Где родился леонардо да. Где родился Леонардо да Винчи: жизненный путь великого итальянца

Леонардо да Винчи — один из великих гениев всех времен, значительно опередивший свою эпоху. Этот итальянский учёный эпохи Возрождения (Ренессанса) был не только выдающимся художником и скульптором, но и учёным, исследователем тайн многих наук. Он родился в небольшом поселке Винчи в 1452 году. Уже в молодые годы да Винчи написал прекрасные картины «Благовещение» и «Поклонение волхвов». Позже из-под его кисти вышли такие великолепные произведения, как настенная роспись «Тайная вечеря» в церкви Санта Мария делле Грацие, портрет Моны Лизы, «Св. Иоанн Креститель», «Бахус». На протяжении всей жизни да Винчи делал заметки по теории искусства (после смерти мастера эти записи были собраны и изданы под названием «Трактат о живописном»).

Леонардо да Винчи — гениальный художник.

Леонардо да Винчи — автор многих превосходных произведений, которые всегда будут восхищать любителей искусства. Один из выдающихся созданных им образов — портрет Моны Лизы дель Джокондо, написанный между 1503 и 1506 годами — можно увидеть в Лувре. В С.-Петербургском Эрмитаже находится другое прекраснейшее его творение — «Мадонна Литта». Многие работы гениального творца остались незаконченными, так как его в большей степени интересовала глубина процесса творения, чем эффект завершенности. Неповторимость Леонардо да Винчи проявилась и в том, что его главным образом интересовали черты лица, постановка фигуры, движение, правильное, естественное изображение предметов, светотень и перспектива. До того, как начать картину либо ваять скульптуру, мастер делал множество набросков, которые затем использовал в ходе работы. Сегодня они ценятся не меньше, чем готовые полотна великого художника.

Леонардо да Винчи — изобретатель.

Еще в молодые годы Леонардо да Винчи начал проводить научные исследования. Круг его интересов чрезвычайно широк: анатомия, ботаника, математика, физика, астрономия, оптика, гидравлика, инженерия, архитектура, музыка и поэзия. Да Винчи разработал проекты множества изобретений, придумав, в частности, прототипы вертолета, парашюта, бронепоезда, подводной лодки, текстильного станка, гидравлического пресса, прокатного стана (машины, придающей необходимую форму и размер металлическим изделиям), токарного станка, шлифовального станка, вентиля, помпы. К сожалению, гениальные достижения ученого не изменили хода развития техники, так как он отказался от опубликования своих необычных проектов.

Хронология.

1452 — родился в поселке Винчи;
1467 — становится учеником А. дель Верроккъо во Флоренции;
1482/83-1499 — работа в Милане, при дворе Л. Сфорца;
1500-1506 — жизнь и работа во Флоренции;
1503-1506 — работа над портретом Моны Лизы;
1513-1516 — жизнь и работа в Риме, под покровительством Д. Медичи, брата папы Льва Х;
1517 — переезд во Францию, строительство очистительных систем на Луаре;
1519 — смерть в Амбуале.

Знаете ли вы, что:

  • Леонардо да Винчи прославился не только гениальными картинами, но и научными открытиями, опередившими его эпоху.
  • В период работы при миланском дворе Леонардо да Винчи написал портрет Сесилии Галлерани, известный под названием «Дама с горностаем».
  • Потрет флорентийки Моны Лизы дель Джокондо замечателен прежде всего таинственной полуулыбкой женщины.
  • Множество рисунков великого мастера свидетельствуют о его увлечении, например, анатомией и механикой.

Детство

Дом, в котором жил Леонардо в детстве.

Мастерская Верроккьо

Побежденный учитель

Картина Верроккьо «Крещение Христа». Ангел слева (левый нижний угол) - творение кисти Леонардо.

В XV веке в воздухе носились идеи о возрождении античных идеалов. Во Флорентийской Академии лучшие умы Италии создавали теорию нового искусства. Творческая молодёжь проводила время в оживленных дискуссиях. Леонардо оставался в стороне от бурной общественной жизни и редко покидал мастерскую. Ему было не до теоретических споров: он совершенствовал свое мастерство. Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, пораженный Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.

Профессиональная деятельность, 1476-1513

В возрасте 24 лет Леонардо и ещё трое молодых людей были привлечены к судебному разбирательству по ложному анонимному обвинению в содомии . Их оправдали . О его жизни после этого события известно очень мало, но, вероятно, у него была собственная мастерская во Флоренции в 1476-1481 годах.

В 1482 Леонардо, будучи, по словам Вазари , очень талантливым музыкантом , создал серебряную лиру в форме конской головы. Лоренцо Медичи послал его в качестве миротворца к Лодовико Моро , а лиру отправил с ним как подарок.

Личная жизнь

У Леонардо было много друзей и учеников. Что же касается любовных отношений, достоверных сведений на этот счёт нет, поскольку Леонардо тщательно скрывал эту сторону своей жизни. Женат он не был, о романах с женщинами достоверных сведений нет. По некоторым версиям, у Леонардо была связь с Чечилией Галлерани , фавориткой Лодовико Моро, с которой он написал свою знаменитую картину «Дама с горностаем ». Ряд авторов, вслед за словами Вазари, предполагают интимные отношения с юношами, в том числе учениками (Салаи) , другие считают, что, несмотря на гомосексуальность живописца, отношения с учениками не были интимными.

Конец жизни

Леонардо присутствовал на свидании короля Франциска I с папой Львом X в Болонье 19 декабря 1515 года . Франциск поручил мастеру сконструировать механического льва, способного ходить, из груди которого появлялся бы букет лилий. Возможно, этот лев приветствовал короля в Лионе или использовался во время переговоров с папой.

В 1516 году Леонардо принял приглашение французского короля и поселился в его замке Кло-Люсе , -- там Франциск I провёл своё детство, - неподалёку от королевского замка Амбуаз . В официальном звании первого королевского художника, инженера и архитектора Леонардо получал годовую ренту в тысячу экю. Никогда до этого в Италии Леонардо не имел звания инженера. Леонардо был не первым итальянским мастером, милостью французского короля получившим "свободу грезить, мыслить и творить" , - до него подобную честь разделяли Андреа Соларио и Фра Джованни Джокондо .

Во Франции Леонардо почти не рисовал, но мастерски занимался организацией придворных празднеств, планированием нового дворца в Роморантане при задуманном изменении речного русла, проектом канала между Луарой и Соной , главной двухзаходной спиральной лестницей в замке Шамбор . За два года до смерти у мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Третий год жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 года он оставил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров в Кло-Люсе . По словам Вазари, да Винчи умер на руках короля Франциска I , своего близкого друга. Эта малодостоверная, но распространённая во Франции легенда нашла отражение в полотнах Энгра , Ангелики Кауфман и многих других живописцев. Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».

Основным наследником был сопровождавший Леонардо ученик и друг Франческо Мельци , который в последующие 50 лет оставался главным распорядителем наследства мастера, включавшего кроме картин инструменты, библиотеку и не менее 50 тысяч оригинальных документов на различные темы, из которых до наших дней сохранилась лишь треть. Другому ученику Салаи и слуге досталось по половине виноградников Леонардо.

Основные даты

  • - рождение Леонардо сер Пьеро да Винчи в селе Анкиано близ Винчи
  • - Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника (Флоренция)
  • - член Флорентийской Гильдии художников
  • - - работа над: «Крещение Христа », «Благовещение», «Мадонна с вазой»
  • Вторая половина 70-х годов. Создана «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа »)
  • - Скандал с Сальтарелли
  • - Леонардо открывает собственную мастерскую
  • - по документам, в этом году у Леонардо уже была собственная мастерская
  • - монастырь Сан Донато а Систо заказывает Леонардо большой алтарный образ «Поклонение Волхвов» (не завершён); начата работа над картиной «Святой Иероним»
  • - приглашён ко двору Лодовико Сфорца в Милане . Начата работа над конным памятником Франческо Сфорца .
  • - создан «Портрет музыканта»
  • - разработка летательной машины - орнитоптера , основанной на птичьем полёте
  • - анатомические рисунки черепов
  • - картина «Портрет музыканта». Выполнена глиняная модель памятника Франческо Сфорца.
  • - Витрувианский человек - знаменитый рисунок, иногда называемый каноническими пропорциями
  • - - закончена «Мадонна в гроте»
  • - - работа над фреской «Тайная вечеря » в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане
  • - Милан захвачен французскими войсками Людовика XII , Леонардо покидает Милан , модель памятника Сфорца сильно повреждена
  • - поступает на службу к Чезаре Борджиа в качестве архитектора и военного инженера
  • - картон к фреске «Битва в Анджарии (при Ангиари) » и картина «Мона Лиза »
  • - возвращение в Милан и служба у короля Франции Людовика XII (в то время контролировавшего север Италии , см. Итальянские войны)
  • - - работа в Милане над конным памятником маршалу Тривульцио
  • - роспись в соборе Святой Анны
  • - «Автопортрет»
  • - переезд в Рим под покровительство папы Льва X
  • - - работа над картиной «Иоанн Креститель »
  • - переезд во Францию в качестве придворного художника, инженера, архитектора и механика
  • - умирает от болезни

Достижения

Искусство

Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Кроме того, не исключено, что да Винчи мог быть и скульптором: исследователи из университета Перуджи - Джанкарло Джентилини и Карло Сиси - утверждают, что найденная ими в 1990 году терракотовая голова является единственной дошедшей до нас скульптурной работой Леонардо да Винчи . Однако сам да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно повреждён. Однако его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было движения в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии , большей свободы в композиционных решениях. Но в плане живописности, работы с краской, художники были ещё достаточно условны и скованы. Линия на картине четко очерчивала предмет, и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато - дымки между зрителем и изображенным предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень.

Наука и инженерное дело

Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни - колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). В начале колесцовый пистолет был мало распространён, но уже к середине XVI века приобрёл популярность у дворян , особенно у кавалерии, что даже отразилось на конструкции лат , а именно: максимилиановские доспехи ради стрельбы из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц. Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо да Винчи, был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в XIX веке .

Леонардо да Винчи интересовали проблемы полёта . В Милане он делал много рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей. Кроме наблюдений он проводил и опыты, но они все были неудачными. Леонардо очень хотел построить летательный аппарат. Он говорил: «Кто знает всё, тот может всё. Только бы узнать - и крылья будут!». Сначала Леонардо разрабатывал проблему полёта при помощи крыльев, приводимых в движение мышечной силой человека: идея простейшего аппарата Дедала и Икара. Но затем он дошёл до мысли о постройке такого аппарата, к которому человек не должен быть прикреплён, а должен сохранять полную свободу, чтобы управлять им; приводить же себя в движение аппарат должен своей собственной силой. Это в сущности идея аэроплана . Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки. На вертикальном «ornitottero» Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. Примером ему послужила природа: «посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног; а когда он в полёте , вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху… так надо взлетать с плоскости; эти лестницы служат ногами…». Что касается приземления, он писал: «Эти крючки (вогнутые клинья), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает и всё его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках». Леонардо да Винчи предложил первую схему зрительной трубы (телескопа) с двумя линзами (известная сейчас как зрительная труба системы Кеплера). В рукописи «Атлантического кодекса», лист 190а, есть запись: «Сделай очковые стекла (ochiali) для глаз, чтобы видеть Луну большой» (Leonardo da Vinci. «LIL Codice Atlantico…», I Tavole, С. А. 190а),

Анатомия и медицина

В течение своей жизни Леонардо да Винчи сделал тысячи заметок и рисунков, посвященных анатомии, однако не опубликовал своих работ. Делая вскрытие тел людей и животных, он точно передавал строение скелета и внутренних органов, включая мелкие детали. По мнению профессора клинической анатомии Питера Абрамса, научная работа да Винчи обогнала свое время на 300 лет и во многом превосходила знаменитую «Анатомию Грея».

Изобретения

Список изобретений, как реальных, так и приписываемых ему:

  • Лёгкие переносные мосты для армии
  • Двухлинзовый телескоп

Мыслитель

…Пусты и полны заблуждений те науки , которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте…

Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства. И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и заканчивающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, …потому, что в таких чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности.

Литература

Огромное литературное наследие Леонардо да Винчи дошло до наших дней в хаотическом виде, в рукописях , написанных левой рукой. Хотя Леонардо да Винчи не напечатал из них ни строчки, однако в своих записях он постоянно обращался к воображаемому читателю и все последние годы жизни не оставлял мысли об издании своих трудов.

Уже после смерти Леонардо да Винчи его друг и ученик Франческо Мельци выбрал из них отрывки, относящиеся к живописи, из которых был впоследствии скомпонован «Трактат о живописи» (Trattato della pittura, 1-е изд., ). В полном же виде рукописное наследие Леонардо да Винчи было опубликовано только в XIX -XX веках . Помимо громадного научного и исторического значения оно имеет также художественную ценность благодаря сжатому, энергичному слогу и необычайно чистому языку. Живя в эпоху расцвета гуманизма , когда итальянский язык считался второстепенным по сравнению с латынью, Леонардо да Винчи восхищал современников красотой и выразительностью своей речи (по преданию он был хорошим импровизатором), но не считал себя литератором и писал, как говорил; его проза поэтому - образец разговорного языка интеллигенции XV века , и это уберегло её в целом от искусственности и велеречивости, присущей прозе гуманистов, хотя в некоторых пассажах дидактических писаний Леонардо да Винчи мы находим отзвуки пафоса гуманистического стиля.

Даже в наименее «поэтических» по замыслу фрагментах слог Леонардо да Винчи отличается яркой образностью; так, его «Трактат о живописи» оснащен великолепными описаниями (например, знаменитое описание потопа), поражающими мастерством словесной передачи живописных и пластических образов. Наряду с описаниями, в которых чувствуется манера художника-живописца, Леонардо да Винчи дает в своих рукописях множество образцов повествовательной прозы : басни , фацеции (шутливые рассказы), афоризмы , аллегории , пророчества . В баснях и фацециях Леонардо стоит на уровне прозаиков XIV века с их простодушной практической моралью ; а некоторые его фацеции неотличимы от новелл Сакетти .

Более фантастический характер имеют аллегории и пророчества: в первых Леонардо да Винчи использует приемы средневековых энциклопедий и бестиариев ; вторые носят характер шутливых загадок , отличающихся яркостью и меткостью фразеологии и проникнутых язвительной, почти вольтеровской иронией , направленной по адресу знаменитого проповедника Джироламо Савонаролы . Наконец, в афоризмах Леонардо да Винчи выражена в эпиграмматической форме его философия природы , его мысли о внутренней сущности вещей. Художественная литература имела для него чисто утилитарное, подсобное значение.

Дневники Леонардо

На сегодняшний день от дневников Леонардо уцелело около 7000 страниц, находящихся в разных коллекциях. Сначала бесценные заметки принадлежали любимому ученику мастера, Франческо Мельци , но когда тот умер, рукописи исчезли. Отдельные фрагменты начали «всплывать» на рубеже XVIII-XIX вв. Поначалу они не встретили должного интереса. Многочисленные владельцы даже не подозревали, какое сокровище попало к ним в руки. Но когда учёные установили авторство, выяснилось, что и амбарные книги, и искусствоведческие эссе, и анатомические зарисовки, и странные чертежи, и исследования по геологии, архитектуре, гидравлике, геометрии, боевым фортификациям, философии, оптике, технике рисунка - плод одного человека. Все записи в дневниках Леонардо сделаны в зеркальном изображении.

Ученики

Из мастерской Леонардо вышли такие ученики («леонардески »), как:

  • Амброджо де Предис
  • Джампетрино

Свой многолетний опыт воспитания молодых живописцев прославленный мастер обобщил в ряде практических рекомендаций. Ученик должен вначале овладеть перспективой, исследовать формы предметов, затем копировать рисунки мастера, рисовать с натуры, изучить произведения разных живописцев, и только после этого приниматься за собственное творение. «Научись прежде прилежанию, чем быстроте», - советует Леонардо. Мастер рекомендует развивать память и особенно фантазию, побуждая всматриваться в неясные контуры пламени и находить в них новые, удивительные формы. Леонардо призывает живописца исследовать природу, дабы не уподобиться зеркалу, которое отражает предметы, не обладая знанием о них. Учитель создал «рецепты» изображения лица, фигуры, одежды, животных, деревьев, неба, дождя. Помимо эстетических принципов великого мастера, его записки содержат мудрые житейские советы молодым художникам.

После Леонардо

В 1485 году, после страшной эпидемии чумы в Милане, Леонардо предложил властям проект идеального города с определёнными параметрами, планировкой и канализационной системой. Миланский герцог Лодовико Сфорца отклонил проект. Прошли века, и власти Лондона признали план Леонардо совершенной основой для дальнейшей застройки города. В современной Норвегии находится действующий мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи. Испытания парашютов и дельтапланов, выполненных по эскизам мастера, подтвердили, что только несовершенство материалов не позволило ему подняться в небо. В римском аэропорту, носящем имя Леонардо да Винчи, установлена исполинская, уходящая в небо статуя учёного с моделью вертолёта в руках. «Не оборачивайся тот, кто устремлён к звезде», - писал Леонардо.

  • Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета , который бы мог ему быть однозначно приписан. Учёные усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется -1515 годами), изображающий его в старости, является таковым. Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, высказывались с XIX века , последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо, профессор Пьетро Марани.
  • Он виртуозно играл на лире . Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.
  • Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».
  • Леонардо был амбидекстром - в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Однако большинство трудов он написал левой рукой справа налево.
  • Леонардо в своих знаменитых дневниках писал справа налево в зеркальном отражении. Многие думают, что таким образом он хотел сделать тайными свои исследования. Возможно, так оно и есть. По другой версии, зеркальный почерк был его индивидуальной особенностью (есть даже сведения, что ему было проще писать так, чем нормальным образом); существует даже понятие «почерка Леонардо».
  • В числе увлечений Леонардо были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров. Он изобрёл несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» - тонко нарезанное тушеное мясо, с уложенными сверху овощами, - пользовалось большой популярностью на придворных пирах.
  • В книгах Терри Пратчеттa существует персонаж по имени Леонард, прототипом которого стал Леонардо да Винчи. Пратчеттовский Леонард пишет справа налево, изобретает различные машины, занимается алхимией, пишет картины (самая известная - портрет Моны Ягг)
  • Немалое число рукописей Леонардо были впервые опубликованы хранителем Амброзианской библиотеки Карло Аморетти .

Библиография

Сочинения

  • Естественнонаучные сочинения и работы по эстетике. ().

О нём

  • Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М. 1955.
  • Памятники мировой эстетической мысли, т. I, М. 1962.
  • I. Les manuscrits de Leonard de Vinci, de la Bibliothèque de l’Institut, 1881-1891.
  • Leonardo da Vinci: Traité de la peinture, 1910.
  • Il Codice di Leonardo da Vinci, nella Biblioteca del principe Trivulzio, Milano, 1891.
  • Il Codice Atlantico di Leonardo da Vinci, nella Biblioteca Ambrosiana, Milano, 1894-1904.
  • Волынский А. Л., Леонардо да Винчи, СПб, 1900; 2-е изд., СПб, 1909.
  • Всеобщая история искусств. Т.3, М. «Искусство», 1962.
  • Гуковский М. А. Механика Леонардо да Винчи . - М. : Изд-во АН СССР, 1947. - 815 с.
  • Зубов В. П. Леонардо да Винчи. М.: Изд. АН СССР, 1962.
  • Патер В. Ренессанс, М., 1912.
  • Сеайль Г. Леонардо да Винчи как художник и учёный. Опыт психологической биографии, СПб, 1898.
  • Сумцов Н. Ф. Леонардо да Винчи, 2-е изд., Харьков, 1900.
  • Флорентийские чтения: Леонардо да Винчи (сборн. статей Э. Сольми, Б. Кроче, И. дель Лунго , Ж. Паладина и др.), М., 1914.
  • Geymüller H. Les manuscrits de Leonardo de Vinci, extr. de la «Gazette des Beaux-Arts», 1894.
  • Grothe H., Leonardo da Vinci als Ingenieur und Philosoph, 1880.
  • Herzfeld M., Das Traktat von der Malerei. Jena, 1909.
  • Leonardo da Vinci, der Denker, Forscher und Poet, Auswahl, Uebersetzung und Einleitung, Jena, 1906.
  • Müntz E., Leonardo da Vinci, 1899.
  • Péladan, Leonardo da Vinci. Textes choisis, 1907.
  • Richter J. P., The literary works of L. da Vinci, London, 1883.
  • Ravaisson-Mollien Ch., Les écrits de Leonardo de Vinci, 1881.

Гений в сериале

Среди всех фильмов о Леонардо «Жизнь Леонардо да Винчи » (1971) режиссёра Ренато Кастеллани , возможно, лучший образец, в котором найден компромисс между развлекательным и познавательным. Фильм начинается сценой смерти Леонардо на руках у Франциска I. А затем диктор (прием, используемый режиссёром, чтобы дать исторические пояснения, не нарушая общей канвы фильма) прерывает последовательность рассказа, дабы поведать нам, что это не что иное, как художественная версия «Жизнеописаний» Вазари . Таким образом, уже прологом фильма Кастеллани затрагивает проблему мистической загадки личности, неимоверно богатой и многогранной («Что же, в конце концов, мы знаем о жизни такого известного человека? Очень мало!») Критическими моментами биографического фильма Кастеллани стали сцены, когда Леонардо делает набросок человека, повешенного за участие в заговоре Пацци в 1478 г. повергая в шок своего друга Лоренцо ди Креди, и другой эпизод, где Леонардо препарирует труп в больнице Санта-мария Нуови, чтобы выяснить «причину легкой смерти», - оба эпизода поданы как метафора неуемной жажды познания художника, не знающего каких-либо моральных препон даже перед лицом смерти. Первые годы жизни в Милане отмечены проектами для Навигли и невероятно увлеченной работой над так и не написанными трактатами по анатомии, но были и немногие творения искусства, среди них - изумительная «Дама с горностаем», изображенная так убедительно. В том Леонардо, который организовывал пышные празднества и пустые прославления иль Моро, мы видим участь художника (похоже, именно на это намекает Ренато Кастеллани) - и вчера, и сегодня - быть вынужденным гнать халтуру или делать то, что требуется от услужливого придворного, чтобы иметь возможность заниматься тем, что хочется самому художнику.

Галерея

См. также

Примечания

  1. Джорджо Вазари. Жизнеописание Леонардо да Винчи, флорентийского живописца и скульптора
  2. А. Махов. Караваджо. - М.: Молодая гвардия. (ЖЗЛ). 2009. с. 126-127 ISBN 978-5-235-03196-8
  3. Леонардо да Винчи. Шедевры графики / Я. Пудик. - М.: Эксмо, 2008. - С. 182. - ISBN 978-5-699-16394-6
  4. Original Leonardo Da Vinci Music
  5. White, Michael (2000). Leonardo, the first scientist. London: Little, Brown. p. 95. ISBN 0-316-64846-9
  6. Clark, Kenneth (1988). Leonardo da Vinci. Viking. pp. 274
  7. Bramly, Serge (1994). Leonardo: The Artist and the Man. Penguin
  8. Georges Goyau, François I , Transcribed by Gerald Rossi. The Catholic Encyclopedia, Volume VI. Published 1909. New York: Robert Appleton Company. Проверено 2007-10-04
  9. Miranda, Salvador The Cardinals of the Holy Roman Church: Antoine du Prat (1998-2007). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 4 октября 2007.
  10. Vasari Giorgio Lives of the Artists. - Penguin Classics, 1568. - P. 265.
  11. Реконструкция механического льва Леонардо (Итальянский). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 5 января 2010.
  12. « Ici Léonard, tu sera libre de rêver, de penser et de travailler », - Франциск I.
  13. Искусствоведы нашли единственную скульптуру Леонардо . Lenta.ru (26 марта 2009). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 13 августа 2010.
  14. Насколько точны анатомические рисунки Леонардо да Винчи? , BBCRussian.com, 01.05.2012.
  15. Jean Paul Richter The Notebooks of Leonardo da Vinci. - Dover, 1970. - ISBN 0-486-22572-0 and ISBN 0-486-22573-9 (paperback) 2 volumes. A reprint of the original 1883 edition (англ.) , cited by
  16. Leonardo da Vinci’s Ethical Vegetarianism
  17. Телекомпания НТВ. Официальный сайт | Новости НТВ | Еще одна загадка да Винчи
  18. http://img.lenta.ru/news/2009/11/25/ac2/picture.jpg

Литература

  • Анцелиович Е. С. Леонардо да Винчи: Элементы физики. - М .: Учпедгиз, 1955. - 88 с.
  • Волынский А. Л. Жизнь Леонардо да Винчи. - М.: Алгоритм, 1997. - 525 с.
  • Дитякин В. Т. Леонардо да Винчи. - М .: Детгиз, 1959. - 224 с. - (Школьная библиотека).
  • Зубов В. П. Леонардо да Винчи. 1452-1519 / В. П. Зубов; Отв. ред. канд. искусствоведения М. В. Зубова. Российская академия наук . - Изд. 2-е, доп. - М .: Наука , 2008. - 352 с. - (Научно-биографическая литература). - ISBN 978-5-02-035645-0 (в пер.) (1-е издание - 1961) .
  • Кэмп М. Леонардо / Пер. с англ. К. И. Панас. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 286 с.
  • Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи: (1452-1952) / Оформление художника И. Ф. Рерберга ; Институт истории искусств АН СССР . - М .: Изд-во Академии наук СССР, 1952. - 112, с. - 10 000 экз. (в пер.)
  • Михайлов Б. П. Леонардо да Винчи архитектор. - М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре , 1952. - 79с.
  • Могилевский М. А. Оптика от Леонардо // Наука из первых рук. - 2006. - № 5. - С. 30-37.
  • Николл Ч. Леонардо да Винчи. Полёт разума / Пер. с англ. Т. Новиковой. - М.: Эксмо, 2006. - 768 с.
  • Сеайль Г. Леонардо да Винчи как художник и учёный (1452-1519): Опыт психологической биографии / Пер. с фр. - М.: КомКнига, 2007. - 344 с.
  • Филиппов М. М. Леонардо да Винчи как художник, ученый и философ: Биографический очерк. - СПб., 1892. - 88 с.
  • Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи 1452-1519. - М.: Taschen; Арт-родник, 2008. - 96 с.
  • Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи 1452-1519: Полное собрание живописи и графики / Пер. с англ. И. Д. Глыбиной. - М.: Taschen; Арт-родник, 2006. - 695 с.
  • «100 человек, которые изменили ход истории» Леонардо да Винчи Еженедельное издание. Выпуск № 1
  • Джессика Тайш, Трейси Барр Леонардо да Винчи для «чайников» = Da Vinci For Dummies. - М .: «Вильямс», 2006. - С. 304. -

Леонардо да Винчи – одна из самых талантливых и загадочных персон эпохи Возрождения. Творец оставил после себя массу изобретений, картин и тайн, многие из которых остаются не раскрытыми по сей день. Да Винчи называют полиматом, или «универсальным человеком». Ведь он достиг высот практически во всех сферах науки и искусства. В этой статье вы узнаете самое интересное из жизни этого человека.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в поселении Анкиано утосканского города Винчи. Родителями будущего гения стали адвокат Пьеро 25 лет и сирота-крестьянка Катерина 15 лет. Однакоу Леонардо, как и у его отца, не было фамилии: да Винчи значит«из Винчи».

До 3 лет мальчик жил с матерью. Отец вскором времени женился на знатной, но бесплодной даме. В результате 3-летнего Леонардо взяли на воспитание в новую семью, навсегда разлучив с матерью.

Пьер да Винчи дал сыну всестороннее образование и не раз пытался приобщить его к нотариальному делу, но мальчик не проявлял к профессии никакого интереса. Стоит отметить, что в эпоху Возрождения незаконно рожденные дети считались равными законным. Поэтому даже после смерти отца Леонардо помогали многие знатные люди Флоренции и самого городка Винчи.

Мастерская Верроккьо

В 14 лет Леонардо стал подмастерьем в мастерской живописца Андреа дель Верроккьо. Там подросток рисовал, лепил, постигал азы гуманитарных и технических наук. 6 лет спустя Леонардо получил квалификацию мастера и был принят в Гильдию Святого Луки, где продолжил изучать основы рисования и прочие значимые дисциплины.

В историю вошел случай о победе Леонардо над учителем. Работая над полотном «Крещение Христа», Верроккьо попросил Леонардо нарисовать ангела. Ученик создал образ, который был в разы прекраснее всей картины. В итоге пораженный Веррокьо на всю жизнь оставил живопись.

1472–1516

1472–1513 года считаются самыми плодотворными в жизни художника. Ведь именно тогда полимат создал свои известнейшие творения.

В 1476–1481 году у Леонардо да Винчи была личная мастерская во Флоренции. В 1480 художник стал известным и начал получать баснословно дорогие заказы.

1482–1499 года да Винчи провел в Милане. Гений прибыл в город как посланец мира. Глава Милана – герцог Моро – нередко заказывал да Винчи разнообразные изобретения для войн и для забав двора. Кроме того, в Милане Леонардо да Винчи начал вести дневник. Благодаря личным записям, мир узнал о многих открытиях и изобретениях творца, о его увлеченности музыкой.

Из-за вторжения французов в Милан, в 1499 году художник вернулся во Флоренцию. В городе ученый служил герцогу Чезаре Борджиа. По его поручению да Винчи часто бывал в Романье, Тоскане и Умбрии. Там мастерзанимался разведкой и готовил поля для сражений. Ведь Чезаре Борджиа хотел захватить Папскую область. Весь христианский мир считал герцога исчадьем ада, а да Винчи уважал его за упорство и одаренность.

В 1506 Леонардо да Винчи вновь вернулся в Милан, где занимался анатомией и изучением строения органов при поддержке семьи Медичи. В 1512 г. ученый переехал в Рим, где творил под протекцией папы Льва X вплоть до смерти последнего.

В 1516 Леонардо да Винчи стал придворным советником короля Франции Франциска I. Правитель выделил художнику замок Кло-Люсе и дал полную свободу действий. Помимо ежегодной платы в 1000 экю ученый получил поместье с виноградниками. Да Винчи отмечал, что французские годы подарили ему безбедную старость и были наиболее спокойными и счастливыми в жизни.

Смерть и могила

Жизнь Леонардо да Винчи оборвалась 2 мая 1519 года, предположительно от инсульта. Однако признаки болезни проявились задолго до этого. Художник не мог двигать правой рукой из-за частичного паралича уже с 1517, а незадолго до кончины и вовсе потерял способность ходить. Все свое имущество маэстро завещал ученикам.

Первая могила да Винчи была разрушена в ходе гугенотских войн. Останки различных людей перемешали и захоронили в саду. Позже археолог Арсен Уссэ идентифицировал скелет художника по описанию и перенес его в восстановленную могилу на территории замка Амбуаз.

В 2010 году группа ученых намеревалась эксгумировать тело и провести ДНК-экспертизу. Для сравнения планировалось взять материал захороненных родственников художника. Однако владельцы замка Арбуз не допустили эксгумации да Винчи.

Тайны личной жизни

Личная жизнь держалась им в строжайшей тайне. Все любовные события художник описывал в дневнике при помощи особого шифра. Ученые выдвигают 3 противоположные версии относительно личной жизни гения:


Тайны в жизни да Винчи

В 1950 г. был предан огласке список Великих магистров Приората Сиона– иерусалимского ордена монахов, основанного в 11 веке. Согласно перечню, Леонардо да Винчи был членом тайной организации.

Ряд исследователей полагает, что художник и вовсе был ее руководителем. Основной задачей группы было восстановить на престоле Франции династию Меровингов – прямых потомков Христа. Еще одной из миссий группы было сохранить в тайне брак Иисуса Христа и Марии Магдалины.

Историки оспаривают существование Приората и считают участие в нем Леонардо мистификацией. Ученые подчеркивают, что Приорат Сиона был создан в 1950 при участии Пьера Плантара. По их мнению, тогда же были подделаны документы.

Однако мало сохранившихся фактов, может говорить лишь об осторожности монахов ордена и об их желании скрыть свою деятельность. В пользу теории говорит и стиль письма да Винчи. Автор писал слева направо, как бы имитируя еврейское написание.

Тайна Приората легла в основу книги Дэна Брауна «Код да Винчи». На основе произведения в 2006 был снят одноименный фильм. В сюжете говорится о якобы изобретенном да Винчи криптексе – приборе для шифрования.При попытке взломать устройство все написанное растворяется уксусом.

Предсказания Леонардо да Винчи

Одни историки считают Леонардо да Винчи провидцем, другие – путешественником во времени, попавшим в средневековье из будущего. Так, ученые задаются вопросом, как изобретатель мог создать газовую смесь для акваланга без знания биохимии. Однако вопросы вызывают не только изобретения да Винчи, но и его предсказания. Многие пророчества уже сбылись.

Так, Леонардо да Винчи детально описал Гитлера и Сталина, а также предсказал появление:

  • ракет;
  • телефона;
  • скайпа;
  • плееров;
  • электронных денег;
  • кредитов;
  • платной медицины;
  • глобализации и др.

Кроме того, да Винчи нарисовал конец света, изобразив атомный гриб . Среди будущих катаклизмов ученым описаны провалы земной поверхности, активизация вулканов, потоп и приход Антихриста.

Изобретения

Оставил миру массу полезных изобретений, ставших прототипами:

  • парашюта;
  • аэроплана, дельтоплана и вертолета;
  • велосипеда и автомобиля;
  • робота;
  • очков для глаз;
  • телескопа;
  • прожектора;
  • акваланга и скафандра;
  • спасательного круга;
  • военных приспособлений: танка, катапульты, пулемета, мобильных мостов и колесцового замка.

Среди великих изобретений да Винчи отмечают и его «Идеальный город» . После пандемии чумы ученый разработал проект Милана с грамотной планировкой и канализацией. Предполагалось разделить город на уровни для высших сословий и торговли, обеспечить постоянный доступ воды в дома.

Кроме того, мастер отверг узкие улочки, являвшиеся рассадником инфекций, и подчеркнул важность широких площадей и дорог. Однако Герцог Милана Лодовико Сфорца не принял смелую схему. Века спустя по гениальному проекту застроили новый город – Лондон.

Леонардо да Винчи оставил след и в анатомии. Ученый первым описал сердце как мышцу и попытался создать протез клапана аорты. Кроме того, да Винчи точно описал и изобразил позвоночник, щитовидную железу, структуру зубов, строение мышц, расположение внутренних органов. Так, были созданы принципы анатомического рисования.

Гений внес вклад и в становление искусства, разработав технику размытого рисунка и светотень.

Великие картины и их загадки

Оставил после себя множество картин, фресок и рисунков. Однако 6 работ было утеряно, авторство еще 5 оспаривается. В мире наиболее известны 7 творений Леонардо да Винчи:

1. – первая работа да Винчи. Рисунок реалистичен, аккуратен и выполнен легкими штрихами карандаша. При взгляде на пейзажкажется, что смотришь на него свысокой точки.

2. «Туринский автопортрет» . Живописец создал шедевр за 7 лет до своей смерти. Картина ценна тем, что дает миру представление о том, каким был внешне Леонардо да Винчи. Однако некоторые искусствоведы полагают, что это лишь эскиз к «Моне Лизе», сделанный с другого человека.

3. . Рисунок был созданв качестве иллюстрации к книге. Да Винчи запечатлел нагого мужчину в 2 позициях, наложенных друг на друга. Работа одновременно считается достижением искусства и науки. Ведь художник воплотил канонические пропорции тела и золотое сечение. Так, рисунок подчеркивает природную идеальность и математическую пропорциональность человека.

4. . Картина имеет религиозный сюжет: она посвящена Богоматери (Мадонне) и младенцу-Христу. Несмотря на небольшой размер, картина поражает чистотой, глубиной и красотой. Но «Мадонна Литта» также окутана тайнами и вызывает массу вопросов.Почему у младенцав руках птенец? Почему у Богоматери распорото платье в районе груди? Почему картина выполнена в темных тонах?

5. . Картина была заказана монахами, но из-за переезда в Милан художник так и не завершил работу.На полотне нарисована Мария с новорожденным Иисусом и волхвы. По одной из версий среди мужчин изображен и сам 29-летний Леонардо.

6-й шедевр

«Тайная вечеря» – фреска, запечатлевшая последний ужин Христа. Работа не менее загадочна и таинственна, чем «Мона Лиза».
Мистикой окутана история создания полотна. Художник довольно быстро нарисовал портреты всех героев картины.

Однако найти прототипы для Иисуса Христа и Иуды никак не получалось. Как-то да Винчи заметил светлого и одухотворенного юношу в церковном хоре. Молодой человек стал прототипом Христа. Поиски модели для рисунка Иуды затянулись на годы.

Позже да Винчи нашел самого гнусного на его взгляд человека. Прототипом Иуды стал пьяница, обнаруженный в сточной канаве. Уже завершив картину, Да Винчи узнал, что Иуда и Христос были нарисованы им с одного и того же человека.

Среди загадок «Тайной вечери» – и Мария Магдалина. Да Винчи изобразил ее по правую руку от Христа, как законную жену. О браке между Иисусом и Марией Магдалиной говорит и то, что контуры их тел образуют букву M – «Matrimonio» (брак).

7-й шедевр –«Мона Лиза», или «Джоконда»

«Мона Лиза», или «Джоконда» – самая известная и таинственная картина Леонардо да Винчи. По сей день искусствоведы спорят, кто изображен на полотне. Среди популярных версий: Лиза дель Джокондо, Констанца д’Авалос, Пачифика Брандано, Изабелла Арагонская, обычная итальянка, сам да Винчи и даже его ученик Салаи в женском платье.

В 2005 было доказано, что на картине изображена Лиза Герандини – жена Франческо дель Джокондо. На это указали заметки друга да Винчи Агостино Веспуччи. Так, становятся объяснимыми оба названия: Мона – сокращение от итальянского мадонна, моя госпожа и Джоконда – по фамилии мужа Лизы Герандини.

Среди тайн картины – демоническая и одновременно божественная улыбка «Моны Лизы», котораяспособна зачаровать любого. При фокусировке на губах кажется, что они начинают улыбаться больше. Говорят, что люди, которые долго смотрят на эту деталь, сходят с ума.

Компьютерное исследование показало, что улыбка Моны Лизы одновременно выражает счастье, злость, страх и отвращение. Одни ученые убеждены, что эффект вызван отсутствием передних зубов, бровей или беременностью героини. Другие говорят, что улыбка будто ускользает из-за того, что находится в низкочастотном световом диапазоне.

Исследователь Смит-Кеттлевел утверждает, что эффект изменения улыбки связан со случайными шумами в зрительной системе человека.

По-особому написан и взгляд «Моны Лизы». По каким-бы углом вы не смотрели на девушку, создается впечатление, что она смотрит на вас.

Впечатляет и техника написания «Джоконды». Портрет, в том числе глаза и улыбка,представляют собой ряд золотых сечений. Лицо и руки формируют равнобедренный треугольник, а некоторые детали идеально вписываются в золотой прямоугольник.

Тайны картин да Винчи: скрытые послания и смыслы

Картины Леонардо да Винчи окутаны загадками, над которыми бьются сотни ученых со всего мира. В частности, Уго Конти решил применить зеркальный метод. На эту мысль ученого натолкнула проза да Винчи. Дело в том, что автор писал слева направо, и прочесть его рукописи можно лишь с помощью зеркала. Тот же подход Конти применил и к чтению картин.

Выяснилось, что персонажи полотен да Винчи взглядами и пальцами указывают на места, к которым нужно приставлять зеркало.

Нехитрый прием открывает скрытые образы и фигуры:

1. На картине «Богоматерь с Младенцем, святой Анной и Иоанном Крестителем» обнаружили целый ряд демонов. По одно из версий, это Дьявол, по другой – ветхозаветный бог Яхве в папской тиаре. Считалось, что этот бог «защищает душу от пороков тела».

Нажмите для увеличения

2. На картине «Иоанн Креститель» – «древо жизни» с индийским божеством. Ряд исследователей считает, что таким образом художник скрыл загадочную картину «Адам и Ева в Раю». О полотне часто упоминали современники да Винчи. Долгое время считалось, что «Адам и Ева» – отдельная картина.

3. На «Моне Лизе»и «Иоанне Крестителе» – голова демона, Дьявола или бога Яхве в шлеме, чем-то похожая на скрытое изображение на полотне «Богоматерь». Этим Конти объясняет тайну взглядов на картинах.

4. На «Мадонне в скалах» («Мадонне в гроте»)изображена Дева Мария, Иисус, Иоанн Креститель и Ангел. Но если поднести к картине зеркало, можно увидеть Бога и ряд библейских персонажей.

5. На картине «Тайная вечеря» обнаруживается скрытый сосуд в руках Иисуса Христа. Исследователи полагают, что это Чаша Грааля. Кроме того, благодаря зеркалу два апостола становятся рыцарями.

6. На картине «Благовещение» скрыты ангельские, а по некоторым версиям инопланетные, образы.

Уго Конти считает, что найти скрытый мистический рисунок можно на каждой картине. Главное, использовать для этого зеркало.

Помимо зеркальных кодов, «Мона Лиза» хранит и тайные послания под слоями краски. Графические дизайнеры заметили, что при повороте полотна на бок становятся заметны образы буйвола, льва, обезьяны и птицы. Да Винчи, таким образом, поведал миру о четырех Сущностях человека.

Среди интересных фактов о да Винчи можно отметить следующие:

  1. Гений был левшой. Многие ученые объясняют этим особый стиль письма мастера. Да Винчи всегда писал зеркально – слева направо, хотя и умел писать правой рукой.
  2. Творец был не постоянен: он бросал одну работу и перескакивал на другую, так и не возвращаясь к предыдущей. Причем да Винчи переходил на совершенно несвязанные между собой области. Например, с искусства на анатомию, с литературы на инженерное дело.
  3. Да Винчи был талантливым музыкантом и прекрасно играл на лире.
  4. Художник был рьяным вегетарианцем. Он не только не ел животной пищи, но и не носил кожаные и шелковые вещи. Да Винчи называл людей, которые едят мясо, «ходячими кладбищами». Но это не мешало ученому быть распорядителем на придворных пирах и создать новую профессию – «помощника» повара.
  5. Страсть к рисованию у да Винчи не знала границ. Так, мастер часами детально зарисовывал тела повешенных.
  6. По одной из версий, ученый разрабатывал яды без цвета и запаха, а также прослушивающие устройства из стекла для Чезаре Борджиа.

Говорят, что гении рождаются лишь тогда, когда мир готов их принять. Однако Леонардо да Винчи намного опередил свою эпоху. Основная масса его открытий и творений была по достоинству оценена лишь спустя столетия. Да Винчи собственным примером доказал, что человеческий разум не знает границ.

О титане Возрождения писали книги и снимали фильмы, в его честь воздвигали памятники. Именем великого ученого называли минералы, кратеры на Луне и астероиды. А в 1994 году нашли по-настоящему красивый способ увековечить память о гении.

Селекционеры вывели новый сорт исторической розы, получившей название Роза Леонардо да Винчи. Растение цветет непрерывно, не выгорает и не замерзает в холода, подобно памяти об «универсальном человеке».

Делитесь статьей с друзьями и подписывайтесь на обновления — вас ждет еще много интересного.

Введение

Итальянский художник, писатель, инженер и ученый выдающихся и многосторонних способностей. Обучался во флорентийской мастерской ВЕРРОККИО. В ранней работе изображено «Благовещение » на фоне пленэрного пейзажа. Его необычайная авторская манера и новаторские методы монохромного моделирования «фигурдо» введения цвета можно увидеть в огромной неоконченной картине «Поклонение волхвов» (1481). Посредством такой подготовки развил эффект «sfumato », заключающийся в слегка размытых контурах и ставший отличительной чертой миланской школы. С 1483 г. работал в Милане для семьи Сфорца, и его первым заказом была «Мадонна на скалах», где он изобразил фигуры святых в мистическом свете на фоне фантастического пейзажа. Новаторская «Тайная вечеря» в Санта-Мария-делле-Грацие, расположенной в Милане, является одной из самых значительных работ художника. Его экспериментальная техника живописи маслом по сухой грунтовке привела к тому, что живопись уже при его жизни начала портиться. Он предпринял подготовительные работы и создал огромную модель для конного памятника Франческо Сфорца, но этот проект не был осуществлен в связи с вторжением французов в Милан в 1499г.

Леонардо возвратился во Флоренцию и в последующие годы написал, среди прочих работ, «Мону Лизу» и несколько вариантов «Мадонны с Младенцем и Святой Анной». Последние годы Леонардо провел беспокойно - жил в Риме и Флоренции, в конце концов, переехал во Францию под покровительство Франциска I. В последние годы жизни мало рисовал, но активно занимался другими областями деятельности, посвящая себя научным экспериментам и скрупулезным наблюдениям за природой. Значительное число его дневников и чертежей, часть из которых храниться в Королевской Библиотеке в Виндзоре, свидетельствует о его неповторимом исследовательском уме и исключительном интеллекте. Основными объектами исследований являлись:

Анатомия (Леонардо производил вскрытие тел и подробно описывал внутренние органы);

Ботаника;

Движение воды, нередко с идеей управлять течение рек;

Военные машины и летательные аппараты, демонстрирующие изобретательность, но в большинстве крайне непрактичные;

Архитектура.

Художник проектировал центрально-симметричные церкви (которые могли оказать влияние на Браманте). Леонардо не был ученым-гуманитарием и, кажется, мало интересовался классической литературой и культурой. Следовательно, он не был типичным гуманистом, но он завоевал при жизни огромную репутацию и убедительно доказал, что художник - это мыслитель, а не ремесленник.

Жизнь и творчество

Леонардо да Винчи родился в селении Анкиано около городка Винчи между Флоренцией и Пизой. Точная дата его рождения лишь сравнительно недавно установлена на основании документа, найденного в государственном Архиве Флоренции. А именно, дневник деда Леонардо, Антонио да Винчи, содержит следующую запись:«1452 года родился у меня внук от сера Пьеро, моего сына, 15 апреля, в субботу в 3-м часу ночи. Получил имя Леонардо. Крестил его священник Пьеро де Бартоломеи да Винчи». Леонардо был внебрачным сыном нотариуса Пьеро да Винчи. О матери его, Катерине, ничего не известно. Известно только, что вскоре после его рождения она вышла замуж за местного жителя Антонио по прозванию Аккат-табрига.

Молодой отец в год рождения сына женился на Альбиере Амадори. Детские годы Леонардо провел со своей бабушкой Лучией и дядей Франческо, живя в Винчи. Сер Пьеро переселился со своей семьей во Флоренцию около 1464 г. Здесь он вскоре потерял свою жену и женился вторично.

В 1466 г. четырнадцатилетний Леонардо был отдан в обучение к известному флорентийскому живописцу и скульптору Андреа Вероккьо (1436-1488). Во Флоренции сложились его интересы, были накоплены его первые знания.

Другой флорентийский художник, Антонио Поллайоло (1429-1498), мастерская которого находилась рядом с мастерской Вероккьо, производил рассечение трупов, чтобы изучить мускулы и суставы. Прилежно изучал анатомию в те же годы флорентийский художник Беноццо Гоццоли (1420 - ок.1497).

В общении с такими мастерами-экспериментаторами, наблюдателями, исследователями рос и развивался молодой Леонардо. В конце мая 1472 г. на вершине фонаря Санта Мариа дель Фиоре были установлены золотой шар и крест. Выполнение этой технической задачи было в 1468 г. поручено Вероккьо, и юный Леонардо был ближайшим свидетелем разработки проекта. В том же 1472 г. Леонардо кончил обучение у Вероккьо и был записан в цех флорентийских художников. Его интересы уже тогда не ограничивались живописью. По словам Вазари, «он был первым, кто еще юнцом поставил вопрос о том, как использовать реку Арно, чтобы соединить каналом Пизу и Флоренцию». Если даже неверно указание, что Леонардо уже в юности поставил вопрос именно об этом канале, бесспорно, что именно Флоренция дала Леонардо первый стимул к техническому творчеству. Изобретение им машин для прядения и крутки шелка, для обработки сукна более чем определенно указывает на Флоренцию - в то время крупный центр шелковой и шерстяной промышленности. Тем не менее, общественные условия не благоприятствовали деятельности Леонардо-техника. В 1469 г., т. е. примерно тогда, когда семья Пьеро да Винчи переселилась во Флоренцию, у власти стал Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным.

В 1478 г. Леонардо получил первый крупный заказ: написать запрестольный образ в капелле городской ратуши, Палаццо Веккио. Работа шла медленно - видимо, и тогда уже Леонардо, как и позднее, производил подготовительные эксперименты с красками, делал многочисленные эскизы. В результате она так и не была закончена, и в 1483 г. заказ был передан другому лицу.

Несмотря на происходившие в 1478 г. во Флоренции большие события, Леонардо не прекратил своё творчество,а напротив написал две своих немало известных картины - «Мадонна Бенуа» находящаяся в Санкт-Петербургском Эрмитаже,а также картину «Святой Иероним».

Удивительным было то, что, как бы ни судили во Флоренции о значении живописи, материальное положение Леонардо и других художников оставалось трудным. Известно, что ему из-за нужды пришлось производить окраску часовой башни Сан Донато золотом и ультрамарином. В записях Леонардо встречаются гневные строки, направленные против «трубачей и пересказчиков чужих произведений», чванных и напыщенных, гордящихся своим книжным образованием. Понятно, почему взоры Леонардо-изобретателя, Леонардо-техника от медичейской Флоренции с ее культом Платона и утонченной искусственной литературой, подражающей античным образцам, обратились к Милану.

Милан в те времена был одним из богатейших городов Италии. Официально правителем его считался малолетний Джан Галеаццо Сфорца, фактически правил его дядя, Лодовико Сфорца, по прозванию Моро. К его двору стекались поэты, гуманисты, ученые.Но характер ученой среды был несколько иной, чем во Флоренции. Здесь большим весом пользовались математические и естественные науки, в этом сказывалась близость Павийского университета.

Около 1482 г. Леонардо обратился к Лодовико Моро с письмом, в котором предложил ему свои услуги в качестве инженера. Девять пунктов письма Леонардо посвящены военным изобретениям, именно они должны были особенно заинтересовать миланских правителей. Также в письме Леонардо подробно перечислял некоторые из секретов военного ремесла, которыми владел, такие например как постройка лёгких, но при этом очень прочных переносных мостов, знание о сооружение различных артиллерейских оружий и многие другие свои познания, говорившие о неординарности его личности.

Так произошло переселение Леонардо в Милан, и начался богатый творческими событиями миланский период его жизни (1483-1499). Леонардо был зачислен в состав коллегии инженеров герцога. Он выступает в Милане как военный инженер, архитектор, гидротехник, скульптор, живописец. Но характерно, что в документах этого периода он именуется сначала «инженером», а потом «художником».

С первых же месяцев своего пребывания в Милане Леонардо вплотную занялся всеми отраслями военной техники. Его записи и рисунки этого времени являются как бы реализацией той программы, которая была изложена им в письме к Лодовико Моро: переоборудование укреплений Миланского замка, осадные приспособления, передвижные лестницы, тараны и т. д.

В 1487-1490 гг. Леонардо принял участие в конкурсе на постройку тамбура Миланского собора, однако его кандидатура была отклонена. В 1490 г. конкурс был возобновлен, но Леонардо незадолго до того забрал свою модель, обещая вернуть ее. Он не вернул ее и не участвовал в новом конкурсе. Победителями вышли строители собора Амадео и Дольчебоно, которые закончили тамбур в 1500 г.

Несмотря на отсутствие непосредственных практических результатов, проект имел большое значение в творческой биографии Леонардо. К этому именно времени относится большое количество рисунков, показывающих, как упорно размышлял Леонардо над проблемами купольного перекрытия и различными формами его архитектурных решений. Рисунки показывают, что Леонардо как бы экспериментировал мысленно, перебирал в уме различные возможные варианты.

К миланскому периоду жизни Леонардо относится ряд его заметок по строительной механике - по теории арки и сводов. Леонардо теоретически и экспериментально разрабатывает вопросы о сопротивлении материалов, являясь в этом отношении предшественником Галилея. Позднее им были задуманы особые трактаты о трещинах в стенах и средствах предотвращения их.

Много места в творчестве Леонардо да Винчи занимали гидротехнические проекты. Политические и экономические условия были таковы, что эти замыслы не получили осуществления при его жизни.

Так же как и во Флоренции, Леонардо приходилось растрачивать свою техническую изобретательность на декоративные, пышные празднества и затеи. Здесь он устраивал празднества в честь свадьбы племянника Моро, Джан-Галеаццо и внучки неаполитанского короля, Изабеллы Арагонской (1489 г.), организовывал грандиозные состязания на копьях к свадьбе Лодовико Моро с Беатриче д"Эсте, дочерью феррарского герцога (1491 г.). В Милане Леонардо соприкоснулся с университетской наукой, с аристотелианскими научными традициями не в чисто схоластической средневековой форме, а с традициями, значительно обновленными под воздействием новых веяний, характерных для периода Возрождения. Так-же в Милане Леонардо общался с инженером и философом Пьетро Монти, автором книги «О распознавании людей, был достаточно близок с Лукой Пачоли, который считался «отцом бухгалтерии».

Леонардо да Винчи – итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель и музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения.

Итак, перед вами биография Леонардо да Винчи .

Биография Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 г. в маленьком городе Винчи, неподалеку от Флоренции. Он появился на свет вследствие любовной связи нотариуса Пьеро и крестьянки Катерины.

Официальный союз этих двух людей был невозможен по причине того, что девушка происходила из низшего сословия.


Особые приметы Леонардо да Винчи

Детство и юность

Вскоре отец да Винчи женился на состоятельной женщине, в результате чего первые годы жизни Леонардо жил вместе с родной матерью.

Однако когда у Пьеро и его супруги долго не рождались дети, отец решил усыновить своего первенца, забрав его у Катерины.

Детская привязанность Леонардо к матери, которой он лишился в столь ранние годы, навсегда запечатлелась в его памяти.

Впоследствии он во многих своих картинах пытался передать тот материнский образ, который он бережно хранил в своем сердце.


Дом, в котором жил Леонардо да Винчи в детстве

Через 10 лет первая жена нотариуса Пьеро умерла, после чего он вторично вступил в брак.

Всего у Леонардо да Винчи было 4 мачехи, а также 12 сестер и братьев по отцовской линии.

Творчество Леонардо да Винчи

Когда Леонардо да Винчи немного подрос, отец отдал его на обучение к мастеру Андреа Верроккьо, который научил его разным ремеслам.

Это стало первым важным этапом биографии Леонардо да Винчи. Уже в детстве у него проявились способности в самых разных областях деятельности.

Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи

Он быстро научился писать картины, создавать скульптуры, выделывать кожу, обрабатывать металлы и познавать различные . В будущем все эти знания пригодились да Винчи.

Когда юноше исполнилось 20 лет, он продолжил работать у своего учителя. Верроккьо, конечно, видел, насколько одарённым был его ученик.

Он часто доверял Леонардо дописывать на своих полотнах какие-либо фрагменты, например, второстепенных героев, или .

Интересно, что своя мастерская появится у Леонардо да Винчи уже через 4 года.

В 1482 г. Лоренцо Медичи отправил Леонардо да Винчи в Милан к герцогу Лодовико Сфорцо, который остро нуждался в талантливых инженерах.

Ему срочно были нужны качественные оборонительные устройства, а также приспособления для увеселения своего двора.

Леонардо да Винчи не подвел герцога, сумев соорудить необходимые приспособления, оказавшиеся намного лучше тех, что предлагали другие изобретатели.

Неудивительно, что Сфорцо очень дорожил необыкновенно талантливым художником и ученым. В итоге Леонардо да Винчи пробыл при дворе Лодовико Сфорцо приблизительно 17 лет.

За этот период своей биографии ему удалось создать много гениальных картин и скульптур, и выполнить массу анатомических набросков. Кроме этого великий Леонардо начертил множество чертежей разных аппаратов.

Ему хотелось сконструировать машины, которые бы могли ездить не только по земле, но также плавать под водой и летать в небе.

В 1499 г. Леонардо да Винчи возвратился обратно во Флоренцию, где стал работать при дворе Чезаре Борджиа. Герцога прежде всего интересовало создание военной техники, с помощью которой можно было вести эффективную войну с противником.

На службе у Борджиа Леонардо да Винчи пробыл 7 лет, после чего решил возвратиться в Милан. К этому моменту биографии ему уже удалось написать знаменитую «Джоконду», которая сегодня находится во французском Лувре.

После приезда в Милан он пробыл в этом городе 6 лет, а затем переехал в Рим. В данный период биографии он по-прежнему продолжал писать картины и изобретать разные устройства.

В 1516 г., за 3 года до смерти, Леонардо да Винчи поехал во Францию, где пробыл до конца своей жизни. В этой поездке его сопровождал один из учеников и главный последователь его художественного стиля – Франческо Мельци.

Личная жизнь

О личной жизни Леонардо да Винчи известно не так много. Несмотря на то, что он вел личный дневник, все свои записи он зашифровывал.

Однако даже после того, как их удалось расшифровать, исследователи получили крайне мало информации о подлинной биографии великого ученого.

Некоторые биографы высказывали предположения, что причиной скрытности Леонардо да Винчи могла быть его нетрадиционная ориентация.

Более того, существуют версии, что возлюбленным художника мог быть его ученик Салаи, имеющий женоподобный вид. Однако никаких доказательств такого рода заявлениям не существует.

К слову сказать, Салаи позировал для нескольких картин Леонардо да Винчи. Например, он был натурщиком для знаменитой картины «Иоанн Креститель». Существует версия, что «Мона Лиза» была также написана с Салаи, поскольку многие искусствоведы видят очевидное сходство персонажей, изображенных на обоих полотнах.

Тем не менее, как уже говорилось ранее, никаких фактов о связях с мужчинами или даже женщинами в биографии Леонардо да Винчи попросту не существует.

Ряд исследователей небезосновательно утверждают, что Леонардо вообще никогда не знал плотской близости, прожив всю жизнь девственником.

Смерть и могила

Великий Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 г. в возрасте 67 лет, в замке Кло-Люсе. Он завещал похоронить свое тело в храме Сен-Флорантен.

Исследователи предполагают, что вероятной причиной его кончины мог быть инсульт. До наших дней сохранились воспоминания его современников утверждавших, что Леонардо да Винчи был частично парализован. Например, за 2 года до смерти, он не мог двигать правой рукой по причине перенесенного им инсульта.

В последние годы жизни он продолжал творить с помощью ученика Франческо Мельци. Однако с каждым днем состояние его здоровья ухудшалось, в результате чего он уже не мог передвигаться без посторонней помощи.

Жизненный путь флорентийского гения завершился после повторного инсульта в 1519 г.

При этом стоит подчеркнуть, что все предположения о том, как проходили последние годы биографии Леонардо да Винчи не подтверждены достоверными фактами, а являются лишь догадками.


Памятник Леонардо да Винчи в Милане, Италия

В разгар гугенотских войн могила Леонардо да Винчи была разорена. Лишь по прошествии трехсот лет, ученые предприняли попытки идентифицировать его останки.

Сегодня, на месте разрушенной церкви, в которой он был похоронен, установлен гранитный монумент с бюстом великого Леонардо.

Тайны Леонардо да Винчи

Произведения Леонардо да Винчи серьезно изучаются учеными, искусствоведами, и даже религиозными деятелями. Многие предполагают, что при написании своих картин художник якобы использовал некий графический код.

Например, при помощи нескольких зеркал, ученые смогли разгадать тайну взглядов «Джоконды» и «Иоанна Крестителя».

Как оказалось, оба персонажа устремляют свои взгляды на загадочное существо в маске. Секретный код в дневниках да Винчи также удалось раскрыть посредством зеркал.


Чертежи и наброски некоторых изобретений Леонардо да Винчи

Одновременно с этим американский писатель Дэн Браун написал не одну книгу, связанную с творчеством художника. В 2006 г. по мотивам произведения Брауна был снят фильм «Код да Винчи», который получил огромную популярность во всем мире.

Многие религиозные лидеры и просто верующие люди критиковали фильм, называя его кощунственным. Интересен факт, что такого мнения придерживались как христиане, так и мусульмане.

Несмотря на это фильм посмотрело рекордное количество зрителей. Это в свою очередь привело к тому, что масса людей начали живо интересоваться личностью и биографией Леонардо да Винчи, а также его гениальными произведениями.

История Леонардо да Винчи

Интересен факт, что сегодня любой желающий может посетить музей в Риме, названный в честь Леонардо, и собственными глазами увидеть устройства, построенные по его чертежам.

Также там находятся копии гениальных картин да Винчи и фотографии подлинных его рукописей. Другими словами, посетив этот музей вы сможете реалистично представить историю жизни великого флорентийца.

Изобретения Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи уделял большое внимание инженерному и архитектурному искусству. Он является автором множества изобретений, опередивших свое время на несколько столетий.

Краткая биография Леонардо да Винчи не позволяет подробно описать все изобретения этого великого гения. Вот лишь некоторые их них: первый в мире танк, летательный аппарат и катапульта, пулемет и ножницы, велосипед и т. д. и т.п.

Вдумайтесь только, все эти изобретения Леонардо да Винчи спроектировал в 15 веке, более 500 лет назад!

Более того, первый в мире парашют также изобрел гений да Винчи. Интересен факт, что недавно современные ученые смогли создать по чертежам да Винчи точную копию такого парашюта. Испытания показали, что он вполне неплохо справляется со своей задачей.


Памятник Леонардо да Винчи в Амбуазе

При этом важно заметить, что на сегодняшний день многие чертежи и эскизы Леонардо да Винчи до сих пор остаются непонятными для ученых.

Возможно, в будущем мы сможем проникнуть в тайну биографии Леонардо да Винчи, и разгадать все загадки, которые он нам оставил.

Если вам понравилась краткая биография Леонардо да Винчи – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.