калиновцев. Дикой откровенно обсчитывает мужиков. Дикой сознает силу - это сила денежного мешка. Поэтому он так дорожит каждой копейкой, поэтому так раздражают его встречи с Борисом, который претендует на часть наследства. Дикой грубо набрасывается на Бориса, и он вынужден сносить оскорбления: ведь он получит наследство лишь в том случае, если будет почтителен. И Дикой прекрасно понимает, что Борис зависит от него, и откровенно над ним куражится. Материальная зависимость - вот основа взаимоотношений героев пьесы.)

Какова же жизненная позиция Кулигина?

(Кулигин с болью говорит о «жестоких нравах города, но советует «угождать как-нибудь» самодурам Он не борец, а мечтатель его проекты неосуществимы. Он тратит свои силы на изобретение вечного двигателя. С жизненной позицией Кулигина связаны и особенности его речи, эмоциональной, но старомодной. Он часто употребляет старославянские слова и фразеологизмы, цитаты из «Священного писания» («Насущность хлеба», «малую благостыню», «несть конца мучениям» и т. д.). Архаичны и художественные вкусы Кулигина. Литература ХIХ века - Пушкин, Гоголь, Лермонтов, - прошла мимо него. Он остался верен Ломоносову и Державину.)

Где происходит действие II (явл. 1.)? Кто действующие лица, их роль?

(Комната в доме Кабановых. Окна закрыты ставнями, полумрак; от лампад, висящих перед иконами, струится мерцание, по стенам стоят сундуки с хозяйским добром В этой мрачной комнате особенно выразительно звучит монолог Феклуши.)

Кто такая Феклуша? Ваше первое впечатление о ней?

О чем она сообщает Глаше? С каким героем ее можно противопоставить?

(По ходу развития действия Кулигин и Феклуша не вступают в открытую борьбу, но изображены в пьесе как антиподы.)

О чем рассказывает Феклуша в д. II, явл. 1?

Итак, если Кулигин несет в общество культуру, то Феклуша - тьму, невежество. Ее нелепые рассказы создают у калиновцев искаженные представления о мире, вселяют в их души страх.

Как речь Феклуши отражает ее характер?

(Жизненная позиция Феклуши предопределяет и особенности ее речи. Она стремится расположить к себе окружающих, поэтому тон ее речи вкрадчивый, льстивый. Этот привычный тон она сохраняет, даже обращаясь к служанке Глаше. Угодливость Феклуши подчеркивается и ее присловием «милая».)

Перечитаем рассказ Феклуши о «неправедных землях», сохраняя особенности ее речи.

Д. III, явл. 1. Разговоры Кабанихи с Феклушей. Что нового дает этот разговор для характеристики этих героев?

(Они скорбят о конце доброго старого времени, осуждают новые по рядки. Автор показывает, насколько они невежественны. Новое властно входит в жизнь, подрывает основы домостроевских порядков. Символично звучат слова Феклуши о том, что наступают «последние времена» и даже «время-то стало в умаление приходить». Действительно, патриархальный мир Кабановых и диких доживает последние дни. Над ними собирается гроза.)

Д. III, явл. 2. Что нового узнаем о характере Дикого?

(Никто не может угодить ему, только Кабаниха может «разговорить», т. к. грубость на грубость («Ты не очень-то горло распускай... а я тебе дорога...»).)

Д. III, явл. 3. Теплый летний вечер, и снова из уст Кулигина слышим рассказ о правах Калинова. Зачитайте монолог, сделайте вывод.


Задание.

Опишите Марфу Игнатьевну Кабанову

(Высокая, грузная старуха, носит темное, старомодное платье; держится прямо, с достоинством, ходит медленно, степенно, говорит веско, значительно.)

А каков ее душевный облик? Черты ее характера, взаимоотношения с другими героями?

Кто дает ей первую характеристику?(явл. 3). Оправдывается ли эта характеристика в явл. 5?

На каких основах должна, по мнению Кабанихи, строится семейная жизнь?

(Основой семьи Кабаниха видит домостроевские, освященные стариной законы жизни. Кабаниха искренне убеждена, что если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет. Она говорит от лица целого поколения, постоянно употребляя нравоучительные фразы: «Не очень-то нынче старших уважают», Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то...». Все это придает фигуре Кабанихи монументальность. Ее образ вырастает до символа патриархальной старины.)

Каковы особенности речи Кабанихи, как они связаны с жизненной позицией и характером Кабанихи?

(Опираясь на авторитет старины, Кабаниха широко использует в речи народную фразеологию, пословицы («Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил?» «Чужая душа - потемки»). Властная, деспотичная Кабаниха непрерывно точит домашних. Размеренный, монотонный характер придают речи Кабанихи повторы слов, словосочетания («...кабы своими глазами не видела да своими ушами не слыхала», «...что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает…»).

Как относится к Кабанихе и ее поучениям Тихон, Варвара, Катерина? В чем проявляется их отношение?

(Зависимые от Кабанихи домочадцы по-разному относятся к ее поучениям. Тихон думает лишь о том, чтобы угодить матери, стремится убедить ее в своем послушании. Обращение в форме множественного числа, повторяемое слово «маменька» придают его речи уничижительный характер, и только реплика в сторону («Ах ты, господи!») выражает его истинное отношение к материнским поучениям. Варвара на протяжении диалога вслух не промолвила ни одного слова, но про себя иронизирует над матерью, осуждает ее («Не уважишь тебя, как же!» «Нашла место наставления читать»). Варвара убеждена, что без притворства здесь не проживешь. И только Катерина открыто заявляет о своем человеческом достоинстве. («Да хоть и к слову‚ за что ж ты меня обижаешь?» «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»)

Таким образом, уже в первых явлениях перед нами раскрываются острые столкновения героев, которые складываются в единый конфликт самодуров и их жертв. Монолог Кулигина выводит нас за пределы личных взаимоотношений действующих лиц и придает этому конфликту широкое общественное звучание.

Д. IV явл. 1,2. Вновь картины дикого невежества темного царства.

(Если раньше они связаны были с рассказами Феклуши, то теперь Островский показывает целую толпу горожан, олицетворяющих калиновское мещанство. Характерны и разговоры горожан о Литве, которая «на нас с неба упала», и их суеверный страх перед грозой, и настороженное отношение к словам Кулигина, и та покорность, с которой они исполняют приказания Дикого.)

Как горожане выражают свое отношение к Дикому?

(Во время разговора дикого и Кулигина толпа явно сочувствует Дикому, зло и тупо смеется над Кулигиным.)

Каковы взаимоотношения Дикого и Кулигина?

(Кулигин выступает как просветитель. Он уговаривает Дикого принести пользу городу, просит у него денег на солнечные часы и громоотвод, но в ответ дикой напоминает Кулигину, что тот червяк: «Захочу - помилую, захочу - раздавлю». Ему нравится показывать свою силу, нравится куражиться над беззащитным. Дикой, как и Кабаниха, цепко держится за старые порядки.)
Задание.

Зачитайте этот эпизод и сделайте вывод о развитости и самостоятельности мышления жителей города.

Явл. 6. Каковы взаимоотношения между Варварой, Тихоном и Катериной?

Явл. 7. В каких сценах и эпизодах содержится, по-вашему, завязка драмы? В чем ее своеобразие?

Какое значение имеет монолог Катерины в начале явл. 7?

Что мы узнаем о жизни Катерины в доме родителей?

Как сказалось на речи Катерины влияние народной поэзии и церковной литературы?

В чем сущность Катерины? Как раскрывается внутренняя борьба Катерины в диалоге с Варварой? Как постепенное нарастание внутренней тревоги отражается на ее речи?


V. Слово учителя

Завязка «Грозы» определяется по-разному. А. И. Ревякин считает завязкой признание Бориса в любви к Катерине в сочетании с ответным признанием Катерины. Е. Холодов утверждает, что завязкой является решение Катерины пойти на свидание с Борисом. Обе точки зрения отражают любовную коллизию драмы. Но сущность драмы нельзя сводить к любовной интриге. В основе конфликта лежит столкновение самодуров и их жертв. «Гроза» с первых явлений вводит читателя и зрителя в обстановку напряженной борьбы. Мы застаем героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже значительной остроты.

Речь Катерины соответствует облику женщины из народа. В основе ее речи лежит поэтика народной песни; повторы, инверсии, риторические восклицания придают речи Катерины задушевность, напевность («А какие сны мне снились, Варенька, какие сны!»), сравнения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («ключик», «водицы»). Влияние на речь Катерины церкви, духовных стихов («храмы золотые», «кипарисом пахнет», «лукавый шепчет»). Через речь видим двойное влияние на характер Катерины: 1) от песенного народного творчества - порыв к свободе, счастью, свету; 2) от церкви - самоотречение, смирение. Уже в языке отражается глубокое противоречие, составляющее сущность душевной трагедии Катерины. Привыкшая с детства к независимости, Катерина стремится отстоять свою свободу, но считает свои мечты и стремления греховными. Душевное состояние героини отражено в ее речи. Вспоминая родной дом, Катерина говорит спокойно, неторопливо. Когда рассказывает о своей любви, душевной борьбе - речь ее становится тревожной, порывистой. («Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться...»). Мрачные пророчества сумасшедшей барыни, которых Катерина слышит подтверждение своих предчувствий близкой смерти, картины грозы усиливают драматизм ситуации...

На следующем уроке мы посвятим нашу беседу этой героине.


Домашнее задание

1. Заполнить таблицы (по вариантам):

Таблица для Варианта 1 «Образ города Калинова (изображение в пьесе)»

Таблица для Варианта II «Город Калинов глазами героев пьесы»

2. Индивидуальное задание. Образ Катерины в оценке Добролюбова и Писарева.

Урок 39. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Д. II-V

Цель: проанализировать образ героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.
Ход урока

I. Проверка домашнего задания
II Беседа по тексту д. II - IV

Какими событиями наполнена жизнь героини?

Какую роль сыграл каждый персонаж в судьбе Катерины?

(Катерина очень немногословна. Характер ее поведения говорит об уверенности в себе, о само достаточности. Ей незачем самоутверждаться за счет других. Все мысли Катерины сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком, ни о чем другом она ни думать, ни говорить не в состоянии.)

Как характеризует Катерину ее стиль общения? Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

(В этом разговоре Катерина впервые признается в любви к Борису. В нем раскрывается сила чувства Катерины, глубина ее душевной драмы, внутренняя сила, решительность ее характера. («Такая уж я зародилась, горячая»), показана готовность отстоять свою независимость, хотя бы ценой гибели («...уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой... в окно выброшусь, в Волгу кинусь...»). Этими словами предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.)

Д. II, явл. 3, 4, 5 «Проводы Тихона». Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?

Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

(В этой сцене обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)

Как ведет себя Тихон перед отъездом из дома?

(Чтобы понять душевное состояние Тихона перед отъездом, нужно ясно представить себе его положение в доме матери, его желание хотя бы на две недели освободиться от опеки. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается, это еще не все. Мать требует, чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену.

Когда наставления Кабанихи становятся совсем оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не заглядывайся на парней!» Цель Кабанихи - привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину.)

Д. II, явл. 10. Монолог с ключом.

Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса? Ответ найдем в статье Добролюбова «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?

(Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героини полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.

После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение - бросить ключ: «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.

Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Мне хоть умереть, да увидеть его...».)
Задание.

Д. III, явл. 6-8. Сопоставьте картины свидания Кудряша и Варвары, Бориса и Катерины. Сделайте вывод.

(Эти картины показаны на основе контраста. В любви Варвары и Кудряша нет истинной поэзии, их отношения ограниченны. «Катерина любит, готовая искупить эту свою первую страстную любовь смертью, а Варвара только «гуляет», - говорила исполнительница роли Катерины, артистка Малого театра П. А. Стрепетова. Контрастность душевного состояния героев - в ремарках автора. Слова Варвары сопровождаются ремарками «зевая», «зевает, потом целует холодно, как давно знакомого», «зевает а потягивается». Катерина «тихо сходит по тропинке, ... потупив глаза в землю», обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается ему на шею». Как и в сцене с ключом, автор показывает эволюцию душевного состояния Катерины - от растерянности к утверждению права на любовь.)

Д. IV, явл. 3. О чем узнаем из разговора Варвары и Бориса?

(Катерина после приезда мужа «просто сама не своя сделалась... Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной!».)
Задание.

Д. IV, явл. 4, 5. Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины.

(Надвигается гроза, которая, по мнению калиновцев, нам в наказание посылается Мрачный колорит усиливается и сценой действия - вместо панорамы Волги - узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина «вбегает» на сцену, «хватает Варвару за руку и держит крепко!» Ее отрывистые реплики передают крайнее потрясение. Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей правоты. Теперь она безоружна. А ласка мужа, перед которым она чувствует себя виноватой, для нее - пытка. Когда же в толпе появляется Борис, Катерина как бы прося защиты, «приклоняется к Варваре».)

Снова слышны пророчества: «Уже ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет...» Как и в д. I, появляется сумасшедшая барыня; но в д. I ее пророчества имели обобщенный характер («Что, красавицы? Что тут делаете?.. Все в смоле будете кипеть неутолимой!..»), то в д. IV барыня обращается непосредственно к Катерине: «Что прячешься! Нечего прятаться!..» Ее слова сопровождаются ударами грома.

В чем разница в душевном состоянии Катерины в д. I и д. IV?

(Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни: Д. I «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь», Д. IV «Ах! Умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы - сцене всенародного покаяния Катерины.)
Задание.

Прочитайте явл. 6. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

(Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)

(Если бы Катерина скрыла свой «грех» научилась бы притворяться и обманывать, продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом.)

Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини?

(Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу». На возражение Варвары: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Катерина отвечает: «Не хочу я так. да и что хорошего!» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни, И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)
III Анализ действия V

1. Краткий пересказ действия V.

Пояснение для учителя.

Если есть возможность заслушайте две сценические трактовки образа Катерины в исполнении П. А. Стрепетовой и М. Н. Ермоловой, и попросите учащихся высказать свои суждения о том, какая из этих трактовок более соответствует образу, созданному Островским (см. доп.материал).


2. Беседа.

Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему? Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту-психологу. Какие рекомендации она бы получила?

1. Тихон Кабанов и Борис, племянник Дикого.
2. Иван Кудряш.
3. Катерина и Варвара.

В драме А. Н. Островского «Гроза» действие разворачивается на фоне напряженных взаимоотношений между представителями старшего и младшего поколений. Тиранический гнет Кабанихи и Дикого на близких не ослабевает при виде внешних проявлений покорности. Как же ведут себя представители молодого поколения, оказавшиеся в сходных условиях?

Тихон Иваныч Кабанов — богатый купец. Он получил хорошее наследство от покойного отца, женился. Казалось бы, этот человек вполне может самостоятельно распоряжаться в своем доме. Но не тут-то было! На деле всем заправляет его мать, а Тихон с обреченным видом выслушивает ее приказания: «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».

Все сколько-нибудь значимые поступки Тихон совершает по указанию матери: она отдает ему распоряжения относительно предстоящей сыну поездки, по ее желанию Тихон женился.

Сам Тихон ощущает себя глубоко несчастным человеком, не способным ничем угодить матери, чтобы она перестала, хоть ненадолго, бранить и поучать его. Вот женился он, чтобы исполнить волю матери, а мать теперь упрекает сына: «С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу». Однако Тихон и не помышляет о том, чтобы выразить свое негодование по поводу материнской тирании: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Традиции купеческого быта и собственная бесхарактерность указывают Тихону другой путь: чтобы отвлечься от постылых проблем, он то и дело прикладывается к выпивке. Предстоящая поездка является для Тихона долгожданным и желанным событием: «...Недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?» В этой фразе наглядно проявляется инфантильный эгоизм Тихона — его не заботят переживания Катерины. Он не умеет и не старается защитить жену от нападок своей матери, наоборот, упрекает ее, что это из-за нее ему достается еще больше. Однако по ходу пьесы становится ясно, что Тихон, несмотря на все свои недостатки, искренне любит свою жену. Он охотно готов простить ей ее грех. Когда Катерина признается в своем проступке, Тихон пытается ее остановить: «Не надо, не надо, не говори! Что ты! Матушка здесь!» Не столько гнев, сколько сострадание вызывает у Тихона грех жены. Однако Тихон по-прежнему не в силах противостоять давлению матери. Он бы и рад простить Катерину, все забыть и начать новую жизнь, но разве мать позволит ему забыть? «...Я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее...».

Но главная беда заключается в том, что наиболее сильная любовь к жене проявляется у Тихона не в повседневной жизни, когда Катерина нуждалась в защите и опоре, а в роковые мгновения, когда уже ничего нельзя изменить. И даже в отчаянии Тихон не в состоянии пойти наперекор воле матери, запретившей ему идти вытаскивать жену из реки. Лишь увидев мертвую Катерину, Тихон в исступлении твердит: «Маменька, вы ее погубили!»

Мы видим, что бесхарактерность Тихона оборачивается трагедией и для него самого, и для его жены, и, собственно говоря, для матери. Что пользы в его послушании, если все идет прахом, и все больше Тихон привыкает заливать горе вином?

Борис Григорьевич, возлюбленный Катерины, находится в положении, которое ничуть не завиднее положения ее мужа. Как и Тихон, Борис прекрасно сознает это: «А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе». Как и Тихону, Борису не хватает решимости, чтобы попытаться изменить свою жизнь, хотя последнему это все-таки проще. Понятно, что Тихону трудно спорить с родной матерью, которая его воспитала и которая, несмотря на свое властолюбие, искренне полагает, что печется о благе своих детей. Борис живет у дяди, надеясь когда-нибудь получить долю наследства, завещанного бабушкой, однако и при поверхностном, рассмотрении становится ясно, что шансы на это очень невелики. Слишком зыбко условие, при соблюдении которого наследство может перейти в руки Бориса и его сестры — если они будут почтительны к дяде. Но Дикой — это отнюдь не человек чести. Он вообще с трудом отдает людям заработанное или причитающееся за какой-либо товар. «...Нешто кто ему запретит сказать-то, что вы непочтительны?» — метко замечает Кулигин, резонно полагающий, что Борис никогда не получит своего наследства. Казалось бы, уйти да забыть, чем терпеть дядины выходки, вполне соответствующие его фамилии!

С одной стороны, Бориса удерживает вроде бы благородное чувство — забота о сестре. Но с другой стороны, если дело безнадежно, стоит ли оставаться практически в рабстве?

Полюбив Катерину, Борис тоже не способен что-то решать или предпринимать сам. Их свидание целиком устроено — можно даже сказать подстроено — Варварой. Отношение Бориса к Катерине сходно с отношением к ней Тихона: когда муж возвращается раньше, чем предполагалось, Борис в первую очередь разочарован тем, что ночные свидания отменяются. О переживаниях Катерины он не задумывается. Но, как и Тихон, Борис ее искренне любит: лишь в минуты прощания он понимает, насколько серьезно восприняла женщина эту любовь, насколько тяжелой стала для нее расплата за грех. Еще один молодой человек в пьесе Островского — Иван Кудряш, конторщик Дикого. На первый взгляд он тоже зависит от купца-самодура, раз служит у него.

Но Кудряш легко относится к ругани своего работодателя: «...Он — слово, а я — десять... Нет, уж я перед ним рабствовать не стану». Решительность Кудряша проявляется и в любовных делах: «Я за свою... да я и не знаю, что сделаю! Горло перерву!» По слухам, Кудряш и Варвара убежали вместе, порвали с постылой обстановкой. Оба они оказались более приспособленными к жизни, более предприимчивыми людьми, чем другие представители их поколения в пьесе Островского.

Варвара, несмотря на молодость, здраво оценивает людей и их взаимоотношения. Она жалеет Катерину, напрямик говорит о том, что Тихона любить не за что. Догадывается Варвара и о любви Катерины к Борису. Но при всем своем участии к Катерине Варвара не понимает ее переживаний, как и все окружающие. Сестра Тихона — человек действия, рефлексия ей чужда. В соответствии со своими понятиями Варвара готова помогать Катерине — если будет возможность, устроить ей свидание с любимым человеком, что девушка и делает. Варвара понимает, что существовать в лицемерной обстановке родного дома, не прибегая ко лжи, крайне сложно. Ложь девушка спокойно воспринимает как необходимость, неотъемлемую часть жизни. Конечно, это не слишком украшает Варвару, но следует понимать, что такой она стала под влиянием обстановки.

Что же касается Катерины, ее трагедия в том, что она абсолютно не умеет и не желает приспосабливаться, не может выбрать одну линию поведения и следовать ей. Катерина не сумела безропотно сносить попреки свекрови — ее любовь к Борису, по сути, протест против существования в атмосфере тирании и лицемерия. Однако Катерина не сумела сохранить в тайне свое увлечение (хотя бы от свекрови), не захотела притворяться дома, а когда возможно, по-прежнему бегать на свидания с любимым. По мнению самой Катерины, ее любовь к Борису — страшный грех, за который она должна быть наказана. Но, зная это заранее, Катерина не нашла в себе сил противостоять искушению, отдавшись своей любви, она не смогла спокойно принять это как данность.

Таким образом, мы видим, что Катерина не в состоянии найти себя в образе жизни, для нее доступном: ни степенная и верная жена, кандидатура в будущие Кабанихи, ни пылкая любовница, днем спокойно внимающая поучениям свекрови — ни один из этих путей не удовлетворяет мятущуюся душу Катерины. Поэтому закономерен исход драмы Островского — если человек не в силах примириться с действительностью, он нередко ищет избавления в смерти.

  • 7. Образ поэта и тема творчества в лирике а.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 2) Вариант 1
  • 8. Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике а.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 4) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 9. Философские мотивы в лирике а.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 5) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 10. В чем смысл противопоставления Петра Первого и «бедного» Евгения в поэме а.С. Пушкина «Медный всадник»? (Билет 22) Вариант 1
  • 11. Каковы черты пушкинского идеала, воплощенного в образе Татьяны Лариной? (Билет 21) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 12. Что привело отношения Онегина и Ленского к трагической развязке? (По роману а.С. Пушкина «Евгений Онегин».) (Билет 25) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 13. Каковы нравственные уроки финальной сцены романа а.С. Пушкина «Евгений Онегин»? (Билет 17) Вариант 1
  • 14. Образ Маши Мироновой и смысл названия романа а.С. Пушкина «Капитанская дочка». (Билет 7) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 15. Что сближает Пугачева и Гринева и в чем они расходятся друг с другом? (По роману а.С. Пушкина «Капитанская дочка».) (Билет 16) Вариант 1
  • 16. Лирический герой поэзии м.Ю. Лермонтова (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 8) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 17. В чем своеобразие патриотической темы в лирике м.Ю. Лермонтова? (Билет 23) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 18. Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря? (Билет 18) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 19. Образ Печорина и тема поколения в романе м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (Билет 6) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 20. Почему так трагически одинок лермонтовский Печорин? (По роману м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».) (Билет 15) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 21. Печорин и Максим Максимыч в романе м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (Билет 9) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 22. Сатира на чиновничество в комедии н.В. Гоголя «Ревизор». (Билет 11) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 23. В чем смысл мистического финала повести н.В. Гоголя «Шинель»? (Билет 20) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 24. Сатира на помещичью Русь в поэме н.В. Гоголя «Мертвые души». (Билет 12) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 25. Почему портрет Чичикова лишен ярких индивидуальных черт? (По поэме н.В. Гоголя «Мертвые души».) (Билет 13) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 26. Философские мотивы в лирике ф.И. Тютчева (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 15) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 27. Каковы главные причины «лежания» Ильи Ильича Обломова? (По роману и.А. Гончарова «Обломов».) (Билет 1) Вариант 1
  • 28. Образ Ольги Ильинской и тема любви в романе и.А. Гончарова «Обломов». (Билет 17) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 29. Конфликт поколений и его разрешение в романе и.С. Тургенева «Отцы и дети». (Билет 14) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 30. Почему встреча Базарова с Одинцовой не привела к счастью взаимной любви? (По роману и.С. Тургенева «Отцы и дети».) (Билет 3) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 31. Изображение судеб народных в поэзии н.А. Некрасова (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 16) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 32. Чем отличается народное и барское представление о счастье? (По поэме н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».) (Билет 6) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 33. Какова роль притчи «о двух великих грешниках» в поэме н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? (Билет 9) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 34. Судьбы «униженных и оскорбленных» в романе ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (Билет 10) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 35. Теория Родиона Раскольникова и ее развенчание в романе ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (Билет 23) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 36. Какова роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в понимании идеи романа ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»? (Билет 2) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 37. Образ Петербурга в романе ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (Билет 24) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 38. Образ Катерины и драма «горячего сердца» в пьесе а.Н. Островского «Гроза». (Билет 13) Вариант 1
  • 39. Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе а.Н. Островского «Гроза».) (Билет 5) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 40. Что указывает на недолговечность самодурной власти в пьесе а.Н. Островского «Гроза»? (Билет 8) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 41. Жизнь человека и мир природы в лирике а.А. Фета (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 18) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 42. Герои и проблематика сатиры м.Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одного из произведений писателя). (Билет 22) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 43. Как в сатирических произведениях м.Е. Салтыкова-Щедрина сочетаются злободневное и вечное? (На примере 1–2 произведений по выбору экзаменуемого.) (Билет 7) Вариант 1
  • 44. В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? (По роману л.Н. Толстого «Война и мир».) (Билет 11) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 45. «Диалектика души» героев романа л.Н. Толстого «Война и мир» (на примере одного из персонажей по выбору экзаменуемого.) (Билет 20) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 46. «Мысль семейная» в романе л.Н. Толстого «Война и мир». (Билет 21) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 47. «Мысль народная» в романе л.Н. Толстого «Война и мир». (Билет 19) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 48. Чем объясняется «пассивность» Кутузова во время Бородинского сражения? (По роману л.Н. Толстого «Война и мир».) (Билет 4) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 49. В чем смысл финала рассказа а.П. Чехова «Ионыч»? (Билет 12) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 50. Тема гибели «дворянских гнезд» в пьесе а.П. Чехова «Вишневый сад». (Билет 25) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 51. Романтический идеал Человека в рассказе м. Горького «Старуха Изергиль». (Билет 3) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 52. Спор о человеке в пьесе м. Горького «На дне». (Билет 9) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 53. Образ «дна» и проблема нравственного выбора человека в пьесе м. Горького «На дне». (Билет 4) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 54. Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 25) Вариант 1
  • 55. Тема России в лирике а.А. Блока (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 13) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 56. Тема «страшного мира» в лирике а.А. Блока (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 6) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 57. Тема революции и ее воплощение в поэме а.А. Блока «Двенадцать». (Билет 1) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 58. Образ Руси в поэзии с.А. Есенина (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 10) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 59. Философские мотивы лирики с.А. Есенина (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого) (Билет 22) Вариант 1
  • 60. Тема противостояния героя и толпы в ранней поэзии в.В. Маяковского (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 7) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 61. Своеобразие сатиры в.В. Маяковского (на примере 2–3 произведений по выбору экзаменуемого). (Билет 24) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 62. Философские вопросы в прозе и.А. Бунина (на примере 1–2 произведений по выбору экзаменуемого). (Билет 2) Вариант 1
  • 63. Своеобразие лирического героя поэзии о.Э. Мандельштама (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 20) Вариант 1
  • 64. Тема борьбы добра и зла в романе м.А. Булгакова «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита» (по выбору экзаменуемого). (Билет 5) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 65. Мир человеческой души в лирике м.И. Цветаевой (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 14) Вариант 1
  • 66. Тема творчества в лирике б.Л. Пастернака (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 17) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 67. Интимное и гражданское в лирике а.А. Ахматовой (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 12) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 68. Образ матери и трагедия народа в поэме а.А. Ахматовой «Реквием». (Билет 11) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 69. Трагедия революции и Гражданской войны в романе м.А. Шолохова «Тихий Дон». (Билет 8) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 70. Гражданственность и исповедальность лирики а.Т. Твардовского (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 19) Вариант 1
  • 71. Образ «русского труженика-солдата» в поэме а.Т. Твардовского «Василий Теркин». (Билет 15) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 72. Изображение народного характера в рассказе а.И. Солженицына «Матренин двор». (Билет 18) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 73. Нравственная проблематика современной отечественной прозы (на примере произведения по выбору экзаменуемого). (Билет 16) Вариант 1
  • 74. Герои и проблематика одного из произведений современной отечественной драматургии второй половины хх в. (по выбору экзаменуемого). (Билет 23) Вариант 1
  • 75. Особенности творчества одного из современных отечественных поэтов второй половины хх в. (по выбору экзаменуемого). (Билет 21) Вариант 1
  • 39. Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе а.Н. Островского «Гроза».) (Билет 5) Вариант 1

    Катерина - центральный персонаж пьесы А. Н. Островского «Гро­за». По складу характера и интересам она резко выделяется из той среды, в которую попала после замужества. Исключительность и сво­еобразие характера героини делают ее непохожей ни на один из пред­ставленных драматургом женских образов.

    Варвара и Катерина, как может показаться на первый взгляд, по­хожи. Обе молодые женщины, влюблены и мечтают о счастье. Но воспитание и образ жизни внесли различия в их характер и отноше­ния к окружающему миру.

    Катерина - натура поэтически-мечтательная. Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, Катерина рассказывает Варваре о том, как сформировался мир ее чувств и настроений. Обстановка в родитель­ском доме, радостная и легкая, способствовала тому, что в характере Катерины нет ничего лживого, она искренна. Сложный внутренний мир героини складывается под влиянием заботы матери, которая в дочке «души не чаяла», на девушку оказывают влияние посещение церкви, прогулки по саду, рассказы странниц и богомолок.

    Катерина обладает страстной и пылкой душой: «Такая уж я заро­дилась горячая!» - говорит она о себе. Ее характер можно определить как сильный и решительный: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характе­ру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой». В этом вся Катерина.

    Варвара совсем иная. Обстановка, в которой воспитывалась и росла Варвара отличалась, видимо, деспотизмом матери (Кабанихи), отношения в семье строились в строгом соответствии с Домостроем. Все это и научило Варвару приспосабливаться к условиям жизни, если ей это выгодно: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Варвара может обманывать и притворяться, что-то готова стер­петь, хотя иногда я показывает свой характер.

    Именно эти различия и объясняют тот факт; что Катерина не смог­ла скрыть свой грех и покаялась и перед Тихоном, и перед людьми, и перед Богом. И нам очень трудно представить, что на такой посту­пок могла бы решиться Варвара.

    Вариант 2

    В 1859 году А. Н. Островский пишет драму "Гроза". В этом произведении значительное место вновь отводится женским образам, которые так привлекали драматурга. В своих пьесах писатель впервые в русской литературе выводит героиню, существенно отличающуюся от окружающих ее людей. Жизнь идеальной русской женщины для Островского характеризуется близостью к Богу, бессознательным ощущением изначальной обреченности человека. В драме "Гроза" воплощением такого типа персонажей является Катерина, жена Тихона Кабанова.

    Драматург противопоставляет ей девушку, которая является частью провинциального мира, трезво смотрит на жизнь. Ее душа лишена чего-то возвышенного, не так глубока и сложна, как у Катерины. Это Варвара Кабанова.

    Две героини пьесы различаются между собой, но их объединяет реалистичность изображения, которая придает обоим образам особую значимость.

    На фоне жителей города Катерина выделяется своими душевными свойствами. Ее непохожесть бросается в глаза. Кудряш в разговоре с Борисом легко узнает героиню по двум-трем фразам, когда племянник Дикого восхищается Катериной, выделяет характерные для нее черты: "...у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится". Так, через оценку окружающих мы узнаем об ангелоподобности молодой Кабановой, ее родстве с небом, которое объясняет чувствительность Катерины к грозе, ее болезненную реакцию на электрические разряды, будто бы проходящие сквозь нее. Героине Островского кажется, что она птица, ей снятся пейзажи, "как на обра- зах". Жена Тихона связывает горний и дальний мир, как ангел являясь посредником между небом и землей.

    В рассказе Катерины о детстве проявляется младенческая чистота ее души. Девушка безвинна и ангелоподобна, как любой ребенок. В детстве она очень близка Богу. Это проявляется и в том, что она способна видеть ангелов, и в ее снах. Но такая близость сродни душевному состоянию юродивого. Катерина не знает мира, ее не коснулся грех, в ее жизни нет места христианскому подвигу. Дом матери был для девушки раем, который сделал героиню беззаботным "ангелом", чуждым жестокой обыденности.

    Необычность Катерины подчеркивается и тем, что она живет вне времени. Ее существование вечно и не ограничено какими-либо рамками. Девушка рассказывает о церкви: "...и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно, как все это в одну секунду было". Такое безвременное существование - предел мечтаний уже замужней Катерины: "...засядем шить с Варварой и не увидим, как время пройдет..." Сестру Тихона такие тонкости не волнуют. Она целиком и полностью связана с вяло текущим временем города Калинова и землей. Это подчеркивается даже фамилией. Кабан, одно из самых приземленных животных, - тотем семьи Марфы Игнатьевны, а значит, и Варвары. Детство не смогло заронить в девушку частицу того света и тепла, которые излучает Катерина. Варвара была вынуждена хитрить и ловчить. Ее задача - найти способ, чтобы, не вступая в открытый конфликт с матерью, не повиноваться ей.

    Сестра Тихона замечает странность Катерины, она жалеет увядающую девушку, но не может объяснить ее поведения и слов. Для Варвары жизнь молодой жены в детстве мало чем отличается от быта в доме Кабанихи. "Да ведь и у нас то же самое", - говорит она. Катерина же физически ощущает.тяжесть порядков в новом для нее доме, с переселением в который появляется основное противоречие между героиней и городом. Жена Тихона должна подчинить свою волю "Домострою" и самодурству Кабанихи. Но уже в первой сцене с участием Катерины мы видим, что ей это не удается. Во время "сетований" Кабанихи сноха удерживается от ответных реплик так долго, как может. Только крайняя несправедливость заставляет Катерину вступить в диалог с "маменькой". Первые же фразы героини дают нам понять, что та совсем не похожа на безвольного мужа. "Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?" - говорит она Кабанихе.

    В этой сцене открытая и свободолюбивая Катерина четко противопоставлена всей ее новой семье: бесхарактерному Тихону, ревнующей сына Марфе Игнатьевне, хитрой Варваре, характер которой раскрывается здесь достаточно полно. Все реплики сестры Тихона идут под ремаркой "в сторону". Она

    имеет свое мнение, но предпочитает не вмешиваться, не идти на конфликт. "Шито да крыто" - ее основной принцип, о котором Варвара скажет позже. Это правило помогает выжить девушке. В городе Калинове начинается настоящая, не изолированная от проблем жизнь Катерины. Вследствие этого к героине Островского приходит осознание неизбежности смерти. Гибель - это плата за жизнь. Вот почему молодая Кабанова, следуя только ей понятной логике, так быстро переходит от воспоминаний о детстве к смерти, а затем к новой жизни: "Я умру скоро... что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то!.. Точно я снова жить начинаю..."

    Катерина слишком хорошо понимает неразрывную связь между жизнью и смертью. Омут для нее оказывается неизбежной реальностью. Катерина предвидит свое будущее, потому-то и пугается заклинаний барыни, в словах которой слышит лишь подтверждение собственных предчувствий.

    В новом доме прерывается беспрепятственная связь Катерины с Богом. Героиня говорит о своих волшебных снах: "И теперь иногда снится, да редко, да и не то". Молодая Кабанова подсознательно чувствует потребность восстановить утраченное. Средством возвращения к Богу становится любовь к Борису, греховная, по традиционным понятиям, страсть. Катерина полностью отдается этому чувству. В таком поведении героини заключена огромная сила, несмотря на то что молодая Кабанова говорит: "Нет у меня воли". Катерина сама принимает решение отдать свою судьбу в руки любимого человека, и это добровольное "рабство" не имеет ничего общего с безволием и униженностью других персонажей. Но для самой Катерины ее поступок - грех, поэтому героиня, осознав неизбежность собственной гибели, добровольно выбирает бездну: "... я бы все шла... и не оглянулась бы ". У Катерины нет другого выхода, жить так, чтобы все было "шито да крыто", она не хочет, уехать - не может: Борис отказывается взять Катерину с собой, потому что живет "не по своей воле". Да и есть ли такие края, где могла бы утешиться вольнолюбивая душа Катерины? Если уж в "праведной" земле, где "красота в природе разлита", молодая женщина не находит себе места, то что же ей делать там, где "салтаны землей правят" и "люди с песьими головами". Остается одна дорога - в омут. Но в то же время это - дорога в среду света и воздуха, пути к Богу. "В могилу... в землю".

    Не выносит жизни у "маменьки" и Варвара. Она бежит с Кудряшом. Только протестует сестра Тихона всего лишь против неприятного, надоедливого ворчания. Ее побег не уход в лучший мир, а избавление от мелких неприятностей. Так, даже отчасти схожие действия Варвары и Катерины еще лучше выявляют противоречия между ними. Ни одна из героинь, безусловно, не может вызвать у нас резкого отрицательного отношения, но и ни одна не станет идеалом. Такой, как Катерина, можно только родиться; посредником нельзя стать. Это призвание определяет характер молодой жены Тихона. Жизнь приземленной Варвары, на мой взгляд, слишком прозаична, слишком просты ее стремления и мировосприятия.

    Таким образом, моя жизненная позиция не может совпадать с позициями героинь Островского. Мне остается восхищаться избранной Богом Катериной.


    А.Н. Островский является не только замечательным драматургом, но и истинным новатором в области пьес. Никто до него не рассматривал так многогранно купеческую среду, её характеры, типажи, судьбы.
    Островский ввел в русскую литературу проблему «темного царства». Он показал, что за стенами благообразных купеческих домов творится беспредел, тирания, жестокость. Здесь губятся молодые жизни и судьбы, пресекаются любые попытки внести в жизнь что-то новое, свободное, индивидуальное.
    Особенно тяжело в этой атмосфере приходится женщинам. Стоит отметить, что одним из самых ярких и известных женских образов А.Н. Островского является Катерина, главная героиня пьесы «Гроза». Это молодая женщина, попавшая в дом Кабановых, выйдя замуж за безвольного Тихона

    В семье мужа Катерина встретилась с бездной непонимания, неприятия, атмосферой «темного царства». Все это её гнетет, но Катерина терпит, ᴨᴏᴛому что считает это своим долгом и божьим промыслом.
    В доме Кабановых есть еще одна молодая женщина – сестра Тихона Варвара. Ее также угнетает атмосфера в семье, тирания матери, безвольность брата. Но при всем внешнем сходстве Варвара и Катерина разительно отличаются друг от друга.
    Как известно, основу своей натуры человек выносит из детства. По этой причине важно помнить, что эти героини выросли в совершенно разных семьях. Катерина росла в патриархальной, но любящей семье: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю»

    В доме героини царила атмосфера добра, света, понимания, любви к Богу и людям. Девушка выросла вольнолюбивой

    В её голове прочно ᴄᴫᴏжился идеал семьи. Героиня мечтала о любящем муже, который стал бы ей опорой и защитой. Кроме того, Катерина не мыслила своей жизни без большого количества детей. Главным в жизни для нее был мир и лад в семье.
    Варвара же родилась и выросла в семье Кабанихи. Важно учесть, что их семья - одна из самых уважаемых и влиятельных в Калинове. По этой причине героине всегда было нужно соответствовать. Это значило, что в глазах всего города она должна была жить по законам Домостроя. Но для молодой девушки такая жизнь была равносильна добровольному рабству. Обладающая достаточно жизнелюбивым характером, Варвара не смогла так существовать.
    На основании выше сказанного приходим к выводу, что обе героини поставлены перед выбором: жить, подчиняясь законам «темного царства» и губя свою душу, или пытаться жить по-своему. Катерина и Варвара решают эту проблему каждая по-своему. Катерина старается подчиняться законам Домостроя, ᴨᴏᴛому что они соответствуют её внутренним законам. Она чувствует за собой обязанность любить мужа, угождать свекрови, работать по дому. По этой причине свою любовь к Борису Катерина расценивает как неискупимый грех.
    Варвара же только внешне соблюдает законы «темного царства». Но на самом деле эти законы не соответствуют её внутренним представлениям о жизни. По этой причине с детства героиня привыкла врать, изворачиваться, утаивать и, в итоге, подстраиваться. Сама она говорит об этом: «У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Варвара никогда не будет протесᴛᴏʙать открыто. Но она всегда сделает так, как хочется именно ей.
    Так, героиня ᴨᴏᴛакает своей прихоти гулять с Кудряшом. Ночью она тайком уходит из дома и возвращается только под утро.
    У каждой из героинь есть возлюбленный. У Катерины это, к её несчастью, не муж, а Борис, племянник Дикого. Героиня долго сопротивляется этому запретному чувству, отрицает в себе явную влюбленность в Бориса Григорьевича. Но когда Тихон уезжает из дома надолго, Катерина, поддавшись уговорам Варвары, идет на свидание к племяннику Дикого

    В данном плане очень важен эпизод с ключом

    В этой сцене вступают в противоборство не просто две героини, но их мировоззрения, их теории относительно правды, честности, праведности. Теория Варвары – делай все, что тебе угодно, лишь бы все было «шито-крыто» – одерживает верх над желанием Катерины сохранить верность себе и своим нравственным идеалам. Катерина идет на свидание с Борисом, становится его любовницей и предает себя. С этого момента во внутреннем мире героини происходит раскол. Теперь ей нигде нет покоя. Никто, кроме Варвары, не знает о её измене, её некому осудить, но Катерина осуждает и наказывает сама себя. Женщина не может жить с таким тяжелым грузом на сердце. По приезде мужа она сознается во всем Тихону и Кабанихе и кончает жизнь самоубийством.
    Я думаю, что Варвара во многом виновата в смерти героини, ведь это она подтолкнула Катерину к измене. Но она исходила из своих жизненных представлений. Думаю, Варвара никогда никого не любила. Она не в силах пожертвовать своей жизнью ради любви. У этой героини на первом месте стоит она сама, её желания и прихоти. Варваре незнакома жизнь «по божьим законам», она даже любит для себя, не умея отдавать, жертвовать. По этой причине её никогда не постигнет участь Катерины.
    В пьесе «Гроза» читатель знакомится с двумя яркими женскими образами. Обе героини страдают в атмосфере «темного царства», но каждую ждет свой путь в жизни, ᴨᴏᴛому что у каждой из них своя жизненная основа, свой «внутренний стержень». Катерина погибает, не выдержав внутреннего разлада, а Варвара… Я думаю, эта героиня рано или поздно уйдет из родительского дома и будет жить просто для себя, в свое удовольствие.

    Страница 1 из 1



    Мовна характеристика персонажа. Фамусов і його суспільство

    Твір по літературі: Мовна характеристика персонажа. Фамусов і його суспільство У комедії "Горе від розуму" Грибоєдов зобразив життя Росії після Вітчизняної війни 1812 року. Близький по своїх поглядах до декабристів, Грибоєдов показав зіткнення двох таборів у російському громадському житті: передового декабристського й старого кріпосницького століття, "століття нинішнього" і "століття минулого". Зображуючи "століття минулий", Грибоєдов вивів на сцену целую юрбу мешканців дворянської Москви. Це багаті й знатні дворяни - "тузи", як гордо вони кличуть себе. Вони славляться не...


    Сравнительная характеристика Устины и панночки

    Сочинение сравнение по повести М. Вовчка «Институтка». «Институтка» - это первая в украинской литературе социальная повесть, глубоко реалистическое произведение о взаимоотношениях между крепостными и господами. Писательница показала невыносимое положение крестьян, что является следствием жестокости и бездушности крепостников, изобразила нарастание народного гнева, мораль господ и трудового народа, залог тогдашнего образования. В повести Марко Вовчок противопоставила образы девушки Устины и молодой госпожи. Название произведения наталкивает нас на мысль, что главный герой - просвещенная помещица. «И что же то за хорошая из лица была! Кажется, и не срисовать такой красоты!» - это впечатление от внешности панночки. Но это эгоистический человек, который ощущается, например, в сцене отбора институткой наймички. Этим контрастом между внешним и внутренним видом панночки автор изобразил разногласие между опрятностью, внешней культурой подавляющего большинства дворян и их мерзким нутром....


    Нетрадиционная характеристика Пузыря в комедии «Хозяин»

    В украинской литературе основоположником социальной комедии стал Карпенко-Карый, создав целый ряд комедий, которые «сатирой страшной» клеймили эксплуататоров, мошенников, деморализованных чиновников. Из восемнадцати созданных драматургом пьес сатирическая комедия «Хозяин» считается одной из наилучших. Пьеса была написана в 1900 году и впервые поставлена в Киеве в 1901 году. В роли главного героя Пузыря выступал сам Карпенко-Карый, который как можно лучше сумел воплотить на сцене созданный им образ капиталиста-землевладельца. Это, безусловно, великое творческое достижение известного драматурга, который с большой силой реализма разоблачил капиталистические методы наживы и эксплуатации. Об экономическом положении Терентия Гавриловича Пузыря мы узнаем частично еще из комедии «Сто тысяч». Это о нем Герасим Мошна сказал: «Мужва репаная! Давно лизала господам руки, шапку снимала, а теперь разжилась, кумпанию с господами водит и сейчас морду пиндючит перед своим братом»....


    Сравнительная характеристика онегина и печорина

    Сочинения по литературе: Сравнительная характеристика онегина и печорина (Передовые люди XIX века)Жизнь моя, ты откуда идешь и куда? Отчего мне мой путь столь неясен и таен? Для чего я не ведаю цели труда? Почему я влеченьям своим не хозяин? Песо Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал в своей статье "Евгений Онегин" это произведение "энциклопедией русской жизни". Действительно, в этом романе дана картина всех слоев русской жизни: и высшего света, и мелкопоместного дворянства, и народа -- Пушкин хорошо изучил жизнь всех слоев общества начала XIX века. В годы создания романа Пушкину пришлось много пережить, потерять многих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей России. Роман был для поэта, по его словам, плодом "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет". На широком фоне русских картин жизни показана драматическая судьба лучших людей, передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. Без Онегина был бы невозможен "Герой нашего времени" Лермонтова, потому что реалистический роман, созданный Пушкиным, открывал первую страницу в истории великого русского романа XIX века. Пушкин воплотил в образе Онегина многие из тех черт, которые потом развернуты в отдельных персонажах Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова. Евгений Онегин и Печорин очень похожи по характеру, оба они из светской среды, получили хорошее воспитание, они стоят на более высокой ступени развития, отсюда их тоска, хандра и неудовлетворенность. Все это свойственно душам более тонким и более развитым. Пушкин пишет об Онегине: "Хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень иль верная жена". Светское общество, в котором вращался Онегин, а позднее и Печорин, испортило их. Оно не требовало знаний, достаточно было поверхностного образования, важнее было знание французского языка и хороших манер. Евгений, как все, "легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно". Свои лучшие годы он тратит, как большинство людей его круга, на балы, театры и любовные увлечения. Такой же образ жизни ведет и Печорин. Очень скоро оба начинают понимать, что эта жизнь пуста, что за "внешней мишурой" не стоит ничего, в свете царит скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы души на сплетни и злобу. Мелкая суета, пустопорожние разговоры "необходимых глупцов", душевная пустота делают жизнь этих людей однообразной, внешне ослепительной, но лишенной внутреннего "содержания Праздность, отсутствие высоких интересов опошляют их существование. День похож на день, трудиться незачем, впечатлений мало, поэтому самые умные и лучшие заболевают ностальгией. Своей Родины и народа они по существу не знают. Онегин "хотел писать, но труд упорный ему был тошен...", в книгах он тоже не нашел. ответа на свои вопросы. Онегин умен и мог бы приносить пользу обществу, но отсутствие потребности в труде является причиной того, что он не находит себе занятия по душе. От этого он и страдает, понимая, что верхний слой общества живет за счет рабского труда крепостных. Крепостное право было позором царской России. Онегин в деревне попытался облегчить положение своих крепостных крестьян ("...ярем он барщины старинной оброком легким заменил..."), за что был осужден соседями, которые считали его чудаком и опасным "вольнодумцем". Печорина также многие не понимают. Для того, чтобы глубже раскрыть характер своего героя, Лермонтов помещает его в самые различные социальные сферы, сталкивает с самыми разнообразными людьми. Когда вышло в свет отдельное издание "Героя нашего времени", то стало ясно, что до Лермонтова русского реалистического романа не было. Белинский указал, что "Княжна Мери" - одна из главных повестей в романе. В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу. Здесь сильнее всего проявились особенности "Героя нашего времени" как психологического романа. В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои мысли и чувства, беспощадно бичуя присущие ему слабости и пороки: Здесь дана разгадка его характера и объяснение его поступков. Печорин - жертва своего тяжелого времени. Характер Печорина сложен и противоречив. Он говорит о себе; "Во мне два человека: один живет, в полном смысле этого слова, - другой мыслит и судит его". В образе Печорина видны черты характера самого автора, но Лермонтов был шире и глубже своего героя. Печорин тесно связан с передовой общественной мыслью, но он причисляет себя к жалким потомкам, которые скитаются по земле без убежд...


    Образ и характеристика Сони Мармеладовой и ее взаимосвязь с образом Раскольникова

    Раскольников и Соня Мармеладова. В 1860 г. Добролюбов в статье «Черты для характеристики русского простонародья» писал о двух разрядах натур - «одни с преобладанием эгоизма, стремящегося наложить свое влияние на других, а другие с избытком преданности, побуждающим отрекаться от своих интересов в пользу других». Критик чрезвычайно проницательно наметил противопоставление, которое стало основным в композиции «Преступления и наказания». Речь идет о Раскольникове и Соне Мармеладовой, но не только о них. То, что Добролюбов назвал «избытков преданности» и самоотречением, есть, по мнению писателя, свойство народного характера с его вечными чертами: смирением и всепрощением. И как бы ни ошибался Достоевский в неизменности и постоянстве этих качеств, все же сам по себе принцип анализа и оценки идей и поступков натур «первого разряда» «с преобладанием эгоизма» с точки зрения морального кодекса народных масс есть важнейший этический и эстетический принцип Достоевского. ...

    О чем мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе?

    Как относятся к купцам Кудряш, Шапкин, Кулигин? В чем разница в их жизненных позициях?

    Задание.

    Нарисуйте портрет Дикого, расскажите о его отношениях к домочадцам и жителям города, дайте его речевую характеристику.

    (Дикой - дюжий, дородный купчина с окладистой бородой, он в поддевке, смазанных сапогах, стоит подбоченясь, говорит низким, басоватым голосом… или Дикой - маленький, сухонький старикашка с редкой бороденкой и беспокойно бегающими глазками; этот жалкий в сущности чело век способен приводить в трепет окружающих.)

    На чем же основано самодурство таких людей как Дикой?

    (На власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности калиновцев. Дикой откровенно обсчитывает мужиков. Дикой сознает силу - это сила денежного мешка. Поэтому он так дорожит каждой копейкой, поэтому так раздражают его встречи с Борисом, который претендует на часть наследства. Дикой грубо набрасывается на Бориса, и он вынужден сносить оскорбления: ведь он получит наследство лишь в том случае, если будет почтителен. И Дикой прекрасно понимает, что Борис зависит от него, и откровенно над ним куражится. Материальная зависимость - вот основа взаимоотношений героев пьесы.)

    Какова же жизненная позиция Кулигина?

    (Кулигин с болью говорит о «жестоких нравах города, но советует «угождать как-нибудь» самодурам Он не борец, а мечтатель его проекты неосуществимы. Он тратит свои силы на изобретение вечного двигателя. С жизненной позицией Кулигина связаны и особенности его речи, эмоциональной, но старомодной. Он часто употребляет старославянские слова и фразеологизмы, цитаты из «Священного писания» («Насущность хлеба», «малую благостыню», «несть конца мучениям» и т. д.). Архаичны и художественные вкусы Кулигина. Литература ХIХ века - Пушкин, Гоголь, Лермонтов, - прошла мимо него. Он остался верен Ломоносову и Державину.)

    Где происходит действие II (явл. 1.)? Кто действующие лица, их роль?

    (Комната в доме Кабановых. Окна закрыты ставнями, полумрак; от лампад, висящих перед иконами, струится мерцание, по стенам стоят сундуки с хозяйским добром В этой мрачной комнате особенно выразительно звучит монолог Феклуши.)

    Кто такая Феклуша? Ваше первое впечатление о ней?

    О чем она сообщает Глаше? С каким героем ее можно противопоставить?

    (По ходу развития действия Кулигин и Феклуша не вступают в открытую борьбу, но изображены в пьесе как антиподы.)

    О чем рассказывает Феклуша в д. II, явл. 1?

    Итак, если Кулигин несет в общество культуру, то Феклуша - тьму, невежество. Ее нелепые рассказы создают у калиновцев искаженные представления о мире, вселяют в их души страх.

    Как речь Феклуши отражает ее характер?

    (Жизненная позиция Феклуши предопределяет и особенности ее речи. Она стремится расположить к себе окружающих, поэтому тон ее речи вкрадчивый, льстивый. Этот привычный тон она сохраняет, даже обращаясь к служанке Глаше. Угодливость Феклуши подчеркивается и ее присловием «милая».)

    Перечитаем рассказ Феклуши о «неправедных землях», сохраняя особенности ее речи.

    Д. III, явл. 1. Разговоры Кабанихи с Феклушей. Что нового дает этот разговор для характеристики этих героев?

    (Они скорбят о конце доброго старого времени, осуждают новые по рядки. Автор показывает, насколько они невежественны. Новое властно входит в жизнь, подрывает основы домостроевских порядков. Символично звучат слова Феклуши о том, что наступают «последние времена» и даже «время-то стало в умаление приходить». Действительно, патриархальный мир Кабановых и диких доживает последние дни. Над ними собирается гроза.)

    Д. III, явл. 2. Что нового узнаем о характере Дикого?

    (Никто не может угодить ему, только Кабаниха может «разговорить», т. к. грубость на грубость («Ты не очень-то горло распускай... а я тебе дорога...»).)

    Д. III, явл. 3. Теплый летний вечер, и снова из уст Кулигина слышим рассказ о правах Калинова. Зачитайте монолог, сделайте вывод.

    Задание.

    Опишите Марфу Игнатьевну Кабанову

    (Высокая, грузная старуха, носит темное, старомодное платье; держится прямо, с достоинством, ходит медленно, степенно, говорит веско, значительно.)

    А каков ее душевный облик? Черты ее характера, взаимоотношения с другими героями?

    Кто дает ей первую характеристику?(явл. 3). Оправдывается ли эта характеристика в явл. 5?

    На каких основах должна, по мнению Кабанихи, строится семейная жизнь?

    (Основой семьи Кабаниха видит домостроевские, освященные стариной законы жизни. Кабаниха искренне убеждена, что если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет. Она говорит от лица целого поколения, постоянно употребляя нравоучительные фразы: «Не очень-то нынче старших уважают», Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то...». Все это придает фигуре Кабанихи монументальность. Ее образ вырастает до символа патриархальной старины.)

    Каковы особенности речи Кабанихи, как они связаны с жизненной позицией и характером Кабанихи?

    (Опираясь на авторитет старины, Кабаниха широко использует в речи народную фразеологию, пословицы («Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил?» «Чужая душа - потемки»). Властная, деспотичная Кабаниха непрерывно точит домашних. Размеренный, монотонный характер придают речи Кабанихи повторы слов, словосочетания («...кабы своими глазами не видела да своими ушами не слыхала», «...что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает…»).

    Как относится к Кабанихе и ее поучениям Тихон, Варвара, Катерина? В чем проявляется их отношение?

    (Зависимые от Кабанихи домочадцы по-разному относятся к ее поучениям. Тихон думает лишь о том, чтобы угодить матери, стремится убедить ее в своем послушании. Обращение в форме множественного числа, повторяемое слово «маменька» придают его речи уничижительный характер, и только реплика в сторону («Ах ты, господи!») выражает его истинное отношение к материнским поучениям. Варвара на протяжении диалога вслух не промолвила ни одного слова, но про себя иронизирует над матерью, осуждает ее («Не уважишь тебя, как же!» «Нашла место наставления читать»). Варвара убеждена, что без притворства здесь не проживешь. И только Катерина открыто заявляет о своем человеческом достоинстве. («Да хоть и к слову‚ за что ж ты меня обижаешь?» «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»)

    Таким образом, уже в первых явлениях перед нами раскрываются острые столкновения героев, которые складываются в единый конфликт самодуров и их жертв. Монолог Кулигина выводит нас за пределы личных взаимоотношений действующих лиц и придает этому конфликту широкое общественное звучание.

    Д. IV явл. 1,2. Вновь картины дикого невежества темного царства.

    (Если раньше они связаны были с рассказами Феклуши, то теперь Островский показывает целую толпу горожан, олицетворяющих калиновское мещанство. Характерны и разговоры горожан о Литве, которая «на нас с неба упала», и их суеверный страх перед грозой, и настороженное отношение к словам Кулигина, и та покорность, с которой они исполняют приказания Дикого.)

    Как горожане выражают свое отношение к Дикому?

    (Во время разговора дикого и Кулигина толпа явно сочувствует Дикому, зло и тупо смеется над Кулигиным.)

    Каковы взаимоотношения Дикого и Кулигина?

    (Кулигин выступает как просветитель. Он уговаривает Дикого принести пользу городу, просит у него денег на солнечные часы и громоотвод, но в ответ дикой напоминает Кулигину, что тот червяк: «Захочу - помилую, захочу - раздавлю». Ему нравится показывать свою силу, нравится куражиться над беззащитным. Дикой, как и Кабаниха, цепко держится за старые порядки.)

    Задание.

    Зачитайте этот эпизод и сделайте вывод о развитости и самостоятельности мышления жителей города.

    Явл. 6. Каковы взаимоотношения между Варварой, Тихоном и Катериной?

    Явл. 7. В каких сценах и эпизодах содержится, по-вашему, завязка драмы? В чем ее своеобразие?

    Какое значение имеет монолог Катерины в начале явл. 7?

    Что мы узнаем о жизни Катерины в доме родителей?

    Как сказалось на речи Катерины влияние народной поэзии и церковной литературы?

    В чем сущность Катерины? Как раскрывается внутренняя борьба Катерины в диалоге с Варварой? Как постепенное нарастание внутренней тревоги отражается на ее речи?

    V. Слово учителя

    Завязка «Грозы» определяется по-разному. А. И. Ревякин считает завязкой признание Бориса в любви к Катерине в сочетании с ответным признанием Катерины. Е. Холодов утверждает, что завязкой является решение Катерины пойти на свидание с Борисом. Обе точки зрения отражают любовную коллизию драмы. Но сущность драмы нельзя сводить к любовной интриге. В основе конфликта лежит столкновение самодуров и их жертв. «Гроза» с первых явлений вводит читателя и зрителя в обстановку напряженной борьбы. Мы застаем героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже значительной остроты.

    Речь Катерины соответствует облику женщины из народа. В основе ее речи лежит поэтика народной песни; повторы, инверсии, риторические восклицания придают речи Катерины задушевность, напевность («А какие сны мне снились, Варенька, какие сны!»), сравнения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («ключик», «водицы»). Влияние на речь Катерины церкви, духовных стихов («храмы золотые», «кипарисом пахнет», «лукавый шепчет»). Через речь видим двойное влияние на характер Катерины: 1) от песенного народного творчества - порыв к свободе, счастью, свету; 2) от церкви - самоотречение, смирение. Уже в языке отражается глубокое противоречие, составляющее сущность душевной трагедии Катерины. Привыкшая с детства к независимости, Катерина стремится отстоять свою свободу, но считает свои мечты и стремления греховными. Душевное состояние героини отражено в ее речи. Вспоминая родной дом, Катерина говорит спокойно, неторопливо. Когда рассказывает о своей любви, душевной борьбе - речь ее становится тревожной, порывистой. («Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться...»). Мрачные пророчества сумасшедшей барыни, которых Катерина слышит подтверждение своих предчувствий близкой смерти, картины грозы усиливают драматизм ситуации...

    На следующем уроке мы посвятим нашу беседу этой героине.

    Домашнее задание

    1. Заполнить таблицы (по вариантам):

    Таблица для Варианта 1 «Образ города Калинова (изображение в пьесе)»

    Таблица для Варианта II «Город Калинов глазами героев пьесы»

    2. Индивидуальное задание. Образ Катерины в оценке Добролюбова и Писарева.