Cочинение «Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М Шолохова "Судьба человека"). К данному материалу относятся разделы. Трагизм поэмы А. Ахматовой «Реквием»

Великая Отечественная война даже спустя много десятилетий остается величайшим ударом для всего мира. Какая же это трагедия для сражающегося советского народа, потерявшего больше всего людей в этом кровавом поединке! Жизни многих (и военных, и штатских) оказались сломаны. Рассказ Шолохова «Судьба человека» правдиво живописует эти страдания, не отдельного человека, а всего народа, вставшего на защиту своей Родины.

Рассказ «Судьба человека» основан на реальных событиях: М.А. Шолохов встретил мужчину, рассказавшего ему свою трагическую биографию. Эта история была практически готовым сюжетом, но не сразу превратилась в литературное произведение. Писатель вынашивал свою идею 10 лет, но изложил ее на бумаге всего за несколько дней. И посвятил Е. Левицкой, которая помогла ему напечатать главный роман его жизни «Тихий Дон».

Рассказ вышел в газете «Правда» накануне нового, 1957 года. А вскоре был прочитан на Всесоюзном радио, услышан всей страной. Слушатели и читатели были потрясены силой и правдивостью этого произведения, оно завоевало заслуженную популярность. В литературном отношении эта книга открыла для писателей новый способ раскрывать тему войны – через судьбу маленького человека.

Суть рассказа

Автор случайно встречается с главным героем Андреем Соколовым и его сыном Ванюшкой. В ходе вынужденной задержки на переправе мужчины разговорились, и случайный знакомый поведал писателю свою историю. Вот, о чем он рассказал ему.

До войны Андрей жил как все: жена, дети, хозяйство, работа. Но тут грянул гром, и герой ушел на фронт, где служил водителем. В один роковой день машина Соколова попала под обстрел, его контузило. Так он попал в плен.

Группу пленных привели в церковь на ночевку, в эту ночь произошло много происшествий: расстрел верующего, который не смог осквернить церковь (не выпускали даже «до ветру»), а с ним и несколько случайно попавших под автоматную очередь людей, помощь врача Соколову и другим раненым. Также главному герою пришлось задушить другого пленного, так как тот оказался предателем и собирался выдать комиссара. Еще во время очередного перегона в концлагерь Андрей пытался бежать, но был пойман собаками, которые лишили его последней одежды и всего искусали, что «кожа с мясом полетели клочьями».

Потом концлагерь: нечеловеческая работа, почти голодное существование, побои, унижения – вот что пришлось пережить Соколову. «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит!» — неосмотрительно произнес Андрей. И за такое предстал перед лагерфюрером Мюллером. Главного героя хотели пристрелить, но он переборол страх, храбро выпил три стопки шнапса за свою погибель, за что заслужил уважение, буханку хлеба и кусок сала.

Ближе к концу военных действий Соколова назначили шофером. И, наконец, появилась возможность для побега, да еще вместе с инженером, которого герой возил. Не успела утихнуть радость от спасения, подоспело горе: он узнал о гибели семьи (в дом попал снаряд), а ведь все это время жил лишь надеждой на встречу. В живых остался один сын. Анатолий тоже защищал Родину, с Соколовым одновременно подошли они к Берлину с разных сторон. Но прямо в день победы убили последнюю надежду. Остался Андрей совсем один.

Тематика

Главная тема рассказа – человек на войне. Эти трагические события – индикатор личностных качеств: в экстремальных ситуациях раскрываются те черты характера, которые обычно скрыты, понятно, кто есть кто на самом деле. Андрей Соколов до войны ничем не отличался особенно, был как все. Но в бою, пережив плен, постоянную опасность для жизни, он показал себя. Раскрылись его поистине героические качества: патриотизм, смелость, стойкость, воля. С другой стороны, такой же пленный, как Соколов, вероятно, также ничем не отличающийся в обычной мирной жизни, собирался предать своего комиссара, чтобы выслужиться перед врагом. Так, в произведении находит свое отражение и тема нравственного выбора.

Также М.А. Шолохов касается темы силы воли. Война отняла у главного героя не только здоровье и силы, но и всю семью. У него нет дома, как же продолжать жить, что делать дальше, как найти смысл? Этот вопрос интересовал сотни тысяч людей, переживших похожие потери. И для Соколова новым смыслом стала забота о мальчике Ванюшке, который также остался без дома и семьи. И ради него, ради будущего своей страны нужно жить дальше. Вот и раскрытие темы поиска смысла жизни – его настоящий человек находит в любви и надежде на будущее.

Проблематика

  1. Проблема выбора занимает важное место в рассказе. Каждый человек стоит перед выбором каждый день. Но не всем приходится выбирать под страхом смерти, зная, что от этого решения зависит твоя судьба. Так, Андрею приходилось решать: предать или остаться верным присяге, согнуться под ударами врага или бороться. Соколов смог остаться достойным человеком и гражданином, потому что определял свои приоритеты, руководствуясь честью и моралью, а не инстинктом самосохранения, страхом или подлостью.
  2. Во всей судьбе героя, в его жизненных испытаниях, отражается проблема беззащитности простого человека перед лицом войны. От него мало что зависит, на него наваливаются обстоятельства, из которых он пытается выйти хотя бы живым. И если себя Андрей смог спасти, то свою семью — нет. И он чувствует себя виноватым за это, хотя это и не так.
  3. Проблема трусости реализуется в произведении посредством второстепенных героев. Образ предателя, который ради сиюминутной выгоды готов пожертвовать жизнью однополчанина, становится противовесом образу отважного и сильного духом Соколова. И такие люди были на войне, говорит автор, но их было меньше, только поэтому мы одержали победу.
  4. Трагедия войны. Многочисленные потери понесли не только солдатские части, но и мирные жители, которые никак не могли защитить себя.
  5. Характеристика главных героев

    1. Андрей Соколов – обычный человек, один из многих, которым пришлось оставить мирное существование ради того, чтобы отстоять Родину. Простой и счастливый быт он меняет на опасности войны, даже не представляя, как можно остаться в стороне. В экстремальных обстоятельствах он сохраняет душевное благородство, проявляет силу воли и стойкость. Под ударами судьбы он сумел не сломаться. И найти новый смысл жизни, что выдает в нем доброту и отзывчивость, ведь он приютил сироту.
    2. Ванюшка – одинокий мальчик, которому приходится ночевать, где придется. Мать его убили при эвакуации, отца на фронте. Оборванным, пыльным, в арбузном соке – таким он предстал перед Соколовым. И Андрей не мог оставить ребенка, представился его отцом, дав шанс на дальнейшую нормальную жизнь и себе, и ему.

    В чем смыл произведения?

    Одна из главных идей рассказа – необходимость учесть уроки войны. На примере Андрея Соколова показано не то, что может сделать война с человеком, а что может сотворить со всем человечеством. Замученные концлагерем пленные, осиротевшие дети, разрушенные семьи, выжженные поля – это не должно повторяться никогда, поэтому и не должно забываться.

    Не менее важна идея того, что в любой, даже самой страшной ситуации, надо оставаться человеком, не уподобляться животному, которое от страха действует только на основании инстинктов. Выжить – главное для любого, но если это дается ценой предательства себя, своих товарищей, Родины, то спасшийся солдат — уже не человек, он не достоин этого звания. Соколов не предал своих идеалов, не сломался, хотя прошел через то, что современному читателю даже представить сложно.

    Жанр

    Рассказ – короткий литературный жанр, раскрывающий одну сюжетную линию и несколько образов героев. «Судьба человека» относится именно к нему.

    Однако если присмотреться к композиции произведения, то можно уточнить общее определение, ведь это – рассказ в рассказе. Вначале повествует автор, который волею судьбы встретился и разговорился со своим персонажем. Андрей Соколов сам описывает свою трудную жизнь, повествование от первого лица позволяет читателям лучше проникнуться чувствами героя и понять его. Авторские ремарки вводятся, чтобы характеризовать героя со стороны («глаза, словно присыпанные пеплом», «ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах… только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы») и показать, как глубоко страдает этот сильный человек.

    Какие ценности пропагандирует Шолохов?

    Главная ценность для автора (и для читателей) – мир. Мир между государствами, мир в обществе, мир в душе человека. Война разрушила счастливое течение жизни Андрея Соколова, как и множества людей. Эхо войны до сих пор не утихает, поэтому уроки ее нельзя забывать (хотя часто в последнее время это событие переоценивается в политических целях, далеких от идеалов гуманизма).

    Также писатель не забывает о вечных ценностях личности: благородстве, смелости, воле, желании прийти на помощь. Время рыцарей, дворянского достоинства давно прошло, однако истинное благородство не зависит от происхождения, оно в душе, выражается в ее способности к милосердию и сопереживанию, даже если окружающий мир рушится. Этот рассказ – отличный урок мужества и нравственности для современных читателей.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

1. М. Шолохов — выдающийся русский писатель, лауреат Нобелевской премии в области литературы. (Почетная в мире премия была вручена 1965 русскому писателю М. Шолохову, автору рассказа «Судьба человека» и других произведений о жизни трудового народа.)
II. Судьба главного героя рассказа.
1. Жизнь Андрея Соколова к войне. (У Андрея Соколова жизни было обычное: служил в Красной Армии, работал, растил детей, строил дом, радовался, что его семья живет не хуже людей. Особенно и не задумывался над тем, ради чего живет.)
2. Разлука с детьми и женой в первые дни войны. (Только расставшись с Ириной и детьми, почувствовал Андрей, как много они значили в его жизни.)
3. Испытания, выпавшие на долю Соколова во время войны. (Участие в боевых действиях, плен, первая попытка вырваться на свободу, принудительная работа в плену, побег из плена, весть о гибели Ирины с дочерьми, похороны сына Анатолия в последний день войны.)
4. Чувство человеческого достоинства, воля к жизни, любовь к Родине главного героя рассказа. (Ани при каких обстоятельствах, даже в ужасных условиях плена, герой рассказа не терял чувства человеческого достоинства, воли к жизни, любви к родной земле. Думая, что Мюллер вызвал его чтобы расстрелять, Соколов ведет себя достойно, не теряет чувства человеческого достоинства. А когда снова оказался на Родине, Андрей стал целовать родную землю. Ради этого момента и терпел он все издевательства в фашистском плену.)
5. Жизнь Андрея Соколова после войны. (Жизнь Андрея после войны стало бесцветным, без близких людей оно потеряло свой смысл. И только с появлением Ванюши сердце Соколова начало оттаивать, наполняться чувствами.)
III. Размышления на смыслом жизни в рассказе. (Изображением событий в рассказе автор наталкивает читателя на мысль: человек живет ради того, чтобы творить добро на земле, теплом своего сердца согревать тех, кто рядом. Человек не может прожить свою жизнь в одиночестве. Жизнь приобретает смысл тогда, когда человек живет на родной земли и ей есть для кого жить.)

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ИСТОЧНИК НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Газизова К., Ахтаева Н.С.,

Республика Казахстан, г. Алматы

Литература - учитель жизни…

Солженицын А. И.

Наверное, в жизни каждого человека рано или поздно наступает определенная пора, когда он начинает задаваться вопросом о смысле своего существования. Мы живем в такой век, когда на раздумья совсем не остается времени. ХХ I век – это век информационных технологий, фундаментальных открытий и рыночной экономики, а «современный человек» – прототип робота, готовый приниматьпоток информации круглосуточно. Информатизация общества, как основной движущийфактор прогресса, и рыночная экономика диктуют «современному обществу» свои правила. Слово «жизнь» утеряло свое истинное значение в процессе «эволюции» общества, и, скорее всего, жизнь человека живущего в ХХ I веке – это острая борьба за существование и бесконечные поиски «места под Солнцем». За последнее столетие человечество сделало значительный шаг вперед: создание компьютеров и мобильных телефонов, появление телевидения и Интернета.Но, в погоне за лучшей жизнью и достатком, общество променяло моральные и духовные ценности на материальные.

Немало было сделано открытий, выявлено законов и доказано теорем, но на протяжении многовековой истории до сих пор стоит открытым остается один из самых интересных, но, в то же время, неоднозначных вопросов человечества: «В чем смысл жизни?» Одни находят смысл своей жизни в создании семьи, другие – в карьере, деньгах и власти, а некоторые вообще не находят его. На самом деле, ответ на вопрос о смысле жизни достаточно субъективен. Каждый человек смотрит на жизнь, в первую очередь, сквозь призму своего прошлого опыта, своих ценностей, интересов и др. И именно этот вопрос испокон веков волновал античных философов и мыслителей, давал писателям и поэтам «пищу» для размышлений, а психологам – неисчерпаемую тему для исследований.И, конечно же, понимание значения «смысл жизни» зависит от того, с какой точки зрения мы на него смотрим.

Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность.

Тема «смысла жизни» начала изучаться в начале ХХ века такими психологами, как Альфред Адлер и Карл Роджерс, но наиболее полно раскрыл эту тему в своих трудах австрийский психиатр и психолог Виктор Франкл. Однако, психологические труды – не единственный источник знаний о сущности бытия. Еще задолго до становления психологической науки одним из источников поиска смысла существования для людей являлась и по сей день является художественная литература, а многих классиков мы по праву относим к числу психологов.

Таким образом, художественная литература –это не только особый вид искусства, но и эмоционально-эстетический вид общения, подразумевающий общение между автором, героями и читателем.

Художественная литературатакже является предметом изучения психологов, так как имеет непосредственное отношение к человеческой психике и является ее субъективным отражением отдельных личностей. И художественной литературе посвящен ряд работ советских психологов: «Психология искусства» Л.С. Выготского, и «Методологические тетради» А.Н. Леонтьева, и «Л.Н. Толстой как психолог» И.В. Страхова, и «Заметки психолога при чтении художественной литературы» Б. М. Теплова.

В.П. Зинченко в Большом психологическом словаре дает оценку искусству как «живому знанию»: «Главными признаками живого знания являются открытость и недосказанность. Оно строится на связи науки и искусства. Искусство на столетия опережает науку в познании неживого и особенно живого. Искусство порождает иное знание. Наука расчленяет, анатомирует, дробит мир на мелкие осколки, которые не склеиваются, не компонуются в целостную картину. Особенно она преуспела в своей дезинтегративной деятельности, изучая человека. Искусство же сохраняет мир целостным. Оно постоянно напоминает науке о существовании целостного, неосколочного мира».

С.Л. Рубинштейн в своей книге «Человек и мир» писал, что «смысл жизни каждого человека определяется только в отношении содержания всей его жизни с другими людьми. Все вопросы, которые затрагивают мировоззрение, ответ на которые определяет то, как человеку жить и в чем искать смысл жизни... совпадают в одном вопросе - о природе человека и его месте в мире» .

По определению В.А.Сухомлинского: «Чтение - это один из истоков мышления и умственного развития». Действительно, чтение требует от нас навыки анализа, синтеза, а также запоминания информации, и при этом требует сосредоточенности внимания.Чтение не только способствует развитию памяти и мышления, но и является бесценным источником жизненной информации. Карл Маркс писал, что: «Чтение художественных произведений - неоценимый источник познания жизни и законов ее борьбы». Каждый классик – это хороший психолог. Читая произведения Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского, Ч.Диккенса и других классиков, как русской, так и зарубежной художественной литературы, каждый из нас погружается в особый мир произведения, знакомится с его героями, их жизнью, нравами, ценностями. Кругозор человека значительно расширяется с каждым прочтением, и он смотрит на окружающую действительность иначе, сквозь призму нового приобретенного опыта, посредством прочтения произведения, одним словом, меняется его мировоззрение. Одним из наиболее значительных произведений мировой классики несомненно является роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Написанный еще во второй половине ХХ I века роман Л.Н.Толстого считается культурным достоянием не только русского народа, но и всего человечества. В этом произведении автор затрагивает не только, как это принято предполагать, исторические вопросы, но и раскрывает тему «смысла жизни» в рамках отдельных личностей, как представителей всего рода человеческого. Действительно, если подойти к произведению c более философской стороны, то можно увидеть, что Л.Н.Толстой, будучи «знатоком человеческих душ», раскрывает тему нравственных ценностей и поиска смысла существования на таком ярком примере, как князь Андрей Болконский. Князь Андрей – один из центральных героев, находящийся в постоянном поиске смысла своего существования, что мы можем наблюдать на протяжении всего романа. Поначалу мы видим:сам князь Андрей мечтает о славе, что и явилось некой движущей силой, причиной его участия в военных сражениях. Но, как мы помним, переломным моментом явилось Аустерлицкое сражение, после которого Андрей кардинально меняет свои жизненные ценности и понимает, что он заблуждался, и в мире есть нечто гораздо более высокое и значительное, чем «война ради славы»: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал… Не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». И вот, после падения всех прежних идеалов и убеждений, Болконского ждет горе: смерть жены и сына. Пересмотрев свои взгляды, князь Андрей решает, что «главное» на жизненном пути – это семья и «жизнь ради семьи». Но в Болконском, в отличие от многих других героев романа, была некая сила, внутренний пыл, который не давал ему останавливаться и довольствоваться малым. Вторым переломным моментом в судьбе Андрея стала его встреча с Наташей Ростовой, что в корне изменило его мировоззрение и понятие «смысла бытия». Для каждого влюбленного человека смыслом существования, несомненно, является любовь. Л.Н.Толстому несомненно удалось полностью раскрыть образ человека, находящегося в извечных поисках жизненного смысла, борьбе между укладом жизни того времени и своими интересами.«Слава», «семья», «любовь» - одни из самых распространенных видений этого «смысла». Князь Болконский, вновь участвуя в сражении, погибает, но, погибает уже совсем другим человеком.

«Слава», «семья», «любовь» - одни из самых распространенных видений этого «смысла», но мало кто задумывается об этом в повседневной жизни, как это было и с героем другого произведения не менее талантливого писателя Михаила Шолохова. Андрей Соколов, главный герой произведения М.Шолохова «Судьба человека», обычный гражданин своей страны, хороший муж и отец. Образ Соколова – это собирательный образ многих обычных людей: мужей и отцов, ушедших на войну. А судьба Андрея –это отражение судьбы сотен воинов, солдат, сражавшихся за мирное небо над нашими головами. При прочтении произведения мы видим, что смыслом жизни Соколовабыли семья, работа. Но, как и любой другой человек, Андрей не осознавал всей значимости и ценности всего, что было у него до войны, не осознавал, что это и было смыслом его жизни. Однако, на войне он понял и осознал: насколько важны для него дом, семья, работа и мирное небо. Также, автор указывает на то, что образ Соколова – образ мужественного и храброго, честного и доброго человека, обладающего высокими морально-нравственными ценностями. В отличие от князя Болконского, Соколов не задумывается над «смыслом жизни», он просто живет, честно выполняет свой долг перед Родиной, помогает людям. И смыслом его существования является помощь людям, которые нуждаются в нем, в творении добрых дел.

И, на основе анализа двух произведений, по праву принадлежащих достоянию русской художественной литературы, можно сказать, что ответ на вопрос о «смысле бытия» достаточно субъективен и нельзя что-либо сказать однозначно. Но, на мой взгляд, «смысл существования» заключается в его бесконечных поисках на протяжении всей жизни, а время, проведенное в поисках, и есть «жизнь».

Таким образом, тема «смысла жизни и ее поисков», нравственных ценностей является основной движущей силой написания всех художественных произведений. И именно художественные произведения помогают особенно молодым людям, имеющим незначительный жизненный опыт, пересмотреть свои приоритеты, свои интересы и жизненные ценности. И эти произведения мы можем считать неиссякаемым источником знаний о жизни, потому что пока существует общество, способное читать и анализировать прочитанное, будет существовать и смысл написанного.

На сегодняшний день мы видим, что читающих становится гораздо меньше, также как и значительно сократилось число писателей, а писателей-классиков практически нет. Это одна из серьезных глобальных проблем общества. У современных людей не хватает свободного времени для саморазвития. Городская суета и рутина не оставляют времени для размышлений, а ведь порой необходимо иногда делать остановки и задумываться о том: «Кто я? Живу ли я или всего лишь существую? А если живу, то с какой целью?»

Использованная литература:

1. Смысл жизни (человека). «Философский энциклопедический словарь», М.:Советская энциклопедия, 1989г.

2. Большой психологический словарь. - М.: Прайм-Еврознак. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

3. «Человек и мир», С.Л.Рубинштейн, 1973, с. 382.

4. «Война и мир», Л.Н.Толстой, том I, часть 3, глава XVI.

Судьба человека – судьба народная. (по рассказу Шолохова «Судьба человека»)

В этом рассказе Шолохов изобразил судьбу рядового советского человека, прошедшего войну, плен, испытавшего много боли, тягот, потерь, лишений, но не сломленного ими и сумевшего сохранить теплоту души.
Впервые мы встречаем главного героя Андрея Соколова у переправы. Представление о нем мы получаем через впечатление рассказчика. Соколов- высокий, сутуловатый мужчина, у него большие темные руки, глаза «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Жизнь оставило в его внешности глубокие и страшные следы. Но он говорит о своей жизни, что она была у него обыкновенная, хотя, как мы узнали позже, на самом деле она была полна ужасных потрясений. Но Андрей Соколов не считает, что Бог должен дать ему больше, чем другим.
А во время войны многих русских людей постигла такая же трагическая судьба. Андрей Соколов, словно ненароком, поведал случайному встречному горестную историю, которая произошла именно с ним, а перед нашими глазами встал обобщенный образ русского человека, наделенный чертами подлинной человечности и настоящего героизма.
Шолохов использовал здесь композицию «рассказ в рассказе». Соколов сам повествует о своей судьбе, этим писатель добивается того, что все звучит искренне и достоверно, и мы верим в реальное существование героя. Многое накопилось, наболело в его душе, и вот, встретив случайного слушателя, он поведал ему о всей своей жизни. Андрей Соколов прошел свой путь, как и многие советские люди: довелось ему и в Красной Армии послужить, и страшный голод, от которого умерли все его близкие, испытать, и на кулаков «поишачить». Потом он пошел на завод, стал рабочим.
Когда Соколов женился, в его жизни появилась светлая полоса. Его счастье было в семье. О жене Ирине он отзывался с любовью и нежностью. Она была умелой хранительницей домашнего очага, старалась создать в доме уют и теплую атмосферу, и это у неё получалось, за что муж ей был безмерно благодарен. Между ними было полное взаимопонимание. Андрей сознавал, что она тоже в жизни хлебнула много горя, для него в Ирине важна была не внешность; он видел её главное достоинство - прекрасную душу. А она, когда н приходил злой с работы, не озлоблялась в ответ, не отгораживалась от него колючей стеной, а стремилась снять напряжение лаской и любовью, понимая, что мужу приходиться много и тяжело работать, чтобы обеспечить им безбедное существование. Они создали друг для друга свой маленький мирок, куда она пыталась не пускать злобу внешнего мира, что ей удавалось, и они были счастливы вместе. Когда у них появились дети, Соколов откололся от товарищей с их пьянками, всю получку стал приносить домой. В этом проявилось его качество абсолютного отсутствия эгоизма по отношению к семье. Андрей Соколов нашел свое нехитрое счастье: жена- умница, дети- отличники, свой собственный домик, скромный достаток- это все, что ему было нужно. У Соколова очень простые запросы. Для него важны духовные ценности, а не материальные.
Но война разрушила его жизнь, как и тысячи жизней других людей.
Андрей Соколов пошел на фронт выполнять свой гражданский долг. Тяжело ему казалось прощание с семьей. Сердце его жены предчувствовало, что эта разлука навсегда. Тогда он оттолкнул на мгновение, разозлился, посчитав, что она его «заживо хоронит», а вышло все наоборот: он вернулся, а семья погибла. Эта потеря для него - страшное горе, и сейчас он винит себя за каждую мелочь, вспоминает каждый свой шаг: не обидел ли чем-нибудь жену, не сделал ли когда-либо ошибки, где недодал тепла своим близким. И с невыразимой болью он говорит: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!» Это потому, что нечего нельзя вернуть, ничего нельзя изменить, все самое дорогое утеряно навсегда. Но соколов несправедливо себя обвиняет, потому что он сделал все, что мог, чтобы вернуться живым, и честно выполнял этот долг.
Когда нужно было отвезти боеприпасы батарее, оказавшейся без снарядов под вражеским огнем, командир автороты спросил: «Проскочишь Соколов?» Но для него этот вопрос изначально был решенный: «А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может погибают, а я тут чухаться буду?» ради товарищей он, не задумывался, готов подвергнуть себя любой опасности, даже пожертвовать собой: «какая же тут может быть осторожность, когда там ребята с пустыми руками воюют, когда дорога вся артогнём простреливается». И в его машину попал снаряд, и Соколов оказался пленником. Много боли, тягостей, унижений претерпел он в плену, но в любой ситуации он сохранял свое человеческое достоинство. Когда немец велел снять ему сапоги, то он протянул тому и портянки, чем поставил фашиста в глупое положение в глазах товарищей. И враги смеялись не над унижением русского солдата, а над своим же.
Это качество Соколова проявилось и в сцене в церкви, когда он услышал, что один из солдат угрожал молодому командиру его выдать. Соколову противна мысль, что русский человек способен на такое гнусное предательство. Андрей задушил негодяя, и ему стало так отвратительно, «будто он не человека, а какого-то гада душил». Соколов пытался бежать из плена, он во что бы то ни стало хотел вернуться к своим». Однако в первый раз ему это не удалось, его нашли с собаками, избили, истерзали и посадили в карцер на месяц. Но это его не сломило, мечта о побеге у него осталась. Его поддерживала мысль о том, что на Родине его ждут, и должны дождаться. В плену он переживал «нелюдские муки», как и тысячи других русских военнопленных. Их жестоко избивали, морили голодом, кормили так, что - бы только могли держаться на ногах, давили непосильной работой. Добивали и новости о немецких победах. Но и это не сломило несгибаемый дух русского солдата, вырвались из груди Соколова горькие слова протеста: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». И какой-то подлец донес командиру лагеря об этом. Вызвали Соколова к лагерфюреру, а это означало растрел. Андрей шел и прощался с окружающим миром, но не себя жалел он в эти минуты, а жену Ирину и детей, однако прежде всего он думал о том, чтобы собраться с духом и бесстрашно глядеть в лицо смерти, не уронить чести русского солдата перед врагами.
Но впереди его еще ожидала испытание. Немец перед расстрелом предложил Андрею выпить за победу немецкого оружия и дал кусочек хлеба с салом. Это было серьезным испытанием для изголодавшегося до смерти человека. Но у Соколова была несгибаемая и поразительной силы патриотизм. Даже перед смертью, доведенный до физического истощения, он не поступился своим принципам, не стал пить за победу врагов, он выпил за свою погибель, он не стал закусывать и после первого, и после второго стакана и лишь после третьего откусил маленький кусочек. Даже немцы, не считавшие русских пленных за людей, были поражены удивительной стойкостью и чувством высочайшего человеческого достоинства русского солдата. Его мужество спасло ему жизнь, его даже наградили хлебом и салом, которое он честно разделил с товарищами.
В конце концов, Соколову удалось сбежать, но и тут он думал о долге перед Родиной и привез с собой немецкого инженера с ценной информацией. Андрей Соколов тем самым является образцом патриотизма, присущего русскому народу.
Но жизнь не пощадила Андрея, он не был исключением среди тысяч трагических судеб. Война отняла у него семью, и в самый День Победы его гордость – единственного сына. Но она не смогла уничтожить дух русского человека. Андрей сумел сохранить в душе теплоту для маленького мальчика, сиротки, которого нашёл у дверей чайной и стал для него отцом. Соколов не мог жить только для себя, это казалось ему бессмысленно, ему нужно было о ком то заботиться, на кого-то обратить не растраченную любовь к утерянной на всегда семье. В этом мальчике сосредоточилась теперь вся жизнь Соколова. И даже когда его постигла очередная неудача: подвернулась под машину на дороге злосчастная корова, и от него несправедливо отобрали водительские права, он не озлобился, потому что теперь у него был маленький человечек, для которого стоит жить и сохранять душевное тепло.
Вот так Шолохов представил перед нами нелёгкую жизнь одного рядового русского человека. Он – обыкновенный солдат – труженик, каких в Советской Армии насчитывались миллионы. И даже трагедия, пережитая им, не является исключительной: в годы нашествия фашистов на нашу страну многие люди потеряли своих самых дорогих и близких.
Таким образом, мы видим за этой личной, индивидуальной судьбой судьбу всего русского народа, народа-героя, вынесшего на своих плечах все тяготы и ужасы войны, отстоявшего в непосильной борьбе с врагом свободу своей Родины.

Арендный блок

Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» - одно из вершинных произведений писателя. В центре его - исповедь простого русского человека, прошедшего две войны, пережившего нечеловеческие муки плена и не только сохранившего нравственные устои, но и оказавшегося способным дать любовь и заботу сироте Ванюшке. Жизненный путь Андрея Соколова был путем испытаний. Он жил в драматические времена: в рассказе упоминаются гражданская война, голод, годы выхода из разрухи, первые пятилетки. Но характерно, что в рассказе эти времена лишь упоминаются, без привычных идеологических ярлыков и политических оценок, просто как условия существования. Внимание главного героя сосредоточено совсем на другом. Обстоятельно, с нескрываемым любованием говорит он о жене, о детях, о работе, которая пришлась по душе(«завлекли меня машины»), о семе ином достатке («дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть все в порядке»). Эти простые земные ценности и есть главные нравственные обретения Андрея Соколова в довоенное время, это его нравственная основа.

Нет ни политических, ни идеологических, ни религиозных ориентиров, а есть извечные, общечеловеческие, общенародные понятия (жена, дети, дом, работа), наполненные теплом сердечности. Они стали духовными опорами Андрея Соколова на всю последующую жизнь, и в апокалиптические испытания Великой Отечественной войны он входит вполне сложившимся человеком. Все последующие события жизни Андрея Соколова представляют собой испытание этих нравственных устоев « на излом». Кульминация рассказа - побег из плена и прямое столкновение с гитлеровцами. Очень важно, что Андрей Соколов относится к ним с каким-то эпическим спокойствием. Это спокойствие - от воспитанного в нем уважительного представления об изначальной сущности человека. В этом причина наивного, на первый взгляд, удивления Андрея Соколова при столкновении с варварской жестокостью гитлеровцев и ошеломленности перед падением личности, развращенной идеологией фашизма.

Столкновение Андрея с гитлеровцами - это борение между здоровой, опирающейся на мировой опыт народа нравственностью и миром антинравственности. Суть победы Андрея Соколова состоит не только в том, что он принудил самого Мюллера капитулировать перед человеческим достоинством русского солдата, а еще и в том, что он своим гордым поведением хоть на миг пробудил в Мюллере и его собутыльниках что-то человеческое («тоже рассмеялись», «поглядывают вроде помягче»). Испытание нравственных устоев Андрея Соколова не исчерпывается смертными муками фашистского плена. Известие о гибели жены и дочери, смерть сына в последний день войны, да и сиротство чужого ребенка, Ванюшки, - это тоже испытания. И если в столкновениях с гитлеровцами Андрей сохранил свое человеческое достоинство, свою сопротивляемость злу, то в испытаниях своей и чужой бедой он обнаруживает нерастраченную чуткость, невытравленную потребность дарить тепло и заботу другим. Важной особенностью жизненного пути Андрея Соколова является то, что он постоянно судит себя: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!» Это голос совести, возвышающей человека над обстоятельствами жизни. Кроме того, каждый поворот в судьбе героя отмечается его сердечной реакцией на свои и чужие поступки, события, ход жизни: «Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут…», «Как вспомнишь нелюдские муки… сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать», «оборвалось у меня сердце…» В конце исповеди Андрея Соколова появляется образ большого человечьего сердца, принявшего в себя все беды мира, сердца, истраченного на любовь к людям, на защиту жизни.

Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» убеждает в том, что смысл истории, ее движущий «мотор» составляет борьба между человечностью, взращенной на вековом опыте народной жизни, и всем, что враждебно «простым законам нравственности». И только тот, кто впитал эти органичные человеческие ценности в свою плоть и кровь, «осердечил» их, может силою своей души противостоять кошмару расчеловечивания, сохранить жизнь, защитить смысл и правду самого человеческого существования.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

К данному материалу относятся разделы:

Тема и идея, острота конфликта и художественные особенности пьесы

Основные темы и идеи прозы И. А. Бунина.

Анализ рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник»

Тема любви в прозе А.И. Куприна. (На примере одного произведения.)

Герои ранних рассказов М. Горького

Споры о человеке в пьесе Горького «На дне»

ОБЩИЙ ОБЗОР ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Тема революции в поэме А. Блока «Двенадцать»

Трагизм поэмы А. Ахматовой «Реквием»

Тема родины и природы в лирике С. А. Есенина

Основные мотивы лирики Б. Пастернака.

Сатирические произведения В. Маяковского. Основные темы, идеи и образы

Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор)

Становление новой культуры в 30-е годы. Первый съезд советских писателей и его значение.

Основные темы и проблемы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Добро и зло в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Воланд и его свита.

Булгаковская Москва (по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Историческое время романа «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова.

Судьбы казачества в произведении М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Признаки жанра романа-эпопеи в произведении М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Судьба Андрея Соколова в произведении М. А. Шолохова «Судьба человека».

Послевоенная ситуация в стране и в литературе.«Оттепель».

Поэзия 60-х годов - творчество одного из поэтов «шестидесятников» .

Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине “Экономическая информатика”

Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой курса “Экономическая информатика ” и предназначены для изучения методики использования СУБД ACCESS для обработки данных. Методические указания содержат необходимые теоретические сведения, варианты заданий и контрольные вопросы.

Экономические основы работы с молодежью

Структура и содержание учебной дисциплины

Theoretical Grammar

Exam Questions. The Subject of Theoretical Grammar. Syntagmatic relations. Segmental units. History of English Grammars. Parts of speech. The noun as a part of speech.

Социальное государство. Оценка страны изучаемого языка с т.з. теории социального государства

Социальное государство - это новый этап в развитии государства, который стал возможным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина. Среди признаков социального государства отметим следующие. Китай.