Болезнь сына ирины антоновой. Из мемуаров Каретниковой о директоре Пушкинского музея Антоновой: Психическое заболевание сына – трагедия в центре ее блестящей жизни. Немножко верила в бессмертие

Ирина Александровна Антонова (род. 20 марта 1922 года) возглавляла Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина с февраля 1961 года по июль 2013 года, когда была назначена президентом Музея.

Будучи не только музейным, но и общественным деятелем, с 1992 года И.А. Антонова является Почетным членом Международного Совета музеев, Академиком Российской Академии Образования, Российской Академии художеств, почетным доктором Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), заслуженным деятелем искусств РФ.

И.А. Антонова награждена орденами Трудового Красного знамени, Октябрьской революции, Дружбы народов, За заслуги перед Отечеством I, II, III и IV степени (полный Кавалер ордена).

Лауреат Государственной премии РФ 1995 года.

Также она является Командором ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», Командором ордена литературы искусств и литературы (Франция), Кавалером ордена Почетного легиона.

За вклад, внесенный в развитие культурного сотрудничества между Японией и Россией, И.А. Антоновой был присужден «Орден Восходящего солнца, Золотая и Серебряная звезда».

И.А. Антонова выступила инициатором и возглавила рабочую группу по подготовке концепции развития Музея, создания «музейского городка», о котором мечтал основатель Музея Иван Владимирович Цветаев. По предложению Ирины Александровны к участию в работе по реконструкции Музея был привлечен один из крупнейших мировых архитекторов, имеющий большой опыт в области современной музейной архитектуры, сэр Норман Фостер (Великобритания).

Под руководством И.А. Антоновой была разработана программа мероприятий к 100-летию ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2012 году, получившая поддержку и финансирование Правительства РФ. Энергично осуществляя реализацию этой программы, Антонова руководила деятельностью Музея по магистральным направлениям, включая проектирование и капитальное строительство, издательскую и выставочную программу, информационное обеспечение музейной деятельности. Благодаря ее инициативе в последние годы издан ряд систематических каталогов коллекций Музея («Немецкий, австрийский и швейцарский рисунок XV-XX веков» в 2-х тт., «Французский рисунок конца XIX - XX века», «Коптские ткани», «Собрание живописи. Германия, Австрия, Швейцария XV-XX века. Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция XVIII-XX века», «Итальянский рисунок» в 3х тт. и др.), осуществлен ряд масштабных выставочных проектов, завоевавших огромный зрительский интерес: «Встреча с Модильяни» (2007), «Тернер. 1775-1851» (2008), «Футуризм. Радикальная революция» (2008), «Пикассо в Москве» (2010), «Сальвадор Дали» (2011), Кандинский и «Синий всадник» (2011), «Караваджо» (2011), «Воображаемый музей. К 100-летию ГМИИ» (2012), «1000 лет золота инков» (2013) и многие другие.

Высокая репутация И.А. Антоновой в музейном сообществе позволили Музею представить у себя уникальные шедевры мировой живописи из крупнейших художественных собраний, которые чрезвычайно редко выдаются за рубеж. Это «Антея» Пармиджанино (Музей Каподимонте, Неаполь, 2007), «Святое семейство» Мантеньи (Государственные собрания Дрездена, 2009), «Портрет неизвестного с серыми глазами» Тициана (Галерея Палатина, Флоренция, 2008), «Дама с единорогом» Рафаэля (Галерея Боргезе, Рим, 2011), картины Караваджо из собраний Италии и Ватикана (2011), произведения прерафаэлитов из музеев и частных коллекций Великобритании и США (2013), шедевры Тициана из музейных собраний восьми городов Италии (2013).

При деятельном участии Антоновой создан Попечительский совет Музея.

Особое внимание Ирина Александровна уделяет работе детского центра «Мусейон».

По инициативе Ирины Александровны с 1967 года в ГМИИ имени А.С. Пушкина ежегодно проводится научная конференция «Випперовские чтения», посвященная памяти выдающегося ученого, профессора Б.Р. Виппера. Особенность чтений - комплексное рассмотрение проблем искусства и культуры на основе материалов самых значительных выставок Музея.

Существенным вкладом в художественную жизнь России стали «Декабрьские вечера» (с 1998 г. «Декабрьские вечера Святослава Рихтера») - уникальный фестиваль искусств, возникший по инициативе С.Т. Рихтера и И.А. Антоновой, проводимый ежегодно с 1981 года. Его особенность - объединение в пределах одного пространства и времени пластических и музыкальных искусств.

На протяжении многих лет И.А. Антонова вела преподавательскую работу (искусствоведческое отделение МГУ, Институт кинематографии, аудитория ГМИИ им. А.С. Пушкина, цикл лекций в Институте восточных языков в Париже и т.д.). Кроме того, всю свою творческую жизнь она успешно занимается популяризаций ГМИИ имени А.С. Пушкина: является автором более 100 публикаций (каталожных и альбомных статей, сценариев научно-популярных фильмов, телевизионных передач и т.д.).

Занимаясь активной общественной деятельностью, И.А. Антонова вносит значительный вклад в развитие культурных связей с зарубежными странами. Будучи членом Международного совета музеев, в течение 12 лет исполняла обязанности вице-президента ИКОМ. С 1992 года - Почетный член этой авторитетной международной организации.


Как мы знаем, обсуждать возраст дам не полагается, но есть случаи, когда умолчать об это просто не позволительно, особенно, когда речь идет о такой удивительной женщине, как Ирина Антонова.

Еще совсем недавно Ирина Александровна отмечала свое 90-летие, а весной этого года Президенту ГМИИ им. А. С. Пушкина исполнилось 95 лет. О ее жизни близкие и друзья говорят с восхищением и одновременно с грустью в глазах, ведь Борис Ротенберг , сын Ирины Антоновой болен . И в нашей статье мы расскажем вам все об этой смелой женщине.

Краткая биография Ирины Антоновой

Рассказать о жизни Ирины Антоновой в двух словах просто не возможно, но мы попробуем. Ирина Александровна родилась в 1922 году, в Москве. От своей мамы она унаследовала любовь к музыке, а от отца – к театру.

С 1929 по 1933 году ее семья жила в Германии, но после прихода к власти нацистов, им пришлось вернуться в Советский Союз. После школы Ирина Александровна поступила в Московский Институт философии, истории и литературы, но получить высшее образование она смогла только после окончания войны.

Работать в музее им. А. С. Пушкина Ирина Антоновна начала еще во время своего обучения в институте. В 1961 году ее назначили на пост директора музея, который она занимала более 40 лет. Все свое время Ирина Антоновна посвящала работе в музее, даже в самые тяжелые времена для искусства. Так в 60-е годы, когда в стране действовал закон цензуры, она проводила такие смелые выставки, как показ работ Матисса и Тышлера , организовывала музыкальные вечера, на которых звучали Рахманинов, Стравинский, а, как известно их не жаловали советское правительство.

В 70-е годы под ее руководством в музее была проведена полная реорганизация экспозиций и выставочных залов. Ирина Александровна настояла на том, чтобы картины западноевропейских художников, которые пролежали в запасниках музея десятилетия, были отреставрированы и выставлены на обозрение. Только благодаря Ирине Антоновне советские зрители смогли увидеть работы великих художников разных стран.

В период перестройки Ирина Александровна вывела музей на новый уровень: выставки стали принимать масштабное мировое значение. В 1998 году музей отпраздновал свое 100-летие и заслуги Ирины Антоновны в том, что музей встал в один ряд с такими очагами культуры, как Эрмитаж , Лувр, Британский музей.

Сегодня музей им. А. С. Пушкина насчитывает 600 000 произведений искусства, на его территории открылись новые музеи частных художников и импрессионистов. Но, по словам Ирины Антоновой для полноценной работы требуется строительство целого музейного городка.

Ирина Антонова, Евсей Иосифович и их сын Борис Ротенберг

В последнее время говорят, что семья – это что-то отжившее, но есть пары, которые смогли пройти через все испытания и сохранить свою любовь. Именно такой идеальной парой можно назвать Ирину Антонову и Евсея Ротенберга .

Ирина Антонова никогда не любила говорить о своей личной жизни, но для нас достаточно знать, сколько лет они с мужем прожили вместе, и какие им испытания им пришлось пройти. И этой паре выпало самое тяжелое испытание: Борис Ротенберг , сын Ирины Антоновой и Евсея Иосифовича болен .

Ирине Александровне не раз задавали вопрос: чем болен Борис Ротенберг , какой диагноз , как долго он болеет и как она живет с такой болью в сердце. В одном из интервью Ирина Александровна рассказала, что они с мужем долгое время пытались создать полноценную семью, они очень ждали этого ребенка и когда уже погасла последняя надежда, на свет появился Борис. До 6 лет, их сын рос одаренным, музыкальным мальчиком, он и сейчас может прочитать «Евгения Онегина» наизусть, но в 7 лет он заболел. После того, как Ирина Антонова и ее супруг услышали страшный диагноз, все другие проблемы стали казаться для них мелкими и незначительными. Болезнь победить не удалось, даже лучшие врачи не смогли ему помочь, и сегодня Борис Евсеевич Ротенберг прикован к инвалидному креслу.

Со своим мужем Евсеем Иосифовичем, искусствоведом, доктором наук, она прожила 64 года, в 2011 году Евсея Ротенберга не стало.

Сегодня Ирина Антонова Президент музея им. А.С. Пушкина, она продолжает активно участвовать в жизни музея, ходить в театры, на концерты и в цирк. Несмотря на свой возраст она прекрасно выглядит, подтверждению тому фото Ирины Антоновой. Но главное в ее жизни – это сын Борис Евсеевич Ротенберг , она надеется, что найдется человек, который позаботиться о нем, когда ее не станет.

Чем болен Борис Ротенберг , сын Ирины Антоновой , так и не известно. Ни в одном из интервью Ирина Александровна не называла диагноз, все личное закрыто от посторонних глаз. Однажды Первый канал попытался выяснить, чем болен Борис Ротенберг , в ответ пресс-служба музея выпустила официальный меморандум, подобный тому, с которым выступает Букингемский дворец, когда затрагивается личность Королевы: никто не должен приближаться слишком близко и никто не должен ничего знать.

Праздничный концерт в честь Ирины Антоновой, ей сегодня исполнилось 95 лет. Ирина Александровна почти за 70 лет службы фактически стала лицом Пушкинского. Полвека она была его директором, сейчас - президент.

Ее любовь к работе превратила здание на Волхонке в одну из крупнейших и известнейших музейных площадок мира. С юбилеем Ирину Антонову поздравил Владимир Путин. И сегодня же своим указом наградил ее знаком отличия "За благодеяния".

Пушкинский сегодня утонул в цветах и комплиментах. Ирину Антонову поздравляют, кажется, без остановки. Все эпитеты только в превосходной степени. Своей знаменитой царственной походкой она идет в итальянский дворик, где коллеги и друзья устраивают овацию.

В ее честь сегодня поют музы и звучат скрипки. А сама она словно вновь проживает все 72 года, которые отдала этим залам. И хотя последние четыре года - не директор - президент музея. Но время показало: ни Антонова не может без Пушкинского, ни он без нее.

Излишнее внимание не любит. Говорит: «Вы не на меня смотрите, а по сторонам!»

Выставка «Голоса воображаемого музея Андрэ Мальро» - ее последнее детище в Пушкинском. Французский культуролог однажды зажег Антонову идеей, что все произведения искусства эмоционально связаны между собой. И показать это надо так, чтобы понял даже ребенок.

«Маленькая восьмилетняя девочка говорит: «А я вижу общее между вот этой кошкой и портретом Льва Николаевича Толстого!» Она говорит: «Они какие-то оба очень вдумчивые!» Ребенок это угадал, вы понимаете?» - рассказывает Ирина Антонова.

Это ее идеи привели к тому, что люди дежурили не только у магазинов, но и впервые возле музея. Легендарную очередь на «Джоконду» занимали за много часов, чтобы хоть на мгновение встретиться глазами со знаменитой итальянкой. А однажды - уже около очереди на выставку сокровищ Египта к ней подошла взволнованная женщина.

«Скажите, это здесь показывают волосатую женщину? И я понимаю, что она говорит о мумии! Беру ее за руку, провожу за собой, ну, и делаю ей маленькую экскурсию. Она вот так, вытаращив глаза, смотрит на маску Тутанхамона: «Как у вас интересно! А это кто?» Показывает на Давида в итальянском дворике», - рассказывает Ирана Антонова.

Она знакомила страну с западным миром через искусство. Открывала для зрителей авангардистов. После смелой выставки Александра Тышлера - художника не любила власть, Антоновой досталось лично от министра культуры Фурцевой.

«Екатерина Алексеевна встретила меня в Колонном зале, приперла меня буквально двумя руками к стене и сказала: «Что я слышу? Что у вас происходит в музее? Он не член союза художников, его не показывают нигде». На мое счастье, в это время подошел Иогансон, он был президентом Академии художеств и сказал: «Катя! Он хороший художник!» И она сказала дивную фразу: «Да? А мне говорили», - вспоминает Ирина Антонова.

Ей попало за то, что в музее играли музыку Стравинского, Шнитке и Рахманинова. Но она всегда пользовалась тем, что разрешают больше, чем ее другу Юрию Любимову.

«В отличие от Любимова, который был просто русский театр, мы попали вот в этот двойной стандарт: что-то было можно - лицом в одну сторону, а что-то было нельзя!» - рассказывает Ирина Антонова.

Пушкинский хоть и был витриной страны для Запада, но своих Кандинского, Малевича и Шагала было не выставить. И зрители их увидели лишь в 1981-м на выставке «Париж - Москва».

Она вызволила арестованные в Швейцарии в 2005 году полотна Ренуара, Дега, Ван Гога и Гогена. А когда готовила выставку Караваджо, дошла до самого кардинала, чтобы заполучить картину, которую никогда не выносили из римской церквушки.

Каждый ее день по-прежнему расписан. Научные конференции, лекции и поездки по всему миру - готовится новая выставка. А на этой же Ирина Александровна, переживая за экспонаты, требовала быть осторожнее.

«Я могу быть злой, понимаете, раздраженной, но не депрессивной! Почему? Я не знаю, но я, действительно, это чувство не испытывала! Может, придет еще», - говорит Ирина Антонова.

Но поверить в это нельзя, видя, с какой страстью она говорит о мечте своей жизни - возрождении Музея нового Западного искусства, уничтоженного по приказу Сталина в 1948-м.

«Этот музей должен быть восстановлен в Москве! Пока я жива, я буду об этом говорить!» - обещает президент ГМИИ им. Пушкина.

Она привезла к нам Эль Греко, Тициана и Рафаэля, Гойю и Модильяни, Шанель и Диора, разрушая железный занавес и расширяла горизонты. А ведь когда-то выбирала между балериной и циркачкой, с детства мечтая о профессии, где зрителей не обманешь.

С 1961 по 2013 год она была бессменным директором ГМИИ имени Пушкина и до сих пор возглавляет его, став 10 июля 2013-го президентом музея.

МОСЛЕНТА желает Ирине Александровне крепкого здоровья и вспоминает самые примечательные факты из ее биографии.

Дочь революционера

Отец Ирины Антоновой - Александр Александрович Антонов в 1917 году принимал активное участие в Октябрьской революции (тогда он был судовым электриком), а в 1930-х годах возглавил Институт экспериментального стекла, став его директором.

Ирина Александровна всю жизнь оставалась сторонницей идей социализма, считая, что эта единственная верная система «к сожалению, на практике нигде себя не оправдала». Интересно, что в детстве Антонова несколько лет прожила с родителями в Германии.

В годы войны работала санитаркой

В начале Великой Отечественной войны Ирина Анатольевна окончила курсы медицинских сестер и с весны 1942 года в звании младшего сержанта медицинской службы работала в госпитале на Красной Пресне.

Возглавила музей по воле предыдущего директора музея

Закончив в 1945 году МГУ и получив диплом искусствоведа, Антонова пришла работать в ГМИИ имени Пушкина, где ее научной специализацией стало искусство Италии эпохи Возрождения. В 1961 году она была старшим научным сотрудником, когда уходивший на пенсию директор музея Александр Замошкин предложил ей возглавить ГМИИ. А четыре года назад уже сама Антонова выбрала своего приемника из предложенных ей кандидатур.

Полвека во главе ГМИИ имени Пушкина

52 года Ирина Анатольевна занимала пост директора музея, а с 2013 года стала Президентом ГМИИ. «…я сказала Министерству культуры, что должна завершить административную работу. Я и так затянула, ругаю себя за это. Благодарна, что мне предоставили возможность остаться в ином качестве».

Антонова действительный член Российской академии художеств, академик Российской академии образования, член-корреспондент Академии Сан-Фернандо в Мадриде, доктор Российского государственного гуманитарного университета.

Инициатор реорганизации экспозиции ГМИИ в 1970-х

В семидесятые под руководством Ирины Анатольевны была проведена коренная реорганизация экспозиции музея. ГМИИ имени Пушкина стал первым советским музеем, который «начал сопоставлять отечественное искусство с зарубежным».

«Еще в 1972 году делали выставку портретов, где Серов висел рядом с Ренуаром, а портрет Параши Жемчуговой - рядом с английским портретом XVIII века», - вспоминала она.

В 1974 году Антонова даже вступила в конфликт с руководством министерства культуры, приняв решение освободить залы второго этажа ГМИИ под находившиеся в запасниках музея части коллекций западной живописи из собраний меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова, картины которых долгое время были недоступны зрителям, поскольку «творчество замечательных мастеров, таких как Ренуар, Гоген, было признано буржуазным, формалистическим, вредным».

Во время этого конфликта Антонова готова была подать заявление об уходе, если бы ей отказали. По ее словам, в тот период «в подвалах лежали первоклассные вещи - почти весь Музей западного искусства!», и это «надо было показывать», иначе дальше ей «просто неинтересно было работать».

Придумала и организовала «Декабрьские вечера»

С 1981 года в музее стали проводиться «Декабрьские вечера», которые в прессе назывались одним из самых значимых деяний руководителя ГМИИ имени Пушкина. Отмечалось, что идея соединения музыки и изобразительных искусств была воплощена Антоновой совместно с пианистом Святославом Рихтером.

В музее стали проводиться камерные концерты самых выдающихся музыкантов мира: здесь выступал сам Рихтер, а также Юрий Башмет, Наталия Гутман, Олег Каган, Галина Писаренко, Андреас Штайер и многие другие. И сейчас «Декабрьские вечера» одно из главных событий в культурной жизни столицы.

Считает, что «Диктатура - высшая форма ответственности»

Все годы, что Антонова стояла во главе музея она вникала во все мельчайшие подробности, контролировала все аспекты работы, лично подписывала все документы. Своей работоспособностью и искренней преданностью делу она восхищала даже своих недоброжелателей.

Впервые показала «Золото Трои»

В апреле 1996 года состоялось открытие выставки «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана» («Золото Трои»), которую многие называли самым трудным публичным испытанием в жизни Антоновой как директора ГМИИ имени Пушкина.

Выставка стала настоящей сенсацией, поскольку почти полвека до этого «Москва убеждала весь мир, что ей ничего не известно о том, где находится трофейное „золото Шлимана“», вывезенное в 1945 году по решению Советской военной администрации в Германии. Оказалось, что все это время оно находилось в музее, который возглавляла Антонова.

Кстати, сама Ирина Анатольевна не скрывает, что нахождение этих вещей в России вполне логично и справедливо: «…любая страна, наносящая ущерб чужой культуре, в конце концов, будет расплачиваться собственным достоянием». «Наша страна в этой сфере никому ничего не должна», - уверена Антонова.

Полный кавалер ордена «За заслуги перед отечеством»

Ирина Анатольевна награждена орденами Октябрьской Революции, «Дружбы народов», Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степени. В 1995 году Антонова была удостоена Государственной премии Российской Федерации, а в 2007 стала лауреатом премии «Триумф» в номинации «Гуманитарные науки».

Антонова также имеет зарубежные награды, в том числе орден Командора литературы и искусства Франции и ордена Почетного легиона, а в октябре 2009 года стала лауреатом премии «Свобода», учрежденной Американским университетом в Москве.

Потомственная долгожительница

Мать Ирины Антоновой - Ида Михайловна Розенблюм, прожила 100 лет и 5 месяцев. Сама Ирина Александровна уверена, что живет так долго оттого, что никогда не думает о смерти, всегда была искренней и «никогда не держала фигу в кармане».

20 марта юбилей у . Одному из самых уважаемых в музейном мире деятелей исполнилось 95 лет. Более полувека она , сейчас является его президентом.

Всегда собранная, в костюме английского покроя, обаятельная в своей строгости, завораживающе красноречивая. Ирина Антонова в свои 95 остается иконой стиля и примером для подражания. Все самые влиятельные арт-менеджеры России — ее ученики.

"Ирина Александровна всегда за временем не просто успевала, она его опережала! Это удивительная способность, потому что многие имеют свойство в своем времени застревать. Вот, наверное, этому она меня научила. А еще она меня научила ходить на высоких каблуках! Потому что это позволяет держать спину, это очень правильно", — говорит директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

Ею восхищались Марк Шагал и Святослав Рихтер. Франко Дзеффирелли предлагал выйти за него замуж, а Джереми Айронс катал на мотоцикле. Доктор искусствоведения, академик, одна из четырех женщин России - полных кавалеров ордена "За заслуги перед Отечеством", она 72 года работает в Музее имени Пушкина. Пришла в 1945-м, послужив в госпитале медсестрой. Помнит, как за месяц до Победы очищала шедевры от снега - стеклянную крышу музея разрушило бомбежкой. Потом помогала разместить "Сикстинскую мадонну" - картину Рафаэля из Дрезденской галереи фашисты спрятали в заброшенной шахте, ее спасли советские солдаты, а музейные работники отреставрировали. В 1961-м старшему научному сотруднику Ирине Антоновой предложили стать директором. Ей было всего 39, но коллектив не сомневался - она самый достойный кандидат.

Она умелый популяризатор, у нее всегда все очень доступно, аргументированно, она очень интересно рассказывает", — говорит заведующая отделом личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина Наталья Автономова и показывает редчайшие экспонаты.

Это стало традицией Пушкинского эпохи Антоновой. Собственное собрание музея не так богато, как коллекция Эрмитажа или Третьяковской галереи. ГМИИ прославился на весь мир именно благодаря громким выставкам. 1974 год - визит "Джоконды" Леонардо да Винчи. Чтобы привезти ее, понадобилось оплатить многомилионную страховку, и советское руководство пошло на это, благодаря настойчивости Ирины Александровны. В итоге люди ночами стояли в очереди на Волхонке, чтобы ровно 15 секунд созерцать улыбку Моны Лизы.

"Благодаря таким директорам, таким людям, как Ирина Александровна, и мы можем делать что-то, и к нам появляется доверие - к Русскому музею. Я благодарен ей за хорошую школу!" — признается генеральный директор Государственного Русского музея Владимир Гусев.

В юности Ирина Александровна мечтала стать цирковой наездницей. Говорит: нравится работа на пределе возможностей. Этого принципа придерживалась и в руководстве музеем. Делала то, на что другие не решались. В застойном 1981 году первой показала советским гражданам полотна буржуазных художников — Леже и Матисса. И запрещенных Малевича, Филонова, Кандинского на выставке "Париж-Москва".

"Это, в общем, мужественный поступок мужественного человека. Потому что, когда существуют в обществе идеологические препоны, идеологические границы, очень трудно их разрушать. И самое главное, за этим стояло одно - любовь к тем памятникам, уважение к памятникам и понимание роли и значения тех памятников в истории культуры и искусства", — считает декан Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Иван Тучков.

"Когда директор парижского музея Орсэ принимал госпожу Антонову, он публично сказал ей: "Я восхищаюсь вами, я дам вам любую картину, какую ни попросите!" Она сказала: "Хорошо. Тогда дайте нам "Олимпию" Эдуарда Мане". Тому пришлось сказать: "Хорошо. Но я спрошу у президента Французской республики". Как вы знаете, он разрешил", — рассказывает профессор Парижского университета Сорбонна (Франция) Франсуа Сен-Шерон.

Но не только громкие выставки - Ирина Антонова заслужила благодарность и малыми делами». В 70-е свой резолюцией фактически спасла архив мецената Сергея Щукина - после смерти его племянницы бесценные письма и фотографии собирались сдать на макулатуру.

"Эта резолюция гласит: "Очень важная и нужна для музея работа". Архив был куплен, и мы гордимся этой коллекцией", — говорит старший научный сотрудник отдела рукописей ГМИИ им. А. С. Пушкина Наталья Александрова.

Спустя 52 года, она уступила должность директора Марине Лошак - преемницу выбирала лично. Но и сейчас без одобрения Ирины Антоновой в ГМИИ не решаются даже стены красить.

Свой юбилей теперь уже президент Музея имени Пушкина хочет встретить, как и положено ученому, научной конференцией.