Духовный путь от Льва к Единорогу. «Зрение»: созерцать высшее

В центре Парижа, в Латинском квартале напротив Сорбонны находится Государственный музей Средневековья Клюни.

Шесть месяцев публика не видела в музее один из самых знаменитых его экспонатов – уникальную серию из 6 гобеленов под названием: «Дама с единорогом», которая хранится в музее с 1882 года.

В 2011 году группа экспертов музея пришла к выводу, что зал, где находится экспонат, плохо проветривается, что создало проблемы с сохранностью шедевра.

Гобелен был передан Японии для восстановления, в рамках участия Японии в реконструкции этого зала музея.

Это всего второй случай в истории, когда «Дам с единорогом» покидает Францию. Первое международное путешествие состоялось 40 лет назад в Нью-Йорк.

Гобелен был обнаружен в 1841 году известным французским писателем Проспером Мериме в замке Буссак департамента Крез. «Дама с единорогом» была затем приобретена Эдмондом Зоммерардом, первым директором музея Клюни.

Считается, что серия из шести шпалер (настенных ковров) была создана между 1484 и 1500 годами. Однако настоящее их название и автор гобеленов неизвестен. Название гобелену было дано в 19 веке. На гобеленах вытканы изображение вымпелов с гербом семьи Ле Висте. Существует мнение, что гобелены принадлежали этой влиятельной и знатной семьи при дворе Карла VII.

На каждом из шести гобеленов в центре изображена благородная дама, слева от которой находится единорог, а справа лев. Согласно немецкой легенде 15 века свирепого единорога может укротить только непорочная дева. На эту легенду автор накладывает аллегорические изображения.

По наиболее распространенной трактовке 5 из 6 шпалер символизируют пять чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Наиболее загадочным остается самый большой шестой гобелен под названием «Мое единственное желание». Существует множество интерпретаций смысла последнего гобелена. Чаще всего его ассоциируют с любовью, как единственной ценностью красоты души, способной укротить бушующие в ней страсти.

Изысканный гобелен представляет изящное переплетение растительных мотивов, в стиле так называемого мильфлера (переводится с французского как тысячи цветов), в котором можно увидеть обширный бестиарий: домашние животные, зайцы, птицы, обезьяны, львы, гепарды и многие другие.

С 18 декабря 2013 г. «Дама с единорогом» вновь предстала перед посетителями в специальном зале музея, с приглушенным светом, чтобы можно было оценить яркость красок средневекового шедевра.

После реконструкции зал из полукруглой формы превратился в прямоугольный. Изменился порядок показа гобеленов. Первым теперь выставлен гобелен, посвященный осязанию, а заканчивается гобеленом, посвященным зрению. Такое расположение соответствует тем шагам, которые должна сделать душа, чтобы возвыситься от материального к духовному.

Гобелены «Дама с единорогом», воспетые многими известными писателями, как например, Жорж Санд и Рильке часто называют «Джокондой» музея Средневековья.

1. «Мое единственное желание»

2. «Осязание»: решиться на борьбу

3. «Слух»: гармония духа

4. «Вкус»: от хаоса к разуму

5. «Обоняние»: отречься от материального

6. «Зрение»: созерцать высшее

Дама с единорогом — цикл из шести французских шпалер конца XV века, самый знаменитый из экспонатов парижского музея Клюни. Название цикла условно и возникло в XIX веке. Жорж Санд одной из первых привлекла внимание публики к «Даме с единорогом» (шпалеры хранились в замке города Буссак, департамент Крез) и впервые описала их в своем романе «Жанна» (1844 г.).
Другой знаменитый французский писатель, П. Мериме, занимавший пост главного инспектора исторических памятников Франции, в тот же период начал переговоры о приобретении шпалер государством.
Дама с единорогом. «По моему единственному желанию»

После долгих проволочек в 1882 г. сделка была заключена и «Дама с единорогом» перешла в собственность государства, сразу же поступив в Музей Клюни.
Специально отведенный для шедевра зал был торжественно открыт в 1883 г. Здесь шпалеры экспонировались до второй мировой войны, впоследствии же был устроен новый зал, позволявший их круговой обзор

Присутствующие в цикле изображения полумесяцев породили легенду о влюбленном турецком принце Зизиме, заказавшем якобы эту серию для дамы своего сердца. Зизим, сын турецкого султана Мохаммеда II, воевавшего с Францией во второй половине XV века, был взят в плен и находился недалеко от замка Бриссак.
Дама с единорогом. Слух.

В дальнейшем эта версия была отвергнута и исследователи пришли к выводу, что цикл был заказан президентом Высшего податного суда Жаном Ле Вистом, умершим в 1500 году. Существует предположение, что героиня цикла реально существовавшая Клод ле Висте (на шпалерах вытканы изображения вымпелов с гербом семьи ле Висте — три серебряных полумесяца на синей перевязи), а шпалеры были заказаны её женихом Жаном де Шабанн-Ванденесом.

Автор картонов, по которым ткались шпалеры, неизвестен; по разным версиям, им мог быть или парижский Жан Перреаль (около 1455 — около 1528), или так называемый Мастер Анны Бретонской.



В соответствии с легендой, свирепого единорога может укротить только непорочная дева -этот мотив в средние века подчас обретал алхимическую, подчас христианскую трактовку. На эту легенду автор шпалер накладывает аллегорию. По наиболее распространённой трактовке, пять из шести композиций символизируют пять чувств.
На шпалере «Зрение» единорог смотрится в зеркало, которое протягивает ему сидящая девушка. «Слух» символизирует играющая на клавире дама, «Вкус» — дама, рассеянно извлекающая сладость из бонбоньерки.
В «Обонянии» предполагаемый запах гвоздик, из которых дама плетёт венок, перекликается с ароматом цветка, который нюхает обезьяна. «Осязание» символизирует прикосновение дамы к рогу единорога.
Дама с единорогом. Зрение. Фрагмент


Наиболее загадочной остается шестая, самая большая из шпалер — «По моему единственному желанию», по своей стилистике отличающаяся от остальных частей цикла.

Здесь изображена девушка, которая кладёт (а не вынимает, как полагала Жорж Санд) в ларец колье.

С точки зрения современных исследователей, перед нами символ отказа от тех пагубных страстей, что пробуждают в человеке плохо контролируемые чувства. Не исключено также, что шестая шпалера отражает представления Жана Жерсона относительно «шестого чувства», под которым этот известный теолог понимал Сердце, средоточие Любви.


Наконец, на шестую шпалеру мог повлиять выполненный Симфорианом Шампье перевод фрагмента из «Комментария на "Пир Платона" Марсилио Фичино, и в этом случае её название следовало бы интерпретировать так: «единственная вещь, кою жаждет моя , есть (души)».

Эта версия, однако, сомнительна: перевод датируется 1503 годом, а шпалера выткана, скорее всего, до 1500 г



Дама с единорогом. Вкус. Фрагмент


По мнению французской исследовательницы Мари-Элизабет Брюэль, аллегорическое значение цикла следует искать в «Романе о Розе».
Персонажи первой части романа, написанной Гильомом де Лоррисом, олицетворяющие различные свойства Любви, определяют собой смысл каждой из шпалер: Праздность — «Зрения», Богатство — «Осязания», Искренность — «Вкуса», Радость — «Слуха», Красота — «Обоняния». Наконец, аллегория Щедрости заключена в шестой шпалере, «По моему единственному желанию»
Дама с единорогом. Обоняние. Фрагмент


К описанию столь полюбившихся ей шпалер Жорж Санд вернулась в своём позднем сочинении — «Дневник путешественника во время войны». Здесь дана краткая характеристика трёх из шести шпалер: «По моему единственному желанию», «Слух» и «Осязание».
Дама с единорогом. Осязание

Загадка замка Буссак

В музее Средневековья аббатства Клюни в Париже хранится серия гобеленов, или шпалер, изображающих Даму и единорога. Пять из них, как считается, представляют аллегории пяти чувств, по которым они и получили свои названия. Шестой принято называть «À mon seule désir» («Мое единственное желание») - по вытканному на нем девизу.

Кто и когда создал эти шпалеры, которые известны сегодня всему миру? В 1841 году их в подвалах замка Буссак в Крез нашла известная писательница Жорж Санд. Нижняя часть шпалер была испорчена от сырости, позже недостающие части дополнили - такими их можно увидеть сегодня в музее Клюни, куда они были привезены в 1882 году.

Однако Жорж Санд утверждала, что гобеленов было не шесть, а восемь. По ее словам, на седьмом гобелене Дама была изображена сидящей на богато украшенном троне, а на восьмом - ласкающей двух белых единорогов.

Что же символизируют изображения на гобеленах? Какой смысл имеют эти диковинные звери, цветы, птицы, о чем рассказывает образ загадочной Дамы?

Между львом и единорогом

И на Востоке, и на Западе единорог всегда указывал на духовный смысл вещей, на путь к трансцендентному, возвышенному, был символом совершенной чистоты. Лев в геральдике представлял материю или силу, материальную силу, а Дама в символической иконографии всегда олицетворяла душу - как одного человека, так и anima mundi, то есть мировую душу.

Дама, душа, находится между львом-материей и единорогом-духом, и, рассматривая гобелены, выставленные в музее Клюни, мы можем узнать интересные подробности о том пути, который должна пройти душа, прежде чем она научится властвовать над материей, львом, с помощью духа, единорога.

Путь души

В каком порядке располагались гобелены? На этот счет существуют разные предположения, лично я разместил бы их так: «Осязание», «Вкус», «Зрение», «Обоняние» и «Слух». Затем гобелен с девизом «Мое единственное желание», гобелен с Дамой на троне и, наконец, гобелен с Дамой и двумя единорогами. (Замечу, что другие исследователи предлагают иной порядок - «Обоняние», «Вкус», «Зрение», «Осязание» и «Слух».)

Такое расположение гобеленов не произвольное. Оно соответствует тем шагам, которые должна сделать душа, чтобы возвыситься, подняться от материального к духовному: от самых материальных чувств - осязания и вкуса к зрению, способному видеть и материальное, и тонкое, духовное, и к самым тонким чувствам - обонянию и слуху. Три последние шпалеры рассказывают о победе души над материей.

Дама на гобеленах никогда не изображается в одном и том же наряде - меняются и ее одежда, и прическа, и атрибуты. Как олицетворение души, она является осью, центром всей этой иконографии. Она главная героиня конфликта между материей и духом. Поэтому ее различные прически и головные уборы, а также разные платья и атрибуты имеют явное символическое значение, которое нелегко раскрыть, но можно связать с разными состояниями души, с этапами алхимического делания. Дама-душа - это еще и двойственность нашего разума: практического, конкретного разума и чистого разума. Первый склоняется, по Канту, к гипотетическим императивам материального мира, а второй, наоборот, к категорическим императивам мира духовного.

Аллегории пяти чувств как введение к трем последним сюжетам могут указывать на то, что душа должна научиться контролировать чувства, которые связаны с материей, и преобразовать их в атаноре сознания, чтобы через их тонкую противоположную сторону она получила возможность достичь освобождения и одержать победу над материей.

«Осязание»: решиться на борьбу

На этом гобелене Дама смотрит вправо и держит в правой руке четырехугольное знамя льва, а левой рукой сжимает рог единорога. Некоторые исследователи видят в нем фаллический символ, однако здесь рог единорога указывает на силу, которая устремляет душу к высшему. Взгляд Дамы суров и тверд, она полна решимости. Может быть, она решилась обрести власть над материей, несмотря на то что лев, у кого она вырвала знамя, силен, и несмотря на тяжелые цепи, которые сковывают ее талию и символизируют путы материи. В такие же цепи закованы животные, изображенные на этом гобелене. Все, кроме птиц.

Здесь есть ясный намек на сражение, поскольку лев и единорог несут щиты, а в небе сокол пытается поймать цаплю. Среди животных мы видим обезьянку. Она появится и на гобелене «Обоняние» - когда вновь Даме нужно будет принять важное решение, когда нужно будет выбрать.

«Вкус»: от хаоса к разуму

На льве и единороге церемониальные плащи, они оба несут знамена. Причем лев несет треугольный флаг единорога, а единорог - четырехугольный флаг льва. Возможно, это намек на путаницу и хаос, которые правят в материи. Дама приручила сокола, которого мы видели на предыдущем гобелене, и удерживает его сокольничьей перчаткой из кожи. Сокол (или попугай, как полагают некоторые комментаторы) представляет конкретный разум, которому свойственно наслаждаться вкусом вещей. Гобелен говорит о вкусе, но Дама отказалась от него: она смотрит на сокола и из Чаши Грааля, которую держит ее служанка, достает желуди и отдает их птице.

Вероятно это говорить о том, что Дама пробует приучить птицу разума наслаждаться более изысканными плодами, чем те, которыми сокол питался до сих пор.

«Зрение»: созерцать высшее

Лев встречает Даму, держа свое четырехугольное знамя, но смотрит в другую сторону. Дама тоже не смотрит на льва, ее взгляд устремлен на единорога; тот отражается в зеркале, которое она держит в правой руке. Она отказалась смотреть на земное, светское, и смотрит только на единорога или его отражение.

Зеркало можно сравнить с нашим разумом, который на предыдущем гобелене символизировала вода в Чаше, приведенная в движение, оттого что Дама доставала оттуда желуди для сокола. Теперь, когда волнение воды успокоилось, она стала подобной зеркалу и в ней отражаются те высоты, которые до этого увидеть было нельзя. Сокол, машущий крыльями, может олицетворять разум в движении, а ровная поверхность зеркала - это разум в состоянии покоя, который тогда отражает единорога, духовное. Левой рукой Дама обнимает единорога за шею.

По этому гобелену можно изучать чакры (энергетические центры человека в восточной традиции) - так полагают некоторые комментаторы. Они отмечают, что рукой Дама активизирует жизненную точку позвоночного столба единорога; элемент ее головного убора очень напоминает язык пламени и представляет верхнюю чакру; пояс в форме глаз, который украшает ее талию и подчеркивает, в отличие от других гобеленов, ее большой живот, указывает на солнечное сплетение.

Гобелен «Зрение» представляет отдыхающего единорога; показывает душу, созерцающую духовное, - так можно объяснить любящий взгляд единорога и смотрящей на него Дамы.

«Обоняние»: отречься от материального

Рядом с Дамой снова появляется служанка, которая может олицетворять сознание. Дама плетет венок из цветов, но не наслаждается их ароматом - их нюхает обезьянка, сидящая в корзине слева от Дамы. Обезьянка наводит нас на мысль о Ханумане, персонаже индийского эпоса «Рамаяна». Царь обезьян Хануман помог Раме освободить Ситу (также символ души) из рук Раваны, который представляет материю. Кроме того, обезьянка была изображена на знамени Кришны в «Бхагавадгите». Она появляется каждый раз, когда надо принять великое решение - сражаться или отказаться от борьбы. Обезьянка может символизировать интуицию, последний мост, по которому нам остается пройти, чтобы достичь духа.

Талию Дамы охватывает тонкая монашеская веревка - она указывает на ее решение отречься ото всего материального. Венок она плетет не для себя: мы ни разу не увидим ее в нем. Вероятно, это венец отречения и приношение Богу. Лев и единорог снова со щитами, и они снова держат не свои знамена. Снова борьба, и обезьянка вновь появляется в час выбора.

«Слух»: гармония духа

Лица Дамы и ее служанки - души и ее сознания - умиротворены. В них отражается мир духа, как заметили некоторые комментаторы. Этот гобелен еще называют «музыкой сфер». Снова прическа Дамы напоминает язык пламени, а все животные освобождены и мирно отдыхают. Лев и единорог без щитов и без церемониальных плащей, держат собственные знамена. Они тоже отдыхают и точно улыбаются. Все вещи находятся на своих местах - решение принято, и душа, Дама, отдается духу, слушая музыку.

«À mon seul désir»

Все желания материи преодолены, у души остается единственное желание - достичь Мудрости и соединиться с Духом. Девиз «Мое единственное желание» написан на верхней части шатра, куда Дама сможет войти сразу, как только окончательно отречется от материи и сложит свои драгоценности в сундучок, который держит ее служанка. Там, в шатре - а это символ все преобразующей алхимической печи, атанора, - осуществится ее окончательное преображение. Лев и единорог вновь встают лицом к лицу, их знамена опять поменялись местами, но они обнажены и у них уже нет щитов - они не сражаются и даже оба, по обоюдному договору, открывают полог шатра, чтобы Дама смогла войти в покои превращения. Весь шатер украшен многочисленными изображениями золотых язычков пламени. Остроконечное украшение на головном уборе Дамы указывает на ее пробуждение и внутренний свет, который освещает ее спокойное лицо. На служанке похожий убор, а сбоку ото льва сидит на подушке собачка, может быть, олицетворяя подчиненные разуму инстинкты.

Утраченные шпалеры

Два гобелена, которые были утеряны и которые описала Жорж Санд, должно быть, рассказывают о продолжении процесса восхождения души. Ни на одном из них лев уже не появляется: уже свершилась окончательная победа духа над материей, света над тьмой. А Дама, душа, в атаноре шатра преобразилась теперь в Софию, саму Мудрость. В Даме, которая изображена на восьмом гобелене сидящей и гладящей двух единорогов, что стоят по обе стороны от нее, мы могли бы увидеть символ преодоления двойственности и объединения души с Высшим «Я» - цель длинного пути души к ее небесным истокам.

Срединный остров

Действие происходит на небольшом круглом острове. Остров этот утопает в цветах и буйной растительности; на нем живут разные домашние и дикие животные, которые на первых коврах недоверчивы или враждуют друг с другом, а на последних, когда Дама-душа овладевает своими чувствами, сосуществуют в мире и гармонии. Церемония преображения происходит в особом огороженном месте - чтобы развиваться, душе необходимо ограничить область своей работы.

Кроме того, этот срединный остров символизирует преодоление противоположных начал, достигающих равновесия в гермафродите. Здесь не только лев и единорог представляют две полярности: на острове живут домашние и дикие животные, которые на последних коврах уже не страшатся друг друга. Двойственность мы находим и в растительности: апельсиновое дерево и колючий падуб женские растения, а каменный дуб и сосна - мужские. Двойственность поддерживается и в ссылках на эстетические восточные и западные модели, и это заставляет нас обратиться к одной из версий о происхождении гобеленов, связанной с оттоманским принцем Джемом. Именно он мечтал о свадьбе Востока и Запада.

Свадьба Востока и Запада

Принято считать, что шпалеры в качестве свадебного подарка получила Клод Ле Вист, дама из знаменитой лионской семьи; потом они оказались в замке Буссак, где их и увидела Жорж Санд. Скорее всего, их около 1500 года соткали фландрские мастера, но, возможно, по более ранним образцам.

В изображениях заметно сильное восточное влияние. И потому считается, что восемь работ, ставших образцами для французских шпалер, были сотканы между 1482 и 1488 годами по заказу принца Джема (в Европе его называли Зизимом), сына Мохаммеда II. Принц очень интересовался тайными науками и мечтал о союзе Креста и Полумесяца, или, как говорил он сам, о свадьбе Востока и Запада. Весьма вероятно, что эскиз гобеленов-образцов был оставлен в замке Бурганеф в Крез, где принца Джема держал в заточении Пьер д"Обюссон, Великий магистр рыцарей Святого Иоанна Иерусалимского. Не все согласны с этой версией, однако Пьер д"Обюссон, знавший глубокое символическое значение изображений, вполне мог поручить фландрским мастерам выполнить гобелены по эскизу принца Джема, и он же мог потом перевезти шпалеры в замок Буссак.

Серия гобеленов «Дама с единорогом» рассказывает нам о свадьбе души с духом, о небесной иерогамии и наводит на мысль о том, что такое объединение возможно и между людьми, возможно в обществе, и может быть сбудется старый александрийский сон об общности мысли между Востоком и Западом.

Проходят века, но Дама и единорог на старинных гобеленах продолжают хранить свою тайну. Тайну замысла, тайну происхождения, тайну символического смысла.

на журнал "Человек без границ"

Флорентийский период молодого Рафаэля

Пройдя обучение у Перуджино и наработав свой стиль, юный Рафаэль отправляется во Флоренцию, где предположительно в 1504 году появляется в мастерской великого Леонардо и видит портрет Моны Лизы. Эта работа производит на юного живописца огромное впечатление. Он тщательно изучает технические приемы опытного мастера, делает зарисовки с картин Леонардо и с еще большим упорством начинает работать над своей техникой. Во Флоренции в 1506-1507 гг. была создана картина «Дама с единорогом». Рафаэль Санти и предположить не мог, что через несколько столетий она вызовет дискуссии и споры, сколько изменений с ней произойдет, прежде чем она откроется всем в своем первоначальном варианте. Исследователи предполагают, что портрет создан с натуры. Спустя два года, уже закончив картину «Дама с единорогом», Рафаэль навсегда переедет в Рим.

Утонченный стиль юного живописца

Всего 36 лет было отведено «божественному Санцио», как звали его современники, для превращения из даровитого ребенка в истинное дитя Возрождения, который обладал даром художника, мастера монументальных росписей, и архитектора. Его стиль покоряет ясностью, уравновешенностью и чистотой.

Картина «Дама с единорогом» Рафаэля: описание

На полотне мы видим портрет неизвестной красавицы. Композиция создана явно под влиянием Леонардо.

Юная дама с единорогом сидит на лоджии, которую обрамляют с двух сторон, как и произведение его великого предшественника, две колонны. Ее руки, также как и руки «Джоконды», сложены полукольцом. Она также слегка уводит свой взгляд в сторону. Но она нам ничего не сообщает, как это делает «Мона Лиза». Если Леонардо изобразил молодую мать семейства, то Рафаэль в картине «Дама с единорогом» создал пленительный, чистый и невинный образ юной девушки, на коленях которой сидит маленький единорог.

По поверьям того времени, он может быть приручен только девушкой, сохранившей свое целомудрие.

Мы продолжаем описание картины Рафаэля Санти «Дама с единорогом». Аккуратно убранная головка с золотистыми волосами украшена маленькой диадемой, которая, возможно, связывает волосы сзади. Дева изображена на фоне ясного чистого неба, где вдали виднеются невысокие голубеющие холмы Тосканы, в которых нет таинственности. Платье с низким вырезом и пышными съемными рукавами, украшение из золотой цепи с рубином и жемчужиной, которая имеет форму капли, показывают, что это состоятельная элегантная благородная дама. Есть только одна странность, которую замечают все: на пальцах неизвестной нет ни одного кольца.

Этот женский образ полностью гармоничен и целен. Он написан на переходах чистых и светлых тонов.

Изящество и утонченность, а также таинственность души этой юной незнакомки - две главных тайны, которые скрывает портрет. Это один из идеалов красоты женщины начала XVI столетия.

Кого считали автором?

История портрета уникальна. Ее авторство приписывали Перуджино, Гирландайо и еще многим другим живописцам, а Вазари не давал описания этого произведения. Д. Канталамессо впервые приступил к исследованиям в 1916 году. Он был первым, кто засомневался в авторстве картины «Дама с единорогом». Очень внимательно к ее атрибуции подошли в тридцатые и сороковые годы прошлого века. Она была исследована рентгеновскими лучами. С 1935 года началась реставрация. На картине до этого все видели святую на плечи которой был наброшен плащ. Даже руки она держала иначе.

Очень помог рисунок из Лувра, где мы видим первоначальную стадию создания портрета.

Метаморфозы святой Екатерины

Рентген выявил несколько слоев позднейших дописок, а также то, что первоначально на руках модели сидела маленькая собачка (символ верности супругов), которую сам автор заменил единорогом. Это узнали в 1959 году, когда еще раз исследовали произведение и выяснили, что в ходе позднейших доработок живописец сам изменил смысл картины от преданности до чистоты. Картина была сильно повреждена. Реставраторы, осторожно снимая слой за слоем, вернули шедевру первоначальный вид.

Сейчас предполагают, что картина прошла несколько этапов работы:

  • Модель, державшая собачку, была менее юной, и Рафаэль написал только озерный пейзаж, небо и фигуру на его фоне.
  • Положение рук, рукава, собачку, колонны дописывал другой художник. Возможно, он был близок к школе Леонардо.
  • Спустя несколько десятков лет собачка стала единорогом, что потребовало переписать руки.
  • Через столетие неизвестный художник превратил этот образ в святую Екатерину.

Выяснить, кто послужил моделью, до сих пор не удалось. Это загадка портрета.

Выставка одной картины

Жемчужину Ренессанса «Дама с единорогом» (картина Рафаэля) музей Пушкина выставил в экспозицию в 2011 году. Картина была привезена в Россию в ознаменование года культуры Италии и ее языка в нашей стране. Произведение крайне редко покидает родину.

Р. Водре, глава сообщила, что подготовка картины к путешествию в Российскую Федерацию шла три месяца. Первоначально создали полностью герметичный контейнер. Именно в нем должен сохраниться необходимый для полотна микроклимат. После этого изготовили наружный деревянный ящик, в который поместили контейнер, который не может передвинуться ни на один миллиметр. В аэропорт Рима контейнер привезли на специальном автомобиле и потом поместили на правительственный самолет для доставки в Москву.

В музее Пушкина обеспечили сохранность шедевра, поместив его под пуленепробиваемое стекло.

Опыт моновыставок в Пушкинском музее уже имеется, так как в него в 70-х годах привозили «Джоконду». На просмотр шедевра зрителю отводилось сорок пять минут. Очереди, конечно, неизбежны, но любители искусства дождались встречи с полотном Рафаэля Санти.

Русский гобелен идет от фрески, традиций монументальной древней живописи, в этом его отличие, например, от прибалтийского текстиля, где сильны народные традиции ткачества. Гобелен - особое искусство. Оно говорит поэтическим языком, присущим ему от рождения. Для художников -текстильщиков недосягаемым образцом всегда была знаменитая серия, французских шпалер XVI века.

Такова "Дама с единорогом" - серия из шести шпалер, вытканная около 1500 года и хранящаяся в парижском музее Клюни. Шпалерами называются безворсные настенные ковры с сюжетными и орнаментальными композициями. Они были широко распространены в Западной Европе, начиная с XII - XIII веков. Главные центры их производства - города Франции и Фландрии: Париж, Аррас, Турне, Брюссель. Расцвет шпалерного ткачества приходится на конец XIV, XV и XVI века. В эту эпоху шпалеры были одним из самых популярных видов искусства. Красочные ковры преображали интерьеры средневековых замков, одновременно утепляя их холодные стены. Шпалеры развешивались в соборах и в ратушах, во время турниров - на трибунах для зрителей. В праздничные дни коврами украшали улицы, вывешивая на балконах и подоконниках.

Тканые ковры нередко назывались по имени города или мануфактуры, прославившихся своими изделиями. Часто употребляемый термин «гобелен» имеет свою историю: в XVII веке в парижском квартале Гобеленов, в зданиях, принадлежавших прежде семье Гобелен, была открыта шпалерная мануфактура, унаследовавшая это имя; гобеленами
стали называться и ее изделия, пользовавшиеся огромным успехом по всей Европе.


Как правило, шпалеры заказывались и исполнялись сериями, которые насчитывали иногда до двенадцати и более ковров, объединенных общей темой: чаще всего это были библейские и исторические сюжеты, а также сцены из жизни знатных сеньоров, пасторали. «Дама с единорогом» не имеет повествовательного сюжета, но все шесть шпалер явно объединены общей темой. Как бы в некоем удивительном саду шесть раз предстает перед нами фигура стройной молодой женщины с
благородной осанкой и задумчивым взглядом, каждый раз в иной позе и в ином костюме. Образ поэтичный и утонченно изящный - воплощение рыцарской мечты о Прекрасной Даме. На каждой шпалере рядом с Дамой лев и единорог, два «оживших» геральдических зверя.


Единорог - сказочное существо, первое упоминание о котором относится к IV веку до н. э. Древние авторы описывали его как неукротимого зверя, умерщвлявшего каждого человека, но делавшегося ручным при встрече с невинными девушками,- он ложился к ним на колени и засыпал. Представляли его в виде животного с туловищем лошади, но с раздвоенными копытами
и с головой козы, увенчанной длинным витым рогом, либо с туловищем лошади, ногами слона,
хвостом кабана, головой оленя и прямым черным рогом. В средние века твердо верили в существование единорога, считали его символом чистоты и осторожности. Единорог и
лев были важными элементами геральдического языка. Так, например, они оба включены в английский герб.



Во всех шести коврах поражает глаз удивительная красота рисунка
и цветовой гаммы. Особую прелесть композициям «Дамы с единорогом»
сообщает темно-розовый фон, сплошь усеянный веточками разнообразных
цветов, среди которых мы видим зверей и птиц. Такой узор получил
название «миль-флер» (франц. millefleurs - тысяча цветов). Шпалеры-мильфлеры ткались во Франции и Фландрии во второй половине XV века и в первые годы следующего столетия. Узор мильфлера исполнялся обычно по однотонному полю: темно-синему, сине-зеленому, темно-розовому. В
этой серии с розовым мильфлером фона резко контрастирует темно-синий
«островок» - на нем размещены персонажи шпалеры. В отличие от «сорванных» цветочных веток фона на островке цветы и травы «растут». Кроме того, по краям островка помещены деревья: дуб, сосна, остролист, апельсиновое дерево в цвету. Узор мильфлера,
навеянный цветами, травами и деревьями, растущими во Франции, пленяет разнообразием колористических вариаций,
сочетанием изысканной декоративности рисунка с живой красотой ясно очерченных, хорошо узнаваемых растений. Удивительны и населяющие мильфлер фигурки зверей. Они тоже хорошо узнаваемы (за исключением таких экзотических
животных, как львенок, пантера, гепард) и к тому же еще наделены выразительной манерой поведения.


Но что же означают загадочные сцены, так восхищающие своей красотой? Этот вопрос был задан около полутораста лет назад, когда известная французская писательница Жорж Санд обнаружила «Даму с единорогом» в замке города Буссак (департамент Крез) и описала в своем романе «Жанна» (1844 г.) и в журнальных статьях.

Завораживающая красота шпалер, излучаемый ими ореол таинственности - все это способствовало появлению разнообразных истолкований и легенд. Единорог, поразивший воображение романтиков XIX века, дал название серии и стал ее символом. Центральный образ молодой дамы позволил предположить, что шпалеры были заказаны как свадебный
подарок. Многократно повторяющиеся полумесяцы обратили мысль к Востоку. Родилась легенда о влюбленном турецком принце Зизиме, заказавшем якобы эту серию для дамы своего сердца. Зизим, сын турецкого султана Мохаммеда II,
воевавшего с Францией во второй половине XV века, был взят в плен и жил в замке Бурганеф, в том же регионе, что и замок Буссак.


Однако в 1883 году был разъяснен герб, изображенный на шпалерах: три серебряных полумесяца по лазоревой ленте на красном фоне,- как герб семейства Ле Вист. В 1924 году один из французских исследователей предположил, что на
шпалерах изображена Клод Ле Вист, вышедшая замуж в 1513 году за Жана де Ша-бана. Просуществовав около 50 лет,
и эта легенда была опровергнута. Основными доводами стали следующие:

Костюмы Дамы и камеристки соответствуют концу XV века, для 1513 года они немодны. Стиль исполнения шпалер также характерен для конца XV века.

Лица всех шести изображений Дамы разные, не могут быть связаны с определенным персонажем.

По обычаям того времени, если дело касалось свадебного подарка, то на гербовом щите должны быть объединены герб мужа (справа) и герб отца жены (слева) . В данном случае герб может быть отнесен только к одному из мужчин рода Ле Вист.


Внимательное изучение истории этого семейства привело к выводу, что серия, получившая в XIX веке название «Дамы с единорогом», была заказана президентом Высшего податного суда Жаном Ле Вистом (отцом Клод), умершим в 1500 году.
Акцентирование геральдических мотивов обнаруживает горделивость судейского чиновника, достигшего высших степеней. На это же указывает и сам заказ - шпалеры были в ту эпоху своеобразным мерилом знатности и богатства.
Относительно содержания серии принято считать, что пять из шести композиций являются аллегориями пяти чувств - зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.


Итак, мы знаем теперь, что должна означать серия «Дама с единорогом».
Можно не думать о том, кто и почему изображен здесь, а попытаться проникнуть в сокровенный смысл этой удивительной красоты. Как она была сотворена? Кто автор? Вернее авторы. Потому что шпалера - плод коллективного творчества. Сначала художник создавал эскиз, т. н. «маленький
образец». Это был рисунок углем или пером. Иногда образцом служили миниатюры. Затем делался картон: эскиз увеличивали до размеров будущего ковра и акварелью или клеевыми красками обозначали основные контуры композиции и важнейшие элементы рисунка. Это делали художники-картоньеры, хорошо знавшие особенности шпалерного ткачества.
Окончательный вид шпалеры в значительной мере зависел от того, как картоньер интерпретировал эскиз. Картон служил, моделью для ткача, переносившего изображение на ковер с помощью переплетения неокрашенных шерстяных нитей основы ковра более тонкими разноцветными нитями утка. Ткач пропускал уточную нить в пределах определенного красочного пятна и затем поворачивал ее в обратном направлении. Зазоры, получающиеся вдоль границ двух соприкасающихся цветовых пятен, соединяются сплетением соседних утков или зашиваются иглой. Посмотрите на
иллюстрации (фрагмент мильфлера) , и вы увидите эти и другие технические приемы шпалерного ткачества.


На фрагменте с цветами хорошо видна характерная рубчатая фактура шпалеры, получающаяся от
разницы в толщине нитей основы и утка. Интересен своеобразный технический прием «штриховки»: для передачи постепенного перехода одного тона в другой пространство между соседними цветовыми пятнами заполнялось длинными взаимопроникающими зубцами или
полосками того и другого цвета. Этим же способом создавались светотеневые эффекты. Примеры
штриховки видны на синих и красных тканях одежд Дамы и камеристки, на вуали Дамы, на листочках мильфлеров.


Ткач умело работает с большими цветовыми плоскостями. Так, искусно положенные тени на изображении единорога в шпалере «Зрение» оживляют окраску и подчеркивают изящество его фигуры. Виртуозно исполнены неповторяющиеся узоры тканей на десяти различных вариантах костюмов Дамы и камеристки, причем нитями шерсти и шелка создано полное ощущение фактуры негнущейся золототканой парчи и мягкого бархата. Сквозь прозрачный муслин просвечивают
узорчатые рукава платья Дамы на шпалере «Мое единственное желание». Об удивительном исполнении мильфлера уже говорилось. Изготовление шпалеры требовало многих месяцев кропотливого труда. Каждый ковер ткали несколько мастеров. Ширина участка работы одного ткача не превышала одного метра. Обычно ткач исполнял от двух до четырех метров шпалеры за год.


Ткачи, работавшие над шпалерами, должны были обладать художественным вкусом, знанием
рисунка, тонким пониманием цвета. С необыкновенным искусством ткач преображает сравнительно
небольшое количество тонов шерсти и шелка (около двадцати) в различные оттенки цвета и ведет
рисунок композиции со всеми его многочисленными вариациями, созданный поразительной фантазией художника - автора эскиза.


К сожалению, нам неизвестно имя этого художника и неизвестно, кто был автором картона. Неизвестна и мастерская, где была выткана «Дама с единорогом», поражающая воображение и заставляющая нас размышлять над ее загадками. Ибо, конечно, мы не можем вполне проникнуть в смысл, который придавали этим композициям люди XV столетия, и композициям в целом, и их деталям, имевшим свое значение. Даже название этой серии условно, оно придумано в XIX веке.

Но главное не в таинственности сюжета. «Дама с единорогом» зачаровывает магией своей красоты. Поразительно сочетание изысканной декоративности (так важной для настенного ковра) и возвышенного поэтического строя каждой композиции. Быть может, создавший их художник творил не только аллегории чувств, но и некую идеальную мечту о прекрасном?

Во всяком случае, это произведение талантливого и взыскательного художника, по стилю - французской школы. Выткана же серия была скорее всего в одной из мастерских Брюсселя - города, ставшего к началу XVI века ведущим центром европейского шпалерного ткачества. Поэтому,видимо, эскизы, исполненные в Париже, были отправлены заказчиком брюссельским мастерам для воплощения их в шпалеры. Результатом явилось создание одного из высочайших шедевров искусства.

Гобелен создается длительное время и требует больших физических усилий. Одному человеку ткать его тяжело и по той причине, что не видишь быстрой отдачи. Поэтому часто художники помогают друг другу иногда нанимают помощников.

Материал подготовила Г. ЕСИПОВА, научный сотрудник ГМИИ имени А. С. Пушкина.

Мистический сюжет.

Единорог в геральдике указывал на духовный смысл вещей,на путь к возвышенному. Лев представлял материю или силу, материальную силу. Таким образом, Дама, душа человека, находится между львом-материей и единорогом-духом, и перед нами предстает история души, которая учится властвовать над материей-львом с помощью духа-единорога.

Первый гобелен - "Осязание" .

Дама держит знамя, левой рукой касаясь рога единорога Взгляд Дамы суров и тверд, она полна решимости. Может быть, она решилась обрести власть над материей, несмотря на то что лев, у кого она вырвала знамя, силен, и несмотря на тяжелые цепи, которые сковывают ее талию и символизируют путы материи. Здесь есть ясный намек на сражение, поскольку лев и единорог несут щиты.

Второй гобелен - "Вкус" .

Дама, держа на левой руке птицу, правой не глядя выбирает конфеты из серебряной чаши, которую подает камеристка. В этой чаше мистики видят Грааль. Птица (реалисты говорят, что попугай, мистики - сокол) представляет конкретный разум. Гобелен говорит о вкусе, но Дама отказалась от него: она смотрит на сокола и из Чаши Грааля, которую держит ее служанка, достает еду и отдает птице. Дама пробует приучить птицу разума наслаждаться более изысканными плодами, чем те, которыми сокол питался до сих пор.

Третий - "Зрение".

Единорог положил передние ноги на колени Дамы и смотрит на свое отражение в зеркале. Лев встречает Даму, держа свое знамя, но смотрит в другую сторону. Дама тоже не смотрит на льва, ее взгляд устремлен на единорога; тот отражается в зеркале, которое она держит в правой руке. Она отказалась смотреть на земное, светское, и смотрит только на единорога или его отражение. Гобелен «Зрение» представляет отдыхающего единорога; показывает душу, созерцающую духовное, - так можно объяснить любящий взгляд единорога и смотрящей на него Дамы.

Четвертый - "Обоняние" .

Дама плетет венок из цветов, но не наслаждается их ароматом - их нюхает обезьянка, сидящая в корзине слева от Дамы. Талию Дамы охватывает тонкая монашеская веревка - она указывает на ее решение отречься ото всего материального. Венок она плетет не для себя: мы ни разу не увидим ее в нем. Вероятно, это венец отречения и приношение Богу.

Пятый гобелен - "Слух".

Лица Дамы и ее служанки умиротворены. В них отражается мир духа, как заметили некоторые комментаторы. Этот гобелен еще называют «музыкой сфер». Лев и единорог на этом гобелене без щитов, они тоже отдыхают и точно улыбаются. Все вещи находятся на своих местах - решение принято, и душа, Дама, отдается духу, слушая музыку.

Шестой гобелен - «À mon seul désir»

Все желания материи преодолены. Девиз «Мое единственное желание» написан на шатре, куда Дама сможет войти сразу, как только окончательно отречется от материи и сложит свои драгоценности в сундучок. Лев и единорог вновь встают лицом к лицу, но у них уже нет щитов - они не сражаются и даже оба, по обоюдному договору, открывают полог шатра, чтобы Дама смогла войти в покои преображения.

Считается, что изначально гобеленов было восемь. Жорж Санд описала два утраченных. На них лев уже не появляется: уже свершилась окончательная победа духа над материей, света над тьмой. На одном Дама сидела на троне, на другом - ласкала двух белых единорогов. Души достигла своих небесных истоков..