Достоевский и мистическая история. Даровое: Роковое имение Достоевских

В этом доме провел детские годы Ф.М. Достоевский

Музей находится в селении Даровое, которое было приобретено отцом Ф.М. Достоевского для летнего отдыха семьи. Даровое - живописный уголок . Рядом с музеем расположен лесной массив. Экспозиция расположена в деревянном флигеле, принадлежавшем когда-то Достоевским. Сама "усадьба" представляет собой небольшой неприметный деревянный дом с двумя комнатами, в которых почти ничего нет, есть участок леса с трехсотлетними дубами, остатки межевого вала (границы владений).

В экспозицию вошли копии писем и фотографий. Рядом с музеем - памятник Ф.М. Достоевскому работы Ю.Ф. Иванова.

В деревне заброшенная церковь, около которой возможно похоронен отец Достоевского, умерший в Даровом.

«Это маленькое и незамечательное место оставило во мне самое глубокое и сильное впечатление на всю потом жизнь»
Ф.Достоевский

В 1831 году отец Достоевского на имя своей жены, Марии Федоровны Достоевской, купил усадьбу Даровое в . Усадьба состояла из 260 десятин земли, куда входили сенные покосы, пахотная земля, лес, липовая роща, сад и сельцо, состоящее из 20 дворов, из которых 11 принадлежало Достоевским. «Местность в нашей деревне была очень приятная и живописная. Маленький плетневый, связанный глиною на манер южных построек, флигелек для нашего приезда состоял из трех небольших комнаток и был расположен в липовой роще, довольно большой и тенистой. Роща эта через небольшое поле примыкала к березовому леску, очень густому и с довольно мрачною и дикою местностью, изрытою оврагами. Лесок этот назывался Брыково. <...> Лесок Брыково с самого начала очень полюбился брату Феде, так что впоследствии в семействе нашем он назывался Фединою рощею...»

Через всю усадьбу проходил глубокий овраг, часть которого превращена была в глубокий водоем, где поили скот, удили искусственно разведенную рыбу, купались. После пожара 1832 года, когда сгорело почти все сельцо, Достоевскими был построен деревянный флигель, куда и переселилась многочисленная семья.

В 1833 году была куплена соседняя усадьба Черемошня, которая граничила с Даровым, и Достоевские стали владельцами 500 десятин земли и 100 душ крепостных крестьян. Семья Достоевских приезжала сюда на летние месяцы. После смерти родителей Даровое принадлежало младшему брату Андрею Михайловичу Достоевскому, а затем его сестрам и их детям. Ф.М.Достоевский отказался от своей доли наследства в Даровом в 1844 году, получив в виде возмещения 500 рублей серебром.

По воспоминаниям Андрея Достоевского, всем детям в семье очень нравилось отдыхать в Даровом, и осенью им совсем не хотелось возвращаться в Москву. «И ничего в жизни я так не любил, как лес с его грибами и дикими ягодами, с его букашками и птичками, ежиками и белками, с его столь любимым мною сырым запахом перетлевших листьев...» В последний раз Федор отдыхал в Даровом в 1836 году. После переезда в Петербург и вступления во «взрослую жизнь» так беззаботно ему уже не удавалось проводить лето. Детские впечатления от встреч с настоящей русской деревней стали для него тем источником, который питал его творчество на протяжении всей жизни. В прозе Достоевского редко встречаются описания природы. Он был, безусловно, писателем-урбанистом. Но в его редких пейзажах чувствуется глубинная, прочувствованная связь с природой. В тяжелые минуты одиночества и отчаяния Достоевский вспоминал эпизоды своего недолгого общения с природой, переводя их в удивительно яркие и эмоциональные образы.

Рассказ Маленький герой Достоевский писал, находясь в . Он не знал, что его ждет впереди, не представлял, так же, как и другие члены общества, арестованные «по делу Петрашевского», сколько ему суждено будет отбывать в заключении. Он почти не выходил из своей одиночки, но его рассказ буквально пронизан солнечным светом и радостью, а описания природы поражают свежестью, колоритом и ощущением сиюминутного присутствия: «На противоположном берегу косили сено. Я засмотрелся, как целые ряды острых кос, с каждым взмахом косца, дружно обливались светом и потом вдруг опять исчезали, как огненные змейки, словно куда прятались; как срезанная с корня трава густыми, жирными грудками отлетала в стороны и укладывалась в прямые, длинные борозды...» Влюбленность в природу, ощущение почвы, земли, всего живого, настолько сильно запечатлелись в душе Достоевского-ребенка в Даровом, что через 20 лет, оказавшись в камере и лишившись возможности видеть даже чахлую петербургскую природу, он легко и выразительно создает поразительный букет, который 11-летний герой его рассказа в восторге первого, плохо осознанного еще чувства, собирает для своей избранницы. В нем были перемешаны все полевые цветы и травы - шиповник, жасмин, васильки, колосья ржи, незабудки, колокольчики, гвоздики, анютины глазки, листья клена - все, что вспоминалось писателю из ранних встреч с природой. Тогда, в детстве, окружающая жизнь казалась безграничной. В Петропавловской крепости и природа была тюремной: «...мне опять позволили гулять в саду, в котором почти семнадцать деревьев. И это для меня целое счастье...»

Достоевский был убежден в высоком значении эстетического воздействия природы на душу человека. Знаменитый образ косых лучей солнца, часто встречающийся в его прозе, «клейкие листочки», о которых с таким трепетом говорит его герой-интеллектуал Иван Карамазов, земля, которую в упоении целует и обнимает Алеша, - эти символические знаки единения человека с природой были восприняты писателем в детстве.

Даровое и Черемошня связаны и с трагическими воспоминаниями. В июне 1839 года при обстоятельствах так до конца и не выясненных, в своем имении умер Михаил Андреевич Достоевский. Подозревали, что он был убит крепостными крестьянами. По официальной версии смерть наступила в результате апоплексического удара. Смерть отца произвела сильнейшее впечатление на Достоевского и нашла свое отражение в его произведениях, особенно в «Братьях Карамазовых», где тема отцеубийства является центральной и несомненно несет на себе отсвет семейной трагедии.

В поздние годы он не раз собирался навестить родные места, увидеть Даровое и его жителей. Удалось ему это сделать лишь в 1877 году. Жена Достоевского, Анна Григорьевна писала об этой поездке: «...муж посетил самые различные места в парке и окрестностях, дорогие ему по воспоминаниям, и даже сходил пешком (версты две от усадьбы) в любимую им в детстве рощу «Черемашню», именем которой он потом назвал рощу в романе Братья Карамазовы. Заходил Федор Михайлович и в избы мужиков, своих сверстников, из которых многих он помнил. Старики и старухи и сверстники, помнившие его с детства, радостно его приветствовали, зазывали в избы и угощали чаем. Поездка в Даровое доставила много воспоминаний, о которых муж по приезде передавал нам с большим оживлением...»

В 20-е годы дом в Даровом, в котором уже не осталось никого из членов семьи Достоевских, был превращен в сельскую библиотеку. Мемориальные вещи были вывезены в , на Божедомку, где создавался тогда первый музей Достоевского. В 1955 году в Даровом была создана «комната Достоевского», в которой экспонировались фотоматериалы, поступившие из московского музея. С 1974 года усадьба Даровое приобрела статус музея республиканского значения, а с августа 1990 года стала филиалом .

В настоящее время в сохранившемся флигеле, принадлежавшем Достоевским, размещена экспозиция, представляющая период их пребывания в Даровом. Сохранились старые постройки в Даровом и Черемошне, липовая аллея, фруктовый сад и пруд.

Усадьба Даровое (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

В 12 км от города Зарайска, в чудесном местечке, окруженном полями и водоемами, расположилась усадьба семьи Достоевских Даровое. Позже Ф. М. Достоевский напишет об усадьбе: «Это маленькое и замечательное место оставило во мне самое глубокое и сильное впечатление на всю жизнь». Даровое - своеобразный музей под открытым небом. Тут есть и Федина роща, и Маменькин прудик, и яблоневые сады, и сохранившийся флигель, и памятник Федору Михайловичу.

В Даровом Федор Достоевский провел свои детские годы, познакомился с русской природой, бытом загородной усадьбы, жизнью крестьян. Детские впечатления впоследствии нашли свое отражение в его произведениях.

Рядом с селом Даровое находится деревня Моногарово. Здесь, в храме Сошествия Святого Духа, маленький Федор с матушкой и другими детишками бывали на службе. В храме находится могила отца писателя Михаила Андреевича.

Усадьба Достоевских Даровое включает в себя природную территорию и флигель, в котором размещена выставка «В семье и усадьбе Достоевских» (копии изобразительных и фотоматериалов). Природная территория усадьбы доступна для бесплатного посещения в течение дня. Попасть во флигель можно только с организованной экскурсией через музей

В 12 км от города Зарайска есть очень живописное и красивое место, где некогда была усадьба Достоевских — Даровое. Позже Ф.М. Достоевский напишет об усадьбе: «Это маленькое и незамечательное место оставило во мне самое глубокое и сильное впечатление на всю потом жизнь».

Даровое — это своего рода музей под открытым небом, что хранит память о детстве маленького Федора. Именно здесь Ф. Достоевский впервые соприкоснулся с укладом сельской жизни и красотой русской природы. Ландшафт усадьбы Достоевских практически полностью сохранился в первозданном виде. В Даровом можно увидеть липовые аллеи и вековые дубы, что помнят самого Федора. Есть и поля, и фруктовые сады, сохранилась березовая роща и пруд, который некогда был разбит по распоряжению матери Федора.

В усадьбе до сих пор существует флигель, где размещались Достоевские и их потомки. Сейчас в этом здании находится один из отделов . На территории усадьбы, в районе въездной аллеи у опушки липовой рощи, Вас встретит памятник великому мыслителю Ф.М. Достоевскому.

Рядом с селом Даровое находится деревня Моногарово. Здесь, в храме Сошествия Святого Духа, маленький Федор с матушкой и другими детишками бывали на службе. Собственными глазами вы увидите то, что некогда созерцал и неоднократно упоминал и описывал в своих произведениях Федор Достоевский.

Провести с пользой время в Даровом могут как ценители наследия великого писателя, так и любители русской природы. Летом в рамках работы интерактивных программ музея «Зарайский Кремль» проходят квесты, мастер-классы и театрализованные представления. В августе в Даровом можно побывать на международной научной конференции «Достоевские чтения». После посещения усадьбы, Вам обязательно захочется вернуться в это тихое, неприметное место, которое заряжает энергией и наполняет душу умиротворением.

ДЕТЯМ

В теплое время года, с мая по сентябрь, в усадьбе проводится познавательная программа для детей “Первое знакомство с именем Федора Достоевского”. В программу входит рассказ о детстве писателя, увлекательная викторина, игры и чаепитие. Занятие длится 3 часа. Также детям предлагается прогулка по территории усадьбы, где маленький Федя Достоевский, будучи 10-летним мальчишкой, бегал по тропинкам и рощам, любовался яблоневым садом и бескрайними Зарайскими полями.

Стоимость программы — 250 руб. с человека.



Село Даровое Зарайского района Подмосковья в 1831 году купил московский врач - отец Ф. М. Достоевского. Семья проводила здесь летние месяцы. Однако имение, о котором так мечтали Достоевские, оказалось трагической страницей в их судьбе.


Фото: музейный центр «Даровое»
На территории усадьбы сохранился флигель, в котором расположился отдел музея «Зарайский кремль». В нем собран богатый материал о детских годах маленького Феди в Даровом, о роде Достоевских. Бережно сохраняются деревья в парке, многим из них более 250 лет, а некоторым дубам - по 500 лет.

«Колыбель творчества» Достоевского


Фото: музейный центр «Даровое»
Знатоки утверждают, что в усадьбе сохранился ландшафт в том виде, каким его видел и любил Федор Михайлович. Туристы приходят на пруд, вырытый по распоряжению матери писателя, любуются старыми липами, под которыми семья пила чай из самовара. Здешние места так или иначе отразились во всех романах классика. Это имение называют колыбелью творчества писателя.
В «Дневнике писателя» Федор Михайлович утверждал: «…Дети людей должны родиться на земле, а не на мостовой. Можно жить потом на мостовой, но родиться и всходить нация… должна на земле, на которой хлеб и деревья растут».
В последний раз Достоевский посетил это место в 1877 году. При входе в усадьбу установлен памятник писателю (автор Юрий Иванов, народный художник СССР).

Возвращаться - плохая примета


Фото: музейный центр «Даровое»
Достоевские жили в Москве, в казенной квартире Мариинской больницы, где отец писателя Михаил Андреевич работал врачом. В семье было семеро детей (четыре мальчика и три девочки). Детям нужен был свежий воздух. Тогда родители решили приобрести имение недалеко от Москвы. Михаил Федорович осмотрел много усадеб и вот отправился в Даровое (тогда деревня относилась к Каширскому уезду Тульской области), которое располагалось в 160 верстах от Москвы. С дороги вернулся за подорожной грамотой (документ давал право на выезд из города), которую забыл. Плохая примета.
Но имение понравилось и было куплено. Оно насчитывало 11 дворов, 70 душ крепостных. В пятницу на Страстной неделе родители и дети собрались за столом, мечтали о летнем отдыхе на лоне природы.
Идиллию нарушило появление деревенского старосты. Он, всегда щеголеватый, явился в грязных лаптях, потрепанном армяке. Староста принес дурную весть - вотчина сгорела.
Крестьянин Архип Савельев палил соломой кабанчика. Был сильный ветер. Огонь переметнулся на крышу. Архип пытался спасти добро, бросился в огонь, а крыша рухнула. Погиб человек. И деревня вся сгорела. Услышав такую весть, Достоевские бросились на колени перед иконой, начали молиться. А Михаил Андреевич сказал: «Я сниму последнюю рубаху, а людей своих не брошу».
Когда Мария Федоровна с детьми приехала в Даровое, картину увидела печальную. Народ был в жутком унынии. Все жили в подвалах, погребах под своими сгоревшими домами, в шалашах. Матушка собрала крестьян, сказала, что никого в беде не оставит. Каждой семье выдала по 50 рублей. Это была достаточная сумма для того, чтобы построить крепкий дом. И уже к осени деревня была отстроена заново.
Алина, дочь крестьянина Архипа, осталась сиротой. Ее Достоевские взяли к себе в дом. Девушка много лет помогала им по хозяйству.

Как Достоевские коров покупали


Фото: музейный центр «Даровое»
Хозяйство в усадьбе вела Мария Федоровна. Она умела дружить с соседями. Из Москвы привозила окрестным помещикам отрезы на платья, шляпки, ленты. Ее часто приглашали быть крестной матерью. Сохранилась большая переписка родителей писателя.
Мария Федоровна из Дарового сообщала: «Душа моя, жары у нас стоят непрестанные. Воды нет. Гусенята бывают синими». Или: «Дорогой, посылаю тебе восемь бутылочек наливки, закрытой сургучом». Михаил Андреевич отвечал: «Любезная моя, посылку твою получил. Но из восьми бутылочек наливки одна оказалась распечатанной… Дознаний не проводил, сама она распечаталась или ей кто помог». Или: «Посылаю Вареньке башмачки. Поцелуй ее от меня. Скажи, что папа ее крепко любит». В другом послании хозяин советует: «Ежели мужики будут там баловать, надо их посечь отечески».
Чем же занимались молодые барчуки в Даровом летом? Старшие дети в то время учились в пансионе. Экзамены у них кончались в июне. Мальчики проводили в деревне всего два месяца. Писатель здесь бывал с 1832 по 1836 год, то есть пять лет по два месяца. Меньше года он прожил в Даровом - не так уж много. Но сам Федор Михайлович признавался: «Это маленькое незамечательное место оставило во мне самые сильные впечатления в жизни».
Например, он запомнил, как ездил на зарайский рынок вместе с матушкой покупать скот. В деревне был большой специалист по скоту – Марей. Вместе с ним и с детьми матушка отправлялась за покупкой скота. Как-то приглядела корову, но Марей отговорил ее от покупки: «Нет, нет, мы эту корову не берем. Ты на ее хвост посмотри. Короткий. Чем она слепней отгонять будет?». Потом Достоевский напишет рассказ «Мужик Марей».

Маменькин пруд


Фото: музейный центр «Даровое»
Когда семья купила имение, здесь не было пруда. Протекал лишь ручеек. Вырыть плотину – это было одно из первых распоряжений, отданных хозяйкой крестьянам. А Михаил Андреевич прислал из Москвы живых карасей. Их выпустили в новый пруд. Потом совершили вокруг водоема крестный ход и объявили его заповедным. Через пару лет запустили невод, был большой улов. Рыбу отправили крестьянам, священнику церкви в Моногарово, раздали соседям, себе оставили. Остальных карасей выпустили обратно в воду.
Дети ловили рыбу удочкой. Каждый барчук имел денщика из крепостных мальчишек. Денщик не позже шести часов утра должен был прийти с накопанными червями. Много ловить не разрешалось, только по одному - два карася.

Мрачные страницы


Фото: музейный центр «Даровое»
Семейная идиллия Достоевских в Даровом продолжалась до 1836 года. Осенью матушка серьезно заболевает. Болезнь прогрессирует. Михаил Андреевич, будучи врачом, не смог поставить диагноз. Приглашает к больной московских светил медицины. Они тоже оказались бессильны. В феврале Марии Федоровны не стало.
Отец впал в депрессию, подал в отставку и поселился в Даровом. В этот период Федор уезжает учиться в инженерное училище в Санкт-Петербург.
Достоевский-старший испортил отношения с окрестными помещиками. Иногда подолгу разговаривал с умершей женой. Стал выпивать. Он приближает к себе 15-летнюю деревенскую девочку Александру. Через год она родила сына, который был крещен под именем Симеон. Александру сразу прогнали со двора в соседнюю деревню Черемошню, чтобы не мешали хозяину криками и шумом. В годовалом возрасте малыш умер.
С крестьянами Михаил Андреевич был жестоким, нередко бил их палкой. Как-то крестьяне из Черемошни (эта деревня тоже принадлежала Достоевским) не вышли на работу. Барин поехал разбираться. Что там произошло, точно известно, но на обратном пути Михаил Андреевич почувствовал себя плохо. Приказал кучеру Давиду остановиться. Тот положил барина под дерево, а сам поскакал в соседнее Моногарово за священником. Священник принял глухую, то есть невнятную исповедь. Михаил Андреевич умер.
Была версия, что крестьяне, разозленные жестокостью хозяина, убили его. Работали следователи, но ничего не доказали. Все это происходило в 1839 году. По церковным документам известно, что все мужское население деревни в этом году на исповеди не было. Хотя в предыдущие годы мужики ходили на исповедь и в последующие годы тоже. Но это лишь косвенное свидетельство того, что люди приняли на себя грех убийства барина.
Несмотря на трагические события, о Даровом у Федора Михайловича остались самые добрые воспоминания.


Фото: музейный центр «Даровое»
После смерти отца село было разделено между детьми на доли. К тому времени Федор Михайлович отказался от своей части, продав ее родственникам за одну тысячу рублей серебром. В конце концов имение выкупила любимая сестра Достоевского Вера Михайловна.
Михаила Андреевича Достоевского похоронили в селе Моногарово на погосте храма Сошествия Святого Духа (построен в 1763 году), куда семья Достоевских ходила на богомолье. После Октябрьской революции этот храм оказался заброшенным и был приспособлен для хранения удобрений. Могила отца писателя была утеряна. Недавно археологи обнаружили ее.
Мать Достоевского была похоронена на Лазаревском кладбище в Москве. В советские годы это кладбище уничтожили. Останки Марии Федоровны извлекли. С 1934 года до недавнего времени они находились в институте антропологии в Москве. Недавно их передали Русской православной церкви и перенесли в собор Зарайска. Останки матери писателя планируют перезахоронить у церкви в Моногарово, где был похоронен его отец. С этим согласились потомки Достоевского, которые бывают в Даровом.
На сегодняшний день Даровое не постоянно открыто для туристов. Там идут восстановительные работы, в которых могут принять участие все желающие. Сотрудники музея «Зарайский кремль» выезжают в усадьбу с экскурсиями.

Как добраться:
- автобусом №330 Москва – Зарайск от автовокзала «Выхино», далее автобусом №62 «Зарайск- Журавна» до остановки «Моногарово», пройти 500 метров пешком до Дарового;
- электропоездом Москва - Рязань с Казанского вокзала до Голутвина, далее от вокзала автобусом «Москва-Зарайск».
Телефон музея «Зарайский кремль»: 8-496-662-57-34.

Не утихают споры о месте упокоения матери писателя.

Мемориальный музей «Разночинный Петербург» проводит на Пионерской площади акцию «Достоевский сквозь время». Она приурочена к двум знаковым датам — в этом году исполнилось 135 лет со дня смерти писателя и будет 195 лет со дня его рождения. Посетителям показывают выставки «Дневник писателя» и «Фельетон за все лето». Последняя рассказывает о летних поездках писателя и их литературных отражениях.

Тем временем продолжение получила почти мифическая история, произошедшая после смерти Марии Федоровны — матери Федора Михайловича Достоевского. Знатоки его творчества утверждают, что она похожа на детектив и загадочна так же, как и многое происходящее с героями произведений писателя в Петербурге и других городах.

Из могилы — в музейный шкаф

Мария Федоровна прожила почти 37 лет. Умерла 27 февраля (по старому стилю — 11 марта) 1837 года и была похоронена на Лазаревском кладбище в Москве. После того, как место захоронений было ликвидировано, останки в 1934 году эксгумировали по инициативе исследователя рода Достоевских Михаила Волоцкого. Череп отправили антропологу и скульптору Михаилу Герасимову для скульптурной реконструкции. По непонятным причинам он потом «затерялся», а останки на протяжении почти восьми десятилетий хранились в шкафу Музея и НИИ антропологии Московского Государственного университета.

«О сохранении останков в музее, где они пролежали до 2012 года, хлопотал антрополог Михаил Волоцкой, — помог восстановить недавние события доктор филологических наук, профессор коломенского Государственного социально-гуманитарного университета Владимир Викторович. — Когда начали уничтожать Лазаревское кладбище, он организовал вскрытие могилы Марии Федоровны, вывез ее останки и надгробный памятник, на котором выбита надпись-эпитафия Карамзина: „Покойся, милый прах, до радостного утра“, выбранная сыновьями — Михаилом и Федором».

Сегодня не утихают споры о месте упокоения матери писателя. Викторович уточнил, что первым вопрос о захоронении останков поднял исследователь родословия Достоевских, кандидат медицинских наук Николай Богданов. К его мнению тогда присоединились многие, в том числе и потомки писателя, в частности правнук Дмитрий Достоевский.

С невероятными усилиями, так как речь шла о «единице хранения» (музейщики знают, насколько трудно, а подчас невозможно, изъять и передать кому-либо такую «единицу»), удалось убедить руководство Музея антропологии передать останки для захоронения. «Учитывая юридические тонкости, мы нашли оптимальный вариант: музей оформил передачу через православную церковь. Процедура была долгой, посредником выступил Коломенский университет. Было получено благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. В акте передачи так и указано: для последующего захоронения на погосте Свято-Духовского храма в Моногарове. Это официальный документ, который никто не отменял», — напомнил Викторович.

Стараниями исследователей Российского общества Достоевского при помощи благотворителей и администрации Зарайского района Московской области прах Марии Федоровны был перевезен в Иоанно-Предтеченский собор Зарайского Кремля. Предполагалось, что он будет храниться там до окончательного восстановления могилы ее мужа — Михаила Достоевского.

«Коллегиальным было решение общества Достоевского, что мы должны найти могилу отца Федора Михайловича, точное место его упокоения. Церковный погост в селе Моногарове близ усадьбы Даровое был уничтожен в 1930-е годы, — рассказал Владимир Викторович. — Рядом с храмом с помощью благотворителей установлен кенотаф с деревянным крестом. С помощью георадара удалось определить границы погоста, коломенские археологи сделали вертикальную планировку — сняли верхний слой земли и установили, где именно находятся могилы. Там не больше пятнадцати захоронений. Обнаружение останков Михаила Андреевича представлялось нам вполне реальной задачей. После раскопок потребуется антропологическая, а затем генетическая экспертиза. На все перечисленные работы необходимо не слишком много времени и относительно небольшие средства — примерно триста тысяч рублей, сбор которых и был в свое время объявлен на сайте „Заповедного Дарового“».

Однако в 2015 году возникла противоположная инициатива от руководителя московского отделения Общества православных врачей А. В. Недоступа — предать земле останки Марии Федоровны на прежнем месте, в Москве. Аргументы оппонентов Викторовича и Российского общества Достоевского таковы: Даровое и Моногарово — «медвежий угол», храм Достоевских — якобы сплошные руины, а кладбище при нем — пустырь, поросший бурьяном. Выдвигается и еще одно «веское» доказательство против Моногарова — живучий миф о жестокосердии и недостойном поведении помещика Достоевского, рядом с которым нельзя хоронить мать писателя (и одновременно — горячо любимую супругу, с которой и после смерти ее Михаил Андреевич разговаривал вслух).

Ответить тут можно только словами самого Федора Михайловича о родителях: «…Ведь это были люди передовые… А уж такими семьянинами, такими отцами… нам с тобою не быть, брат!..» Над реабилитацией доброго имени отца Достоевского и «возвращением» земли детства писателя и работают уже много лет неравнодушные люди.

«Знак судьбы» после смерти

Сегодня никто не спорит с тем, что неоднократно потревоженные останки Марии Федоровны по всем человеческим законам надо предать земле. Но где? На закрытом для посетителей земельном участке при храме Сошествия Святого Духа в Москве (там, где она была похоронена первоначально) — уничтоженном в тридцатые годы кладбище? Или же рядом с супругом, на погосте Свято-Духовского храма в Моногарове, что близ фамильной усадьбы Даровое в Подмосковье, — местах, насквозь пропитанных памятью о Достоевских?

Чтобы разобраться в этом вопросе мы со старшим научным сотрудником Натальей Шварц, много лет проработавшей в музее Ф.М. Достоевского, посетили места памяти писателя. Вместе мы отправились сначала в Москву — туда, где прежде находилось ликвидированное 82 года назад Лазаревское кладбище, затем в московский Музей-квартиру Ф. М. Достоевского, где в подвале хранится надгробный памятник, установленный когда-то на могиле Марии Федоровны, а затем уж в Зарайск и далее — в Даровое, к погосту у храма Сошествия Святого Духа (построен в 1763 году) в селе Моногарове, на котором был похоронен супруг Марии Федоровны, отец писателя Михаил Андреевич.

У московского Свято-Духовского храма с XVIII века и до 30-х годов века ХХ-го существовало кладбище, большая часть которого в советское время была преобразована в зону отдыха (ныне — парк «Фестивальный»). Туда мы отправились прежде всего. У женщины, продающей церковную утварь, спросили, как нам пройти на закрытый земельный участок при храме и может ли кто-то нам показать, хотя бы приблизительно, место, где находилась могила Марии Федоровны.

Вскоре к нам вышла сестра Анна и проводила в небольшой двор за храмом. Она пояснила, что при храме существует сестричество во имя святого Игнатия Ставропольского, сестры которого заботятся о его территории. «Конечно, пройдите, посмотрите… Но мы знаем только примерное место могилы. Здесь уже много лет ничего нет», — объяснила Анна и припомнила, как одна из сестер рассказывала, что зимой здесь был человек, который тоже пытался определить местоположение могилы. «Спрашивал, мерил шагами сугробы да так и уехал, не назвавшись», — пожала она плечами.

В непосредственной близости к храму, за алтарной его частью, восстановлены условно только две могилы.

Старания хранителей, бесчинства вандалов

Без малого полтора десятилетия усадьба Достоевских Даровое и прилегающие к ней мемориальные окрестности в Подмосковье находятся под добровольной опекой исследователей из Коломны — профессора Владимира Викторовича и его соратников, в основном преподавателей и студентов Государственного социально-гуманитарного университета. Общими усилиями они приводят в порядок территорию усадьбы (в самое последнее время с трудом, но налаживается плодотворный контакт с музеем «Зарайский Кремль»), занимаются изучением ее истории, инициируют археологические работы в Даровом и Моногарове; лечат старовозрастные деревья в заповедной Липовой роще, которой 300 лет; проводят ландшафтные исследования, конференции, выпускают научные сборники. 13 лет при усадьбе работает летний волонтерский лагерь.

В 2011 году было создано Некоммерческое партнерство «Заповедное Даровое», в которое вошли исследователи-достоеведы, ГСГУ, Музей Ф. М. Достоевского в Петербурге, потомки писателя. Для реализации научных и культурно-просветительских проектов привлекаются благотворители, партнерские организации. В 2013 году «Заповедное Даровое» стало победителем Международного грантового конкурса «Православная инициатива», проводимого под патронатом Патриарха Кирилла. Проект «„Животворящая святыня“. Место памяти родителей Достоевского» позволил активизировать приходскую жизнь Моногаровского храма.

Но от вандалов вольных и невольных спасения пока что нет. Несколько лет назад их жертвой стала старинная липа на «кургане», где семейство Достоевских устраивало чаепития. В июне этого года во время сенокоса в усадебном саду пала яблоня — подарок Даровому от музея Диккенса, любимого писателя Достоевского. Старания многих людей и организаций, благодаря которым стал возможен этот «дар Даровому», были одним махом «скошены» равнодушным распоряжением нынешних новых хозяев Дарового, которое носит весьма странный «титул» сектора музея «Зарайский Кремль».

Оставшихся в живых ценностей, с точки зрения историков, может быть мало. И очень много — со справедливой позиции тех, кто старается это немногое сохранить. Приусадебные просторы, Липовая роща — пристанище детских игр; Лоск, «воскресивший» Достоевского на каторге; Федина роща, а в ней овраг - место мечтаний будущего писателя; Маменькин пруд, замшелые могильные плиты Нечаевского погоста; многострадальный храм в Моногарове, которому все никак не подняться (деньги на реставрацию были отпущены, но подозрительно быстро кончились — увы, нередкая ныне история)… А на местном кладбище — могилы одной из племянниц Достоевского, последней хозяйки Дарового — Марии Александровны Ивановой и ее верной экономки.

Продолжается распродажа окрестных земель. В непосредственной близости от усадебного флигеля уже выстроен вызывающе неуместный дом, разрушающий историческое пространство, связанное с Достоевскими.

Заглянули мы и в соседнюю деревушку Черемошню (название ее писатель упоминает в романе «Братья Карамазовы») — крохотную, с разбитой дорогой. Обитатели пожаловались: в распутицу местным бабушкам до больших дорог не добраться, и кому-то из начальства даже взбрело в голову снять дорожный указатель: как будто деревни нет. Выяснилось: люди в курсе, что их деревня не простая — с историей, причастной к жизни и творчеству великого Достоевского.

Люди придут на моногаровский погост

Пострадала от времени, но устояла Свято-Духовская церковь в Моногарове. Сложные восстановительные работы приостановлены, но это не отменяет значимости храма для скромного числа прихожан. Служит здесь отец Григорий Решетов лишь по большим праздникам. На столиках перед алтарем, где в советское время был магазин, иконы в самодельных окладах. Территория при храме ухожена — стараниями волонтеров и неравнодушных местных жителей, а на старинном погосте — памятники помещикам: Хотяинцевым, Костюрину, Мельгунову… Все соседи Достоевских.

Мария Федоровна и не думала о скорбном изменении «знака судьбы» после смерти. В самых странных снах не могла предвидеть она будущих неоднократных похорон. Куда же — теперь у нее не спросишь. Но учитывая, что от Лазаревского кладбища в Москве ничего не осталось, а церковный моногаровский погост восстанавливается волонтерами в его полном объеме, может, все-таки в Моногарово?

В Подмосковье к Достоевскому едут многие (и посещение храма — обязательная часть экскурсий в Даровое), да и здесь на погосте похоронен супруг Марии Федоровны; окрестные нивы и леса дышат воспоминаниями о ней и родных для нее людях, а сам Федор Михайлович признавался: «Это маленькое и незамечательное место оставило во мне самое глубокое и сильное впечатление на всю потом жизнь».

Евгения Дылева