Использование музыки на праздниках и развлечениях в детском саду. Виды досугов и развлечений в ДОУ. Цель и принципы организации досуга в ДОУ

Музыкальный досуг в младшей, средней, старшей группе детского сада. Сценарий «Праздник игры и игрушки»


Цель:
Привлечь детей к разнообразию видов игровой деятельности. Бережное отношение к игрушкам.
Задачи:
- развитие интереса детей к различным видам игр и поддержка их свободной творческой самореализации в игре;
- проведение подвижных игр, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста;

Ход досуга.


Ведущий : Сегодня мы собрались, чтобы отметить необычный праздник – Праздник игрушек. Есть много праздников: новый год, 23 февраля, 8 марта, день рождения и т.д. Игрушкам обидно, что у них нет праздника, поэтому мы его и придумали.

С самого рождения игрушки развлекают и забавляют малышей. Давайте, их вспомним, я буду показывать, а вы их называть: погремушка, неваляшка, юла, пирамидка, мяч, машинка, кукла и т.д.

Ведущий обращает внимание на большую коробку в зале.
- А это что за коробка? Давайте ее откроем.
Ведущий отодвигает коробку в сторону, а там стоит человек в костюме куклы.


- Это кукла заводная. Заведу ее ключиком, она и оживёт.
Заводит куклу. Начинается музыка Марыля Родович – Песня куклы (по ниточке, по ниточке ходить я не желаю…)

Кукла: Здравствуйте!
Ведущий : Как тебя зовут?
Кукла: Маринка
Ведущий:
У куколки Марины
Сегодня именины
Нашей кукле ровно пять
Ее будут поздравлять
Друзья и подружки
Все, все игрушки
Клоун Ваня, неваляшка Маня
Мишка и зайчонок
Серенький козленок.
Станем петь и плясать
Нашу куклу поздравлять.

Игра «Каравай».

Кукла : Спасибо ребята за игру.
Дети садятся на стульчики.
- В стихах, которые я сейчас прочту, упоминаются игрушки, угадайте какие.
1. У одной моей подружки
Есть хорошая игрушка:
Можно из цветных кружочков
Выложить узор цветочный,
И ажурную снежинку,
И пожарную машинку.
(Мозаика)

2. У него стрела как нос,
А к стреле привешен трос.
Сам он очень- очень важный,
Строит дом многоэтажный.
Только дом не настоящий,
А из кубиков блестящих.
(Подъемный кран)

3. Вот матрешкина подружка,
Очень стойкая игрушка.
Я толкну- не упадет,
Лишь качнется взад- вперед.
(Неваляшка)

4. Посмотрите-ка, подружки,
Есть колеса у игрушки.
Куколку в нее сажаю
И по комнате катаю.
Буду мамой понарошку,
Я баюкать эту крошку.
(Игрушечная коляска)

Кукла : Молодцы ребята!

Ведущий: Маринка, а у тебя есть друзья?
Кукла: Да, у меня есть лучший друг- мягкий мишка и у меня с ним есть любимый танец. Давайте его станцуем.

Танец «Мишка с куклою бойко топают…».

Кукла: Молодцы!
Ведущий: Маринка, ребятки средней группы подготовили тебе подарок.
Куколка: Давайте посмотрим.

Танец «Буратино».

Кукла: Спасибо, очень красивый зажигательный танец. А теперь давайте поиграем с игрушками.

Игра «Кто быстрее соберет пирамидку». (старшая группа)
Построить детей в две команды по количеству колец в пирамидке и начиная с последнего игрока раздавать кольца. Основа пирамидки ставится впереди каждой команды. По команде ведущего, дети бегут до основы и надевают свое колечко и так вся команда. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет пирамидку.

Игра с лошадкой для младшей группы.
Под веселую музыку один ребенок берет лошадку и скачет галопом по залу, в определенный момент встает остальная группа и скачет по залу и с окончанием музыки лошадка передается другому ребенку и игра повторяется 2-3 раза.
Кукла: Я вижу ребята пришли со своими игрушками. Потанцуйте с ними.

Танец с игрушками. (средняя группа)


Под веселую музыку дети берут игрушки и бегаю по залу, подняв игрушку над головой, потом останавливаются, кружатся обняв игрушку, «танцуют» игрушки на полу, посадили игрушки в круг, дети бегают вокруг игрушек, музыка останавливается и ребята должны быстро взять любую игрушку, которая будет рядом с ними.

Кукла: Молодцы!
Ребята, известно ли вам, о том, что когда-то игрушка не только развлекала, но и оберегала малыша.(Рассказывает об игрушках- оберегах, которые мастерили крестьяне для своих детей. Показывает куклы, выполненные из подручных материалов- из лоскутов или шерстяных ниток, веточек, платочков, полотенца и т.д.)

И я вам хочу подарить в каждую группу в качестве оберега такую куклу, куклу-оберег. (Раздает куколок).

Ведущий: Спасибо тебе куколка Маринка!
Кукла: И вам спасибо! А мне пора уходить, до свидания ребята!

Кукла встает на место откуда появилась и закрывают коробкой.

Значение и содержание развлечений

Развлечения с использованием музыки (концерты, детские оперы, музыкальные игры-драматизации, кукольные спектакли, веселые соревнования, викторины и т. д.) являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия.
Вдумчивое использование развлечений расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников способствует проявлению положительных качеств личности
Многие развлечения связаны с разнообразными видами искусства: изобразительным, музыкой, литературой, театром, кино Их содержание отражается в конкретных темах, взятых из жизни (отношение к природе — «Осенние приметы», любовь к родному краю — «Ай да березка!», бережное отношение к игрушкам — «Кто виноват?» и т. д.), обнаруживая непосредственную связь с воспитательными и образовательными задачами детского сада.
Насыщенность развлечений эмоциональными и занимательными моментами повышает заинтересованность, а следовательно, и активность детей ко всему, что предлагается им в ходе развлечений. Коллективные сопереживания детей формируют у них зачатки социальных чувств и отношений.
Содержание развлечений складывается из специально подобранного художественного материала различного характера, в зависимости от поставленных целей. Этим материалом определяется смысловая направленность развлечений, их тематическое единство и жанровые особенности.
Содержание развлечений влияет на форму (концерт композиция или игровое действие) и организацию их проведения. Развитие сюжета требует театрализации. Для передачи образа желательно разработать композицию. Загадки и аттракционы лучше подавать в форме концерта, соревнования и т. д.

Место музыки в развлечениях

Музыка в развлечениях используется по-разному: в одном случае она составляет основное содержание (музыкальные игры, концерты, детские оперы,
хореографические миниатюры, хороводы), в другом — применяется частично (спектакли, игры-драматизации, музыкально-литературные композиции). Но во всех случаях необходимо, чтобы в использовании музыки соблюдалась целесообразность: либо как ведущего элемента, определяющего основу развлечения, либо как средства, обогащающего и дополняющего содержание. Правильное нахождение места музыки в развлечениях поможет точно отобрать музыкальные произведения и этим создать необходимое настроение, атмосферу и, следовательно, более целенаправленно осуществлять педагогическое воздействие на детей.
Не следует часто использовать новые музыкальные произведения. Узнавание детьми знакомых мелодий в несколько неожиданных для них ситуациях или необычной обстановке вызывает эмоциональный подъем, способствует расширению музыкальных представлений Включение знакомых песен, танцев, игр, выученных ранее на занятиях, доставит им подлинное удовольствие и радость.
Как правило, в развлечениях музыка звучит либо в исполнении взрослых (песни, инструментальные пьесы), либо в исполнении детей (песни, танцы, игры и т. д.). При этом важно учитывать принцип доступности: в первом случае — для восприятия ее детьми, во втором — для исполнения ее детьми. Однако всегда это должна быть яркая, образная музыка, с простой, запоминающейся мелодией, с достаточно выразительной аранжировкой.
Можно использовать и грамзапись. Сольное, хоровое и оркестровое звучание музыки в исполнении музыкантов, известных хоровых коллективов способствует развитию эстетического восприятия музыки. Это может быть и отдельный музыкальный фрагмент, представляющий собой законченную музыкальную форму.
Музыку на любых звуковоспроизводящих устройствах (магнитофонах, электрофонах) целесообразно включать с целью оформления театральных действий, при создании общего музыкального или ритмического фона, свойственного некоторым видам развлечений.

Виды и формы развлечений

В детском саду проводятся разнообразные развлечения. Виды их зависят от характера участия в них детей. С одной стороны, это развлечения, где дети выступают в роли слушателей или зрителей; такие развлечения обычно готовятся и проводятся взрослыми. Сценарий, как правило, включает более сложный репертуар (имеется в виду исполнительство, а не восприятие его детьми). Содержание чаще всего носит познавательный характер (знакомство с творчеством композитора, писателя, поэта, с жанровыми особенностями искусства, с различными сторонами общественной и социальной жизни).
С другой стороны, это развлечения, где дети — сами активные участники и исполнители (конечно, руководит их деятельностью взрослый). Репертуар при этом должен быть доступен возрастным возможностям детей, учитывать уровень их знаний, умений и навыков. Основная цель таких развлечений — активизировать, объединить творческие проявления ребят, выявить их инициативу, вызвать эмоциональный подъем и просто доставить радость.
В то же время проводятся и такие развлечения, в которых активное участие принимают и взрослые, и дети. Содержание этих развлечений должно быть разработано так, чтобы действия детей и взрослых логично объединялись.
Формы развлечений могут быть чрезвычайно многообразны и вариативны, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от жанровых особенностей используемого репертуара, от его тематической направленности и смысловой насыщенности. Композиции, концерты, спектакли, игры, соревнования, викторины, карнавальные театрализованные шествия и т. п. — все это формы развлечений, созданные воображением их организаторов, проявление их творческого и педагогического мастерства. Вместе с тем существуют некоторые общие моменты, свойственные этим развлечениям Рассмотрим некоторые из них.
Концерты обычно включают различные виды (номера) деятельности: сольное, ансамблевое, хоровое исполнение песен плясок художественное чтение, игру на музыкальных инструментах исполнение небольших сценок. Но можно организовать концерт, используя один из видов деятельности, например, выступление хора оркестра детских инструментов и т. д. Концерты бывают тематическими и театрализованными (т. е. красочно оформленными, костюмированными, с использованием показа диапозитивов, грамзаписи). Участие в концертах доступно старшим дошкольникам. Они выступают, показывая свои умения товарищам, детям других групп. При этом проявляются исполнительские навыки, инициатива, творческая выдумка. В проведении детских концертов руководящая роль отводится взрослым. Воспитатели составляют программу концерта, учитывая заявки детей на участие в нем, следят за тем, чтобы соблюдалась последовательность чередования видов деятельности в номерах и нагрузка на его участников.
Музыкально-литературные композиции создаются на основе монтажного соединения различных по жанру, стилю, ритму и содержанию художественных литературных произведений, предназначенных для коллективного исполнения их детьми или взрослыми (возможно и их совместное участие).
Музыка в композиции, с одной стороны, помогает соединять различные художественные тексты в одно целое самостоятельное произведение, с другой же стороны, она может выступать в ней как равный компонент с заранее предусмотренным эмоциональным воздействием.
Драматургия композиции требует стремительно развивающегося действия, что достигается за счет резкой, порой неожиданной смены ритмов, использования технических средств выразительности (свет, шумы, диапозитивы), лаконичных деталей оформления, условности их решения.
Композиция хороша своей массовостью, позволяющей занять практически всех желающих. Но не следует делать ее чрезмерно затянутой и громоздкой, лаконичность всегда облегчает восприятие и участие в ней детей.
Музыкальные игры и игры-забавы являются интересной формой развлечения и могут проводиться с детьми всех возрастов. Сюжетность и образность этих развлечений органически сочетаются с музыкой.
Игры-забавы с оттенком юмора, занимательности чаще всего проводятся с самыми маленькими детьми. Это «Ладушки», «Идет коза рогатая» «Сорока-белобока», различные варианты пряток, когда воспитатель ищет детей, или прячется сам и т. д. Сочетая музыку с игровыми шутливыми действиями, воспитатель создает непринужденную обстановку для детей.

Игры-забавы помогают собрать, переключить внимание детей внести определенную разрядку, снять утомление и создать приподнятое настроение. С этой целью они проводятся со средними и старшими дошкольниками.
Различные ритмические попевки и приговаривания с одновременным похлопыванием, притопыванием, постукиванием интересны для ребят и могут выполняться вместе с воспитателем или самостоятельно. Например, народная прибаутка «Барашеньки» исполняется на одном звуке. Важно выдержать ритм, который сопровождает действия детей:

Строки 1—4 — притопывают, изображая барашков;
строки 5—6 — подражают игре на скрипочке.
Музыкальные игры более развернуты по содержанию, чем игры-забавы. В развлечениях они чаще всего театрализованы, дополнены новыми моментами по сравнению с занятиями, где они обычно разучиваются с детьми. Именно элементы новизны повышают интерес к ним у детей, активизируют детское исполнение и создают приподнятое, радостное настроение. Эти развлечения не являются зрелищными, поскольку дети сами участники. Поэтому перед началом воспитатель или музыкальный руководитель должен создать радостную, приподнятую атмосферу, настроить на возможную сюрпризность.

Музыкальная игра для детей 4 лет «Зайчики», украинская народная мелодия в обработке М.Красева
[Не очень скоро, легко]


Зайчики-дети сидят в своих норках (за стульчиками). На вступление они выходят из норок и встают около них.
Такты 1—4. Взявшись за руки, кружатся.
Такты 5—8. Прыгают на двух ногах или бегают по залу. С окончанием музыки возвращаются в норки.
Игра повторяется.
Эта игра разучивается на занятии. Но чтобы провести ее в форме развлечения, включаются элементы новизны. Это могут быть шапочки с ушками. Вводится также новый персонаж (волк или лиса). Роль волка исполняет кто-либо из детей, подготовленный заранее. Волк появляется с окончанием музыки, и дети-зайчики быстро убегают в свои норки.

Новая игрушка. Одной из форм развлечений может быть внесение в группу новой игрушки. Новизна, ее внешняя привлекательность радует ребенка. Воспитатель действует с игрушкой, объясняет, как с ней играть, дает характеристику художественному образу. В руках увлеченного взрослого игрушка оживает, становится любимой, желанной для ребенка. Исполненная при этом пляска или песня сближает детей с игрушкой, помогает использовать ее в дальнейших самостоятельных играх.
Например, воспитатель показывает детям игрушечного зайца и читает стихотворение 3. Петровой:

Зайку сделали из плюша,
У него большие уши
И особенный талант:
Этот зайка не зазнайка,
Этот зайка — музыкант!

Одновременно он поглаживает зайца, передвигает по полу (имитируя прыжки), затем сажает игрушку и поет песню «Заяц» С. Рустамова:

Серый заяц, погоди,
От меня не уходи...

Заяц
Слова Ю. Даниэля Музыка С. Рустамова
[Нe спеша]


Пение воспитатель сопровождает действиями: гладит зайца, дает морковку. После этого предлагает поиграть с ним и детям. Все встают в круг, кладут морковки перед собой и пляшут под веселую. мелодию. Воспитатель с зайцем в кругу наблюдает за пляской, заяц стучит по барабану. С окончанием музыки играющие быстро прячут морковки за спину, чтобы зайчик не успел их взять.
Игра повторяется. В заключение воспитатель предлагает собрать морковки, положить в корзинку, «подарить» зайчику и пригласить его остаться в группе.
Это развлечение для младших групп. Можно обыграть самые разные игрушки (зверюшек, кукол, машины), показывая всевозможные действия с ними. Умело подобранная музыка сделает игрушку более понятной и привлекательной для ребенка.
Инсценировки, игры-драматизации, спектакли кукол — наиболее распространенные формы развлечений в детских садах. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Кукольный театр превращается для них в настоящий праздник. Спектакли кукол чаще всего подготавливаются взрослыми или школьниками. Небольшие сценки с куклами могут показать для малышей ребята подготовительной к школе группы.
Участниками игр-драматизаций могут быть дети младших и старших групп. Возрастной состав исполнителей определяет степень сложности репертуара. Воспитатели, музыкальный руководитель помогают ребятам осваивать ту или иную роль, согласовывать свои действия с действиями других участников. Например, с детьми младшей группы хорошо провести инсценирование песни А. Филиппенко «Цыплята», с детьми средней группы — инсценировать песню «На лесной поляне» Б. Кравченко. Старшие дети могут разыграть несложную сказку, инсценировать стихотворение.
Музыка в играх-драматизациях, спектаклях звучит по ходу сюжета, когда персонажи поют, танцуют или просто слушают игру на скрипке, гармошке, свирели, фортепиано, арфе и т. д. Музыка вводится с целью создания определенного настроения, в качестве музыкального оформления.
Следует помнить, что музыка в спектаклях не должна звучать постоянно и быть лишь украшательством. Это нарушает восприятие содержания пьесы, отвлекает внимание зрителей от основного действия, лишает музыку ее функциональной значимости.
Для сопровождения можно включить в спектакль произведения в исполнении фортепиано, аккордеона, домры, а также в грамзаписи. Музыка, соответствующая содержанию развлечений, правильно характеризующая персонажей, обогащает представления ребенка, помогает развивать его эстетические чувства.

Инсценировка с куклами бибабо песни «На лесной поляне», музыка Б. Кравченко, слова П. Кагановой (Музыка в детском саду. М., 1973.— Вып. 3).
Инсценируют песню часть детей старшей группы: двое — четверо исполняют куплеты песни, другие — управляют куклами и поют согласно тексту припева. В инсценировке участвуют дети, изображающие звуки дождя на металлофонах (они вступают по окончании второго куплета песни после припева).
Перед началом инсценировки воспитатель читает стихотворение «Утро» Г. Бойко (перевод с украинского О. Высотской).

Не кузнечик длинноногий
Проскакал —
Луч веселый на дороге
Заиграл.
Незабудка раскрывает
Синий глаз,
И росинка в нем сверкает,
Как алмаз.
Все проснулось — и поляны,
И леса,
Зазвенели птичек ранних
Голоса.

Танцевальные и оперные миниатюры могут быть также использованы в качестве развлечений. Это небольшие сольно-хоровые или хореографические театрализованные сценки: танец Волка и Красной Шапочки, Буратино и Мальвины, опера И. Саца «Золотое яичко», игровая сценка «Кто виноват?» Ю. Чичкова и др.
В других развлечениях, таких, как аттракционы, соревнования, музыка носит эпизодический характер.

Принципы составления сценариев развлечений

Сценарий — это подробная литературная разработка того или иного вида зрелища. В сценарии последовательно излагаются все элементы действия, раскрывающие тему, дается конкретное описание выступлений, предусматриваются методы, повышающие активность всех участников. К сценарию может быть приложен и сценарный план, в котором перечисляются лишь основные моменты, составляющие сценарий, и указываются ответственные. Отдельно подготавливается перечень необходимого оборудования и атрибутов.
Итак, при разработке сценария прежде всего определяется тема и идея развлечения, отмечаются воспитательные задачи и цели его проведения.
Тема обычно задается с самого начала, а к идее, как к общему гпавному выводу, надо подвести зрителей всем ходом действия, развертывая сюжетную линию так, чтобы она развивалась от события к событию.
Перед началом какого-либо представления дается короткий рассказ или небольшое повествование о том, какое событие, явление будет сейчас показано.
Далее разворачивается основное действие сценария, которое подчиняется следующим требованиям:
1. Каждый эпизод должен быть связан с предыдущим и последующим.
2. Действие развивается по нарастающей линии от более слабых к эмоционально сильным эпизодам.
3. Каждый эпизод должен иметь внутреннюю логику построения и заканчиваться прежде, чем начнется другой.
Идея всего сценария наиболее сконцентрирована в кульминации. Финал (заключение) должен стать проявлением активности всех участников развлечения.

Планирование развлечений

Разнообразные виды развлечений предполагают заблаговременное их планирование с целью лучшей организации работы с детьми при проведении и подготовке развлечений, а также учета всей воспитательно-образовательной работы детского сада.
Музыкальный руководитель вместе с воспитателем группы составляет сначала тематический план на квартал, затем пишет сценарные планы на месяц и при необходимости разрабатывает более подробные сценарии отдельных видов развлечений. Если используется готовая разработка сценария, следует указать источник — откуда взят сценарий. Общий план на квартал утверждается заведующим или старшим воспитателем детского сада.
Следует помнить, что развлечения намечаются 1—2 раза в 2 недели во второй половине дня. Желательно установить определенный день для каждой возрастной группы. Для показа кукольного театра, массовой композиции, концертов самодеятельности можно объединить 2—3 группы. Этот момент должен быть отражен в плане. Необходимо обозначить и место проведения развлечения, указав основной принцип его оформления (если это требуется по замыслу).
Поквартальное планирование развлечений должно составляться с учетом сезона года и знаменательных событий и дат этого периода, с учетом воспитательно-образовательных задач и прохождения программного репертуара. К примеру, планирование развлечений на первый квартал учебного года (сентябрь, октябрь, ноябрь) в подготовительной к школе группе может включать в себя следующие виды развлечений:
1) тематический концерт «Осенние приметы» (звучит инструментальная, вокальная музыка о природе в исполнении взрослых, дети исполняют стихи, песни об осени);
2) показ диафильма с музыкальным сопровождением (организуют взрослые);
3) музыкальную викторину (проводится музыкальным руководителем вместе с воспитателями, используются произведения знакомые детям);
4) «В гостях у детей бабушка Арина» (вечер шуток загадок; организуют взрослые);
5) показ кукольного спектакля (организаторы и исполнители — взрослые);
6) «Наш веселый концерт» (программа концерта составляется из детских музыкальных и литературных произведений по предварительной заявке детей; организаторы — воспитатели; ведущими концерта могут быть 2—3 ребят);
7) показ мультфильма (организуют взрослые);
8) веселые соревнования, игры, аттракционы (проводят с детьми взрослые, помощниками могут быть дети);
9) музыкальную игру-драматизацию (исполнители — дети); 10) вечер юмора (организуют взрослые).
Каждый вид развлечений имеет свое содержание, свой репертуар и соответствующие воспитательные задачи.
Например, намечая для развлечений музыкальную игру-драматизацию «Кто виноват?» (музыка Ю. Чичкова, слова В. Викторова), согласно содержанию ставится задача — воспитывать у детей бережное отношение к своим игрушкам. Произведение это не программное, и потому следует учесть возможности детей, заблаговременно провести с ними индивидуальную подготовительную работу.
Развлечения в детском саду являются важной формой организации детей вне занятий, помогают создать радостную атмосферу, способствуют формированию у детей положительных эмоций, расширяют сферу их чувств, приобщают к коллективным переживаниям, развивают инициативу, творческую выдумку. Организация развлечений в детском саду является важной педагогической задачей.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие формы использования музыки в повседневной жизни вы знаете?
2. Какова роль воспитателя, включающего музыку в повседневную жизнь дошкольников?
3. Приведите примеры использования песен воспитателем на прогулках, во время занятий и в свободное от занятий время.
4. Какое применение находят в детском саду технические средства обучения (радио, телевидение, проигрыватель, магнитофон, фильмоскоп)?
5. Раскройте значение музыкального сопровождения на утренней гимнастике, занятиях по физической культуре.
6. Как учитываются возрастные особенности при проведении утренней гимнастики и физкультурных занятий под музыку?
7. Какие физические упражнения целесообразно проводить под музыку и на каком
этапе обучения?
8. Составьте комплекс утренней гимнастики для какой-либо возрастной группы с включением музыки для ходьбы, бега, подпрыгивания (используйте магнитофон или проигрыватель).
9. Составьте физкультурное занятие для какой-либо возрастной группы, используя музыку для ходьбы, бега, подпрыгивания, танцевальных элементов (грамзапись) .
10. Охарактеризуйте развлечения и их место в повседневной жизни детского сада.
11. Назовите виды развлечений.
12. В чем состоят обязанности музыкального руководителя и воспитателя при подготовке развлечений?
13. Расскажите о видах развлечений, которые можно организовать в одной возрастной группе: а) самостоятельно, б) совместно с музыкальным руководителем.
14. Составьте сценарий развлечений, где используется магнитофонная запись или грамзапись.
15. Разработайте сценарий развлечения с участием взрослых.

Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 270 с.: нот.

Оборудование:

1. Аудиозапись «Второго струнного квартета» А.П. Бородина (фрагмент-1-я часть).

2. Аудиозапись звучания инструментов: скрипка, альт, виолончель.

3. Иллюстрация струнного квартета.

4. Портреты А.П. Бородина и И.А. Крылова.

5. Музыкально-дидактическая игра «Узнай инструмент» (карточки по количеству детей с изображением инструментов: скрипка, альт, виолончель; музыкальный домик: нижнее окошко - виолончель, среднее окошко - альт, верхнее окошко - скрипка).

6. Плоскостные (бутафорские) инструменты.

7. Элементы костюмов (шапочки): осел, козлик, медведь, мартышка, соловей.

8. Предметы для танцевальной импровизации: ленточки, султанчики, платочки, шарфы.

(Дети входят в зал по музыку А.П. Бородина, рассаживаются на стульях.

Музыкальный руководитель: Дорогие друзья! Сегодня в нашей музыкальной гостиной мы познакомимся с музыкой очень известного русского композитора Александра Порфирьевича Бородина

(Демонстрирует портрет композитора).

Мы будем слушать музыкальное произведение «Квартет». Кто слышал раньше слово «квартет»?

(Ответы детей.)

Правильно, квартет - это музыкальный коллектив из четырех музыкантов. Само слово «квартет» на латинском языке означает «четыре».

Квартеты бывают разные (из разных инструментов), есть вокальные квартеты, где два певца поют высокими голосами, третий - средним, а четвертый - самым низким, басом.

(Демонстрируется иллюстрация квартета струнных инструментов.)

Вот посмотрите на картину. Какой квартет изображен на ней?

(Ответы детей.)

Да, здесь представлен струнный квартет. Какие же инструменты в руках у музыкантов? Вам уже знакомы некоторые из них, назовите их.

Дети : Скрипки.

Музыкальный руководитель: В квартете две скрипки. Давайте послушаем и вспомним, как звучит скрипка.

(Прослушивание аудиозаписи со звучанием скрипки.)

Послушайте, сейчас звучит еще один инструмент. Что это за инструмент?

Дети : Альт.

Музыкальный руководитель: Правильно, Альт - это тоже скрипка, только чуть большего размера. Звук у него более тусклый, матовый, приглушенный. Послушайте, как он звучит.

(Еще раз прослушивание звучания альта.)

Этот инструмент вы еще не знаете. Он называется виолончель. В струнном квартете это инструмент с самым низким звучание. Послушаем его голос.

(Аудиозапись звучания виолончели.)

Каждый из этих инструментов имеет свой неповторимый голос. Хотели бы вы, ребята, услышать струнный квартет? Тогда садитесь поудобнее и перенесемся в волшебный мир музыки. Слушаем «Квартет» А.П. Бородина.

(Слушание фрагмента 1-й части «Второго струнного квартета» А.П. Бородина.)

Послушайте, как мягко и нежно поет альт, вот легко и бережно подхватывают мелодию скрипки. Низким, бархатным голосом пропела виолончель. Они как будто бы соревнуются между собой - кто лучше и красивее споет мелодию.

Вам понравилась эта музыка?

Скажите, если б эту музыку исполнял один инструмент, она звучала бы лучше или нет?

Вы почувствовали характер этой музыки? Как она прозвучала? (Светло, нежно, напевно и так далее.)

Вы правы, музыка светлая, нежная, можно даже сказать прозрачная. Посмотрите. У меня на столике лежат различные предметы, которые используем в танцах, играх: ленточки, платочки, султанчики, шарфики. Я предлагаю вам выбрать себе любой из этих предметов, которые, как вы думаете, помогут вам передать в движениях характер этого произведения.

(Танцевальная импровизация детей под музыку.)

Мне очень понравилось, как вы танцевали, ваши движения были плавными, летящими, воздушными - вы точно почувствовали характер этой музыки. Теперь, я хочу предложить вам поиграть.

(Проводиться музыкально-дидактическая игра «Узнай инструмент».)

Ой, ребята, к нам в гости пришли музыканты. Входят дети, исполняющие роли из басни И.А. Крылова «Квартет». Да, это не простые музыканты. Кто они, дети?

(Ответы детей.)

Дети, это герои басни «Квартет» Ивана Андреевича Крылова. Иван Андреевич сам был великолепным музыкантом и больше всего любил играть в квартете. Давайте посмотрим, о чем же рассказывает эта басня.

(Разыгрывается инсценировка басни И.А. Крылова «Квартет».)

Спасибо нашим артистам. Они очень эмоционально передали характеры всех героев этой басни. Скажите-ка мне, ребята, почему не получилось у наших горе-музыкантов сыграть квартет?

(Ответы детей.)

Конечно, каждому делу нужно учиться, приложить старанье и труд.

Вот и подошел к концу наш музыкальный вечер. Что нового вы узнали сегодня? Какую музыку вы слушали? С какими новыми инструментами вы познакомились?

(Звучит музыка А.П. Бородина, дети выходят из зала.)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Вологодской области

«Сокольский педагогический колледж»

Контрольная работа

по предмету: Теоретические основы и методика музыка льного воспитания

Тема: «Использование музыки на праздниках и развлечениях в детском саду»

Специальность «Специальное дошкольное образование»

Выполнила: студентка 2 курса,

группы Б заочного отделения

Лешукова Марина Игоревна

Введение

Основная часть

Глава 1. Теоретические основы использования музыки в детских праздниках и развлечениях

1.1 Значение и содержание развлечений и праздников

1.2 Место музыки в развлечениях

1.3 Виды и формы развлечений

Глава 2. Конспект музыкального развлечения в старшей группе «Цветик-семицветик»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

«Программа воспитания в детском саду» рекомендует в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей, устраивать развлечения, цель которых -- порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и неживой природе, рассказать поучительные истории о взаимоотношениях между самыми разными ее обитателями.

Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия).

В детском саду много внимания уделяется художественному воспитанию каждого ребенка, и осуществляется оно на занятиях по изобразительному искусству, на музыкальных занятиях и занятиях по художественному слову. Развлечения как бы объединяют все названные виды искусства, дающие возможность творчески использовать их, чтобы сделать радостным пребывание детей в детском саду.

Глава 1 . Теоретические основы использования музыки в детских праздниках и развлечениях

1.1 Значение и содержание развлечений и праздников

Развлечения и праздники с использованием музыки (концерты, детские оперы, музыкальные игры-драматизации, кукольные спектакли, веселые соревнования, викторины и т.д.) являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия.

Вдумчивое использование развлечений расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности.

Многие развлечения связаны с разнообразными видами искусства: изобразительным, музыкой, литературой, театром, кино. Их содержание отражается в конкретных темах, взятых из жизни (отношение к природе -- «Осенние приметы», любовь к родному краю -- «Ай да березка!», бережное отношение к игрушкам -- «Кто виноват?» и т. д.), обнаруживая непосредственную связь с воспитательными и образовательными задачами детского сада.

Насыщенность развлечений эмоциональными и занимательными моментами повышает заинтересованность, а следовательно, и активность детей ко всему, что предлагается им в ходе развлечений. Коллективные сопереживания детей формируют у них зачатки социальный чувств и отношений.

1.2 Место музыки в развлечениях

Музыка в развлечениях используется по-разному: в одном случае она составляет основное содержание (музыкальные игры, концерты, детские оперы, хореографические миниатюры, хороводы), в другом -- применяется частично (спектакли, игры-драматизации, музыкально-литературные композиции). Но во всех случаях необходимо, чтобы в использовании музыки соблюдалась целесообразность: либо как ведущего элемента, определяющего основу развлечения, либо как средства, обогащающего и дополняющего содержание. Правильное нахождение места музыки в развлечениях поможет точно отобрать музыкальные произведения и этим создать необходимое настроение, атмосферу и, следовательно, более целенаправленно осуществлять педагогическое воздействие на детей.

Не следует часто использовать новые музыкальные произведения. Узнавание детьми знакомых мелодий в несколько неожиданных для них ситуациях или необычной обстановке вызывает эмоциональный подъем, способствует расширению музыкальных представлений. Включение знакомых песен, танцев, игр, выученных ранее на занятиях, доставит им подлинное удовольствие и радость.

Как правило, в развлечениях музыка звучит либо в исполнении взрослых (песни, инструментальные пьесы), либо в исполнении детей (песни, танцы, игры и т. д.). При этом важно учитывать принцип доступности: в первом случае -- для восприятия ее детьми, во втором -- для исполнения ее детьми. Однако всегда это должна быть яркая, образная музыка, с простой, запоминающейся мелодией, с достаточно выразительной аранжировкой.

Можно использовать и грамзапись. Сольное, хоровое и оркестровое звучание музыки в исполнении музыкантов, известных хоровых коллективов способствует развитию эстетического восприятия музыки. Это может быть и отдельный музыкальный фрагмент, представляющий собой законченную музыкальную форму.

Музыку на любых звуковоспроизводящих устройствах (магнитофонах, электрофонах) целесообразно включать с целью оформления театральных действий, при создании общего музыкального или ритмического фона, свойственного некоторым видам развлечений.

1.3 Виды и формы развлечений

В детском саду проводятся разнообразные развлечения. Виды их зависят от характера участия в них детей. С одной стороны, это развлечения, где дети выступают в роли слушателей или зрителей; такие развлечения обычно готовятся и проводятся взрослыми. Сценарий, как правило, включает более сложный репертуар (имеется в виду исполнительство, а не восприятие его детьми). Содержание чаще всего носит познавательный характер (знакомство с творчеством композитора, писателя, поэта, с жанровыми особенностями искусства, с различными сторонами общественной и социальной жизни).

С другой стороны, это развлечения, где дети -- сами активные участники и исполнители (конечно, руководит их деятельностью взрослый). Репертуар при этом должен быть доступен возрастным возможностям детей, учитывать уровень их знаний, умений и навыков. Основная цель таких развлечений -- активизировать, объединить творческие проявления ребят, выявить их инициативу, вызвать эмоциональный подъем и просто доставить радость.

В то же время проводятся и такие развлечения, в которых активное участие принимают и взрослые, и дети. Содержание этих развлечений должно быть разработано так, чтобы действия детей и взрослых логично объединялись.

Формы развлечений могут быть чрезвычайно многообразны и вариативны, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от жанровых особенностей используемого репертуара, от его тематической направленности и смысловой насыщенности. Композиции, концерты, спектакли, игры, соревнования, викторины, карнавальные театрализованные шествия и т. п. -- все это формы развлечений, созданные воображением их организаторов, проявление их творческого и педагогического мастерства. Вместе с тем существуют некоторые общие моменты, свойственные этим развлечениям. Рассмотрим некоторые из них.

Концерты обычно включают различные виды (номера) деятельности: сольное, ансамблевое, хоровое исполнение песен, плясок, художественное чтение, игру на музыкальных инструментах, исполнение небольших сценок. Но можно организовать концерт, используя один из видов деятельности, например, выступление хора, оркестра детских инструментов и т. д. Концерты бывают тематическими и театрализованными (т.е. красочно оформленными, костюмированными, с использованием показа диапозитивов, грамзаписи). Участие в концертах доступно старшим дошкольникам. Они выступают, показывая свои умения товарищам, детям других групп. При этом проявляются исполнительские навыки, инициатива, творческая выдумка. В проведении детских концертов руководящая роль отводится взрослым. Воспитатели составляют программу концерта, учитывая заявки детей на участие в нем, следят за тем, чтобы соблюдалась последовательность чередования видов деятельности в номерах и нагрузка на его участников.

Музыкально-литературные композиции

Музыкально-литературные композиции создаются на основе монтажного соединения различных по жанру, стилю, ритму и содержанию художественных литературных произведений, предназначенных для коллективного исполнения их детьми или взрослыми (возможно и их совместное участие).

Музыка в композиции, с одной стороны, помогает соединять различные художественные тексты в одно целое самостоятельное произведение, с другой же стороны, она может выступать в ней как равный компонент с заранее предусмотренным эмоциональным воздействием.

Драматургия композиции требует стремительно развивающегося действия, что достигается за счет резкой, порой неожиданной смены ритмов, использования технических средств выразительности (свет, шумы, диапозитивы), лаконичных деталей оформления, условности их решения.

Композиция хороша своей массовостью, позволяющей занять практически всех желающих. Но не следует делать ее чрезмерно затянутой и громоздкой, лаконичность всегда облегчает восприятие и участие в ней детей.

Музыкальные игры и игры-забавы

Музыкальные игры и игры-забавы являются интересной формой развлечения и могут проводиться с детьми всех возрастов. Сюжетность и образность этих развлечений органически сочетаются с музыкой.

Игры-забавы с оттенком юмора, занимательности чаще всего проводятся с самыми маленькими детьми. Это «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока», различные варианты пряток, когда воспитатель ищет детей, или прячется сам и т.д. Сочетая музыку с игровыми шутливыми действиями, воспитатель создает непринужденную обстановку для детей.

Игры-забавы помогают собрать, переключить внимание детей, внести определенную разрядку, снять утомление и создать приподнятое настроение. С этой целью они проводятся со средними и старшими дошкольниками.

Различные ритмические попевки и приговаривания с одновременным похлопыванием, притопыванием, постукиванием интересны для ребят и могут выполняться вместе с воспитателем или самостоятельно. Например, народная прибаутка «Барашеньки» исполняется на одном звуке. Важно выдержать ритм, который сопровождает действия детей

Музыкальные игры более развернуты по содержанию, чем игры-забавы. В развлечениях они чаще всего театрализованы, дополнены новыми моментами по сравнению с занятиями, где они обычно разучиваются с детьми. Именно элементы новизны повышают интерес к ним у детей, активизируют детское исполнение и создают приподнятое, радостное настроение. Эти развлечения не являются зрелищными, поскольку дети сами участники. Поэтому перед началом воспитатель или музыкальный руководитель должен создать радостную, приподнятую атмосферу, настроить на возможную сюрпризность.

Новая игрушка

Одной из форм развлечений может быть внесение в группу новой игрушки. Новизна, ее внешняя привлекательность радует ребенка. Воспитатель действует с игрушкой, объясняет, как с ней играть, дает характеристику художественному образу. В руках увлеченного взрослого игрушка оживает, становится любимой, желанной для ребенка. Исполненная при этом пляска или песня сближает детей с игрушкой, помогает использовать ее в дальнейших самостоятельных играх.

Например, воспитатель показывает детям игрушечного зайца и читает стихотворение 3.Петровой:

Зайку сделали из плюша,

У него большие уши

И особенный талант

Этот зайка не зазнайка,

Этот зайка -- музыкант!

Одновременно он поглаживает зайца, передвигает по полу (имитируя прыжки), затем сажает игрушку и поет песню «Заяц» С.Рустамова:

Серый заяц, погоди,

От меня не уходи. .

Пение воспитатель сопровождает действиями: гладит зайца, дает морковку. После этого предлагает поиграть с ним и детям. Все встают в круг, кладут морковки перед собой и пляшут под веселую мелодию. Воспитатель с зайцем в кругу наблюдает за пляской, заяц стучит по барабану. С окончанием музыки играющие быстро прячут морковки за спину, чтобы зайчик не успел их взять.

Игра повторяется. В заключение воспитатель предлагает собрать морковки, положить в корзинку, «подарить» зайчику и пригласить его остаться в группе.

Это развлечение для младших групп. Можно обыграть самые разные игрушки (зверюшек, кукол, машины), показывая всевозможные действия с ними. Умело подобранная музыка сделает игрушку более понятной и привлекательной для ребенка.

Инсценировки, игры-драматизации, спектакли кукол

Инсценировки, игры-драматизации, спектакли кукол -- наиболее распространенные формы развлечений в детских садах. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Кукольный театр превращается для них в настоящий праздник. Спектакли кукол чаще всего подготавливаются взрослыми или школьниками. Небольшие сценки с куклами могут показать для малышей ребята подготовительной к школе группы.

Участниками игр-драматизаций могут быть дети младших и старших групп. Возрастной состав исполнителей определяет степень сложности репертуара. Воспитатели, музыкальный руководитель помогают ребятам осваивать ту или иную роль, согласовывать свои действия с действиями других участников. Например, с детьми младшей группы хорошо провести инсценирование песни А.Филиппенко «Цыплята», с детьми средней группы -- инсценировать песню «На лесной поляне» Б.Кравченко. Старшие дети могут разыграть несложную сказку, инсценировать стихотворение.

Музыка в играх-драматизациях, спектаклях звучит по ходу сюжета, когда персонажи поют, танцуют или просто слушают игру на скрипке, гармошке, свирели, фортепиано, арфе и т.д. Музыка вводится с целью создания определенного настроения, в качестве музыкального оформления.

Следует помнить, что музыка в спектаклях не должна звучать постоянно и быть лишь украшательством. Это нарушает восприятие содержания пьесы, отвлекает внимание зрителей от основного действия, лишает музыку ее функциональной значимости.

Для сопровождения можно включить в спектакль произведения в исполнении фортепиано, аккордеона, домры, а также в грамзаписи. Музыка, соответствующая содержанию развлечений, правильно характеризующая персонажей, обогащает представления ребенка, помогает развивать его эстетические чувства.

Танцевальные и оперные миниатюры

Танцевальные и оперные миниатюры могут быть также использованы в качестве развлечений. Это небольшие сольно-хоровые или хореографические театрализованные сценки: танец Волка и Красной Шапочки, Буратино и Мальвины, опера И.Саца «Золотое яичко», игровая сценка «Кто виноват?» Ю.Чичкова и др.

В других развлечениях, таких, как аттракционы, соревнования, музыка носит эпизодический характер.

Глава 2 . Конспект музыкального развлечения в старшей группе «Цветик-семицветик»

Цель : развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры.

Задачи:

Развивать музыкальную память через узнавание мелодий;

Совершенствовать навыки сольного пения;

Развивать чувства ритма, умения передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание;

Развивать музыкальное творчество в совместной деятельности педагогов с детьми;

Развивать умение исполнения на музыкальных инструментах;

Воспитывать доброжелательное отношение между детьми;

Воспитывать понимание красоты музыкальных произведений.

Материал: музыкальные инструменты, атрибуты к танцам: листики, Цветик-семицветик, магнитофон, видеоролик, синтезатор

Ход развлечения : Вход под вступление песни «Волшебный цветок». Музыкальный работник встречает детей.

Здороваемся с гостями. Звучит первый куплет песни «Цветик-семицветик»- свободные ритмические движения под музыку.

Музыкальный рук-ль : Ребята, а что это за песня прозвучала? А что же это за цветок в честь которого даже песню сочинили? А почему, он сказочный? Мы с вами много говорили о Цветике-семицветике, его волшебстве, рисовали свои цветики. Цветок тот сказочный, а мы знаем, что «Сказка ложь да в ней намёк - добрым молодцем урок. А чему вас научила эта сказка? А какие желания вы загадывали своим цветкам? Сколько лепестков девочка потратила зря? Почему?

Правильно, она бездумно тратила волшебные лепестки, желания, которые потом же отменяла другими волшебными лепестками.

Разлетелись лепестки. А давайте соберём наш Цветик-семицветик, который будет исполнять действительно важные и нужные сокровенные желания. Давайте вместе присядем на ковёр.

Воспитатель: Ой, посмотрите, что это на лепестках какие-то значки-рисунки? Наверное подсказки, чтобы собрать наш Цветик-семицветик.

(Первый лепесток изображён ребус-слово: ЗАГАДКИ, на другом музыкальные инструменты)

Воспитатель: Как вы думаете, что же нам предлагают сделать лепестки?

Музыкальный рук-ль: Загадки словесные про музыкальные инструменты, и загадки на звучание инструментов (синтезатор).

Молодцы, лепестки прикрепились на место (двухсторонний скот в серединке) музыкальный игра детский развлечение

Звучит музыка выходит Баба-Яга. Смотрите, кто это спешит на звуки музыкальных инструментов.

Баба Яга: Здравствуйте, здравствуйте! А вы кто? И верно-дети. А почему я слышу издалека какие-то музыкальные звуки? А у меня в лесу тоже столько …. Разных звуков: то ветер - шур, шур, шур, то он - у-у-у, звери, насекомые слухи разносят - з-з-з, то гул пройдёт -гу-гу-гу, то лес вздохнёт фу-фу, а утром роса -ти-ти-та, ти-ти-та… Интересно!...

Музыкальный рук-ль: Подожди Баба Яга. Ребята, а это вам ничего не напоминает? - Да мы можем тебе на музыкальных инструментах исполнить игралочку как раз про твой лес. Бери вместе с нами любой инструмент. Какой тебе нравиться? И вы ребята выбирайте музыкальные инструменты. Игра.

Баба Яга. Ой, как интересно вы мой летний лес изобразили. Все звуки. О, да у вас здесь телевизор. Удачненько я свой любимый ноутбук захватила. А хотите посмотреть, как красив мой осенний лес и как прекрасна его музыка. Видеоролик Чайковского «Осенняя песнь. Октябрь» Понравилось. А может вы знаете, что это за музыка звучала?

Музыкальный рук- ль : А что про неё можно сказать? Опишите её? А какая ещё бывает музыка? Послушайте вот эту. (Игра на синтезаторе, описывают её).

Баба Яга Спасибо вам. Прямо ностальгия по моему лесу вызвали. Пойду я домой, проверю свои владения. У меня там тихо, красиво, листочки разноцветные летят. Будете в моих владениях заходите - мультики посмортим, в игры поиграем …. компьютерные, и по лесу погуляем.

Музыкальный рук-ль. Баба Яга в лес свой пошла на листопад любоваться, а на нашем лепестке …. Посмотрите … тоже листопад. А подумайте мы как можем показать, рассказать о нём, описать его.

(Стихи, песня «Красавица Осень», танец «Листопад»)

Воспитатель: О, ещё два лепестка заняли своё место.(дети на ковре)

Осень золотая в гостях у нас, как же она красива. А по каким приметам мы определяем, что осень наступила? (дети перечисляют…., дождик)

Музыкальный работник : И на лепестке у нас дождик. А каким бывает дождь?

Всегда ли дождик вызывает печальные чувства? Может ли дождик быть весёлым, игривым, шаловливым? А вы знает, что - нибудь про такой дождик? (стихи, игра-дождик)

Воспитатель: Лепесток занял своё место.

Музыкальный рук-ль : Ребята, сегодня мы только и делам, что задаем вопросы и отвечаем на них самыми разными способами. И на листочках у нас вопросы, ….

Как называют детей всей земли, которые так любят задавать вопросы?

Давайте покажем нашим гостям какой у нас сейчас почемучный возраст, какое количество почему у нас возникает. А потом попросим сказать на все ли вопросы они смогли бы ответить. (песня-танец Почемучный возраст)

Музыкальный рук-ль : Вот и собрали мы свой волшебный цветок. Давайте ещё раз скажем ему свои самые добрые заветные желания. Умницы. А что бы мы могли ему подарить. (Танец Цветик-семицветик)

Музыкальный рук-ль: А теперь я предлагаю на нашем весёлом паровозике отвести Цветик-семицветик в группу. И пусть все ваши желания и желания наших гостей, которые они сейчас в душе загадают обязательно сбываются.

(Танец «Поезд»).

Заключение

В детском саду идут ежедневные занятия музыкальной деятельностью. Ведется работа над развитием музыкальных способностей, и формированию эстетического вкуса. Детский сад и семья - два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка. Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании.

Каждому родителю нужно помнить, что детей, невосприимчивых к музыке, нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка. Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу получается петь и танцевать, для этого требуется время.

Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию. Так мы, взрослые, поможем реально воспринимать действительность, не разрушая чудесный мир ребенка.

Список используемой литературы

1. Музыка и развлечения в детском саду. Для детей 5-7 лет / сост. Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская. - М.: Музыка, 1976

2. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада / Под ред. Радыновой О.П. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1994

3. Мы любим музыку. Праздничные развлечения для детей преддошкольного возраста / сост. Т.Бабаджан. Вып. 5. - М.: Музыка, 1989

4. Нам весело: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. - М.: просвещение, 1973

5. Нам весело: Сборник материалов по развлечениям в детских садах / сост. Ф.М.Орлова, Е.Н.Соковнина. - М.: Просвещение, 1965

6. Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. - М.: Айрис Пресс, 2007

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Связь литературы и музыки на уроках в коррекционной школе. Использование литературы на уроках музыки. Музыка и литература на праздниках и развлечениях. Знакомство с музыкальными терминами через литературное слово. Влияние музыки и литературы на человека.

    дипломная работа , добавлен 28.01.2010

    Развлечения как форма организации педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Место музыки в дошкольном воспитании. Основная цель музыкальных развлечений - обогащение ребенка новыми музыкальными впечатлениями и переживаниями.

    курсовая работа , добавлен 17.08.2015

    Роль и место музыки в быту детского сада. Музыкальное сопровождение в течение дня. Музыка и физкультура. Музыкально-театральная деятельность. Вечера развлечений, их виды и формы. Функции музыкального руководителя. Музыкальное воспитание в семье.

    конспект урока , добавлен 05.06.2010

    Музыка в эстетическом, интеллектуальном и нравственном воспитании детей. Значение развлечений в разностороннем развитии личности ребенка, их виды и формы. Требования к организации и проведению вечеров–развлечений с детьми в разных возрастных группах.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2009

    Роль музыки на праздниках в детском саду. Особенности применения музыкального сопровождения для различных праздников. Построение, подготовка и проведение праздничного новогоднего утренника. Разработка и особенности сценария праздника новогодней елки.

    реферат , добавлен 20.02.2011

    Детский праздник как важная часть жизни ребенка. Главные особенности организации детских праздников. Стихотворения детской литературы, которые используются при проведении праздника "День знаний". Примерный сценарий проведения праздника в детском саду.

    контрольная работа , добавлен 24.07.2011

    Инструментальное музицирование - творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Формирование чувства ритма, тембра, динамики. Описание детских музыкальных инструментов и использование их на уроке музыки.

    контрольная работа , добавлен 17.12.2010

    Теоретические основы сюжетно-ролевой игры как средства всестороннего развития ребёнка. Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры, руководство игрой. Особенности и развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного и школьного детства.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2010

    Возрастные особенности музыкального развития детей раннего и дошкольного возраста. Роль слушания музыки во всестороннем развитии детей, анализ репертуара программы раздела слушания музыки по возрастным группам и самостоятельность деятельности ученика.

    реферат , добавлен 27.05.2012

    Понятие игры, как основного вида деятельности в дошкольном возрасте. Роль музыки в развитии ребенка. Определение значимости речевых игр в музыкальном воспитании дошкольников. Методика организации и проведения работы по развитию речевого аппарата детей.

Оформление зала : на центральной стене - портрет С.С. Прокофьева. В зале - стенды на которых размещены иллюстрации.

Ведущая : Дорогие друзья, мы приглашаем вам в удивительное путешествие по музыкальным произведениям Сергея Сергеевича Прокофьева, одного из самых известных композиторов. Он рано начал писать музыку. Когда ему было 6 лет, столько, сколько сейчас вам, он сочинил свою первую пьесу - «Индийский галоп», в 9 лет оперу «Великан». С.С. Прокофьев был дирижером, писателем, композитором. Он написал музыку к операм, балетам, симфонии. Еще он писал музыку для детей. Одно из таких произведений - это альбом «Детская музыка». Откроем этот альбом и познакомимся с доброй, солнечной, музыкой С.С. Прокофьева.

Ребенок:

Нас музыка в чащу лесную зовет!

Минута - и солнце над лесом взойдет.

Согреется солнцем, проснутся зверюшки,

И бабочки будут кружить над опушкой.

(Звучит мелодия «Утро». Дети садятся на ковер и, склонив голову, постепенно поднимают руки, качают ими над головой, затем встают. Появляется Солнце - девочка в костюме. Она идет по кругу, а дети постепенно поворачиваются за ней, покачивают руками над головой.)

Девочка:

Чуть утро загорается, как я уже в саду.

Для всех, кто повстречается, подарочек найду.

Для Аленки - сказка,

Собачонке - ласка,

Шутка - клену и дубку,

Прибаутка - ветерку.

Всем - улыбка и привет.

Ничего дороже нет.

(Звучит пьеса «Прогулка». Дети бегут на полянку гулять: прыгают, играют в мячик. Прилетают бабочки, дети любуются ими.)

Музыкальный руководитель:

Девочки, мальчики, где ваши пальчики?

(Прячут руки за спину.)

Пошли пальчики с утра

(Пошевелить пальцами.)

В гости к тете Разыгра.

(Похлопать в ладоши.)

На скамеечке сидели

(На большом пальце левой руки «посидеть» каждым пальцем правой руки.)

Да в окошечко глядели,

(Сложить «окошечки» перед глазами из пальцев.)

Напились чаю, чаю разыграю,

(Чередовать хлопки и показ больших пальцев.)

Солнышку ладошки погладили немножко,

(Погладить ладошки, слегка массируя их.)

Пальчики подняли - лучиками стали.

(Выпрямить и растопырить пальцы обеих рук.)

Музыкальный руководитель: Размяли свои пальчики? Теперь можно и поиграть на музыкальных инструментах. Скажите, пожалуйста, что такое марш?

Дети : Это музыка, под которую хочется шагать.

Музыкальный руководитель: Верно. В переводе с французского языка «марш» означает движение вперед, шествие. Какой же чаще всего характер у марша?

Дети: Бодрый, четкий.

Музыкальный руководитель : Правильно. Давайте исполним «Марш» из альбома «Детская музыка».

(Дети играют на флейтах, барабанах, треугольниках, бубне.)

В альбоме «Детская музыка» есть пьеса с названием «Тарантелла». Это веселый быстрый, итальянский танец.

Девочка:

Вправо - влево,

Вправо - влево,

Спляшем вместе

Тарантеллу.

С нами в пляс пускайтесь смело,

Все танцуем тарантеллу.

(Девочка исполняет танец-импровизацию. Двое детей подыгрывают ей на бубнах.)

Музыкальный руководитель : В пятнашку, ребята, давайте играть, «Пятнашку» считалкой начинаем выбирать.

(Дети выбирают «пятнашку», говорят считалку. С началом музыки бегут в разных направлениях. «Пятнашка» их ловит.

Звучит пьеса «Пятнашки».)

После веселой игры давайте отдохнем немного, посидим на коврике.

Когда С.С. Прокофьев был маленьким, то он как все дети, очень любил слушать сказки. Эту любовь он пронес через всю свою жизнь.

(Звучит пьеса «Сказка».)

В небе звезд блестящих россыпь,

Мчится сказка к детям в гости.

У нее в руках крученый

Тонкий прутик золоченый.

А над нею - месяц ясный.

Мчится, мчится к детям сказка.

Дети, каким русским сказкам ближе по духу музыка С.С. Прокофьева?

(Дети отвечают, называют знакомые сказки.)

Наряду с небольшими фортепианными пьесами, которые называются миниатюрами, С.С. Прокофьев создавал целые сказочные спектакли, балеты. Их исполняет не один оркестр. Прокофьев написал музыку для балета на сюжет сказки «Золушка» Ш. Перро. Его музыка обогатила сказочные образы, сделала их ярче, выразительнее. Давайте вспомним, какой была Золушка?

Дети: Хорошей, доброй, трудолюбивой.

Музыкальный руководитель : Сейчас мы с вами послушаем «Вальс» из балета С.С. Прокофьева «Золушка» и посмотрим, как исполняет этот танец Золушка и Принц.

(Принц сидит на троне. Золушка подходит к трону, делает поклон. Принц встает. Звучит музыка из 2-го действия «Приезд Золушки на бал».)

Принц:

Как я рад, что вы решили

Бал наш скромный посетить.

Разрешите, незнакомка,

Вас на танец пригласить.

(Звучит «Большой вальс» из 2-го действия. Принц и Золушка танцуют.)

Принц:

Я хочу, чтоб в этом замке

Вы остались навсегда.

Золушка:

Этот бал я не забуду,

Но покинуть вас должна.

(Часы бьют полночь.)

Золушка:

Принц, прощайте! Ах, ужасно!

Торопиться мне пора. (Уходит.)

Музыкальный руководитель : Ребята, а вы знаете, чем закончилась эта сказка. Принц отыскал свою Золушку. Нам пора заканчивать наше путешествие по страницам музыкальных произведений С.С. Прокофьева.

И от грусти, и от скуки

Могут вылечить нас всех

Озорных мелодий звуки,

Песни, пляски, шутки, смех.

Золотой волшебной рыбкой

Может музыка блеснуть

И по-дружески, с улыбкой,

Вдруг в глаза нам заглянуть.

Может песней - полусказкой.

Нас, шутя развеселить,

И рассыпаться вдруг пляской,

В хороводе закружить.

Давайте закончим нашу встречу веселой импровизацией пляски под музыку «Катерина» в обработке С.С. Прокофьева.

Концерт окончен. Музыка вдруг смолкла. Но так ли это? Кажется, сейчас она звучит. И будет долго. Звучать для каждого из нас.

Пусть музыка С.С.Прокофьева живет в вашей памяти, смягчает сердце, будит фантазию.