Цирк в челябинске. Тематическое занятие «Цирк». Ребенок в цирке: о чем следует позаботиться заранее

Праздник в начальной школе «К нам приехал цирк!». Сценарий.


Матвеева Светлана Николаевна , учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию материал, который направлен на организацию досуговой деятельности детей начальных классов. Данный материал будет полезен учителям начальных классов и воспитателям группы продлённого дня. К мероприятию рекомендуется заранее провести предварительную работу.
Цель: создать атмосферу праздника, вызвать положительные эмоции.
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения цирка, а также с профессиями артистов цирка;
- воспитывать у детей умение проявлять положительные эмоции, веселиться и доставлять радость своим друзьям;
- создать благоприятный микроклимат на празднике.
Предварительная работа: украшение зала (класса), оформление выставки рисунков «Я люблю цирк» и сочинений «В цирке я хотел бы быть…», подготовка докладов и презентаций, подготовка и репетиция номеров к празднику, приобретение специальных красок и кистей для нанесения грима, приобретение париков, носиков и галстуков для конкурса, изготовление памятных буклетов, приобретение сувениров (желательно, чтобы они напоминали о цирке: мыльные пузыри, светящиеся палочки, заводные игрушки и т. д.), разучивание стихов, приобретение билетов в цирк.

Ход мероприятия:

Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!
Все глядят на середину
В середине – волшебство:
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела, как синица.
Там собачки танцевали...
Вы, конечно, там бывали.
Что это, ребята? (Цирк).
Звучит музыка.
Ведущая: Конечно, это ЦИРК ! Цирк - один из самых древних, массовых и популярных видов искусства. Сегодня нас ждёт Путешествие в цирк! Именно цирк вносит в жизнь детей необыкновенное веселье и радость. Медведи, катающиеся на велосипедах, тигры, прыгающие в пылающие кольца, акробаты, мастерски выполняющие самые сложные трюки и т.д. – всё это приводит в неописуемый восторг не только детей, но порой и нас взрослых. Сегодня праздник «К нам приехал цирк!» .


Далее следует презентация или доклад детей об истории возникновения цирка.
Примерное содержание:
Цирк – от латинского слова «круг», относится больше к гонкам, чем к другим видам развлечений.
Человек всегда любил, чтобы его развлекали. В Древней Греции, например, были гонки колесниц, в Китае - «человек-змея», в Египте - дрессировщик диких животных. Со временем в Риме появилась идея объединения этих и других развлечений в цирке.
Цирковое искусство намного старше, чем собиравшие тысячи зрителей римские зрелища. Впервые (3500 лет до н.э.) оно появилось в Китае. Китайские циркачи демонстрировали в основном эквилибристику, акробатические и гимнастические номера, а также жонглирование. Именно этими номерами китайцы знамениты и по сей день. Китайский цирк – зрелище, в котором артисты демонстрируют немыслимую гибкость тела. В Древнем Китае цирковое искусство было представлено выступлениями акробатов, сохранявшими равновесие при исполнении сложных упражнений: в китайском цирке не было номеров с участием животных.
В свою очередь, древнеримские цирки – монументальные сооружения для нескольких тысяч зрителей – были, прежде всего, местами соревнований конных повозок. Позднее, после изобретения складного циркового шатра, появились передвижные цирковые труппы.


Цирк «Максимус» появился в III столетии до нашей эры. Он был и самым большим: в нем могли поместиться 150000 человек. Когда римляне приходили в цирк, они как никогда попадали на прекрасную площадь развлечений. Там торговали сладостями и другими продуктами. Вход был бесплатным, потому что правители использовали цирки, для того чтобы удовлетворить народ, отвлечь от общественных проблем и забот.
В средневековье не было организованных цирков. Из города в город путешествовали труппы артистов, которые показывали различной сложности трюки.
Первый цирк, больше всего похожий на современный, был создан англичанином Филлипом Эстли в 1768 году.
Так из обыкновенного представления и любви человека к лошадям появился цирк. Для того, что бы привлечь учеников и заработать больше денег, Филипп начал проводить демонстрации своих наездников. Дела у него пошли хорошо, очень скоро он смог построить специальное здание, которое имело куполообразную крышу, манеж, круглый зрительный зал и сцену с оркестром.
4 августа 1777 года прошло первое цирковое представление в этом здании, носившем тогда название «амфитеатр Эстли». Сначала все представления состояли исключительно из номеров с лошадьми. Были показаны чудеса дрессировки, акробатики. Однако со временем в «Амфитеатре» начали ставиться комбинированные представления, где присутствовали как номера с наездниками, так и другие номера. В первых цирковых программах принимали участие дрессировщики собак, канатоходцы, клоуны, акробаты, пантомима и жонглеры.
Идеей Эстли заинтересовались и в других странах. С тех пор цирки стали популярным зрелищем во всём мире.


Ведущая: Цирк – это яркие, захватывающие дух или заражающие оптимизмом номера. Действительно, где, если не в цирке, можно увидеть столько неординарных личностей с уникальными способностями, умениями и готовностью неустанно развлекать публику? На первый взгляд, кажется, что жизнь циркового артиста насыщена беззаботностью и весельем, но, между тем, его работа – это очень тяжёлый труд.
В цирке работают представители многих специальностей: дрессировщики, иллюзионисты, клоуны, акробаты, атлеты, воздушные гимнасты, эквилибристы, наездники и другие.
Все профессии пред глазами, они написаны на доске или висят на стенде.
Ведущая: Для овладения профессиональными навыками каждому из этих специалистов требуются годы тренировок. В такой сфере вряд ли смогут проявить себя те, кто не готов посвятить цирковому искусству всю свою жизнь. Цирк для них это не просто место работы. Для всех кто выбрал своей профессией служение цирковому искусству, - это жизнь, это дом, это семья.
Артист цирка должен обладать следующими качествами:
- упорство и терпение;
- хорошие физические данные;
- требовательность к себе и другим;
- творческое мышление;
- непринужденность в работе;
- актерские способности;
- физическая выносливость;
- готовность к ежедневному риску;
- легкость;
- способность преодолевать страх и усталость.
Все качества пред глазами,
они написаны на доске или висят на стенде.

Ведущая: Посмотрим, есть ли эти качества у Вас?
Конкурс «Весёлая пантомима». Для участия приглашаются все желающие. Даётся задание. За 5 минут надо придумать пантомиму и показать её всем участникам праздника. У кого хорошо получается и тот, кто угадывает, получают сувениры на память.
Примерные задания:
Изобразить известную картину, пословицу, строчку из известного всем стихотворения.
Ведущая: Современный цирк – прежде всего развлечение, поэтому его обязательным элементом является выступление клоунов.


Ведущая: Любимцы детей – ярко раскрашенные актёры в огромных башмаках с искусственными красными носами призваны смешить зрителей. Это нелегко, и зачастую требует разнообразных талантов – актёрских, музыкальных и гимнастических. Наиболее популярные представители этой группы циркачей – акробаты, мимы – “рыжие” и “белые”, чьи образы произошли от традиционных комедийных персонажей – Арлекина и Пьеро.
Далее следует работа детей в парах. Специальными красками они наносят грим друг другу. Можно пригласить на праздник профессионала, который поможет детям, а можно справиться самим с привлечением родителей.
1 ребёнок:
Клоун Рыжий, клоун Белый,
Клоун трус и клоун смелый,
Клоун Бом и клоун Бим,
Клоун может быть любым.
На проделки их глазея,
Мы кричим: «Вот это да!»…
Только клоуна-злодея
Не бывает никогда!
Ведущая: Следующий конкурс «Клоуны одеваются» .
Для этого конкурса необходимо разделиться на 2 команды, можно мальчики и девочки, дети и родители и т. д. К конкурсу уже готовы заранее атрибуты: парики, носики, галстуки, бантики и прочее. По сигналу команды начинают одевать на себя все атрибуты клоуна. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справиться с заданием.
Звучит весёлая музыка. По окончании конкурса дети в костюмах танцуют. Некоторые дети, которые заранее готовили номер клоуна, разыгрывают сценки, веселят гостей.
Ведущая: Есть в цирке и опасная работа.


2 ребёнок:
Если дрожь в руках, не трожь,
Этот острый длинный нож -
Ты уйми сначала дрожь,
А потом его метнешь!
Ведущая: Эквилибристка и акробатические номера требуют необычайного умения, которое приходит лишь в результате многолетних тренировок, как, например, в акробатических трюках на трапециях под куполом цирка, изобретенных во Франции в середине XIX в. Для этого необходимо точное чувство времени, ловкость, сила и гибкость тела. Не менее трудными номерами являются езда на одноколёсном велосипеде, требующая исключительного чувства равновесия, а также метание ножей в цель. Каждое неверно выполненное движение связано с огромным риском и может угрожать жизни артиста.
3 ребёнок:
Обручей на ней не счесть:
Десять, двадцать, двадцать шесть,
Двадцать девять, тридцать три...
Где артистка?
Там, внутри...
Ах, она играет в прятки?
Все равно мы видим пятки!


Далее следуют конкурсы: «Метание дротиков», «Кегли», «Городок», «Кто дольше крутит обруч», «Кто больше прыгает на скакалке» и другие. Все конкурсы проходят с помощью родителей. Затем следуют гимнастические выступления детей, с лентами, булавами, обручами, мячами и прочими атрибутами.
Ведущая: Ребята, предлагаю Вам - Конкурс загадок «Что я знаю о цирке?» .
Примерные загадки:
В Москве ли,
В Праге ли,
В Мадриде ли,
Кто в цирке
Самый главный?
(Зрители).
Палочкой помашет –
Хищники пляшут.
Нахмурит лицо –
Лев прыгнет в кольцо.
Он что, регулировщик?
Нет, это... (дрессировщик).


В моих руках любой предмет
Как будто заколдован.
Вот шарик есть, а вот уж нет!
Вот появился снова!
То там, то здесь, То нет, то есть!
И вот уж шариков не счесть!
Смотри, пропали!
Где ж их взять?!
И очень даже странно,
Что достаю я их опять...
Из твоего кармана!
(Фокусник).
Кольцо в огне, оно горит,
Через кольцо гимнаст летит,
В полете распушил он гриву
И помахал хвостом игриво.
(Лев).
«Гав-гав», - кричит нам чемпион.
На двух передних лапах он
Стоит на узенькой доске,
И с яблоком на голове.
(Собака).
Жонглер на сцене выступает,
Он хоботом шары бросает
На лапе стоя, на одной,
Он славный очень и смешной.
(Слон).
Раньше он в берлоге спал,
Цирк его к себе позвал.
Поднимает гири он -
Цирковой артист силён.
(Медведь).
Всем первым отгадавшим выдаются сувениры.
Ведущая: Классические номера – это выступления дрессированных животных. В программу могут входить выступления катающихся на велосипедах собачек, жонглирующих мячами тюленей, а также верховая езда. Особенно популярны номера с участием опасных животных – например, медведей, львов, тигров и слонов. Зрелище дрессировщика, вкладывающего голову в пасть льва, заставляет замирать сердце, но настолько же захватывающим может быть вид огромных слонов, стоящих на двух ногах как маленькие собачки.


4 ребёнок:
У воспитанной собаки
Нету времени для драки.
Нужно ей решать примеры,
Перепрыгивать барьеры,
Приносить мячи в зубах,
Танцевать на двух ногах,
Застилать свою кровать,
И котов дрессировать.
Далее выступают ребята, приготовившие номера со своими домашними животными. (Обязательно при помощи родителей). Животные должны быть безопасными. Если в классе есть дети с аллергией на животных, то этот пункт следует исключить из сценария.
Ведущая: В цирке очень много интересного. Давайте посмотрим и послушаем наших ребят. Они приготовили Рубрику «Знаете ли вы?» и фокусы .
Примерные сообщения:
Под огромным цирковым шатром находятся места для зрителей и оркестра, а также арена для артистов.
В былые времена зрителей очень привлекали выступления пожирателей огня.
Многие считают, что показывать дрессированных животных – жестоко. Чтобы животные – например, львы – стали послушными, безопасными и выполняли приказы человека, их приходится годами обучать самыми безжалостными методами. Часто животных содержат в несоответствующих условиях, например, в слишком маленьких клетках, где они лишены возможности свободно двигаться и играть. Поэтому некоторые современные цирки возвращаются к китайским формам развлечений – без выступлений животных, только с фантастическими номерами великолепно обученных людей.
Помимо обычного цирка, существуют также “Цирк на воде” и “Цирк на льду”, в котором циркачи исполняют трюки в воде и на коньках.
Далее дети показывают подготовленные заранее фокусы.
Ведущая: А теперь конкурс чтецов «Стихи о цирке».
Примерные стихи:
Клоун в цирке -
Это клоун!
С ним смеётся весь народ!
В три ручья льёт слёзы то он,
То под куполом поёт!
Все хохочут,
Он – рыдает!
Лезет к тиграм на рожон!
У меня мечта большая:
Буду клоуном!
Как он!

Для радости ребячьей
Приехал цирк бродячий.
В поющем и в звенящем,
В нём всё, как в настоящем.

Гимнаст летит, и скачет конь,
Лисица прыгает в огонь,
Собачки учатся считать,
Выходит пони их катать.
Мартышка к зеркалу спешит,
И клоун публику смешит.


В конце выходит чародей,
И на глазах у всех людей
Из ничего, из пустоты
Живые достаёт цветы,
Потом, как будто для игры,
Бросает в публику шары.
У детворы глаза блестят,
А в небо голуби летят!

Мы с мамой в цирке побывали
(Мечтал об этом с давних пор).
Артистов разных повидали,
И мне понравился жонглёр.

Подбрасывал тарелки в воздух,
И ни одной не уронил!
Я затаил дыханье просто,
Ему я хлопал, что есть сил!

Мне захотелось попытаться,
Как вырасту, жонглёром стать.
Немного потренироваться,
А после в цирке выступать.

Достал тарелки я из шкафа,
И стал подбрасывать, как он…
Но падали тарелки на пол
И бились, издавая звон.

Наверно, глядя на жонглёра,
Секрет какой-то проглядел…
Эх, попадёт за это скоро!..
Жонглёром быть я расхотел!

Их прыжки легки и метки.
Львиный рык похож на гром.
Даже в цирке, даже в клетке
Остается лев царём.

Бедный йог на сабли лег!
Угли съел несчастный йог!
Не пугайтесь, дети,
Это клоун Петя!
Угли - из морковки,
Сабли - из веревки,
Смотрит из корзины
Кобра из резины!

Depositphotos.com

«Детей артистов в цирковой среде называют рожденными в опилках»

Начну с того, что в цирке выступают люди, которые пришли к этому самыми разными путями. И все артисты, как и их истории, очень отличаются. Кто-то профессионально занимался спортом, где важную роль играют личные достижения, и на манеж выходит, сосредоточившись на трюках. Кто-то танцевал. А кто-то, как я, родился и вырос в . И это особая категория людей. О них, и о себе – в том числе – я и расскажу.

Детей артистов в цирковой среде называют рожденными в опилках: ими принято покрывать манеж со времен, когда в цирке стали выступать конные акробаты. Опилки служат упором для лошадиных копыт, в них не так больно падать, да и убрать за животными проще. Кроме того, многие четвероногие артисты живут в вольерах, пол которых также усыпан опилками. Дети возятся с животными, копошась в опилках. Отсюда и выражение.

Воспоминания о раннем детстве у меня, как, наверное, и у большинства людей, фрагментарны. В моей памяти сохранились связанные с цирком цвета, звуки и ароматы. Это запахи отцовского грима, каучукового манежа, сахарной ваты, попкорна.

«Мы начинаем осваивать цирковые профессии очень рано»

В 4 года я впервые вышел на манеж как артист. Выступал с родителями, участвовал в новогодних постановках. У был номер – «Собачья академия», в котором его питомцы разыгрывали сцену урока и делали все, что положено ученикам в школе. Мама ассистировала. А я сидел с собаками за партой и повторял несложные действия. У собак получалось лучше, и зрителей это очень умиляло. Конечно, по мере того как я становился старше, от меня требовали большего.

Вообще дети артистов начинают осваивать цирковые профессии очень рано. Сначала участвуют в номерах родителей, потом учатся чему-то, чтобы потом выступать отдельно. Иногда родители занимаются с детьми сами, но чаще отдают в ученики знакомым артистам. Тут очень важно разглядеть талант, учесть характер и даже особенности и потенциальные возможности тела, чтобы подобрать дело, которое действительно подходит. Как правило, это удается. И получается, что дети артистов остаются в цирке и работают там всю жизнь. Это в порядке вещей, как и весь жизненный уклад артистов.

Николай Винокуров / Фотобанк Лори

«Новый город - новая школа»

Цирковые семьи трудятся сообща. И это здорово. У каждого – свои обязанности и своя ответственность. В те дни, когда не было представлений, мы просыпались утром, завтракали и отправлялись в цирк: репетировать и ухаживать за животными. Многие цирковые семьи так живут, приходится договариваться и ладить – от этого в том числе зависит профессиональный успех.

Правильно распределить обязанности важно еще и потому, что артисты постоянно перемещаются. Отправляясь на гастроли, мы везем с собой животных, костюмы, реквизит. Нужно постоянно оформлять документы и следить за тем, чтобы ничего не забывать. Но это быстро входит в привычку – ездить приходится очень много. Мы с родителями особенно активно гастролировали, пока я не пошел в школу. Возможно, они старались лишний раз не отрывать меня от занятий.

Но избежать этого все равно не удалось бы. Поэтому когда я пошел в школу, в моей жизни начался забавный период под названием «Новый городновая школа». Меня не отправляли учиться за границу, как некоторых моих друзей. Хотя за школьные годы родители работали и в европейских странах, и в Японии – в эти периоды я учился экстерном.

«Меня очень выручали цирковая открытость и коммуникабельность»

Постоянная смена школ многому меня научила. Я рано понял, что времени присматриваться к одноклассникам нет, надо максимально быстро расположить к себе окружающих, чтобы проучиться положенный отрезок времени спокойно, без конфликтов. И мне это часто удавалось, хотя бывало всякое. Я заметил, что к новеньким в принципе неплохо относятся. При том что мальчики обычно все-таки любят проверить, что из себя представляет новенький, дрался я не так уж часто.

Возможно, мне просто везло, и обстоятельства складывались в мою пользу. Я по опыту знаю, что успех в школе и адаптация чаще всего результат цепи определенных событий. Иногда и неудачных. Поэтому я уверен: когда ребенку трудно учиться из-за того, что он плохо ладит с одноклассниками или учителями, проблему можно решить, сменив школу.

Losevsky Pavel / Фотобанк Лори

Я же это делал не по своей воле. Меня очень выручали цирковая открытость и коммуникабельность. Эти черты вообще отличают детей цирковых артистов. Кстати, между собой дети цирковых контактируют очень своеобразно. Мы не тратим время на вопросы типа «Сколько тебе лет?» и «Чем ты увлекаешься?» Общаемся так, будто виделись вчера и продолжаем начатый разговор.

Правда, легкость в общении имеет и обратную сторону. Из-за постоянных переездов приходится не только знакомиться с новыми людьми, но и прощаться. Правда, с одним давним другом из московской школы мы общаемся до сих пор, несмотря на то, что я проучился с ним примерно полгода.

«Вписаться в программу вообще бывало сложно»

Помимо общения со сверстниками мне нужно было находить общий язык с огромным количеством учителей. И я сделал для себя еще один важный вывод: результат освоения того или иного предмета в большинстве случаев зависит от взаимоотношений с учителем.

Однажды из-за затянувшегося оформления документов мы оказались на вынужденном простое в одном провинциальном городе. Местная учительница по математике просто поражала меня своим выговором и внешним видом – из-за ее акцента я не понимал половины того, что говорила эта женщина. В результате съехал, хотя математика всегда давалась мне отлично.

Вписаться в программу вообще бывало сложно. Даже если я менял школы в России. Формально программа почти всегда была одна, но осваивали ее ученики разных школ с разной скоростью. Бывало, что артистов селили рядом с гимназией. А там класс сильно опережал учеников обычной школы, куда я ходил до гимназии. Поэтому приходилось сидеть за учебниками по ночам и заниматься. Иногда я оказывался в классе, который, наоборот, отставал очень сильно. Тогда можно было расслабиться и ничего не делать… А попав в нормальный класс в другом городе, поплатиться за это.

«Главными моими врагами были одиночество и скука»

Несмотря ни на что, до шестого класса я был почти отличником. А когда собирался в седьмой, родителей пригласили работать в Италию на год (впоследствии продлив контракт еще на один). И тогда они взяли меня с собой. В школе договорились, что я буду заниматься сам, а в мае сдам экзамены. Мне выдали кучу учебников, и мы уехали.

Вячеслав Николаенко / Фотобанк Лори

Вернувшись в Россию, я сдал экзамены за седьмой и восьмой классы. И то переезжая из города в город и регулярно меняя школы, то занимаясь самостоятельно, правдами-неправдами закончил школу. В этот период я думал о том, точно ли хочу остаться в цирке или мне нужно выбрать другой путь. Пока думал, поступил в университет, а когда получил диплом, у меня уже был собственный номер с мячами, с которым я гастролировал без родителей. И вопрос отпал сам собой. Сегодня у меня три номера, один из них – номер отца с собаками, он достался мне по наследству, когда отец оставил манеж.

Вспоминая свое детство, я понимаю, что объездил очень много городов и стран, встречал людей разных национальностей, вероисповедания и статуса. И при этом, как ни парадоксально, за границей главными моими врагами были одиночество и скука. Жить приходилось пусть в хорошо оборудованном, но – тесном – доме на колесах, где на личное пространство не было и намека. Это удручало, как и отсутствие компании по возрасту. Я не ходил в школу, а в программе, в которой выступали родители, часто участвовали только взрослые артисты. Поневоле меня посещали философские мысли не по возрасту. Поэтому я, насколько это удавалось, изучал места.

Я выяснил, что везде, в том числе в самых маленьких деревушках есть, на что посмотреть. А еще обнаружил, что люди в каждом городе разные, даже если живут в одной стране. Их восприятие мира, отношения между собой и к другим очень отличаются. Меня это всегда поражало и одновременно вдохновляло как в детстве, так и сейчас, когда я в очередной раз оказываюсь в новом месте.

Здравствуйте, друзья! Вы уже ходили с малышом в цирк? Мы на прошлой неделе первый раз сводили Веронику в цирк. И в связи с этим решила провести для нее тематическое занятие на тему цирка. Вероника, как и все дети, любит животных, поэтому занятие получилось интересным и веселым. Если и вашему ребенку интересна тема животных, то прочитайте статью «Тематическое занятие «Животные на ферме».

Тематическое занятие «Цирк»

Смотрим презентацию «Детям о цирке»:

Развитие речи

После просмотра презентации обсудите с ребенком, что ему понравилось в ней. Если вы уже были в цирке, вспомните, что вы там видели.

Прочитайте стихотворение и обсудите его.

Цирк

З.Торопчина

В цирке вновь аттракцион.

Выступают тигры, слон,

Акробаты и атлеты...

Покупай скорей билеты!

Ждут вас редкие таланты —

Циркачи и музыканты.

Здесь артисты — звери, люди,

И скучать никто не будет!..

На арене — яркий свет,

В зале мест свободных нет.

Вышел клоун — вот потеха!

Умирают все от смеха.

Акробатка так прекрасна!

Но под куполом опасно,

Да ещё вниз головой.

Зритель замер, чуть живой.

Быстроногие лошадки

Лихо мчатся по площадке,

А на них джигиты-асы

Совершают выкрутасы.

Вот загадка для людей —

Фокусник и чародей:

Показал пустой мешок —

Через миг там — петушок!

Все команды ловко, быстро

Исполняют львы-артисты,

Обезьяны, тигры, кошки...

Всем похлопаем в ладошки

За приятное волненье,

За талант и за уменье!..

Цирк везде, на всей планете

Любят взрослые и дети!

Мелкая моторика