Доктор живаго смысл. «Что я понял прочитав роман «Доктор Живаго

Написание романа «Доктор Живаго» стало долгожданным исполнением мечты Пастернака. Начиная с 1918 года он сделал множество попыток написания произведений в прозе, но под разными предлогами ему приходилось оставлять эту затею. Написать что-то выдающееся о жизни человека было его целью. В этот период по всей земле, а особенно в России произошли кардинальные изменения. В соответствии с временем менялся и стиль творения автора, на более близкий и понятный народу. Преобразовываясь под натиском приобретенного опыта стиль следовал душевному состоянию Пастернака.

Произведение «Доктор Живаго» сначала немного пугал меня. За его прочтение я бралась дважды. Столько же раз я откладывала ее не справившись с большим количеством имен и случаев в начале произведения. Произведение притягивало как непреодоленное препятствие. И наконец с третье попытки я вчиталась в произведение, немного лучше запомнив героев. Чтение затянуло меня, очень заинтересовало. Всегда, окунаясь в какой-то созданный авторский мир я проникаюсь им до глубины души и живу вместе с героями описанными событиями. И в этот раз, я и по ныне остаюсь под впечатлением от произведения Пастернака.

В произведении я открыла для себя революцию со стороны новой, со стороны прав личности в отдельности. Автор описывает революцию и Гражданскую войну не становясь не на чью сторону, ни на сторону красных как это делалось в «Разгроме», «Чапаеве» и так далее, ни на сторону белых как в «Тихом Доне», «Хождении по мукам». События излагаемые Пастернаком - это повествование устами человека, которые совершенно не желает вмешиваться в события происходящего кровопролития. Этот герой хочет жить спокойно и уверенно, вместе с любимыми родными, любить и быть любимым, выполнять сою работу и писать стихи.

Название романа - это имя главного героя, доктора Юрия Живаго. Его отец был миллионером, но разорился и покончил жизнь самоубийством. Его воспитывал дядя, который был человеком свободным и очень простым «У него было дворянское чувство равенства со всеми живущими». С успехом закончив университет, Живаго женится на своей девушке Тоне. Потом карьера идет в рост, любимая работа идет прекрасно! Будучи еще студентом Живаго увлекается поэзией и философией. Затем у него рождается сын, и в принципе жизнь прекрасна! Но в эту безоблачную картину врывается война. Юрий едет работать полевым врачом. Перед нашими лицами глазами творчески развитого и талантливого человека, который борется за свое дело описываются события столетия в сложившихся обстоятельствах, а его стихотворения - выражают надежду и стремление к светлому и безоблачному мирному будущему.

Главному герою, с самого детства отвратительны те, кто злоупотребляют соблазнами, развратом, кому не чужда пошлость, не чужды угнетения более слабых, унижение и ущемление человеческой чести и достоинства. Все эти отвратительные и низкие пороки воплощены в адвокате Комаровском, который выполнит трагическую роль в судьбе Живаго.

Юрий, на мой взгляд, расположен сочувствовать моральным принципам революции., гордиться ее героями, личностями направленных действий, таких, как Антипов - Стрельников. Но он так же отчетливо понимает к чему приводят эти действия. Жестокость, ни к чему другому кроме жестокости привести не может. Обычное течение жизни нарушается и сменяется разрухой и бестолковыми, цикличными приказами и призывами. Он видит как власти стоящие за революцией губят и народ и самих себя, становясь ловушкой и для людей и для тех кто проповедует идеологию революции.

Я думаю, что именно эта мысль и есть главным отличием «Доктора Живаго» от рассказов, которые писал Пастернак до войны. Пастернак подчеркивает, что все описанные им кошмары войны, то есть описанная им Первая мировая - это лишь начало еще более кровопролитных, жестоких и страшных событий. Лара - героиня произведения считает: «была виною всего, всех последующих, доныне постигающих наше поколение несчастий». Автор подробно и близко описывает нам губительные и уничтожающие последствия войны. Очень близка к этому описанию жизнь одного из героев - Памфила Палых, который говорил: «Много я вашего брата в расход пустил, много на мне крови господской, офицерской, и хоть бы что. Числа, имени не помню, все водой растеклось». Но ничто не остается незамеченным и не дается даром. Ужасающе страшна судьба Памфила. Он, ожидая и предчувствуя расплату за все совершенные жестокости, сходит с ума в постоянном страхе за жизнь жены и детей, и своими руками убивает их, хотя и любил до безумия.

Этот и многие другие эпизоды нам описал автор, чтобы подчеркнуть мысль о том, что идея переделать и переломать жизнь - бессмысленна, это невозможно практически сделать. Жизнь - не вещь, а то, к чему стремится власть простой люд при всех своих возможностях просто не может выполнить. Это выше человеческих возможностей. Человек в большинстве своем может выполнять какие-либо действия только во благо. Фанатизм, как пытается нам донести автор, это губительное дело.

Борис Леонидович Пастернак – один из известнейших творцов поэзии 20-го века. Свои первые стихотворения он опубликовал в 1913 году, а за всю жизнь поэта из-под его пера вышло более ста произведений. Однако миру он запомнился не только, как талантливейший автор лирических произведений о философии любви, творчестве и восхищении природой, но и как писатель, создавший бессмертный роман о русской революции, о силе любви, о судьбе поколения, о борьбе и смирении. Это «Доктор Живаго».

Произведение — широкое обобщение жизни интеллигенции в период революций и Гражданской войны. Помимо этого, книга пронизана глубокой философией, затрагивающей темы жизни и смерти, хода истории, тайн человеческой души. Роман будто создан для того, чтобы показать действительность внутреннего мира человека, приоткрыть дверцу к пониманию его сущности, раскрыть эмоциональную составляющую человеческого естества, создать различные образы приоритетов, психологических состояний, сделать явным то, что обычно скрыто глубоко в душе каждого из нас. Всего этого писатель добился с помощью сложной многогранной системы образов, но в полной мере авторская задумка отразилась в характере и жизненном пути главного героя – Юрия Живаго, чьё имя вынесено в заглавие романа.

Жанр романа «Доктор Живаго»

Юрий Живаго – врач с душой поэта, и это является ключом к пониманию исключительности его натуры и особенности жанра произведения в целом. Весь роман пронизывают стихи главного героя, которые собраны в отдельную часть и помещены в конце книги. Данное явление позволяет нам называть «Доктор Живаго» лирическим романом.

Анализ стихотворений из романа «Доктор Живаго»

Перед нами оказывается не просто небольшой сборник стихов. В них вся жизнь главного героя, эпицентр его чувств и переживаний, горести и радости, любви и ненависти, покорности и отрицания. Именно поэтому сборник имеет строго определённую структуру. Открывает его стихотворение «Гамлет», преисполненное размышлений о человеческой сущности и судьбе. В нём главный герой встаёт перед жизненным выбором и колеблется от осознания серьёзности момента, влияющего, возможно, на всю его будущую жизнь. Подобные душевные терзания свойственны молодым людям, стоящим в самом начале своего жизненного пути.

Центральным стихотворением цикла стало произведение «Зимняя ночь». Его необходимо рассматривать в контексте борьбы за выживание, принимая февральскую метель за символ смерти, а пламя свечи – за метафору жизни. Смертельно больной доктор Живаго уже достаточно зрел и опытен для принятия пугающей действительности, но вера в лучшее всё же теплится в его душе и он готов спорить с судьбой и продолжать надеяться.

Заканчивает сборник стихотворение «Гефсиманский сад» — самое сильное из всех представленных и одно из самых экспрессивных в творчестве Бориса Пастернака. Его героем стал Иисус Христос, а весь сюжет явился отсылкой к сюжету Евангелия с намеренно нарушенной хронологией. Образ чаши – знамение жизненного пути лирического героя в «Гамлете», — стал в «Гефсиманском саду» символом рока и соотносится с мученичеством, самопожертвованием ради искупления и бессмертия. Завершающее стихотворение замыкает не только тетрадь Юрия Живаго, но и весь роман в целом, объясняя нам его глубинный смысл. Борис Пастернак определяет цель человеческой жизни и всего исторического процесса в победе над злом, преодолении смерти через воскресение.

Идея в романе

«Доктор Живаго» — произведение, поэзия которого отражена буквально на каждой странице: в описании природы, чувств героев, размышлений писателя. Лирика является ключом к восприятию палитры красок человеческой души, сквозь неё, как сквозь увеличительное стекло, намного легче разглядеть все достоинства и недостатки человека, его мечты и цели, идеалы, моральные принципы, чувства. Борис Пастернак ставит в приоритет внутренний мир, утверждает и развивает свою главную идею: смертно лишь тело, а душа бессмертна. Не зря одна из глав романа в черновом варианте носила название «Смерти не будет». Для автора это самое главное.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Как отмечали многие исследователи творчества Пастернака, роман «Доктор Живаго» — одно из самых необъяснимых его про-изведений, да и, пожалуй, из всех произведений XX века. А по-тому к этому произведению нельзя подходить «со сложившимися канонами и стереотипами». Дело в том, что роман очень своеобра-зен, и авторская воля в нем очень чувствительна, это ощущается и в построении событий, и в поведении героев. Роман много ругали: за неправильное изображение событий Гражданской войны, за рыхлость композиции, за то, что сюжетные линии часто рвутся.

Роман был задуман в 20-е годы, а собственно работать над ним Пастернак начал в 40-е годы. Завершение работы над романом относится к 1956 году. А уже в 1957 году Пастернак получает Но-белевскую премию.

Работа над романом была очень напряженной. Даже заглавия менялись часто: «Свеча горела», «Мальчики и девочки».

Изображаемое в романе время: от 1903 года до событиями послевоенных лет, а в центре событий — революция и Граждан-ская война. Главный герой романа — доктор Живаго. (Сначала

Пастернак хотел дать своему герою имя Живульт.) К осени трид-цать пятого года Пастернак вернулся домой и мог возобновить работу над романом, который, судя по уцелевшим листам, сло-женным, как обложка рукописи, мог быть, в частности, назван «Записки Патрикия Живульта».

В романе с главным персонажем связана тема философии ис-тории. Интерес к истории у Юрия Живаго возникает от его дяди по линии матери Веденятина. Он расстриженный монах, священ-ник, ушедший из церковного мира, чтобы позаботиться о Юрии, который остался сиротой после смерти матери. Дядя и взял его на воспитание, потому что Юра был очень похож на мать.

Начало романа получает трагическое звучание: «Шли и пели».

В сюжете произведения интерес к истории проявляется в не-скольких сценах. Например, когда Юрий еще был студентом-медиком, он прочитал своеобразную лекцию у постели умирающей Анны Ивановны, матери Тони. «Сознание — это свет, бьющий наружу, сознание освещает перед нами дорогу… Сознание — это зажженные фары впереди идущего паровоза. Обратите их светом внутрь, и случится катастрофа».

«Человек в других людях и есть душа человека. Вот что вы есть…» Юрий говорит о том, что если при жизни человек чувство-вал себя в делах других, то он останется в них: «И какая вам разница, что потом это будет называться памятью. Это будете вы, вошедшая в состав будущего». В этой лекции-монологе прояв-ляется традиция русской литературы: все для других. Это мотив долга, жертвоприношения.

В романе очень частые выходы на размышления об истории. У него своя философия истории: человек, не думая о конце жиз-ни, занимается тем, что ему дорого, интересно, он укрепляет этим жизнь. В конечном итоге все, что он делает с интересом, с радостью, работает на его бессмертие, на ту память, о которой говорил Юрий. По словам Веденятина, человек «умирает в разга-ре работ, посвященных бессмертию». В данном случае речь идет о философии бессмертия. И можно согласиться с тем, что любой человек умирает «не под забором», а у себя в истории.

В этом плане, в связи с размышлениями дяди, Живаго стано-вится понятна искренность героев романа к событиям истории. Так, Лара Гишар оказывается втянутой в исторические события, по-тому что будет разыскивать своего мужа — Павла Антипова, в Гражданской войне — Стрельников, за свою жестокость в при-нятии решений прозванный Расстрельниковым.

В свою очередь Павел Антипов, как выясняется в самом конце романа, пришел на войну, потому что ему важны не историчес-кие события, а романтика, которая с ними связана. Ему всегда казалось, что Лара связалась с ним не только из-за любви, в ней была жалость к нему как к человеку из других кругов. Он стал учителем математики, преподавал в Юрятине. «Как преподавал, как преподавал, как бог! Все разжует и в рот положит!»

Умная Лара чувствовала, что он оказывается в водовороте этих событий, чтобы быть достойным ее. Одна Лара понимала истин-ные его побуждения. Таким образом, и Лара, и Патуля Антипов прежде всего ценили отношение к ближнему, а уже потом все остальное.

Юрий Андреевич Живаго окончил университет, стал врачом, но мы редко видим его во время его профессиональной деятель-ности. Тем более обращают на себя внимание те сцены, когда его выкрали в партизанский отряд из-за того, что он врач. Отноше-ние его к Гражданской войне, которая на глазах становилась ис-торией, неоднозначно. Он искренне не понимает, зачем нужно убивать. Есть вечные ценности, рядом с которыми даже Граж-данская война воспринимается как явление преходящее, незна-чительное в истории, потому что Пастернак доверил своему ге-рою интерес к истории, в которой было очень много всяческих потрясений.

Об истории размышляют и подросшие мальчики, а девочки «платят» (Лариса Федоровна, Антонина Громеко, Марина) за то, что оказались втянутыми в водоворот истории. Лариса Федоровна вышла однажды из дома и не вернулась. Об этом мы узнаем в самом конце романа, в эпилоге.

Тоня Громеко, жена Юрия Живаго, оказалась за границей.

Иннокентий Дудоров и Михаил Гордон в эпилоге размышляют об истории в грозовой 1943 год — разгар войны, а потом «через пять или десять лет» размышляют они о России, об истории и о месте человека в ней, вспоминая Блоковские слова: «Мы — дети страшных лет России» (грамотные читатели, на которых рас-считывал Пастернак, знали, что это строки из стихотворения «Рожденные в года глухие»).

Одна из основных тем романа — тема любви. Он пронизан лю-бовью, причем разной: к семье, к детям, друг к другу, к Родине.

В романе нашли отражение личные связи Пастернака. Прото-типом Лары становится О. Ивинская, которая случайно-законо-мерно встретилась Пастернаку.

Лару Юрий встречает тогда, когда они были еще мальчиком и девочкой.

Жизнь Лары потерялась из внимания Юрия, он связывает свою жизнь с другой. Лара выходит замуж за Антипова, которого она любила. Если бы ей сказали, что Патуля жив, и указали, где, она ползком бы проползла, чтобы найти его.

Но так случилось, что, когда она искала Антипова, она встре-тила Юру. Юрию кажется, что только она понимала его. Однако в письме Тони Юрию видно, что она тоже его понимает. Тоня принимает решение уехать за границу с детьми.

Любовь — это тайна, непонятная иногда даже двоим, лю-бовь — это чувство, которое нельзя ввести в рамки. Лара любила Юру, а он, оставаясь верным Тоне, не представлял себе жизни без Лары, которую встретил уже во взрослой жизни.

Когда Юрий поверил Комаровскому, убедившему его в том, что Ларе, как жене Стрельникова, грозит серьезная опасность, он позволяет увезти Лару. Жизнь его с этого момента становится лишенной смысла. Это очень ярко описано в 14-й части 13-й гла-вы романа. Сцена разлуки в романе нашла отражение в стихотво-рении Юрия Живаго «Разлука».

Тема любви к ближнему раскрывается в сценах, когда Живаго находится в партизанском отряде. Один из солдат — Панфил Па-лых — говорит, что многих пустил в расход, боится теперь за исход Гражданской войны. Он все чаще вспоминает одного пар-нишку, убитого им давно. Это воспоминание до сих пор трево-жит его, преследует. Панфил любит детей, семью, но чтоб они не достались никому в случае поражения, жестоко убивает се-мью сам. По контрасту с ним показан Юрий Живаго, который целился в дерево, а попал в парнишку, которого не знал. Это был Сережа Ранцевич. Живаго выходил его и не обиделся, когда тот сказал, что не поступится своими идеалами, если они встретят-ся на поле боя.

Тема истории, любви, преходящих и извечных ценностей свое-образно отражается в лирике Живаго, помещенной в конце рома-на. Живаго недаром изображается поэтом, пожалуй, больше, чем врачом. Это своеобразное свидетельство Живаго о своем време-ни, поэтически осмысленное. В этой лирике перед читателем пред-стает мир, утративший устойчивость. Объяснение этому находит автор как в самой эпохе, так и в специфичности положения ис-кусства и художника в ней.

Лирика Юрия Живаго — это важная часть романа. Если по-вествование в нем вполне традиционно: рассказывается о челове-ческой судьбе в потоке времени, то лирика становится органич-ной частью романа. Автор выстраивает свой роман по законам скорее лирики, чем этики, изображение субъективно, мир пред-стает таким, каким он отражается в сознании главного героя. А он, вопреки утвердившимся в советской литературе нормам и требованиям, остается частным лицом. Смысл его существования раскрывается не столько в его действиях, сколько в его стихах: Материал с сайта

Гамлет

Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. Но продуман распорядок действий И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе - Жизнь прожить — не поле перейти.

Пастернак писал отнюдь не автобиографический роман, но история духовного развития героя в главном ее содержании вос-производит процесс духовного формирования поэта.

План

  1. Описание детства и юности Живаго. Его жизнь в доме се-мьи Громеко.
  2. Происшествие с Амалией Гишар. Первое заочное знаком-ство с Ларисой Гишар и Комаровским.
  3. На рождественском празднике Лариса стреляет в Комаров-ского и промахивается. От суда ее спасает он же.
  4. Лариса выходит замуж за Павла Антипова. Они уезжают ближе к Уралу.
  5. Женятся Юра и Тоня, дочка Громеко.
  6. Начинается война. Юрий и Павел уходят на войну. Лариса отправляется на поиски мужа в качестве санитарной сес-тры.
  7. Юрий возвращается домой. Встреча с Ларисой. Их роман. Тоня ждет уже второго ребенка, когда Юрия мобилизуют в армию снова.
  8. Два года его скитаний. Побег. Он оказывается в доме Лари-сы. Болезнь Юрия. Все это время за ним ухаживает Лариса.
  9. Письмо от жены сообщает Юрию о том, что Тоня с семьей уезжает за границу.
  10. В городе появляется Комаровский. Он предлагает свою по-мощь, но Лара и Юра от нее отказываются. Хитростью Ко-маровский увозит Лару и дочь. Живаго остается один.
  11. Он встречается с Павлом. После ночного разговора с Юри-ем, когда они вспоминают детство, Павел застрелился.
  12. Юрий возвращается в Москву, женится на Марине. У них двое детей. Но однажды Живаго уходит от нее, говоря, что должен побыть один. Вскоре он умирает.
  13. На его похороны приходит много народу, в том числе и Лариса.
  14. Много лет спустя, во время Великой Отечественной войны, сводный брат Живаго Евграф находит дочь Лары и Юрия — Таню. Он заботится о ней, а кроме того, собирает все сти-хи, что написал за свою жизнь Юрий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • какое время отображается в рассказе живаго
  • древнерусская литература краткий анализ
  • список героев произведения доктор живаго
  • основные темы романа доктор живаго
  • юрий живаго как лирический роман

Время создания

Пастернак принялся за роман, в центре которого должна была быть революционная эпоха, еще зимой 1917–1918 гг. Работать над ним Пастернак начал в 40-е годы. Написанный в 1955 году, он был напечатан на родине только в 1988 году, спустя 33 года.

Главный герой

Фамилия Живаго этимологически связана со словом «живой». Живаго - доктор, хранитель жизни. Живаго - врач, великолепный диагност. Он способен ставить точный диагноз, но не стремится исправлять или лечить, то есть вмешиваться в естественный ход вещей. Доктор Живаго – поэт, как и сам Пастернак.

Как врача Юрия Живаго восхищает «великолепная хирургия» Октябрьской революции, которая может «разом вырезать все вонючие язвы общества» . Однако вскоре герой понимает, что вместо раскрепощения советская власть поставила человека в жесткие рамки, навязав при этом свое понимание свободы и счастья. Такое вмешательство в человеческую жизнь пугает Юрия Живаго.

Сюжет

Книга первая. Смерть матери и самоубийство разорившегося отца Юрия Живаго, которого толкнул на этот страшный шаг адвокат Комаровский.

Мальчик оказался в семье профессора Громеко, у которого была дочь Тоня - ровесница Юрия.

Юра стал медиком, Тоня - юристкой. Выросшие вместе и любившие друг друга как брат и сестра, молодые люди исполнили волю умершей Анны Ивановны - поженились.

Юрий увидел Лару Гишар, стрелявшую в соблазнившего ее любовника матери адвоката Комаровского, ловко манипулирующего неопытной девушкой.

Став врачом, Юрий отправится на первую мировую войну. Ему приходится покинуть Тоню с новорожденным сыном. Лара, выйдя замуж за влюбленного в нее с детства Павла Антипова, отправляется с ним в уральский город Юрятин. У них рождается дочь Катенька. Антипов уходит на фронт, где попадает в плен.

Книга вторая. Лара встречается с доктором Живаго, который вместе с семьей отправляется подальше от эпицентра исторических событий - в окрестности Юрятина. Их души тянутся друг к другу в поисках спасения от ужасов и катастроф страшного мира. Лара дает герою свет, поддерживает, горит, не угасая, как свеча.

Тоня олицетворяет собой семейный очаг, семью, родной для человека круг жизни. С появлением Лары этот жизненный круг раздвигается, сюда входят размышления о судьбе России, о революции, природе.

Тема любви к ближнему раскрывается в сценах, когда Живаго находится в партизанском отряде. Один из солдат говорит, что многих пустил в расход. Он любит детей, семью, но чтоб они не достались никому в случае поражения, жестоко убивает всех. Живаго оставляет за собой право выбора: ему дают в руки винтовку, чтобы он стрелял во врагов, а он стреляет в дерево, он должен лечить партизан, а он выхаживает раненого колчаковца.

В романе есть другой герой, который тоже сделал свой выбор. Это муж Лары, Паша Антипов, сменивший фамилию на Стрельникова, решивший начать жизнь с чистого листа. Он пытается делать историю по-своему, принеся в жертву не только свою семью (жену Лару и дочь Катеньку), но и свою судьбу. В результате, оказавшись жертвой и истории, и своих чувств, он осуществляет последнюю попытку противостоять судьбе, неприемлемой для него, - пускает себе пулю в лоб.

Жена Живаго вместе с отцом и детьми эмигрировали в Европу, и связь с ними оборвалась. Он возвращается к Ларе. Понимая, что Лару будут преследовать из-за случившегося с мужем, он уговаривает ее уехать с Комаровским, который может обеспечить ей безопасность. Лара соглашается уехать с ним на Дальний Восток, надеясь, что Живаго вскоре присоединится к ним

Живаго не может отыскать покой в работе, поддержку в любви, он даже пытается найти себя в поэзии, тогда ему кажется, что для того, чтобы выжить – надо творить. Но и это не становится спасением для его души.

Финал: герой едет в трамвае и у него начинается сердечный приступ. Он рвется на свежий воздух. Живаго не выдержал нестерпимой духоты и умирает.

Кроме людей из ближайшего окружения последних лет, на похороны Живаго приходит неизвестная женщина. Это Лара. «Вот и снова мы вместе, Юрочка. Как опять Бог привел свидеться… – тихо шепчет Лара у гроба, – Прощай, большой и родной мой, прощай моя гордость, прощай моя быстрая реченька, как я любила целодневный плеск твой, как я любила бросаться в твои холодные волны… Твой уход, мой конец».

Эпилог. Спустя годы, во время Второй мировой, друзья Живаго встречаются с прачкой Таней, недалекой, простой женщиной. Таня – внебрачная дочь Юрия и Лары. Лара была вынуждена оставить девочку на железнодорожном переезде перед тем как исчезла навсегда.

В ней не осталось ничего от ее родителей – величественной красоты Лары, ее природной интеллигентности, острого ума Юры, его поэтичности. Горько смотреть на беспощадно побитый жизнью плод великой любви.

Сборник стихотворений. Автор одной главой включил в роман цикл стихотворений Юрия Живаго, органично вливающийся в текст, становящийся его частью. Стихотворения доктора Живаго является результатом, итогом жизни. Это жизнь Юрия Живаго после смерти.

Поэт умеет выхватить мгновение и показать его вечный и глубокий смысл для каждого человека. Пастернак-Живаго уверен, что человек только тогда состоится, если будет «все время рваться вверх и вдаль». Устами Юрия Живаго Б. Пастернак говорит: «Как сладко жить на свете и любить жизнь! Как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию…».

Судьба человека, по мысли Пастернака, не связана напрямую с исторической эпохой, в которой ему приходится жить. Главный герой романа не боролся с обстоятельствами, но и не приспосабливался к ним, оставаясь личностью при любых условиях.

Композиция

Знаменитый роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», ставший известным всеми миру и даже получивший Нобелевскую премию, оказался на родине своего писателя только через тридцать лет после того, как был написан.

Самое удивительное, что сюжет и замысел этого великого романа напрямую связан с историей России, с крупными и решающими поворотами в ее истории, с гражданской войной, которая жестоко разделила людей на два враждующих лагеря и заставила их ненавидеть друг друга.

Трагизм романа «Доктор Живаго»

Этот роман с трагической судьбой двойственен во всем, и поэтому говорят, что это главное и определяющее произведение в творчестве Бориса Пастернака. Сюжет напрямую связан с двумя революциями, двумя войнами, но прежде всего - это история о личностях и их судьбах, о жизни общества и его переломных моментах. История доктора Юрия Живаго позволяет читателям совершенно по-другому взглянуть на ход исторических событий, позволяет ощутить глубину перемен жизни целой страны и ее народа, ведь именно на примере его личности и людей, которые его окружали, мы пониманием суть изменений и то, как они отобразились в жизни людей.

Через образ доктора Живаго читатель осознает все настоящие тяжести войны, не той, которую описывают битвами и боевыми действиями, нет, глазами Юрия мы видим войну в операционной и лазарете: гной, кровь, бинты… Пастернаком мастерски отображена ужасающая действительность - когда творится новая история, и происходят революции и войны, личность человека стирается, пропадает индивидуальность и глубина, а ведь на самом деле это - невозможно. Несмотря ни на что, личность человека выживает, каждый индивидуум остается со своими проблемами, печалями и радостями.

Двойственность романа «Доктор Живаго»

Почему говорят о двойственности романа? Пастернак использует мощный символизм , его главный герой доктор Живаго любит двух совершенно разных женщин, и каждая из них - это символ эпохи. Живаго разрывается между сильной и крепкой привязанностью к матери своих детей - нежной и надежной Тоней и Ларой, которая является символом перемен, она - то появляется, то исчезает из его жизни, она - олицетворение кратковременного и всегда заканчивающегося счастья. И это в конечном итоге заставляет его опуститься на самое «дно» человеческой жизни, он больше не может найти опоры ни в чем, все подвержено тем изменениям, которые невозможно контролировать и при которых нельзя оставаться счастливым.

Он не может отыскать покой в работе, поддержку в любви, он даже пытается найти себя в поэзии, тогда ему кажется, что для того, чтобы выжить - надо творить. Но и это не становится спасением для его души. Доктор Живаго теряет свои навыки и не может уже работать профессионально, все, что у него есть - это неквалифицированный подработок в Москве. Юрий Живаго умирает, и вместе с ним умирают его надежды, мечты, ожидания и переживания. Несмотря на то, что как раз перед этим все-таки появляется светлая надежда на лучшее, на то, что его жизнь еще может измениться в лучшую сторону, он не может дальше жить.

Своеобразие и оригинальность романа Бориса Пастернака проявляется в двойственности всего происходящего, в недоговоренности и неопределенности, в символизме - ощущении переменчивости природы и бессмертной поэзии, которая сможет согреть человеческую душу вне зависимости от времени года.