Дом рябушинского часы работы. Особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской

В маленьком деревянном доме послепожарной постройки 20-х годов XIX века, когда-то располагался знаменитый на всю Москву частный «Музей личного вкуса», а сегодня – научно-экспозиционный отдел Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля. Деревянный дом с мезонином на каменном цоколе был построен в 1822 году для коллежской ассесорши Елизаветы Сонцевой. Особняк не раз менял своих хозяев: в разное время им владели архитектор Александр Мартынов, основатель знаменитой богадельни Иван Барыков. В конце позапрошлого века дом с мезонином принадлежал представителям большой купеческой фамилии братьям Дмитрию Петровичу и Петру Петровичу Боткиным. Музейную историю особняка можно вести с 1889 года, когда дочь миллионера-чаеторговца Надежда Петровна Боткина выходит замуж за художника-пейзажиста, друга Павла Михайловича Третьякова, коллекционера Илью Семеновича Остроухова. В качестве приданного Петр Петрович Боткин передает зятю дом в Трубниковском переулке, который тот в свою очередь превращает в знаменитый домашний музей. В собрании Остроухова – картины Левитана и Серова, Врубеля и Репина, Матисса и Дега, Ренуара и Мане. Отдельного упоминания заслуживает огромная коллекция русских икон. «Музей личного вкуса» – так Илья Семенович сам называет своей собрание.

После революции, в 1818 году, «Музей личного вкуса» национализировали, а бывшего владельца коллекции назначили ее пожизненным хранителем. На протяжении 11 лет, вплоть до смерти Ильи Семеновича, особняк носил название «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова», став отделом Государственной Третьяковской галереи. Не прошло и месяца после похорон Ильи Семеновича, как «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова» был ликвидирован, а коллекция поделена между крупными галереями.

В 1979 году особняк в Трубниковском переулке было решено передать Государственному музей истории российской литературы имени В. И. Даля. Реставраторы постарались восстановить здание в том виде, в каком оно существовало в конце XIX века. Во время ремонта были сохранены планировка и элементы декора. 1984 года по 1992 здесь располагалась экспозиция, посвященная истории отечественной литературы XX века. А в 2014 году музей получил очередное название – научно-экспозиционный отдел «Дом И. С. Остроухова в Трубниках». Здесь проходят крупные, в том числе международные, историко-литературные выставочные проекты. Проводятся творческие вечера современных писателей, музыкальные концерты, занятия для детей, лекции и дискуссии, а также научные конференции, посвященные истории литературы и современному литературному процессу. А на первом этаже особняка расположен музейный книжный магазин «Остроухов» с прекрасным выбором литература гуманитарной направленности.


Путеводитель по архитектурным стилям

Архитектор намеренно сделал разными все четыре фасада здания. При этом дом богато украшен декоративными элементами с преобладающим мотивом спирали.

Войдя внутрь, можно увидеть «текучие» перила лестницы-волны, на гребне которой вынесло светильник-медузу. А еще в особняке Рябушинского был первый в городе кондиционер и лифт, а на третьем этаже располагалась старообрядческая молельня.

После 1917 года Рябушинский эмигрировал, и дом отдали под конторы, в числе которых был Госиздат. А в 1931 в Москву вернулся Максим Горький, и ему отдали отремонтированный особняк.

Дом этот был Горькому знаком: еще до революции он много раз проходил мимо, когда жил у книгоиздателя Скирмунта. Всякий раз он морщился и приговаривал: «Какой нелепый дом».

Сразу после въезда писатель велел убрать камин с барельефом женщины-бабочки, а свою комнату назвал «спальней балерины». Здесь ему предстояло жить до самой смерти. Пять лет Горький провел в особняке Рябушинского как пленник под пристальным вниманием агентов ОГПУ. Даже главный чекист страны Генрих Ягода навещал писателя. А государству семья Горького обходилась примерно в 130 000 рублей в месяц - в 433 раза больше оклада квалифицированного врача. И по слухам, здесь Горького отравили, когда он стал неугоден советской власти.

В 1965 году в этом доме открылся музей Максима Горького. Экспозиция рассказывает о его семье и друзьях, быте и творчестве. Сохранилась даже уникальная библиотека писателя в 12 000 томов.

Говорят, что... ...Степан Рябушинский долго рассматривал каждую деталь законченного особняка, а потом восторженно произнес: «А ведь любопытно получилось. Полагаю, в Европе ничего подобного не видывали» .
...один купец убил жену, приревновав ее к Рябушинскому. На суде Степан Павлович сказал, что дама приезжала в его дом из интереса: посмотреть картины, коллекцию фарфора и сам дом. Судья не поленился и лично проверил, могла ли юная дама приехать в гости к молодому мужчине, чтобы осмотреть дом. Вывод был однозначен: могла.

Особняк Рябушинского на фотографиях разных лет:

С приходом весны и тепла Квартблог стал гораздо чаще и с большим удовольствием путешествовать по своему городу, как и большинство русских людей, не боящихся долгих и неторопливых прогулок. Наконец и я решилась осуществить свою давнюю мечту и записалась на экскурсию в одно из самых удивительных для меня и знаковых для всей Москвы мест – особняк Рябушинского, в котором в наши дни располагается музей-квартира М. Горького.

Особняк Рябушинского в Москве

Из всего множества творений архитектора Шехтеля этот особняк – едва ли не лучшее воплощение его неповторимого стиля, прозванного «русским модерном», потому что в своих проектах Федор Осипович зачастую следовал архитектурным традициям Древней Руси.

За два года, с 1900 до 1902, этот особняк с прилегающими постройками вырос на небольшом участке вдоль Малой Никитской улицы, а с 1903 до 1905 года целых три издательских фирмы уже выпускали большие тиражи открыток с его фотографиями.

Его форма, на первый взгляд похожая на куб, перекликается с формой стоящей напротив церкви Большого Вознесения. Вокруг особняка уже начал цвести садик, по нему разбросаны строения, предназначавшиеся для разных служащих семьи Рябушинских. Во флигеле для прислуги после революции жил А.Н.Толстой, сейчас там находится его квартира-музей.

Фасады особняка украшают оригинальные узоры оконных переплетов, сделанные по эскизам Шехтеля, и мозаика с гигантскими орхидеями, которая создана в петербургской мастерской Фролова также по эскизам архитектора (такой мотив преувеличения деталей часто встречается в его работах, например, клубники на здании Ярославского вокзала). Особенно красива эта мозаика в солнечные дни благодаря вставленным в нее кусочкам золотистой смальты. «Драгоценным мерцающим поясом, опоясывающим фасады особняка Рябушинского» назвал ее один из исследователей стиля модерн.


Мы попадаем в дом через вход, бывший когда-то черным, однако именно им обычно пользовались и Рябушинские, и семья Горького, и часто гостивший у писателя Сталин.

Степан Павлович Рябушинский – известный предприниматель, банкир, коллекционер и меценат – заказал Шехтелю строительство этого дома для себя, своей жены и сына, когда ему было 26 лет. Он был четвертым братом из восьми детей П.М.Рябушинского. Все братья много учились и работали, занимались наукой и благотворительностью. Вместе с братьями Степан вел дела унаследованной ими текстильной фабрики в селе Заворове, а вместе с братом Сергеем они создали первый в России автомобильный завод АМО.


Семья Рябушинских - Степан Павлович, Анна Александровна и маленький Борис

Буржуазный практицизм формировал и архитектурные концепции того времени. По-купечески экономный Рябушинский не был заинтересован в строительстве комнат, которые не будут использоваться постоянно, как, например, аристократические залы для балов. Центр дома – это большая лестница, ведущая на второй этаж, вокруг которой располагаются столовая, кабинет и остальные жилые комнаты. Проект этот оказался настолько рациональным, что по его подобию стали строить не только частные, но и многоквартирные дома.


О том, что при всей своей экономности русский предприниматель способен и на бездумные траты, говорит интересный факт, выведанный из сохранившейся книги расходов жены Рябушинского, на которую был записан этот дом. Анна Александровна скурпулезно и попунктно записывала в эту книгу каждую свою трату, включая чаевые официантам и расходы на извозчика, однако, если они выезжали за границу, в ее реестре появлялась одна суммарная запись, например, «Поездка в Париж – 5 тысяч» – забавная деталь, актуальная и для современной модели поведения в путешествиях.

Комнаты особняка – это результат огромных вложений и средств, и трудов. Дорогие породы камня и древесины украшены сложными и красивыми узорами, похожими на волны. Весь первый этаж связан с водной стихией. Находясь в гостиной, мы словно стоим на дне пруда, а на потолке мы можем увидеть большие георгины, смотрящиеся сверху в водную гладь. Заметьте, что в лепнине потолка отражается еще и рисунок оконного переплета.




Пол в парадной прихожей напоминает водную гладь, в которую брошен камень. Здесь же раньше стояли две красивые витражные ширмы, напоминающие крылья стрекозы. Их сейчас убрали в целях сохранности, но, по обещаниям экскурсовода, скоро вернут на место. А застекленный шкаф для одежды сохранился до нашего времени благодаря своим волшебным ручкам. Они не только хороши собой, но и защищали стеклянные двери, если кто-то из гостей решал на них опереться.


Украшающий эту прихожую витражный пейзаж очень важен для общей стилевой и философской концепции этого дома. Модерн, как известно, черпает вдохновение в природе и активно заимствует ее образы. Небезызвестно и то, что красавица-природа непостоянна и изменчива. В течение всего дня этот витраж меняет свой вид, изображая то вечерний, то дневной, то утренний, то ночной пейзаж в зависимости от освещения и угла зрения.


Отсюда мы попадаем в комнату, которая служила кабинетом и Рябушинскому, и Горькому. Общий ее мотив – это лавр – с античных времен символ успеха, славы и благополучия. Лавр здесь можно найти в деревянной отделке, на дверных ручках и на еще одном витраже. На первый взгляд он изображает горный пейзаж, а, приглядевшись, мы можем увидеть здесь голову бородатого мужчины, в размышлениях сидящего под лавровым деревом.


Кстати, дверные ручки в особняке, по мнению одного из исследователей стиля, составляют отдельную симфонию. В каждой комнате они так же оригинальны, как рисунок лепнины или паркета.


Модерновое архитектурное пространство – это всегда пространство, имеющее собственную философию. По задумке Шехтеля, шествие по этому дому – это путь возвышения души. Если первый этаж был подводным миром, то наверх из водных пучин нас сможет вынести невероятная лестница-волна, являющаяся центром холла и всего дома. Ее облик напоминает нам архитектуру Гауди. Кстати, Шехтель и Гауди были хорошо знакомы, не раз встречались и обменивались идеями. Гауди был почти на 20 лет старше и обладал несомненным авторитетом для Шехтеля, оба архитектора умерли в 1926 году.


Перила лестницы плавно переходят в скамейку. Впечатляющая лампа снизу похожа на гигантскую медузу, проплывающую над тобой, а сверху - на плывущую под водой черепаху.


Небезынтересный балкончик над лестницей похож на дракона или сову. Брови этого зверя образуют собой МХАТовскую чайку – символ, нарисованный Шехтелем для А.П.Чехова. Театральность, мистицизм и желание увести от реальности характерны для стиля модерн вообще, а Шехтелю удалось блестяще воплотить эти черты в архитектуре.


Противостояние добра и зла отображает и декор колонны на втором этаже возле лестницы: ее окольцовывает композиция из отвратительных саламандр и прекрасных чистых лилий.


Весь второй этаж когда-то занимала знаменитая коллекция икон С.П.Рябушинского. Его коллекция была самой большой в России, а, по словам искусствоведа Н.Пунина, снискала себе огромную славу «художественно-исторической ценностью входящих в нее икон». В этом же доме находилась реставрационная мастерская, где художники-реставраторы отец и сын Тюлины занимались восстановлением этих икон. Сейчас в комнате, где размещалась выставка икон, действует выставка, посвященная М.Горькому.


Рябушинские были старообрядцами. В мансарде их дома, куда можно попасть по черной лестнице, расположена молельня, она логически венчает этот символический мир. Старообрядцы были уравнены в правах с остальными верующими только в 1905 году, а до этого подвергались гонениям, сопровождающимися «запечатанием» культовых для них алтарей Рогожского кладбища. Поэтому молельня, построенная в 1904 году, была тайной. Вид ее максимально приближен к традиционным церквям, потому как в то время старообрядческие службы переместились в частные молельни богатых купцов. В основании купола четыре раза повторяется надпись на древнегреческом: «Истинные христианки восприимут святость за свои страдания в день страшного суда».


После революции и эмиграции Рябушинских дом попеременно принадлежал Наркомату по иностранным делам, Государственному изданию РСФСР, Государственному психоаналитическому институту с детским домом-лабораторией, детскому саду «Дошкольная коммуна при ВЦИКе» и «Всесозному обществу культурной связи с заграницей». В 1931 году вопреки своим желаниям сюда въехала семья Максима Горького. О том, как изменился дом при жизни здесь Горького и какие сюрпризы в его стенах приготовило писателю советское правительство, на следующей неделе.

Дайджест Квартблога

В этом доме Чуковский жил с февраля 1938 по октябрь 1969 г. Сказка Бибигон так и начинается:"Я живу на даче в Переделкине..." Сегодня Квартблог знакомит вас с домом-музеем Корнея Чуковского в Переделкино.

- «Квартблог» посмотрел на рабочее место символиста Валерия Брюсова и посмотрел на вещи со столетней историей.

Продолжение судьбы Шехтелевского особняка - теперь при жизни здесь Максима Горького. Квартблог расскажет о музее-квартире Горького в Москве.

Дабы не отставать от царских особ, Квартблог посетил Петровский путевой дворец архитектора М.Ф. Казакова на Ленинградском проспекте, где когда-то отдыхали после долгой дороги русские цари перед своей коронацией.

Квартблог привез из Санкт-Петербурга рассказ о музее-квартире А.А. Ахматовой. История, фото, описание.

Фотографии Юлии Евстафьевой и из архивов Музея-квартиры М.Горького

От Тверского бульвара мы свернули на Малую Никитскую улицу. Рассказ об истории этой улицы, и о ее достопримечательностях у нас еще впереди. Сегодня же, мы пойдем в Дом, в котором пересеклись судьбы трех великих людей России, - архитектора Ф. Шехтеля, предпринимателя, коллекционера и мецената С. Рябушинского и писателя М. Горького.

В начале ХХ века на углу двух московских улиц, среди невысоких деревянных и каменных домов старой Москвы, где по утрам струился аромат самоварного дымка, где на булыжной мостовой разгуливали куры с цыплятами и петухами, а в садах зрели плоды,
молодым московским архитектором Фёдором Шехтелем по заказу известного коллекционера икон Степана Павловича Рябушинского была выстроена в совершенно не знакомом тогдашней России стиле модерн роскошная, невиданная до сих пор городская усадьба с необыкновенным, изысканным домом-особняком, внутренним двором и службами, - прачечной, дворницкой, кладовой, гаражом и конюшней.

За лиственницей - особняк. Вход - небольшая калитка справа (прикрыта стоящим автомобилем). Рядом - ворота и трехэтажный дом с барельефом А. Толстого. Это - вход в бывший усадебный двор Рябушинских. О нем расскажу ниже.
1

Так случилось, что только пятнадцать лет усадьба служила хозяину: в 1917- м С. Рябушинский вынужден был покинуть Россию. Дальнейшая его судьба складывалась в Милане.

После революции усадьбу национализировали, особняк перешел во владение города. В нем поочередно размещались разные службы и организации. В одном из помещений, переоборудованных под квартиру, с 1941 по 1945 год жил Алексей Николаевич Толстой, а в настоящее время здесь располагается музей-квартира писателя.

В особняк Рябушинского в 1931 году по возвращению из Италии поселили М. Горького, где он провёл последние годы своей жизни.

Архитектор Ф. Шехтель, которого теперь по праву называют отцом русского модерна, после возведения особняка Рябушинского продолжал украшать Москву необыкновенно красивыми зданиями. Революцию он принял, но новая власть уже не нуждалась в услугах архитектора, работающего в стиле модерн, хотя и предоставила ему в городе высокие должности. Из собственного особняка он был выселен, и до конца своих дней, больной и нищий, скитался с семьей по съемным коммунальным квартирам...

Вот такая история. А теперь мы посмотрим архитектурную достопримечательность Шехтеля, бывшую усадьбу коллекционера Рябушинского, особняк, в котором последние дни жизни провел М. Горький.

Кстати, необычный особняк с уникальным интерьером вызывал противоречивые чувства у людей, проживавших в нем в разное время: им восхищался молодой Рябушинский и раздражался Горький, считая дом совершенно нелепым... Уникальные витражи, паркет из ценных пород дерева, живописные потолки, роскошные люстры и лепнина не соответствовали вкусам писателя из народа. О доме Горький не раз говорил «Величаво, грандиозно, улыбнуться не на что».

Сейчас, летом, полноценно осмотреть дом-особняк снаружи, практически, невозможно, т. к. он теряется в зелени разросшихся деревьев.

Фото получилось вот таким. Это - парадный вход со стороны Малой Никитской улицы. Но сейчас этот вход закрыт.
2

Обходим красивые решетки ограждений и сворачиваем на Спиридоновку, оставляя позади церковь, в которой венчались А. Пушкин и Н. Гончарова (позднее расскажу и покажу фото).

Кованая решетка ограды стиля модерн в виде ритмично бегущих спиралей выполнена по чертежам Шехтеля...
3

Фрагмент верхней части особняка со стороны Спиридоновки.
4

В основание дома-особняка архитектором Ф. Шехтелем положен кубический объем с асимметричными выступами стен. Казалось бы - полная ассиметрия и дисгармония. Но, к основному объему примыкают разные по размеру и конфигурации крылечки и балкончики, арки и карнизы, и, все вместе, они уравновешивают асимметрию и создают полную гармонию. Каждая плоскость дома своеобразна, индивидуальна и неповторима, и является одним из четырех равноценных фасадов.

Дом богато украшен декоративными элементами, в которых преобладает мотив спирали.
Одним из главных украшений наружной поверхности сооружения является проходящий по периметру его верхней части широкий мозаичный фриз с изображением орхидей и ирисов.
Дом облицован светлым глазурованным кирпичом. На плоскостях фасадов выделяются переплёты криволинейных окон. Каждое окно в доме - индивидуально по форме, размеру и окантовочному замысловатому плетению, которое сочетается с рисунком решеток ограды, и балконов.

В особняке Рябушинского на Малой Никитской был установлен первый в городе кондиционер и лифт, а на третьем этаже, в тайне от посторонних, располагалась старообрядческая молельня. Молельня сохранилась, я ее покажу в конце рассказа.

Особняк был рассчитан на проживание одной семьи.

Так выглядит особняк в целом (фото из интернета.
5

Теперь посмотрим фрагменты.

Верхняя часть дома со двора. Окна в доме совершенно разные по форме и по расположению. С улицы сложно определить, сколько в доме этажей.
6

Обратите внимание на цветовую гамму. Ее создает широкий мозаичный орнамент с изображением нежных розовых, лиловых, сиреневых и голубых тонов орхидей и ирисов на голубом фоне, и пастельные тона глазурованной облицовки стен и окраски карнизов.
7

Разноцветные кусочки смальты переливаются на солнце, оживают...
8

Оригинальны переплеты рам. Прутья переплетов воспроизводят деревья и их переплетающиеся ветки.
9

Облицовка Дома выполнена светлым глазурованным кирпичом. Украшением является балкончик с аркой, решеткой и небольшим карнизом-полочкой. Карниз-полочка не только оттеняет орнамент, но и демонстрирует свойства новых материалов, примененных при его строительстве - металл и бетон.
10

Во дворе особняка, теперь уже отгороженного забором, расположена бывшая усадебная постройка - двухэтажный кирпичный дом. В свое время в этом доме проживала прислуга Рябушинских. В одном из помещений, переоборудованном под квартиру, с 1941 по 1945 год жил Алексей Николаевич Толстой, а в настоящее время здесь располагается его музей-квартира. Барельеф с изображением писателя установлен на фасаде впереди стоящего дома.
11

Фрагмент кабинета А. Толстого.
12

Коридор. Вид со второго этажа.
13

Конюшни и другие подсобные помещения.
14

В мае 1965 года стараниями невестки писателя Надежды Алексеевны в усадебном доме Рябушинских был открыт мемориальный музей Горького. Сына его, Максима Алексеевича, уже не было в живых, внучки Марфа и Дарья уехали, а Надежда Алексеевна, как и раньше, продолжала жить на втором этаже, стараясь всё сохранить в доме так, как было при Алексее Максимовиче.

Входим в открытую калитку... По обе стороны от дорожки - лилии... Много лилий...
15

16

Переступаем порог "черного хода". Дежурный администратор объясняет, что к чему: музейные тапочки... вход бесплатный... фотосъемка - 100 рублей. И вот ОН, особняк, квартира-музей!

Дверь парадного входа с Большой Никитской. Сам вход с улицы, как я уже говорила, закрыт.

17

Слева от входа - вешалка, выполненная по чертежам Ф. Шехтеля, с личными вещами М. Горького.
18

Мозаичный пол.
19

Большое зеркало и наддверный витраж.

20

По рисункам Шехтеля художником Виноградовым для Дома было создано девять витражей, которые выполняют не только декоративную роль, но и создают иллюзию окон, увеличивая ограниченное внутреннее пространство.
21

Жемчужинкой внутренней части дома является парадная Лестница-волна, расположенная в центре здания, в холле, высотой 12 метров.

«Текучие» перила лестницы напоминают движение морских стихий и изображают взметнувшуюся морскую волну, на гребень которой вынесло «медузу» - светильник в виде медузы..

Лестница выполнена из эстонского вазелемского мрамора с разными оттенками зеленого и серого.
22

23

24

На вершине лестницы установлена колонна, капитель которой представляет собой неразрывное сплетение лилий и ящериц. Это Добро и Зло, неотделимые друг от друга, без которых невозможно существование этого мира

25

26

27

Лестница выполнена в виде спирали. Ее линии, как бы, бегут, скользят, изгибаются...
28

Образы волны, стихии, моря отражали неспокойное состояние общественной жизни России начала XX века.
29

30

31

32

Дневной свет, проходя через голубовато-синие витражи, усиливают ощущение фантастического мира, созданного Шехтелем.
33

Окно.
34

Светильник.
35

Продолжение следует.

Начало см.
Тверской бульвар.

Не у каждого исторического здания судьба складывается столь необычно. Построенный в начале ХХ века отцом русского модерна Фёдором Шехтелем по заказу миллионера Степана Павловича Рябушинского, он стал пристанищем, где Горький провёл последние годы своей жизни.

«Мы многое не замечаем, как не замечаем кислорода , которым дышим», — записал как-то Шехтель в своём дневнике. В суете большого города мы не видим удивительных вещей, которые находятся совсем рядом. Однажды во время прогулки по Малой Никитской я обратила внимание на необычный особняк. При ближайшем рассмотрении он оказался абсолютно ассиметричным: фасады, выполненные в оригинальный отделке, великолепные фризы из орхидей , витражи и окна разных форм и размеров, да ещё и на разных уровнях!

Как выяснилось, у этого дома непростая судьба, связанная с жизнью великого архитектора, миллионера-старообрядца и пролетарского писателя. Сейчас в этом здании находится мемориальный дом-музей Горького.

Миллионщик из народа

Степан Павлович Рябушинский (1874–1942) был представителем знаменитой в дореволюционной России династии промышленников и банкиров. Основы будущего процветания семейства Рябушинских заложил ещё его дед по отцовской линии — Михаил Яковлевич (1787–1858) , прибывший в Москву из Калужской губернии торговать тканями в Гостином дворе . Истовый старообрядец, «хозяйственный мужик», близкий рабочему люду, переживший разорение и нашествие Наполеона, он всё же смог упорным трудом накопить денег и приобрести несколько мануфактур, на которых он сам часто работал мастером. Своим наследникам он оставил капитал в два миллиона рублей — неслыханные по тем временам деньги!

Старший его сын Иван, женившись против воли родителей, был отлучён от дома и от семейного дела. А вот младшие сыновья Павел и Василий оказались весьма предприимчивыми, при них семейные доходы росли и крепли. В 1882 году Рябушинские получили право изображать на своих товарах государственный герб — знак высокого качества изделий . Павел Михайлович принимал активнейшее участие в жизни своего сословия: избирался в члены московской Думы, коммерческого суда и был выборным Московского Биржевого общества. Большое внимание в семье уделялось и благотворительной деятельности: во время голода 1891 года Рябушинские построили на свои деньги ночлежный дом и бесплатную народную столовую, которая могла принять до тысячи человек в день.

По последней моде

Летом 1900 года на Малой Никитской началось строительство роскошного особняка для Степана Павловича Рябушинского — одного из представителей третьего поколения династии. Малая Никитская в те годы выглядела весьма провинциально: невысокие деревянные или каменные дома, куры, гуляющие по булыжной мостовой, аромат самоварного дымка. Чтобы разместить здесь городскую усадьбу с изысканным домом, внутренним двором и службами — прачечной, дворницкой, кладовой, гаражом и конюшней — требовался опытный архитектор, способный мыслить неординарно. Заказ на строительство получил Фёдор Осипович Шехтель (1859–1926), работы которого особенно нравились Степану Павловичу.

Потрясающий фантазёр и большой экспериментатор, Шехтель был самым ярким и плодовитым мастером стиля модерн в России. Московские знаменитости с удовольствием давали ему заказы, а построенные им здания во многом определили внешний вид старой Москвы. В начале ХХ века главным заказчиком профессиональных мастеров было русское купечество, пришедшее на смену обедневшему дворянству. Промышленники и банкиры стремились показать себя не только хозяевами жизни, но и высокообразованными людьми, шагающими в ногу со временем. Модерн пришёлся ко двору.

Уже к 1902 году работы по строительству были завершены, и роскошный особняк сразу же стал достопримечательностью. Три издательские фирмы — М. Кампель, П. фон Гиргенсон и Шерар, Набгольц и К° — в 1903–1905 годах издавали открытки с изображением усадьбы Рябушинских.

Главной изюминкой дома стала парадная лестница холла, выполненная в форме волны. Каскад мраморных волн, выкидывающий высоко вверх люстру-медузу, зеленоватые стены, имитирующие морскую стихию, приглушённое освещение, ручки дверей в форме морского конька создают картину подводного мира. Шехтель продолжил эту игру и в оформлении остальных комнат — растительные мотивы, морская тематика, причудливые улитки и бабочки , замаскированные в деталях интерьера, — в этом доме кипит особенная жизнь.

Тайны дома на Никитской

Есть в особняке и свои секреты — тайная старообрядческая молельня, расположенная в мансарде северо-западной части дома; с улицы её не разглядеть. Стены и купол в молельне покрывает уникальная абстрактная храмовая роспись — небольшая комната максимально стилизована под древнюю церковь. Чтобы пройти в тайную комнату, нужно было подняться на второй этаж, пройти по узкой галерее и — вверх по чёрной лестнице. Посторонние и не догадывались, что в доме есть такое помещение.

Рябушинские были глубоко религиозными людьми, вера в Бога и стремление к нравственному совершенству передавались в этой семье из поколения в поколение как высшая ценность. И даже в тяжёлые времена, когда по указу Николая I, боровшегося с «раскольниками», старообрядцев не принимали в купеческую гильдию, а их детям грозила 25-летняя рекрутчина, Рябушинские были непреклонны, в то время как многие купеческие семьи не выдержали давления и вышли из «раскола». Полное уравнение в правах с официальной церковью старообрядцы получили только в 1905 году после манифеста Николая II о веротерпимости. Поэтому и молельня в доме Степана Павловича была тайной.

Степан Павлович Рябушинский вошёл в историю не только как предприниматель и меценат, но и как учёный и коллекционер, собиравший иконы . Одним из первых он начал реставрировать иконы и доказал их художественно-историческую значимость. Рябушинский даже собирался открыть в своём особняке музей иконы. Вероятно, для этой цели предназначались комнаты на втором этаже, стены которых были обтянуты кожей.

Дворцов для Горького не строить!

Вихрь Октябрьской революции искалечил судьбы не одной семьи. Рябушинские, процветающие и успешные, после 1917 года стали символом отечественной буржуазии и синонимом антинародной сущности российского предпринимательства. Вынужденная эмиграция стала для них единственным спасением от нападок и обвинений нового режима.

Трагически сложилась и судьба Шехтеля. Фёдор Осипович остался в России и отказывался от весьма заманчивых предложений, поступавших от иностранных заказчиков. Он искренне пытался найти своё место в новой, чуждой ему стране социализма. Семью Шехтеля выселили из особняка на Большой Садовой, и великий архитектор, стоявший у истоков русского модерна, строивший для Морозовых, Рябушинских, Смирновых, до конца своих дней скитался по съёмным коммуналкам и умер больным и нищим. Сегодня по его проектам изучают историю архитектуры, а на небосклоне есть малая планета, названная в его честь.

После 1917 года особняк Рябушинских перешёл во владения города и принадлежал попеременно Наркомату по иностранным делам, Государственному издательству, психоаналитическому институту, детскому саду. За эти годы были утрачены мебель и осветительные приборы, выполненные по эскизам Шехтеля, разрушена вентиляционная система и разобран уникальный камин из каррарского мрамора, находившийся в столовой.

Но в 1931 году у особняка появился новый хозяин — Максим Горький (1868–1936). Ещё до возвращения из Италии до писателя стали доходить слухи, что «для Горького готовят то ли дворец, то ли Храм Христа на берегу Москвы-реки», и он писал в Россию гневные письма с требованием: «Вопрос о вселении моём во дворцы не решать до моего приезда!».

Уникальные витражи, паркет из ценных пород дерева, живописные потолки, роскошные люстры, лепнина — дом на Малой Никитской не соответствовал вкусам писателя из народа. Горький не раз говорил о нём: «Величаво, грандиозно, улыбнуться не на что».

Что интересно, Степана Павловича, первого хозяина особняка, Горький не знал. А вот с его братом Николаем Павловичем, издателем и редактором журнала «Золотое Руно», познакомился в 1911 году на Капри. А в 1918 году Горький хлопотал об освобождении из ЧК младшего брата Рябушинских — Дмитрия Павловича , учёного с мировым именем, основавшего на собственные средства в подмосковном Кучине первый в Европе и второй в мире Аэродинамический институт (преобразованный затем в ЦАГИ).

Пристанище пролетарского писателя

Горький прожил в доме на Никитской всю оставшуюся жизнь, до 1936 года. Поселился на первом этаже — подниматься по двенадцатиметровой лестнице больному писателя было сложно. А наверху устроилась его семья — сын Максим Алексеевич с женой Надеждой Алексеевной и внучки Марфа и Дарья.

При Горьком особняк стал центром культурной и литературной жизни Москвы, здесь за столом у самовара собирались известные люди, завязывались исторические знакомства и велись горячие споры о судьбе литературы в это непростое время. И именно в этот дом к Горькому приезжал Ромен Ролан. Именно в этом доме Сталин назвал писателей «инженерами человеческих душ» .

Конечно, со времён Рябушинских убранство дома сильно изменилось. Мебель была достаточно простой, без изысков. В помещении бывшей молельни невестка Горького устроила мастерскую живописи.

Вкусы самого Горького отражает, разве что, кабинет писателя. Рабочий стол, большой, выше обычного и без ящиков, был сделан по просьбе Горького — за таким столом он привык работать. Книги, блокноты с заметками, остро заточенные цветные карандаши, которыми писатель правил тексты, свои и чужие, всё аккуратно лежит на столе в ожидании хозяина.

Вдоль стен — шкафы, где разместилась внушительных размеров коллекция — Горький собирал резные работы из кости мастеров XVIII–XX веков. Напротив рабочего стола — две картины: копия с «Мадонны Литта» Леонардо да Винчи и панорама Неаполитанского залива. На подоконнике — ящик с садовыми инструментами. В редкие свободные минуты Горький очень любил копаться в саду, разбивая дорожки и клумбы.

Одним словом, кабинет на Малой Никитской был точно таким же, как кабинеты писателя в Сорренто , в Крыму и на подмосковной даче. Самуил Маршак даже шутил по этому поводу, что Горький всюду возит свою рабочую комнату с собой.


В доме-музее все предметы находятся на своих местах. Фото автора

В мае 1965 года стараниями невестки писателя Надежды Алексеевны здесь был открыт мемориальный музей Горького. Сына его, Максима Алексеевича, уже не было в живых, внучки Марфа и Дарья уехали, а Надежда Алексеевна продолжала жить на втором этаже, стараясь всё сохранить в доме так, как было при Горьком.

Сегодня здесь часто бывают гости. Заинтригованные роскошным внешним видом особняка, случайные посетители ещё больше изумляются уникальному интерьеру, тому, что осталось от былой роскоши. Неспешно перемещаются из комнаты в комнату, разглядывая витражи, занятные ручки дверей, причудливые рисунки паркета или изучая книги из последней библиотеки Горького и портреты членов его семьи.

В этот дом хочется вернуться снова и снова, чтобы в очередной раз попытаться разгадать таинственное очарование особняка, столь причудливо соединившего судьбы величайших людей эпохи.

Новости партнёров