Динамика и статика в композиции. Динамическая композиция. Что легче, что сложнее




Ритм Ритмическое чередование цветовых пятен, линий, штрихов создают иллюзию движения, особенно если идет постепенное нарастание или убывание ритма. Ритмическое чередование цветовых пятен, линий, штрихов создают иллюзию движения, особенно если идет постепенное нарастание или убывание ритма.








Асимметрия, смещение композиционного центра Если в картине левая и правая часть не уравновешены, асимметричны, то также создается впечатление движения. Если в картине левая и правая часть не уравновешены, асимметричны, то также создается впечатление движения.


Безусловно важную роль играет и анатомически верная передача движения людей и животных, а также изображение склоненных от ветра растений, клубы пыли и т.д. Безусловно важную роль играет и анатомически верная передача движения людей и животных, а также изображение склоненных от ветра растений, клубы пыли и т.д.




Статика Статика Если художник изображает объекты в состоянии покоя, то он использует симметричные, уравновешенные композиции, где главный объект расположен в центре полотна. Если художник изображает объекты в состоянии покоя, то он использует симметричные, уравновешенные композиции, где главный объект расположен в центре полотна.





Инструкционная карта

Статика и динамика в композиции

Вначале небольшое вступление. Что же такое композиция?

Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое
целое - завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю фотографическое изображение.

Для того чтобы лучше передать в фотографии идею, используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точку и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительные и другие контрасты.

Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои фотоработы более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха.

Можно выделить следующие композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).

К приемам композиции можно отнести : передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции - это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.

Более подробно мы рассмотрим передачу движения (динамики)
и покоя (статики).

СТАТИКА

Вначале рассмотрим, что характерно для статической композиции,
и посмотрим на примере, как добиться этого в своей работе.

Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии.

Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности. Спокойной домашней обстановки.

Для статичной композиции выбираются предметы, близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. Цветовое решение строится на нюансах, сближенных в цвете: сложные, земляные, коричневые.
В основном задействован центр, симметричные композиции.

Итак, для начала отбираем предметы, которые будем использовать,
и рисуем схему своего будущего натюрморта.

В принципе, любой предмет можно вписать в одну из этих фигур:

Поэтому и мы возьмем их за основу. Для своего натюрморта выбираем три предмета – чашку, блюдце и, как вспомогательный предмет, конфету. Для более интересной композиции предметы возьмем разные по размеру, но очень сближенные по цвету и фактуре (как обязывают свойства статики).
Подвигав немного фигуры, я остановилась на этой вот схеме:

Здесь как раз задействован центр, фигуры расположены фронтально
и находятся в состоянии покоя.

Теперь нам необходимо определиться с тональностью предметов, то есть разделить на самый светлый предмет, самый темный и полутон. А заодно
и с цветовой насыщенностью. Закрасив фигурки и поиграв немного с цветами, останавливаемся на таком варианте:

Теперь, исходя из этой схемы, выстраиваем свой натюрморт. Фотографируем, и вот что у нас получается:

Но наше видение не совсем подходит под нужные нам свойства.
Необходимо добиться большей обобщенности предметов, чтобы они практически смотрелись единым целым, а также цвета были более сближенными. Эти задачи можно решить с помощью света.

Используем комбинированное освещение - сочетание направленного
и рассеянного света: неяркого заполняющего света, и направленного – луч фонарика. После пары кадров и экспериментов со светом удается добиться желаемого результата. Немного обработки в Фотошопе, и вот результат:

Как видим, нам удалось создать статический натюрморт по всем правилам:
Предметы находятся в состоянии покоя, в центре композиции, перекрывая друг друга. Цвета мягкие, сложные. Все построено на нюансе. Предметы одинаковые по фактуре, практически одинаковые по цвету. Общее световое решение их объединяет и создает атмосферу спокойствия и гармонии.

ДИНАМИКА

Теперь переходим к динамической композиции. Динамика - это полная противоположность статики во всем! Используя динамическое построение
в своих работах, вы сможете более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов!

Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение. Все построено на контрастах - контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры. Цвета открытые, спектральные.

Для наглядности возьмем те же самые предметы, только чашку заменим на более контрастную по цвету. Опять используя наши три фигурки, выстраиваем композицию, но уже основываясь на свойствах динамики. Вот такая схема:

Теперь работаю над тоном и цветом, не забывая при этом, что все должно быть максимально контрастно, чтобы передать движение в натюрморте.
Вот и тональный эскиз готов:

Теперь воплощаем все это в реальность, расставляем предметы, делаем кадры. Смотрим, что у нас получилось, и что нужно изменить

Так, расположение вроде бы удачное, но вот из-за общего света не очень удалось создать контрастность, особенно по цветам. Предметы выглядят слишком уж одинаково. Можно использовать цветной фонарик, чтобы подчеркнуть форму и сделать предметы контрастными по цвету. Экспериментируем с синим светом, выбираем наиболее удачный кадр, немного дорабатываем его в Фотошопе,
и вот результат:

Теперь все на своих местах. Композиция построена по диагонали, предметы и их расположение относительно друг друга - динамичны, можно сказать - контрастны: блюдце стоит, а чашка лежит. Цвета более чем контрастны. То же касается и тона.

Отдельно о фоне. Фон играет немаловажную роль. И в статике,
и в динамике, и в любой композиции.

Фон в статике следует подбирать более нейтральный, в той же цветовой гамме, что и предметы. Если это драпировка из ткани, то складки лучше располагать либо по вертикали, либо по горизонтали. В статичной композиции фон играет роль объединяющего элемента.

Фон в динамике, наоборот, зачастую следует выбирать более контрастным по отношению к предметам. Но если предметы сами по себе довольно яркие
и насыщенные по цветам, то фон можно выбрать и просто темный, чтобы подчеркнуть яркость предметов, и тем самым создать дополнительный контраст.
Складки в драпировках в динамичной композиции лучше располагать по диагонали, или по движению предметов. Это усилит ощущение динамики.

статика динамика искусство композиционный

Данная пара средств гармонизации используется для выражения степени стабильности композиционной формы. Такая стабильность оценивается чисто эмоционально, по тому впечатлению, которое форма или композиция в целом производит на зрителя. Это впечатление может исходить как из физического состояния формы? стабильного или динамичного, связанного с движением объекта в целом или его частей, так и чисто композиционного (формального) способа организации элементов.

Каждый период в истории изобразительного искусства отмечен преобладанием статики или динамики как основной эстетической установки. Общая установка исторической эпохи отражается в искусстве как склонность художников к предпочтению статичных или динамичных форм. Это связано с преобладающим типом сознания и мировоззрением.

Преобладание статики в искусстве Древнего Египта (статичные канонические позы, статичные формы в архитектуре) обусловлено ориентированностью египетской культуры на загробную жизнь, потусторонний мир, основной чертой которого является неподвижность, неизменность, покой.

Для древнегреческой культуры характерно равновесие статики и динамики, что обусловлено установкой древних греков на калокагатию - равновесие красоты и добра, внутреннего и внешнего, гармонию.

Вертикальная динамика готической архитектуры обусловлена установкой средневекового сознания на взлётность, духовное преображение, религиозный порыв.

Динамика барокко обусловлена общей установкой Ренессанса на деятельность, силу человека-творца, активность, мужественность.

Динамика романтизма выражает общий порыв того времени к резкому побегу от действительности в экзотические страны и стремление к героическим приключениям.

Модерн динамичен, так как выражает характер времени - стремление к обновлению во всех сферах жизни.

Характер жизни в 20 веке стал более сложным и многогранным, чем в другие эпохи, поэтому в XX веке статика и динамика органично сочетаются между собой. Возможно, преобладает динамика, как основная черта ритма жизни в постмодерне.

Мы живем в постоянно изменяющемся мире. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. Движение в картине - выразитель времени. На живописном полотне, фреске, в графических листах и иллюстрациях обычно движение воспринимается нами в связи с сюжетной ситуацией. Глубина явлений и человеческих характеров наиболее ярко проявляется в конкретном действии, в движении. Даже в таких жанрах, как портрет, пейзаж или натюрморт, истинные художники стремятся не просто запечатлеть, но наполнить изображение динамикой, выразить его сущность в действии, в ходе определенного периода времени или даже представить будущее.

Динамика - зрительное впечатление движения, скорости, стремительности формы. Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные. Динамичность сюжета может быть связана не только с перемещением каких-нибудь объектов, но и с их внутренним состоянием. Динамичность делает форму броской, активной, заметной, выделяя ее среди других.

Динамика используется для выражения следующих смыслов:

изменчивость,

непостоянство,

стремление,

движение,

развитие,

дерзость,

готовность,

кульминация момента,

эмоциональность,

праздничность,

«альтернатива».

Внешне неустойчивый, склонный к движению, асимметрии, открытости, этот тип композиции прекрасно отражает наше время с его культом скорости, напора, калейдоскопичности жизни, жаждой новизны, со стремительностью моды, с клиповым мышлением. Динамика часто исключает величавость, основательность, классическую завершенность; но будет большой ошибкой считать простую небрежность в работе динамикой, это совершенно неравнозначные понятия. Динамичные композиции сложнее и индивидуальнее, поэтому требуют тщательного продумывания и виртуозного исполнения.

Статика - зрительное впечатление неподвижности. Это состояние покоя, равновесия формы, устойчивость во всем ее строе, в самой геометрической основе. Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные, композиции этого типа спокойны, молчаливы, вызывают впечатление самоутверждения, несут в себе не иллюстративное описание, не событие, а глубину, философию.

Статика используется для выражения следующих смыслов:

спокойствие,

беззаботность,

однообразность,

вневременность,

твердость,

уверенность,

монументальность,

основательность,

величественность,

торжественность,

важность момента,

остановка,

«классика».

Если вышеуказанные композиций сопоставить друг с другом и попытаться найти взаимосвязь между ними, то можно сказать, что статичные композиции почти всегда бывают симметричными и часто замкнутыми, а динамичные - асимметричными и открытыми. Но так бывает не всегда, жесткой классификационной связи между парами не просматривается.

Известно, что движение в картине не присутствует реально, а воспринимается сознанием, являясь реакцией зрительного аппарата, движением глаз, вызванным теми или иными зрительными впечатлениями. Даже если на картине изображено статическое состояние, симметричная композиция, устойчивая и неподвижная, в ней есть движение, ибо детали, элементы художественной формы всегда выражают движение: их цветовые и тоновые отношения, взаимодействие линий и форм, контрасты, напряженность вызывают сильные зрительные импульсы, а следовательно, ощущение движения, жизни. Композиционные приемы обладают способностью направлять и усиливать это ощущение движения в изображении. Какими же еще конкретными приемами, изобразительными средствами можно передать и усилить динамику сюжета, а какими передать статику?

Художники знают много секретов, чтобы создать иллюзию движения объектов на картине, подчеркнуть его характер. Рассмотрим некоторые из этих средств.

Интересный рисунок- это не только привлекательный сюжет, но и удачная композиция. Композиция означает размещение на листе элементов рисунка и их связь друг с другом. Хорошая композиция отличается равновесием и гармоничностью и притягивает взгляд зрителя.

Создание композиционного центра

Рисунок должен иметь центр внимания, или "главную часть", но зритель не должен оставлять без внимания остальную часть сюжета! Я стараюсь, чтобы мои композиции вели взгляд через всю картину к такому центру. Я часто размещаю все элементы в треугольнике или веду взгляд зрителя по извилистой тропинке или вдоль ряда деревьев. Для привлечения внимания я использую также цвет. Например, чистые тона привлекают взгляд, поэтому используйте эффект контраста между светом и тенью.

Выбор точки зрения

Угол, под которым вы рассматриваете предмет, может иметь решающее значение. Прямой взгляд может показаться статичным и скучным, тогда как взгляд на предмет под углом (слева или справа, сверху или снизу) вводит диагональные линии, создающие интерес и ощущение движения. Решите для себя, что вы хотите разместить в центре внимания, выберите точку зрения и формат, который лучше всего подойдет для данного сюжета.

Видоискатель может помочь выбрать "кадр" и рассмотреть его в разных форматах (вертикальном или горизонтальном). Для этого вам не надо покупать специальный видоискатель: вы можете легко изготовить его из Г-образных кусков картона, как показано на рисунке ниже. Соедините их скрепками в виде квадратной или прямоугольной рамки и смотрите через нее на выбранный сюжет. Держите рамку на разном расстоянии от глаз и под разными углами, выбирая наиболее удачную точку зрения и формат для своей композиции.

Плохая композиция

На этом эскизе все элементы собраны в центре и находятся в одной плоскости. Форма деревьев и кустов слишком однообразна, а тропинка уводит взгляд в сторону от картины.

Хорошая композиция

Небольшие изменения, внесенные в представленный выше сюжет, значительно улучшили композицию. Центр внимания смещен в сторону, элементы картины находятся в разных плоскостях и перекрываются, взгляд направлен вглубь композиции.

Диагональная композиция

В этой картине я расположила основные элементы в треугольнике, чтобы передать ощущение движения. Взгляд скользит вдоль линии воображаемого треугольника. Я использовала также пятна красного цвета, чтобы привлечь внимание к разным частям композиции.

Динамическая композиция

Компоновка элементов

Я полагаю, что лучше всего в решении композиции, прежде чем вы начнете писать картину, поможет ряд быстро сделанных набросков- "миниатюр" или небольших акварелей выбранного вами сюжета. Не старайтесь на этом этапе изображать все детали; просто сосредоточьтесь на общих формах. Двигайте элементы, на листе меняйте их размер, формы и цвет до тех пор, пока не найдете удовлетворяющую вас композицию. (Не забывайте о разных методах расположения центра внимания). Попробуйте объединить элементы, взятые из разных фотографий, и создать оригинальный сюжет. Старайтесь не быть рабом того, что вы видите и что используете в работе, составляйте композицию по своему желанию (это называется авторским правом).

Выбор формата

Эту фотографию я сделала в качестве вспомогательного материала для картины, представленной ниже. Я поменяла вертикальный формат на горизонтальный, исключив малоинтересный передний план и добавив колоритные кусты слева. Я также слегка изменила точку зрения и больше сосредоточилась на башне.


Создание композиции.
Я долго обдумывала эту линейную композицию, прежде чем писать картину. Я разбила сюжет на три основных элемента:
1) центр внимания и окружающая зелень;
2) железнодорожный путь, уводящий взгляд зрителя вглубь картины и
3) кусты слева, которые служат как бы противовесом и не дают взгляду уйти в сторону.

Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое - завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю изображение.

Для того чтоб лучше передать идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты.

Можно выделить следующие композиционные правила:

  • 1) передачи движения (динамики);
  • 2) покоя (статики)

К приемам композиции можно отнести:

  • 1) передачу ритма;
  • 2) симметрии и асимметрии;
  • 3) равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра

Статика и динамика используются для выражения степени стабильности композиционной формы. Такая стабильность оценивается чисто эмоционально, по тому впечатлению, которое форма производит на зрителя. Это впечатление может исходить как из физического состояния формы - стабильного или динамичного, связанного с движением объекта в целом или его частей, так и число композиционного (формального).

По степени зрительной и физической стабильности формы можно разделить на следующие четыре вида.

1) Зрительно и физически статичные формы. По производимому впечатлению они оцениваются как предельно стабильные. К ним можно отнести: квадрат, прямоугольник, параллелепипед, положенный на широкое основание, куб, пирамиду и т. п. Композиция, составленная из подобных форм, носит монументальный, предельно статичный характер.

Основные виды статичных форм:

  • - симметричная форма
  • - метрическая
  • - с незначительным смещением элементов
  • - с совмещением равных элементов
  • - с облегченным верхом
  • - с незначительным скосом элементов
  • - горизонтального членения
  • - равного расположения элементов
  • - с крупными сближенными элементами
  • - с крупным главным элементом
  • - симметричного расположения элементов
  • - с выделенным центром
  • 2) Физически статичные, но зрительно динамичные формы, оцениваемые так по впечатлению их некоторой неуравновешенности. Эта оценка касается стационарных форм, устремленных, например, в одном направлении, с нарушенной симметрией и другими специфичными для динамичных композиций свойствами.

Основные виды этих форм:

  • - форма со смещенными от центра осями
  • - ритмического характера
  • - перпендикулярного расположения элементов
  • - параллельного расположения элементов
  • - облегченного низа
  • - искривленного вида
  • - диагонального членения
  • - свободного расположения элементов
  • - вытянутых элементов
  • - наклонного расположения элементов
  • - асимметричного расположения элементов
  • - включенные в открытое пространство
  • 3) Зрительно статичные, но физически частично динамичные формы. Они имеют устойчивую основу, в которой «двигаются» отдельные элементы. Часто в практике дизайна такое «движение» обусловлено особенностями функционирования объектов, реальным движением в них отдельных деталей. При этом их композиция в целом носит статичный характер. Пример из практики дизайна - форма ткацкого станка с движущимся челноком. В формальной композиции - это зрительное движение в статичной форме отдельных элементов.
  • 4) Зрительно и физически полностью динамичные формы. Они типичны для многих современных движущихся дизайн - объектов, прежде всего различных транспортных средств. Часто эти формы в действительности перемещаются в пространстве. Часто изменяется их структура. В композиционном плане им присущ предельно динамичный, стремительный характер. В формальной композиции - это так называемые гибкие открытые, и изменяющиеся по структуре, комбинаторные формы.

Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции - это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.