“Сикстинская мадонна” – тайна картины великого итальянского художника Рафаэля Санти. Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр Возрождения? Тайна сикстинской мадонны

«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты…»

Все мы со школьных лет помним эти строки. В школе нам говорили, что это стихотворение Пушкин посвятил Анне Керн. Но это не так.
Как утверждают пушкиноведы, Анна Петровна Керн не была «гением чистой красоты», а слыла женщиной весьма «свободного» поведения. Она похитила у Пушкина известное стихотворение, буквально вырвав у него из рук.
О ком же тогда писал Пушкин, кого называл «гением чистой красоты»?

Теперь известно, что слова «гений чистой красоты» принадлежат русскому поэту Василию Жуковскому, который в 1821 году в Дрезденской галерее любовался картиной Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна».
Вот как передал Жуковский свои впечатления: «Час, который провел я перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни... Вокруг меня все было тихо; сперва с некоторым усилием вошёл в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то трогательное чувство величия в неё входило; неизобразимое было для неё изображено, и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой красоты был с нею».

Всякий, кто бывал в немецком городе Дрезден, стремился посетить картинную галерею «Цвингер», чтобы полюбоваться полотнами итальянских живописцев.
Я тоже всегда мечтал воочию увидеть «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля.

Дрезден - это город искусства и культуры; побратим Санкт-Петербурга. В городе находятся всемирно известные собрания предметов искусства. Дрезден – один из наиболее посещаемых туристами городов Германии.

Как город Дрезден впервые упоминается в 1216 году. Название «Дрезден» имеет славянские корни. С 1485 года Дрезден является столицей Саксонии.
В Дрездене много памятников и достопримечательностей. Есть и памятник Рихарду Вагнеру, чья музыка из оперы «Лоэнгрин» звучит в моём ролике. Первая опера Вагнера была поставлена именно в Дрездене. Там же будущий великий композитор отличился как революционер, участвуя в майском восстании революции 1848 года.
Карьера Владимира Путина начиналась в Дрездене, где он прослужил пять лет.

13 и 14 февраля 1945 года Дрезден подвергся крупномасштабной бомбардировке английской и американской авиации, в результате чего город был полностью разрушен. Число жертв составило от 25 до 40 тысяч человек. Дрезденская картинная галерея «Цвингер» и Опера Земпера были разрушены практически до основания.
После войны развалины дворцов, церквей, исторических зданий были аккуратно разобраны, все фрагменты описаны и вывезены за город. Восстановление центра заняло почти сорок лет. Уцелевшие фрагменты дополнялись новыми, отчего каменные блоки зданий имеют тёмный и светлый оттенок.

В конце Второй мировой войны гитлеровцы спрятали картины знаменитой Дрезденской галереи в сырых известняковых шахтах и готовы были вообще взорвать и уничтожить бесценные сокровища, лишь бы те не попали в руки русских. Но по приказу советского командования солдаты Первого Украинского фронта два месяца вели поиск величайших шедевров Галереи, и таки нашли. «Сикстинская Мадонна» была отправлена в Москву на реставрацию, а в 1955 году была возвращена вместе с другими картинами в Дрезден.

Однако сегодня эта история рассказывается иначе. В буклете, который мы получили в Дрезденской галерее, в частности, написано: «Во время Второй мировой войны основной фонд галереи был эвакуирован и остался невредим. После окончания войны полотна были перевезены в Москву и Киев. С возвращением художественных ценностей 1955\56 гг. началось восстановление существенно повреждённого здания галереи, вновь открытого для посетителей 3 июня 1956 года».

СИКСТИНСКАЯ МАДОННА

Картина «Сикстинская Мадонна» была написана Рафаэлем в 1512-1513 годах по заказу Папы Юлия II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары. На картине Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Поза Святой Варвары, её лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение.

В 1754 году картина была приобретена королём Августом III Саксонским и привезена в его дрезденскую резиденцию. Двор саксонских курфюрстов заплатил за неё 20 000 цехинов - немалую по тем временам сумму.

В 19 и 20 веке русские писатели и художники отправлялись в Дрезден, чтобы увидеть «Сикстинскую Мадонну». Они видели в ней не только совершенное произведение искусства, но и высшую меру человеческого благородства.

Художник Карл Брюллов писал: «Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем».

Лев Толстой и Фёдор Достоевский в рабочих кабинетах имели репродукцию «Сикстинской Мадонны». Жена Ф. М. Достоевского в своём дневнике записала: «Фёдор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал «Сикстинскую Мадонну».
Эта картина служит как бы лакмусовой бумажкой в оценке характера героев Достоевского. Так в духовном развитии Аркадия («Подросток») глубокий след оставляет увиденная им гравюра с изображением Мадонны. Свидригайлов («Преступление и наказание») вспоминает лицо Мадонны, которую он именует «скорбной юродивой», и это высказывание позволяет увидеть всю глубину его нравственного падения.

Возможно, не всем эта картина нравится. Но, как говорят, за много веков она понравилась стольким великим людям, что теперь сама выбирает, кому нравится.

В Дрезденской галерее два года назад запретили фотографировать и снимать. Но мне всё же удалось запечатлеть момент соприкосновения с шедевром.

С детских лет я любовался репродукцией этой картины, и всегда мечтал увидеть её воочию. И вот когда мечта моя сбылась, я убедился: никакая репродукция не сравнится с тем эффектом, какой происходит в душе, когда стоишь возле этого полотна!

Художник Крамской в письме жене признавался, что лишь в оригинале заметил многое такое, что не заметно ни в одной из копий. «Мадонна Рафаэля действительно произведение великое и действительно вечное, даже и тогда, когда человечество перестанет верить, когда научные изыскания... откроют действительно исторические черты обоих этих лиц, ... и тогда картина не потеряет своей цены, а только изменится её роль».

«Один раз человеческой душе было подобное откровение, дважды случиться оно не может», – писал восхищённый Василий Жуковский.

Как повествуют старинные сказания, папе Юлию II было видение Богоматери с младенцем. Усилиями Рафаэля оно превратилось в явление Богородицы людям.

«Сикстинскую мадонну» Рафаэль создал около 1516 года. К этому времени им было написано уже много картин с изображением Богоматери. Совсем молодым Рафаэль прославился как удивительный мастер и несравненный поэт образа Мадонны. В петербургском Эрмитаже хранится «Мадонна Конестабиле», которую создал семнадцатилетний художник!

Идею и композицию "Сикстинской мадонны" Рафаэль заимствовал у Леонардо, но это и обобщение его собственного жизненного опыта, изображений и размышлений над мадоннами, местом религии в жизни людей.
«Он творил всегда то, что другие только мечтали создать», – писал о Рафаэле Гёте.

Когда я смотрел на эту картину, ещё не зная истории её создания, женщина с ребёнком на руках для меня была не Богоматерью, а простой женщиной, как и все, дарящая своё дитя жестокому миру.

Бросается в глаза, что Мария выглядит как простая женщина, и что младенца она держит, как обычно держат их крестьянки. Лицо её скорбное, она еле сдерживает слёзы, словно предчувствуя горькую судьбу своего сына.
На заднем плане картины, если приглядеться, в облаках проглядывают очертания ангелов. Это души, которые ждут своей очереди воплотиться, чтобы нести свет любви людям.
Внизу картины два ангела-хранителя со скучающими лицами наблюдают за восшествием новой души. По выражению их лиц, кажется, они уже знают наперёд, что произойдёт с младенцем Марии, и терпеливо ждут исполнения предначертанного.

Сможет ли новый младенец спасти мир?
И что вообще может успеть сделать воплотившаяся в человеческом теле душа за короткий срок своего пребывания на грешной земле?

Главный вопрос: является ли это произведение картиной? или это икона?

Рафаэль стремился преобразовать человеческое в божественное, а земное в вечное.
«Сикстинскую мадонну» Рафаэль писал в то время, когда сам переживал тяжёлое горе. И потому всю свою печаль вложил в божественное лицо своей Мадонны. Он создал самый прекрасный образ Богоматери, соединив в нём черты человечности с высшей религиозной идеальностью.

По странной случайности, сразу после посещения Дрезденской галереи, я прочитал статью об истории создания «Сикстинской мадонны». Содержание статьи меня ошеломило! Запечатлённый Рафаэлем образ женщины с младенцем, навсегда вошёл в историю живописи как нечто нежное, девственное и чистое. Однако в реальной жизни женщина, изображённая в образе Мадонны, была далеко не ангелом. Более того, она считалась одной из самых развратных женщин своей эпохи.

Существует несколько версий этой легендарной любви. Кто-то рассказывает о возвышенных и чистых отношениях художника и его музы, кто-то о низменной порочной страсти знаменитости и девушки из низов.

Впервые Рафаэль Санти повстречал свою будущую музу в 1514 году, когда работал в Риме над заказом знатного банкира Агостино Чиги. Банкир предложил Рафаэлю разрисовать главную галерею своего дворца "Фарнезино". Вскоре стены галереи украсили знаменитые фрески "Три грации" и "Галатея". Следующим должно было быть изображение "Амура и Психеи". Однако Рафаэль никак не мог найти подходящей модели для образа Психеи.

Однажды, прогуливаясь по берегу Тибра, Рафаэль увидел прелестную девушку, которая сумела завоевать его сердце. В момент знакомства с Рафаэлем Маргарите Лути было всего семнадцать лет. Девушка была дочерью хлебопёка, за что мастер прозвал ее Форнарина (от итальянского слова «хлебопёк»).
Рафаэль решил предложить девушке поработать в качестве модели и пригласил её к себе в студию. Рафаэлю шёл 31-й год, он был очень интересным мужчиной. И девушка не устояла. Она отдалась великому мастеру. Возможно, не только из-за любви, но и по корыстным соображениям.
В благодарность за посещение художник подарил Маргарите золотое ожерелье.

За 50 золотых монет Рафаэль получил согласие отца Форнарины рисовать сколько угодно портретов с его дочери.
Но у Форнарины был ещё жених – пастух Томазо Чинелли. Каждую ночь они запирались в комнате Маргариты, предаваясь любовной утехе.
Форнарина уговорила своего жениха потерпеть влюблённость в неё великого художника, который даст денег на их свадьбу. Томазо согласился, но потребовал, чтобы невеста дала клятву в церкви, что выйдет за него замуж. Форнарина клятву дала, а спустя несколько дней на том же самом месте поклялась Рафаэлю, что никогда не будет принадлежать никому, кроме него.

Рафаэль так влюбился в свою музу, что забросил работу и занятия с учениками. Тогда банкир Агостино Чиги предложил Рафаэлю перевезти свою очаровательную возлюбленную на его виллу "Фарнезино", и жить вместе с ней в одном из помещений дворца, который в то время расписывал художник.

Когда Форнарина стала жить с Рафаэлем во дворце банкира Агостино Чиги, жених Томазо стал угрожать отцу своей невесты.
И тогда Форнарина придумала, что может придумать только женщина. Она соблазнила владельца виллы "Фарнезино" банкира Агостино Чиги, а после этого попросила избавить её от назойливого жениха. Банкир нанял бандитов, которые похитили Томазо и доставили в монастырь Санто-Козимо. Настоятель монастыря был двоюродным братом банкира, и пообещал держать пастуха в темнице сколько понадобится. По милости своей невесты, пастух Томазо просидел в заточении пять лет.

Шесть лет продолжалась великая любовь Рафаэля. Форнарина оставалась его возлюбленной и натурщицей до самой смерти художника. Начиная с 1514 года, Рафаэль создал из неё дюжину мадонн и столько же святых.
Художник силой своей любви обожествил обыкновенную куртизанку, которая его и погубила. Он начала писать Сикстинскую мадонну в 1515 году, через год после встречи с Форнариной, а закончил в 1519 – за год до своей смерти.

Когда Рафаэль был занят работой, Маргарита развлекалась с его учениками, которые съезжались к великому мастеру со всей Италии. Это "невинное дитя с ангельским личиком" без зазрения совести кокетничала с каждым вновь прибывшим юношей и чуть ли не открыто предлагала им себя. А те и подумать не могли, что муза их учителя вполне доступна.
Когда юный художник из Болоньи Карло Тирабоччи сошёлся с Форнариной, это стало известно всем, кроме Рафаэля (или он на это закрывал глаза). Один из учеников Мастера вызвал Карло на дуэль и убил его. Форнарина не опечалилась, и быстро нашла другого. Один из учеников выразился так: «Если бы я нашёл ей в своей постели, то прогнал бы, а потом перевернул матрас».

Сексуальные потребности Форнарины были столь велики, что ни один мужчина уже не мог их удовлетворить. А Рафаэль к тому времени стал всё чаще жаловаться на здоровье и, в конце концов слёг. Общее недомогание организма врачи объяснили простудой, хотя на самом деле причина была в чрезмерной сексуальной ненасытности Маргариты и в творческих перегрузках, которые подорвали здоровье мастера.

Великий Рафаэль Санти скончался в Великую Пятницу 6 апреля 1520 года, в день, когда ему исполнилось 37 лет. Легенда о смерти Рафаэля гласит: ночью тяжело больной Рафаэль пробудился в тревоге - Форнарины нет рядом! Он поднялся и пошёл искать её. Обнаружив возлюбленную в комнате своего ученика, выдернул её из постели и потащил в спальню. Но вдруг его гнев сменился страстным желанием обладать ей тотчас же. Форнарина не сопротивлялась. В результате – во время бурного эротического действа художник умер.

В завещании Рафаэль оставил своей любовнице достаточно средств, чтобы она могла вести честный образ жизни. Однако Форнарина ещё долго оставалась любовницей банкира Агостино Чиги. Но и он скоропостижно скончался от той же (!) болезни, что и Рафаэль. После его смерти Маргарита Лути стала одной из самых роскошных куртизанок в Риме.

В средние века таких женщин объявляли ведьмами и сжигали на костре.
Окончила свою жизнь Маргарита Лути в монастыре, но когда – неизвестно.
Однако какова бы ни была судьба этой сладострастной женщины, для потомков она всегда останется невинным созданием с небесными чертами, запечатлённым в образе всемирно известной Сикстинской Мадонны.

Любопытно, написал бы Пушкин своё «чудное мгновенье», если бы знал правду о «гении чистой красоты»?

«Когда б вы знали, из какого сора Растут цветы, не ведая стыда», – писала Анна Ахматова.

Мужчины нередко влюбляются в шлюх. А всё потому, что любит мужчина не женщину, а в женщине ангела. Им нужен ангел, которому они хотели бы поклоняться и посвящать своё творчество.

Если бы не было шлюх, не было бы у нас выдающихся произведений искусства. Потому что приличные женщины не позировали обнажёнными. Это считалось грехом.
Моделью для создания Венеры Милосской (Афродиты) послужила гетера Фрина.
Таинственная улыбка Моны Лизы, уже доказано, есть ни что иное, как улыбка соблазнённой художником чужой жены.

Каким же чудесным усилием художника из ведьмы и шлюхи получаются ангелы?!

«Художник становится талантливее, когда любит или бывает любим. Любовь удваивает гений!» – говорил Рафаэль.

«Понимаете, я в женщине, как в Мадонне нуждаюсь. Мне нужно боготворить её, восхищаться ею. Стоит только увидеть где-нибудь красивую девушку, хочется броситься ей под ноги, молиться, восторгаться ею, но не касаясь, не касаясь, а только восхищаться и плакать. … Знаю, женщина не такая, какой я её себе выдумал, она раздавит меня, а главное не поймёт моей потребности в сотворении…" (из моего романа-быль "Странник"(мистерия) на сайте Новая Русская Литература)

Потребность в женщине была желанием к ангелу прикоснуться!

Мужчины придумали себе женщин! Они выдумали глупую чистоту и упрямую верность. Гермина, Хари, Маргарита - все воплощение мечты. Когда душа в тоске забыта, любовью входите вы в сны. Ведь в жизни ты не существуешь, ты вся реальности чужда. Но если хочешь, то разбудишь от суеты забытия. Ты вся мечты моей творенье, осенней грусти и тоски. Твое я слышу повеленье поверить вечности Любви. Пусть нет на свете Маргариты, что Мастера в Москве нашла. Когда надежды все разбиты, смерть, может, лучше, чем тоска. Ведь образ милой Маргариты лишь плод булгаковской мечты. В реальности же мы убиты предательством родной жены”. (из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература)

ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!

P.S. Читайте другие мои статьи по данной теме: «Музы – ангелы и шлюхи», Как стать Венерой», «Кому улыбается Джоконда», «Женщины – ведьмы и ангелы», «Что дозволено гению».

1:502 1:512

«Я помню чудное мгновенье:

1:569

Передо мной явилась ты,

1:615

Как мимолётное виденье,

1:662

Как гений чистой красоты…»

1:726 1:736

Все мы со школьных лет помним эти строки. В школе нам говорили, что это стихотворение Пушкин посвятил Анне Керн. Но это не так. Как утверждают пушкиноведы, Анна Петровна Керн не была «гением чистой красоты», а слыла женщиной весьма «свободного» поведения. Она похитила у Пушкина известное стихотворение, буквально вырвав у него из рук. О ком же тогда писал Пушкин, кого называл «гением чистой красоты»?

1:1501

1:9

Теперь известно, что слова «гений чистой красоты» принадлежат русскому поэту Василию Жуковскому , который в 1821 году в Дрезденской галерее любовался картиной Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна».

1:394 1:404

Вот как передал Жуковский свои впечатления: «Час, который провел я перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни… Вокруг меня все было тихо; сперва с некоторым усилием вошёл в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то трогательное чувство величия в неё входило; неизобразимое было для неё изображено, и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой красоты был с нею».

1:1234 1:1244

2:1749

2:9

Картина «Сикстинская Мадонна» была написана Рафаэлем в 1512—1513 годах по заказу Папы Юлия II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.

2:391 2:401

На картине Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Поза Святой Варвары, её лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение.

2:856 2:866

Как повествуют старинные сказания, папе Юлию II было видение Богоматери с младенцем. Усилиями Рафаэля оно превратилось в явление Богородицы людям. Главный вопрос: является ли это произведение картиной? или это икона? Рафаэль стремился преобразовать человеческое в божественное, а земное в вечное.

2:1417 2:1427

«Сикстинскую мадонну» Рафаэль писал в то время, когда сам переживал тяжёлое горе. И потому всю свою печаль вложил в божественное лицо своей Мадонны. Он создал самый прекрасный образ Богоматери, соединив в нём черты человечности с высшей религиозной идеальностью. Запечатлённый Рафаэлем образ женщины с младенцем, навсегда вошёл в историю живописи как нечто нежное, девственное и чистое.

2:2156

2:9

Однако в реальной жизни женщина, изображённая в образе Мадонны, была далеко не ангелом. Более того, она считалась одной из самых развратных женщин своей эпохи. Знай священники, что Мадонну Рафаэль писал со своей любовницы, то вряд ли она смогла бы стать за алтарным образом в монастыре Святого Сикста, для которого эту работу заказали художнику.

2:642 2:652

3:1157 3:1167

Эта картина не просто плод фантазии или выдумка живописца. Каждая деталь имеет особое значение и историю, о которой исследовали узнали совсем недавно. Не так давно ученые присмотрелись и увидели, что Рафаэль, в главных персонажах картины, Мадонне с маленьким Иисусом, закодировал первую букву своего имени.

3:1736 3:9

4:514 4:524

Так делали многие мастера и во времена живописца и после него. Но кроме того, в деталях спрятаны интересные истории. По мнению исследователей знаменитой картины, главные символы, которых здесь 9, образуют шестиугольник и эти детали достойны особого внимания.

4:1004 4:1014

Живописец был гностиком — приверженцем позднеантичного религиозного течения, опиравшегося на Ветхий Завет, восточную мифологию и ряд раннехристианских учений.

4:1323 4:1333

Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой».Рафаэль решил обыграть это совпадение. Поэтому композиционно картина, как считает итальянский искусствовед Маттео Фицци, зашифровывает в себе шестерку: ее составляют шесть фигур, которые вместе образуют шестиугольник.

4:2032

4:9

5:514


1. МАДОННА

Некоторые исследователи полагают, что образ Пресвятой Девы Рафаэль писал со своей любовницы Маргериты Лути. Так ли это на самом деле сейчас сказать трудно, но многие художники изображают на полотнах лица своих женщин. Они были своего рода натурщицами, которые были всегда под рукой и к тому же, вдохновляли мастера. По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами; нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть).

5:1745


2. МЛАДЕНЕЦ ХРИСТОС

Сложно сказать, был ли прототипом сына господнего реальный ребенок, но если присмотреться, то вы увидите, что взгляд у него довольно взрослый, к тому же в глазах младенца Рафаэль изобразил понимание ребенком, даже в таком возрасте, своей участи и роли ее для всего человечества. По словам Стама, «его лоб не по-детски высок, и совершенно не по-детски серьезны его глаза. Однако в их взгляде мы не видим ни назидания, ни всепрощения, ни примиряющего утешения… Его глаза смотрят на открывшийся перед ними мир пристально, напряженно, с недоумением и страхом». И вместе с тем во взгляде Христа читается решимость следовать воле Бога Отца, решимость принести себя в жертву ради спасения человечества.

5:1327

6:1834


3. СИКСТ II

О римском понтифике известно очень мало. На святом престоле он пробыл недолго — с 257 по 258 год — и был казнен при императоре Валериане через отсечение головы. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере (итал. «дуб»). Поэтому на его золотой мантии вышиты желуди и дубовые листья.

6:591


4. РУКИ СИКСТА

Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие (напомним, что «Сикстинская мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). Любопытно, что на руке понтифика художник изобразил шесть пальцев — еще одна шестерка, зашифрованная в картине.

6:1164


7:1671

Хотя другие исследователи опровергают эту теорию: то, что многие принимают за шестой палец, по их мнению, является внутренней частью ладони. Когда смотришь на репродукцию в низком разрешении, может сложиться такое впечатление. Левая рука первосвященника прижата к груди - в знак преданности Деве Марии.

7:558


5. ПАПСКАЯ ТИАРА

7:606

Тиара нята с головы понтифика в знак почтения перед Мадонной. Тиара состоит из трех корон, символизирующих царство Отца, Сына и Святого Духа. Ее венчает желудь - геральдический символ рода Ровере.

7:967


6. СВЯТАЯ ВАРВАРА

Святая Варвара была покровительницей Пьяченцы. Эта святая III века втайне от отца-язычника обратилась к вере в Иисуса. Отец пытал и обезглавил дочь-отступницу.

7:1301


7. ОБЛАКА

Некоторые считают, что Рафаэль изобразил облака в виде поющих ангелов. На самом деле, по учению гностиков, это не ангелы, а еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах и славят Всевышнего.

7:1688


8. АНГЕЛЫ

Два ангела внизу картины бесстрастно смотрят вдаль. Их видимое равнодушие - символ принятия неизбежности божественного промысла: Христу предначертан крест, и судьбу он изменить не в силах.

7:374


9. РАСКРЫТЫЙ ЗАНАВЕС

Занавес символизирует разверзнутые небеса. Его зеленый цвет указывает на милосердие Бога Отца, который послал сына на смерть ради спасения людей.

7:693 7:703

Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, и до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота).

8:1586

8:9

До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена.

8:169 8:179

Но в 1943-м нацисты спрятали картину в штольню, где после долгих поисков ее обнаружили советские солдаты . Так творение Рафаэля попало в СССР.

8:445 8:455

В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.

8:774

ХУДОЖНИК Рафаэль Санти 8:838

1483 - Родился в Урбино в семье художника.
1500 - Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино. Подписал первый контракт - на создание алтарного образа «Коронование св. Николы из Толентино».
1504-1508 - Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Создал первых мадонн - «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком».
1508-1514 - Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др.), написал портрет папы Юлия II. Получил должность писца папских указов.
1512-1514 - Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо».
1515 - Был назначен главным хранителем древностей Ватикана. Написал «Мадонну в кресле».
1520 - Умер в Риме.

9:2712

«Сикстинская Мадонна» - наиболее известная из картин Рафаэля Санти, которая не имеет творческих аналогов. История создания шедевра вызывает споры среди историков и искусствоведов. О гипотезах и теориях создания «Сикстинской Мадонны», истории существования «Сикстинской Мадонны» и современной жизни картины читайте в нашей статье.

Правда о создании шедевра Рафаэля «Сикстинская Мадонна» затерялась в истории. Даже на уровне малочисленных документов есть разные версии, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. Это не даёт возможность поставить точку в споре историков о заказчике картины. Оппонентом для церкви Св. Сикста в честь победы над французами, выступил немецкий искусствовед Хуберт Гримме. Он выдвинул теорию, что картина предназначалась для траурной церемонии торжественного прощания с папой Юлием II , который умер от лихорадки 21 февраля 1513 года и стал первым папой, тело которого забальзамировали. Тело папы было выставлено для прощания в правом боковом приделе (часть храма для размещения дополнительного алтаря для богослужения) собора Св. Петра. Картина была помещена над гробом папы Юлия. Гримме настаивает, что именно расположение картины определило её композицию: Рафаэль изобразил, как из глубины ниши, обрамлённой зелёным занавесом, Богоматерь приближается к гробу понтифика. По версии Гримме, ангелы внизу картины опираются на деревянную крышку гроба папы Юлия. А папская тиара с геральдическим символом делла Ровере - жёлудем - указывает на принадлежность умершего к этому древнему роду. Но католический ритуал запрещает использовать в культовых целях на главном алтаре изображения, которые использовались на траурных церемониях. Ватикан обладал беспрецедентной властью. И всё произошло обычным порядком: с молчаливого согласия курии (главного административного органа Святого Престола и Ватикана) «Сикстинская Мадонна» была продана бенедиктинскому монастырю в далёкой Пьяченце. Избежав таким образом нежелательного внимания к этому нарушению, картину поместили на главный алтарь церкви Св. Сикста.

«Сикстинская Мадонна» в интерьере церкви Св.Сикста

Шедевр Рафаэля, затерявшийся в провинции, оставался неизвестным до 1754 года, когда курфюрст Саксонии (князь, наделённый правом выбора короля) Август III вывез картину в Дрезден. В церкви Св. Сикста осталась копия «Сикстинской Мадонны», выполненная художником Джузеппе Ногари.

«Сикстинская Мадонна», одна из самых известных картин в мире, получила признание только в середине XVIII века, когда была приобретена правителем Саксонии Августом III . Август III унаследовал страсть к коллекционированию картин от своего отца Августа II Сильного, который слыл ценителем искусств и первым стал собирать произведения старых мастеров. Как и отец, Август III никогда не отказывал себе в удовольствии, не жалея средств, приобрести какой-нибудь шедевр в Венеции, Болонье или Праге. Эти дорогостоящие покупки он позволял себе за счёт поступлений из казны огромного Польско-Литовского государства, чей выборный трон Август III занимал. Приобретались только шедевры, в выборе которых Август III полагался на советы Франческо Альгаротти, крупнейшего авторитета в области искусства XVIII века, который подобрал для саксонских курфюрстов исключительное по качеству собрание живописи. Но в Риме попытке агентов Августа III приобрести работы Рафаэля не увенчались успехом. При посредничестве болонского художника Джиованнини Август III два года вёл непростые переговоры о покупке «Сикстинской Мадонны». Ситуация часто ставилась на паузу: камнем преткновения была стоимость картины. Потребовался год переговоров в назначении цены в 25 тысяч римских скуди. Эта сумма была огромной (почти 70 кг золота), и она в 25 раз превышала ту, которую обычно курфюрст Саксонии платил за произведение искусства. Ещё год был потрачен на ожидание разрешения папы Бенедикта IV на продажу монастырём прекрасного алтарного образа. «Сикстинская Мадонна» стала вершиной удачных приобретений Августа III того периода. Картиной настолько дорожили, что отступили от привычной практики (в те времена обычно добирались из Италии в Саксонию через Венецию и Вену) и отправили «Сикстинскую Мадонну» через Тироль и Аутсбург, избежав таможенных придирок в Венеции.

В истории картины началась новая глава. 1 марта 1754 года «Сикстинская Мадонна» была впервые выставлена в зале для аудиенций замка - резиденции курфюрста в Дрездене. Картина, почти забытая в Пьяченце, снова приобрела известность, правда, в рядах немногочисленной избранной публики. Ещё в 1846 году в Дрездене началось строительство здания для музея, которое было завершено в 1855 году. «Сикстинская Мадонна» и другие шедевральные картины были перевезены в Дрезденскую галерею, которая теперь стала общедоступной для посещения. Иностранным посетителям осмотр галереи разрешался за большую плату. Состав галереи отражал вкусы европейской аристократии эпохи Просвещения. Непререкаемым авторитетом в то время считался Рафаэль, а его лучшей станковой работой - «Сикстинская Мадонна». В новой галерее картина Рафаэля получила свой отдельный зал, новую раму и мировое признание, более чем через 300 лет после её создания. В своей статье, вышедшей в 1755 году, историк искусствовед Винкельман назвал «Сикстинскую Мадонну» самой лучшей и драгоценной из всего собрания галереи.

Война - тёмная тень цивилизации, едва не лишила мир шедевра Рафаэля. В конце 1939 года «Сикстинская Мадонна» была направлена нацистами из Дрездена в крепость города Мейсен Альбрехтсбург, что не спасло её от ужаса разрушительных бомбёжек. Поэтому полотно вновь перевезли, а его местонахождение засекретили. В ночь с 13 на 14 февраля 1945 года американские бомбардировщики совершили неоправданно жестокий налёт на Дрезден, в котором не было военной необходимости, потому что дрезденский гарнизон был малочисленным. В течении 90 минут на город сбрасывались не только фугасные, но и начинённые фосфором и каучуком бомбы, которые выжигали всё дотла. В результате бомбёжки погибли около 30000 мирных жителей, более 85% зданий лежали в руинах, были безжалостно уничтожены бесчисленные памятники истории и культуры, в том числе Альбертинум - известный Музей древнего искусства Германии, один из крупнейших в Европе музей скульптур. А на месте Дрезденской картинной галереи высились только обугленные остовы стен. Но к моменту бомбардировки художественных сокровищ там уже не было. Сразу же после освобождения города советскими войсками, начались поиски экспонатов дрезденских музеев. В штольне заброшенной каменоломни за Эльбой нашли немецкий план размещения сокровищ из дрезденских музеев. Тайников оказалось много - 53 (позже выяснилось, что подавляющее большинство из них были заминированы). «Хранилищами» шедевров Дрезденской галереи оказались туннель в Гросс-Котта и известковый карьер в Покуу - Ленгефельд.

Годы войны стали трагическими для культурной жизни Дрездена. Большинство экспонатов, извлечённых из тайников, нуждались в немедленной помощи, многие из них находились на грани уничтожения, от бомбардировок пострадали более 300 картин. Но разруха послевоенной Германии не позволяла даже создать надлежащие условия для хранения картин, не говоря уже об их реставрации. Полотно Рафаэля и найденные шедевры были отправлены на реставрацию в Киев и Москву. По технологическим причинам процесс реставрации оказался продолжительным. Только через 10 лет «Сикстинская Мадонна» и ещё 1240 картин возвратились в собрание Дрезденской галереи. «Сикстинская Мадонна» реставрировалась несколько раз: в 1826 году, в 1856 году и в 1931 году. Сейчас Дрезденский музей, опасаясь за сохранность шедевра, не торопится с его реставрацией.

В сентябре 2011 года в Дрезденскую галерею на выставку, приуроченную визиту Папы Бенедикта XVI в Германию, привезли прообраз знаменитой «Сикстинской Мадонны» - «Мадонну ди Фолиньо», которая для этой выставки впервые за всю историю покинула Пинакотеку Ватикана. Интересный факт: сейчас никто не усомнился бы в превосходстве «Сикстинской Мадонны», но в XVIII веке «Мадонна ди Фолиньо» ценилась выше. Ведь именно её, а не «Сикстинскую Мадонну» Август III хотел приобрести для своего дрезденского собрания, но по разным причинам не смог это сделать.

«Сикстинская Мадонна» на выставке в Дрезденской галерее

Приглушённая палитра «Сикстинской Мадонны» уступает итенсивностью красок «Мадонне ди Фолиньо», красочный которой очистили итальянские реставраторы. Но поскольку художник использовал одни и те же краски при создании обеих картин, можно только предположить, как прекрасна была некогда «Сикстинская Мадонна».

Золотая монета, выпущенная Ватиканом. Тема выпуска - «Сикстинская Мадонна» Рафаэля

Италия увековечила шедевр Рафаэля. Очередная золотая монета номиналом €100 серии «Станцы Рафаэля» была выпущена в обращение Государством-городом Ватикан в сентябре 2013 года. Темой этого выпуска стала «Сикстинская Мадонна» Рафаэля.

Сюжет

Это монументальная работа. Почти два на два метра. Только подумайте, какое впечатление производила эта картина на людей XVI века. Казалось, что Мадонна спускается с небес. Ее глаза не полуприкрыты, не смотрят в сторону или на младенца. Она взирает на нас. А теперь попробуйте представить, как это выглядело в церковной обстановке. Люди только входили в храм и сразу встречались взглядом с Богоматерью — ее образ был виден в далекой перспективе, задолго до того, как человек подходил к алтарю.

За Мадонной наблюдают папа Сикст II и святая Варвара. Они были реальными историческими персонажами, которых за мучения церковь канонизировала.

Мученичество Святого Сикста II, XIV век

Папа Сикст II недолго пробыл на престоле — с 257 по 258 год. Ему отрубили голову при императоре Валериане. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере, название которого переводится как «дуб», поэтому на золотой мантии вышиты желуди и листья этого дерева. Тот же символ присутствует и на папской тиаре, три короны которой символизируют царство Отца, Сына и Святого Духа.

Рафаэль первым написал Мадонну, которая смотрит зрителю в глаза

Святая Варвара не случайно выбрана для этого полотна. Она была покровительницей Пьяченцы — для церкви именно в этом городе писал Рафаэль свою Мадонну. История этой женщины крайне трагична. Она жила в III веке, ее отец был язычником, а девушка обратилась в христианство. Естественно, батюшка был против — долго пытал дочь, а затем и вовсе обезглавил.

Фигуры образуют треугольник. Это подчеркивает раскрытый занавес. Он же делает зрителя соучастником действа, а также символизирует разверзнутые небеса.

Задний фон — вовсе не облака, как может показаться, а головы младенцев. Это еще не родившиеся души, которые пока на небесах и славят бога. Ангелы внизу своим бесстрастным видом говорят о неизбежности божественного промысла. Это символ принятия.

Контекст

Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II. Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области. Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. В Пьяченце находился монастырь святого Сикста — покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик. Монахи активно агитировали за присоединение к Риму, за что Юлий II решил их отблагодарить и заказал у Рафаэля заалтарный образ, на котором Богоматерь является святому Сиксту.

«Сикстинская Мадонна» написана по заказу папы Юлия II

Мы не знаем, кто именно позировал Рафаэлю для Мадонны. По одной из версий, это была Форнарина — не только натурщица, но еще и возлюбленная художника. История не сохранила даже ее настоящего имени, не говоря уже о подробностях жизни. Форнарина (буквально — булочница) — это прозвище, которым она была обязана профессии своего отца-пекаря.


«Рафаэль и Форнарина», Жан Энгр, 1813

Легенда гласит, что Форнарина и Рафаэль случайно встретились в Риме. Живописец был поражен красотой девушки, заплатил ее отцу 3000 золотых и забрал к себе. Следующие 12 лет — до смерти художника — Форнарина была его музой и моделью. Что же произошло с женщиной после смерти Рафаэля, неизвестно. По одной версии, она стала куртизанкой в Риме, по другой, — постриглась в монахини и вскоре скончалась.

Но вернемся к «Сикстинской Мадонне». Надо сказать, что слава к ней пришла много позже после написания. Два века она пылилась в Пьяченце, пока в середине XVIII века ее не купил Август III, курфюрст саксонский и король польский, и не увез ее в Дрезден. Несмотря на то, что тогда картина не считалась шедевром Рафаэля, монахи торговались два года и заломили цену. Августу же было не принципиально — купить это полотно или другое, главное — кисти Рафаэля. Именно его картин не хватало в коллекции курфюрста.


Август III

Когда «Сикстинскую Мадонну» привезли в Дрезден, Август III якобы самолично отодвинул свой трон со словами: «Дорогу великому Рафаэлю!», когда носильщики замешкались, пронося шедевр по залам его дворца.

Для «Сикстинской Мадонны», возможно, позировала любовница Рафаэля

Прошло еще полвека, и «Сикстинская Мадонна» стала хитом. Ее копии появились сначала во дворцах, потом в буржуазных особняках, а затем в виде эстампов и в домах простых людей.

Полотно чудом уцелело в годы Второй мировой войны. Сам Дрезден был разрушен до основания. Но «Сикстинскую Мадонну», как и другие картины Дрезденской галереи, спрятали в товарном вагоне, стоявшем на рельсах в заброшенной каменоломне в 30 км к югу от города. В мае 1945 года советские войска нашли картины и привезли в СССР. Шедевр Рафаэля хранился в запасниках Пушкинского музея 10 лет, пока не был возвращен вместе со всем дрезденским собранием властям ГДР в 1955 году.

Судьба художника

Рафаэль творил в то время, когда Возрождение достигло кульминации развития. Он был современником Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Рафаэль тщательно изучил их технику, это был правильно выбранный инструмент для исполнения художественных замыслов.

За свою жизнь Рафаэль создал несколько десятков «Мадонн». Не только потому, что их часто заказывали. Художнику была близка тема любви и самоотречения, она была одной из важнейших в его творчестве.


Автопортрет

Свою карьеру Рафаэль начал во Флоренции. Во второй половине 1508 года он переезжает в Рим, который в то время становится центром искусств. И этому немало способствовал вступивший на папский престол Юлий II. Это был крайне честолюбивый и предприимчивый человек. К своему двору он привлек лучших художников Италии. В том числе и Рафаэля, который при содействии архитектора Браманте стал официальным художником папского двора.

Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура. В их числе была и знаменитая «Афинская школа» — многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы. В некоторых лицах угадываются черты современников Рафаэля: Платон написан в образе да Винчи, Гераклит — Микеланджело, Птолемей очень похож на автора фрески.

Самый известный ученик Рафаэля прославился порнографическими рисунками

А теперь минутка для рубрики «мало кто знает». Рафаэль был еще и архитектором. Он достраивал после смерти Браманте собор Святого Петра в Ватикане. Кроме того, он построил в Риме церковь, капеллу, несколько палаццо.


Афинская школа

Учеников у Рафаэля было немало, правда, самый известный из них приобрел славу благодаря порнографическим рисункам. Рафаэль никому не смог передать свои секреты. В дальнейшем его картины вдохновляли Рубенса, Рембрандта, Мане, Модильяни.

Рафаэль прожил 37 лет. Точно назвать причину смерти нельзя. Под одной, версии, из-за лихорадки. По другой, — из-за невоздержанности, которая стала стилем жизни. На его гробнице в Пантеоне есть эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

Один из наиболее часто обсуждаемых и самых любимых шедевров Возрождения - это картина "Сикстинская Мадонна" Рафаэля. Для многих людей она остается примером высокой западной живописи. Ее популярность практически так же велика, как у "Моны Лизы". Все, кто изучал это полотно, признавали странные и сбивающие с толку выражения лиц Марии и младенца Иисуса, но все попытки расшифровать их значения зачастую были неудачными.

Небольшая история великого шедевра

Произведения Рафаэля необыкновенно значимы и интересны. Когда он писал свое полотно "Сикстинская Мадонна", то совершил некий прорыв в творчестве и оставил для потомков уникальный шедевр. Изначально эта картина была отвергнута заказчиками и обречена на многолетние странствия. Она видела аскетичность монастырских стен и роскошь королевских дворцов. В XVI столетии это уникальное произведение было почти забыто, в XIX стало одним из самых популярных творений мирового искусства, а в середине XX века едва не погибло. Все эти перипетии выпали на долю полотна, которое написал Рафаэль Санти, - "Сикстинская Мадонна".

Шедевр, который не может оставить равнодушным

Великого эпохи Возрождения называли поэтом образа Мадонны. Мотив матери с младенцем оставался неизменным во многих произведениях Рафаэля, но "Сикстинская Мадонна" производит на зрителя наиболее сильное впечатление - глаза Мадонны смотрят доверчиво и в то же время тревожно.

С величием и простотой женщина несет людям самое дорогое - своего сына. Мадонна легко и уверенно ступает по облакам, которые клубятся под ее босыми ногами. Легкий ветерок откидывает край ее простого плаща. Всем своим обликом Мадонна напоминает обыкновенную крестьянку. Она даже своего сына держит так, как обычно держат детей крестьянские женщины. Именно так передал образ Девы Марии автор "Сикстинской Мадонны".

Предположения искусствоведов о шедевре Рафаэля

Эту простую женщину встречают как Царицу небесную. На Мадонну восхищенно смотрит коленопреклоненный старик в парадной папской мантии - это Святой Сикст. Именно ему явилась Богоматерь вместе со своей спутницей которая облегчает муки умирающих.

Искусствоведы уделяют пристальное внимание работе Рафаэля "Сикстинская Мадонна": и ее подробное изучение занимает умы исследователей многие десятилетия, ведь это надгробное полотно, которое художник создал на смерть своего благодетеля Папы Юлия Второго. Вот почему черты лица Юлия запечатлены в образе Святого Сикста, а стоящая на парапете, увенчана желудем, гербовым знаком Юлия Второго.

Заказ на надгробную картину

Покровитель Рафаэля Санти был своенравным стариком. Он мог поколотить художника своим посохом или отдать приказ о разрушении фресок, которые ему не понравились. В то же время Юлий не жалел никаких средств на украшение дворцов и церквей.

По его заказу Рафаэль занимался росписью залов нового папского дворца в Риме и создал величественные фрески "Диспут", "Парнас" и другие. В 1513 году Юлий Второй умер, и Рафаэлю, как одному из его самых любимых художников, было предложено написать картину, которая должна была находиться над гробницей Папы в Римском соборе Сан-Пьетро. Конечно, согласился на выполнение этой работы Рафаэль Санти. "Сикстинская Мадонна" стала надгробной картиной.

Двухсотлетние скитания известного полотна

Предполагается, что художник работал над своим произведением в 1513 году, но родственники Папы передумали и в соборе вместо картины установили статую. Это была скульптура "Моисей" работы Микеланджело, вечного соперника Рафаэля. А отвергнутый шедевр художника был вывезен из Рима. Так начались скитания "Сикстинской Мадонны".

В течение двух столетий картина находилась в провинциальном городке Пьяченце, в монастыре бенедиктинцев.

Это породило легенду о том, что "Сикстинская мадонна" была написана по заказу монахов для церковного алтаря. Прошло более двух веков, и картину в 1754 году приобрел страстный немецкий коллекционер живописи Август Третий. Он заплатил за нее 20 000 цехинов, немалую по тем временам сумму. Произведение было привезено в Саксонию, в Дрезденский дворцовый ансамбль, но видеть ее могли только избранные. Жемчужина галереи, которую написал Рафаэль Санти, "Сикстинская Мадонна", на последующие 100 лет была сокрыта от посторонних взглядов в одном из безлюдных залов дворца.

Исторические события, которые пришлось пережить известному шедевру

А тем временем Европу сотрясали революции. В 1749 году в Германии началось народное восстание. Во время уличных боев в Дрездене загорелся концертный зал Цвингера, но картины, к счастью, не пострадали. Через 6 лет поврежденная часть дворца была восстановлена.

В 1855 году "Сикстинская Мадонна" вместе с другими шедеврами была перевезена в другое крыло здания. Дрезденская галерея стала местом паломничества тысяч людей из многих стран мира. 8 мая 1945 года Дрезден атаковало полторы тысячи американских бомбардировщиков. Исторический центр города, имеющий трехсотлетнюю историю, был разрушен за полтора часа. Архитектурный ансамбль Цвингер был превращен в развалины.

Но через два месяца недалеко от Дрездена советскими воинами была обнаружена заброшенная каменоломня. Там прямо на сырых камнях лежали полотна голландских мастеров, и только одна картина была тщательно упакована в ящик со специальными амортизаторами. Конечно, это был знаменитый шедевр, который создал Рафаэль Санти, - "Сикстинская Мадонна".

Путешествие в Россию

Летом 1945 года эта картина вместе с другими полотнами из немецких музеев была вывезена в Москву. В течение девяти лет лучшие реставраторы возвращали к жизни пострадавшее произведение искусства. А в 1954 году "Сикстинская Мадонна" и другие экспонаты были выставлены на два месяца в Московском после чего были возвращены в ГДР.

За годы своей жизни множество произведений написал Рафаэль Санти. Картины "Сикстинская мадонна", "Три грации", "Обучение Девы Марии", "Триумф Галатеи" и многие другие вызывают чувство восхищения и благоговейного трепета.