В какой провинции испании зародился танец фламенко. Что такое фламенко? Фламенко - традиционный танец Испании

В Испании обязательно нужно побывать на фламенко. Но что выбрать? Целое шоу или выступления отдельных артистов? Первый вариант подходит всем, поскольку действительно впечатляет. Второй – для тех, кто в танцевальных техниках разбирается, ведь вы сможете лучше разглядеть тонкости движений.

Фламенко – это весело, ярко, удивительно! Танец имеет древние традиции, восходящие к цыганским гуляниям. В выступлении органично сочетаются музыка, сам танец, костюм, выражение лица танцора и звуки его ладоней, пальцев и стоп (сейчас фламенко в Испании танцуют в специальной обуви, а раньше, бывало, что и босиком).

Видео: смотреть онлайн фламенко

Вряд ли можно описать этот танец: лучше посмотрите фламенко онлайн.

В исполнении фламенко, как вы заметили на видео, есть определенные традиции.

Во-первых, девушки-байлаоры одеты в традиционные платья, которые называются bata de cola . Оно чаще всего сделано из ткани в горох или однотонной, но очень яркой. Платье может быть до пола или частично длинным, почти всегда украшено воланами и оборками, очень напоминает цыганское.

Танец фламенко в Испании (см. видео онлайн) сопровождается уникальным движением сапатеадо, похожим на чечетку, прищелкиванием пальцев и хлопками. Танцор создает свой, особый ритм, подчеркивая его всем телом.

Кроме того, танцовщица может пользоваться шикарным веером, мантоном (шалью с длинными кистями) или кастаньетами, чтобы подчеркнуть движения рук.

| Фламенко - традиционный танец Испании

Фламенко - традиционный танец Испании

Фламенко (исп. flamenco) - традиционный музыкально-танцевальный стиль, происходящий из Испании. Стиль представлен несколькими десятками разновидностей (более 50). Танцы и песни фламенко, как правило, сопровождаются гитарой и перкуссией: ритмическим битьем в ладоши, игрой на перкуссионном ящике; иногда - кастаньетами.

Что такое фламенко?

Фламенко - очень молодое искусство, история которого насчитывает не более двух веков. С тех пор, как во фламенко стала использоваться гитара, оно находится в постоянном развитии. Это вполне закономерно: такая богатая, насыщенная, самобытная музыкальная культура не может находиться в застойном состоянии: сказывается ее бесспорное смешанное происхождение.

Фламенко по сути - продукт поглощения, впитывания, слияния различных культур; а сама идея слияния имеет очень древние корни. Один из классиков фламенко много лет назад сказал: "Можно петь в сопровождении оркестра, а можно - в сопровождении свирели, подо все можно петь!" Новое фламенко не родилось в 80-ые, это "другое" фламенко существует уже много десятилетий. Движение - вот, что важно. Движение означает жизнь.

Точной даты возникновения фламенко нет, его корни уходят вглубь веков. История этого истинно андалузского продукта испанской культуры, который поначалу был довольно закрытым и герметичным, овеяна облаком мифов и загадок. Любое фольклорное явление происходит от древних традиций и представляет собой некое коллективное творение. О фламенко же известно, что оно существует около двух веков. Что в основе? Красивые мавританские мечтания, непостижимые фантазии, сладострастие, когда всякая логика утрачивает силу:?

В 19-м веке термин "фламенко" обретает более конкретное содержание, нам близкое и привычное. Кроме того, в середине века это определение начинает применяться к искусству. Согласно утверждениям исследователей, первые исполнители фламенко появились в Мадриде в 1853 году, а в 1881 уже публикуется первый сборник песен фламенко Мачадо и Альвареса. С появлением кафе кантанте, в которых исполнение фламенко начинает носить профессиональный характер, ведется непрерывная борьба между теми, кто яростно защищает чистоту искусства, и сторонниками дальнейшего распространения и развития фламенко.

В 20-м веке фламенко возрождается, обогащается за счет авторских интерпретаций, нововведений. Да, корни фламенко теряются в таинственном прошлом, но в течение последних двух веков оно обретает форму, претерпевая немногочисленные принципиальные изменения, с тех пор как вышло за рамки той первоначальной среды, его породившей. Практически не осталось места для экспериментов, что объясняется абсолютным культом традиционного исполнения. Несмотря на то, что в настоящее время песни исполняются так же протяжно, как и в былые времена, такого эмоционального надрыва, какой мы можем слышать на записях первой четверти 20-го века, уже нет.

Говоря об изменениях, мы имеем в виду авторские римейки и аранжировки, появляющиеся повсеместно, как снежный ком. В этом смысле стоит упомянуть громадный труд, составленный Антонио Майреной (1909-1983), который сказал, что пение фламенко не может носить глобальный характер. Несмотря на то, что этот певец является сторонником всеобъемлющего знания о данном виде искусства, возникло много споров о том, справедливо ли отнесение к фламенко различных песенных жанров, представленных в его труде.

Песенные стили уже сформированы, и к генеалогическому дереву больше нечего добавить. Фламенко - фольклорное творчество, находящееся за семью печатями, поэтому так хорошо сохранившееся почти в первозданном виде. В настоящее время наблюдается тенденция к сохранению искусства в чистом виде: фламенко тем лучше, чем более выдержанный вкус имеет.

Сделать революцию во фламенко по силам только выдающимся артистам исключительных способностей, которые чтят традиции. Стоит упомянуть дуэт величайших артистов фламенко, проработавших большую часть своих жизней вместе: Камарон и Пако. Четверть века назад появились творческие группы исполнителей с мировым признанием, среди которых Пако де Лусия и Маноло Санлукар (гитара), Антонио Гадес и Марио Майя (танец), Камарон и Энрике Моренте (пение). Диктатура кончилась, и фламенко начинает окрашиваться в иные цвета. Вводятся новые музыкальные инструменты, появляются новые музыкальные формы в пении и игре. Яркий тому пример - творчество Пако де Лусия и Камарона, которые для целого поколения дали новое определение фламенко.

Тем не менее всегда найдутся инакомыслящие и несогласные, как то: исполнители фламенко, отказавшиеся от соблюдения традиций, музыканты других направлений, интересующихся фламенко; беспокойные души от других музыкальных традиций. История фламенко - нескончаемая цепь нововведений и примесей, но любая эволюция всегда имеет двойственное значение.

Естественное развитие. Возникнув, фламенко исполнялось в семейном кругу и не выходило за его пределы. Дальнейшим распространением и развитием оно обязано истинным творцам-исполнителям, искавшим свои пути развития и именно поэтому оставившим след в истории.

Последний виток развития фламенко сводится к реинтерпретациям. Не имеется в виду прогресс как таковой (например, введение новых инструментов), а попытки возродить фламенко, вернуть ему былую славу. Нет смысла отрицать, что большая часть правил была создана для того, чтобы быть нарушенными, но как бесписьменное музыкальное творчество, как любое закрытое и потому хорошо сохранившееся фольклорное явление фламенко должно быть сдобрено страстью.

В конце 20 века можно говорить о "смешанном культурном элементе". Наибольшую ценность в этом смысле представляют смелые эксперименты, в которых должное уважение отдается первозданным ритмам. Чтобы говорить об авангардизме, необходимо вернуть те глубокие, затрагивающие душу чувства, которые с каждым разом все реже встречаются во фламенко.

Смешение различных культур в современной Испании не дань моде, но очень древняя история с глубоким смыслом. Испания - пограничная область Европы, состоящая из различных рас и культур как следствие. Её сила заключается в том, что она может все ненужное отфильтровать. Нельзя идти на поводу у моды и составлять мозаику из музыкальных групп, представляющих разные фольклорные течения. Необходимо проделывать двойную работу: привезти из-за границы то, что нужно, впоследствии тщательно переварить, пропустить через себя, чтобы сделать явлением собственной страны. Конечно, мы не призываем сесть на самолет, облететь земной шар, нахватать всякого-разного оттуда и отсюда, чтобы бросить потом в кастрюльку, а повар нам приготовит новый жанр и ритм по моде этого сезона.

Есть определенный смысл в том, что приверженцы фламенко чтят традиции, что имеет и положительные, и отрицательные стороны. В частности, строгое следование традиции делает невозможным глубокое понимание фламенко. Пение, стили, мелодия фламенко подобны живому организму: они заслуживают уважения, что означает постоянное развитие, а всякое движение, как известно, есть жизнь.

В таком стремительно развивающемся индустриальном обществе, как современное, где идеалы обесцениваются, где искусство перестает иметь значение, вполне понятны пессимистические настроения фламенкогологов, которые за искусством фламенко не видят будущего и описывают его в своим трудах, как если бы это было мертвое искусство. "Фламенкогология" (или "фламенковедение") как наука копается в прошлом. Книга с таким название была написана Гонсалесом Климентом в 1955 году и дала название разделу искусствоведения, изучающего фламенко. Ввиду отсутствия письменных документальных доказательств, ученые много времени занимались гипотезами происхождения фламенко, что сделало его достаточно закрытым и непопулярным искусством. Дальше больше: постоянные нравоучения и вознесение на пьедестал идеалов.

В качестве доказательства тому, что фламенко до сих пор живо, выступает тот факт, что фламенко не чуждо другим культурным или социальным течениям. В начале 20 века его начали исполнять в кафе кантанте Фалья, Лорка, Нинья де лос Пейнес подняли его на интеллектуальный уровень; Маноло Караколь и Пепе Марчена способствовали появлению фламенко на радио и на аудионосителях; оно вошло в историю музыки с Майрена и приблизилось к культовой поэзии с Менесе. Пако де Лусия и Камарон добавили немного мотивов хиппи, Пата Негра - настроения панк-культуры, Кетама, Хорхе Пардо и Карл Бенавент - джазовых нот и ритмов сальсы.

Очень хотелось бы обратить внимание на то, что чистота исполнения фламенко превратилась в разменную монету, в аргументы, к которым прибегают журналисты, которым больше не о чем писать. Весьма радует то, что появилось поколение, которому удалось избежать споров о чистоте и нововведениях в искусстве фламенко.

В настоящее время достаточно затруднительно дать оценку тому, что происходит. Сейчас найдутся такие, кто скажет, что за последние 50 лет сильно ухудшились и техника исполнения, и ритмика, что достойно внимания только пение стариков. Другие считают, что лучшего момента для фламенко, чем в настоящее время, и не найти. "Фламенко только за последние 15 лет претерпело больше изменений, чем за всю свою историю", - утверждает Барберия, который, как многие другие, за точку отсчета нового видения фламенко принимает диск Камарона де ла Исла "Легенда времени", вышедший в 1979 г.

Чистое фламенко не старое фламенко, но древнее, от этого более ценное. Во фламенко умирающий почтенный старец подобен сожженной книге, сломанному диску. Если говорить о музыкальном примитивизме, чистоте и подлинности исполнения, становится очевидным сложность сделать что-то новое. Когда певец исполняет песню, а музыкант аккомпанирует ему на гитаре, они оба как бы осуществляют акт воспоминания. Чувства - это тень памяти.

Огонь, умирающий для того, чтобы родиться, - это фламенко". Такое определение дал ему Жан Кокто. Тем не менее, во фламенко очень много "клубов по интересам": наравне со сторонниками чистоты стиля есть и приверженцы новых форм и звучаний. Именно поэтому очень важно сотрудничество музыкантов, представляющих различные направления. Здесь уместно вспомнить совместные работы Пако де Лусия и Кетама.

И в довершение хочется привести высказывание Альвареса Кабальеро, одного из наиболее влиятельных современных критиков:"Только дуэт певца и гитариста на сцене встретишь крайне редко, это скоро станет архаизмом. Тем не менее, мне очень бы хотелось ошибиться в своих прогнозах". Он, безусловно, ошибется. "Чистое" фламенко не исчезнет.

Искусство, впитавшее в себя темперамент разных народов и звуки гитары, обладающее особой пластичной формой. Это не просто танец, это выражение чувств, а если Вы наблюдаете за ним – его яркие красные краски и экспрессия однозначно могут надолго погрузить Вас в приятно-напряженное состояние. Сегодня мы расскажем об огненном танце – фламенко.

История возникновения фламенко так же противоречива как и сам танец: сочетание песни, мелодии, ритма дает нам больше размышлений, нежели ответов. Принято считать, что фламенко относится к цыганскому фольклору, но с вплетением арабских мотивов. Географически родиной фламенко считают юг испанского побережья, а именно Андалусию. Цыгане, бежавшие в 15 веке из Индии, поселившсь в этом регионе, стали перенимать местную культуру и использовать мотивы местной музыки для своих танцев. Поднятые руки, выпрямленная спина, резкие повороты и стук каблуков, — все эти элементы танца сформировали современный фламенко.

Так как испанские цыгане жили обособленными группами, этот танец не имел широко распространения. Спустя несколько веков движения фламенко перенеслись от палящих костров и песен о не лёгкой судьбе под гитару в кабаки и на улицы испанских городов. Так, в 18 веке этот танец начал завоёвывать сердца испанцев в других городах. Историки утверждают, что первые выступления в публичных местах увидел Мадрид в середине 19 века, а затем Валенсия, Кадис и далее по всему миру.

Этот танец представляет из себя смесь более 50 видов жанра, так как разным провинциям характерен свой стиль: главное у басков – мужество и суровость, арагонцы, напротив, весёлые и зажигательные, каталонцам важна лирика и романтика, а андалузцам – страсть. Таким образом, фламенко по праву можно назвать народным танцем. Но наибольшее отличие, а значит и уникальность фламенко состоит в том, что народные танцы в основном коллективные, а танцуя фламенко, танцор или, как принято в Испании их называть, «байлаор», танцует один. Наполняя танец трагичностью жизни и одновременно любовью, независимостью и преданностью, байлаор выворачивает себя наизнанку, чтобы показать истинный фламенко.

Важным атрибутом этого искусства является гитара. Ее звучание создаёт специфический антураж, где ритм и инструмент выражают безрассудный, а иногда драматичный образ. Человека, который аккомпанирует танцору, называют токаорист. Часто случается, что у этих людей не бывает даже музыкального образования, а искусство игры передаётся от мастера к ученику. Встречаются в этом жанре настоящие самородки, обладающие хорошей памятью и чувством импровизации. Послушайте Висенте Амиго, он один из них.

Другие важные особенности этого танца – хлопки в ладоши (пальмас), кастаньеты и кахон (перпуссионный ящик). Многие танцоры отказываются от кастаньет, предпочитая задавать ритм щелчками пальцев для большей грациозности. Если байлаор – женщина, тогда это обязательно веера и длинные платья, которые придают амплитуду движениям, а если мужчина – тогда это непременно тёмные брюки, рубашка с широкими рукавами и широкий пояс.

Кастаньеты

Во фламенко существуют разные стили, которые отличаются друг от друга рисунком ритма и ладом. На испанском эти жанры характеризуют одним словом – палос. Наиболее известный из них — солеа, в котором комбинируют разные мелодии лишь под одну гитару, а в тексте песен используют лирику нравоучительного характера. Другим известным стилем считается саэта — один из первых стилей, появившихся в Андалусии в 17 веке. Танец исполняется без музыкального сопровождения и только солистом, изредка под ударные инструменты. Сигирийа – стиль в котором также используется гитара, но текст песен пронизан отчаянием и душевной болью.

Сегодня этот танец пользуется популярностью, а особенно в больших городах, где люди подвергаются ежедневному стрессу. Фламенко помогает им выплеснуть все негативные эмоции или оживить чувства.

История фламенко


Родина фламенко - Андалузия. Культуры всех народов, населявших этот край, нашли отголосок в музыке фламенко. Арабская, еврейская, цыганская, христианская… В музыке юга Иберийского полуострова можно услышать даже африканские ритмы.

Андалузская песня - это и тоска по родине, и лирический протест. Протест певца направлен против угнетения и несправедливости мира. В 1492 году из Испании были изгнаны арабы. Евреи, составлявшие в V веке немалую часть населения страны (около 100тыс.), подвергались преследованиям, в результате которых были вынуждены принять христианскую веру. Вечно гонимые цыгане, с нехитрым скарбом путешествуя по стране, распространяли свои песенные и танцевальные традиции. Все эти народы, однажды потеряв свои корни, прошли через вынужденную ассимиляцию, вошли в чужую культуру, приняли чужую веру. В их песнях слышен плач о судьбе, рассказ о невеселой жизни.

Фламенко - не просто музыка. Это стиль отношения к жизни, мировоззрение. Чтобы жить в этом мире, не обязательно исполнять фламенко. Музыка фламенко - это яркие эмоции и сильные переживания.

Началом существования фламенко принято считать 1780 год, именно этим годом датировано первое документальное упоминание о фламенко в Андалузии. К этому времени стилистика и мелодическая структура фламенко уже были вполне сформированы.

Традиционное испанское жилище устроено таким образом, что все квартиры располагаются вокруг patio, внутреннего общего дворика. При такой планировке соседи тесно общаются между собой, являясь зачастую членами одного семейного клана. Местом общих сборов было патио. Здесь проводились праздничные мероприятия, на которых передавались и секреты пения. Можно сказать, что обиталище фламенко - это дом. Именно общением в узком семейном кругу объясняется тот факт, что многие значимые имена во фламенко относятся к семейным династиям, в которых музыкальное мастерство передавалось от поколения к поколению. Музыка была средством общения, диалогом и носила во многом импровизационный характер. Диалог велся между двумя кантаорами, кантаором и гитаристом, песней и танцем.

Проходившая в двориках патио жизнь нередко выносилась на улицу - во время свадебных торжеств, крещения и других значимых событий. Во многих цыганских поселениях такие «фиесты фламенко» стали приобретать индивидуальные черты. Мероприятия проводились во временных цыганских поселениях, за чертой города. Кроме членов семей на них иногда допускалась и посторонняя публика. Кантаоры, демонстрируя индивидуальное мастерство, приобретали известность.

По-настоящему музыка фламенко стала известной широкой публике с открытием cafe cantante, артистических кафе, на сценах которых выступали музыканты. Первое из них открылось в 1842 году в Севилье, а уже в 70-х годах XIX века множество подобных кафе открылось в таких городах, как Пуэрто-де-Санта-Мария, Севилья, Малага, Херес-де-ла-Фронтера, Гранада, Картахена, Ла Уньон, Кадис. Позднее кафе кантанте стали появляться и за пределами Андалузии, в Мадриде, Барселоне, Бильбао.

Кафе кантанте способствовали росту популярности фламенко. Музыка нашла отклик во многих сердцах, публика по достоинству оценила неподдельную страсть фламенко. Исполняемая со сцены, музыка фламенко стала доступна большому числу слушателей.

Говоря о «золотом веке фламенко», непременно упоминают имя известного кантаора Сильверио Франконетти (1829-1889 г.г.). Франконетти был центральной фигурой эпохи наивысшего расцвета фламенко. Сильверио был маэстро номер один среди выдающихся исполнителей того времени -To Martn, Vergara, El Loco Mateo, Paco de la Luz, Enrique el Gordo Viejo, Manuel Molina, El Nitri, La Josefa, Curro Dulce и другие. Среди гитаристов наиболее заметны были Maestro Patio, Paco el Barbero и Paco Lucena, а несомненными мастерами танца заслуженно считались Antonio de Bilbao и Juan la Macarrona.

С началом ХХ столетия фламенко получило новую форму выражения - театр. Ставились спектакли opera flamenca, в которых были танцы, пение, гитара. Эмпрессарио ставили такие спектакли по всей Испании, на сценах крупных театров, на аренах для боя быков.

Из оперы фламенко развился новый жанр, балет фламенко. Значительный вклад в его развитие внесли танцоры La Argentina, Pilar Lopez, Antonio, Rosario, продолжателями традиций которых ныне являются Antonio Gades, Mario Maya, Cristina Hoyos, Joaquin Corts и другие мастера танца.

Началом ренессанса фламенко можно назвать 1922 год, когда композитор Мануэль де Фальи и Федерико Гарсиа Лорка организовали в Гранаде Concurso de Cante Jondo, фестиваль Канте Хондо. Его целью было возрождение интереса к древнему искусству, открытие новых талантов. На фестивале были собраны подлинные напевы канте хондо. Чтобы публика увидела подлинно народное фламенко, почувствовала истинный дух этой музыки, к участию в фестивале не допускались профессиональные исполнители.

Фестиваль показал всей Испании разницу между трактирным пением и подлинным канте хондо. В Испании нет ничего равного этим песням по подлинности чувств. Организаторы стремились привлечь внимание истинных патриотов к судьбе канте хондо.

Гранада с ее романтическим ореолом не зря была выбрана местом проведения фестиваля. Подобные фестивали стали проводится и в других городах, а фламенко было признано истинно народным искусством. Местом проведения следующих конкурсов стали Севилья, Кордова, Малага, Хаэне, Альмерия, Мадрид, Мульсия.

В 50-е годы идеи предыдущей эпохи были подвергнуты критике, и кафе кантанте возродились в таблао, небольших театрах или кафе со сценой.

Фламенко - национальный испанский танец. Но это слишком простое и утрированное определение, ведь фламенко - это страсть, огонь, яркие эмоции и драматизм. Достаточно один раз увидеть эффектные и выразительные движения танцовщиц, чтобы забыть о счете времени. А музыка… Это отдельная история... Не будем вас томить - пора окунуться в историю и специфику этого танца.

История фламенко: боль изгнанных народов

Официальная дата рождения фламенко - 1785 год. Именно тогда Хуан Игнасио Гонсалес дель Кастильо, испанский драматург, впервые употребил слово «фламенко». Но это формальности. На самом деле история этого направления насчитывает более 10 веков, на протяжении которых культура Испании менялась и развивалась не без участия других национальностей. Предлагаем проникнуться атмосферой ушедших лет, чтобы лучше прочувствовать энергетику и характер танца.

Наше повествование начинается в далеком 711 году в древней Андалусии, расположенной в южной части Пиренейского полуострова. Сейчас это автономное испанское сообщество, а тогда власть на этой земле принадлежала вестготам, древнегерманскому племени. Устав от произвола правящей верхушки, население Андалусии обратилось за помощью к мусульманам. Так полуостров завоевали мавры или арабы, пришедшие из Северной Африки.


На протяжении более 700 лет территория древней Испании находилась в руках мавров. Им удалось превратить ее в самую прекрасную европейскую страну. Сюда стекались люди со всего континента, чтобы полюбоваться великолепной архитектурой, приобщиться к науке и понять утонченность восточной поэзии.

Не остается в стороне и развитие музыки. Персидские мотивы начинают овладевать умами жителей Андалусии, заставляя менять свои музыкальные и танцевальные традиции. Огромную роль в этом сыграл Абу-аль-Хасан-Али, багдадский музыкант и поэт. Искусствоведы видят в его творчестве первые следы фламенко и отдают ему право считаться отцом андалусской музыки.

В XV веке христианские государства, расположенные в северной части полуострова, начинают вытеснять арабов. Куда исчезли испанские мавры - тайна, разгадать которую историки пока не в силах. Несмотря на это, восточная культура стала частью мировоззрения людей, населявших Андалусию. Но для возникновения фламенко не хватает страданий еще одного гонимого по свету этноса - цыган.


Уставшие от постоянных скитаний, цыгане пришли на полуостров в 1425 году. Эти земли показались им раем, но местные власти испытывали неприязнь к чужеземцам и преследовали их. Все, что было связано с цыганами, признавалось преступным, включая танцы и музыку.

Кровопролитные гонения не помешали цыганскому фольклору объединиться с восточными традициями, которые уже к тому времени пустили корни среди местного населения Андалусии. Именно с этого момента начинает зарождаться фламенко - на стыке нескольких культур.

Куда ведет нас история дальше? В испанские таверны и пивные. Именно здесь местное население начинает исполнять чувственный танец, привлекая к нему все больше любопытных глаз. Пока фламенко существует только для узкого круга людей. Но примерно в середине XIX века стиль выходит на улицу. Уличные представления или фиесты теперь не обходятся без страстных и эмоциональных танцевальных движений фламенко.

А далее танец ждет профессиональная сцена. Фламенкологи отмечают, что пик жанра приходится на вторую половину XIX века, когда испанское население было без ума от творчества певца Сильверио Франконетти. Но век танца был быстротечен. Уже к концу столетия фламенко превратилось в обычное развлечение в глазах молодежи. История танца, наполненная страданиями и болью различных народностей, осталась на задворках.

Приравнять фламенко к низкопробному искусству, позволить жанру навсегда покинуть уютные улочки Испании не позволили музыкант Федерико Гарсия Лорка и поэт Мануэль де Фалья. С их легкой подачи в 1922 году состоялся первый фестиваль андалусского народного пения, где звучали любимые многими испанцами мелодии.

Годом ранее фламенко стало частью русского балета благодаря Сергею Дягилеву . Он организовал представление для парижской общественности, чем помог стилю выйти за пределы Испании.

Что представляет собой фламенко сейчас? Бесконечное число разновидностей, в которых можно разглядеть черты джаза, румбы, ча-ча-ча и других танцевальных направлений. Стремление объединять в себе различные культуры никуда не исчезло, как и основа фламенко - чувственность и страсть.


Что же такое фламенко?

Фламенко - это искусство, в котором равноценное значение принадлежит трем составляющим: танцу (байле), песне (канте) и гитарному сопровождению (ток). Эти части не отделимы друг от друга, если мы говорим о драматической разновидности стиля.

Почему именно гитара стала главным музыкальным инструментом? Потому что на ней хорошо играли цыгане, чьи традиции стали неотъемлемой частью испанской культуры. Гитара фламенко очень похожа на классическую, правда весит она меньше и выглядит компактнее. За счет этого звук получается более острым и ритмичным, что и требуется для настоящего исполнения фламенко.

Что в этом стиле первично, байле или канте, танец или песня? Те, кто едва знаком с фламенко, скажут, что байле. На самом деле, главную роль играет песня, которая подчиняется четким музыкальным правилам. Танец выступает как обрамление. Он дополняет чувственную составляющую мелодии, помогает пересказать историю с помощью языка тела.

Сложно ли научиться танцевать фламенко? Просматривая видеозаписи, где девушки эффектно взмахивают руками, ритмично стучат каблуками, кажется, что все просто. Но, чтобы освоить базовые движения жанра, человеку без должной физической подготовки придется приложить старания. Очень устают кисти рук, и возникают трудности с удержанием равновесия.

Что интересно: танец фламенко - это чистая импровизация. Исполнительница просто пытается соблюсти ритм музыки, совершая разнообразные хореографические элементы. Чтобы научиться танцевать фламенко, требуется прочувствовать культуру Испании.

Перечислим характерные движения, которые не позволят вам спутать фламенко ни с одним танцевальным направлением:

    выразительная пластика рук, особенно кистей;

    дробь каблуками;

    резкие выпады и повороты;

    хлопки и прищелкиваниями пальцами, что делает музыку еще ритмичнее и энергичнее.





Интересные факты

  • Существует целая наука по изучению фламенко. Она так и называется - фламенкология. Ее появлению мы обязаны Гонсалесу Клименту, который в 1955 году выпустил одноименную книгу. А через два года в испанском городе Херес-де-ла-Фронтере было открыто отделение фламенкологии.
  • Шестиструнная гитара - национальный испанский инструмент, без которого немыслимо исполнение фламенко.

    Традиционный женский костюм исполнительницы фламенко - длинное платье в пол или bata de cola. Его обязательные элементы - облегающий лиф, множество оборок и воланов по краю юбки и рукавов. За счет особенностей кроя и получаются эффектные движения во время танца. Ничего не напоминает? Одежда была позаимствована у цыганок и стала символом женственности и притягательности.

    Фламенко невольно ассоциируется с красным цветом. Но профессиональные танцоры видят в этом лишь национальный стереотип. Откуда появился миф о танце, окрашенном в красный? Из названия стиля. В переводе с латинского «flamma» означает пламя, огонь. Эти понятия неизменно связывают именно с оттенками красного. Также параллели проводятся с фламинго, название которых так созвучно страстному танцу.

    Еще один стереотип связан с кастаньетами . Это ударный инструмент в виде двух вогнутых пластин, который надевают на руки. Да, их звук отчетливо слышен во время танца. Да, их используют танцовщицы. Но в традиционном фламенко руки девушек должны быть свободны. Откуда тогда появилась традиция танцевать именно с кастаньетами? Благодаря публике, которая с восторгом приняла использование этого музыкального инструмента.

    Характер стиля во многом определяет и обувь танцоров. Носок и каблук туфель специально подбивают маленькими гвоздиками, чтобы получить характерное звучание во время исполнения дроби. Не зря фламенко считают прообразом чечетки .

    Испанский город Севилья считается одним из значимых в развитии фламенко. Здесь находится музей, посвященный этому танцу. Открыла его Кристина Ойос, известная танцовщица. Популярен этот город и благодаря литературным персонажам: Дон Кихоту и Кармен .

    С именами каких танцовщиц ассоциируется фламенко? Это, безусловно, Антония Мерсе-и-Луки, Кармен Амайя, Мерседес Руис и Магдалена Седа.

Популярные мелодии в ритмах фламенко


«Como El Agua» в исполнении Камарона де ла Ислы. Этот испанский певец с цыганскими корнями считается самым известным исполнителем фламенко, поэтому обойти его творчество стороной невозможно. Представленная песня была записана в начале 80-х годов прошлого века и завоевала любовь публики любовной лирикой и эмоционально-напряженным голосом Камарона.

«Como El Agua» (слушать)

«Macarena» или известная многим «Макарена» - еще один яркий «представитель» жанра фламенко, хотя изначально песня была преподнесена как румба. Композиция принадлежит творчеству испанского дуэта Los del Río, который представил ее на суд публике в 1993 году. Вслед за танцевальной музыкой возник одноименный танец. Кстати, название песни - это имя дочери Антонио Ромеро, одного из участников дуэта.

«Macarena» (слушать)

«Entre dos aguas» - это история, рассказанная с помощью гитары. Никаких слов, одна музыка. Ее создатель - Пако де Лусия, известный гитарист-виртуоз в чьих руках традиционный испанский инструмент начинал звучать особенно мелодично и красиво. Композиция была записана в 70-х года и не теряет актуальность среди поклонников жанра до сих пор. Некоторые признаются, что прониклись фламенко именно благодаря творчеству Пако.

«Entre dos aguas» (слушать)

«Cuando te beso» - это яркая и зажигательная песня в исполнении не менее яркой испанки Ниньи Пастори. Женщина начала петь в возрасте 4 лет и с этого момента не расстается с музыкой и фламенко, не боясь совмещать жанр с современными ритмами.

«Cuando te beso» (слушать)

«Pokito a Poko» - одна из известных композиций испанской группы Chambao. Чем примечательно их творчество? Ее участники соединили фламенко с электронной музыкой, это и обеспечило популярность трио. Представленная песня завораживает красивым вокалом, легкой и волнительной мелодией и страстными танцами, которые представлены в клипе.

«Pokito a Poko» (слушать)

Фламенко и кино

Хотите ближе познакомиться с искусством фламенко? Предлагаем выделить несколько вечеров на просмотр фильмов, в которых главная роль принадлежит именно этому танцу.

    «Фламенко» (2010) рассказывает об истории стиля глазами известных танцоров. Кино снято в документальном жанре.

    «Лола» (2007) повествует о жизни Лоле Флорес, которая запомнилась публике своей страстью к исполнению фламенко.

    «Белоснежка» (2012) - это черно-белое немое кино, где весь драматизм выражен с помощью танца.

Фламенко - это больше, чем танец и музыка. Это история, наполненная любовью, яркими эмоциями и желанием чувствовать себя свободным от условностей и жестких рамок.

Видео: смотреть Фламенко