Как вести литературный дневник. Жанр дневника Жанр дневника в русской литературе в русской литературе XIX и XX веков. XIX и XX веков. Презентация подготовлена Презентация подготовлена. Самые знаменитые писательские дневники

Анна Михайловна КОЛЯДИНА (1981) - учитель литературы; диссертантка Самарского государственного педагогического университета. Живёт в г. Смоленске.

Дневник как литературный жанр

Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше - не худо ещё в юные годы - о своём детстве, например. (Д.С. Лихачёв)

Дневник - важный и в известном смысле знаменитый атрибут школьной жизни. Но кроме обычного дневника (как, с позволения сказать, формы учёта успеваемости учащихся) существует дневник как литературный жанр, как древнейшая форма словесного творчества. Педагогам хорошо известно, что немало их подопечных в той или иной форме ведут свои личные дневники. Не вмешиваясь в этот диалог подростка с самим собой, полезно предложить им сведения об истории дневниковой традиции, о построении дневника, о его интеллектуальных и художественных возможностях и тем помочь им овладеть основами этой популярнейшей формы письменной речи. Понятие о дневнике как литературном жанре и представлено в статье молодой словесницы А.М. Колядиной.

П ознакомить учащихся с историей возникновения дневника как литературного жанра, рассмотреть его признаки, полагаю, возможно уже в 6–7-м классах. Если же урок или иное мероприятие, посвящённое дневнику, проводится в старших классах, целесообразно дать школьникам представление о писательских дневниках и их месте в культуре прежде всего XIX и XX веков. Завершить занятие логично объяснением основных правил ведения дневника; дать образцы дневниковых записей.

Определений дневника существует множество. Одно из них, принадлежащее М.О. Чудаковой, точное и ясное, представляется особенно приемлемым для школьной практики: Дневник - форма повествования, ведущегося от первого лица в виде подневных записей. Обычно такие записи не ретроспективны - они современны описываемым событиям. Наиболее определённо дневники выступают как жанровая разновидность художественной прозы и как автобиографические записи реальных лиц” (Краткая литературная энциклопедия).

Как правило, дневники начинают вести в подростковом возрасте. Подневные записи могут содержать обобщения, размышления, заметки о прочитанных книгах, газетных новостях или о погоде. Часто ведение их продиктовано желанием автора дневниковых записей проследить собственное духовное развитие; дневник также служит средством самовоспитания и самоорганизации.

Помимо этого, как отмечает в своих известных записях «Ни дня без строчки» Юрий Олеша, “…и Делакруа, и Толстой приводят <…> одну и ту же причину, заставившую их, по их словам, продолжать писать начатые дневники - причина эта удовольствие, которое получили оба при прочтении ранее написанных страниц. Продолжать, так сказать, и во имя того, чтобы получить опять когда-либо подобное удовольствие” (1929 год, 29 июля).

История дневниковой формы есть история её изменения в авторском и читательском сознании - от представления о дневнике как о подневных автобиографических записях реальных лиц до понимания дневниковой формы как художественной формы высказывания.

Историю бытования дневниковых записей в России условно можно разделить на следующие периоды.

1. Дохристианская Русь . В литературе этого периода присутствуют лишь записи иностранных путешественников, преимущественно восточных.

2. X–XVI века. Дневниковые литературные произведения разных жанров имеют на Руси своё распространение уже с X века. Это тексты различных типов дневникового жанра: “хождения”, путешествия, путевые очерки, автобиографические записи, которые ещё трудно отделить от публицистики и летописного повествования, например, сочинение Андрея Курбского «История о великом князе Московском...».

3. XVII век. Дальнейшее развитие жанра. Однако эти записи содержат в себе в большей степени сведения, основанные либо на личных впечатлениях, либо на свидетельствах современников.

4. XVIII - начало XIX века. Сформировано понятие дневника, в России начинается издание записных книжек и дневников, дорожных заметок (Гильденштедт И. «Дневник путешествия по Слободско-Украинской губернии академика С.-Петербургской Академии наук Гильденштедта в августе и сентябре 1774 года»; «Записки князя Бориса Ивановича Куракина о пребывании в Англии, отъезде в Россию к армии, путешествии с царём Петром Алексеевичем в Карлсбад и о назначении своём на съезд в Утрехт. 1710–1711–1712»; Вяземский П. «Из старой записной книжки»).

5. XIX - начало XX века. Завершилась дифференциация всех элементов жанровой структуры дневника.

6. XX–XXI века. Благодаря использованию писателями фрагментарной формы письма дневниковая форма повествования получает широкое распространение в современном литературном процессе.

Существуют художественные произведения, которые либо имеют формальные признаки дневникового или мемуарного повествования (Спирихин С. «Конина (Записки скотовода)»; Сидур В. «Памятник современному состоянию. Миф»), либо такие, в структуре которых присутствуют документальные фрагменты (выдержки из писем, надписи на открытках, анкетные данные, номера телефонов, цитаты из газет - «Конец цитаты» М.Безродного; «Мемуарные виньетки и другие non-fictions» А.Жолковского).

С ледует отметить: на развитие дневникового повествования оказали влияние новые технологии. Так, интернетовский «LiveJournal» («ЖЖ») в значительной мере опирается на жанровые структуры, существующие в литературе.

Блоги состоят из “постов” (пост - сообщение в дневнике), каждый из которых содержит дату и время публикации, а также ссылки на страницы с фотографиями, комментариями и именем автора. Но в отличие от бытового дневника, представляющего собой систему записей, связанных с определённой датой, записи блогов разных пользователей возникают в ленте новостей и по прошествии времени замещаются другими; временные промежутки, в реальности существующие между ними, не могут быть отражены в режиме он-лайн.

Главное отличие дневника «ЖЖ» от бытового дневника состоит в установке автора блога на поиск единомышленников, людей, разделяющих его жизненную позицию, - для общения с ними. Автор создаёт коммуникативно грамотный текст, на который потенциальный адресат захотел бы так или иначе отреагировать.

Независимо от того, в какой форме будет вестись дневник, необходимо научиться продуманно делать записи в нём.

Вот основные правила (если проводится урок, ученики могут записать их).

1. “Ни дня без строчки” (Ю.Олеша).

2. Каждую запись датируй.

3. Будь искренним и честным в записях.

4. Не читай чужого дневника без разрешения!

Помимо бытового, можно вести дневник читателя , указывая в нём:

  • автора и название книги;
  • выходные данные: место издания, издательство, год;
  • время создания произведения, а также время, о котором идёт речь в книге;
  • желательно обозначить тему произведения;
  • в общих чертах изложить содержание;
  • сформулировать для себя идею книги;
  • записать общее впечатление от книги.

С уществует три разновидности использования дневника как жанра в литературе (ученики могут делать записи в тетради вслед за объяснением учителя).

Собственно дневник (дневники Анны Франк, Юры Рябинкина, Тани Савичевой). Сила впечатления, производимого дневником, в большой степени зависит от его контекста, исторического и литературного.

Дневник писателя. Дневники писателей, учёных, артистов, не предназначавшиеся для опубликования, но тем не менее их художественная ценность часто соперничает с намеренно создаваемыми дневниками литературных героев (Л.Н. Толстой, М.М. Пришвин).

Так, М.М. Пришвин вёл дневник всю жизнь. Он был убеждён, что, если собрать все записи в один том, получилась бы книга, ради которой он и родился. По оценкам издателей Пришвина, рукописи его дневников втрое превышают объём собственно художественных произведений автора. Как писал сам Пришвин, “форма маленьких записей в дневник стала больше моей формой, чем всякая другая” (1940). А незадолго до смерти, в 1951 году, оглядываясь на свою жизнь, он признался: “Наверно, это вышло по моей литературной наивности (я не литератор), что я главные силы свои писателя тратил на писание своих дневников”.

Литературные произведения в форме дневника («Демикотоновая книга» в «Соборянах» Н.С. Лескова, «Журнал Печорина» в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Чапаев» Д.А. Фурманова, «Дневник лишнего человека» И.С. Тургенева, «Дневник Кости Рябцева» Н.Огнева, «Деревенский дневник» Е.Я. Дороша).

Возникновение дневника как литературной формы было обусловлено несколькими факторами, главным из которых было стремление писателей представить внутренний мир личности через документально обоснованный текст, организованный по принципу собрания достоверных свидетельств и фактов жизни отдельного человека. Следствием этого было использование писателями формы бытового дневника и ряда других эго-документальных текстов. Так, «Записки юного врача» М.А. Булгакова представлены читателю в форме дневника, который ведёт главный герой.

П исательские дневники - это записи, имеющие форму подневных, ведущиеся на протяжении некоторого времени. В них соблюдаются внешние признаки дневникового повествования - датированность, периодичность ведения; автором приводятся документальные свидетельства, разговоры людей, выдержки из писем, собственные наблюдения; мало описаний внутренних переживаний, то есть преобладает фиксация внешних событий. В отличие от бытового, автор литературного дневника мало пишет о себе, зато отмечает всё, что впоследствии может, по его мнению, представлять исторический интерес, либо отбирает отдельные факты и детали, которые в совокупности своей создают художественное единство.

Основу дневника писателя («Окаянные дни» И.А. Бунина, «Взвихрённая Русь» А.М. Ремизова, «Несвоевременные мысли» М.Горького, «Дневник моего современника» В.Г. Короленко) составляют фрагменты записных книжек, реального бытового дневника, которые сознательно организованы автором в повествование, имеющее, как правило, такие черты дневниковой формы, как датировка и периодичность ведения.

Как правило, дневник писателя публицистичен и зачастую полемичен по отношению к описываемой действительности, то есть подчинён определённой авторской идее. Этой цели служат приводимые автором документальные свидетельства, фрагменты разговоров людей, выдержки из писем, собственные наблюдения. И в этом плане следует отметить сближение дневника писателя с такими жанрами журналистики, как очерк, памфлет, фельетон. В отличие от бытового, в дневнике писателя обязательно присутствует оценочное начало; время в нём представляет собой в большей степени условную категорию, так как события здесь подчинены авторскому замыслу.

Иногда материалы дневников используются писателями при создании художественных произведений.

Несколько примеров.

Дневники Льва Толстого, как показала Л.Я. Гинзбург, “имели разное назначение. В ранних дневниках - наряду с самовоспитанием, моральными упражнениями - упражнения писательские, проба будущих методов. Тут же записи, кратко отмечающие течение повседневной жизни”.

Д.Фурманов отмечал в своём дневнике: “Коплю материалы: всё, что увижу, что услышу интересное, что прочту, - сейчас же записываю...”

Произведения М.М. Пришвина «Мирская чаша» (1922), «Журавлиная родина» (1929) и «Кащеева цепь» (1923–1933) частично составлены из материалов дневников. Дневниковые элементы присутствуют также в «Родниках Берендея» (1925) (позднее вошли в «Календарь природы» - 1935–1939), повести «Жень-Шень» (1931–1933). Из философско-лирических миниатюр, первоначально существующих в виде дневниковых записей писателя, состоят «Календарь природы», «Фацелия» и «Лесная капель». В последние годы жизни Пришвиным готовилась книга «Глаза земли» - также из дневниковых записей различных лет.

Чем можно объяснить столь частое обращение различных писателей, а также людей, профессионально с литературой не связанных, к жанру литературного дневника?

Универсальностью этого жанра, разнообразием его форм.

Возможностью непосредственного, свободного выражения своих мыслей и чувств.

Привычка к ведению дневника способна выручить человека в трудные минуты жизни, когда он остаётся один на один перед лицом горя или неразрешённого конфликта, утраты или выбора.

Например, «Осадная Запись» - блокадный дневник петербургского учёного-востоковеда, известного ираниста-филолога, профессора Александра Николаевича Болдырева содержит не только детальные описания страданий и борьбы ленинградцев, но и тончайшие психологические наблюдения за переживаниями умирающего с голоду, а затем терзающегося недоеданием человека, обременённого бесконечными заботами о семье.

“Фразы её выбрасывались на бумагу, как хрипы умирающего, - отрывисто, с длинными промежутками между ними, нечленораздельно. Но сейчас я уже знаю, что эта Запись есть дело большое, есть подлинный, правдивый свидетель времён неповторимых, и когда-нибудь будут заслушаны её показания. Правда, язык её станет понятен только после огромной восстановительной моей обработки, ибо очень много в Записи есть лишь иероглиф и символ” (1942, 15 декабря).

Д невник - один из наиболее демократичных литературных жанров. Ведение дневника доступно каждому грамотному человеку, и польза, приносимая им, огромна: ежедневные записи, пусть небольшие, в несколько строк, учат вниманию к себе и другим, развивают навыки самоанализа, воспитывают искренность, наблюдательность, вырабатывают вкус к слову, точному суждению, строгой отточенной фразе.

Литература

История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. Том 1. М.: Книга, 1976.

Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

Новая школьная энциклопедия: Словесность. М.: РОСМЭН; ООО «Мир книги», 2004.

Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1997.

В определении теоретического содержания жанра дневника мы исходим из уже существующих понятий, представленных в нашем литературоведении.

В отечественном литературоведении достаточно полно освещен вопрос содержательной стороны жанра дневника. Литературоведческие источники дают разные определения жанра, в каком – то отношении дополняя друг друга.

Обратимся к определению в довоенном издании Литературной энциклопедии (1), в котором понятие о жанре дневника рассматривается с точки зрения его принадлежности к мемуаристике и как наиболее примитивная форма мемуарной литературы . В данной трактовке имеется в виду первичность дневника как жанра мемуарной литературы по отношению к воспоминаниям, запискам, автобиографии, исповеди, биографическим воспоминаниям и даже некрологу. В этом определении обращается внимание на возможность изображения в дневнике социального начала. Надо заметить, что внимание к социальному – это дань времени, но и от этого мы не можем уйти в нашем исследовании. Дневник представляет собой первичную форму мемуарной литературы – общая перспектива событий здесь отсутствует… Дневник ежедневные или периодические записи автора, излагающие события его личной жизни на фоне событий современной ему действительности (последнее впрочем не всегда обязательно) .

В Литературном энциклопедическом словаре (2) дневник рассматривается как «форма повествования от первого лица, которое ведётся в виде повседневных…датированных записей. Дневник как внелитературный жанр отличает предельная искренность, откровенность высказывания. Дневник пишется для себя…, что сообщает ему особую

1.- Литературная энциклопедия. ред. П. И.Лебедев-Полянский т.7.,-М.,ОГИЗ РСФСР, 1934.

2.- Литературный энциклопедический словарь.

подлинность, достоверность. Обращен преимущественно к событиям личной жизни ».

Ещё одно определение, которое также дополняет содержание термина: «Дневник – форма повествования, ведущегося от первого лица в виде повседневных записей… такие записи…современны описываемым событиям. Наиболее определенно Дневник выступает как жанровая разновидность художественной прозы и как автобиографические записи реальных лиц » (1). В отличие от приведенных выше, данное определение затрагивает временной аспект жанра, проявление его специфики, заключающейся в отсутствии ретроспекции, что является немаловажным для понимания жанра и отличает дневник от других жанров мемуарной литературы.

В дальнейшем нашем обзоре по вопросу теории жанра дневника обратимся к критическим статьям и исследованиям, в которых рассматривается вопрос о теории жанра дневника и особенностях его содержания, художественного своеобразии, оригинальности стиля. Каждый из исследователей жанра дневника был индивидуален и вносил в определение жанра что-то новое, что расширяло понятие и служило дальнейшему развитию вопроса теории и истории жанра.

«Дневник самый, наверное, странный жанр: автопортрет в запертой комнате. Вроде бы зрителей в нее пускать не принято, ибо грешно разрешать посторонним вход туда, куда и сам со временем начинаешь наведываться с опаской …». Таково определение жанра дневника Е. Щегловой (2), которая раскрывает специфику и тональность жанра, подчеркивая его интимный характер.

Оригинально жанр дневника характеризует Б. Хазанов (3): «Литературный жанр, который представляет собой протест против литературы с ее жанрами и приёмами; протест против самой сути художественного творчества –… Вот что такое дневник, который ведет

1 – Краткая литературная энциклопедия, Изд-во «Сов. Энц.», М., 1964, т.2, с.707

2 – Щеглова Е. Чуковский К. Дневники 1901-1929 гг. // Нева.- 1992.-№9.-стр.260

3 – Хазанов Б. Дневник сочинителя //Октябрь.-1999.-№1

писатель ». Он называет этот род деятельности «исповедь…, бегство в собственный мир, документ самоанализа, саморазоблачения, самомучительства, самоупоения » и далее утверждает: «Дневник писателя –

это его мастерская…это другое «я», двойник… и тайный собеседник, которому можно поверить все тайны…» .

Нам представляется, что это наиболее полное определение жанра дневника писателя (а именно об этом роде дневника пойдет речь в нашем исследовании) наиболее органично и близко к самой сути жанра дневника, где на первом месте интимность, сосредоточенность на себе.

Другие определения, которые дают А. Казакова (1), П. Крючков (2) рассматривают свойства дневникового жанра, в какой-то мере обращаются к тем чертам дневника, о которых уже шла речь, но, вместе с тем, и в чем-то дополняют понятие, обогащая теорию жанра. «Дневник это, прежде всего, эмоциональное отражение на бумаге «настроений души » (А. Казакова ) (1).

«…Дневниковые записи, без которых вряд ли обходится любой литератор, не имеют никакого отношения к словесности » (П. Крючков ). Можно согласиться с критиком в том отношении, что вряд ли писатель, делая записи в дневнике, ревностно анализирует и взвешивает каждое написанное слово, в этом случае терялась бы непосредственность изложения, новизна родившихся мыслей.

Как мы видим, в приведенных выше определениях жанра дневника серьезных разночтений нет. Рассмотрев существующие определения и с учетом того, что уже сделано в вопросе теории жанра дневника попробуем внести ясность в вопрос о том, какие же жанры следует отнести прежде всего к мемуарной литературе. На этот счет в современной критике существуют различные мнения.

Исследователи мемуарной литературы (В. С.Голубцов, А. Тартаковский, И. И.Подольская), посвятившие свои работы вопросу теории и истории жанра и рассматривавшие проблемы на материале мемуаристики 18– 1-й пол.19 века

и советского периода, приходят к выводу о том, что дневники и воспоминания являются типологическим актом мемуаротворчества (1). На этом основании они относят их к единому мемуарному жанру – это «две группы (или вида) родственных произведений, объединенных понятием «мемуаристика», – дневники как исторически первичная и простейшая форма запечатления личностью опыта своего участия в исторической жизни и воспоминания (мемуары в узком смысле слова) как более сложная и развитая форма мемуарной культуры». Подобное определение дневника, на наш взгляд, значительно сужает понимание содержания жанра и ограничивает его возможности лишь изображением исторического, а не личностного.

С таким положением не согласен В. Оскотский (2). Он считает, что «дневники… к мемуарам не принадлежат, хотя вполне с ними соотносятся… Но едва ли не сильнее этого…сходства существенные различия». По мнению В. Оскотского, письма и записные книжки, в отличие от дневников, относятся к мемуарному жанру, поскольку они «тоже свидетели памяти, закрепленной словом, ее опора и скрепы». Исследователь относит письма и записные книжки к мемуарной литературе, тогда как дневники в эту группу жанров не включает, хотя и указывает на их соотношение с мемуарной литературой. На этом основании В. Оскотский делает вывод: «целесообразнее вести речь не о мемуарной, а о мемориальной литературе, не о мемуарном жанре, а о мемориальных жанрах». Определение «мемориального жанра» исследователь предлагает «во избежание общего знаменателя воспоминаний, под который подвертывается и то, что воспоминанием не является». Таким образом, к мемориальной литературе, по мнению В. Оскотского, следует относить записки, записные книжки, письма, мемуары, дневники. Несомненно, мнение критика в вопросе принадлежности

1.- А. Г.Тартаковский, Русская мемуаристика 18 – первой половины 19 в. М., 1991, с. 8;

В. С.Голубцов, Мемуары как источник по истории советского общества. Изд-во Моск. Ун-та,1970,гл. Введение, с. 3-7; И. И.Подольская, Русские мемуары 1800-1825гг. М., «Правда», 1989, с.8

2.-В. Оскотский, Дневник как правда// Вопросы литературы.-1993,-№5,-с.5.

писем и записных книжек к литературе воспоминаний интересно и обосновано, однако, мы полагаем, что возможно, целесообразнее придерживаться привычного определения жанра и в дальнейшем мы будем использовать терминологию – мемуарные жанры. Поэтому, далее мы будем иметь в виду такие разновидности мемуарной литературы: записки, записные книжки, автобиографии, дневники.

Таким образом, вопрос о принадлежности дневников к мемуарной литературе предполагает, чтобы мы более подробно остановили свое внимание на следующей проблеме: в чем сходства и отличия между мемуарами и дневниками.

Наряду с записками, записными книжками, воспоминаниями, автобиографиями и, наконец, собственно мемуарами дневники являются одним из типичных жанров мемуарной литературы. Следовательно, между мемуарами и дневником существует изначальная общность , заключающаяся в том, что в дневнике и в мемуарах автор рассказывает о событиях, участником или очевидцем которых он был. Но на присутствие автора мы можем указать и в лирической поэзии и в прозе – во всех многоликих жанровых проявлениях.

Разница между мемуарами и дневником, во-первых, в том, что от сообщаемых фактов их авторов отделяет неодинаковое расстояние во времени , большая или меньшая протяженность в первом случае и предельная краткость – во втором. Автор дневника спешит зафиксировать только что возникшие впечатления, не давая им остыть и уйти в область воспоминаний, а то – и небытия.

Во-вторых, несходство между дневниками и воспоминаниями и в видовом отношении заключается в том, что оно связано с различием в системе отражения действительности – синхронной в дневниках, ретроспективной в воспоминаниях.

В-третьих, существенны различия в типе и структуре повествования (связный, сюжетно – организованный рассказ в воспоминаниях, дискретные записи – в дневниках) и в характере коммуникативности.

Дневник по своей природе автокоммуникативен («субъект передаёт сообщение самому себе»). В момент его ведения он рассчитан, главным образом, на внутренне интимные нужды автора, далеко не всегда предназначается им к прижизненному обнародованию, и, как правило, «секретен» для окружающих. Это его качество остаётся достаточно стабильным в течение длительных исторических периодов. В воспоминаниях же автокоммуникативность весьма размыта и сфера её ограничена.

Попробуем рассмотреть, в чем же функциональное сходство и отличие мемуаров и дневников. Мемуары и дневники оказываются близки друг другу не только генетически. Функциональная близость их, вне всяких сомнений, в том случае, когда речь заходит о дневниках, закрепляющих впечатления от политических и литературно-общественных событий, от встреч с интересными и выдающимися людьми, интересных для будущих воспоминаний автора и будущих поколений. Но даже в ежедневных записях, которые ведутся в целях самоанализа, самовоспитания, нравственного самоусовершенствования или ради текущих житейских интересов сегодняшнего момента, в дневнике незримо присутствует частица понимания ценности личного опыта автора, стремления включить «уходящий день» в бытие. Поэтому в дневниковых записях воплощаются некоторые черты исторического самосознания личности (хотя, быть может, менее целеустремленно и последовательно, чем в собственно мемуарах). Различия между дневниками и жанром мемуаров в этом отношении сводятся к тому, что исторический кругозор дневника (а, следовательно, и автора) ограничен пределами настоящего, тогда как историзм воспоминаний в мемуарах измеряется соотнесением их с прошлым, ставшим или становящимся историей.

Именно эти признаки личного дневника определили его использование в художественной литературе. Дневник как форма изложения событий изначально предполагает полную откровенность, искренность мыслей и многообразие чувств пишущего. Такие свойства дневника придают ему тональность интимности, лиричности, страстности интонации, с какими трудно сравняться другим литературным жанрам.

Литературное значение дневника выходит далеко за рамки произведений, написанных в его форме. Дневник, как правило, сохраняет свежесть и искренность взгляда автора на окружающий мир и на себя.

На основании всего сказанного попробуем дать определение жанра дневника: Дневник – жанр мемуарной литературы. В литературе для дневника характерна форма повествования от первого лица. Оно ведётся в виде повседневных, обычно датированных, синхронных с точки зрения

системы отражения действительности, записей. В структуре повествования преобладают дискретные записи. Как внелитературный жанр дневник отличает предельная искренность, доверительность. Все записи дневника, как правило, пишутся для себя. А дневник писателя сохраняет все эти признаки жанра, но, как бы дополняет существующее определение тем, что является не только способом самовыражения, но и часто творческой мастерской, в которой могут так или иначе высвечиваться творческие замыслы писателя.

Данное определение ни в коей мере не претендует на окончательное, а лишь есть попытка обобщить то, что есть в нашем литературоведении о теории жанра дневника и, как нам кажется, помогает приблизить к предмету нашего исследования.

Следующий вопрос, который, как нам кажется, нужно рассмотреть – это вопрос о разновидности жанра дневника, уточним терминологию, связанную с вопросом разновидности жанра.

В «Краткой литературной энциклопедии» (1) предлагается деление жанра дневника на следующие его разновидности: Дневник как форма художественного повествования – чисто литературный, целиком вымышленный дневник, представляющий собой либо само произведение, либо значительную его часть; Реальные дневники , то есть настоящие дневники писателей (учёных, деятелей культуры, науки), либо заранее предназначенные для публикации; Дневники обыкновенных людей – просто датированные записи о различных волновавших автора чувствах и событиях.

Рассмотрим каждую из этих разновидностей.

Дневник может выступать как форма художественного повествования . Эта разновидность жанра дневника восходит к 18 веку, к периоду возникновения сентиментализма в зарубежной и русской

1.- Краткая литературная энциклопедия, Изд-во «Сов. Энц.», М., 1964, т.2, с.7

литературах. Сентиментализм, обративший интерес к внутреннему миру человека, культивирует жанр дневника как особую форму «самонаблюдения». Таково известное произведение, вошедшее в историю литературы, «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна.

Если вы регулярно читаете, то читательский дневник может оказаться отличной идеей. Подобно обычному дневнику, литературный дневник будет представлять собой хроники ваших книжных приключений. Создавайте отдельную заметку для каждой прочитанной книги, записывайте свои мысли и рассуждения. Такой подход поможет вам стать вдумчивым читателем, а также улучшит ваши писательские навыки. Вдобавок, если вы начнете путаться в сюжете, то записанные мысли помогут вспомнить детали. Самое главное - спустя некоторое время можно открыть дневник и поразмыслить о книгах, которые вы прочитали.

Шаги

Часть 1

Как создать читательский дневник

    Оцените преимущества дневника. Полезность читательского дневника зависит от того, как много и часто вы читаете. Если вы читаете почти каждый день, то за год наверняка скапливается столько книг, что и не упомнить во всех подробностях. Не удается вспомнить важные моменты из тех книг, которые вы прочитали буквально несколько месяцев назад? Ведите литературный дневник, так как сам процесс записи мыслей помогает лучше запомнить информацию.

    • Если вы читаете лишь несколько книг в год, то литературный дневник будет вам менее полезен. Такой дневник целесообразен только для очень активных читателей.
  1. Выберите способ. Существует два основных варианта: записи в обычном бумажном блокноте или блог в интернете. Кому-то нравится чувствовать в руках настоящую записную книжку, другие предпочитают удобство и доступность публикаций в сети.

    • Рассмотрите оба варианта и примите взвешенное решение, даже если у вас уже есть некоторые предпочтения.
    • В некоторых случаях удобно совмещать бумажные и электронные записи. Компьютер не всегда под рукой, а окончательные умозаключения можно сохранить в электронном виде, когда закончите читать книгу.
  2. Купите качественный блокнот. Если вы решите писать от руки, то не используйте дешевую тетрадь на пружине. Она вполне удобна для записей, но быстро изнашивается. Лучше выбрать качественный и прочный блокнот с надежным переплетом (кожаным).

    • Помимо надежности, блокнот должен нравиться вам, ведь он прослужит вам дневником не один месяц. У авторов нередко возникает эмоциональная привязанность к дневнику, поэтому покупайте качественный блокнот на свой вкус.
  3. Создайте блог. Блог - это бесплатный онлайн-дневник. В таком случае вам не придется думать о том, что свободное место в дневнике может закончиться. В блоге проще организовать и находить материалы. Вдобавок, у блога может появиться круг читателей.

    Зарегистрируйтесь на LiveLib. Если вы хотите вести учет прочитанных книг в интернете, то LiveLib станет более удачным выбором, чем простой блог. LiveLib - это сайт, который позволяет людям следить за своими читательскими привычками и публиковать мысли о прочитанных книгах. Приятным дополнением станет обширная база материалов и активное сообщество любителей книг.

    Часть 2

    Как вести дневник
    1. Укажите важные сведения о книге. Каждая отдельная статья должна включать основную информацию: имя автора и название книги. Выделяйте такие данные полужирным шрифтом или другими внешними особенностями, чтобы они бросались в глаза на странице или на экране. Так вам будет проще видеть ключевую информацию в больших объемах текста.

      Записывайте факты, которые легко забыть. Наша память ненадежна. Даже если вы в восторге от книги, не факт, что через год вы сможете вспомнить детали сюжета. Чем больше вы читаете, тем чаще возникает такая проблема. Конечно, не обязательно записывать каждую мелочь, но укажите хотя бы те идеи, которые вас заинтересовали или удивили.

      • Такие крупицы информации станут подсказкой, которая поможет вспомнить другие детали.
    2. Записывайте в дневник любимые цитаты. В хороших книгах всегда есть строки, которые заденут струны вашей души. Не нужно писать все подряд, но выберите несколько цитат из книги, которые стоит зафиксировать дословно. Отличным выбором станут цитаты, которые заключают в себе всю суть книги.

      Комментируйте авторский стиль и приемы. В некоторых дневниках пишут только о содержании книг, но не менее интересно оценить форму произведения и авторские приемы. Проанализируйте авторский ракурс (от первого или от третьего лица), объем книги, образы и художественные средства, которые используются в произведении.

      • Дополните запись своей оценкой эффективности и уместности авторских приемов. Ваша запись в дневнике может представлять собой неофициальную рецензию. Тщательно исследуйте разные технические аспекты, чтобы научиться отличать хороший текст от плохого.
    3. Указывайте время и место создания каждой записи. Литературный дневник - это не просто список прочитанных книг. Как и любой дневник, он будет содержать косвенные суждения о событиях вашей жизни. Жизненный опыт влияет на книги, которые вы читаете, а книги, в свою очередь, могут олицетворять жизненные этапы и отрезки времени. Помните об этом и указывайте место и время, когда вы читали эту книгу и создавали заметку.

      • Записывайте факты, которые связывают книгу с событиями жизни, чтобы лучше запомнить оба аспекта. Укрепляйте и расширяйте ассоциации между книгой и жизненными обстоятельствами.
    4. Соотносите книгу со своей жизнью. Через время вам будет проще понять эмоции при прочтении книги, если указать свои мысли и события, с которыми вам пришлось иметь дело в этот момент. Общие сведения (где вы жили, с кем состояли в отношениях) помогут вспомнить множество деталей данного временного отрезка.

      • Благодаря фоновой информации будет проще вспомнить настроение и образ мыслей, с которым вы читали книгу. Это поможет объяснить внимание к конкретным цитатам или некоторые мысли.
      • Естественно, глубоко личные подробности следует указывать только в личном литературном дневнике, который не смогут прочесть посторонние.
    5. Подумайте о том, как книга повлияла на вас. Книги - это вариант досуга и развлечения, но также они помогают нам развиваться. Многие из прочитанных книг не оставят после себя длительных впечатлений, но некоторые точно повлияют на вашу жизнь. Если книга навсегда изменила ваше мировосприятие, укажите этот факт в конце заметки.

      • Такие моменты также можно выделять жирным шрифтом, чтобы спустя годы при беглом взгляде в записи было проще найти мысли, которые были для вас особенно значимыми.

    Часть 3

    Как сформировать полезные привычки
    1. Ставьте перед собой читательские цели. Читать книги интересно, но для активного чтения нужно немного больше мотивации, чем для просмотра телевизора или видеоигр. Некоторые люди ставят цели, чтобы мотивировать себя. Например, если вы хотите читать больше, но напишите: "В этом месяце я прочитают три книги".

Самые знаменитые писательские дневники

Существует три разновидности использования дневника как жанра в литературе.

Собственно дневник (дневники Анны Франк, Юры Рябинкина, Тани Савичевой).

Литературные произведения в форме дневника («Журнал Печорина» в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Чапаев» Д. Фурманова, «Дневник лишнего человека» И.С. Тургенва, «Деревенский дневник» Е.Я Дороша и др.)

Дневник писателя. Дневник писателей остается в русской литературе значительным художественно-публицистическим явлением.

Начнем наш разговор с дневников А.С. Пушкина.

А. С. Пушкин

Лицейский дневник

Кишиневский дневник

Дневник 1833г.

Дневник 1834г.

Дневник 1835г.

Мемуары, автобиографические записки, дневники были обычным жанром поместно-дворянского круга пушкинской эпохи. Сам Пушкин начал вести «вседневные записки» еще в лицее: анекдот, литературное событие, эпиграмма чередовались здесь с интимно-лирической записью, бытовой зарисовкой, творческим самоотчетом... В кишиневской ссылке двадцатых годов дневниковые записи продолжались. Сохранившиеся листки имеют по нескольку дат за неделю. Дневник обогатился новой тематикой, бреттерской иронией, зрелыми литературными мнениями, получил общественно-политическую насыщенность - имена Ипсиланти, Пестеля, Чаадаева красноречиво говорят с уцелевших листков о круге интересов Пушкина. Отдельные записи того же рода, лаконические, порою шифрующие значительные встречи, отмечающие памятные события, сохранились и от позднейших лет.

Дневники Льва Николаевича Толстого — неотъемлемая часть его биографии, его литературного наследия. В них запечатлена неустанная работа мысли писателя, глубокие раздумья о жизни, социально-нравственные искания.

Ни один русский писатель не оставил после себя столь обширного по времени и богатого по содержанию Дневника, как Лев Толстой. Лев Толстой вел Дневники с некоторыми перерывами в течение почти всей своей жизни. Он начал их в 1847 году 18-летним юношей-студентом и закончил в 1910 году 82-летним всемирно известным писателем. Дневники, записки, исповедь как жанр были близки творческой индивидуальности Толстого. Это чувствовали многие современники и друзья писателя и поощряли его к ведению Дневника. Толстой и сам считал, что дневник помогает человеку сосредоточиться в его размышлениях о жизни, обязывает к искренности, откровенности, честности с самим собой, ибо, как он говорил, здесь «всякая фальшь сейчас же тобою чувствуется».


Софья Толстая: Любовь и бунт. Дневник 1910 год (2013). В основу книги положен дневник 1910 года жены писателя. Софья Андреевна Толстая прожила вместе с Л.Н.Толстым почти полвека, не одно десятилетие она была центром многолюдной и счастливой жизни. Но 1910 год стал самым сложным в истории отношений писателя и его жены. По существу, за драматическими картинами яснополянских баталий того года встает спор о смысле жизни, в который было втянуто все окружение Толстых.

Вершиной художественной публицистики дневникового жанра в XIX венке явился «Дневник писателя» Ф. М. Достоевского.

«Человек, приобщившийся к миру Достоевского, становится новым человеком, ему раскрываются иные измерения бытия». «По силе и остроте ума из великих писателей с ним может быть сравнен лишь один Шекспир, великий ум Возрождения», - писал Н.А. Бердяев.

Как писателя и публициста Ф.М. Достоевского интересовало практически все происходящее в современном ему мире, все находило отклик в его творчестве.

«Дневник писателя», помимо обсуждения самых различных тем, от глубоких философских и нравственных вопросов до анализа внешней политики держав, включает прямое обращение к читателю, как к непосредственному соучастнику событий своего времени. Пацифисты (и не только они) могут не принять многих пассажей автора в этом произведении (война лучше мира, во время войны люди одной нации объединяются и т.д.), однако этот публицистический запал писателя как бы тонет в обилии справедливых и глубоких мыслей об общественном устройстве мира, о положении в России, о литературных событиях времени. Для нашего же времени актуальность дневника заключается в проницательности Ф.М. Достоевского, вскрывающего неизменную суть явлений.

В "Литературном дневнике" поэтессы Зинаиды Гиппиус, одного из виднейших представителей Серебряного века, представлена широкая картина русской художественной культуры - картина тревожная, отражающая кризис духовных основ и непримиримую борьбу течений внутри русской интеллигенции. Взгляд Гиппиус не знает авторитетов, ее перо не щадит никого, и прежде всего литературных оппонентов - писателей, ориентирующихся на традиции классического реализма. Но мы, в отличие от автора, опубликовавшего "Литературный дневник" в 1908 году, знаем, что менее чем десятилетие спустя год 1917-й растопчет всех тех, кто так упоенно боролся друг с другом на развалинах общественных идеалов XIX века - и символистов, и реалистов, и представителей прочих менее заметных течений. Одних, как Гиппиус, он заставит покинуть родину, других, как Горького, заставит искать компромиссы с властью и собственной совестью. И это наше знание побуждает внимательно вчитываться в "Литературный дневник", написанный на злобу дня столетней давности, и искать в нем ответы на вопросы современной нам жизни.


"Окаянные дни" - книга-дневник известного русского писателя И. А. Бунина , отражает страшные события первых лет революции в России. Пережив гибель страны как собственную казнь и пытаясь осмыслить причины произошедшего, автор адресует свое свидетельство "будущим историкам", - а значит всем нам, кому по-прежнему дорога судьба Отечества. Прошло почти столетие после случившегося: настало время еще раз задуматься об истоках русской трагедии, о том, что происходило и происходит в нашей истории, в нашем доме, в наших душах.


Корней Чуковский: Дневник. 1901-1921. 1922-1935. 1936-1969. В 3-х томах.

"Дневника" Корнея Ивановича Чуковского - самая откровенная и самая драматичная его книга, охватывающая почти семь десятилетий его жизни. В первый том вошли записи 1901-1921 гг. Здесь даны впечатляющие портреты Шаляпина и Репина, Куприна и Леонида Андреева, Блока и Гумилева, Горького и Короленко, Маяковского и Ахматовой, Мережковского и Замятина, Кони и Луначарского... Все они, а также многие другие известные деятели русской культуры оживают на страницах дневника - этого беспощадного свидетельства о XX веке.


Константин Симонов: Разные дни войны. Дневник писателя. 1941 год

Дневники Константина Симонова, которые он вел, будучи военным корреспондентом в 1941-1945 годах, - одно из наиболее ярких свидетельств войны. Трагизм военно-политических неудач советского руководства в первый год войны не случайно делает столь объемной эту книгу о ее начале в 1941 г. Стараясь быть беспристрастным свидетелем, автор назвал воспоминания "Разные дни войны", оставив за современниками и потомками право самостоятельно вынести суждение об описываемых событиях и определить их историческую значимость.


Вера Инбер: Почти три года. Ленинградский дневник

Вера Михайловна Инбер родилась в Одессе в 1890 году, окончила гимназию, поступила на историко-филологический факультет одесских Высших женских курсов, затем четыре года жила в Европе.В 1912 году в Париже вышел ее первый стихотворный сборник "Печальное вино", который когда-то похвалил Блок. В 1918-м Инбер читала свои стихи на московских вечерах вместе с Бальмонтом, Белым, Ходасевичем, Маяковским, Цветаевой. К началу войны она и ее третий муж, Илья Давидович Страшун, профессор медицины, оказались в Ленинграде. Блокаду они пережили вместе. Инбер выступала по радио, читала в госпиталях, ездила на линию фронта и вела дневник. Вера Инбер на протяжении всей своей творческой жизни пыталась забыть декадентское прошлое, хотела быть и стала официально-признанным советским поэтом. Ее стихи и рассказы о революции, советских вождях успешно издавали, она входила в правление Союза писателей СССР. "Сталинская лауреатка и родственница Льва Троцкого", - как писал о ней Евгений Евтушенко, - чтобы понять, каково жить в эпоху террора, надо почувствовать себя в шкуре тех людей, которые боялись не только за себя, но и за своих близких". Она до самой старости так и осталась "смертельно испуганной, будучи донельзя лояльной" и в жизни, и в творчестве. Но ее блокадный дневник "Почти три года", пожалуй, самое честное и пронзительное свидетельство того страшного и героического времени…

М.М. Пришвин вел дневник всю жизнь. Он был убежден, что, если собрать все записи в один том, получилась бы книга, ради которой он и родился. По оценкам издателей Пришвина, рукописи его дневников втрое превышают объем собственно художественных произведений автора.

Дневники М. М. Пришвина — фундаментальный и уникальный по объёму и достоверности наблюдений, образов и авторских мыслей источник изучения не только творчества писателя, но и полной драматизма истории личности и русского общества в полувековой период между 1905 г. — с его предчувствиями наступающей критической ломки жизни и до 1954 г. — с появившимися после смерти Сталина ожиданиями возможных изменений.

Пришвин развил традицию писательских дневников, создав самостоятельное литературное произведение, в котором личное переплетается с хроникой наблюдений и осознанием сущности человека во всех ипостасях жизни — в природе и обществе, в обыденном труде и творчестве, в мирной жизни и войне, в любви и религии.

Дневники в целом и в отдельных аспектах стали объектом многочисленных публикаций и исследований.

Писатель и филолог, биограф Пришвина А. Н. Варламов назвал его дневниковые записи «великим Дневником» и написал, что это — «книга с самым широким содержанием, рассчитанная на будущее прочтение… Дневник представлял собой некую параллельную его собственно художественным текстам литературу и находился с последней в постоянном диалоге».

Как писал сам Пришвин, «форма маленьких записей в дневник стала больше моей формой, чем всякая другая» (1940). А незадолго до смерти, в 1951 году, оглядываясь на свою жизнь, он признался: «Наверно, это вышло по моей литературной наивности (я не литератор), что я главные силы свои писателя тратил на писание своих дневников».

Александр Гладков - человек книги, который подавал большие надежды, но не сделал всего того, что мог бы и обязан был сделать. Он сам признавался, что "слишком разбрасывался" - то увлекался Байроном, то наполеоновскими войнами, то Пастернаком, то еще кем-то и чем-то. Собирал материалы, вникал в детали, делал наброски, а потом неожиданно охладевал к теме. Он был человеком противоречий. "Я не светлая личность и не чудак, а человек, очень много думавший и очень много намеревавшийся сделать и очень мало сделавший, любивший жизнь больше славы и успеха". Согласитесь, что таких, как Александр Гладков, в настоящее время днем с огнем не сыщешь, чтобы не любили славы и успеха. Он любил людей талантливых. Был буквально влюблен в чужие таланты и был фанатиком книги. А еще библиоман. Заядлый театрал. А что в итоге? Гладков написал 7 пьес, 3 сценария, отдельные статьи и труд (нечто между воспоминанием и исследованием) о Мейерхольде. Гладков всегда был невероятно требователен к себе, считал, что сделал «ничтожно маловато». И стихи, которые он писал, оценил тоже сам: «Беды, ошибки, улыбки, грехи... / Счет их довольно точен, / Это не более, чем стихи, / Но и не менее, впрочем».

Вместе с тем Гладков представляется намного значительнее своей репутации драматурга, автора одной замечательной пьесы и нескольких других ныне забытых пьес и киносценариев («Зеленая карета», «Невероятный Иегудиил Хламида» и др.). Судьба связала двадцатитрехлетнего Гладкова с Мейерхольдом и его театром. Замечательны и недооценены посмертно изданные его воспоминания о Мастере и ГосТИМе («Мейерхольд». В 2-х томах. М., 1990), но еще большую историко-культурную ценность представляет дневник, послуживший основой для книг Гладкова о Мейерхольде, Пастернаке, эссе о Юрии Олеше.

Для любого дневника особо значим психологический склад автора. Гладков был не слишком общителен, даже заслужил репутацию «бирюка». Любил одиночество. Еще в дневнике 1937 года есть запись о том, что он не может хорошо себя чувствовать в семье, постоянно ощущать «чье-то дыхание рядом». Но вместе с тем среди его друзей и знакомых в разные годы были Михаил Светлов, Эраст Гарин, Юрий Олеша, Борис Пастернак, Илья Эренбург, Борис Слуцкий, Виктор Шкловский, Надежда Мандельштам, Анна Ахматова, Варлам Шаламов, Константин Паустовский, Юрий Трифонов, Рой Медведев, переводчица-итальянистка Цецилия Кин. Гладков никому не завидовал, что. Важен дневник Гладкова и тем, что автор не гнушается «сором эпохи», ее «ароматом», мелкими подробностями, которые современникам кажутся незначащими, но впоследствии оказываются невосстановимыми. Эта живая жизнь, эта «Пуговица Пушкина» (как назвала свою книгу итальянская исследовательница Серена Витале) для Гладкова в сотни раз важней напыщенных мудрствований и деклараций. «Писать историю такой, какой я люблю ее читать, — вот вся моя писательская система», — заявил когда-то Ламартин. Под этим высказыванием Гладков мог бы подписаться…

Жанр дневника Жанр дневника в русской литературе в русской литературе XIX и XX веков. XIX и XX веков. Презентация подготовлена Презентация подготовлена Ученицей 11 класса «А» Ученицей 11 класса «А» ГОУ СОШ 983 ГОУ СОШ 983 Егеревой Анастасией Егеревой Анастасией Игоревной Игоревной Научный руководитель: Научный руководитель: Павлова Елена Валерьевна Павлова Елена Валерьевна Москва, 2009 год.




Содержание: - Краткая история возникновения жанра; Определение жанра дневника: - Определение жанра дневника: - Особенности жанра; - Произведения XIX века (Н. Гоголь, М. Лермонтов); М. Лермонтов); - Произведения XX века (Е. Замятин, И. Бунин) ; И. Бунин) ; - Особенности использования жанра в литературе XIX и XX веков; - Список литературы.






О с о б е н н о с т и ж а н р а: - повествование ведётся от первого лица, - часто встречаются неполные предложения с опущенным подлежащим «Я» и определённо - личные предложения с глаголами в форме 1 лица ед.ч.; - оценка событий дается с позиции главного героя, в связи с чем в повествовании появляются субъективность, самоанализ, исповедальность, размышления героя о мире и о себе;


О с о б е н н о с т и ж а н р а: - особый тип подачи материала: регулярность записей, их связь с текущими, а не давно происходившими событиями; - публицистичность повествования (субъективность, социальная значимость, анализ, размышления и обобщения).


















Список литературы: Белинский В. Г. « Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова ». М., 1967 г. Бунин И. А.« Легкое дыхание: повести, рассказы ». М., Эксмо, 2005 г. Гоголь Н. В.« Записки сумасшедшего » М., « Молодая гвардия »,2004 г. Замятин « Мы ». М., Эксмо, 2006 Наталья Кольцова. « Роман Евгения Замятина « Мы и « петербургский текст » русской литературы ». В журн. » Вопросы литературы, 1999 г., 4. К. Корбин « Похвала дневнику « « Новое литературное обозрение », 2003 г., 61. Кузнецов А. Н. " Культурологическая аллюзия в Записках сумасшедшего ". Лермонтов М. Ю.« Герой нашего времени ». Поэмы. Стихотворения. М., Эксмо, 2009 г. Недзвецкий Б. М., « Герой нашего времени ": становление жанра и смысла ». В кн. « От Пушкина к Чехову ». М., МГУ, 2002 г.


Жанр дневника Жанр дневника в русской литературе в русской литературе XIX и XX веков. XIX и XX веков. Егерева Анастасия Игоревна Егерева Анастасия Игоревна ученица 11 класса «А» ГОУ СОШ 983 Т: Научный руководитель: Павлова Елена Валерьевна Москва,2009 год