Авилов, михаил иванович. Авилов михаил иванович

Биография

Выдающийся русский и советский живописец, график, иллюстратор и педагог. Один из крупнейших художников-баталистов первой половины ХХ века. Член СХ СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944). Лауреат Сталинской премии первой степени (1946). Действительный член Академии художеств СССР (1947). Народный художник РСФСР (1953).

Работал главным образом в батальном жанре, мастер масштабных исторических полотен посвящённых ратным подвигам и героическим победам русского народа. В основном творчество Авилова посвящено знаменательным страницам российской истории; гражданской и Великой Отечественной войне. Много занимался книжной графикой, автор многих революционных и антифашистских плакатов 1920–1940-х годов («Революция 1905 года» 1930, «Руби гадов!» 1941, «Били, бьем и будем бить» 1942).

Михаил Авилов начинал своё обучение в школе Общества поощрения художеств (1903), позже посещал студию Л. Е. Дмитриева-Кавказского в Санкт-Петербурге (1903–1904). В 1904–1913 годах в качестве вольнослушателя обучался в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии Художеств (ИАХ) в классе батальной живописи сначала в мастерской Ф. А. Рубо, с 1910 года – у Н. С. Самокиша. По окончании получил звание художника за картину «Молодой царевич и бояре-воспитатели» (1913). В этом же году создаёт другое историческое полотно «Царевич Иван Иванович на прогулке».

Жил в Петербурге (Петрограде – Ленинграде). Принимал участие в академических выставках, выставках Общества художников им. А. И. Куинджи, «Общины художников», Общества русских акварелистов. В 1916 был удостоен первой премии Общества поощрения художеств за картину «Опричники».

Участвовал в Первой мировой войне (1914–1917). Свои первые фронтовые зарисовки Авилов опубликовал в петроградских журналах «Солнце России» и «Нива». В это же время написал картину «Артиллерийский обстрел неприятельского наблюдательного пункта». После демобилизации жил в Иркутске, Тюмени, Барнауле, где работал по заданию Отдела народного образования; преподавал в художественных школах, занимался оформлением площадей и улиц города к праздникам. Работал иллюстратором в издательствах, выполнял театральные декорации спектаклей. В 1921 году Михаил Авилов возвратился в Петроград. Преподавал в Школе Общества поощрения художеств, Государственных свободных художественных мастерских – ВХУТЕМАСе, Ленинградском художественно-промышленном техникуме. С 1923 года член Ассоциации художников революционной России (АХРР). С 1922 по 1930 год являлся преподавателем в Ленинградском художественно-промышленном техникуме. С 1947 года преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде.

Создал ряд значительных произведений на упомянутые темы: «Рабочие привозят пушки Пугачеву», «Тарас Бульба с сыновьями» (1922), «Разоружение частей колчаковской армии» (1926), «Сибирские партизаны» (1926), «Прорыв польского фронта конницей Будённого» (1927), «Прорыв польского фронта Первой конной армией» (1928). Многие исторические картины художника отличаются особым динамизмом, сложной многофигурной композицией, большим количеством подробно проработанных деталей и аксессуаров. Большое внимание уделял точности исторических деталей - снаряжения, мундиров, оружия, достоверной передаче динамики движения, для чего выполнял множество натурных зарисовок и штудий моделей, лошадей. Живописной манере художника присущи колористическое разнообразие и ясность образов. Михаил Авилов участвовал в создании известной панорамы «Штурм Перекопа».

В годы войны создал одну из самых знаменитых батальных картин в русском искусстве – «Поединок Челубея с Пересветом» (1943). На этой картине запечатлена легендарная битва между двумя богатырями, которая показывает непобедимый дух русского народа, свергнувший татаро-монгольское иго. Картина «Поединок» стала своеобразным подарком бойцам Красной армии, которые разгромили врага под Курском и Орлом, и погнали фашистов на запад.

Работы М. И. Авилова находятся в крупных столичных и региональных музеях: Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Пермской картинной галерее, Днепропетровском художественном музее и других.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Михаил Иванович Авилов (1882-1954) - русский советский живописец и педагог, Народный художник РСФСР (1953), действительный член АХ СССР (1947), лауреат Сталинской премии первой степени (1946).

Даты жизни

М. И. Авилов родился 6 (18) сентября 1882 года в Санкт-Петербурге. Участник Первой мировой войны.

1893 - учился в Рисовальной школе ОПХ.

1903 - в студии Л. Е. Дмитриева-Кавказского.

1904 - учёба в ИАХ, мастерская Ф. А. Рубо, с 1910 - у Н. С. Самокиша.

1913 - присвоено звания художника за картину «Молодой царевич и бояре-воспитатели».

1916 - первая премия «Общества поощрения художеств» за картину «Опричники».

1918 - в Сибири (Тюмень, Иркутск, Барнаул), работал с издательствами, театрами, преподавал в различных художественных школах.

1921 - на преподавательской работе в Рисовальной школе «Общества поощрения художеств» и в Академии художеств.

1922 - преподаёт в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (по 1930 год).

1923 - член Ассоциации художников революционной России.

1941 - работа в блокадном Ленинграде (по декабрь).

1947 - действительный член АХ СССР. Преподаватель в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде (до самой смерти).

1953 - Народный художник РСФСР

М. И. Авилов умер 14 апреля 1954 года. Похоронен на Тихвинском кладбище. Надгробие - бюст работы Н. В. Давыдкина.

Награды

  • орден Трудового Красного Знамени (1941)
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • народный художник РСФСР (1953)
  • заслуженный деятель искусств РСФСР (1944)
  • Сталинская премия первой степени (1946) - за картину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943)

Творчество

Работал главным образом в батальном жанре, мастер исторических полотен. Первые фронтовые зарисовки в годы Первой мировой войны были опубликованы в петроградских журналах «Нива» и «Солнце России». Многие картины построены как многофигурные композиции по героико-историческим принципам. В основном творчество посвящено знаменательным российским событиям и временам гражданской войны, участник создания панорамы «Штурм Перекопа». Работал также в книжной графике, автор многих плакатов времён 1920-х годов.

Выставки

Принимал участие в выставках с 1908 года, в том числе на выставках Академии художеств, Общества имени А. И. Куинджи и других.

Галерея

Работы автора находятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Пермской картинной галерее, в Днепропетровском художественном музее, Днепропетровском историческом музее им. Д. И. Яворницкого, Николаевском художественном музее им В. В. Верещагина, в общественных и частных собраниях.

  • «Молодой царевич и бояре-воспитатели» (1913)
  • «Опричники» (1916)
  • «Прорыв польского фронта Первой Конной армией в 1920 году» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил России, Москва)
  • «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943, Русский музей)

Ученики

  • Годлевский, Иван Иванович (1908-1998)
  • Добрина, Мария Фёдоровна (1920-1995)
  • Захарьин, Владимир Алексеевич (1909-1993)
  • Мамбеев, Сабур Абдрасулович (р. 1928)
  • Романычев, Александр Дмитриевич (1919-1989)
  • Скориков, Юрий Иванович (1924-1994)
  • Тельжанов, Канафия (1927-2013)
  • Тетерин, Виктор Кузьмич (1922-1991)
  • Чарский, Евгений Гаврилович (1919-1993)
  • Рубин, Ефим Евсеевич (1919-1992)

Авилов Михаил Иванович

Michael Avilov

(1882 - 1954)

Биография художника, творческий путь. Галерея картин.

Авилов Михаил Иванович — русский советский живописец, график, сценограф.


Занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1903), посещал школу Л. Е. Дмитриева-Кавказского в Петербурге (1903-1904). В 1904-1913 в качестве вольнослушателя продолжил учебу в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ в классе батальной живописи сначала в мастерской Ф. А. Рубо , с 1910 — Н. С. Самокиша . В 1913 получил звание художника за картину «Молодой царевич и бояре-воспитатели» .

Жил в Петербурге (Петрограде — Ленинграде). Работал преимущественно в области батальной живописи, обращался к книжной иллюстрации, плакату. Принимал участие в академических выставках, выставках Общества художников им. А. И. Куинджи, «Общины художников» , Общества русских акварелистов. В 1916 был удостоен первой премии Общества поощрения художеств за картину «Опричники» . Участвовал в Первой мировой войне (1914-1917); публиковал в журналах военные зарисовки.

После демобилизации жил в Сибири (Тюмень, Иркутск, Барнаул), где работал по заданию Отдела народного образования; преподавал в художественных школах, занимался оформлением площадей и улиц города к праздничным мероприятиям. Сотрудничал в издательствах, выполнял театральные декорации.

В 1921 возвратился в Петроград. Преподавал в Школе Общества поощрения художеств, Государственных свободных художественных мастерских — Вхутемасе , Ленинградском художественно-промышленном техникуме . С 1923 — член и экспонент АХРР. Создал ряд произведений на темы гражданской войны («Сибирские партизаны» , 1926; , 1926; , 1928).

В 1944 удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1946 — Государственной премии СССР за картину (1943), в 1953 — народного художника РСФСР. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. В послевоенные годы преподавал в , профессор. С 1947 — действительный член .

Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Петербурге.

Авилов — один из крупнейших художников-баталистов первой половины ХХ века. В своем творчестве выступал продолжателем традиций русского реалистического искусства; большое внимание уделял точности исторических деталей — снаряжения, мундиров, оружия, достоверной передаче динамики движения, для чего выполнял множество натурных зарисовок с предметов, моделей, лошадей. Манере Авилова присущи звучность колористического решения и ясность композиции.


Произведения художника находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее , , ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.
___________________________

18 сентября 1882 года в Санкт-Петербурге появился на свет Михаил Иванович Авилов. С юных лет мальчик любил рисовать, и родители поощряли это занятие. Они же стали инициаторами поступления сына в Рисовальную школу «Общества поощрения художеств», случилось это, когда Михаилу не исполнилось и 11 лет.

После окончания гимназии Михаил оказался перед дилеммой: продолжить занятия рисованием или поступить в институт. Но любовь к кисти все-таки перевесила. Он поступил в студию Льва Евграфьевича Дмитриева-Кавказского , известного своими многочисленными офортами картин и гравюрами. Учеба у мастера-гравера продолжалось в течение года, а потом Михаил понял, что гравюры - это не его путь, и поступил в качестве вольнослушателя в .

Здесь ему повезло больше. Опеку над юношей взяли мастер панорамной живописи Франц Алексеевич Руб о , автор появившихся в период учебы Авилова батальных полотен «Атака Новочеркасского полка в бою на реке Шахе» и «Бородинский бой» , а также Николай Семенович Самокиш , тоже любитель батальной живописи, оставшийся в истории самым известным своим полотном, созданным гораздо позднее - «Переход Красной Армии через Сиваш" . От каждого из этих мастеров Михаил взял что-то свое, но в годы учебы в Академии художеств, которая продолжалась 10 лет, Авилов особое внимание уделял точному изображению деталей снаряжения, мундиров, оружия. А «коньком» начинающего баталиста стали наброски стремительного бега лошади. Не случайно Михаил Иванович очень много времени посвящал зарисовкам с натуры, часто пропадая на ипподроме.

Впрочем, он и предположить не мог, что вскоре его жизнь круто изменится. Начало войны Михаил Иванович встретил в столице Российской империи и вполне мог избежать мобилизации, так как уже тогда подавал большие надежды. Но он решил, что в такие трудные минуты нельзя отсиживаться за спинами других и добровольцем ушел на фронт. Почти четыре военных года провел Авилов в солдатской шинели, протопав все военные дороги рядовым бойцом. Но зато, когда он вернулся в Северную Пальмиру, это уже был уже не восторженный молодой человек, а тертый жизнью мужчина.

Такое изменение не могло не сказаться и на его творчестве. Теперь он смело брался за то, к чему раньше не решался подступиться. И три года, с 1918 по 1921, проведенные в Тюмени, где он фактически отвечал за оформление города во время всех празднеств, тоже оставили свой след - Михаил Иванович освоил «размах», ему уже тесно стало в рамках обычного портрета или зарисовки.

Начал он все-таки издалека, с полотна . Но темы гражданской войны, темы мужества пролетариата уже «стучались в двери». Тюменские воспоминания послужили хорошим подспорьем в написании полотна «Сибирские партизаны» , созданные в 1926 году, а год спустя появилась одна из знаковых картин художника - . Остается добавить, что все эти годы (вплоть до 1930-го) Михаил Иванович преподает в Ленинградском художественно-промышленном техникуме. Правда, некоторым студентам было невдомек, почему наряду с батальными полотнами их кумир создает еще и плакаты, но Авилов терпеливо отвечал, что любое произведение - это шаг к новой, более значительной работе.

Когда началась Великая Отечественная война, Михаилу Ивановичу было уже почти 60. Во второй раз «фокус» с добровольным вступлением в армию не прошел, ему мягко намекнули в военкомате, что его оружие не винтовка, а кисть. «Вот если Вы напишете что-то патриотичное, значительное, способное поднимать советских людей на беспощадную борьбу с фашистами - это и будет ваш важный вклад в победу. А врага мы, дедушка, и без Вас разобьем», - без обиняков сказал ему годящийся во внуки молодой военный. Эта мысль не давала покоя и самому Авилову. Он задумал работу над полотном, которое и принесло ему наибольшую славу.

Начал создаваться в те времена, когда враг рвался к Сталинграду. Весь советский народ с замиранием следил за тем, как сражаются красноармейцы-герои, цепляясь за каждый клочок родной земли. И эта героическая оборона придавала Авилову новые силы.

«Поединок» стал своеобразным подарком советским воинам, которые разгромили врага у Курска и Орла, и погнали фашистов далеко на запад. Конечно, не обошлось и без образных сравнений. Многие «рассмотрели» в образе Пересвета самого Иосифа Виссарионовича, а в предводителе темных сил, естественно, фюрера. Правда, историки скрывали от широких масс, что в этом поединке практически сразу после его начала пали оба - и Пересвет, и Челубей.

Но полотно Авилова, без всякого преувеличения, стала таким же символом Великой Отечественной, как репортажи Ильи Эренбурга , сообщения Совинформбюро или карикатуры Кукрыниксов .

Спустя год после окончания Великой Отечественной войны за картину Михаил Иванович Авилов получил Сталинскую премию. В следующем году он становится действительным членом Академии художеств СССР, в год смерти Сталина - народным художником СССР. Преподаёт в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде.

Михаил Иванович скончался 14 апреля 1954 года на 72-м году жизни. Он похоронен в Александро-Невской лавре. А картину любой желающий может увидеть в Государственном Русском музее .

Михаил Иванович Авилов (1882-- 1954)

Биография

Авилов Михаил Иванович -- русский советский живописец, график, сценограф.

18 сентября 1882 года в Санкт-Петербурге появился на свет Михаил Иванович Авилов. С юных лет мальчик любил рисовать, и родители поощряли это занятие. Они же стали инициаторами поступления сына в Рисовальную школу «Общества поощрения художеств», случилось это, когда Михаилу не исполнилось и 11 лет. Занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1903), посещал школу Л. Е. Дмитриева-Кавказского в Петербурге (1903-1904). В 1904-1913 в качестве вольнослушателя продолжил учебу в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ в классе батальной живописи сначала в мастерской Ф. А. Рубо, с 1910 -- Н. С. Самокиша. В 1913 получил звание художника за картину «Молодой царевич и бояре-воспитатели».

Жил в Петербурге (Петрограде -- Ленинграде). Работал преимущественно в области батальной живописи, обращался к книжной иллюстрации, плакату. Принимал участие в академических выставках, выставках Общества художников им. А.И. Куинджи, «Общины художников», Общества русских акварелистов. В 1916 был удостоен первой премии Общества поощрения художеств за картину «Опричники». Участвовал в Первой мировой войне (1914-1917); публиковал в журналах военные зарисовки.

Начало войны Михаил Иванович встретил в столице Российской империи и вполне мог избежать мобилизации, так как уже тогда подавал большие надежды. Но он решил, что в такие трудные минуты нельзя отсиживаться за спинами других и добровольцем ушел на фронт. Почти четыре военных года провел Авилов в солдатской шинели, протопав все военные дороги рядовым бойцом. Но зато, когда он вернулся в Северную Пальмиру, это был уже не восторженный молодой человек, а тертый жизнью мужчина.

Такое изменение не могло не сказаться и на его творчестве. Теперь он смело брался за то, к чему раньше не решался подступиться. И три года, с 1918 по 1921, проведенные в Тюмени, где он фактически отвечал за оформление города во время всех празднеств, тоже оставили свой след - Михаил Иванович освоил «размах», ему уже тесно стало в рамках обычного портрета или зарисовки. После демобилизации жил в Сибири (Тюмень, Иркутск, Барнаул), где работал по заданию Отдела народного образования; преподавал в художественных школах, занимался оформлением площадей и улиц города к праздничным мероприятиям. Сотрудничал в издательствах, выполнял театральные декорации. Создал ряд произведений на темы гражданской войны («Сибирские партизаны», 1926; «Разоружение частей колчаковской армии», 1926; «Прорыв польского фронта Первой конной армией», 1928).

Когда началась Великая Отечественная война, Михаилу Ивановичу было уже почти 60. Во второй раз «фокус» с добровольным вступлением в армию не прошел, ему мягко намекнули в военкомате, что его оружие не винтовка, а кисть. «Вот если Вы напишете что-то патриотичное, значительное, способное поднимать советских людей на беспощадную борьбу с фашистами - это и будет ваш важный вклад в победу. А врага мы, дедушка, и без Вас разобьем», - без обиняков сказал ему годящийся во внуки молодой военный. Эта мысль не давала покоя и самому Авилову. Он задумал работу над полотном, которое и принесло ему наибольшую славу.

«Поединок Пересвета с Челубеем» начал создаваться в те времена, когда враг рвался к Сталинграду. Весь советский народ с замиранием следил за тем, как сражаются красноармейцы-герои, цепляясь за каждый клочок родной земли. И эта героическая оборона придавала Авилову новые силы.

Спустя год после окончания Великой Отечественной войны за картину «Поединок Пересвета с Челубеем» Михаил Иванович Авилов получил Сталинскую премию. В следующем году он становится действительным членом Академии художеств СССР, в год смерти Сталина - народным художником СССР. Преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде.

Работы автора находятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Пермской картинной галерее, в Днепропетровском художественном музее (Украина), историческом музее им. Д.И. Яворницкого (Украина), Николаевском художественном музее им В.В. Верещагина, в общественных и частных собраниях.

  • · «Молодой царевич и бояре-воспитатели» (1913)
  • · «Опричники» (1916)
  • · «Прорыв польского фронта Первой Конной армией в 1920 году» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил России, Москва)
  • · «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943, Русский музей)

Михаил Иванович скончался 14 апреля 1954 года на 72-м году жизни. Он похоронен в Александро-Невской лавре.

Авилов Михаил Иванович

исторический живописец.

Авилов Михаил Иванович . Царевич Иван Иванович на прогулке.

Царевич Иван Иванович на прогулке

Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле. Государственный Русский музей .

Когда началась Великая Отечественная война, Михаилу Ивановичу было уже почти 60. Во второй раз «фокус» с добровольным вступлением в армию не прошел, ему мягко намекнули в военкомате, что его оружие не винтовка, а кисть .

«Вот если Вы напишете что-то патриотичное, значительное, способное поднимать советских людей на беспощадную борьбу с фашистами - это и будет ваш важный вклад в победу. А врага мы, дедушка, и без Вас разобьем», - без обиняков сказал ему годящийся во внуки молодой военный. Эта мысль не давала покоя и самому Авилову. Он задумал работу над полотном , которое и принесло ему наибольшую славу.

«Поединок Пересвета с Челубеем» начал создаваться в те времена, когда враг рвался к Сталинграду. Весь советский народ с замиранием следил за тем, как сражаются красноармейцы-герои, цепляясь за каждый клочок родной земли. И эта героическая оборона придавала Авилову новые силы.

«Поединок» стал своеобразным подарком советским воинам, которые разгромили врага у Курска и Орла, и погнали фашистов далеко на запад. Конечно, не обошлось и без образных сравнений. Многие «рассмотрели» в образе Пересвета самого Иосифа Виссарионовича, а в предводителе темных сил, естественно, фюрера. Правда, историки скрывали от широких масс, что в этом поединке практически сразу после его начала пали оба - и Пересвет, и Челубей.

Но полотно Авилова, без всякого преувеличения, стало таким же символом Великой Отечественной, как репортажи Ильи Эренбурга, сообщения Совинформбюро или карикатуры Кукрыниксов.

Спустя год после окончания Великой Отечественной войны за картину «Поединок Пересвета с Челубеем» Михаил Иванович Авилов получил Сталинскую премию.


Тарас Бульба с сыновьями. 1922. К.М. 31х40.

Конь, запряженный в санки. 1929



Московская тройка.

Опричники в Новгороде


Всадник. 1940


1943 г.Поединок на Куликовом поле.


Авилов Михаил Иванович

исторический живописец.

18 сентября 1882 года в Санкт-Петербурге появился на свет Михаил Иванович Авилов . С юных лет мальчик любил рисовать, и родители поощряли это занятие. Они же стали инициаторами поступления сына в Рисовальную школу «Общества поощрения художеств», случилось это, когда Михаилу не исполнилось и 11 лет.

После окончания гимназии Михаил оказался перед дилеммой: продолжить занятия рисованием или поступить в институт. Но любовь к кисти все-таки перевесила. Он поступил в студию Льва Евграфьевича Дмитриева-Кавказского, известного своими многочисленными офортами картин и гравюрами . Учеба у мастера-гравера продолжалось в течение года, а потом Михаил понял, что гравюры - это не его путь, и поступил в качестве вольнослушателя в Академию художеств .

Здесь ему повезло больше. Опеку над юношей взяли мастер панорамной живописи Франц Алексеевич Рубо, автор появившихся в период учебы Авилова батальных полотен «Атака Новочеркасского полка в бою на реке Шахе» и «Бородинский бой», а также Николай Семенович Самокиш, тоже любитель батальной живописи , оставшийся в истории самым известным своим полотном , созданным гораздо позднее - «Переход Красной Армии через Сиваш. От каждого из этих мастеров Михаил взял что-то свое, но в годы учебы в Академии художеств , которая продолжалась 10 лет, Авилов особое внимание уделял точному изображению деталей снаряжения, мундиров, оружия. А «коньком» начинающего баталиста стали наброски стремительного бега лошади. Не случайно Михаил Иванович очень много времени посвящал зарисовкам с натуры , часто пропадая на ипподроме.

В 1913 году окончил Академию художеств в Петербурге как художник-баталист (класс Ф. А. Рубо и Н. С. Самокиша).

В 1914 г. началась Первая мировая война. Авилов ушел на фронт добровольцем и всю войну прослужил рядовым. На фронте художник не расставался с карандашами, постоянно делая наброски и зарисовки.

В 1917 году Авилов демобилизовался, а с 1918 он жил в Тюмени и работал по заданию Отдела народного образования, в основном занимаясь оформлением города во время празднеств, делал театральные декорации.

В 1921 году художник возвращается в Петроград и начинает преподавать в школе Общества поощрения художеств, затем в Государственных художественных мастерских и в Государственном художественно- промышленном техникуме.

В 1923 г. Авилов стал членом АХРР.

В этот период он приобретает известность как художник баталист.


Во время Великой Отечественной войны активно работал над военно-патриотической тематикой ("Поединок на Куликовом поле", 1943 г.).

В послевоенные годы М. И. Авилов — профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.
М. И. Авилов - мастер исторических полотен. В основном, творчество посвящено знаменательныим российским событиям и временам гражданской войны. Работал также в книжной графике, автор многих плакатов времён 20-х годов XX века.

Исторические полотна: «Молодой царевич и бояре-воспитатели» (1913), «Опричники» (1916), «Прорыв польского фронта Первой конной армией в 1920 году» (1928), «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943).

Музеи: ГРМ, ГТГ, Пермская картинная галерея, Днепропетровский худ. музей (Украина), исторический музей им. Д. И. Яворницкого (Украина), Николаевский худ. музей им. В. В. Верещагина, Музей Революции, Музей Красной армии.

Литература.

Бродский В. М.И.Авилов. М., 1956.