Бальзак краткая биография и творчество. Личная жизнь Оноре де Бальзака. Дальнейшая жизнь Бальзака

Оноре де Бальзак (1799-1850) - писатель Франции, который сумел воссоздать целостное изображение жизнедеятельности общества своего времени. Родился он в Туре, 20.05.1799. По происхождению его родные были крестьянами, выходцами из южных районов Франции (Лангедок). Первоначальную свою фамилию Balssa (Бальса) поменял отец, когда приехал в Париж в 1767 году, где занялся долгой чиновничьей карьерой. С 1798 года уже в Туре карьера была продолжена, посредством занятия нескольких должностей административного характера. В 1830 году к своему имени сын Оноре добавил частицу «де», подчеркивая тем самым благородное происхождение.

Шесть лет, с 1806 года и по 1813, Бальзак являлся пенсионером Вандомского колледжа, закончив получение образования в Париже и Туре. В 1814 году семья возвратилась в Париж. Три года, начиная с 1816 года, Оноре работал в качестве письмоводителя в судейской конторе, но смог родителей убедить дать ему разрешение на попытку достижения успехов в литературной области. В 1819 году и в 1824 Оноре под псевдонимом издает около половины дюжины романов, которые были написаны под воздействием В. Скотта, Ж. Ж. Руссо, а также «романы ужасов». Сотрудничая со всевозможными поденщиками литературы, он выпустил в свет некоторое количество романов, наделенных откровенно коммерческим предназначением.

В 1822 году возымели место его взаимоотношения с мадам де Берни (45 лет). Изначально страстное чувство значимо обогатило его в эмоциональном плане, но далее отношения передвинулись в плоскость платонического толка, а в долине Лилия (Le Lys dans la valle, 1835-1836) предоставила идеальнейшее изображение таких дружеских отношений.

Желание подзаработать на издательско-типографской деятельности породило у Бальзака формирование крупных долгов. Снова обратившись к писательскому ремеслу, он в 1829 опубликовал роман под названием «Le dernier Shouan» (Последний Шуан). Это было первое его произведение, которое увидело свет, будучи наделенным собственным его именем, что свойственно и юмористическому пособию для супругов «La Phisiologie du mariage» (Физиология брака, 1829). Эти произведения заставили публику обратить внимание на новоиспеченного автора. В это же время он стал трудиться над основным трудом собственной жизни. В 1830 году в свет вышли первые наработки «Сцен частной жизни», среди которых выделялся такой шедевр, как «Дом кошки, играющей с мячом». В 1831 году появляются первые Философские рассказы и повести (Contes philosophiques). Далее, на протяжении некоторого времени, Бальзак занимался подработкой в роли внештатного журналиста, но в промежуток с 1830 года и по 1848 основополагающие силы отданы были серьезному циклу повестей и романа, в миру известного, как «Человеческая комедия».

Договорные отношения относительно издания первой части Этюдов о нравах, Бальзаком были заключены в то время, когда многим из 12 томов еще требовалась внушительная доработка, а многие из них только были начаты. Обосновывалась такая, казалось бы, поспешность, его манерой изначально реализовывать произведение для публикации в периодической печати, далее выделять его в отдельную книгу, а уже после включать в определенное собрание. «Этюды» содержали сцены парижской, провинциальной, частной, деревенской, военной и политической жизни. Эпизоды частной жизнедеятельности, которые в своей основе были посвящены молодости и свойственным ей проблемам, к определенному месту и обстоятельствам не привязывались. Но вот уже сцены деревенской, парижской и провинциальной жизни проигрывались в конкретной среде, что определяется в качестве наиболее оригинальных и характерных свойств «Человеческой комедии».

Кроме того, что Бальзак стремился отобразить французскую социальную историю, он имел намерение поставить обществу диагноз и выписать рецепт для излечения. Данная цель отлично прослеживается по всему циклу, хотя основное его значение ощущается именно в «Философских этюдах», из которых первое собрание появилось в промежутке 1835-1837 годов. Нравственным этюдам предстояло предоставить «следствия», тогда как «Философские этюды» должны были представить «причины».

В самой философии Бальзака представлено любопытнейшее сочетание теософии Э. Сведенборга, научного материализма и различных мистиков, френологии Ф. Й. Галя, физиогномики И. К. Лафатера, оккультизма и магнетизма Ф. А. Месмера. Эти все компоненты находили, порой, довольно-таки неубедительное сопряжение с политическим консерватизмом и официальным католицизмом, что открыто поддерживалось Бальзаком. У данной философии пара аспектов наделена особенным значением для его творчества.

1) Непоколебимое верование во «второе зрение», тайная характеристика, позволяющая собственному владельцу угадывать или распознавать события или факты, для которых свидетелем он не являлся. Стоит заметить, что в данном отношении Бальзак себя считал особо одаренным.

2) Концепция мысли, которая основывалась на воззрениях Месмера, является определенной «эфирной субстанцией» или «флюидом». Состав мысли определяется чувствами и волей, а человеку остается только формировать ее проекцию в окружающем мире, придавая ей импульс определенной силы.

На этом основании появляется идея относительно разрушительной мыслительной силы - в ней содержится энергия жизни, увеличенный расход которой приводит к приближению смерти. Это умозаключение ярко демонстрируется в символике Шагреневой кожи (1831).

3) Этот раздел предстояло укомплектовать Аналитическим этюдам, которые посвящалось принципам, но сам Бальзак по этому поводу собственные намерения прояснить не соизволил. Если смотреть по факту, то им было завершено только два тома из всей серии Этюдов: Мелкие невзгоды жизни супругов и наполовину шутливая, наполовину серьезная Физиология брака.

Бальзак основополагающие характеристики собственного честолюбивого замысла смог определить по наступлению осени 1834 года, а уже потом стал последовательно заполнять ячейки сформированного алгоритма.

Позволив себе немного отвлечься, он, подражая Рабле, написал несколько забавных, хотя и не совсем пристойных повестей «Средневековья», которые окрестил «Озорными рассказами» (1832-1837), но им не суждено было попасть в «Человеческую комедию». Наименование для динамично развивающегося цикла определилось в 1840 году, или даже год спустя, и новоявленное издание первый раз под таким заголовком стало появляться уже по наступлению 1842 года. В нем сохранился идентичный Этюдам 1833-1837 года принцип деления, но Бальзаком к нему было добавлено «предисловие», где полностью разъяснялись задачи. В «окончательное издание» был включен Театр, Озорные рассказы и некоторые письма.

У критиков нет единодушия относительно того, точно ли получилось у писателя отобразить аристократию Франции, хотя он сам явно испытывал гордость своими знаниями света. Не проявляя особой заинтересованности относительно фабричных работников и ремесленников, он сумел достичь, по общему мнению, наивысшей степени убедительности при описании среднего класса и его отдельных представителей: судейских адвокатов и клерков - «Дело об опеке» (1836), служащих контор - «Чиновники», финансистов - Дом банкиров Нусингена; Мелких торговцев и фабрикантов - История падения и величия Цезаря Биротто. Из всех Сцен жизни частного характера, которые посвящены страстям и чувствам, особо выделена Тридцатилетняя женщина, Покинутая женщина (1831-1834), Дочь Евы (1838). В сценах жизнедеятельности провинциальных жителей не только восстанавливается необычайна атмосфера небольших населенных пунктов, но и рисуются суровые «бури, происходящие в стакане с водой», нарушающие мирный ход обычной жизни - Евгения Гранде (1833), Турский священник (1833), Пьеретта (1840).

В таких романах, как Баламутка и Урсула Мируэ (1841-1842) демонстрируются жесточайшие раздоры в семье, происходящие в результате разделения наследства. Но более мрачно предстает сообщество людское в Сценах жизни Парижа. С большой любовью Бальзак относился к Парижу и очень многое сделал, чтобы не забывали люди о забытых теперь уголках и улицах столицы Франции. Кроме того, он этот город наделял статусом «бездны ада», сравнивая здесь происходящую «борьбу за жизнь» с военными действиями в прериях, как они изображались одним из наиболее любимых автором писателя - Ф. Купером. Наибольшую заинтересованность из Сцен в жизни политики являет произведение, названное «Темным делом», где даже проявляется фигура самого Наполеона Бонапарта.

В сцены военной жизнедеятельности включены только в два произведения - Рассказ под названием Страсть в пустыне и роман Шуаны (1830). В планы Бальзака входило значительное их расширение. Сцены жизни в деревне, в своей основе, посвящаются выдачи характеристик хищному и темному крестьянству, несмотря на то, что в произведениях под названием «Сельский священник» (1839) и «Сельский врач» (1833), существенное место определяется для изложения религиозных, экономических и политических взглядов.

Бальзак являлся самым первым писателем, который уделял особенно пристальное внимание материальному «облику» и фону для собственных персонажей. До него никто еще не пробовал изображать стяжательство и безжалостное проявление карьеризма в виде основополагающей стимуляции жизнедеятельности.

Сюжетные линии его романов в качестве основы используют финансовые спекуляции и интриги. Прославиться он смог и собственными «сквозными персонажами» - личность, в главном ключе проявившаяся в каком-либо романе, далее может принять участие в других романах, раскрывая свои новоявленные позиции и характеристики, проявляющиеся в других обстоятельствах. Немаловажно, что в отношении развития своей мысленной теории, он старается собственный художественный мирок населить такими людьми, которых охватывает навязчивая идея или определенная страсть. К ним уверенно можно отнести ростовщика из Гобсека (1830), безумного художника из Неведомого шедевра (1831), химика-маньяка из Поисков абсолюта, скрягу из Евгении Гранде, ослепленного любовью к своим дочкам старика из Отца Горио (1834-1835), мстительную старую деву и неисправимого бабника из Кузины Бете (1846), закоренелого преступного элемента из Отца Горио (1838-1847).

Данная тенденция совместно с определенной склонностью к проявлению оккультизма и ужасов, заставляет сомневаться во взгляде на Человеческую комедию, как на наибольшее достижение реализма, воплощенного в прозу. Между тем, само совершенство техники повествования, мастерские описания, пристрастие к интриге драматизма, интерес к самым незначительным подробностям жизненной обыденности, изощренность аналитики переживаний души. К ним могут быть отнесены переживания любовного характера, находящие проявления в таком романе, как Зеленоглазая девушка (Сам роман стал новаторским рассмотрением влечения извращенного характера), а, кроме того, очень сильная иллюзорность восстановленной реальности предоставляют ему неоспоримое право носить звание «отца современного романа».

Во Франции в качестве самых близких приемников Бальзака стал, несмотря на суровые критические оценки, Г. Флобер, Э. Золя, натуралисты и М. Пруст, точно так же, как и авторы современности, они однозначно могли у него очень многому научиться. Влияние это было проявлено и позднее, уже в двадцатом столетии, когда классические романы стали причислять к устаревшим формам. У Человеческой комедии имеется около сотни названий, совокупность которых говорит относительно поразительной многогранности данного плода гениального писателя, сумевшего предвосхитить фактически все из будущих открытий.

Трудился Бальзак неутомимо, а славился тем, что применял каждую следующую корректировку для полного и радикального пересмотра получившейся композиции и значительного изменения текста. В то же самое время он преклонялся развлечениям раблезианской направленности, с большой охотой посещал великосветских знакомых, часто путешествовал за границей и не чуждался любовных утех, из числа коих значительно выделяется его взаимосвязь с супругой украинского помещика и польской графиней Эвелиной Ганской. На основании данных отношений, которые завязались в 1832-1833 году, на свет родилось не имеющее цены собрание посланий, которые были адресованы Бальзаком Ганской; Письма незнакомке, а также Переписка с Зульма Карро, дружеские отношения с которой были перенесены писателем сквозь всю жизнь. После смерти своего супруга, Ганская обещала за Бальзака выйти замуж. Это событие возымело место в 1841 году, но далее были осложнения.

Серьезные переутомления от своей деятельности, нерешительность самой Ганской и начальные проявления тяжелого заболевания омрачили финальные дни Бальзака. Весной 1850 года, свадьба всё-таки случилась, но писателю тогда оставалось жить только пять месяцев. Скончался Бальзак 18.08.1950 в Париже.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Бальзака Оноре де представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Оноре де Бальзак, французский писатель, «отец современного европейского романа», появился на свет 20 мая 1799 г. в городе Тур. Его родители не имели благородного происхождения: отец был выходцем из крестьян с хорошей коммерческой жилкой, впоследствии поменял фамилию с Бальса на Бальзак. Частица «де», свидетельствующая о принадлежности к дворянам, - также более позднее приобретение этого семейства.

Амбициозный отец видел сына адвокатом, и в 1807 г. мальчика вопреки его желанию отдали в Вандомский колледж - учебное заведение с весьма строгими порядками. Первые годы обучения превратились для юного Бальзака в настоящее мучение, он был завсегдатаем карцера, потом понемногу привык, а его внутренний протест выливался в пародии на преподавателей. Вскоре подростка настигла тяжелая болезнь, вынудившая в 1813 г. покинуть колледж. Прогнозы были самыми пессимистичными, однако через пять лет недуг отступил, позволив Бальзаку получать образование дальше.

С 1816 по 1819 г. он, живя с родителями в Париже, работал в судейской конторе писцом и одновременно учился в Парижской школе права, но не желал связывать будущее с юриспруденцией. Бальзаку удалось убедить отца с матерью в том, что карьера литератора - это именно то, что ему нужно, и с 1819 г. он занялся сочинительством. В период до 1824 г. начинающий автор печатался под псевдонимами, выдавая один за другим на-гора откровенно конъюнктурные, не имевшие большой художественной ценности романы, которым сам впоследствии дал определение «сущее литературное свинство», стараясь вспоминать как можно реже.

Следующий этап биографии Бальзака (1825-1828) был связан с издательско-типографской деятельностью. Его надежды разбогатеть не оправдались, более того - появились огромные долги, которые заставили несостоявшегося издателя снова взять в руки перо. В 1829 г. читающая публика узнала о существовании писателя Оноре де Бальзака: вышел в свет первый роман – «Шуаны», подписанный настоящим именем, и в том же году за ним последовала «Физиология брака» (1829) - написанное с юмором пособие для женатых мужчин. Оба произведения не остались незамеченными, а роман «Эликсир долголетия» (1830-1831), повесть «Гобсек» (1830) вызвали довольно широкий резонанс. 1830 год, опубликование «Сцен частной жизни» можно считать началом работы над главным литературным трудом – циклом повестей и романов под названием «Человеческая комедия».

Несколько лет писатель трудился внештатным журналистом, но главные его помыслы вплоть до 1848 г. были посвящены сочинению произведений для «Человеческой комедии», в которую вошло в общей сложности около сотни произведений. Схематические черты масштабного полотна, отображающего жизнь всех социальных слоев современной ему Франции, Бальзак проработал в 1834 г. Название для цикла, пополнявшегося все новыми и новыми сочинениями, он придумал в 1840 либо 1841 г., и в 1842 г. очередное издание вышло уже с новым заголовком. Известность и почет за пределами родины пришли к Бальзаку еще при жизни, но он и не думал почивать на лаврах, тем более что сумма долга, оставшегося после провала издательской деятельности, была весьма внушительной. Неутомимый романист, корректируя произведение в очередной раз, мог существенно поменять текст, полностью перекроить композицию.

Несмотря на напряженную деятельность, он находил время для светских развлечений, поездок, в том числе за границу, не игнорировал земные удовольствия. В 1832 или 1833 г. у него завязался роман с Эвелиной Ганской, польской графиней, которая на тот момент была несвободна. Возлюбленная дала Бальзаку обещание выйти за него замуж, когда станет вдовой, но после 1841 г., когда ее супруг скончался, не торопилась его сдержать. Душевные терзания, надвигающаяся болезнь и огромная усталость, вызванная многолетней напряженной деятельностью, сделали последние годы биографии Бальзака не самыми счастливыми. Его свадьба с Ганской все же состоялась - в марте 1850 г., но в августе Париж, а затем и всю Европу облетела весть о смерти писателя.

Творческое наследие Бальзака – огромное и многогранное, его талант повествователя, реалистичность описаний, умение создать драматическую интригу, передавать самые тонкие порывы человеческой души поставило его в ряд величайших прозаиков века. Его влияние испытали на себе как Э. Золя , М. Пруст, Г. Флобер , Ф. Достоевский , так и прозаики XX века.

Оноре де Бальзак – французский романист, один из родоначальников реалистического и натуралистического направлений в прозе. Родился 20 мая 1799 г. в городе Туре, был одно время клерком у нотариуса, но продолжать эту службу не хотел, чувствуя призвание к литературе. В течение всей жизни Бальзак боролся со стесненным материальным положением, работал с упорством и настойчивостью, сочинял массу несбыточных проектов, чтобы разбогатеть, но никогда не выходил из долгов и был вынужден писать роман за романом, занимаясь по 12 – 18 часов в день. Результатом такой работы был 91 роман, которые составляют один общий цикл «Человеческая комедия», где более 2000 лиц описаны со свойственными им индивидуальными и бытовыми чертами.

Оноре де Бальзак. Дагерротип 1842 г.

Семейной жизни Бальзак не знал; он женился лишь за несколько месяцев до смерти на графине Ганской, в переписке с которой находился 17 лет и на свидание с которой приезжал не раз в Россию (муж Ганской владел обширными имениями на Украине). Болезнь сердца, которою страдал Бальзак, усилилась во время последнего его путешествия, и, прибыв в Париж вместе с женой, с которой обвенчался в Бердичеве, писатель умер через три месяца, 18 августа 1850 г.

В своих романах Оноре де Бальзак является метким и вдумчивым изобразителем человеческой природы и общественных отношений. Буржуазный класс, народные нравы и характеры описаны им с правдивостью и силой, почти неизвестными до него. По большей части каждое из выводимых им лиц обладает какой-нибудь одной преобладающей страстью, которая служит побудительной причиной его действий и очень часто также причиной его гибели. Эта страсть, несмотря на её всепоглощающие размеры, не придает данному лицу исключительный или фантастический характер: романист настолько ясно ставит эти черты в зависимость от условий жизни и нравственной физиономии субъекта, что реальность последнего остается вне сомнения.

Гении и злодеи. Оноре де Бальзак

Одной из наиболее деятельных и частых пружин, приводящих в действие бальзаковских героев, служат деньги. Автор, всю жизнь выдумывавший способы для более быстрого и верного обогащения, имел возможность изучить мир дельцов, аферистов, предпринимателей с их грандиозными планами, дутыми, фантастическими надеждами, исчезающими, как мыльные пузыри, и увлекающими с собой и самих инициаторов, и тех, кто им поверил. Этот мир перенесен Бальзаком в его «Человеческую комедию» вместе со всеми различиями, которые страсть к деньгам создает в людях с различным душевным складом и разными привычками, созданными той или иной средой. Описание последней часто уже достаточно у Бальзака для характеристики его персонажей; мельчайшие подробности обстановки изображаются автором с большой точностью, давая своей общей картиной понятие о нравственной стороне героев. Уже одно это стремление к воспроизведению жизненной обстановки действующих лиц во всех её деталях может объяснить, почему Эмиль Золя видел в Бальзаке главу натурализма.

Бальзак подробно изучал местность, среду, лиц, прежде чем приниматься за описание. Он изъездил почти всю Францию, изучая местности, в которых происходит действие его романов; он заводил самые разнообразные знакомства, старался беседовать с людьми разных профессий и разной общественной среды. Поэтому все его персонажи жизненны, хотя большинство из них сгорает от одной преобладающей страсти, которой может быть тщеславие, зависть, скупость, страсть к наживе, или, как в «Отце Горио», перешедшая в манию отеческая любовь к дочерям.

Но насколько силен Бальзак в описании человеческих характеров и общественных отношений, настолько же слаб он при описаниях природы: его пейзажи бледны, тусклы и банальны. Его интересует только человек, а среди людей главным образом те, пороки которых позволяют яснее видеть истинную подкладку человеческой натуры. К недостаткам Бальзака как писателя, следует причислить бедность его стиля и недостаток чувства меры. Даже в знаменитом изображении отеля в «Отце Горио» заметна чрезмерность описаний и увлечение художника. Фабула его романов часто не соответствует реализму характеров и обстановки; романтизм в этом отношении повлиял на него главным образом своей дурной стороной. Но общая картина жизни буржуазного класса в Париже и в провинции, со всеми его недостатками, пороками, страстями, со всем разнообразием характеров и типов, представлена им в совершенстве.

20 мая 1799 года родился будущий известный писатель Франции Оноре де Бальзак. В Вандомском колледже по желанию родителей он изучал основы права и готовился к профессии юриста. Юноша не отличался примерным поведением, регулярно срывал занятия. В двенадцатилетнем возрасте увлекся миром книг, пробовал писать первые произведения. Изучать право продолжил в Париже, куда вынуждена была переехать его семья. При этом учебу он совмещал с работой нотариусом. Но по-настоящему его увлекал только мир литературы.

Для осуществления своей заветной мечты Оноре просит материальной помощи у родителей. На семейном совете было принято решение материально поддерживать сына на протяжении двух лет. И Оноре приступил к работе. Первое произведение «Кромвель» успеха не получило. После этой неудачи родители отказали будущему писателю в поддержке. В жизни Оноре наступил тяжелый период. Он брался за любую работу, писал романы, которые издавались под чужими именами. Несколько романов с захватывающим сюжетом он опубликовал под своим псевдонимом Орас де Сент-Обен.

С 30-х годов 19 столетия писатель начинает публиковать произведения под своим именем. Долгожданное признание ему принёс роман исторической тематики «Шуаны, или Бретань в 1799 году». Затем из-под его пера вышли произведения «Эликсир долголетия», «Сцены частной жизни», цикл повестей «Гобсек». Основной работой писателя считается собрание романов и новелл «Человеческая комедия», над которым он трудился на протяжении 20 лет. Сюда входят произведения «Шагреневая кожа», «Этюды о правах», «Аналитические этюды». Писатель удостоен ордена Почетный легион.

Оноре де Бальзака не стало в августе 1850 года после продолжительной болезни. Захоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже. История свидетельствует о том, что на церемонию прощания с этим великим человеком пришли все известные французские литераторы.

Творчество для детей

Биография Оноре де Бальзак о главном

Настоящая фамилия Оноре де Бальзака – Оноре Бальсса. Фамилию Бальзак получит от отца, который разбогатев на французской революции, решит поменять ее на более аристократическую. Семью Оноре нельзя была назвать счастливой. Отец и мать изменяли друг другу, да и тихим нравом они не отличались. Отец был эксцентричным и не обделял себя женским обществом до самой старости, а мать – любила больше незаконных детей и не была против пожаловаться. С семьей он не был связан тесными узами. До трех лет его воспитывала няня, потом он жил в пансионате, а затем пошел в колледж, который заменил ему дом на шесть лет.

Детство писателя было счастливым. В колледже отсутствовала, какая-либо свобода, а учителя не брезговали физическим наказанием. Свою горечь Оноре прятал за книгами. Имея доступ к библиотеке, он полностью погружался в сюжет. Часто эта его отрешенность давала повод учителям взяться за розги. После одного из наказаний под названием «колодки», у него случилось нервное расстройство. У него появились проблемы со сном, заторможенность, и он долго не мог вернуться к обыденной жизни. После возвращения домой он долго не мог ходить и говорить нормально. Вскоре после выздоровления, родители отправили его в Парижскую школу права. Нехотя отучившись три года и поработав клерком в мелкой канторе, он выпросил у родителей материальной помощи на два года, дабы стать писателем. Первая драма, написанная Бальзаком «Кромвель» - семейное собрание осудила. Оноре лишится поддержки, и единственный шанс хоть как то выжить, стать писать романы на продажу. По сей день неизвестно, сколько его книг было выпущено под чужим именем.

Ситуация стала меняться в 1820 году. Под именем Орас де Сент-Обен появляются многие его новые книги, а также сборник светского этикета.

Целых 9 лет писатель скрывал своё имя, пока не написал роман «Шуаны, или Бретань в 1799».

Оноре де Бальзак отличался особой настойчивостью и трудоспособностью. Его второе имя это – «трудоголик». Он не жалел себя и своё здоровье. За книгами проходила вся его жизнь. Примерно 16 часов в день он уделял романам и драмам. Его распорядок дня был необычным: он спал шесть часов с вечера и до ночи, потом ночью писал книги, утром спал еще часик, и снова садился работать до вечера. Биографы говорят, что, будучи всегда скромно одетым, он привлекал своим талантом и интеллектом, который он ночами вкладывал в свои сюжеты.

Бальзак не следил за своим здоровьем, плохо питался, употреблял много кофе, не ходил к зубному. Все эти факты негативно сказались на его здоровье. С 1832 начали проявляться симптомы парафазии, нарушения речи связанное с неконтролируемой заменой слов на близкие по звучанию. Тут же стало падать зрение и появляться галлюцинации.

В 1833 Оноре выпускает роман «Евгения Гранде», с сюжетом, очень напоминающим собственную автобиографию. В 1835 году он написал повесть «Прощенный Мельмот», в 1836 - «Обедня безбожника» и в этом же году впервые упал в обморок.

После этого случая у писателя стала болеть голова, появились боли в желудке, отдышка, хрипы в легких. Он переболел бронхитом, молдавской лихорадкой, а из-за гипертонической болезни отслоилась сетчатка. Писатель медленно потухал. Ко всем недомоганиям присоединилась гипертрофия сердца, гангрена и жидкость в брюшной полости. За годы бреда и болезней он написал много произведений: «Музей древности» 1837, «Пьер Грассу» 1839, «Человеческую комедию» - собрание этюдов.

Халатное отношение к своему здоровью повлекло за собой 18 лет мучений, и освободился он 19 августа 1850 года после сильных болей в объятиях матери.

А вот в личной жизни Бальзак был весьма успешным. Робкий от природы, он, тем не менее, заполучал женские сердца. Многие высокопоставленные дамы оказались покоренные им. Были, конечно, и те, кто видел в нем скорее сына или друга, но это редкое явление.

В 1832 его заинтересовала Эвелина Ганская, приславшая ему анонимное письмо. Женщина была замужем за стариком. Через 8 лет, за 6 месяцев до смерти Оноре де Бальзака - они поженились. По некоторым версиям в последние часы жизни мужа, она была с другим мужчиной.

В творчестве Оноре де Бальзака в центре событий находится буржуазное общество. Его можно назвать новатором в историях, рисующих жизни людей и сословий, где буржуазное общество борется за права с аристократией.

Очень кратко

Интересные факты и даты из жизни

Оноре де Бальзак (родился 20 мая 1799, Тур — умер 18 августа 1850, Париж) — французский писатель. Настоящее имя — Оноре Бальзак, частицу «де», означающую принадлежность к дворянскому роду, начал использовать около 1830 года.

Французский писатель, воссоздавший целостную картину общественной жизни своего времени. Родился 20 мая 1799 в Туре; его родные, по происхождению крестьяне, были выходцами из южной Франции (Лангедок). Изначальную фамилию Бальса (Balssa) сменил отец, когда приехал в 1767 в Париж и начал там долгую чиновничью карьеру, которую с 1798 продолжил в Туре, занимая ряд административных должностей. Частицу "де" в 1830 добавил к имени сын Оноре, претендуя на благородное происхождение. Бальзак провел шесть лет (1806-1813) в качестве пансионера Вандомского колледжа, завершив образование в Туре и Париже, куда семья вернулась в 1814. Проработав три года (1816-1819) письмоводителем в судейской конторе, он убедил родителей разрешить ему попытать счастья в литературе. Между 1819 × 1824 Оноре издал (под псевдонимом) с полдюжины романов, написанных под влиянием Ж.Ж.Руссо, В.Скотта и "романов ужасов". В сотрудничестве с различными литературными поденщиками выпустил множество романов откровенно коммерческого толка.

Архитектура - выразительница нравов.

Бальзак Оноре де

В 1822 началась его связь с сорокапятилетней мадам де Берни (ум. 1836). Страстное поначалу чувство эмоционально обогатило его, позднее их отношения перешли в платоническую плоскость, и Лилия в долине (Le Lys dans la vallée, 1835-1836) дала в высшей степени идеальную картину этой дружбы.

Попытка сколотить состояние на издательско-типографском деле (1826-1828) вовлекла Бальзака в крупные долги. Вновь обратившись к писательству, он опубликовал в 1829 роман Последний Шуан (Le dernier Shouan; переработан и издан в 1834 под назв. Шуаны — Les Chouans). Это была первая книга, которая вышла под его собственным именем, наряду с юмористическим пособием для мужей Физиология брака (La Physiologie du mariage, 1829) она привлекла внимание публики к новому автору. Тогда же начался главный труд его жизни: в 1830 появляются первые Сцены частной жизни (Scènes de la vie privée), c несомненным шедевром Дом кошки, играющей в мяч (La Maison du chat qui pelote), в 1831 выходят первые Философские повести и рассказы (Contes philosophiques). В течение еще нескольких лет Бальзак подрабатывал в качестве внештатного журналиста, однако основные силы с 1830 по 1848 были отданы обширному циклу романов и повестей, известному миру как Человеческая комедия (La Comédie humaine).

Договор об издании первой серии Этюдов о нравах (Études de moeurs, 1833-1837) Бальзак заключил, когда многие тома (всего вышло 12) были еще не завершены или только начаты, поскольку имел обыкновение сначала продавать готовое произведение для публикации в периодике, затем выпускать его отдельной книгой и, наконец, включать в то или иное собрание. Этюды состояли из Сцен — частной, провинциальной, парижской, политической, военной и деревенской жизни. Сцены частной жизни, посвященные в основном молодости и присущим ей проблемам, не были привязаны к конкретным обстоятельствам и месту; зато сцены провинциальной, парижской и деревенской жизни разыгрывались в точно обозначенной среде, что является одной из самых характерных и оригинальных особенностей Человеческой комедии.

Помимо стремления отобразить социальную историю Франции, Бальзак намеревался поставить диагноз обществу и предложить лекарства для лечения его болезней. Эта цель явственно ощущается во всем цикле, но центральное место занимает в Философских этюдах (Études philosophiques), первое собрание которых вышло между 1835 × 1837. Этюды о нравах должны были представить "следствия", а Философские этюды — выявить "причины". Философия Бальзака представляет собой любопытное сочетание научного материализма, теософии Э.Сведенборга и других мистиков, физиогномики И.К.Лафатера, френологии Ф.Й.Галля, магнетизма Ф.А.Месмера и оккультизма. Все это сопрягалось, порой весьма неубедительным образом, с официальным католицизмом и политическим консерватизмом, в поддержку которых Бальзак открыто выступал. Два аспекта этой философии имеют особое значение для его творчества: во-первых, глубокая вера во "второе зрение", таинственное свойство, дающее своему обладателю возможность распознавать или угадывать факты или события, свидетелем которых он не был (Бальзак считал себя чрезвычайно одаренным в этом отношении); во-вторых, основанная на воззрениях Месмера концепция мысли как некоей "эфирной субстанции", или "флюида". Мысль состоит из воли и чувства, и человек проецирует ее в окружающий мир, придавая ей больший или меньший импульс. Отсюда возникает идея о разрушительной силе мысли: в ней заключена жизненная энергия, ускоренная трата которой приближает смерть. Это ярко иллюстрирует магическая символика Шагреневой кожи (La Peau de chagrin, 1831).

Третий главный раздел цикла должны были составить Аналитические этюды (Études analytiques), посвященные "принципам", но Бальзак так и не прояснил свои намерения на сей счет; фактически он завершил лишь два тома из серии этих Этюдов: полусерьезную-полушутливую Физиологию брака и Мелкие невзгоды супружеской жизни (Petites misères de la vie conjugale, 1845-1846).

Основные контуры своего честолюбивого замысла Бальзак определил осенью 1834 и затем последовательно заполнял ячейки намеченной схемы. Позволив себе отвлечься, он написал в подражание Рабле ряд забавных, хотя и непристойных "средневековых" повестей под названием Озорные рассказы (Contes drolatiques, 1832-1837), не вошедших в состав Человеческой комедии. Название для постоянно разрастающегося цикла было найдено в 1840 или 1841, и новое издание, впервые снабженное этим заголовком, начало выходить в 1842. В нем был сохранен тот же принцип деления, что и в Этюдах 1833-1837, но Бальзак добавил к нему "предисловие", в котором разъяснил свои цели. В так называемое "окончательное издание" 1869-1876 вошли Озорные рассказы, Театр (Théâtre) и ряд писем.

Благородство чувств не всегда сопровождается благородством манер.

Бальзак Оноре де

В критике нет единодушия относительно того, насколько верно удалось писателю изобразить французскую аристократию, хотя сам он гордился своим знанием света. Мало интересуясь ремесленниками и фабричными рабочими, он достиг наивысшей, по общему мнению, убедительности в описании различных представителей среднего класса: конторских служащих — Чиновники (Les Employés), судейских клерков и адвокатов — Дело об опеке (L’Interdiction, 1836), Полковник Шабе (Le Colonel Chabert, 1832); финансистов — Банкирский дом Нусингена (La Maison Nucingen, 1838); журналистов — Утраченные иллюзии (Illusions perdues, 1837-1843); мелких фабрикантов и торговцев — История величия и падения Цезаря Биротто (Histoire de la grandeur et decadence de César Birotteau, 1837). Среди Сцен частной жизни, посвященных чувствам и страстям, выделяются Покинутая женщина (La Femme abandonnée), Тридцатилетняя женщина (La Femme de trente ans, 1831-1834), Дочь Евы (Une Fille d’Ève, 1838). В Сценах провинциальной жизни не только воссоздается атмосфера маленьких городков, но также изображаются тягостные "бури в стакане воды", которые нарушают мирное течение привычной жизни — Турский священник (Le Curé de Tours, 1832), Евгения Гранде (Eugénie Grandet, 1833), Пьеретта (Pierrette, 1840). В романах Урсула Мируэ (Ursule Mirouët) и Баламутка (La Rabouilleuse, 1841-1842) показаны жестокие семейные раздоры из-за наследства. Но еще мрачнее предстает человеческое сообщество в Сценах парижской жизни. Бальзак любил Париж и сделал многое для того, чтобы сохранить память о ныне забытых улицах и уголках французской столицы. Вместе с тем он считал этот город адской бездной и сравнивал идущую здесь "борьбу за жизнь" с войнами в прериях, как их изображал в своих романах один из его любимейших авторов Ф.Купер. Наибольший интерес из Сцен политической жизни представляет Темное дело (Une Ténébreuse Affaire, 1841), где на мгновение возникает фигура Наполеона. Сцены военной жизни (Scènes de la vie militaire) включают всего два произведения: роман Шуаны и рассказ Страсть в пустыне (Une Passion dans le désert, 1830) — Бальзак намеревался значительно их дополнить. Сцены деревенской жизни (Scènes de la vie de campagne) в целом посвящены описанию темного и хищного крестьянства, хотя в таких романах, как Сельский врач (Le Médecin de campagne, 1833) и Сельский священник (Le Curé de village, 1839), значительное место отводится изложению политических, экономических и религиозных взглядов.