Беседа для детей старшей - подготовительной группы в детском саду с презентацией: Павел Бажов. Павел бажов

Имя: Павел Бажов (Pavek Bazhov)

Возраст: 71 год

Деятельность: прозаик, фольклорист, журналист, публицист

Семейное положение: был женат

Павел Бажов: биография

Биографы Павла Петровича Бажова поговаривают, что у этого писателя была счастливая судьба. Великий сказатель прожил долгую и умиротворенную жизнь, насыщенную событиями. Все политические перевороты мастер пера воспринимал относительно спокойно и в те смутные времена умудрился добиться признания и славы. На протяжении многих лет Бажов занимался любимым делом - старался сделать быль сказкой.


Его произведения до сих пор пользуются популярностью у молодежи и старшего поколения. Пожалуй, немного найдется людей, которые не видели советский мультфильм «Серебряное копытце» или не читали сборник рассказов «Малахитовая шкатулка», куда входят сказы «Каменный цветок», «Синюшкин колодец» и «Дорогое имячко».

Детство и юность

Павел Петрович Бажов родился 15 (27 по новому стилю) января 1879 года. Будущий писатель рос и воспитывался в среднестатистической семье. Его отец Петр Бажов (изначально фамилия писалась через букву «е»), выходец из крестьян Полевской волости, работал на горнодобывающем участке в городке Сысерти, что в Свердловской области. Позже Бажовы переехали в поселок Полевской. Родитель писателя зарабатывал на хлеб тяжелым трудом, а сельским хозяйством не занимался: в Сысерти не было пахотных земельных участков. Петр был трудолюбивым человеком и редким специалистом в своем деле, но начальники мужчину не жаловали, поэтому Бажов-старший сменил не одно рабочее место.


Дело в том, что глава семейства любил пригубить горячительного напитка и нередко уходил в запои. Но не эта вредная привычка становилась камнем преткновения между руководителями и подчиненным: подвыпивший Бажов не умел держать язык за зубами, поэтому критиковал рабочую верхушку в пух и прах. Позже «разговорчивого» Петра, которого по этой причине прозвали Сверлом, брали обратно, потому что такие профессионалы ценятся на вес золота. Правда, заводское начальство не сразу снисходило до прощения, Бажову приходилось вымаливать рабочее место в течение долгого времени. В моменты раздумий кормчих семейство Бажовых оставалось без средств к существованию, спасали случайные заработки главы семейства и поделки его супруги Августы Стефановны (Осинцевой).


Мать писателя происходила из польских крестьян, вела домашнее хозяйство и воспитывала Павла. В вечернее время увлекалась рукоделием: плела кружева, вязала ажурные чулки и создавала прочие уютные вещички. Но из-за этой кропотливой работы, которая велась в темное время суток, у женщины сильно испортилось зрение. Кстати, несмотря на своенравный характер Петра, у него с сыном сложились дружеские отношения. Бабушка Павла даже говаривала, что отец все время потакал чаду и прощал любые проказы. А у Августы Стефановны был и вовсе мягкий и покладистый характер, поэтому ребенок воспитывался в любви и гармонии.


Павел Петрович Бажов рос прилежным и любознательным мальчиком. До переезда он посещал земскую школу в Сысерти, учился на отлично. Павел схватывал предметы на лету, будь то русский язык или математика, и каждый день радовал родственников пятерками в дневнике. Бажов вспоминал, что благодаря сумел получить достойное образование. Будущий литератор взял томик великого русского писателя в местной библиотеке на суровых условиях: библиотекарь в шутку велел, чтобы юноша выучил все произведения наизусть. Но Павел отнесся к этому заданию серьезно.


Позже его школьный учитель рассказывал об ученике другу-ветеринару как об одаренном ребенке из рабочей семьи, который назубок знает творения Александра Сергеевича. Впечатленный талантливым юношей, ветврач подарил мальчику путевку в жизнь и обеспечил выходцу из бедной семьи достойное образование. Павел Бажов окончил Екатеринбургское духовное училище, а затем поступил в Пермскую духовную семинарию. Юноше было предложено продолжить обучение и получить церковный сан, однако молодой человек не желал служить в церкви, а мечтал корпеть над учебниками на университетской скамье. К тому же Павел Петрович был не религиозным, а скорее революционно настроенным человеком.


Но денег на дальнейшее образование не хватило. Петр Бажов умер от болезни печени, приходилось довольствоваться пенсией Августы Стефановны. Поэтому, не получив университетского диплома, Павел Петрович работал преподавателем в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова, обучал студентов русскому языку и литературе. Бажова любили, каждая его лекция воспринималась подарком, он читал произведения великих классиков чувственно и с душой. Павел Петрович был одним из тех редких преподавателей, которые могли заинтересовать даже заядлого двоечника и непоседу.


У девочек в училище имелся своеобразный обычай: они прикалывали любимым учителям бантики из разноцветных атласных ленточек. У Павла Петровича Бажова не оставалось свободного места на пиджаке, ведь «знаков отличия» у него было больше всех. Стоит сказать, что Павел Петрович участвовал в политических событиях и воспринял Октябрьскую революцию как нечто должное и основополагающее. По его мнению, отречение от престола и большевистский переворот должны были покончить с социальным неравенством и обеспечить жителям страны счастливое будущее.


До 1917 года Павел Петрович был членом партии социалистов-революционеров, в гражданскую войну воевал на стороне красных, организовывал подполье и разрабатывал стратегию на случай падения советской власти. Также Бажов пребывал на посту заведующего профсоюзным бюро и управлением народного образования. Позже Павел Петрович возглавил редакционную деятельность, выпускал газету. Помимо прочего, писатель организовывал школы и призывал бороться с неграмотностью. В 1918 году мастер слова вступил в коммунистическую партию Советского Союза.

Литература

Как известно, будучи студентом, Павел Петрович жил в Екатеринбурге и Перми, где вместо живой природы вокруг были сплошные железные дороги, а вместо небольших домиков - каменные квартиры в несколько этажей. В культурных городах жизнь била ключом: люди ходили в театры и обсуждали светские мероприятия за столиками ресторанов, но Павел обожал возвращаться в родные края.


Иллюстрация к книге Павла Бажова "Хозяйка медной горы"

Там он и познакомился с полумистическим фольклором: местный старичок по прозвищу Слышко («Стаканчик») – сторож Василий Хмелинин – обожал рассказывать народные сказы, главными героями которых были мифические персонажи: Серебряное копытце, Хозяйка медной горы, Огневушка-поскакушка, Голубая змейка и бабка Синюшка.


Иллюстрация к книге Павла Бажова "Огневушка-поскакушка"

Дедушка Василий Алексеевич пояснял, что все его повести основаны на быте и описывают «старинное житие». Это отличие уральских сказов от сказок Хмелинин подчеркивал особенно. Местная детвора и взрослые внимали каждому слову деда Слышко. В числе слушателей состоял и Павел Петрович, который впитывал удивительно-волшебные истории Хмелинина словно губка.


Иллюстрация к книге Павла Бажова "Серебряное копытце"

С тех времен и началась его любовь к фольклорному творчеству: Бажов тщательно вел тетради, куда собирал уральские песни, сказания, легенды и загадки. В 1931 году в Москве и Ленинграде состоялась конференция на тему русского фольклора. В результате совещания была поставлена задача изучения современного рабочего и колхозно‐пролетарского фольклора, затем было принято решение создать сборник «Дореволюционный фольклор на Урале». Поиском материалов должен был заняться краевед Владимир Бирюков, однако ученый не нашел нужных источников.


Иллюстрация к книге Павла Бажова "Голубая змейка"

Поэтому издание возглавил Бажов. Павел Петрович собирал народные былины как писатель, а не как ученый-фольклорист. Бажов знал о паспортизации, однако ее не проводил. Также мастер пера придерживался принципа: герои его произведений – выходцы из России или Урала (даже если эти предположения противоречили фактам, литератор отвергал все, что было не в пользу его родины).


Иллюстрация к книге Павла Бажова "Малахитовая шкатулка"

В 1936 году Павел Петрович опубликовал первое произведение под названием «Девка Азовка». Позже, в 1939-м, в тираж вышел сборник «Малахитовая шкатулка», который при жизни автора пополнялся новыми сказами со слов Василия Хмелинина. Но, по слухам, однажды Бажов признался, что не переписывал свои рассказы с чужих уст, а сочинял их.

Личная жизнь

Известно, что на протяжении долгого времени Павел Петрович не был вовлечен в отношения с женщинами. Писатель не был обделен вниманием милых дам, но в то же время не был и донжуаном: Бажов не окунался с головой в мимолетные страсти и романы, а вел аскетичную холостяцкую жизнь. Почему до 30 лет Бажов оставался одиноким, объяснить сложно. Литератор увлекался работой и не хотел распыляться на проходящих мимо барышень, а также верил в искреннюю любовь. Впрочем, так оно и случилось: 32-летний фольклорист предложил руку и сердце 19-летней Валентине Александровне Иваницкой, бывшей ученице. Серьезная и образованная девушка ответила согласием.


Это оказался брак на всю жизнь, возлюбленные воспитали четверых детей (в семье родилось семеро, но трое умерли в младенческом возрасте от болезней): Ольгу, Елену, Алексея и Ариадну. Современники вспоминают, что в доме царил уют и не происходило случаев, чтобы супругов обременяли бытовые или иные разногласия. От Бажова нельзя было услышать имени Валя или Валентина, потому что Павел Петрович называл возлюбленную ласковыми прозвищами: Валянушка или Валестеночка. Писатель не любил опаздывать, но, даже уходя на собрание в спешке, возвращался на порог, если забывал поцеловать на прощание горячо любимую жену.


Павел Петрович и Валентина Александровна жили счастливо и поддерживали друг друга. Но, как и у любого другого смертного, в жизни писателя бывали как безоблачные, так и горестные дни. Бажову пришлось пережить страшное горе – смерть ребенка. Юный Алексей погиб из-за несчастного случая на заводе. Также известно, что Павел Петрович хоть и был занятым человеком, но всегда выделял время на разговоры с детьми. Примечательно, что с отпрысками отец общался как со взрослыми людьми, давал право голоса и выслушивал их мнения.

«Умение все знать о своих близких было удивительной особенностью отца. Он всегда был больше всех занят, но у него хватало душевной чуткости быть в курсе забот, радостей и огорчений каждого», – говорила Ариадна Бажова в книге «Глазами дочери».

Смерть

Незадолго до смерти Павел Петрович перестал писать и начал читать лекции, которые укрепляли дух народа во время Великой Отечественной войны.


Великий писатель скончался зимой 1950 года. Могила творца расположена на холме (центральная аллея) в Екатеринбурге на Ивановском кладбище.

Библиография

  • 1924 - «Уральские были»
  • 1926 - «За советскую правду»;
  • 1937 - «Формирование на ходу»
  • 1939 - «Зелёная кобылка»
  • 1939 - «Малахитовая шкатулка»
  • 1942 - «Ключ-камень»
  • 1943 - «Сказы о немцах»
  • 1949 - «Дальнее – близкое»

Па́вел Петро́вич Бажо́в родился 15 января в Пермской губернии Екатеринбургского уезда. Бажов – фольклорист, русский писатель. Именно он выполнил впервые литературную обработку уральских сказов. Бажов заслужил звание лауреата Сталинской премии. Являлся членом коммунистической партии большевиков с 1918 года.

Биография

П. П. Бажов родился 15 января 1879 года в семье рабочих. Детсво писателя прошло в Полевском. Он был одним из лучших учеников заводской школы. После школы он поступил в Екатеринбургском духовном училище, где провел 4 года до 14 лет и затем в 1899 году он окончил духовную семинарию в Перми. По началу Бажов работал учителем в Камышлове и Екатеринбурге. В одну из своих учениц он влюбился и они вскоре поженились. В семье Бажова родилось четверо детей.

Во время гражданской войны Бажов осуществил переезд на сторону красных, некоторое время входил в отряд «Красные орлы», который казнил многих священников и верующих жителей (на Урале массовые репрессии случились в 1918 году). Затем Бажов работал в ЧК и ЧОНов. В 1919 году он прибыл в г. Усть- Каменогорск устранять последствия восстания заключенных против большевистской власти. Бажов осуществлял связь между партизанскими объединениями Народной Повстанческой Армии на Алтае, ему было дано задание от красной Москвы. Бажов разоружал партизан, помогавшим большевикам захватить власть, был одним из организаторов подавления восстания, участвовал в расправах безоружных противников большевиков и в устранении казачьих станиц. В то время Бажов действовал под псевдонимом Бахеев. После освобождения города Усть-Каменогорска от восстаний белогвардейцев Бажов оказался в центре политических событий. Он стал одновременно метранпажем, выпускающим, организатором и редактором газеты. Также ему было поручено наравне с основной работой наблюдать за работой отдела народного образования. Бажов был одним из инициаторов и создателей школ по устранению неграмотности, участвует в восстановительных работах Риддерского рудника. Бажов в июле 1920 года готовит и организует 87 учителей в казахские волости. 10 августа 1920 года Бажов организует Первый уездный съезд Советов.

П.П. Бажов в мае 1921 года по причине тяжелого заболевания возвращается на Урал, на свою родину. В Камышлове Бажов продолжает свою деятельность литератора и журналиста, собирает фольклор Урала и пишет несколько книг по истории. В 1924 году выходит его первая книга очерков «Уральские были», а в 1936 году публикуется первый рассказ из цикла уральских сказов «Малахитовая шкатулка» - «Девка Азовка», сам сборник сказов вышел в полном издании в 1939 году. При жизни Юажова эти сказы все время пополнялись новыми сказами.

Беседа для детей 5-7 лет с презентацией: «Тайная сила Павла Бажова»

Описание: Мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателей дошкольных учреждений, учителей младших классов и родителей. Сценарий содержит авторские стихи и игру.
Назначение работы: Беседа познакомит детей с писателем Павлом Петровичем Бажовым, его творчеством.

Цель: приобщение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к миру книжной культуры.
Задачи:
1. знакомить детей с биографией и творчеством писателя Павла Петровича Бажова;
2. приобщить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к восприятию сказок;
3. формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение;
4. воспитывать у детей интерес к книге и ее героям;
Атрибуты для игры: камни раскрашенные гуашью, 4 подноса, таблица с изображением драгоценных камней (Яшма, Малахит, Янтарь, Лазурит)

Предварительная работа:
- Прочитать сказы П.П. Бажова
- Познакомить детей с полезными ископаемыми (драгоценными и полудрагоценными камнями)
- Организовать в группе Мини-музей: «Камни самоцветы».
- Организовать выставку детских рисунков по прочитанным произведениям

Ведущая: Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 г., в городе Сысертский завод, Екатеринбургский уезд, Пермская губерния в семье рабочих.

Его отец Петр Васильевич работал на металлургическом заводе. Был хорошим мастером. Руки у Петра Васильевича были золотые. Характер был волевой и крепкий, за что его в народе прозвали «Сверло».
Его мать Августа Степановна рано осиротела, ей пришлось самой зарабатывать на жизнь рукоделием, она вязала удивительной красоты кружева.
Маленький Павел с раннего возраста видел тяжелый труд взрослых людей. По вечерам, отдыхая от трудной работы, взрослые рассказывали сказы, которые жадно слушали ребятишки. Сюжеты этих сказов хранили в себе народные предания о тяжелом труде людей в старых рудниках, легенды о несметных сокровищах Уральских гор, которые охраняет «тайная сила» - Малахитница.


Павел был единственным ребенком в семье, поэтому родители смогли дать ему образование. Пашу отдали учиться в духовное училище в городе Екатеринбурге.

Учился мальчик очень хорошо, он был одаренным ребенком, за что и был переведен в духовную семинарию города Перми.

Но смерть отца перевернула судьбу Павла Бажова. Ему пришлось пойти работать, чтобы продолжать свое обучение и помогать матери, у которой начались проблемы со здоровьем, она стала слепнуть.
Когда юноше было 20 лет, он устроился работать учителем русского языка и литературы в глухой деревне Шайдурихе возле заводов.


История родного края всегда влекла Павла Бажова. Каждый год во время школьных каникул он странствовал по Уралу, беседовал с людьми рабочих профессий: рудокопами и литейщиками, камнерезами и старателями. Все эти рассказы он старательно записывал. В свою записную книжку он заносил словечки и людскую речь, которая передавала характерные черты быта и жизненного уклада горнозаводских рабочих. Писатель любовался красотой Уральских камней.

Проводится игра: «Тайна камней»

В центре зала рассыпают камни (заранее разукрашенные гуашевыми красками в разные цвета)

Ведущая: Ребята, добытчики драгоценных камней рудокопы попросили нас о помощи. Нужно изучить таблицу и сложить драгоценные камни по цвету.
Выбирают 4 ребенка, дети договариваются, какую породу камня будет сортировать каждый из них.
1. Яшма – красный цвет
2. Малахит – зеленый цвет
3. Янтарь – желтый цвет
4. Лазурит – синий цвет
По углам стоит 4 стула с подносами.


Под музыку дети сортируют камни по цвету. Когда все камни будут разложены по местам воспитатель походит и убеждается в точности выполнения задания и закрепляет знания детей о цветовой гамме камня. Пример: Это красный камень называется Яшма.
Молодцы ребята. Вы помогли добытчикам и узнали тайну камней. Оказывается каждый камень, имеет свой цвет и название.
Садитесь на свои стульчики мы продолжаем.
Школьным учителем Павел Петрович Бажов проработал 18 лет. Затем его пригласили в духовное училище города Екатеринбурга, то самое которое он когда то и закончил.
Писатель построил в Екатеринбурге небольшой дом, в котором и поселился с мамой и женой. Павел Бажов стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.


Павел Петрович Бажов долго и тщательно собирал материал для своей первой книги. В 1939 г. вышла в свет книга «Малахитовая шкатулка» Главная ее героиня, хозяйка Медной горы, допускает в недра Земли- матушки и отдает свои богатства только честным, смелым и работающим людям, которые не на богатства зарятся, а на красоту камня любуются.

Хозяйка Медной горы.

В Медной горе Хозяйка сурова
Не проронила лишнего слова.
Ящеркой малой являлась на свет
В шкатулке Малахитовой хранила секрет!


Павел Петрович написал для детей сказы: «Огневушка - поскакушка», «Серебрянное копытце», «Таюткино зеркальце», «Голубая змейка» и многие другие.
На 60-летний юбилей Павлу Петровичу Бажову друзья подарили большую книгу, в которую вошли 14 сказов.
За книгу «Малахитовая шкатулка» Бажов получил орден и государственную премию.
Сказы Павла Петровича Бажова умны и красивы. Композиторы сочиняли музыку, художники рисовали иллюстрации по мотивам сказов. По сюжетам любимых сказов поставлены спектакли, сняты кинофильмы и мультфильмы.
Писатель П.П. Бажов большой мастер слова, он вложил много труда, знаний, вдохновения, чтобы подарить миру тайны Уральских гор.
Павла Петровича Бажова помнят и чтят у нас в стране, его именем названы улицы, сквер и библиотека.


«Центральная городская библиотека имени П.П.Бажова». Свердловская область, г.Лесной, ул.Ленина, 69.
В городе Москве есть район Ростокино, в котором располагается улица Бажова и улица Малахитовая. Есть красивый жилой комплекс, который носит название Каменный цветок. Самой главной достопримечательностью района Ростокино, является Сквер Бажова. Украшением сквера бесспорно можно считать скульптуры героев сказов.

Сквер Бажова.

Дворецкая Т.Н.
Сквер наш достоин хорошего слова.
Назвали его в честь Павла Бажова.
Здесь в сказочном мире застыли фигуры.
Из белого камня возникли скульптуры.
Уральский писатель любил самоцветы.
Он в сказках своих раскрывал их секреты.
Тайны камней на нашей планете.
Знают теперь даже малые дети.
В школьном музее собрали ребята
Личные вещи и экспонаты.
Экскурсовод приготовил рассказы
Павла Бажова волшебные сказы!


3 декабря 1950 года Павла Петровича Бажова не стало. Ему было 71 год. Похоронили писателя на кладбище в городе Екатеринбурге.
В Сысерти и Екатеринбурге сохранились дома, где жил писатель. Теперь это музеи.


Каждое лето, начиная с 1993 года в Чебаркульском районе проводится Бажовский фестиваль, на котором собираются поклонники таланта, тем, кому дороги культура и народные традиции Урала.


Тайная сила сказов Павла Петровича Бажова хранится в описанных исторических событиях жизни простых рабочих добывающих камень. Отличают сказы Бажова поэтичные образы главных героев, перекликающие с русским фольклором, напевность и жизнерадостная эмоциональная окраска народной речи. Павел Бажов подарил читателю неповторимый загадочный мир.

Павел Петрович Бажов

Мастер сказов

Бажов Павел Петрович (1879/1950) - русский советский писатель, лауреат Государственной премии СССР 1943 г. Известность Бажову принес сборник «Малахитовая шкатулка», где представлены фольклорные образы и мотивы, взятые писателем из преданий и сказок Зауралья. Кроме того, перу Бажова принадлежат такие менее известные автобиографические произведения, как «Зеленая кобылка» и «Дальнее - близкое».

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 26.

Павел Петрович Бажов - самобытный русский советский писатель. Родился 15 (27) января 1879 г. в семье горнозаводского рабочего Сысертского завода близ Екатеринбурга. Окончил Пермскую духовную семинарию, преподавал в Екатеринбурге и Камышлове. Участвовал в Гражданской войне. Автор книги «Уральские очерки» (1924) автобиографической повести «Зеленая кобылка» (1939) и мемуаров «Дальнее - близкое» (1949). Лауреат Сталинской (Государственной) премии СССР (1943). Главное произведение Бажова - сборник сказов «Малахитовая шкатулка» (1939), восходящий к уральским устным приданиям старателей и горнорабочих и сочетающий реальные и фантастические элементы. Сказы, впитавшие сюжетные мотивы, колоритный язык и народную мудрость, заслуженно пользуются любовью читателей. По мотивам сказов созданы фильм «Каменный цветок» (1946), балет С.С.Прокофьева «Сказ о каменном цветке» (пост. 1954) и одноименная опера В.В.Молчанова. Умер Бажов 3 декабря 1950 г. и похоронен в Свердловске (ныне Екатеринбург).

Использованы материалы кн.: Русско-славянский календарь на 2005 год. Авторы-составители: М.Ю. Досталь, В.Д. Малюгин, И.В. Чуркина. М., 2005.

Прозаик

Бажов Павел Петрович (1879-1950), прозаик.

Родился 15 января (27 н.с.) в Сысертском заводе, близ Екатеринбурга, в семье горнозаводского мастера.

Учился в духовном училище (1889-93) в Екатеринбурге, затем в Пермской духовной семинарии (1893-99). В годы учебы принимал участие в выступлениях семинаристов против преподавателей-реакционеров, в результате чего получил аттестат с пометкой о "политической неблагонадежности". Это помешало ему поступить, как он мечтал, в Томский университет. Бажов работал учителем русского языка и литературы в Екатеринбурге, затем в Камышлове. В эти же годы увлекся уральскими народными сказками.

С начала революции "ушел на работу общественных организаций", поддерживал контакты с рабочими железнодорожного депо, стоявшими на большевистских позициях. В 1918 вступил добровольцем в Красную Армию, принимал участие в боевых операциях на Уральском фронте. В 1923-29 жил в Свердловске и работал в редакции "Крестьянской газеты", с 1924 выступая на ее страницах с очерками о старом заводском быте, о гражданской войне. В это время им было написано свыше сорока сказов на темы уральского заводского фольклора.

В 1939 выходит самое знаменитое произведение Бажова - сборник сказок "Малахитовая шкатулка", за которую писатель получает Государственную премию. В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами.

В годы Отечественной войны Бажов принимает на себя заботы не только о свердловских писателях, но и о писателях, эвакуированных из разных городов Союза. После войны зрение писателя стало резко слабеть, но он продолжал и редакторскую работу, и собирание, и творческое использование фольклора.

В 1946 был избран депутатом Верховного Совета: "...занимаюсь теперь другим - приходится много писать по заявлениям своих избирателей".

В 1950 в начале декабря П. Бажов скончался в Москве. Похоронен в Свердловске.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Павел Петрович Бажов.
Фото с сайта www.bibliogid.ru

Бажов Павел Петрович (15.01.1879-3.12.1950), писатель. Родился в Сысертском заводе, близ Екатеринбурга, в семье горнозаводского мастера. После окончания в 1899 Пермской духовной семинарии был учителем русского языка в Екатеринбурге, потом в Камышлове (до 1917). В эти же годы Бажов собирал фольклор на уральских заводах. В 1923-29 работал в Свердловске, в редакции «Крестьянской газеты». Писательский путь Бажова начался сравнительно поздно: первая книга очерков «Уральские были» вышла в 1924. В 1939 выходит наиболее значительное произведение Бажова - сборник сказов «Малахитовая шкатулка» (Сталинская премия, 1943) и автобиографическая повесть о детстве «Зеленая кобылка». В дальнейшем Бажов пополнял «Малахитовую шкатулку» новыми сказами: «Ключ-камень» (1942), «Сказы о немцах» (1943), «Сказы об оружейниках» и др. Произведения зрелого Бажова можно определить как «сказы» не только в силу их формальных жанровых признаков и наличия вымышленного рассказчика с индивидуальной речевой характеристикой, но и потому, что они восходят к уральским «тайным сказам» - устным преданиям горнорабочих и старателей, отличающимся сочетанием реально-бытовых и сказочных элементов. Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит, язык народных преданий и народную мудрость. Однако Бажов - не фольклорист-обработчик, а самостоятельный художник, использовавший знание уральского горняцкого быта и устного творчества для воплощения философских и этических идей. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы - об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека. Фантастические персонажи сказов олицетворяют стихийные силы природы, которая доверяет свои тайны только отважным, трудолюбивым и чистым душою. Бажов сумел придать фантастическим персонажам (Хозяйка Медной Горы, Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка) необыкновенную поэтичность и наделил их тонкой сложной психологией. Сказы Бажова - пример мастерского использования народного языка. Бережно и в то же время творчески относясь к выразительным возможностям народного языка, Бажов избегал злоупотребления местными речениями, псевдонародного «обыгрывания фонетической неграмотности» (выражение Бажова). По мотивам сказов Бажова созданы кинофильм «Каменный цветок» (1946), балет С. С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке» (пост. 1954), опера К. В. Молчанова «Сказ о каменном цветке» (пост. 1950), симфоническая поэма А. А. Муравлева «Азов-гора» (1949) и др.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Бажов Павел Петрович

Автобиография

Г.К. Жуков и П.П.Бажов были избраны в Верховный Совет СССР
от Свердловской области. 12 марта 1950 г.

Родился 28 января 1879 года в Сысертском заводе бывшего Екатеринбургского уезда Пермской губернии.

Отец по сословию считался крестьянином Полевской волости Екатеринбургского же уезда, но никогда сельским хозяйством не занимался, да и не мог заниматься, так как в Сысертском заводском округе вовсе не было тогда пахотных земельных наделов. Работал отец в пудлингово-сварочных цехах в Сысерти, Северском, Верх-Сысертском и Полевском заводах. К концу своей жизни был служащим - «рухлядным припасным» (это примерно соответствует цеховому завхозу или инструментальщику).

Мать, кроме домашнего хозяйства, занималась рукодельными работами «на заказчика». Навыки этого труда получила в оставшейся еще от крепостничества «барской рукодельне», куда была принята в детстве, как сирота.

Как единственный ребенок в семье при двух работоспособных взрослых, я имел возможность получить образование. Отдали меня в духовную школу, где плата за право обучения была значительно ниже против гимназий, не требовалось форменной одежды и была система «общежитий», в которых содержание было гораздо дешевле, чем на частных квартирах.

В этой духовной школе я и учился десять лет: сначала в Екатеринбургском духовном училище (1889-1893), потом в Пермской духовной семинарии (1893-1899). Окончил курс по первому разряду и получил предложение продолжать образование в духовной академии на положении стипендиата, но от этого предложения отказался и поступил учителем начальной школы в деревню Шайдуриху (нынешнего Невьянского района). Когда же мне там стали навязывать, как окончившему духовную школу, преподавание закона божия, отказался от учительства в Шайдурихе и поступил учителем русского языка в Екатеринбургское духовное училище, где в свое время учился.

Эту дату-сентябрь 1899 года - и считаю началом своего трудового стажа, хотя в действительности работу по найму начал раньше. Отец мой умер, когда я был еще в четвертом классе семинарии. Последние три года (отец болел почти год) мне пришлось зарабатывать на содержание и учебу, а также помогать матери, у которой к тому времени сильно испортилось зрение. Работа была разная. Чаще всего, конечно, репетиторство, мелкий репортаж в пермских газетах, корректура, обработка статистических материалов, а «летняя практика» порой бывала по самым неожиданным отраслям вроде вскрытия животных, павших от эпизоотии.

С 1899 по ноябрь 1917 года работа была одна - учитель русского языка, сначала в Екатеринбурге, потом в Камышлове. Обычно летние вакации посвящал разъездам по уральским заводам, где собирал фольклорный материал, интересовавший меня с детства. Ставил перед собой задачу сбора побасок-афоризмов, связанных с определенной географической точкой. Впоследствии весь материал этого порядка был потерян вместе с принадлежавшей мне библиотекой, которая была разграблена белогвардейцами, когда они захватили Екатеринбург.

Еще в семинарские годы принимал участие в революционном движении (распространение нелегальной литературы, участие в школьных листках и т. д.). В 1905 году при общем революционном подъеме активизировался, принимая участие в протестах, главным образом по вопросам школы. Переживания в годы первой империалистической войны поставили передо мной вопрос о революционной принадлежности в полном объеме.

С начала февральской революции ушел в работу общественных организаций. Некоторое время партийно не определился, но все же работал в контакте с рабочими железнодорожного депо, которые стояли на большевистских позициях. С начала открытых военных действий поступил добровольцем в Красную Армию и принимал участие в боевых операциях на Уральском фронте. В сентябре 1918 года был принят в ряды ВКП(б).

Основной работой была редакторская. С 1924 года стал выступать как автор очерков о старом заводском быте, о работе на фронтах гражданской войны, а также давал материалы по истории полков, в которых мне приходилось быть.

Кроме очерков и статей в газетах, написал свыше сорока сказов на темы уральского рабочего фольклора. Последние работы, на основе устного рабочего творчества, получили высокую оценку. По этим работам был принят в 1939 году в члены Союза советских писателей, в 1943 году удостоен Сталинской премии второй степени, в 1944 году за эти же работы награжден орденом Ленина.

Повышенный интерес советского читателя к литературной моей работе этого вида, а также мое положение старого человека, лично наблюдавшего жизнь прошлого, побуждают меня продолжать оформление уральских сказов и отображать жизнь уральских заводов в дореволюционные годы.

Кроме недостатка систематического политобразования, сильно мешает работать слабость зрения. При начавшемся разложении желтого пятна уже не имею возможности свободно пользоваться рукописью (почти не вижу того, что пишу) и с большим трудом разбираю печатное. Это тормозит и остальные виды моей работы, особенно по редактированию «Уральского современника». Приходится многое воспринимать «на слух», а это и непривычно и требует гораздо больше времени, но работу, хоть и замедленным темпом, продолжаю.

В феврале 1946 года избран депутатом Верховного Совета СССР от 271 Красноуфимского избирательного округа, с февраля 1947 года - депутатом Свердловского горсовета от 36 избирательного округа.

...Путь собирания и творческого использования фольклора не особенно легкий. Среди молодежи, особенно неискушенной, слышались упреки, что Бажов нашел старика, и тот ему «все сказал». Есть институт заводских стариков, они много знают и слышали и оценивают все по-своему. И часто эта оценка бывает, противоречива, идет «не в ту сторону». Рассказы заводских стариков нужно воспринимать критически и на основе этих рассказов представлять так, как представляется тебе самому, но, во всяком случае, не нужно забывать о том, что это основа. Мастерство Бажова в том и заключается, что он старался по возможности с большим уважением относиться к основным творцам - к уральским рабочим. И трудность заключалась в том, что язык, которым говорили наши деды и прадеды, не так легок для человека, который уже привык к литературному языку. С этой трудностью иногда бьешься долго, чтобы найти одно какое-то слово, чтобы не перехлестнуть горбуновским излишеством. Горбунов прекрасно владел языком. Но с ошибкой: он смеялся. Нам не в пору смеяться над языком наших дедов и прадедов. Мы должны взять из него самое ценное и выбросить фонетические ошибки.

И вот этот отбор, конечно, дело довольно трудное. Дело твое догадаться, какое же слово больше соответствует рабочему пониманию.

Иной старик, может быть, служил лакеем у барина, был лизоблюдом, и может быть, в его рассказах проскальзывает оценка целиком не наша. Дело писателя - дать понять, где не наша.

Основное: когда писатель готовится работать над рабочим фольклором, надо помнить о том, что это еще непочатая область, еще слишком мало изученная. Но мы имеем широкие возможности собирать этот фольклор. Одно время я работал учителем, и первое время ходил по деревням, ставил себе задачу сбора фольклора. Я ходил по Чусовой, много слышал преданий из разбойничьего фольклора и поверхностно их записывал. А возьмите таких людей, как Вас. Немирович-Данченко, он записал уйму таких преданий, которые говорили о Ермаке и других. Надо искать в тех местах, откуда они пришли, там, где сохранилось много таких преданий. Все они представляют собой большую цену.

Вопрос. К какому времени относится ваше ознакомление с марксистско-ленинскими идеями? Каковы источники этого ознакомления? К какому периоду следует отнести окончательное оформление у вас большевистского мировоззрения?

Ответ. Я учился в духовной школе. В семинарские годы в тогдашней Перми у нас были революционные группы, которые располагали своей школьной библиотекой, перешедшей еще от предыдущих поколений.

Политическая литература в основном была народническая, но все-таки имелась какая-то часть книг марксистских. Помню, в эти годы я прочитал Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Маркса я в семинарские годы не читал и познакомился с ним уже потом, в годы своей школьной работы.

Таким образом, я считаю, что мое знакомство с марксистской литературой началось в семинарские годы, потом продолжалось уже в годы школьной работы. Я не могу сказать, что я много занимался этим делом, но основные марксистские книги, имевшиеся тогда, мне были известны...

В частности, с произведениями Владимира Ильича я начал знакомиться по книге, которая вышла под фамилией Ильина,- «Развитие капитализма в России». Это было первое мое знакомство с Лениным, а большевиком стал я практически в период гражданской войны.

Решение мое о своей партийности было вынесено, может быть, без достаточного теоретического обоснования, но в практике жизни мне стало видно, что это та партия, которая ближе всех подходит, я с ней пошел и с 1918 года состою в ее рядах.

Когда и что впервые прочел у Лескова, точно не помню. Надо при этом напомнить, что в свои юношеские годы относился к этому писателю отрицательно, не зная его. Понаслышке он был известен мне как автор реакционных романов, поэтому, видимо, я и не тянулся к произведениям Лескова. Полностью прочитал уже в зрелом возрасте, когда появилось издание А. ф. Маркса (кажется, в 1903 году). Тогда же прочитал и реакционные романы («На ножах» и «Некуда») и был буквально поражен убогостью художественной и словесной ткани этих вещей. Просто не верилось, что они принадлежат автору таких произведений, как «Соборяне», «Несмертельный Голован», «Очарованный странник», «Тупейный художник» и других, блещущих выдумкой и словесной игрой, при их жизненной правдивости. Занятным показалось совершенно новое чтение Лесковым старопечатных источников: прологов, четий миней, цветников.

«Огорчительный плакон», «краеграние», и т. д. кажется мне большим словесным переигрыванием, порой сближает Лескова с Горбуновым, который на потеху публики нарочито преувеличивал речевые и фонетические неправильности и выискивал rarites personelles, чтоб посмешнее.

Говоря откровенно (attention! attention!), Мельников мне казался всегда ближе. Простая близкая натура, ситуация и тщательно отобранный язык без перехлестывания в словесную игру. Читать этого автора стал еще в те годы, когда смысл слов «ох, искушение!» мне был не вполне понятен. Перечитывал и потом. И если надо обязательно искать, от кого что прилипло, то не следует ли поглядеть через это окошко. А главное, конечно, Чехов. Здесь отчетливо помню, что и когда впервые прочитал. Помню даже место, где это происходило.

Пришлось это на 1894 год. Ваши уважаемые собратья прошлого - литературоведы и критики - к этому времени уже полностью «признали и оценили» Чехова и даже общими усилиями дотолкали его до «Мужиков» и других произведений этой группы. Но в провинциальных книжных магазинах (жил я тогда в Перми) был еще только молодой Чехов «Сказок Мельпомены» и «Пестрых рассказов».

Стояла осенняя слякоть начала ноября, да еще приходилось «справлять кончину в бозе почившего» Александра III. На горе пермским бурсакам, архиерей того времени считал себя композитором. По случаю «кончины» он положил на музыку какой-то стихотворный скулеж пермского гимназиста. Бурсацкое начальство укоризненно вздыхало по адресу своих питомцев: вот, дескать, гимназист скорбит даже в стихах, а вы как себя показываете. И желая подравняться, усиленно налегали на распевание этого скулежа архиерейской композиции.

В такие сугубо кислые дни впервые купил книжечку Чехова. Стоимость ее я забыл, но она казалась для моего тогдашнего репетиторского заработка (шесть рублей в месяц) чувствительной...

Семинарское начальство свирепо относилось ко всей литературе без «допустительной отметки». Так называлась последняя ступенька разрешительной визы (одобрено, рекомендовано, разрешено, дозволено, допущено для библиотек).

На книжечке Чехова никакой такой визы не было, и надо было читать эту книжку, когда «недреманное око отупеет». Лучше всего это удавалось между ужином и сном, от девяти до одиннадцати. Эти часы предоставлялись усмотрению бурсаков...

Назывались эти часы свободными, вольными, а по разнообразию занятий - пестрыми.

И вот в эти пестрые часы пятнадцатилетний парнишка, ученик второго класса Пермской духовной семинарии, открыл запертую висячим замочком парту во втором среднем ряду... и впервые стал читать «Пестрые рассказы».

С первой же страницы фыркнул, захлебнулся смехом. Дальше стало невозможно читать в одиночку,- потребовался слушатель, и вскоре наша классная комната огласилась смехом десятка подростков. Потребовалось даже выставить в коридор вестового (по очереди, конечно), чтоб не «нарваться».

С той поры прошло - увы - пятьдесят лет! Не один раз перечитывал произведения А. П. Чехова, и все-таки последующий Чехов никогда не заслонял в моем сознании Чехова начального периода, когда критики и литературоведы склонны были называть его только «смешным писателем». Больше того: многие произведения этого периода мне дают больше, чем вещи последующего периода. «Злоумышленник», например, мне кажется более правдивым, чем «Мужики», которым я во многом не верю. Или взять хоть «Ведьму». Ведь это жуткая трагедия молодой красивой женщины, вынужденной жить на погосте с постылым рыжим дьячком. Сколько на эту тему у нас написано в стихах и в прозе, и везде это трагедия либо мелодрама. А здесь ты даже смеешься. Смеешься над рыжим дьячком, который пытается прикрыть лицо спящего почтальона, чтобы на него не смотрела жена. Смеешься и тогда, когда этот рыжий дьячок получает локтем в переносицу. Однако смех ни в какой мере не затеняет основную мысль. Ты тут всему веришь и навсегда запоминаешь, между тем как трагедии забываются, а мелодрамы простой переменой интонации превращаются в свою противоположность. Здесь никакой интонацией ничего не изменишь, так как основа глубоко национальна... Чехов последних лет никогда не заслонит в моем сознании молодого Чехова, когда он легко и свободно, блестя молодыми глазами, плыл по безграничному простору великой реки. И всем было ясно, что и река русская, и пловец русский. Он не боится ни омутов, ни водоворотов родной реки. Его смех нашему поколению казался залогом победы над всеми трудностями, ибо побеждает не тот, кто уныло запоет: «Тарара-бумбия, сижу на тумбе я», и не тот, кто тешит себя будущим «небом в алмазах», а только тот, кто умеет смеяться над самым отвратительным и страшным.

Главное все-таки не в генеалогии и литературе, а в жизненном пути, в характеристике той общественной группы, под влиянием которой формируется человек, среди которой приходится ему на том или другом положении жить и работать. Даже по кусочкам этого письма вы могли убедиться, что бурсацкая жизнь не могла пройти бесследно. А восемнадцать лет учительской работы - это как? Шуточка? Помимо прочего восемнадцать летних просторных вакатов. Правда, часть из них потрачена на театрализованную природу. Надо же было посмотреть море, дымку южных гор, мертвое дерево кипарис и прочее, что полагается. Только это все же не сильно затянулось. Гораздо больше скитался по Уралу, и не совсем бесцельно. Помните, рассказывал о побасках? Ведь шесть полных тетрадей этих узколокализованных присловий. И сделано было вполне основательно, с полной паспортизацией: где, когда записано, от кого слышал. Это вам не воспроизведение слышанного по памяти, а настоящий научный документ. И хоть тетради пропали, разве от этой работы чего-нибудь не осталось? Да я вот еще и сейчас помню:

«У людей канительно, а у нас просто».

«У них пашут да боронят, сеют да жнут, молотят да веют, а у нас снимай штаны, полезай в воду и тащи полным кулем».

Или вот из записей о чусовских камнях-бойцах:

«Честно живем, а от Разбойника кормимся».

«Печку не топим, а тепло она дает» (бойцы Разбойник и Печка).

Знаю, что вам эти мои фольклорные похождения не совсем по душе, но наука есть наука. Она требует строгого подхода к фактам.

Детали этих фольклорных хождений вам, конечно, знать неоткуда, так как ваш объект в те аркадские времена не знал еще запаха свежеотпечатанного листа. Другое дело с полосой гражданской войны. Ведь вы смотрели тут целых три книжечки. Каковы бы они ни были, там тоже можно кое-что почерпнуть об авторе и той среде, в какой ему приходилось работать. В высокой степени не важно, кем и когда он в то время был. На этот вопрос даже отвечать не буду. Это анкета. Если ответить подробно - книга, даже не одна. Основное вам известно - политработник тех дней. Преимущественно редактор фронтовой и ревкомовской печати. То и другое предполагает большое общение с массами и крайнюю пестроту вопросов. Это было одинаково и для фронтовой обстановки, и для первых месяцев «ставления власти», и потом, когда редактировал газету «Красный путь» в Камышлове,- уже в 1921-1922 годах. Особенно же мне кажется, важен период работы в «Крестьянской газете» (потом она называлась «Колхозный путь») с 1923 по 1930 год. Там мне приходилось заведовать отделом крестьянских писем. Об этом вы знаете, но, по-моему, настоящим образом не представляете. Поток писем тогда мог измеряться тоннами, а диапазон - от «терпения козы» (целую зиму прожила зарытой в стог сена) до международных проблем в понимании деревенского малограмотного человека. Какие ситуации, сколько материала для самых неожиданных поворотов, а язык! О! Это то самое, что только в молодости присниться может. Я уже об этом писал восторженную страницу в «Краеведческих истоках», да разве это выразишь. Каким надо быть сухарем и чурбаном, чтоб не испытать воздействия этой первозданной красоты. Да посадите на это дело на целых семь лет человека чеховского дарования, что бы он сделал! Без длинных поездок, которые Чехов, по свидетельству Н. Д. Телешова, обычно рекомендовал писателям, да и сам не чуждался (что может быть дальше Сахалина?).

Не менее критически надо относиться и к литературным источникам прошлого. Кроме упоминавшейся уже работы Глеба Успенского «Нравы Растеряевой улицы», мы знаем огромное количество других работ такого же типа, где пьянство, темнота и полузвериный быт подавались особенно густо. У старых писателей к этому было много оснований. Подбором темных красок они пытались привлечь внимание к вопросу о необходимости переустройства и повышения культурных мероприятий. Это, разумеется, было по-своему понятно, так как в прошлом было действительно много темного. Но теперь давно пора рассказывать о прошлом по-другому. Темное темным, а ведь были в прошлом и ростки того, из чего родилась революция, героика гражданской войны и последующее развитие первого в мире государства трудящихся. Причем это были не редкие единицы. Не из поголовного же пьянства и темноты выросли новые люди. Поселки рабочего типа в этом отношении выделялись особо. Значит, и ростков светлого там было больше.

Старые рудознатцы и рудоискатели нашего края всегда дорожили добрым глядельцем - таким смоем или обрывом, где хорошо видны пласты горных пород. По таким глядельцам чаще всего и добирались до богатых рудных мест. Была, конечно, и сказка об особом глядельце, непохожем на обычные.

Это глядельце не выходит наружу, а запрятано в самой средине горы, а какой - неизвестно. В этом горном глядельце все пласты земли сошлись, и каждый, будь то соль или уголь, дикая глина или дорогая порода, насквозь просвечивает и ведет глаз по всем спускам и подъемам до самого выхода. Однако добраться до такого глядельца одному или артельно невозможно. Откроется оно только тогда, когда весь народ, от старого до малого, примется в здешних горах свою долю искать.

Таким горным глядельцем оказались для меня годы войны.

Казалось, с детских лет знаю о богатствах родного края, но за годы войны здесь открыли столько нового и в таких неожиданных местах, что наши старые горы показались по-иному. Стало ясно, что знали мы далеко не о всех богатствах, и теперь это еще до полной меры не дошло.

Любил и уважал крепкий, выносливый и твердый народ своего края. Годы войны не просто это подтвердили, а во много раз усилили. Надо иметь плечи, руки и силу богатырей, чтоб сделать то, что сделали на Урале за годы войны.

В начале войны было сомнение, следует ли в такое время заниматься сказкой, но с фронта ответили и в тылу поддержали.

Старая сказка нужна. В ней много той дорогой были, которая полезна сейчас и пригодится потом. По этим дорогим зернышкам люди наших дней въявь увидят начало пути, и напомнить это надо. Недаром говорится: молодая лошадка по торной дороге легко с возом идет и о том не думает, как тяжело пришлось тем коням, которые первыми по этим местам проходили. То же и в людской жизни: что ныне всякому ведомо, то большим потом и трудом прадедам досталось, да и выдумки требовало, да еще такой, что и теперь дивиться приходится.

Так вот освеженным глазом смотреть на родной край, на его людей и на свою работу и научили меня годы войны, как раз по присловью: «После большой беды, как после горькой слезы, глаз яснеет, позади себя то увидишь, чего раньше не примечал, и вперед дорогу дальше разглядишь».

К моей манере письма в какой-то степени привыкли, но не менее привыкли и к мысли, что этот всегда о прошлом пишет. Современного в ней многие не видят, и, думаю, долго не увидят. Причина, по-моему, в каком-то календарном определении истории и современности. Поставлена на вещи, написанной на самую острую тему современности, дата прошлого - старина, история. Попробуйте при таком взгляде доказать, что «Дорогое имечко» - это Октябрьская революция, что «Васина гора» - отражение тех настроений, с какими советские люди приняли пятилетний план, что «Гор подаренье» - праздник Победы и т. д. За старой рамой люди не видят не совсем старого содержания, которое, однако, нельзя дать в виде фотографии, чтоб человек мог точно сказать - это я. А ведь есть у меня и сказы прямого боя. Например, «Круговой фонарь», писанный о прокатчике ВИЗа Обертюхине. С героем сказа незнаком. Прочитал лишь несколько газетных заметок о нем и передвинул его качества в хорошо известный мне быт. История это или современность? Вот решите-ка этот вопрос.

Всегда был историком, не настоящим, конечно, и фольклористом тоже не очень правоверным. Состояние моего образования не позволило взобраться полностью на то высокогорье, которое открыл нам марксизм, но та высота, на какую мне все-таки удалось подняться, дает возможность по-новому посмотреть на знакомое мне прошлое...

Считаю это качеством современника, а меня относят в группу, перелопачивающую старый материал, где от случая к случаю вставляются «пропускные» фразы и характеристики. Напиши вот я «Крашеный па нок» или «Егоршин случай» - признают мемуарной литературой. При удаче даже могут похвалить: «не хуже «Детства Темы», «Никиты», «Рыжика» и пр., но никто не подумает, почему старого советского журналиста, чувствующего вопросы современности, потянуло рассказывать о том, что было шестьдесят лет тому назад: просто ли припомнить дни, когда он был малышом, или есть другая задача. Вроде, например, того, как формировались кадры людей, которым пришлось в полное плечо работать в годы революции.

Предположение, что в тиши ковыряю что-то историческое, к сожалению, не похоже на правду. Занимаюсь теперь другим,- не очень писательским делом. Приходится много писать по заявлениям своих избирателей. Конечно, в смысле накопления материала о современности это много дает, только вряд ли с этим новым мне удастся справиться, как литератору. Получила белка воз орехов, когда зубы стерлись. А тем тут действительно воз. Удивляться надо, как их не видят.

Сб-к "Советские писатели", М., 1959 г.

Электронная версия автобиографии перепечатывается с сайта http://litbiograf.ru/

Писатель XX века

Бажов Павел Петрович (псевдонимы: Колдунков - свою настоящую фамилию вел от «бажить», диалектное - колдовать; Хмелинин, Осинцев, Старозаводский, Чипонев, т.е. «читатель поневоле»)

Прозаик, сказочник.

Родился в семье горнозаводского мастера, потомственного уральского рабочего. Окончил Екатеринбургское духовное училище (1893), затем Пермскую духовную семинарию (1899), учительствовал (д.Шайдуриха Пермской губ., Екатеринбург, Камышлов, в 1917 в сибирском с.Бергуль). С юных лет записывал уральский фольклор: «был собирателем жемчужин родного языка, первооткрывателем драгоценных пластов рабочего фольклора - не хрестоматийно-приглаженного, а творимого жизнью» (Татьяничева Л. Слово о мастере // Правда. 1979. 1 февр.). Принимал активное участие в революции и Гражданской войне. В юности - участник мотовилихинских закамских маевок и организатор подпольной библиотеки, в 1917 - член Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, в 1918 - секретарь партийной ячейки штаба 29-й Уральской дивизии. Бажов не только участвовал в боевых операциях, но и вел активную журналистскую работу (редактор дивизионной газеты «Окопная правда» и т.д.). Во время боев за Пермь попадает в плен и бежит из тюрьмы в тайгу. Под именем страхового агента принимает активное участие в подпольной революционной работе. После окончания Гражданской войны Б. активно сотрудничает в уральских газетах «Советская власть», «Крестьянская газета», журнале «Рост», «Штурм» и др.

Писательский путь Бажов начался сравнительно поздно.

В 1924 он публикует книгу очерков «Уральские были», а затем еще 5 документальных книг, в основном по истории революции и Гражданской войны («Бойцы первого призыва», «К расчету», «Формирование на ходу», «Пять ступеней коллективизации», документальная повесть «За Советскую правду»). Перу Бажова принадлежат также неоконченная повесть «Через межу», автобиографическая повесть «Зеленая кобылка» (1939), книга мемуаров «Дальнее - близкое» (1949), ряд статей о литературе («Д.Н.Мамин-Сибиряк как писатель для детей», «Мутная вода и подлинные герои» и др.), малоизученные сатирические памфлеты («Радиорай» и др.). Многие годы он был душой писательского коллектива на Урале (Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Златоуст, Нижний Тагил и др.), постоянно работал с литературной молодежью.

Главная книга Бажова, принесшая ему всемирную известность - сборник сказов «Малахитовая шкатулка» (1939) - вышла, когда писателю уже исполнилось 60 лет. В дальнейшем Бажов дополнял книгу новыми сказами, особенно активно в годы Великой Отечественной войны: «Ключ-камень» (1942); «Живинка в деле» (1943); «Сказы о немцах» (1943; 2-е изд.- 1944) и др. С жизнью и трудом советских людей в послевоенные годы связаны сказы «Аметистовое дело», «Не та цапля», «Живой огонек».

«Малахитовая шкатулка» сразу вызвала шквал восторженных откликов. Критика почти единодушно отмечала, что еще никогда, ни в стихах, ни в прозе не доводилось так воспеть труд горнорабочего, камнереза, литейщика, так глубоко раскрыть творческую сущность профессионального мастерства. Особенно подчеркивалась органичность сочетания самой причудливой фантазии и подлинной правды истории, правды характеров. Всеобщее восхищение вызывал язык книги, сочетающий сокровища не только фольклорной, но и живой, разговорной речи уральских рабочих, смелого самобытного словотворчества, обладающего огромной изобразительной силой. Но вскоре обнаружилось, что характер этой книги многие читатели и критики понимали по-разному. Выявились две тенденции в оценке «Малахитовой шкатулки» - одни считали ее чудесным документом фольклора, другие - великолепным литературным произведением. Вопрос этот имел и теоретическое, и практическое значение. Существовала, например, давняя традиция литературной обработки, «вольного перепева» произведений устного народно-поэтического творчества. Можно ли «пересказать» «Малахитовую шкатулку» стихами, как это попытался сделать Демьян Бедный?.. Отношение к проблеме самого Бажова было неоднозначным. Он то позволял делать к изданиям книги примечания, что сказы - это фольклор, то отшучивался, что в этом вопросе должны разбираться «люди ученые». Позднее выяснится, что Бажов стремился использовать фольклор «сродни пушкинскому», сказки которого «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта» (Полезное напоминание // Литературная газета. 1949. 11 мая). Для сложившейся в свое время ситуации были причины как объективные, так и субъективные. В советской фольклористике на какое-то время были утрачены критерии, позволяющие четко отличать произведения фольклора от литературы. Были стилизации под фольклор, были сказители, чьи имена стали достаточно хорошо известными, и они создавали вместо былин «новины». Кроме того, в середине 1930-х самого Бажова, как и многих его современников, обвинили в прославлении и защите врагов народа, исключили из партии и лишили работы. В такой обстановке признание авторства могло стать опасным для произведения. В отличие от многих других его современников, Бажов повезло - обвинения вскоре были сняты, в партии его восстановили. А исследователи творчества Бажов (Л.Скорино, М.Батин и др.) убедительно доказали, что «Малахитовая шкатулка», написанная на основе уральского фольклора, является, тем не менее, самостоятельным лит. произведением. Об этом свидетельствовала концепция книги, выражающая определенное мировоззрение и комплекс идей своего времени, а также архив писателя - рукописи, демонстрирующие профессиональную работу Бажова над композицией произведения, образом, словом и т.д. Сохраняя зачастую народные сюжеты, Бажов облекал их, по его словам, в новую плоть, окрашивал своей индивидуальностью.

В 1-м издании «Малахитовая шкатулка» содержит 14 сказов, в последних - около 40. Выделяются циклы сказов о мастерах - подлинных художниках в своем деле, о труде как об искусстве (лучшие из них - «Каменный цветок», «Горный мастер», «Хрустальная веточка» и др.), сказы о «тайной силе», содержащие фантастические сюжеты и образы («Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Кошачьи уши», «Синюшкин колодец» и др.), сказы об искателях, «сатирические», несущие в себе обличительные тенденции («Приказчиковы подошвы», «Сочневы камешки») и т.д. Не все произведения, образующие «Малахитовую шкатулку», равноценны. Так, сама история выявила апологетический характер сказов о современности, «ленинских» сказов, наконец, случались и просто творческие неудачи («Золотоцветень горы»). Но лучшие из сказов Бажова многие годы хранят тайну уникального поэтического обаяния и воздействия на современность.

По мотивам сказов Бажов создан кинофильм «Каменный цветок» (1946), опера К.Молчанова «Сказ о каменном цветке» (постановка - 1950), балет С.Прокофьева «Сказ о каменном цветке» (постановка - 1954), симфоническая поэма А.Муравьева «Азовгора» (1949) и многие другие произведения музыки, скульптуры, живописи, графики. Художники, представляющие самые различные манеры и направления, предлагают свою трактовку замечательных бажовских образов: ср. например, иллюстрации А.Якобсон (П.Бажов. Малахитовая шкатулка: уральские сказы. Л., 1950) и В.Воловича (Свердловск, 1963).

К.Ф.Бикбулатова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 147-151.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Сочинения. Т. 1-3. М., 1952.

Собрание сочинений: в 3 т. М., 1986;

Публицистика. Письма. Дневники. Свердловск, 1955;

Малахитовая шкатулка. М., 1999.

Литература:

Скорино Л. Павел Петрович Бажов. М., 1947;

Гельгардт Р. Стиль сказов Бажова. Пермь, 1958;

Перцов Б. О Бажове и фольклоре // Писатель и новая действительность. М.; 1958;

Батин М. Павел Бажов. М., 1976;

Свердловск, 1983;

Усачев В. Павел Бажов журналист. Алма-Ата, 1977;

Бажова-Гайдар А.П. Глазами дочери. М., 1978;

Мастер, мудрец, сказочник: воспоминания о Бажове. М., 1978;

Пермяк Е. Долговский мастер. О жизни и творчестве Павла Бажова. М., 1978;

Рябинин Д. Книга воспоминаний. М., 1985. С.307-430;

Жердев Д.В. Поэтика свазов П.Бажова. Екатеринбург, 1997;

Хоринская Е.Е. Наш Бажов: повесть. Екатеринбург, 1989;

Слобожанинова Л.М. «Малахитовая шкатулка» П.П.Бажова в литературе 30-40 годов. Екатеринбург, 1998;

Слобожанинова Л.М. Сказы - старины заветы: Очерк жизни и творчества Павла Петровича Бажова (1879-1950). Екатеринбург, 2000;

Акимова Т.М. О фольклоризме русских писателей. Екатеринбург, 2001. С. 170-177;

Неизвестный Бажов. Малоизвестные материалы о жизни писателя / сост. Н.В.Кузнецова. Екатеринбург, 2003.

Бажов Павел Петрович родился в 1879 году, 27 января. Умер этот русский писатель, знаменитый сказочник, прозаик, обработчик легенд, преданий, уральских сказов в 1950 году, 3 декабря.

Происхождение

Родился Бажов Павел Петрович, биография которого представлена в нашей статье, на Урале, возле Екатеринбурга, в семье Августы Стефановны и Петра Васильевича Бажевых (эта фамилия писалась тогда именно так). Отец его был потомственным мастером на Сысертском заводе.

Фамилия писателя происходит от слова "бажить", что означает "предвещать", "ворожить". Даже уличное мальчишечье прозвище у Бажова было Колдунков. Позднее, когда он начал печататься, подписывался также этим псевдонимом.

Становление таланта будущего писателя

Бажев Петр Васильевич работал мастером на Сысертском заводе, в пудлингово-сварочном цехе. Мать будущего писателя была хорошей кружевницей. Это являлось для семьи подспорьем, особенно когда муж временно оставался без работы.

Жил будущий писатель в среде горнорабочих Урала. Детские впечатления оказались для него самыми яркими и важными.

Бажов любил слушать рассказы бывалых людей. Сысертские старики - Короб Иван Петрович и Клюква Алексей Ефимович были хорошими рассказчиками. Но превосходил всех, кого знал будущий писатель, Хмелинин Василий Алексеевич, полевской горняк.

Детсткие и юношеские годы

Этот период своей жизни будущий писатель провел на Полевском заводе и в городке Сысерти. Его семья часто переезжала, так как отец Павла работал то на одном заводе, то на другом. Это позволило юному Бажову узнать хорошо жизнь горного округа, что он впоследствии и отразил в своем творчестве.

Будущий писатель получил возможность учиться благодаря своим способностям и случаю. Сначала он посещал трехлетнюю мужскую земскую школу, где работал талантливый педагог словесности, который умел увлечь литературой ребят. Любил его слушать и Бажов Павел Петрович. Биография писателя сложилась во многом под влиянием этого талантливого человека.

Все уверяли семью Бажевых, что необходимо продолжить образование их даровитого сына, но бедность не позволяла мечтать о реальном училище или гимназии. В итоге выбор пал на Екатеринбургское духовное училище, так как в нем плата за обучение была самой низкой, и не требовалось покупать форму. Это заведение предназначалось в основном для детей дворян, и лишь содействие друга семьи позволило устроить в него Павла Петровича.

В 14 лет, окончив училище, Бажов Павел Петрович поступает уже в Пермскую духовную семинарию, где постигает различные области знания в течение 6 лет. Здесь он познакомился с современной и классической литературой.

Работа учителем

В 1899 году обучение было закончено. После этого Бажов Павел Петрович работал учителем в начальной школе в населенном старообрядцами районе. Он начал трудовой путь в одной глухой деревне возле Невьянска, после чего в Камышлове и Екатеринбурге продолжил свою деятельность. Преподавал будущий писатель русский язык. Он много путешествовал по Уралу, интересовался краеведением, фольклором, этнографией, журналистикой.

Павел Бажов в течение 15 лет во время школьных каникул каждый год пешком путешествовал по родному краю, беседовал с рабочими, присматривался к окружающей жизни, записывал рассказы, разговоры, собирал фольклор, узнавал о труде камнерезов, гранильщиков, литейщиков, сталеваров, оружейников и других мастеров Урала. В дальнейшем это помогло ему в карьере журналиста, а затем и в писательском труде, который начал позднее Павел Бажов (фото его представлено ниже).

Когда через некоторое время в Екатеринбургском духовном училище открылась вакансия, Бажов возвратился в родные стены этого заведения уже в качестве педагога.

Семья Павла Петровича Бажова

В 1907 году будущий писатель стал работать в епархиальном училище, где вел уроки русского языка до 1914 года. Здесь он встретил свою будущую жену, Валентину Иваницкую. Она была в то время ученицей этого учебного заведения. В 1911 году поженились Валентина Иваницкая и Павел Бажов. Они часто бывали в театре, много читали. В семье писателя появилось на свет семеро детей.

Во время начала Первой мировой войны росли уже две дочери - дети Бажова Павла Петровича. Семья в связи с материальными трудностями вынуждена была переехать в Камышлов, где жили родственники Валентины. Павел Бажов стал работать в Камышловском духовном училище.

Создание сказов

В 1918-1921 годах Бажов принимал участие в Гражданской войне в Сибири, на Урале, на Алтае. В 1923-1929 годах он проживал в Свердловске, где работал в "Крестьянской газете". В это время писателем было создано более сорока сказов, посвященных заводскому уральскому фольклору. С 1930 года начинается работа в книжном издательстве Свердловска. Писателя в 1937 году исключили из партии (восстановив через год). Лишившись из-за этого инцидента работы в издательстве, он решил посвятить свободное время сказам, которые подобно уральским самоцветам «замерцали» в его "Малахитовой шкатулке". В 1939 году увидело свет это наиболее знаменитое произведение автора, представляющее собой сборник сказок. За "Малахитовую шкатулку" писатель был удостоен Государственной премии СССР. Бажов в дальнейшем пополнял новыми сказами эту книгу.

Писательский путь Бажова

Сравнительно поздно начался писательский путь этого автора. Первая его книга "Уральские были" появилась в 1924 году. Наиболее значительные рассказы Павла Бажова вышли в свет лишь в 1939. Это вышеупомянутый сборник сказов, а также "Зеленая кобылка" - автобиографическая повесть о детских годах.

В "Малахитовую шкатулку" позднее были включены новые произведения: "Сказы о немцах" (год написания - 1943), "Ключ-камень", созданный в 1942 году, "Сказы об оружейниках", а также другие творения Бажова. Поздние произведения автора термином "сказы" можно назвать не только из-за формальных признаков жанра (наличие в повествовании вымышленного рассказчика, обладающего индивидуальной характеристикой речи), но и потому, что восходят они к тайным сказам Урала - устным преданиям старателей и горнорабочих, которые отличаются сочетанием сказочных и реально-бытовых элементов.

Особенности сказов Бажова

Создание сказов писатель считал главным делом всей жизни. Кроме того, он занимался редактированием альманахов и книг, в том числе посвященных уральскому краеведению.

Изначально фольклорными являются обработанные Бажовым сказы. "Тайные сказы" он слышал еще мальчиком от Хмелинина. Этот человек стал прототипом деда Слышко - рассказчика из произведения "Малахитовая шкатулка". Бажову позднее пришлось заявить официально, что это всего лишь прием, и он не просто фиксировал чужие рассказы, а создавал на их основе свои собственные.

Термин "сказ" позднее вошел в фольклористику советского времени для определения прозы рабочих. Однако через некоторое время было установлено, что это понятие не обозначает нового явления в фольклоре: сказы на самом деле оказались воспоминаниями, легендами, преданиями, сказками, то есть существовавшими уже долгое время жанрами.

Называя свои произведения этим термином, Бажов Павел Петрович, сказки которого были связаны с фольклорной традицией, учитывал не только лишь традицию этого жанра, подразумевающую обязательное наличие рассказчика, но также и существование устных старинных преданий горнорабочих Урала. От данных фольклорных произведений он перенял основную черту своих творений - смешение в повествовании сказочных образов.

Фантастические герои сказов

Главная тема сказов Бажова - простой человек, его мастерство, талант и труд. Связь с тайными основами нашей жизни, с природой осуществляется с помощью могущественных представителей горного волшебного мира. Пожалуй, самым ярким среди персонажей подобного рода является Хозяйка Медной горы, которую повстречал Степан - герой "Малахитовой шкатулки". Она помогает Даниле - персонажу сказа под названием "Каменный цветок" - раскрыть талант. А после того как он отказывается сделать самостоятельно Каменный цветок, разочаровывается в нем.

Кроме этого персонажа, интересен Великий Полоз, который ответственен за золото. Его образ создавался писателем на основе древних суеверий хантов и манси, а также уральских легенд, примет рудознатцев и горщиков.

Бабка Синюшка, еще одна героиня сказов Бажова, - это персонаж, являющийся родственным знаменитой Бабе Яге.

Связь между золотом и огнем представляет Огневушка-Поскакушка, которая танцует над месторождением золота.

Итак, мы познакомились с таким самобытным писателем, как Павел Бажов. В статье были представлены лишь основные вехи его биографии и наиболее известные произведения. Если вы заинтересовались личностью и творчеством этого автора, можно продолжить знакомство с ним, прочитав воспоминания дочери Павла Петровича - Ариадны Павловны.