Федор александрович абрамов биография. Представитель 'деревенской прозы'

Трудное детство

Родители Абрамова были крестьяне, семья крайне нуждалась в деньгах. Отца рано не стало. Федору, младшему из пятерых детей, на тот момент был всего годик, а старшему брату Михаилу едва исполнилось 15. Мать, не опустила руки, а, напротив, принялась поднимать хозяйство и спустя 10 лет они уже считались середняками. Вот только досталось это слишком высокой ценой. Изначально вся тяжесть легла на мать и старшего брата, а затем подтянулись и остальные дети. С утра и до вечера трудилась семья Абрамовых, не разгибая спины, и в поле, и дома.

Учеба

Тяжелое материальное положение помешало детям семьи Абрамовых получить полноценное образование. Михаил и Николай окончили только 3 класса, Василий - 7. Сестра Мария смогла пойти учиться, лишь, когда ей исполнилось 12. Федор, хоть и был младшеньким, пошел в школу с семи лет, то есть раньше сестры. Учился он с удовольствием и за хорошую успеваемость получал премии.

Первая большая несправедливость

Начальную школу Федор окончил с отличием и должен был перейти в пятилетку. Но в нее зачислили лишь детей бедняков, а Абрамова, лучшего ученика, не взяли, поскольку считалось, что он из семьи середняков. Это стало для него большим огорчением. Но все закончилось благополучно и чуть позже его все-таки приняли в пятилетку.

Ленинградский фронт

Сам Абрамов считал, что в его жизни было два чуда. Первое чудо случилось с ним на фронте, морозной зимой 1942 года. Ударному батальону был отдан приказ сделать лазы в проволочном заграждении под непрекращающимся минометным обстрелом противника. Абрамов ползком направился к цели. Внезапно прямо перед ним появился немец. Федор бросил в неприятеля гранату, но перед этим фашист успел пустить очередь. Пули прошили ноги бойцу и, истекая кровью, он потерял сознание.

Под покровом ночи прибыла специальная бригада, чтобы подобрать убитых. Абрамова положили на плащ-палатку и поволокли в братскую могилу, посчитав мертвым. Но один из солдат по пути нечаянно споткнулся и пролил воду из котелка на лицо Абрамова, а тот застонал. Вот так, поистине чудом он выжил.

Спасение из блокадного Ленинграда

Раненого бойца в тяжелом состоянии доставили в Ленинград. Стоял вопрос ампутации ног, но врачам удалось этого избежать. В осажденном городе Федор Абрамов провел первые, самые тяжелые месяцы блокады. Весной 1942 года его по льду Ладожского озера эвакуировали на Большую землю.

Позднее писатель рассказывал, с каким трудом ему удалось выбраться. Впередиидущие машины - одна с блокадными детьми, вторая с ранеными солдатами, пошли на дно Ладоги. А машина, в которой он ехал, сумела проскочить под обстрелом. Писатель называл это своим вторым чудом.

В тылу

После ранения Федор Абрамов был отпущен в отпуск. На родине он столкнется с тем, что впоследствии назовет «вторым фронтом»: мужчины ушли на войну, остались лишь женщины, дети да старики. Голод, непосильная работа, и, несмотря ни на что, несгибаемая сила духа - все это впоследствии ляжет в основу большинства его произведений.

Служба в контрразведке

Поправив здоровье, Абрамов возвращается на фронт, но из-за полученных ран его посылают не на передовую, а в войска армейской контрразведки «СМЕРШ». Демобилизуется он в должности старшего следователя.

Университет

В 1938 году будущий писатель поступил в Ленинградский университет на филфак. Но успел отучиться лишь три курса. 22 июня, в день объявления войны, он подал заявление о зачислении в ряды Красной Армии и отправился добровольцем на фронт. Доучиваться ему пришлось уже после возвращения из армии. В 1951 году писатель закончил учебу в аспирантуре и остался преподавать, а с 1956 по 1961 год возглавлял кафедру советской литературы.

В стенах университета он встретил свою любовь, также студентку филфака, Людмилу Крутикову. Свадьба состоялась в 1951 году. С тех пор Людмила на долгие годы станет его верной спутницей и лучшим соратником.

«Люди колхозной деревни в послевоенной прозе»

В 1954 году в журнале «Новый мир» Абрамов опубликовал свою первую статью. В ней он позволил себе негативно высказаться в адрес коллег-писателей, воспевающих беззаботную жизнь сельчан.

Сразу после выхода статьи на него обрушилась лавина негодования. А Александр Твардовский, главный редактор журнала, лишился должности.

Творчество

Романы под общим названием «Пряслины» - наиболее известные произведения автора. В 1975 году за бесспорный талант Абрамову была присуждена Государственная премия СССР, вторая по значимости (после Ленинской) премия в области литературы, искусства, науки и техники.

Последний замысел

С 1981 года Абрамов начал собирать материал для своей новой книги. Днями напролет искал он в областном архиве города Архангельска информацию на тему Гражданской войны на Русском Севере. Ранее писатель не работал с историческими документами, полагался только на собственный опыт. Основной темой должна была стать идея служения интеллигенции народу. Свой роман он назвал «Чистая книга», но так и не успел его окончить. Не стало Федора Абрамова 14 мая 1983 года. Впоследствии его жена кропотливо собрала все имеющиеся наброски и издала книгу посмертно.

Прочие факты

  • Федор Абрамов из семьи староверов.
  • Старшего брата Михаила называл «братом-отцом», его именем он назовет главного героя цикла «Пряслины». А прототипом старухи Василисы Милентьевныв повести «Деревянные кони» стала его мать.
  • В 1969 году подписал письмо против исключения Александра Солженицына из Союза писателей. На его защиту встало лишь 25 человек из 8 тыс. литераторов.

Советская литература

Фёдор Александрович Абрамов

Биография

АБРАМОВ, ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1920−1983), русский писатель. Родился 29 февраля 1920 в с. Веркола Архангельской области в семье крестьянина. Во время Великой Отечественной войны 1941−1945 студентом филологического факультета Ленинградского университета ушел на фронт. После войны завершил высшее образование, стал кандидатом наук, заведующим кафедрой советской литературы в ЛГУ. С 1949 публиковал литературно-критические статьи. Первый роман Братья и сестры (1958) положил начало эпическому циклу Пряслины (другие романы Две зимы и три лета, 1968, и Пути-перепутья, 1973), полностью изданному в 1974 и отмеченному Государственной премией СССР (1975). В 1978 Абрамов дополнил цикл романом Дом.

Действие тетралогии Пряслины происходит в деревне Пекашино на севере России и охватывает период от Отечественной войны до начала 1970-х годов. После гибели на фронте отца главой семьи становится четырнадцатилетний Михаил Пряслин. На подростка ложатся не только заботы о младших братьях и сестрах, но и обязанность наравне со взрослыми работать в колхозе. Повествование о Пряслиных - типичной русской крестьянской семье, испытавшей на себе все жестокие перипетии 20 в., - сделало Абрамова одним из наиболее заметных представителей «деревенской прозы» - плеяды писателей, занимавшихся художественным исследованием глубинных пластов народной жизни. Для тетралогии характерен эпический стиль, скрупулезное описание деревенского быта и судеб героев. Творчество Абрамова в целом благожелательно оценивалось критикой, но прозаика огорчало, что основное внимание отдавалось его романам, в то время как он считал важными также и свои произведения других жанров. Так, важной вехой в творчестве Абрамова стала повесть Деревянные кони (1978), действие которой происходит в его родных местах - на русском Севере, в Пинежье. Картины деревенского быта, любовно нарисованные в повести, напоминают о «деревянном и берестяном царстве», в котором прошло детство будущего писателя. Главной героине, старухе Василисе Милентьевне, Абрамов придал черты своей матери. В 1973 повесть была инсценирована, по ней был поставлен спектакль в Театре на Таганке (режиссер Ю. Любимов). Абрамов осмысливает жизнь своих героев как в военные и послевоенные годы, так и в конце 1970-х, когда в центре внимания писателей-«деревенщиков» оказалась не столько борьба крестьянина за выживание, сколько мироощущение человека, духовно связанного с природой. Природное трудолюбие, ум и нравственная сила крестьян, показанных в произведениях Абрамова, оказываются сильнее суровых внешних обстоятельств. Умер Абрамов в Ленинграде 14 мая 1983.

Русский писатель Фёдор Александрович Абрамов, родившийся 29 февраля 1920 года, был родом из села Веркола Архангельской области, из крестьянской семьи. Он запомнился не только, как литературовед, но и как публицист 1960-1980 годов.

Когда Федору было два года, у него умирает отец. В 1933 г. мальчик заканчивает Веркольскую начальную школу и, чтобы обучаться в «десятилетке», переезжает с матерью в село Карпогоры, что в 45 км от Верколы. В 1938 г. Федор оканчивает ее с отличием и без экзаменов зачисляется в Ленинградский университет. В 1941 году, будучи студентом филологического факультета, ушел на фронт.

Еще во время учебы Абрамов знакомится с Крутиковой Людмилой, с которой в 1951 году вступает в брак. В 1951-1960 гг. Федор становится сначала старшим преподавателем, а после доцентом, заведующим кафедрой советской литературы ЛГУ.

С 1949 г. публиковал литературно-критические статьи. Его роман «Братья и сёстры», опубликованный в 1958 г., послужил началу полному циклу повести «Пряслины», изданной в 1974 г., а в 1978 г. завершением цикла романа «Дом». В 1954 году публикует в журнале «Новый мир» статью под названием «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе», где выступает против лакировки положений в селе.

Повесть о семье Пряслины - это типичная русская крестьянская семья, испытавшая на себе все тяготы двадцатого века. Для этой тетралогии характерно описание судеб деревенской жизни и всей судьбы героев. Пожилая женщина, Василиса Милентьевна, которой отводилась главная роль в повести, напоминала чертами родную маму Абрамова.

Абрамов Федор Александрович

В 1980 году Федор Абрамов отмечает свое шестидесятилетие: торжества в Ленинграде, награждение орденом Ленина, встречи с читателями, поздравления, отклики: в эти дни писатель получил 350 телеграмм, более 200 писем - от организаций, журналов, друзей, собратьев по перу, от читателей.
…В журналах по-прежнему появляются рассказы и повести Абрамова. Многие из них были написаны раньше, над другими писатель работал в течение нескольких лет (к примеру, под циклом "Трава-мурава" указаны даты: 1955-1982 гг), есть и новые (повесть "Мамониха", 1980 г). В 1982 году в журнале "Новый мир" (№5) печатается цикл "Куст рукотворный" и несколько рассказов, в том числе "Франтик", который ранее не пропускала цензура. Это были последние рассказы, опубликованные при жизни писателя.
…Рассказывая о творческом наследии Федора Александровича Абрамова, нельзя забывать о немалой и не менее значительной, чем художественная литература, его части: это дневниковые записи и публицистика.
Дневники, заметки, наброски к произведениям ценны не только тем, что дают возможность заглянуть в творческую мастерскую писателя и составить представление о его труде: увидеть и вспышки озарения, и долгие, кропотливые поиски и метания, - в этих записях отразились не только развитие и рост произведений, но и боль души, духовный рост самого человека. В них собраны философско-нравственные заповеди, заветы, мысли и предостережения, которые Федор Абрамов вложил в свои произведения, - те, что мы, читая его книги, понимаем - умом или сердцем… или пропускаем - увы! - не увидев какой-то важной детали или просто не желая постигать глубину вещи. В набросках, дневниках содержатся и те размышления, которые в то время высказать открыто было невозможно. Здесь мысли не скрыты, как в художественном произведении - они резко очерчены и зачастую соседствуют с трудными вопросами, которые каждый может задать себе. Эти записи - хороший повод для раздумий собственных, веская причина заглянуть вглубь себя, и, возможно, по-новому взглянуть на мир.
К таким записям относятся и путевые дневники Федора Александровича Абрамова.
Путешествовал Федор Абрамов немало: был на Соловецких островах, на Алтае, на Печоре - в местах, где проповедовал и был сожжен протопоп Аввакум; на Новгородчине - результатом этой поездки стали три очерка, написанные в соавторстве с Антонином Чистяковым, уроженцем тех мест; посетил Армению - интервью с писателем местное телевидение тогда так и не решилось выпустить в эфир; много ездил по родному Пинежью (Об этих и других поездках см. Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.6. СПб.: Худ. лит-ра, 1995. С. 119 - 159)...
По туристическим путевкам, по приглашениям различных организаций и издательств Федор Александрович был и в других странах. Дневниковые записи, впечатления от этих поездок и наброски рассказов можно прочесть в том же шестом томе собрания сочинений (см. выше) и в книге "Неужели по этому пути идти всему человечеству?" (Абрамов Ф.А. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Путевые заметки: Франция, Германия, Финляндия, Америка. Архангельск.: Изд-во "Правда Севера". 2002). И это не заметки туриста, а замечания, мучительные раздумья человека, пытающегося понять, какие события, устремления в прошлом привели к настоящему - и увидеть, как может сложиться будущее. В судьбе любой страны, в ее культуре, устройстве быта, он видел тесную связь со всем, что происходило и происходит в России.
Во Франции Федор Абрамов был трижды: в 1968 году, в 1975 и весной 1976 года. Последняя поездка - по приглашению Министерства культуры Франции и издательства "Альбен Мишель" - оказалась из всех самой плодотворной: Абрамов на машине с личным гидом объехал почти весь юг Франции.
Записи о Франции переполнены полярными впечатлениями и эмоциями: тоска и боль в размышлениях о судьбе русских эмигрантов (гид удивлялась: "первый русский, который объехал чуть ли не все могилы Франции" (Абрамов Ф.А. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Путевые заметки: Франция, Германия, Финляндия, Америка. Архангельск.: Издательство "Правда Севера". 2002. С. 22); восторг - в заметках о встречах с произведениями искусства и интересными людьми. Абрамов пишет, что во время этой поездки он "узнал Францию".
Поездка в Германию с 6 по 21 мая 1977 года состоялась после мучительных размышлений: Абрамов-фронтовик не мог относиться непредвзято к немцам, и особенно тяготило его то, что поездка должна состояться в то время, когда весь СССР будет праздновать День Победы - победы над фашистской Германией.
Однако о принятом решении жалеть не пришлось: читательские конференции с восторженными откликами (оказалось, немцам по душе пришлись абрамовские герои) и пытливыми вопросами, музеи, города - разные до контраста: поразившие писателя Веймар, где жили и творили Гете и Шиллер, и рядом, в пяти километрах, неутихающая боль Бухенвальда. И - размышления, размышления: о судьбе человека и человечества, об истоках добра и зла, о силе и призвании искусства…
Записи о Финляндии (здесь Федор Александрович был четырежды - в 1969, 1975, 1977 и 1982 годах) наполнены добрым отношением, восхищением страной и ее людьми.
А вот впечатления от поездки в США (1977 год) - тяжелые. Отмечая американскую деловитость, рационализм, умение организовывать быт и производство, писатель ужасался необразованностью, равнодушием и узостью интересов большинства американцев: "Деловитость перешла в делячество. Бездуховность. Любовь к земле. Человек и земля. Нет любви. В лучшем случае это любовь собственника. Америка задала тон предельной рационализации всему миру. Америка - это антипод поэзии. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Неужели у людей нет другого пути?" (Абрамов Ф.А. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Путевые заметки: Франция, Германия, Финляндия, Америка. Архангельск.: Издательство "Правда Севера". 2002. С. 204 - 205). И - выводы, которые так актуальны в наши дни: "Деловой человек, которого мы жаждем сегодня, - это не радость. Он непременно вырождается в дельца" (Абрамов Ф.А. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Путевые заметки: Франция, Германия, Финляндия, Америка. Архангельск.: Издательство "Правда Севера". 2002. С. 205).
Абрамов не выдержал, не дождался окончания официальной программы пребывания в этой стране - улетел на несколько дней раньше.
… Вспоминая о публицистике, наверное, прежде всего стоит сказать, что речь напечатанная и речь произнесенная - разные вещи: здесь многое зависит от оратора, от того, сможет ли он зажечь, повести за собой слушателя.
По воспоминаниям современников, Абрамов был блестящим оратором. Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил о нем: "Он был и поразительным оратором, оратором-публицистом, слушать которого было почти потрясением" (Лихачев Д.С. Мощный талант// Земля Федора Абрамова. М.: Современник. 1986. С. 375). Александр Михайлов, критик и друг писателя, вспоминает его выступления на съездах писателей: "Когда он говорил с трибуны в Большом Кремлевском дворце, меня не покидало ощущение огромной значимости происходящего. Это был страстный проповедник, народный трибун, рожденный для того, чтобы словом обжигать людей, вести за собой массы" (Михайлов Ал. Моя гиперборея: Статьи о литературе, воспоминания. Архангельск: Изд-во Помор. гос. ун-та. 199. С. 108).
И удивительно, что при этом "Абрамов не часто выступал, нередко отказывался даже от коротких выступлений, - вспоминает Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, - Мало кто знал, как нелегко давались ему беседы и выступления. Некоторые из них вынашивались годами, бессонными ночами. Произносимым словом он так же дорожил, как и литературным, печатным. Он десятки записей делал, прежде чем выступить" (Крутикова-Абрамова Л.В. Слово в ядерный век: О публицистике// Жива Россия: Федор Абрамов: его книги, прозрения и предостережения. СПб.: Атон, 2003. С. 37).
…В 1979 году 18 августа в "Пинежской правде" было опубликовано открытое письмо Федора Абрамова к землякам "Чем живем - кормимся?".
Письмо родилось после долгих мучительных раздумий: безразличие к общественному хозяйству, халатность - даже в родных краях, где добросовестный труд ранее считался нормой и основой жизни - не могли оставить Абрамова равнодушным.
"Толкнула" написать письмо землякам "жена, неисправимая идеалистка, которая верит, что словом можно многое изменить в этой жизни" (Абрамов Ф.А. Самый надежный судья - совесть: Выступление в телестудии Останкино. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 60). Обсудил идею письма с Поздеевым Михаилом Григорьевичем, тогда секретарем райкома, человеком опытным и уважаемым. И - взялся за перо.
В письме не просто критика - доверительный, открытый разговор с земляками: вспоминая их заслуги и признавая достоинства, Абрамов указывает на бардак, вопиющую бесхозяйственность в селе, ставит острые вопросы. Соглашаясь с тем, что есть недостатки в руководстве, он, однако, не снимает ответственности с самих земляков, заставляет вспомнить, что в селе каждый должен быть хозяином.
Ответной реакции ждал с волнением (в это время он жил в Верколе). И вот она: "Спасибо, Федор Александрович, и ране знали, что ты писатель, а что такой настоящий, поняли только сегодня". Правда, радость была недолгой: письмо повлияло на жизнь Верколы ("с риском в клуб попадали - крыльцо отремонтировали. Телята дохли на телятнике - построили новый телятник, и еще много, много" (Абрамов Ф.А. Самый надежный судья - совесть: Выступление в телестудии Останкино. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 61), но, к сожалению, "некоторым товарищам показалось, что у нас и так инициативы через край. Письмо должного обсуждения не получило" (Там же: Абрамов Ф.А. Самый надежный судья - совесть: Выступление в телестудии Останкино).
А письмо перепечатали в "Правде", с сокращениями и изменениями текста без ведома автора. Но и в таком виде оно вызвало широкий резонанс: затронутые в нем проблемы были не только веркольскими, пинежскими - острые вопросы оказались актуальными в масштабах всей страны. Читательские отклики на письмо шли отовсюду…
Среди публицистики стоит особо выделить статью "Самый надежный судья - совесть" (Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 32 - 69). Дело в том, что это не статья в обычном понимании этого слова, это конспект выступления Федора Абрамова на авторском вечере в Останкино 30 октября 1981 году, который транслировался на всю страну.
Отказавшись от выступлений артистов, демонстрации кинофрагментов, Абрамов вышел на сцену и четыре часа вел разговор со зрителями: сначала - выступление, затем - ответы на вопросы, вопросы непраздные, часто больные и животрепещущие. И в этих ответах слышен голос Абрамова - человека: его живая речь, пересыпанная яркими словечками, сравнениями; речь, идущая из глубины сердца, отличающаяся от слова печатного - тщательно продуманного, много раз переработанного, отшлифованного.
После вечера писатель и студия Останкино получили множество писем с просьбой повторить передачу. К сожалению, при жизни Федора Александровича этого не произошло.
"О хлебе насущном и хлебе духовном" и "Слово в ядерный век" - выступления Федора Абрамова на VI и VII съездах писателей (1976 г и 1981 г). Это о них сказал критик Александр Михайлов, что те, кто эти выступления "слышали, то никогда их не забудут" (Михайлов Ал. Моя гиперборея: Статьи о литературе, воспоминания. Архангельск: Изд-во Помор. гос. ун-та. 199. С. 107).
Эти выступления - яркое и точное слово, доказывающее собратьям по перу важность литературы сегодня, указывающее ее место в жизни. Речь, подымающая целый пласт социальных и нравственных проблем, объясняющая необходимость слова точного, честного, бескомпромиссного, необходимость возвращения литературе ее прежнего и высшего назначения: открывать глаза на проблемы, а не укрывать их; вести человека и помогать ему, а не успокаивать и усыплять, - лечить болью, "возделывая души человеческие" (Абрамов Ф.А. О хлебе насущном и хлебе духовном: выступление на VI съезде писателей СССР. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 12).
Не будем подробно останавливаться на всех статьях и выступлениях Федора Абрамова, ограничимся лишь перечислением наиболее значимых вещей, относящихся к публицистике. Это очерки, написанные в соавторстве с поэтом Антонином Чистяковым: "Пашня живая и мертвая" (1978 г), "От этих весей Русь пошла" (1979 - 1980 г) и "На ниве духовной" (1981 г) (Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 74 - 196) - результат совместных поездок по новгородской земле; выступление Федора Абрамова в день своего шестидесятилетия "Работа - самое большое счастье" (1980) (Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 20 - 26); статья "В краю родникового слова" (1982) (Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 70 - 73), написанная к 400-летию Архангельска и опубликованная впервые в "Советской России" 1 февраля 1983 года.
Говоря о многом, рассматривая разные стороны жизни, Абрамов говорит, по сути, об одном и том же, о самом главном: о том, что "социальные, экономические, экологические проблемы неотрывны от духовных, что нельзя возродить Россию, не улучшая самого человека" (Крутикова-Абрамова Л.В. Послесловие //Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. лит-ра, 1993. С. 612), "нельзя заново возделать русское поле, не мобилизуя всех духовных ресурсов народа, нации" (Абрамов Ф.А. О хлебе насущном и хлебе духовном: выступление на VI съезде писателей СССР. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 12).
Последние годы Федора Александровича Абрамова были посвящены работе над "Чистой книгой" - произведением, которое должно было стать лучшим из всего, когда-либо написанного Абрамовым.
"Чистая книга" - первый роман из задуманного цикла, посвященного раздумьям о судьбе России, поискам, почему ее постигла такая судьба - и в то же время рассказывающего страну в разное время: людей, их быт, характеры, нравы, обычаи, - показать живую, самобытную Русь, Русский Север, со всеми его сложностями, радостями, проблемами.
Роман был задуман еще в 1958 году как книга о гражданской войне на Пинежье, а 14 ноября 1964 года в дневнике появилась запись о "целой серии книг" (Абрамов Ф.А. Так что же нам делать: Из дневников, записных книжек, писем. размышления, сомнения, предостережения, итоги. СПб.: Изд-во "Журнал "Нева", 1995. С. 11). В 1978 году писатель снова возвращается к мысли о трилогии: "Первая книга - Россия перед революцией, вторая книга - Россия в гражданской войне, третья - 37-й год. Резня. Контрреволюция. Самодержавие в пролетарских одеждах" (Крутикова-Абрамова Л.В. Чистая книга// Жива Россия: Федор Абрамов: его книги, прозрения и предостережения. СПб.: Атон, 2003. С. 280).
Материалы Абрамов собирает 25 лет: архивы, газетные статьи, письма, разговоры со старожилами. Летом 1960 года он повторил часть пути красноармейского отряда Щенникова и Кулакова: как те в 1918 году, проплыл на плотике с Усть-Выи до Верколы, впитывая опыт предшественников, пытаясь понять их впечатления и настроения, собирая ценнейшую информацию. Надо заметить, это путешествие вовсе не было легкой прогулкой: большая часть пути - места нежилые, да и погодой Север не баловал: "Русло не разработанное. Ветер навстречу свищет. Пронизывает до костей. Мерзнут руки. Вода леденеет на шесту. И дико кругом. Ни одного селения" (Крутикова-Абрамова Л.В. Чистая книга// Жива Россия: Федор Абрамов: его книги, прозрения и предостережения. СПб.: Атон, 2003. С. 279).
1981 год. Весной Федор Александрович работает в Архангельском архиве, пристально изучая материалы, связанные с жизнью района в дореволюционные годы. А летом по приглашению критика Александра Михайлова едет на Печору - в места, где писал, проповедовал, а затем был сожжен протопоп Аввакум; затем - вместе со своим другом, веркольским художником-самоучкой Дмитрием Михайловичем Клоповым, путешествовал по местам, связанным с именем великой сказительницы, пинежанки Марии Дмитриевны Кривополеновой. Махонька, как ее ласково называли за маленький росточек и легкий, незлобивый характер, должна была стать одним из главных героев "Чистой книги".
В это же лето 1981 года Федор Абрамов наметил свои творческие планы на ближайшие годы.
Увы! Замыслам писателя не суждено было сбыться: Федор Александрович успел написать лишь начало "Чистой книги", остальная часть - как и большинство задуманных вещей - осталась в набросках, наметках, отрывочных записях. Но даже в таком виде роман захватывает настолько, что на последних страницах книги, подготовленной к публикации вдовой писателя, Людмилой Владимировной Крутиковой-Абрамовой, забываешь о том, что книга не дописана: характеры настолько точны, записи так спрессованы, что создается впечатление целостности, законченности романа…
…О болезни Федора Абрамова знали только близкие: в сентябре 1982 года он перенес операцию; в апреле врачи объявили: требуется еще одна. 14 мая 1983 года эта операция, по словам врачей, прошла успешно. В этот же день в послеоперационной палате Федор Абрамов скончался от сердечной недостаточности.
19 мая Федора Абрамова похоронили в Верколе, на его любимом угоре, рядом с домом, построенном его собственными руками. На похоронах огромное количество народу замерло, услышав над Пинегой курлыканье пары журавлей.

Русский писатель. Родился в Верколе Архангельской обл. Во время Великой Отечественной войны офицер военной разведки. Окончил Ленинградский университет. В н. 1950-х принимал участие в борьбе против космополитов. В своих романах: “Пряслины” (трилогия, 1958-73), “Дом” (1978); повестях и рассказах: “Пелагея” (1969), “Деревянные кони” (1970) и др. - раскрывал тяжелую судьбу крестьянства на Русском Севере в годы советской власти, показывал духовно-нравственное превосходство крестьян над многими городскими жителями.


Родился в д. Веркола Архангельской обл. в многодетной крестьянской семье, рано потерял отца; помогая матери, с шести лет занимался крестьянской работой; начальную школу (в Верколе) окончил первым учеником, но, несмотря на это, при переходе в среднюю школу возникли трудности: Абрамов был из середняцкой семьи, и его не сразу перевели в следующий класс. Уже в 9-10 классах Абрамов пробовал свои силы в литературном творчестве. Его первое стихотворение было опубликовано в районной газете в 1937. Однако к мысли стать профессиональным писателем Абрамов пришел не сразу. После окончания Карпогорской средней школы в 1938 Абрамов поступает на филологический факультет Ленинградского государственного университета, учебу в котором пришлось оставить с началом Великой Отечественной войны: в 1941 записывается добровольцем в народное ополчение. Дважды был ранен, причем во второй раз только чудом избежал гибели. В 1942, оказавшись после второго ранения на Большой земле, Абрамов посещает родную деревню: впечатления от этой поездки лягут в основу будущих произведений писателя. Как «нестроевик», Абрамов был оставлен в тыловых частях. Служил заместителем политрука роты, учился в военно-пулеметных частях, затем был направлен в контрразведку «Смерш» (смерть шпионам). После победы Абрамов возвращается в университет, поступает в аспирантуру (1948), успешно защищает кандидатскую диссертацию по творчеству М. Шолохова (влияние М. Шолохова на Абрамова впоследствии будут отмечать критики). К этому времени относится публикация статьи о космополитизме в советской литературе, написанной Абрамовым в соавторстве с Н. Лебединским и направленной против ряда еврейских литературоведов. Чуть позже Абрамов становится зав. кафедрой советской литературы при Ленинградском университете, в соавторстве с В. В. Гурой выпускает книгу, посвященную М. Шолохову («М. А. Шолохов. Семинарий», 1958).

Творчество Абрамова неразрывно связано с Пинежским краем, с Верколой. Действие многих его произведений разворачивается в д. Пекашино, «прототипом» которой является Веркола. Абрамов создает своеобразную художественную хронику, видя в жизни этой небольшой деревни отражение судеб всего русского народа.



Обращение к теме русской деревни, новый для послевоенной литературы взгляд на граничащую с современностью историю России поставили Абрамова в ряд наиболее значимых фигур русской литературы 60-70-х. В своем подходе к литературе Абрамов ощущал близость творчеству таких писателей, как В. Белов, В. Распутин, С. Залыгин, Е. Носов, Б. Можаев, В. Афанасьев.

Первый роман Абрамова «Братья и сестры», посвященный жизни русской деревни в военные годы, вышел в свет в 1958. Причину его появления Абрамов объяснил невозможностью забыть «великий подвиг русской бабы, открывшей в 1941 году второй фронт, фронт, быть может, не менее тяжелый, чем фронт русского мужика». Позднее это произведение даст название циклу, в который войдут еще три романа: «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом». Первоначальное название тетралогии «Пряслины», выводя на первый план повествование о пекашинской семье Пряслиных, несколько сужало замысел автора.

«Братья и сестры» создавались с желанием оспорить доминирующую в литературе 40-50-х точку зрения на русскую деревню как на край благополучия. Роман оказался практическим подтверждением позиции, высказанной Абрамовым в статье «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе» (1954). В этом своеобразном манифесте Абрамов подверг резкой критике «Кавалера Золотой Звезды» С. Бабаевского, «Зарю» Ю. Лаптева, «Жатву» Г. Николаевой - произведения, признанные официальной критикой в качестве образцовых. Абрамов предъявил литературное требование - показывать «правду и нелицеприятную правду».


Выходя за рамки дозволенного цензурой, размышления Абрамова о деревне подчас оказывались рискованными. Так, очерк «Вокруг да около» (1963), в основу которого положен рассказ о дне председателя колхоза, был признан идейно порочным, а редактор журнала «Нева», где очерк был напечатан, снят с работы.

В 1968 Абрамов опубликовал роман «Две зимы и три лета», посвятив его трудной судьбе послевоенного Пекашина. Абрамов исследует жизнь деревни на разных социальных уровнях. Его интересует как простой крестьянин, так и человек, поставленный управлять людьми. Облегчение, на которое надеялись пекашинцы, ожидая победы, не пришло. Кровно связанные общей целью, еще недавно они были как «братья и сестры». Теперь автор сравнивает деревню с кулаком, каждый палец которого хочет своей жизни. Непомерные государственные обязательства, голод, отсутствие устойчивого быта подводят героев Абрамова к мысли о необходимых переменах. Михаил Пряслин (герой, очень близкий Абрамову) в конце романа задается вопросом: «Как жить дальше? Куда податься?» Сомнения и надежды героя, размышляющего о будущем в финале романа, воплощаются в символическом образе вспыхнувшей и «рассыпавшейся» звезды.

Действие романа «Пути-перепутья» (1973) разворачивается в н. 50-х. Это еще один эпизод из истории Пекашина. Абрамов показывает негативные изменения в характере русского крестьянина. Государственная политика, не позволяющая труженику воспользоваться результатами своего труда, в конце концов отучила его работать, подорвала духовные основы его жизни. Одной из важнейших тем в романе оказывается судьба руководителя колхоза, который попытался изменить установившийся порядок - дать крестьянам выращенный ими же хлеб. Противозаконное действие повлекло за собой арест. Серьезным испытанием для пекашинцев становится письмо в защиту председателя, которое им необходимо подписать: лишь немногие способны совершить этот нравственный поступок.

Роман «Дом», заключительный в тетралогии «Братья и сестры», появился в 1978. Он посвящен современной автору действительности - деревне 70-х. «Дом» - одно из важнейших понятий для Абрамова, заключающее в себе все пласты человеческого существования - личную жизнь семьи, общественную жизнь деревни, положение России в целом. Отдавая себе отчет в неблагополучии русского народа, Абрамов все же ищет тех его представителей, которые позволят сохранить надежду на возрождение исконного русского характера, попытаются заново отстроить полуразрушенный историей «дом».

Работу над крупными произведениями Абрамов сочетал с написанием небольших рассказов и повестей. Причем благодаря неоднократному обращению к текстам, этот процесс порой растягивался надолго: «Мамониха», 1972-80; «Трава-мурава», 1955-80; «Самая счастливая», 1939-80. Параллельно Абрамов был занят публицистикой, выступал на телевидении и радио.

Некоторые произведения Абрамова не дошли до читателя при жизни автора. Наиболее важное из них - повесть «Поездка в прошлое», задуманная еще в н. 60-х, увидела свет только в 1989. Последнее значительное произведение Абрамова «Чистая книга» - итог размышлений писателя над судьбами России - так и осталось незавершенным.

Краткая биография и интересные факты из жизни Федора Александровича Абрамова, русского писателя изложены в этой статье.

Биография Федора Абрамова кратко

Будущий писатель появился на свет 29 февраля 1920 года в селе Веркола, Архангельская область, в обычной крестьянской семье. Окончив Карпогорскую среднюю школу, Абрамов поступает в Ленинградский университет на факультет филологии. Будучи студентом третьего курса, он уходит добровольцем на Великую Отечественную войну. На войне его дважды тяжело ранили и писатель демобилизовался.

После того, как закончилась война, Федор Абрамов восстановился в университете и, окончив аспирантуру, стал преподавать советскую литературу на кафедре. В период с 1956 – 1960 годов он заведует кафедрой. Приблизительно в этой же время Абрамов начинает публиковаться как литературовед и критик.

В 1962 году Абрамов решил уйти из университета и полностью посвятить себя профессиональной писательской работе.

Следующими знаменательными работами были романы «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья» и «Дом», «Жила-была семужка», «Безотцовщина», «Пелагея», «Вокруг да около», «Деревянные кони», «Алька», «На моем угоре», «Наедине с природой», «Трава — мурава».

Благодаря своим сочинениям, писатель выступает на съездах писателей, дает интервью газетам и телевиденью, публикуется в сборниках и периодических изданиях. Федор Абрамов издается также за рубежом, а его произведения изучаются в зарубежных учебных высших заведениях.

В 1975 году Абрамову за трилогию «Пряслины» присуждается Государственная премия СССР. А в 1980 году его наградили орденом Ленина, орденами «Знак почета», «Отечественной войны 2-ой степени» и разнообразными медалями.

Федор Абрамов интересные факты

  • Интересные факты об Абрамове стоит начать с того, что свое обучение он начал в возрасте 7 лет. По окончании 3 класса мальчику дали за хорошую учебу премию в виде ситца и материи на рубашку и брюки. Это была большая помощь нуждающейся семье.
  • Писателя наградили «званием» писателя – деревенщика за то, что его произведения в основном посвящали людям села.
  • Будучи аспирантом, он в 1949 году повстречал свою любовь. Любви с первого взгляда не было, молодые люди сначала дружили и обсуждали замысел Абрамова касательно нового романа. Но со временем между ними возникла любовь, и они поженились.
  • В повести «Деревянные кони» прототипом старухи Василисы Милентьевны была мать Федора Абрамова.
  • В период с 17 апреля 1943 года — 2 октября 1945 года он был на службе контрразведки СМЕРШ, военного Беломорского округа. Сначала у него была должность помощника оперуполномоченного резерва, потом следователя и старшего следователя отдела контрразведки.