Хоровод рисунок карандашом. Основные фигуры хороводов

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ

Русский народный танец - национальный танец страны. Он как портрет русского человека - мощный, яркий и «от всей души».

В его основе лежат три направления - хоровод, пляска и кадриль . Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространённый, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода - круг, его круговая композиция - подобие солнца, хождение за солнцем - "посолонь" берут начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца - Яриле.

Хоровод - русский бытовой танец, в нём существуют свои формы и правила исполнения, определённые отношения между участниками, подчинённые известному и выработанному материалу. Он превращается в самостоятельный жанр и становится украшением праздников русского народа. В хороводе всегда проявляется чувство единства, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держаться за руки, иногда за один палец - мизинец, часто за платок, шаль, пояс, венок. Все эти соединения, а, следовательно, построения зависят от того, в какой местности исполняется хоровод, каково его содержание и под какую песню, быструю или медленную он исполняется.



Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит, что - то своё, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Любая фигура хоровода может иметь не одно единственное, определённое и постоянное назначение. Не меняя построения фигуры и рисунка, участники хоровода могли передавать различное содержание, настроение. На пример круг - это образ солнца, поклонение божеству - Яриле, но в круговом построении может разыгрываться и действо с трудовой, любовной и другой тематикой. Действие участников, выражение их характера, настроения, темперамента, отношения к происходящему совершенно различны, а круг как фигура остаётся неизменным. Существуют два вида хоровода - орнаментальные и игровые.

Орнаментальные хороводы.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры - орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.

Неразрывная связь народного художественного творчества с жизнью народа, с его песнями, играми, танцами помогла созданию множества рисунков - фигур орнаментальных хороводов. Их замысловатые переплетения навеяны узорами русских кружевниц, резчиков по дереву, живописцев, и наоборот - тонкие узоры кружев, ажурная резьба по дереву и т. д. Иной раз как бы повторяют фигуры хоровода. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связаны с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом.

Исполнение каждого орнаментального хоровода в народе, в быту отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего состоит из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую. Пример орнаментального хоровода указан в приложении ("Северный хоровод с шалями").

Игровые хороводы.

Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы, характеры героев. Перед зрителем игровой хоровод. В таких хороводах, которые иногда называют сюжетными, главным является разыгрывание содержания песни - раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц.

Песни, под которые исполняются игровые хороводы, называются игровыми или хороводными - игровыми. Больше всего тем для игровых хороводов содержится именно в них, отражающих жизнь и быт народа: трудовые процессы, любовная и сказочная темы и т. д. В отличие от орнаментальных хороводов в них рисунок проще, в нём нет такого разнообразия танцевальных фигур. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами.

Мы разобрали основные, общие черты орнаментальных и игровых хороводов, которые характерны для этого наиболее древнего и популярного танца России. Но в различных районах существуют свои местные особенности исполнения хороводов, связанные с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, с характером человека. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей (женские и смешанные хороводы), и в ритме, и в содержание песен, и, главное, в особой, присущей только данной местности манере исполнения.

Основные фигуры хороводов.

Фигура может начинаться из линии, но чаще является развитием круга. Ведущий разрывает круг и, продолжая двигаться внутри него, начинает делать повороты направо и налево, подражая изгибам змеи. Другие исполнители, не разрывая рук, следуют за ведущим.

Число участвующих в круге не ограничено, но их должно быть не менее трёх человек. Парни и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят от корпуса под небольшим углом вниз или вверх. Движение по кругу в хороводе идёт "посолонь" - по солнцу, или по часовой стрелке, но может идти и против.

"Два круга рядом"

Круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга или совсем рядом. Каждый круг может двигаться как по часовой стрелке, так и против неё. Повороты обоих кругов происходят одновременно или в одну, или в разные стороны.

"Круг в круге"

Один круг большой, а внутри него круг поменьше. Внешний круг движется по солнцу, а внутренний как по солнцу, так и в противоположном направлении.

"Корзиночка"

Фигура образуется из двух кругов (круг в круге). Внешний состоит из парней, внутренний из девушек. В кругах должно быть равное количество участников. Стоя лицом к центу, парни и девушки берутся за руки, образуя каждый свой круг. Сделав шаг к кругу девушек, парни поднимают руки, и через головы партнёрш отпускают их на руки девушек. Число пар - не менее четырёх. Руки могут находиться, как внутри круга, так и снаружи. Для этого парни, а потом девушки поднимают руки и через головы партнёров опускают их за спины.

"Восьмёрка"

Эта фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом. Круги движутся в разные стороны и в определённый момент ведущие одновременно разрывают их, и участники через одного переходят из одного круга в другой. Образуется рисунок похожий на цифру "восемь". "Восьмёрку исполняют, как по одному, так и парами. Количество участников или пар в каждом круге должно быть одинаковым.

Эта фигура образуется из круга. Ведущий разрывает общий круг и, продолжая движение в том же направлении, заводит новый круг внутри большого, затем заводит второй, третий и т. д. "Развивание" фигуры может быть разным.

1 - вый вариант. Продолжая движение, ведущий делает разворот влево на 180 градусов и начинает выводить хороводную цепь по образовавшемуся между кругами коридору. Движение идёт постепенно увеличивающимися кругами до образования первоначального круга.

2 - ой вариант. Хоровод останавливается, участники стоят лицом к центру круга. Ведущий, пригнувшись, проходит под руками одной пары первого внутреннего круга, затем второго и т. д., пока не выйдет из последнего внешнего круга, ведя за собой хороводную цепь.

3 - ий вариант. "Развивает" "улитку" второй ведущий, находящийся на другом конце хороводной цепи. Все участники начинают движение в обратном направлении, повторяя тот же рисунок, что и при "завивании". Круги идут по концентрической окружности, но постепенно увеличиваясь.

"Колонна"

Это построение рядами. Каждый ряд состоит из нескольких человек (не менее двух). В каждом ряду должно быть одинаковое количество участников, стоящих на небольшом расстоянии друг от друга. Несколько таких рядов образуют "колонну". Ряды стоят в затылок один другому. "Колонна" - представляет собой вытянутый прямоугольник, у которого длина больше ширины.

Два ряда, стоящие параллельно на небольшом расстоянии, лицом друг к другу, образуют фигуры, описанные ниже, могут состоять из одних девушек, или одних парней, или парнями и девушками вместе. Исполнители могут быть выстроены в одну линию или соединены парами. Положение рук определяется постановщиком, фигуры исполняются в движении.

"Змейка" вырастает из фигуры «улица». Эти линии могут сходиться одновременно или одна линия стоит на месте, а другая идёт на неё, или одна линия отступает, а другая идёт на неё. Линии могут состоять из девушек и парней, а могут быть смешанными.

1 - вый вариант. Исполнители стоят двумя линиями ("улица") парами одна против другой. Пары одной линии берутся за руки и поднимают их, образуя "ворота", другие руки могут быть опущены или соединены с руками других пар. Другие участники (стоящие напротив) парами проходят через противоположные воротца.

2 - ой вариант. Все пары одной линии, соединив и подняв руки, образуют непрерывные "воротца". Другая линия с разъединёнными руками проходит по одному в каждые "ворота".

3 - ий вариант. Исполнители стоят в кругу. Ведущий разрывает его и через центр ведёт остальную цепь за собой. Подойдя к любой паре, все проходят через воротца, которые она образует.

4 - ый вариант. Пары, взявшись за руки, стоят по кругу. Одна половина пар стоит по часовой стрелке, а другая против неё. Одновременно пары начинают движение. Одна половина пар поднимает "ворота", а другие пары проходят под ними и наоборот.

5 - ый вариант. Чётное число пар стоит по кругу, каждые две пары расположены лицом по кругу. Одновременно все начинают двигаться по кругу, пары, идущие по часовой стрелке, образуют "ворота", другие пары проходят под ними и наоборот.

"Гребень"

Две линии, выстроившись, друг против друга, движутся навстречу. Руки исполнителей свободно опущены вниз. Обе линии встречаются друг с другом, и исполнители, продолжая двигаться, проходят сквозь линии правым или левым плечом.


В этой статье мы попытаемся сломать сложившиеся у многих стереотипы о хороводе, как о простеньком танце с постоянным вхождением по кругу. Хоровод – неотъемлемый элемент русского народного фольклора, и в этом танце собрано много интересных и разнообразных движений.


«Змейка»

Эта фигура хоровода может начинаться из линии, но чаще всего «змейка» является развитием круга. Ведущий хоровода, разорвав круг и продолжая двигаться внутри него, начинает делать повороты вправо и влево, подражая изгибам змеи. Все танцующие, не разрывая рук, следуют за ведущим. Двигаться «змейка» может и медленно, и довольно быстро, простым, переменным шагом и шагом с притопом.


«Восьмерка»

Эта фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом. Круги движутся в различные стороны. В определенный момент ведущие одновременно разрывают круги, и участники через одного переходят из одного круга в другой, их общее движение образует рисунок, похожий на цифру «8». Круги как бы переливаются один в другой. Руки разрываются только в момент перехода из одного круга в другой. Количество участников или пар в каждом круге должно быть одинаковым. «Восьмерку» лучше всего исполнять простым или переменным шагом.

«Цепочка»

Танцующие стоят в одну линию парами, плечом к плечу. Партнерша, стоящая в начале линии, соединяет руки перед корпусом «замком», а партнер, стоящий рядом, опуская правую руку через ее соединенные кисти, также соединяет свои руки «замком». Стоящая рядом другая партнерша правой рукой повторяет движение парня. Таким образом и получается «цепочка», которую еще часто называют «в замок».

Надеемся, ваши представления о хороводе расширились после знакомства с его фигурами. В следующих статьях мы опишем и другие движения, в частности, такой сложный элемент русского народного танца, как присядки.

    Хороводы крутят возле елки детки маленькие и взрослые.

    Нарисовать его не так и просто.

    Я предлагаю взять такую картинку и просто срисовать е. Вот например.

    А внутри можно нарисовать елочку.

    Или вот еще картинка.

    Тут все в порядке. И новогодний хоровод на лицо.

    Новогодний хоровод обычно водят дети вокруг елочки. Если это сказочный вариант, то в лесу, если настоящий Мир, то в большом зале при огромном скоплении народа. В хороводе вместе с детьми могут быть ряженые актеры (зайки, мишки, Дед Мороз со Снегурочкой, кощей и баба яга)

    В центре хоровода большая, пышная, наряженая игрушками ель.

    Также хоровод вокруг елочки могут водить животные из сказки.

    Как рисовать новогоднюю лку с ребнком, смотрим тут Как рисовать ребнка в новогоднем костюме смотрим здесь.

    Также можно пересмотреть старые советские новогодние мультики. Заскринить экран и перевески понравившийся хоровод с помощью карандаша на бумажный листок.

    Для того чтобы нарисовать хоровод вокруг елки, ведь речь о новогоднем хороводе, значит елка должна быть обязательно, сначала нарисуем новогоднюю елочку, вокруг которой потом будут ребятишки.

    Поэтапный рисунок елки, например, такой (его можно взять за основу новогодней елки):

    Вам останется украсить елку гирляндами и игрушками, например, нарисовать разноцветные шары и сверху украсить елку звездой, это совсем просто. Сложно будет рисовать непосредственно детей, которые будут в хороводе.

К то и когда первым на Руси завел хоровод - за давностью лет доподлинно неизвестно. Самый древний танец изначально был частью языческого обряда - поклонения Яриле, могущественному богу солнца. И «хождение за солнцем» прочно утвердилось в славянской культуре на многие века. В хороводные традиции на Руси углубилась Наталья Летникова.

Посолонь

Алексей Саврасов. Хоровод в селе. 1874. ГТГ

А также карагод, танок, круг, улица. Множество названий любимого народом танца. По Далю - собрания сельской молодежи на вольном воздухе для пляски с песнями. По сложившейся традиции молодые девушки, выйдя на улицу, начинали «играть песни» или заводили «прибаутки», встретившись на ярмарочной площади. В центре событий, как правило, оказывалась хороводница. Женщина, самая заводная в округе. Балетмейстер и хоровик по призванию - песни заводила и придумывала новые танцевальные картины.

Хоровод для крестьянской девушки, что для барышни из высшего света - один из способов приглядеть мужа. Где-то хороводный возраст - с 12 лет, а где-то и позже. Главное - количество дочек в хозяйстве. Так что семья отправляла, как на бал, сначала девиц постарше. Младших до поры держали в тени. В хороводе парни приглядывали себе невест: хороша ли, плывет ли павой, поет ли голосисто.

Хоровод с юга на север

За руку, за мизинец или платок, пояс, венок. Связующее звено в хороводе может быть разным. А традиции в каждом крае - свои. На Севере в чести сдержанность. Плывут по кругу девушки чинно и спокойно. И песни заводят все больше протяжные и напевные.

К примеру, в Коми на Красную горку использовалось семнадцать фольклорных песенных сюжетов, сложившихся за столетия. Каждая из фигур должна исполняться под определенную песню и в своем ритме: от неспешного поначалу до стремительного. Действо наполнено образами: мужчины и женщины разделяются сторона на сторону, девушки роняют платки, которые поднимают парни. Хороводная игра - символ сватовства.

В центральных губерниях народ был побойчее. Хороводы заводили весело и беззаботно, с притопами, да прихлопами, с задорными песнями. Чем южнее, тем горячее. И на гуляньях, и в хороводе, который вот-вот грозил обернуться плясовой. Теплыми вечерами и на улицах многолюднее, и в хоровод участников больше собиралось.

Хоровод круглый год

Алексей Степанов. Хоровод

Танцы - занятие праздное. А посему и хороводы водили в установленные сроки - и по поводу.

Весной заводили игру «Ручеек» - символ таяния снега. В язычестве первыми весенними хороводами задабривали богов плодородия. В день Лады цепочкой, взявшись за руки, поднимались на холмы, посвящая хоровод Матушке-земле, закликая весну. В июле славили Купалу и просили созревания плодов - вокруг огня да с венками. В честь Берегини хоровод водили вокруг березки - символа чистоты и покровительницы семьи и домашнего очага.

С принятием христианства хороводы заводили вне поста и полевых работ. Начинали со Святой недели сразу за Пасхой и до Красной горки , посевной - с перерывом на страду. Летом - по праздникам, как на Троицу . Вновь о танцах можно было подумать и во второй половине августа - осенние от Успения до Покрова, где уже начинаются заседки, работа при огне и посиделки.

Хороводная наука

Игровые и орнаментальные. На Руси водили два вида хоровода. Орнаменты - ни сюжета, ни ролей. Знай ходи кругом, заплетай рядами из хороводной цепи фигуры. Хореографические хитросплетения связывали с образами русской природы. «Во поле березка стояла» с веточками едва распустившегося весной белоствольного дерева.

Виделись в хороводах узоры кружевниц и резчиков по дереву. Народное творчество, в свою очередь, напоминало змейку хоровода на кружевах или резной доске. Увлечь новыми фигурами, сложными и витиеватыми, - целое искусство и задача хитроумной хороводницы.

Театрализованное действо с главными героями и сюжетом вкупе с хождением кругом. Особенность хороводов игровых. Сюжетная песня, действующие лица, что выражают свой характер мимикой и танцевальными фигурами. Изображали не только людей, но и зверей и птиц. Водили хороводы и на актуальные темы: выбор жениха или невесты, дела семейные и даже с социальным подтекстом - высмеивая помещиков.

Что рисует хоровод

Борис Кустодиев. Хоровод

Хоровод водили сомкнутый, двигаясь по кругу, и линия на линию или змейкой. На основе традиционного танца каждая губерния и даже село создавали свои танцевальные картины. Круг в круге, два круга рядом или переливаясь друг в друга «восьмеркой».

Каждый рисунок хоровода получал свое название: «воротца», «восьмерка», «колонка», «корзиночка», «карусель», столбы», «вожжа», «плетень», «сторона на сторону», «плясовая» и непосредственно «круг». Главное - не забывать, что хоровод - творчество в чистом виде со своими знаками и символами: венок - брак, платок - подушка, шелковая плеть - символ покорности и силы. Движутся танцующие в хороводе «по солнцу» или «против солнца» - по старой памяти.

Хоровод – это круг, это массовый танец исполнения, которого сопровождалось песней. По содержанию, характеру, форме, времени русские хороводы делились на четыре группы: весенние, летние, осенние, зимние. Хороводы бывают сомкнутые (круг) и разомкнутые (линия на линию, змейка и т.д.).

Часто можно встретить двойной круг-круг в круге. Иногда танцующие образуют два круга рядом, а иногда эти круги как бы переливаются один в другой и движение их образует рисунок «восьмерка». Большие круги и маленькие кружочки – очень распространённая форма построения русского хоровода. Но движение хоровода не ограничивается круговым рисунком. Круг разрывается, образуются новые построения, новые рисунки – зигзаги, линии и т.д.

Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название например: «круг», «воротца», «восьмерка», «колонка», «корзиночка», «карусель» и т.д.

Эти определенные построения называются фигурами хоровода и являются составной частью.

Рисунок танца – это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке. Рисунок танца, как и вся композиция, должен быть подчинен основной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и поступках. Рисунок танца тесно связан с хореографическим текстом.

Виды рисунков:

Основные фигуры хороводов:


ЗВЕЗДОЧКА


ЗВЕЗДОЧКИ

ПОЛУ - КРУГ


КОЛОНА

УЛИЦА

КЛИН

КОЛО

ДВОЙНОЙ КРУГ

Рисунок танца состоит из композиционного рисунка и композиционного перехода.

Композиционный переход – это логическое продвижение исполнителей, в результате которого возникает новый композиционный рисунок.

Композиционный рисунок
– это устойчивое, стабильное положение исполнителей на сцене. Композиционный переход не имеет ярко выраженной композиции. Сочетание композиционного рисунка и перехода должно быть логическим, рисунок должен выливаться органически из перехода.

Рисунок может быть простой одно-плановый, двух плановый или многоплановый. Рисунок танца должен развиваться от простого к сложному, чтобы кульминационному моменту развития действия соответствовал наиболее насыщенный рисунок танца. Там же, где танец насыщен танцевальной лексикой, кульминация номера может быть решена через интересный танцевальный текст (рисунок здесь может быть не столь сложен).


Рисунок танца зависит прежде всего от замысла номера, его идеи, музыкального материала, музыкальной формы всего произведения (его внутреннего характера и образа, ритмической стороны, темпа, строения музыкальных фраз), национальной принадлежности танца (характерные черты рисунка, присущие танцам, данного народа, его характеру).

Рисунок танца организует движение танцующих, систематизирует их. Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определённое психологическое воздействие, и задача балетмейстера – добиваться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в номере. Например, плавное развитие рисунка, неторопливое движение соответствующее музыке, невидимые движения ног танцующих, как бы плывущих по сцене, рождают перед зрителем образ лебедушки. Рисунок танца в данном случае играет ведущую роль, но для создания образа имеют значение и танцевальный текст, и костюм – словом, все выразительные средства.