Портретная характеристика разумихина. Образ Разумихина в романе Достоевского «Преступление и наказание

Образ Разумихина

Безусловно, одним из главных положительных образов в романе после Сони Мармеладовой является Разумихин, выступающий нередко в качестве рупора «почвеннических» взглядов самого Ф.М. Достоевского.

В черновых записях к роману Достоевский в одном месте написал «Рахметов» вместо «Разумихин». Это - описка, однако описка не случайная. Создавая образ Разумихина, Достоевский помнил о Рахметове из «Что делать?» Чернышевского. По авторскому замыслу Разумихин должен был явиться тем спасительным героем, каким в «Что делать?» выступает Рахметов. Разумихин, как и Рахметов, тип современного русского «богатыря», что-то вроде нереволюционного Никитушки Ломова. Рахметов останавливает понесшую лошадь, ухватившись за заднюю ось шарабана, Разумихин валит с одного удара полицейского-исполина: «Однажды ночью, в компании, он одним ударом ссадил одного блюстителя вершков 12 росту». Чернышевский прибегает к гиперболическим описаниям, Достоевский, художественный почерк которого исключал количественное преувеличение, вводит Разумихина в круг нормальных по внешности персонажей. Но в набросках к его портрету сильно чувствуются приметы, подобранные у Чернышевского. Разумихин, как и Рахметов, - оба студенты. «Разумихин был все тот же: добрый, высокий... иногда буянил и слыл за силача... Разумихин был еще тем замечателен, что мог неизвестно поскольку времени совсем не есть и терпеть необыкновенный холод как ни в чем не бывало. Однажды он целую зиму совсем не топил свою комнату и говорил, что так даже лучше спится».

У Чернышевского Рахметов выходец из родовитой и богатой среды, он приучает себя к терпению, готовясь к нелегким условиям революционного подполья. Разумихин беден, он содержал себя сам, перебиваясь случайными заработками. Рахметов ограничивает свои потребности и даже мучает себя из эксперимента, Разумихин - по нужде. Но вынослив он не менее, чем специально тренировавший себя персонаж Чернышевского. В окончательном тексте это звучит так: «Разумихин был еще тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его. Он мог квартировать хоть на крыше, терпеть адский голод и необыкновенный холод».

Достоевский обладал необыкновенным даром трансформировать чужое в свое, большей частью в полемических целях, придавая «чужому» иное значение, чем то, которое находил в нем первоавтор. Достоевский ассимилировал чужое с собственным опытом, со своими собственными наблюдениями и находками. Для обрисовки буянства, пьянства, недисциплинированности, разбросанной вольности и несколько разрушительной распущенности Разумихина Достоевский, быть может, использовал черты и Аполлона Григорьева, его соратника по журналам «Время» и «Эпоха», одного из лидеров основанного Достоевским «почвенничества». Разумихин мог «пить до бесконечности, но мог и совсем не пить», мог проказить «даже непозволительно, но мог и совсем не проказить», «иногда буянил», - повторяет Достоевский.

Черты эти не противоречили психологической природе Рахметова, они были заложены и в натуре последнего, но герой «Что делать?» взял их под контроль и подавил во имя наложенной на себя революционной схимы.

Но вот тут-то и начинается полемическая противоположность Разумихина Рахметову. Разумихин враг всякой теории, и тем более теории исключительной, всепоглощающей и всеподавляющей. Рахметов ходит только в те круги, которые нужны ему для дела, он сходится только с теми людьми, которые разделяют его принципы Разумихин ходит в заведение к Лавизе, легко заводит романы, быстро сближается с самым разношерстным людом, с простонародьем, с полицейскими чиновниками. Человеку он придает значение большее, чем его принципам.

Он против доктринерства, против «теоретиков», в том самом смысле, в каком был против и сам Достоевский, автор статьи «Два лагеря теоретиков».

Может показаться, что Разумихин прагматик. На самом деле это не так. Его отрицание теории в свою очередь опирается на теорию - теорию «почвенничества», проповедовавшегося журналами Достоевского. Обстоятельство это привносит в образ Разумихина элемент схемы, что не может быть сглажено даже исключительным мастерством Достоевского.

Идеологическая позиция и идеологические взгляды Разумихина вполне «почвеннические». Он критически относится к дореформенным порядкам, к дореформенной юриспруденции, Лужин и Лужины внушают ему отвращение. Он за версту чувствует людоедский запах, исходящий от их «убеждений». В общественном подъеме шестидесятых годов Разумихин занимает особое место. Он мнит себя вне направлений, западнических и славянофильских, он хочет стать над всеми существующими лагерями.

Ни одна разновидность революционно-демократических взглядов его не устраивает: «...мне вся эта болтовня-себятешение, - говорит он, - все эти неумолчные, беспрерывные общие места, и все то же да все то же, до того в три года опротивели, что, ей-богу, краснею, когда и другие-то, не то что я, при мне говорят... видите ли, к общему-то делу в последнее время прицепилось столько разных промышленников, и до того исказили они все, к чему ни прикоснулись, в свой интерес, что решительно все дело испакостили».

Однако Разумихин вовсе не отходит в сторону. Он хочет объединить все лучшее и всех лучших в разошедшихся крыльях русской общественности на одной и притом своей платформе. Он любит новую молодежь, он сам к ней ходит и собирает ее у себя, «все здешних и все почти новых» людей. Но революционно-демократические и в особенности социалистические взгляды молодежи он критикует так, как их критиковали во «Времени» и «Эпохе».

Разумихин на все лады повторяет «почвеннический» тезис о «лакействе» мысли революционной демократии и русских утопических социалистов, тезис, усердно формулировавшийся даже в каждом ежегодном объявлении о подписке на журналы Достоевского. «На чужих помочах ходят, - говорит Разумихин, - жеваное едят!» «Дураки! перевод с иностранного».

Разумихин не видит различий в материализме, он, как и подпольный человек, убежден, что для материалистов, всех материалистов, вселенная и общество - это единая, неумолимая, слепая вычислительная машина, в которой все предопределено, в которой нет никаких случайностей, в которой колокольня Ивана Великого и белобрысые ресницы Порфирия связаны фатальной, однозначно направленной и необратимой связью. Если б кому-либо удалось остановить эту машину и запустить ее наново, полагает он, она все равно породила бы вновь Ивана Великого и через посредство Ивана Великого и ресницы Порфирия.

Разумихин проповедует примат жизни над теорией, он считает, что материалисты и утописты убивают жизнь, умерщвляют человеческую душу, но ведь и Чернышевский понимал значение живой жизни, он ввел понятие жизни в эстетику, он определил прекрасное как жизнь, он первый «угадал» Льва Толстого, он умел смотреть истине в лицо, он лучше других своих современников разбирался в противоречиях народной, крестьянской «души».

Разумихин по-своему «широкий человек». Он мог удариться в разрушительный запой, мог превратиться и в своеобразного Обломова. В романе он выступает еще как человек неустановившийся, но привлекательный. Он беспорядочен, пьет, ходит в подозрительные заведения, заводит дружбу с полицейскими чиновниками, устраивает студенческие вечеринки, спорит до хрипоты о высоких материях, находит верный тон с самыми различными людьми - и с кухаркой, и с Порфирием, и с Лужиным. Он наивен и умен, он не поверил в виновность Миколки, объяснил загадку оброненных сережек, он ухватил главное в теории Раскольникова. Разумихин хлопотун, он и практически добр. Он умело ухаживает за больным Раскольниковым, приводит к нему доктора, покупает ему приличную, и по средствам, одежду, заботится о заброшенных в номерах Бакалеева его матери и сестре. Разумихин верный друг. «Кликни меня, и я приду», - говорит он Раскольникову и придет и, собственно говоря, уже и пришел. Раскольников поручает Разумихину Дуню, в Дуню он влюбляется, несколько наивно, со всем пылом и восторгом первой любви или по крайней мере так, как традиционно изображается первая любовь.

Разумихин умеет и за себя постоять и близких себе защитить. В его «богатырстве» есть идея, смысл которой: не надо искать общих решений, надо оказывать помощь отдельным людям, терпящим бедствие в житейском океане.

Философия малых дел Разумихина противопоставлена философии Одного Дела Раскольникова. Мало того, она бьет дальше, в ней чувствуется и полемика с «особенным» делом Рахметова. Разумихин - русский богатырь, «снизошедший до мальчика», тратящий свои исполинские силы для поддержки ближнего своего, погибающего в поле его зрения, протягивающий руку беззаветной помощи Дуне, Пульхерии Александровне, трогательно заботящийся о Раскольникове, даже тогда, когда узнал, что последний - убийца. Разумихин смотрит в душу каждого отдельного человека, он видит, что Лужин безнадежен, но что такого убийцу, как Раскольников, можно «рестаурировать» и ввести снова в круг человеческого братства, разорванный по заблуждению.

Разумихин помогает ближним своим по натуре, без религиозных мотивировок, вне рамок ханжеской морали. Разумихин - восторженный малый, друг и влюбленный, и он делает все, что нужно, чтобы помочь другу и будущей своей жене. Самоотверженность во имя счастья близкого человека легко уживается со стремлением к личному счастью. Личное благополучие не может быть абстрактным, внесоциальным. Человек не может жить вне общества, и свитое им гнездо, выбранная им деятельность неизбежно носят на себе социальное клеймо, свидетельствуют о согласии с общественным укладом или протестом против него.

В Разумихине Достоевский-художник подвел итоги «почвенничеству», на пропаганду которого он потратил столько сил в своих недолговечных журналах. Образ Разумихина и объясняет, быть может, почему Достоевский больше не предпринимал шагов для того, чтобы оживить спою публицистическую программу шестидесятых годов во всей её целостности.

Через образ персонажа Дмитрия Прокопьевича Разумихина Достоевский выражает свою позицию, которая высказывает его взгляды и дает нравственную оценку теории убийцы-Раскольникова «кровь по совести». В романе «Преступление и наказание» Разумихин выступает как человек еще неустановившийся, но очень привлекательный.

Раскольников, Разумихин - это своего рода сравнение двух новых течений среди молодежи того времени. Писатель на таких примерах показывает, что пути развития жизненной позиции могут очень сильно отличаться друг от друга. Кто-то может стать «рабом» теории, отвергающей Бога (это тот же Раскольников), а кто-то будет сохранять нравственную «почву» и обладать способностью отличать добро от зла (это Разумихин).

В школе часто пишут сочинение на тему: «Разумихин («Преступление и наказание»): характеристика». Кто он такой и каковы его попробуем разобраться.

Идея «Преступления и наказания»

Основную идею романа «Преступление и наказание» Михаил Федорович Достоевский обдумывал весьма долгое время, еще со времен каторги. И работать над ним он стал с огромным увлечением и душевным подъемом. Это произведение как бы подытожило его прошлые творческие годы и вобрало в себя все его идеи и мысли. Но центральные темы тех лет тоже очень хорошо раскрыты в этом произведении. получили новое философское направление в соединении с нравственной драмой «убийцы-теоретика» Родиона Раскольникова, который вынужден сам на себя донести, чтобы получить наказание и тем самым опять примкнуть к людям. Идея главного героя Раскольникова - стать властелином судьбы и сильных и справедливых наказывать неугодных и таким образом делать счастливыми обездоленных. В этом весь философский умысел Достоевского, включивший современные революционные настроения 1860 года.

Разумихин. «Преступление и наказание». Характеристика

Второстепенные персонажи становятся идеологическими союзниками или оппонентами главного героя. В романе «Преступление и наказание» Разумихин - это один из самых близких друзей Раскольникова, который, однако, не поддерживает его взглядов. Ведь философская идея «малых дел» самого Разумиха состоит в том, что молодежь должна работать учителями, юристами, врачами и агрономами, чтобы каждый на своем месте служил благу. И ей необходимо помогать в юриспруденции, экономике и просвещении, а также содействовать покупке земель крестьянами, организовывать страхование, народные кредиты и улучшать земледельческие орудия.

Именно таким образом Разумихин видел, как постепенно преодолевалась пропасть По его мнению, именно этим можно было отвлечь общественные передовые молодые силы от революционной деятельности и всякого насильственного улучшения жизни.

«Преступление и наказание». Описание Разумихина

Вообще, вся суть этой идеи заключалась в том, что все «великие дела» надо оставить на потом, до лучших времен, а сейчас надо начинать действовать каждому на своем месте и тихо вести культурную работу. Раскольников же оправдывал любое кровопролитие, если кто-то вставал на пути к какому-нибудь благородному делу или великому открытию, или если кто-то очень сильно страдал от какого-нибудь нехорошего человека. Этими рассуждениями и наполнил Достоевский свой роман «Преступление и наказание». Разумихин же в нем играет немаловажную роль и полностью выражает взгляды самого автора.

Характеристика Разумихина достаточно интересна. Достоевский представил нам типаж эдакого мужлана, грубого буяна, сильной натуры, но очень благородного и великодушного русского человека, который полностью подчиняется Авдотье Романовне, сестре Раскольникова. Ведь он буквально млеет и принижает себя перед этой хрупкой и изящной красавицей.

Почвенничество

С первого взгляда может показаться, что Разумихин является прагматиком, но это не так. В своих рассуждениях он все же опирается на теорию «почвенничества», что представляло собой русское общественное течение мысли религиозно-философского направления, похожее на славянофильство, противопоставленное западничеству. Оно было ориентировано на самобытность России, что и отличало ее от западной культуры.

Он критикует дореформенные порядки и юриспруденцию. Такие люди, как Лужин (жених Дуни), ему очень ненавистны, так как все просчитывают и везде ищут выгоду. Он чувствует от таких людей людоедский запах, благодаря их убеждениям.

Русский богатырь

Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» Разумихина представляет как русского богатыря, «снизошедшего до мальчишки», который свои могучие силы тратит на поддержку друга Раскольникова и его близких - сестру Дуню, мать Пульхерию Александровну. Он помогал им даже тогда, когда узнал, что Раскольников - убийца.

Разумихин видит насквозь человеческую душу каждого, с кем он когда-либо общался. Он понимает, что такой негодяй, как Лужин, просто безнадежен и его не исправить, а вот того же Раскольникова еще можно «реанимировать» и опять вернуть в круг человеческого общества.

Любовь к Дуне

Как верный друг Раскольникова и влюбленный в его сестру, Разумихин делает все, чтобы помочь им и сделать их счастливыми. Его самоотверженность в этом вопросе совсем не мешает построению его личного счастья, о котором постоянно мечтает Разумихин. «Преступление и наказание» определенно намекает на то, что человек не может существовать вне общества, и созданная им семья, выбранная профессия несут в себе социальную печать и говорят о согласии с общественным и политическим укладом или несогласии.

Образ Разумихина

Итак, Раскольникову очень грамотно противопоставлен Разумихин. «Преступление и наказание» образ последнего делает одной из важных фигур в жизни главного героя. Достоевский описывает его как молодого человека, студента, дворянина, у которого есть друг по университету - это Раскольников, с которым они знакомы уже полтора года.

Разумихин - открытый, добрый, с русской широкой Он большой правдолюб и любит метать правду-матку в лицо. У него несколько грубоватые манеры, но за этим скрывается очень чувствительная и тонкая душа. К тому же в произведении «Преступление и наказание» Разумихин представлен как эрудированный молодой человек, знающий три европейских языка и мечтающий создать свою собственную издательскую контору. Именно к нему приходит Раскольников сразу после совершения убийства, чтобы тот помог ему найти работу по преподаванию. На самом деле он спешит к нему, чтобы найти живую душу для общения, способную на сострадание, которая сможет разделить с ним его муку.

Верный друг

Очень преданным и порядочным другом оказался Разумихин. «Преступление и наказание» описывает, как он ухаживает за больным Раскольниковым и даже просит доктора Зосимова заняться его недугом, а также знакомит его со своим родственником дальних кровей, следователем Порфирием Петровичем. Он, зная, что Раскольникова начинают подозревать, всячески выгораживает его и списывает его странность на болезнь, а также с большим вниманием относится к приезду матери и сестры Раскольникова и буквально сразу же влюбляется в Дуню. В итоге он на ней женится.

К своему другу Раскольникову Разумихин относится с теплотой и трепетом, хотя и понимает, что они разные с ним люди. Очень любопытен тот факт, что Разумихин от всех отличается какой-то особенной правдивостью и невероятной прямотой. Его многие высказывания и реплики можно свободно использовать как цитаты. А его юмор, ирония и остроумие просто умиляют, притягивают и не могут не обаять и не вызывать чувства симпатии.

Разумихин Дмитрий Прокофьевич - бывший студент, дворянин, товарищ Раскольникова по университету. Временно вышел из него из-за отсутствия средств. «Наружность его была выразительная - высокий, худой, всегда худо выбритый, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача... Пить он мог до бесконечности, но мог и совсем не пить; иногда проказил даже непозволительно, но мог и совсем не проказить. Р. был еще тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его».

Раскольникова явно тянет к нему как к человеку живой жизни, простому, цельному, энергичному и, главное, добросердечному. К нему он идет сразу после убийства, чтобы попросить найти ему уроки для заработка, а на самом деле ища живую душу, способную отозваться на его страдание, разделить его] муку. Хороший и преданный товарищ, Р. ухаживает за боль-! ным Раскольниковым, приводит к нему доктора Зосимова. Он! же знакомит Раскольникова и со своим дальним родственником,] следователем Порфирием Петровичем. Зная о подозрениях против Раскольникова, всячески пытается выгородить его, простодушно объясняя все его поступки болезнью. Берет он под свою| опеку и приехавших в Петербург мать и сестру Раскольникова,] влюбляется в Дуню и впоследствии женится на ней.

    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология...

    «В чем я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают» - этими словами можно начать урок о «двойниках» Раскольникова. Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли он дрожащая» или имеет право, предполагала...

    Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек - это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя. “Преступление и наказание” - это роман Достоевского,...

    Роман «Преступление и наказание» был написан во времена бурь и потрясений пореформенного времени, когда в обществе в наиболее яркой форме проявились все противоречия и контрасты. Повсюду цинично провозглашалась мораль грабежа и обогащения как принцип...

    «Преступление и наказание» - психологический и социальный роман. Причем психология человека и общественное сознание тесно связаны, неразрывны друг с другом. Ф. М. Достоевский показывает внутренний мир человека и среду, в которой тот находится, исследует...

Дмитрий Прокофьевич Разумихин, бывший студент, друг Раскольникова. Сильный, веселый, смышленый малый, искренний и непосредственный. Глубокая любовь и привязанность к Раскольникову объясняют заботу Разумихина о нём. Влюбляется в Дунечку, доказывает своей помощью и поддержкой свою любовь. Женится на Дуне.
В романе "Преступление и наказание" показано два совершенно противоположных жизненных пути, по которым может пойти любой человек. Два человека, похожие друг на друга по социальному положению, по возрасту, находят разные решения одной и той же проблемы. Разумихин пытается видеть в своей жизни положительные стороны и жить спокойно. А Раскольникова совсем не удовлетворяет его жизнь. Он хочет чего-то другого, не совсем хорошо осознавая, чего именно.
В романе ведется неприкрытая полемика со взглядами Чернышевского. По авторскому замыслу Разумихин должен был явиться тем спасительным героем, каким в "Что делать? " выступает Рахметов. Они схожи в проявлении силушки, оба студенты. "Разумихин был все тот же: добрый, высокий... был еще тем замечателен, что мог неизвестно по скольку времени совсем не есть и терпеть необыкновенный холод... " Рахметов ограничивает свои потребности и мучает себя из эксперимента (он богат) . Разумихин - по нужде (беден) .
В отличие от Рахметова Разумихин враг всякой теории, легко заводит романы, ходит в заведение к "Лавизе". Он критически относится к дореформенным порядкам, любит новую молодежь. Разумихин считает, что материалисты убивают жизнь, умерщвляют человеческую душу.
Философия малых дел Разумихина противопоставлена философии Дела Раскольникова, в ней чувствуется и полемика с "особенным" назначением Рахметова. Разумихин - русский богатырь, "снизошедший до мальчика", тратящий исполинские силы для поддержки ближнего своего. Он смотрит в душу каждого человека, и видит, что Лужин безнадежен, но что такого убийцу, как Раскольников, можно "реставрировать" и ввести снова в круг человеческого братства. Он всегда приходит на помощь в трудную минуту. И всегда с разумом. Чтобы создать первоначальный капитал, Разумихин соединяет свои деньги с Луниными: "И зачем, зачем мимо рта кусок проносить! Помаленьку начнем, до большого дойдем, по крайней мере прокормиться чем будет, и уж во всяком случае свое вернем", Разумихин может стать мужем и верным другом. Но, скорее всего, романтик-полуславянин превратится в капиталиста, отдающегося своему растущему "делу". Достоевский оттеснил Разумихина на задний план. Раскольников не мог помогать Разумихиным продавать книги, это слишком пустое занятие для него.

Разумихин Дмитрий Прокофьич («Преступление и наказание»), бывший студент; товарищ Родиона Раскольникова, в финале - муж Авдотьи Романовны Раскольниковой, дальний родственник Порфирия Петровича. Раскольников вдруг вспомнил о нём накануне преступления, пытаясь найти выход из жизненного тупика: «Разумихин был один из его прежних товарищей по университету. Замечательно, что Раскольников, быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. <…> С Разумихиным же он почему-то сошёлся, то есть не то что сошёлся, а был с ним сообщительнее, откровеннее. Впрочем, с Разумихиным невозможно было и быть в других отношениях. Это был необыкновенно весёлый и сообщительный парень, добрый до простоты. Впрочем, под этою простотой таилась и глубина, и достоинство. Лучшие из его товарищей понимали это, все любили его. Был он очень неглуп, хотя и действительно иногда простоват. Наружность его была выразительная - высокий, худой, всегда худо выбрит, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача. Однажды ночью, в компании, он одним ударом ссадил одного блюстителя вершков двенадцати росту. Пить он мог до бесконечности, но мог и совсем не пить; иногда проказил даже непозволительно, но мог и совсем не проказить. Разумихин был ещё тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его. Он мог квартировать хоть на крыше, терпеть адский голод и необыкновенный холод. Был он очень беден и решительно сам, один, содержал себя, добывая кой-какими работами деньги. Он знал бездну источников, где мог почерпнуть, разумеется заработком. Однажды он целую зиму совсем не топил своей комнаты и утверждал, что это даже приятнее, потому что в холоде лучше спится. В настоящее время он тоже принуждён был выйти из университета, но ненадолго, и из всех сил спешил поправить обстоятельства, чтобы можно было продолжать. Раскольников не был у него уже месяца четыре, а Разумихин и не знал даже его квартиры. Раз как-то, месяца два тому назад, они было встретились на улице, но Раскольников отвернулся и даже перешёл на другую сторону, чтобы тот его не заметил. А Разумихин хоть и заметил, но прошёл мимо, не желая тревожить приятеля <…> Он поднялся к Разумихину в пятый этаж. <…> Разумихин сидел у себя в истрепанном до лохмотьев халате, в туфлях на босу ногу, всклокоченный, небритый и неумытый…»

Разумихин с этого момента практически будет находится всё время возле Раскольникова: предложит ему часть своей работы, потом, уже после странной и внезапной болезни Родиона, товарищ его притащит к нему доктора Зосимова, близко познакомится-сойдётся с его квартирной хозяйкой Прасковьей Павловной и её служанкой Настасьей, будет ухаживать за ним и даже кормить с ложечки, познакомит затем его по его же просьбе с приставом следственных дел Порфирием Петровичем, станет совершенно незаменимым человеком для матери Раскольникова Пульхерии Александровны и его сестры Авдотьи Романовны и, в конце концов, - его родственником. Как раз в любви к Дуне характер Разумихина и раскрылся во всей своей полноте. Интересны по этому поводу пометы-рассуждения самого Достоевского в подготовительных материалах к роману: «Разумихин очень сильная натура и, как часто случается с сильными натурами, весь подчиняется Авд<отье> Ром<ановне>. (NB. Ещё и та черта, которая часто встречается у людей, хоть и благороднейших и великодушных, но грубых буянов, много грязного видевших бамбошеров - что, например, он сам себя как-то принижает перед женщиной, особенно если эта женщина изящна, горда и красавица.)

Разумихин сначала стал рабом Дуни (расторопный молодой человек, как называла его мать); принизился перед нею. Одна мысль, что она может быть его женою, казалась ему сначала чудовищною, а между тем он был влюблён беспредельно с 1‑го вечера, как её увидал. Когда она допустила возможность того, что она может быть его женой, он чуть с ума не сошёл (сцена). Он хоть и любит её ужасно, хоть по натуре самоволен и смел до нелепости, но перед ней, несмотря даже на то, что он жених, он всегда дрожал, боялся её <…>. Он не смел с ней говорить…» В окончательном тексте по поводу вспыхнувшей в середце Разумихина любви к Дуне Раскольниковой сказано ещё определённее: «Понятно, что горячий, откровенный, простоватый, честный, сильный как богатырь и пьяный Разумихин, никогда не видавший ничего подобного, с первого взгляда потерял голову…»

В «Эпилоге» сообщается: «Пять месяцев спустя после явки преступника с повинною последовал его приговор. Разумихин виделся с ним в тюрьме, когда только это было возможно. Соня тоже. Наконец последовала и разлука; Дуня поклялась брату, что эта разлука не навеки; Разумихин тоже. В молодой и горячей голове Разумихина твёрдо укрепился проект положить в будущие три-четыре года, по возможности, хоть начало будущего состояния, скопить хоть немного денег и переехать в Сибирь, где почва богата во всех отношениях, а работников, людей и капиталов мало; там поселиться в том самом городе, где будет Родя, и... всем вместе начать новую жизнь. <…> Два месяца спустя Дунечка вышла замуж за Разумихина. Свадьба была грустная и тихая. Из приглашенных был, впрочем, Порфирий Петрович и Зосимов. Во всё последнее время Разумихин имел вид твёрдо решившегося человека. Дуня верила слепо, что он выполнит все свои намерения, да и не могла не верить: в этом человеке виднелась железная воля. Между прочим, он стал опять слушать университетские лекции, чтобы кончить курс. У них обоих составлялись поминутные планы будущего; оба твёрдо рассчитывали чрез пять лет наверное переселиться в Сибирь…»

Фамилия данного персонажа явно «говорящая». В одном месте сам он утверждает, будто настоящая его фамилия - «Вразумихин». Лужин, ошибаясь, называет его «Рассудкиным». В черновых материалах Достоевский в одном месте вместо «Разумихин» написал «Рахметов», и эта описка не является случайной: Разумихин и принадлежит к кругу демократической молодёжи, и должен был по авторскому замыслу явиться тем спасительным героем, каким в «Что делать?» выступал Рахметов, и своей огромной физической силой вкупе со способностью терпеть любые лишения герой Достоевского напоминает героя романа Н. Г. Чернышевского.