Дом пашкова кто такой пашков. С именем Баженова связывают становление архитектурного стиля русского классицизма

У Москвы много символических, загадочных мест и неразгаданных тайн. Исторические здания, построенные в давние времена, по-прежнему влияют на городскую среду гораздо больше, чем новостройки центра столицы. Одним из зданий, вокруг которого всегда будут роиться слухи и о котором будут слагать легенды, - это дом Пашкова.

Пашковы

Не существует достоверных сведений о том, кто был архитектором особняка на Ваганьковском холме. Косвенные сведения указывают, что архитектура и замысел - дело гения В. И. Баженова. Дом Пашкова был построен в 1786 году для Петра Егоровича Пашкова. Хозяин дома приходился сыном денщику царя Петра I. Егор Иванович Пашков был обласкан властью и разбогател после успешно проведенного дела против сибирского губернатора князя Гагарина, обвиненного в сепаратизме. Став членом Высшего суда и успешно разоблачая казнокрадов, он получал в вознаграждение за труды имения тех, над кем вершил правосудие.

Сын Петр, получив немалое наследство, быстро его приумножил, став винокуренным королем и откупщиком. Подобные занятия в среде знати не поощрялись, и Пашков стал не просто первым коммерсантом, но и первым изгоем такого масштаба в своем круге. Будучи человеком тщеславным, он решил пустить «пыль в глаза» и построить такой дом, который потряс бы всю столицу. Ему это удалось. Еще на этапе завершения работ особняк стал достопримечательностью Москвы, вокруг него роились слухи, позднее перешедшие в ранг легенд.

Описание

Участок, отведенный под строительство особняка, имеет сложную форму. Сам Пашков с большим трудом скупил землю на Ваганьковском холме, потеснив немало соседей. Широкая сторона надела выходит на улицу Моховую, где есть большой перепад высот по склону холма, такую же длину земельный участок имеет со стороны улицы Знаменской. Вдоль Никольской церкви земельный надел совершает сложный зигзаг. Самое узкое, клиновидное место пришлось на сторону Староваганьковского переулка.

Умелое использование сложной геометрии участка стало одной из изюминок дома Пашкова. Архитектор использовал склон холма в качестве пьедестала для особняка, обеспечив ему отличный обзор Кремля и гарантию от вероятного сползания к подножию возвышенности. Въезд, удобный для карет, был спроектирован с узкой стороны, где не было перепада высот и откуда открывается вид на парадное крыльцо и двор.

Решение было блестящим, но в таком расположении особняк оказался обращен задним двором к Кремлю. Несмотря на всю пышность убранства, фасад был совершенно глухим, парадные лестницы на Моховую были выстроены гораздо позже. Усадьбу ограждала высокая кованая ограда, от дома ее отделял регулярный парк с фонтанами и прудами, населенный диковинными птицами.

Архитектура

Дом Пашкова в Москве вызывал восхищение во всех слоях общества. В дни праздников и народных гуляний толпы граждан стекались к ажурной решетке сада, чтобы поглазеть на заморских птиц, красивый сад, украшенный фонтанами. Сейчас перед домом проложен тротуар, сад был упразднен - за счет его территории существенно расширилась проезжая часть дороги и тротуар.

Архитектура дома Пашкова - это яркий образец русского классицизма. Здание выстроено по трехчастному принципу, характерному для классической школы - над центральным корпусом возвышается бельведер, по бокам размещены симметричные флигели. Композиция объединяется портиком с колоннами и боковыми галереями. Единство структуры подчеркивается общими сюжетами декора. Сейчас здание имеет белый цвет, но по некоторым сохранившимся данным, будучи во владении Пашкова, особняк был оранжевым.

Фасад дома со стороны парадного входа выполнен в стиле загородной усадьбы и выглядит не столь помпезно, но не менее впечатляет. Гостей встречают кованые ворота в виде триумфальной арки. Ее верх венчают вытесанные из камня пышные гирлянды лавровых листьев, этот лейтмотив стал основным декором, украшающим особняк. Фронтальная композиция дома Пашкова, со стороны улицы Моховой, напоминает в своем построении стену Кремля, к которой обращена задним фасадом. Эти два объекта городской застройки строго параллельны и некогда обрамляли долину реки Неглинной.

Дом для просвещения

В войну 1812 года дом Пашкова подвергся разорению и пострадал от пожара, кровля и бельведер были полностью разрушены. В наполеоновском пожаре сгорел и семейный архив, в котором, предположительно, хранились чертежи и проекты архитектора Баженова. Восстановление заняло длительный период, только к концу 1830 годов был закончен ремонт. Вновь отстроенный бельведер существенно отличался от первоначального и нес на себе печать позднего периода классицизма. Архитектором восстановительных работ, предположительно, был Осип Бове.

В 1839 году дом Пашкова наследниками был продан городской казне в пользу Московского университета. Первоначально в нем разместился дворянский институт, немного позже помещения были переданы городской гимназии. С 1861 года особняк стал прибежищем для музея Румянцева. А в 1862 году в дополнение к музейным залам добавилась публичная Румянцевская библиотека, где также разместилось собрание книг Московского университета.

Открытие залов прошло с большими торжествами, императорская семья пожаловала городскому музею часть книг из своих личных библиотек, коллекцию декоративно-прикладного искусства, живописные полотна. С 1913 по 1915 год по проекту Л. Шевякова была проведена глобальная перестройка внутреннего пространства центрального корпуса особняка. Благодаря чему у библиотеки появился двухсветный читальный зал на 300 мест.

После революции

К началу 1917 года в фондах Румянцевской библиотеки и музея насчитывалось более миллиона единиц хранения. Большая часть коллекции книг формировалась за счет поступления одного экземпляра любого тиража выпускаемых книг в библиотечный фонд, такое обязательство было наложено на типографии с 1862 года.

После 1917 года музейные коллекции и экспонаты были переданы в Исторический музей, Третьяковскую галерею и другие фонды. В помещениях дома Пашкова было сконцентрировано одно из самых обширных собраний книг в мире. После революции фонды музея начали пополняться не только по обязательной схеме поступлений одного экземпляра, но и за счет проводимых властью конфискаций ценностей, в том числе книг.

В дальнейшем библиотека получала книги из коллекций репрессированных граждан и выезжающих за рубеж диссидентов. Часть этой литературы носила статус запрещенной, поэтому помещалась в закрытом фонде с выдачей только по особому разрешению. Построенный комплекс Государственной библиотеки включил в свой ансамбль и особняк Пашкова. Сад перед домом был упразднен в 1930 годах, когда стала расширяться проезжая часть улицы Моховой. В этот же период по проекту В. Долганова были построена терраса с балюстрадой и двумя лестницами, проведены работы по выравниванию склонов холма.

Современность

В 1924 году библиотека получила имя В. Ульянова, а годом позднее стала именоваться Государственной библиотекой СССР имени В. И. Ленина, сокращенно - ГБЛ. В доме Пашкова был организован отдел редких рукописей. Угроза разрушения явственно нависла над особняком в 1986 году. Строительство станции метрополитена «Боровицкая» привело к проседанию фундамента, что спровоцировало повреждение перекрытий на этажах. Дом Пашкова стал аварийным, первые попытки реставрации предприняли в 1988 году, но финансирование было остановлено.

В 90-е здание пребывало в заброшенном состоянии, было множество попыток приватизации уникального особняка для открытия в его стенах торговых площадок. К счастью, такие предложения отвергались. Но дом приходил в упадок, осыпалась лепнина, по стенам расползался грибок, кровля протекала в нескольких местах.

Реставрация

Ситуация изменилась в 2003 году. Необходимые для реставрации средства были получены, а команда профессионалов обладала необходимыми знаниями и опытом для проведения работ по восстановлению памятника архитектуры.

В 2007 году Пашков дом вновь распахнул свои двери для посетителей. Сейчас в здании открыты три библиотеки - нотно-музыкальная, картографическая и научно-исследовательская библиотека рукописей. В парадном зале расположен культурно-выставочный зал, где регулярно проводятся конференции, презентации, церемонии и вернисажи. Со вторника по воскресенье проводятся в доме Пашкова экскурсии, особняк хранит множество тайн, часть из них до сих пор не раскрыта.

Тайны Ваганьковского холма

Одной из самых распространенных легенд Ваганьковского холма гласит о якобы спрятанной в подземном укрытии библиотеке Ивана Грозного, что имеет под собой веские основания. Исследователи считают, что Ваганьковский холм пронизан подземными ходами и убежищами. Их строили задолго до появления дома Пашкова. Предназначались они для хранения казны в лихие времена, там же располагались пыточные во времена правления Ивана Грозного, некоторые ходы вели в Замоскворечье и к храму Христа Спасителя.

Устойчивы и слухи о том, что именно из этого холма открывается вход в легендарную подземную Москву. Поиски библиотеки Грозного результатов пока не принесли, объяснение этому тоже есть. Считается, что заклятье на нее наложила Софья Палеолог, и кара настигает каждого, кто приблизится к книжному кладу.

Неисследованные подземелья

Слухи и легенды имеют под собой реальные факты - в 30-е годы археолог Стеллецкий занимался исследованием Ваганьковского холма и обнаружил множественные пустоты - погреба, ходы, подвалы. По его мнению, эти подземные постройки были остатками Опричного двора. В одно из помещений ему удалось проникнуть и обнаружить ступени, но пройти дальше не получилось. На следующий день произошло обрушение свода древнего подземелья и ступеней. Дальнейшие раскопки были запрещены, а обнаруженные входы в спешке забетонировали.

В следующий раз на эти же таинственные постройки наткнулись метростроевцы. Строители вскрыли старинный ход, выложенный кирпичом, но археологов на объект не пустили. Вход был опечатан до лучших времен. Библиотека Ивана Грозного не дает покоя кладоискателям и научным работникам и сегодня. На сегодняшний день существует описание около 60 точек в России, где предположительно могут находиться легендарные манускрипты.

Тайны дома Пашкова

В 1980 годах на территории двора особняка Пашкова были проведены геофизические исследования, позволившие выявить уникальное сооружение - колодец, выложенный белым камнем. Диаметр колодца - 5 метров, предположительная глубина - до 15 метров, по внутренним стенам под воду уходят остатки винтовой лестницы. Вода из колодца не уходит, и сколько метров до его дна - пока неизвестно. Строятся различные предположения о его назначении - некоторые считают, что есть особый механизм, запуск которого осушает колодец и открывает подземные входы.

Авторы более прозаических версий склоняются к тому, что колодец является частью водонапорной башни, снабжавшей фонтаны дома Пашкова водой, а также использовавшийся для полива сада и огорода. Но есть одна загвоздка - указать время постройки сооружения невозможно, в имеющихся документах упоминаний о колодце нет, как нет на Русской земле аналогов такого сооружения. На данном этапе посетителям дают возможность спуститься на несколько ступеней внутрь колодца, привилегия доступна гостям, пришедшим в дом Пашкова с экскурсией. Работы по его изучению продолжаются, ожидается расчистка дна.

Есть еще одна библиотечная легенда. Сотрудники утверждают, что в залах обитает призрак, его можно попросить найти редкое издание, и он обязательно подскажет, где оно находится. Удивительный дом на Ваганьковском холме фигурировал и в литературе. Есть мнение, что именно в его залы и комнаты Булгаков поместил героев «Мастера и Маргариты», там состоялся ежегодный бал. В доме Пашкова экскурсантов познакомят с различными экспонатами, многие из них представляют интерес не меньший, чем сам дом и его тайны, мифы и легенды.

Полезная информация

Желающие узнать подробную историю, осмотреть внутренние помещения, оценить стиль дома Пашкова могут записаться на экскурсию. На нее приглашают несколько агентств и непосредственно администрация РГБ.

Адрес: улица Воздвиженка, 3/5, строение 1.

Стоимость экскурсионного посещения для взрослых - 800 рублей, для учеников школ - 600 рублей, а для пенсионеров - 400 рублей. Группы формируются по предварительной записи.

Дом Пашкова (Пашков дом) - одно из наиболее известных и красивых зданий Москвы, построенное в стиле классицизма.

Роскошный особняк на живописном Ваганьковском холме вблизи Кремля был построен в 1784-1786 годах по заказу Петра Пашкова - капитан-поручика лейб-гвардии Семёновского полка, сына денщика Петра I и, кроме того, богатого московского откупщика. Будучи чрезвычайно амбициозным и вздорным человеком, Пашков возжелал оставить о себе славную память, построив в прямом смысле "свой личный кремль" прямо напротив московского. Затея удалась: сразу после постройки Пашков дом стал видной достопримечательностью Москвы и с тех пор считается одним из самых красивых зданий города.

Автором проекта, предположительно, был архитектор Василий Баженов: письменных свидетельств об авторстве не сохранилось, но в здании, по мнению специалистов, читается баженовская архитектурная манера.

Продолжая линию подъёма Ваганьковского холма, дом Пашкова располагается на углу двух спускающихся улиц - Знаменки и Моховой - и главным фасадом обращён в сторону Боровицкой площади и Кремля. Расположение здания символично: выходит, что "личный кремль" Пашкова, построенный на Ваганьковском холме, противопоставлен Московскому Кремлю на Боровицком.

Здание состоит из центрального корпуса и двух боковых флигелей, при этом имеет П-образную форму, благодаря чему был достигнут уникальный эффект: фасад здания, выходящий на Моховую, имеет более протяжённый и дворцовый вид, а дворовый фасад выглядит более компактно, уютно и по-усадебному. С обеих сторон здание украшено колонными портиками, а наверху выстроен цилиндрический бельведер. Балюстрада кровли украшена вазами. Фасад здания украшают скульптуры и горельефы собачьих голов.

Перестройки и реконструкции здания

Хотя и сейчас Пашков дом остаётся одним из наиболее торжественных и пышных домов Москвы, есть основания полагать, что в прошлом он выглядел ещё более необычно.

Первоначально, как утверждают некоторые источники, здание было оранжевого цвета, а купол бельведера венчала статуя Минервы, которую сняли по личному распоряжению императора Павла.

После войны и пожара 1812 года здание сильно пострадало: был полностью уничтожен бельведер и утрачена скульптурная группа с гербом Пашковых; при его восстановлении под руководством Осипа Бове конструкция бельведера и боковых продольных галерей была изменена, благодаря чему здание приобрело более тяжёлый вид. К сожалению, скульптурная группа восстановлена не была.

В 1930-е годы была уничтожена ограда сада, подчёркивавшая стремление здания ввысь от холма, из-за чего его восприятие зрителем значительно изменилось. Чуть позже, в 1934 году, со стороны Моховой улицы к Дому Пашкова пристроили монументальную лестницу, спроектированную архитектором Виталием Долгановым, а на главном фасаде здания, где раньше размещался герб Пашкова, разместили серп и молот.

В 1980 году серп и молот с фасада всё-таки сняли.

Следующий этап в жизни дома Пашкова начался в 1986 году: из-за строительства станции метро "Боровицкая" фундамент здания просел, в перекрытиях появились трещины, и здание оказалось в аварийном состоянии. Реконструкция продолжалась вплоть до 2007 года.

Мифы и интересные факты

Помимо своего роскошного внешнего вида Дом Пашкова может похвастаться значительным количеством закрутившихся вокруг него мифов и городских легенд.

Мистические настроения вокруг здания особенно сильно подогрел Михаил Булгаков: в его романе "Мастер и Маргарита" Дом Пашкова стал местом встречи Воланда, Азазелло и Левия Матвея. С его крыши Воланд, скрытый от взглядов прохожих балюстрадой с гипсовыми вазами, рассматривал Москву перед тем, как покинуть её навсегда.

Тем не менее, и до становления одним из булгаковских мест здание привлекало мистификаторов: как говорят городские легенды, в глубинах Ваганьковского холма скрыты многочисленные подземелья - возможно, застенки времён Ивана Грозного. Говорят, будто бы под домом археологи обнаружили выложенный белым камнем колодец диаметром 8 метров, но полностью исследовать его и понять, куда он ведёт, учёные так и не смогли: стены колодца обвалились, и ввиду опасности обрушения здания работы были прекращены. По одной из версий, именно под Ваганьковским холмом может быть спрятана легендарная Либерея - библиотека Ивана Грозного.

Ещё одна легенда о доме Пашкова тоже носит "библиотечный" характер: в нём якобы обитает призрак библиофила Николая Рубакина. Призрак добрый: если, оказавшись в библиотеке, попросить его о помощи в поиске какой-либо редкой книги, он может помочь её найти.

Дом Пашкова сегодня

После смерти Пашкова его наследники не пожелали жить в роскошном особняке, и он долгое время стоял в запустении. В 1839 году государство выкупило его для Московского Университета, в 1843 году в здании разместился Московский дворянский институт, а в 1861 здесь организовали хранение коллекций и библиотеки Румянцевского музея.

В 1921 году Дом Пашкова окончательно "смирился" с библиотечной функцией: из него вывели музей, и в стенах здания зародилась знаменитая Ленинка - Публичная библиотека СССР имени В.И. Ленина, ныне - Российская государственная библиотека.

На сегодняшний день Дом Пашкова по-прежнему входит в комплекс зданий РГБ.

Дом Пашкова расположен на улице Воздвиженка, 3/5 строение 1. Добраться до него можно пешком от станции "Боровицкая" Серпуховско-Тимирязевской линии Московского метрополитена.

У каждой столицы есть уникальные узнаваемые достопримечательности, по которым мгновенно определяют, о каком городе идет речь. В главном городе России это Пашков дом. В Москве так называют увековеченное в мировой литературе Михаилом Афанасиевичем Булгаковым здание, с бельведера которого на закате солнца Воланд с Азазелло осматривали красавицу Москву и прощались с ней навсегда.

Кем был человек, давший имя архитектурному шедевру

«Не зря Булгаков Михаил своих героев разместил, ну нет, не в доме, а на крыше (Тогда в Москве он был всех выше...)». Одним из красивейших зданий назвал гениальный автор «Мастера и Маргариты» Пашков дом в Москве, построенный по заказу «первого русского водочного короля», Пашкова Петра Егоровича, амбициозного и вздорного (скандалил с соседями) человека.

Не каждый капитан-поручик (сейчас старший лейтенант), несший службу даже в элитной лейб-гвардии Семеновского полка, мог построить себе в утеху «свой личный кремль» прямо напротив Кремля Московского. Богатый откупщик хотел оставить по себе память, и ему это удалось - мало кто не знает Пашков дом в Москве. Многие, любуясь архитектурным шедевром, захотят узнать, кто был хозяином, кто автором и исполнителем проекта. Так и будет внук денщика Петра I славиться в веках как человек, внесший лепту в неповторимое очарование нашей столицы, раскинувшейся на семи холмах.

Один из городов, что на семи холмах

В мире есть больше десятка городов, расположенных на таком же количестве возвышенностей, в том числе Рим, Константинополь и Вашингтон. Названия московских холмов волнуют воображение - Воробьевы горы, Лефортовский холм, Заяузье. Ваганьковский холм, который венчает с 1784 года одна из самых ярких достопримечательностей Москвы, сейчас объединен с районом Пресни и называется «Три горы».

Самый центр столицы

Если посмотреть на карту Центрального административного округа, то можно увидеть, что несмотря на адрес (улица Воздвиженка, 3\5, строение 1), Пашков дом в Москве стоит на перекрестке Знаменки и Моховой. Главный выход ведет к Староваганьковскому переулку, а парадным фасадом здание развернуто к Моховой улице, а далее - к Бородинскому холму и Кремлю. «Пуп земли», да и только. Перед дворцом изначально был разбит не уступающий дому по красоте террасный парк с двумя каменными бассейнами, гротами, скульптурами, фонтанами, окруженный великолепной кованой оградой, фрагмент которой сохранился со стороны Знаменки до наших дней. Конечно же, на территории участка находилась принадлежащая Пашковым домовая церковь Святого Николая Угодника. Дворец на Ваганьковском холме был первым в Москве, да и в стране светским зданием, из окон которого были видны Ивановская и Соборная площади и Кремль. Рядом находится Каменный мост.

Гений архитектуры

Кто в те времена мог быть автором такого шедевра, как дом Пашкова в Василий Иванович Баженов (1738-1799), первый вице-президент Императорской Академии Художеств, человек, заслуги которого перед русским зодчеством переоценить невозможно. Достаточно назвать дворцовый ансамбль в Царицыно, который он строил 10 лет, и Пашков дом в Москве, чтобы понять масштаб этого гения классицизма.

Вершина творчества

Особенно хорош его московский шедевр. Замок-сказку, по словам специалистов, создал на Ваганьковском холме Баженов. Дом Пашкова в Москве восхищает всех знатоков архитектуры не только неповторимой красотой, но и «совершенным, идеальным соотношением всех частей в едином сооружении» Так писал тонкий знаток и ценитель зодчества И. Грабарь. И не один он считает, что академик архитектуры Василий Баженов создал красавец-дворец, устремленный ввысь, напоминающий монументальную скульптуру на пьедестале. Дом Пашкова в Москве, стиль которого - классицизм, стал в России символом этого направления. Расположенный к окружающим его улицам под углом, дом смотрится лучше на некотором расстоянии, например, с точки, находящейся в самом начале нечетной стороны Волхонки.

Лучшие ракурсы

Если смотреть на дом издали, можно проследить единое композиционное решение - столбы ограды продолжает лестница и колоны фасада, круговая терраса обвивает по верху изящный силуэт стен, над которыми высится колоннада бельведера. В кое-каких источниках сказано, что первоначальный цвет стен был оранжевым. Этот архитектурный шедевр довольно больших размеров производит впечатление воздушного, стремящегося ввысь замка.

Национальное достояние

Дом был настолько хорош, и представлял для Москвы такую ценность, что после пожара 1812 года, который не минул и Пашковский дворец, средства на его восстановление, несмотря на баснословное богатство хозяев, были выделены из государственной казны. Дворец был московским чудом - к его красоте добавлялись праздничные фейерверки и иллюминация, устраиваемые в честь частых приемов, даваемых хозяевами. Диковинные птицы, сидящие в дорогих клетках или гуляющие по парку, увеличивали сказочное впечатление, которое производил дом Пашкова в Москве. Фото в статье показывают дворец в различных ракурсах, и видно, как он хорош.

Из рук в руки

У последней хозяйки дома из рода Пашковых в 1839 году он был выкуплен государственной казной для университетских нужд. Но и в последующие времена красавец дом продолжал менять хозяев. Так, уже в 1843 году в нем уютно обосновался Университетский благородный пансион, который, в свою очередь, был преобразован в Московский дворянский институт, позднее в 1852 году - в городскую гимназию №4. В 1861 Пашков дом передается Румянцевскому музею.

Зарождение «Ленинки»

А в 1921 году, когда сюда поступило более 400 реквизированных личных библиотек, все другие отделы музея переводятся в иное здание. Оставшиеся книги становятся фондами знаменитой «Ленинки», которая, опять-таки, в свою очередь, стала Российской государственной библиотекой. Кто в Советской России не знал эту библиотеку? Слышали о ней даже те, кто понятия не имел о Пашковом доме. Слава этого книгохранилища была ничуть не меньше известности Пашкова дома в наши дни. Она была героиней многих художественных фильмов, о ней писали стихи - «…а с девятнадцатого века в дом въехала библиотека! Ну, та, что «Ленинкой» зовут, читателей всегда здесь ждут…».

Место, благоприятствующее рождению легенд

При смене стольких хозяев дом Пашкова в Москве, архитектура которого предусматривает очень много потайных и загадочных уголков, за годы существования оброс легендами. Не только дворец, но и весь Ваганьковский холм полон таинственных пустот, гротов, подземных пещер, и, самое главное, под Пашковым домом был обнаружен громадный, диаметром 8 метров, выложенный белым камнем, колодец. Куда он ведет, сказать невозможно, так как исследования не были доведены до конца из-за обвалившихся стен колодца и боязни обрушения фундамента здания. И совершенно естественно, что возникло предположение (его, высказал, например, археолог И. Я. Стеллецкий) о том, что именно здесь может храниться знаменитая Либерея - так называется Почему бы и нет, ведь существует около 60 предположительных мест хранения легендарной библиотеки, которая была приданым византийской принцессы Софьи Палеолог, ставшей женой Ивана III.

Не хуже, чем в английских замках

Нельзя не сказать еще об одной легенде дома Пашкова. Она симпатичная, но совсем уж невероятная - в овеянном мифами особняке живет призрак Рубакина Николая Александровича (1862-1946), автора рекомендательного указателя «Среди книг» и «Психология читателя и книги». Этот человек, книговед и библиограф, собрал две большие библиотеки (более 200 тысяч томов) и передал их в дар народу. Кому, как ни этому «книжному червю» (в лучшем смысле этого слова) не бродить по залам главного книжного хранилища страны! Поклонники этого человека и легенды утверждают, что если обратиться к нему с просьбой помочь в поисках нужной книги, он никогда не откажет.

После реставрации, окончившейся в 2009 года, в правом флигеле особняка находится хранилище древних рукописей, а в левом расположилась музыкальная библиотека.

Экскурсии к дому-легенде

Утверждают, что и вход в «подземную Москву», где хранилась государственная казна на случай пожаров, так часто опустошавших средневековую столицу, находился именно на Ваганьковском холме. Ну откуда еще Воланду было бросать прощальный взгляд на Москву? Уникален во всех отношениях дом Пашкова в Москве. Экскурсии по нему проливают свет на многие вопросы, интересующие туристов со всего мира, и дают им возможность полюбоваться самым красивым видом на Кремль. Экскурсии очень познавательны и проводятся ежедневно. Место сбора, как правило, находится напротив Кремля или у памятника Ф. Достоевскому, либо у выхода из метро «Библиотека им. Ленина». Экскурсии проводят профессионалы, направленностей несколько - от внутреннего устройства и убранства дворца до темы Воланда, то есть всего мистического, что связано с самым красивым и загадочным зданием Москвы - домом Пашкова.

"На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев. (...)
Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг."

Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита».

"Правильная" крыша нарисована в 1896 году Николаем Матвеевым на картине "Король Прусский Фридрих Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву за спасение его государства".

Картина нарисована на основе реальных событий: В 1818 г. Прусский король Фридрих Вильгельм III, отец супруги будущего императора Николая I, посетив Москву, пожелал увидеть панораму Первопрестольной столицы с крыши какого-нибудь высокого дома.

Проводили короля с двумя его сыновьями на бельведер Пашкова дома. Король посмотрел на погорелые дома и крыши, встал с сыновьями на колени, отдал три земных поклона Москве и со слезами несколько раз повторил: "Вот она — наша спасительница".

Пашков дом был построен в 1784—1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова, сына денщика Петра I, предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова.

На протяжении XX века высказывались различные точки зрения по вопросу его авторства, так как письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову — это устная традиция и архитектурная баженовская манера.

Говорят, что обидевшись на Екатерину Великую (она "зарубила" его Царицыно, а потом — отказалась строить монументальный Большой Кремлевский Дворец размером в 2/3 Кремля, хотя вся Кремлевская стена со стороны Москва-реки уже была разобрана) Баженов поставил дом "спиной" к Кремлю, а главный фасад оборотил в глухой переулок.

Кстати,изящная лестница со стороны Моховой построена в 1930-е, а до этого там был забор, через который зеваки могли наблюдать сад со всевозможными диковинками.

Внизу, на склоне холма, в то время был разбит сад с двумя каменными бассейнами и фонтанами. По саду гуляли редкие птицы: павлины, попугаи, китайские гуси. Некоторые из них находились в дорогих клетках.
В праздничные дни в саду зажигалась иллюминация, приводившая в восторг многочисленных зрителей, собиравшихся перед садом. Позднее.

Когда примыкавший к Пашкову дому участок Моховой улицы расширяли, прилегающая территория дома ограничилась одним склоном.

Благодаря такому расположению кажется, что дом "летит" — и когда смотришь на него, подняв голову, с Моховой и когда идешь к нему по узкому двору со стороны Староваганьковского переулка..

По отношению к Староваганьковсому переулку и Моховой улице, дом расположен под небольшим углом, поэтому — красивее он смотрится с отдаленных боковых точек.

В центральном корпусе располагались парадные комнаты, а во флигелях были устроены жилые и служебные помещения.

Если верить некоторым источникам, то вначале стены дома были выкрашены в оранжевый цвет.

Первым владельцем дома был — П. Е. Пашков, по фамилии которого особняк получил свое прозвище.

В начале XIX века здание находилось в запустении.

В 1839 году дом был приобретен у наследников Пашкова казной для Московского Университета. В 1843 году здесь разместился Московский дворянский институт, преобразованный из Университетского Благородного пансиона, позже институт был преобразован в 4-ю городскую гимназию (с 1852 года).

В 1861 году здание было передано для хранения коллекций и библиотеки Румянцевского музея.

В 1921 году, в связи с поступлением в музей после революции более четырёхсот личных библиотек, реквизированных властью, все отделы музея были выведены из Пашкова дома. В нём осталась только библиотека музея, переименованная и преобразованная в знаменитую Публичную библиотеку СССР им. В. И. Ленина, здание было отведено под отдел редких рукописей.

В настоящее время, Пашков дом входит в комплекс зданий библиотеки, но несколько десятилетий не использовался, так как там постоянно производился ремонт, который начался в 1988 году и закончился в 2007 году.

В данный момент, в правом флигеле Пашкова дома расположен отдел рукописей, в левом — нотно-музыкальный отдел, открывшиеся для читателей в апреле 2009 года.

Балкон вокруг бельведера виден только со стороны Кремля и то — если отойти достаточно далеко. Именно поэтому многие считают, что можно гулять по всей крыше, которую ограничивают только балюстрада с вазами

В 1815-1818 годах архитекторы О.И. Бове, И.Т. Таманский, С.И. Мельников, входившие в состав "Комиссии для строения Москвы" отстроили разрушенные части здания.

Интересно, что, несмотря на то, что здание находилось в частном владении, средства на его восстановление выделили из казны - такое важное значение Пашков дом играл для архитектурного облика Москвы.

После смерти Пашковых дом перешел к двоюродному брату хозяина - А.И. Пашкову, так как детей у супружеской четы не было. Последней из рода Пашковых, кто владел домом, была внучка А.И. Пашкова (Полтавцева по мужу).

В 1839 году дом Пашкова был выкуплен у Пашковой для Московского Университета.

Затем, здесь, поочередно, находились Дворянский институт и Московская 4-я гимназия, а в 1861 году Пашков дом передали Румянцевскому музею, и здесь начали работать два музея: Румянцевский и Публичный.

В соответствии с новым статусом, здание реконструировали и перепланировали несколько раз.

Так, к 1870 году здание значительно обветшало, и директор музея В.А. Дашков обратился с письмом к министру народного просвещения. В этом письме Дашков указывал, что выделенных министерством 7 226 рублей 50 копеек для ремонта музея недостаточно, и он будет вынужден обратиться за материальной помощью к купцу А. Захарову.

В результате, Захаров не только выделил недостающие средства, но и выстроил помещение канцелярии, а также квартиру для проживания смотрителя музея, и казарму для служащих, за что был награжден императором медалью "За усердие".

В 1914 году рядом с Пашковым домом архитектор Н.Л. Шевяков построил двусветный Ивановский зал. Это здание предназначалось специально для огромной картины А. Иванова "Явление Христа народу", подаренной музею императором Александром II.

Полководец Румянцев-Задунайский имел трех сыновей — Сергея, Михаила и Николая. Последний достиг важных государственных постов (канцлера, председателя Государственного совета), отличался высокой образованностью и стал основателем знаменитого "Румянцевского музея", открытого в 1831 г. в Петербурге, а в 1861 г. перевезенного в Москву, в дом Пашкова.

В 1921 году музейные отделы из здания вывели, оставив здесь лишь музейную библиотеку, известную сейчас как Публичная библиотека СССР им. В. И. Ленина.
Такое преобразование было вызвано тем, что в музей, после революции 1917 года, поступили собрания более, чем четырехсот личных библиотек, которые реквизировала у владельцев новая власть.

Долгое время старинные рукописи, хранившиеся в библиотеке, находились в разных помещениях.
В 1961 году, после реконструкции левого флигеля, к нему пристроили книгохранилище, а затем, эту часть здания передали отделу рукописей.

В разные годы над архитектурным обликом и интерьерами дома Пашкова работали такие архитекторы и художники как: Л.В. Даль, сын известного автора "Толкового живого великого русского языка" В.И. Даля, Н.Л. Шевяков, Марков, С.П. Лавров, Г.В. Мейендорф, А.В. Щусев, И.П. Машков, И.И. Рерберг, Е.В. Шервинский.

Особенно крупные изменения в облике здания произошли в 30-е годы XX-го столетия. Именно тогда снесли ограду, окружавшую сад.
Ограда была не столько ограничителем пространства, сколько частью общей композиции. Зритель начинал воспринимать архитектурный комплекс с подножия холма, ограниченного белыми колоннами ограды, устремляясь взглядом по склону, к колоннам портика.
Теперь же — холм со зданием перестали восприниматься, как единое целое.

В это же время — была построена и лестница со стороны Моховой улицы (архитектор М. Долганов), а на фасаде, вместо герба Пашкова, был установлен герб СССР.

Внутренние интерьеры здания изменялись настолько радикально, что от первоначального их вида практически ничего не сохранилось.

В 1980 году с главного фасада дома Пашкова убрали герб СССР - это произошло вовремя очередного текущего ремонта.

В 1986 году, когда поблизости строили станцию метро Боровицкую — фундамент дома просел, а перекрытия потрескались. Над зданием нависла угроза исчезновения. В таком состоянии Пашков дом простоял до 1988 года.

Затем, библиотечные отделы разместили в другие помещения, а дом закрыли на реконструкцию, которая продолжалась вплоть до 2007 года.

На выходе попался замечательный дом моего любимого Шехтеля: Доходный дом Л.В.Шамшиной на углу Знаменки и Староваганьковского переулка (1909)

Дом Пашкова - одно из красивейших зданий Москвы. Глаз легко воспринимает ясное деление строения на части: высокий центральный корпус, увенчанный бельведером, и два симметрично расположенных флигеля в виде небольших павильонов. Четко очерченный в пространстве блок центрального корпуса выделяется не только размерами его главенствующее значение подчеркнуто поднятым на высоту второго этажа четырехколонным коринфским портиком, над которым когда-то размещался герб владельцев усадьбы. Этот портик и является смысловым центром архитектурной композиции. Боковые флигели, украшенные изящными портиками ионического ордера, наклонными линиями своих фронтонов, как будто, указывают взгляду направление все на тот же композиционный центр. Все части здания покоряют гармонией форм и архитектурным единством.

Спроектировал и построил Дом Пашкова в 1784 — 1786 годах выдающийся архитектор Василий Иванович Баженов.

Величественный облик созданной усадьбы поразил московских жителей. Толпами стекались они полюбоваться на строгие и одновременно изящные формы колонн и пилястров, на украшенные львиными масками и гирляндами обрамления окон, на легкую ротонду бельведера. Много похвал вызывал и сад, разбитый на склоне холма, обращенном к реке Неглинной (в 20-х годах XIX века заключенной в подземный канал) и Кремлю. Сквозь кованую железную решетку с висячими гирляндами, отделяющую сад от Моховой улицы виднелись пруды, фонтаны и статуи, вдоль дорожек росли экзотические деревья и редкостные цветы.

Вход в усадьбу Дома Пашкова Баженов расположил со стороны переулка и отметил его оригинальными коваными воротами в форме триумфальной арки, которую И.Э.Грабарь назвал «сонетом гирлянде». Действительно, две гигантские гирлянды лавровых листьев, вытесанные из белого камня, были наложены прямо на арочный проем. Они стали лейтмотивом декоративного убранства всей усадьбы. Войдя в ворота, зритель сначала оказывался в расширяющемся проходе между двумя невысокими стенами. Еще несколько шагов, и прямо напротив главного входа в дом Пашкова открывался парадный двор. Здесь особенно ощутимо ступенчатое нарастание высот сооружений ансамбля: от невысокой ограды к симметрично стоящим по сторонам хозяйственным постройкам (слева бывшая конюшня, справа манеж), от них к крайним флигелям главного дома и далее, через одноэтажные соединительные галереи, к центральному корпусу, завершенному бельведером. Весь цельный и гармоничный архитектурный ансамбль легко охватывается глазом.

С именем Баженова связывают становление архитектурного стиля русского классицизма.

В то же время, зодчий хорошо знал и любил памятники старой Москвы, в результате чего, в его творчестве органично соединились достижения архитектуры Западной Европы с традициями древнерусского зодчества. Создавая городскую усадьбу для отставного поручика гвардии П.Е.Пашкова, Баженов воспроизвел в классических архитектурных формах композицию высоких хором с теремом и гульбищами, которые действительно располагались на этом месте и хорошо видны на панораме Москвы 1714 года. Возможно даже, что, в какой-то мере, архитектор использовал старые фундаменты и включил их в нижние части своей постройки.

Национальные истоки творчества Баженова сказались и в связях дома Пашкова с окружающими его памятниками древнерусского зодчества. На первый взгляд, здание совершенно самостоятельно и не связано с соседними постройками. Его фасад со стороны Моховой улицы, по существу своему не главный, а садовый, архитектор сумел наделить особыми качествами, поскольку именно этот фасад обращен к городу. Центральный корпус, соединительные галереи и боковые флигели вытянуты в одну линию, за пределы которой выступают только четырехколонные портики. Такую композицию называют фронтальной. Она не случайно напоминает композицию расположенной напротив западной стены Кремля, за пределы которой выступают лишь башни. Внутреннее родство двух памятников дополняется и тем, что фасад дома Пашкова строго параллелен кремлевской стене, и оба сооружения изначально создавали монументальное обрамление долины реки Неглинной (которая когда-то заметно расширялась здесь, перед тем как повернуть к Москве-реке).

В древнерусской архитектуре (в особенности, к концу XVII началу XVIII века) были распространены, так называемые, ярусные композиции — башнеобразные строения, составленные из отдельных уменьшающихся к верху частей. Такую форму имели многие колокольни, а также завершения крепостных башен. В Московском Кремле наиболее последовательно ярусный принцип использован в Боровицкой башне, напротив которой как раз и был выстроен центральный корпус дома Пашкова. В композиции баженовского творения также использован принцип ярусной композиции, только реализован он средствами классической архитектуры. Общий силуэт дома Пашкова ступенчатый. Высота зданий нарастает постепенно от одноэтажных галерей к центральному корпусу и затем, через основание круглой смотровой площадки, к бельведеру и его завершению. Также, своеобразный ряд ярусов образуют: цоколь главного портика, сам портик и расположенный над ним бельведер. Тот же принцип подчеркивают стоящие на уровне первого этажа колонны флигелей, поднятые на высоту второго этажа колонны центрального портика и находящиеся еще выше колонны бельведера. Также, первоначальное (лишь частично дошедшее до нашего времени) скульптурное убранство здания подчинялось схеме пространственной пирамиды. Не вызывает сомнения, что Баженов сознательно применял энергичные ритмы восходящих форм, стремясь к созданию гармоничного ансамбля с окружающими усадьбу сооружениями древней Москвы.

За свою более чем 200-летнюю историю дом Пашкова не раз менял владельцев, использовался по-разному.

Во время пожара Москвы 1812 года он сильно пострадал: выгорело все внутреннее убранство, оказались уничтоженными кровля и бельведер. Тогда же, сгорел семейный архив ПашковыхАпраксиных, с которым, очевидно, погибли проектные чертежи Баженова. Восстановление дома растянулось на долгие годы: еще в начале 1830-х годов дворец не был восстановлен. После ремонтных работ облик памятника несколько изменился. Вновь выстроенный бельведер (возможно, по проекту О.И.Бове) заметно меньше первоначального, который был окружен свободно стоящими колоннами с пышными коринфскими капителями, а его высокая кровля в форме балдахина служила постаментом для аллегорической скульптуры. В сочетании с гербом Пашковых он образовывал торжественное завершение силуэта дворца. Новый бельведер выглядел гораздо скромнее. Его невысокие ионические колонны, почти прижатые к стене, измельченные детали карниза, менее выразительные очертания кровли все обнаруживает вкусы иного времени, характерные для эпохи позднего классицизма.

В 1845 году дом Пашкова был приобретен казной для Дворянского института при Московском университете.

С этого момента начался новый этап его истории уже в качестве общественного здания. Некоторое время здесь находилась гимназия, а с 1861 года здание приспособили чтобы разместить в нем Московский публичный и Румянцевский музеи. В основу музейных собраний были положены коллекции произведений искусств и библиотека, переданные государству графом Н.П.Румянцевым. В центральном корпусе поместили картины русских и иностранных художников, во флигелях различные отделы музеев, прежний манеж приспособили под читальный зал, а в переделанном корпусе конюшни расположился этнографический музей.

И позже, не раз предпринимались переделки внутри отдельных зданий, завершившиеся в 1913 — 1915 годах капитальной перестройкой внутренних помещений центрального корпуса, когда по проекту Л.Н.Шевякова здесь был создан просторный двусветный читальный зал. С течением времени значение библиотеки музея лишь возрастало. По мере увеличения книжных фондов требовались все новые помещения для хранения, необходимо было расширять читальные залы.

После революции было принято решение передать музейные коллекции дома Пашкова другим учреждениям, прежде всего — Историческому музею и Третьяковской галерее. В зданиях бывшего дома Пашкова осталась только библиотека, превратившаяся к тому времени в одно из крупнейших книжных собраний в мире. После возведения нового комплекса зданий Государственной библиотеки, корпуса бывшей усадьбы Пашкова оказались включенными в новый архитектурный ансамбль, протянувшийся вдоль Моховой улицы от Воздвиженки до Знаменки. В связи с расширением Моховой улицы в 1930-х годах была снята ограда усадебного сада, выровнены склоны холма, а перед выступающим портиком центрального корпуса устроена полукруглая терраса с балюстрадой, охваченная с двух сторон лестничными спусками. Работы были выполнены по проекту архитектора В.И.Долганова.

Вобрав в себя опыт предшествующего развития архитектуры, дом Пашкова принадлежит создавшей его эпохе. В то же время, он прошел путь от дворца и частной усадьбы, до хранилища культурных традиций мирового значения. В этой связи, вероятно, можно сказать, что изначально гармоничная архитектурная форма обрела соответствующее ей культурное и духовное содержание.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи «Дом Пашкова» Ю.Герасимова, М.1982 г.