Нарисовать симметрию и асимметрию. Что такое асимметрия и симметрия в искусстве

У композиции есть свои законы, складывающиеся в процессе художественной практики и развития теории. Этот вопрос очень сложный и обширный, поэтому здесь пойдет речь о правилах, приемах и средствах, которые помогают построить сюжетную композицию, воплотить идею в форму художественного произведения, то есть, о закономерностях построения композиции.

Мы рассмотрим в основном те из них, которые касаются процесса создания реалистического произведения. Реалистическое искусство не просто отражает действительность, а олицетворяет восторг художника перед удивительной красотой обычных вещей - эстетическое открытие мира.

Конечно, никакими правилами нельзя заменить отсутствие художественных способностей и творческой одаренности. Талантливые художники могут интуитивно находить правильные композиционные решения, но для развития композиционного дарования необходимо изучать теорию и много трудиться над ее практической реализацией.

Композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией. Все направлено на достижение выразительности и цельности художественного произведения.

Поиск оригинального композиционного решения, использование средств художественной выразительности, наиболее подходящих для воплощения замысла художника, составляют основы выразительности композиции.

Рассмотрим основные закономерности построения художественного произведения, которые можно назвать правилами, приемами и средствами композиции.

Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, веселого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного.

Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение. Леонардо да Винчи в "Трактате о живописи" говорил о необходимости использовать контрасты величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур, материалов, объема, плоскости.

Тональный и цветовой контрасты используются в процессе создания произведений графики и живописи любого жанра.

Светлый объект лучше заметен, выразительнее на темном фоне и, наоборот, темный - на светлом.

Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты. Композиционной цельности можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения.

Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины. Единства впечатления, цельности композиции можно достигнуть, если найти необходимые средства для воплощения замысла, в том числе и наиболее типичный интерьер или пейзаж.

Итак, цельность композиции зависит от способности художника подчинить второстепенное главному, от связей всех элементов между собой. То есть недопустимо, чтобы сразу бросалось в глаза что-то второстепенное в композиции, в то время как самое важное оставалось незамеченным. Каждая деталь должна восприниматься как необходимая, добавляющая что-то новое к развитию замысла автора.

  • ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого.
  • части не могут меняться местами без ущерба для целого.
  • ни один новый элемент не может быть присоединен к композиции без ущерба для целого.

Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои рисунки более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха. Порой сознательное нарушение композиционных правил становится творческой удачей, если помогает художнику точнее воплотить свой замысел, то есть, бывают исключения из правил. Например, можно считать обязательным то, что в портрете, если голова или фигура повернуты вправо, перед ними необходимо оставить свободное место, чтобы портретируемому, условно говоря, было куда смотреть. И, наоборот, если голова повернута влево, то ее сдвигают вправо от центра.

Можно выделить следующие композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).

К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции - это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции. Здесь названы не все, а только основные.

Ритм, движение и покой

Ритм - универсальное природное свойство. Он присутствует во многих явлениях действительности. Вспомните примеры из мира живой природы, которые так или иначе связаны с ритмом (космические явления, вращение планет, смена дня и ночи, цикличность времен года, рост растений и минералов). Ритм всегда подразумевает движение.

Ритм в жизни и в искусстве - это не одно и то же. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, не математическая точность, как в технике, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение.

В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.

Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.

В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность.

Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на определенном ритмическом чередовании их элементов.

Ритм является одной из "волшебных палочек", с помощью которых можно передать движение на плоскости.

Мы живем в постоянно изменяющемся мире. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. Движение в картине - выразитель времени. На живописном полотне, фреске, в графических листах и иллюстрациях обычно движение воспринимается нами в связи с сюжетной ситуацией. Глубина явлений и человеческих характеров наиболее ярко проявляется в конкретном действии, в движении. Даже в таких жанрах, как портрет, пейзаж или натюрморт, истинные художники стремятся не просто запечатлеть, но наполнить изображение динамикой, выразить его сущность в действии, в ходе определенного периода времени или даже представить будущее. Динамичность сюжета может быть связана не только с перемещением каких-нибудь объектов, но и с их внутренним состоянием.

Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные.

Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностью нашего зрения. Взгляд, переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении. Например, когда мы смотрим на волны, переводя взгляд от одной волны к другой, создается иллюзия их движения.

Изобразительное искусство относится к группе пространственных искусств в отличие от музыки и литературы, в которых основным является развитие действия во времени. Естественно, что когда мы говорим о передаче движения на плоскости, то подразумеваем его иллюзию.

Какими же еще средствами можно передать динамику сюжета? Художники знают много секретов, чтобы создать иллюзию движения объектов на картине, подчеркнуть его характер. Рассмотрим некоторые из этих средств.

Проведем простой эксперимент с маленьким мячиком и книгой. Допустим, что мячик и книга ведут себя так:

  • мячик спокойно лежит на книге.
  • медленное движение мячика.
  • быстрое движение мячика.
  • мячик укатился.

Если немного наклонить книгу, то мячик начинает скатываться. Чем больше наклон книги, тем быстрее скользит по ней мячик, особенно быстрым становится его движение у самого края книги.

Почему же так происходит? Каждый может проделать такой несложный опыт и на его основании убедиться, что скорость движения мячика зависит от величины наклона книги. Если попытаться это изобразить, то в рисунке наклон книги является диагональю по отношению к его краям.

Правило передачи движения

  • если на картине используются одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным.
  • эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом.
  • для передачи движения, следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.

Кроме этого, изображение будет казаться движущимся, если его части воссоздают не один какой-либо момент движения, а последовательные его фазы.

Движение становится понятным только тогда, когда мы рассматриваем произведение в целом, а не отдельные моменты движения. Свободное пространство перед движущимся объектом дает возможность мысленно продолжить движение, как бы приглашает нас двигаться вместе с ним.

Подчеркнуть движение можно с помощью направления линий рисунка.

Ощущение движения можно достигнуть, если использовать размытый фон, неясные, нечеткие контуры объектов на заднем плане.

Большое количество вертикальных или горизонтальных линий фона может затормозить движение. Изменение направления движения может его ускорить или замедлить.

Особенность нашего зрения состоит в том, что мы читаем текст слева направо, и легче воспринимается движение слева направо, оно кажется быстрее.

Правило передачи покоя

  • если на картине отсутствуют диагональные направления.
  • если перед движущимся объектом нет свободного пространства.
  • если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия.
  • если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной.

Сюжетно-композиционный центр

Создавая композицию, необходимо позаботиться о том, что будет главным в картине и как выделить это главное, то есть, сюжетно-композиционный центр, который часто также называют "смысловым центром" или "зрительным центром" картины.

Конечно, в сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц. Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание. Центр выделяется освещенностью, цветом, укрупнением изображения, контрастами и другими средствами.

Не только в произведениях живописи, но и в графике, скульптуре, декоративном искусстве, архитектуре выделяют композиционный центр. Например, мастера Возрождения предпочитали, чтобы композиционный центр совпадал с центром холста. Размещая главных героев таким образом, художники хотели подчеркнуть их важную роль, значимость для сюжета.

Художники придумали множество вариантов композиционного построения картины, когда центр композиции смещается в любую сторону от геометрического центра холста, если этого требует сюжет произведения. Этот прием хорошо использовать для передачи движения, динамики событий, быстрого развертывания сюжета.

Правило золотого сечения: Наиболее важный элемент изображения располагается в соответствии с пропорцией золотого сечения, то есть, примерно на расстоянии 1/3 от целого.

Картины с двумя или большим количеством композиционных центров художники используют для того, чтобы показать несколько событий, происходящих одновременно и равных по своей значимости.

На одной картине может быть использовано сразу несколько способов выделения главного. Например, применяя прием "изоляции" - изображая главное в отрыве от остальных предметов, выделяя его размером и цветом,- можно добиться построения оригинальной композиции.

Важно, чтобы все приемы выделения сюжетно-композиционного центра применялись бы не формально, а для раскрытия наилучшим образом замысла художника и содержания произведения.

Симметрия и асимметрия в композиции

Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными были многие древние мозаики. Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий.

В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины.

Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами. Например, симметрично устроены фигура человека, бабочка, снежинка и многое другое. Симметричные композиции - статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены.

В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуравновешенны.


Композицию натюрморта или пейзажа легко представить в виде схемы, на которой ясно видно, симметрично или асимметрично построена композиция.

Передача равновесия

В симметричной композиции все ее части уравновешены, асимметричная композиция может быть уравновешенной и неуравновешенной. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету. Равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними. С помощью специальных упражнений возможно развить у себя чувство равновесия композиции, научиться уравновешивать большие и малые величины, светлое и темное, разнообразные силуэты и цветовые пятна. Здесь полезно будет вспомнить свой опыт нахождения равновесия на качелях.

Каждый без труда сообразит, что одного подростка можно уравновесить, если посадить на другой конец качелей двух малышей. А малыш может кататься даже со взрослым, который сядет не на край качелей, а ближе к центру. Такой же эксперимент можно проделать с весами. Подобные сравнения помогают уравновесить разные части картины по размеру, тону и цвету для достижения гармонии, то есть, найти равновесие в композиции.

В асимметричной композиции иногда равновесие совсем отсутствует, если смысловой центр находится ближе к краю картины.

Композиционные правила, приемы и средства основаны на богатом опыте творческого мастерства художников многих поколений, но техника композиции не стоит на месте, а постоянно развивается, обогащаясь творческой практикой новых художников. Какие-то приемы композиции становятся классическими, и на смену им приходят новые, так как жизнь выдвигает новые задачи перед искусством.

Художнику для создания эмоциональной и образной композиции необходимо учиться видеть в окружающей жизни интересные события, персонажи, мотивы, ракурсы и состояния. Постоянное выполнение набросков, зарисовок и этюдов с натуры развивает не только глаз и руку, но и композиционное мышление.

Увидеть интересный мотив композиции в жизни не так-то просто. Помочь в этом может рамка-видоискатель, которую несложно изготовить самим. Главное, чтобы ее противоположные стороны оставались подвижными, тогда можно будет легко изменять формат, увеличивать или уменьшать круг входящих в поле зрения объектов. Если у вас нет рамки, то можно просто сложить ладони так, как показано на рисунке.

Выбор наиболее выразительного сюжета для композиции тоже непростая задача. Один и тот же сюжет сотни людей воспринимают и толкуют по-разному, то есть, создают свою версию содержания. Под сюжетом надо понимать то, что непосредственно изображает художник на полотне, а содержание или тема могут быть гораздо шире, то есть, по одной теме можно создать произведения с различными сюжетами.

Итак, вы, переполненные жизненными впечатлениями или от прочитанной книги, садитесь рисовать. В вашем сознании начинает складываться образ, и сразу же встает проблема композиции. С чего же начать работу?

Важно, еще до начала изображения, попытаться представить себе, какой будет картина.

Как правило, сначала художник выполняет несколько небольших эскизов, в которых ведет поиск наиболее выразительной композиции. На этом этапе определяется, каким будет формат картины (вытянутым по вертикали, прямоугольным, квадратным, вытянутым по горизонтали) и ее размер.

Вытянутый вверх формат придает изображению ощущение стройности и возвышенности. Формат в виде прямоугольника, расположенного по горизонтали удобен для изображения эпического действия. Чрезмерное увеличение формата по вертикали превращает изображение в свиток, а чрезмерное увеличение формата по горизонтали диктует применение панорамной или фризовой композиции.

При выборе формата следует учитывать, как расположены основные объекты композиции - по горизонтали или вертикали, как развивается действие сюжета - слева направо, в глубину картины или как-то иначе.

Формат в виде квадрата лучше использовать для создания уравновешенных, статичных композиций потому, что они мысленно соотносятся с равными центральными осями и равными сторонами границ изображения.

Композиция произведения в овале и круге строится относительно воображаемых взаимно перпендикулярных центральных осей. Здесь четко должны быть выражены верх и низ изображения. Овал часто применяется как формат для изображения портрета человека, так как его конфигурация легко соотносится с овалом человеческого лица.

Художники могут использовать форматы сложной конфигурации, состоящие из сочетания двух перечисленных геометрических фигур, например полукруга и прямоугольника.

В эскизе прорисовывается общая композиционная схема, расположение и взаимосвязь основных действующих лиц без детальной прорисовки. Возможно тоновое и цветовое решение эскиза. Далее обычно выполняется рисунок композиции, затем живописное или графическое ее воплощение.

Один из интересных этапов работы - сбор натурного материала, который включает наблюдения окружающей жизни, выполнение набросков и зарисовок дома, на улице в связи с выбранным сюжетом. Можно заняться сбором натурного материала сразу после выбора сюжета или выполнить эту работу после первого эскиза композиции. Если что-то не получается в рисунке композиции, можно еще раз отправиться на этюды, зарисовать неполучающиеся детали, а затем уточнить рисунок с использованием собранного натурного материала. Можно даже выполнить новый композиционный эскиз с учетом выполненных набросков и зарисовок с натуры, уточнить замысел.

Перечисленные этапы выполнения композиции очень важны, особенно в учебных целях. Однако художники, бывает, отказываются от какого-нибудь этапа. Все они работают по-разному. Одни выполняют детально разработанный эскиз, а другие пишут сразу начисто или выполняют композицию на цветном фоне мелками, без предварительного рисунка карандашом. Кто-то настойчиво ищет в натуре все детали для картины, делает этюды при различных состояниях природы, рисует натурщиков в соответствующих костюмах и позах, изучает необходимый исторический или искусствоведческий материал.

Другой художник больше доверяет своей зрительной памяти и воображению и вообще отказывается от изучения натуры.

Все, что здесь сказано о работе над композицией, не нужно понимать как постоянный, обязательный и неизменный порядок. Однако соблюдение правил помогает достигнуть хороших результатов, ведет к вершинам мастерства.

Давайте рассмотрим несколько примеров выполнения композиции натюрморта.

Даже об одном предмете можно рассказать по-разному: изобразить его крупно на первом плане, показать средний план или нарисовать этот предмет мелко на дальнем плане. Выбор размера изображения на листе и количества необходимых планов для построения композиции зависит от замысла художника.


Формат листа у рисунков натюрмортов на этой странице одинаковый, а вот впечатление возникает самое разное. Это происходит потому, что композиция каждого натюрморта имеет четкую структуру. Ощущение устойчивости, равновесия, покоя возникает от композиций, которые построены на основе разных фигур, но с использованием симметрии. Асимметричное и диагональное размещение предметов передают движение, беспокойство, неуравновешенность частей композиции.


Подобных схем построения композиции может быть множество, но в творческой работе важно помнить, что выбирать схему необходимо в зависимости от того, какого художественно-образного решения хочет достигнуть художник. Не следует думать, что предметы натюрморта надо обязательно располагать по схеме. Оригинальное композиционное решение может возникнуть в результате того, что, например, грибы случайно высыпались из корзины, обеденный стол остался неприбранным, художник разложил для работы свои кисти и краски, актриса забыла убрать парфюмерию после гримирования. Все богатство предметов окружающего мира может стать основой для создания натюрморта. Надо учиться видеть красоту обыкновенных вещей, развивать свое композиционное мышление.

Еще один совет. В композиции натюрморта постарайтесь научиться видеть общую форму группы предметов (контур), ансамбль форм, а не значимость каждой формы в отдельности. Это поможет правильно разместить натюрморт на листе, точнее передать абрис всей композиции, добиться ее цельности.

Язык: Русский

28.07.2011 13704 0 0

ДОСТИЖЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ В КОМПОЗИЦИИ

Асимметрия композиции


Проблемы композиции, ее закономерности, приемы, средства выражения и гармонизации всегда были и остаются актуальными для всех тех, кто занимается творчеством. В любом виде искусства для создания художественного образа гармонии, архитекторы, живописцы, скульпторы, художники-конструкторы, дизайнеры используют способ достижения единства и выразительности - принцип симметрии. В искусстве симметрия усвоена симметрично устроенными формами: элементы композиции расположены ровно, без особого отклонения от вертикали либо горизонтали.

Что бы говорить об асимметрии, необходимо узнать, что такое симметрия.

Симметрия - одинаковое расположение равных частей по отношению к плоскости или линии. Она относится к числу наиболее сильных средств организации формы. Симметричность строения воспринимающих органов является одной из причин ее активного воздействия на восприятие. Простейший вид симметрии - зеркальная симметрия, симметрия левого и правого. В этом случае одна половина формы является как бы зеркальным отражением другой. Воображаемая плоскость, делящая форму на две равные части, называется плоскостью симметрии.

Симметрия объединяет композицию. Расположение главного элемента на оси подчеркивает его значимость, усиливая соподчиненность частей. Каждая деталь в симметричной системе существует как двойник своей обязательной паре, расположенной по другую сторону оси, и благодаря этому она может рассматриваться лишь как часть целого. Значение общего здесь снижает действенность отдельных элементов.

С точки зрения математических понятий асимметрия - лишь отсутствие симметрии. Если композиция построена асимметрично, то она, как правило, не симметрична, и, наоборот, если композиция симметрична, то она, как правило, не асимметрична. Это вполне доказывает, что симметрия и асимметрия являются взаимно обусловленными правилами композиции.

Асимметрия (от древнегреческого asymmetria - несоразмерность) по структуре своей противоположна явлению симметрии. Если симметричное расположение изображаемых предметов в живописи, рисунке, декоративном панно, фреске, плакате, в барельефе, скульптурной группе создает впечатление композиционного равновесия и порою почти зеркальной схожести левой и правой частей произведения, то в асимметричной композиции равновесие достигается введением пространственных пауз между предметами, которые при этом либо приближаются друг к другу, либо отдаляются. Равновесие достигается и через противопоставление больших и малых форм, контрастов темного и светлого, яркого и приглушенного по цвету.

В асимметричной децентрализованной композиции иногда равновесие сознательно ослабляется или даже совсем отсутствует, например в тех случаях, когда смысловой центр находится ближе к одной из сторон композиции, а другая ее часть менее загружена. Если сюжет раскрывается через контрасты положений, контрасты социальные и психологические, характеризующие главного героя или группировки фигур, расположенных друг от друга на расстоянии, то внешне кажется, что они расчленяют композицию по принципу симметрии. На самом же деле двучастное противопоставление образует единство противоположностей, которое придает равновесие композиции.

Примерами асимметричного построения с достижением равновесия композиции могут служить такие полотна, как "Последний день Помпеи" К.П. Брюллова, "На старом уральском заводе" Б.В. Иогансона, "Раздолье" А.А. Дейнеки и многие, многие другие.


"Раздолье" А.А. Дейнека


На картине "Раздолье" изображены девушки-спортсменки, бегущие снизу, от реки, вверх, по крутому высокому берегу. На втором и дальних планах открываются широкие дали пейзажа средней полосы России. Стремительный порыв, объединяющий бегущих девушек, создает впечатление ритма и динамичности композиции. Степень интенсивности движения нарастает из глубины и наиболее активно проявляется на переднем плане. Бесспорно, что композиция не симметричная. Чередование же светлых фигур с элементами пейзажа уравновешивает динамичную композицию, воспринимаемую цельным и ритмичным произведением.


"На старом уральском заводе" Б.В. Иогансон "Последний день Помпеи" К.П. Брюллов


Асимметрия это один из способов достижения равновесия. Достижение равновесия является одним из самых значимых этапов при построении ассиметричной композиции и часто при этом руководствуются интуитивным чувством равновесия. Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.

Чтобы понять, что такое равновесие можно представить механические весы.

В данном случае работает закон симметрии. Слева и справа на весах на одинаковом расстоянии симметрично расположены два предмета одинаковой формы и размера. Они создают равновесие.

Асимметрия нарушит это равновесие. И если один из объектов будет больше, то он попросту перевесит меньший.

Однако возможно уравновесить эти объекты, добавив в композицию что-нибудь, в качестве противовеса. Асимметрия при этом сохранится:

Так же добиться равновесия при асимметрии можно будет, перевесив больший предмет ближе к центру:

Асимметричная композиция может складываться из симметричных частей, связи между которыми не подчиняются закономерностям симметрии. Такой характер имеют и многие природные формы - симметрии подчинены части, целое асимметрично (пример - листья и дерево в целом). Асимметричные композиции в процессе развития возникли как воплощение сложных сочетаний жизненных процессов и условий окружающей среды. Конкретные формы таких композиций вырастают как результат неповторимого сочетания факторов. Асимметрия поэтому индивидуальна, в то время как в самом принципе симметрии заложена общность, признак, связывающий все сооружения, имеющие симметрию данного типа. Соподчиненность частей - основное средство объединения асимметричной композиции.

Заключение


Асимметрия в искусстве как художественный приём, вносящий в композицию разнообразие и динамику, характерна для искусства барокко, рококо, романтизма; в китайском, японском, корейском искусстве и в живописи импрессионизма. Асимметрия композиции создаёт эффект непринуждённости, естественной случайности (импрессионизм), а в искусстве стиля "модерн" усиливает элементы непринуждённости, естественной случайности, гротескность и причудливость образа.


В асимметричной композиции движение, направленное к главной по функции части, подчиняется более сложным закономерностям.  

В асимметричной композиции неравные по величине и различные по форме элементы располагаются в пространстве таким образом, чтобы создалось зрительное равновесие масс и объемов.  

Динамичность асимметричной композиции возникает за счет неравенства отношений величин, форм и измерений, неравномерного распределения элементов относительно осей координат, а также одновременного воздействия различных (неодинаковых) свойств элементов формы.  

При асимметричной композиции центр ее смещается. Одна сторона витрины может быть заполнена больше, но в целом композиция должна быть уравновешена. Равновесие достигается правильным распределением отдельных элементов в плоскости витрины.  

Применяются и асимметричные композиции. При этом должно быть соблюдено гармоничное и закономерное построение архитектурных форм. Асимметричная композиция характерна для зданий со сложным функциональным процессом.  

Более сложны асимметричные композиции, которые основаны на неравномерности восприятия различных частей плаката.  

Выбор приема симметричной или асимметричной композиции определяется функциональной и конструктивно-технической логикой формообразования конкретного объекта дизайна во взаимосвязи с художественным замыслом. При нарушении гармонии формы и функциональной сущности изделия симметрия и асимметрия превращаются в формалистические композиционные приемы.  

Поиск равновесия осуществляется по-разному в симметричных и асимметричных композициях. При наличии симметрии задача, как правило, весьма упрощается. Если взятая за основу структуры СОИ функциональная или топологическая схема объекта сама по себе симметрична, то и равновесие пусть даже большого числа разнообразных информационных элементов и символов достигается легко, почти автоматически. С другой стороны, при большом числе элементов, приблизительно одинаковых по форме и размерам, поиск равновесия на первый взгляд должен быть тривиальным - - расположить слева и справа от осп одинаковое число элементов. Однако на практике равновесия обычно достигнуть не удается, поскольку в этом случае обычно бывает трудно обозначить ось симметрии. А отсутствие зрительной оси придает всему построению аморфность. В этом случае необходимо разбивать предметы на группы, вводя определенную ритмическую последовательность.  

Афины и Посейдона-Эрехтея на Акрополе в Афинах. Отличается подчеркнуто асимметричной композицией, тонкой красотой двух ионич.  

Лихачева в Москве-пример асимметричной композиции, построенной на соподчиненное ее частей, ведущей к зрительному равновесию всего сооружения в целом. Расположение главного объема дворца не совпадает с его геометрическим центром, однако размеры и направленность остальных корпусов создают закономерную и уравновешенную композицию. Советский павильон на Всемирной выставке 1937 г. в Париже в своем пространственном решении имеет ярко выраженную динамичную направленность.  

Щучинский район



Разработала учитель ИЗО:

Окжетпесская СШ 200 8 г.

Планирование урока для __5___ класса

Тема урока: Симметрия и асимметрия (первый урок)

Цель урока: выполнить симметричную композицию в технике набивка.

Задачи урока:

ü образователь­ная: познакомить с симметрией и асимметрией в изображении предметов и закономерностями построения композиций; продолжить формирование ЗУН по техникам акварели;

ü воспитательная: формирование положительной мотивации к урокам ИЗО, формирование гуманных отношений (вежливость , дисциплинированность, ответственность);

ü развивающая: развивать интеллект (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки, выделять главное, переносить имеющие знания в новую ситуацию); общие умения (работа с инструментами); познавательный интерес (новизна знаний, обновление полученных знаний); речь (овладение терминологией).

Тип урока:

> урок изучения и первичного закрепления новых знаний;

> урок закрепления знаний;

> урок комплексного применения знаний;

> урок обобщения и систематизации знаний;

> урок оценки, проверки и коррекции знаний и др.

Методы обучения:

ü перцептивный аспект (передача знаний): словесные (рассказ, лекция, беседа), наглядные (демонстрация, иллюстрации, таблицы и др".), практические (упражнения, тесты, диктанты, контрольные и самостоятельные работы и др.;__________________________

ü гностический аспект (проблемно-поисковые, репродуктивные): иллюстративно - объясни­тельные, проблемные, эвристические (частично-поисковые), исследовательские мето­ды.______________________________________________________________________

ü управленческий аспект (характер, степень самостоятельности ученика в учебно-воспитательной деятельности); работа под управлением, самостоятельная деятельность,__

ü мотивационный аспект : игры. учебные дискуссии, неожиданность, занимательность, парадоксальность и т. п._________________________________________________________

ü аспект контроля: устный, письменный, фронтальный, групповой, индивидуальный, ито­говый, текущий, с применением ТСО, программированный, тестовый.

ТСО: наглядности, худ. материалы, терминокарты.

Понятия, термины: симметрия и асимметрия, композиция, техники акварели, а-ля прима, по-сырому, заливки, лессировка, пуантилизм, смешивание техник, контраст, тональный и цветовой контраст, контур.

План УРОКА

I. Организационный момент

Готовность учащихся к уроку.

II . Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания

Подготовка учащихся к восприятию новых знаний.Актуализация техники запоминания (работа по терминокарте).

Посмотрите на кленовый лист, снежинку, бабочку. Что объединяет все эти изображения?

Найдите термин в терминокарте.

Их объединяет то, что они симметричны.

Термин “симметрия” по гречески означает “соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей”.

Если поставить зеркальце вдоль прочерченной на каждом рисунке прямой, то отраженная на зеркале половинка фигуры дополнит ее до целой. Потому такая симметрия называется зеркальной (осевой). Прямая, вдоль которой поставлено зеркало, называется осью симметрии. Если симметричную фигуру сложить пополам вдоль оси симметрии, то ее части совпадут. “Зеркальная (осевая) симметрия”

Симметрия часто встречается в природе, в предметах созданных человеком. Симметричны практически все транспортные средства, предметы домашнего обихода (мебель, посуда), некоторые музыкальные инструменты.

(Рассказ сопровождается наглядной демонстрацией).

III . Определение темы урока учащимися

Выберите термин, который можно употреблять со словом симметрией в изобразительной грамоте.

Композиция (от лат. compositio)

Контраст

Контур - предмета.

IV . Постановка цели и задачи урока.

Учащиеся сами теперь определяют цель и задачи урока.

V . Усвоение новых знаний и способов деятельности путем решения проблемных задач

Мы рассмотрим ту симметрию, которую можно непосредственно видеть – симметрию форм, композиций.

Передача симметрии и асимметрии

1. РАФАЭЛЬ. Сикстинская мадонна

Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными были многие древние мозаики. Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий (ил. 1).

В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины (ил. 2).

Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами. Например, симметрично устроены фигура человека, бабочка, снежинка и многое другое. Симметричные композиции - статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены.

2. Ф. ХОДЛЕР. Озеро Тан

3. В. ВАСНЕЦОВ. Бога

В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуровновешены.

64: а. Симметричная композиция,

Композицию натюрморта или пейзажа легко представить в виде схемы, на которой ясно видно, симметрично или асимметрично построена композиция.

65: а. Симметричная композиция,

V . Показ образца учителем

Исполнение техники набивки. «Набивка»

VI . Самостоятельная работа учащихся.

Работа в группах (симметричная композиция с 2 осями симметрии).

IV . Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти учебного материала

Дополнительный материал:

В работе акварельными красками очень важ­ ную роль играет вода. В акварели вода используется для того , чтобы сделать краску более жидкой или светлее . Чтобы сделать краску свет­лее, достаточно добавить в смесь большей воды, краска станет прозрачнее, а белая бумага, на которую ты положишь цвет, довершит эффект.

Существует четыре основных приёма работы акварелью.

Самый простой из них - «а-ля прима» (так называют его художники). Другими словами, цвет подбирается на палитре и после этого накладывается на соответст­ вующее место рисунка. Это тот способ, ко­ торым интуитивно пользуется всякий, взявший в руки акварель. Этот способ применяется и в гуаши.

Второй способ называется «лессировка».

Он заключается в том, что первоначально положенный цвет после просыхания обо­ гащается другими цветами, которые на­кладываются сверху.

Этот способ применим только в акваре­ ли, потому что большую роль играют здесь прозрачные свойства этих красок. Так, на­ ложением одного цвета на другой получа­ ется третий цвет.

Третий способ называется «пуанти­ лизм» (от французского слова «пуант» - точка). Это рисование разноцветными маз­ ками. Художники заметили однажды, что если чередовать разноцветные мазки, на­ пример, жёлтого и красного цвета, то из­ дали (или прищурясь) можно увидеть оранжевый цвет. Это оптическое смеши­ вание цветов. Рисуя мазками, ты можешь получить несложные, но очень яркие и тонкие по цвету рисунки.

Четвёртый способ - по сырой бумаге. Художники называют этот способ просто - «по-сырому». Заключается он в том, что бумага предварительно смачивается. Ри­ совать по ней нужно, когда она немного подвяла и утратила блеск, но ещё не вы­ сохла окончательно.

Смешивание техник

Ты можешь смешивать не только раз личные приёмы акварели. Многие техни ки поддаются смешиванию. Ты можешь, например, смешивать акварель и гуашь. Только в смешивании необходимо соблю дать последовательность: сначала вести работу в одной технике, а потом в другой. Принцип смешивания техник основан на их совместимости (например, нельзя ри совать пастелью по восковым мелкам), а также на взаимном дополнении одной техники другой.

Запомни: главная цель смешивания техник - это взаимно обогатить каждую из них, нарисовать в каж­ дой технике то, что нельзя нарисовать в другой.

Попытайся сочетать их, то есть использовать в работе две или три техники сразу, только делайте это не одновременно, а поочередно.

VIII Релаксация ( уменьшение напряжение, расслабление, воз­вращение состояния психологического равно­весия).

VII . Определение темы следующего урока

Результаты работ оцениваются словесным поощрением учителя и самооценкой.

Составьте из букв слова “СИММЕТРИЧНЫЙ” различные слова.

Аукцион «Продажа полотна».

(гречес.) - одинаковость в расположении частей от центральной оси, соразмерность, пропорциональность.

Асимметрия – нарушение симметричного строения у объектов, которым свойственно наличие симметрии.

Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

Контраст - сильно выраженная противоположность.

Контур - линия, ограничивающая изображение формы предмета.

Техники акварели:

«а-ля прима» - живопись в один приём;

«лессировка» - наложение прозрачных сло­ ев краски поверх просохшего красочного слоя;

«пуантилизм» - живопись раздельными чёт­ кими мазками чистой краски;

«по-сырому» - живопись по сырой бумаге;

«заливка» - нанесение краски цветной каплей.

«набивка» - нанесение краски с помощью нажима на поролон.

Смешиванием техник называется использование разных техник в одной работе.

Уважаемый читатель, в этой статье продолжаем с Вами говорить о композиции. И сегодня поговорим о симметрии и ассиметрии в композиции.

Сущность симметрии и ассиметрии в композиции

По-разному равновесие выражается в симметричных и ассиметричных композициях. Сама по себе симметрия еще не является гарантией того, что композиция будет уравновешенной, а количественное различие симметричного элемента и плоскости или несоответствие частей целого становится зрительно неуравновешенной.

Человеческая психика устроена таким образом, что тяготеет к равновесию форм. Все это создает более-менее устойчивый психологический комфорт, гармонию в среде обитания. Уравновесить симметричную композицию значительно легче, чем ассиметричную. И достигнуть этого можно достаточного простыми средствами, потому что симметрия сама по себе основывает предпосылки для равновесия композиции.

Виды симметрии в композиции

Симметричная композиция, которая правильно найдена, зрителем воспринимается легко и сразу, независимо от сложности и ее построения. А вот ассиметричная нуждается в наиболее длительном осмыслении и раскрывается она постепенно, поэтапно. При этом утверждение о том, что симметричная композиция наиболее выразительна не соответствует действительности. В истории искусств очень много ассиметричных композиций , которые построены по законам гармонии, и они, с точки зрения художественной ценности, не сдают позиции симметричным.

Наиболее часто применимыми видами симметрии являются следующими:

  1. зеркальная (с горизонтальной или осью);
  2. центральная;
  3. угловая.

Наиболее активно симметрия используется в декоративно-прикладном искусстве, архитектуре. Чуть реже встречается в графике, живописи и скульптуре.

А теперь домашнее задание!

Уважаемый читатель, Вам будет домашнее задание. Посетите православный храм и посмотрите, как устроен иконостас, какова его композиция. Постарайтесь определить какой из видов применен в композиции того или иного иконостаса. Следует подчеркнуть, что симметрия используется не всегда в плоскостных композициях. Однако она нашла применение и в объемных, и в объемно-пространственных. В настоящее время идет тренд на использование ассиметричных композиций.

Применение ассиметрии позволяет более активно относится к плоскости, где нужно поместить группу или целые группы элементов, в соответствии с теми задачами, которые ставит перед собой автор. В этом случае композицию значительно сложнее уравновесить, но здесь есть ряд изобразительных средств, такие как: цвет, форма и ее конфигурация, насыщенность, а также ориентация на плоскость, фактура и средства гармонизации, контраст, пропорции, нюанс, ритм и масштаб.

Подведем итог…

Итак, рассматривая равновесие в композиции, мы с Вами смогли сделать вывод о том, что все находится в тесной взаимной связи: и число элементов, и их соотношении с самой композиционной плоскостью, и их конфигурация, а также между собой, их фактурное, тоновое и цветовое решение и т.д. Вследствие этого, если добиваешься исполнения одного закона гармонии, то нужно выполнить условие второго закона – соподчинение и единство элементов композиции.

И соответственно наоборот, создавая единство, целостность, необходимо решать задачу равновесия композиции. Поэтому выполнив оба этих условия, можно смело утверждать, что была решена задача построения гармоничной композиции . Но кроме этих двух законов есть еще средства гармонизации, о которых мы поговорим в следующих статьях.


P. S. Если данная статья была полезна для Вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!