Елпатьевский сергей яковлевич - александров - история - каталог статей - любовь безусловная. Сергей елпатьевский в ялте. Расставание с мечтами

.
Уважаемые читатели! Просим внести поправки и дополнения.
Контакты: [email protected]

ЕЛПАТЬЕВСКИЙ
Сергей Яковлевич (1854-1933), писатель.
ИМЛИ, ф. 35, 176 ед. хр., 1880-1930.
ПД, в составе Разряда III, on. 2, №№ 433-486, 54 ед. хр., 1899-1914.
=========
Сергей Яковлевич Елпатьевский родился в 1854 году в селе Новоселка-Кудрино Александровского уезда Владимирской губернии в семье священника. В 1868 году отрок окончил Переславское духовное училище и был принят во Владимирскую духовную семинарию. Казалось, его судьба предрешена и он пойдет по стопам отца. Как вспоминал С. Елпатьевский: «С детства я мнил себя в будущем священником в Новоселке».
=============================================
... известно о трех священниках Елпатьевских, живших и служивших на Владимирщине в начале 19 века. Все они Кондратьевичи - Иван, Петр, Василий.
=Иван служил в с. Новоселки-Кудрино Александровского уезда Владимирской губернии, его внук - Сергей Яковлевич Елпатьевский, писатель и врач.
=Пётр служил в с. Нуршполы Александровского уезда (сейчас Талдомский район Московской области). Его сын был переведён в Тобольскую епархию, и все сибирские Елпатьевские пошли от него.
=Василий уехал учиться в Петербург, там и остался. Сын Иван занимал пост в сенате, а один из его потомков был автором довольно известного учебника по истории России.
=====================================
Добрый день, уважаемые форумчане!
Собираю информацию по роду Елпатьевских. Насколько мне известно, род Елпатьевских происходит из Переславского и Александровского уездов, и относился к духовному сословию. Возможно, что фамилия производная от с. Елпатьево, хотя есть и другие мнения. В 19 веке выделется питерская ветвь (потомки Василия Кондратьевича), сибирская ветвь (потомки Александра Петровича), а также потомки Якова Ивановича, среди которых и самый известный из Елпатьевских - Сергей Яковлевич (писатель, врач и политический деятель).
Хотелось бы объединить информацию по Елпатьевским и буду рад любой (кроме конечно энциклопедической).
Что касается меня то я вижу свою восходящую вертикальную ветвь к Елпатьевским так:
Чудинов Владимир Владимирович(я) - Чудинов Влад. Иванович - Чудинова (Елпатьевская) Лариса Александровна - Елпатьевский Александр Михайлович - Елпатьевская Ольга Петровна - Елпатьевский Петр Александрович - Елпатьевский Александр Петрович (в 1840 году окончил Владимирскую Духовную Академию и в 1843 переведен в Тобольскую епархию).
Точно утверждать могу до Ольги Петровны, дальше основано пока на предположениях. Если кто сможет подтвердить или опровергнуть мои предположения буду признателен. Насколько я знаю проживали мои предки (служили) в Ишимском округе, Омутинское, Ялуторовск Тобольской епархии.
Также интересует информация о Александре Петровиче Елпатьевском и его предках. О нем: в 1840 году окончил Владимирскую Духовную Академию и в 1843 переведен в Тобольскую епархию (из книги Малицкого Н.В).

========================================
Л. Манчестер
(Аризона, США)
Судьба поповича: врач и писатель Сергей Елпатьевский
и его воспоминания об отце

Сергей Яковлевич Елпатьевский родился в селе Новоселка-Кудрино Александровского уезда Владимирской губернии в 1854 году. В 1868 году окончил Переславскос духовное училище и был принят во Владимирскую духовную семинарию. В 1872 году он поступил в Петербургский университет, затем перевелся на медицинский факультет Московского университета, который окончил в 1878 году. В студенческие годы Сергей Елпатьевский был впервые арестован за революционную деятельность. В последующие десятилетия работал земским врачом в ряде губерний. В 1890-е гг. Елпатьевский начал публиковать небольшие рассказы, а в 1906 году стал редактором журнала «Русское богатство». В число его друзей входили, М. Горький. В 1906 году С. Елпатьевский стал одним из основателей и лидеров Народно-социалистической (трудовой) партии. После октябрьской переворота 1917г. жил в Москве и в гг. работал в амбулатории Кремлевской больницы. Его единственная дочь вышла замуж за барона и эмигрировала, поселившись, в конце концов, в США. Сергеем Елпатьевским написано несколько томов воспоминаний, некоторые еще не опубликованы и хранятся в рукописном отделе Российской государственной библиотеки в Москве. В основу данной работы положены воспоминания С. Елпатьевского о своем отце – сельском священнике. Открывая неизвестные страницы жизни Елпатьевского, автор заостряет внимание на двух важных вопросах: 1) прогрессивные изменения, происходившие среди духовенства в пореформенной России и 2) типичное отношение поповичей, оставивших духовное сословие, к своим корням. В мемуарах о детстве Елпатьевский уделяет основное внимание воспоминаниям о своем отце – священнике Якове Иоанновиче Елпатьевском. Он рисует отца как незаурядную личность, стремившуюся к возвышению духовенства. Документы Владимирской духовной консистории позволяют судить об отце Якове как о действительно неординарном священнике.
Яков Елпатьевский родился в 1824 году в семье священника с. Новоселка-Кудрино о. Иоанна и его жены Анны Степановны. В 1846 году он окончил Владимирскую духовную семинарию и с 1847 г. назначен священником в родное село. В 1855 году вступил в должность благочинного, которую исполнял в течение 22 лет. В 1877 году в награду «за его долговременную полезную службу был переведен в один из лучших приходов Владимирской губернии – церковь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Орехово Покровского уезда в которой прослужил до конца своей жизни. Отец Яков был членом Императорского географического общества. Он заботился об образовании сельского населения, в 1871 году в с. Новоселка-Кудрино, не без его участия, была открыта образцовая школа для крестьянских детей, где отец Яков в течение шести лет преподавал Закон Божий. С 1868 по 1873 гг. о. Яков исполнял должность уполномоченного по Переелавскому училищному округу, с 1879 по 1890 гг. – должность катехизатора. В 1883 году он был возведен в сан протоиерея.
Сергей Елпатьевский пишет, что несмотря на то, что его отец происходил из священнической семьи, в юности он хотел избрать мирскую профессию. Однако, после того как два его старших брата приняли монашество, Яков повиновался своей матери, которая желала, чтобы он стал священником и унаследовал место отца. Примирившись со своей участью, Яков порвал все нити, связывающие его со светской жизнью, даже продал свою любимую флейту. Он стремился превзойти уже сложившиеся аскетические идеалы и требования умеренности, полностью отказавшись от употребления алкоголя. После того как его семья приобрела керосиновую лампу, Яков Елпатьсвский проводил каждый вечер за чтением теологической литературы. Он редко читал светские книги, и если случалось - это были исторические или романтические произведения, изобилующие описаниями красот природы, возвышающими дух.
С. Елпатьевский изображает своего отца как глубоко религиозного и благородного человека, который был против того, чтобы государство использовало духовенство в роли подручных. Отец Яков не уважал Победоносцева и отца Иоанна Кронштадтского за вовлечение церкви в политику. Он противился требованиям государства, обязавших священников доносить о революционных высказываниях, сделанных прихожанами на исповеди. Он считал, что закон Бога несомненно выше закона государства, и святость исповеди не должна нарушаться. С другой стороны, он опасался подобного инцидента, так как, будучи связан обетом послушания при рукоположении в духовный сан, должен был бы сообщить властям имя исповедника, если даже полагал, что не вправе осуждать других или принимать чью-либо сторону.
С. Елпатьевский обращает внимание на то, что в преклонном возрасте его отец снова проявил интерес к светской жизни. Он стал читать газеты, внимательно следил за политической жизнью и даже изъявил желание побывать в театре. Сергей дал отцу свое пальто, чтобы тот мог надеть его поверх рясы, оставаясь неузнанным, но в последний момент отец Яков, вспомнив о священническом послушании, идти отказался.Несмотря на то, что С. Елпатьевский описывает своего отца как примерного священника, он представляет обоих родителей способными подвергать сомнению сложившиеся общественные устои «старого порядка», которые не отвечали их нравственному семейному укладу. Родители С. Елпатьевского были одной из редких пар в среде духовенства, вступившей в брак по любви. Их женитьба была под угрозой, поскольку отца Иоанна не устраивало приданое будущей невестки. Положение спасла сама невеста Анна Осиповна, которая была так влюблена в жениха, что уговорила свою мать вмешаться. После свадьбы Анна Осиповна часто конфликтовала со своей свекровью Анной Степановной, верной сторонницей «старых порядков». Например, Анна Степановна была против того, чтобы ее невестка целовала своих малышей, поскольку такое проявление нежности к детям противоречило «старому устою», который диктовал, что детей можно целовать только в такой большой праздник как Пасха. Напряженность отношений возросла до предела, когда свекровь стала настаивать на том, чтобы невестка не вскармливала своих младенцев во время Великого поста. После смерти двух детей Анна Осиповна взбунтовалась против свекрови: Ее последующие дети выжили. Отец Яков и Анна Осиповна вырастили шестерых детей – одного сына и пятерых дочерей: Сергея, Марию, Екатерину, Евдокию, Елизавету, Веру. Из клировых ведомостей видно, что судьбы дочерей о. Якова состоялись в общественно-прогрессивном направлении. Его старшая дочь Мария выучилась на акушерку и работала в Московской городской больнице. Евдокия и Елизавета получили дипломы Московского университета на звание домашних учительниц. Евдокия также окончила акушерский факультет Московского родовспомогательного института. Профессию акушерки имела и младшая дочь Вера.
Поскольку государство не платило духовенству жалованья, у священников не было другого выхода, как брать с прихожан плату за исполнение церковных обрядов. С. Елпатьевский пишет, что его отец не требовал со своих прихожан высокой платы, хотя ему самому приходилось, не покладая рук трудиться на земле, чтобы прокормить семью.
С. Елпатьевский описывает отношения отца Якова с его прихожанами-крестьянами, многих из которых он знал с детства, как идиллические. Прихожане часто вознаграждали отца Якова за его преданность им щедрыми подарками. Елпатьевский подчеркивает общность культуры духовенства и крестьянства, включая религию, фольклор, язык, пишу, средства к существованию. Вспоминая свое первоначальное сближение с радикалами в университетские годы, он замечает, что в отличие от его благодарных сотоварищей, не испытывал необходимости раскаиваться в чем-либо, поскольку считал себя частью парода: «Я чувствовал себя вровень с крестьянами, не очень далеко ушедши от психологии моих новосельских приятелей, с которыми я играл в киюшки и воровал горох и картошку на чужих огородах. Народ тогда сосредотачивался для меня в селе Новоселке в нашем приходе. Жалеть особенно их не приходилось. Жили вровень с нами, может быть, немножко хуже, а кое-кто и получше...»3 С. Елпатьевский пишет, что в первые годы учебы в семинарии он был уверен, что мог быть полезнее своим крестьянским собратьям, оставшись в родных местах: «Я любил своих новосельских людей, с детства я мнил себя в будущем священником в Новоселке и в период религиозного подъема я часто рисовал себе, как я буду священничествовать и помогать всем в Новоселке».
Тем не менее, в какой-то момент С. Елпатьевский понял, что способен следовать своей совести и непосредственно служить другим, избрав светскую профессию. Он резюмировал свое решение оставить духовенство: «Живо помню, что было в душе моей, когда я поступал в университет. Было два мотива: первое, бесконечно жадное стремление к свободе, к независимости и медицинский факультет я выбрал, потому что надо мной не будет никакого начальства, что я могу, если захочу, где угодно жить, даже вот у этих африканских или американских негров и везде буду годен и нужен. Второй, чтобы поддержать темное царство – смутное и неопределенное. Тем не менее, горячее тяга к моему личному участию в рассеивании темного царства».
В своих мемуарах Сергей Елпатьевский утверждает, что не только он, по и его товарищи из духовного звания были более успешны в своем служении России, чем их сверстники из добропорядочных интеллигентов. Елпатьевский доказывает, что, считая с 1860-х годов, чиновники из поповичей фактически управляли Россией, поскольку имели прекрасное образование, полученное в семинарии, и были более трудолюбивыми, чем их благородные хозяева.
Когда С. Елпатьевский сообщил отцу о своем решении оставить семинарию, тот глубоко вздохнул и, посмотрев на икону, посоветовал сыну следовать зову своего сердца. В пореформенный период дети духовенства получили право свободного выбора занятий. Елпатьевский смог следовать юношеской мечте своего отца, чья свобода выбора была ограничена рамками духовного сословия. Отец служил для Елпатьевского образцом исполнения жизненной роли, как идеальный священник, чью миссию он пытался осуществить в новых условиях.
По мнению, его духовное происхождение дало ему уникальный шанс быть одновременно представителем и народа и интеллигенции. Как и многие другие поповичи, он оставил духовенство, не отвергая его традиций.
_________________________________

1 ГАВО. Ф. 556. Оп. 111. Д. 906. Л. 1-4

2 ОР РГБ. Ф. 356. К. 3. Д. 43. Л. 5 об.

3 Там же. Л. 20
========================================

Родословная роспись: ... Степан

Поколение 1 ___

1. ... Степан
Пол: мужской.
Родился Кондратий (2-1)
Супруга: ....

Поколение 2 ___

2-1. Елпатьевский Кондратий Степанович
Пол: мужской. Елпатьевский - семинарская фамилия. Скорее всего дана братьям (смотри выше) в
семинарии по месту рождения. Их отец Кондрат Степанович был дьяком в с. Елпатьево, Переяславской
округи, по крайней мере с 1784 по 1811 года.

Также у Черепнина в духовных грамотах упоминался Андрей Елпатьевский, владелец того же села
(Елпатьево, что на Нерли).
Родился. Отец: ... Степан, мать: ....
Родился Иван (3-2)
Родился Пётр (4-2)
1790: Родился Василий (5-2)
Супруга: ....

Поколение 3 ___

3-2. Елпатьевский Иван Кондратьевич
Пол: мужской.
1824: Родился Яков (6-3)
Супруга: ... Анна Степановна.

4-2. Елпатьевский Пётр Кондратьевич
Пол: мужской. .. служил в с. Нуршполы Александровского уезда (сейчас Талдомский район Московской
области). Его сын был переведён в Тобольскую епархию, и все сибирские Елпатьевские пошли от него.
Родился. Отец: Елпатьевский Кондратий Степанович, мать: ....
Женился
Жена: ....

5-2. Елпатьевский Василий Кондратьевич (1790-22.01.1854)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 64. уехал учиться в Петербург, там и остался. Сын Иван
занимал пост в сенате, а один из его потомков был автором довольно известного учебника по истории
России
===============
профессор СПб. университета; р. 1790 г., † 1854 г. 22 января
Женился
1790: Родился. Отец: Елпатьевский Кондратий Степанович, мать: ....
22.01.1854: Умер
Жена: ....

Поколение 4 ___

6-3. Елпатьевский Яков Иванович (1824-?)
Пол: мужской.
Женился
Родилась Мария (7-6)
Родилась Екатерина (8-6)
Родилась Евдокия (9-6)
Родилась Елизавета (10-6)
Родилась Вера (11-6)
1824: Родился. Отец: Елпатьевский Иван Кондратьевич, мать: ... Анна Степановна.
03.11.1854: Родился Сергей (12-6)
Умер
Жена: ... Анна Осиповна.

Поколение 5 ___

7-6. Елпатьевская Мария Яковлевна
Пол: женский.

8-6. Елпатьевская Екатерина Яковлевна
Пол: женский.
Родилась. Отец: Елпатьевский Яков Иванович, мать: ... Анна Осиповна.

9-6. Елпатьевкая Евдокия Яковлевна
Пол: женский.
Родилась. Отец: Елпатьевский Яков Иванович, мать: ... Анна Осиповна.

10-6. Елпатьевская Елизавета Яковлевна
Пол: женский.
Родилась. Отец: Елпатьевский Яков Иванович, мать: ... Анна Осиповна.
Вышла замуж
Муж: Курбатов....

11-6. Елпатьевская Вера Яковлевна
Пол: женский. Ее характер был хорошо описан ее братом в рассказе "Варя" из книги "Крутые горы"
(Истории из прошлого). Жила в Нижнем Новгороде.
Родилась. Отец: Елпатьевский Яков Иванович, мать: ... Анна Осиповна.
Вышла замуж
1889: Родился Михаил (13-11)
Муж: Владимиров Фёдор Павлович. был адвокатом в Нижнем Новгороде.

12-6. Елпатьевский Сергей Яковлевич (03.11.1854-09.01.1933)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 78.
Женился
03.11.1854: Родился. Отец: Елпатьевский Яков Иванович, мать: ... Анна Осиповна.
1877: Родился Владимир (14-12)
01.01.1881: Родилась Людмила (15-12)
09.01.1933: Умер
Жена: Сокологорская Людмила Ивановна, продолжительность жизни: 80.
09.02.1857: Родилась. Отец: Сокологорский Иван, мать: ....
26.05.1937: Умерла

Поколение 6 ___

13-11. Владимиров Михаил Фёдорович (1889-1961)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 72. Он закончил Горный институт в Санкт-Петербурге как
инженер, затем проработал некоторое время в г. Сормово на паровозном заводе, позже возглавлял
кузницу на 1-ом Подшипниковом заводе в Москве. Учился в Германии, Италии. Бывал и в Городце.
Женился
1889: Родился. Отец: Владимиров Фёдор Павлович, мать: Елпатьевская Вера Яковлевна.
1927: Родился Георгий (16-13)
1961: Умер
Жена: Щукина Надежда Дмитриевна, продолжительность жизни: 87. Дочка Щукина Дмитрия Васильевича
и Щукиной Марии Поликарповны. Она была учительницей английского языка, и первые уроки любви к
английскому пришли от нее... Жила в "милом Городце" (по ее собственным словам) с 1904 до 1917.
1897: Родилась
1984: Умерла

14-12. Елпатьевский Владимир Сергеевич (1877-?)
Пол: мужской.
Умер
Женился
Родился Дмитрий (17-14)
1877: Родился. Мать: Сокологорская Людмила Ивановна, отец: Елпатьевский Сергей Яковлевич.
Жена: ....

15-12. Елпатьевская Людмила Сергеевна (01.01.1881-20.04.1969)
Пол: женский, продолжительность жизни: 88.
Вышла замуж. Муж 1.
Вышла замуж. Муж 2.
Родилась Елена (18-15(1))
01.01.1881: Родилась. Мать: Сокологорская Людмила Ивановна, отец: Елпатьевский Сергей Яковлевич.
06.11.1913: Родился Сергей (19-15(2))
20.04.1969: Умерла
Муж 1: Кулаков Пётр Ефимович, продолжительность жизни: 70.
1867: Родился
1937: Умер
Муж 2: Врангель Николай Александрович, продолжительность жизни: 73.
05.09.1887: Родился
05.01.1961: Умер

Поколение 7 ___

16-13. Владимиров Георгий Михайлович (1927-2015)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 88. Закончил МАМИ. В 32 года занимал должность главного
специалиста подшипниковой промышленности СССР, в 1969 году стал кавалером ордена Ленина за
организацию производства приборных подшипников. Прожил в Городце несколько лет (суммарно). Спас
городецкий дом от разорения. Всегда агитировал за Городец и общение с родственниками, живущими
поблизости!
Женился
Родился Михаил (20-16)
1927: Родился. Отец: Владимиров Михаил Фёдорович, мать: Щукина Надежда Дмитриевна.
2015: Умер
Жена: Щукина Галина Васильевна, продолжительность жизни: 57. ыла журналистом и работала в
нескольких газетах, среди прочих в "Вечерней Москве". Закончила Одесский институт консервной
промышленности, но затем поменяла профессию инженера на журналистику... Она создавала образы
своих зарисовок мгновенно, как будто бы они существовали в реальности. Также легко, на ходу, сочиняла
сказки. Была в Городце в 1930-х. Утонула в Черном море.
1925: Родилась
1982: Умерла

17-14. Елпатьевский Дмитрий Владимирович
Пол: мужской.
Родился. Отец: Елпатьевский Владимир Сергеевич, мать: ....
Женился
Родилась Ольга (21-17)
Жена: Камышова-Елпатьевская Вера Григорьевна, продолжительность жизни: 93.
1901: Родилась
1994: Умерла

18-15(1). Кулакова Елена Петровна
Пол: женский.
Родилась. Отец: Кулаков Пётр Ефимович, мать: Елпатьевская Людмила Сергеевна.

19-15(2). Врангель Сергей Николаевич (06.11.1913-16.07.1964)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 50.
Женился
06.11.1913: Родился. Отец: Врангель Николай Александрович, мать: Елпатьевская Людмила Сергеевна.
16.07.1964: Умер
Жена: .. Марина.

Поколение 8 ___

20-16. Владимиров Михаил Георгиевич
Пол: мужской.
Родился. Отец: Владимиров Георгий Михайлович, мать: Щукина Галина Васильевна.

21-17. Елпатьевская Ольга Дмитриевна
Пол: женский.
Родилась. Мать: Камышова-Елпатьевская Вера Григорьевна, отец: Елпатьевский Дмитрий
Владимирович.

Елпатьевский Сергей Яковлевич

Сергей Яковлевич Елпатьевский родился 3 или 4 ноября 1854 года в Владимирской губернии в семье сельского священника . Учился в духовном училище, после окончания которого в 1868 году учился в . В 1872 году поступил в Московский университет на юридический факультет, позднее перевелся на медицинский.

Елпатьевский, Сергей Яковлевич

В 1870-е годы участвовал в народническом движении. В 1875 году принимал участие в организации поселений народников под Анапой. В Москве предоставлял свою квартиру для собраний народников. В 1876 - 1877 году Елпатьевский вместе с землевольцами С. В. Мартыновым и В. С. Лебедевым организует студенческий кружок. Кружок координировал студенческие действия, организовывал помощь политическим ссыльным в Сибири.
В 1877 году Елпатьевский был впервые привлечен к следствию по делу о связях с революционными кружками, но за недостатком улик освобожден.
В 1878 году закончил учёбу в университете. Начал работать врачом в Скопинском уезде Рязанской губернии. Продолжал заниматься революционной деятельностью. В 1880 году Елпатьевский был арестован по обвинению в содействии «Народной воле», и выслан в Уфимскую губернию под надзор.

Первую повесть «Озимь» написал в 1880 г. в тюрьме. Затем вышли в свет его «Очерки Сибири» и «Рассказы о прошлом». В последних содержится много сведений о Владимирском крае. Елпатьевский оставил путевые очерки: «За границей», «Египет» и др., а также воспоминания о Чехове, Горьком, Глебе Успенском, Гарине-Михайловском.

В 1884 году Елпатьевский был арестован за распространение нелегальной литературы и приговорен к высылке в Восточную Сибирь.
Прибыл в Красноярск 24 октября 1884 года, где повстречался с направляющимся в ссылку В. Г. Короленко. Поселился в селе Верхнепашенном Енисейского округа Енисейской губернии. В ссылку вслед за мужем добровольно переехала жена Елпатьевского - Людмила Ивановна с двумя детьми. Жена с детьми поселилась в Енисейске. В 1885 году Елпатьевскому было разрешено переселиться в город Енисейск.
Сергей Яковлевич неоднократно обращался к губернатору Енисейской губернии с просьбой разрешить ему медицинскую практику, но получал отказ. Начал заниматься врачебной практикой бесплатно. Елпатьевскому было предоставлено право свободного передвижения по округу для борьбы с эпидемиями дифтерита и скарлатины в Приангарье и кори в Туруханске. Сергей Яковлевич получил благодарность губернатора И. К. Педашенко за борьбу с эпидемиями.
21 апреля 1886 года челябинский купец Балакшин попросил губернатора И. К. Педашенко разрешить ссыльному врачу сопровождать его на озеро Шира. Губернатор разрешил Елпатьевскому «для научных целей» посетить и другие озёра Минусинского округа. Свои научные наблюдения о целебных свойствах воды озера Шира Елпатьевский изложил в докладе на заседании Енисейского губернского общества врачей.

После ссылки Елпатьевский живёт в Нижнем Новгороде, сотрудничает в изданиях «Русское богатство» и «Русский вестник». В 1891-1893 гг. принимает участие в борьбе с голодом и холерой. В конце 1890-х гг. поселяется в Ялте, где часто встречается с Л. Н. Толстым, лечит А. П. Чехова.
В начале 1900-х годов был за границей, где встречался с основателями партии эсэров.
Весной 1903 г. на своей даче в Ялте познакомился с Куприным и Гариным-Михайловским.
Во время революции 1905 года на квартире Елпатьевского проходили собрания эсэров. Однако Елпатьевский не разделял некоторых идей эсеров, и в 1906 году стал одним из создателей «Трудовой народно-социалистической партии», подвергался критике В. И. Ленина.
Был арестован за публикацию брошюры «Земля и свобода». В 1910-1911 гг. отбывал заключение в Петропавловской крепости.
Во время Первой мировой войны Елпатьевский работал в госпиталях Всероссийского земского союза помощи больным и раненым воинам.
В 1917 году вышел из партии эсэров. После Октябрьской революции жил в Москве. С 1922 года по 1928 год работал врачом в Кремлёвской больнице.
Сергей Яковлевич Елпатьевский умер 9 января 1933 года в Москве.

Значение ЕЛПАТЬЕВСКИЙ СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

ЕЛПАТЬЕВСКИЙ СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ

Елпатьевский Сергей Яковлевич - известный писатель. Родился в 1854 г., в семье дьячка; учился на медицинском факультете Московского университета. Литературная деятельность Елпатьевского, начавшаяся в "Новом Обозрении" 1881 г., была прервана тюремным заключением и ссылкой в Восточную Сибирь. В конце 1880-х гг. Елпатьевский поселился в Нижнем Новгороде; долгие годы жил в Ялте, где много сделал для организации санаторий и бесплатной медицинской помощи неимущим больным. Это не помешало, однако, генералу Думбадзе выселить Елпатьевского из Ялты. На бурном Пироговском съезде 1905 г. Елпатьевский был избран председателем. По литературному делу просидел год в Петропавловской крепости. С середины 1880-х гг. Елпатьевский поместил ряд очерков и рассказов в "Северном Вестнике", "Русской Мысли", "Вестнике Европы" и, главным образом, в "Русском Богатстве" и "Русских Ведомостях". Они собраны в отдельно вышедших книгах: "Очерки Сибири" (2 издание, 1893 и 1897), "Очерки и рассказы" (СПб., 1898), а затем вошли в состав 3-томного издания "Рассказов" Елпатьевского (СПб., 1904). С 1911 г. издается собрание его сочинений (вышло 2 тома). Отдельно вышли также книги: "Близкие тени" (1908); "За границей" (1910), "Египет" (1911), небольшие рассказы Елпатьевского: "Спирька" (СПб.), "В кухне" (Вятка, 1901), "Савелий" (М., 1901) и другие. Наибольший литературный интерес представляет I том собрания его рассказов, где сосредоточены очерки из сибирской и тюремной жизни; здесь развернулся лирический элемент симпатичного таланта Елпатьевского. В противоположность другим подневольным туристам - например, Короленко, на которого Сибирь произвела огромное впечатление своей романтически-дикой величавостью, - на Елпатьевского Сибирь навела, главным образом, ужас. В прекрасных сибирских его пейзажах ярко передана жуткая тоска, которую нагоняет сибирское безлюдье, эти тысячи верст без жилья, "огромное и пустое ничто" - сибирская тайга, страшная глухим непрерывным шумом и каким-то особенным "угрожающим воем", точно ревет "расходившийся, растревоженный зверь". Пожив несколько лет в Сибири, Елпатьевский в некоторых своих рассказах ("Снегурочка") сумел и вполне объективно отнестись к своеобразному обаянию сибирской тайги для людей, привыкших с детства к ее дикой красоте и свободе. Ярко описывает Елпатьев ужасы сибирской жизни в тех "якобы городах", где приходится устраивать свою резиденцию подневольным туристам. Вот доктор, который попал в столицу остяцкой тундры - "Окаянный город": человек очень живой и интеллигентный, он кончил тем, что женился на остячке, сам почти превратился в остяка и целый день не выходил из полузабытья, прерываемого только приемами спирта. Рыжов, в талантливом рассказе "Гектор", попал в мерзлую тайгу "оттуда, где звенит жаворонок над весенними полями и кричит перепел в спеющей ржи, где так сладко пахнет цветущая яблонь и так страстно поет соловей песнь любви в тихой заросли пруда". Вой тайги в те бесконечно длинные полярные ночи, которые он проводил в своей жалкой избушке в обществе единственного друга своего - черного пса Гектора, - радикально изменил его мысли. "Ему становилось все яснее и яснее, что то, во что он верил, обмануло его, и чего он ждал, не приходило". И он "перестал хотеть жить" и "перестал жить". Полны были прежде сил и жажды жизни и супруги, которым посвящен лирический рассказ "Едут". Они совершают длинный и утомительный обратный путь в "Россию" из затерянного на далеком Севере тунгусского села, где они схоронили и детей своих, и все настроение молодости. Впечатлительная натура мужа не выдержала испытания, он почти впал в безумие, а надломленная, преждевременно состарившаяся жена преисполнена одного только желания: "Отдохнуть бы немного. Забыть... забыть..." Даже в крайне несимпатичных ему "уголовных дворянах" Елпатьевский с истинной гуманностью следит за ощущением могильного холода, которым обдает Сибирь всякого, не по своей воле туда попадающего. В тюремных наблюдениях своих Елпатьевский мало замечает те ужасы нравственного падения, которые отметили Мельшин, Дорошевич и другие. В его изображении тюрьма очень уж добродушна. II том рассказов Елпатьевского посвящен по преимуществу той эволюции общественной жизни, которую автор застал, когда в конце 1880-х гг. вернулся в Россию. Характерно превращение либерального земца Рукавицына ("Миша") в грозного патриота своего отечества, громящего окраины, падение родительского авторитета в деревнях и т. п. Еще более разительная перемена произошла с героем рассказа "Спирька". Когда-то он был просто смышленым, ничем не брезгавшим плутом; теперь он видный и известный представитель российской "промышленности". Прежде он просто драл с живого и мертвого, а теперь он наслышан о том, что государство его деятельность готово поощрять всячески. Завелся и "Служащий" (в рассказе под этим заглавием) совсем нового рода: с сознанием собственного достоинства, с жаждой образования, с общественными запросами. Общественные типы Елпатьевского, в особенности "Спирька", обратили на себя внимание, но с чисто художественной стороны они разработаны довольно схематично и сильно отзываются публицистикой. Гораздо художественнее своеобразный юмор некоторых рассказов Елпатьевского, не претендующих на общественное значение. В ряду их особенно выдается прекрасный рассказ "В кухне", где вперемежку идет психология рысака, пса Тамерлана и глухой, одинокой кухарки Орины, для которой кроме "Тамерлонушки" не осталось ни одной радости в жизни. Весь третий том "Рассказов" Елпатьева посвящен воспоминаниям детства, проведенного в деревне, в духовной и крестьянской среде; пиететное отношение к близким людям несколько стесняло здесь свободу бытописателя. Очень интересны путевые очерки Елпатьевского и воспоминания о близких автору людях - Успенском, Михайловском, Чехове, Гарине. С большим подъемом написаны блестящие публицистические статьи, напечатанные, по преимуществу, в "Русском Богатстве", к числу ближайших участников которого принадлежит Елпатьев С. Венгеров.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЕЛПАТЬЕВСКИЙ СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЕЛПАТЬЕВСКИЙ СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1854-1933) русский писатель, мемуарист. Участник революционного движения 1870-80-х гг. Картины российской бедности в книге "Очерки Сибири" (1893); автобиографические "Рассказы о …
  • ЕЛПАТЬЕВСКИЙ СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ
    Сергей Яковлевич , русский писатель. Родился в семье священника. Ушёл из семинарии …
  • ЕЛПАТЬЕВСКИЙ СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    известный писатель. Род. в 1854 г. в семье дьячка; учился на медиц. факультете Московск. унив. Литературная деятельность Е., начавшаяся в …
  • ЕЛПАТЬЕВСКИЙ, СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? известный писатель. Род. в 1854 г. в семье дьячка; учился на медиц. факультете Московск. унив. Литературная деятельность Е., начавшаяся …
  • ЕЛПАТЬЕВСКИЙ в Литературной энциклопедии:
    Сергей Яковлевич — русский писатель. Сын дьячка. Образование получил в семинарии и на медицинском факультете Московского университета. Служил земским …
  • СЕРГЕЙ
    СЕРЃЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1857-1905), вел. князь, сын имп. Александра II, ген.-лейт. (1896). Участник рус.-тур. войны 1877-78; моск. ген.-губернатор в 1891-1905, с …
  • ЕЛПАТЬЕВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЕЛП́АТЬЕВСКИЙ Сер. Як. (1854-1933), рус. писатель, мемуарист. Участник народнич. движения 1870-80-х гг. Картины "гонимой" России в кн. "Очерки Сибири" (1893); …
  • СЕРГЕЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • СЕРГЕЙ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • СЕРГЕЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Сергей, (Сергеевич, …
  • ЕЛПАТЬЕВСКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Сергей Яковлевич (1854-1933) , русский писатель, мемуарист. Участник революционного движения 1870-80-х гг. Картины российской бедности в книге «Очерки Сибири» (1893); …
  • СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-10 Time: 14:22:38 Сергей Николаевич Толстой (1908-1977) - "четвёртый Толстой"; русский писатель: прозаик, поэт, драматург, литературовед, переводчик. Цитаты * …
  • СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-10 Time: 18:02:27 Навигация Тема = Сергей Есенин Википедия = Есенин, Сергей Александрович Викитека = Сергей Александрович Есенин Викисклад …
  • СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БУНТМАН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-04-09 Time: 22:24:13 Навигация Тема = Сергей Бунтман Википедия = Бунтман, Сергей Александрович Сергей Александрович Бунтман — журналист, ведущий, …
  • САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК в Цитатнике Wiki:
    Data: 2007-07-20 Time: 20:20:44 =Лирические эпиграммы= Дорого вовремя время, Времени много и мало. Долгое время — не время, Если …
  • ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-02-25 Time: 10:33:43 Навигация Тема = Валерий Брюсов Википедия = Брюсов, Валерий Яковлевич Викитека = Валерий Яковлевич Брюсов Викисклад …
  • ФЕЛИЦЫН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фелицын Сергей Васильевич (1883 - 1937), священник, священномученик. Память 2 декабря, …
  • ТУРКИН СЕМЕН ЯКОВЛЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Туркин Семен Яковлевич (1870 - 1937), ктитор, мученик. Память 10 сентября, …
  • ТРУБАЧЕВ СЕРГЕЙ ЗОСИМОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей (Сергий) Зосимович Трубачёв (1919 - 1995), диакон, церковный композитор. Родился 26 марта …
  • ТАРАСОВ ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тарасов Иван Яковлевич (1867 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 25 ноября, …
  • СКВОРЦОВ СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ в Православной энциклопедии Древо.
  • ОЗЕРЕЦКОВСКИЙ ПАВЕЛ ЯКОВЛЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Озерецковский Павел Яковлевич (1758 - 1807), протоиерей, был первым по времени обер-священником армии и …
  • ОЗЕРЕЦКОВСКИЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Николай Яковлевич Озерецковский (1750 - 1827), русский естествоиспытатель и путешественник. Родился в 1750 г. …
  • МЕЧЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мечёв Сергей Алексеевич (1892 - 1942), иерей, священномученик. Память 24 декабря, …
  • МАХАЕВ СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Махаев Сергей Константинович (1874 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 19 ноября, …
  • КРОТКОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кротков Сергей Михайлович (1876 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 18 июня, …
  • КЕДРОВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей Павлович Кедров (1880 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 16 ноября, в …
  • ГОЛОЩАПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голощапов Сергей Иванович (1882 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 6 декабря, в …
  • ВОСКРЕСЕНСКИЙ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Воскресенский Сергей Сергеевич (1890 - 1933), священник, священномученик. Память 26 февраля. …
  • АКЧУРИН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Акчурин Сергей Васильевич (1722 - 1790), обер-прокурор Святейшего Cинода. Родился в семье секретаря …
  • ПРОКОПОВИЧ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ
    Прокопович (Николай Яковлевич, 1810 - 1857) - поэт, друг Н.В. Гоголя, с которым воспитывался в гимназии высших наук князя …
  • КРАСИН МИХАИЛ ЯКОВЛЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Красин Михаил Яковлевич - писатель (1833 - 1880), магистр Московской духовной академии; в казанской академии преподавал физику, затем латинский язык …
  • ЕЛПАТЬЕВСКИЙ КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Елпатьевский Константин Васильевич - педагог. Родился в 1854 г. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Был инспектором Василеостровской женской гимназии. Издал …
  • ГРОТ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Грот Николай Яковлевич - профессор философии (1852 - 1899), сын академика; сначала профессор в историко-филологическом институте князя Безбородко в Нежине, …
  • ЯКОВЛЕВ ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Иван Яковлевич , чувашский деятель культуры и просвещения, педагог-демократ, писатель, …
  • ШЕБАЛИН ВИССАРИОН ЯКОВЛЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Виссарион Яковлевич , советский композитор, педагог и общественный …
  • ХИНЧИН АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Александр Яковлевич , русский астроном и геодезист, академик Петербургский АН (1832; член-корреспондент 1822). В 1810 …
  • СЕДОВ ГЕОРГИЙ ЯКОВЛЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Георгий Яковлевич , русский исследователь Арктики. Родился в семье …
  • ПРОКОФЬЕВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Сергей Сергеевич , советский композитор, пианист и дирижёр, …
  • ПОМЕРАНЧУК ИСААК ЯКОВЛЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Исаак Яковлевич , советский физик-теоретик, академик АН СССР (1964; член-корреспондент 1953). Окончил Ленинградский политехнический институт (1936). …
  • ПОКРАСС ДМИТРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    семья музыкантов. Дмитрий Яковлевич [р. 26.10(7.11).1899, Киев], советский композитор, народный артист РСФСР (1963). Член КПСС с 1940. Музыкально-творческую деятельность начал …
  • НИКИТИНСКИЙ ЯКОВ ЯКОВЛЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Яков Яковлевич (1854 - 29.3.1924, Москва), советский химик-технолог. По окончании Московского высшего технического училища (1876) работал там же (профессор с …
  • МИХАЛКОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Сергей Владимирович [р. 28.2(13.3).1913, Москва], русский советский писатель и общественный деятель, академик АПН СССР (1971), заслуженный деятель искусств РСФСР (1967), …

Известный писатель. Род. в 1854 г. в семье дьячка; учился на медиц. факультете Московск. унив. Литературная деятельность Е., начавшаяся в "Нов. Обозрении" 1881 г., была прервана тюремным заключением и ссылкой в Вост. Сибирь. В конце 80-х гг. Е. поселился в Нижн. Новгороде; последние годы живет в Ялте, где много сделал для организации санаториев и бесплатной медицинской помощи неимущим больным. На Пироговском съезде 1905 г. Е. был избран председателем. С средины 1880-х гг. Е. поместил ряд очерков и рассказов в "Сев. Вестн.", "Рус. Мысли", "Вестн. Евр.", а главным образом в "Рус. Богатстве" и "Рус. Ведомостях". Они собраны в отдельно вышедших книгах: "Очерки Сибири" (2 изд., 1893 и 1897), "Очерки и рассказы" (СПб., 1898), а затем вошли в состав изд. товариществом "Знание" 3 томов "Рассказов" Е. (СПб., 1904). Отдельно выходили также небольшие рассказы Е.: "Спирька" (СПб.), "В кухне" (Вятка, 1901), "Савелий" (М., 1901) и др. Наибольший литературный интерес из написанного Е. представляет I том собрания его рассказов, где сосредоточены очерки из сибирской и тюремной жизни. Здесь с лучшей стороны развернулся лирический элемент симпатичного таланта Е. В противоположность другим подневольным туристам - напр. Короленко, на которого Сибирь произвела огромное впечатление своей романтически-дикой величавостью, - на Е. Сибирь навела, главным образом, ужас. В прекрасных сибирских его пейзажах ярко передана жуткая тоска, которую нагоняет сибирское безлюдье, эти тысячи верст без жилья, "огромное и пустое ничто" - сибирская тайга, столь страшная глухим непрерывным шумом и каким-то особенным "угрожающим воем", точно ревет "расходившийся, растревоженный зверь". Впрочем, пожив несколько лет в Сибири, Е. в некоторых своих рассказах ("Снегурочка") сумел и вполне объективно отнестись к своеобразному обаянию сибирской тайги для людей, привыкших с детства к ее дикой красоте и свободе. Рядом с ужасами угрюмой сибирской природы, Е. ярко очерчивает ужасы сибирской жизни в тех "якобы городах", где приходится устраивать свою резиденцию подневольным туристам. Вот доктор, который попал в столицу остяцкой тундры - "окаянный город": человек очень живой и интеллигентный, он кончил тем, что женился на остячке, сам почти превратился в остяка и целый день не выходит из полузабытья, прерываемого только приемами спирта. Рыжов, из талантливого рассказа "Гектор", был юноша полный сил и огня. Он попал в грозную, мерзлую тайгу из далекой стороны, "оттуда, где звенит жаворонок над весенними полями и кричит перепел в спеющей ржи, где так сладко пахнет цветущая яблонь и так страстно поет соловей песнь любви в тихой заросли пруда". Юноша страстно верил в наступление того времени, "когда люди сойдутся на обновленной ниве и запоют светлый гимн любви". Но вой тайги в те бесконечно-длинные полярные ночи, которые он проводил в своей жалкой избушке в обществе единственного друга своего - черного пса Гектора, - радикально изменил его мысли. "Ему становилось все яснее и яснее, что то, во что он верил, обмануло его, и чего он ждал, не приходило". И он "перестал хотеть жить" и "перестал жить". Полна была прежде сил и жажды жить и та супружеская чета, которой посвящен лирический рассказ "Едут". Она совершает длинный и утомительный обратный путь в "Россию" из затерянного на далеком севере тунгусского села, где они схоронили и детей своих, и все настроение молодости. Впечатлительная натура мужа не выдержала испытания, он почти впал в безумие, а надломленная, преждевременно состарившаяся жена преисполнена одного только желания: "отдохнуть бы немного. Забыть... забыть"... Даже в крайне несимпатичных ему "уголовных дворянах" Е. с истинной гуманностью следит за ощущением могильного холода, которым обдает Сибирь всякого, кто не по своей воле туда попадает и должен порвать со всем прошлым. В тюремных наблюдениях своих Е., склонный вообще к сентиментальности, Е. мало замечает те ужасы нравственного падения, которые отметили Мельшин, Дорошевич и др. В его изображении тюрьма очень уже приглажена и добродушна. II-й том рассказов Е. посвящен по преимуществу той эволюции общественной жизни, которую автор застал, когда в конце 80-х гг. вернулся в Россию. Характерно превращение добродушного либерального земца Рукавицына ("Миша") в грозного патриота своего отечества, который громит окраины, падение родительского авторитета в деревнях и т. п. Еще более разительная перемена произошла с героем рассказа "Спирька". Когда-то он был просто смышленым, ничем не брезгавшим плутом; теперь он видный и известный представитель российской "промышленности". Прежде он просто драл с живого и мертвого, а теперь он наслышан о том, что государство должно его, Спирькину, деятельность поощрять всячески. Завелся, впрочем, и "Служащий" (рассказ того же названия) совсем нового рода: с сознанием собственного достоинства, с жаждой образования, с общественными запросами. Общественные типы Е., в особенности "Спирька", обратили на себя внимание, но с чисто-художественной стороны они разработаны довольно схематично и слишком сильно отзываются публицистикой. Гораздо художественнее своеобразный, всегда сквозь слезы, юмор некоторых рассказов Е., не претендующих на общественное значение. В ряду их особенно выдается прекрасный рассказ "В кухне", где вперемешку идет психология рысака, пса Тамерлана и глухой, одинокой кухарки Орины, для которой кроме "Тамерлонушки" не осталось ни одной радости в жизни. Весь третий том "Рассказов" Е. посвящен воспоминаниям детства, проведенного в деревне, в духовной и крестьянской среде. Эти воспоминания мало удались автору: пиететное отношение к близким людям явно парализовало свободу бытописателя.

С. Венгеров .

{Брокгауз}

Елпатьевский, Сергей Яковлевич

Русский писатель. Сын дьячка. Образование получил в семинарии и на медицинском факультете Московского университета. Служил земским врачом. В начале 80-х гг. был сослан в административном порядке на 3 года в Восточную Сибирь. В 1910 по литературному процессу приговорен к заключению в крепость.

Печатается с 1880. Произведения Е. преимущественно носят характер воспоминаний и путевых очерков. Жанр очерка (см. ) роднит его с такими писателями, как Г. Успенский и Короленко. Сфера наблюдений Е. разнообразна и широка. В его рассказах мы находим изображение быта сельского духовенства ("Рассказы о прошлом"), жизни люмпенпролетариата, каторжан, сибирских поселенцев и национальных меньшинств, безмерно угнетенных царским правительством ("Окаянный город" и др.).

Наряду с этим, в книге "Близкие тени" Е. дал художественно выполненные портреты представителей русской литературы и общественной мысли (Г. Успенского, Михайловского, Чехова и др.). Особенно богатый материал содержится в очерках Е. из сибирской жизни. По основным мотивам творчества Е. - один из характерных представителей народнически настроенной мелкобуржуазной интеллигенции.

Библиография: I. Сочин. собраны в 3 тт., изд. "Знание", СПб., 1904, и в 4 тт., "Книгоизд. писателей в Москве", 1914. Отдельно изд.: Близкие тени, СПб., 1908; За границей, СПб., 1.910; Египет, СПб., 1911; Крымские очерки, M., 1913 (изд. 2-е, M., 1915); Литературные, воспоминания, М., 1916; Воспоминания. За 50 лет, изд. "Прибой", Л., 1929; Воспоминания, М., 1929 (первоначально печатались в "Красной нови" за 1928, №№ II, IV).

II. Богданович А., Годы перелома, СПб., 1908; Николаев П., Вопросы жизни в современной литературе, 1902; Скабичевский, История новой русской литературы (неск. изд.).

III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928.

{Лит. энц.}

Елпа тьевский, Сергей Яковлевич

Род. 1854, ум. 1933. Писатель, участник революционного движения 1870-80-х гг., что нашло свое отражение в его творчестве. Автор книг "Очерки Сибири" (1893), "Рассказы о прошлом" (1900-1901), "Близкие тени" (восп. в 2 т., 1909-16), "Воспоминания за 50 лет" (1929).

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Сергей Елпатьевский
267x400px
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Дата смерти:
Гражданство:

Российская империя 22x20px Российская империя , РСФСР 22x20px РСФСР , СССР 22x20px СССР

Род деятельности:
Годы творчества:
Направление:
Жанр:
Язык произведений:
Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сергей Яковлевич Елпатьевский (22 октября (3 ноября) (18541103 ) - 9 января ) - народоволец, русский, советский писатель , врач .

Биография

Образование

Сергей Яковлевич Елпатьевский родился 3 или 4 ноября 1854 года в селе Новоселки-Кудрино Владимирской губернии в семье сельского священника. Учился в духовном училище, после окончания которого в 1868 году учился в семинарии . В 1872 году поступил в Московский университет на юридический факультет, позднее перевелся на медицинский.

Участие в народническом движении

Был арестован за публикацию брошюры «Земля и свобода». В - гг. отбывал заключение в Петропавловской крепости .

В 1917 году вышел из партии эсэров. После Октябрьской революции жил в Москве. С 1922 года по 1928 год работал врачом в Кремлёвской больнице.

Сергей Яковлевич Елпатьевский умер 9 января 1933 года в Москве.

Напишите отзыв о статье "Елпатьевский, Сергей Яковлевич"

Примечания

Очерки и рассказы

  • Очерки Сибири. М. 1893.
  • Очерки Сибири. Изд. 2-е. СПб., 1897
  • Рассказы и очерки. СПб., 1899
  • Очерки Сибири. Изд. 3-е. СПб.: Издание редакции журнала «Русское Богатство», 1901.
  • Египет. СПб., 1911, 1912
  • За границей. СПб., 1910, 1912
  • Крымские очерки. Год 1913-й / Вступительное слово, примечания Дмитрия Лосева. Феодосия: Издательский дом «Коктебель», 1998.
  • Рассказы. Том первый. Издание 4-е. М.: Книгоиздательство писателей в Москве , 1918.
  • Рассказы. Том второй. Издание 4-ое. М.: Госиздат, 1923.
  • Крутые горы. М.-Л., ЗИФ, 1929
  • В Сибири. Новосибирск, 1938
  • Крутые горы. Рассказы о прошлом. М.: Гослитиздат, 1963. - 240 с., 50 000 экз.

Воспоминания

  • Близкие тени. СПб.: Изд-во «Общественная польза», 1909.
Воспоминания о Г. И. Успенском, Н. К. Михайловском, А. П. Чехове, Н. Г. Гарине-Михайловском. Воспоминания о Л. Н. Толстом, Д. Н. Мамине-Сибиряке, Анненском, Якубовиче, Соболевском.
  • Нижний-Новгород.(Из воспоминаний) // Красная Новь. Книга четвёртая. Апрель. М.-Л.: Государственное издательство, 1928.
  • Н. Г. Гарин-Михайловский // Журнал «Красная нива», 1926, № 19.
  • Воспоминания. За пятьдесят лет. Л.: Изд-во Прибой, 1929.
  • Воспоминания. За пятьдесят лет. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984.

Литература

  • Краткая литературная энциклопедия. - М., 1964. - Т. 2. - С. 886.
  • Малютина, А. И. С. Я. Елпатьевский в сибирской ссылк// Вопр. истории. - 1973. - № 2.
  • Политические партии России, конец XIX - первая треть XX века: энциклопедия. - М., 1996. - С. 201.
  • Русские писатели, XX век: биобиблиогр. слов. - 2-е изд., дораб. - М., 1996. - Ч. 1.
  • Писатели Восточной Сибири: биобиблиогр. слов. - Иркутск, 1973. - Вып. 1.

Отрывок, характеризующий Елпатьевский, Сергей Яковлевич

– Как бы там ни было – Вы не друг, Джованни. Вы даже не знаете, что несёт собой это слово... Я прекрасно понимаю, что нахожусь полностью в Ваших жестоких руках, и мне всё ровно, что будет происходить сейчас...
Я впервые нарочно назвала его по имени, желая обозлить. Я и правда была почти что ребёнком во всём, что касалось зла, и всё ещё не представляла, на что был по-настоящему способен этот хищный, но, к сожалению, очень умный человек.
– Ну что ж, Вы решили, мадонна. Пеняйте на себя.
Его слуга резко взял меня под руку и подтолкнул к узкому коридору. Я решила, что это конец, что именно сейчас Караффа отдаст меня палачам...
Мы спустились глубоко в низ, проходя множество маленьких, тяжёлых дверей, за которыми звучали крики и стоны, и я ещё сильнее уверилась в том, что, видимо, пришёл-таки наконец-то и мой час. Я не знала, насколько смогу выдержать пытку, и какой сильной она может быть. Мне никогда никто не доставлял физической боли, и было очень сложно судить, насколько я могу быть в этом сильна. Всю свою короткую жизнь я жила окружённой любовью родных и друзей, и даже не представляла, насколько злой и жестокой будет моя судьба... Я, как и множество моих друзей – ведуний и ведунов – не могла увидеть свою судьбу. Наверное, это было от нас закрыто, чтобы мы не пытались изменить свою жизнь. А возможно, ещё и потому, что мы так же, как все остальные, имели своим долгом прожить то, что нам было суждено, не пытаясь уйти раньше, видя какой-нибудь ужас, предназначенный почему-то нашей суровой судьбой...
И вот пришёл день, когда у меня не оставалось выбора. Вернее, выбор был. И я выбрала это сама. Теперь оставалось лишь выдержать то, что предстоит, и каким-то образом выстоять, сумев не сломаться...
Караффа наконец-то остановился перед одной из дверей, и мы вошли. Холодный, леденящий душу ужас сковал меня с головы до ног!.. Это был настоящий Ад, если такой мог существовать на Земле! Это торжествовало зверство, не поддающееся пониманию нормального человека... У меня почти что остановилось сердце.
Вся комната была залита человеческой кровью... Люди висели, сидели, лежали на ужасающих пыточных «инструментах», значения которых я даже не в состоянии была себе представить. Несколько, совершенно спокойных, измазанных кровью человек, не спеша занимались своей «работой», не испытывая при этом, видимо, никакой жалости, никаких угрызений совести, ни каких-либо малейших человеческих чувств... В комнате пахло палёным мясом, кровью и смертью. Полуживые люди стонали, плакали, кричали... а у некоторых уже не оставалось сил даже кричать. Они просто хрипели, не отзываясь на пытки, будто тряпичные куклы, которых судьба милостиво лишила каких-либо чувств...
Меня изнутри взорвало! Я даже на мгновение забыла, что очень скоро стану одной из них... Вся моя бушующая сила вдруг выплеснулась наружу, и... пыточная комната перестала существовать... Остались только голые, залитые кровью стены и страшные, леденящие душу «инструменты» пыток... Все находившиеся там люди – и палачи и их жертвы – бесследно исчезли.
Караффа стоял бледный, как сама смерть, и смотрел на меня, не отрываясь, пронизывая своими жуткими чёрными глазами, в которых плескалась злоба, осуждение, удивление, и даже какой-то странный, необъяснимый восторг... Он хранил гробовое молчание. И всю его внутреннюю борьбу отражало только лицо. Сам он был неподвижным, точно статуя... Он что-то решал.
Мне было искренне жаль, ушедших в «другую жизнь», так зверски замученных, и наверняка невиновных, людей. Но я была абсолютно уверена в том, что для них моё неожиданное вмешательство явилось избавлением от всех ужасающих, бесчеловечных мук. Я видела, как уходили в другую жизнь их чистые, светлые души, и в моём застывшем сердце плакала печаль... Это был первый раз за долгие годы моей сложной «ведьминой практики», когда я отняла драгоценную человеческую жизнь... И оставалось только надеяться, что там, в том другом, чистом и ласковом мире, они обретут покой.
Караффа болезненно всматривался в моё лицо, будто желая узнать, что побудило меня так поступить, зная, что, по малейшему мановению его «светлейшей» руки, я тут же займу место «ушедших», и возможно, буду очень жестоко за это платить. Но я не раскаивалась... Я ликовала! Что хотя бы кому-то с моей помощью удалось спастись из его грязных лап. И наверняка моё лицо ему что-то сказало, так как в следующее мгновение Караффа судорожно схватил меня за руку и потащил к другой двери...
– Что ж, надеюсь Вам это понравиться, мадонна! – и резко втолкнул меня внутрь...
А там... подвешенный на стене, как на распятии, висел мой любимый Джироламо... Мой ласковый и добрый муж... Не было такой боли, и такого ужаса, который не полоснул бы в этот миг моё истерзанное сердце!.. Я не могла поверить в увиденное. Моя душа отказывалась это принимать, и я беспомощно закрыла глаза.
– Ну что Вы, милая Изидора! Вам придётся смотреть наш маленький спектакль! – угрожающе-ласково произнёс Караффа. – И боюсь, что придётся смотреть до конца!..
Так вот, что придумал этот безжалостный и непредсказуемый «святейший» зверь! Он побоялся, что я не сломаюсь, и решил ломать меня муками моих любимых и родных!.. Анна!!! О боги – Анна!.. В моём истерзанном мозге вспыхнула кровавая вспышка – следующей могла стать моя бедная маленькая дочь!
Я попыталась взять себя в руки, чтобы не дать Караффе почувствовать полного удовлетворения этой грязной победой. А ещё, чтобы он не подумал, что ему удалось хоть чуточку меня сломать, и он не стал бы употреблять этот «успешный» метод на других членах моей несчастной семьи...
– Опомнитесь, Ваше святейшество, что Вы творите!.. – в ужасе воскликнула я. – Вы ведь знаете, что мой муж никогда ничего против церкви не сделал! Как же такое возможно?! Как Вы можете заставлять невиновных платить за ошибки, которых они не совершали?!
Я прекрасно понимала, что это был всего лишь пустой разговор, и что он ничего не даст, и Караффа тоже это прекрасно знал...
– Ну что Вы, мадонна, ваш муж очень для нас интересен! – язвительно улыбнулся «великий инквизитор». – Вы ведь не сможете отрицать, что Ваш дорогой Джироламо занимался весьма опасной практикой, которая зовётся анатомией?.. И не входит ли в эту греховную практику такое действо, как копание в мёртвых человеческих телах?...
– Но это ведь наука, Ваше святейшество!!! Это новая ветвь медицины! Она помогает будущим врачам лучше понять человеческое тело, чтобы было легче лечить больных. Разве же церковь уже запрещает и врачей?!..
– Врачам, которые от Бога, не нужно подобное «сатанинское действо»! – гневно вскричал Караффа. – Человек умрёт, если так решил Господь, так что, лучше бы Ваши «горе-врачи» заботились о его грешной душе!
– Ну, о душе, как я вижу, весьма усиленно «заботится» церковь!.. В скором времени, думаю, у врачей вообще работы не останется... – не выдержала я.
Я знала, что мои ответы его бесили, но ничего не могла с собой поделать. Моя раненая душа кричала... Я понимала, что, как бы я ни старалась быть «примерной», моего бедного Джироламо мне не спасти. У Караффы был на него какой-то свой ужасающий план, и он не собирался от него отступать, лишая себя такого великого удовольствия...
– Садитесь, Изидора, в ногах правды нет! Сейчас Вы увидите, что слухи об инквизиции не являются сказками... Идёт война. И наша любимая церковь нуждается в защите. А я, как Вы знаете, самый верный из её сыновей...