Европейская культура в XVII - XVIII вв. М. В. Ломоносов. Основные периоды развития


Выполнила: Саитханова Р.

Проверила: Карпук Н.А.

1. Введение 3 стр.

2. Культурные реформы Петра I 5 стр.

2. Реформы Екатерины II 9 стр.

4. Заключение 12 стр.

5. Информационные источники 13 стр.

ВВЕДЕНИЕ

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать:

В Россию надо верить.

Ф.И. Тютчев

Русская культура - это, по выражению Д.С. Лихачева, громадное разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей. «Век разума и просвещения» - так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространение материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли яркое отражение в философии, науке, литературе, в просветительской деятельности крупнейших философов, ученых, писателей этого времени - Дидро и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера, Ломоносова и Радищева.

В новый период вступает и русская культура, пережившая на рубеже XVII и XVIII столетии знаменательный перелом. После долгого времени насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего «еретического», «западного» (в том числе образованности, нравов, форм культурного быта), русское искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой схоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. «Мирское» искусство приобретает право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого.

Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке.

К концу столетия русское искусство достигает огромных успехов.

Культурные реформы Петра I.

В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий. Между старым, родовитым боярством и служивыми людьми дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, так как они все были феодалами-крепостниками. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств - Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе русские земли. Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной. Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Петр не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах. Петр властно вторгался во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал, полученных в наследство.

Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным.

Петр I в 1708г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.

Развитие книгопечатания сопровождалось началом организо­ванной книготорговли, а также созданием и развитием сети библио­тек. С 1702г. систематически выходила первая русская газета «Ве­домости».

С развитием промышленности и торговли были связаны изуче­ние и освоение территории и недр страны, что нашло свое выражение в организации ряда крупных экспедиций.

В это время появились крупные технические новшества и изобретения, особенно в развитии горного дела и металлургии, а также в военной области.

В этот период написан ряд важных работ по истории, а соз­данная Петром Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного дела в России.

Логическим итогом всех мероприятий в области развития на­уки и просвещения было основание в 1724г. Академии наук в Петер­бурге.

С первой четверти XVIII в. осуществлялся переход к гра­достроительству и регулярной планировке городов. Облик города стали определять уже не культовая архитектура, а дворцы и особня­ки, дома правительственных учреждений и аристократии. В живописи на смену иконописи приходит портрет. К первой четверти XVIII в. относятся и попытки создания русского театра, в это же время были написаны первые драматурги­ческие произведения.

Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая при­вычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заме­нялась новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чул­ки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношение бороды, что выз­вало недовольство, особенно податных сословий. Вводились особый «бородовой налог» и обязательный медный знак о его уплате.

Петр I учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что отражало серьезные изменения их положения в об­ществе. Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства «правил хорошего тона» и «благородного пове­дения в обществе», употреблению иностранного, преимущественно французского, языка.

Процесс европеизации России в эпоху Петра Великого – наиболее противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Перта были созданы предпосылки широкой европеизации, заметно усилились связи с зарубежными странами, в Россию постепенно проникают культурные западноевропейские традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России. И все же деятельность Петра была революционной. В.Я. Уланов писал: «Новым в постановке культурного вопроса при Петре Великом было то, что теперь культура была призвана созидательной силой не только в области специальной техники, но и в ее широких культурно-бытовых проявлениях, и не только в приложении к избранному обществу… но и по отношению к широким массам народа."

Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Петр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом доя овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне открывается Школа математических и навигацких наук во главе с профессором Абердинского университета, шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был Леонтий Магницкий - автор «Арифметики...». в 1711 г. в Москве появляется инженерная школа.

Петр стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую еще со времен татаро-монгольского ига разобщенность России и Европы. Одним из ее появлений было разное летоисчисление, и в 1700 г. Петр переводит Россию на новый календарь – 7208 год становиться 1700-м, а празднование Нового года переноситься с 1 сентября на 1 января.

Происходили важные изменения в быту дворян, переделавшие российское дворянство „по образу и подобию» европейского. В 1717 г. выходит книга «Юности честное зерцало2 – своего рода учебник этикета, а с 1718 г. существовали Ассамблеи – дворянские собрания по образцу европейских.

Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для низших слоев общества.

Петр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.

Реформы Екатерины II

В результате последнего в XVIII в. дворцового переворота, осуществленного 28 июня 1762 г., на русский престол была возведена жена Перта I, ставшая императрицей Екатериной II (1762-1796 гг.).

Екатерина II начала свое царствование с подтверждения Манифеста о вольности дворянства и щедрых одариваний участников переворота. Провозгласив себя продолжательницей дела Петра I, Екатерина направила все свои усилия на создание мощного абсолютического государства.

В 1763 г. была проведена сенатская реформа с целью упорядочения работы Сената, давно превратившегося в бюрократическое учреждение. Сенат был разделен на шесть департаментов с четко определенными для каждого их них функциями. В 1763-1764 гг. была осуществлена секуляризация церковных земель, с чем было связано сокращение (с 881 до 385) численности монастырей. Тем самым была подорвана экономическая состоятельность церкви, которая отныне стала полностью зависеть от государства. Начатый Петром I процесс превращения церкви в часть государственного аппарата был завершен.

Экономическая база государства значительно укрепилась. В 1764 г. было ликвидировано гетманство на Украине, управление перешло к новой Малороссийской коллегии, находившейся в Киеве и возглавлявшейся генерал-губернатором П.А. Румянцевым. Это сопровождалось переводом массы рядового казачества на положение крестьян, на Украину стали распространяться крепостные порядки.

Екатерина получила престол незаконно и только благодаря поддержке дворян-офицеров, искала опору в дворянстве, понимая всю непрочность своего положения. Целая серия указов расширяла и укрепляла сословные права и привилегии дворянства. Манифестом 1765 г. об осуществлении Генерального межевания за дворянством было закреплено монопольное право владения землей, предусматривалась также продажа дворянам по 5 коп. за десятину засечных земель и пустошей.

За дворянством были закреплены сверхльготные условия для производства в офицерские чины, значительно возросли средства на содержание сословных дворянских учебных заведений. Одновременно с этим указы 60-х годов закрепляли всевластие помещиков и полное бесправие крестьян. Согласно Указу 1767 г. любая, даже справедливая жалоба крестьян на помещиков объявлялась тягчайшим государственным преступлением.

Так помещичья власть при Екатерине II приобрела более широкие юридические границы.

В отличии от своих предшественников Екатерина II была крупным и умным политическим деятелем, ловким политиком. Будучи хорошо образованной, знакомой с трудами французских просветителей, она понимала, что править старыми методами уже нельзя. Политика, проводимая ею в 60-х – начале 70-х гг. получила название политики просвещенного абсолютизма. Социально-экономической основой политики просвещенного абсолютизма явилось развитие нового капиталистического уклада, разрушавшего старые феодальные отношения.

Политика просвещенного абсолютизма была закономерным этапом государственного развития и несмотря на половинчатость проведенных реформ, приближала момент перехода общественной жизни к новой, более прогрессивной формации.

В течении двух лет Екатериной II была составлена программа нового законодательства в форме наказа для созываемой комиссии по составлению нового Уложения, так как Уложение 1649 г. устарело. «Наказ» Екатерины II явился итогом ее предшествующих размышлений над просветительской литературой и своеобразным восприятием идей французских и немецких просветителей. «Наказ» касался всех основных частей государственного устройства, управления, верховной власти, прав и обязанностей граждан, сословий, в большей степени законодательства и суда. В «Наказе» был обоснован принцип самодержавного правления: «Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно со пространством столь великого государства…» Гарантией от деспотизма, по мнению Екатерины, служило утверждение принципа строгой законности, а также обособление судебной власти от исполнительной и непрерывное связанное с ним преобразование судопроизводства, ликвидирующее устаревшие феодальные институты.

Программа экономической политики неизбежно ставила на первый план крестьянский вопрос, который имел важное значение в условиях крепостного права. Дворянство проявило себя как реакционная сила (за исключением отдельных депутатов), готовая любыми средствами отстоять крепостнические порядки. Купцы и казаки думали о приобретении привилегий на владение крепостными, а не о смягчении крепостной зависимости.

В 60-е годы был издан ряд указов, которые нанесли удар господствовавшей системе монополий. Указом 1762 г. разрешалось свободно открывать ситцевые фабрики и сахарные заводы. В 1767 г. была объявлена свобода городских промыслов, что имело большое значение. Таким образом, законы 60-70-х гг. создавали благоприятные условия для роста крестьянской промышленности и ее перерастания в капиталистическое производство.

Время Екатерины II было временем пробуждения научных, литературных и философских интересов в русском обществе, временем зарождения русской интеллигенции. И хотя ею была охвачена лишь небольшая часть населения, это был важный шаг вперед. В царствование Екатерины появились и первые русские благотворительные учреждения. Екатерининское время - это период расцвета русской культуры, это время А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина, Г.И. Державина, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, Д.Г. Левицкого, Ф.С. Рокотова, и др.

В ноябре 1796 г. Екатерины не стало. На престол воцарился ее сын Павел (1796-1801гг.). При Павле I утвердился курс на укрепление абсолютизма, максимальную централизацию государственного аппарата, усиление личной власти монарха.

Заключение

Главным итогом совокупности Петровских реформ стало установление в России абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха – перт объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования – создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства – военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека – капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать – Петр Великий является одной из самых знаменитых фигур мировой истории.

Все реформы Екатерины II были также направлены на создание мощного абсолютистского государства. Политика, проводимая ею, была названа “политикой просвещенного абсолютизма».

С одной стороны, Екатерина провозглашала передовые истины просветительской философии (особенно в главах о судопроизводстве и экономике), с другой – подтверждала незыблемость самодержавно-крепостнического строя. Укрепляя абсолютизм, она сохраняла самодержавие, внося лишь коррективы (большую свободу хозяйственной жизни, некоторые основы буржуазного правопорядка, мысль о необходимости просвещения), которые способствовали развитию капиталистического уклада.

Несомненной заслугой Екатерины было введение повсеместного народного образования.

Список литературы.

1. Соловьев С.М. Об истории новой России. – М.: Просвещение, 1993

2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л.: Лениздат, 1989

3. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX века: История. Документ. – М.: МИРОС, 1994

4. Павленко Н.И. Петр Великий. – М.: Мысль, 1990

В XVII в. русская культура сохраняла все характерные черты феодальной кулыуры Средневековья, но намечаются и новые элементы. Однако новые тенденции четко обозначились лишь к концу века. Во многом они были связаны с именем Петра I и проводимыми им реформами.

Начинается формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Рост связей между отдельными областями России через торговлю, отходный промысел, переселение, участие в войнах и т.п. способствуют взаимопроникновению различных диалектов, складывается единый русский язык, в основе которого диалект Москвы и примыкавших к ней с юга земель. Создание единого русского языка еще более способствовало росту самосознания людей как единой русской нации.

В литературе XVII в. происходило обмирщение, появляется реалистическая бытовая и историческая повесть, где постепенно утрачиваются церковные элементы. Героями становятся не святые, а обычные люди, описываются реальные события.

Новым в русской литературе стал жанр демократической сатиры. В сатирических произведениях обличаются порядки феодального суда с его крючкотворством, волокитой, продажностью судей. Это сатирические повести «О Шемякином суде» и «О Ерше Ершовиче - сыне Щетинникове», написанные бытовым народным языком. Последняя из них была широко распространена и передавалась из столетия в столетие в виде сказки, в рифмованной и прозаической форме.

Обмирщение в архитектуре проявилось, прежде всего, в стремлении к внешней живописности, нарядности, декору. В посадских храмах проявлялось светское начало, вкусы и настроения демократических слоев населения. К таким храмам можно отнести московские церкви Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках, ярославскую церковь Ильи Пророка. Духовенство упорно противостояло обмирщению культового зодчества. Патриарх Никон в 50-е годы запретил строить шатровые храмы, выдвинув взамен традиционное пятиглавие. По его инициативе были сооружены ансамбли Ново-Иерусалимского, Иверского и Крестного монастырей.

Дальнейшее развитие зодчества привело к возникновению в конце XVII века стиля «московского барокко». Заметную роль в его формировании сыграло влияние западноевропейской архитектуры. Характерными чертами этого стиля были: четкость, симметричность композиции, устремленность ввысь, многоярусность, декоративное убранство зданий.

Процесс обмирщения затронул и живопись. Главным в нем было развитие реалистических тенденций, стремление донести прелесть земного бытия. В рамках церковной живописи развивался бытовой жанр. Симон Ушаков в иконе «Спас нерукотворный» изобразил живое, одухотворенное лицо человека.

Новое направление коснулось и росписи храмов. Примерами этого являются стенописи церкви Троицы в Никитниках и ярославских храмов.

Развитие городской жизни, ремесла, торговли, мануфактур, развитие государственного аппарата и связей с зарубежными странами содействовало распространению грамотности и просвещения. В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка.

В 40-е годы Ф. М. Ртищев устроил школу для молодых дворян. В 1687 году была открыта в Москве Славяно-греко-латинская академия. В этом заведении готовили духовенство и чиновников.

В XVII в. умели решать уравнения, измерять площади, извлекать кубические и квадратные корни. Потребности в изготовлении лекарств, развитие артиллерийского дела привели к тому, что были известны свойства многих веществ. Развивались такие науки как астрономия, астрология, химия, физика, анатомия. В России была известна гелиоцентрическая система Николая Коперника.

Русская культура в XVIII веке развивалась как культура светская, под большим влиянием тех изменений, которые происходили в этот период в жизни народа и социально-экономическом развитии страны. Большую роль в дальнейшем развитии культуры России сыграли преобразования и реформы Петра I. Огромное значение для России имело начало кораблестроительства, изучение мореходного дела, строительство Санкт-Петербурга и тот факт, что Россия получила выход к морю. Кроме этого Петр I большое значение придавал образованию, понимая, что России нужны образованные люди, чтобы страна развивалась и в экономическом и политическом плане и не отставала от Запада.

В 1701 г. в Москве была открыта Навигацкая школа, а с 1715г. она стала приготовительным классом для созданной в Санкт-Петербурге Морской академии. Создавались артиллерийские, инженерные, медицинские, горные школы. В 1725 г. была основана Петербургская Академия наук. Составлялись карты Камчатки, Балтийского моря, Дона. Был составлен «Атлас российской империи» Кириллова, (проводились геологические разыскания. Из стен Академии вышли многие крупные ученые - среди них М. В. Ломоносов. Активно развивались общественные науки.

При Петре I формируется русское дворянство, которое оказывает огромное влияние на культуру России.

Стоит отметить отрицательные последствия проводимых Петром I реформ:

Формирование бюрократического аппарата;

Создание Синода, гражданского органа, контролирующего церковь;

Нарушение тайны исповеди;

Искоренение русских традиций (преследование старообрядцев, «бритье бород»).

Во второй половине века продолжается развитие просвещения. В 1755 году по инициативе Ломоносова создается Московский университет. В 1757 году была открыта Академия художеств. Начала формироваться Система общеобразовательной школы. Возросла самостоятельная роль художественной литературы.

В архитектуре на смену барокко пришел классицизм. Основоположниками русского классицизма в архитектуре были В. И. Баженов - Дом Пашкова, И. Е. Старов - Таврический дворец, М. Ф. Казаков - здание Сената в Кремле, Московского Университета.

Примером классицизма в скульптуре является памятник Петру I Э. М. Фальконе. В 1756 г. в Петербурге был учрежден первый в России государственный театр.

Еще по теме 1. История русской культуры (XVII -XVIII веков):

  1. 10. 3 Стилевые и жанровые особенности искусства XVII – XVIII веков
  2. Кареев Н.. Западноевропейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII веков: общая характеристика бюрократического государства и сословного общества «старого порядка», 2009

XVII – переходный период российской истории от эпохи Средневековья к Новому времени. Современники называли его «бунташным». Великая смута, крестьянские войны, городские и стрелецкие восстания, конфликт светской и церковной властей, раскол внутри самой церкви – все это отразилось на культуре, придав ее памятникам невиданную дотоле социальную остроту и злободневность.

Главной отличительной особенностью культуры стал бурно протекавший процесс ее обмирщения, освобождения от церковного влияния. Рождаются новые жанры в литературе, ведущим изобразительным стилем эпохи является барокко. В литературе его утверждают Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин. Зримо проявляется личностное начало в творческой деятельности людей, почти неизвестное Средневековью. Выразительные средства всех видов искусств берут отныне истоки в самой жизни, литературный язык максимально сближается с разговорной речью.

Уровень грамотности в XVIII веке значительно вырос и в различных слоях составлял: среди помещиков – 65 %, купцов – 96 %, крестьян – 15 %. В середине XVII века создаются государственные, частные школы, где изучали иностранные языки, другие предметы. В
1687 г. в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия для подготовки высшего духовенства чиновников государственной службы.

Под влияние Запада в XVII веке возникают первые театральные постановки. В 1672 г. был организован придворный театр. В нем играли иностранные актеры, ставились пьесы на библейские сюжеты. В 1675 г. на сцене русского театра впервые был поставлен балет.

Культовая архитектура XVII в. перестала соблюдать каноны церковного строительства, становится более праздничной, живописной. Высшего расцвета достигает деревянное храмовое зодчество.

Плодотворно развивается в этот период монументальная живопись. Для нее характерно расширение тематики, динамизм композиций.

Начало XVIII в. ознаменовано реформами Петра I, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули практически все сферы жизни общества. Содержанием их явились решающий сдвиг от средневековья к новому времени и европеизация всех областей жизни. Происходила ломка старых государственных учреждений, замена их новыми, складывался современный административно-бюрократический аппарат. Важное место в преобразовании Петра I занимала церковная реформа, в результате которой относительно независимая прежде церковь оказалась под властью государства. В итоге всех преобразований в политическом строе Русского государства завершилось оформление абсолютной монархии. Абсолютистское государство нуждалось в светской культуре.

Важной чертой культуры нового времени стала ее открытость, способность к контактам с культурами других народов, что явилось результатом политики, направленной на подрыв национальной и конфессиональной замкнутости. Расширяются связи с Западными странами. Контакты с Европой способствовали проникновению в Россию гуманистических и рационалистических учений. Идеология абсолютизма начала подкрепляться идеями рационализма, европейского Просвещения.

Для Нового времени характерны такие процессы как ускорение темпов развития, усложнение общественного развития в целом. Начинается процесс дифференциации, появления новых отраслей культуры, науки, театрального дела, портретной живописи, поэзии, журналистики.

Отличительной чертой этого периода является появление авторства, хотя в значительной части культура еще продолжала оставаться анонимной. В новой культуре появилась тенденция к демократизму. Большую роль в этом сыграли реформы в области образования. Создается система светских школ. В Москве основаны пушкарские, навигатские, медицинские школы. В Петербурге учреждена морская и инженерная академии, школа переводчиков. Помимо государственной, профессиональной школы зарождаются частные, общеобразовательные школы, распространяется практика обучения молодых людей за границей. Недостаток складывавшейся системы образования был в том, что крестьяне в эти школы не принимались.

Петровская школа создавалась как профессиональная, техническая, ставившая своей целью подготовку кадров в тех областях, которые были нужны государству на данном этапе. Начало XVIII века ознаменовалось бурным развитием книгопечатания, особенно учебной продукции. В столицах действовали десятки типографий. Важным началом в процессе отделения светской культуры от церковной была замена старого церковнославянского шрифта новым, гражданским. Мощным средством просвещения народа явилась периодическая печать.

Первой печатной газетой в России были «Ведомости», вышедшие в 1703 году. Рост книгопечатания способствовал развитию книжной торговли. В 1714 году была открыта первая библиотека, ставшая основой библиотеки Академии наук. Она была доступна для свободного посещения. В 1719 году открывается первый русский музей – Кунсткамера. Закономерным итогом реформ в сфере просвещения, науки стало открытие в Петербурге в 1725 году Академии наук. Вводились новые обряды в общественно-культурной жизни, бытовом укладе. Они были направлены на привитие западно-европейского образа жизни. Взамен старого летоисчисления – «от Сотворения мира» - с
1 января 1700 года введено летоисчисление «от Рождества Христова».Появился обычай праздновать Новый год: устраивать фейерверки, наряжать елки. Новой формой общения стали ассамблеи.

В результате реформ начала века произошли значительные изменения не только во внешнем облике правящих слоев Русского общества, но и в духовном, в нравственных понятиях, в частных взаимоотношениях. Эти изменения вели к обособлению дворянства в обществе, к выделению его в привилегированное сословие. Однако преобразования практически не затрагивали низшие слои населения.

Фундамент, заложенный Петром 1 в начале века, оказался прочным и с 40-х годов XVIII века начался новый подъем культуры. Происходят важные преобразования в сфере образования. В Академии наук появляются первые национальные кадры, меняется характер их деятельности. Первым русским членом Академии наук стал М. Ломоносов. Среди первых академиков – поэт А.Тредиаковский, механик-изобретатель А.Нартов. Академия наук становится не только научным, но и учебным заведением. При участии П.Шувалова и М.Ломоносова в 1755 году в Москве был открыт Московский университет. Обучение в нем велось на русском языке, до начала XIX века не преподавалось богословие. При нем имелись две гимназии. С университетом связана деятельность русского просветителя Н.Новикова. В 80-х годах XVIII века он развернул активную издательскую работу.

Таким образом, итоги историко-культурного развития России XVIII в. весьма значи-тельны. Сохранение русских национальных традиций с одновре-менным укреплением связей с зарубежными странами содейство-вало обогащению русской культуры, проникновению в Россию идей Просвещения. Становление России как одного из крупней-ших государств мира способствовало формированию русской на-ции и единого русского языка. Получили развитие все направле-ния культуры - образование, книгопечатание, литература, архитектура, изобразительное искусство. Глубокий знаток XVIII в., русский историк С.М. Соловьев подчеркивал, что «наш переход из древней истории в новую, из возраста, в котором господству-ет чувство, в возраст, когда господствует мысль, совершился в конце XVIII века».


В
XVII
веке
происходит
обмирщение
культуры,
т.е.
усиление светских начал в культурной
жизни
1. Развитие просвещения в России.
Издание учебников, например «Грамматика»
Мелентия Смотрицкого
Рост количества грамотных людей среди
дворянства и посадских людей

Русская культура XVII-XVIII века
1687г. – Славяно-греко-латинская академия
– первое высшее учебное заведение
в
России, основатели - братья Лихуды
2. Развитие литературы в России.
-исторические повести: «Повесть об Азовском
сидении», первое печатное историческое сочинение
«Синопсис» (автор И. Гизель) – краткий обзор
русской истории
- тенденция превращения житийной литературы
в
автобиографические
повести,
например
«Житие» Аввакума

Русская культура XVII-XVIII века
- Становление нового жанра в литературе –
сатирического, например «Повесть о Шемякином
суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»
- Становление стихосложения – вирши Симеона
Полоцкого
3. Архитектура
- Переход от крестово-купольного
шатровому стилю
храма
к
- Попытка сохранить традиционное пятиглавие
- Появление нового стиля -
(московское) барокко
«нарышкинское»

Храм Ильи Пророка в Ярославле (1693-1694гг.)

Михайло-Архангельский собор в Нижнем Новгороде (1628-1631гг.)

Храм Покрова в Филях (1693-1694гг.)

Новодевичий монастырь в Москве

Теремной дворец (1635–1637) построен при царе Михаиле Федоровиче
архитекторами Б. Огурцовым, А. Константиновым, Л. Ушаковым и Т.
Шарутиным. Это первое каменное здание на Руси, предназначенное
для повседневной жизни, а не для торжественных приемов (ранее
жилые постройки строились только из дерева)

Деревянное зодчество
Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

Покровская
церковь в
Кижах,
1714г.

Русская культура XVII-XVIII века
4. Живопись
Иконопись Симона Ушакова – попытка
отражения земной красоты в искусстве
Икона
Владимирской
богоматери
Спас Нерукотворный, 1676г.

Русская культура XVII-XVIII века
Становление портретной живописи светского
характера.
Парсуна – переход от иконы к светскому портрету
Федор Иванович
М.В. Скопин-Шуйский
Патриарх Никон

Русская культура XVII-XVIII века
5. Театр
1672г. –возникновение придворного театра под
руководством пастора Грегори

Русская культура XVII-XVIII века
Первая четверть XVIIIв. – европеизация «сверху» –
специфическая черта культурных преобразований
-Ведущая
роль
государства
в
«насаждении»
культурных преобразований
-резкое
ускорение
формирования
светского
характера культуры
-Столкновение
традиционного
и
европейскомодернизационного начал в процессе культурных
преобразований
-Складывание «двух культур» – европеизированной
культуры «верхов» и традиционной культуры «низов»

Европеизация
одежды
досуга
(введение ассамблей(1718г.),
курение, употребление кофе)
внешнего вида
(бритье бород,
ношение париков) Появление книг об
этикете («Юности
честное зерцало»)

Русская культура XVII-XVIII века
1. Развитие просвещения
- Открываются школы
А) профессиональные (Навигацкая, Артиллерийская,
Инженерная)
Б) «цифирные» - для обучения грамоте детей дворян
и чиновников
В) издание учебников («Арифметика» Л.Магницкого)
-Реформа шрифта (1798г. – появление
гражданского шрифта)
-Появление первой печатной газеты «Ведомости»
(1702г.)

2. Развитие научных знаний
А) техники и механики (токарный станок
А.Нартова)
Б) геологии, астрономии, медицины,
географии, истории
В) 1719г. – первый музей Кунсткамера
1724г. – открытие Российской Академии
наук
Здание Кунсткамеры, архитекторы
Георг Маттарнови, Н. В. Гербель,
М.Г. Земцов, С.И. Чевакинский, Р.Р.
Марфельд, 1718-1734гг

2. Архитектура
Становление общеевропейского стиля
архитектуры
-регулярная планировка
-приоритете каменной архитектуры над
деревянной
-доминирование светских начал
Строительство СанктПетербурга
Здание двенадцати коллегий, архитекторы Доменико Трезини, Теодор
Швертфегер, 1722-1742гг.

Архитектурный стиль – «петровское барокко»
Летний дворец Петра I,
Д. Трезини
Меншиковский дворец,
Д. М. Фонтана, Г.И. Шедель

2. Живопись
Становление светского
искусства. Доминирование
портретного жанра
М. Матвеев «Автопортрет с женой»

И. Никитин,
Портрет напольного
Гетмана
И. Никитин,
Петр I на смертном
одре

Середина XVIII века
1) Развитие науки и техники
20-40-е гг. – Камчатские
экспедиции (В.Беринг и
А.Чириков подтвердили пролив
между Азией и Америкой)
1755г. – открытие Московского
университета (М.В.Ломоносов)
2) Литература
Неизвестный художник
Переход к классицизму
«Портрет Ломоносова»
А.Кантемир, В.Тредиаковский, М. Ломоносов,
А. Сумароков
3) Архитектура
Утверждение стиля барокко

Зимний дворец, Б. Растрелли,
1757-1762гг.
Аничков дворец, М. Земцов,
1741-1753гг.

Большой
Екатерининский
дворец, Б.Растрелли,
1752-1756
Никольский морской собор,
С.Чевакинский
Смольный собор, В.Растрелли

Середина XVIII века
4) живопись
1757г. – открытие Академии Художеств
А. Аргунов «Портрет
неизвестной в
русском костюме»
А. Антропов «Портрет
Екатерины II»

5) Театр
Становление государственного профессионального
русского театра
1756г. – А. Сумароков и Ф. Волков
Портрет Ф. Волкова,
А. Лосенко, 1763г.

Вторая половина XVIII века
1. Образование
Расширяется сеть учебных заведений
(сохраняется принцип сословности)
1764г. – Смольный институт
благородных девиц
Воспитательный дом в Москве для
незаконнорожденных
детей(подкидышей) и сирот.
Организовал И. Бецкой
1773г. – Горное училище в СанктПетербурге

2. Наука и техника
И.Ползунов
1763г. – разработал проект
универсального парового двигателя
1765г. – создавал для заводских
нужд паровую машину
И. Кулибин
1773-1775гг. – создал телескоп,
разработал проект одноарочного
моста через р.Неву, создал
«зеркальный фонарь» – прообраз
прожектора, разработал и построил
для Екатерины II дворцовый лифт

3. Архитектура
Во второй половине XVIII века в
архитектуре преобладает стиль классицизм
(строгость, четкая симметрия, скромное
строгое внешнее оформление)
4. Скульптура
Сформировались два направления:
1) Реалистическое (творчество Ф.Шубина)
2) Классицизм (творчество Э.Фальконе)

Санкт-Петербург
М
Таврический дворец, И.Старов
Мраморный дворец,
А.Ринальди
А.Струйской
В.Боровиковский.
Портрет Е.Нарышкиной
В.Боровиковский.
Портрет М.Лопухиной
А. Лосенко, «Владимир и Рогнеда»

Д.Левицкий, портрет
Е.Хованской и Е.Хрущёвой
Д.Левицкий, портрет
Е.Нелидовой

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство общего и профессионального образования

Уральский государственный колледж И.И. Ползунова

Культура России в XVII-XVIII вв.

Выполнила Яковлева Ксения

Группа PR-123

Проверила Якименко И.В

Екатеринбург 2011

Введение

1. Русская культура XVII века

1.1 Школа, просвещение и научные знания

1.2 Литература

1.3 Архитектура

1.4 Музыка и театр

2. Русская культура XVIII века

2.1 Просвещение

2.2 Фольклор и литература

2.3 Архитектура

Заключение

Приложение

Список используемой литературы

Введение

"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVII и XVIII столетий, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры эти века вошли как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространение материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли яркое отражение в философии, науке, литературе, в просветительской деятельности. После долгого времени насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего "еретического", "западного" (в том числе образованности, нравов, форм культурного быта), русское искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой схоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. "Мирское" искусство приобретает право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизни страны.

Актуальность этой темы заключается в том, что XVII-XVIII века стали переломными для русской культуры, никогда ещё темпы её развития не были столь быстрыми, реформы столь всеобъемлющими. Петр I и продолжавшую его политику Екатерина II вывели нашу страну из состояния застоя, наглядно продемонстрировали всю мощь и силу нашей страны, весь тот потенциал, который был глубоко погребен под вековой пылью консерватизма. Для современников эти события являются ярким примером безграничной силы желания кардинально изменить ситуацию в стране за минимальные сроки, любой хаос в стране возможно преодолеть, если приложить к этому максимальные усилия и иметь четко спланированные цели.

В этой теме я планирую рассказать о том, как развивалась русская культура на протяжении двух столетий.

Главной целью работы является рассмотреть культуру России XVII и XVIII века, изучить её особенности.

1. Русская культура XVII в.

1.1 Школа, просвещение и научные знания

XVII в. - формирование русской нации. Отход культуры от церковных традиций, придание ей светского, гражданского характера. Стремление к реализму в искусстве и живописи. Развитие образования и книгопечатания. Развивается персонная живопись. Появился театр (придворный и школьный).

В ХVII веке завершилась история средневековой русской культуры и зарождались элементы культуры нового времени. Уровень грамотности в XVII в. значительно вырос, в различных слоях он составил: среди помещиков - 65%; купечества - 96%; посадских людей - около 40%; крестьян - 15%; стрельцов, пушкарей, казаков - 1%.

В XVII в. в Москве появились средние школы, где изучались ин. языки и некоторые предметы связанные с более широким характером образования (1621 г. - лютеранская школа в Немецкой слободе; 1640 - е гг. - частная школа боярина Ф. Ртищева для молодых дворян, где их учили греческому и латыни, риторике и философии; 1650 г. - школа в кремлевском Чудовом монастыре, открытая на средства патриаршего двора; 1664 г. - государственная школа для обучения подъячих Приказа тайных дел и др.). Наконец, в 1687 г. В Заиконоспасском монастыре в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия - для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Первыми учителями здесь стали братья Лихуды - греки, закончившие Падуанский университет

В XVII в. научное знание сохраняло в России преимущественно практический, прикладной характер. Интенсификация торговли вызывала возрастание потребностей в прикладной математике, что привело к появлению рукописных учебников типа «цифирной счетной мудрости» - пособия по арифметике, которое можно было использовать в качестве самоучителя; с первых печатных книг по математике, приближенных к торговой практике. В нем содержалось 50 страниц таблиц умножения, которые обеспечивали торговые расчеты на суммы до 10 тысяч рублей. В торговой практике, в приказной системе и в быту использовался инструментальный счет, который отличался от вычислительных способов, употребляемых в Западной Европе. Для этого использовался «прибор» с костяшками или бусами, нанизанными на прутья, закрепленные в раме. Накопление геометрических знаний происходило при землемерных работах и в строительстве.

Соответствующие практические знания передавались чаще в устной форме («Книга сошного письма» - о применении геометрии при измерении земельных площадей). Практические знания в области механики, накопленные ранее, широко использовались в XVII в., при строительных работах применяли разнообразные механизмы (водолейные колеса, вороты, блоки, полиспасты, винтовые деревянные домкраты и т.п.).

Механические приспособления были распространены и на первых русских павильонных мануфактурах (мельничные водяные колеса приводили в движение молоты, сверлильные станки, циркулярную механическую пилу, подъемные механизмы и т.п.). Многие русские заводы того времени были оснащены передовой для своего времени техникой. В связи с этим появилась потребность в пособиях, обобщавших практический опят и содержавших теоретические сведения по физике, химии, механики, и другим наукам.

Первой попыткой соединения теории и практики явился рукописный «Устав ратных, пушечных и других дел» (1620).

В русской медицине XVII в. произошли значительные изменения. Продолжало развиваться народное целительство, народные врачеватели («лечцы»), обладая рациональными медицинскими навыками, передавали их по наследству. Широкой популярностью пользовались рукописные «Лечебники» и «Травники», обобщающие вековой опыт народной медицины. Одновременно в России закладывались основы государственной медицины: открывались первые аптеки, больницы. В 1682 г. Царь Федор Алексеевич предписал Аптекарскому приказу устроить две постоянные «шпитальни» - больницы для лечения на полном пансионе «бедных, ученых и старых людей…служилых чинов, которые тяжелыми ранами на государственных службах изувечены». В 1654 г. При Аптекарском приказе была открыта «Школа русских лекарей» со сроком обучения 5-7 лет. Для продолжения образования некоторых лекарей направляли в университеты Англии, Франции, Италии. По возвращению на родину, получившие ученую степень доктора занимались не только практической медициной, но и создавали первые научные труды по медицине (Степан Кириллов, Петр Постников и др.).

1.2 Литература

17 век, был последним веком летописания на Руси. «Новый летописец» описывает события от времени правления Ивана Грозного, и до окончания «смуты». «Новый летописец» четко, лаконично и логично обосновывает права дома Романовых на царский престол.

Главную роль в литературе 17 века, занимали произведения исторической тематики. Особенностью книг исторической тематики эпохи 17 века была яркая публицистичность. Самое большое и известное историческое литературное произведение 17 века - «Сказание Келаря Троице - Сергеевой Лавры Авраама Палицына». В этом произведении, автор рассказывает свое понимании смутного времени, рассуждает о причинах «смуты» и её событиях.

В русской литературе 17 века, проявляется большой, живой интерес к истории. Появляются исторические сочинения обобщающего характера. В 70-ых года 17 века, появилась первая историческая книга «Синопсис» (обозрение). Написал её монах Киево-Печерского монастыря Иннокентий Гизеля. Труд Гизеля рассказывал истории России и Украины с самого начала, с момента образование Киевской Руси. В 17-18 века, книга «Синопсис» использовалась как учебник по русской истории.

Было в литературе 17 века, ёще несколько ценных рукописных трудов. Книга «Скифские Истории», за авторством А.И. Лызлова описывает борьбу русского народа, и европейцев со «скифами». К «скифам» автор отнес монголо-татар и турок. Ценность труда Лызлова состоит в том, что в книге, он умело связал знания русских и европейских источников, составив достаточно правдивую и ясную картину происходящего.

Литература 17 века включила в себя не только исторические повествования далекого прошло. В этом веке происходили события, которые заслужили внимания современных литераторов. «Повесть об Азовском осадном сидении» рассказывает про Азовские походы. Основой повести послужил захват донскими казаками турецкой крепости. Автор сего замечательно произведения не установлен, но, есть вероятность, что это начальник воинской канцелярии Федор Порошин. Вот такую загадку нам оставила литература 17 века.

Свою нишу в литературе 17 века заняли и книги нравственного содержания. Большое распространение получило «Жития Святых». Так же очень популярна была автобиография идеолога старообрядчества Аввакума - «Житие протопопа Аввакума».

В литературе 17века активно зарождаются новые жанры для русской литературы. Появляются сатирические повести и книжная поэзия. Впоследствии эти жанры заняли свою, особую нишу, в русской литературе.

1.3 Архитектура

В XVII веке общение с Западной Европой отразилось на жизни России. Влияние церкви на мировоззрение людей ослабевает. Формирование общерусских рыночных отношений отразилось на росте городов, их развитии за счет новых слобод. В середине столетия количество городов достигло 254.

Архитектуру в России XVII в. можно условно разделить на три этапа: 20-30-е гг. - период сложения нового стиля; 40-80-е гг. - период расцвета строительства, 90-е гг. - период обращения к новым идеям, формам, элементам.

В конце XVII в. уже больше чувствуется светское начало. Разрабатываются новые типы гражданских общественных зданий. Однако традиции русского зодчества, сложившиеся в процессе его многовекового развития, не могли быть полностью прерваны. Сохраняется национальный колорит, тяга к архитектурным затеям и выдумкам, вызов строгости и порядку. Нигде в мире нет такого радостного и веселого религиозного сознания, такого необычного церковного искусства, как в Москве.

В конце XVII в. заканчивается долгий этап древнерусской культуры. С начала нового века страна все активней будет принимать формы Запада. Но творческий подход к новому приведет к созданию уникальных сооружений и в камне, и в дереве. Хотя основным строительным материалом осталось дерево, но по сравнению с предыдущим временем значительно большее развитие получило каменное (кирпичное) строительство. Широко стали применяться новые виды строительных материалов: многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали.

Многие постройки возводились мастерами Приказа каменных дел (образован в конце XVI в.). К выдающимся произведениям деревянного зодчества относится царский дворец в подмосковном селе Коломенское, построенный в 1667-1678 гг. Это был целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, гульбищами, крылечками с витыми "колоннами". Различные постройки - хоромы, выполненные в индивидуальной манере, не похожие друг на друга, связывались между собой переходами и насчитывали270 комнат и 3000 окон. Современники называли его "восьмым чудом света".

В деревянном церковном зодчестве преобладали шатровые здания. Строили также ярусные церкви. В целом деревянное зодчество испытывало обратное влияние каменной архитектуры. Несмотря на попытку патриарха Никона запретить строительство каменных шатровых храмов, этот тип стал преобладающим в церковной архитектуре. В Москве возводятся церковь Рождества в Путинках, церковь Троицы в Никитниках, в Алексеевском монастыре в Угличе - "дивная" Успенская церковь, имеющая три шатра, в Троице-Сергиевом монастыре - церковь Зосимы и Савватия, а также храмы в Вязьме, в селе Остров (под Москвой), в Муроме и Устюге. Все они отличались, как правило, богатым архитектурным убранством и орнаментикой, придающим зданиям нарядность.

Вместе с тем, под влиянием Никона в середине - второй половине XVII в. осуществляется строительство ряда монументальных построек, выполненных в традиционном стиле предыдущих периодов и имеющих цель показать силу церкви. Таков величественный Воскресенский собор московского Ново-Иерусалимского монастыря, для постройки которого были использованы модель храма над "гробом господнем" в Иерусалиме - главной христианской святыни. Еще ранее возводятся здания Валдайского Иверского монастыря. В 70-80-х годах строится ансамбль построек ростовского митрополичьего двора - Ростовский кремль. Жилой комплекс здесь сочетался с храмовым. Все постройки окружали массивные стены с башнями. Заказчиками церквей выступали не только "власть предержащие", но и прихожане - жители посадов и сел. Поэтому говорят даже о посадском направлении в зодчестве. Характерным здесь является культовое строительство в Ярославле, одном из крупных ремесленно-торговых центров. Примеры этого: храмы Ильи Пророка, Иоанна Златоуста, Николы "Мокрого", грандиозная церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Примечательны церковные постройки и в других городах: Костроме, Романове-Борисоглебске.

В конце XVII в. в храмовой архитектуре возникает новый стиль - нарышкинское (московское) барокко. Самым значительным памятником его является московская церковь Покрова в Филях, отличающаяся изяществом, безукоризненными пропорциями, применением во внешней отделке таких декоративных украшений, как колонны, капители, раковины, а также своим "двуцветием"; использованием только красного и белого цветов.

Наряду с церковными в XVII в. строятся значительные гражданские сооружения. Существенной перестройке подвергается Московский Кремль. Надстраиваются Кремлевские башни, Спасская возводится (в ее теперешнем виде), создавая парадный въезд в Кремль. На всех башнях появляются шатровые навершия вместо прежних четырехскатных крыш. Все это придает Московскому Кремлю новый вид: оборонно-крепостной его облик уступает место торжественному ансамблю.

В XVII в. получает дальнейшее развитие торгово-промышленное строительство. Так, гостиные дворы сооружаются в Китай-городе в Москве и в Архангельске. Архангельский гостиный двор, вытянувшийся вдоль Северной Двины на 400м, окружали высокие каменные стены с боевыми башнями. Внутри его размещалось более двухсот торговых помещений. В архитектуре заметны стремление к реализму, использование народных традиций, идущих из глубины веков.

1.4 Музыка и театр

До XVII века на Руси не было театра. На протяжении веков театр заменяли народные обряды - свадьбы, праздники, такие, как проводы масленицы, колядование с участием ряженых. На этих праздниках выступали скоморохи - плясуны, акробаты, музыканты, канатоходцы, кукольники и другие. Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром. Актеры этих народных театров (скоморохи - в Белоруссии, казыкчи и масхарабозы - у узбеков и таджиков, берики - у грузин) высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, цирковые номера. Исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию.

По- настоящему театр появился в XVII веке - придворный и школьный театр. Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы "Артаксерксово действо" состоялось 17 октября 1672 года. Царю так понравилось представление, что он смотрел его десять часов подряд. Ставились и другие пьесы на библейские сюжеты. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастор Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских "отроков". В 1673 году 26 жителей Новомещанской слободы были определены к "комедиальному делу", потом число их увеличилось. Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре. Кроме придворного, в России в XVII веке сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями и ставились учащимися по праздникам. В пьесах использовались как евангельские сюжеты, так и житейские предания. Писались они в стихах на основе монологов. Кроме реальных лиц, вводились и аллегорические персонажи. Появление придворного и школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества. Романтические драмы раскрывали пробуждение национального самосознания, в них звучали освободительные идеи, протест против социальной несправедливости, унижения человеческого достоинства. Развитие Драмы в России шло иными путями, чем в Западной Европе. Русская классическая драматургия росла на основе незатухавших народно-освободительных движений. Ей присущи воинствующий демократизм, глубокий гуманизм и восходящая линия развития даже в то время, когда западноевропейская драматургия шла к распаду. Русская драматургия начала складываться еще в древний период русской культуры - в фольклоре и народных играх и обрядах, связанных с крестьянским трудом и бытом (хороводные игры, свадебные обряды). Литературная драматургия возникла в России в связи с прогрессивными реформами петровского времени, давшими толчок развитию русской национальной культуры. К XVII в. русская музыкальная культура имела устойчивые многовековые традиции. Как и другие области народного творчества, она была безымянна. Существовали местные певческие школы со своими особенностями "распевов". Но повсюду господствовало хоровое многоголосье, столь характерное для русской народной музыки. Народные песни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и глубокой выразительностью, с огромной силой, передающей самые различные психологические состояния человека. Особенности народного хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной музыкой.

русский культура мировоззрение просвещение

2. Культура России XVIII в.

2.1 Просвещение

Петровские преобразования затронули и сферу просвещения, образования. Для подготовки специалистов открыли школы: Навигацкую, артиллерийские, инженерные в обеих столицах; горные -- на Урале; епархиальные и цифирные, гарнизонные и адмиралтейские -- в провинции. В Москве существовала школа иностранных языков. В Петербурге основали Морскую академию. Дворян для обучения наукам посылали в Германию и Нидерланды, Италию и Англию.

Издавались учебные пособия, учебники, словари, буквари. Основы математических наук излагал Л.Ф. Магницкий в своей “Арифметике” (первое издание -- 1707 г.). «Ведомости”, первую печатную газету в России, могли купить все желающие. Ввели гражданский шрифт, более простой и понятный, а церковнославянский шрифт употреблялся только в богослужебных книгах. Арабские цифры сменили старые буквенные обозначения.

В середине -- второй половине столетия грамотных людей становилось все больше. К началу XIX в. в стране существовало 550 учебных заведений с 62 тысячами учащихся. Это был шаг вперед. Но Россия сильно отставала от многих европейских стран. Например, во Франции имелось до 8 тысяч школ (1794 г.). Срок обучения составлял от трех до пяти лет. Учились по “Арифметике” Л. Магницкого, “Грамматике” М. Смотрицкого, “Первому учению строкам” Ф. Прокоповича, азбукам, часослову, Псалтырю. Среди учеников общеобразовательных школ были дети крестьян и ремесленников, мастеровых и солдат, матросов. Существовали особые солдатские школы -- для детей солдат, продолжившие традиции цифирных школ Петра I. Для обучения дворян возможностей было больше -- частные пансионы, шляхетские корпуса (Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный), институт благородных девиц (Смольный институт в Петербурге). В 66 духовных семинариях и школах обучались дети православного духовенства. Действовали специальные школы: горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и другие, всего около двух десятков.

В 1725 г. появилась Академия наук в Петербурге, при ней -- университет и гимназия. В 1755 г. основали, по почину И.И. Шувалова и М.В. Ломоносова, Московский университет. Университет выпустил большое число специалистов по разным отраслям знаний, из них вышли многие крупные ученые. В 1757 г. начала обучение Академия художеств. В начале 1762 г. император Петр III вызвал его в Петербург, и он возглавил Канцелярию строения домов и парков. В этой должности он способствовал украшению Северной Пальмиры -- в столице появились памятник Петру Великому работы Фальконе, решетка Летнего сада, один из невских мостов и гранитные набережные. Воцарение Екатерины II, матери которой в свое время представили Бецкого, принесло ему огромные богатства и начальствование над рядом заведений -- Академией художеств, Сухопутным шляхетским кадетским корпусом и, самое главное, воспитательными домами в Москве и Петербурге, Смольным институтом (“воспитательным обществом благородных девиц”).

Необходимо трезво оценивать результаты развития просвещения в России в XVIII в. Дворянская Россия имела Академию наук, университет, гимназии и другие учебные заведения, а крестьянский и мастеровой люд страны в массе оставался неграмотным. Школьная реформа 1786 г., так широко афишированная правительством Екатерины II, была народной только по имени, а на деле носила сугубо классовый характер. Нельзя забывать, что идеи «Просвещения» были «девизом царизма в Европе».

2.2 Фольклор и литература

Литературу XVIII в. отличает широкое отражение особенностей новой эпохи: возрастание могущества Русского государства, расширение знакомства русских людей с западноевропейскими странами, формирование новых духовных качеств, и прежде всего гордости за Русскую землю. Литература петровского времени освободилась от религиозного влияния, стала ставить вопросы политического, исторического, бытового и личного характера, трактовать их в прогрессивном духе, соответствующем основным тенденциям эпохи. Народное творчество начала XVIII в. также отразило особенности времени.

В литературе тех лет примечательным явлением были повести. Они довольно тесно связаны с фольклором, более всего со сказками. Весьма популярная «история о российском матросе Василии Кариотском» повествовала о приключениях русского человека, попавшего после кораблекрушения на неведомый остров. Иного типа «Повесть о цесаревиче Ярополе». В ней наиболее примечательно влияние богатырских мотивов былин: так, Яропол бьется в поединке с турецким исполином, причем бой протекает обычно так, как в былинах: герой в многократных схватках побеждает врага, вынимает у него сердце с печенью.

Литература XVIII века -- литература просветительства. Первый ее этап представлен творчеством Кантемира, Тредьяковского и Ломоносова. В своей научной деятельности и литературном творчестве они соединяли опыт зарубежной науки и искусства с опытом русского народного творчества. Кантемир использовал не только античные формы и образность, но и стиль, и язык народной поэзии. Еще более широко обращался к русскому народному творчеству Ломоносов. Он вырос в северной русской деревне, где бытовали многие жанры фольклора, в том числе былины. В своих научных трудах -- «Российской грамматике», «Риторике», «Древней российской истории» -- Ломоносов многократно указывает на ценность русского народного творчества, приводит примеры из песен, пословиц и поговорок; сожалеет о том, что произведения русского фольклора мало записывались. Его научные сочинения дали толчок собиранию и изучению народно-поэтического творчества. Он изучал русскую и славянскую мифологию, обычаи и обряды, произведения различных жанров фольклора. Все это дало возможность показать богатство русской культуры, своеобразие русского языка, талантливость русского народа. Исследователи творчества Ломоносова считают его основоположником исторической школы в русской фольклористике.

Несомненно, под влиянием Ломоносова с середины XVIII в. начинается собирание и издание произведений народнопоэтического творчества, а затем и все более широкое его использование в литературе. К пословицам часто обращался Н.И. Новиков. Став арендатором типографии Московского университета в 1779 г., Новиков издал целый ряд сборников фольклорных произведений: «Новое и полное собрание российских песен» (1780--1781), сборник пословиц, составленный А. Барсовым, сборник сказок, составленный В. Левшиным. Важной заслугой Новикова было широкое использование произведений фольклора в социальной, антикрепостнической сатире. Пословицы и сказки помогали ему создавать острые обличительные произведения. Нередко он вкладывал в уста самих крестьян едкие высказывания в адрес крепостников-помещиков. Идейное содержание произведений Новикова чрезвычайно богато. Писатель широко охватил русскую жизнь, особенно ярко показал положение крестьян, выступив на защиту их интересов. Творчество Новикова оказало большое влияние на русских писателей, помогло им оценить значение русского народного творчества.

В конце XVIII в. русский просветительский реализм, который был свойствен названным писателям, получил дальнейшее развитие. Писатели еще чаще и еще искуснее стали использовать фольклор в своих произведениях, все, более подчиняя его целям, которые имели не только прогрессивный, но и революционный характер. Основой этого процесса было обострение социальных противоречий, крестьянские волнения и восстания. Раскрывалось огромное идейное значение русского фольклора для литературы. С особой силой это проявилось в творчестве И.А. Крылова и А.Н. Радищева. В произведениях этих писателей наиболее ярко выражено то качество литературы, которое называется народностью. Размах народных волнений и влияние идей французской буржуазной революции конца XVIII в. способствовало новому пониманию народного творчества. Это ярко сказалось в произведениях А.Н. Радищева, который увидел в фольклоре отражение настроений и стремлений крепостного крестьянства, его безысходного положения. Причитаниям. Однако в целом обращение к фольклору в конце XVIII в. имело еще ограниченные рамки. Оно заключалось чаще всего в прямом использовании народно-поэтических сюжетов и образов, в их поэтической обработке соответственно стилю определенного автора и его индивидуальной манере.

2.3 Архитектура

Русская архитектура 18 века связанна преимущественно с тремя архитектурными направлениями. Это, прежде всего барокко, рококо и классицизма.

Барокко - это направление в искусстве, основными чертами которого является пышность, контрастность, а так же совмещение реальности и иллюзий. Мастера работы в стиле барокко, оставили большой след в русской архитектуре 18 века. Фамилии Трезини, Шлютера, Мичетти, Земцова, Растрелли, Чеванского и Ухтомского навсегда остались в истории русской архитектуры.

Стоит отметить, что ансамбли Зимнего дворца, дворца Строгановых, Смольного монастыря, Царского села и оформление Петергофа - это шедевры произведения стиля барокко.

Рококо - архитектурный стиль, который возник путем сочетания барокко и классицизма. Этот стиль несет в себе утонченность и галантность и характерен в основном для оформления интерьеров.

В 18 веке, в русской архитектуре, происходит становление нового явления - «русского классицизма». Русский классицизм - это направление архитектуры, для которого характерна простота и строгость, а так же рациональность. Большое количество построек в стиле русского классицизма находилось в Москве. Дом Пашкова, Царицынский комплекс Бажова, здания Сената, дом князя Голицына и многие другие постройки. Сегодня эти здания являются памятниками русской архитектуры 18 века. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии. Именно на этом этапе русское искусство вступило в более тесное соприкосновение со стилевыми тенденциями, выработанными в западноевропейском искусстве нового времени, через которые предстояло пройти свой путь и ему.

В 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств. Академия становится и законодателем художественных идей, и учебным заведением. В ее среде выросло новое поколение художников, прославивших впоследствии Россию на весь мир, это были и архитекторы И. Старов, В. Баженов, скульпторы Ф. Шубин, Ф. Гордеев, художники А. Лосенко, Д. Левицкий и др.

Русское искусство, как мы увидим, продолжающее в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалось выражено национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам по себе весьма знаменателен. Еще очень и очень многие выдающиеся русские и иностранные зодчие трудились на благо России, именно их стараниями по красоте городов и величию зданий, Россия в XVIII встала в один ряд с западноевропейскими странами.

Заключение

Изучив культуру России 17-18 века, можно сделать следующие выводы. Культурная жизнь XVII в., как, впрочем, и вся общественная жизнь этого времени, находилась как бы на перепутье.

Некоторые исследователи приходят к выводу, что в это время происходит культурный переворот, означающий переход от древнерусской культуры к культуре "нового времени" Но на самом деле возникли лишь предпосылки, переворот же произошел в XVIII в при Петре I.

Культура народа проникнута светлым чувством оптимизма, она жизнеутверждающая по своему духу. Беспредельная самоотверженная любовь к родной земле, высокое нравственное благородство, твердая вера в победу добра над злом, справедливости над неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтичность, неистощимый юмор - все это характерно для произведений народного творчества феодальной эпохи. В той или иной степени, в разных формах эти замечательные качества народного творчества пробивали дорогу не только в литературе, но зодчестве, живописи.

Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь сыграла определенную роль и в распространении грамотности, и в развитии зодчества и живописи. Но в то же время церковь ревниво оберегала свои догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являясь тормозом в развитии наук, технических знаний, литературы, искусства.

И, тем не менее, русская культура развивалась не изолированно от мировой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее развитие. Русское искусство, продолжающее в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалось выражено национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам по себе весьма знаменателен.

Однако в отличие от предыдущего периода времени на культуру большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев.

В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все же царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по распространению образования - этого требовала эпоха.

В развитии просвещения России второй половины XVIII в. отчетливо прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности на постановку просвещения.

С распространением образования тесно связано развитие науки. Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны вызывались экономическими потребностями.

Культурные достижения 17 и 18 века вошли в круг непреходящих художественных ценностей нашей страны, они - части нашего национального богатства, славы и величия нашего народа.

Список используемой литературы

1.Балакина Т.И. История русской культуры/Т.И. Балакина - М.,1995. - С. 84

2. История русского искусства. Т.I. - М.: Изобразительное искусство,1991. - С.-231.

3. История русской культуры IX-XX вв./ под ред. Л.В. Кошмана. - М.: Дрофа, 2006. - С.-425.

4. Каверин, Б.И. Культурология / Б.И. Каверин. - М.: Юнити, 2005. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - С. 197.

5.Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX-XVII веков. - М., 1984.-С.-98.

6.Пастухова З.И. Шедевры русского зодчества/З.И. Пастухова - Смоленск «РУСИЧ» - С.-39

7..Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры X-XVII вв/ А.М. Сахаров. - М.: Просвещение, 2007. - С.-234.

8. А.Н. Петров. «Русская архитектура первой половины XVIII века.»1954г.

9. http://spimash.ru

10. http://www.russianculture.ru

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исследование экономических, политических и социальных условий развития русской культуры в XVIII веке. Характеристика особенностей науки, образования, литературы и театра. Расцвет русской живописи. Новые тенденции в архитектуре. Культура Орловского края.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2015

    Культура периода петровских реформ. Особенности российской эпохи Просвещения XVIII века, включающие развитие общественной мысли, философии, литературы и художественной культуры и ее влияние на современную культуру. Исторический портрет Новикова Н.И.

    реферат , добавлен 18.12.2010

    Предпосылки развития и главные особенности российской культуры XVIII века. Направления становления сферы просвещения и образования, литературы, архитектуры и живописи. Яркие представители данных направлений и оценка их основных достижений в XVIII веке.

    презентация , добавлен 20.05.2012

    Особенность развития русской культуры в XVIII в. Подъем культурного и экономического развития России в петровскую эпоху. Предпосылки развития науки. Направления развития литературы и театра. Живопись и архитектура. Трансформация придворного быта.

    реферат , добавлен 17.11.2010

    Отличительные черты омирщения русской культуры XVII в. Особенности развития литературы этого периода, в которой утвердились два течения: панегирическое (феодально-охранительное) и народно-обличительное. Изучение архитектуры, зодчества, живописи, обрядов.

    реферат , добавлен 19.06.2010

    Произведения русской портретной живописи. Первые парсуны, изображавшие исторических лиц. Портретные образы в иконе XVII века. Необычные портреты Преображенской серии. История русского искусства XVII-XVIII веков. Развитие иконописи в древнерусском стиле.

    реферат , добавлен 25.07.2009

    Культура России на пороге Нового времени. Формирование русской национальной культуры. Разрушение средневекового религиозного мировоззрения. Образование и книгопечатание, литература, архитектура, живопись, театр и музыка. Введение нового летоисчисления.

    реферат , добавлен 12.08.2014

    Прогресс русской культуры, сопровождавшийся развитием просвещения, науки, литературы и искусства, в первой половине XIX века. Яркие представители культуры в данный период в сфере архитектуры, живописи, театра и музыки, а также русской журналистики.

    презентация , добавлен 03.12.2012

    Обмирщение культуры переходного периода, изменение традиционного мировоззрения и расширение культурных связей России с Западной Европой. Развитие системы образования, книгопечатания и литературы. Особенности архитектуры, живописи и прикладного искусства.

    презентация , добавлен 16.12.2012

    Особенности народной культуры XVII века. Формирование городской жизни как носителя новых культурных процессов. Развитие образования, литературы, музыки и изобразительного искусства в период XVII века. Эпоха расцвета древнего московского монастыря.