Филиал ветковского музея старообрядчества под угрозой закрытия. В гомеле могут закрыть филиал ветковского музея, который стал центром белорусской культуры

18 марта губернатор Гомельской области Владимир Дворник во время «горячей линии» облисполкома сообщил о намерениях закрыть в Гомеле филиал «Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова ». Генеральный директор Гомельского дворцово-паркового ансамбля Ирина Пыркова поставила сотрудников музея перед фактом, что филиал, размещенный в здании на территории дворцово-паркового ансамбля, переедет в Ветку.

Филиал Ветковского музея был открыт в Гомеле в 2001 году, четвертый год его возглавляет Петр Цалко . Основная цель работы филиала — выставочная деятельность, однако за эти годы музей стал комплексным культурным, научным и образовательным центром, где развивается школа традиционных песен, танцев, ткачества. Есть также сувенирный магазин с изделиями из дерева, глины, соломы, а знаменитые неглюбские рушники можно купить в Гомеле только в филиале Ветковского музея. За год посещаемость филиала составляет 10 тысяч человек.

В апреле 2016 года президенту Беларуси был вручен неглюбский 30-метровый рушник, который Александр Лукашенко назвал «лучшим подарком за 20 лет на посту президента » и передал для хранения во Дворец Независимости в Минске. Заведующий филиалом «Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова» Петр Цалко рассказал:

«В райцентре будут открываться два больших выставочных зала, и областные власти почему-то решили, что Ветковский музей не в состоянии заполнить эти залы. Я дозвонился по «горячей линии» председателю облисполкома Владимиру Дворнику , и он высказал мысль, что Ветковскому музею не место на территории дворцово-паркового ансамбля и в принципе в Гомеле, что все должно быть в Ветке, и люди должны ехать туда — город будут развивать как туристический центр. Когда я начал объяснять, что филиал — это не просто выставочная площадка, было сказано, что разговор окончен ».

Общественность Гомеля обеспокоена планами властей закрыть филиал и намерена развернуть кампанию в его защиту:

«На данный момент, филиал — это не просто музей, а точка культурного пространства в Гомеле. Это единственный центр в городе, где занимаются популяризацией и развитием белорусской традиционной культуры серьезно, для людей, а не «для галочки». Мы хотим отвоевать музей не ради наших пяти рабочих мест, а чтобы сохранить это уникальное культурное пространство для Гомеля. К сожалению, на местном уровне бороться за филиал уже не получится — вряд ли кто-то пойдет против мнения губернатора, но мы намерены привлечь к инциденту самое широкое внимание и попробовать отстоять наш филиал ».

Центр старообрядчества с Красной площадью и один из лучших музеев в стране - сегодня едет в Ветку.

…В середине 17 в. вследствие проведения патриархом Никоном церковной реформы, произошел раскол Русской православной церкви. Не принявших реформу назвали старообрядцами и подвергли гонениям и прочим наказаниям. Преследуемые царским режимом старообрядцы нашли себе пристанище на острове Ветка на р. Сож. Впрочем, нигде не расскажут об истории Ветки лучше, чем в Ветковском музее.

Ветковский музей народного творчества создан в 1978 г. на основе личной коллекции Ф.Г. Шклярова - местного художника и коллекционера старины. С 2012 г. переименован в Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Р. Шклярова.

В_музее представлены сплошь уникальные образцы самобытной ветковской культуры;) .

Возможно, только эта коллекция самоваров 18-20 в. не имеет уникальных ветковский особенностей.

Одно из первых, с чем столкнётся посетитель музея, это коллекция Ветковской архитектурной резьбы сложившейся под влиянием киотной резьбы.

Изготовление резных киот («ящиков» для икон) связано с ветковским центром иконописания. Здесь сформировались свои традиции, повлиявшие как на архитектурную резьбу, так и на восприятие Ветковской иконы.

Так выглядят самые простые золочёные киоты.

Кузнечное дело также имело свои особенности: местные умельцы славились изготовлением якорей (до 90 за зиму). Воплощением мастерства местных златокузнецов (чеканщиков) стали кованые ризы (оклад иконы). Ветковская чеканка поражает детализацией и целостностью иконных образов.

Жемчужиной музея является коллекция из 500 икон, большинство из которых старообрядческие.

Отличительными особенностями Ветковской иконописной школы, сложившейся в конце 17 в., было высветление лика вокруг рта, выделение губ и их характерная форма и др.

Иконами из Ветки пользовался весь старообрядческий мир. Секрет изготовления икон передавался из поколения в поколение и делались они только на заказ. Нанимаемый иконописец жил у заказчика до завершения работы над иконой.

Старобрядческая икона в окладе из Ветковского бисера и жемчуга .

Классический пример старообрядческой иконы во всём ветковском.

Общественность Гомеля взбудоражило известие - власти могут закрыть филиал Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Федора Шклярова . В последние годы он стал главным центром белорусской культуры в Гомеле - здесь развивается школа традиционных песен, танцев, ткачества, проводится реконструкция народных обрядов.

Филиал размещен в парке рядом с Петропавловским собором и дворцом Румянцевых и Паскевичей . По словам заведующего филиалом Петра Цалко, первая информация о намерении закрыть в Гомеле музей появилась именно от генерального директора дворцово-паркового ансамбля Ирины Пырковой , которая поставила перед фактом: филиал будет переезжать в Ветку.

В райцентре будут открываться два больших выставочных зала, и областные власти почему-то решили, что Ветковский музей не в состоянии заполнить эти залы. По этому вопросу я дозвонился по горячей линии председателю облисполкома Владимиру Дворнику, и он высказал мысль, что Ветковскому музею не место на территории дворцово-паркового ансамбля и в принципе в Гомеле, что все должно быть в Ветке, и люди должны ехать туда - город будут развивать как туристический центр. Когда я начал объяснять, что филиал - это не просто выставочная площадка, было сказано, что разговор окончен, - отметил Петр Цалко.

Он напомнил, что филиал Ветковского музея открыли в Гомеле в 2001 году, а посещаемость за год составляет 10 тыс. человек. Нет проблем и с самоокупаемостью, филиал даже приносит прибыль, чем может похвастаться далеко не каждый музей в Беларуси .

Есть и сувенирный магазин, который довольно успешно работает, напрямую от неглюбских ткачих реализовывает рушники, от гомельских ремесленников - изделия из дерева, глины, соломки. Знаменитые неглюбские рушники можно купить в Гомеле только в филиале Ветковского музея. Также в экспозиции можно посмотреть сам процесс изготовления рушников. Их покупают активно - в качестве подарка, на свадьбы, за границу, - продолжает Петр Цалко.

В апреле 2016 года президенту Беларуси как раз вручили неглюбский 30-метровый рушник. Александр Лукашенко назвал его «лучшим подарком за 20 лет на посту президента» и передал для хранения во Дворец Независимости.

По неофициальной информации, именно приезд президента на чернобыльскую годовщину в этом апреле и мог стать поводом для закрытия музея в Гомеле. К приезду Александра Лукашенко готовятся в Ветке. Власти переживают, что из местных фондов не смогут представить достойную экспозицию, поэтому решили перевезти филиал из Гомеля в райцентр.

Филиал Ветковского музея - единственное место в Гомеле, куда можно привести иностранцев. Мы приходили сюда с моими гостями из Литвы , Польши , Испании , они с интересом рассматривали старинные иконы и тканые рушники. А если его закроют, куда еще пригласить гостей? Музей военной славы? Дворец Румянцевых, где нет ничего национального? - расстроена гомельчанка Елена.

Директор дворцово-паркового ансамбля Ирина Пыркова не стала общаться с корреспондентом «Комсомолки». Тем временем в соцсетях запустили хештег #філіялжыві, под которым гомельчане публикуют свое мнение о закрытии Ветковского филиала. А под обращением к председателю облисполкома будут собирать подписи.

ОФИЦИАЛЬНО: РЕШЕНИЕ ПОКА НЕ ПРИНЯТО

Когда верстался номер, в филиале музея прошла встреча, инициированная начальником главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома Ириной Довгало. Она заявила, что окончательное решение еще не принято и пока лишь прорабатывается вопрос о создании полноценной экспозиции в Ветке - чтобы развивать райцентр как туристический регион. Также она отметила, что если филиал решат перенести в Ветку, в здании точно не будут открывать какое-либо заведение общепита - здесь могут разместить еще один выставочный зал дворца Румянцевых-Паскевичей.

Руководство ветковского музея на встрече поддержало заведующего филиалом, отметив, что филиал в Гомеле нужен, а фондов в Ветке более чем достаточно для создания полноценной экспозиции.

Только чтобы обойти один наш зал, нужно два часа. А второй зал мы могли бы использовать для сменных экспозиций, чтобы привлекать ветковских школьников, - сказала директор музея Галина Нечаева .


Новые экспозиции филиала Ветковского музея народного творчества открылись в Гомеле, по адресу: площадь Ленина, 4, в помещении бывшего шахматно-шашечного клуба. Его любезно предоставил дворцово-парковый ансамбль.

Концепция оригинальна. Четыре зала представляют разные стороны традиционной культуры. Разделы имеют постоянные названия, при том, что экспозиции в них будут периодически меняться. Разным традициям как бы задаются одни и те же вопросы.
Вот они:
1. Шедевр (выставка одного экспоната).
2. Человек Традиции.
3. Вещь как текст духовной культуры.
4. Живое ремесло.

Сегодня представлены:

1. Евангелие XVI в. из слободы Косицкой

В конце 2005 г. музеем был приобретён великолепный манускрипт начала 16 в. – орнаментированное многоцветными заставками, украшенное плетёными буквицами Евангелие. Тогда-то и была рассказана нам история о спасении святынь одной из первых ветковских слобод. Два дня лежала гора книг из старообрядческой моленной – в 1934-м году всё «не могли найти коня», чтобы увезти и закопать их. Тётушка теперешнего владельца уникальной рукописи спасла из груды обречённых памятников многовековой культуры эту книгу. Всё в этой книге говорит о том, что место её создания – крупный монастырь… Именно там существовали многовековые традиции книжного искусства. Писали и украшали манускрипт великолепные мастера. Это обычно происходило в скрипториях, где каждый выполнял свою часть «художества».

Труд писца и на этих страницах впечатляет мастерством. Стиль несколько архаизирующий – слова сливаются в одну строку неразрывно. Но каждая буква здесь – воин Слова.

Буквицы-инициалы многоцветны. Они сплетены из «ремешков», но каждый из них прорастает побегами – вот один из источников позднейшего ветковского стиля! Сама бумага на просвет сообщает о своём возрасте. Когда-то листы делали вручную, отливая бумагу на проволочных сетках-рамках. Обязательным был «фирменный знак»-филигрань – его выплетали из той же проволоки, и он отпечатывался на каждом листе, проходя через века вместе с книгой. Тут со страницы на страницу бежит вепрь. Этот знак пронесен Средневековьем от кельтского прошлого и обозначает он… солнце. Любили его и в 15 – 16 вв.

Так немыслимо сплетается история. И если начало её – в немыслимой древности, если продление – в каждом творении мастерства, то способ пронести наше духовное богатство – в преемственности и верности, в душах тех, кто уничтожению противопоставил – спасение!
Сама бумага на просвет сообщает о своём возрасте. Когда-то листы делали вручную, отливая бумагу на проволочных сетках-рамках. Обязательным был «фирменный знак»-филигрань – его выплетали из той же проволоки, и он отпечатывался на каждом листе, проходя через века вместе с книгой. Тут со страницы на страницу бежит вепрь. Этот знак пронесен Средневековьем от кельтского прошлого и обозначает он… солнце. Любили его и в 15 – 16 вв.

Так немыслимо сплетается история. И если начало её – в немыслимой древности, если продление – в каждом творении мастерства, то способ пронести наше духовное богатство – в преемственности и верности, в душах тех, кто уничтожению противопоставил – спасение.

2. Человек Традиции:

«Дам тебе я на дорогу образок святой…»

Защитная сила древних амулетов, носимых на теле, передалась литым христианским иконкам-оберегам. В XVIII в. это старинное художественное ремесло было запрещено, и традицию лить образки из меди и серебра продолжали только старообрядцы.

Основанная в 1680-х гг. Ветка, крупнейший центр раскола, приняла в свой «космос» староверов разных толков Литые иконки в старину называли «путные». Их действительно брали с собой в путь паломники, «водники» (моряки и речники), купцы, строители… Покидая дом ради отхожих промыслов, мастера, которыми славились старообрядческие слободы, несли и везли литые походные церкви-складни, иконки с любимыми народными святыми – целителями и покровителями ремёсел.

3. Вещь как текст Традиции

Узорные народные ткани и «подсознание» культуры

Уже более четверти века коллектив Ветковского музея занимается изучением ткацких традиций региона. Среди множества вопросов – происхождение и семантика орнамента рушников. Ткачество, угасающее сегодня, представляло когда-то целое пространство перетекающих друг в друга традиций с особыми фондами орнаментальных знаков, техник, композиций узора.

Памятники, собранные во время музейных экспедиций (а это более тысячи рушников), хранят уникальную и во многом не расшифрованную информацию. Порой история здесь погружается в археологию. Рушники предстают как тексты духовной культуры – в многочисленных вариантах отдельных традиций.

В красно-белых узорах старых льняных тканей сохранился геометрический чин орнамента (основанный на ромбо-крестовой системе знаков) – теперь угасший язык, которым когда-то наши предки передавали небу свои заветные чаяния. Как предполагают, система сложилась во II – I тысячелетиях до н. э.