Характеристика базарова по плану внешность происхождение воспитание. Портрет в литературе. Характеристика образа Евгения Базарова

    Евгений Базаров … Википедия

    Персонаж романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Является приверженцем течения нигилизма, то есть отрицает практически все принятые в обществе ценности. Содержание 1 История жизни 2 Период в истории России 3 См. также … Википедия

    Герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862). Евгений Базаров во многом программный образ Тургенева. Это представитель новой, разночинно демокра тической интеллигенции. Б. называет себя нигилистом: он отрицает основы современного ему… … Литературные герои

    Евгений мужское имя. Носители, известные по имени Папы римские Евгений I папа римский в 654 657. Евгений II папа римский в 824 827. Евгений III папа римский в 1145 1153. Евгений IV папа римский в 1431 1447 … Википедия

    Русская (от слова «базар») и бурятская (от бур. базар ваджра) фамилия. Известные носители Мужчины Базаров, Александр Иванович (1845 1907) российский химик. Базаров, Борис Ванданович член корреспондент РАН. Базаров, Борис Яковлевич (1893 1939)… … Википедия

    1782 – 27 июня 1858 Портрет Е.А.Головина мастерской Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт Петербург) Принадлежность … Википедия

    Смотри также Сын отставного штаб лекаря, студент медик, готовящийся к экзамену на доктора. Б. был высок ростом, с мужественным голосом, с твердой и стремительной походкой. Длинное и худое лицо его, с широким лбом, кверху плоским, книзу… … Словарь литературных типов

    Базаров, Евгений Васильевич ("Отцы и дети") - Смотри также, Евгений Васильевич (Словарь литературных типов). Сам Т. в письме к Случевскому считал, что Б. все таки подавляет все остальные лица романа (Катков находил, что я в нем представил апофеозу Современника). Приданные ему качества не… … Словарь литературных типов

    Базаров, Василий Иванович "Отцы и дети") - Смотри также Отставной штаб лекарь, 62 лет. Высокий, худощавый человек, со взъерошенными волосами и тонким орлиным носом. Он очень походил лицом на своего сына, только лоб у него был ниже и уже и рот немного шире, и он беспрестанно двигался,… … Словарь литературных типов

    - … Википедия

Книги

  • О t цы и де t и , Андреева Н.. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов окончили медицинский институт. Впереди блестящие перспективы, надежды, планы. И надо бы отметить это знаменательное событие громкой пирушкой в ночном клубе!…
  • О t цы и де t и , Наталья Андреева. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов окончили медицинский институт. Впереди блестящие перспективы, надежды, планы. И надо бы отметить это знаменательное событие громкой пирушкой в ночном клубе!…

Величайшее творение мастера психологии И.С. Тургенева. Он создал свой роман в переломную эпоху, когда передовые люди общества интересовались будущим России, а литераторы - поисками героя времени. Базаров (характеристика этого персонажа наглядно демонстрирует то, какой была самая развитая молодежь того времени) является центральным персонажем романа, к нему сводятся все нити повествования. Именно он самый яркий представитель нового поколения. Кто же он?

Общая характеристика (внешность, род занятий)

Как писатель-психолог, Тургенев продумал все до мелочей. Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя. У Базарова высокий лоб, что является признаком ума, узкие губы, говорящие о высокомерии и надменности. Однако большую роль играет одежда героя. Во-первых, она показывает, что Базаров является представителем демократов-разночинцев (молодое поколение, противопоставленное старшему поколению 40-х годов либералов-аристократов). Он одет в длинный черный балахон с кистями. На нем свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха - вот как одет Базаров. Образ получился более чем говорящий. Он не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Павла Петровича Кирсанова, внешний вид которого полностью противоположен. Простота в одежде - один из принципов нигилистов, чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к простому народу. Как показывает роман, герою и вправду удается сблизиться с простыми русскими людьми. Базарова любят крестьяне, за ним по пятам следуют дворовые ребятишки. По роду деятельности Базаров (характеристика героя в плане профессии) - врач. И кем бы еще он мог быть? Ведь все его суждения основываются на немецком материализме, где человек рассматривается лишь как система, в которой действуют свои физические и физиологические законы.

Нигилизм Базарова

Базаров, характер которого, безусловно, является одним из самых ярких в литературе 19 века, придерживался одного из наиболее популярных учений того времени - нигилизма, что в переводе с латыни означает "ничего". Герой не признает никаких авторитетов, не склоняется ни перед какими жизненными принципами. Главное для него - это наука и познание мира опытным путем.

Внешний конфликт в романе

Как отмечалось выше, роман Тургенева многоплановый, в нем можно выделить два уровня конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым.

Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров является по отношению к искусству, в первую очередь поэзии. Он видит в ней лишь пустой и никому не нужный романтизм. Второе, о чем ведут диалог герои - это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа - это божий храм, в котором человек отдыхает, они восхищаются ее красотой. Базаров (цитаты персонажа это подтверждают) категорически против такого воспевания, он считает, что природа - "это мастерская, и человек в ней работник". В конфликте с Павлом Петровичем герой часто проявляет себя довольно грубо. Нелестно он отзывается о нем в присутствии племянника - Аркадия Кирсанова. Все это показывает Базарова не с самой лучшей стороны. Именно за такое изображение героя впоследствии пострадает Тургенев. Базаров, характеристика которого во многих критических статьях сказывается не в пользу Тургенева, оказался незаслуженно поруган автором, некоторые считают даже, что Тургенев клевещет на все молодое поколение, незаслуженно обвиняя его во всех грехах. Однако не стоит забывать о том, что старшее поколение также отнюдь не восхваляется в тексте.

Отношения с родителями

Нигилизм Базарова ярко проявляет себя во все моменты его жизни. Родители, которые долго не видели сына, с упоением ждут его. Но они слегка стесняются своего серьезного и образованного ребенка. Мать изливает свои чувства, а отец смущенно извиняется за такую несдержанность. Сам Базаров стремится поскорее покинуть родительский дом, видимо, потому что боится сам вдруг проявить теплые чувства. Согласно немецкому материализму, никаких душевных привязанностей у человека быть не может. В свой второй приезд Евгений также просит родителей не мешать ему, не докучать своей заботой.

Внутренний конфликт

Внутренний конфликт в романе очевиден. Он заключается в том, что герой начинает сомневаться в своей теории, он разубеждается в ней, но не может с этим смириться. Первые сомнения по поводу нигилизма возникают у Базарова, когда он встречает Ситникова и Кукшину. Эти люди называют себя нигилистами, но слишком мелки и ничтожны.

Любовная линия в романе

Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман "Отцы и дети". Базаров, закоренелый нигилист, отрицающий любые романтические чувства, влюбляется в молодую вдову Одинцову. Она покоряет его с первого же взгляда, когда он видит ее на балу. Она отличается от остальных женщин красотою, величавостью, ее походка грациозна, каждое движение по-королевски изящно. Но самая главная ее черта - ум и рассудительность. Как раз рассудительность помешает ей остаться с Базаровым. Поначалу их отношения кажутся дружескими, но читатель сразу же понимает, что между ними промелькнула искра любви. Однако ни один из них не в состоянии перешагнуть через свои принципы. Признание Евгения Базарова выглядит нелепо, ведь в момент откровения его глаза больше полны злости, чем любви. Базаров - образ сложный и противоречивый. Что заставляет его злиться? Конечно же, то, что его теория рухнула. Человек есть и всегда был существом с живым сердцем, в котором теплятся самые сильные чувства. Он, отрицающий любовь и романтику, покоряется женщиной. Идеи Базарова рухнули, они опровержены самой жизнью.

Дружба

Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны. В Аркадии, как и в его родне, слишком много романтизма. Он хочет наслаждаться природой, он хочет обзавестись семьей. Удивительно, но Базаров, цитаты которого в адрес Павла Петровича резки и недружелюбны, не презирает его за это. Он наставляет его на свой путь, понимая при этом, что истинным нигилистом Аркадий никогда не будет. В момент ссоры он оскорбляет Кирсанова, но его слова, скорее, необдуманны, чем злы. Недюжинный ум, сила характера, воля, спокойствие и самообладание - вот качества, которыми обладает Базаров. Характеристика Аркадия на его фоне выглядит слабее, ведь он не такая выдающаяся личность. Но Аркадий в финале романа остается счастливым семьянином, а Евгений умирает. Почему же?

Смысл финала романа

Многие критики упрекали Тургенева в том, что он "убивает" своего героя. Финал романа очень символичен. Для таких героев, как Базаров, время не пришло, а автор считает, что и вовсе никогда не придет. Ведь человечество и держится только из-за того, что в нем есть любовь, доброта, уважение к традициям предков, культуре. Базаров слишком категоричен в оценках, он не принимает полумер, а его изречения звучат кощунственно. Он покушается на самое ценное - природу, веру и чувства. В итоге его теория разбивается о скалы естественного порядка жизни. Он влюбляется, не может быть счастлив только из-за своих убеждений, а в конце концов и вовсе погибает.

Эпилог романа подчеркивает то, что идеи Базарова были противоестественными. Родители приходят на могилу к сыну. Он нашел покой посреди красивой и вечной природы. В подчеркнуто романтическом ключе изображает Тургенев кладбищенский пейзаж, еще раз проводя мысль о том, что Базаров был не прав. "Мастерская" (как назвал ее Базаров) продолжает цвести, жить и радовать всех своей красотой, а героя больше нет.

ОТЦЫ И ДЕТИ

(Роман, 1862)

Базаров Евгений Васильевич главный герой. Первоначально читатель знает о нем только то, что это студент-медик, приехавший в деревню на каникулы. Рассказ об этом эпизоде его жизни, собственно, и составляет сюжет «Отцов и детей». Сначала Б. гостит в семье своего друга Аркадия Кирсанова, затем вместе с ним едет в губернский город, где знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, живет некоторое время в ее усадьбе, но после неудачного объяснения в любви вынужден уехать и, наконец, попадает в родительский дом, куда направлялся с самого начала. В усадьбе родителей живет недолго, тоска гонит его прочь и заставляет еще раз повторить тот же самый маршрут. В конце концов выясняется, что места ему нет нигде. Б. опять возвращается домой и вскоре погибает.

Б. называет себя «нигилистом», определение это поначалу звучит несколько загадочно, но вскоре значение его выясняется вполне: читатель-современник без труда узнавал в герое выразителя в самой крайней форме идей и настроений революционной молодежи. Б. провозглашает идею «полного и беспощадного отрицания», не признавая никаких пределов, способных ограничить ее осуществление. Вместе с «постановлениями» отжившего крепостнического строя и либеральным реформаторством он так же категорично отрицает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философское мышление, семейные связи, альтруистические чувства, такие нравственные категории, как долг, право, обязанность. Б. выступает беспощадным противником традиционного гуманизма: в глазах «нигилиста» гуманистическая культура оказывается прибежищем для слабых и робких, создавая красивые иллюзии, способные служить их оправданием. Гуманистическим идеалам просвещенной элиты и верованиям или предрассудкам невежественных масс «нигилист» одинаково противопоставляет истины естествознания, утверждающие жестокую логику жизни-борьбы. Б. считает необходимым начать историю заново, на голом месте, не считаясь ни с объективной ее логикой, ни с «мнением народным». И все это не только идеи, перед читателем человек действительно новой формации, дерзкий, сильный, неспособный к иллюзиям и компромиссам, достигший полной внутренней свободы, готовый идти к своей цели, сокрушая или ненавидя все, что ему противостоит.

В спорах с умеренным либералом Павлом Петровичем Кирсановым Б. легко побеждает. На его стороне не только преимущества молодости и новизны его позиции. Тургенев видит, что «нигилизм» глубоко связан с общественным неустройством и народным недовольством, что это естественное выражение духа времени, когда в России все переоценивается и переворачивается. Тургенев признает, что роль «передового класса» переходит от дворянской интеллигенции к разночинцам. Но это лишь часть истины, открываемой читателю в «Отцах и детях». Тургенев проводит Б. по кругам жизненных испытаний. Герой переживает трагическую любовь, тоску одиночества и даже своеобразную «мировую скорбь». Обнаруживается его зависимость от обычных законов человеческой жизни, его причастность к обычным человеческим интересам, заботам и страданиям. Первоначальная самоуверенность Б. исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой. Постепенно выясняется мера объективной правоты и неправоты героя. «Полное и беспощадное отрицание» оказывается отчасти оправданным как единственная, по мысли Тургенева, серьезная попытка действительно изменить мир, покончив с противоречиями, которые не могут разрешить ни усилия общественных партий, ни влияние вековых идеалов гуманизма. Однако для Тургенева бесспорно и то, что логика «нигилизма» неизбежно ведет к свободе без обязательств, к действию без любви, к поискам без веры. Тургенев не находит в «нигилизме» созидающей творческой силы: те изменения, которые «нигилист» предусматривает для реально существующих людей, по сути дела, равносильны их уничтожению. «Нигилизм», по мысли Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным основам жизни. В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели.

В романе показан только один «отрицатель» - Евгений Базаров. Но его именем можно было бы озаглавить все произведение. Он является именно тем новым героем, русским Инсаровым, изображению которого посвящен весь роман. Как выразитель интересов народа, разночинец Базаров противопоставлен в романе дворянам Кирсановым. Он с гордостью подчеркивает в разговоре с Павлом Петровичем свою кровную связь с народом: «Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас - в вас или во мне - он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете». Аркадия Базаров также, не считает своим действительным союзником. «Ты славный малый; по ты все-таки мякенький либеральный барич…» - говори! он на прощанье Аркадию.

Работая над образом Базарова, выясняя для себя черты революционера-разночинца, Тургенев почувствовал к нему, как он сам выразился, «влеченье, род недуга». Он полюбил Базарова как человека, как героя, но он не разделял полностью его взглядов и потому не мог их правильно передать. Базаров для него тот же Дон-Кихот, которому писатель сочувствует, но чью борьбу считает безнадежной.

В то время, когда Тургенев работал над романом «Отцы и дети», скончался Добролюбов, и Тургенев писал о его смерти: «Жаль погибшей, напрасно потраченной силы!» Тургенев не мог понять, что жизнь Добролюбова, как коротка она ни была, не потрачена понапрасну. Деятельность Добролюбова сыграла огромную роль в историческом развитии России. Именно непониманием подлинной роли людей, подобных Базарову, можно объяснить то, что Тургенев показывает своего героя вне настоящей деятельности оторванным от друзей и единомышленников, одиноким, обреченным на гибель. Смерть Базарова не случайность; писатель с самого начала предрешил его судьбу. Недаром он заставляет Базарова произнести такие чуждые ему как революционеру слова: «Я нужен России… Нет, видно, не- нужен».

Тургенев назвал Базарова «нигилистом». Кто такие нигилисты, объясняет Аркадий: «Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Но это объяснение не раскрывает общественно-политического значения людей, подобных Базарову. Сам Тургенев писал позднее о Базарове: «Если он называется нигилистом, то надо читать революционером». Итак, Тургенев стремился изобразить в Базарове революционера и сделал это с наибольшей доброжелательностью, на какую был способен. Он не сумел показать Базарова как революционного деятеля, но в идейной борьбе с Кирсановым Базаров одерживает полную победу.

Каковы же идейные позиции Базарова? Он отрицает существующий строй, все его порядки и учреждения. Наиболее полно эти взгляды Базарова высказаны в споре с Павлом Петровичем в X главе.

* «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем.
* - Всё?
* - Всё.
* - Как? не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…
* - Всё, - с невыразимым спокойствием повторил База-заров». По цензурным условиям писатель не мог раскрыть то, что было «страшно вымолвить» аристократу Кирсанову. Нетрудно догадаться, что здесь подразумевалось самое святое для охранителей существующего строя, т. е. царь и бог.

Отрицание Базарова - не бесцельное; он отрицает потому, что это полезно. Какую же пользу может принести отрицание? На робкое замечание Николая Петровича, что надобно же и строить, Базаров отвечает «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить». Следовательно, базаровское отрицание служит будущему строительству.

Базаров отрицает вместе с существующим строем и искусство. Это единственный вопрос, в котором автор, как он сам заявил, не согласен со своим героем. Но и тут он не погрешил против жизненной правды: в период острых классовых столкновений (как и позднее, после Октябрьской революции) находились горячие головы, готовые «сжечь Рафаэля», считавшие искусство праздным занятием богатых бездельников. Но вожди революционных демократов - Чернышевский и Добролюбов - придавали искусству большое значение, и распространять эти взгляды Базарова на всю современную писателю молодежь было бы неверно.Революционные демократы были просветителями. Они считали, что просвещение поможет народу избавиться от темноты и суеверий и подняться на борьбу за свои права. Большое значение придавали они естественным наукам и материалистической философии. Материалистом и естествоиспытателем представлен в романе и Базаров. Правда, Тургенев заставляет Базарова иногда высказывать и примитивные, вульгарно-материалистические взгляды, но это соответствовало исторической правде. В то время в России не были известны философские труды Маркса и Энгельса и под материализмом обычно понимались взгляды вульгарных материалистов. Поэтому нас не должны удивлять такие высказывания Базарова, как: «Мы с тобой те же лягушки»; «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой… Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой». Вульгарный материализм Базарова проявился и в отношении к природе. Его не интересует красота природы, он рассматривает ее только с точки зрения полезности: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

В Евгении Базарове отражены типичные черты разночинца-демократа. В его уста вложены многие мысли, высказанные Чернышевским и Добролюбовым. Сам Тургенев в качестве прототипа Базарова называл некоего «доктора Д.». Исследователи считают, что под этим именем скрывается врач В. И. Якушкин, близкий к партии «Земля и воля». Называть его прямо Тургенев не мог, так как в то время Якушкин был жив. Но от каких бы живых лиц ни отталкивался писатель в своей работе, ясно, что в лице Базарова дан собирательный образ разночинца-демократа, героя своего времени.

Тургенев был писателем-реалистом, и потребность «воспроизвести истину» была в нем сильнее политических симпатий и антипатий. «Тургенев не любит беспощадного отрицания, - говорит Писарев в статье «Базаров», и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение».

    В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» поставлены политические, философские и нравственные проблемы. Произведение затрагивает так называемые «вечные вопросы»: взаимоотношения старшего и младшего поколения («отцов и детей»), любовь и дружба, выбор жизненного...

    Философские взгляды Базарова и их испытания жизнью В романе И.С. Тургенева « Отцы и дети» изображена Россия конца пятидесятых годов девятнадцатого века, время, когда демократическое движение только-только набирает силу. И в результате этого возникает...

    Цели урока: Образовательная - углубление знаний учащихся о характере главного героя на основе сопоставления его с другими персонажами романа через раскрытие их сложных взаимоотношений; Воспитательная - воспитание культуры чувств, серьезного отношения...

    Павел Петрович Кирсанов, человек с «щегольски-сухой» душой. Сын боевого генерала 1812 г., он окончил Пажеский корпус, и его ожидала блестящая военная карьера. Неудачная любовь к женщине с «загадочным взглядом», княгине Р., перевернула всю его жизнь....

В романе «Отцы и дети» И. Тургенева благодаря Базарову раскрывается конфликт старого и нового поколений. Он нигилист, приверженец модного в то время течения. Нигилисты отрицали все — красоту природы, искусство, культуру, литературу. Евгений, как истинный нигилист, жил практично и рационально.

Каков характер Базарова? Он человек, достигший всего сам. Он верит не в искусство, а в науку. Поэтому, отчасти, природа для него «не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Его убеждения во многом мешают ему по-настоящему ценить человеческие отношения — к Аркадию он относится исключительно как к младшему товарищу, их общение держится на интересе к нигилизму. К своим родителям, которых он искренне любит, он обращается снисходительно. Они же робеют и теряются перед ним.

Казалось бы, человек, который отрицает любые человеческие слабости, чувства, живет только рационализмом, добьётся всего. Он убедит в своей правоте всех, ведь в основе его аргументов — факты, наука, разумные доводы. В спорах с ним теряется Павел Петрович Кирсанов, а уж Николай Кирсанов и вовсе побаивается вступать с ним в споры.

Взгляды Базарова на любовь, в силу нигилизма, тоже специфичны. Он рассматривает отношения между мужчиной и женщиной исключительно с биологической стороны, ничего загадочного и романтичного он в этом не видит. «Любовь - белиберда, непростительная дурь», — говорит он. Когда Аркадий откровенничает с ним о «загадочном женском взгляде», Евгений лишь высмеивает его, объясняя другу анатомию глаза, утверждая, что таинственности там взяться неоткуда; все глаза анатомически одинаковы. Но судьба сыграла с Базаровым злую шутку: она проверила твердость его убеждений любовью, но проверку эту он не прошел.

Знакомство с Одинцовой стало для Базарова роковым. Общаясь с ней, он находит «романтика в самом себе». На время Евгений забывает о своих взглядах. Однако когда не получает взаимности, он пытается сам себя убедить, что это было лишь мимолетным наваждением. Что он все тот же прежний нигилист, которому нет дела до романтичных глупостей. Он пытается забыть о своих чувствах, заняться работой, отвлечься. Но внутренне он переживает уже совсем другие эмоции. Все его действия после отъезда от возлюбленной — не более, чем самообман.

Базаров умирает от того, что заразился тифом из-за неаккуратности во время работы с тифозным трупом. Казалось бы, он мог обработать рану и предотвратить такой трагичный финал собственной истории, но Евгений полагается на случай, относится с безразличием к собственной судьбе. Почему же Базаров вдруг опускает руки? Причиной тому — несчастная любовь. Тот фактор, с существованием которого он отказывался мириться.

Базаров признает свое поражение Одинцовой, когда та по его просьбе приезжает к нему перед его смертью. Это, пожалуй, первый раз, когда герой признается сам себе, что любовь взяла над ним верх, он «раскис». По сути, он повторил судьбу Павла Петровича, пошел по той дороге, которую презирал.

Возможно, именно это упрямство, нежелание пересмотреть свои правила и привело Базарова к проигрышу. Проигрышу перед судьбой. Но то, что он признал свое поражение, разве не является победой? Победой над самим собой? Пусть совсем незадолго до смерти, но герой нашел в себе силы признать свои неудачи, признал, что все, во что он верил безоговорочно, оказалось не таким прочным на поверку. Новый Базаров победил старого Базарова, и такая победа заслуживает уважения.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!