Фотографии картин известных художников. Как недостаток превратился в талант. Портрет Доры Маар

Достояние мировой коллекции живописи исчисляется несколькими десятками тысяч полотен, из которых не одна сотня признана величайшими мировыми шедеврами. Считается, что если человек знаком с творчеством хотя бы десяти–пятнадцати художников, чьей руке принадлежат эти многочисленные работы, то его уже можно назвать культурным и образованным (хотя бы в сфере живописи). Но суть заключается не в пафосном проглатывании «отметки об успеваемости» – на этих полотнах изображены мудрость, тонкость, индивидуальность, успех, величие, труд… В картинах великих художников заключен сакральный смысл, и поистине образован и мудр тот, кто способен его рассмотреть. Далее речь пойдет о десятке самых известных картин в мире. Этот список не является рейтингом или его подобием – лишь малой толикой той вселенной, имя которой – Искусство.

1. Мона Лиза (Леонардо да Винчи)

Пожалуй, найдется мало цивилизованных людей в мире (если не говорить о диких племенах в первозданных местах планеты), которые не знают, как выглядит Мона Лиза кисти Леонардо да Вични, и уж тем более – тех, кто не слышал об этой известнейшей картине. Сегодня располагается она в Лувре (Париж). Своей известностью Мона Лиза обязана роковому событию – в начале прошлого века картина была похищена одним из сотрудников этого музея. В течение двух лет вся мировая пресса неустанно говорила об этом случае. Еще одним интересным моментом, достойным многолетних всемирных обсуждений, является улыбка Джоконды. Помимо этого, существуют даже высказывания, что на картине изображен юноша.

2. Тайная вечеря (Леонардо да Винчи)

Тайная вечеря – одна из лучших картин мирового искусства. Если предыдущее полотно было похищено из музея и на два года пропало из поля зрения общественности, то эта картина имеет поистине трагичное прошлое. Она представляет собой фреску, расположенную в одном из миланских монастырей. Тайная вечеря была украшением здания даже в то время, когда оно выполняло роль оружейной, тюрьмы, подвергалось бомбардировкам. Фреску реставрировали по меньшей мере пять раз. На ней изображен Иисус со своими двенадцатью учениками, расположенными за столом. Картина имеет огромное значение не только для мирового искусства, но и для религии – православия в частности.

3. Сикстинская Мадонна (Рафаэль Санти)

Современником Леонардо да Вични был Рафаэль Санти, который написал одну из известнейших картин — Сикстинскую Мадонну. Примечательно то, что в качестве «платформы» для картины использовалась не древесная доска, как в подавляющем большинстве случаев в живописи того времени, а полотно. Второй момент – его размер: 265х196 сантиметров. Огромная картина, ручная работа, тончайшие детали (например, задний фон картины сложен из лиц ангелов, которые первоначально многие принимают за облака) – это же гигантский труд! На полотне изображена Мадонна с младенцем, в окружении Святого Сикста и Святой Варвары. Известно, что натурщиками для Сикстинской Мадонны стали его возлюбленная (для главной героини), папа Юлий и племянница художника (для двух других персонажей соответственно).

4. Ночной дозор (Рембрандт)

«Ночной дозор» — одна из самых известных картин Рембрандта. Изначально это произведение называлось совершенно иначе. Однако, искусствоведческие деятели, обнаружившие его около двух веков назад подумали, будто действие происходит ночью, и полотно получило свое нынешнее название. В действительности же действо происходит днем, а его темнота – следствие копоти. Но мир узнал картину как «Ночной дозор», и поныне это название осталось неизменным. Среди величайших картин мира, это – тот немногочисленный случай, когда имя произведения не сохранилось первозданным, а было практически придумано «на абум».

5. Звездная ночь (Винсент Ван Гог)

Достоянием современного искусства стала и картина Ван Гога «Звездная ночь». Интересен тот факт, что художник написал эту работу по памяти, хотя и он, и многие другие художники преимущественно пишут с натуры – чего-то или кого-то. Также интересно, что в это время художник находился в психиатрической лечебнице, потому как страдал приступами безумия. Вот так безумец-художник написал мировой шедевр, так он практически создал новое направление в изобразительном искусстве, так он увековечил свое имя. И свет видел не мало сумасшедших и безумных, что оказывались гениями. А мир и дальше продолжает смеяться над безумцами!

6. Постоянство памяти (Сальвадор Дали)

«Постоянство памяти» — одно из самых известных произведений Сальвадора Дали. Находится картина в нью-йоркском Музее современного искусства. В продолжении о сумасшедших и гениях, стоит сказать, что идея для написания работы у художника появилась при… виде плавленого сыра! Ассоциации, которые продукт вызвал у Дали, побудили художника изложить на полотно свои идеи именно в таком виде. В этом общественности Дали признался лично, даже и не пытаясь скрыть своеобразной странности, подтолкнувшей его к написанию картины. А, вернувшаяся вечером в день написания полотна с кино, возлюбленная Сальвадора, пророчески заявила, что любой, кто единожды увидит «Постоянство памяти», уже никогда не способен будет забыть его.

7. Рождение Венеры (Сандро Боттичелли)

В числе самых известных картин мира – «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. Полотно располагается в не менее известной галерее Уффици, что находится во Флоренции. На картине художник изобразил мифологию появления на свет богини Афродиты: она плывет по морю к берегу на одной из половин раковины, подгоняемой Зефиром (богом западного ветра), который, находясь в объятиях своей супруги, наполняет потоки ветра цветами. На берегу ее ожидает грация, готовясь укрыть богиню мантией. Боттичелли использовал яичный желток в качестве защитного слоя картины, благодаря чему она отлично сохранилась до наших дней.

8. Девятый вал (Айвазовский)

Выдающаяся работа отечественного художника Ивана Айвазовского «Девятый вал» позволяет поистине гордиться тем, что среди величайших мировых произведений изобразительного искусства есть и наш вклад. Айвазовский известен тем, что его изобразительное пристрастие лежало в сфере изображения моря – этому он посвятил всю свою деятельность художника. «Девятый вал» получил огромное мировое призвание и вошел в число ста величайших картин мира.

9. Впечатление. Восходящее солнце (Клод Моне)

Полотно Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце», хранящееся в парижском музее, положило начало целому направлению живописи – импрессионизму. Это произведение родилось ранним утром на одном из старых французских аванпортов, как понятно, с натуры. Клон Моне, используя все свое мастерство, старался изобразить мимолетное чувство наслаждения от одного единственного момента, в чем и заключается суть импрессионизма, который стал развиваться в последующие годы. А свое название это направление в изобразительном искусстве получило благодаря первому слову в названии картины, которое на французском звучит как «импрессио».

Коллекции московских музеев и галерей - одни из самых богатых в мире. Более 150 лет назад российские меценаты и коллекционеры начали собирать самые известные картины мира, уникальные художественные творения, не жалея ни денег, ни времени на поиски талантов. И чтобы вы не заблудились в десятках тысяч представленных картин, мы подобрали для вас знаменитые картины мира, представленные в музеях и галереях Москвы

Государственная Третьяковская галерея

«Богатыри», Виктор Васнецов, 1881-1898 гг.

Почти двадцать лет Виктор Михайлович трудился над одним из самых великих художественных произведений России, шедевром, который стал символом могущества русского народа. Васнецов считал эту картину своим творческим долгом, обязательством перед родиной. В центре картины изображены три главных героя русских былин: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Прообразом Алеши Поповича стал младший сын Саввы Мамонтова, а вот Добрыня Никитич - собирательный образ самого художника, его отца и деда.


Фото: wikimedia.org

«Неизвестная», Иван Крамской, 1883 г.

Мистическая картина, окутанная ореолом таинственности. Множество раз она меняла своих хозяев, так как женщины утверждали, что при длительном нахождении возле этого портрета, они теряли свою молодость и красоту. Любопытно, что даже Павел Третьяков не захотел покупать ее в свою коллекцию, и работа появилась в галерее лишь в 1925 го­ду в результате национализации частных коллекций. Только в советское время «Неизвестная» Крамского была признана идеалом красоты и духовности. Несложно распознать на заднем плане картины Невский проспект, а точнее Аничков мост, по которому «неизвестная» грациозно проезжает в изящной карете. Кто эта девушка? Еще одна загадка, оставленная художником. Ни в письмах, ни в дневниках Крамской не оставил упоминаний о ее личности, а версии расходятся: начиная от дочери автора до Анны Карениной Толстого.


Фото: dreamwidth.org

«Утро в сосновом лесу», Иван Шишкин и Константин Савицкий, 1889 г.

Мало кому известно, что помимо Ивана Шишкина в создании этой картины участвовал еще одни известный российский художник, подпись которого, по настоянию Павла Третьякова, была стерта. Иван Иванович, обладавший исключительным талантом живописца, изобразил величие пробуждающегося леса, а вот создание играющих мишек принадлежит кисти его товарища, Константина Савицкого. У этой картины есть еще одно название, народное - «Три медведя», которое появилось благодаря известным конфетам фабрики «Красный Октябрь».


Фото: wikimedia.org

«Демон сидящий», Михаил Врубель, 1890 г.

Третьяковская галерея - уникальное место для поклонников творчества Михаила Врубеля, так как здесь находится наиболее полное собраний его картин. Тема демона, олицетворяющего внутреннюю борьбу величия человеческого духа с сомнениями и страданиями, стала главной в творчестве художника и феноменальным явлением в мировой живописи.

«Сидящий демон» - самый известный из подобных образов Врубеля. Картина создана достаточно крупными, резкими мазками мастихина, издалека напоминающими мозаику.


Фото: muzei-mira.com

«Боярыня Морозова», Василий Суриков, 1884-1887 гг.

Гигантское по размеру эпическое историческое полотно было написано по мотивам «Повести о боярыне Морозовой», сподвижнице сторонников старой веры. Автор долго искал подходящее лицо - бескровное, фанатичное, с которого он бы смог написать портретный этюд главной героини. Суриков вспоминал, что ключ к образу Морозовой дала увиденная однажды ворона с подбитым крылом, которая отчаянно билась о снег.


Фото: gallery-allart.do.am

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» или «Иван Грозный убивает своего сына», Илья Репин, 1883-1885 гг.

Эта картина не оставляет равнодушным ни одного посетителя галереи: она вызывает беспокойство, необъяснимый страх, притягивает и одновременно отталкивает, завораживает и пробирает до мурашек по коже. О своем чувстве тревоги и волнения во время создания картины Репин написал: «Работал как завороженный. Минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины. Прятал ее. Но что-то гнало меня к ней, и я опять работал. Порой пробирала дрожь, а потом чувство кошмара притуплялось…». Художник успел закончить картину к 300-летию смерти Ивана Грозного, но шедевр не сразу предстал перед публикой: три месяца картина была под запретом цензуры. Говорят, будто мистическим образом картина навлекла беду на своего творца и людей, участвовавших в ее создании. После завершения картины у Репина отнялась рука, а друг художника, который позировал для картины в роли убитого Ивана, сошел с ума.


Фото: artpoisk.info

«Девочка с персиками», Валентин Серов, 1887 г.

Эта картина считается одним из самых радостных, свежих и лирических живописных полотен конца XIX века. Молодость и жажда жизни здесь чувствуется в каждом мазке еще совсем юного (22 года) Валентина Серова, в легкой, едва уловимой улыбке Верочки Мамонтовой, дочери известного предпринимателя и мецената, а также светлой и уютной комнате, тепло которой разливается и на своего зрителя.

Позже Серов стал одним из лучших портретистов, признанным практически по всему миру, и увековечил многих знаменитых современников, но «Девочка с персиками» до сих пор остается самой известной его работой.


Фото: allpainters.ru

«Купание красного коня», Кузьма Петров-Водкин, 1912 г.

Искусствоведы называют эту картину провидческой. Они считают, что автор символически предсказал «красную» судьбу России ХХ века, изобразив ее в образе мчащегося коня.

Произведение Петрова-Водкина - это не просто картина, а символ, прозрение, манифест. Современники сравнивают силу его воздействия с «Черным квадратом» Казимира Малевича, который вы также сможете увидеть в Третьяковке.


Фото: wikiart.org

«Черный квадрат», Каземир Малевич, 1915 г.

Эту картину называют иконой футуристов, которую они ставят взамен Мадонны. По утверждению автора, на ее создание ушло несколько месяцев, и она стала частью триптиха, в который также вошли «Чёрный круг» и «Чёрный крест». Как обнаружилось, первичный слой картины Малевич писал разными красками и, если присмотреться, вы увидите, что углы квадрата сложно назвать прямыми. В истории мирового искусства сложно найти картину с более громкой славой, чем «Чёрный квадрат» Казимира Малевича. Его копируют, ему подражают, но его шедевр неповторим.


Фото: wikimedia.org

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

«Портрет Жанны Самари», Пьер-Огюст Ренуар, 1877 г.

Парадоксально, что эта картина изначально планировалась художником всего лишь как подготовительный этюд к парадному портрету французской актрисы Жанны Самари, который можно увидеть в Эрмитаже. Но в итоге искусствоведы единогласно сошлись на том, что это лучший из всех ренуаровских портретов актрисы. Художник так искусно соединил тона и полутона платья Самари, что в итоге картина заиграла необычным оптическим эффектом: при взгляде под определенным углом зеленое платье Жанны становится синим.


Фото: art-shmart.livejournal.com

«Бульвар Капуцинок в Париже», Клод Моне, 1873 г.

Это одна из самых узнаваемых работ Клода Моне - гордость и достояние Пушкинского музея. С близкого расстояния на картине видны лишь маленькие мазки, но стоит сделать всего несколько шагов назад, как картина оживает: Париж дышит свежим воздухом, лучи солнца освещают бурлящую толпу, которая суетливо движется по бульвару, и, кажется, даже можно услышать городской гул, который слышится далеко за пределами картины. В этом и мастерство великого импрессиониста Моне: на мгновение вы забываете о плоскости холста и растворяетесь в иллюзии, искусно созданной художником.


Фото: nb12.ru

«Прогулка заключенных», Ван Гог, 1890 г.

Есть что-то символичное в том, что «Прогулку заключенных», одно из своих самых пронзительных творений, Ван Гог написал в лечебнице, куда он впервые попал из-за начавшейся душевной болезни. Более того, если присмотреться, четко видно, что центральный персонаж картины наделен чертами художниками. Несмотря на использование чистых оттенков синих, зеленых и фиолетовых красок, колорит полотна кажется мрачным, а движущиеся по кругу узники будто говорят, что нет выхода из тупика, где жизнь подобна замкнутому кругу.


Фото: opisanie-kartin.com

«Жена короля», Поль Гоген, 1896 г.

Эту работу художника многие искусствоведы считают уникальной жемчужиной в ряду знаменитых обнажённых дев европейского искусства. Она была написана Гогеном в период его второго пребывания на Таити. Кстати, на картине изображена жена не короля, а самого Гогена - 13-летняя Техура. Экзотический и живописный пейзаж картины не может не вызывать восхищение - обилие красок и зелени, цветные деревья и синеющее вдали побережье.


Фото: stsvv.livejournal.com

«Голубые танцовщицы», Эдгар Дега, 1897 г.

Работы французского импрессиониста Эдгара Дега внесли бесценный вклад в историю мирового и французского изобразительного искусства. Картина «Голубые танцовщицы» признана одной из лучших работ Дега на тему балета, которой он посвятил немало своих самых выдающихся полотен. Картина выполнена пастелью, которую художник особенно любил за изящное соединение цвета и линий. «Голубые танцовщицы» относится к позднему периоду творчества художника, когда его зрение ослабело, и он стал работать большими цветовыми пятнами.


Фото: nearyou.ru

«Девочка на шаре», Пабло Пикассо, 1905 г.

Одна из самых известных и значительных работ «розового периода» Пабло Пикассо появилась в России благодаря меценату и коллекционеру Ивану Морозову, который приобрел ее в 1913 году для личного собрания. Голубой цвет, в который были окрашены практически все работы предыдущего сложного периода художника, еще присутствует в работе, но заметно слабеет, уступая первенство более светлому и радостному розовому. Полотна Пикассо легко узнаваемы: в них ярко видна душа автора и его необыкновенное восприятие окружающего мира. И как говорил сам художник: «Я мог рисовать как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует ребенок».


Фото: dawn.com

Адрес: Лаврушинский переулок, 10

Постоянная экспозиция «Искусство XX века» и выставочные залы

Адрес: Крымский Вал, 10

Режим работы:

вторник, среда, воскресенье - с 10.00 до 18.00

четверг, пятница, суббота - с 10.00 до 21.00

понедельник - выходной

Стоимость входного билета:

Взрослый - 400 руб (6$)

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв.

Адрес: Москва, ул. Волхонка, 14

Режим работы:

Вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье - с 11:00 до 20:00

Четверг - с 11:00 до 21:00

Понедельник - выходной

Стоимость входного билета:

Взрослый - 300 рублей (4.5$), по пятницам с 17:00 - 400 руб (6$)

Льготный билет - 150 руб (2.5$), по пятницам с 17:00 - 200 руб (3$)

Детям до 16 лет бесплатно

В начале декабря 2011 года на русских торгах в Лондоне были установлены новые ценовые рекорды. Подводя итоги года, мы составили список самых дорогостоящих работ художников России по результатам аукционных продаж.

33 самые дорогие к. Источник: 33 самые дорогие к.

Если верить рейтингам, самый дорогой русский художник - Марк Ротко. Его «Белый центр» (1950), проданный за 72,8 млн. долл., вдобавок, занимает 12-е место в списке самых дорогих картин в мире вообще. Однако Ротко был евреем, родился в Латвии и уехал из России в возрасте 10 лет. Честно ли с подобной натяжкой гнаться за рекордами? Поэтому Ротко, как и других эмигрантов, которые покинули Россию, еще не став художниками (например, Тамару де Лемпицки и Хаима Сутина) мы из списка вычеркнули.

№ 1. Казимир Малевич - 60 млн долл.

Автор «Черного квадрата» - слишком важная персона, чтобы его произведения часто встречались в свободной продаже. Вот и эта картина попала на аукцион весьма сложным путем. В 1927 году Малевич , собираясь устроить выставку, привез из своей ленинградской мастерской в Берлин почти сотню работ. Однако его срочно отозвали на родину, и он оставил их на хранение архитектору Хуго Херингу. Тот сберег картины в сложные годы фашистской диктатуры , когда их вполне могли уничтожить как «дегенеративное искусство», и в 1958 году, уже после смерти Малевича, продал их государственному музею Стеделек (Голландия).

В начале XXI века группа наследников Малевича, почти сорок человек, начала судебное разбирательство - потому что Херинг не являлся юридическим владельцем картин. В результате музей отдал им эту картину, и отдаст еще четыре, которые наверняка вызовут фурор на каком-нибудь аукционе. Ведь Малевич - один из самых подделываемых художников в мире, а происхождение картин из музея Стеделек безупречно. А в январе 2012 года наследники получили еще одну картину с той берлинской выставки, отобрав ее у швейцарского музея.

№ 2. Василий Кандинский - 22,9 млн долл.

На аукционную цену произведения влияет его репутация. Это не только громкое имя художника, но и «провенанс» (происхождение). Вещь из знаменитой частной коллекции или хорошего музея всегда стоит дороже, чем работа из анонимного собрания. «Фуга» происходит из прославленного Музея Гугенхайма: однажды директор Томас Кренц вывел из состава музейных фондов этого Кандинского, картину Шагала и Модильяни , и выставил их на продажу. На полученные деньги музей зачем-то приобрел коллекцию из 200 работ американских концептуалистов. Кренца за это решение очень долго осуждали.

Это полотно отца абстракционизма любопытно тем, что установило рекорд в далеком 1990-м году, когда аукционные залы Лондона и Нью-Йорка еще не заполнили безрассудные русские покупатели. Благодаря этому, кстати, оно и не сгинуло в какой-нибудь очень приватной коллекции в роскошном особняке, а находится в постоянной экспозиции в частном музее Бейелеров в Швейцарии, где его может увидеть любой. Редкий случай для такой покупки!

№ 3. Алексей Явленский - 9, 43 млн фунтов

Примерно 18,5 млн. долл. заплатил неизвестный покупатель за портрет, на котором изображена девушка из деревеньки под Мюнхеном. Шокко - это не имя, а прозвище. Модель, приходя в студию художника, каждый раз просила чашку горячего шоколада. Так за ней и прижилось «Шокко».

Проданная картина входит в его знаменитый цикл «Расея», изображающей отечественное крестьянство первой четверти ХХ века. И, право, изображающей с такими рожами, что смотреть страшно. Здесь в образе пастуха явлен крестьянский поэт Николай Клюев, предтеча Есенина. Среди его стихов есть такие: «На припеке цветик алый Обезлиствел и поблек - Свет-детина разудалый От зазнобушки далек».

№ 19. Константин Маковский - 2,03 млн фунтов

Маковский - салонный живописец, известный огромным количеством головок боярышень в кокошниках и сарафанах, а также картиной «Дети, бегущие от грозы», которую одно время постоянно печатали на подарочных коробках шоколадных конфет. Его сладкие исторические картины пользуются стабильным спросом среди русских покупателей.

Тема этой картины - древнерусский«поцелуйный обряд». Знатным женщинам на Древней Руси не разрешалось покидать женскую половину, и только ради почетных гостей они могли выйти, поднести чарку и (самая приятная часть) позволить поцеловать себя. Обратите внимание на картину, висящую на стене: это изображение царя Алексея Михайловича, один из первых конных портретов, появившихся на Руси. Композиция его, хоть и была нагло скопирована с европейского образца, считалась необыкновенно новаторской и даже шокирующей для того времени.

№20. Святослав Рерих - 2,99 млн долл.

Сын Николая Рериха покинул Россию совсем подростком. Жил в Англии, США, Индии. Как и отец, интересовался восточной философией. Как и отец - писал множество картин на индийские темы. Отец вообще занимал огромное место в его жизни - он написал более тридцати его портретов. Эта картина создана в Индии, где клан обосновался в середине века. Картины Святослава Рериха появляются на аукционах редко, а в Москве произведения знаменитой династии можно увидеть в залах Музея Востока , которому авторы их подарили, а также в музее музее «Международный центр Рерихов », который располагается в роскошной дворянской усадьбе прямо позади Пушкинского музея . Оба музея не очень любят друг друга: музей Востока претендует и на здание, и на коллекции Центра Рериха.

№ 21. Иван Шишкин - 1,87 млн фунтов

Главный русский пейзажист провел на Валааме три лета подряд и оставил множество изображений этой местности. Это произведение немного мрачновато и не похоже на классического Шишкина. Но это объясняют тем, что картина относится к его раннему периоду, когда он не нащупал свою манеру и находился под сильным влиянием дюссельдорфской школы пейзажа, в которой обучался.

Об этой дюссельдорфской школе мы уже вспомнали выше, в рецепте поддельного «айвазовского». « Шишкины» делаются по той же схеме, например, в 2004 году на Sotheby"s был выставлен «Пейзаж с ручьем» дюссельдорфского периода живописца. Он оценивался в 1 млн. долл. и подтверждался экспертизой Третьяковской галереи. За час до продажи лот был снят - это оказалась картина другого ученика этой школы, голландца Маринуса Адриана Куккука, купленная в Швеции за 65 тыс. долл.

№ 22. Кузьма Петров-Водкин - 1,83 млн фунтов

Портрет мальчика с иконой Богородицы был найден в частной коллекции в Чикаго. После того, как его передали аукционному дому, эксперты начали исследования, пытаясь установить его происхождение. Оказалось, что картина была на выставках в 1922 и 1932 годах. В 1930-х работы художника ездили по Штатам в составе выставки русского искусства. Возможно, именно тогда владельцы и приобрели эту картину.

Обратите внимание на пустое место на стене позади мальчика. Сначала автор думал написать там окно с зеленым пейзажем. Это бы уравновесило картину и по композиции и по цветам - трава бы перекликалась с зеленой туникой Богоматери (кстати, по канону она должна быть синей). Почему Петров-Водкин закрасил окно - неизвестно.

№ 23. Николай Рерих - 1,76 млн фунтов

Прежде чем навестить Шамбалу и начать переписываться с далай-ламой, Николай Константинович Рерих довольно успешно специализировался на древнерусской теме и даже делал балетные эскизы для « Русских сезонов» . Проданный лот относится к этому периоду. Изображенная сцена - чудесное явление над водой, которое наблюдает русский монах, скорей всего - Сергий Радонежский. Любопытно, что картина написана в том же году, что другое видение Сергию (тогда отроку Варфоломею), фигурирующее в нашем списке выше. Стилистическая разница - колоссальна.

Рерих написал множество полотен и львиную долю из них - в Индии. Несколько штук он подарил индийскому института сельскохозяйственных исследований. Недавно два из них, « Гималаи, Канченджанга» и « Закат, Кашмир», появились на аукционе в Лондоне. Только тогда младшие научные сотрудники института заметили, что их ограбили. В январе 2011 года индусы обратились в лондонский суд за разрешением расследовать это преступление в Англии. Интерес воров к наследию Рериха понятен, ведь есть спрос.

№ 24. Любовь Попова - 1,7 млн фунтов

Любовь Попова умерла молодой, поэтому прославиться, как другая амазонка авангарда Наталья Гончарова, не сумела. Да и наследие у нее поменьше - поэтому в продаже ее работы найти трудно. После ее смерти была составлена подробная опись картин. Этот натюрморт долгие годы был известен только по черно-белой репродукции, пока не всплыл в частной коллекции, оказавшись самым значительным произведением художницы в частных руках. Обратите внимание на жостовский поднос - может быть, это намек на вкус Поповой к народным промыслам. Она происходила из семьи ивановского купца, занимавшегося тканями, да и сама создала много эскизов агитационного текстиля на базе русских традиций.

№ 25. Аристарх Лентулов - 1,7 млн фунтов

Лентулов вошел в историю русского авангарда запоминающимся изображением собора Василия Блаженного - не то кубизм, не то лоскутное одеяло. В этом пейзаже он пытается дробить пространство по похожему принципу, но выходит не так увлекательно. Собственно, поэтому «Василий Блаженный » в Третьяковской галерее , а эта картина - на арт-рынке. Все-таки когда-то музейщики имели возможность снимать сливки.

№ 26. Алексей Боголюбов - 1,58 млн фунтов

Продажа этого малоизвестного художника, пусть и любимого пейзажиста царя Александра III, за такие безумные деньги - симптом бешенства рынка накануне кризиса 2008 года. Тогда русские коллекционеры были готовы покупать даже второстепенных мастеров. Тем более, что первоклассных художников продают редко.

Возможно, эта картина отправилась в подарок какому-нибудь чиновнику: у нее подходящий сюжет, ведь Храм Христа Спасителя давно перестал быть просто церковью, и стал символом. И льстящее происхождение - картина хранилась в царском дворце. Обратите внимание на детали: кирпичная кремлевская башня покрыта белой штукатуркой, а холм внутри Кремля совершенно необустроен. Ну, а зачем было стараться? В 1870-х столицей был Петербург, а не Москва, и Кремль не являлся резиденцией.

№ 27. Исаак Левитан - 1,56 млн фунтов

Совершено нетипичная для Левитана работа была продана на том же аукционе, что и картина Боголюбова, однако оказалась дешевле. Связано это, разумеется, c тем, что картина не похожа на «левитана ». Авторство ее, однако, бесспорно, аналогичный сюжет есть в Днепропетровском музее. 40 тысяч лампочек, с помощью которых был украшен Кремль, зажгли в честь коронации Николая II. Через несколько дней случится ходынская катастрофа.

№ 28. Архип Куинджи - 3 млн долл.

Знаменитый пейзажист написал три подобные картины. Первая находится в Третьяковке, третья - в Государственном музее Беларуси. Вторая, представленная на аукционе, предназначалась для князя Павла Павловича Демидова-Сан-Донато. Этот представитель знаменитой уральской династии жил на вилле под Флоренцией. Вообще, Демидовы, став итальянскими князьями, развлекались как могли. Например, дядя Павла, от которого тот унаследовал княжеский титул, был так богат и знатен, что женился на племяннице Наполеона Бонапарта , и однажды в плохом настроении ее высек. Бедная дама с трудом смогла добиться развода. Картина, однако, к Демидову не попала, ее приобрел украинский сахарозаводчик Терещенко.

№ 29. Константин Коровин - 1,497 млн фунтов

Импрессионистам присущ очень «легкий», размашистый стиль письма. Коровин - главный русский импрессионист. Он очень популярен среди мошенников; по слухам, количество его подделок на аукционах достигает 80%. Если картина из частного собрания была выставлена на персональной выставке художника в знаменитом государственном музее, то ее репутация упрочняется, и на следующем аукционе она стоит намного дороже. В 2012 году Третьяковская галерея планирует масштабную выставку Коровина. Может быть, там будут работы из частных собраний. Данный абзац - пример манипуляции сознанием читателя на примере перечисления фактов, не имеющих между собой прямой логической связи.

  • Обратите внимание, с 26 марта по 12 августа 2012 года Третьяковская галерея обещает устроить выставку Коровина . Подробней о биографии самого очаровательного из художников Серебряного века читайте в нашем обзоре вернисажей ГТГ в 2012 году.

№ 30. Юрий Анненков - 2,26 млн долл.

Анненков сумел эмигрировать в 1924 году и сделал на западе неплохую карьеру. Например, в 1954 году его номинировали на Оскар как художника по костюмам за фильм «Мадам де...». Наиболее известны его ранние советские портреты - лица кубистические, граненые, но совершенно узнаваемые. Например, он неоднократно рисовал таким образом Льва Троцкого - и даже повторил рисунок много лет спустя по памяти, когда журналу Times захотелось украсить им обложку.

Изображенный на рекордном портрете персонаж - писатель Тихонов-Серебров. В историю русской литературы он вошел, главным образом, своей близкой дружбой с. Настолько близкой, что, по грязным слухам, жена художника Варвара Шайкевич даже родила от великого пролетарского писателя дочь. На репродукции не очень заметно, но портрет выполнен в технике коллажа: поверх слоя масляной краски здесь идут стекло и штукатурка, и даже приделан настоящий дверной звонок.

№ 31. Лев Лагорио - 1,47 млн фунтов

Еще один второстепенный пейзажист, почему-то проданный за рекордную цену. Одним из показателей успеха аукциона является превышение эстимейта («оценки» ) - минимальной цены, которую эксперты аукционного дома установили для лота. Эстимейт этого пейзажа был 300-400 тыс. фунтов., а продали его в 4 раза дороже. Как сказал один лондонский аукционер: «счастье - это когда два русских олигарха соревнуются за один и тот же предмет».

№ 32. Виктор Васнецов - 1,1 млн фунтов

Богатыри стали визитной карточкой еще в 1870-х. Он возвращается к своей звездной теме, подобно другим ветеранам русской живописи, в годы молодой советской республики - и по финансовым соображениям, и чтобы снова почувствовать себя востребованным. Эта картина - авторское повторение «Ильи Муромца» (1915), который хранится в Доме-музея художника (на Проспекте Мира).

№ 33. Эрик Булатов - 1,084 млн фунтов

Второй нынеживущий художник в нашем списке (еще сказал, что для художника лучший способ поднять цены на свои работы - это умереть). , кстати, это советский Уорхол, подпольный и антикоммунистический. Он работал в жанре соц-арт, который был создан советским андеграундом, как наш вариант поп-арта. «Слава КПСС» - одно из самых знаменитых произведений художника. По его собственным объяснениям, буквы здесь символизируют решетку, загораживающую от нас небо, то есть свободу.

Бонус: Зинаида Серебрякова - 1,07 млн фунтов

Серебрякова любила рисовать обнаженных женщин, автопортреты и своих четверых детей. Этот идеальный феминистский мир гармоничен и спокоен, чего не скажешь о жизни самой художницы, которая с трудом вырвалась из России после революции и потратила много сил, чтобы вытащить оттуда своих детей.

«Обнаженная» - не картина маслом, а рисунок пастелью. Это самый дорогой русский рисунок. Столь высокая сумма, отданная за графику, сопоставима с ценами на рисунки импрессионистов и вызвала большое удивление у Sotheby"s, которые начали торги с 150 тыс. фунтов стерлингов, а получили миллион.

Список составлен на основе цен, указанных на официальных сайтах аукционных домов. Эта цена складывается из чистой стоимости (озвученной, когда опускается молоток), и « премии покупателя» (дополнительного процента аукционного дома). В других источниках может быть указана «чистая » цена. Курс доллара к фунту часто колеблется, поэтому британские и американские лоты расположены относительно друг друга с приблизительной точностью (мы же не Forbes).

Дополнения и исправления нашего списка приветствуются.

) в своих экспрессивных размашистых работах смогла сохранить прозрачность тумана, легкость паруса, плавное покачивание корабля на волнах.

Ее картины поражают своей глубиной, объемом, насыщенностью, а текстура такова, что от них невозможно оторвать взгляд.

Теплая простота Валентина Губарева

Художник-примитивист из Минска Валентин Губарев не гонится за славой и просто делает то, что любит. Его творчество безумно популярно за рубежом, но почти незнакомо его соотечественникам. В середине 90-х годов в его бытовые зарисовки влюбились французы и заключили с художником контракт на 16 лет. Картины, которые, казалось бы, должны быть понятны только нам, носителям «скромного обаяния неразвитого социализма», понравились европейской публике, и начались выставки в Швейцарии, Германии, Великобритании и других странах.

Чувственный реализм Сергея Маршенникова

Сергею Маршенникову 41 год. Он живет в Санкт-Петербурге и творит в лучших традициях классической русской школы реалистичной портретной живописи. Героинями его полотен становятся нежные и беззащитные в своей полуобнаженности женщины. На многих самых известных картинах изображена муза и жена художника - Наталья.

Близорукий мир Филипа Барлоу

В современную эпоху картинок высокого разрешения и расцвета гиперреализма творчество Филипа Барлоу (Philip Barlow) сразу привлекает внимание. Однако от зрителя требуется определенное усилие для того, чтобы заставить себя смотреть на размытые силуэты и яркие пятна на полотнах автора. Наверное, так видят мир без очков и контактных линз люди, страдающие близорукостью.

Солнечные зайчики Лорана Парселье

Живопись Лорана Парселье (Laurent Parcelier) - это удивительный мир, в котором нет ни грусти, ни уныния. У него вы не встретите хмурых и дождливых картин. На его полотнах много света, воздуха и ярких красок, которые художник наносит характерными узнаваемыми мазками. Это создает ощущение, будто картины сотканы из тысячи солнечных зайчиков.

Динамика города в работах Джереми Манна

Маслом на деревянных панелях американский художник Джереми Манн (Jeremy Mann) пишет динамичные портреты современного мегаполиса. «Абстрактные формы, линии, контраст светлых и темных пятен - все создает картину, которая вызывает то чувство, которое человек испытывает в толпе и суматохе города, но также может выразить и спокойствие, которое обретается при созерцании тихой красоты», - говорит художник.

Иллюзорный мир Нила Саймона

На картинах британского художника Нила Саймона (Neil Simone) все не так, как кажется на первый взгляд. «Для меня мир вокруг - это череда хрупких и постоянно меняющихся форм, теней и границ», - говорит Саймон. И на его картинах все действительно иллюзорно и взаимосвязано. Границы смываются, а сюжеты перетекают друг в друга.

Любовная драма Жозефа Лорассо

Итальянец по происхождению современный американский художник Жозеф Лорассо (Joseph Lorusso) переносит на холст сюжеты, подсмотренные им в повседневной жизни обычных людей. Объятия и поцелуи, страстные порывы, минутки нежности и желания наполняют его эмоциональные картины.

Деревенская жизнь Дмитрия Лёвина

Дмитрий Лёвин - признанный мастер русского пейзажа, зарекомендовавший себя как талантливый представитель русской реалистической школы. Важнейший источник его искусства - привязанность к природе, которую он нежно и страстно любит и частью которой себя ощущает.

Яркий восток Валерия Блохина

На Востоке все иначе: другие краски, другой воздух, другие жизненные ценности и реальность сказочнее вымысла - так считает современный художник

). Однако в рамках этой статьи мы будем рассматривать только предметное искусство.

Исторически сложилось, что все жанры делили на высокие и низкие. К высокому жанру или исторической живописи относили произведения монументального характера, несущие в себе какую-либо мораль, значимую идею, демонстрирующую исторические, военные события, связанные с религией, мифологией или художественным вымыслом.

К низкому жанру относили все, что связано с обыденностью. Это натюрморты, портреты, бытовая живопись, пейзажи, анимализм, изображение обнаженных людей и прочее.

Анимализм (лат. animal - животное)

Анималистический жанр возник еще в древности, когда первые люди рисовали на скалах хищных животных. Постепенно это направление переросло в самостоятельный жанр, подразумевающий выразительное изображение любых животных. Анималисты обычно проявляют большой интерес к животному миру, например, могут быть превосходными наездниками, держать домашних животных или просто длительно изучать их повадки. В результате замысла живописца животные могут представать реалистичными или в виде художественных образов.

Среди русских художников многие отлично разбирались в лошадях, например, и . Так, на известной картине Васнецова «Богатыри» богатырские кони изображены с величайшим мастерством: тщательно продуманы масти, поведение животных, уздечки и их связь с наездниками. Серов недолюбливал людей и считал лошадь во многих смыслах лучше человека, из-за чего часто изображал ее в самых разных сценах. хотя и рисовал животных, анималистом себя не считал, поэтому медведей на его знаменитой картине «Утро в сосновом лесу» создавал анималист К. Савицкий.

В царское время особо популярными стали портреты с домашними животными, которые были дороги человеку. Например, на картине императрица Екатерина II предстала с любимой собакой. Животные присутствовали также на портретах , и других русских художников.

Примеры картин известных русских художников в бытовом жанре





Историческая живопись

Этот жанр подразумевает монументальные картины, которые призваны передать обществу грандиозный замысел, какую-либо истину, мораль или продемонстрировать значимые события. В него входят работы на историческую, мифологическую, религиозную тематику, фольклор, а также военные сцены.

В древних государствах мифы и легенды долгое время считались событиями прошлого, поэтому их часто изображали на фресках или вазах. Позже художники начали отделять произошедшие события от вымысла, что выразилось в первую очередь в изображении батальных сцен. В Древнем Риме, Египте и Греции на щитах воинов-победителей часто изображали сцены героических сражений с целью демонстрации их торжества над врагом.

В эпоху Средневековья из-за засилья церковных догм преобладала религиозная тематика, в эпоху Возрождения общество обратилось к прошлому в основном с целью прославления своих государств и правителей, а с XVIII века к этому жанру часто обращались с целью воспитания молодежи. В России жанр получил массовое распространение в XIX веке, когда художники нередко пытались проанализировать жизнь русского общества.

В работах русских художников батальная живопись была представлена, например, и . Мифологические и религиозные сюжеты в своих картинах затрагивал , . Историческая живопись преобладала у , фольклор - у .

Примеры картин известных русских художников в жанре исторической живописи





Натюрморт (фр. nature - природа и morte - мертвая)

Этот жанр живописи связан с изображением неодушевленных предметов. Ими могут быть цветы, фрукты, блюда, дичь, кухонные принадлежности и иные предметы, из которых художник часто составляет композицию согласно своему замыслу.

Первые натюрморты появились еще в древних странах. В Древнем Египте было принято изображать подношения богам в виде разных кушаний. При этом на первом месте была узнаваемость предмета, поэтому древние художники особо не заботились о светотени или фактуре предметов натюрморта. В Древней Греции и Риме цветы и фрукты встречались на картинах и в домах для украшения интерьера, так что изображались уже более достоверно и живописно. Становление и расцвет этого жанра приходится на XVI и XVII века, когда натюрморты стали содержать скрытые религиозные и иные смыслы. Тогда же появилось и их множество разновидностей в зависимости от предмета изображения (цветочный, фруктовый, ученый и т.д.).

В России расцвет натюрморта приходится только на XX век, так как до этого его использовали в основном в учебных целях. Зато развитие это было стремительным и захватило , включая абстракционизм со всеми его направлениями. Например, создавал прекрасные композиции цветов в , предпочитала , работал в и нередко «оживлял» свои натюрморты, создавая у зрителя впечатление, что посуда вот-вот упадет со стола или все предметы сейчас начнут вращаться.

На изображаемые художниками объекты, безусловно, влияли и их теоретические воззрения или мировоззрение, душевное состояние. Так, у это были предметы, изображенные согласно открытому им принципу сферической перспективы, а экспрессионистские натюрморты поражали своим драматизмом.

Многие русские художники использовали натюрморт в основном в учебных целях. Так, не только оттачивал художественное мастерство, но и проводил множество экспериментов, по-разному раскладывая предметы, работая со светом и цветом. экспериментировал с формой и цветом линии, то уходя от реализма в чистый примитивизм, то смешивая оба стиля.

Иные художники соединяли в натюрмортах то, что изобразили ранее и свои излюбленные вещи. Например, на картинах можно встретить его любимую вазу, ноты и созданный им до этого портрет его супруги, а изображал любимые с детства цветы.

В этом же жанре работали и многие другие русские художники, например , и прочие.

Примеры картин известных русских художников в жанре натюрморта






Ню (фр. nudite - нагота, сокращенно nu)

Этот жанр призван изображать красоту обнаженного тела и появился еще до нашей эры. В древнем мире большое внимание уделяли физическому развитию, так как от этого зависело выживание всего человеческого рода. Так, в Древней Греции атлеты по традиции состязались обнаженными, чтобы мальчики и юноши лицезрели их отлично развитые тела и стремились к такому же физическому совершенству. Примерно в VII-VI вв. до н. э. появились и обнаженные мужские статуи, олицетворявшие физическую мощь мужчины. Женские же фигуры, напротив, всегда представали перед зрителями в одеяниях, так как обнажать женское тело было не принято.

В последующие эпохи отношение к обнаженным телам менялись. Так, во времена эллинизма (с конца VI века до н.э.) выносливость отошла на второй план, уступив место любованию мужской фигурой. В это же время стали появляться и первые женские обнаженные фигуры. В эпоху барокко идеальными считались женщины с пышными формами, во времена рококо первоочередной стала чувственность, а в XIX-XX веках картины или скульптуры с обнаженными телами (особенно мужскими) часто оказывались под запретом.

Русские художники неоднократно обращались в своих работах к жанру ню. Так, у это танцовщицы с театральными атрибутами, у это позирующие девушки или женщины в центре монументальных сюжетов. У это множество чувственных женщин, в том числе в парах, у это целая серия картин, изображающих обнаженных женщин за разными занятиями, а у - девушки, полные невинности. Некоторые, например, изображали и полностью нагих мужчин, хотя такие картины и не приветствовались обществом своего времени.

Примеры картин известных русских художников в жанре ню





Пейзаж (фр. Paysage, от pays - местность)

В этом жанре приоритетным является изображение естественной или созданной человеком окружающей среды: природных уголков, видов городов, сел, памятников и т.д. В зависимости от выбранного объекта выделяют природный, индустриальный, морской, сельский, лирический и иные пейзажи.

Первые пейзажи древних художников были обнаружены в наскальной живописи эпохи неолита и представляли собой изображения деревьев, рек или озер. Позже природный мотив использовали при украшении домой. В эпоху Средневековья пейзаж практически полностью вытеснила религиозная тематика, а в эпоху Возрождения, напротив, на первый план выступили гармоничные отношения человека и природы.

В России пейзажная живопись развивалась с XVIII века и первоначально ограничивалась (в этом стиле создавали пейзажи, например, и ), однако позднее целая плеяда талантливых русских художников обогатила этот жанр приемами из разных стилей и направлений. создал так называемый неброский пейзаж, то есть вместо погони за эффектными видами он изображал в русской природе самые сокровенные моменты. и пришли к лирическому пейзажу, поражавшего публику тонко передаваемым настроением.

У и это эпический пейзаж, когда зрителю демонстрируется вся грандиозность окружающего мира. бесконечно обращался к старине, Е. Волков умел любой неброский пейзаж превратить в поэтическую картину, поражал зрителя своим дивным светом в пейзажах, а мог бесконечно любоваться лесными уголками, парками, закатами и передавать эту любовь зрителю.

Каждый из пейзажистов концентрировал внимание на таком пейзаже, который увлекал его особенно сильно. Многие художники не могли пройти мимо масштабных строек и рисовали много индустриальных и городских пейзажей. Среди них работы ,